Как ведет себя двухмесячный ребенок. Второй месяц жизни новорожденного ребенка: развитие, вес, уход

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Во второй месяц младенец вступает с улыбкой, он и раньше улыбался, но непроизвольно, каким-то своим ощущениям. А на четвертой-пятой неделе впервые улыбнулся в ответ на ваши ласковые слова, улыбнулся осознанно, радостно. Эта улыбка - знак понимания, готовности к общению, к диалогу.

Английский психолог Т. Бауэр, взяв под пристальное наблюдение 86 младенцев, обнаружил у них по меньшей мере четыре значения улыбки, адресованная только матери: улыбка типа «Ура! Я справился с этой задачей!», дружеская улыбка, примерно означающая «Я хочу вам понравиться», улыбка облегчения, когда ребенок осознает, что какой-то резкий звук или неожиданное движение не опасны для него.

Еще одно открытие Бауэра: девочки и мальчики улыбаются неодинаково. Мальчик сначала открывает рот вертикально, затем широко распахивает глаза, а у девочки губы сначала медленно изгибаются в уголках, она хлопает ресницами, затем слегка отворачивается, показывая себя в профиль. В общем, похоже на некоторое кокетство.

Так это или не так, вы можете проверить, почаще вызывая улыбку собственного ребенка. И если даже не обнаружите особого разнообразия, все равно будете каждый раз получать огромное удовольствие.

Еще одна характерная особенность второго месяца - интенсивное развитие ориентировочных реакций, тех самых, которые физиологи образно называют реакциями «Что такое?».

Вы уже, конечно, подвесили над кроваткой игрушки, а лучше - пока только один яркий шар. Теперь ребенок все чаще и дольше останавливает на нем свой взгляд. Важно, чтобы игрушка висела над его грудью на высоте 50 см -именно такое расстояние способствует правильной фиксации взора. Внимание малыша стали привлекать движущиеся предметы. Он сосредоточенно следит за погремушкой, которую вы, показав ему, начинаете передвигать вправо-влево. Его крайне интересуют звуки - в этом вы можете убедиться, позвонив колокольчиком то с одной, то с другой стороны кроватки. Он прислушивается к голосам, и резкие, громкие интонации ему явно не нравятся, а от ласковых, нежных он буквально расцветает.

Из всего окружающего его больше привлекает яркое, блестящее, звучащее. Но самый любимый предмет для рассматривания - ваше лицо. Просто удивительно, с каким пристальным вниманием, как серьезно всматривается малыш в наклонившихся над ним маму или папу. Как не согласиться в такие минуты с психологами и нейрофизиологами, утверждающими, что новорожденный ребенок уже обладает интеллектом и что возможности умственного развития детей первых месяцев жизни гораздо шире, чем мы представляем!

Тот же Бауэр, например, считает, что для ребенка общение со взрослым по своей занимательности равно разгадыванию головоломки: мы стараемся понять его, а он - нас...

Второй месяц ознаменован и нарастающими темпами физического развития.

Если за первые четыре недели масса тела ребенка увеличилась примерно на 600 г, то теперь предстоит набрать уже 800, подрасти еще на три сантиметра (а всего с момента рождения на шесть). Возрастает и активность - малыш больше двигает ручками и ножками, начинает держать головку в вертикальном положении, приподымает ее, лежа на животе.

Все это требует увеличения энергетических ресурсов - надо добывать у мамы побольше молока, граммов по 120-140 за раз, а за шесть кормлений - около 800!

Природой это предусмотрено - на втором месяце, по мере роста потребностей ребенка, увеличивается и лактация (выработка молока). Но что-то может в этом механизме не сработать и тогда молока начинает не хватать.

Как мы уже говорили, все еще поправимо. Опытные специалисты советуют в таких случаях прежде всего пересмотреть собственный рацион. Лактация требует повышенного количества белков (см. главы «Грудное вскармливание», «Питание кормящей матери»).

Наконец, еще одно средство, для нас новое, а, по существу, очень древнее, биологически обоснованное: максимальный телесный контакт мамы и ребенка при кормлении, не через одежду, а именно кожей.

Метод кормления «кожа к коже»

Перед кормлением ребенка раздевают, оставляя только подгузник и прикрывая пеленкой спину. Мама тоже раздевается до пояса. Обмен теплом, раздражение определенных кожных рецепторов, эмоциональное воздействие увеличивают приток молока.

Энергично сосущий ребенок обеспечивает себе и следующее кормление, потому что сам акт сосания и полное опорожнение молочной железы рефлекторно способствуют дальнейшей выработке молока. Все, что осталось, надо сцедить буквально до последней капли, а потом минут на 5-10 подставить грудь под горячий душ.

Испокон веков известно, что от волнений, неприятностей у женщины может пропасть молоко. И даже лишь тревога по поводу того, что ребенку не хватает молока, тоже усугубляет ситуацию. Поэтому при лечении гипогалактии (недостаточной выработки молока) в последнее время широко применяют психотерапию. Лучшим психотерапевтом для женщины может стать собственный муж. Помните, мужья: счастлива и спокойна мать - сыт ребенок!

По классической старой схеме вскармливания, со второго месяца жизни в рацион ребенка вводят фруктовые и овощные соки, начиная с нескольких капель и доведя к концу второго месяца до 5-6 чайных ложек в день.

Все-таки введение соков составляет дополнительную нагрузку на органы пищеварения, а они и без того функционируют в напряженном режиме. Так что, если у малыша неустойчивый стул или вы замечаете у него проявления диатеза, с введением соков лучше немного повременить. Тем более что при грудном вскармливании - именно при грудном! - необходимости в них пока нет.

Массаж и гимнастика для ребенка

Когда налаживается режим кормления, в колею входит и вся жизнь ребенка. Теперь у него есть более или менее постоянные часы сна и бодрствования, два-три раза в день эн гуляет - сначала по 20-30 минут, а к концу месяца уже то часу-полтора и даже больше (если температура не ниже -10-12°С и нет сильного ветра). В одно и то же время - перед вечерним кормлением - его купают. Пришла пора выделить 6-8 минут для массажа и первой легкой гимнастики. Лучше это делать в первой половине дня и, главное, - не перед сном и не сразу после кормления.

О пользе массажа догадывались еще наши прабабушки, хотя они, может быть, и не знали этого слова. Вспомните народные потешки, присловья, которыми сопровождалось перепеленание, все эти «Потягушечки-потянушечки, на ножки растушечки, на ручки хватушечки» или бессмертную «Сороку-ворону» с поглаживанием ладошки и разминанием каждого пальчика. При тогдашнем тугом пеленании ребенку без этого было просто не обойтись, но и сегодняшний младенец, получивший гораздо больше свободы, нуждается, чтобы его активность стимулировали.

Массаж и гимнастика сочетают в себе еще и воздушную ванну, то есть закаливающую процедуру, и контакт «кожа к коже». И, что не менее важно, восемь минут массажа - это минуты эмоционального общения и радости. Методика проведения гимнастики и массажа приведена в последующих главах.

«Живот болит!» «Хочу к вам!»

За день, а вернее, за сутки, много раз изменится настроение, самочувствие, выражение лица ребенка. Был спокойный, умиротворенный и вдруг морщится, хнычет, снова улыбается, а вот разразился таким плачем, что просто жалко смотреть: весь побагровел, напрягся, сжимает кулачки, беспокойно шевелит ножками... Так обычно бывает при кишечных коликах, столь частых у детей в первые месяцы жизни. «Живот болит! Сделайте что-нибудь!» - говорит он этим плачем.

Что же можно сделать, если у ребенка болит живот? Взять его на руки вертикально, прижать к себе, походить с ним, слегка похлопывая по спине. Прогладить горячим утюгом сложенную в несколько раз фланелевую пеленку и теплую (не горячую!) приложить к животу. Легко помассировать живот по часовой стрелке.

Все это - домашние средства первой помощи. А чтобы кишечные колики становились реже, можно прибегнуть к некоторым безобидным медикаментам. Например, хорошо поглощает газы активированный уголь. Его дают три раза в день по половине таблетки, растолченной и смешанной с водой.

Есть специальный детский чай с фенхелем. Малыши пьют его охотно, и действует он хорошо, уменьшая спазмы кишечника и облегчая отхождение газов.

Прибегая к любому из перечисленных средств, надо еще и проследить, не совпадают ли особо упорные приступы колик с погрешностями маминой диеты. Ребенок может расплачиваться болью в животе за то, что мама ест слишком много сладкого, овощей с грубой клетчаткой, винограда или выпивает более пол-литра молока в день.

«Часы плача» наступают обычно к вечеру. Малыш плачет, когда устал, если хочет, но не может уснуть; плачем он сообщает недогадливым взрослым о каком-то дискомфорте, плачем взывает: «Хочу к вам!» Побыть на руках у мамы или папы, согреться их теплом - не каприз, а потребность ребенка, и часто единственная возможность успокоиться.

Дети, нервная система которых пострадала во внутриутробном периоде или в родах, более чувствительны к любым неприятным ощущениям, они плачут больше, причем у них при этом дрожит подбородок, дрожат ручки. Нередко это сочетается с так называемым симптомом Грефе - при резком звуке, внезапно вспыхнувшем свете глаза у ребенка раскрываются так широко, что над радужкой становится видна белая полоска глазного яблока.

Еще некоторые симптомы, доступные материнскому глазу: ребенок очень часто срыгивает, мало спит. Стремится запрокидывать голову, так что затылок касается спины. Мышцы его постоянно напряжены - трудно разогнуть ручку или ножку. Подвижность рук, ног неодинакова - левая рука, допустим, явно менее подвижна, чем правая, или наоборот.

Консультация невропатолога в первые месяцы жизни очень желательна для любого ребенка, а такому она просто необходима. И - срочно!

В комплекс лечения неврологических расстройств обычно включают массаж.

Того, который делает мама, в этих случаях совершенно недостаточно. Лечебный массаж - дело тонкое, сеансы его длятся по 30-40 минут и больше, проводить их должен только специалист.

Назначения невропатолога надо выполнять очень точно. И пусть лечение не покажется вам излишним, если даже, на ваш взгляд, ребенок уже вполне здоров. Дело в том, что ранние поражения центральной нервной системы, пусть и минимальные, способны, внешне угаснув на время, всплывать затем вновь и вновь, в разные возрастные периоды проявляясь по-разному: у дошкольника - повышенной моторной возбудимостью, капризностью, заиканием, у школьника - рассеянностью, неумением сосредоточиться, дефектами почерка и даже у взрослого человека - трудными чертами характера. Так что лечение в первые месяцы - защита на всю жизнь!

Что должен уметь ребенок к концу второго месяца жизни

К концу 2 месяца жизни малыш:

  • Длительно смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет и длительно следит за движущимся предметом. Способен задерживать взгляд в течение 15-30 секунд.
    Взгляд малыша устойчив, он сосредоточенно смотрит! Все, что он видит, удивляет его. Удивление - это начало познания, начало любознательности. Малыш начинает воспринимать мир, выделяя отдельные предметы, большое и малое, приятное и неприятное. Он улыбается!
  • Возникает "реакция оживления”. Это реакция на общение со взрослыми, когда малыш вместе с улыбкой, оживленно двигает ножками и ручками!
  • Удерживает головку.Некоторые малыши способны уже зрительно сосредотачиваться в вертикальном положении, поворачивать головку вслед за предметом и следить за ним взглядом на расстоянии до полутора метров, прислушиваться к звуку, пристально смотреть на источник света.
  • Предпочитает находиться на руках у взрослого.
    Для полноценного психического развития малыша очень важно брать его на руки! Именно такое положение дает ему возможность видеть и слышать, что способствует умственному развитию. В положении на руках малыш удовлетворяет ориентировочный рефлекс.
  • Спонтанно произносит отдельные звуки, например, "кхе”, "ах” и пр.
    На втором месяце жизни в криках и плаче ребенка можно уже четко распознать отличия его требований. Голод и боль вызывают резкий крик, а уставший малыш издает "жалобное” ворчание…
  • Протяжное "агу”, покачивание головкой, веселые глазки, вытянутые губки – все это означает удовольствие!

Разговаривайте с малышом с самых первых дней его жизни! Рассказывайте ему обо всем, что вас волнует, или чему вы радуетесь, говорите легко и просто, нежно… Не бойтесь жестикулировать и выражать мимику, все это будет способствовать развитию речи вашего малыша. Говорите правильным языком. Исследования показали, что речь детей, с которыми рано разговаривали не детским языком, развивалась значительно быстрее… Помните: развитие речи и интеллекта взаимосвязаны!

По мере того как развивается способность малыша воспринимать и усваивать новую информацию, родители начинают относиться к нему как к личности. Приглядитесь к своему ребенку: он уже обладает индивидуальными чертами характера, которые отличают его от сверстников, своей манерой общения, в первую очередь с родителями.

Общение для крохи в этом возрасте по своей занимательности сравнимо с разгадыванием головоломки: младенец старается понять вас, серьезно всматриваясь в ваше лицо. Ребенку еще нет и двух месяцев, а он уже ищет источник эмоционального питания, нуждается в пополнении своего эмоционального резервуара – ему необходимо присутствие мамы, ее песенки, теплые руки, нежные слова. Рядом с ней, глядя в ее глаза, он улыбается, приглашая маму к взаимодействию.

Учимся понимать друг друга

Лишь к концу первого месяца родители начинают по-настоящему понимать своего малыша. Теперь они могут рассказать о своем ребенке очень многое, включая весь спектр его поведения: каким он бывает, когда спокоен или возбужден, пребывает в хорошем настроении или капризничает, отдыхает или двигается, легко он успокаивается или нет, предсказуемы ли его действия, быстро или медленно он реагирует на происходящее вокруг.

На 2 месяце жизни у ребенка пропадает характерный для новорожденных сонный блуждающий взгляд. Теперь кроха способен довольно долго бодрствовать до и после кормления, однако он до сих пор не готов к воздействиям, имеющим резкий характер.

Если он слышит очень громкие звуки, видит яркий свет, чувствует слишком энергичные прикосновения или испытывает чувство голода, то начинает просить о помощи, и единственно доступным средством общения для него является плач. В такие моменты важно научиться понимать язык младенческого плача. Это не так-то сложно.

Как правило, внимательно наблюдая за ребенком, вы обнаружите, что его плач в основном сигнализирует о следующем: «я хочу есть (пить)», «у меня мокрые пеленки», «мне нужно общение», «у меня болит животик», «я устал».

Как успокоить малыша? Однозначного ответа вам не даст никто. Попробуйте дать ребенку грудь, приложив его ладошку к своему телу. Запах мамы, стук ее сердца, прикосновения к ее коже – самый верный способ успокоить малыша. Или покачайте младенца на руках или в коляске; некоторые дети успокаиваются, если убрать лишнее освещение; для кого-то верным средством является пустышка.

В этом возрасте ребенок еще не готов к контактам с окружающими, тем не менее, он стремится к общению. Больше всего малыш любит слушать человеческий голос. Поэтому используйте любую возможность, чтобы поговорить с любимым чадом.

Старайтесь, чтобы ваша речь сопровождалась богатой мимикой: поднимайте брови, широко открывайте или прищуривайте глаза и округляйте рот или сжимайте губы. Путем таких гримас и движений, на первый взгляд кажущихся неестественными, родители приобщают ребенка к языку жестов, который является неотъемлемым элементом разговорного языка.

Продолжительному поддержанию интереса малыша к разговору способствует и изменение тембра голоса от низкого до высокого и наоборот. Если ваше общение носит регулярный характер, уже к концу второго месяца кроха начинает «гулить». И хотя его звуковой репертуар небогат и ограничивается 1-2 гласными переднего ряда, он в самом полном смысле слова учится говорить

Двигательные навыки ребенка в 2 месяца

На 2 месяце жизни ребенок начинает управлять своим телом. У него исчезают хаотичные подергивания, а движения рук и ног постепенно становятся более ровными и упорядоченными. Характерная для новорожденных нервная дрожь также пропадает. Наиболее заметное изменение, которое можно отметить в поведении ребенка – это способность двигать головой.

Если малыша положить на живот, он без особых усилий сможет поворачивать голову из стороны в сторону. А некоторые дети уже на 4-5 неделе поднимают ее и смотрят вокруг. Способность крохи двигать головой особенно очевидна, когда вы держите его, прислонив к своему телу. Однако независимо от того, насколько крепок ваш ребенок, он далеко не полностью может управлять своими движениями. Вынимая малыша из кроватки или нося по комнате, обязательно поддерживайте его головку руками.

Как правило, в этом возрасте дети не в состоянии самостоятельно передвигаться, тем не менее, даже самые пассивные малыши способны производить неожиданные движения. Поэтому никогда не оставляйте ребенка на столе или на другом высоком месте без присмотра. Достигнув этого возраста, младенец начинает значительно лучше владеть мышцами рук и ног.

Ребенок начинает демонстрировать способность ускорять или замедлять темп движения. Когда вы говорите с малышом спокойным и ровным тоном, его движения спокойны и равномерны. Попробуйте заговорить быстро, возбужденно, и вы увидите, как кроха начнет энергично перебирать руками и ногами.

Вижу, слышу, ощущаю…

В состоянии бодрствования малыш активно изучает окружающий мир – можно заметить, как он сосредоточивается и с интересом смотрит на какой-нибудь предмет или рисунок, находящийся перед ним. Наибольший интерес вызывают игрушки и предметы, перемещающиеся в пространстве, – повесьте над кроваткой вращающуюся карусель, перемещайте перед личиком ребенка погремушку.

Слежение за приближающимся и удаляющимся объектом формирует умение концентрировать взгляд, развивает координацию глаз. А если во время этих игр вы услышите, что малыш «заговорил», знайте, что с этими звуками он высказывает свое одобрение.

Для ребенка 2 месяца жизни новые звуки так же интересны, как и новые зрительные образы. Он может отличать речь от других звуков и при этом отдает явное предпочтение человеческому голосу. При незнакомом звуке ребенок настораживается, замирает, и, кажется, что он внимательно прислушивается. Если звук повторяется несколько раз, кроха перестает обращать на него внимание.

Чтобы вновь заинтересовать малыша, можно изменить звук, например, вместо звонка колокольчика дать послушать погремушку или игрушку, которая может пищать. В этот период в сознании ребенка укрепляется связь между увиденным и услышанным. После небольшой тренировки он каждый раз будет смотреть на колокольчик, висящий над кроваткой, когда тот звенит.

Маленький человечек радостно реагирует на ласковые прикосновения. Во время бодрствования погладьте ручки и ножки ребенка рукавичками, сделанными из разного материала – шелка, вельвета, атласа, шерсти, фланели или махровой ткани. Эти простые упражнения будут способствовать развитию осязания.

Для этой же цели можно использовать хватательный рефлекс, который пока еще у младенца очень силен. Предложите малышу хватать не только ваши пальцы, но и предметы различной фактуры – ребристые, пупырчатые, мягкие, деревянные. Чтобы помочь сыну или дочке «открыть» свои кулачки, ежедневно нежно массируйте крохотные пальчики.

Занятия с ребенком в 2 месяца

Поскольку и мама, и папа вносят что-то свое в общение с малышом, важно, чтобы они оба участвовали в его воспитании. Надеемся, что игры, предлагаемые ниже, не только помогут ребенку освоить новые навыки и умения, но и будут способствовать вашему с ним сближению.

Смастерите для младенца куклу, нарисовав на бумажной тарелке лицо и прикрепив к ней сбоку руку. Перемещайте тарелку в разные стороны на расстоянии 25 см от личика малыша. Через некоторое время кроха начнет следить за игрушкой, и на его лице появится улыбка.

Чтобы ребенок научился следить за предметом, предлагайте ему наблюдать за погремушкой или яркой игрушкой. Передвигайте предмет слева направо на расстоянии 25-30 см от личика малыша. Когда сын или дочка научится следить за ним, водя глазами по горизонтали, начните движение по вертикали. Наконец, попробуйте вращать предмет по кругу. Не забывайте следить за настроением младенца и будьте готовы прекратить игру, если почувствуете, что он устал или ему стало скучно.

К маленькой мягкой игрушке пришейте резиновую тесемку и закрепите под потолком. Положите ребенка так, чтобы игрушка находилась прямо над ним, и заставьте игрушечного зверька прыгать вверх-вниз. Став постарше, малыш сможет дотянуться до него и схватить. Чтобы стимулировать развитие слуха, привяжите к детским пинеткам колокольчики. Каждый раз, шевеля ножкой, кроха будет слышать звон.

Познакомьте ребенка со стихотворным ритмом и размером. Пусть это будут хорошо знакомые вам детские стихи или народные потешки. Народный фольклор особенно нравится детям, поскольку обладает важнейшей особенностью – и песенкам, и прибауткам, и пестушкам, и напевкам присуща музыкальность, в них прекрасно обыгрывается «гуление», которое осваивает в этом возрасте малыш.

Физическое развитие ребенка 2 месяца:

Положите ребенка на спинку, осторожно поднимите его ручки над головой и опустите вниз, затем скрестите их перед грудью и разведите в стороны. Положите малыша на спину, осторожно подвигайте его ножками, имитируя движения велосипедиста. Во время упражнения спойте песенку, например: «Мы едем, едем, едем в далекие края…».

Положите младенца на пеленальный столик на живот. Сядьте рядом и, называя чадо по имени, показывайте ему яркую игрушку. Малыш будет стараться поднять голову, развивая тем самым мышцы шеи, спины и рук. Проделывайте то же самое упражнение, только сейчас вы должны лечь на спину и положить ребенка себе на живот. Называя малыша по имени, старайтесь, чтобы он поднял голову и посмотрел на вас.

Практические советы

Не кутайте ребенка: Когда ребенок бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно: чем меньше одежды, тем лучше. Не забывайте, что малыш ведет себя более активно, когда чувствует прохладу.

Посадите ребенка в детское креслице: Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок не скучал, когда он не спит. Попытайтесь сделать так, чтобы он мог видеть окружающие предметы с разных сторон. Изменяйте его положение, посадив, например, в специальный детский стульчик или креслице.

Прислушайтесь к ребенку и ответьте ему: Попробуйте подражать звукам, которые произносит ваш малыш. Послушайте, как он это делает, и повторите. Во время «разговора» старайтесь смотреть ему прямо в глаза.

Пойте, занимаясь с ребенком: Выучите несколько простых стишков и, используя знакомую мелодию, напевайте во время кормления, купания и упражнений.

Игры с братьями и сестрами: Пусть ребенок некоторое время побудет со старшей сестрой или братом. Их присутствие развлечет и обрадует малыша.

Внимание, снимаем! Всегда держите под рукой заряженный фотоаппарат. Альбом с фотографиями – лучший способ проследить за тем, как день за днем растет ваш малыш, и запечатлеть счастливые моменты.

Возьмите ребенка с собой: Ребенок обрадуется, если вы возьмете его с собой в магазин или в гости к друзьям. Новые впечатления, незнакомые звуки и запахи будут способствовать развитию малыша.

Время игр

Зрение.

Наденьте ребенку яркие цветные манжеты или носки: Сделайте малышу цветные манжеты или купите яркие детские носочки. Иногда надевайте манжету или носок на правую руку ребенка, иногда на левую или на обе сразу. Двигая руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять ими, так чтобы они оставались в поле его зрения.

Кукла на руке: Наденьте куклу себе на руку и перемещайте ее в разных направлениях – вверх и вниз, вперед и назад или двигайте по кругу, так чтобы ребенок мог ее видеть. Малыш будет следить за игрушкой, и это поможет развитию его зрительных способностей.

Игрушка, которая может пищать: Положите малышу на ладошку игрушку, которая пищит. Неожиданный звук позволит ему лучше почувствовать движения своей руки.

Кукла на пальце: Наденьте куклу на палец и покажите малышу, как она танцует. Чем смешнее будет танец, тем больше это понравится ребенку.

Кукла-тарелка: Сделайте куклу из бумажной тарелки с палочкой вместо ручки. Нарисуйте на одной стороне тарелки веселую рожицу, а на другой – печальную. Поверните тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, а затем другой. Пусть он увидит и печальное и веселое лицо. Вы обнаружите, что ребенку нравится смотреть на игрушку, и очень скоро он начнет с ней разговаривать. Интерес к кукле сохранится на долгое время, поскольку рожицы будут постоянно сменять одна другую.

Повесьте над кроваткой игрушки: Прикрепите к детской кроватке специальное подвесное устройство с погремушками и другими игрушками. Время от времени старайтесь менять их. Не забывайте, что малышу нравятся предметы яркого цвета, интересной формы, особенно те, которые легко двигаются.

Разные фигурки: Обклейте со всех сторон полиэтиленовый пакет кусочками цветной бумаги. Сделайте это так, чтобы фигурки были разного цвета и формы. Прикрепите петельки из тесьмы на верхних углах пакета и повесьте его над детской кроваткой. Через некоторое время ребенок сможет дотянуться до пакета и начнет ударять по нему рукой.

Папа вверх ногами: Поставьте два стула друг напротив друга. Положите ребенка на спину маме на колени. Пусть папа сядет на стул напротив нее, и тогда малыш увидит папино лицо вверх ногами.

Разные картинки: Повесьте на стену около детской кроватки или кресла для кормления какие-нибудь картинки или рисунки. Старайтесь время от времени их менять. Лучше всего для этой цели подойдет специальная настенная доска.

Восприятие звуков Потрясите погремушкой: Ваш ребенок стал лучше наблюдать за окружающей обстановкой и различать звуки. Дайте малышу возможность проявить свое умение – потрясите погремушкой, перемещая ее в разные стороны с разной скоростью. Во время игры напевайте песенку.

Вверх и вниз: Спойте малышу песенку, в которой говорится о движении вниз и вверх. Поднимая ребенка, опуская и поворачивая в разные стороны, вы даете ему возможность посмотреть на окружающие предметы под разным углом зрения. Вот мы поднимаемся вверх (поднимите малыша). Вот мы опускаемся вниз (опустите его вниз). Вот мы идем вперед и назад (поверните малыша). Вот мы кружимся (поднимите ребенка и осторожно покружитесь).

Позовите ребенка: Прежде чем войти в комнату к малышу, позовите его. Он научится узнавать ваш голос и будет ждать, когда вы появитесь.

Погремушка из консервных банок: Смастерите для малыша игрушку, используя пустые консервные банки. Поместите ее сначала с одной стороны кроватки, затем с другой. Через некоторое время, услышав звук, ребенок научится искать глазами «погремушку». Яркая тесемка, привязанная к банкам, облегчит ребенку поиски.

Ощущения

Погремушка: Положите в руку малыша погремушку. Что это такое, он поймет очень быстро. Он будет трясти ее, иногда подносить ко рту, прежде чем дать ей упасть. Старайтесь класть погремушку по очереди в каждую руку малыша.

Разнообразные ощущения: Поскольку большую часть времени ребенок держит кулачки разжатыми, ему будет интересно узнать, чем отличаются различные ткани на ощупь. Скрепите кусочки разной ткани деревянной прищепкой для белья. Для этой цели лучше всего подойдут лоскутки мешковины, шелка, бархата и вельвета. Такая игрушка способствует развитию хватательных навыков у ребенка.

Упражнения

Прыгающий помпон: Положите ребенка на спину перед собой, возьмите в руки несколько мягких цветных помпонов. Поднимите руку над малышом, и пусть помпоны один за другим упадут ему на животик. Каждый раз приговаривайте: «Сейчас упадет еще один помпон!» По мере того как малыш будет подрастать, он научится ждать, когда упадет следующий помпон.

Упражнения для ног «под ариозо»: Для физического развития малыша очень важны упражнения, укрепляющие ноги. Положите ребенка на спину и возьмите в руки его ступни. Осторожно начинайте двигать его ножки, подражая движениям велосипедиста. Через некоторое время вы почувствуете, что ребенок сам подталкивает ваши руки! А чтобы малышу было веселее, при этом пойте. В конце упражнения, держа ребенка за ножки, приподнимите нижнюю часть его туловища.

Арена для упражнений: Прикрепите над детской кроваткой несколько игрушек, так чтобы малыш мог дотрагиваться до них ножками. Повесьте игрушки на разной высоте. Старайтесь выбирать предметы разной формы и из разного материала. Возьмите, например, большой пушистый помпон и звонкий колокольчик. Благодаря им ребенок узнает, что бывает мягкий и твердый предмет, громкий и тихий звук. Положите малыша в кроватку на спину, так чтобы он мог дотянуться до игрушек ножками, и пусть он тренируется.

Повседневные дела

Время кормления

Условный сигнал: Запишите на пленку какой-нибудь условный звук, который должен оповещать о том, что наступает время кормления. Спустя некоторое время ребенок поймет, что означает этот сигнал.

Кресло-качалка: Если вы до сих пор не знаете, насколько полезным может оказаться при кормлении кресло-качалка, сейчас самое подходящее время, чтобы воспользоваться им. Прижмите ребенка к себе и, тихонько покачиваясь в кресле, начните его кормить. Такой способ кормления даст возможность спокойно отдохнуть и вам и ребенку.

Теперь очередь папы: Сначала убедитесь, что у папы есть время покормить малыша. Если вы кормите ребенка грудью, пусть папа даст малышу попить воды (если ребенок пьет воду). Если вы сцеживаете молоко и вам необходимо уйти из дома во время кормления, у папы появляется прекрасная возможность выполнить ваши обязанности.

Время купания

Поплескаемся в воде: Пусть малыш немного побрызгается в теплой ванночке. После купания осторожно вытрите его полотенцем. Приятные ощущения позволят ребенку лучше познать окружающий мир.

Прекрасное отражение: Выкупав ребенка, поднесите его к большому зеркалу. Он с интересом будет смотреть на свое улыбающееся отражение. Это самый подходящий момент, чтобы пощекотать ему животик и пальчики на ногах. Глядя в зеркало и чувствуя ваши прикосновения, малыш больше узнает о себе.

Продолжается массаж: Осторожно сжимая, делать ладонями круговые движения – вот основной способ расслабляющего массажа. Немного смажьте руки растительным маслом, затем поднимите ножку ребенка, слегка обхватив ее обеими руками, начинайте осторожно массировать. То же самое проделайте с руками малыша. Время пеленания

Настенный коврик: Повесьте на стену рядом с детским столиком одеяльце или коврик, сшитый из всевозможных лоскутков. Для этой цели лучше всего подойдет старое полотенце, шелковый шарф, ворсистая шерстяная материя и даже блестящая алюминиевая фольга. Переодевая ребенка, погладьте его ручками лоскутки, называя ткань каждого из них.

Посмотри в зеркало: Время от времени переодевайте ребенка перед зеркалом. Повесьте зеркало рядом с детским столиком, так чтобы малыш мог видеть себя. Собственное отражение удивит и восхитит его. По мере того как он будет становиться старше, эта игра станет доставлять ему все большее удовольствие.

Метелка из перьев: Держите рядом с пеленальным столиком недорогую мягкую метелку из перьев. Когда малыш будет раздет, ласково пощекочите его метелочкой, называя при этом каждую часть его тела: «Я щекочу, щекочу носик», «Я щекочу, щекочу пяточки» и т. д.

Маленький боксер: Ваш ребенок проводит достаточно много времени на пеленальном столе, глядя на скучный белый потолок. Постарайтесь сделать окружающую его обстановку интересной и привлекательной. Повесьте над столом красивый воздушный шар. Сначала малыш будет наблюдать за тем, как шар качается, а через некоторое время попробует ударить по нему рукой.

Время отдыха

Покатайся на мячике: Сильно надуйте большой пластиковый мяч, так чтобы он стал упругим. Осторожно положите на него ребенка, животом вниз. Придерживая малыша за бока, медленно катайте его взад и вперед. Многим детям это упражнение помогает успокоиться и заснуть.

Время для телевизора: Если в вашей семье любят смотреть телевизор, то на некоторое время ребенок охотно составит вам компанию. Он с удовольствием будет прислушиваться к новым звукам и наблюдать за движениями на экране; кроме того, это позволит ему лишний раз побыть в кругу родных.

Запишите на пленку голос своего малыша: Если у вас есть магнитофон, с его помощью вы сможете развлечь своего ребенка. Запишите на пленку звуки, которые он произносит. Старайтесь почаще включать при нем запись. Разговаривая с магнитофоном, малыш может успокоиться и заснуть.

Грудничок 2 месяца, развитие которого проходит правильно, будет регулярно радовать близких улыбкой. Ею он отвечает на каждое появление мамы и папы, когда пребывает в хорошем настроении. Эта улыбка, доверчивая и открытая, наверное, самое прекрасное, что видит в своей жизни каждая женщина. И она становится для крохи важным средством общения с миром.

Особенности физиологии

Данный период характеризуется для крохи и началом подвижности. Он все еще не умеет контролировать движение ручек, которые находятся в «свободном полете». Но уже значительно дольше удерживает погремушку. Перекладывать из ручки в ручку для него еще тоже сложно, поэтому малыш просто отпускает игрушку, когда устает.

Для второго месяца жизни ребенка развитие достаточно, чтобы дольше удерживать головку приподнятой, когда он лежит на животике. Попробуйте потянуть за ручки, и головка приподнимется уже вместе с плечиками. Когда малышу исполнится , он сможет свободно держать голову ровно, но пока ее следует поддерживать, если кроха находится в вертикальном положении. Другой важный физиологический навык - упор ножками в твердую поверхность. Кроха может стоять так несколько секунд.

Сон ребенка в 2 месяца становится короче, чем был раньше. Обычно даже «ночные» малыши, привыкшие беспокоить маму по несколько раз вместо продолжительного сна, начинают жить по более удобному распорядку. Так, если 2 месяца ребенку, развитие и режим считаются нормой при продолжительности ночного сна от 6 до 10 часов. То есть если вы покормите малыша в полночь, сможете спокойно проспать всей семьей до утра. Дневной сон делится на 5 периодов, два из которых продолжаются от 1 до 3 часов, а другие 3 включают лишь 10-30 минут отдыха.

Стул ребенка в 2 месяца зависит от типа кормления. У малышей на грудном вскармливании он вполне может доходить до 8 раз в сутки, а вот искусственники какают 1-4 раза. Если ваш малыш не укладывается в эти рамки, следите за его поведением. Животик не болит, и кроха нормально набирает вес? Значит, у вас все нормально! Индивидуальны также рост ребенка в 2 месяца, и его вес. Вот общепринятые параметры роста, окружности головы и веса ребенка в 2 месяца, которые, как видите, очень условны.

5 основных навыков малыша

Что должен уметь делать ребенок в 2 месяца? Кроме того, чтобы одаривать близких лучезарной улыбкой, развитие ребенка на 2 месяце жизни позволяет ему:

Конечно, это не все, что может грудничок в 2 месяца. Еще у него активизировался хватательный рефлекс, и все, что попадает к нему в ладошку, оказывается на время крепко зажатым. Это касается и маминых волос, и папиного носа.

Во время грудного кормления ребенок уже не просто сосет, а помогает кулачком, придерживая сисю. Или отрывается от груди, рассматривает маму, улыбается, а потом вновь принимается за еду.

Полезные игры и гимнастика

Малыш все еще много времени проводит во сне, поэтому вам нужно столько всего успеть в моменты бодрости! Можно искупаться, сделать массаж, послушать музыку. Или поиграть в полезные игры!

Игры с ребенком в 2 месяца

Подойдут браслет на ручку с колокольчиками, которые интересно звенят при малейшем движении. И пластиковая спираль, за движениями которой ребенок будет с удовольствием наблюдать. Пластмассовый или тканевый мячик с бубенчиком внутри можно подержать в руки и потрясти его. Не волнуйтесь, если кроха все тянет в рот. Конечно, игрушку следует предварительно помыть, но из-за высокой ферментной активности слюны в этом периоде ничего страшного с малышом не случится.

Гимнастика

Очень полезна пальчиковая гимнастика для детей 2 месяцев, которая обеспечит развитие тактильных ощущений и будет стимулировать работу мозга. Вкладывайте в раскрытую ладошку мячики разного диаметра из разных материалов: матерчатые и пластиковые, мягкие и твердые. Используйте также палочки длиной до 25 см с диаметром сечения 1,5 см. Ребристые и гладкие, округлые и квадратные, они развивают тактильную чувствительность ручек малыша и правильное развитие нервной системы.

Такие занятия понравятся малышу. Но не переусердствуйте, так как эмоциональное состояние крохи можно назвать неуравновешенным. Он начинает по-новому реагировать на звуки, цвета, и все это может вызывать переутомление, а затем и раздражение, капризность. Играйте и занимайтесь, когда малыш отдохнул или перекусил и готов к общению!

Развитие ребенка в 2 месяца – весьма интересный процесс. Вы уже сможете научить малыша чему-то новому.

Я вам уже сообщала, что задумала цикл статей о рождении и воспитании детей.

Мы еже говорили о , о том, как проходит его жизнь в первый месяц.

А теперь давайте представим, что наш воображаемый пупсик подрос, ему уже исполнилось 2 месяца, поэтому сегодня мы и поговорим о том, как происходит развитие детей в 2 месяца .

Физическое развитие ребенка, которому исполнилось 2 месяца

Я вам признаюсь честно, что не слишком люблю новорожденных. По-моему, их могут считать прелестными только собственные родители.

То ли дело двухмесячные (и старше) малыши: пухленькие, улыбчивые, с нежной светлой кожей, «перевязочками» на руках и ногах, ну, чисто тебе херувимы.

Ребенок в два месяца существенно набирает в весе (те, кто хорошо кушают, могут легко набрать и килограмм за месяц), увеличивается в длину.

У него растет все: , внутренние органы, окружность головы и груди, что не может не радовать гордых родителей.

Вес на 25% больше изначального, а рост – на 10%.

Конечно, подобные показатели кажутся несерьезными, если вспомнить, какими крохами остаются двухмесячные пупсики, но сравните подобную тенденцию с ростом взрослого человека.

Например, в сентябре ваш рост составлял 170 см, а в октябре – 187 см.

Такими темпами к Новому году вы в дядю Степу-великана превратитесь 🙂 .

Вот таблица средних физических показателей:

Психологическое развитие двухмесячного ребенка


Как вы понимаете, психологическое развитие ребенка тоже не пасет задних. Он уже:

  • многое понимает и запоминает, поэтому не стоит легкомысленно относиться к своим словам и действиям;
  • легко различает чужих и своих, поэтому, если чужая тетя берет его на ручки, может разразиться плачем;
  • имеет осмысленные реакции, поэтому пытается демонстрировать вам, что ему нравится, а что – нет;
  • не только плачет, пытаясь обратить на себя внимание, а издает и другие интересные звуки, так, называемое гуление (случайный набор звуков).

Это маленькая личность, которая только начала путь своего психологического развития, поэтому следует заботиться о том, чтобы не травмировать его психику слишком громкими звуками, руганью, скандалами.

Малыш не должен бояться или находиться постоянно в стрессе.

Что нужно ребенку в 2 месяца для полноценного развития?


Родители переживают, чтобы их сокровище ни в чем не нуждалось, чтобы ему всего хватало для нормального развития.

Врачи говорят, что для того, чтобы малыш быстро рос и не испытывал в чем-то недостатка, ему нужно:

    Ест дитятко по-прежнему часто, каждые несколько часов и за сутки съедает столько материнского молока, сколько составляет 1/5 его веса.

    Двухмесячные карапузы все еще проводят время преимущественно в глубоком сне или полудреме.

    В среднем он спит около 18 часов в сутки, хотя некоторые медвежата могут дрыхнуть и по 20 часов.

    Общение с родителями.

    Когда кроха бодрствует, он не любит находиться один.

    Он требует игр, развлечений, того, чтобы вы уделяли ему как можно больше внимания.

    Ведь вы принимаете душ каждый день, так что не стоит лишать свое маленькое сокровище приятных для него водных процедур.

    Если ваш ребенок не слишком любит купаться, то постарайтесь превратить сам процесс в интересную игру.

    Прогулки на свежем воздухе, хотя бы по 1 часу дважды в день

Ну, и думаю, что вряд ли стоит акцентировать внимание на том, что развитие ребенка в 2 месяца (как и в любом другом возрасте) невозможно без любви и ласки, которой вы будете его одаривать.

Малыш очень тонко чувствует исходящие от вас положительные эмоции и точно пострадает от того, что вы любите его недостаточно.

Что умеет делать двухмесячный ребенок и как эти умения развивать?


Если вы еще только планируете становиться родителями, то наверняка вас удивит, как много умеет двухмесячный малыш:

  1. Он поднимает свою голову и удерживает ее на некоторое время.
  2. Лежа на животе, легко поднимает не только голову, но и грудь.
  3. Он часто улыбается, причем его улыбка вполне осмысленная, так же как и хмурое выражение лица, если он чем-то недоволен.
  4. Реагирует на звуки и поворачивает голову в их направлении, вот почему не стоит слишком шуметь в его присутствии.
  5. Дитя удерживает в руках погремушку или другой предмет, размер которого подходит для его маленькой ладошки, хватается за протянутый палец.

Каждый день жизни крохи в этот период вы будете открывать для себя что-то новое.

Вот почему так важно уделять максимум внимания своему сокровищу, пытаться развивать его умения.

как физически развивается малыш в 2 месяца:

Развитие ребенка в 2 месяца: учеба и игры

Конечно, двухмесячный малыш – еще не слишком благодарный объект для обучения.

Пройдет еще несколько лет, прежде чем вы сможете приступать к чтению, письму, счету и прочему, но все же есть то, чему его можно научить.

Например,

    Произносить звуки.

    Прислушайтесь, что именно «говорит» вам малыш, а потом повторяйте те же звуки с усиленной артикуляцией.

    Постепенно начинайте изучать новые звуки.

    Слушать короткие стишки.

    Конечно, он не заучит их наизусть и не станет пересказывать, но будет с интересом слушать.

    Для двухмесячных малышей лучше выбирать стишки с четким ритмом.

    Различать предметы, которые вы ему показываете и т.д.

Заниматься с такими крохами нужно по 3–5 минут по несколько раз на дню, потому что они еще слишком устают и не умеют надолго концентрировать внимание.

Если ему надоест, он вас об этом проинформирует плачем или просто отвернут голову от источника раздражения.

В возрасте двух месяцев у деток уже могут появиться любимые игрушки.

Покупайте ему лишь те, что безопасны для него.

Помните, что дети все пробуют на вкус, поэтому не стоит вручать ему мягкие игрушки или что-то мелкое.

Для развлечения малыша, повесьте над его кроваткой гирлянду с разными игрушками и шарами. Так ваше чадо сможет пробовать на ощупь различные предметы, следить за вращением гирлянды.

Проводя время с бодрствующим малышом, постоянно с ним общайтесь, пытайтесь привлечь его внимание, научить концентрировать его на чем-то одном. Периоды игр будут короткими, потому что, повторюсь, большую часть времени двухмесячные дети спят.

Как видите, развитие двухмесячного ребенка – весьма интересный процесс.

Вы уже сможете научить малыша чему-то новому, если будете проводить с ним как можно больше времени.

Любите свою крошку и заботьтесь о ней, чтобы не жалеть потом, что вы чего-то ему не додали.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Второй месяц жизни малыша омрачён активными коликами. Случаются приступы колик в основном в вечернее время и сопровождаются сильным плачем. Существуют способы снятия острой боли при коликах и эффективные лекарственные препараты.

Малыш динамично развивается и совершенствует свои навыки и умения. Теперь он регулярно балует окружающих своей улыбкой. Улыбка - первое средство общения крохи с миром. Активность, любознательность, коммуникабельность - качества, с которыми малыш встречает каждый новый день. Как ведёт себя ребёнок в 2 месяца жизни во многом обусловлено освоенными навыками. Этот период показателен такими эмоциональными и физическими умениями:

  • Способность сосредотачивать и удерживать внимание на подвижном и движущемся предмете.
  • Появление реакция на звук, которая выражается в повороте головы и обнаружении источника звука.
  • Ответная реакция на общение. Малыш заметно оживляется и обязательно улыбается.
  • Диапазон произносимых звуков значительно расширяется.
  • Двигательная активность крохи заметно расширяется. Теперь он может перевернуться с бока на спину, приподнимать и удерживать голову, лежа на животе.
  • Активизация хватательного рефлекса. Предложенную погремушку малыш хватает крепко и удерживает длительное время.

Поведение ребёнка в 2 месяца обусловлено не только нарастающим темпом физического и эмоционального развития. Этот период показателен частыми проявлениями несовершенной работы пищеварительной системы.

Почему плачет ребёнок в 2 месяца?

Этот период жизни младенца ознаменован активными проявлениями колик. Так называемая «инфантильная колика» появляется в двухнедельном возрасте. На втором месяце жизни проходит острая фаза этого состояния. Третий месяц характеризуется спадом колик. Полное освобождение происходит до полугодовалого возраста. Инфантильная колика - это приступообразная острая боль в брюшной полости, имеющая функциональный характер и проявляющаяся у детей первого года жизни. В течение дня меняется самочувствие, настроение, двигательная активность, аппетит и выражение лица крохи. Это нормальный процесс. И причины плача ребёнка в 2 месяца - колики имеют естественную природу. В период новорожденности каждый малыш переживает подобное состояние. Этиология колик не выяснена, поэтому универсального рецепта для избавления от них нет. Стабильность колик выражается в постоянстве их проявления. Это случается приблизительно в одно и то же время. Прослеживается определённая система проявления. Обычно колики беспокоят в вечернее время. Поэтому двухмесячный малыш каждый вечер сильно кричит.
Характерными признаками наступления колик являются: напряжение тела, покраснение лица, сжатые кулаки, беспорядочное шевеление ногами, подтягивание ног к животу, отхождение газов и отказ от кормления. Существует мнение, что колика - это не боль в животе, а характерное поведение ребёнка. Если малыш в 2 месяца постоянно кричит, мамы грешат на свой рацион питания и буквально перестают кушать. Такие крайности не имеют здравого смысла. Соблюдения диеты кормящей мамы достаточно. Потому что на возникновение колик влияют несколько иные факторы:

  • Раннее введение прикорма, в виде продуктов или жидкостей.
  • Неблагоприятная домашняя атмосфера. В семье частые ссоры, ругань, проявление беспричинного гнева.
  • У младенца наблюдается повышенное внутричерепное давление.
  • Мама носила беременность тяжело или течение родов было неблагоприятным.
  • Кроха обладает повышенной метеочувствительностью. Два месяца - время, когда малыш начинает реагировать на погодные условия и астрономические явления. Поэтому часто ребёнок в 2 месяца капризничает вечером по причине резкого изменения погоды.

Как успокоить ребёнка в 2 месяца?

Когда двухмесячный кроха выгибается дугой, дёргает руками и ногами облегчить его состояние непросто. Главное - эмоциональный контакт с мамой. Малыш должен понимать, что мама рядом и поможет ему. Нужно взять кроху на руки, в вертикальном положении приложить к своему животу и поносить. Тёплая пелёнка, приложенная к животу ребёнка, позволит снять острый приступ боли. Лёгкий массаж живота по часовой стрелке также способен помочь. Многим детям становится легче, если время колик провести в ванне. Вода снимает спазмы и облегчает состояние.
Чай с фенхелем, укропная вода - безопасные для ребёнка средства. Также существует ряд специальных лекарственных препаратов от колик и гомеопатических средств. Их назначение и дозировка находятся в сфере компетенции педиатра. Этим же правилом следует руководствоваться касательно применения активированного угля как средства против колик.
Вечерний плач может быть и другого характера. Невозможность уснуть вследствие чрезмерного перевозбуждения, присутствие дискомфорта также сопровождаются плачем. Эти состояния часто возникают у детей, переживших тяжёлые роды. Нервное потрясение выражается в том, что ребёнок 2 месяца жизни вздрагивает от каждого шороха и во сне. В ситуации, когда ребёнок в 2 месяца всё время дёргается и трясёт ручками, у него трясётся подбородок в сочетании с плачем, необходимо срочное обращение к специалисту. Консультация невропатолога избавит родителей от неизвестности и позволить при необходимости своевременно начать лечение. Дело в том, что подобные признаки присущи симптому Грефе. Это проявление гидроцефального синдрома, которое при грамотном и скором лечении пропадает. Наиболее выраженным признаком этой проблемы у младенца является возможность видеть белую полоску глазного яблока над радужкой. Это происходит в момент широко раскрытых глаз, по причине резкого звука или внезапного яркого света. При выявлении подобных состояний для успокоения и лечения назначаются: ноотропные и седативные препараты, успокаивающие ванночки и массаж, мочегонные лекарственные средства.
Незрелость нервной системы - это главное, что может беспокоить ребёнка в 2 месяца. Неспокойное поведение малыша, плач, колики, навязчивые движения рук и головы - результаты этого процесса. Поэтому окончание её формирования положительно скажется на состоянии крохи.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Свинья из носка Для вязания карандашницы нам понадобятся Свинья из носка Для вязания карандашницы нам понадобятся Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Детская поделка: петух своими руками Детская поделка: петух своими руками