Современные проблемы здоровья подростков. Современные аспекты состояния здоровья детей

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Пользовательский поиск


Ухудшение здоровья детей - проблема современного общества

Добавлено: 2014-10-15

Ухудшение здоровья детей - проблема современного общества

Cостояние здоровья Россиян в настоящий момент далеко от благополучного, растет заболеваемость, остаются стабильно низкими демографические показатели.

Но особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков.

Из-за низкой рождаемости их численность в общей массе населения уменьшилась на 4,2 млн и составляет к сегодняшнему дню 35 млн. Около 75% детей дошкольного возраста имеют серьезные отклонения в уровне здоровья. Здоровые дети среди школьников младших классов составляют 10-12%, а среди старших - всего 5%. Более чем у 50% детей разного возраста диагностируются хронические заболевания. Впервые за 40 лет врачи столкнулись с проблемой гипертонии юношей-подростков.

Сегодняшние дети имеют худшие показатели, чем их сверстники 10-15 лет назад, в росте, окружности грудной клетки, динамометрии.

Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью и дефицитом витаминов, минералов, нутриентов.

Около 50% юношей и девушек выходят из школы уже имея 2-3 диагноза болезней, а в целом лишь 5% выпускников можно считать практически здоровыми.

За последние 3 года число граждан, освобожденных от призыва в ряды Российской Армии в связи с психическими расстройствами, возросло в 1,5 раза, а в связи с алкоголизмом и наркоманией - в 2 раза.

В последние годы резко возросло заболевание детей гастритом. Если раньше эта болезнь диагностировалась в основном у людей пожилого и среднего возраста, то в настоящее время она нередко диагностируется у школьников.

Проблемы с желудком, гастриты – результат торопливой еды, больших перерывов между приемами пищи. Лимонады и жевательные резинки, консервы и полуфабрикаты, ничтожно малое количество свежих овощей и фруктов, витаминов и белковой пищи - все это на фоне непреходящего стресса и больших психических нагрузок приводит к появлению «бреши» в желудке.

Дети постоянно растут, а значит, нуждаются в полноценном, горячем питании. В первую очередь в блюдах должны содержаться белки (мясо, рыба, яйца), сложные углеводы (черный хлеб, злаки), жиры. Поэтому если в течение дня вы позволяете ребенку питаться самостоятельно, придумайте традицию каждый вечер собираться всей семьей за столом. На ужин ребенок обязательно должен получать горячее, питательное блюдо из мяса, рыбы или птицы.

Кроме того, желательно использовать специальные средства, способные защитить желудочно-кишечный тракт ребенка от агрессивных воздействий и обогатить рацион необходимыми нутриентами.

Здоровье ребенка зависит от огромного количества причин: окружающая среда, питание, образ жизни, наследственность, инфекционный фон, медицинское обслуживание... Но на долю так называемого «школьного фактора» приходится 25 процентов всевозможных причин ухудшения здоровья ребенка! Медики всерьез считают, что образование стало деятельностью, потенциально опасной для здоровья детей и подростков.

Нагрузка на школьников многократно увеличилась, а их возможности воспринимать знания изменяются далеко не так быстро.

Отсюда – перегрузки, которые колеблются от трехкратного превышения возможностей ребенка (иностранный язык) до 20-кратного (математика)!

Нормы, предусмотренные для учебных нагрузок, в школах практически не соблюдаются.

От первого класса к десятому в два раза увеличивается число детей с заболеваниями сердца и сосудов, желудочно-кишечного тракта, зрения и слуха. В 8 раз возрастают эндокринные заболевания, ожирение.

Среди заболеваний у первоклассников на первом месте кариес, на втором и третьем местах - болезни уха-горла-носа и нарушения опорно-двигательного аппарата. У десятиклассников на первом месте - заболевания опорно-двигательного аппарата, а далее идут нарушение зрения и та же лор-патология. Отмечен высокий уровень аллергических заболеваний.

Вызывает опасение психическое здоровье школьников: исследования показали, что у 20% первоклассников в начале учебного года налицо напряжение адаптации. Высокий уровень психической напряженности обнаружен у пятой части десятиклассников.

Негативно влияют на здоровье детей нарушение основных требований режима дня. Школьники мало спят: у первоклассников, например, в 48-64% случаев дефицит ночного сна составляет полтора часа и более.

Самое главное, о чем нужно помнить родителям: среди детей, которые отстают от своих сверстников по успеваемости, 85-90% делают это не из-за того, что они «недоразвиты» и даже не от лени - а из-за плохого состояния здоровья.

В настоящее время назрела ситуация, когда необходимо принимать радикальные меры по качественному улучшению состояния здоровья детей и школьников. Здоровые дети сегодня-это наше здоровое будущее.

Будем Здоровы!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Система охраны здоровья, ее функциональный состав. Методики оценки экологического риска. Расчет коэффициентов относительной важности первичных показателей. Стандарт благополучия, оценочные шкалы индекса здоровья. Индекс качества системы жизнеобеспечения.

    презентация , добавлен 14.10.2013

    Психофизиологические особенности и состояние здоровья подростков, проблемы здоровья подростков: статистика. Минздрав предупреждает…Распространение наркомании среди подростков. Признаки в поведении, указывающие на потребление наркотиков.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2004

    Комплексная гигиеническая оценка состояния здоровья подростков. Влияние наркотиков на организм подростков. Преимущества естественного вскармливания. Влияние диеты кормящей матери на состав грудного молока. Противопоказания к грудному вскармливанию.

    контрольная работа , добавлен 03.09.2014

    Анализ структуры общей заболеваемости по обращаемости в поликлинику детей, подростков и взрослых, оценивание состояния здоровья населения города. Исследование здоровья детей первого года жизни. Изучение структуры населения, демографических показателей.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2008

    Общественное здоровье как один из самых важных индикаторов благополучия общества. Понятие качества жизни населения, его связь с определением здоровья, данным Всемирной Организацией Здравоохранения. Влияние качества жизни на состояние здоровья населения.

    реферат , добавлен 23.03.2016

    Курсовая работа посвящена анализу особенностей подросткового возраста с точки зрения медицины. Психофизиологические особенности и состояние здоровья подростков. Проблемы здоровья подростков: статистика.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2003

    Здоровье населения и окружающая среда. Основы экологии человека. Питание как фактор сохранения и укрепления здоровья. Гигиена труда и охрана здоровья работающих, лечебно-профилактических учреждений, детей и подростков. Закаливание детей и подростков.

    контрольная работа , добавлен 09.04.2016

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни.

Просмотр содержимого документа
««Подросток, здоровье, будущее» Проблемы формирования здоровья современных подростков»

Подросток, здоровье, будущее»

Проблемы формирования здоровья современных подростков


«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым »

Ж. Ж. Руссо


Здоровье - это наша жизнь!

  • Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место быть гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
  • Здоровье психическое – это способности человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.
  • Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельностного отношения человека к миру.
  • Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и информационной сферы личности, основу которого определяет система нравственных ценностей.

В 1946 году

Всемирной организацией здравоохранения

принято единое определение термина здоровье :

"Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов"


Здоровье человека определяется четырьмя основными факторами:

  • 50–55 % зависит от образа жизни:малоподвижный образ жизни, вредные привычки, неправильное питание, психологический климат.
  • 20–25 % влияние окружающей среды и экологии (только от 5 до 10 процентов детей рождаются здоровыми).
  • 20 % – наследственность (по наследственности передаются такие заболевания, как болезнь Дауна, болезни, связанные с обменом веществ, вирусные и другие заболевания).
  • И только 5 % зависит от медицины.
  • Вывод: наше здоровье в большей степени зависит от образа жизни.

Усугубляют состояние учащихся в процессе обучения следующие негативные факторы здоровья:

  • малоподвижный образ учащихся;
  • перегрузка учебного процесса многими дисциплинами;
  • стрессовые воздействия во время обучения;
  • несбалансированное питание;
  • отсутствие здорового образа жизни во многих семьях;
  • несоблюдение режима дня;
  • несоблюдение гигиенических требований.


Состояние нервной системы подростка

Проблемы здорового питания

Гиподинамия подростков

Подростковые стрессы


ПОРТРЕТ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

  • -жизнерадостен;
  • -активен;
  • - доброжелательно относится к окружающим его людям-взрослым и детям;
  • - положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий;
  • - развитие его физических, прежде всего двигательных, качеств проходит гармонично;
  • - достаточно быстр, ловок и силен;
  • - суточный режим его жизни соответствует индивидуальным биоритмологическим и возрастным особенностям: это оптимальное соотношение бодрствования и сна, периодов подъемов и спадов активности;
  • - неблагоприятные погодные условия, резкая их смена здоровому ребенку не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована.
  • - он не нуждается в каких либо лекарствах;
  • - не имеет лишней массы тела.


Участие в спортивном празднике

«Здоровым быть здорово!»


Кросс «Золотая осень»

Чукавино






Библиотечный урок «Нет наркотикам!»



Правила безопасности

  • Личная безопасность

По противопожарной безопасности

Человек может погибнуть в результате переохлаждения через 15-20 минут после попадания в воду.

В случае треска льда, появления воды на поверхности льда, немедленно вернитесь на берег

Не ходите по льду толпой или с тяжелым грузом. Лучше всего не выходить на лед!!!

Если Вы провалились под лед, старайтесь передвигаться к тому краю полыньи, откуда идет течение. Это гарантия, что Вас не затянет под лед. Добравшись до края полыньи, старайтесь как можно больше высунуться из воды, чтобы налечь грудью на закраину и забросить ногу на край льда. Если лед выдержал, осторожно перевернитесь на спину и медленно ползите к берегу. Выбравшись на сушу, поспешите как-нибудь согреться. Охлаждение может вызвать серьезные осложнения.

Если на Ваших глазах кто-то провалился под лед, вооружитесь любой палкой,шестом или доской и осторожно, ползком двигайтесь к полынье. Доползти следует до такого места, с которого легко можно кинуть ремень, сумку на ремне или протянуть лыжную палку. Когда находящийся в воде человек ухватится запротянутый предмет, аккуратно вытаскивайте его из воды. Выбравшись из полыньи, отползите подальше от ее края.

Оказание помощи провалившемуся под лед с помощью лыжных палок

В случае, когда по близости нет теплого помещения необходимо:

Раздеться и хорошо выжать одежду так, как переход в мокрой одежде более опасен;

Развести костер (если есть возможность) или согреться движением;

Растереться руками, сухой тканью, но не снегом.


Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.

Однако, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детского населения, особенно школьников, выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья; уменьшается удельный вес здоровых школьников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний при переходе из класса в класс в процессе обучения, снижается индекс здоровья.

Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения и существующие законы, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, снизилось в три раза. Как свидетельствует статистика, распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно увеличивается на четыре–пять процентов.

Здоровыми можно назвать всего лишь десять процентов от общего количества учеников, а остальные 90 процентов имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом, нервном развитии. По данным статистики в нашей стране из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков. Особую тревогу в этом плане вызывает сам характер заболеваний, изменяющийся в сторону хронических неинфекционных: аллергических, сердечно-сосудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д.

В структуре хронических болезней современных подростков первое место стали занимать болезни органов пищеварения. Их удельный вес увеличился вдвое (с 10,8 процента до 20,3 процента). В 4,5 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы (с 3,8 процента до 17,3 процента). По-прежнему третье место занимают болезни костно-мышечной системы, тогда как удельный вес хронических болезней ЛОР-органов сократился вдвое, переместившись с первого на четвертое ранговое место. Гинекологическая патология у девочек-старшеклассниц стала занимать шестое ранговое место.

Среди функциональных расстройств “лидируют” нарушения системы кровообращения (25 процентов), второе место стали занимать нарушения опорно-двигательного аппарата (17 процентов). На третьем месте – эндокринно-обменные нарушения (до 14 процентов). Показатели, характеризующие физическую работоспособность и физическую подготовленность у современных подростков значительно (на 20–25 процентов) ниже, чем у их сверстников 80–90-х годов, вследствие чего около половины выпускников 11 классов мальчиков и до 75 процентов девочек не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности.

Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья обучающихся школ.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦДЗ РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:

  1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.
  2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронических болезни - в 2 раза. Половина школьников 7–9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.
  3. Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое - болезни почек и мочевыводящих путей.
  4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7–8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10–11 лет - 3 диагноза, 16–17 лет - 3–4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний

Причин сложившейся ситуации несколько и многие из них связаны со школой. К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья школьников, в первую очередь, относятся несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, неполноценное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе. Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. Всё это в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности, оказывает негативное воздействие на развивающийся организм. Также, на здоровье губительно сказывается низкая двигательная активность. Ее дефицит уже в младших классах составляет 35–40 процентов, а среди старшеклассников – 75–85 процентов.

В немалой степени неблагополучие здоровья школьников возникает от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Кроме того, значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников (старших классов) являются вредные факторы – курение, алкоголь и ранее начало сексуальной активности.

А между тем, главным критерием эффективности работы любой школы является здоровье учащихся.

Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья детей и подростков. За 9 - 11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают множество факторов, не связанных непосредственно со школой и процессом обучения. Но, во-первых, вклад школы в это комплексное негативное воздействие весьма велик. Во-вторых, существующие проблемы по сохранению и укреплению здоровьясовременных школьников могут и должны решаться непосредственно в образовательном учреждении по одной простой причине, что дети находятся на территории образовательного учреждения большую часть своего времени.

С самого начала хочется выразить благодарность администрации школы, всем педагогическим работникам за понимание, сотрудничество в нашем общем деле. В 2007 году возникла идея комплексной программы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников, в которую были включены как педагогические работники школы, так и медицинские. Был выбран 1 “Б” класс. В классе 14 девочек и 11 мальчиков. Все дети одного возраста. В сентябре был проведён комплексный медицинский осмотр учащихся всеми имеющимися в ЦРБ медицинскими специалистами. В ходе медосмотра были выявлены имеющиеся медицинские отклонения в состоянии здоровья детей и установлено, что только 7 из них можно отнести к 1 группе здоровья и 18 ко 2 группе. Были намечены основные направления работы. Мониторинг физического здоровья проводится регулярно в начале и конце года. В зависимости от результатов корректировалась и работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Одним из главных факторов неблагополучие здоровья школьников считаю недостаточный уровень грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. Именно на решение этих вопросов и был направлен первый блок нашей программы. Было решено, один классный час в месяц посвятить валеологической тематике. С ребятами в игровой, занимательной форме, соответствующей возрастным особенностям детей, проводили беседы медицинские работники больницы: педиатр, стоматолог, окулист, дерматолог и т.д. Тематика бесед разнообразна: “Чистота – залог здоровья”, “Зубы буду я беречь…”, “Мыло, щётка и вода – наши верные друзья”, “Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня (о режиме дня)”, “Мои глаза – моё богатство”, “Я уколов не боюсь…”, “Еда- друг, еда – враг” и т.д. Большую помощь в работе оказал школьный психолог Кузнецова О.А. Например, вовремя тренинга “Зачем надо быть здоровым?” дети сами выводили правила жителей Здорового Города. В рамках работы школьного самоуправления активную работу в классе под нашим руководством проводило Министерство Здоровья. Постоянным в классе стал выпуск медицинского листка “Советы доктора Пилюлькина”. В классе есть Цветок Здоровья, каждый лепесток которого соответствует одному из направлений нашей программы.

Чтобы сохранить здоровье детей необходимо в этом вопросе тесное сотрудничество с родителями. С этой целью для родителей была организована школа родителей-единомышленников, которая работала под девизом: “Здоровье наших детей – в наших руках”. На первом же родительском собрании родителям были озвучены результаты медицинского осмотра детей и неутешительные среднероссийские статистические данные динамики здоровья школьников на протяжении учёбы в школе. Всё это вызвало тревогу у родителей и мы получили большую поддержку у них по реализации нашей программы. На родительских собраниях выступали медицинские работники по актуальным вопросам сохранения здоровья детей, психолог школы и другие педагогические работники. Посещаемость таких родительских собраний всегда составляла практически 100%. Представители родительской общественности не раз контролировали соблюдение санитарно-гигиенического режима школы, правильного распределения учебной нагрузки. Данные вопросы обсуждались вместе с представителями администрации школы на заседания Управляющего Совета школы, Совета отцов и т.д.

На одном из первых родительских собраний был обсуждён вопрос о том, что существенное влияние на здоровье детей оказывает качество питания. Рациональное питание создаёт условия для нормального физического и умственного развития детского организма, поддерживает высокую работоспособность, способствует профилактике заболеваний и оказывает существенное влияние на возможность противостоять воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Как результат 23 человека в классе на протяжении учебы на младшей школьной ступени охвачены горячим питанием (2 человека не питаются в школьной столовой по причине соблюдения диеты по медицинским показаниям). На районную научно-практическую конференцию “Старт в науку” представлена исследовательская работа ученика класса Галкина Р. “Пейте дети молоко, будете здоровы”, которая стала призёром в номинации “Первая ступенька в науку”.

Во многом ухудшение здоровья школьников связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. Телевизор, компьютер, статические нагрузки в школе, ежедневная “отсидка” за выполнением домашнего задания – таков день большинства современных школьников. Как при подобном образе жизни сформировать прочный “каркас здоровья”? Этот вопрос тоже был вынесен на обсуждение родительской общественности. До уроков учащиеся ежедневно делают зарядку, реализуя направление “Здоровье в порядке-спасибо зарядке”. В классе были подготовлены инструкторы по утренней зарядке. Комплекс упражнений на все группы мышц был разработан совместно с медицинской сестрой кабинета лечебной физкультуры Родиной С.В. В расписании – 3 урока физической культуры. У каждого ребёнка ведётся дневник спортивных достижений, в котором ребёнок совместно с учителем намечает индивидуальный маршрут физического развития.

Традиционными стали в классе совместные спортивные праздники с участием детей и родителей на ФОКе “Юность”, спортивные эстафеты, конкурсы. В летние каникулы один раз в месяц класс совместно с родителями проходит Тропой здоровья, где взрослые учат ребят ставить палатки, оказывать помощь друг другу, расчищают родники, отдыхают и соревнуются вместе. Из отзывов родителя Ефремовой М.П.: “По началу, я с большой неохотой собиралась на классные спортивные соревнования – проводятся в выходные, да и от спорта я давно уже как-то отвыкла. Пошла, чтобы ребёнку было комфортно, что и его родители рядом с ним. А сейчас я жду этих мероприятий не меньше, чем моя дочка. Это лишняя возможность побыть вместе с ребёнком, восстановить свою физическую форму и показать ребёнку, что я не хуже, чем остальные родители, а вместе мы многое можем”

С целью увеличения физической активности ребятам и родителям были предложены кружки и спортивнее секции, входящие систему дополнительного образования. В итоге 5 мальчиков занимаются в секции футбола (участники зональных соревнований по футболу в младшей группе), 2 человека – в секции шахматы (Железняков А. – призёр районных соревнований, участник областных) , 3 человека – в волейбольной секции, 2 человека увлеклись дзюдо (Бешнов А. –неоднократный призёр областных соревнований). Больше половины девочек класса посещает кружок ритмического танца. Без их участия не обходится ни одно мероприятие на районной сцене. А в 2011 году класс занял 2 место в районном конкурсе в рамках проекта “Танцующая школа”, 1 место в школьном конкурсе листовок “ Мы выбираем здоровье!”, 2 место в конкурсе буклетов “Быть здоровым – это модно”.

По результатам школьного конкурса (2010-2011 учебный год) классу присуждено звание “Самый здоровый класс”.

По результатам комплексного медицинского осмотра при окончании начальной школы, ни у одного ребёнка не было выявлено ухудшений в состоянии здоровья по сравнению с состоянием при поступлении в школу. А 8 учащихся за 4 года были переведены по показателям из второй в первую группу здоровья. А это значительный результат.

Наши формы работы не претендуют на универсальность. Это лишь малая попытка решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей в рамках одного класса на протяжении обучения в начальной школе. Но это реальные шаги, которые по оценкам родителей, администрации школы оказались эффективными и действенными.

Нам всем необходимо помнить, что состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Антонова, Елена Вадимовна. Здоровье российских подростков 15-17 лет: состояние, тенденции и научное обоснование программы его сохранения и укрепления: диссертация... доктора медицинских наук: 14.00.33 / Антонова Елена Вадимовна; [Место защиты: Научно-исследовательский институт педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН].- Москва, 2011.- 298 с.: ил.

Введение

Глава 1. Современное состояние здоровья подростков России как актуальная медико-социальная проблема

Глава 2. Объем и методы исследования 32

Глава 3. Результаты комплексного медико-статистического исследования заболеваемости российских подростков

3.1. Характеристика заболеваемости по данным обращаемости за медицинской помощью

3.1.1. Динамика заболеваемости с диагнозом, установленным впервые

3.1.2. Динамика общей заболеваемости 52

3.2. Региональные особенности заболеваемости 56

3.2.1. Первичная заболеваемость 57

3.2.2. Общая заболеваемость 66

3.3. Заболеваемость по данным углубленного медицинского осмотра

3.4. Общая накопленная и исчерпанная заболеваемость 86

Глава 4. Тенденции инвалидности и смертности подростков в Российской Федерации

4.1. Инвалидность 103

4.2. Смертность 125

4.2.1. Тенденции смертности 125

4.2.2. Региональные особенности 141

4.3. Предотвратимость смертности и инвалидности 152

Глава 5. Результаты исследования самосохранительного поведения подростков

Глава 6. Состояние медицинского обеспечения детей подросткового возраста, его эффективность и качество

6.1. Система медицинского обеспечения и здоровье подростков 198

6.2. Результаты анкетирования врачей 211

6.3. Результаты анкетирования родителей детей подросткового возраста 229

Глава 7. Научное обоснование и основные направления программы сохранения и укрепления здоровья подростков России 229

7.1. Характеристика проблемы и основные направления ее решения

7.2. Цель и задачи программы 241

7.3. Принципы построения программы 245

7.4. Основные разделы и мероприятия программы 250

7.5. Основные индикаторы эффективности программы 260

Заключение 265

Список литературы 286

Приложения 310

Введение к работе

Актуальность исследования. Решение демографической проблемы -одно из первостепенных направлений государственной политики Российской Федерации. Хотя по сравнению с 2005 годом рождаемость в стране увеличилась более чем на 21 процент, младенческая смертность сократилась на четверть, численность населения России в 2009 году впервые за много лет не уменьшилась, однако, в ближайшие 15 лет будут сказываться последствия демографического спада 90-х годов (Д.А.Медведев, 2010).

Выделение приоритетных направлений и их целевое финансирование стали эффективными методами решения самых острых социальных задач и проблем, в том числе и в охране здоровья детей, как, например, углубленная диспансеризация детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, увеличение объемов высокотехнологичной медицинской помощи детям.

Вместе с тем, многие показатели остаются очень тревожными. Продолжает сокращаться число детей в возрасте от рождения до 17 лет включительно: с 31,6 млн. в 2002 году до 25,4 млн. человек в 2009 году.

За период с 2000 года по 2008 год численность детей в возрасте 15-17 лет сократилась почти на 30% - с 7543 тыс. человек до 5274 тыс. человек в 2008 году (Росстат, 2009).

Особое беспокойство вызывает состояние здоровья подростков, которые представляют собой ближайший репродуктивный, социальный, экономический, военный, интеллектуальный и культурный резерв общества (Баранов А.А. и др., 2006; Потапов А.И. и др., 2008).

От уровня здоровья в подростковом периоде жизни зависит реализация жизненных планов, в том числе профессиональная подготовка, стремление к социальному развитию, создание семьи и рождение детей, то есть именно те факторы, которые предопределяют развитие страны в целом (Баранов А.А. и др., 2003, 2006; Кучма В.Р. и др., 2003; Щепин В.О., 2004; Альбицкий В.Ю., 2006; Сухарева Л.М. и др., 2009; Чичерин Л.П., 2010).

В резолюции XIV Конгресса педиатров России (2010) отмечено, что если заболеваемость детей в возрасте до 14 лет с 2000 г. увеличилась на 8,5%, то среди детей в возрасте 15-17 лет ее рост составил 69,5%). Среди детей всех возрастов отмечается преимущественный рост хронической патологии, доля которой в структуре всех нарушений здоровья в настоящее время превышает 30%>.

Официальные статистические данные за последние 5 лет свидетельствуют о том, что общая заболеваемость детей старшего подросткового возраста (15-17 лет) увеличилась на 25%, а первичная - на 24%. После окончания школы только 15% детей являются абсолютно здоровыми, до 60% детей имеют хронические заболевания и 25% подростков -различные функциональные или пограничные расстройства (Баранов А.А. и др., 2008; Ильин А.Г., 2008; Конова СР., 2008; Модестов А.А. и др., 2008; Кучма В.Р. и др., 2009).

Детская инвалидность является одной из важнейших проблем современности во всех странах, так как охватывает сотни тысяч детей, которые нуждаются во внимании и поддержке общества, социальной, медицинской и другой помощи. Динамика детской инвалидности в нашей стране характеризуется ростом как абсолютного числа детей, получивших статус ребенка-инвалида, так и показателей ее распространенности (Зелинская Д.И., Терлецкая Р.Н., 2001, 2008).

Особую тревогу вызывает детская и юношеская смертность. Увеличение внешних причин смертности отмечается среди подростков в возрастной группе 15-19 лет. Анализ подростковой смертности показал, что 75% от общего числа смертей можно было предотвратить, поскольку они были обусловлены несчастными случаями (34%) и самоубийствами (30%), злоупотреблением или отравлением психоактивными веществами (6%), алкогольной интоксикацией (5%) (Альбицкий В.Ю., 2010).

Прямое влияние на демографические процессы оказывает состояние репродуктивного здоровья детей и подростков, вступающих в фертильный возраст. Имеются многочисленные данные о том, что около 60% заболеваний детского и подросткового возраста могут представлять угрозу фертильности. За последние 5 лет частота гинекологических и андрологических болезней среди детей всех возрастов увеличилась на 50%. Более половины детей подросткового возраста имеют заболевания, которые в дальнейшем могут ограничить возможность реализации репродуктивной функции (Мирский В.Е., Рищук СВ., 2008, Уварова Е.В., 2010). Возникает замкнутый круг: «больные дети - больная молодежь - больные родители - больные дети» (Юрьев В.К., 2000).

То, как впоследствии будет развиваться демографическая ситуация в России, в очень большой степени зависит от социологических и психологических характеристик, ценностных ориентации и предпочтений современных подростков. Эксперты ВОЗ считают, что причины 70% случаев преждевременных смертей среди взрослых связаны с поведенческими факторами, приобщение к которым происходит в подростковом возрасте (ВОЗ, 2005). Отмечаемое во многих исследованиях рискованное поведение детей, подростков и молодежи, усугубляемое возросшим потреблением табака, алкоголя и наркотиков, подтверждает это предположение (Стародубов В.И. и др., 2003; Камаев И.А., 2005; Баранов А.А. и др., 2007, 2009; Макеев Н.И., 2010; Онищенко Г.Г., 2010).

Таким образом, обеспечение и сохранение здоровья, в том числе, репродуктивного, детей, особенно подросткового возраста, - самый перспективный вклад, который российские общество и государство могут сделать в настоящий момент, чтобы иметь гарантированные перспективы своего развития в самом ближайшем будущем. Все вышеизложенное свидетельствует о том, что многие вопросы формирования здоровьесберегающего поведения, заболеваемости, инвалидности, смертности у детей подросткового возраста в Российской Федерации требуют более углубленного изучения и разработки программы по сохранению и укреплению здоровья подростков.

Цель работы - разработать систему мероприятий по совершенствованию медико-социального обеспечения подростков в возрасте 15-17 лет в Российской Федерации на основе комплексного социально-гигиенического и медико-организационного исследования.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности заболеваемости детей подросткового возраста в

Российской Федерации

2. Проанализировать структуру, уровень, региональные особенности и тенденции инвалидности и смертности подростков в Российской Федерации.

Изучить параметры самосохранительного поведения подростков.

Провести анализ состояния медицинского обеспечения подростков в

Российской Федерации.

5. Оценить качество медицинской помощи по данным анкетирования подростков, родителей, врачей.

6. Разработать методологические подходы к построению комплексной целевой программы сохранения и укрепления здоровья подростков Российской Федерации.

7. Предложить рекомендации по совершенствованию медицинской помощи подросткам. Научная новизна. В результате проведенного комплексного социально-гигиенического и медико-организационного исследования впервые получена следующая научная информация: выявлены основные медико-статистические закономерности первичной и общей заболеваемости подростков в Российской Федерации; впервые получены данные о накопленной и исчерпанной заболеваемости детей подросткового возраста; представлены региональные особенности заболеваемости, инвалидности и смертности подростков России; оценены резервы снижения смертности и инвалидности подростков РФ с позиции их предотвратимости; выявлены особенности самосохранительного поведения подростков с учетом их психологических характеристик; установлены основные проблемы медицинского обеспечения подростков на разных этапах оказания медицинской помощи; проведена оценка качества оказания медицинской помощи детям подросткового возраста с позиции самих подростков, родителей и врачей.

Данные, положенные в основу настоящего исследования, позволили впервые разработать методологические подходы к составлению федеральной программы «Сохранение и укрепление здоровья детей старшего подросткового возраста».

Практическая значимость полученных в ходе исследования данных и выводов заключается в том, что:

1) результаты исследования позволили определить ведущие направления сохранения и укрепления здоровья подростков Российской Федерации, которые были взяты за основу при разработке проекта федеральной программы «Сохранение и укрепление здоровья детей старшего подросткового возраста на 2011 - 2014 годы», утвержденного Президиумом Российской академии медицинских наук;

2) проведенная интегральная оценка и анализ медико-статистических закономерностей в изменении состояния здоровья российских подростков позволяют планировать и реализовать комплекс мероприятий и приоритетных направлений по оздоровлению и воспитанию подростков, рациональному и эффективному использованию медико-социальных ресурсов как на федеральном, так и на региональных уровнях;

3) использование медико-статистических данных для изучения динамики и структуры заболеваемости, инвалидности и смертности подросткового населения Российской Федерации позволяет выделять территориальные образования с максимальными и минимальными значениями показателей и разрабатывать дифференцированные профилактические программы на региональном уровне;

4) предложен научно-обоснованный подход к проведению региональной политики в области охраны здоровья подросткового населения России на основе учета разнородности уровней и структур причин подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности в территориальных образованиях страны и выявлении их предотвратимых причин в Российской Федерации;

5) разработанная методика изучения исчерпанной заболеваемости (свидетельство о регистрации программного обеспечения « IZARUS» № 2009614573) может быть использована для проведения информационного скрининга заболеваемости детей в регионах.

Внедрение результатов исследования в практику.

Основные результаты исследования нашли применение в учебно-педагогическом процессе кафедр: поликлинической и социальной педиатрии ФУВ ГОУ ВПО «Российский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития РФ, кафедры медицинской экспертизы факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ГОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития РФ, кафедры педиатрии и детской ревматологии педиатрического факультета Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова, отдела постдипломного профессионального образования НЦЗД РАМН. Результаты диссертационного исследования использованы: Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации при подготовке материалов в Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации за 2008-2009 годы, а также при разработке приказа Минздравсоцразвития России от 19 августа 2009 года №597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» (в редакции приказа Минздравсоцразвития России от 08.06.2010г. №430н); в работе парламентских слушаний на тему: «Законодательное регулирование сокращения потребления алкогольной продукции в Российской Федерации», проведенных Комитетом по охране здоровья Государственной Думы 10 ноября 2009 года; Российской академией медицинских наук при разработке проекта федеральной целевой программы «Сохранение и укрепление здоровья детей старшего подросткового возраста на 2011-2014 годы». Получено свидетельство о регистрации программного обеспечения «IZARUS» № 2009614573 для изучения и сбора информации о заболеваемости.

Апробация работы. Диссертационная работа апробирована на совместном заседании проблемных комиссий «Медико-организационные проблемы педиатрии» и «Новые технологии в педиатрии» Учреждения Российской академии медицинских наук Научного центра здоровья детей РАМН.

Основные положения и результаты исследования доложены на Научно-практической конференции «Фармакотерапия и диетология в педиатрии» (Иваново, 2008), на XVI Съезде педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» (Москва, 2009), на 4-ом Европейском Конгрессе педиатров (Москва, 2009), на Всероссийской конференции с международным участием, посвященной 140-летию образования первой гигиенической кафедры в России, «Профилактическая медицина в России: истоки и современность» (Казань, 2009), на XIV Конгрессе педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» (Москва, 2010), на Научно-практической конференции «Фармакотерапия и диетология в педиатрии» (Ставрополь, 2010), на XV Конгрессе педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» (Москва, 2011).

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 35 печатных работ, из них 15 в журналах, включенных в «Перечень периодических изданий, рекомендованных ВАК РФ».

Объем и структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, обзора литературы, главы, отражающей методы и объем исследования, 5 глав с результатами собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка использованной литературы, содержащего 179 отечественных и 52 зарубежных источника, приложения. Диссертация изложена на 333 страницах, иллюстрирована 81 таблицей и 52 рисунками.

Современное состояние здоровья подростков России как актуальная медико-социальная проблема

Среди последствий глубоких социально-экономических преобразований, происходящих в конце XX и начале XXI столетия в стране, одними из наиболее пагубных являются изменение демографической ситуации и ухудшение здоровья граждан, которое затронуло практически все слои населения. В условиях неблагоприятной медико-демографической ситуации, связанной с резким снижением рождаемости и увеличением смертности в Российской Федерации, сокращением средней продолжительности жизни, ростом заболеваемости, сохранение здоровья подрастающего поколения является одной из важнейших социальных и стратегических задач общества. .

Состояние здоровья детей именно подросткового возраста вызывает пристальное внимание не случайно - ведь именно подростки составляют человеческий фактор демографического, трудового, экономического, интеллектуального и военного потенциала общества и государства на ближайшее будущее .

Государство уже столкнулось с проблемой отсутствия должного количества призывников для нужд армии по показателям здоровья, следующей может стать нехватка рабочих кадров, особенно в отраслях промышленности, где существует жесткий профессиональный отбор .

Актуальность проблемы определяется снижением за последние десятилетия численности детского населения в целом (на 26,4%) и, особенно, детей подросткового возраста, то есть в возрасте 10-17 лет (на 43%) .

Сложная демографическая ситуация во многом обусловлена низким репродуктивным потенциалом молодежи, вступающей в семейную жизнь. Распространенность бесплодного брака в некоторых регионах России превышает критический уровень и составляет от 8 до 19,6%. За последние 5 лет число гинекологических и андрологических болезней среди детей всех возрастов увеличилось в 1,5 раза.

Выраженные и распространенные нарушения физического, психического здоровья и социальной адаптации у юношей-призывников и девушек - будущих матерей, представляют угрозу развитию и безопасности страны и требуют немедленного и эффективного решения на уровне государственной политики .

В последнее время вопросам повышения рождаемости уделяется большое внимание на государственном уровне, что позволяет увеличить деторождение. Однако, при отсутствии должного внимания к здоровью уже родившихся детей возможны рост заболеваемости среди них, увеличение числа инвалидов вследствие перенесенных заболеваний, что, в свою очередь, может повысить социальные расходы государства и не дать ожидаемого роста трудового, оборонного, репродуктивного потенциала страны .

В послании Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному Собранию РФ (30.11.2010) прямо сказано: «26 миллионов детей и подростков, живущих в нашей стране, должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать ее достойными гражданами. Это - задача номер один для всех нас... Что необходимо сделать? ... Мы должны повысить доступность и качество медицинской, а также социальной помощи матерям и детям.... Необходимо провести технологическую модернизацию детских поликлиник и больниц, повысить квалификацию их сотрудников...Сегодня уже к первому классу школы сложности со здоровьем выявляются почти у трети детей. Ещё более удручающие показатели обычно диагностируют у подростков. Отклонения по здоровью имеют две трети из них. Я поручаю, начиная с 2011 года, проводить их углубленную диспансеризацию.... Стратегический приоритет политики в сфере детства - это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни» .

Принимая во внимание огромную социальную значимость вышеизложенных аспектов, углубленное изучение состояния здоровья детей подросткового возраста становится одной из первоочередных задач отечественного здравоохранения.

По определению ВОЗ, принятому в большинстве стран, подростковый (пубертатный) возраст охватывает годы жизни от 10 до 20 лет включительно. Пубертатный период является переходным между детством и половой зрелостью, контролируемым комплексом нейроэндокринных факторов, обеспечивающих ряд физических и психических изменений, которые приводят к физической, психической и репродуктивной зрелости организма . Этот переход особенно сложен в психологическом отношении - дети, еще не став взрослыми, перестают быть детьми. Процесс формирования характера и личности часто труден как для самого подростка, так и для окружающих .

В пубертатный период повышена чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. При нарушении гигиенических моментов создаются предпосылки для реализации наследственной предрасположенности. Именно в этом возрасте начинаются многие хронические заболевания взрослых (артериальная гипертензия, язвенная болезнь и др.), ограничивающие профессиональную пригодность, возможность службы в армии, перспективы будущих отцовства или материнства .

Как отмечают многие исследователи, в пубертатном периоде происходит дебют многих эндогенных заболеваний, имеющих атипичные проявления, что создает большие диагностические трудности. Пубертатный период у некоторых подростков протекает с развитием пограничных состояний, которые принято обозначать как «функциональные» состояния, т.е. не связанные с органическими поражениями органов и систем. Это большая группа функциональных отклонений, которые в той или иной форме могут касаться почти всех важнейших систем и органов .

Физическое развитие детей - один из основных показателей состояния их здоровья. Оценка уровня физического развития в настоящее время не теряет своего первостепенного значения, так как во многом определяется социально-экономическими и экологическими условиями региона проживания, а также отражает уровень жизни населения. Доказана высокая диагностическая значимость отклонений физического развития как предиктора многих форм серьезной хронической патологи . Традиционно оценка физического развития школьников проводится по стандартным антропометрическим показателям. Однако, ряд зарубежных авторов пытаются некоторые показатели физического развития рассматривать как универсальные маркеры состояния здоровья детей, как, например, рост и длину ног или делать прогнозы о показателях физического развития во взрослом состоянии, основываясь на весо-ростовых показателях при рождении .

Многие авторы отмечают увеличение числа детей, имеющих дисгармоничное и резко дисгармоничное развитие. Основные нарушения выявляются со стороны массы тела, причем как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения: по некоторым данным, у каждого седьмого ребенка выявляется дефицит массы тела, а у каждого шестого - ее избыток .

Характеристика заболеваемости по данным обращаемости за медицинской помощью

Система организации статистического учета заболеваемости позволяет регистрировать все случаи обращения пациентов в учреждения амбулаторной медицинской помощи.

Вместе с тем, материалы заболеваемости населения по данным обращаемости, полученные в условиях даже вполне доступной медицинской помощи, не могут дать полного представления о частоте и распространенности тех или иных болезней детей в полном объеме и в то же время показатели такого рода могут приблизиться к "исчерпанной заболеваемости" в основном при некоторых острых случаях болезней, отравлениях и травмах.

Одним из критериев общественного здоровья является заболеваемость, учет которой ведется на основании разработки «Талона амбулаторного пациента» (ф. 025-10/у-97).

Отправной точкой изучения заболеваемости по обращаемости нами взят 2002 г. - год Всероссийской диспансеризации детского населения. Следующие временные параметры отражают динамику заболеваемости в четырехлетнем интервале.

Динамика первичной заболеваемости подростков 15-17 лет по обращаемости за период (2002 - 2008 гг.) представлена в табл. 3.1. В 2008 г. она составляла, в среднем по России, 117989,5 на 100 тыс. соответствующего населения (в сравнении с 2002 г. - 96625,0%ооо) и повысилась на 21364,5%ооо, или на 18,1%.

Из табл. 3.1 видно, что частота заболеваемости по классам в отдельные годы отличалась нестабильностью. Так, инфекционные болезни имели наивысший показатель в 2006 г., а в 2008 г. их значение возвратилось к уровню 2002 г. Такие колебания характеризуют годы, связанные с эпидемией гриппа. Те же погодовые тенденции характерны в отношении психических расстройств и врожденных аномалий. На общий уровень первичной заболеваемости значительное влияние оказали симптомы, признаки и отклонения от нормы (+52,5%) и новообразования (40,2%), что, скорее всего, связано с новыми диагностическими возможностями амбулаторно-поликлинических учреждений и улучшением качества углубленных осмотров подростков. Примерно на треть повысился показатель в связи с болезнями нервной системы, органов кровообращения, мочеполовой системы. Повышение уровня травм и отравлений на 3389,1%ооо указывает на социальное неблагополучие в подростковой среде.

Незначительный рост заболеваемости наблюдался среди психических расстройств (2,9%»), болезней костно-мышечной системы (9,3%), болезней глаза и его придаточного аппарата (14,4%).

Обращает на себя внимание незначительное снижение уровня показателей за период 2006-2008гг. по болезням уха и сосцевидного отростка (на 0,9%), болезням органов дыхания (2,7%), мочеполовой системы (1,7%), врожденным аномалиям (2,2%), инфекционным болезням (8,9%). Процесс снижения заболеваемости, кроме перечисленных классов, был связан преимущественно с болезнями эндокринной системы, показатели которых равномерно сокращались за все исследуемые годы и в 2008 г., в сравнении с 2002 г, составив максимальную убыль (12,8%).

Как следует из приведенных данных, в последние годы (2006-2008 гг.) наметилась некоторая тенденция снижения или стабилизации первичной заболеваемости как общего показателя (-0,3%), так и ряда приведенных выше болезней. Ситуацию со снижением первично выявленной заболеваемости можно объяснить улучшением ресурсной базы здравоохранения в связи с реализацией Национального проекта "Здоровье", цель которого была направлена не только на совершенствование лечебно-диагностической помощи, но и на меры по улучшению профилактики болезней. Подтверждением этого является открытие в стране в 2010 году 193 Центров профилактики для детей за счет средств федерального бюджета.

В то же время, рост у подростков психических расстройств и расстройств поведения, болезней нервной системы, системы кровообращения и органов пищеварения свидетельствует о неиспользованных резервах первичной профилактики на уровне муниципального здравоохранения, семьи и образовательного учреждения.

Краткая характеристика сведений о заболеваемости подростков 15-17 лет, динамика по отдельным классам МКБ -10 позволяет оценить тенденции в состоянии здоровья, эффективность медицинских и социальных программ, планирование различных видов медицинской помощи, рациональное использование материальных и кадровых ресурсов системы здравоохранения.

Предотвратимость смертности и инвалидности

Предотвратимость смертности. Интегральную оценку происшедшим за анализируемый период изменениям в контексте деятельности здравоохранения позволяет дать концепция предотвратимой смертности. Изучение «предотвратимой смертности» является одним из наиболее перспективных направлений современного здравоохранения. Впервые этот термин был предложен Rutstein et al. в 1976 г. и подразумевал список причин смерти, смертность от которых может использоваться в качестве индикатора для оценки работы служб здравоохранения. Как указывалось выше (см. глава 4.2), под предотвратимой смертностью подразумевается смертность от причин, которые могут быть частично или полностью элиминированы усилиями современной медицины и здравоохранения. Говоря о концепции предотвратимой смертности, можно обсуждать причины смерти и вопрос о степени их предотвратимости, но в основе этой парадигмы лежит основополагающий принцип: смертность от предотвратимых причин при нормально функционирующем здравоохранении должна снижаться быстрее, чем от причин непредотвратимых.

Расчеты показали, что у российских подростков уровень предотвратимой смертности стабильно значительно выше непредотвратимой как у юношей, так и у девушек (рис.4.27). Так, в 2008 г. у юношей показатели предотвратимой смертности составляли 159,2 на 100 000 населения соответствующего возраста и пола, непредотвратимой смертности - 19,5, соответственно у девушек - 57,4 и 12,9%ооо. Обращает внимание значительный разрыв между показателями предотвратимой смертности у юношей и девушек, который составляет почти трехкратное превышение уровня у юношей по сравнению с девушками.

Непредотвратимой подростковая смертность, по мнению врачей, может быть при новообразованиях (в 44,6% случаев), врожденных аномалиях (в 40,7% случаев), психических расстройствах (в 31,8% случаев), болезнях крови (в 27,8% случаев) и эндокринной системы (в 24,4% случаев).

Этап своевременной диагностики наиболее значим для предотвращения смертности у подростков при новообразованиях - в 93,4% случаев, болезнях крови - в 77,0%, врожденных аномалиях - в 68,8%, болезнях эндокринной системы - в 60,7% и системы кровообращения - в 54,1% случаев.

Следует отметить, что, по мнению врачей, для предотвращения смертности у подростков этап адекватного лечения имеет значение при болезнях костно-мышечной системы (в 44,3%), кожи и подкожной клетчатки (в 36%), органов дыхания (в 34,4%), нервной системы (в 32,8%), психических расстройствах (в 29,5%), травмах и отравлениях (в 22,9%).

В отношении предотвратимой смертности у российских подростков были выявлены и некоторые региональные особенности (рис. 4.28).

В 2008 г. во всех федеральных округах, как и в России в целом, доля предотвратимых причин смертности была выше у юношей, чем у девушек, хотя только в Приволжском ФО различия (на 10,4%) были достоверными, р 0,05. Наименьший удельный вес предотвратимой смертности у юношей и у девушек регистрировался в Южном ФО - 84,3% и 75,8%, соответственно, наибольший - у юношей в Уральском ФО (91,1%) и у девушек в Сибирском ФО (85,9%). Доли предотвратимой смертности у юношей и у девушек были более приближенными по своему значению в Северо-Западном ФО - 88,3% и 84,2%.

Система медицинского обеспечения и здоровье подростков

В нашей стране во второй половине XX века медицинское обеспечение детей подросткового возраста осуществлялось по следующим двум схемам.

1. Дети 10-14 лет - детская поликлиника (поликлиническое отделение). Текущее, в том числе профилактическое, наблюдение по месту жительства осуществляется врачом-педиатром участковым, профилактическая и лечебно-оздоровительная работа в образовательных учреждениях - врачом-педиатром детской поликлиники, работающим в образовательном учреждении.

2. Дети 15-17 лет - поликлиника общелечебной сети (для взрослых). Текущее обслуживание по поводу острых и обострения хронических заболеваний осуществляется врачом-терапевтом участковым. Профилактическое, в том числе диспансерное, наблюдение по месту жительства проводит и контролирует врач-терапевт подростковый. Текущий контроль за состоянием здоровья в учреждениях общего среднего образования осуществляется врачом-педиатром, работающим в детской поликлинике, в учреждениях начального и среднего профессионального образования -фельдшером или медицинской сестрой поликлиники общелечебной сети, а контролируется врачом-терапевтом подростковым.

В 1999 году Минздравом России было принято решение о поэтапной организации непрерывного медицинского наблюдения за детьми на подростковом этапе развития в системе педиатрической службы. Организация проходила в течение трёх лет. Таким образом, в течение последних лет медицинское наблюдение за ростом и развитием ребёнка в возрасте от 0 до 17 лет включительно осуществляется врачами - педиатрами в системе оказания медицинской помощи детям.

Медицинское обеспечение детей подросткового возраста осуществляется по территориально-производственному принципу (по месту проживания и обучения), реализацию которого осуществляют врачи-педиатры, работающие в различных структурных подразделениях (отделениях) детской поликлиники - лечебно-профилактического отделения и отделения организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях. Такая организационная система позволяет в рамках одного учреждения различным отделениям поликлиники достаточно тесно взаимодействовать и решать единые задачи медицинского обеспечения системы сохранения, укрепления и восстановления здоровья детей, в том числе на подростковом этапе развития.

Об эффективности и качестве функционирования системы медицинского наблюдения за детьми подросткового возраста можно судить по ряду показателей, характеризующих профилактические медицинские осмотры и эффективность их проведения.

Из данных, содержащихся в форме Государственной статистической отчётности №30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении» (раздел «Профилактические осмотры, проведённые данным учреждением») можно получить сведения об охвате детей старшего подросткового возраста профилактическими осмотрами. Данные о числе лиц старшего подросткового возраста, подлежащих в каждом году профилактическим медицинским осмотрам, и динамике доли соответствующего населения, фактически прошедших осмотры, содержатся в табл. 6.1.

За период с 2001 по 2008 годы снизилось число детей 15-17 лет, подлежащих прохождению профилактических медицинских осмотров. При этом крайне незначительно (на 0,4%) уменьшился охват профилактическими осмотрами. Анализ динамики показателей по всем категориям детей старшего подросткового возраста показывает, что наиболее значительное снижение охвата за прошедшее десятилетие отмечается среди работающих подростков (на 60,5%). Снижение числа детей, осмотренных профилактически, произошло также и среди учащихся учреждений начального (на 2,5%), среднего и высшего (на 7,5%) образования. В то же время охват профосмотрами детей, обучающихся в учреждениях общего среднего образования (школы различного вида), увеличился на 6,1%.

Качество проводимых профилактических медицинских осмотров можно оценить при сопоставлении официальных показателей распространённости нарушений здоровья (отчётная форма №12) и результатов распределения по группам здоровья (отчётная форма №31) с результатами медицинских осмотров, проводимых в научных целях. Кроме того, разница в показателях здоровья, зафиксированных в учреждениях здравоохранения и при проведении экспертизы в военных комиссариатах, также может свидетельствовать о качестве медицинского наблюдения за детьми старшего подросткового возраста и уровне выявления нарушений здоровья и развития.

Сравнение показателей распространённости отдельных наиболее часто встречающихся классов и групп патологии по данным официальной отчётности (2008г.) и по результатам проведённого научного исследования (2008г.) приведены в табл. 6.2.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок