Предупреждение заикания у детей. Консультация для родителей «Предупреждение заикания у детей

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Всем привет! Сегодня я к вам с плохой новостью. От 3% до 7% первоклассников страдают проблемой заикания. И возникает она, как правило, в возрасте от 2-х до 5-ти лет. Поэтому профилактика заикания у детей сегодня является крайне важным моментом.

Конечно, чтобы побороть болезнь, нужно искоренить причину её возникновения. Как вы считаете? А причин этих может быть несколько:

  • Генетическая предрасположенность. От этого избавиться сложно, ведь генами заложено. Но все шансы на выздоровление есть! Поэтому, если в семье имеются родственники с подобными проблемами, профилактика заикания у дошкольника крайне важна.
  • Стрессовый фактор. К сожалению, даже в благополучных семьях есть заикающиеся детки. Ведь стрессов может быть множество! Детишки — народ впечатлительный! Увидел страшный боевик одним глазком, и вот тебе. А уж если на пути собака встретилась, и зубы показала... это, вообще, ни в какие ворота не лезет!
  • Состояние нервной системы крохи.
  • Особенности развития мозга.

А ещё детки любят повторять. И если в их окружении есть заикающийся, карапуз начинает его копировать. Такое поведение может перерасти в привычку.

Видите, опасность подстерегает где угодно. Поэтому необходимо предупреждение подобных случаев. Вообще специалисты установили, что есть несколько категорий дошкольников, входящих в зону риска.

Группы риска

  • Детки слишком впечатлительные. Например, те, кто привязан сильно к матери. Любое отлучение, будь то детский сад или отъезд к бабушке, способны вызвать стресс. Знаете, в последнее время я часто встречаю таких деток. Их сложно отвлечь, если мама куда-то отлучилась. Поэтому, хорошо, если вы с пелёнок приучали карапуза оставаться с кем-то другим.
  • Малыши, начавшие рано разговаривать. Если к 2,5 годам дитя говорит полные фразы и большие предложения, это вызывает у него спешку. Он хочет произнести всё и сразу. Такое поведение вызовет сбой речи. Как следствие — заикание.
  • Детишки, научившиеся говорить поздно. Тут противоположная ситуация. Звукопроизношение у таких малышей невнятное. Вследствие чего и появляется недуг.
  • Если среди родственников есть люди с подобным нарушением речи.
  • Когда дитя растёт в двуязычной семье.

Но, хочу вас успокоить. Даже если ваш карапуз входит хотя бы в одну группу риска, это ещё не говорит о том, что он заболеет. Просто необходимо вовремя уделить внимание профилактике.

Меры профилактики

Изучая материал, узнала любопытную вещь. Оказывается, в 80% случаев появление недуга берётся из семьи. Я не говорю сейчас про генетическую предрасположенность. Это может быть из-за частых сор родителей, да просто их переживаний, которые приносят домой с работы.

А сколько мам и пап увлечены карьерой, оставив деток на попечение бабушек или нянек? Это всё играет весомую роль в речевом развитии малышей. А всего-то нужно уделять должное внимание своему чаду и пользоваться мерами профилактики:

  1. Соблюдать благоприятный эмоциональный климат в семье. Никаких ссор и бурных переживаний.
  2. Обязательно соблюдать режим дня.
  3. Обращать внимание на детские страхи. Не кидайте кроху в омут с головой. Найдите компромисс. Например, он боится спать один в тёмной комнате. Покажите, что там никого нет. А ночью пользуйтесь ночником. Сейчас огромный выбор детских ламп. Мы, кстати, недавно приобрели такую. Выбирали вместе с дочкой. Правда, она и до этого спала сама. Но ночником мы пользовались всегда. Просто совместные покупки всегда нравятся деткам. Это, скорее всего, убедит кроху засыпать в одиночестве.
  4. Если в вашей семье говорят на двух языках, остановитесь на каком-то одном. Не создавайте проблем для детской речи.
  5. Не перегружайте дитя информацией. В меру и по делу.
  6. Обязательно пойте песенки, и учите стихи! Только не большие. А ещё здорово играть на музыкальных инструментах — детских духовых.

А что делать, если у крохи только начались неприятности с речью? Может ли родитель сделать так, чтобы заикание не укоренилось?

А если болезнь появилась?

Ваш малыш говорил в соответствии с возрастом. Но вдруг замолчал. А после молчания заговорил прерывисто, начал тянуть слоги. Это первый звонок. Причём тревожный. Вспомните, возможно, был перенесён некий стресс? И первым делом исключите этот стресс из жизни крохи. А кроме того, соблюдайте такие правила:

  1. Обязательно покажите дитя врачу. Пока заикание не укоренилось, недуг будет легче победить.
  2. Соблюдайте собственный речевой тембр. Говорите медленно и чётко.
  3. В процессе лечения избегайте эмоциональных перегрузок. Не предъявляйте к дитю сильных требований. Он не может кушать самостоятельно, а вы его учите? Помогите ему. Если он отказывается наотрез брать ложку, не насилуйте. Докормите чадо. Поверьте, до 18 лет с тарелкой за ним бегать не будете.
  4. Не показывайте крохе, что вы сильно обеспокоены его речью. Ведите себя обычно. И ни в коем случае не передразнивайте малютку.
  5. Следите за правильным дыханием малыша: глубокий вдох и медленный выдох.
  6. Специалисты советуют ограничить общение с людьми, страдающими подобной проблемой.
  7. Игры должны быть тихими (по возможности) и спокойными. Хорошо лепить, собирать пазлы, рисовать.

Да, коррекция этой проблемы не всегда происходит быстро. Но, поверьте, лучше предупредить, чем потом лечить запущенную стадию. Согласны?

А теперь мне интересны ваши комментарии. Возможно, вы знаете дополнительные меры профилактики? Или у вас есть личный опыт по преодолению проблемы? Расскажите! А ещё предлагаю стать подписчиком блога, чтобы быть в курсе всего нового и интересного. Пока. До новых встреч!

Профилактика заикания у детей дошкольного возраста

Нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растягивание слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением (судорогами речевого аппарата) называют заиканием.

Невроз (особое состояние нервной системы), который проявляется в виде расстройства речи, получил название логоневроза.

Заикание может возникнуть внезапно, сразу после психологической травмы (испуг, конфликт, неожиданное изменение образа жизни) или нарастать постепенно, иногда в течение нескольких месяцев. Запинки в речи ребенка могут то уменьшаться, то усиливаться. Постепенно у заикающегося появляются определенные психологические особенности: стеснительность, замкнутость, речебоязнь, различные уловки.

Причины появления заикания

1. Перенесенные повреждения центральной нервной системы, такие как родовая травма, угроза выкидыша, асфиксия (удушье).

2. Раннее речевое развитие или, наоборот, отставание.

3. Тревога, страх, психическая перегрузка, колебания настроения, чрезмерная впечатлительность и ранимость.

4. Психологическая травма: рождение младшего ребенка, переезд, развод родителей, конфликт, испуг.

5. Генетическая предрасположенность.

6. Дети, воспитывающиеся в семье с двуязычием (т.е. в семье в качестве разговорного используют одновременно 2 языка).

Для детей в возрасте от 1-го до 6-7-ми лет речь родителей является образцом.

Общие правила речевого поведения родителей

    речь взрослого должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу, чёткой;

    избегайте говорить с детьми их лепетным языком, не искажайте свое произношение;

    не перегружайте разговор с ребенком сложными для него словами;

    фразы по конструкции должны быть достаточно простыми и понятными;

    ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно исправлять его.

У детей дошкольного возраста, особенно у детей с тревожными чертами характера, легко возникают страхи. Эти страхи могут возникнуть в результате запугивания, чтения книг, просмотра фильмов устрашающего содержания. Нередко дети боятся остаться одни в комнате, пройти по темному коридору.

Не следует «приучать» детей быть храбрыми, настаивать на том, чтобы ребенок обязательно был в темноте перед засыпанием, т.к. это может усилить страхи и зафиксировать их.

Раннее речевое развитие и задержка речевого развития

Для ребенка с ранним речевым развитием речь взрослых играет особо важную роль в организации их речедвигательных автоматизмов. Речь взрослых должна быть спокойной и неторопливой, с четким проговариванием слов и предложений. Для таких детей полезны игры с ритмическим проговариваем отдельных слов и коротких фраз. Очень важно обратить на процесс становления у них речевого дыхания.

Внимание!

Случаи раннего речевого развития не следует оценивать только как положительное явление, нужно знать, что:

Такого ребенка опасно «перегружать» речевым общением: вводить новые слова и речевые обороты в обиходную речь, поощрять речевую активность, демонстрировать «речевые успехи» ребенка окружающим и пр. Напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации.

Выбор книг должен быть ограничен и строго соответствовать возрасту.

Таким детям противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.

Дети с задержкой речевого развития нередко при тщательном обследовании их психоневрологом обнаруживают те или иные симптомы церебрастенического синдрома (повышение внутричерепного давления, двигательная расторможенность, снижение внимания).

Лечение заикания

Заикание является расстройством, затрагивающим не только речь, но и личность ребенка, моторику, нервную систему, организм в целом. Эффективное лечение возможно при участии нескольких специалистов: невролога, психолога, логопеда.

Принципы лечения заикания таковы:

1. Консультация врача невролога. В случае необходимости назначается медикаментозная терапия.

2. Консультация психолога для определения путей решения психологических проблем.

3. Консультация логопеда. После тщательного обследования логопед определяет основные направления работы с Вашим ребенком для преодоления заикания.

Предупреждение появления заикания у детей связано главным образом с просветительской работой среди родителей и работников дошкольных учреждений.

Поскольку в появлении заикания значительную роль играют особенности речевого развития ребенка, его характерологические качества, внутрисемейные отношения и многое другое, необходимо, чтобы родители, воспитатели и окружающие ребенка близкие люди были осведомлены о закономерностях речевого развития и об условиях, которые могут способствовать возникновению речевой патологии.

В профилактике заикания выделяются три основных направления:

1) предупреждение возникновения заикания у детей;

2) предупреждение хронификации и рецидивов заикания;

3) предупреждение нарушений социальной адаптации.

Можно выделить несколько групп детей с фактором риска по заиканию.

Во-первых, это дети с тревожными чертами характера. Обычно они очень привязаны к матери, реагируют на изменения ее настроения. Такие дети нередко дают реакцию в виде нарушения сна, аппетита, раздражительности, плаксивости в ответ на резкое изменение окружающей среды (помещение в ясли, детский сад, длительное отсутствие матери и т.п.).

Во-вторых, это группа детей с ранним речевым развитием. У таких детей первые слова появляются до 1-го года. В 1,6-1,8 года у них формируется фразовая речь. В 2-2,5 года они начинают говорить развернутыми фразами. Их речевая активность высокая. В этот период в речи у них появляются множественные итерации. Речь протекает часто в период инспираторной фазы дыхания.

В-третьих, это дети с некоторой задержкой речевого развития. Слова у таких детей появляются после 1-го года, чаще всего к 1,3-1,5 годам. Фразовая речь формируется после 3-х лет, фаза ее интенсивного развития падает на возраст 3,6 года. Речь таких детей зачастую невнятна с существенным нарушением звукопроизносительной стороны речи.

В-четвертых, это дети с генетическими факторами риска, т.е. дети с признаками левшества, а также имеющие родственников с заиканием или левшеством (обнаруживается генетическая обусловленность речевой патологии).

Дети, имеющие в ближайшем речевом окружении лиц, страдающих заиканием, подвержены этой речевой патологии чаще, чем другие.

Дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычьем также находятся в ситуации риска заикания (см. подробнее в главе 2.2.).

Возникновению заикания у этих групп детей способствует снижение адаптационных возможностей их центральной нервной системы.

В просветительской деятельности логопеда большое внимание должно уделяться работе с родителями. В семье детей с факторами риска заикания должны быть созданы условия для нормального соматического и нервно-психического развития ребенка. Сюда относятся: соблюдение режимных моментов, соответствующих возрасту ребенка, правильное питание, избегание соматических и психических перегрузок, создание благоприятного эмоционального климата в семье, согласованные единообразные воспитательные воздействия.

У детей дошкольного возраста, особенно у детей с тревожными чертами характера, легко возникают страхи. Эти страхи могут возникать в результате запугивания, чтения книг или просмотра фильмов устрашающего содержания и т.п. Нередко дети боятся остаться в темноте и просят не гасить свет перед засыпанием, боятся остаться одни в комнате, пройти по темному коридору и т.п.

Не следует “приучать” детей быть храбрыми, настаивать на том, чтобы ребенок обязательно был в темноте перед засыпанием, так как это может усилить страхи и зафиксировать их. Можно оставить приглушенный свет в комнате засыпающего ребенка, посидеть с ним рядом, пока он не уснет. При разумном поведении родителей страхи ребенка постепенно проходят. Если возникшие страхи наблюдаются длительное время, следует обратиться к психоневрологу.

Следует обратить внимание родителей на то, что для детей в возрасте от 1-го до 6-7-ми лет речь родителей является образцом. Общими правилами речевого поведения родителей являются следующие:

Речь должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу;

Желательно, чтобы речь родителей была четкой;

Нельзя говорить с детьми их лепетным языком или искажать звукопроизношение;

Речь взрослых не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами;

Взрослые не должны включать в речь при общении с ребенком сложные лексико-грамматические обороты, фразы по конструкции должны быть достаточно простыми;

При общении с ребенком следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;

Ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Дети легко запоминают их, а ритмизованная речь способствует выработке правильных речедвигательных автоматизмов.

Случаи раннего речевого развития не следует оценивать как положительное явление. Такого ребенка опасно “перегружать” речевым общением: вводить новые слова,

речевые обороты в обиходную речь, поощрять речевую активность, демонстрировать “речевые успехи” ребенка окружающим и пр. Напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации. Выбор книг должен быть ограничен и строго соответствовать

возрасту. Таким детям противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.

Речевые образцы взрослых играют особо важную рольв организации речедвигательных автоматизмовтаких детей. Речь взрослых должна быть спокойной и неторопливой, с четким проговариванием слов и предложений. Для таких детей полезны игры с ритмическими движениями, ритмическим проговариванием отдельных слов и коротких фраз. Очень важно обратить внимание на процесс становления у них речевого дыхания.

Таким образом, для детей с ранним речевым развитием профилактические мероприятия, прежде всего, связаны с охранительным речевым режимом, ритмизацией речи и формированием речевого дыхания.

В тех случаях, когда итерации и речь на вдохе наблюдаются более полугода без тенденции к “сглаживанию” и далее к исчезновению этих феноменов, необходимо начинать коррекционную педагогическую работу в целях предупреждения заикания.

Дети с некоторой задержкой речевого развития нередко при тщательном обследовании их психоневрологом обнаруживают те или иные симптомы церебрастенического синдрома (повышение внутричерепного давления, двигательная расторможенность, снижение внимания и т.д.).

Такие дети нуждаются в стимуляции речевого развития, однако эта стимуляция должна быть очень осторожной и умеренной. В первую очередь, таким детям надо формировать звукопроизносительную сторону речи и речевое дыхание (базовые уровни речедвигательного акта).

В период интенсивного накопления словаря и развития фразовой речи у этих детей необходимо быть предельно внимательным к появлению итераций. Если на протяжении 3-4-х месяцев количество итераций не снижается, необходимо переходить к коррекционным воздействиям, направленным на выработку плавности речи.

У детей с семейным левшеством полезно своевременно выявлять симптомы нарушения формирования нормальных межполушарных отношений. В дошкольном возрасте у части детей не сразу устанавливается доминантность одной из рук. Дети могут одинаково свободно использовать то правую, то левую руку в своих действиях. В этих случаях рекомендуется организовать деятельность ребенка так, чтобы максимально активизировать Правую руку. Необходимо последовательно, но в то же время не насильственно, вкладывать ложку перед едой (карандаш перед рисованием и пр.) в правую руку. Во время прогулок стараться держать ребенка за его правую руку и т.д. Если же ребенок, несмотря на эти мероприятия, настойчиво продолжает пользоваться левой рукой, не следует этого запрещать ребенку.

Известно, что дети-левши эмоционально неустойчивы, тревожны, имеют низкий уровень адаптационных возможностей центральной нервной системы. Для таких детей особенно важна эмоциональная стабильность в семейных отношениях и вредна резкая смена окружающей обстановки (например, помещение в детский сад без периода адаптации).

Наличие заикающихся в семье может иметь патогенное значение для развивающейся речи ребенка. В первую очередь, должно быть рекомендовано значительное ограничение речевого общения заикающегося с маленьким ребенком, особенно в период формирования у того фразовой речи. Их общение может протекать только при использовании таких видов речи, в которых у взрослого заикающегося не проявляется заикания (например, чтение стихов, односложная вопросно-ответная речь и пр.).

Для детей, речь которых формируется в условиях семьи с двуязычием (т.е. где говорят на двух или более языках), должны быть созданы особые условия. Нервная система детей в период развития речи испытывает значительное напряжение. Оно возрастает в тех случаях, когда формируются одновременно две языковые системы. Нередко в этой ситуации появляются те или иные симптомы речевой патологии или возникают отклонения от нормы. В одних случаях это задержка развития каждой из языковых систем, которыми ребенок овладевает одновременно, несоответствующий возрасту малый словарный запас, задержка формирования грамматических структур, использование разных языков при построении одной фразы и т.д. В других случаях может развиться и заикание.

Для того чтобы избежать развития патологии речи, необходимо создать условия для формирования лексико-грамматической базы сначала одной языковой системы. Это происходит в норме, как правило, к 4-м годам. После этого овладение другой языковой системой не приводит к отклонениям в речевом развитии или речевой патологии, и ребенок свободно овладевает вторым языком.

Выдающийся психиатр профессор В.А.Гиляровский (1853-1935) придавал особое значение профилактическому направлению в логопедии. Его интересовал ранний период детского развития, так как он считал, что именно в это время возникают предпосылки такого нарушения, как заикание. Вопросы профилактики и предупреждения возникновения заикания у детей в период развития речи получили дальнейшую разработку.
В современной практической логопедии существует несколько направлений профилактической работы:
предупреждение возникновения заикания у детей,
предупреждение дальнейшего развития только что возникшего заикания,
предупреждение рецидивов (повторного проявления заикания после кажущегося выздоровления).

Для предупреждения появления заикания необходима большая профилактическая работа со стороны взрослых, окружающих ребенка. Одной из важнейших профилактических мер является правильная организация быта и воспитания детей в домашних условиях.

С самого раннего возраста в развитии речи ребенка на первый план выступает активное подражание речи взрослых. Подражание, способствуя развитию речи, в то же время представляет и известную опасность.

Необходимо, чтобы речь окружающих была спокойной, неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Правильная речь взрослых вызовет такую же правильную, неторопливую речь и у ребенка.

Нельзя допускать у детей ускоренной речи. Ранняя, слишком торопливая речь ребенка, свидетельствующая о повышенной возбудимости, ослабленности его нервной системы, может привести к заиканию. Нервную систему ребенка следует щадить. Необходимо оберегать малыша от психических и физических травм, сильных эмоциональных воздействий (как положительных, так и отрицательных). Это отнюдь не означает, что нужно полностью исключить посещения театра, цирка, кино. Такого рода удовольствия можно доставлять ребенку, но делать это нужно очень осторожно, заранее знакомиться с содержанием спектакля или фильма, помня о возрастных возможностях ребенка, о его впечатлительности, о ранимости его нервной системы.

Длительные травмирующие ситуации в семье, неблагоприятная обстановка, скандалы и конфликты между взрослыми, запугивание ребенка, чрезмерно строгие наказания у нервных и впечатлительных детей могут вызывать заикание. Логопед и воспитатель тактично должны объяснить родителям необходимость создания доброжелательных внутрисемейных взаимоотношений.
Одной из причин заикания может быть подражание речи взрослых или ровесников, страдающих заиканием. Поэтому следует ограничивать контакты ребенка с заикающимися. Делать это необходимо в корректной форме.

Нельзя перегружать речь ребенка труднопроизносимыми словами в период формирования речи, предлагать заучивать слишком много стихотворений, сложных по содержанию и форме, стремясь к преждевременному развитию. В младшем дошкольном возрасте речевые возможности ребенка ограниченны: у него не развито еще в достаточной степени произношение вследствие слабости нервно-мышечного аппарата. Словарный запас беден, грамматический строй недостаточно сформирован. Полезно детям давать учить или просто читать стихи с понятным содержанием, доступным речевому развитию ребенка.

Иногда ребенок отстает в своем речевом развитии. При этом его мыслительные способности превышают речевые возможности. У ребенка не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения собственных мыслей, поэтому в момент высказывания в речи ребенка появляются продолжительные паузы, остановки, запинки, которые в дальнейшем могут перейти в стойкое заикание.

Детские страхи также могут стать причиной заикания. Взрослым не всегда удается вовремя заметить скрытую тревогу, беспокойство ребенка. Нельзя оставлять без внимания случаи проявления страхов. Так, если малыш боится один спать в комнате, пугается темноты, не остается один в помещении, следует выяснить причину страха и постараться устранить ее (например, оставлять в спальне ночник, пока ребенок не заснет, не рассказывать на ночь страшных сказок, волнующих историй).

Если заикание уже появилось, самым правильным будет тотчас же обратиться к логопеду. Говорить с таким ребенком надо спокойно, ограничив его речь и переключая его внимание с речи на различные виды деятельности (игры, рисование, мозаика и т.д.). Нельзя передразнивать, высмеивать ребенка, требовать от него правильного произношения слов. Необходимо очень точно выполнять все предписания врача и логопеда. Строгое следование режиму (своевременные занятия, отдых, полноценное питание) очень важно в период возникновения заикания и в процессе коррекцион-но-воспитательной работы.

Предупреждение заикания

Для предупреждения появления заикания у детей необходима большая профилактическая работа со стороны взрослых, окружающих ребенка, поэтому родителям необходимо соблюдать следующие условия:

Упорядочение поведения ребенка.
1. Необходимо создать для ребенка определенный и твердый режим (своевременные занятия, отдых, полноценное питание) и строго следовать ему.

2. Необходимо создать доброжелательные взаимоотношения в семье, уравновешенную, спокойную атмосферу, ровное и ласковое отношение к ребенку окружающих. Ребенок не должен быть свидетелем ссор и скандалов в доме, а также подвергаться крику и физическим наказаниям со стороны родителей. Наказание должно воспитывать, а не устрашать. Гораздо убедительнее и эффективнее действует на ребенка разъяснение его вины или наказание в спокойной форме.

3. Необходимо стремиться воспитывать у ребенка увлеченность, длительную заинтересованность какой-либо игрой или делом, а также уметь в случае необходимости безболезненно переключить его на другой вид деятельности. Нужно заблаговременно предупредить ребенка о необходимости заканчивать одно занятие и начинать другое. Полезно, чтобы ребенок сопровождал свои действия речью.

Развитие речи ребенка
4. Необходимо обращать внимание ребенка на окружающие его предметы и явления, объяснять их назначение и сущность.

5. Необходимо предостерегать детей от перегрузок многообразием сказок, рассказов, стихов. Нельзя перегружать речь ребенка труднопроизносимыми словами в период формирования речи, предлагать заучивать слишком много стихотворений, сложных по содержанию и форме. Рассказывая, читая или показывая что-либо ребенку, не нужно стремиться к быстрому переключению его на новый материал. Значительно больше пользы принесет ребенку углубленная работа с одним материалом, который можно осмыслить, ознакомиться с новыми понятиями и словами, пересказать по вопросам и целиком, сопоставить со знакомыми представлениями, сделать выводы и пр., а спустя некоторое время попросить ребенка пересказать то, что он слышал ранее.

6. Необходимо оберегать ребенка от психических и физических травм, сильных эмоциональных воздействий (как положительных, так и отрицательных). Нужно заранее знакомиться с содержанием спектакля или фильма, помня о возрастных возможностях ребенка, о его впечатлительности, о ранимости его нервной системы.

7. Необходимо, чтобы речь окружающих была спокойной, неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Правильная речь взрослых вызовет такую же правильную, неторопливую речь и у ребенка. Проводя ежедневную спокойную беседу с ребенком о прочитанных стихах, сказках, событиях за день и т.п. необходимо помнить, что Ваша речь служит образцом правильной речи и ребенок подражает этим образцам.

8. Необходимо ограничивать контакты ребенка с заикающимися взрослыми или ровесниками. Делать это необходимо в корректной форме.

Если заикание уже появилось, также необходимо:

1. Немедленно обратиться к логопеду.
2. Говорить с ребенком спокойно, ограничив его речь и переключая его внимание с речи на различные виды деятельности (игры, рисование, мозаика и т.д.).
3. Нельзя передразнивать, высмеивать ребенка, требовать от него правильного произношения слов. Можно привлекать внимание ребенка к тому, что он иногда говорит неправильно, но:
делать замечания ребенку необходимо тактично, без ущемления его достоинства;
указывая на недостатки, необходимо обращать внимание ребенка и на положительные качества, поощрять его успехи.
Ребенок старшего дошкольного возраста должен обязательно знать и чувствовать, что может говорить правильно. В младшем возрасте целесообразно ограничиться только одним показом, как нужно говорить.
4. Необходимо очень точно выполнять все предписания врача и логопеда и строго следовать режиму (своевременные занятия, отдых, полноценное питание).

Соблюдение всех этих условий поможет ребенку вернуться к нормальной, плавной речи.


Заикание. Общая характеристика.

Заикание - один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.

Внешне заикание проявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов.

Эти явления вызываются судорогами тех или иных органов речи в момент произношения (губ, языка, мягкого неба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц).

В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Заикание возникает в большинстве случаев в возрасте от 2 до 5 лет. По данным ученых заикаются примерно 2% детей от их общего числа. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.

Причины возникновения заикания.

По этиологическому принципу различают 2 вида заикания.

  • Чаще всего встречается функциональное заикание, когда не имеется каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы. Функциональное заикание возникает, как правило, у детей в возрасте от 2 до 5 лет в период формирования развернутой обобщенной (контекстной) фразовой речи; чаще оно встречается у легковозбудимых, нервных детей. Причины функционального заикания могут быть различными:

Непосильная речевая нагрузка. В таких случаях перегрузка нервной системы ребенка в сочетании с произносительными трудностями вначале приводит к случайным остановкам в речи, повторениям отдельных звуков речи слов. В дальнейшем появляется уверенность, что так будет всегда. Создается патологический раздражитель (фиксация, самовнушение). Возникает заикание.

У некоторых детей подобное происходит вследствие неправильного звукопроизношения(если учесть, что заикание появляется с 2 лет, становится понятным, что это закономерное физиологическое явление).

Возникновение заикания возможно и вследствие чрезвычайно быстрой речи: ребенок торопится, подражая кому-то из окружающих или стремясь быстрее высказать свою мысль, спотыкается на некоторых звуках- и начинает заикаться.

Часто заикание появляется у детей на фоне общего недоразвития речи, когда у них не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения мыслей.

Возникновению заикания способствуют также неправильные условия воспитания ребенка, физические наказания, сильный испуг.

Заикание может возникнуть и в результате подражания.

Однако названные причины вызывают заикание не у всех детей и не при всяких условиях. Большую роль играют предрасполагающие факторы: болезненное состояние нервной системы ребенка, пониженнаяее устойчивость.

  • В редких случаях заикание может вызвано органическими поражениями нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и т.п.). Такое органическое заикание может возникнуть в любом возрасте.

Проявления заикания.

Заикание возникает то внезапно, то постепенно. Периодически оно то ослабевает, то усиливается, что вообще свойственно нервным заболеваниям, и зависит от изменений внешних и внутренних раздражителей.

Состояние речи тесно связано с общим физическим и эмоциональным фоном. Так, например, заикание обычно усиливается в момент болезни, переутомления, после того, как ребенка наказали. Наблюдается также зависимость от погоды, от времени года, от условий жизни, от питания.

Основным внешним признаком (симптомом) заикания являются возникающие в момент речи судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате. Чем чаще и длительнее судороги, тем тяжелее заикание.

Различают 3 степени заикания: слабую, среднюю и сильную. При слабой степени заикание проявляется едва заметно и не мешает речевому общению. При сильной степени в результате длительных судорог речевое общение становится невозможным. При сильной степени проявляются сопутствующие движения (судорожные явления, которые возникают в различных группах мышц внеречевой мускулатуры: лица, шеи, туловища, конечностей. Движения самые разнообразные,: зажмуривание глаз, моргание, раздувание крыльев носа, опускание или откидывание головы, напряжение мышц шеи, сжимание пальцев, притопывание ногами, различные движения туловища.) Движения бывают непроизвольные, т.е не зависящие от воли говорящего, и произвольные.

По мере развития заикания появляются новые уловки- речевые. Заикающийся начинает для мнимого облегчения речи добавлять стереотипные слова или звуки, например: «а-а», «э-э», «ну», «вот это» и тп.п. Такое явление называется эмболофразией.

Еще одним из характерных симптомов заикания является страх перед речью, боязнь определенных звуков или слов, которые по мнению заикающихся, особенно трудны для произнесения. Это явление называется логофобией.

Симптомы заикания очень непостоянны, изменчивы. Меняется вид заикания:то оно проявляется в повторении звуков и слогов, то во внезапных остановках, паузах, изменяются и сопутствующие движения.

Состояние заикания также постоянно меняется. Эти изменения связаны с самыми разнообразными обстоятельствами. Так, например, один и тот же ребенок почти в одно и то же время может то очень сильно заикаться, то говорить хорошо. Наедине сам с собой, с игрушками заикающийся ребенок, как правило, говорит без запинок. Присутствие других собеседников действует на его речь по- разному: разговор с близкими людьми, с которыми он чувствует себя спокойно, обычно не вызывает больших запинок. Беседа с малознакомыми людьми, со взрослыми, которых он боится или стесняется, моментально вызывает усиление заикания.

У некоторых заикающихся детей отмечается нарушение моторики (неловкость, неуклюжесть в движениях, плохая координация их, чрезмерная напряженность мышц).

Необходимость преодоления заикания в дошкольном возрасте.

В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. В начальной стадии этот дефект имеет обычно легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале заикание может со временем усилиться. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка. Кроме того, заикание лишает ребенка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учебе. Поэтому данный речевой дефект важно устранять еще до поступления в школу. Существуют стационары и полустационары, где организованы группы для детей с заиканием.

Теоретически и практически доказано, что полного эффекта в борьбе с заиканием можно достичь только при условии применения комплексного метода.

Комплексное воздействие на заикающегося складывается из следующих направлений:

1.Медицинское воздействие (медикаментозное укрепление нервной системы и различные виды физиотерапии), способствующее нормализации функций нервной системы ребенка и создающее благоприятный фон для психотерапии, для активной логопедической работы

2.Психотерапевтическое воздействие (проводится на протяжении всей логопедической работы), которое состоит в том, что ребенка постоянно убеждают, что он может и должен говорить без заикания; фиксируют внимание на успехах в этом направлении, обязательно в присутствии сверстников, воспитателей или родителей.

  1. Логопедическое воздействие, осуществляемое на протяжении длительного, регулярного, систематического курса занятий. Основной целью занятий является воспитание навыков правильной, свободной от заикания речи, начиная с самых легких ее форм, не вызывающих запинок, и кончая сложными, в любых жизненных условиях.
  2. Логопедическая ритмика. Состоит из системы разнообразных упражнений и игр с движениями под музыку и в сочетании с речью детей. Такие упражнения и игры способствуют развитию общей и речевой моторики, развивают координацию движений, умение управлять собой, включаться в деятельность по сигналу, воспитывают чувство ритма. Они призваны также снимать общую скованность, напряжение. Большое внимание при этом уделяется развитию внимания у детей.
  3. Воздействие окружающих на личность заикающегося ребенка, на его взаимоотношения со средой и на его эмоционально-волевую сферу. Осуществляется на протяжении всего периода коррекционно-воспитательной работы. Педагоги, воспитатели, родители должны воспитывать у ребенка уверенность в себе, сознание своей полноценности, здоровый взгляд на дефект речи, желание избавиться от него.

Предупреждение возникновения заикания у детей.

Для того, чтобы уберечь ребенка от заикания, необходима большая профилактическая работа со стороны взрослых, окружающих его в семье, яслях, детском саду.

Уже с самого раннего возраста в развитии речи малыша на первый план выступает активное подражание речи взрослых. Но, являясь могучим фактором развития речи, подражание в то же время представляет и известные опасности.

Прежде всего необходимо, чтобы речь окружающих была неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Правильная речь взрослых вызовет такую же правильную, неторопливую речь и у ребенка. Ребенок должен говорить, достаточно широко открывая рот, не очень громко, не крикливо, не спеша. Вредно говорить на вдохе, захлебываясь и задыхаясь.

Нельзя допускать ускоренной речи. Ранняя, слишком торопливая речь ребенка часто свидетельствует о повышенной возбудимости, ослабленности его нервной системы. Впоследствии она может привести к заиканию.

Заикание может возникнуть и по подражанию. Постоянно общаясь со взрослыми или сверстниками, страдающими заиканием, ребенок начинает воспроизводить те же запинки в собственной речи. Поэтому следует ограждать малыша от контактов с заикающимися.

Для нормального развития речи очень важно здоровое состояние нервной системы. У детей нервная система находится еще в стадии развития, она очень хрупка и не выдерживает сильных перегрузок. Поэтому с первых дней жизни ребенка необходимо проявлять о ней особую заботу: оберегать малыша от психических физических травм, бурных проявлений гнева или радости, от пребывания среди нервных, беспокойных детей.

Отрицательно сказывается на состоянии речи детей и неблагоприятная обстановка в семье. Скандалы и конфликты между взрослыми, запугивание ребенка, побои, чрезмерно строгие наказания, частые одергивания у нервных и впечатлительных детей могут вызывать заикание.

Нельзя слишком перегружать речь ребенка, форсировать ее без учета возрастных возможностей, стремясь к преждевременному развитию. Необходимо помнить, что в младшем дошкольном возрасте речевые возможности ребенка ограничены: у него не развито еще в достаточной степени произношение, беден словарный запас, он недостаточно владеет грамматическими средствами языка. А взрослые порой требуют от малыша слишком много, заставляя произносить сложные фразы, незнакомые и непонятные слова, заучивать слишком много стихотворений, сложных по содержанию и форме.

Следует учитывать, что правильно выговаривать все звуки ребенок сможет только после 4 лет, когда разовьется и окрепнет его артикуляционный аппарат. А до тех пор нельзя заставлять его произносить отдельные слова и фразы, трудные и в звуковом, и в смысловом отношении. В противном случае возникает несоответствие между недостаточно развитым речевым аппаратом и чрезмерной речевой нагрузкой. Кроме того, это перегружает нервную систему малыша, истощает его речевые возможности, утомляет речевые механизмы и нередко приводит к заиканию.

Не менее вредна для ребенка и другая крайность, когда взрослые в семье не читают ему, не просят пересказать прочитанное, не разучивают с ним стихотворений, очень мало разговаривают и не поправляют, когда он говорит неверно. В таких случаях ребенок заметно отстает в своем развитии. При этом его мыслительные способности превышают речевые возможности. У малыша не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения собственных мыслей. В результате в момент высказывания в речи ребенка появляются продолжительные паузы, остановки, запинки, которые в дальнейшем могут перейти в стойкое заикание.

Не следует перегружать детей и избыточными впечатлениями, которые вызывают у них эмоциональное перенапряжение. К сожалению, некоторые взрослые часто водят детей в кино, цирк, театр, разрешают подолгу смотреть телевизор. Между тем посещение кинотеатров ребенку дошкольного возраста не рекомендуется вообще. Во- первых, потому что специальных художественных фильмов для детей такого возраста почти нет, во-вторых, сеанс в полтора часа очень утомителен для детей. Возбужденный и утомленный, перегруженный впечатлениями после посещений кинотеатра, театра, цирка, ребенок не может удержаться от расспросов, высказываний. При этом он глотает звуки, слоги, запинается, повторяет звуки или слова, перескакивает с одной мысли на другую, говорит торопливо. В его речи появляются запинки, которые могут закрепиться и перейти в заикание. Поэтому при посещениях театров необходимо помнить о возрастных возможностях ребенка, о впечатлительности малыша, о ранимости его нервной системы, заранее знакомится с содержанием пьесы.

Иногда заикание появляется у детей в результате чувства страха. Выяснив причину страха, надо постараться или устранить ее, или показать ребенку, что в том, что он считает таинственным и страшным, на самом деле ничего таинственного и страшного нет. Ирония, насмешка, выговоры, наказание не помогут, а еще больше усилят чувство страха.

Особого внимания требуют дети, которые лучше владеют левой рукой, чем правой. Нередки случаи, когда оттого, что этих детей насильственно заставляют все делать правой рукой, у них возникает заикание. Если у ребенка-левши существует предрасположенность к заиканию: нервная возбудимость, ускоренная речь, неоправданные повторения звуков в момент речи, речь на вдохе,- переучивать его вообще нельзя. Если же с речью все благополучно и у ребенка не отмечается ослабленности нервной системы, переучивание допустимо и приступать к нему следует как можно раньше. Делать это надо постепенно, осторожно, но при этом следить за речью ребенка и при малейшем проявлении заикания немедленно прекратить.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Красивые цитаты для одноклассников Красивые цитаты для одноклассников