Что делать для развития памяти. Как развить память – несколько нехитрых советов

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Порой на лестнице стою,
Стараюсь догадаться:
Собралась подниматься я,
А может, вниз спускаться?

У дверцы холодильника
Не в силах я понять:
Поставила я что-то внутрь
Или хотела взять?

И в сумерках, держа чепец,
Себе я ужаснулась:
Не знаю – спать ли я ложусь
Иль только что проснулась?

Это отрывок из книги Рам Дасса «Все еще здесь». Милая старушка пишет о своем склерозе. У вас, наверно, все не так критично. Да, сын постоянно забывает дневник, дочка не успевает с домашними делами, муж никогда и не знал точную дату вашего дня рождения, а жена несет сок мужу вместо ребенка. Мы можем забыть все вплоть до родного имени, но развить возможности нашей памяти не так сложно, а даже вполне реально. Но для начала МирСоветов предлагает разобраться как же устроена память и на основе чего наш мозг запоминает ту или иную информацию.

Как устроена наша память

Все мы в детстве собирали пазлы и мозаики, но мало кто представляет, что наш мозг знал эту систему очень давно. Ранее ученые полагали, что конкретные участки мозга хранят в себе определенного вида воспоминания, но впоследствии был проведен эксперимент. Крысам удаляли по очереди разные участки мозга и, проверяли: возможно ли их обучение, что они помнят, а какие органы у них хуже работают. Выяснилось, что ни одна частичка мозга не отвечает целиком за какой-то определенный вид памяти, но если собрать кусочки воспоминаний со всего мозга, то их можно сложить в одну общую картинку, как в мозаику. Эту картинку мы и называем памятью. Этот вывод был шокирующим для ученых того времени, но нам он позволяет опустить возможность развить всю память только одним способом и одновременно предлагает метод решения.

Виды памяти

Существует три вида памяти:
  1. зрительная
  2. слуховая
  3. моторная
Зрительная память хранит ту информацию, которую мы получили путем наблюдений, то есть запомнили увиденное. Слуховая память отвечает за все звуковые ощущения, когда-либо испытанные нашим организмом. С этими двумя вроде все понятно, а с моторной будет посложнее.
Третий вид памяти особый. Это своеобразный способ учиться на своих ошибках: когда наш организм делает что-то, он автоматически запоминает этот процесс. Так мы учились ходить, есть, так мы пишем буквы, не зацикливаясь на самом процессе. Ну, а теперь перейдем непосредственно к способам развития памяти.

Развиваем память, тренируя внимание

Запоминаем мы только то, что замечаем, а замечаем мы лишь тогда, когда внимательны. Следовательно, свое внимание нужно тренировать. Можно делать это и в игровой форме, например, попробуйте во время прогулки поиграть с собеседником: кто больше отметит домов с зелеными крышами. Для развития памяти полезны и картинки из серии «найдите десять отличий». В этих случаях ваш мозг концентрируется на мелочах и привыкает к активной работе в нестандартных ситуациях. Тогда на работе, в школе или в институте вы начнете быстрее схватывать все самое важное и запоминать без труда.

Сочетание разных видов памяти ради одной цели

Однажды учительница русского языка и литературы пожаловалась на своих учеников-двоечников, которые совсем не учат стихи. Ей посоветовали заставить учеников отжиматься и повторять текст вслух. Она отказалась, сказав, что и то и другое они будут делать плохо, а зря! Ученики запоминали бы стихи вместе с движениями и усилием мышц, и даже через много лет, делая отжимания, они вспомнят эти стихи, может не целиком, но с самого натренированного места.
Так же многих детей родители заставляют учить таблицу умножения, переписывая и проговаривая ее про себя. Тогда работает моторная (пишем и запоминаем), зрительная (запоминаем то, откуда переписываем) и слуховая (заучиваем на слух) память.

Запоминаем по частям

Третий метод заключается в том, что всю информацию «раскладывают по полочкам». То есть: текст нужно компонавать в конспект, слова разделять на группы, формулы заучивать вместе с примерами. Так же важно одновременно разбираться с возникающими вопросами, ведь когда мы сами добываем необходимое, то и усваиваем это лучше. Следовательно, как уха лучше всего идет после рыбалки, так и строчка заучивается быстрее, если в ней было незнакомое выражение, подсмотренное в словаре.

Повторение - упражнение для развития памяти

Этот вариант подойдет людям с развитой зрительной памятью, и плохой слуховой. Предположим, что в тот момент, когда вы прогуливались по парку, вам знакомый сказал номер телефона, а никакой возможности записать у вас нет. В таком случае, пока ваш друг диктует, мысленно представьте вашу трубку и под диктовку набирайте на ней номер. Потом сделайте вид, что он был занят и попробуйте еще раз, вслух проговаривая номер другу. Если все правильно, повторите еще раз и даже через пару часов вы все вспомните. Практика такого упражнения с каждым разом будет положительно отражаться на развитии вашей памяти.

Развивайте память, открывая для себя новое

Студент, активно занимающийся и посещающий лекции, имеет хорошую память, но часто об этом даже не подозревает. Когда информация запоминается без усилий и прямо на подсознательном уровне, то она и дольше хранится. Когда тот же студент перед экзаменом думает, что ничего не знает, но получает звонки от однокурсников и отвечает на их сложные вопросы, выходит, что осталось немножко освежить материал и можно идти сдавать. Почему это происходит? Ответ прост. Всего-навсего во время лекций мы записываем конспект, вникаем в материал, но совершенно не думаем о том, как его запомнить. Развиваясь в своей профессии, изучая новую информацию о ваших увлечениях, слушая новости, вы же не думаете о том, что это просто необходимо запомнить, но, запоминая, вы улучшаете свою память, следовательно, развиваетесь!

Самоорганизация и развитие памяти

Часто услышишь фразу: «она не рассеянная, она неорганизованная!» И правда, как наш мозг может запомнить что-то, если он просто не понимает, что и когда запоминать. Чуть выше мы уже говорили о систематизации материала, но в этом разделе речь пойдет о вас самих. Заведите ежедневник (и не правда, что он для тех, кто все забывает), создайте свое личное расписание, собирайтесь на работу вечером, делайте всё вовремя, вспомните о своих родственниках и друзьях, которым давно не звонили. Ваша жизнь наладится, и память заработает как новая.

Придумайте свой способ развития памяти

Присмотритесь к себе, определите, что вы запоминаете сложнее, и что может помочь лично вам сохранить драгоценные данные. Не всем по душе крестики на руках и узелки на веревочках. , как помочь себе развить плохую память? Попробуйте делать себе маленькие шпаргалки, клейте листочки в самых видных местах квартиры, прикрепляйте их на досках над рабочим столом в офисе. Самое главное для развития памяти – в них не должен содержаться полный текст, ведь тогда вы просто прочитаете и вспомните. Делайте ассоциативные записи или рисунки. Ваш мозг проанализирует запись, найдет в памяти информацию и запомнит ее снова, но уже автоматически. В следующий раз вы вспомните быстрее и уже не забудете.

Каждый из способов действенен, но не все лично для вас. Пробуйте и практикуйте, а МирСоветов всегда рад помочь!

Большинство людей периодически сетуют на свою «девичью» память. Как правило, они практически не расстаются с ежедневниками, в которых тщательно вписывают все свои планы на будущий день. Однако трудности подстерегают повсюду. Иногда невозможность вспомнить чье-то имя может поставить в достаточно неловкую ситуацию. Или желание помочь ребенку с уроками обернется полным фиаско.

У взрослого? Подобный вопрос периодически задают себе забывчивые люди. И те, кто не только ищут ответ, но и начинают внедрять все рекомендации в жизнь, со временем замечают прекрасный результат.

Причины плохой памяти

С возрастом у людей ухудшается способность к запоминанию, а также появляется рассеянность. Человеку необходимо держать к голове слишком много информации, из-за чего он иногда забывает самые очевидные факты.

Но дело не только в этом. Чем старше становится человек, тем хуже его способность рассуждать здраво. Причины плохой памяти у взрослых сокрыты как в возрастных изменениях, так и в неправильном образе жизни, стрессах, плохом сне и многом другом. Нервных клеток становится меньше, и наряду с этим человеку все труднее вникать во что-то новое.

У взрослого может являться следствием некоторых заболеваний. Отмечается, что на способность запоминания, а также мышление, неблагоприятно влияют:

  • высокое давление;
  • атеросклероз;
  • диабет;
  • полнота.

Иногда ухудшение запоминания может быть следствием развивающейся болезни Альцгеймера.

Методы улучшения памяти

Удивительную способность можно натренировать, как, например, мышцу тела. Для этого нужно делать специальные упражнения для памяти. У взрослых, конечно, тренировка потребует определенных усилий. Ведь легче всего это происходит в детском возрасте. Малыши стараются запомнить все, что попадается им на глаза.

Нагрузка на память школьника уже достаточно существенна. Но когда человек заканчивает учиться и начинает работать, его память больше не поддается систематической тренировке. Жизнь становится более скучной и обыденной. Для того чтобы память продолжала развиваться, человек должен получать впечатления. Хорошо, если происходят различные приятные события, и люди стараются их не забыть.

Влияние табака

Как развить память у взрослого? Прежде всего ему необходимо избавиться от пагубного влияния никотина. Многочисленные исследования подтвердили, что табак достаточно сильно ухудшает способность запоминать.

Если сравнить человека, который тренирует память и при этом курит, и другого, который не работает над способностью запоминать, но и вредной привычки у него нет, то окажется, что у первого результат лучше. Однако если их условия уравнять, то окажется, что табак все же ухудшает память.

Исследования показали, что курящие студенты хуже справляются с заданиями, чем некурящие. Хотя табак имеет свойство мгновенно повышать концентрацию внимания, однако это быстро проходит.

Влияние алкоголя

Даже малая доза спиртного снижает способность запоминать. Систематический его прием лишает человека возможности фиксировать что-то в памяти. Поэтому тем людям, которые задумываются о том, как развить память у взрослого, следует отказаться от спиртного.

Медикаментозные препараты

Прием некоторых лекарств также может влиять на запоминание и даже вызывать К ним относятся различные успокаивающие или возбуждающие препараты, а также обезболивающие, антигистаминные и противовоспалительные средства.

Существуют правила, позволяющие памяти всегда оставаться в рабочем состоянии:

  • обогащать кровь кислородом;
  • обязательно хорошо высыпаться;
  • не злоупотреблять алкоголем и табаком;
  • отказаться (по возможности) от лекарств, снижающих память.

Методики запоминания от гениев

Психолог Карл Сишор считает, что обычный человек использует свою память только на 10%, в то время как 90% остаются без применения.

Мало кто знает, что практически все методики развития памяти у взрослых базируются на трех природных законах запоминания. Речь идет про эмоции, ассоциации и повторения. Знание этих правил способно помочь как в обыденной жизни, так и в ответственных ситуациях.

Закон эмоций гласит, что для лучшего запоминания достаточно получить яркие впечатления о заданном предмете. Самым известным человеком, использовавшим данное правило, был Рузвельт. Он всегда сохранял отличную концентрацию внимания. Все, что он прочитывал, запоминал почти дословно. Секрет данной методики развития памяти у взрослых сокрыт в необходимости полностью сосредоточиться, хотя бы ненадолго, на нужной информации. Именно в этом случае она запомнится лучше, чем если долго размышлять о ней и отвлекаться.

Удивительную методику оставил после себя Наполеон. Он отлично помнил на смотре войск расположение каждого своего бойца и его фамилию. Секрет его запоминания имени человека состоял в том, чтобы получить о нем более яркое впечатление. Например, спросив, как пишется его фамилия.

Президент Линкольн имел свою методику запоминания: он читал вслух то, что было важно помнить. Получается, что нужно задействовать как можно больше органов чувств. Это позволяет достаточно эффективно повлиять на развитие памяти у взрослых. Упражнения, которые строятся на задействовании нескольких чувств, рекомендуются большинством психологов. К примеру, чтобы запомнить, достаточно записать, а затем мысленно представить написанное.

Марк Твен часто читал лекции. Чтобы запомнить длинный текст, он записывал пару слов с начала каждого абзаца. Перед выступлением Твен повторял всю лекцию, используя эту шпаргалку. Но затем ему пришла в голову другая идея - и он стал рисовать то, что ему нужно было запомнить.

Таким образом, гении прошлого смогли воплотить все три закона запоминания.

Подготовка к занятиям

Тренировка памяти у взрослых должна начинаться со следующих упражнений:

  1. 5-10 секунд сохраняйте полностью свободный от мыслей ум. Это необходимо для тренировки концентрации внимания.
  2. Во время данного процесса не должно возникать какого-либо напряжения: нервного либо психического.
  3. С пяти секунд очень важно постепенно дойти до тридцати секунд непрерывного нахождения в этом состоянии.

Развитие способности запоминать

Очень важно развивать не только зрительную или слуховую способность запоминания, но и другие виды. Также нужно помнить, что краткосрочная и долгосрочная память в одинаковой мере необходимы человеку.

  • можно натренировать, если пытаться запомнить внешность проходящих мимо людей. Достаточно мимолетного взгляда на человека, идущего навстречу, и затем нужно попробовать представить себе его облик во всех деталях.
  • Очень полезно время от времени спрашивать себя, как выглядит обертка любимой конфеты, что там изображено. Можно пытаться представить, что вы видели, когда проходили в очередной раз мимо магазина, какая там была вывеска. При этом нужно стараться вспомнить все до мельчайших подробностей.
  • Для того чтобы улучшить звуковую память, достаточно регулярно читать вслух либо учить стихотворения с ребенком. Пропойте только что прослушанную мелодию. В уличном шуме старайтесь расслышать обрывки фраз и зафиксировать их в памяти.
  • Принимая пищу, вообразите себя дегустатором, который досконально запоминает вкус блюда. Ассоциируйте каждое кушанье с чем-либо. Играйте на угадывание блюда с закрытыми глазами.

Заключение

Памятью обладают все. У некоторых людей отмечается просто феноменальная способность к запоминанию. Другие сознаются в том, что являются обладателями «дырявой» головы. По мнению психологов, людей с плохой памятью крайне мало. При этом очень много тех, кто не умеет правильно ее использовать или не знает, как развить память у взрослого.

Память помогает нам воспроизводить некогда воспринятую информацию в ситуациях, когда она нам особенно необходима. Считается, что развивается память примерно до 25 лет, затем наблюдается стабильный период, а лет с 50 она постепенно начинает угасать. Однако при постоянной умственной работе трезвая память сохранятся до глубокой старости. При этом ее можно еще и улучшить. Итак, как развить память и стимулировать умственные процессы?

У каждого из нас она развита в разной степени: кому-то чтобы запомнить информацию, нужно ее всего лишь раз услышать или увидеть, а кому-то для этого потребуется определенное время. Поэтому люди часто задаются вопросом о том, как улучшить свою память.

Способов ее развития существует довольно много. Еще вывели мнемонический способ, помогающий запоминать названия предметов с помощью ассоциаций. Они считали, что для лучшего запоминания понятие нужно наполнить чувствами. Вспомните, как мы научились запоминать цвета радуги с помощью фразы, в которой, по сути, охотник и фазан имели очень условное отношение к самой радуге. Однако придумывание таких коротких рассказов и даже сказок - очень эффективный способ для запоминания довольно сложных явлений, понятий и законов.

Один из популярных сегодня способов, помогающих найти ответ на вопрос, - это «умственные карты», разработанные Тони Бьюзеном. Здесь необходимо задействовать мышление, воображение и цвета. Для создания карты информацию нужно записать на листе бумаги в виде солнечного круга с расходящимися лучами, которые детализируют основную информацию, помещенную в круг. Так можно успешно составлять планы, которые быстро запоминаются и удерживаются в голове.

Чтобы быстрее запоминать сложную информацию, переформулируйте ее своими словами и, желательно, проговорите ее вслух. Так вы запомните все гораздо быстрее и надольше.

Комбинируйте способы, используйте упражнения и вы почувствуете, как все сработает.

Чем больше наше содержание, тем богаче наш внутренний мир,
тем шире наше восприятие.

Самой загадочной тайной для ученых мира является память. Миллионы экспериментов и научных исследований так и не привели к разгадке этого феномена.

Неизвестно как она работает, и даже где она находится, какие ее ресурсы и сколько информации в день дано запомнить каждому из нас. Но как развить память и укрепить ее не знают только ленивые люди.

А ведь без этой способности человек не пришел бы к цивилизации, и не было бы возможности обучаться. Как бы приспособился человек к изменчивости мира или состоялась эволюция, не будь генетической памяти?

К счастью, нам эта способность дана как дар природы. Мы способны запоминать и обучаться. На ее базе построено наше мышление. Информация течет к нам из разнообразных источников, в которых участвуют всевозможные анализаторы.

Виды памяти человека

Зрительная память позволяет нам запоминать увиденное, услышанное запоминается благодаря слуховой памяти, а вот информацию расположения тела или конечностей мы черпаем от рецепторов своих мышц, сухожилий и суставов, на чем основывается кинестетическая память.

Действие становления этой способности генерируется из нескольких этапов:

  • Ограничения следов на рубежах анализатора формируют мгновенное запоминание. Оно быстро фиксируется в процессе увиденного, услышанного и прочувствованного человеком явления.
  • Вся необходимая информация мгновенной памяти переходит к другому процессу – к кратковременной памяти, способной удерживаться несколько часов. Она подвергается анализу мозгом, и если определяется как ценная, то переходит, можно сказать, на «склад».
  • Существенная и многократно повторяющаяся информация приводит к консолидации памяти, благодаря чему она становится долговременной. И тогда информация будет храниться и сможет воспроизводиться всю жизнь.

Весь мозг человека участвует в процессе становления памяти, но гиппокамп, по мнению ученых, играет особую роль.

Гиппокамп - это часть лимбической системы головного мозга (обонятельного сектора). Участвует в механизмах формирования эмоций, консолидации памяти (т. е. перехода из кратковременной в долговременную).

Незначительная его патология может привести к утрате человеком способности развития внимания и памяти. С возрастом люди неизбежно утрачивают многие способности, и запоминание не исключение.

Стираются, как правило, ближайшие события, отдаленные − более стойкие. Но, не укрепляя и не развивая своей памяти, человек рискует потерять ее вовсе, что приведет к серьезным проблемам и заболеваниям. Поэтому и были разработаны всевозможные методики развития памяти.

Универсальные способы совершенствования памяти

Обладателям хорошей памяти завидуют многие люди, а представителям человечества с феноменальной памятью завидуют все. Люди на зависть тратят столько времени, которое можно использовать в своих интересах – для развития памяти.

Причем это не так уж и сложно. Важно уяснить, что эта способность, как и любая способность человека, развивается и тренируется в ответ на запрос, то есть, если способность запоминания востребована жизнью, то она развивается.

Холотропное дыхание – и расслабление, и тренировка

Психотерапевт С. Гроф разработал метод, при помощи которого человек может расширить свое сознание и подключиться к внешним потокам информации, после чего происходит развитие скрытых возможностей человека.

Эта методика позволяет улучшить физическую форму, снизить нервное напряжение, вспомнить то, что происходило с человеком много лет назад, и расширить возможности памяти до желаемых размеров. Чем не метод для развития памяти?

Человек ложится на маты, расслабляется, включается ритмичная трансовая музыка, и он начинает дышать глубже и чаще. Мозг при холотропном дыхании перенасыщается кислородом, вследствие чего наступает состояние, когда мозг прекращает ограничивать поток информации, поступающей извне.

Еще глубоко в древности шаманы пользовались такой методикой дыхания для расширения сознания и путешествий в прошлое или будущее.

Зубрежка – опыт прошлых лет

В царской гимназии обязательным предметом был древнегреческий язык, который потом так никто толком и не знал, но о том, как укрепить память, не задумывался.

Это была фактически зубрежка, при которой упражнялся мозг учащихся. Факт того, что мозг, как и любой другой орган, не развиваясь, атрофируется, остается фактом.

Нет, изучать древнегреческий язык молодому поколению или престарелым людям никто не предлагает, но заучивая стихи, прозы, отрывки из произведений для развития памяти − отличный способ. И если вы хотите запомнить не пять слов или цифр в последовательности, а например, тридцать и более, то ежедневные четверостиший приведут к удивительным результатам не только развития памяти, но и быстрого запоминания информации.

Не всем зубрежка дается легко. И к вопросу о том, как развивать память должен быть индивидуальный подход. Кто-то может запоминать информацию, представляя ее на мысленном экране, а кому-то удобней представить цветовой ряд или запомнить на ощупь.

Приемов запоминания много, и каждый может найти такой способ, к которому он больше склонен. Мозг человека анатомически разделен на области, которые отвечают за разные процессы, у каждого человека какая-то область развита больше другой. Ваши симпатии к тому или другому способу развития памяти зависят от того, что лучше у вас получается.

Мнемотехника – эффективно и увлекательно

Эксперты утверждают, что мозг тренируется не тогда, когда запоминается информация, а при попытке осуществить воспоминания.

Мнемотехника – методика развития памяти, которая включает в себя два направления (цепочки и Цицерона), позволяющие развить именно процессы воспоминания. Вся техника запоминания основывается на работе с образами.

Например, для того чтобы запомнить несколько слов, их нужно связать с хорошо известными вам предметами, находящимися в вашей комнате. Вспоминая последовательно эти предметы, в мозге всплывают и связанные с ними слова. Этот прием запоминания превосходно действует на развитие памяти и внимания.

Если вам необходимо связать группу слов, то методом цепочки, то есть фантастическими связями можно осуществить запоминание. Например, слова зонтик, лодка, конь, велосипед, легко запомнить, связав их в воображении таким образом: зонтик прикрывал лодку, в которой сидел конь на велосипеде. Нереально, но запоминается легко.

При использовании мнемотехники очень важно соблюдать ритм и единообразие, то есть ассоциативный ряд выстраивается в абсурдной последовательности для всех слов одинаково.

Попробуйте проверить память, используя этот метод. Если такой способ вам понравился и увлек, то вопрос о том, как укрепить память, уже решен. Укрепляйте таким способом, с каждым разом увеличивая количество слов.

Эйдетика – для маленьких и взрослых

О том, как развить феноменальную память, прекрасно разъясняется эйдетикой.

Этот способ запоминания продемонстрировал эйдетик Стивен Вилтшер, который способен в деталях нарисовать всю линию горизонта незнакомого ему города, увидев его однажды.

Эта методика применяется в школах Соединенных Штатов и Европы, где слабые ученики за несколько занятий становятся отличниками.

Секрет такого способа заключается в позитивном воображении и фантазии. Чем ярче у ребенка или взрослого развито образное мышление, тем легче запоминается и воспроизводится информация.

Прежде всего, этот способ развивает ту область головного мозга, которая отвечает за образное мышление, несомненно, имеющего прямое отношение к развитию памяти и внимания.

Применяются специально разработанные упражнения. Например, игра «Кулак, палец». Вытянутые вперед две руки, правая зажата в кулак, а левая показывает, что все хорошо. После хлопка руками, следует показать, что все хорошо с правой рукой. После каждого хлопка меняется положение рук, при этом следует частоту хлопков увеличивать.

Таких упражнений, направленных на развитие фотографической памяти или статической, которые относятся к кратковременному запоминанию, много, а после некоторых манипуляций, можно запомнить информацию надолго.

Упражнения рассчитаны на развитие внимания и памяти, что немаловажно, так как развить память и внимание – это прекрасный способ тренировать мозговую деятельность. Эйдетика объединяет в себе и мнемотехнику, и пиктограммы, и физические упражнения, и еще множество техник.

Учимся запоминать музыку

О том, как развить музыкальную память, можно было бы спросить у Моцарта, который умудрялся не только сыграть однажды услышанную музыку, но и перенести ее на ноты. Возможности такой нет, но специалисты разработали технику запоминания звуков.

Начинается она простыми упражнениями отстукивания карандашом по столу определенного ритма. Любая музыка основывается на ритме. Поэтому, начиная с несложных отстукиваний, и заканчивая целыми произведениями, можно отработать чувство ритма у любого человека.

Желающим продолжить музыкальное образование прекрасно помогает технология XIX века по слогописи Белецкого. Кстати, развивая музыкальные способности, не будет необходимости задумываться над тем, как укрепить память, все происходит на автоматическом уровне.

Школа запоминания Самвела Гарибяна

Самвел Гарибян стал мировым рекордсменом по запоминанию и написал книгу о том, как быстро развить память любому человеку. По его методу можно стать ходячей энциклопедией, быстро изучить иностранные языки и сделать карьеру.

В восьмидесятых годах прошлого века Самвел создал свою школу запоминания, карьера многих его учеников пережила фантастический взлет. Самвел разработал свою методику, и дает гарантии, что она годится для всех без исключения.

Запоминание по Гарибяну основано на создании каждому слову образа, несущего личную эмоцию для человека.

Самвел знает не понаслышке, как быстро развить память путем запоминания иностранных слов. Например, на иврите кондиционер звучит как «мозган». Для Самвела это слово легко запомнить, если представить, что в мозгах необходимо кондиционирование. После этого мы все уже знаем, что кондиционер на иврите звучит как «мозган».

Вот как развить феноменальную память, не совершая титанических усилий. Попробуйте проверить память, вспомнив это слово завтра и через месяц. Запоминание двадцати слов в день, позволит изучить иностранный язык за удивительно короткое время. Кроме того, такие приемы позволяют быстрее запоминать информацию любого характера.

Невероятной способностью запоминания обладал Александр Македонский, он знал всех своих воинов по именам, Адольф Гитлер обладал феноменальной фотографической памятью, что позволяло ему запоминать лица всех, встречавшихся ему людей, о Моцарте мы уже говорили, и таких людей много даже сегодня. Скорей всего, они знают секреты того, как развивать свою память.

Изучать скорочтение – абсолютно не мучение

Обучение техники скорочтения базируется на серьезной научной основе. Ее разработали с участием психолингвиста В. Леонтьева и психолога Л. Гримаки.

Эта действительно эффективная техника, где участвует наука и методология, существенно повышает принцип скорочтения и развития памяти.

Специалисты утверждают, что в традиционном методе чтения есть пять недостатков, которые мешают людям освоить скорочтение, и развитие памяти при этом значительно снижается:

  • Как развить память и внимание, если пользователи традиционного способа чтения часто используют возвратное движение глаз (регрессию), для повторного прочтения не совсем понятного текста? Какое может быть развитие памяти и внимания в таком ритме?
  • Отсутствие гибкой программы чтения, когда тексты читаются одинаково медленно, даже если некоторые из них требуют быстрого прочтения.
  • Главная преграда быстрого чтения − артикуляция, то есть звучание текста в то время, когда человек его читает про себя. Многие мысленно проговаривают текст в то время, когда читают. Этот дефект слишком много времени забирает у читателя. Это самый трудно исправимый недостаток, но благодаря программе скорочтения он со временем исправляется.
  • К четвертому недостатку относится то, что люди при чтении захватывают малое поле зрения. Это тот участок, который воспринимается глазами на этапе фиксации (остановки).
  • Отсутствие внимания, которое является катализатором процесса чтения. Без внимания нет быстрого чтения. Поэтому развитие памяти и скорочтение так взаимосвязаны. Ведь память без внимания тоже не может существовать.

Небольшие пояснения

Доказано, что исключение регрессии позволяет увеличить скорость чтения вдвое, а понимание - в три раза. Но, если часть текста непонятна, то возвратиться назад можно, только после того, как текст будет в течение двух минут переосмыслен читателем. Это уже будет не регрессия, а осмысленный возврат. Проведение анализа своего чтения автоматически отвергается вопрос о том, как укрепить память.

Развитие памяти и скорочтение накрепко связаны еще и тем, что в применении последнего участвует программа интегрального алгоритма чтения, где определяется последовательность умственной деятельности при чтении текста, когда запоминается:

  • название текста, статьи, книги;
  • автор предложенного или выбранного произведения;
  • источник (книга, газета, интернет);
  • проблема, которой посвящен текст;
  • факты, о которых упоминается в тексте;
  • особенности, рассматриваемые в конструкции текста;
  • новизна, которая познается из написанного текста.

Все это на первых порах отмечается карандашом и нумеруется до тех пор, пока анализ не дойдет до автоматизма. Вряд ли после таких манипуляций у кого-то возникнут сомнения в том, что развитие памяти и скорочтение зависимы друг от друга.

Ну что же, способы запоминания информации перечислены, а мозг читателя сам определится с выбором.

Порою, наша память действует довольно причудливо – мы помним всякие ненужные мелочи, однако не в силах в необходимый момент вспомнить важную информацию. Оказывается, память вполне можно развить, выполняя некоторые довольно несложные тренировки.

Существует несколько видов памяти, рассмотрим их подробнее.

Эйдетическая память (зрительная, визуальная)

Происходит от слова «эйдос» - на древнегреческом это значит «вид», «облик», «образ». В основном такой памятью называют зрительную, также именуя ее еще и фотографической. Люди, которым присущ этот вид памяти, лучше всего запоминают именно образы – они способны воспроизвести их в своих мыслях практически в любой момент, если даже созерцали объект совсем непродолжительный период. Итак, основу такой памяти обычно составляет именно картинка, но к ней могут присоединиться и прочие виды памяти.

Слуховая память

Обладатели отличной слуховой памяти, хорошо запоминают различные звуки – речевые, музыкальные и так далее. Как правило, особо развита такая память у филологов, музыкантов, акустиков. Характеризуется тем, что ее обладатель точно и довольно быстро способен уловить суть услышанного текста, запомнить его детали. Кроме того, смысл услышанного он может передать собственными словами, и при этом весьма точно.

Моторная память

Также называется двигательной. Проявляется в возможности запоминать и впоследствии точно воспроизводить разнообразные двигательные операции. Это сожжет быть езда на велосипеде, набор определенного номера, плавание и многое другой. Является основой для множества трудовых навыков и двигательных актов.

Долговременная и кратковременная память:

  • Долговременная. Память, при которой сохраняется информация в течении почти неограниченного периода времени. События, зафиксированные этой памятью, могут воспроизводится в мыслях человека многократно, без какой –либо потери. Обладатель такой памяти в любой необходимый момент может вспомнить, то, что некогда было запомнено. Хотя стоит отметить, что иногда для этого необходимы некоторые усилия воли.
  • Кратковременная. При этом виде памяти информация хранится в течении весьма короткого периода. При этом сохранен не полный, а только общий образ воспринятого, наиболее значимые моменты. Функционирует без предварительной установки на запоминание. Имеет связь с так званным актуальным сознанием. Из мгновенной памяти в кратковременную попадает лишь та информация, которая осознается, имеет отношение к текущим интересам и нуждам человека.

Как развить фотографическую память - пошаговый план действий

1) Попробуйте проделать довольно несложное упражнение, которое поможет вам улучшить зрительную память. Итак, бросьте на поверхность столп 5-6 спичек, и потратьте пару секунд на то, дабы запомнить их расположение. Затем отвернитесь и попытайтесь с помощью аналогичного числа спичек воспроизвести увиденную картину на иной поверхности. Если упражнение дается с трудом, то еще на секунду посмотрите на спичке, воссоздав образ более точно. Постепенно у вас все будет получаться. Когда вы поймете, что описанное действие дается вам легко, то увеличивайте количество спичек.

2) Тренируйте фотографическую память не только дома, но и на улице, в повседневной жизни. Оглядывайтесь вокруг и быстро запоминайте то, что в настоящее время вас окружает. Вы можете выбрать отдельный предмет (лавочку, дерево, афишу) или панораму в общем. После этого закройте глаза или же просто отведите взгляд, пытаясь вспомнить в деталях то, что только что увидели. Сделайте это определенного рода игрой, и вы сами не заметите, как достигните существенного прогресса в развитии фотографической памяти.

Способы, чтобы натренировать хорошую слуховую память

1) Для этой методики вам необходимо иметь наготове любое музыкальное устройство. Начните прослушивать знакомую вам песню, после этого поставьте на паузу и продолжите воспроизводить композицию «у себя в голове». Желательно это упражнение проводить ежедневно.

2) Попросите кого-нибудь назвать четыре цифры. Например: 9, 15, 6, 3. Теперь вам необходимо повторить эти числа в обратном порядке. Это оказалось совсем несложно? Значит, проделайте то же самое с пятью или шестью цифрами. Это простое упражнение вы можете выполнять в дороге, например, с детьми или за домашними хлопотами с кем-то из членов семьи. Это не только поможет держать в тонусе слуховую память, но и будет благоприятно сказываться на внимательности.

3) Если вы хотите тренировать слуховую память у ребенка, то просите его повторять простые короткие стишки. Лучше всего память развивается при ее постоянном стимулировании – тренировки стоит повторять на регулярной основе.

Тренировка памяти и внимания у взрослых - специальные упражнения

Техники для развития концентрации внимания и мышления

  • Начните обратный отсчет от ста до единицы. Не давайте сознанию перепрыгивать на прочие мысли: на часы, шум авто за окном и так далее. Думайте только о числах. Если же вы поняли, что все же немного отвлеклись, то начинайте отсчет заново.
  • Концентрация на слове. Особо не задумываясь, придумайте любое словосочетание, и теперь полностью сосредоточьтесь только на нем на минуту-две. Важно повторять это словосочетания про себя, не анализируя, что именно оно значит, и по какой причине оно вами выбрано.
  • Похожее упражнение уже упоминалось. Речь снова идет об обратном отсчете, но теперь через три или четыре, например. Считайте так от ста до единицы. Например: 100, 96, 92 и так далее. Обойдитесь без подсказок в виде написания чисел на листке бумаги, загибания пальцев и прочих.
  • Попробуйте полностью сконцентрироваться на неком предмете. Выбирайте тот, который хорошо знаком вам. Пусть это будет, к примеру, чашка или ручка. Внимательно изучите самые мелкие детали, цвет, текстуру. Во время этого занятия не отвлекайтесь на прочие мысли.
  • Если вы сумели справиться с предыдущей задачей, то теперь попробуйте сконцентрироваться на образе предмета. Итак, закройте глаза, представляя себе предмет, который только что разглядывали. Воспроизводите его в самых мелких деталях в собственных мыслях.
  • Проделав перечисленные упражнения, перейдите к концентрации на дыхании. Не думайте ни о чем постороннем хотя бы минуту – просто делайте вдох и выдох.

1. Вы храните в памяти какие-либо телефонные номера?

а) Нет, иногда не сразу вспоминаю и свой (1 балл)

б) Те, которыми постоянно пользуюсь, их несколько (2 балла)

в) Помню много номеров (3 балла)

2. Вы помните, какими игрушками играли в период, когда еще не ходили в школу?

а) Лишь по фото, но и в этом случае не всегда (1 балл)

б) Хоть и с трудом, но могу вспомнить (2 балла)

в) Помню многие из них (3 балла)

3. Бывает ли такое, что вы забываете, о чем именно хотели сказать человеку?

а) Если меня сбить с мысли (1 балл)

б) Если речь идет о чем-то маловажном (2 балла)

в) Никогда не забываю (3 балла)

4. Бывает ли такое, что оказавшись в магазине, вы забыли за чем пришли?

а) Если предстоит много покупок, то такое случается (1 балл)

б) Стараюсь не допускать этого и обхожу все отделы (2 балла)

в) Я всегда помню, что мне нужно купить (3 балла)

5. Вы забываете о важных мероприятиях?

а) Иногда такое случается (1 балл)

б) Такое бывало, но редко (2 балла)

в) Нет, обычно я помню о важных встречах и мероприятиях (3 балла)

6. Помните ли вы стишки, которые учили в детстве?

а) Нет (1 балл)

б) Лишь пару строк (2 балла)

в) Конечно, помню (3 балла)

7. Сможете ли вы сразу вспомнить, чем занимались три дня назад?

а) Не сразу (1 балл)

б) Да, если было что-то важное (2 балла)

в) Сразу могу вспомнить (3 балла)

8. Вы помните, с кем сидели за одной партой в начальных классах?

а) Это будет проблематично (1 балл)

б) Не уверен, но, вроде, помню (2 балла)

в) Точно помню (3 балла)

9. Вы помните о важных семейных датах и днях рождениях друзей?

а) Не всегда (1 балл)

б) Стараюсь сверяться со своими записями, чтобы не забыть (2 балла)

в) Всегда помню (3 балла)

10. Легко ли вам запомнить дорогу к какому-то месту, если вы прошлись по ней лишь раз?

а) Нет, во второй раз могу заблудиться (1 балл)

б) Если хорошо подумаю, то вспомню (2 балла)

в) Сразу вспомню (3 балла)

Результаты:

15 баллов и меньше. Как вы и сами, видимо, догадываетесь, вашу память трудно назвать хорошей. К тому же, несомненно, вы отличаетесь рассеянным вниманием. В некоторых случаях этим даже можно умиляться, однако бывают ситуации, когда такие особенности всерьез усложняют жизнь. Может быть, все дело в том, что вы недостаточно организованы. Если все дело лишь в этом, то различные «напоминалки» и ежедневник поможет вам упорядочить свою повседневность. И все же, при таких результатах все же лучше регулярно делать упражнения для развития памяти.

От 16 до 22 баллов. Можно сказать, что вы обладаете вполне обычной памятью. Иногда вы без труда вспоминаете какую-то особо нужную информацию, но бывает и так, что она, вроде, «крутится в мыслях», но вспомнить ее не удается. Зачастую это лишь дело случая. Вероятно, это происходит из-за того, что, порою, вам приходится запоминать довольно большой объем информации. Вы существенно облегчите себе жизнь, если будет использовать различные таймеры, делать записи в ежедневнике и так далее.

23 балла и выше. Скорее всего, память можно назвать одной из ваших сильных сторон. Не исключено, что так сложилось с детства, или же это приобретенное качество. Как бы там ни было, иногда все же нужно давать себе отдых, определенную «разгрузку». По мнению психологов, люди, которые постоянно вынуждены запоминать большой объем информации, живут преимущественно в напряжении. Если это ваш случай, то не забывайте устраивать периодические «передышки», дни, когда можно «забыть обо всем».

Методики по улучшению и восстановлению памяти человека

Метод Айвазовского

Если вы имеете представление о том, как выглядят картины Айвазовского, то вам будет несложно понять принцип работы упомянутого метода. Дабы в своих мыслях остановить движение волны и перенести его на полотно, необходима память и внимательность. Что для этого необходимо предпринять? На протяжении пяти минут пристально вглядывайтесь в объект, который хотите запомнить. Важно подмечать любые детали. После этого опустите веки и постарайтесь в своих мыслях воспроизвести образ предмета, сделав это как можно точнее. Если эту тренировку вы будете выполнять регулярно, то нужный навык выработается.

Тренировать память при помощи картинок и стихов

В свободные минуты устраивайте себе эффективную тренировку для мозга прямо за компьютером. В Сети можно отыскать множество развивающих и весьма коротких игр. Вы можете переворачивать картинки, угадывая пару или же пытаться воспроизвести порядок картинок, показанных на несколько секунд или минут. Также можно проделать такое упражнение, которое не только будет тренировать память, но и расширит кругозор. Рассматривайте в Сети по несколько минут знаменитые произведения известных художников, после чего на листке запишите все детали картины, Которые вам удалось запомнить.

Также в тренировке памяти неплохо помогают стихи. Суть упражнения довольно проста – вам просто нужно периодически учить какие-либо стихотворения, начиная с совсем коротких и простых, переходя к более вместительным и сложным. Желательно проделывать это как можно чаще.

Простые задания на запоминание на каждый день

По мнению ученых, за весь период своей жизни мы тратим около года на поиски различных вещей, не запомнив сразу, куда мы их положили. Обычно это относится к ключам, документам, шарфу и так далее. Теперь, когда вы будете класть вещь, которую иногда теряете из виду в какое-либо место, представляйте во всех подробностях, как это место взрывается, куда летят осколки, что остается в итоге. Со временем, вы удивитесь, насколько хорош этот метод,

Как быстро разработать свою память, чтобы лучше запоминать

1. Метод, который способен не только улучшить память, но и неплохо развить фантазию! Наверняка, перед тем, как идти в магазин вы нередко составляете список покупок. Изучив перед выходом перечень, попробуйте придумать короткую сказочную историю, героями которой будут все ваши потенциальные покупки. Такое упражнение может быть интересно не только взрослым, но и детям. Придя в магазин, постарайтесь сделать покупки, на основе своей «сказки». Конечно же, перед уходом из супермаркета сверьтесь со списком, проверьте, насколько хорошо вы запомнили свое же произведение.

2. Еще один интересный способ, который можно использовать, взяв за основу обычный список продуктов. Помните запомнить его, предварительно разделив на группы – пять продуктов из овощного отдела, три продукта из молочного отдела, два продукта из мясного отдела. Убедитесь, что группируя список, вы его запомните быстрее.

3. Это упражнение можно регулярно делать перед сном. Вспомните все детали прошедшего дня, прокрутите его в голове. вспомните, что вы делали сегодня, начиная с самого утра – что ели, с кем беседовали, чем занимались и так далее. Теперь попробуйте вспомнить прошедший день от текущего момента и до пробуждения – то есть, в обратном порядке. Это может оказаться сложно, но очень эффективно для разработки памяти.

4. Если вы хотите развить память, то помните, что для этого вам необходимо достаточно спать, дабы обеспечить полноценную работу мозга. При отсутствии нормального сна, память никак не сможет работать «на полную мощность». Кроме того, человеческий мозг настроен на биологический ритм, при котором день сменяется ночью, поэтому спать следует именно в темное время суток, не менее семи-восьми часов!

5. Желая иметь отличную память, избегайте употребления алкоголя. Давно известно, что прием спиртных напитков способствует значительному ослаблению памяти. К слову, чем больше алкоголя вы употребляете, тем слабее фиксация вашего внимания, и, соответственно – сама память. Особенно прием спиртных напитков нежелателен, если вас ждет важная встреча, участие в конференции и так далее.

6. Постарайтесь исключить из своей жизни курение, если оно имеет место быть. По мнению ученых, табак негативно действует на память, что подтвердили многочисленные исследования. Если вы задались целью улучшить память, то это замечательный повод бросить курить.

Витамины и препараты для памяти

Если вы хотите улучшить свою память, то, безусловно, не стоит пренебрегать теми вспомогательными средствами, которые могут этому способствовать. Заметим, что основными витаминами для головного мозга считаются те, которые относятся к группе В. Они благоприятнейшим образом влияют на вашу память, при этом усиливая защитную функцию мозга.

В1 – оказывает существенное воздействие на способность мозга запоминать необходимую информацию. Заметим, что тиамины не переносят термическую обработку, и в связи с этим нужно обратить внимание именно на сырые продукты, содержащие В1. Какие продукты его содержат? Фундук, кедровые и грецкие орехи, семена подсолнечника, арахис, брокколи, петрушка, укроп, сухофрукты, ананасы, груши, клюква, сливочное масло.

В5 , который еще называют пантотеновой кислотой – помогает в активации долговременной памяти, передавая энергию от одного нейрона к другому. Кроме этого, он помогает выработке определенного вещества, благодаря которому мозг не поддается в полной мере негативному воздействию алкоголя, никотина. Продукты, содержащие витамин: горох, печень говяжья и свиная, яблоки, говядина, рис, соя, треска, хлеб пшеничный, шампиньоны, какао, яйца.

В9 (фолиевая кислота) – незаменима для развития памяти, активно способствуют качеству запоминания информации, а также скорости мышления. Присутствует в таких продуктах, как шпинат, отруби, свекла, финики, орехи, апельсины, авокадо, грибы, листья черной смородины, огурцы, кабачки, абрикосы, бананы.

С. Также нельзя недооценивать значение витамина С, который отлично укрепляет внимание и память. Содержится в цитрусовых, луке, томатах, капусте, киви, красном перце, шиповнике, облепихе, картофеле.

Безусловно, все перечисленные витамины, вы можете приобрести и в ампулах, практически в любой аптеке. Также существуют и витаминные комплексы, которые замечательно сказываются на памяти взрослых. Естественно, перед приемом стоит проконсультироваться с медиком. Итак, некоторые из наиболее известных комплексов: Глицин, Память Форте, Витрум Мемори, Интеллан, Фезам.

1) Если вы задумались об улучшении своей памяти, то знайте, что самое главное в этом случае, постоянно заниматься саморазвитием, практиковаться. Бездействуя, вы не сумеете достичь нужных результатов. Почаще выделяйте время на чтение разных книг и газет, логические игры. Если вам, например, нужно готовиться к экзамену, старайтесь не зубрить нужную информацию, а «вникнуть» в нее, понять. Зазубривание забирает немало времени, и в итоге все это довольно быстро улетучивается из памяти. Когда же вы начнете понимать то, что вам потом необходимо будет впоследствии рассказать, информация запомнится на более продолжительный срок.

2) Вы любите смотреть фильмы? Это тоже может оказаться немалую пользу вашей памяти! После просмотра каждой киноленты прокрутите в памяти от начала и до финала. Процедура займет не более полуминуты, однако прок от этого будет весьма ощутимым.

3) Это метод станет полезной тренировкой не только для ума, но и для памяти. Итак, для начал вам нужно выбрать довольно сложную книгу автора, который отличается весьма абстрактным или же сухим стилем. Приступите к прочтению нескольких предложений. После этого перечитайте каждое из них заново, и не переходите к следующей, пока не поймете суть того, что прочли. Если необходимо, воспользуйтесь помощью словаря. На следующий день снова прочтите несколько предложений, перечитав и то, с чем вы ознакомились ранее. В конце недели запишите то, что вам удалось запомнить и усвоить.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Питание во время беременности, пятый месяц Рост ребенка в 5 месяцев у беременных Питание во время беременности, пятый месяц Рост ребенка в 5 месяцев у беременных Как научить детей ходить на горшок Как научить детей ходить на горшок ” Поплавская возмущена провокационным поведением Бузовой ” Поплавская возмущена провокационным поведением Бузовой