Советы психолога как воспитывать подростка. Советы родителям о воспитании подростка

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Подростки напоминают недовольных и сопящих ежиков. Их так и хочется погладить, но в ответ вы, скорее всего, получите пару болезненных уколов иголками. А если вам все-таки удастся пробраться через частокол обид, непонимания и жизненных разочарований, то вы увидите ранимую детскую душу, которая очень нуждается в родительской любви и заботе.

Воспитание детей-подростков непростое дело. Многих родителей ставит в тупик их новый, вдруг изменившийся ребенок и они совершают массу ошибок, исправить которые в будущем не всегда получается. Каждый родитель должен понимать особенности подросткового возраста и знать, как воспитывать своего ребенка.

Подростковый возраст или пубертатный период

Подростковый возраст, или как его называют специалисты, пубертатный период, это единственный и неповторимый период жизни человека, когда происходит физическое, личностное, нравственное и социальное формирование. Пубертат — это неожиданный взрыв после спокойного и безмятежного детского существования. Это возраст ожидания, смятения и поиска.

Медицина называет подростковым возрастом период становления ребенка как личности, который длится с 7 до 16 лет. Начало подросткового периода обусловлено полом ребенка, национальностью и другими влияющими на этот процесс факторами. Девочки начинают взрослеть значительно раньше, чем мальчики. Приблизительно с 10 лет девочки начинают активно расти, появляются первые половые признаки и устанавливается менструальный цикл. Мальчики сталкиваются с изменениями в своем теле на несколько лет позже — приблизительно с 12 лет замечается рост скелета, происходит ломка голоса, проявляются вторичные половые признаки и поллюции. К 16 годам и мальчики и девочки приходят к окончательному созреванию организма и переходный период можно считать законченным.

Но подростковый возраст характеризуется не только физическими изменениями. Мощный выброс гормонов, вызванный активным ростом организма, провоцирует подростка на неконтролируемые эмоции. Подросток начинает позиционировать себя взрослой и самостоятельной личностью на фоне эмоциональной и психологической нестабильности. Это значительно усложняет процесс воспитания детей-подростков.

Все родители боятся переходного возраста своего любимого чада, как огня. Многие читают книги, просматривают темы в интернете, чтобы подготовиться к этому сложному жизненному этапу. Но, как показывает практика, все равно, оказываются абсолютно не готовы к тому, что происходит с их ребенком. Итак, давайте выделим основные проблемы, с которыми сталкиваются родители подростков.

  1. Неприятие своего тела

Физические изменения, которые происходят с ребенком в подростковом возрасте, вызывают в нем внутреннее отторжение. Многие психологи говорят о том, что 60% подростков испытывают отвращение к своему изменившемуся телу. Психика детей не готова принять физиологические изменения. Внутренне подросток остается еще ребенком, но внешние метаморфозы заставляют его менять свое поведение. Мальчики очень смущаются ломающегося голоса и непропорционально длинных рук и ног. Девочки начинают прятать под одеждой появившуюся грудь и теряются от излишнего внимания окружающих к своему сформировавшемуся телу. Неприятие своего тела ведет к комплексу «Я страшный». Каждый подросток с мрачным удовлетворением опишет вам свою внешность как самую отталкивающую, превращая малейшие недостатки в ужасные уродства. Переубедить его в этом вопросе невозможно ни усилиями родителей и родственников ни разговорами с психологом.

Чаще всего подростки не делятся своими переживаниями по поводу внешности с родителями. Они замыкаются в себе, озлобляются и пытаются всеми способами привести себя в порядок: яркий макияж у девочек, многочисленный пирсинг, эпатажные прически у мальчиков и т.д. Все это делается с единственной целью — принять себя.

  1. Ухудшение успеваемости

Практически все родители сталкивались с тем, что ребенок в подростковом возрасте начинает значительно хуже учиться. Он может прогуливать уроки, халатно относиться к выполнению домашних заданий, и как результат — пестрящий двойками дневник. Бывший отличник превращается за полгода в разболтанного двоечника, которого никакими доводами невозможно убедить в необходимости хорошо учиться.

Эта проблема очень просто объясняется с точки зрения психологии. До 10 лет основной деятельностью ребенка является учебная. Сверстники оцениваются с точки зрения успешности в этом виде деятельности. Многие младшие школьники во время опросов штатного школьного психолога наделяли отличников и хорошистов своего класса совокупностью только положительных качеств. В подростковом же возрасте ребенок обращает свою взор на социум. Меняются его жизненные ориентиры. Уважение вызывают уже не «ботаны», а сильные и грубые хулиганы. Особенно это относится к мальчикам подросткам. Они стремятся завоевать свое место в коллективе силой и агрессией, подчас совершая действительно пугающие поступки. Девочки не менее агрессивны в этом возрасте, но свой авторитет они зарабатывают, отталкиваясь от мужского внимания в их сторону. Чтобы добиться этого внимания девочки подростки легко забывают о нравственности. Среди всей этой борьбы учеба уходит не только на второй план, но и на третий и четвертый. Об оценках подросток думает только тогда, когда получает очередной нагоняй от родителей.

К тому же современное общество ставит образованность на последнее место в системе жизненных ориентиров. Повсеместно транслируется мысль, что для того, чтобы хорошо зарабатывать, не нужно долго и упорно учиться, достаточно просто прославиться в интернете. Просторы всемирной паутины наводнены блогерами, которые получают доход от нелепой болтовни и несуразных выходок онлайн. Подросток как губка впитывает подобный подход к жизни и яростно отвергает любые родительские попытки доказать ему обратное.

  1. Увлечение различными субкультурами

В воспитании детей подросткового возраста родители часто сталкиваются с такой проблемой, как влияние субкультуры. Это очень серьезная проблема. Родителей просто приводит в ужас увлечение своего чада культурой эмо, готов или панков. Ребенок становится просто неузнаваем для своих близких. Он меняет стиль поведения, отказывается от прежних друзей и увлечений, пропадает в интернете или на встречах со своими новыми товарищами, полностью отвергает родительский авторитет. Пройти это достойно удается далеко не всем семьям. Достаточно часто такие увлечения приводят подростка к знакомству с алкоголем и наркотиками. А решить эту проблему самостоятельно родители оказываются не в состоянии.

В подростковый период ребенку свойственно отвергать авторитет родителей и их стиль жизни. Подросток всеми силами желает прожить жизнь иначе, его пугает стабильность и быт, поэтому увлечение субкультурой позволяет ему почувствовать себя особенным. Осознание собственной исключительности делает подростка легкой добычей для манипуляторов всех мастей. Такие дети легко попадают в печально известные секты самоубийц или под влиянием старших товарищей совершают противоправные действия.

  1. Ранние половые связи

К сожалению, невозможно, рассматривая проблемы в воспитании детей подростков, обойти вопрос ранних половых связей. Об этой щекотливой теме родители предпочитают не задумываться, как можно дольше. Но статистика вещь упрямая — за прошедший 2015 год 70% подростков в возрасте от 13 до 15 лет вступали в интимную связь со сверстниками. Ежегодно это цифра только увеличивается. Причем подростки не осознают последствий от своих действий. В стране неуклонно растет число малолетних матерей и отцов.

Психологи отмечают, что у подростков слабо проявляются способности трезво подходить к оценке своих поступков. Подросток это любопытный ребенок с телом и желаниями взрослого. Его бесконтрольная деятельность наносит вред не только окружающим, но и самому себе. Бесконечный конфликт, в котором находится ребенок, и желание самоутвердиться среди сверстников подводит его к началу ранних половых отношений.

Правильное воспитание детей подросткового возраста

Если вы уже столкнулись с вышеперечисленными проблемами, то вы существенно опоздали с воспитанием своего подростка. Вам срочно нужно исправлять ситуацию и налаживать отношения с ребенком. Самостоятельно справиться с этим будет очень сложно. Советуем обратиться к психологам, которые проведя работу с вашим ребенком, помогут выйти из опасного кризиса подросткового возраста. Не ждите, что результат будет мгновенным. Возможно, психолог вскроет проблемы, о которых вы даже не подозревали, и работа со специалистом затянется на несколько месяцев.

У тех родителей, которые еще не столкнулись со всеми «прелестями» переходного возраста, есть возможность уделить особое внимание некоторым аспектам воспитания ребенка.

Нравственный аспект очень важен в воспитании детей-подростков. Уделяя особое внимание нравственному развитию своего чада, вы сможете избежать неприятных последствий подросткового возраста. Нет, конечно, проблемы у вас, скорее всего, будут. Никому не удается их избежать, но они не смогут нарушить покой вашей семьи и сломать жизнь ребенку.

Парадокс нравственного воспитания заключается в том, что этот процесс в большей свое части происходит незаметно для родителей и самого ребенка. Мы живем повседневной жизнью, совершаем определенные поступки и даже не задумываемся, что всем этим воспитываем своего ребенка. Дети впитывают в себя нравственные ценности семьи и модели поведения, транслируемые СМИ. К сожалению, подростку трудно взять положительный пример для подражания из интернета или телевизионной передачи. Выход из этой ситуации один — станьте для своего ребенка примером для подражания. Конечно, легко это сделать, когда ребенку 2-3 года, но когда ему исполняется 13 лет, дотягивать до заветной планки становится труднее. Растите вместе со своим ребенком, учитесь и развивайтесь. Будьте тем, с кем подростку интересно. Если ваш пятилетний малыш заинтересовался моделированием, то прочитайте специальную литературу, запишите его в нужный кружок, помогайте ему и восхищайтесь его достижениями. А если через семь лет он вдруг решил заняться игрой на гитаре, то вы должны быть первым, кто расскажет ему о своих экспериментах и пробах в этой области. В семье, где родители активны и открыты ко всему новому, подросток легче и быстрее находит себя. У него меньше причин отвергать родительский образ жизни, как «устаревший» и неверный.

Подростки очень чутко чувствуют обман. Если вы хотите выстроить свои отношения с ребенком на основе доверия и искренности, никогда его не обманывайте. Если в семье принято говорить правду, независимо от обстоятельств, подросток будет продолжать придерживаться этой манеры поведения с родителями и сверстниками.

Будьте уважительны друг к другу и никогда не срывайтесь на крик в воспитании детей. Если ребенок привык к уважительному отношению со стороны родителей, которые готовы принять его мнение и обсудить любую проблему без скандала, то в подростковом возрасте вас минует этап агрессии и отчуждения.

Старайтесь всегда соответствовать тем требованиям, которые вы предъявляете к ребенку. Одной из самых частых причин отторжения родительского мнения и авторитета называют не соответствие идеалов. Трудно объяснить подростку, что необходимо хорошо учиться, если родители не преуспели в жизни. Курящая мама не сумеет убедить дочь или сына во вреде курения. Семья, в которой приняты шумные застолья с алкоголем, должна быть готова к тому, что ребенок рано познакомиться с алкогольными напитками. А в случае долгих нравоучений, вы получите достаточно резкую отповедь от своего подрастающего ребенка.

Нравственное воспитание подростков процесс, который необходимо начинать с рождения ребенка. Только тогда к сложному периоду подросток подойдет нравственно развитой и уравновешенной личностью с четко сформированной базой жизненных ценностей и ориентиров. И помните — уважение и любовь ко всему окружающему воспитывается, в первую очередь, в семье.

Половое воспитание детей-подростков

Несмотря на обилие информации по этой теме родители не знают, как выстроить непростой разговор с подростком. В большинстве случаев родители считают, что ребенок еще мал, и рано начинать обсуждение щекотливой темы. Но поверьте, если у девочки началась менструация, ваш разговор будет уже не нужен. Так же как беседа с сыном о средствах контрацепции теряет свою актуальность, если он сообщил родителям о беременности своей подружки. Ответственность за все эти ситуации целиком и полностью лежит на родителях.

Первые вопросы на тему секса дети задают в семь лет. На какие-то из них отвечают родители, на другие они находят ответ во дворе среди сверстников. Лишняя информация в этом возрасте им не нужна. Но вот для подростков беседы на сексуальную тему необходимы. Нет, не нужно рассказывать им о сексе. Эту информацию они самостоятельно почерпнут из различных источников. Задача родителей состоит в предупреждении неприятных последствий сексуального опыта. Именно родители должны понятным для их ребенка языком рассказать о венерических заболеваниях и незапланированной беременности. Сложность этого разговора заключается в том, что невозможно начать обсуждать с подростком тему интимных отношений просто так за ужином. В идеале, доверительные отношения с родителями должны подтолкнуть подростка стать инициатором подобной беседы.

Воспитание детей-подростков это серьезное испытание для родительских нервов. Этап, во время которого закладывается фундамент для будущей счастливой жизни ребенка. Вложите в подростковое воспитание всю свою любовь и нежность, чтобы когда-нибудь услышать заветное: «Спасибо, мама!».

Особенности подросткового возраста

1. Подростков более всего интересует собственная личность. Вопросы «Кто я?», «Чем я отличаюсь от других?» становятся вопросами номер один.

2. Подростки более всего заняты выяснением и построением своих отношений с другими людьми. Дружба – главное, что их интересует.

3. Подростки – искатели смысла жизни. Их начинает волновать главный вопрос человеческого существования: «Зачем я живу? В чем мое предназначение?».

4. Подростки настолько поглощены своим половым созревание, что вопросы отношений между мужчинами и женщинами занимают их более всего на свете.

5. Подростки постоянно конфликтуют с взрослыми.

6. Подростки чувствуют недостаток уважения к ним со стороны взрослых. Они хотят равноправных отношений с взрослыми.

7. Подростки постоянно думают о том, как их оценивают другие люди.

8. Подростки – существа безответственные. Они хотят иметь все права (как взрослые), и никаких обязанностей (как дети).

9. Подростки перенимают вкусы, взгляды, манеры своей компании; стесняются быть «не как все».

10. Подростки ищут свой жизненный стиль, оригинальничают, подчеркивают свое своеобразие, непохожесть на других.

11. У подростков появляется способность менять самих себя, заниматься самовоспитанием. Они становятся творцами, хозяевами, авторами собственной жизни.

Как помочь подростку?

Если Вы стали замечать, что Ваш ребенок стал излишне раздражительным, замкнутым и даже слегка агрессивным. Если он избегает под любым предлогом совместного с Вами времяпровождения, старается больше времени проводить в одиночестве. Если у ребенка снизилась успеваемость и появились проблемы в поведении в школе – это значит, у Вашего ребенка начались подростковые проблемы. Как же помочь подростку справиться со своим состоянием?

  1. Прежде всего, у него необходимо сформировать четкое убеждение, что его любят в семье и принимают таким, какой он есть, со всеми его проблемами и ошибками
  2. Необходимо показать своими поступками, что Вам можно доверять
  3. Создать комфортные условия и поддерживать его положительные начинания и поступки · Попытаться превратить свои требования в его желания
  4. Культивировать значимость образования
  5. Стараться вкладывать в его сознание приоритеты · Научиться задавать вопросы так, чтобы у подростка не возникло желания на них не отвечать или избегать разговора с Вами. Например, вместо вопроса: «Что ты сегодня получил?» лучше поинтересоваться: «Что сегодня было интересного в школе? Что тебе понравилось в школе, а что нет?»
  6. Ребенок не должен бояться ошибиться или сказать Вам правду, какая бы она ни была
  7. Никогда не ругайте ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства · Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых
  1. Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, даже если Вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения
  2. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать – безлично.
  3. Живите во имя своего ребенка
  4. Проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам
  5. Объединяйтесь с ребенком против его трудностей. Он должен видеть в Вас союзников, а не противников или сторонних наблюдателей
  6. Верьте в своего ребенка, и тогда он точно почувствует, что дома ему лучше, чем во дворе, ведь дома его любят, принимают и уважают

Успехов Вам!

Каждый возрастной период важен для человека. Но психологи единодушны в том, что подростковый возраст является особым для становления личности. От того, как подросток преодолеет этот период, какие психические новообразования приобретет, во многом будет зависеть дальнейшая судьба человека. И поэтому очень ответственная задача ложиться на взрослых, которые окружают подростка: на родителей и педагогов. Они должны помочь ребенку благополучно преодолеть «трудный возраст», дать возможность развернуться в его личности необходимым потенциям, помешать возникновению деструктивных приобретений и внутренних барьеров. Для подростков характерны такие проявления, как агрессивность, конфликтность, негативизм, раздражительность, замкнутость, отстраненность от взрослых. Но все это временно, если мы – взрослые будем правильно себя вести, правильно строить общение с подростком. Буду рада, если мои рекомендации помогут Вам.

Агрессивный подросток.

Как часто мы слышим это словосочетание. К нему можно относиться по-разному, но, к сожалению, такая проблема имеет место быть. Нередко, защищая себя или самоутверждаясь, подросток проявляет агрессию. Конечно, прежде всего, необходимо выяснить причину агрессивности. Их может быть достаточно много. Часто она возникает из-за чрезмерных требований взрослых. Это происходит, когда в семье культ запретов. Еще агрессия может быть следствием невыполненных желаний ребенка. Поэтому необходимо требования ребенка мягко, но решительно ограничивать в разумных пределах. А чтобы избежать конфликта можно попробовать перевести его активность в мирное русло. И естественно, агрессия может быть следствием обиды или ущемленным самолюбием. И необходимо заметить, что чаще всего у агрессивных взрослых бывают агрессивные дети.

Как вести себя с агрессивным подростком?

  1. Ни в коем случае не позволять себе разговаривать с подростком на повышенных тонах.
  2. Если вы видите, что ребенку трудно себя сдерживать, то дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию без причинения вреда окружающим.
  3. Показывайте ребенку пример эффективного поведения, старайтесь не допускать при нем вспышек гнева и не стройте планы мести.
  4. Сделайте все, чтобы ваш ребенок в каждый момент времени чувствовал, что вы его любите, цените и принимаете, не стесняйтесь лишний раз его приласкать и пожалеть.

Успехов Вам!

Если Ваш ребенок конфликтный

Прежде всего, необходимо выявить причину конфликтности ребенка. Возможно, у Вас в семье Ваш ребенок – центр Вселенной. И поэтому требует и от посторонних взрослых и своих сверстников такого же отношения к своей персоне. А не получив этого, начинает конфликтовать. Или напротив, ему не хватает внимания в семье. Он не окружен должной заботой по ряду разных причин и обстоятельств. Он живет с постоянным чувством обиды и накопившейся злости. И его конфликтность – это один из способов привлечения внимания к себе. А возможно он живет в семье, где является наблюдателем конфликтов. Конфликтное поведение ребенка – это повод задуматься Вам и над своим поведением.

Как вести себя с конфликтным ребенком?

  1. Контролируйте приступы гнева у ребенка. Пытайтесь сдерживать его желание вступить в конфликт.
  2. По возможности старайтесь уйти от конфликта, тем самым Вы покажете пример ребенку.
  3. Если конфликт уже произошел, постарайтесь разобраться в его причинах. Не оправдывайте поведение своего ребенка, если на это нет повода.
  4. Обязательно обсудите с ребенком причины возникновения ссоры и пути бесконфликтного выхода из нее.
  5. Собственным примером учите ребенка не провоцировать конфликты.
  6. Не обсуждайте поведение ребенка ни с кем посторонним в его присутствии. Успехов Вам!

Как распознать, что ребенок лжет?

Можно определить, что ребенок лжет по следующим признакам:

  1. Нервозность. Ребенок совершает лишние движения, суетится без причины
  2. . · Особенности взгляда: ускользающий взор, не смотрит в глаза.
  3. Очень пристальный, немигающий взгляд, изучающий Вашу реакцию на его слова. · Жест, прикрывающий рот рукой, как будто не хочет, чтобы лживые слова вылетели из его рта.
  4. Неточность, путаность речи.
  5. Многословие, отсутствие четких формулировок.
  6. Говорит много и ни о чем, не отвечает на вопрос конкретно.
  7. Многократное повторение одной и той же мысли.
  8. Излишняя эмоциональность, когда ребенок кричит, нервничает.

Причины лживого поведения

Лжет: · для того, чтобы избежать наказания;

  1. потому что у ребенка такая вредная привычка;
  2. потому что родился лгуном;
  3. потому что хочет получить какую-то выгоду;
  4. потому что считает других глупее себя;
  5. хочет сэкономить время на ненужных объяснениях;
  6. потому что боится, что о нем плохо подумают;
  7. потому что говорит не то, что думает, а то, что от него хотят услышать;
  8. потому что хочет казаться лучше, чем на самом деле;
  9. от бессилия изменить что-то в своей жизни.

Памятка «Как воспитать правдивого ребенка»

Родителям нужно знать, что детская ложь не проявляется неожиданно и сама по себе. Ребенок учится лгать так же, как всему остальному. То есть у нас, взрослых. И воспитывают, убеждают ребенка не только слова, сколько модели поведения, демонстрируемые взрослыми. Задуматься о том, как воспитать ребенка правдивым, лучше до того, как появились первые проявления лжи. Предотвратить и искоренить – задачи разные. Воспитать правдивого ребенка помогут следующие рекомендации.

1. Будьте единодушны в требованиях к ребенку. Самые опытные манипуляторы вырастают в семьях, где нет единых требований, и родители соревнуются между собой. Ребенок в такой семье уже к пяти годам знает, что сказать маме, если что-то запретил папа, чтобы получить желаемое. Единые требования к ребенку должны быть у семьи и школы.

2. Сдерживайте свои обещания. Как в отношении поощрений, так и в отношении наказаний. Чтобы выполнить этот пункт, нужно быть внимательными к своим словам и обещаниям, не бросаться словами и обещать только, то, что, Вы действительно сможете выполнить.

3. Старайтесь быть честными и искренними при ребенке даже в мелочах. Ребенок копирует Вас, и в подавляющем большинстве случаев причины негативного поведения – это слепок с поведения одного из родителей или значимого для ребенка взрослого человека.

4. Постарайтесь понять, почему ребенок солгал. Работать нужно не с самим фактом лжи, а с мотивом, причиной, по которой ребенок солгал. В 10% случаев Вы обнаружите, что это не ложь, а недоразумение. В 20% ситуаций лежит стремление ребенка получить или продолжить запретное удовольствие. В 30% - это страх, стремление избежать наказания. И если вы будете ругать и запугивать ребенка, произойдет усугубление: ребенок не перестанет бояться, а следовательно лгать. В оставшихся 40% случаях лежат причины, описанные в памятке «Причины лживого поведения».

5. Следует проговаривать с ребенком эту ситуацию, не акцентируя внимания на его лжи. Не следует уличать ребенка во лжи, приписывать ему «плохие мысли», «коварные планы», «наличие дурных генов». От Вас зависит, какая жизненная стратегия у него закрепится.

6. Пересмотрите систему запретов в семье или в школе. Может быть, в жизни ребенка слишком много «нельзя». И здесь снова следует поговорить и в доступных выражениях объяснить, почему существуют все эти «нельзя».

7. Если ребенок признался во лжи, ни в коем случае нельзя его наказывать. Каким бы ни был проступок, или Вы рискуете больше никогда не услышать правды.

8. Программируйте ребенка на правду, а не на ложь. Фразы: «Тебе столько лет, а ты врешь… Ты хочешь вырасти лгуном, преступником?» - деструктивны и содержат в себе негативные программы, побуждающие ко лжи. Скажите лучше: «Ты у меня такой честный, почему же ты не сказал правду? Или «Ты похож на отца, а он всегда говорит правду. Я думала, и ты будешь всегда честным».

9. Не подыгрывайте ребенку в его первых хитростях, не умиляйтесь проявлениям лукавства. Показывайте, что Вы поняли, что за этим стоит.

10. Пусть ребенок сам устраняет результаты лжи. Возвращает взятую без спроса вещь, просит прощения, извиняется перед учителем за то, что списал и пр. Если Вы наказали ребенка за вранье, но он успел получить удовольствие – съесть сладкое, получить пятерку, нагуляться и пр., Вы закрепили привычку. Задача взрослых – не позволить ребенку получить психологическое и физическое удовольствие от результатов собственной лжи. Укоры совести, которые он испытает при ликвидации последствий своего обмана, не позволят ему поступать так в следующий раз

11. Наказание должно быть эквивалентно проступку. Еще доктор Б.Спок говорил, что, если ребенок провинился на рубль, ему полагается наказание на рубль. Но если он провинился на пять копеек, и наказание должно быть соответствующим.

Успехов Вам в воспитании правдивого ребенка

Памятка о воспитании подростков

1. Не ставьте на подростке «крест», ведь его обостренное самолюбие и социальная позиция – это результат «трудного возраста».

2. Любите подростка и принимайте его таким, как он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.

3. Опирайтесь на лучшее в подростке, верьте в его возможности.

4. Стремитесь понять подростка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя

на его место.

5. Создайте условия для успеха ребенка-подростка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

6. Не сравнивайте подростка с другими детьми. Помните, что каждый ребенок уникален и неповторим.

7. Не унижайте и не оскорбляйте подростка (особенно в присутствии сверстников). 8. Будьте самокритичными, принципиальными, старайтесь настолько укрепить доверие подростка, чтобы он делился с Вами своими возможными неприятностями и переживаниями.

Станьте ему «добрым другом и советником».

Причины детской неуправляемости.

1. Борьба за внимание родителей. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более – ребёнку.

2. Борьба за самоутверждение. Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждёт доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте старших.

3. Жажда мщения окружающему миру, взрослым. Ребёнок мстит за: - неверие в его способности и возможности. - сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами; - за унижение друг друга в кругу семьи; - за потерю одного из родителей в результате развода; - за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребёнок; - за несправедливость по отношению к себе и невыполнение взрослыми обещания; - за родительскую ложь и хамелеонство; - за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.

4. Неверие в свой успех. Причинами неверия в собственный успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребёнком усилий, низкая самооценка, поощряемая родителями, плохие взаимоотношения в классе со сверстниками, откровенная изоляция ребёнка, отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.

Консультация для родителей

«Переходный возраст:

особенности контакта с подростками»

Как и когда ребенок становится подростком, подросток – юношей, юноша- взрослым? Это происходит не в один день, и часто возрастные перемены незаметны для нас: еще вчера наши дети были маленькими, нуждались в нашей заботе и опеке, а сегодня они заявляют о своей взрослости, требуют самостоятельности и независимости. Этот возраст называют по-разному: «трудным», «переходным», «кризисным». Он действительно резко отличается от прочих этапов жизни ребенка. Подростковый возраст – это время интенсивного, но неравномерного развития. Различные системы организма развиваются с разной скоростью. Так, зачастую кровеносная система не успевает за ростом костной и мышечной. Такие же значительные различия существуют и в психическом развитии, в интересах, в умственной зрелости, уровне самостоятельности детей, причем различия эти не исключение, а правило. Подросток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других – еще совершенно ребенком. Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Подросток часто уже ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом осознают, что следовало бы поступить наоборот. Подросток, как уже отмечалось, стремится быть и считаться взрослым. Он всячески протестует, когда его контролируют, наказывают, требуют от него послушания, подчинения, не считаясь с его желаниями, интересами, что приводит к конфликтам в семье и школе. Какие психологические особенности подростков делают этот возраст особенно опасным? Неравномерность физического развития сказывается на общей деятельности. Часто в этом возрасте дети жалуются на головные боли, головокружения, на быструю утомляемость. Это, как правило, не симуляция, а проявления особенностей развития. В этот период организм особенно раним и чувствителен к внешним воздействиям. Поэтому очень важно создавать для подростков щадящий режим, следить, чтобы они достаточно спали, отдыхали, гуляли. Психическая организация подростка очень нестабильна, причем на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Это и крайняя неустойчивость самооценки и при этом максимализм; и снижение настроения, тревожность, легко возникающие страхи. Подростки часто бывают ранимыми и в то же время грубыми, тонко переживающими и одновременно несдержанными. Часто нам приходится слышать от наших детей обидные или несправедливые высказывания. Но, как правило, эти высказывания вызваны не столько их действительным отношением к нам, сколько ситуативным эмоциональным состоянием. Нам, взрослым, важно понимать, что подростки не всегда способны себя контролировать. Несмотря на все свое стремление к взрослости, они еще недостаточно зрелы для этого и нуждаются в руководстве со стороны взрослых. В подростковом возрасте с особой остротой встает проблема баланса поддержки и контроля. Часто подростки активно восстают против контроля и руководства со стороны взрослых, отстаивая право на самостоятельность. Но отрочество – это еще не то время, когда дети могут совершенно обходиться без родительского контроля, просто нужно поменять соотношение этого контроля. Кстати, сами дети, что бы они ни заявляли в момент конфликта, тоже активно нуждаются в помощи взрослых. Отсутствие внимания к своей жизни они считают проявлением безразличия и равнодушия. Поэтому очень важно, чтоб мы, взрослые, помогли подросткам справиться с внутренними конфликтами. Именно от нас требуется гибкость поведения и реагирования на потребности ребенка. Каким образом можно искать баланс контроля и самостоятельности? Когда ребенок достигает подросткового возраста, можно разделить все предъявляемые к нему требования на три условные группы. К первой группе относятся требования, выполнение которых не обсуждается (возвращаться домой к определенному времени, звонить, когда задерживаешься). Ко второй группе относятся требования, варианты, выполнения которых мы как родители готовы обсуждать с подростком (сколько времени проводить за компьютером, как планировать свободное время). К третьей группе относится то, что ребенок решает самостоятельно, но вы готовы оказать ему помощь поддержкой или советом, если потребуется (с кем дружить, какие кружки посещать). Эти группы требований необходимо обсудить с ребенком. Сделать это можно примерно в такой форме: «Теперь ты уже взрослый и многие вещи можешь решать сам. Например, мне кажется, что ты способен сам решать, какие кружки посещать. В некоторых случаях я готова обсуждать с тобой вариант. Например, как ты считаешь, сколько времени ты можешь проводить за компьютером? Но есть некоторые правила жизни в доме, которые тебе придется соблюдать, пока ты живешь с нами. Например, это касается времени возвращения домой». Постепенно некоторые требования могут переходить из одной группы в другую: скажем, когда Вы уверены в том, что Ваш ребенок способен самостоятельно планировать выполнение уроков, контроль можно передать ему. Немалую трудность доставляют нам частые перепады настроения и эмоциональные срывы у подростков. Вспомним то время, когда дети были совсем маленькими, когда они только научились ходить. Нам приходилось прятать от них острые предметы, запирать ящики и т.п. Мы относились к этому с пониманием, осознавая, что эти трудности временные. А когда дети достигают подросткового возраста, нам все труднее снисходительно относиться к тем или иным капризам и выпадам. Нам кажется, что они уже достаточно взрослые, а их поступки – вполне осмысленные. На самом деле очень часто подростки, подобно маленьким детям, поступают под влиянием не осмысленных мотивов, а сиюминутных эмоциональных состояний. Поэтому очень важно не обсуждать с ними их поведение или их высказывания в тех ситуациях, когда подростки возбуждены, расстроены, раздражены. Лучше перенести разговор на то время, когда дети успокоятся. Кроме того, в некоторых ситуациях необходимо учитывать их нестабильное состояние и делать на это скидку, реагируя на те или иные слова и поступки. Возникающее у подростков чувство взрослости тоже требует к себе особого отношения. С одной стороны, очень важно поддерживать у них ощущение компетентности, независимости, значимости. Это можно сделать различными способами. Например, спрашивать их мнение или совет по тому или иному вопросу жизни семьи. Если решение было принято на основании мнения подростка и оказалось удачным, необходимо во всеуслышание подчеркнуть этот факт. Если подростку кажется, что с ним считаются, его мнение имеет значение для взрослых, это, с одной стороны, помогает поддерживать его самооценку, а с другой – облегчает контакт с ним. Вот те некоторые пути установления контакта с подростками. Буду рада, если моя консультация поможет Вам в ваших отношениях с подростком. Успехов Вам в воспитании ваших детей.

Родители для маленького ребенка являются непререкаемым авторитетом именно потому, что без них он пока беззащитен и неопытен. Идет время, ребенок взрослеет, и родительская репутация уже не базируется на преимуществах возраста. Подросток начинает активно отстаивать свою независимость, право удовлетворять собственные потребности и цели.

Опасный возраст

Родители оказываются на распутье – как наладить отношения с подросшими детьми? Если взрослые выбирают путь беспрекословного подчинения, запретов, угроз и давления – это неизбежно приведет к утрате родительского авторитета. А затем неизбежно – к потере контакта и взаимопонимания. Подросток будет считаться с родительским мнением лишь тогда, когда доверяет ему.

В результате существенных гормональных изменений в организме подростка преображается и его психика. В поведении появляются:

  • тревожность;
  • импульсивность;
  • раздражительность;
  • неуверенность в себе;
  • негативизм;
  • чувство одиночества;
  • повышенное внимание к своей внешности.

Наиболее значимой деятельностью становится не учебный процесс, а общение со сверстниками, ориентация на их мнение. Подростки объединяются в большие или малые группы разного рода. Самое тяжелое теперь для подростка – это оказаться в группе ребят отверженным. Ведь от того, как он сможет в ней себя проявить, зависит его будущая успешность.

Родителям подростка в это время нужно быть предельно осмотрительными в запретах: не ходи, не дружи, не надевай, не участвуй… Нужно приготовиться к тому, что если на одних и тех же весах окажутся статус ребенка в группе и родительский запрет, в большинстве случаев перевесит первое.

Придется запастись терпением, столкнувшись с подростковой модой, невыносимой музыкой, непривычным сленгом, вызывающим внешним видом. В это непростое для обеих сторон время опасно входить в длительный конфликт с бунтующим чадом, так как есть риск окончательно потерять его доверие.

Как правильно общаться с подростком

  1. Манера общения с подростком кардинально отличается от общения со школьником младших классов. Разговаривать с подростком нужно на равных позициях как со взрослым, обращаясь к его разуму.
  2. Никаких монологов, выпытываний, нотаций, критики, сравнения с другими, тем более приказов и распоряжений, быть не должно. Что успели воспитать, то и успели. Теперь возможен только диалог.
  3. Интонация при общении всегда спокойная, теплая и доброжелательная.
  4. Нельзя высмеивать недостатки или относиться к нему как к маленькому в присутствии других людей, тем более его друзей.
  5. Желательно познакомиться с друзьями сына или дочери, приглашать в свой дом на совместные мероприятия. Только так удастся вовремя предупредить возможное отрицательное влияние приятелей.
  6. Важно «подстроиться» под модные молодежные увлечения подростка, под круг его интересов. Собрать необходимую информацию, поучаствовать вместе или аккуратно предложить что-то менее радикальное.
  7. Чаще интересоваться мнением подростка о бытовых вещах и о «жизни вообще». Высказывая свою позицию, полезно задавать вопросы, как ты думаешь и почему так? Именно вопросы, а не готовые ответы развивают мышление человека.
  8. Ежедневно находить положительные причины для выражения одобрения.
  9. Не препятствовать продолжительному общению с ровесниками, ведь именно в этом возрасте активно усваиваются коммуникационные навыки. В современных реалиях благополучность взрослого человека на 80 % зависит от умения успешно взаимодействовать и лишь на 20% от его профессионализма.

Несмотря на возникающие сложности, родители обязаны продолжать готовить своих детей-подростков к самостоятельной жизни. Их необходимо учить:

  • по отношению к делам – волевому поведению, ответственности, умению определять цели и добиваться их,
  • по отношению к взаимодействию с другими – выдержке, конструктивному выходу из разногласий,
  • по отношению к себе – позитивному восприятию.

Не только рассказывать, но и обязательно подкреплять своим примером – только таким способом можно помочь своему ребенку стать успешным взрослым.

В основу таких отношений должны лечь:

  • отказ родителей от авторитарного стиля общения;
  • признание подростка как личности;
  • внимательность к его потребностям и делам;
  • уважение его прав на собственные желания и чувства.

От родительского мастерства и семейной атмосферы во многом зависит то, с каким эмоциональным настроем, навыками и самооценкой подросток вступит в пору юношества.

Практические советы родителям в воспитании подростков

Переходный возраст

Описание: Предлагаю вашему вниманию практические советы для родителей по воспитанию подростков.
Назначение: Советы предназначены для родителей, а так же могут быть интересны учителям, психологам, подросткам, всем, кто работает с детьми.
Цель: оказание помощи в воспитании подростков в переходный период.
Задачи:
1. Показать родителям как можно решать проблемы подросткового возраста.
2. Дать понять родителям, что надо любить и ценить их, даже такими колючими, какие они сейчас.

Как и когда ребенок становится подростком, подросток – юношей, юноша- взрослым? Это происходит не в один день, и часто возрастные перемены незаметны для нас: еще вчера наши дети были маленькими, нуждались в нашей заботе и опеке, а сегодня они заявляют о своей взрослости, требуют самостоятельности и независимости. Этот возраст называют по-разному: «трудным», «переходным», «кризисным». Он действительно резко отличается от прочих этапов жизни ребенка. Подростковый возраст – это время интенсивного, но неравномерного развития.

Перед вами статистика, которую вам необходимо знать.

Переходный возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью.
В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.
30% мальчиков и 20% девочек в возрасте11-13 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.
60% девочек в возрасте 11-13 лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к полноте.
Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают боле высоким социальным статусом в детском коллективе.
Девочки, у которых позднее физическое созревание, часто страдают заниженной самооценкой в коллективе сверстников и попадают в группу изолированных детей.
По материалам статистики, опыт первой влюбленности девочек – 11 лет – 60%.
В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков.
Большинство детей в этот период времени отдаляются от родителей, предпочитая группу сверстников.

Памятка о воспитании подростков.

1. Не ставьте на подростке «крест», ведь его обостренное самолюбие и социальная позиция – это результат «трудного возраста».
2. Любите подростка и принимайте его таким, как он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.
3. Опирайтесь на лучшее в подростке, верьте в его возможности.
4. Стремитесь понять подростка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.
5. Создайте условия для успеха ребенка-подростка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
6. Не сравнивайте подростка с другими детьми. Помните, что каждый ребенок уникален и неповторим.
7. Не унижайте и не оскорбляйте подростка (особенно в присутствии сверстников).
8. Будьте самокритичными, принципиальными, старайтесь настолько укрепить доверие подростка, чтобы он делился с Вами своими возможными неприятностями и переживаниями.
9. Будьте терпимы к чужому мнению. Надо как-то договориться.
10. Помните: у них, ваших детей, сформировались свои правила поведения – по вашим они не хотят жить.
Найдите компромисс.
11. Просто задумайтесь над собой. Вы не правы, когда стремились создать своего подростка по своему образу и подобию. Вы подавили в нем личность, индивидуальность.
12. Прекратите «нашпиговывать» нотациями своих детей. Подростки к ним особенно не терпимы.
13. И еще посмотрите, а живете ли вы сами по тем принципам, которые провозглашаете. Дети это прекрасно видят.
14. Не отнимайте у своих детей стремление жить своей жизнью. Иначе будет просто скучно в вашей семье.
15. Давайте нормально, естественно поможем подросткам прожить период «отторжения» от родителей.
Смиримся с тем, что пока им важнее, как к нему относятся сверстники, а не родители и учителя.

Удачи Вам в Вашем тяжелом деле – воспитании своих детей.

Ребенок вроде бы еще не взрослый, но уже и не малыш: не поймешь, что говорить, как воспитывать, что запрещать, а что разрешать. Общие правила воспитания подростков, конечно, существуют, но о них, в общем-то, и без того все знают: едва ли вы до этого момента полагали, что подростка нужно учить уму-разуму ремнем и криком, постоянно напоминая ему, что он еще ничего не достиг и едва ли добьется чего-нибудь стоящего в будущем.

Методы воспитания мальчиков и девочек, вступивших в период переходного возраста, кардинально различаются. Мы выяснили, как правильно воспитывать и тех, и других.

Подросток — мальчик

Трудно переоценить значимость правильного воспитания для подростка-мальчика: отсутствие оного можно наблюдать, подсмотрев за мужчинами, которые и в 30, и в 40 лет остаются инфантильными и порой даже в таком возрасте зависят от матери. Сомневаемся, что своему чаду вы желаете именно такой участи.

Забывать о пресловутом «мужчина должен» нельзя, каким бы диким вам это ни казалось: определенные нормы поведения и морали, присущие скорее мужчинам, чем женщинам, привить нужно. В противном случае вы рискуете к 15-17 годам получить отпрыска, всерьез полагающего, к примеру, что работать не обязательно, благо родители не дадут пропасть, а девушек можно бить, когда заблагорассудится.

Если лет до семи-восьми мальчик еще привязан к матери, то через пару лет непререкаемым авторитетом для него становится уже все-таки отец: мнение матери тоже учитывается, но переходит как бы в другую плоскость. С матерью сложно, а порой практически невозможно посоветоваться по «мужским» вопросам.

Если у мальчика нет отца, проследите за тем, чтобы в его жизни все-таки был мужчина, которого он бы считал значимым, с которым мог бы советоваться и изливать душу, когда требуется вести так называемый «мужской» разговор. Это может быть его дедушка, дядя, старший брат, ваш друг или знакомый: не пренебрегайте подобным наставничеством и постарайтесь найти для подростка такого человека.

Это, разумеется, не означает, что все воспитание мальчика-подростка нужно сваливать на другого человека: если вы поступите подобным образом, не удивляйтесь, что в будущем вашему сыну будет тяжело и неловко с вами общаться.

Подросток — девочка

Если ваш подросток — девочка, столкнуться с трудностями тоже придется. Вряд ли, конечно, ваша красавица будет через день приходить с синяками, как это случается с любящими подраться мальчишками: вас ожидают трудности другого рода.

Постепенно меняющаяся внешность беспокоит подростка-девочку практически всегда: мало кто остается довольным своим внешним обликом в подростковом возрасте. Даже если вы понимаете, что некоторые изменения пошли совсем не на пользу (например, девочка пополнела или же испортилась кожа), не стоит ежедневно сообщать об этом подростку: поверьте, зеркалом она умеет пользоваться и без вас.

Вместо того, чтобы критиковать и без того бунтующего подростка, поддержите ее и, если нужно, помогите: предложите классного косметолога, который поможет справиться с проблемной кожей, приучайте к спорту (впрочем, это необходимо в любом случае).

Друзья и молодой человек девушки-подростка заслуживают особенного внимания. Даже если они вам не нравятся, или же вам кажется, что они могут навредить вашей дочери, не нужно категорических запретов: так вы окончательно потеряете доверие девочки и точно больше ничего не узнаете. Практически невозможно запретить подростку с кем-то общаться: даже если вы будете за ручку водить свою дочь в школу и обратно, она найдет способ перекинуться парой слов с теми, кто ей дорог. Если окружение дочери вам не нравится, поговорите об этом, давая понять, что вы видите в дочери взрослого человека, который способен принять правильное решение.

Воспитание собственных детей — процесс очень увлекательный и интересный, но в то же время сложный и ответственный: практически любая ваша ошибка может нанести ребенку непоправимый вред и привести к комплексам в будущем.

Впрочем, от всех ошибок не застрахуешься: ранее мы уже рассказывали о двух ошибках в воспитании детей, которые совершают абсолютно все родители — едва ли вам удастся избежать этих промахов.

Расскажите, что по этому поводу думаете вы: какие еще, на ваш взгляд, существуют принципы воспитания подростков, на что еще нужно обязательно обратить внимание?



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Свинья из носка Для вязания карандашницы нам понадобятся Свинья из носка Для вязания карандашницы нам понадобятся Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Детская поделка: петух своими руками Детская поделка: петух своими руками