Развивающие занятия для детей на тему весна. Развивающее занятие психолога «Весна пришла Интегрирован занятие младший возраст о весне

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Развивающие игры и занятия на тему весна для детей дошкольного возраста способствуют формированию у детей представления о весеннем времени года, о характеристиках и сезонных особенностях природы весной.

Занятия в игровой форме развивают наблюдательность, память и формируют у детей бережное отношение к природе.

Подходит в помощь педагогам-воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям и всем любознательным детям.

Игра-занятие "Весна идёт"

Раньше был сугроб до крыши, (Поднимаем руки вверх)

А теперь всё ниже, ниже.

Оседает, оседает,

А потом совсем растает. (Опускаем руки и приседаем)

Солнышко сильнее греет, (Руки вверх, растопыриваем пальцы)

Растопить весь снег сумеет.

Побегут ручьи везде.

Всё окажется в воде.

Все деревья вдруг проснулись (Потягиваемся)

И от снега отряхнулись. (Показываем: деревья стряхивают снег)

Пробудились ото сна.

Это к нам идёт весна! (Руки в стороны: радостно встречаем весну)

Игра в "Снежки"

Воспитатель предлагает детям поиграть в снежки, пока весь снег не растаял. Нужно забросить снежки (комки бумаги) в корзину или тазик. Те, у кого это не получается, могут подойти ближе. Победит тот, кто забросит снежок с самого дальнего расстаяния, или тот, кто попадёт в корзину наибольшее число раз.

Игра-занятие "Весенняя прогулка"

Слушаем стихи и выполняем различные движения

Ярко солнышко сияет, (Поднимаем руки вверх)

И снежок повсюду тает.

Холода кончаются,

Лужи разливаются. (Опускаем руки через стороны)

Хоть теперь везде вода,

Скажем: "Это не беда!"

Всё равно пойдем гулять.

Будем лужи измерять. (Идём на месте)

Как широки эти лужи!

Где же лужицы поуже?

Много-много луж больших.

Перепрыгнем через них! (Прыгаем на месте)

Игра "Лужи"

На полу - листы бумаги (можно вырезать овалы). Это лужи. Дети пытаются перепрыгнуть через все лужи - сначала через небольшие, затем те, которые побольше. Тот, кто перепрыгнет через самую большую лужу, станет победителем.

Игра-занятие "Весенний ледоход"

К нам весна-красна идёт!

Тает, тает в речке лёд.

Всё теплей, теплей погода

До начала ледохода. (Поднимаем руки вверх и опускаем через стороны)

Что шумит там, вдалеке?

Что случилось на реке?

Лёд трещит, ломается.

Льдины появляются. (Выставляем руки перед собой и делаем наклоны вперёд)

Льдины по реке поплыли.

О зиме они забыли

И на помощь не зовут.

Льдины в море уплывут (Делаем руками перед собой волнообразные движения)

Игра "Льдина"

Для игры нужно разрезать лист ватмана на части и разложить эти части на полу. Воспитатель сообщает детям, что льдина раскололась, и предлагает им сложить её из кусочков, чтобы она снова стала целой.

Игра-занятие "Дождик"

Слушаем стихи и весело тянемся пальчиками к ручкам, ножкам, головке, ушкам, носику и т.д.

Дождик капает немножко

И на ручки, и на ножки.

На головку - кап-кап!

И на ушки - кап-кап!

Нам на щёчки - кап-кап!

И на носик - кап-кап!

Нам на плечи - кап-кап!

И на грудь нам - кап-кап!

На животик - кап-кап!

На коленки - кап-кап!

Намочил он нас водой.

Что за дождик озорной!

Игра "Зонтик"

Воспитатель берёт большой зонт, раскрывает его и объясняет детям: "Пока дождика нет, можно бегать, прыгать, веселиться. Но когда начнётся дождик, нужно быстро спрятаться под зонтик ". Дети играют. Воспитатель говорит: "Дождик начался! ". Все обступают воспитателя - прячутся под зонтик. После слов "Кончился дождик! " дети продолжают резвиться.

Игра-занятие "Подснежники"

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Видим мы подснежники -

Маленькие нежные.

Из под снега вырастают, (Приседаем)

Нам головками кивают. (Киваем головой)

Дунул ветер на цветочки. (Показываем)

Задрожали лепесточки. (Трясём кистями рук)

Вы, цветочки, не дрожите. (Качаем головой)

Выше голову держите. (Поднимаем голову)

Из-за тучки солнце выйдет -

Вас согреет, не обидит. (Поднимаем руки вверх)

Завтра мы пойдем гулять (Шагаем на месте)

И увидимся опять! (Разводим руки в стороны)

Игра "Ищем подснежник"

Воспитатель сообщаем детям, что в лесу вырос подснежник, но нужно его найти. Играя в роль водящего, воспитатель просит детей закрыть глаза и прячет в комнате подснежник (вырезанный из бумаги цветок ). Тот, кто найдет цветок, станет водящим. Он снова прячет цветок. Игра продолжается.

Игра-занятие "Птички"

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Птички с юга прилетели, (Машем руками)

И на поле они сели. (Приседаем)

Стали бегать и скакать,

Стали зёрнышки искать. (Прыгаем на месте)

Птички зёрна отыскали,

Их охотно поклевали. (Стучим указательным пальчиком одной руки по ладошке другой)

Птички зёрнышек поели,

Делать гнёзда улетели. (Машем рукой)

Игра "Совушка"

Воспитатель сообщает детям, что днём совушка спит, а ночью летит на охоту. Все дети - птички. Когда воспитатель говорит: "День ", дети прыгают, бегают. Когда он говорит: "Ночь ", все должны замереть (заснуть ). Шевелиться нельзя. Кто пошевелится, выходит из игры. Затем воспитатель снова говорит: "День ". Игра продолжается.

Игра-занятие "Дерево"

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

На деревьях зреют почки.

Будут листья и цветочки. (Показываем кулачки)

Ветер дует, задувает,

Ветер веточки качает (Выставляем руки перед собой и качаемся)

Солнце веточки нагреет.

Всё вокруг зазеленеет. (Поднимаем руки вверх и опускаем их через стороны)

Вдруг раскроются все почки,

И появятся листочки! (Выставляем кулачки и разжимаем их)

Игра "Почки, листики, цветочки"

Когда воспитатель произносит слово "почки", дети должны показать кулачки, когда слово "листики" - должны показать ладошки со сжатыми пальцами, а когда слово "цветочки" - должны растопырить пальцы. Воспитатель может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры.

Занятия в игровой форме развивают наблюдательность, память и формируют у детей бережное отношение к природе.

Игра-занятие "Весна идёт"

Раньше был сугроб до крыши, (Поднимаем руки вверх)
А теперь всё ниже, ниже.
Оседает, оседает,
А потом совсем растает. (Опускаем руки и приседаем)
Солнышко сильнее греет, (Руки вверх, растопыриваем пальцы)
Растопить весь снег сумеет.
Побегут ручьи везде.
Всё окажется в воде. (Делаем руками перед собой волнообразные движения)
Все деревья вдруг проснулись (Потягиваемся)
И от снега отряхнулись. (Показываем: деревья стряхивают снег)
Пробудились ото сна.
Это к нам идёт весна! (Руки в стороны: радостно встречаем весну)

Игра в "Снежки"
Воспитатель предлагает детям поиграть в снежки, пока весь снег не растаял. Нужно забросить снежки (комки бумаги) в корзину или тазик. Те, у кого это не получается, могут подойти ближе. Победит тот, кто забросит снежок с самого дальнего расстаяния, или тот, кто попадёт в корзину наибольшее число раз.

Игра-занятие "Весенняя прогулка"
Слушаем стихи и выполняем различные движения

Ярко солнышко сияет, (Поднимаем руки вверх)
И снежок повсюду тает.
Холода кончаются,
Лужи разливаются. (Опускаем руки через стороны)
Хоть теперь везде вода,
Скажем: "Это не беда!"
Всё равно пойдем гулять.
Будем лужи измерять. (Идём на месте)
Как широки эти лужи!
Где же лужицы поуже?
Много-много луж больших.
Перепрыгнем через них! (Прыгаем на месте)

Игра "Лужи"
На полу - листы бумаги (можно вырезать овалы). Это лужи. Дети пытаются перепрыгнуть через все лужи - сначала через небольшие, затем те, которые побольше. Тот, кто перепрыгнет через самую большую лужу, станет победителем.

Игра-занятие "Весенний ледоход"

К нам весна-красна идёт!
Тает, тает в речке лёд.
Всё теплей, теплей погода
До начала ледохода. (Поднимаем руки вверх и опускаем через стороны)
Что шумит там, вдалеке?
Что случилось на реке?
Лёд трещит, ломается.
Льдины появляются. (Выставляем руки перед собой и делаем наклоны вперёд)
Льдины по реке поплыли.
О зиме они забыли
И на помощь не зовут.
Льдины в море уплывут (Делаем руками перед собой волнообразные движения)

Игра "Льдина"
Для игры нужно разрезать лист ватмана на части и разложить эти части на полу. Воспитатель сообщает детям, что льдина раскололась, и предлагает им сложить её из кусочков, чтобы она снова стала целой.

Игра-занятие "Дождик"
Слушаем стихи и весело тянемся пальчиками к ручкам, ножкам, головке, ушкам, носику и т.д.

Дождик капает немножко
И на ручки, и на ножки.
На головку - кап-кап!
И на ушки - кап-кап!
Нам на щёчки - кап-кап!
И на носик - кап-кап!
Нам на плечи - кап-кап!
И на грудь нам - кап-кап!
На животик - кап-кап!
На коленки - кап-кап!
Намочил он нас водой.
Что за дождик озорной!

Игра "Зонтик"
Воспитатель берёт большой зонт, раскрывает его и объясняет детям: "Пока дождика нет, можно бегать, прыгать, веселиться. Но когда начнётся дождик, нужно быстро спрятаться под зонтик". Дети играют. Воспитатель говорит: "Дождик начался!". Все обступают воспитателя - прячутся под зонтик. После слов "Кончился дождик!" дети продолжают резвиться.

Игра-занятие "Подснежники"
Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Видим мы подснежники -
Маленькие нежные.
Из под снега вырастают, (Приседаем)
Нам головками кивают. (Киваем головой)
Дунул ветер на цветочки. (Показываем)
Задрожали лепесточки. (Трясём кистями рук)
Вы, цветочки, не дрожите. (Качаем головой)
Выше голову держите. (Поднимаем голову)
Из-за тучки солнце выйдет -
Вас согреет, не обидит. (Поднимаем руки вверх)
Завтра мы пойдем гулять (Шагаем на месте)
И увидимся опять! (Разводим руки в стороны)

Игра "Ищем подснежник"
Воспитатель сообщаем детям, что в лесу вырос подснежник, но нужно его найти. Играя в роль водящего, воспитатель просит детей закрыть глаза и прячет в комнате подснежник (вырезанный из бумаги цветок). Тот, кто найдет цветок, станет водящим. Он снова прячет цветок. Игра продолжается.

Игра-занятие "Птички"
Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Птички с юга прилетели, (Машем руками)
И на поле они сели. (Приседаем)
Стали бегать и скакать,
Стали зёрнышки искать. (Прыгаем на месте)
Птички зёрна отыскали,
Их охотно поклевали. (Стучим указательным пальчиком одной руки по ладошке другой)
Птички зёрнышек поели,
Делать гнёзда улетели. (Машем рукой)

Игра "Совушка"

Воспитатель сообщает детям, что днём совушка спит, а ночью летит на охоту. Все дети - птички. Когда воспитатель говорит: "День", дети прыгают, бегают. Когда он говорит: "Ночь", все должны замереть (заснуть). Шевелиться нельзя. Кто пошевелится, выходит из игры. Затем воспитатель снова говорит: "День". Игра продолжается.

Игра-занятие "Дерево"
Слушаем стихи и выполняем различные движения.

На деревьях зреют почки.
Будут листья и цветочки. (Показываем кулачки)
Ветер дует, задувает,
Ветер веточки качает (Выставляем руки перед собой и качаемся)
Солнце веточки нагреет.
Всё вокруг зазеленеет. (Поднимаем руки вверх и опускаем их через стороны)
Вдруг раскроются все почки,
И появятся листочки! (Выставляем кулачки и разжимаем их)

Игра "Почки, листики, цветочки"
Когда воспитатель произносит слово "почки", дети должны показать кулачки, когда слово "листики" - должны показать ладошки со сжатыми пальцами, а когда слово "цветочки" - должны растопырить пальцы. Воспитатель может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры.

Тема: « Пришла весна».

Цель: повторение и закрепление весенних признаков и простейших природных закономерностей. Задачи: Образовательная. Обобщение и закрепление характерных признаков весны, состояние растений, птиц, неживой природы. Выявить и закрепить знания о законах природы их сезонности на примере зима – весна. Развивающая. Развивать у воспитанников логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие. Развивать у детей умение видеть простейшие причинно – следственные связи и закономерности. А также развивать творческие способности воспитанников. Воспитательная. Воспитывать у детей любовь и интерес к окружающему миру. Оборудование. Солнышко, тучки,подснежник, цветок с загадками – из воздушных шариков; силуэты птичек, шапочки – маски птиц; проталинки; краски; стаканчики с водой; плакаты: ранняя и поздняя весна, девушка Весна; магнитофон; диски с записью «Голоса природы»; музыка П.И. Чайковского « Подснежник»; цветы и птицы из бумаги; воздушный шар наполненный гелием; письмо. Предварительная работа: проведение бесед о весне, а так же наблюдения на прогулке за изменениями в природе с приходом весны. Закрепление полученных знаний в изобразительной деятельности, в процессе подвижных игр, при чтении художественной литературы по теме «Весна»; рассматривание иллюстраций о весне и беседа по ним.

Ход занятия:

    Организационный момент.
Дети вместе с воспитателем стоят у входа в группу.
    Основная часть.
В коридор, где находятся ребята, залетает воздушный шар (наполненный гелием), а к ниточке привязан конверт. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? (конверт не подписан). Странный какой – то конверт, на нём ничего не написано. Воспитатель: Давайте откроем конверт и посмотрим, что там. Здесь лежат разрезанная картинка и письмо. Воспитатель: Давайте мы сейчас соберём, и тогда мы узнаем от кого оно. (Дети собирают картинку, в результате получилось изображение красивой девушки). Воспитатель: Ребята, кто это такая? (Ответы детей – Весна) Воспитатель: Всё ясно, значит, письмо нам прислала Весна. Теперь сможем его с вами прочесть. (Читают письмо).

«Здравствуйте дорогие ребята!

Волшебница Зима не хочет уступать место мне, Весне. Спрятала меня в лесу, заколдовала, засыпала дорожку ко мне снегами непроходимыми, закрыла солнышко тучами снеговыми. Помогите мне выбраться, но для этого необходимо выполнить несколько заданий. Тогда оживёт, проснётся природа и наступит Весна. Вся надежда только на вас. За ранее спасибо ваша Весна.

Воспитатель: Ну, что ребята, готовы помочь Весне? Дети: Да, готовы. Воспитатель: Мы отправляемся с вами в путешествие. Чтобы помочь Весне, нам предстоит попасть в весенний лес. Отправляемся! Но прежде я прощу Вас закрыть глаза:

Раз, два, три, четыре, пять!

Все, кто хочет погулять,

Оглянитесь, повернитесь,

В весеннем царстве очутитесь!

(В это время звучат «Звуки зимнего леса». Ребята вместе с воспитателем проходят в группу и оказываются в заколдованном лесу.) Воспитатель: Ребята, мы попали с вами на лесную полянку. Посмотрите, солнышко не светит, нет капели, птички не поют, снег не растаял, цветочки не распустились. Здесь нет весны. Какое ещё время года в лесу? Дети: Зима. Воспитатель: А кто должен прийти после Зимы? Дети: Весна. Воспитатель: Как было написано в письме, нужно выполнить задания, для того чтобы расколдовать Весну.
    Задание. Дидактическая игра« Времена года».
Воспитатель: Зима спрятала Весну среди других времён года, давайте отыщем её. Перечислите времена года, начиная с зимы. Покажите картинки, на которых по – вашему изображены приметы весны. (Дети выполняют задание). Воспитатель: Самая главная примета Весны – это солнышко. Без него весна не начинается. Посмотрите, ребята, Зима спрятала солнышко за снежные тучки. Не может оно направить свои горячие лучики на землю. Давайте поможем солнышку.
    Задание. Игровое упражнение « Солнышко».
    1 пара детей выкладывает солнышко из палочек и кружочка на бархатной бумаге; 2 пара детей выкладывает солнышко из фасоли на пластилиновой основе; 3 пара детей собирает солнышко из прищепок;
Воспитатель: Молодцы ребята, какие замечательные солнышки у вас получились, какие весёлые и ровные лучики! Да и солнышко мы разбудили. (В это время звенит капель, журчат ручьи.) Воспитатель: Какие чудесные звуки! Кто мне скажет, что это за звуки? Дети: Капель, ручеёк. Воспитатель: Вот и начал таять снег. Прорастает сквозь снежок К солнечным лучам цветок Маленький и снежный Синенький … . Дети: Подснежник. Воспитатель: Правильно ребята, подснежник. Оглянитесь вокруг, сколько проталинок, а лишь на некоторых появились подснежники. Детки, мы должны помочь остальным появиться на свет, с помощью необычных красок. (Воспитанники рисуют на проталинках цветы. В это время звучит музыка П.И. Чайковского «Подснежник») Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие получились подснежники. И кажется их таких крохотных, но смешных испугалась зима и ушла. Весна приносит с собой не только цветы, но и птиц. Послушайте, как щебечут на солнышке птицы. (Звучит музыка «Голоса птиц»). Мы с вами тоже побудем в роли птичек и поиграем в интересную игру «Птицы».
    Задание. Игра « Птицы».
Дети надевают шапочки – маски птиц. Воспитатель: Я буду говорить названия птиц, но будьте внимательны, потому что я могу называть не только птиц, но и насекомых, животных и различные предметы. Если я называю не птиц, то вы должны остановиться и хлопнуть в ладоши. Вы готовы?

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

Что такое? Мухи, говорите? Насекомые? Прекрасно: правильно вы сказали, игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби, куницы.

Что такое? Почему остановились? Дети: Куницы – это животные, а не птицы. Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы! Давайте дальше.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

Макароны не птицы? А что же это такое? Дети: Их используют в пищу. Воспитатель: Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Болтики, кукушки

Что, не нравятся болтики? Уберём. Гаечки, кукушки. А теперь, что вы сигналите? Ах, гаечки не птичке? Позвольте одно штрафное очко вам добавить.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Гаички, стрижи

Аисты, кукушки,

Даже совы – сплюшки …

Ну что вы сигналите? Не «плюшки» – я сказала совы – сплюшки.

Лебеди и утки –

Вот спасибо шутке!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вам понравилось играть. А теперь снимайте шапочки – маски. (Пока дети снимают шапочки – маски, педагог вносит разноцветный цветок, на котором приклеены загадки о весне.) Воспитатель: Ребята, мы с вами сделали уже много. Чтобы Весна смогла прийти к нам, осталось выполнить самое последнее задание. Нам необходимо перечислить приметы Весны. Для этого мы должны отгадать загадки.
    Задание « Загадочный цветок».
    Доброе хорошее
На людей глядит, А людям на себя Глядеть не велит. (Солнце) – это 1 признак весны.
    Бегу я, как по лесенке,
По камешкам звеня Издалека по песенке Узнаете меня. (Ручеёк) – это 2 признак весны.
    На ветках плотные комочки
В низ дремлют клейкие листочки. (Почки) – это 3 признак весны.
    Из под снега расцветает
Раньше всех весну встречает. Кто это такой? (Подснежник) – это 4 признак весны.
    Гости прилетают весной
А улетают осенью. (Перелётные птицы) – это 5 признак весны.

Воспитатель: Ребята, оглянитесь вокруг наш зимний пейзаж, стал совсем весенним. И мы своими знаниями и умениями расколдовали весну, и она пришла к нам в гости. (В этот момент звучит музыка «Звуки весеннего леса») Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Нам пора вернуться в нашу группу. Закрываем все глаза: Раз, два, три, четыре, пять! Все, кто погулял, Оглянитесь, повернитесь В группе вместе очутитесь!

    Итог.
Воспитатель: Ребята, кто мне скажет, где мы были? Что мы делали? (Ответы детей) Все были молодцы!!! (Воспитанники получают по воздушному шарику).

Времена года для детей: весна

Времена года: весна. Игры, стихи, познавательные задания о весне для детей, познавательное видео. Давайте вместе с малышами откроем секреты этого прекрасного времени года и узнаем причины весенних изменений в природе и в жизни людей! А также станем экспериментаторами и творцами, поиграем с весенними словами и посмотрим познавательное видео. А еще — превратимся в разведчиков весны и ее помощников!

Детям о временах года: весна

В этой статье Вы найдете материалы для игр, проектов, занятий с детьми по теме «Времена года. Весна»:

  • игра — наблюдение «Разведчики весны» (весенние приметы в природе),
  • как приходит к нам весна,
  • весенние эксперименты и логические задачки для детей,
  • речевые игры и упражнения для детей по теме «Весна»,
  • физкультминутки про весну,
  • пальчиковые весенние комплексы упражнений,
  • картинки о весне с заданиями для детей,
  • познавательные видео для детей о весне,
  • весенние загадки и пословицы

Игра «Разведчики весны»

Утром, выйдя на улицу по дороге в детский сад, в школу, на прогулку поиграйте с ребенком в разведчиков весны. «Разведчики» в нашей игре должны быть очень внимательными и замечать всё вокруг. Задача – найти как можно больше примет весны в окружающем мире.

Вариант 1. Вы с ребенком по очереди называете приметы весны, которые видите вокруг себя. Побеждает тот, кто назвал последним. Условие для взрослых – взрослый всегда в этой игре называет самые сложные, на первый взгляд невидимые признаки весны или же те признаки, на которые малыш пока внимания не обращает. Например, солнце стало раньше вставать. Или на лужах теперь нет льда. Или: на снегу образовалась тоненькая корочка наста.

Вариант 2. Дается 1 минута чтобы найти как можно больше признаков весны. При этом все игроки молчат и только наблюдают. Если играете на площадке, то дайте возможность ребенку побегать, потрогать, всё обследовать во время этой минутки. После этого каждый рассказывает о том, что увидел. Кто был самый внимательный и кто назвал больше признаков весны – тот сегодня «главный разведчик весны».

Что могут увидеть наши «разведчики весны» в этой игре, или весенние наблюдения с детьми в природе.

  • Солнце: а)Трехлетние дети заметят, что весеннее солнышко теплее, хочется снять варежки или расстегнуть пальто. А у некоторых малышей и взрослых от солнца появляются веснушки! От солнца бывают и солнечные зайчики. Б) Четырехлетние и более старшие малыши уже могут заметить, что солнце встает рано и будит людей. Встаешь, а уже светло на улице. А зимой, когда мы просыпались, было еще темно. Значит, день стал длиннее, а ночь короче.
  • Сосульки: под крышей появились сосульки, с них капает вода – можно услышать звуки капели. На солнце сосульки блестят и красиво сверкают. Зимой сосулек было мало, а теперь их много.
  • Снег стал темный, грязный, ноздреватый, зернистый, на солнце он тает. Часто можно увидеть осевший сугроб, из-под которого текут струйки воды – ручейки. В тени и холодных местах снега еще много, а на солнышке он уже растаял. Четырехлетние малыши и более старшие дети уже могут заметить наст – корочку на снегу.
  • Воздух пахнет весной. Он теплый. Можно снять рукавички и протянуть руки к солнышку – ладошкам будет тепло. А в морозы хотелось спрятать руки в теплые варежки. Мы переоделись в более легкую одежду (вместо шубы носим куртку, вместо сапожек – ботиночки и т.д.)
  • Лужи. Весной появляются лужи. Утром они еще затянуты тоненькой корочкой льда. Если нажать на лед палочкой, то он разломится и под ним будет видна вода. Днем лужи тают, и вокруг бегут журчащие ручейки. Почему же лед тает днем?
  • Небо. Весеннее небо ярко-голубое, а зимой оно часто было серым. В небе плывут кучевые облака то быстрее, то медленнее. Почему так получается? Это зависит от силы ветра. Если ветер сильный, облака плывут быстрее.
  • Ручьи. Потекли ручьи. А куда течет ручеек – вверх или вниз? Куда уходит вода? Покажите, как в городе вода стекает в особые решетки. Скажите, что в природе мелкие ручейки впадают в более крупные, а крупные ручьи впадают в речки. Речки переполняются водой, и выходят из берегов.
  • Воробьи прыгают радостно в лужах, купаются, щебечут, греются на солнышке. А зимой они сидели на ветках, нахохлившись.
  • Птицы – снегири, синички, дятлы — перестали прилетать на кормушку. Почему? В лесу уже тепло, появилось много насекомых, и птицы сами находят себе еду. А некоторые птицы улетели от нас, они вернулись на свою родину на север.
  • Насекомые проснулись весной.
  • К нам прилетели-вернулись домой перелетные птицы. Почему же они вернулись? Появились насекомые – их корм.
  • Во льду на речке образуются трещины, он раскалывается и трогается с места. Ледоход – откуда появилось это слово? Ледоход = Лед ходит, лед идет! Лед стал перемещаться по реке, лед тронулся с места!

  • Половодье в лесу или в парке. Почему весной происходит половодье? Снег тает и образовавшиеся ручейки бегут к рекам. Реки выходят из берегов и начинается половодье. На что похоже слово «поло – водье». Полная вода! Полон водой берег реки и лес!

Современным городским детям трудно увидеть половодье. Но у нас есть замечательный мультфильм «Дедушка Мазай и зайцы» по мотивам произведения Н. Некрасова, в котором малыши могут увидеть это явление.

Как приходит к нам весна?

Ваш ребенок или дети могут спросить, почему весна не приходит сразу, почему так медленно изменяется природа? Ответьте им стихотворением Ф.И. Тютчева о споре зимы и весны. Весна приходит незаметно, чтобы зима ее не прогнала со двора! Ведь Зима не сразу пускает весну, метет метелями, засыпает ее снегом.

Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Посмотрите с малышом мультфильм «Веснянка» о споре зимы и весны и о том, как как злая Баба Вьюга не пускала молодую весну в лес.

Именно такая борьба весны и зимы происходит в марте, когда погода очень переменчива и то похожа на весеннюю, а то на зимнюю. Сейчас пишу эти строчки, а за окном вьюга и снежно, хотя еще неделю назад журчали ручьи, и казалось, что зима уже не вернется! Малыши в подобных ситуациях часто путаются и не понимают, какое же идет время года. Сказка и стихотворение о борьбе зимы с весной поможет уточнить представление детей о том, что смена времен года происходит не сразу, а постепенно.

Весна: простые весенние эксперименты и логические задачки для детей

  • С 3 лет. Почему тает снег? Положите снег или лед в формочку и поставьте формочку на солнце. Снег превратится в воду. Спросите малыша, почему так случилось? Можно попробовать занести формочку со снегом в комнату – снег также растает. Почему же тает снег? Когда он тает?
  • С 4 лет. Где быстрее тает снег – в тени или на солнце. Возьмите две формочки и положите в них снег или лед. Одну формочку поставьте на солнышко, а вторую спрячьте в тень у забора или у дома. Где лед/снег быстрее растает? Почему? После этого задайте малышу вопрос – где быстрее растает снег – в лесу, где много деревьев или на лужайке? (На лужайке солнечно, поэтому там снег растает быстрее. В лесу много тени от деревьев, и поэтому снег в лесу тает медленнее)
  • С 4 лет. Где быстрее наступит весна? Возьмите формочку и налейте в нее воду. Заморозьте воду в морозильнике или на улице, если еще холодно. Другую такую же формочку (вместо формочек можно использовать стаканчики из-под йогурта или сметаны) наполните снегом. Занесите домой обе формочки – с льдом и со снегом. Поставьте их рядом на стол и наблюдайте, что растает раньше – лед или снег? После этого задайте малышу вопрос – где быстрее наступит весна – на полянке или на реке? (Правильный ответ – весна быстрее наступит на полянке, так как снег тает быстрее чем лед)
  • С 4 лет. Где будут первые проталины? Возьмите пустые стаканчики из-под йогурта или из-под сметаны и заполните их снегом. Очень важно: часть стаканчиков должна быть темной, а часть стаканчиков — белой! Поставьте стаканчики на солнце рядом друг с другом и пронаблюдайте, в каких стаканчиках снег растает быстрее (в темных). Загадайте малышу загадку – возле какого дерева появятся первые проталины – возле березы или возле рябины? Рассмотрите кору березы – она белая. А ствол рябины темный. Вспомните про наш эксперимент со стаканчиками. Возле какого дерева снег быстрее растает? (возле дерева с темным стволом). Получается, что возле деревьев с темным стволом теплее!
  • С 4 лет. Что плывет, а что тонет? Когда по земле побегут ручейки, бросайте в воду камешки, щепки, палочки, листочки и наблюдайте, какие предметы поплывут в ручейке, а какие утонут. Почему так получается? Какие предметы тонут, а какие плывут в воде? (так малыши познают такое свойство предметов как «легкий – тяжелый»).
  • С 3 лет. Когда появляются листочки? Возьмите на улице ветки тополя и дома поставьте в банки с водой. Воду меняйте каждые 3-4 дня.Через некоторое время появятся листочки. Спросите, почему дома на ветках уже появились листья, а на улице еще нет? Пусть малыш догадается, что для распускания листочков нужно тепло.
  • С 4 лет. Где больше сосулек? Прогуляйтесь с малышом вокруг дома и пронаблюдайте, одинаковое ли количество сосулек на крыше дома? Нет, где-то их больше, а где-то меньше. Почему так бывает? Почему сосульки падают с крыши днем? Оказывается, солнышко днем греет, поэтому на солнечной стороне дома сосульки блестят на солнце и тают, падают вниз на землю, капают. Подставьте ведерко под капающие капли воды и посмотрите, сколько воды в него наберется. Скажите малышу, что талой водой можно поливать растения – они очень любят такую воду.
  • С 5 лет. Весенний снег. Спросите малыша, какой снег убирать труднее – рыхлый или снег спресовавшийся с дорожек? Попробуйте убрать снег лопаткой, чтобы проверить предположение и сделать вывод. Понаблюдайте с ребенком, где снег быстрее тает – в сугробе, или там где его раскололи на кусочки? На солнце или в тени?
  • С 5 лет. Когда бывает капель? Понаблюдайте с ребенком, когда капельки воды капают с сосулек на крышах домов – днем или ночью? Для этого послушайте капель утром, днем, вечером. Вы увидите, что поздним вечером, как правило, капель прекращается. Почему? Становится холодно, и капельки воды застывают прямо на сосульке. От этого она становится толще.

А теперь давайте поиграем с весенними словами.

Речевые упражнения и игры с детьми по теме «Весна»

1.Грамматические загадки о весне

Отгадывая эти весенние загадки малыш научится согласовывать прилагательные и существительные в числе и роде.

  • О чем мы можем сказать «весеннее»? (ВесеннЕЕ облако, весеннее солнце, весеннее настроение, весеннее небо, весеннее утро).
  • О чем говорят «весенний»? (весеннИЙ дождь, весенний ручеек, весенний вечер, весенний лес, весенний парк).
  • А о чем мы говорим «весенняя»? (весеннЯЯ погода, весенняя капель, весенняя проталинка, весенняя речка)
    Догадайся, что я загадала:
  • Весенний журчащий – это речка или ручеек? Как ты догадался? (О речке мы бы сказали «весенняя журчащая»).
  • Весеннее радостное – это утро или вечер? Откуда ты узнал?
  • Весеннии красивые – это тюльпаны или лес? Почему ты так решил?
  • Весенняя первая – это проталинка или подснежник? Как ты догадался?

Лексическая игра «Помощники весны»

Задача игры – подобрать как можно больше весенних слов.

Вариант 1. Нарисуйте на листе бумаги солнышко. И попросите ребенка или группу детей подобрать как можно больше слов о весне. Каждое слово будет одним лучиком. Чем больше подберем слов, тем больше получится лучиков у нашего солнышка! И тем теплее оно будет греть! Малыш сказал слово – рисуем лучик. Этот лучик – это лучик от его весеннего слова! Теперь Ваша очередь. Вы подобрали слово – новый лучик и так далее.

Примерный словарь для игры:

Весна какая? Чудесная, ранняя, поздняя, запоздалая, дружная, бурная, теплая, солнечная, близкая, сырая, сухая, влажная, долгожданная, нарядная, румяная, травянистая, туманная, холодная, цветущая, яркая.

Солнышко какое? Теплое, жгучее, яркое, щедрое, утреннее, вечернее, блестящее, яркое, желтое, золотистое, огненное, лучистое, огромное, полное, рыжее, благодатное, веселое, ликующее, нежное, приветливое, радостное.

Вариант 2. Нарвите или нарежьте на кусочки лист белой бумаги. В нашей игре это будут комья снега. Возьмите рисунок с изображением подснежника. Положите на рисунок подснежника Ваши снежные кусочки бумаги так, чтобы цветка не было видно из-под снежного сугроба. Покажите получившийся снежный сугроб детям. Предложите малышам помочь весне, растопить снежный сугроб и увидеть, что спрятано под сугробом снега. Чтобы помочь весне, надо подобрать весенние слова. Одно слово весеннее сказано – убираем один комочек снега. Задача – помочь весне растопить снег полностью. А под снегом детей ждет сюрприз – первые весенние цветы – подснежники, которым они будут очень рады!!! Обычно такая игра вызывает столь бурную речевую активность наших маленьких помощников весны, что приходится делать огрооооомный сугробище, чтобы всем хватило снега. А когда снег тает, что получается? Ручьи! Вот о них мы и будем говорить в этой игре.

Примерный словарь для игры.

Весенние ручьи что делают? Бегут, журчат, звенят, шумят, сливаются в речку.

Какие ручьи? Бурливые, бурные, бурлящие, быстрые, звонкие, веселые, говорливые, журчащие, звенящие, стремительные, шумные, шумливые, кипучие, чистые, мутные, серебристые, светлые, студеные, хрустальные, холодные, весенние.

Земля весной какая? Влажная, сырая, холодная, плотная, рыхлая, мокрая.

Если Вы хотите провести этот вариант игры с группой детей, то очень рекомендую использовать пластиковую массу UHU для прикрепления к доске рисунков. Эта пластиковая масса похожа на пластилин белого цвета. Она рассчитана на многоразовое применение, т.е. можно прикрепить картинку, а затем снова ее открепить, и на листе не останется ни следов, ни пятен.

Лексическое упражнение «Скажи наоборот»

Предлжите малышу сказать наоборот:

  • Погода солнечная – погода какая? (пасмурная)
  • Весна ранняя – весна …? (поздняя)
  • Весна нежданная – весна ….? (долгожданная)
  • Ручей мелкий – ручей… ? (глубокий)
  • Зимой снег чистый, а весной он…? (грязный)
  • Зимой дни холодные, а весной дни…? (теплые)
  • Зимой солнце тусклое, а весной солнце…? (яркое)

А теперь давайте отдохнем! Физкульминутки и разминки о весне!

Выберите из этих пауз-физкультминуток о весне те, которые Вам больше понравятся и принесут радость Вашему ребенку! И поиграйте с малышом, подвигайтесь под эти ритмичные стишки!

К сожалению, я не знаю авторов многих из этих строчек. Если Вы знаете – подскажите мне, пожалуйста, в комментариях к статье. Ведь для автора всегда очень важно, что его знают и помнят и ему благодарны за его творчество. Тогда я впишу фамилии авторов в текст.

Физкультминутка 1. Мишка

Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге,
(повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна:
(потягивание рук вверх)
К нам опять пришла весна!
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил
(вращение головой)
Наклонялся взад, вперед
(наклоны)
Вот он по лесу идет
(ходьба вперевалочку)
Ищет мишка корешки,
(наклоны вперед)
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя – витаминки.
Наконец медведь наелся,
И на бревнышке уселся (садимся)

Физкультминутка 2. Игра на лужайке

На лужайке поутру
Мы затеяли игру.
Ты - ромашка, я - вьюнок.
Становитесь в наш венок. (Взялись за руки, построились в круг)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире. (Ходьба по кругу)
А теперь мы - ручейки,
Побежим вперегонки, (Бег по кругу)
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим. (Ходьба по кругу)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
Становитесь в круг играть.
Мы - веселые лучи.
Мы - резвы и горячи. (Прыжки на месте)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
Раз, два - вперед нагнуться! (Наклоны вперед)
Три, четыре - быстрей чуть-чуть!
Приподняться, подтянуться, (Прогнулись, руки вверх)
Глубоко потом вдохнуть.
Раз, два - назад прогнуться,
Не сгибать колен ничуть.
Раз, два, три, четыре,
Взмах руками, ноги шире! (Махи руками)
Раз, два, три, четыре, пять! (Прыжки на месте)
Стали бегать и скакать!

Физкультминутка 3. Воробей. Слова народные

Как поиграть в эту интереснейшую народную игру для детей и как ее использовать для физкультминутки или веселой зарядки подробно описано в статье . Там же Вы найдете слова к игре и музыкальную аудиозапись.

Что может увидеть воробей и что будут движением показывать дети? Как бежит ручей, как растаял снег, как летит скворец, как поет капель, как идет весна, как сажают лён и многое другое, что Вы придумаете в совместном творчестве с детьми.

Физкультминутка 4. Не идет ли к нам весна? Слова – П. Заднипру

На орех взобрался Мишка (имитация движений – показать, как мишка карабкается на дерево)
С ветки даль ему видна (ладошку поставить как козырек ко лбу)
Смотрит на холмы и крыши (соединяем руки над головой как домик – крыша)
Не идёт ли к нам весна? (поднимаем плечи – удивление)
За деревней,за долиной
Где прозрачен небосвод (повороты головы вправо и влево).
Клин увидев журавлиный (показ взмахов крыльев журавлей)
Закричал: «Весна идёт!» (руки поднять в стороны вверх с радостью и улыбнуться весне!)

Физкультминутка 5. Шаловливые сосульки. Слова – Ю. Клюшников

Шаловливые сосульки (Руки поставить на пояс и весело шаловливо подпрыгивать.)
Сели на карниз. (Приседание или сесть на ковер, на пол, на стульчик)
Шаловливые сосульки (Подъем и опускание плеч)
Посмотрели вниз. (Руку приставить как козырек и посмотреть вниз вдаль)
Посмотрели, чем заняться? (Пожать плечами)
Стали каплями кидаться. (Руками изображаем это действие)
Две сосульки вниз смотрели (повторяем движение – руку приставить как козырек ко лбу и посмотреть вниз)
И на солнышке звенели:
Кап-кап, дзинь-дзинь, (В такт наклонять голову вправо – влево.)
Кап-кап, дзинь – дзинь.
И на солнышке звенели
И…растаяли!!! (Расслабленно сесть, руки и ноги болтаются. Потрогайте ручку ребенка – приподнимите ее, и она упадет сама расслабленно вниз. Потрогайте ножку малыша, она тоже должна быть полностью расслаблена. Потрясите легонько ручку или ножку).

Физкульминутка 6. Солнечные зайчики

Возьмите маленькое зеркало и начните пускать солнечные зайчики. Можно это делать как на улице, так и дома в солнечную погоду. Ведущий берет зеркальце в руки и пускает зайчиков. Дети в это время изображают солнечных зайчиков. Читает стихотворение:

Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе (дети манят пальчиками зайчиков).
Вот он светленький кружок,
Вот, вот, вот – левей, левей,
Убежал на потолок.

«Лови зайчика!» – по этой команде малыш пытается поймать зайчика, бегает за ним, а зайчик убегает. Если удалось поймать зайчика, то ребенок становится ведущим.

Для этой подвижной разминки подходит и другое стихотворение.

Скачут побегайчики –
Солнечные зайчики.
Мы зовем их – не идут.
Были тут – и нет их тут.
Прыг, прыг по углам.
Были там – и нет их там.
Где же зайчики? Ушли.
Вы нигде их не нашли?
(А. Бродский)

Времена года: весна в картинках с заданиями для детей

Вот мы и познакомились с весной. А теперь – задание посложнее. Это задание по картинкам. В большом размере для показа детям все картинки из этой статьи вы можете скачать или в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел фотографии, альбом «Весна»).

Попросите ребенка внимательно рассмотреть 4 картинки и найти на них весну. Попросите его доказать Вам, что это действительно весна. Можете сделать преднамеренную ошибку и показать малышу неправильную картинку. Пусть он докажет, что Вы не правы, а Вы похвалите его за внимательность! Дети очень любят исправлять взрослых, так давайте же дадим им возможность почувствовать себя знающими и компетентными!

Попросите назвать и найти на картинке время года, которое идет до весны? Наступит после весны?

А теперь предложите ребенку рассмотреть еще одну картинку и найти на ней признаки весны.

Весна: загадки для детей.

Загадка – это гимнастика ума для маленьких детей. Ведь из текста загадки нужно выделить существенные признаки и по ним сделать вывод. А еще нужно доказать свое мнение!

Выберите из представленных ниже весенних загадок те, которые подходят Вашему ребенку по возрасту. Прочитайте загадку и попросите малыша догадаться, что это? Попросите его доказать свое мнение. Можете сказать неправильную отгадку – пусть он докажет, что это не так! Это научит малыша отстаивать свое мнение, аргументировать свои ответы.

Загадка 1. Прочитайте малышу загадку и попросите назвать как можно больше признаков весны, которые он услышал в этой загадке. Можно перечитать загадку еще один раз, чтобы малыш смог внимательнее ее послушать и запомнить. Можно зарисовать те признаки, о которых говорится в этой загадке простыми рисунками – пиктограммами и по ним составить рассказ о весне.

Светает рано по утрам.
Весь снег растаял тут и там,
Ручей шумит как водопад.
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает.
Кто это время года знает? (Весна)

Загадка 2.

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной).

А почему ты решил, что весной, ведь снег бывает и зимой тает? (потому что день прибывает весной, лужок просыпается и оживает тоже только весной, а не зимой)

Загадка 3.

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла… (весна)!

О каких приметах весны говорится в загадке?

Загадка 4.

Она пришла с лаской
И со своей сказкой.
Волшебной палочкой взмахнет –
В лесу подснежник расцветет! (Весна).

Как ты догадался, что это весна?

Загадка 5.

Под крышей гвоздь висит.
Солнце припечет – гвоздь упадет (Сосулька).

Чем сосулька похожа на гвоздь? Почему в загадке сказано «солнце припечет – гвоздь упадет»?

Загадка 6.

Первым вылез из землицы
На проталинке,
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник).

Как ласково называется земля в этой загадке? Землица! Что такой проталинка? Почему подснежник так называют – «под-снежник». Под-снегом! Это первый цветок, который появляется из-под снега весной.

Загадка 7.

Бегу я, как по лесенке,
По камешкам звеня!
Издалека по песенке
Узнаете меня! (Ручеек)

Загадка 8.

Я раскрываю почки,
Зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня… (весна).

Как весна одевает деревья? Почему в загадке говорится, что весна «движения полна»? Что за движение происходит весной? (Бегут ручьи,растут почки и листочки, просыпаются звери и насекомые и выходят из своих зимних укрытий, идет ледоход)
Загадка 9.

Белый, по реке идет,
А не теплоход.

Почему в этой загадке лед сравнивается с теплоходом? Чем он похож на теплоход (он белый, идет по реке)

Что еще может идти? (Часы идут, время идет, мальчик идет, автобус идет, собака идет)

А теперь давайте снова отдохнем и поиграем с пальчиками

Детям о временах года: пальчиковая гимнастика о весне

Пальчиковая гимнастика 1. Пришла весна!

Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть (растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца)
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок, (волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол)
А из под старой травки
Уже глядит цветок… (ладони соединить и чуть раскрыть, пальцы полусогнуть чтобы получилась чашечка цветка)
Раскрылся колокольчик
В тени там, где сосна, (раскрываем наш цветочек)
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна. (покачиваем наш цветочек из стороны в сторону)

Пальчиковая гимнастика 2. Капель

Изображаем капель. Пальцы сгибаются и стучат по ладошке в медленном темпе по очереди – сначала ладошки касается указательный пальчик, потом средний, далее безымянный, мизинчик и всё повторяется снова. После этого гимнастика повторяется с другой ладошкой.

С крыши капает капель:
Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе.)
Это к нам пришёл апрель:
Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп.)
Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек, пальчики растопырены как лучики солнца)
И быстрей звенит капель:
Кап, кап, кап, кап, кап! Кап-кап-кап-кап!!! (повторяем движение капели быстром темпе.)

Весна: приметы о весне. Давайте проверим 🙂

  • Дружная весна – жди большой воды.
  • Снег скоро тает, и вода бежит дружно – к мокрому лету.
  • Грачи прямо на гнезда летят – дружная весна будет.
  • До первой грозы лягушки не квакают.
  • Май холодный – год хлеборобный.
  • Ласточки прилетели – скоро гром загремит.
  • Когда цветет черемуха, всегда живет холод.
  • Длинные сосульки – к долгой весне.

Пословицы о весне

Почему так говорят?

  • Весенний день год кормит.(Весной люди делают посадки зерновых, овощей, чтобы они успели взойти и вырасти. Потом урожай соберут, и урожай будет целый год людей кормить)
  • Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна!
  • Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.
  • Кто спит весной, тот плачет зимой.
  • Март с водой, апрель с травой.
  • Грач на горе – весна на дворе (Грачи – перелетные птицы, они возвращаются к нам весной).
  • Весенний дождь лишним не бывает (Дождик весной нужен, чтобы хорошо взошли семена)
  • Весна красна цветами, а осень – пирогами (Весной распускаются цветы, а осенью собирают урожай хлеба и пекут пироги)
  • Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

Времена года — познавательный видеофильм для детей «Весна»

А в заключении статьи я хочу представить Вам замечательный ролик для детей о весне. В этом интересном и добром ролике дети познакомятся с природой весной и увидят тех птичек, которые прилетают в наши парки и леса весной.

Вот и закончился наш разговор о таком замечетальном времени года — о весне ! Желаю Вам новых открытий, интересного общения с детьми и весеннего настроения!

Речевые игры и интересные задания по теме «Времена года. Весна» для детей 3-4 лет Вы найдете в статье

11 познавательных сказок в картинках и заданиях для детей.

Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

Конспект занятия для детей младшей группы на тему: «Весна. Ледоход».

Автор: Родионова Ирина Викторовна, воспитатель д/с №169 "Лесная сказка" АНО ДО "Планета детства "Лада" г. о. Тольятти Самарской области.
Описание: Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по познавательному развитию и художественному творчеству детей второй младшей группы.
ОД направлена на развитие познавательного интереса детей, закрепление представлений о сезонных изменениях в природе, ознакомления детей с природным явлением «Ледоход», развитие и обогащение лексического запаса слов детей, воспитание экологической культуры.
Данный материал будет полезен воспитателям детских садов и педагогам дополнительного образования.

Тема: «Весна. Ледоход»
Цель: Создание условий для ознакомления детей с природным явлением «ледоход» посредством художественного творчества (аппликация).
Задачи:
Образовательные: Закреплять и расширять знания детей о характерных признаках весны.
Познакомить детей с природным явлением «Ледоход».
Совершенствовать умения описывать увиденное на картине.
Закреплять умение создавать несложную композицию.
Развивающие: Способствовать развитию умения устанавливать простейшие связи между природными явлениями, делать простейшие обобщения.
Развивать общие речевые навыки.
Развивать внимание.
Развивать мелкую и общую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать эстетическое чувство через художественное и устное народное творчество;
Воспитывать у детей интерес к творчеству, прививать аккуратность в работе с клеем.
Оборудования и средства: картина, с изображением ледохода; звуки весенней природы, шум воды (ледоход); набор картинок с признаками весны; мяч; картон синего цвета, белая бумага, клей, салфетка, клеенка - по количеству детей.
Предварительная работа:
наблюдение на прогулке «Снег», «Сосульки», «Куда бежит ручей?»;
проведение опытов «Таяние снега», «Ветки тополя в вазе»;
заучивание закличек и песенок о весне;
чтение стихотворения Г. Ладонщикова « Возвращаются певцы»;
рассматривание тематического альбома «Весна»;
слушание произведения Э. Грига «Утро»;
подвижная игра «Веснянка»;
рисование на тему: «Солнышко лучистое».
Ход ОД:
Организационный момент:
(воспитатель и дети стоят в кругу).
Воспитатель: - Ребята, есть хорошая примета, всем с утра дарить приветы.
Солнцу красному...
Дети: - Привет!
Воспитатель: - Небу ясному …
Дети: - Привет!
Воспитатель: - Люди взрослые и малыши...
Дети: - Вам привет от всей души!
Аудиозапись звуков весенней природы (шум ручья, пение птиц)


Стихотворение «Весна» И. Токмаковой
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны -
Видно очень тёплые
Ноги у весны.
Воспитатель: - Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: - Весна.
Воспитатель: - Все рады весне, ждут ее с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама, ее зазывали в гости. Мы знаем заклички. Позовем весну!
Заклички о весне:
Цель: Развивать память через припоминание потешек, закличек; воспитывать эстетическое чувство через устное народное творчество;
(Информация для взрослых:Заклички – это стихотворные, чаще песенные просьбы, обращения, а иногда и угрозы к силам природы: солнцу, ветру, дождю, радуге, временам года. Заклички распевались небольшими группами малышей или подростков. Некоторые заклички сопровождались игровыми действиями, которые имитировали крестьянский труд. Заклички не имеют определенного автора. Каждый мог сочинить свою закличку или добавить строки, четверостишия к уже существующей. Сегодня заклички используют при проведении детских праздников и утренников, массовых народных гуляний. Самыми известными являются весенние заклички, связанные с приходом весны, с празднованием Масленницы. Считалось, что смена времен года не может произойти сама собой, поэтому народ выходил на улицу звать, встречать, «заклинать» весну.)
1ребенок: - Весна, Весна, красная,
Приди, Весна, с радостью,
С доброй радостью,
С великой милостью.
Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем.
2ребенок: - Ждем, весна, давным - давно,
А ты бродишь где - то
Без тебя ведь не придет
Солнечное лето!
Пальчиковая гимнастика: «Весна».
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Иди, весна, иди, красна!
(пальчики «идут» по столу).
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край!
(Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца).


Игра «Подбери картинки с признаками весны»
Цель: Формировать представления детей о характерных признаках весны.
Воспитатель: - Весной природа оживает. Вспомним признаки весны. Подберите картинки о весне.
(на столе лежат картинки, с изображением характерных признаков разных времен года.
На доску вывешиваются соответствующие картинки).
Закончилась долгая, холодная… (зима).
Наступила тёплая, долгожданная… (весна).
Всё ярче светит весеннее… (солнышко).
Появляются первые… (проталины).
Бегут звонкие…(ручьи).

С крыш домов капают… (сосульки).
На деревьях набухают… (почки).


С тёплых краёв прилетают… (птицы).
Дети надевают весеннюю… (одежду).
Ребята строят для скворцов… (скворечники).


Мы очень любим первые весенние… (цветы).


Дидактическая игра «Скажи ласково».
Цель: формировать умение подбирать существительные в уменьшительно – ласкательной форме.
Воспитатель: - У весны много друзей. Назовите их ласково:
солнце - ...(солнышко),
ветер – …(ветерок),
ручей –… (ручеек),
туча –… (тучка),
луч –… (лучик),
облако - …(облачко),
птица - …(птичка),
цветок –… (цветочек).
Дидактическая игра «Скажи наоборот» (с мячом).
Цель: способствовать развитию умения подбирать антонимы.
Воспитатель: - Ребята, скажите, зима и весна похожи друг на друга?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Давайте про это расскажем. Поиграем в игру «Скажи наоборот». Я начну предложение, а кому дам в руки мяч, тот и будет отвечать:
Зима холодная, а весна…(теплая).
Зимой сугробы высокие, а весной…(низкие).
Зимой день короткий, а весной… (длинный).
Зимой солнце морозит, а весной…(греет).
Зима ушла, а весна…(пришла).
Воспитатель: - Давайте покажем, как к нам весна идет.
Физкультминутка «Пришла Весна»
Если речка голубая пробудилась ото сна (руки через стороны вверх, потянулись)
И бежит в полях, сверкая, (прыжки на месте)

Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна, (приседания)
И поет пичужек стая –
Значит, к нам пришла весна (хлопки в ладоши)
Если солнце разрумянит
Наши щеки докрасна, (наклоны головы к левому-правому плечам)
Нам еще приятней станет –
Значит, к нам пришла весна (хлопки в ладоши)
Звучит шум воды (ледоход).


Стихотворение Н. Нищева «Ледоход».
На реке и треск, и гром,
Это значит - ледолом.
На реке идет лед,
Это значит - ледоход.
Рассматривание картины:
Воспитатель: - Какое время года изображено на картине?
Дети: - Весна.
Воспитатель: - Почему вы так думаете?
Дети: - Светит яркое солнце, тает снег.
Воспитатель: - Что плывет по реке?
Дети: - Плывет по реке лед.
Воспитатель: - Правильно. Молодцы! Весной начинается обильное таяние снега. А в это время на морях, реках, озерах и даже на самых маленьких ручейках трескается лед, образуются льдины. Далеко слышен треск. Это начинается ледокол. Льдины плывут по воде, наталкиваются друг на друга, образуют заторы. Когда по реке плывут льдины - это ледоход. Повторите это слово - ледоход.
Ледоход – это движение льдин и ледяных полей на реках и озёрах под действием течения или ветра. Льдины образуются в результате разрушения ледяного покрова, издавая громкий треск. Это огромные массы, несущиеся с большой скоростью.
Дыхательная гимнастика: «Ветерок».
Цель: Способствовать развитию правильного дыхания.
Воспитатель: - Посмотрите, какие льдины (вырезанные из белой бумаги силуэты льдин лежат на тарелочке). Расскажите, какие они?
Дети: - Большие и маленькие, белые.
Воспитатель: - Возьмите одну и подуйте на нее. Вздох через нос, выдох через рот. (3 раза).
Аппликация на тему: «Ледоход»
Цель: Формировать умение создавать несложную композицию.
Воспитатель: - Предлагаю вам изобразить ледоход. Посмотрите на голубой лист бумаги - это река. По воде плывут льдины. Разложите «льдины» по всей поверхности в свободном порядке. Вспомните, правила работы с клеем: наносим аккуратно, достаточное количество. Помогаем салфеткой приклеивать детали.
Вопросы к детям о последовательности работы:
-Что вы сделаете сначала?
-Что сделаете дальше?
-Как вы будите склеивать детали?
Самостоятельная работа детей.
(Звучит тихая мелодия фортепианной пьесы «Подснежник» П. И. Чайковского)
Воспитатель: - Молодцы, ребята, все постарались. Такие замечательные работы у нас получились. Предлагаю вам объединить все работы вместе.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Поздравления с днём святого Валентина любимой девушке Поздравить любимую девочку с днем влюбленных Поздравления с днём святого Валентина любимой девушке Поздравить любимую девочку с днем влюбленных Как научиться плести фенечки для начинающих: способы плетения Как научиться плести фенечки для начинающих: способы плетения Сапожок деда мороза из пластиковых бутылок Сапожок из бутылки своими руками Сапожок деда мороза из пластиковых бутылок Сапожок из бутылки своими руками