Проф беседы с подростками темы. Материалы для бесед с подростками социальных педагогов и педагогов-психологов

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Светлана Романькова

Цель : нравственное воспитание подростков .

Задачи :

Познакомить воспитанников с понятием «нравственность » и четырьмя основными правилами нравственного воспитания ;

Формировать потребности и мотивы нравственного поведения подростков ;

Развивать умение детей дискутировать и высказывать свою точку зрения;

- воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

1. Определение понятия «нравственность » и её роли в жизни современного человека.

Обычно в семье и в школе на первое место ставится изучение основ наук , а наука о том, как стать человеком, то есть как быть благородным и добродетельным, благоверным и добропорядочным, благоразумным и добросовестным, благовоспитанным и добросердечным , - всё это считается приходящим как бы само собой, без специального обучения и воспитания . Поэтому до сих пор нет ни специальной науки, ни учебного плана по изучению и усвоению нравственных категорий и норм поведения. Изучением и усвоением нравственных категорий и норм поведения мы с вами и будем заниматься.

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному . Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось : «Нравственно прекрасным называют человека справедливого , мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями».

С годами понимание нравственности изменилось . У Ожегова С. И. мы видим : «Нравственность - это внутренние , духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения , определяемые этими качествами».

В. И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье , правила для воли , совести человека».

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль» (латинское mores-нравы ) - это нормы, принципы, правила поведения людей , а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности, чувства, суждения.

В этическом словаре под моралью, или нравственностью понимается специфическая форма общественного сознания, которая представляет собой совокупность принципов, требований, норм и правил , регулирующих поведение человека во всех без исключения сферах его общественной и личной жизни; его отношение к обществу, к той социальной группе, представителем которой он является, к себе как к члену данного общества, а также к выполнению возложенных на него социальных обязанностей.

В Советской детской энциклопедии под нравственностью подразумевается совокупность исторически изменяющихся принципов, правил и норм , регулирующих поведение людей.

В отношении между людьми всегда высоко ценились нравственные чувства , такие моральные качества как доброта, милосердие, терпимость, порядочность, вежливость, умение правильно вести себя в обществе, семье, быту, в коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной культуры . Она не передается по наследству, не возникает сама по себе, а требует специального нравственного воспитания .

Нравственное воспитание способствует превращению социально необходимых требований общества во внутренние стимулы личности каждого человека, такие как долг, честь, совесть, достоинство. Нравственность играет роль «компаса» поведения, позволяющего ориентироваться в жизни. Через систему ориентаций, норм, оценок, идеалов она регулирует поведение людей.

Аристотель писал, что человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким. Как вы думаете, почему?

Как вы считаете, ребята, использование законов и правил нравственного поведения нужны человеку меньше, чем знание физики или истории?

2. Выделение и обсуждение основных понятий , связанных с темой занятия :

Добросовестность, доброжелательность;

Добро, сочувствие;

Честь, достоинство, патриотизм;

Законопослушность.

3. Обсуждение с детьми четырёх основных правил нравственного воспитания .

Правило первое . Не делай другому того, чего не желаешь себе. Это правило создаёт условия для творения благородных, благоразумных, благочестивых, благовоспитанных или добродетельных , добропорядочных, добросовестных, доброжелательных, добросердечных поступков.

Правило второе . Творите для других добро, если для этого у вас есть возможности. Это правило учит быть человечным, не оставлять другого в беде, а сочувствовать и помогать каждому, кто нуждается в твоей помощи. В соответствии с этим правилом человек учится сопереживать, ставить себя на месть другого, чужое горе переживать как своё собственное. Такой великодушный поступок гарантирует такое же отношение, когда сам будешь нуждаться в сочувствии и благотворительности.

Правило третье . Будьте патриотами своей нации и своей страны, защищайте Отечество. Данное нравственное правило поможет вам любить свою Родину, свой народ; оно направлено на внедрение в сознание чувства гордости за принадлежность именно к этой стране, независимо от её экономического или другого положения. Нам должны быть присущи чувства чести и достоинства. Следует обратить внимание детей на то, что через соблюдение этого правила , они вырастут патриотами, готовыми защищать своё Отечество при любых условиях.

Правило четвёртое . Будьте законопослушными, не допускайте нарушения правопорядка . Не соблюдая этого правила , человек неминуемо однажды станет перед законом и разрушит свою судьбу.

4. Разыгрывание ситуаций, похожих на те, что происходили с детьми в школе, дома.

1) А. дразнит Д., зная, что ему это очень не нравится . Д. срывается и начинает кричать в ответ. Мимо проходит С. Видя кричащего Д., он его толкает, требуя замолчать. Ребята, вы узнаёте себя в этой ситуации? Попробуйте достойно из неё выйти. Кто и когда здесь поступил неправильно ? Какое правило можно использовать для разрешения этой ситуации?

2) В школе вы с одноклассником нашли деньги. Никто этого не видел. Ваши действия. Почему вы поступите именно так?

3) Всем ребятам предстоит служба в армии. Скажите, все ли вы хотите служить и защищать своё Отечество? Кто не хочет идти в армию? Попробуйте отстоять свою точку зрения : служить или не служить.

(Количество ситуаций может быть различным) . Далее подростки делятся на пары и предлагают ситуации друг для друга.

5. Рефлексия. Предлагаю воспитанникам записать четыре основных правила нравственного воспитания и высказывают свою точку зрения по вопросу : что понравилось и что не понравилось на этом занятии , что нового и полезного они узнали для себя.

6. Подведение итогов занятия.

Публикации по теме:

Беседа «Правила безопасности на воде» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию правила безопасности на воде, которые должны знать дети и взрослые. 1.

Цель: - познакомить детей с движением транспорта и пешеходов; - формировать знания правил передвижения по улице по светофору, - развивать.

Беседа «Правила поведения и социальные нормы общества» Цель беседы: сформировать понятие о социальных нормах и правилах поведения в обществе. Задачи: - раскрыть содержание понятия социальных.

Беседа «Правила пожарной безопасности во время новогодних праздников» Беседа «Правила пожарной безопасности во время новогодних праздников.» Цели: -ознакомить с основными правилами пожарной безопасности. -познакомить.

Общество давно изменило свой облик, устои. Все меняется и лишь духовные и нравственные принципы остаются неизменными. Поверьте, совершенно не важно какой на дворе век. Важно, чтобы человеческое общество имело правильные ориентиры и всегда оставалось человеческим. Молодые люди, особенно в подростковом возрасте, склонны заблуждаться в своих ценностях и принципах. Поэтому задача общества состоит именно в том, чтобы помочь молодому поколению расставить правильные приоритеты. должны начинать проводить приблизительно с 7 класса, когда происходит переход от детей к подросткам и формирование личности.

Прежде чем начать какую либо беседу по этому поводу, нужно выяснить, а что для молодежи означает понятие нравственности. Не нужно требовать точных определений, гораздо показательней будет, если ребята назовут свои ассоциации, услышав слово нравственность.

Многих, наверное, удивит, что подростки на ряду с такими ассоциациями как честь, порядочность, толерантность, будут называть:

  • ограниченность,
  • догмы,
  • устаревшие правила.

Ведь существует мнение, что быть хорошим скучно. На самом же деле само слово нравственность появилось еще в XVIII веке и пошло оно от слова нрав. В те времена нрав, мораль, этика являлись синонимами. Сегодня же эти понятия имеют несколько разные сущности. как раз должны внести ясность в эту непростую дилемму. Если говорить упрощенным языком, то под нравственностью понимают умение разделять свои слова и поступки на хорошие и плохие . Конечно, это упрощенная трактовка, ведь нравственность включает в себя множество факторов:

  • Умение находить общий язык в любой ситуации,
  • взаимоуважение,
  • доброта,
  • милосердие,
  • честность,
  • ответственность.

Нравственный человек не только хорошо знает о нравственности в теории, а еще и умело использует в жизни все эти качества. Да, добиться титула нравственного человека не просто. Для этого нужно долго и упорно работать над собой.

В крепком здоровом обществе нравственных принципов старается придерживаться абсолютно каждый человек. не должно полностью возлагаться только на школьное обучение. Только общими усилиями можно достичь хорошего результата.

Молодое поколение подобно губке впитывает в себя информацию из окружающего мира. Если ребенок будет видеть вокруг себя только цинизм, лицемерие, злобу, то в большинстве случаев в дальнейшем, и он будет обладать такими качествами. Именно поэтому необходимо позаботиться об окружении подростков. Взрослые просто обязаны начать с себя и потом уже личным примером заряжать молодежь. Одних бесед и лекций будет крайне недостаточно.

  • Нужно менять окружение.
  • Правильные, поучительные фильмы и мультики,
  • мотивирующая литература,
  • коллективные походы.

Нравственное воспитание молодого поколения крайне сложная и ответственная задача и выполнять ее обязан каждый сознательный гражданин планеты.

тупают появление у подруги другого кавалера, а также конф ликты и ссоры. Для девочек же характерны такие причины, как предатель ство, утрата доверия и ложь. Примерно с равной частотой мальчиками и де вочками указываются исчезновение чувств, а также нарушение взаимопонимания.

Кроме того, по мнению 13% подростков, любовь, если она настоящ ая, вообще не прекращает существовать или же это возможно «то лько вместе со смертью одного из любящих», что свидетельствует об иде ализированном восприятии этого чувства.

Чем более идеалистично и романтично подростки смотрят на любовь, тем у них, как правило, возникает больше проблем в реальных взаимоотношениях с противоположным полом! Ведь при столкновении с реальностью эти мечты и ожидания довольно быстро рассыпаются в п рах.

Во-первых, они предъявляют завышенные и нереалистичные тр ебования к таким отношениям.

Во-вторых, они в результате любят не столько конкретного ч еловека, сколько вымышленный, идеализированный образ.

Учитывая различия в понимании мальчиками и девочками того, что собой представляет любовь, смело можно утверждать: когда подростки объясняются друг другу в любви, они зачастую подразумеваю т под этим словом совершенно разные явления. И предъявляют к взаимоо тношениям качественно иные ожидания. В результате возникают затр уднения во взаимоотношениях, взаимные обиды и т. п.

Довольно часто любовь оказывается для подростков всего-н авсего способом повысить свой статус в глазах окружающих. Поэтому в озникают своего рода «моды на влюбленность» или даже «эпидемии влю бленности», когда вдруг все девчонки начинают сходить с ума по одн ому однокласснику, или наоборот - сразу все мальчишки буквально « сохнут» по популярной девчонке. А стоит в классе образоваться одной «сладкой парочке», как следом образуется еще несколько. Кроме того, вл юбленность довольно часто становится для подростков символом взрос ления, способом показать себе и другим, что они уже способны испытыват ь серьезные чувства.

Одиночество

подростков

Молодые люди довольно часто жалуются на одиночество. Быва ет, оно видится как мучительное переживание своей изолированно сти от людей, тоски, непонятости и отвергнутости. Но бывает и по-другому: одиноче- ство воспринимается как спокойное, умиротворенное и прия тное уединение. Подростки значительно чаще, чем взрослые, чувствуют с ебя одинокими и непонятыми. Напряженная потребность в общении зача стую превращается у подростков (особенно у мальчишек) в настоящее «стадное чувство». И часу не пробыть вне своей компании, не то, что дн я. А если своей компании нет, так в какой угодно, но только не наедине с собой! Поэтому неудивительно, что в большинстве случаев пережив ание подростками одиночества связано с затруднениями в общении со с верстниками, а не со взрослыми.

Когда подростков просили описать, что они чувствуют, когд а никого нет вокруг, то оказалось, что в 11-13 лет это связано, главным о бразом, с отрицательными переживаниями (начинает скучать, нервнич ать, тосковать). А к возрасту 15-17 лет отрицательных переживаний по это му поводу становится меньше. Более того, довольно часто молоды е люди находят это состояние приятным (например, заявляют, что когда н ет никого вокруг, они чувствуют себя счастливыми, потому что могут д елать что хотят, «никто не наседает со своими расспросами, советами и поучениями»).

Переживание одиночества происходит, как правило, не от то го, что общаться не с кем или что окружающие враждебно настроены. Скорее, дело тут в невозможности выразить переполняющие душу чув ства, проявить полное доверие. Поэтому нередки ситуации, когда ты м ожешь по- чувствовать себя одиноким, даже в окружении множества хор ошо знакомых людей. Но бывает и обратное: хоть в данный момент рядом никого нет, все равно чувствуешь, что есть люди, которые тебя любят и ждут, и мысленно ощущаешь их присутствие в своем окружении. Таким образом,

одиночество - это состояние души, а не отсутствие людей вокруг.

Какие качества личности приводят к тому, что люди оказыва ются одинокими и начинают страдать от этого? Чаще всего такие:

1. Недостаточная сформированность навыков общения. Тяжело и неприятно контактировать с человеком, который совершенно н е умеет слушать других, невнятно излагает собственные мысли, не пони мает чужих переживаний, без конца перебивает, «лезет» со своими комм ентариями в неподходящие моменты. К счастью, навыкам общения можно на учиться - точно так же, как учатся кататься на роликах или решат ь задачи по физике. Есть специальные психологические тренинги общен ия.

2. Неспособность оставаться одному, слишком сильная потребность быть все время в окружении людей. Как правило, такой челове к ощущает мучительную «внутреннюю пустоту», от которой пытается уй ти, окружив себя компанией. Но это приводит к тому, что он становится оч ень навяз- чивым, «прилипчивым» в общении. Рано или поздно окружающи м это надоедает, и его начинают избегать.

3. Заниженная самооценка («Меня никто не может полюбить», «Я скучен, неинтересен» и т. п.) В результате взращивается хро ническая пе- чаль, ощущение безысходности. Естественно, такой человек имеет все шансы оказаться одиноким, ведь он «заражает» своей тоской и занудством любого, оказавшегося рядом. А подростки предпочитаю т общаться

ñ людьми энергичными и жизнерадостными.

4. Тревожность, неуверенность в себе, застенчивость. Такие люди и не делают попыток преодолеть свое одиночество, потому что «срослись» с ним, заранее уверены, что окружающие их отвергнут. И спасаю тся от этого избеганием общения, уходом в себя.

5. Недоверие к людям, приписывание им враждебных намерений в свой адрес. Вряд ли кто-то захочет подружиться с человеком, склонным видеть в каждом врага или обманщика.

Если проблема одиночества значима и для тебя, то хотелось бы, чтобы ты понял: все причины, приводящие к одиночеству, кроются в т ебе, а не в окружающих людях! Быть может, для кого-то это прозвучит жес тко, но это факт. Худшее, что можно сделать, - это списать проблему собственного одиночества на окружающих: вот, дескать, я какой хорош ий, а «они» этого не понимают и общаться со мной не желают. Кто придерж ивается такого убеждения, с тем общаться и не желают, и лучшее, что е му остается сделать, - это прибегнуть к психологическим защитам, например заявить, что ему и так хорошо, а что касается других - так «им ж е хуже». Но это психологическая защита, которая не меняет реальность, а только искажает ее восприятие... Измени свое поведение - и люди к теб е действительно потянутся.

Заключительная

беседа (для родителей)

«Детки и предки»

Свойственное подросткам обострение потребности отстаив ать свою самостоятельность, независимость от старшего поколения, особенно от родителей, носит название «возрастной эмансипации». Это явление необходимо для того, чтобы подросток в будущем достиг зрелости и самостоятельности. И если иногда в детско-родительских отношения х это превращается в проблему, то это проблема не столько подростк ов, сколько их родителей. Слишком привыкших воспринимать своего ребенк а как существо зависимое, несамостоятельное и полностью подчиненное их воле. Часто этот конфликт проявляется наиболее ярко в отношени ях даже не с родителями, а с бабушками и дедушками.

В разговорном языке иногда используется понятие «отделение подростка от семьи». Но это понятие не совсем точное. Дело в том, что цель большинства подростков - это отнюдь не разрыв с семьей (к ак иногда представляется родителям), а отстаивание равноправной по зиции. Построение отношений не на основе взаимного подчинения, а на о снове равенства, самостоятельности и доверия. В конфликт это превращ ается лишь тогда, когда родители слишком долго и упорно продолжают в оспринимать подростка как существо, не способное к самостоятельн ым решениям и зависимое от них даже в мелочах. Как только это прекращае тся - конфликт отступает на второй план, отношения становятся ближ е и доверительнее.

Отстаивание своей независимости от родителей чаще всего проходит через несколько этапов:

Конфликт между потребностью в родительской опеке и стрем лением к самостоятельности. С одной стороны, на этой стадии подросток сопротивляется проявлениям родительской заботы и ласки, с друг ой - все еще ждет, что о нем позаботятся.

Установка на независимость и самостоятельность. Подросток доказывает всем взрослым (в первую очередь - родителям и учит елям), что он независим. Чаще всего это проявляется через критику вз рослых и демонстративное неповиновение попыткам повлиять на себя, о твержение даже дельных и обоснованных советов. Обычно родители жалуются на

проблемы во взаимоотношениях с подростками, когда те нахо дятся как раз на этой стадии.

Эмоциональная реакция на отдаление от родителей. Это может проявляться как в радости и гордости за свою самостоятельность, так и отрицательными переживаниями: виной, стыдом (вообще, эти чувст ва в своем происхождении очень часто связаны с детско-родительским и отношениями). Довольно часто молодые люди, особенно девушки, считают себя виноватыми перед родителями за то, что, дескать, недостаточн о их любят и почитают.

Поиск других авторитетов и образцов для подражания, не св язанных с родителями. Внешнее бунтарство подростка на этой стадии обычно затихает. Но обычно он все равно еще остро нуждается в образцах для подражания, ищет и находит их.

Подросток мысленно ставит себя на место взрослого, «приме ряет» на себя его жизненную позицию и пытается отстаивать ее. Иног да это происходит спокойно, без яркого кризиса. Но иногда это весьма бу рный процесс, который сопровождается множеством конфликтов. В так ом случае кризис может проявляться в двух формах:

Кризис независимости: сопровождается демонстративным упрямством, строптивостью, полным отрицанием авторитета взрослых, вр аждебным отношениям к любым их требованиям, даже вполне разумным и об основанным. Дескать, не учите меня жить, и вообще отстаньте! Как буд то такой подросток встал на тропу войны со всем миром взрослых и бо рется с любым влиянием - не важно, положительным или отрицательн ым. Эта борьба протекает в формах, тяжелых и изнурительных прежде всего для родителей: например, подростки интуитивно улавливают, что именно тех больше всего раздражает, и упорно делают именно это. Коль с коро родители ценят аккуратность и порядок - подросток будет проя влять неряшливость и устроит дома настоящий хаос. Если не любят сканд алов - обеспечит им ежевечернее бурное выяснение отношений. Ценят из ящный литературный язык - начнет разговаривать с ними исключите льно на жаргоне. И так далее, и тому подобное. По сути, для ребенка все эт о способы отстоять свою свободу и показать родителям их бессилие. « Это война за власть. А такие войны, однажды начавшись, быстро не заканчи ваются» (П. Коэльо, «Алхимик»). В некоторых семьях борьба подросших детей за свободу и независимость тянется по много лет и прекращает ся лишь тогда, когда молодые люди начинают жить отдельно от родителе й.

Кризис зависимости: здесь все происходит наоборот. Подросток становится чрезмерно послушным, заискивающим перед взрослы ми (или перед более сильными сверстниками), пассивным, несамостоят ельным, зависимым от окружающих. Особенно нелепо выглядит такое пов едение у

мальчика: сверстники дразнят его «маменькиным сынком», пе рестают уважать и начинают им помыкать.

Первый вариант протекания этого кризиса, кстати, на самом деле благоприятнее для дальнейшего развития личности, хотя и дост авляет больше хлопот взрослым. Такой «бунтующий ребенок» через некот орое время, «перебесившись» и отстояв-таки свою самостоятельност ь, имеет все шансы стать сильной и самостоятельной личностью. Если, ко нечно, не застрянет в своем развитии на этой стадии и не будет всю жи знь бороться с любыми существующими порядками, противопоставлять себ я обществу. А вот второй вариант чаще всего ведет к тому, что человек та к и остается несамостоятельным и зависимым.

В связи с чем у некоторых взрослеющих людей процесс отста ивания своей самостоятельности протекает более-менее гладко, а у некоторых сопровождается кризисами? Чаще всего кризисный вариант н аблюдается в том случае, когда родители не желают признавать, что ребе нок уже вырос, и продолжают относиться к нему как к беспомощному д итяти. Они опекают его по мелочам, разговаривают исключительно к омандным тоном, предъявляют жесткие требования к манере одеваться, способам проведения свободного времени и т. п. Дает о себе знать сложившаяся за много лет привычка общаться с ребенком таким образом, закрепившаяся система межличностных отношений в семье (как иногда гово рят по этому поводу сами подростки, «проблема в том, что родители слишк ом долго знали нас маленькими»). В какой-то момент такая ситуация пе рестает устраивать подростка, и он начинает активно отстаивать св ою самостоятельность. Кому-то на это хватает сил, и он переживает кризи с независимости. А кто-то, наоборот, «ломается» и становится зависимым.

Вот некоторые жизненные позиции, ведущие к тому, что отнош ения подростков и родителей будут протекать конфликтно, оберн утся кризисом:

У родителей:

Нежелание принимать происходящие изменения: «Он же еще со всем ребенок! Так почему мы должны начинать относиться к нему к ак к взрослому?»

Неуместная властность, доминантность: «В семье главный - я! А кому не нравится - может убираться прочь».

Абсолютизация своего жизненного опыта, восприятие жизни молодых как чего-то неправильного: «Вот мы «Битлов» и Высоцкого сл ушали, а эти - только дрянь какую-то!»

У подростков:

Полное отрицание ценности жизненного опыта старших: «И че му вы можете научить меня, старики несчастные? У молодых теперь совсем другая жизнь!»

Нежелание (страх?) думать о собственном будущем, уход от ответственности: «Вы меня родили - вот и решайте теперь все про блемы!»

Шантаж, манипуляция: «Вот уйду из дома неизвестно куда, и то лько вы меня и видели: побеспокойтесь тогда вдоволь, ищите меня и страдайте!»

У тех и у других:

Отсутствие гибкости, бескомпромиссность: «Будет так, как я хочу, и точка!»

Абсолютная уверенность в верности своей точки зрения: «Ес ть два мнения: одно мое, другое неправильное!»

Уход от контакта, нежелание обсуждать проблемы: «Чего при стал со своими нравоучениями? Закрой дверь!»

Иногда получается, что попытка родителей или учителей сде лать подростку замечание приводит к тому, что поведение, от которого таким образом пытались отучить, начинает повторяться все чаще и ч аще. Новые замечания, все более и более строгие, продолжают способст вовать усилению этого поведения. Взрослые обычно приходят к выводу, чт о это делается «назло», с целью досадить им, вывести из себя. Такой ва риант в принципе возможен, но он далеко не самый распространенный. Куда чаще подобное «вызывающее» поведение - это попытка обратить на себя внимание. Для такого подростка «отрицательное внимание» (замечания, окрики, нравоучения) лучше, чем полное его отсутствие. Получается, что замечание для него - это вовсе не наказание, а подкреплен ие такого поведения, которым оно вызвано. Нашкодил - получи «награду» , состоящую в том, что тебя заметили. Особенно ярко это проявляется, когда подросток с повышенной потребностью в человеческом учас тии начинает вызывающе вести себя на уроке. Учитель не только концентр ирует на нем свое внимание, но вдобавок своими замечаниями привлекает к нему интерес всего класса! И виновник инцидента чувствует себя как знаменитый артист на сцене.

В результате «вызывающее» поведение повторяется тем чащ е и сильнее, чем больше окружающие обращают на него внимание. Это н ачинает использоваться не только как способ лишний раз оказаться у всех на виду, но и как способ воздействовать на родителей или учит елей, полу- чать от них желаемое. Если те идут навстречу и, чтобы успоко ить ребенка, делают то, что он хочет, возникает парадоксальная ситуация - по сути, такой способ поведения вознаграждается! И, естестве нно, подросток в будущем прибегает к нему все более и более охотно. Если же этот способ поведения не подкрепляется ни повышенным вниманием окружающих, ни исполнением желаний, он довольно быстро угасает. В едь тогда единственный результат истерических вспышек для ребенк а - это боль в

горле и мучительное чувство беспомощности от того, что ни как нельзя получить желаемое тем способом, к которому привык. В резул ьтате ему волей-неволей приходится учиться другим, более цивилизов анным способам воплощения своих желаний.

Если с родителями и другими взрослыми взаимопонимания не т и конфликт все обостряется, подросток может реагировать на это, например, так:

Уходить от общества, все более замыкаясь в себе и избегая к онтактов. При этом велик риск попасть в секту (ведь там, как правило, в числе прочих пропагандируется и идея о враждебности мира, необх одимости «отгородиться» от него) или стать наркоманом. Хотя иногда такая замкнутость проявляется и в благоприятных для развития подро стка формах: например таких, как увлечение самопознанием и самосоверш енствованием, овладение техниками медитации и т. п. Бывает, хотя и неч асто, что подростки, устав от конфликтов с людьми, «уходят с головой » в учебу, науку.

Увлекаться какими-либо неформальными движениями, где исп оведуется идея отдаления от общества или противопоставления с ебя ему. Иногда это может приводить и к агрессивному поведению, но чаще де ло ограни- чивается чисто внешним противопоставлением себя общест ву - например, благодаря необычной одежде, специфическим предпочте ниям в музыке, каким-нибудь чудаковатым манерам.

Встать на тропу войны с обществом: проявлять цинизм, агрес сию, вандализм, тупо и бессмысленно сопротивляться любым попы ткам окружающих как-то облагоразумить это поведение. Тот, кто реаги рует на свои проблемы таким образом, имеет все шансы существенно усугу бить эти сложности, поскольку довольно скоро окажется в столкнове нии с законом, и проблемы будут уже не только психологические, но и юр идические. И, скорее всего, достаточно серьезные.

На самом-то деле подростки, чаще всего, в психологическом п лане остаются очень зависимыми от родителей. Мало кто из них, да же в конфликтных семьях, хотел бы полностью расстаться со своими « предками» и начать самостоятельную жизнь, порвав с ними полностью и о кончательно. Отстаивание самостоятельности касается, в первую очер едь, сферы поведения - подросток борется за право делать то и тогда, что и когда решил сам. Но в эмоциональном отношении подросток остаетс я весьма зависимым от родителей, очень нуждается в их любви. И при эт ом категорически не желает, чтобы эта любовь навязывалась.

Резкие расхождения во взглядах между подростком и родите лями крайне редко касаются сразу всех жизненных сфер, доходят до по лного отвержения подростком своих «стариков» и их образа жизни. Куда чащеречь

идет о весьма конкретных, частных моментах, вызывающих пр отиворе- чия (например, времени возвращения подростка домой по вечерам или каких-нибудь деталей внешности). И эти в общем-то совершенн о пустяковые вопросы, провоцирующие конфликты, разрастаются в со знании детей

è родителей до масштабов какой-то глобальной «пропасти ме жду поколениями».

Психологи иногда говорят, что подростки - это своего рода «эмоциональные батарейки», подзаряжаемые от взрослых, в первую о чередь - от родителей. Если им удается бесконфликтно и доверительно п ообщаться со старшими, они жизнерадостно убегают отстаивать свою са мостоятельность дальше. А потом, когда устанут, опять возвращаются к р одителям за очередной порцией любви и взаимопонимания (но не совет ов, назиданий и поучений!) Получив ее - бегут дальше. Начнешь их в это т момент удерживать - конфликт неизбежен. А не дашь эмоциональной поддержки, когда они пришли за ней, или заменишь ее нравоучительно й беседой - конфликта не будет, но зато жди проблем у подростка. И, что самое неприятное, и в том и в другом случае будет утеряно доверие ребенка к родителю. Подростки не только перестанут прислуши ваться к их мнению, но и делиться с ними своими проблемами.

Ê сожалению, не все взрослые понимают эту особенность под ростковой психологии. То они пытаются полностью контролировать жизнь подросших детей, постоянно держа их в поле своего зрения: «Как я могу разрешить ребенку что-то делать самому? Кто же за ним смотреть будет?!» Результат - либо тяжелые конфликты в семье, либо зав исимость и несамостоятельность. То отказывают детям в эмоционально й поддержке: «Раз ты так хочешь быть самостоятельным - так что же ко мн е пришел на свои проблемы жаловаться?! Сам и разбирайся». Результат - эмоциональные проблемы у подростков, ощущение заброшенности, не нужности

è непонятости. Не зная других способов решить эти проблем ы, подростки пытаются уйти от переживаний с помощью алкоголя, наркотик ов и т. п. - короче, история получается невеселая…

Да, подросток добивается равных со взрослыми прав, боретс я за свою независимость и свободу. Как показывают результаты опрос ов, около 80% молодых людей расценивают воспитательный стиль своих ро дителей как чрезмерно ограничительный. Но одновременно они ждут от вз рослых и помощи, поддержки и защиты, ждут (сами, впрочем, не всегда ос ознавая это), что близкие оградят их от неоправданно рискованных ш агов, обеспе- чат безопасность этой борьбы за свою самостоятельность. Именно поэтому чрезмерно «разрешательское», либеральное отношение ч асто также натыкается на глухое недовольство подростков. А достаточ но жесткий (но при этом обоснованный) запрет, вызвав кратковременную вспышку

недовольства, в дальнейшем ведет к успокоению, эмоциональ ному благополучию.

Особенно ярко это проявляется, если речь идет о запрете оп асного, связанного с риском поведения. Допустим, у подростка есть искушение пойти на риск, но он не чувствует себя к этому готовым. Или с позиции разума сделал для себя вывод, что такой риск неоправдан, сл ишком велик. В таком случае родительский запрет для подростка буд ет благом. Он сможет, не теряя своего лица, «прикрыться» этим запретом, не рискуя прослыть трусом в глазах других и, что порой еще важнее, в с обственных глазах. Вообще-то, если молодой человек считает риск оправ данным и готов на него пойти, родительский запрет вряд ли окажется помехой. Более того, в таких случаях подростки нередко обвиняют ро дителей в эгоизме: дескать, вы запрещаете мне все на свете не потому, что обо мне заботитесь, а потому, что у вас самих нервы не в порядке и вы таким способом хотите избежать волнений. Справедливы ли такие с уждения - вопрос спорный… Наверное, иногда справедливы. Но дело не в этом, а в том, что, если подросток воспринимает родительскую «забот у» таким образом (а родитель дает основания для такого восприятия), э то ведет только к усугублению конфликта, но никак не к «исправлению»

«Большинство подростков, которых мы знаем, утверждают: их самое большое желание - больше свободы распоряжаться своей со бственной жизнью. Учитывая всю остроту и насущность этого требовани я, можно было бы предположить, что, получая свободу, они встретят ее с радостным выражением лица и счастливой улыбкой. Верно, такое ино гда случа- ется; однако мы были поражены, как много детей вовсе не выгл ядели счастливыми, когда их родители в конце концов соглашались «позволить» принимать им самостоятельные решения. Они выглядели, скор ее, угрюмыми и говорили примерно следующее: «Ты не заботишься обо мне» (Байард Р., Байард Д. Ваш беспокойный подросток. - М., 2003. - С. 59.) .

У родителей проблем во взаимоотношениях с подростками за частую даже больше, чем у самих подростков. Они (не все, конечно, но очень многие!) считают себя ответственными за все, что происходит в жизни ребенка. Любые проблемы детей воспринимаются такими родителями к ак свои. Принес подросток двойку - родитель расценивает случивш ееся, будто ему самому двойку поставили: вырастил, дескать, такого бестолкового ребенка, что тот даже школьную программу освоить не может. Нахулиг анил где-то подросток - опять головная боль родителю: значит, плохо воспитал свое дитя. Подросток уже давно забыл про это, а родитель все пере живает, раздумывает: что же у меня ребенок такой неудачный получился? Где я недосмотрел(а), что упущено? Возникает мучительное для родител я чувство вины, беспомощности, и желание что-то срочно «исправить», к омпенсиро-

Воспитание ребёнка - это наиболее сложный и ответственный процесс в жизни каждого родителя, он представляет собой целенаправленные воздействия на формирующуюся личность с целью развития в ней определённых качеств. Что же касается воспитания подростка, то здесь дело обстоит намного серьёзнее, ведь его растущее стремление к самостоятельности, самовыражению и независимости, а также преимущество авторитета своих ровесников перед авторитетом родителей могут свести на нет всю родительскую работу. Естественно старшему поколению достаточно непросто принять такие изменения в жизни своей семьи.

Тем не менее, есть некоторые методики, позволяющие вне зависимости от уровня жизни и в семье найти общий язык со своим повзрослевшим чадом. Кроме целенаправленного воспитательного процесса, а также достаточно веского влияния социальной, общественной и культурной стороны жизни на воспитание ребёнка в высшей степени влияют косвенные методы. К ним относятся совместные игры, и беседы с подростками. Несомненно, принятый в семье, играет важнейшую роль в воспитании подрастающего поколения, однако даже самые доверительные и дружеские отношения могут не дать нужного результата, если будут носить навязчивый характер.

Беседы с подростками на разные темы играют немаловажную роль как в развитии отношений между двумя поколениями, так и в взрослеющей личности. Темы бесед с подростками могут касаться самых разных сфер жизни, начиная от строения молекул до полёта человека в космос, однако не стоит забывать, что основной целью любого разговор должны быть выводы, касающиеся строения общества и своего места в этом обществе. В первую очередь нужно запомнить, что беседы с подростками ни в коем случае не должны носить негативный окрас (критические замечания по поводу цвета волос, одежды и музыки лучше пока не высказывать), тем более что великое множество и наверняка есть вещи, интересующие каждого конкретного ребёнка индивидуально.

Даже если подросток отказывается разговаривать, можно схитрить и затронуть интересующую его тему ненароком во время обеда или поездки в машине, тогда ребёнок будет сам стремиться к продолжению разговора. Родителям не стоит отчаиваться, если они не смогли сразу же найти точку соприкосновения с собственным чадом, нужно к этому стремиться и всё получится со временем. Ещё один секрет успешного общения с подростками заключается в доверительности. Можно попросить у ребёнка совета по поводу назревающей ситуации или попробовать вместе составить план действий для достижения определённой цели. Подобные беседы с подростками не просто сближают два поколения, но и укрепляют взаимоотношения в семье.

Уважение в семье - это, несомненно, один из важнейших моментов в воспитании подрастающего поколения, и подросток должен это ощущать в отношениях между всеми членами семьи. Беседы с подростками должны быть подкреплены действиями, ведь дети ощущают даже малейшую фальшь в отношениях. Нельзя добиться уважения своих детей, если сами родители не уважают дедушку и бабушку и не заботятся об их благополучии. Даже профилактические беседы с подростками должны носить доброжелательный характер и ни в коем случае не подавлять внутреннее сопротивление ребёнка. Категоричным можно быть лишь в тот момент, если жизни или здоровью подростка угрожает опасность, в других случаях нужно постараться найти общее решение проблемы, а иногда и встать на сторону ребёнка. Не стоит начинать разговор, если кто-либо из сторон расстроен или рассержен, лучше отложить его до тех пор, пока настроение не придёт в норму.

Беседуя с подростком на самые разные темы, не стоит забывать, что он - уже личность и нужно проявить к ней дань уважения, только тогда разговор получится интересным и продуктивным.

Нередко подростки могут вести себя просто невыносимо. Чтобы наставить их на путь истинный, необходимо регулярно проводить профилактические беседы с подростками, которые позволят выявить причины непослушания и помогут решить многие проблемы. В этом возрасте в организме подростка происходят гормональные изменения, которые становятся причиной частой перемены настроения. Ребенку становится тяжело контролировать свои эмоции, он начинает иначе общаться со сверстниками и взрослыми. Нередко случается, что поведение меняется настолько, что родители просто не могут узнать своих детей - некогда скромные и послушные дети начинают хамить, отличники прогуливают. Взрослым остается только набраться терпения и тщательно изучить рекомендации психологов, которые подскажут, как вести себя в тяжелых ситуациях. Самое главное - не терять контакта с юным бунтарем и не пускать все на самотек. В этой статье мы рассмотрим основные трудности и темы бесед с подростками.

Подросток не ночует дома

Если ваш ребенок не ночует дома, и случается это далеко не в первый раз, следует, во-первых, разобраться, почему это происходит. Скорее всего, ваш ребенок старается отстоять свое право считаться взрослым и независимым, нарушает заведенные правила. Что делать в этом случае? Сложность беседы с подростками заключается в том, что родителям придется забыть про приказной тон и фразу: «Ты обязан…». Старайтесь давить на жалость, немного хитрить. Пожалуйтесь, что волнуетесь за ребенка и не можете уснуть. Подросток должен почувствовать себя взрослым, ответственным за свои поступки, а вы в этом случае выступаете в роли маленького ребенка, которого бросили. Во время такой беседы с подростками важно договориться, что вы станете иногда отпускать детей ночевать у друзей, но лишь в том случае, если они предупредят заранее.

Систематически прогуливает школу

Если ваш ребенок периодически прогуливает учебу, обещает исправиться, но не делает этого, сильно отстает по многим предметам, не понимает, что говорит ему учитель, и скучает на уроках, необходимо срочно принимать меры. Но не наказывать, а проводить беседы с подростками. Необходимо постараться выяснить причину прогулов. Возможно, подросток не находит общий язык с одноклассниками или не понимает материал. В этом случае вы сможете нанять хорошего репетитора или найти способ помочь ребенку разобраться с обидчиками.

Требует деньги

Бывают ситуации, когда подросток требует от родителей крупные суммы денег и сильно злится, если ему отказывают. В этом случае в ходе беседы с подростками необходимо объяснить цену денег, расписать семейный бюджет, предложить ребенку найти подработку. Работа для подростков на лето позволит научить детей ценить деньги и поможет им самостоятельно рассчитывать свой бюджет.

Хамит взрослым

Если ваши дети начинают хамить взрослым, ругаться, повышать голос на вас и на учителей, необходимо принимать меры и проводить серьезные беседы с подростками. Почему ребенок так ведет себя? Он не уверен в себе или пытается копировать поведение не слишком уравновешенных взрослых. В первую очередь обратите внимание на себя, прекратите кричать. В ответ на хамство не кричите, а показывайте, как сильно вам обидны его слова. При разговоре перед критикой нужно обязательно хвалить ребенка: «Я люблю тебя, однако за прогулы в школе мне придется тебя наказать». Близкое общение с подростком поможет решить многие проблемы и пережить переходный возраст без лишних скандалов.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как кормящей маме понять, что не хватает молока? Как кормящей маме понять, что не хватает молока? Почему ребенок не спит в своей кроватке? Почему ребенок не спит в своей кроватке? Сцеживание грудного молока: когда сцеживания не нужны и даже опасны Как сцеживать молоко ручным молокоотсосом Сцеживание грудного молока: когда сцеживания не нужны и даже опасны Как сцеживать молоко ручным молокоотсосом