Проект: Влияние казачьего движения на патриотическое воспитание молодежи. Доклад "Воспитание патриотизма посредством казачества." материал на тему Казаки - патриоты

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Является составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов .

Развитие современного российского общества вызвало необходимость обновления системы патриотического воспитания. В условиях роста национального самосознания, современная наука все чаще обращается к историческим памятникам, культурным традициям, в частности, к традициям казачества, как к средствам воспитания подрастающего поколения. История казачества является составной частью истории нашего общества и государства. Его рождение, становление и развитие насчитывает более тысячи лет и немыслимо без истории Руси - России. Многие важные события российской истории происходили при непосредственном участии казаков. История казачества является составной частью истории нашего общества и государства. В ней можно увидеть и традиции, и преданную службу Отечеству, и волю, освященную идеями православия, и первопроходцев, чьими усилиями разрасталась Россия. Президент России В.В. Путин охарактеризовал современное казачество как «уникальный и неотъемлемый пласт нашего общества, пронизанный идеями подлинного патриотизма, традиционных ценностей и самобытной народной культуры». Руководитель страны выразил надежду, что казачество будет активно участвовать в решении правительственных задач социально-экономического плана.

Казаки от подобных проблем никогда «не открещивались» . Казаки верно служили Отечеству: начале - по договорам, затем - по присяге и, наконец, в составе Вооруженных сил как их неотъемлемая часть. Неизмерим вклад многих поколений этого военного сословия в защиту интересов Российского государства и общества. Именно казаки в числе первых осваивали новые земли, стояли прочным заслоном врагу на дальних окраинах Родины и накопили огромный опыт в охране и защите государственной границы. Молодое поколение, должно хорошо знать свою хотя бы потому, что там кроются ответы на многие сложные вопросы сегодняшнего дня. Многие деятели культуры всегда связывали возрождение своей страны с возраждением казачества. Так, А. Куприн писал: «Пусть мои глаза и не увидят чаемого счастья Родины, но так же, как непоколебимо верую я в гредущее оздоровлениеи обновление Великой России, верю я в будущую неразрывную связь казачества с нею». Граф Л.Н. Толстой высказывал такое мнение: «Казаки создали Россию». История каждого народа уходит своими корнями в глубь веков, и ее начало видится каким-либо заметным, еле уловимым признаком, который, как писал В.О. Ключевский, «надобно искать прежде всего в памяти самого народа. Первое, что запомнил о себе народ, и должно указывать путь к началу его истории». С историей зарождения и становления казачества дело обстоит значительно сложнее, потому что память о нем отложилась в сознании не одного, а многих европейских и азиатских народов. В защите южной границы и в оборонительной политики Русского государства важнейшая роль в XVII в. принадлежала слободским казакам. Таковыми назывались те казаки, которые в 1638 г. ушли из Речи Посполитой с атаманом Яцко Остряниным. Именно в этом году зафиксировано первое поселение черкасов «в степях, лежащих за пределами русской оседлости».

Постепенно черкасы стали заселять пустовавшую территорию будущих Харьковской губернии и Острогожского уезда Воронежской губернии, которая представляла в то время дикую степь. Здесь образовались поселения - слободы, отчего эта территория стала называться Слободской Украиной. К 1638 г. образовалось около тысячи слободских поселений Число переселенцев особенно возросло во время правления Б. Хмельницкого. Слободские хутора в бассейне Верхнего Дона были подчинены власти Московского полка и составляли Слободское казачье войско. Начало военной организации Слободского казачьего войска было положено созданием Острогожского казачьего полка, состоявшего из семи сотен: Астафьева, Иванова, Дубовика, Батуринской, Карабутинской, Буторлинской и Канатовской. Население полков делилось на казаков реестровых с обязательной службой и на помощников обязанных помогать им, мещан, крестьян и вольных. Слободские полки с начала были подчинены малороссийским гетманам, но затем освободились от их власти, и до Петра I пользовались самостоятельностью. Отметим, что слободские казаки не участвовали в предательских действиях малороссийских атаманов, за что и получили от Москвы царские «похвалы» и жалованные грамоты, в которых подтверждалось освобождение их от пошлин и оброков, от всяких повинностей кроме военной службы. Слободские казаки пользовались следующими льготами: правом свободного занятия пустых земель, свободой внутреннего казачьего устройства, освобождением выборных казаков отнесения строевой службы, свободой заниматься любыми промыслами, свободной от обложения податями торговли, правом откупа таможен и перевозов.

Окрепшая и организованная в военном отношении Слободская Украина приняла на себя охрану рубежей Российского государства. Сегодня нет возможности вернуть прошлое, прежний уклад жизни, но необходимо восстановить связь поколений. Движение за возрождение казачества на базе общих социально-экономических, духовно-культурных и других интересов - одна из форм выражения национального самосознания. Необыкновенное сочетание русской вольницы с осознанным желанием служить Отечеству всегда было присуще казачеству.

Поэтому возрождение российской государственности нельзя себе представить без возрождения казачества. Казачество всегда первым подавало пример единства и братства, которое так нам необходимо. Что можно взять в нашу повседневную жизнь современного общества из многовекового опыта казачества? Достаточно многое и, прежде всего, тех кто посвятил свою жизнь службе Отечеству. Ведь, несмотря на репрессии и официальную политику ликвидации казачества, народ не мог забыть своей истории. Память многие годы хранила несправедливо нанесенные обиды, что способствовало сохранению традиций и бережному отношению к прошлому. Сохранился большой культурный пласт в виде народных обычаев, песен, любовного отношения к оружию. Обычаи оказались сильнее принимаемых законов и официальной политики. Казачество сохранило духовность и патриотизм, осознание самобытности своих корней. Казачество помнило себя не только как сословие, но и как неповторимая часть православного русского народа и стремилось сберечь самостоятельный стиль жизни, сложившийся в течении многих столетий. Были сохранены старинные рукописи и книги, иконы старинного письма и др. Казаки издавна были людьми государственными, и на первом месте у них была воинская служба.

С малых лет они посещали казачий круг и впитывали традиции старших, привыкали жить общими заботами. Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами: на его попечении были все работы, связанные с землей, с сельскохозяйственным инвентарем (его покупка и починка), уход за домашними животными. Кроме того, он принимал участие в общественно-политической жизни станицы: участвовал в казачьих Кругах, сходах станицы. И отец, и мать пользовались уважением детей, которые обращались к ним только на "вы". Но если отец пользовался уважением и любовью всех членов семьи, поскольку он был глава семьи, то мать всегда чтилась в казачьем быту. Вся система воспитания делала казака воином. С 3-х лет мальчика уже сажали на коня, с раннего детства он начинал собирать снаряжение: подковы, «ухнали», сумы, седло. С 10 лет обязательно присутствовал на кругу, с 14 лет ухаживал за жеребенком. С 17 лет казаки из многих станиц собирались в одно место на смотр, где они демонстрировали свое умение метко стрелять в цель на всем скаку, рубке лозы. Переплывали через реку вместе с лошадьми, амуницией и пиками. Тренировки и упражнения шли круглый год. Мысль о делах военных была любимой у многих казаков. В казачьей семье и отец, и дед, и прадед - далеко в века уходя - все были воины. Служили и старший, и младший брат, и от того создавались традиция службы и уважения к ней. Да, воевать казак умел.

Вряд ли велико преувеличение в рассказе о письме донского казака домой из Русского экспедиционного корпуса во Франции под Верденом: «Родные мои! Во Франции мне делать больше нечего. Все какие тут есть боевые ордена за две недели я получил». А пока не было войны жил казак на своей земле хлеборобом. Вся войсковая земля была разбита на полковые округа, и казак призывался на действительную службу, начиная ее со старослужущими из родного куреня, а часто под опекой старшего брата. Это придавало особую прочность казачьим воинским формированиям, скрепленным клятвой, братством, честью. Не случайно в начале XX в. Германский император Вильгельм II назвал казачество единственным сохранившимся в мире рыцарством Казачья вольница была одним из последних проявлением самобытного демократизма. По словам современника первой в Европе организацией, действовавшей на демократических началах являлась Казацкая христианская республика.

Для казачества был традиционным принцип круговой демократии: власть круга над казаком, старшего над младшим, мужчины над женщиной. Веками формировался уклад жизни - общинно-демократический строй. Власть казачьего круга опиралась на обычаи, традиции, «мирской» авторитет, на такие выборные органы, как совет стариков, суд чести. У А.С. Пушкина мы читаем: «Совершенное равенство прав, атаманы и старики избираемые народом, временные исполнители народных постановлений; круги или совещания где каждый казак имел свободный голос и где все общественные дела решены были большинством голосов». Мировоззрение и уклад жизни казачества во многом сформировала христианская мораль, в котором патриотизм не противопоставлялся принципу равенства всех людей и народов. Вера в Бога укрепляла казака на чужбине, в изгнании и в лихую годину. У людей вольных, знавших себе цену и живших интересами христианства, сформировались преданность православной вере и законам Божьим, как бы освещавшим каждое действие казака. Он не приступал к делу не помолившись, будучи уверенным, что ничего не происходит без воли Божьей. По давней традиции каждое заседание круга начиналось и заканчивалось общей молитвой. И казачьи поселения, станицы и полки не существовали без храма, в которых не только велись проповеди, но и распространялось просвещение. У предков казаков следует учиться бережливому отношению к миру, в котором они обитали. Многое изменилось с тех пор, ушли в прошлое «казачьи обыкновения».

Задача всякого просвещенного человека - помочь возродиться лучшим традициям старших поколений. В этом важная роль принадлежит патриотическому воспитанию. Первые шаги в этом направлении казачеством были сделаны еще в начале 1990-х гг.: состоялся всероссийский поход донских казаков, а также посланцев кубанского, терского и забайкальского казачеств. Во время походов по местам боевой славы, в некоторых станицах и городах были сформированы отряды казаков для оказания помощи полиции и поддержания общественного порядка. Министерство обороны присвоило почетные наименования Донского и Кубанского казачества двум мотострелковым полкам сухопутных войск в Северо-Кавказком и Приволжско- Уральском округах, где стали проходить службу молодые казаки . Союз казаков на общественных началах готовит допризывную молодежь.

Это были первые шаги возрождающегося казачества. В Курске шестиклассников школы № 16 посвятили в казачата. Казачьи кадетские классы не случайно появились именно в 16-й школе - она расположена в Стрелецкой слободе, где исстари селились служивые люди, стрельцы, казаки . Что позволяет надеяться на лучшее будущее нашей Родины? Прежде всего вера и оптимизм, основанные на героической истории русского народа. В памяти нашего и последующих поколений навсегда останутся имена тех, кто посвятил свою жизнь защите и преумножению славы Отечества. И среди них почетное место занимает военное сословие - казачество, завоевывавшее и осваивавшее новые земли, участвовавшее во всех вооруженных конфликтах и воинах, а в мирное время, стоявшее не преступным форпостом на государственной границе.

Литература

1. Изюмов А. И. Союз казаков России 1990-2010. М., 2010.

2. Памятники Отечества. Альманах. № 2. М., 1980.

3. Казачья энциклопедия: концепция: словник / под ред. А.П. Федотова, М., 1996.

4. Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Т.1. Курс русской истории. М., 1987. Ч. 1.

5. Слюсарский А.Г. Социально-экономическое развитие Слобожанщины. Харьков, 1964.

6. Квитка И.И. Записки о слободских полках. Харьков, 1883.

7. Быкадоров И.Ф. История казачества. Т. 1. - Прага, 1930.

8. Плеханов А.М. Казачество на рубежах отечества. М., 2009.

9. Мовчан А.И. Казаки. Быт и традиции. М., 2012.

10. Друг для друга. Курск, № 11. 2016.

Абакумова Е.А.

Оглавление:

1. Введение…………………………………………………………………………..2

2. История казачества……………………………………………………………….6

3. Назовский казачий округ………………………………………………………...6

4. Кадетское движение в МБОУ СОШ №4………………………………………..7

5. Предложение инициатив для развития кадетского казачьего движения в городе Салехард…………………………………………………………………………….10

6. Заключение……………………………………………………………………….11

7. Словарь терминов………………………………………………………………..12

8. Список используемой литературы……………………………………………...13

Введение.

История последних десятилетий ХХ века убедительно показывает, что человечество вступило в фазу осмысления мира в его целостности и взаимосвязи. Усиление интеграционных процессов в современном сообществе актуализирует задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации. Идея воспитания гражданина мира имеет большой позитивный смысл, предполагает воспитание уважения к людям различных культур, национальных и религиозных конфессий 1 , но вместе с тем погружение в этот процесс не должно привести к утрате своих национальных особенностей.

История последних десятилетий ХХ века убедительно показывает, что человечество вступило в фазу осмысления мира в его целостности и взаимосвязи. Усиление интеграционных процессов в современном сообществе актуализирует задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации. Идея воспитания гражданина мира имеет большой позитивный смысл, предполагает воспитание уважения к людям различных культур, национальных и религиозных конфессий², но вместе с тем погружение в этот процесс не должно привести к утрате своих национальных особенностей.

Основание для разработки проекта :реализация государственной программы по патриотическомувоспитанию молодежи, создание поприща для молодежи, поддержание и развитие здорового образа жизни, подготовка молодых людей как к военной, так и к деятельной жизни.

Цели проекта:

    Воспитание патриотизма, нравственно-этических качеств молодёжи, подготовка молодых людей к осознанному выбору профессии, служения Отечеству на военном и гражданском поприще 2 .

    Предложение своих инициатив по развитию казачества в городе Салехард.

Задачи проекта:

    Создание и обеспечение возможностей кадетов для выработки специальных профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых будущему защитнику Отечества;

    Содействие развитию патриотических качеств личности кадета, его уважения к культурному и историческому прошлому России, родного края;

    Воспитание в кадетах высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, нравственных ценностей;

    Развитие и совершенствование работы по формированию навыков здорового образа жизни кадетов и негативного отношения к вредным и пагубным для здоровья привычкам;

    Развития форм кадетского самоуправления.

Актуальность проекта:

Актуальность исследования определяется необходимостью

разработки новых подходов к организации воспитания подрастающего

поколения в духе патриотизма, бережного отношения к героическому

прошлому России, активного продолжения лучших традиций служения

Родине.

Обоснование актуальности проекта:

«Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».

В.В. Путин

«Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом».

Виссарион Белинский

Россия - богатая ресурсами страна, мощная в военном плане держава, самое первое в рядах подражаний западу государство.

Прошлое - хранитель будущего, нельзя повторять ошибки прошлого, но, к сожалению, это происходит. Стоит признать, что в нашей стране довольно сильно развиваются не те общности, которые можно назвать светлой частью истории в целом. Национализм, нацистские движения, фашизм – это показатель того, что мы забываем историю, это показатель того, что мы не любим свою страну и не уважаем её граждан. Эти проблемы актуальны, потому мы призываем всех граждан, уважающих свою страну и себя самого, сделать актуальным патриотизм, любовь к окружающим нас людям и истории. Для того чтобы изменить многих, надо сначала изменить себя самого. Кадетское движение – первый шаг к воспитанию патриотизма, так как мы кадеты, нам не понаслышке известно, что значит быть патриотом своей страны, своего округа, своего города.

Кадеты – общительные, артистичные, готовые к армейскому будущему, люди. Кадеты всегда становятся лидерами своих классов и школ, кадеты всегда ведут за собой, не боясь остаться одинокими, ведь их всегда поддерживает остальная команда, благодаря которой они берут новые высоты, развиваясь и обмениваясь опытом.

Казачьему движению в нашей школе уже 15 лет, за это время у нас обучалось множество кадет, передавая опыт из поколения в поколение, чтя традиции и соблюдая их. Казачье движение вырастило поколения солдат, которые далее шли служить Отечеству, оставляя свои знания и опыт тем, кто только начинает путь кадета.

Источники финансирования: спонсорская поддержка Назовских казаков.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

Сбор и обработка информации, анкетирование, опрос общественного мнения учащихся, педагогов, родителей по теме и инициативам проекта. Организация встречи казаков с учащимися школ города.

2 этап – практический.

Полевые сборы или просто совместное времяпровождение желающих учеников всех школ, вместе с кадетскими классами МБОУ СОШ № 4. Обмен опытом, новые знакомства.

3 этап – обобщающий.

Подведение итогов полевых сборов, отзывы участников, продолжение развития проекта.

4 этап – реализация проекта.

Открытия классов казачьей направленности в г. Салехарде. Рассмотрение и усовершенствования инициатив, создания новых идей для дальнейшего развития казачьего движения уже во всех школах города. Участие в окружных военно-спортивных конкурсах, отбор лучших кадетов от разных школ на соревнования.

    История казачества.

Казачество - этническая, социальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др., как отдельные субэтносы³ своих народов в единое целое.

Точное происхождение казаков неизвестно, существует много теорий. К концу XIV века образовались две крупные группы проживавших в низовьях Дона и Днепра. К ним присоединилось множество восточнославянских переселенцев из соседних Московского и Литовского княжеств. В эти южные земли в основном приезжали энергичные люди, которым не хватало приключений, позднее туда стали сбегаться и беглые крестьяне, есть версия о том, что и тюркские народы участвовали в создании казачьих отрядов. Язык казаков - русский.

    Назовский казачий округ.

В XVI веке после освоения казаками Ермака Сибири был подготовлен «плацдарм» для дальнейшего продвижения на север. По приказу березовского воеводы Никиты Траханиотова казаки начали осваивать Заполярье. В 1595 году ими в устье Полуя была срублена Обдорская крепость – острог. Название Обдорск – коми-зырянское, означает место-дор-близ Оби. Также в летописях встречаются и другие названия: Назова, Низова, Низовой городок. Отдавая дань памяти легендарным страницам освоения Заполярья, казаки нашего города в 90-е годы, в период возрождения казачества, объединились в Обдорскую казачью общину.

Начало 90-х годов сыграло позитивную роль в возрождении казачества. После Большого круга Союза казаков в России, который прошел в Москве с 28-30 июня 1990 г., активизировалась работа в регионе.

14 сентября 1992 г. Совет народных депутатов Ямало – Ненецкого автономного округа принимает решение «О Обдорской казачьей общине», в котором определяется порядок регистрации и финансирование организаторской работы по проведению первого Большого казачьего круга. В октябре 1992 г. салехардская делегация принимала участие в работе Большого круга Сибирского казачьего войска в г. Барнауле, где были определены основные направления в работе по возрождению казачества в Сибири, обсуждались вопросы экономического и культурного возрождения, реализации Указа Президента России и Постановления Верховного Совета Российской Федерации в отношении казачества. Уже 17 октября 1992 г. в г. Салехарде прошел Большой круг казаков Ямало – Ненецкого автономного округа, результатом работы Круга стало образование Обско – Полярной казачьей линии, которая объединила 612 казаков из 7 казачьих округов. Круг принял Устав, первым ее атаманом был избран войсковой старшина Г.С. Зайцев.

17 октября прошел учредительный круг казачьей организации Салехарда. Было утверждено ее новое название – Назовский казачий округ, численностью 32 казака. Атаманом избран Корнев В.В.

    Кадетское движение в МБОУ СОШ №4

Благодаря Назовским казакам в нашей школе в 2001 г. был открыт первый кадетский класс казачьей направленности. С 1994 г. казаки упорно и настойчиво просили администрацию города во главе сКочерга И.Н. об открытии подобного корпуса. Была разработана программа обучения, которая включала в себя: общую физическую подготовку, армейский рукопашный бой, строевую подготовку, изучение уставов, истории казачества.

Кадетское образование и воспитание сегодня направлено на возрождение в молодёжной среде духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желание отстаивать независимость и величие своей страны. Кадетство нельзя рассматривать узко, только как путь подготовки к военной службе, оно обеспечивает комплексное развитие личности.

Военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни. Поэтому психологическая подготовка и знание основ военного дела помогает молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию. Небезразлична нравственная позиция молодёжи, которой государство может доверить защиту Отечества.

Кадетское казачье движение в МБОУ СОШ №4 осуществляет обучение и воспитание кадет, направленное на гражданско-патриотическое становление и социализацию молодых людей. Миссия кадетского движения – воспитание государственных деятелей, людей, которые не только будут исповедовать идеи и принципы служения Отечеству, но и достойно ему служить. Кадетское движение – важная составляющая системы гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения.

Виды воспитания, осуществляемые в кадетских классах МБОУ СОШ№ 4:

    Интеллектуальное развитие определяет круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, даёт шанс на продвижение в интеллектуальном развитии (участие в районных олимпиадах, марафонах знаний, интеллектуальных конкурсах)

    Духовно– нравственное воспитание направлено на осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни. К основам духовности ребята прикасаются на уроках литературы, истории, так как именно эти уроки являются неисчерпаемым источником нравственных истин.

    Гражданско-патриотическое воспитание воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

    Военно-патриотическое воспитание ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Результаты кадетского движения в МБОУСОШ № 4:

Один из главных результатов кадетского движения – эффективность гражданско-патриотического воспитания кадет, заключающийся в их желании служить на благо Родины и защищать её. 90% наших учеников поступили в высшие учебные заведения. 32 поступили в высшие военные заведения г. Омска, Москвы, Кургана, Новосибирска, Рязани.

    Предложение инициатив для развития кадетского казачьего движения в городе Салехард.

Заключение.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому гражданско – патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации 4 всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности. В заключение рассмотрения специфики формирования патриотизма еще раз подчеркнем следующее: цели и задачи, а также формы и средства отражают формирование представлений о Родине, отношения к Родине и социальной установке к ее защите.

В заключение рассмотрения специфики формирования патриотизма еще раз подчеркнем следующее: цели и задачи, а также формы и средства отражают формирование представлений о Родине, отношения к Родине и социальной установке к ее защите.

Словарь терминов:

    Конфессия 1 – вероисповедание.

    Поприще 2 – зона деятельности человека.

    Субэтнос³ - компактно проживающее сообщество людей, которые принадлежат к большому народу(этносу), но отличаются особенностью культуры, языком(диалект), географическим происхождением.

    Консолидация 4 – объединение, сплочение групп, отдельных лиц, движение для усиление борьбы за общие цели.

Список используемой литературы:

1. Ефимов Д.А. Программа содержания и воспитания обучающихся (кадетов) «Честь имею!» - Карелия.: Изд-во ГБО РКШИ, 2010 60 с.

2. Макаренко А.С. Собрание сочинений в IV томах. – М.: Правда, 1987. 2000 с. Т IV.

3.Милютина Е.В. Гражданско- патриотическое воспитание в кадетском классе. [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/597103/.

3. Никова Марина Александровна. Формирование патриотизма у российского студенчества:Дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04: М., 2004. 147 c.

4. Петрова Л.А. Формирование патриотизма. // Психология, социология и педагогика. – Март, 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа к ресунрсу: http://psychology.snauka.ru/2012/03/349

5. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М. Молодая гвардия. 1971г. 335 с.

6. Теория и практика воспитания военнослужащих: Учебное пособие./ По ред. Н.И. Резника - М.: 12 ЦТ МО РФ, 2005. 341 с.

7.Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 1. 304 с.

С-Пб.: ВМИРЭ, 2006. 24 с.)

Президент России В. В. Путин дал высокую оценку казачеству. Он сказал: «История казачества связана с верным служением Родине. Казак всегда был государственным человеком, тружеником, воином, защищающим интересы Отечества. За последние годы много сделано для возрождения казачества, его вековых традиций и самобытной культуры. Уже сегодня можно уверенно констатировать, что российское казачество возродилось, сформировалось как движение, способное решать серьезные и значимые для страны задачи. Российское казачество, сочетая исторические, традиционные формы самоуправления с современными демократическими нормами, с особым укладом жизни и своими обычаями, вносит весомый вклад в строительство новой России».

Актуальность обсуждаемой сегодня проблемы определяется двумя факторами:

во-первых, она связана с общим интересом современного общества к истокам отечественной культуры, к духовным ценностям нашего прошлого;
во-вторых, социо-культурными изменениями менталитета россиян, что отразилось в инновационной основе организации деятельности общеобразовательной школы, открыло перспективы для подлинной организации патриотического воспитания подрастающих поколений на культуре и традициях российского народа, в том числе и казачества.

С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением, в том числе и в регионах традиционного проживания казачества. В культурном наследии наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми, подростками и молодежью. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, подросток, молодой человек начинает понимать величие своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином России. Являясь составной частью общего воспитания подрастающего поколения, система духовно-патриотического воспитания выполняет, прежде всего, функции формирования личности, обладающей высокой идейной убежденностью, сознательностью и социальной активностью.1 (1 Гавря А. Б., Томилин А. Н., Фонарев А. В. Сущность и содержание военно-патриотического воспитания на традициях и культуре казачества Кубани. Краснодар, 2005. 166 с.)

Опыт проведения воспитательной работы с подрастающим поколением, показывает, что основными путями духовно-патриотического воспитания являются:

1) воспитание в семье;
2) воспитание в казачьих общеобразовательных учебных заведениях;
3) воспитание внешкольными формами обучения на примере культуры и заповедей казачества.

Многовековая история казачества сложила народную педагогическую традицию, которая сохранилась до сегодняшнего дня и является основой для возрождения казачества и его культуры. Она включала в себя:

Общинность воспитания, через которую детьми усваивался норматив поведения, обычаи и традиции казачества, отношение к старшим и труду (ратному и сельскохозяйственному) как фактору жизнеустроительства казака, коллективизм жизни и общность целей, традиции народа, патриотизма и мужества;
конфессиональность (православное) воспитания и образования, через которые формировалось христианское мировоззрение, необходи
мость служения «Богу, Святой Руси, своему народу и своему государству!»;
моногамность воспитания, через которую формировалось осознание мужской и женской роли, приобретался житейский и профессиональный (для юношей) опыт;
семья как фактор незыблемости, основ казачьего общества, авторитета родителей и благополучия человеческой жизни;
культуросообразность форм казачьей самобытности, как фактор особой художественно-эстетической духовности казачьего уклада и отношений;
аполитичность воспитания и образования подрастающего поколения, влияющая на формирование высшего авторитета Бога, казачьей воли
и равноправия, служения на благо Отечества и своего народа.

В начале 90-х гг. минувшего века усилиями представителей казачьих обществ России в стране были созданы и действуют различные формы приобщения подрастающего поколения казаков к истокам своей культуры, истории, традициям и этике своих славных предков:

Войсковые казачьи школы;
воскресные школы;
казачьи классы на базе средних школ;
казачьи кадетские корпуса;
казачьи военно-патриотические центры;
казачьи лицеи;
казачьи православные лицеи;
казачьи молодежные клубы;
казачьи конно-спортивные школы;
факультативы по казачеству;
спецкурсы по истории казачества при университетах.

Большую роль сыграли казачьи организации по восстановлению и развитию кадетского движения в России: из 69 ныне действующих кадетских корпусов в РФ - 25 имеют казачью направленность и созданы по прямой инициативе и поддержке казачьих организаций. На наш взгляд система кадетского воспитания наиболее полно отвечает задачам духовно-патриотического воспитания подрастающего поколения. В кадетских корпусах реализуются задачи получения качественного образования, широко применяются формы и методы знакомства кадетов с казачьими традициями, историей и культурой, включаются в программу военно-прикладные виды спорта. Инновационные образовательные учреждения, базирующихся на традициях казачьего воспитания, стали подлинной школой патриотизма, воспитания достойных граждан нашего Отечества.

Основная задача духовно-патриотического воспитания - формирование и развитие личности казака, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Источник http://www.zimovaya.ru

А главное: что же это такое - патриотическое воспитание?

На эти вопросы отвечает ректор Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, депутат Законодательного собрания Андрей Колесников .

Дырявое воспитание

Иван Сергеев, «АиФ-Прикамье»: Андрей Константинович, сегодня некоторые отождествляют понятие «патриотическое воспитание» с «военно-патриотическим». Это следствие милитаризации общества или норма?

Андрей Колесников: Что такое патриотизм в классическом варианте? Это любовь к Родине. А любовь предполагает тонкий механизм взаимных чувств. Гордиться страной - это правильное, «базовое» чувство. Но любой сознательный гражданин хотел бы видеть ответные проявления любви: развитие образования, здравоохранения и т. д. У нас же разговор о патриотизме на втором предложении часто сводят к военно-патриотическому воспитанию детей. Это не совсем правильно.

- Почему так происходит?

Так проще и тем, кто преподает, и тем, кого обучают. Не имея целостного представления о глобальных исторических событиях, из нашей богатой истории всегда можно выдернуть примеры потрясающих подвигов и выдать их за вершину проявления любви к Родине. При этом кто-то из слушателей даже готов будет поступить так же. Но только во время войны! А в мирное время можно жить и не тужить. Согласитесь, это очень удобно.

Мы живём в стране, в которой 9 Мая - один из самых главных народных праздников, что совершенно справедливо. И при этом у нас нет систематизированной истории Великой Отечественной войны как кульминации Второй мировой. Есть множество исследований различных фрагментов, есть мемуары. Но нет глобального осмысления войны.

Зачастую в школе о войне говорят, как о наборе героических элементов. Война - это место, где мужик может и должен совершить подвиг. Но ведь такие представления - это страшно! Мировая война - это глобальная планетарная катастрофа, обрушившая на мир множество трагедий. И главный вывод, который должен транслироваться всегда: война не должна повториться!

- А как вам автомобильные наклейки из серии «Можем повторить»?

Я не понимаю, что они собираются повторить? Миллионы потерянных жизней? Повторите для начала автомобили, которые делают на Западе, станки… Такие тезисы дискредитируют жертвы и весь человеческий опыт, который мир приобрёл во время войны. Это полная деформация представлений о конфликте.

Давайте не забывать о более сложных категориях для преподавания. Давайте больше говорить, например, о нашей науке. Кто стал Нобелевским лауреатом и что мы получили благодаря этим открытиям? Чтобы рассуждать об этом, нужно много знать. Важно рассказывать детям не только о гениальных полководцах, но и о выдающихся российских учёных, музыкантах, художниках. Важно говорить об ежедневных проявлениях заботы о своей Родине.

- Что вы имеете в виду?

Патриотическое воспитание должно сочетать в себе разные элементы. Надо прививать детям привычку делать что-то полезное ежедневно. Приведу пример. В Голландии мусор собирают уже в семь различных контейнеров: для стекла, пищевых отходов, бумаги, пластика и т. д. Голландцы сортируют мусор каждый день и очень этим гордятся. Для детей - это один из примеров того, как граждане заботятся о мире вокруг. Это проявление уважения и любви к своей стране.

Будущее не в прошлом

- В Прикамье работала программа патриотического воспитания. Насколько она эффективна?

Сложно дать оценку, ведь у этой программы нет чётких критериев эффективности. Если посмотреть на последние заявления краевых властей, то в них я нахожу много рациональных зёрен. Мне симпатичны тезисы губернатора края Максима Решетникова об изменении городской среды, перезагрузке отношений в паре власть-молодёжь. Когда молодой человек видит, что власть начинает к нему прислушиваться, видит, как улучшается городская среда, то он по-другому начинает относиться к малой родине. В сентябре в Перми проходил молодёжный форум, и я с удовольствием наблюдал, как студенты рассуждали и фантазировали о будущем города. При этом они не пытались разглядеть будущее в прошлом.

Человек чувствует динамику! Если он видит изменения, то внутри меняется взгляд на жизнь. Студент уже не мечтает, как бы быстрее «свалить» из Перми. Важный мостик к патриотическим чувствам - это вовлечённость. Инициативной молодёжи нужен сигнал: Родина их тоже любит и слышит. И нужны ответные импульсы. Иначе начинаешь искать любовь Родины на стороне: Москва, Питер, заграница.

Тех, кто идёт поперёк официальной линии, сегодня относят к пятой колонне. Быть в оппозиции - это непатриотично?

Здравомыслящий гражданин критически относится к тому, что происходит вокруг. Здесь вопрос в квалификации. Чтобы утверждать «надо делать так, а не иначе», нужно обладать большим объёмом информации. Считать, что «кухарка» в состоянии подсказать президенту, как нужно руководить страной, - иллюзия. При этом должен быть работающий механизм обмена мнениями. Важна обратная связь на всех уровнях. Прогресс не живёт там, где нет критики. Только в таких условиях возможно современное развитие.

Параллельный мир

С начала 90-х возрождается интерес к казачеству. Это вариант патриотизма или ролевая игра в силовую структуру?

В прошлом и нынешнем составе ЗС я оказался последовательным критиком законопроектов по казачеству. История казачества насчитывает 500 лет. В ней были и героические, и трагические страницы. Кем раньше был казак? Человек получал от государства землю и по зову государя императора должен был выставить опре-делённое количество обученных всадников. Это было время, когда земельный надел представлял для большинства граждан единственный источник существования. А человек с саблей на коне был серьёзной военной единицей. Сейчас земельный надел перестал быть доминирующим источником дохода. Человек с саблей давно не представляет военной угрозы. За пять веков истории накопилось много обрядов, а часть казаков начали считать себя отдельным этносом. Если относиться к казачеству, как к некоему этнокультурному наследию, то я выступаю за поддержку именно в таком ракурсе.

- Кстати, в Перми история казачества очень неоднозначна.

Казаки хотят особого правового статуса, хотят служить, охранять, регулировать и т. д. Если институционализировать их в таком качестве, то будет разрушаться и без того шаткая монополия государства на применение силы. Когда мы видим полицейского, понимаем, каким законом он руководствуется. В этом плане казаческие образования - некий параллельный мир со своей иерархией. Меня тревожит, что в последнее время участились случаи вмешательства казачьих объединений в культурную жизнь. Они громят выставки, раздают оплеухи направо и налево.

- Депутаты планируют внести изменения в краевой закон о казачестве. Вы подали свои по-правки. В чём их суть?

Краевой закон приняли в прошлом году. Благодаря в том числе и моим усилиям удалось сократить набор функций и полномочий, которые хотели получить казаки в крае. Не планировалось и финансирование из регионального бюджета. Сейчас же возник новый законопроект, лоббисты вышли на второй круг. Вновь казачьим образованиям пытаются придать особый статус, обеспечить материально и т.п. Впереди - заседание рабочей группы, где будут рассматривать поправки к этому законопроекту, в том числе и пакет моих предложений. Считаю, всё нужно оставить так, как есть. Я убеждён, что казачьи дружины должны подчиняться полиции, а не вести самостоятельную службу.

За основу нашей работы в школе взято постановление Правительства Российской Федерации №795 от 5 октября 2010 г. «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы», которое предполагает наращивание усилий для создания качественно новой системы патриотического воспитания молодежи.

Понятие патриотизма является достаточно емким. Оно включает в себя чувства, развивающие в человеке духовно-моральные высоконравственные качества по отношению к историческому прошлому и настоящему своей страны, родному языку и культуре. Чувство патриотизма выражается, прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой «малой родине», к привычному укладу жизни.

Школа является основным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию самых различных субъектов воспитания. При формировании патриотического сознания у школьников следует опираться на принципы комплексного воздействия на все его структурные компоненты, а также принципы системности, преемственности и непрерывности процесса формирования патриотического сознания; развития пропатриотических качеств личности; практической направленности и социальной обусловленности данного процесса; историзма в патриотическом воспитании; учета возрастных особенностей школьников.

Структурно-содержательная модель формирования патриотического сознания у учащихся в школьной системе патриотического воспитания представляет собой системы урочной, внеурочной/внеклассной и внешкольной работы, отражает последовательность систематического и комплексного воздействия на сознание у старшеклассников. Чтобы сформировать патриотическое сознание, необходимо комплексно воздействовать на все его компоненты: формировать систему знаний, новые потребности и мотивы поведения, взгляды и убеждения, установки, навыки поведения. Патриотическое воспитание и формирование патриотического сознания традиционно рассматривалось и рассматривается как компонент идейно-политического, нравственного, гражданского воспитания. Это позволяет при построении системы патриотического воспитания школьников опираться на методический аппарат гражданского и нравственного воспитания.

Наша школа ставит перед собой цель: формирование высокого патриотического сознания учащихся, чувства верности своему Отечеству; духовного развития и физического оздоровления школьников в традициях кубанского казачества. Школа решает проблему патриотического воспитания школьников через изучение и приобщение к историческим традициям, культуре кубанских казаков. Создавая казачьи классы в 2005 г., мы преследовали цель не только возродить духовные, исторические и военно-патриотические традиции казачества, но и воспитывать нравственные качества, культуру поведения, интерес к учебе. Выпускник казачьего класса должен иметь прочные знания по предметам; владеть навыками военной подготовки; уметь постоять за себя и других; знать историю, культурные традиции Кубани и казаков; чтить обычаи своего народа; строить жизнь по христианским принципам.

Как же конкретно строится работа в казачьих классах?

Обучение в казачьих классах осуществляется в соответствии с модифицированными программами дополнительного образования и реализуется через факультативные и кружковые занятия; организацию секций военно-патриотической направленности; систему воспитательной работы, направленной на возрождение духовных, исторических и военно-патриотических традиций Кубанского казачества; систему дополнительного образования. Основными направлениями воспитательной работы в казачьих классах являются: патриотическое, художественно-эстетическое, спортивное, трудовое, краеведение, пропаганда здорового образа жизни, поисковая работа. Учащиеся казачьих классов также принимают участие во всех спортивных, культурно-массовых и патриотических мероприятиях, проводимых Кубанским казачьим войском и районным казачьим обществом.

Значимым по содержанию патриотического воспитания является ежегодный трехдневный сбор юных казачат, классов казачьей направленности — лагерь «Казачок» . В лагере казачата получают первые навыки обращения с лошадью, верховой езды, джигитовки, проводятся строевые занятия, огневая подготовка, мероприятия по казачьим видам спорта, по истории казачества, туристические походы.

Немаловажная роль принадлежит комплексным историко-краеведческим экспедициям по Краснодарскому краю , которые проводятся в школе на весенних и летних каникулах. Учащиеся побывали и познакомились с историей основания Черноморских и Линейных станиц, памятными и святыми местами Кубанского казачьего войска, местами боев в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.

В конце учебного года проводится двухдневная военно-полевая игра казачьей направленности «Зарница» . Она проводится по этапам в которые включены отдельные элементы патриотического воспитания на примерах Кубанского казачьего войска.

Патриотическое сознание юных казачат формируем через систему строевых занятий при подготовке «Вахты памяти 9 мая», знаменной группы, строевой подготовки атаманов и их помощников, общешкольного строевого смотра.

Казачата старших классов, изучая историю, культуру, традиции кубанских казаков, работают над научно-исследовательскими проектам и. Они являются победителями и призерами районных, краевых и российских конкурсов научно-исследовательских работ в области краеведения и кубанского казачества.

С первого класса у казачат ведутся занятия на основе программ дополнительного образования: «История казачества», «Казачьи игры и забавы», «Общая военная подготовка», «Казачки-мастерицы». Эти занятия являются благодатной почвой для взращивания патриотического сознания нашего молодого поколения. Ведь история Кубани не только просвещает, учит, но и воспитывает. Это коллективная память нашего народа, обращенная как в прошлое, так и в будущее. Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у молодежи патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Свинья из носка Для вязания карандашницы нам понадобятся Свинья из носка Для вязания карандашницы нам понадобятся Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Детская поделка: петух своими руками Детская поделка: петух своими руками