Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
Актуальность: Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. Березу называли "дерево четырех дел": "Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утишать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать". Ознакомление детей с традициями русского народа и их сохранение - дело величайшей важности. Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. Березу называли "дерево четырех дел": "Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утишать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать". Ознакомление детей с традициями русского народа и их сохранение - дело величайшей важности.
Проблема: Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей. Недостаточные знания детей о березе, как символе России. Недостаточные знания детей о березе, как символе России. Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций. Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций.
Задачи: познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом; познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом; развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания; развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания; формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами; формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами; воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе. воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе.
МЕРОПРИЯТИЯ по образовательным областям. Познание. «Встреча с русской красавицей» - наблюдение на прогулке. «Почему березы белые?» – беседа. «Береза - символ России» – занятие. «Символика нашей России» - интегрированное занятие. «Русская душа березы» - легенды и мифы о березе. «Снятся ли березе сны» - наблюдение на прогулке. «Домашний доктор» - занятие о лекарственных свойствах березы. Познание. «Встреча с русской красавицей» - наблюдение на прогулке. «Почему березы белые?» – беседа. «Береза - символ России» – занятие. «Символика нашей России» - интегрированное занятие. «Русская душа березы» - легенды и мифы о березе. «Снятся ли березе сны» - наблюдение на прогулке. «Домашний доктор» - занятие о лекарственных свойствах березы. Художественно- продуктивная деятельность. Изготовление панно из березовых листьев. «Березовая рапсодия» - изготовление панно на срезе березы. «Люблю русскую красавицу», «Береза в народных легендах» - оформление альбомов. Художественно- продуктивная деятельность. Изготовление панно из березовых листьев. «Березовая рапсодия» - изготовление панно на срезе березы. «Люблю русскую красавицу», «Береза в народных легендах» - оформление альбомов.
Игровая деятельность. Игровая деятельность. Д/игра «Найди листок, какой покажу» Игра по модели строения березы. П/игра «Карлики – великаны» П/игра «Раз, два, три - к березе беги» Д/игра «Найди листок, какой покажу» Игра по модели строения березы. П/игра «Карлики – великаны» П/игра «Раз, два, три - к березе беги»
Чтение художественной литературы. Подбор художественной литературы о березе. Подбор художественной литературы о березе. П. Воронько «Береза»- чтение стихотворения. П. Воронько «Береза»- чтение стихотворения. С.Есенин «Белая береза» - заучивание стихотворения. С.Есенин «Белая береза» - заучивание стихотворения. К.Паустовский «Подарок» - чтение книги. К.Паустовский «Подарок» - чтение книги.
Музыка. «В золоте березонька» - хоровод (сл. и муз.г.Вихаревой). «В золоте березонька» - хоровод (сл. и муз.г.Вихаревой). «Песня о Родине» (сл. Е.Карасевой, муз.В.Елинек). «Песня о Родине» (сл. Е.Карасевой, муз.В.Елинек). «Во поле береза стояла» - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия). «Во поле береза стояла» - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия). «Ай да березка» - хоровод (муз. Т.Попатенко) «Ай да березка» - хоровод (муз. Т.Попатенко)
Взаимодействие с родителями. Взаимодействие с родителями. Подбор иллюстраций, загадок, пословиц и поговорок о березе. Подбор иллюстраций, загадок, пословиц и поговорок о березе. Заготовление березовых пеньков и спилов (использовать только погибшие деревья). Заготовление березовых пеньков и спилов (использовать только погибшие деревья). Бюллетень «Береги зеленого друга» Бюллетень «Береги зеленого друга» Рекомендации для родителей «Березкины слезки». Рекомендации для родителей «Березкины слезки». Организация в группе мини-музея «Береза-Берегиня». Организация в группе мини-музея «Береза-Берегиня».
Продукт проекта: мини-музей «Берёза-Берегиня» (созданный совместно с детьми и родителями): панно на срезе берёзы, альбомы «Люблю русскую красавицу», «Береза в народных легендах», изделия из бересты, литература о берёзе, картины; мини-музей «Берёза-Берегиня» (созданный совместно с детьми и родителями): панно на срезе берёзы, альбомы «Люблю русскую красавицу», «Береза в народных легендах», изделия из бересты, литература о берёзе, картины; вернисаж детских рисунков «Белая берёза». вернисаж детских рисунков «Белая берёза».
Ольга Ветлова (Головинова)
Проектная деятельность «Люблю березку русскую »
Ветлова О. В. ,воспитатель СП «Детский сад «Ручеек» ГБОУ СОШ № 1 г. Похвистнево Самарская обл.
Рассматривая деревья в парке, дети спросили :
Почему береза называется березой ?
Какую роль играет береза в жизни человека ?
Для того, чтобы найти ответы на эти вопросы, мы решили приобрести знания из различных источников :
в) воспользоваться материалами интернета
Затем проанализировать полученные факты, высказывать собственные суждения.
Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников.
Актуальность.
В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а его свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, у ребенка накапливается негативный опыт отношения к природе. Он действует в природе необдуманно, совершает негативные поступки по отношению к живым существам, не реагирует на замечания сверстников и взрослых людей. Интерес к изучению природы поверхностный, ребенок не проявляет желание ухаживать за растениями и животными и не умеет этого делать. Поэтому очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Дети, которые ощущают природу : дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.
Китайская пословица гласит : «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» . Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Проблема.
Недостаточные знания детей о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта : краткосрочный, 2 недели
Участники проекта .
Дети старшей группы, их родители, воспитатели группы, специалисты ДОУ.
По количеству участников : групповой (старшая группа)
Предмет исследования : берёза.
Суть проекта заключается в том , чтобы во время прогулок по территории детского сада, в лес с родителями дети могли больше узнать о березах : найти березу вблизи участка , следить за изменениями в ее жизни; обсуждать наблюдаемое : какое настроение у дерева, от чего оно зависит, как дерево заботится о детях. В процессе наблюдений дети рисуют, сочиняют сказки, участвуют в играх, слушают музыку, танцуют.
Дети получают представление о том, в каких красках, образах, мелодиях воплощается береза , почему это дерево так почитаемо на Руси.
Цель взрослого в работе над проектом : формирование начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Цель детей в работе над проектом :
Приобрести знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.
Задачи взрослого в работе над проектом :
1. Расширять представления детей о самом почитаемом дереве в России - берёзе, о её значении в жизни человека
2. Формировать у детей представления о взаимосвязи берёзы с окружающей средой.
3. Знакомить со стихами, песнями, загадками о берёзе.
4. Развивать у детей познавательную активность.
5. Активизировать и обогащать словарь.
6. Воспитывать любовь к русской природе , бережного к ней отношения .
Задачи детей в работе над проектом :
1. Приобрести знания о берёзе, как почитаемом дереве на Руси, о её значении в жизни человека : оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.
2. Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой
Предполагаемый результат :
Сформированное представление у детей : о берёзе, как почитаемом дереве на Руси, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой; о пользе деревьев и берёзы в частности.
Подготовительный этап :
Подготовить природный материал для деятельности детей;
Подобрать детскую и педагогическую литературу, картины, грамзаписи, дидактические игры и др. ;
Сделать ширму о лечебных свойствах березы «Целебное лукошко» .
Провести с детьми цикл наблюдений за березой , обсуждать наблюдаемые явления, заносить их в альбом в виде рисунков, фотографий, рассказов;
На основе наблюдаемого провести комплексные и обобщающие мероприятия, расширяющие представления детей о березе ;
Предложить родителям вместе с детьми изготовить поделки из бересты , придумать сказку о березе .
Реализация проекта
1. Образовательная область «Познание» :
* Беседа «Красота природы бесценна»
Цель : дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло, а прижилось и выросло. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе .
Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой» .
Цель : углубить представление о взаимосвязях живой и неживой
природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.
Рассказ воспитателя «Воспетое дерево» .
Цель : познакомить детей с тем, как издавна простые русские люди проявляли интерес к русской берёзке , сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки » . Воспитывать любовь к русской берёзе , бережное к ней отношение .
Беседа «Какую пользу приносят деревья? Как берёзу использовали в древности?»
Цель : подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.
«Люблю берёзку русскую » .
Цель : продолжать формировать интерес детей к родной природе, обобщать знания о берёзе. Расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства. Воспитывать любовь к русской берёзке .
* Д/и : «Найди листок березы » , «Закончи фразу» , «Подбери «слова- приятели» », «С кем дружит береза ?» , «Что сначала, что потом»
* Выбор березки на территории детского сада.
* Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы .
* Разгадывание кроссвордов.
* Исследование бересты под лупой .
Образовательной областью «Физическая культура»
1. Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу » .
2. Подвижные игры : «Беги к березе » , «Кто больше соберет грибов подберезовиков » , «Венок» (из березы , «Кто быстрее соберет березовые почки » .
Образовательная область «Чтение художественной литературы» ::
Пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила» ;
Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Люблю березку русскую… »
Чтение рассказа Е. Тимошенко «Елочки-метелочки» .
Образовательной областью «Художественное творчество» :
Рисование – «Люблю березку русскую » , «Березовая роща » ;
Аппликация – «Веточка березы » ;
Ручной труд – «Белая береза » ;
Хороводы – «Во поле береза стояла » , «Береза белоствольная » ;
Рассматривание репродукций картин В. Н. Бакшеева «Голубая весна» , И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» ;
Образовательной область «Музыка»
1. Слушание “Ах ты, берёза” Раухвергера.
2. Пение “Песня о родине” слова Е. Карасёвой, музыка В. Елинек.
3. Хороводы “В золоте берёзонька” слова и музыка Г. Вихаревой, “Ай, да берёзка” музыка Т. Попатенко
4. Пение без сопровождения р. н. м. “Во поле берёзонька стояла”
4. Совместная деятельность с детьми и родителями :
Циклические наблюдения за березой ;
Составление творческих рассказов «Сказка о березе » ,
Изготовление альбомов «Березонька »
Бесед за круглым столом «Целебное лукошко» .
5. Итог :
Оформление альбома «Березонька » с детскими рисунками и сказками;
Развлечение для детей «Праздник русской березки » ;
Выставка поделок из бересты «Папа, мама, я – творим чудеса» .
Записано педагогом Ветловой Ольгой Владимировной со слов детей.
Пройдя все этапы исследования, дети пришли к выводу :
Я теперь понимаю насколько ценно дерево береза . – сказала Саша Е.
Я знаю о целебных свойствах березы . Мы с бабушкой пили чай с березовыми почками от простуды . – сказала Даша Е.
Из березы делали и делают игрушки. Я папе помогал делать из березы паровозик . – сказал Коля О.
Я рассматривала с помощью лупы бересту и видела мелкие отверстия (чечевички) через которые береза дышит . - сказала Полина Е.
По итогам работы было отмечено :
1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к дереву березе .
3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую » .
4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Заключение :
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы , отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу : необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке , потому что она красива и целебна.
Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Киселева Л. С., Данилина Т. А. «Проектный метод в деятельности ДОУ» .
2. Богатеева З. А. «Чудесные поделки из бумаги» .
3. Прохорова Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников. –М. АРКТИ, 2003.
4. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду.
5. Ушакова О. Д. Загадки, считалки и скороговорки : словарик школьника. –СПб. Издательскитй дом «Литера» , 2007.
6. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2006.
7. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. «Экологические проекты в детском
Зоя Николаевна Ярош
Проект «Берёза-символ Росии»
МАДОУ «Детский сад пос. им. Карла Маркса»
ПРОЕКТ "Береза - символ России"
В старшей группе № 6 «Теремок»
Воспитатель : Ярош З. Н.
ПРОЕКТ "Береза - символ России"
ТИП ПРОЕКТА информационный
По времени проведения краткосрочный (месяц)
По числу участников групповой, дети старшей группы «Теремок» , воспитатель, родители
Актуальность проблемы : Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел» . Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.
Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!
Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Проблема :
1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе , о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.
2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведении в природе
Цель проекта :: содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.
Задачи :
1. Сформировать представления у детей о березе, как живом растении, и символе страны.
2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
3. Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.
Обеспечение проектной деятельности Детская художественная литература.
Фотоальбом «Родная природа» .
Репродукции картин И. Левитана («Весна. Большая вода» , «Золотая осень» , К. Юона («Мартовское солнце» , И. Грабаря («Февральская лазурь» , И. Шишкина («Лесная глушь» ).
Альбом с рисунками «Портреты дерева в разное время года» .
Предполагаемый результат
Выставка репродукций картин русских художников с изображением берёз . Проведение конкурса рисунка «Весенняя берёзовая роща .
Гипотеза проекта : Если дети получат необходимый объём знаний о берёзе , то у детей сформируются представления о березе, как живом растении, и символе страны,будет развиваться познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
Этапы проекта :
1 этап- .ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Цель : сформировать у детей представление о берёзе , как образе России
2 этап – СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ Цель : помочь детям в сборе материалов о берёзе , её пользе
3 этап – ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ Цель : Развитие у детей умения передавать и излагать полученные знания (читать стихи, принимать участие в практической деятельности в виде разных занятий в саду)
4 этап – Заключительный (ОФОРМЛЕНИЕ) Цель : Защита проекта , подведение итогов.
3. СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
ВИДЫ ДЕТСКО – ВЗРОСЛОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
/ ЧТО ВАМИ ПРОВОДИТСЯ, ОРГАНИЗУЕТСЯ.
Игровая деятельность Д/и «Найди о чем расскажу» ,
«Кто быстрее найдет березу, ель, дуб?» ,
«Опиши мы отгадаем» ,
«С какого дерева упал листок?»
П/и «Кто быстрее до берёзы »
Социально – нравственное воспитание Беседа «Красота природы бесценна» .
Беседа "Береза - символ России"
Речевое развитие НОД «Люблю березку русскую»
Отгадывание загадок о природе
Познавательное развитие Поиск информации в энциклопедиях,
книгах, рассматривание картинок,иллюстраций о берёзе
Наблюдение за берёзой на прогулке . (целевая прогулка «Встреча с русской красавицей»
Художественная литература Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза »
Чтение стихотворения. П. Воронько «Береза»
Изобразительная деятельность Рисование «Белая берёза » по стихотворению С. Есенина.
Аппликация «Осенняя берёза » .
Физическое развитие Участие детей в утренней гимнастике, подвижных играх.
Работа с родителями Консультация для родителей
Памятка берёзке »
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Рассматривание фотографий, иллюстраций разных стран мира, где растут разные деревья. Постановка проблемного вопроса : Какого дерева нет на картинах других стран? Почему?
Дети обмениваются мнениями
Определение темы проекта : Почему береза растет только в России? Что можем ещё узнать о ней? С помощью воспитателя формулируется тема проекта и дети являются его заинтересованными участниками.
Подбор оснащения для эксперимента, определения приёмов изучения : изучение литературы, рассматривание иллюстраций, беседа с родителями, проведение бесед и занятий в группе. Участие детей в совместной деятельности.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ
Систематизация иллюстраций, репродукций картин. Собирают иллюстративный материал, рассказывают о том, что смогли узнать дома.
Проведение беседы с родителями об оказании помощи детям Вместе с родителями определяют тему индивидуального участи в проекте : рассказ о строении берёзы , рассказ об интересных фактах, связанных с берёзой , подбор фотографий
Подбор информации из печатных и электронных источников : книг, энциклопедий, сайтов и т. д. Выясняют, где можно ещё получить знания о берёзе .
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Проведение занятия по изобразительной деятельности Рисование «Белая берёза » по стихотворению С. Есенина.
Аппликация «Осенняя берёза » .
Проведение конкурса рисунка в группе «Осенняя берёзовая роща » .
Проведение НОД «Люблю берёзку русскую »
Заучивание стихотворений о берёзе .. Участвуют в изобразительной деятельности
Участвуют в конкурсе рисунка
Дидактические игры.
Учат стихотворение
Разучивают песню
Разучивают танец
ОФОРМЛЕНИЕ
Выставка картин и репродукций о берёзе ;
Выставка работ детей по теме «Осенняя берёзовая роща » Участвую в подготовки выставки
Участвуют в проведении выставки в виде представления своих работ
Промежуточный отчет подготовительного этапа проекта
Первый этап проектирования – подготовительный . Данный этап реализовывался в течение трех дней, за период данного этапа :
Определена тема проекта .
Сформулирована цель и определены задачи.
Произведён подбор материалов по теме проекта .
Составлен план основного этапа проекта .
Промежуточный отчет основного этапа проекта
Данный этап реализовывался в течение 2 недель, за истекший срок организовали :
Поиск информации в энциклопедиях,
книгах, рассматривание картинок,иллюстраций о деревьях.
Участие детей в утренней гимнастике, подвижных играх.
Беседа «Красота природы бесценна» .
Рассказ воспитателя «Воспетое дерево» .
НОД «Люблю березку русскую»
Отгадывание загадок о природе
Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза »
Чтение стихотворения П. Воронько «Береза"»
Рисование «Белая берёза » по стихотворению С. Есенина.
Аппликация «Осенняя берёза » .
Работа с родителями :
Консультация для родителей «Проблема приобщения детей к природе»
Памятка «Что вы можете рассказать ребёнку дома о берёзке »
Промежуточный отчет заключительного этапа проекта
На заключительном этапе проектирования , который длился 2 дня. Целевая прогулка к дереву берёзы . Составление портфолио проекта . В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта . Результат достигнут.
Заключение :
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу : необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.
Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева» . Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. Педагогический коллектив нашего учреждения и дальше будет проводить проекты экологической направленности.
Список использованной литературы. Николаева Юный эколог. Система работы в старших дошкольников. Для работы с детьми 5-7лет.
2. Рыжова Н. «Наш дом – природа» : об экологических пособиях для детей 5-7 лет.
ОЛЕСЯ ПЕРЕЛЫГИНА
Проект «Русская березка»
Актуальность :
Огромную роль в экологическом образовании детей играет исследовательская деятельность в природе. Дети, проживающие в городе редко общаются с природой, поэтому необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Знаменитые слова песни : «С чего начинается Родина?»
С речки, с песчаного берега , с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки , которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?
В народе называют березку - красавицей русских лесов . Береза – наиболее почитаемое и любимое дерево наших предков – прабабушек, прадедушек. Ее считали счастливым деревом, которое оберегает от зла , приносит мир. Здоровье и добро. Березку всегда сажали рядом с домом для благополучия всей семьи, для защиты от болезней, для красоты, для чистого воздуха, для того, чтобы птицы прилетали и пели свои прекрасные песни.
Поэтому в наше время, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимую красоту нашей природы.
Цель :
Приобщение детей к русской культуре , посредством экологического воспитания.
Задачи :
1. Расширять представления о самом почитаемом дереве в России - берёзе, о значении её в жизни человека.
2. Познакомить с рассказами, со стихами, песнями, загадками о берёзе;
3. Развивать познавательный интерес, творческое воображение, мышление. а.
4. Воспитывать любовь к русской природе , бережное отношение к ней .
Ожидаемый результат :
Сформированное представление у детей :
О берёзе, как о самом почитаемом дереве в России, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза;
О взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой;
О пользе берёзы, о бережном отношение к природе .
Участники : дети, воспитатели
Формы и методы работы : НОД, наблюдения, музыкальные досуги,
Предварительная работа : наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, беседы, дидактические, подвижные и пальчиковые игры, физкультминутки.
Подготовительный этап :
1. Изучение уровня знаний детей по теме и определение этих знаний.
2. Беседы, рассказы, индивидуальная работа с детьми, музыкально-ритмические занятия.
4. Подбор методической и художественной литературы.
Основной этап :
НОД : «Люблю березку рсскую » ;
Экскурсия к березке по экологической тропе;
Беседы о березе .
Рассматривание иллюстративного материала по теме.
тему : «Люблю березку – русскую » .
Заучивание стихотворений.
Чтение художественной литературы :
Подбор загадок, пословиц, поговорок, примет о березе .
Настольно – печатные игры; дидактические игры; подвижные игры.
Схема работы по проекту :
Игровая деятельность :
Настольно – печатные игры : «Лес» , «Что растет в лесу?» , «Четвертый лишний» .
Дидактические игры : «Подбери слово» (к слову березовый , «Какая береза ?» (подбор прилагательных, «Придумай однокоренные слова» , «Найди дерево по описанию» , «Из семени в дерево» , «Сравни» , «Угадай растение» , «Что лишнее?» , «Полезно – вредно» , «Скажи по – другому» и т. д.
Подвижные игры : «Найди такой же лист» , «Найди пару» , «Кто быстрее
Развитие речи :
Заучивание стихотворений :
С. Есенин «Белая береза » ,
Ф. Тютчев «Первый лист» ,
А. Прокофьев «Люблю березку русскую » .
Рассматривание картин;
Беседа : "Что я знаю о берёзе".
Разучивание пословиц, поговорок
Художественная литература :
Подбор и выставка художественной литературы о березе ;
П. Воронько "Береза " - чтение стихотворения;
С. Есенин "Белая береза " - заучивание стихотворения;
К. Паустовский "Подарок" - чтение книги.
Музыка :
"Песня о Родине" (сл. Е. Карасевой, муз. В. Елинек) ;
"Во поле береза стояла " - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия) ;
"Ай да березка " - хоровод (муз. Т. Попатенко) .
Изобразительная деятельность :
Рисование с использованием нетрадиционной техники на тему : «Люблю березку – русскую » .
Заключительный :
1. Развлечение : «Люблю березку русскую » .
2. Конкурс «Читаем стихи о березке » .
Реализация проекта «Люблю березку – русскую » научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: кратко - срочный (с 1.09.2011 г. по 30.11.201 1г.).
Предмет исследования: берёза.
По количеству участников: групповой (старшая группа).
Березка белая, березка чистая,
Всегда веселая, всегда лучистая.
К теплу и свету ветвями тянется,
Весне и лету все улыбается.
Станислав Брандис
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?
Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.
Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!
Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Проблема:
1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.
2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения.
Цель проекта: содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.
1. Сформировать представления у детей о жизни берёзы, как живого существа, символ страны.
2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
3. Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.
Реализация проекта:
Начальный этап |
|
1. Сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми: «Березка живая или нет?», «Кто сажает растения в городе? Для чего?», «Как посадить березку на участке детского сада?», «Почему так много берез в России?». 2. Разработаны учебные вопросы для детей: «Какую роль играет береза в жизни человека?», «Как помочь березовой роще?», «Какие ассоциации вызывает слово береза?», «Почему береза называется березой?» 3. Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры, потешки), подвижных игр, игр - упражнений, дидактических игр, комплекса утренней гимнастики «Поход в березовую рощу». |
|
Технологический этап |
|
Работа с детьми: Образовательная область «Познание»: 1. Конструирование «Березовая роща» (оригами, из конуса) . 2. Д/и: «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери «слова-приятели»», «С кем дружит береза?», «Что сначала, что потом» 3. Выбор березки на территории детского сада. 4. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы. 5. Разгадывание кроссвордов. 6. Исследование бересты под лупой. 7. Оформление «Паспорта березы»: имя, возраст, высота, ширина, место нахождения, запах, семена, количество веток, рисунок коры и листьев, условия окружающей среды…». Образовательной область «Чтение художественной литературы» 1. Чтение: К.Паустовского «Подарок»»; ; « ; « ; « ; « ; « ; « и т.д. 2. Разучивание пословиц, поговорок. 3. Заучивание стихов о березе: П.Воронько «Береза», С.Есенин «Белая береза». Образовательной областью «Физическая культура» 1. Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу». 2. Подвижные игры: «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков», «Венок»(из березы), «Кто быстрее соберет березовые почки». Образовательной областью «Художественное творчество»: 1. Лепка: «Березовый пенек» (из соленого теста). 2. Создание панно «Березка» (из соленого теста). 3. Рисование: «Белая береза» (использование различных техник). 4. Аппликация «Красавица березка» (квиллинг; использование шерстяных ниток) 4. Оформление уголка «Береза – символ России». Образовательная область «Коммуникация» 1. Беседа: "Что я знаю о берёзе", "Берёза строить и жить помогает". 2. Проведение совместного праздника «Русская березка» с детским садом № 144. Образовательной область «Музыка» 1. Слушание “Ах ты, берёза” Раухвергера. 2. Пение “Песня о родине” слова Е. Карасёвой, музыка В. Елинек. 3. Хороводы “В золоте берёзонька” слова и музыка Г. Вихаревой, “Аи, да берёзка” музыка Т. Попатенко 4. Пение без сопровождения р. н. м. “Во поле берёзонька стояла” Образовательной область «Труд» 1. Акция «Посадим березку на своем участке» |
Работа с родителями: 1. Изготовление буклетов «Сохраним русскую березку!» 2. Помощь в оформлении: «Паспорта березы», центра в группе «Белоствольная красавица»; альбома «Люблю русскую красавицу»; 2. Составление сборника литературных произведений «Поэты и писатели о березке». 3. Помощь в организации похода детей старшей группы «Рыбки» в детский сад № 144. 4. Оформление папки – передвижки для родителей «Березовое царство – лучшее лекарство». 5. Выпуск бюллетеня “Береги Зелёного друга”. |
Рефлексивный этап 1. Оформление газеты «Люблю березку русскую». 2. Организация конкурса рисунков с изображением березы в любой технике. 3. Оформление фотоальбома «Люблю русскую красавицу». 4. Конкурс «Читаем стихи о березке». 5. Организация совместного праздника «Русская березка» с детьми из МБ ДОУ "Детский сад № 144" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического и физического развития. 6. Экскурсия на Бульвар Героев «Встреча с русской красавицей» и распространение бюллетеня “Береги Зелёного друга” среди прохожий. |
Выводы:
В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему необходимо.
По итогам работы было отмечено:
1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.
3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».
4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Заключение:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.
Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева». Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. Педагогический коллектив нашего учреждения и дальше будет проводить проекты экологической направленности.