Истребитель, опередивший время. МиГ–31

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Миг-31 - боевой самолет, основная задача которого уничтожение воздушного противника на больших дистанциях. Он способен сбивать летательные аппараты противника с широким разбросом высот, от малых, до, практически, стратосферы. Выполняет боевые задания в любую погоду.

Самолет Миг-31 является непревзойденным продуктом 70-х годов XX века знаменитого КБ им. Микояна. Но до сих пор машина находится в боевом строю на охране воздушных рубежей России и не собирается уступать свое место более поздним разработкам боевой военной техники.

С самого начала в этом истребителе были заложены технические и военные возможности, которые намного опередили свое время. Достаточно сказать, что сразу после своего создания самолет стал рекордсменом многочисленных мировых рекордов по высоте полета, скорости и скороподъемности. Фото Миг-31 представлено ниже.

Основные технические характеристики самолета

Перехватчик выполнен по схеме моноплана с высоко расположенным крылом. Имеет два вертикальных киля и два горизонтально расположенных двигателя в хвостовой части. Крыло в форме трапеции. Воздухозаборники двигателей находятся по бокам фюзеляжа, сразу за кабиной пилота. Кабина Миг-31 рассчитана на двух членов экипажа.

При изготовлении конструкции Миг-31 использовалась преимущественно высокопрочная и высокотемпературная сталь, остальные элементы титановые и из алюминиевых сплавов. Впервые в отечественном самолетостроении боевая машина была снабжена антенным локатором с фазированной решеткой. В силовой установке самолета применяются турбореактивные двигатели с двумя контурами и большой степенью сжатия.

Самолет способен летать на скоростях в несколько раз превышающих скорость звука, и выдерживать перегрузки до 5 g. На более поздних модификациях самолета установлено оборудование для дозапавки в воздухе.

Основные технические характеристики Миг-31:

Отдельные ТТХ Миг-31 превосходят аналогичные характеристики современных самолетов.

Хронология создания

Началом создания Миг-31 следует считать 1968 год. Свой первый полет опытный вариант Миг-31 совершил в 1975 году. Испытания самолета на государственном уровне завершились в 1980 году. К 1981 году была подготовлена вся необходимая документация, рабочие чертежи, изготовлена заводская оснастка и отработаны технологии серийного производства. Это позволило начать изготовление серийных машин в том же году (г. Нижний Новгород). Первое боевое дежурство истребителя состоялось в 1983 году. Изготовление 31-х мигов было прекращено в 1994 году, после поступления на вооружение более современных моделей самолетов.

Миг-31 в 1975 году

В общей сложности было изготовлено больше 500 экземпляров Миг-31 и его вариантов.

Вооружение

Вооружение Миг-31: главным элементом вооружения являются ракеты высокой точности, которые способны поражать противника как в воздушном пространстве, так и на поверхности земли, на различном расстоянии. Самолет также может быть вооружен ракетами для уничтожения морских объектов. Некоторые ракеты, находящиеся в составе вооружения Миг-31, действуют по принципу «выстрелил и забыл», который не требует участия пилота в их конечном наведении на цель.

Бортовые средства наведения таких ракет позволяют сделать это самостоятельно. Для защиты самолета от ударов противника, он оснащен системой, предупреждающей о радиолокационном облучении, бортовыми радиоэлектронными средствами противодействия и создания помех, термическими ракетами. Для уничтожения наземных объектов на самолет подвешиваются управляемые по лазерному лучу планирующие авиабомбы. Для стрельбы по ближним целям в корпусе Миг-31 установлена пушка, рассчитанная на комплект из 260 снарядов. Общий вес боевого вооружения самолета может достигать 3 тонн.

Самолет способен сбивать цели на дальности более 100 км и на высотах от низколетящих огибающих земной рельеф целей до целей на высоте около 30 км. Это один из немногих истребителей, который может сбивать низкоорбитальные космические аппараты. Прорабатывались вопросы оценки возможности использования самолета для запуска небольших спутников.

Бортовое оборудование

Радиоэлектронная бортовая аппаратура Миг-31 представляет собой мощный комплекс по обнаружению противника и наведению на него поражающих средств самолета. Центральным элементом этого комплекса служит радиолокатор с фазированной антенной. Этот локатор отличается от бортовых локаторов параболического типа тем, что способен отслеживать не одну цель, а одновременно вести наблюдение за более чем 20 мишенями и наводить оружие самолета на 8 целей.

Миг-31 способен обнаружить воздушного противника на дальности свыше 300 км, наземного – на дальности до 200 км. Бортовая электронная аппаратура Миг-31 позволяет обмениваться информацией нескольким самолетам. Такая группировка, составленная из нескольких 31-х машин, способна защитить воздушные границы шириной около одной тысячи километров. Характер информационного обмена в такой группировке позволяет одной из машин взять на себя роль наводчика и помогать остальным истребителям наводиться на цель.

В бортовую аппаратуру 31-х мигов входит тепловой пеленгатор, способный отслеживать противника на расстоянии около 50 км.

ФАР и приемник топливозаправки МиГ-31Б

Силовая установка

Силовая установка Миг-31 включает в себя два турбореактивных форсированных авиамотора с двумя контурами сжатия, с нормальной тягой каждого около 9 тонн и с повышенной тягой около 16 тонн. Создали этот авиамотор конструкторы и инженеры конструкторского бюро из Перми. Основные параметры двигателя:

Двигатель Миг-31 имеет в своей конструкции несколько ступенчатых компрессоров низкого и высокого давления, которые с большой силой сжимают воздух перед подачей в камеру сгорания. Туда же, в камеру сгорания, впрыскивается топливо. Полученная воздушно-топливная смесь сгорает при температуре около 1400 градусов. Вырывающиеся из сопла двигателя газы способны толкать самолет с силой около 10 тонн.

Суммарная тяга сдвоенной установки Миг-31 может достигать от 20 до 30 тонн. Количество поступающего в двигатель воздуха при помощи специальных устройств регулируется в зависимости от высоты и скорости полета. Этим достигается устойчивая работа двигателя на всех высотах. Диаметр выходного сечения сверхзвукового сопла двигателя может регулироваться. Что увеличивает или уменьшает скорость выходящих из сопла двигателя газов и, таким образом, регулирует его тягу.

Двигатель Миг-31 имеет большую степень надежности, что обеспечивается специальными защитами от неконтролируемой раскрутки деталей двигателя, ограничения его разогрева, а также своевременным обнаружением дефектов и повреждений его механизмов и отдельных частей. Повышенная надежность достигается также дублированием отдельных систем мотора.

Конструкция авиамотора Миг-31 обладает высокой степенью ремонтопригодности, что во многом связано с модульным исполнением двигателя.


Высота полета

Высота полета самолета во многом зависит от его скорости. С увеличением высоты, плотность воздуха уменьшается, а, следовательно, уменьшается и опора крыла самолета на воздух. Тогда, единственным способом достижения большей высоты становится скорость разгона самолета. Максимальная высота полета Миг-31 составляет около 30 км, при этом его скорость в три раза превышает звуковую.

Скорость полета

Скорость полета самолета определяется многочисленными факторами, к основным из них можно отнести: мощность двигателя, характеристики топлива, аэродинамику обводов корпуса и крыла, массу полезной нагрузки. С учетом всех этих параметров, максимальная скорость Миг-31 может достигать свыше 3 м. На небольшой высоте, она может доходить до 1,5 м.

Довольно долго Миг-31 может лететь на скорости меньше звука в 950 км/час и на скорости, превышающей скорость звука в 2500 км/час. При посадке скорость самолета снижается до 300 км/час.

К исключительным свойствам Миг-31 относится его способность достигать звуковой барьер в горизонтальном полете и при наборе высоты. Переход звукового барьера самолет способен достигать без дополнительного включения форсажа. Самолет способен длительное время лететь на скорости больше скорости звука. Большинству самолетов-аналогов такой полет удается поддерживать в течение не более нескольких десятков минут.

Дальность полета

Дальность полета Миг-31 во многом зависит от количества топлива на борту, веса полезной нагрузки и полетной скорости самолета. При дозвуковой скорости без ракет, дальность полета может составить около 2500 км. При этом продолжительность полета будет 2,5 часа.

С четырьмя ракетами и их запуском на середине дистанции, дальность составит 2400 км, с четырьмя ракетами и пуском в конце дистанции, дальность – 2240 км.

С двумя подвесными баками и их сбросом после израсходования топлива, самолет сможет пролететь 3000 км. Такой же дальности полета Миг-31 достигнет и с однократным пополнением топлива в воздухе от специального самолета-заправщика. Максимальная дальность полета самолета в 8000 км была получена при трехкратном пополнении топливом от самолета-заправщика. При этом продолжительность полета заняла около 7 часов.

Радиус действия Миг-31 при боевой работе – свыше 700 км.

Модификации

Неоднократно модифицировался с целью улучшения параметров и под выполнение новых задач. Рассмотрим самые яркие примеры усовершенствования машины.

Конструктивные версии 31-х машин:

Миг-31Б – усовершенствовано оборудование управления, добавлено устройство заправки в полете, обновлены приемы обмена информации, доработана навигация машины, включая использование спутниковых сигналов. Этот вариант машины оснащен новыми ракетами для поражения целей на малых и больших расстояниях. Все указанные новшества позволили увеличить боевую мощь истребителя.

Миг-31М – серьезная модернизация базового варианта самолета. Установлен усовершенствованный бортовой радиолокационный комплекс, с дальностью обнаружения до 320 км и 24 объектами в режиме сопровождения целей. Установлен доработанный более мощный авиамотор. Увеличен объем емкостей для топлива. Добавлено оборудование активных помех. Увеличение диаметра антенны локатора потребовало изменения конструкции головного обтекателя, его пришлось немного отклонить вниз.

Миг-31БМ – добавлены противорадиолокационные и противокорабельные ракеты. Радиоэлектроника была доработано таким образом, что самолет получил возможность координировать свои действия с наземными зенитными комплексами, а также применяться в качестве воздушного командного пункта для координации с другими самолетами.

Миг-31Д – вариант для уничтожения низколетящих спутников.

Миг-33ЛЛ – использовался в исследовательских целях.

Миг-31Э – экспортный вариант машины.

Миг-31ФЭ – фронтовой истребитель с широким спектром задач. Добавлена лазерная система наведения для уничтожения объектов на земле. Боевая нагрузка достигла 9 тонн. Самолет может задействовать одновременно, как оружие для уничтожения целей в воздушном пространстве, так и на земле. На самолете стало возможным устанавливать аппаратуру, изготовленную за рубежом.

В последних вариантах 31-х машин для удобства и оперативной информированности экипажа добавлена световая информация на лобовом стекле кабины.

Эксплуатация и боевое применение

Первые 31-е миги стали прибывать в войска противовоздушной обороны с 1980 года. Они были направлены в авиационные полки, базировавшиеся в Правдинске (Калиниградская область) и в Центр ПВО в Саваслейке (Нижегородская область). В дальнейшем им предстояло оборонять рубежи СССР на Дальнем Востоке. Там сложилась опасная ситуация, в связи с провокационными полетами у границ СССР американских самолетов-разведчиков. Эти самолеты имели скорость, которая превосходила скорость истребителей того времени. После появления в небе Дальнего Востока истребителей Миг-31, провокационные полеты прекратились.

В настоящее время на вооружении армии и военно-морского флота России находится 247 самолетов Миг-31 различных модификаций. География их дислокации сосредоточена в центре России (Тверская и Владимирская области), на Севере (Мончегоск), в Районе Урала (Пермь), Восточной Сибири (Красноярский край), на Дальнем Востоке (Владивосток, Петропавловск-Камчатский). На вооружении Республики Казахстан находятся 32 Миг-31.

В 1999-2000 годах 31-е миги принимали участие во второй чеченской войне, контролируя воздушное пространство над республикой.

: в ноябре 2016 года на Миг-31 была возложена обязанность прикрытия базы Хмеймим, основной базы базирования воздушно-космических сил России в Сирии.

Перспективы самолета

Учитывая уникальные летно-технические характеристики и боевые возможности Миг-31, продолжаются работы по его дальнейшей модернизации. В основном это связано с совершенствованием бортовой аппаратуры и электроники, а также возможностей двигателя. Аэродинамика самолета в сочетании с материалами, из которых изготовлен самолет, доказали свое неоспоримое преимущество даже перед более поздними конструкциями самолетов-истребителей. Некоторые характеристики Миг-31 остаются не превзойденными до сих пор. В ближайшее время предполагается модернизировать 60 истребителей 31-х мигов до уровня БМ, а в правительственных кругах и в Государственной думе России рассматриваются планы по возобновлению производства Миг-31.

Вконтакте

Миг-31

Миг-31 – это скоростной высотный истребитель-перехватчик. Он предназначен не для ближнего, манёвренного боя. Он предназначен только для уничтожения скоростных целей, летящих на высотах от 25 метров до 37 километров. Физический потолок Миг-31 равен 37 650 метров. Стремительный рост скоростей самолётов – истребителей замедлился после того как была достигнута тройная скорость звука. Дело в том, что дальнейшее увеличение скорости истребителя привело бы к значительному усложнению и удорожанию конструкции. Поэтому в дальнейшей работе решили сосредоточиться на другом, совершенствовать бортовое оборудование и вооружение. Это и послужило началом истории истребителя — перехватчика Миг-31.

Миг-31.

Во времена холодной войны очень сложной задачей для советской ПВО была охрана северных и дальневосточных рубежей страны. Там нельзя было развернуть достаточное количество радиолокационных станций и аэродромов. В таких условиях потребовался перехватчик с большим радиусом действия. Существующий на то время перехватчик Миг-25 не обладал достаточным радиусом действия. Положение было усугублено и тем, что изменилась и тактика действия ударных самолётов, которые стали пытаться преодолевать систему ПВО на сверхмалых высотах полёта. Вдобавок, ко всему, в это время, появились крылатые ракеты, которые летели на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности и имели относительно небольшие размеры.

Истребитель-перехватчик Миг-31

Принципы создания перехватчика Миг-31 явились дальнейшим логическим продолжением развития уже существующего истребителя-перехватчика Миг-25. Первое и основное отличие этих машин в том, что Миг-25 был перехватчиком «один в один», то есть один самолёт, предназначенный для уничтожения одной цели в один и тот же момент времени. Миг-31 стал способен уничтожать несколько целей одновременно.

Судя по опыту эксплуатации разных советских истребителей, существующих на тот момент, нам не хватало всевысотности, дальности, скорости полёта на сверхмалых высотах, радаров достаточной мощности, ракет с большой дальностью полёта.

Так же нужен был самолёт способный противостоять даже большим группам целей во взаимодействии с другими самолётами. Управление этой группы должно было осуществляться с помощью специальной аппаратуры передачи данных.

Миг-31 над тайгой

Разработка Миг-31 началась в 1968 году. Это первый советский истребитель, на который установили двухконтурные турбореактивные двигатели. Они являются более экономичными на бес форсажном режиме и к тому же имеют меньшие размеры. Большая экономичность двигателей позволила увеличить запас топлива на самолёте. Двигатель имеет обозначение Д-30Ф-6. Суммарная тяга двух двигателей на форсажном режиме 31 т/сек. Крыло имеет развитую механизацию – предкрылки и закрылки. Это увеличивает подъёмную силу на малых скоростях полёта. Время патрулирования Миг-31 без дозаправки 3,5 часа. Это в два раза больше, чем у Миг-25.

Скорость и высота полёта Миг-25 и Миг-31 отличаются не сильно. Главное их отличие в вооружении и электронной начинке. Миг-25 одноместный самолёт, а Миг-31 двухместный. На Миг-31 в передней кабине сидит первый пилот, а в задней кабине сидит штурман-оператор. Соответственно боевая эффективность Миг-31 на порядок выше. При необходимости штурман-оператор может взять управление самолётом на себя. В кабине штурмана-оператора установлен большой круглый экран по отображению радиоэлектронной информации о тактической обстановке вокруг самолёта. Обязанности экипажа распределили так. Командир корабля пилотирует машину, выполняет пуски ракет, стрельбу из пушки и принимает окончательные решения по ситуации. Штурман прокладывает маршрут, при необходимости изменяет его и выполняет подготовку к воздушному бою.

Миг-31 РЛС с фазированной антенной решёткой

Система управления вооружением Миг-31 получила название «Заслон». Её основа радиолокационная станция с фазированной антенной решёткой. На Миг-25 радиолокационная станция была с механическим поворотом локатора, а на Миг-31 пространство сканирует электронный луч радиолокационной станции и делает он это мгновенно. Причём РЛС с фазированной антенной решёткой выдаёт координаты сразу нескольких целей. На Миг-25 РЛС давала координаты только одной цели, а на Миг-31 сразу десяти. Причём компьютер определяет наиболее опасные из них. Дальность обнаружения до 400 километров. «Заслон» обеспечивает полный комплекс боевых операций. Он обнаруживает, сопровождает, выдаёт решение на захват цели.

Работа пилота сводится к тому, чтобы сделать необходимый манёвр вправо, влево, вверх, вниз, совместить перекрестье прицела с отметкой цели и нажать кнопку.

Миг-31 – это первый истребитель-перехватчик, способный уничтожать сразу несколько целей ОДНОВРЕМЕННО, в том числе крылатые ракеты, летящие на сверхмалой высоте — до 25 метров. Он делает пуск ЧЕТЫРЁХ ракет по ЧЕТЫРЁМ разным целям в одной атаке, примерно в течение 10-ти секунд. Перехватчик может работать без средств наземного наведения на цели.

На машине установлена помехозащищённая система кодированной передачи данных. Это позволяет нескольким самолётам обмениваться информацией о воздушной обстановке между собой и передавать её на землю.

Группа из ЧЕТЫРЁХ машин Миг-31 способна контролировать воздушное пространство шириной 1200 километров. Миг-31 может использоваться как командный пункт для управления другими типами самолётов, например Су-30.

Так же Миг-31 оборудован, прибором теплового обнаружения с дальностью работы 50 километров.

Миг-31 скоростной высотный перехватчик

Первый экземпляр самолёта Миг-31 был построен летом 1975 года. Лётчик-испытатель Александр Федотов первый раз поднял машину в небо 16-го сентября 1975 года. Машина была принята на вооружение в мае 1981 года. Его массовое поступление в войска началось в первой половине 80-х годов 20-го столетия. К концу 80 годов самолёты были разбросаны на более, чем 20-ти аэродромах по всей территории СССР.

Некоторые технические характеристики самолёта Миг-31. Размеры самолёта: Длина 22,7 метра, Высота 6,15 метра, Размах крыла 13,46 метра. Максимальный взлётный вес 46 200 килограммов. Максимальная скорость полёта на потолке 3 800 км/ч. Рабочая высота полёта около 30 000 метров. Дальность полёта около 4 000 километров.

Миг-31, при своём весе более 40 тонн, классифицируется как воздушный корабль. Самолёт пришёл на смену нескольким другим перехватчикам, но существенно превосходил их по боевым характеристикам. Экипажам пришлось привыкать к длительным полётам. Полёты могли проходить над Северным Ледовитым океаном, а это придавало дополнительную психологическую нагрузку.

Миг-31 на земле

Миг-31 вооружён четырьмя ракетами большой дальности «Р-33». Они подвешиваются под фюзеляж. Ракета «Р-33» обладает дальностью полёта 120 км. Она способна поражать скоростные цели на высотах от 25 метров до 35 километров. Под крыло на пилоны подвешиваются четыре ракеты ближнего боя «Р-60» или две ракеты средней дальности «Р-40». Так же Миг-31 вооружён шестиствольной пушкой «ГШ-6-23. Калибр 23 мм, боекомплект 260 снарядов. Она находится в обтекателе за правой стойкой шасси.

Иностранные разведки естественно проявляли неподдельный интерес к этому самолёту. До определённого времени удавалось довольно эффективно скрывать Миг-31 от посторонних глаз и не выдавать о нём никаких сведений. Но в 1985 году в Москве был задержан органами КГБ некий Адольф Толкачёв – сотрудник одного из оборонных предприятий. Оказалось, что он передавал на запад сведения о вооружении Миг-29 и Миг-31. Это послужило дополнительным толчком для дальнейшего совершенствования этих самолётов.

Миг-31

Новая модификация Миг-31 получила улучшенную РЛС и доработанные ракеты «Р-33». Обновлённая версия получила название Миг-31Б. Так же было установлено устройство по дозаправке в воздухе. Это увеличило радиус действия самолёта. Это было особенно важно в северных широтах.

Тридцатого июля 1987 года впервые в Мире на истребителе-перехватчике Миг-31 был совершён перелёт через Северный полюс. Машина находилась в воздухе 7 часов. Дозаправка в воздухе в этом полёте осуществлялась дважды.

К началу 90-х годов было выпущено около 500 перехватчиков Миг-31 различных модификаций.

Готовилась к запуску в серийное производство следующая модификация – Миг-31М. У него была новая электронная начинка, были внесены конструктивные изменения для улучшения лётных характеристик, были установлены новые – более экономичные двигатели с большей тягой, увеличено количество топлива. На модификации Миг-31М был установлен прицельный комплекс «Заслон М». Он мог сопровождать одновременно уже 24 цели и уничтожать 6 из них ОДНОВРЕМЕННО. Количество дальних ракет, под фюзеляжем увеличилось с четырёх до шести. Дальность обнаружения и дальность уничтожения целей существенно увеличилась.

Но в 90-х годах произошёл развал страны и модификация «М» не прошла до конца даже испытания. Технический задел, заложенный в Миг-31М, был использован при модернизации уже существующих самолётов. Они, конечно, не получились с характеристиками Миг-31М, но определённый сдвиг в лучшую сторону произошёл.

Первые модернизированные машины поступили в войсковые части в 2008 году. Они обозначаются Миг-31БМ. Эта модификация получила многофункциональные дисплеи в кабине, машину оборудовали спутниковой навигацией, количество точек подвески под крылом увеличилось с двух до четырёх. По некоторым боевым задачам Миг-31БМ стал почти в четыре раза эффективнее. Фонари кабин поднимаются и опускаются с помощью сжатого азота. Возросшая масса машины потребовала сделать основные стойки шасси не одно, а двухколёсными. Это позволяет использовать Миг-31БМ с ледовых аэродромов.

На сегодняшний день Миг-31 самый мощный комплекс перехвата в России. Он будет использоваться ещё долгое время.

Оборудование

Дальность полёта

Модификации

Эксплуатация

Технические характеристики

Лётные характеристики

Вооружение

Катастрофы

МиГ-31 (по кодификации НАТО: Foxhound - лисья гончая) - двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Разработан в ОКБ-155 (ныне ОАО «РСК „МиГ“»). Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения.

МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту 800-900 км.

История

Работы по созданию истребителя-перехватчика МиГ-31 началась в ОКБ им. А. И. Микояна в 1968 году. На начальной фазе работами руководил главный конструктор А. А. Чумаченко. Затем, на этапе глубокой инженерной разработки и испытаний, - Г. Е. Лозино-Лозинский. В 1975 году, после того как Глеб Евгеньевич начал заниматься разработкой «Бурана», работы по созданию самолёта возглавил Константин Константинович Васильченко.

Боевые возможности истребителя предполагалось существенно расширить благодаря применению новейшего электронного оборудования, в частности (впервые в мире) РЛС с пассивной фазированной антенной решёткой. МиГ-31 строился по схеме самолёта МиГ-25, но имел экипаж из двух человек - лётчика и штурмана-оператора, размещавшихся по схеме «тандем». Прототип МиГ-31 совершил свой первый полёт 16 сентября 1975 года, за штурвалом его находился лётчик-испытатель А. В. Федотов. В 1981 году началось производство МиГ-31 в Горьком. Первая серия состояла всего из двух самолётов, вторая - из трёх, третья - из шести. Все эти самолёты предназначались для проведения лётных испытаний. Новые перехватчики стали поступать на вооружение ПВО в 1983 году.

Первыми МиГ-31 получили 786-й ИАП, дислоцирующийся в Правдинске, и Центр боевого применения ПВО в Саваслейке. В частях ПВО МиГ-31 пришли на смену Су-15 и Ту-128. В сентябре 1984 года новые перехватчики заступили на боевое дежурство на Дальнем Востоке - на аэродроме Сокол, остров Сахалин.

Производство МиГ-31 было свёрнуто в 1994 году. К концу 1994 года построено более 500 самолётов МиГ-31 и МиГ-31Б.

Во время 2-й чеченской войны МиГ-31 и самолёты ДРЛО А-50 контролировали воздушное пространство Чеченской Республики.

На данный момент производится модернизация состоящих на вооружении самолетов до версии МиГ-31БМ, первые 2 поступили в войска в 2008 году.

Оборудование

Основу системы управления вооружением самолёта МиГ-31 составляет импульсно – доплеровская радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) РП-31 Н007 «Заслон», разработки НИИ Приборостроения (г. Жуковский), имеющая дальность обнаружения воздушных целей до 200 км (для цели с ЭПР 19 м² на попутных ракурсах с вероятностью 0.5),дальность обнаружения цели с ЭПР 3м с вероятностью 0.5 на догонных ракурсах 35 км (дальность автоматического сопровождения - 120 км). На модернизированном самолёте МиГ-31БМ максимальная дальность обнаружения воздушных целей увеличена до 320 км. На автоматическое сопровождение принимаются до десяти целей, а новейшие комплексы «Заслона» отслеживает до 24 целей и одновременно может атаковать до 8 целей. Бортовой компьютер «Аргон-К» выбирает из них четыре наиболее важные, на которые одновременно могут наводиться четыре ракеты «воздух-воздух» большой дальности Р-33 (Р-33С).

Дополнительным средством обнаружения воздушных целей является теплопеленгатор 8ТП, который размещён под носовой частью фюзеляжа (дальность обнаружения - зависит от состояния атмосферы и степени «нагретости» цели. Дальность до 56км). В полётном положении теплопеленгатор убран в фюзеляж, а в рабочем - выпускается в поток. Он сопряжён с РЛС и предназначен для пассивного обзора воздушного пространства, а также для выдачи целеуказания ракетам Р-40ТД и Р-60 с ТГС.

Пилотажно-навигационное оборудование самолёта МиГ-31 включает систему автоматического управления САУ-155МП и прицельно-навигационный комплекс КН-25 с двумя инерциальными системами ИС-1-72А с цифровым вычислителем «Манёвр», радиотехнической системой ближней навигации «Радикал-НП» (А-312) или А-331, радиотехнической системой дальней навигации А-723 «Квиток-2». Дальняя радионавигация осуществляется посредством двух систем: «Тропик» (аналогична системе «Лоран») и «Маршрут» (аналог - система «Омега»).

Самолёт оснащен средствами радиоэлектронной борьбы радиолокационного и ИК-диапазонов. Перехватчик МиГ-31 способен выполнять боевые задачи, взаимодействуя с наземной автоматизированной цифровой системой управления (АСУ «Рубеж»), работающей в режимах дистанционного наведения, полуавтономных действий (координатная поддержка), одиночно, а также в составе группы из четырёх самолетов с автоматическим внутригрупповым обменом информации. Цифровая помехозащищённая система связи обеспечивает автоматический обмен тактической информацией в группе из четырёх перехватчиков, удалённых один от другого на расстояние до 200 км и наведение на цель группы истребителей, имеющих менее мощное БРЭО (в этом случае самолёт выполняет роль пункта наведения, или ретранслятора).

Принципиальные отличия версии МиГ-31БМ:

Бортовой радиолокационный комплекс МиГ-31БМ способен одновременно обнаруживать до 24 воздушных целей, 8 из которых могут быть одновременно обстреляны ракетами Р-33С или Р-37 (последние - на дальность до 280 км). Достигнута возможность перехвата целей, летящих со скоростью, соответствующей М=6, улучшены другие характеристики комплекса

Модернизированные варианты самолета могут оснащаться противорадиолокационными ракетами Х-31П, Х-25МП или X-25МПУ (до шести единиц), противокорабельными УР X-31А (до шести), ракетами класса воздух-поверхность Х-59 и Х-29Т (до трех) или X-59М (до двух единиц), до шести корректируемых авиабомб КАБ-1500 или до восьми КАБ-500 с телевизионным или лазерным наведением. Максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.

АО «Русская авионика» разработала для него принципиально новую компоновку обеих кабин. Основным недостатком прежней компоновки являлось отсутствие у летчика информации о тактической обстановке: командир не знал, что делает штурман. Теперь в передней кабине с правой стороны приборной доски установлен многофункциональный ЖК-индикатор размером 6х8 дюймов (аналогичный использованному на МиГ-29СМТ). Более существенным изменениям подверглась кабина штурмана-оператора, в которой расположено три таких индикатора, на которые может выводиться самая разнообразная информация (тактическая, навигационная, радиолокационная, изображения с телекамер управляемых средств поражения и т. п.). Самолет получил также индикатор на лобовом стекле, заменивший прежний ППИ.

Навигационный комплекс, которым оснащается модернизированный МиГ-31БМ, в значительной степени унифицирован с МиГ-29СМТ (в его состав входит приемник спутниковой навигации). В результате доработки парка истребителей МиГ-31 отечественные ВВС получили практически новый самолет, имеющий широкий спектр боевого применения.

На экспортном варианте этого истребителя - МиГ-31ФЭ - могут устанавливаться и интегрироваться с российскими системами образцы вооружения и оборудования западного производства.

Дальность полёта

Для МиГ-31 с 4 ракетами и двумя подвесными баками, пуском ракет на середине пути, сбросом подвесных баков после их выработки и выпущенной ПМК дозвуковая практическая дальность и продолжительность полёта составляют соответственно 3000 км и 3 ч 38 мин.

Дозвуковая практическая дальность и продолжительность без подвесных баков и убранной ПМК составляет:

  • без ракет: дальность - 2480 км, продолжительность - 2 ч 44 мин;
  • с 4 ракетами и пуском их на середине пути: дальность - 2400 км, продолжительность - 2 ч 35 мин;
  • с 4 ракетами: дальность - 2240 км, продолжительность - 2 ч 26 мин.

Модификации

С момента выпуска МиГ-31 также разработаны многочисленные модификации самолета:

  • МиГ-31Б - серийная модификация МиГ-31, оснащённая системой дозаправки в воздухе;
  • МиГ-31БС - МиГ-31, модернизированный до уровня МиГ-31Б;
  • МиГ-31БМ - модернизация 1998 года, современная версия МиГ-31 для ВВС России. Предполагается модернизировать все состоящие на вооружении самолеты до этой версии (2008 год); В 2008 завершен первый этап ГСИ,продолжается второй этап.
  • МиГ-31Д - экспериментальная модификация, способная нести противоспутниковую ракету «Ишим»;
  • МиГ-31ЛЛ - летающая лаборатория в Жуковском;
  • МиГ-31М - модернизированный в 1993 истребитель-перехватчик с усиленными вооружением, РЛС, БРЭО;
  • МиГ-31Ф - многоцелевой фронтовой истребитель, предназначенный также для атак наземных целей (проект принципиально нового самолёта);
  • МиГ-31ФЭ - экспортный вариант самолёта МиГ-31БМ;
  • МиГ-31Э - экспортный вариант с упрощённым БРЭО;
  • Миг-31ДЗ - серийный истребитель-перехватчик, оборудованный системой дозаправки в воздухе (отличается от МиГ-31Б расположением штанги дозаправки (на МиГ-31ДЗ штанга установлена слева по полёту) и оборудованием второй кабины).

Эксплуатация

Самолеты МиГ-31 эксплуатировались и эксплуатируются кроме России в Казахстане, а также возможно и в Китае.

В ВВС России на вооружении стоят около 137 (+ 100 в резерве) самолётов МиГ-31 в 7 авиабазах:

  • 4 АвГр 6983 АвБ Центральная Угловая 12 МиГ-31;
  • аэродром Елизово, Петропавловск-Камчатский из 2011 г. в составе ВВС 29 МиГ-31;
  • 3958 АвБ авиабаза Саваслейка 12 МиГ-31;
  • 3 АвГр 7000 АвБ авиабаза Мончегорск 14 МиГ-31;
  • 4 АвГр 7000 АвБ аэродром Хотилово 24 МиГ-31;
  • 2 АвГр 6980 АвБ Большое Савино, Пермь 22 МиГ-31;
  • 3 АвГр 6980 АвБ аэродром Канск 24 МиГ-31;

В Казахстане на вооружении 43 МиГ-31 в составе 356-го ИАП - аэродром Караганда.

В ряде источников сообщалось о закупке 24 самолетов в первой половине 1990-х годов, однако нет никаких достоверных подтверждений того, что они действительно поступили на вооружение ВВС Китая.

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

МиГ-31 обладает следующими техническими характеристиками:

  • экипаж - 2 человека;
  • длина - 21,62 м;
  • размах крыла - 13,45 м;
  • высота - 6,50 м;
  • площадь крыла - 61,60 м²;
  • масса:
    • пустого самолета - 21 820 кг;
    • с полной заправкой - 39 150 кг;
    • максимальная взлетная масса - 46 750 кг;
  • масса топлива - 17 330 кг;
  • тип двигателя - ТРДДФ Д-30Ф6;
  • тяга:
    • максимальная - 2 × 9500 кгс;
    • на форсаже - 2 × 15 500 кгс;
  • масса двигателя - 2416 кг.

Лётные характеристики

Лётные характеристики Миг-31:

  • максимальная допустимая скорость на большой высоте - 3000 км/ч (М2,82);
  • максимальная допустимая скорость на малой высоте - 1500 км/ч;
  • крейсерская скорость:
    • сверхзвуковая - 2500 км/ч (M2,35);
    • дозвуковая - 950 км/ч (M0,9);
  • практическая дальность:
    • на 2,35 М, высота 18 000 м - 720 км;
    • на 0,8 М, высота 10 000 м - 1450 км:
      • без дозаправки с 2 ПТБ - до 3000 км;
      • с одной дозаправкой - до 5400 км;
    • боевой радиус - 720 км;
  • продолжительность полёта - до 3,3 ч;
  • практический потолок - 20 600 м;
    • при максимальной взлётной массе - 759 кг/м²;
    • с полной заправкой - 635 кг/м²;
  • тяговооружённость:
    • при максимальной взлётной массе - 0,66;
    • с полной заправкой - 0,79;
  • максимальная эксплуатационная перегрузка - 5 g.

Вооружение

МиГ-31 может нести следующее вооружение:

  • пушечное:
    • пушка шестиствольная ГШ-6-23:
      • боекомплект - 260 патронов;
      • скорострельность:
        • при НУ - не менее 8000 мин−1;
        • при t = −60 °C - не менее 6400 мин−1;
  • ракетное на 6 точках подвески (дополнительно 2 точки подвески для ПТБ):
    • ракеты класса воздух-воздух:
      • Р-33,
      • Р-37,
      • Р-40Т(ТД),
      • Р-60(М).

Катастрофы

  • 20 сентября 1979 года, г.Ахтубинск, ГК НИИ ВВС, пожар двигателей из-за утечки топлива. Экипаж успешно катапультировался.
  • осень 1979 года, г.Горький, ПВО СССР, отказ обоих двигателей из-за заклинивания. Экипаж успешно катапультировался.
  • 4 апреля 1984 года, аэродром ЛИИ (г.Жуковский), ОКБ А.И.Микояна, первая версия - отказ системы сигнализации выработки топлива из баков. Вторая версия - разрушение межвального подшипника и разнос двигателя, приведший к нарушению управления самолетом, а затем и взрыву самолета в воздухе. Экипаж погиб.
  • 8 августа 1988 года, Кольский п-ов, 174-й ИАП, пожар во время полета над морем. Самолет успешно посажен на аэродром.
  • 20 декабря 1988 года, г. Семипалатинск, 356 ИАП, ошибка пилота во время выполнения учебного полета - не хватило высоты для вывода самолета из пикирования. Экипаж погиб.
  • 11 января 1989 года, аэродром Громово, 180 гв. ИАП, ложное срабатывание датчика пожар левого двигателя, неудачная посадка на одном двигателе в сложных метеоуслових. Экипаж погиб.
  • 19 ноября 2010 года, взлетевший с аэродрома без боевой нагрузки, МиГ-31, предположительно из-за технической неисправности, вошёл в штопор и разбился в 13.06 в 60 км к северо-востоку от места взлёта (Чусовской район). Экипаж катапультировался.
  • 6 сентября 2011 года в районе аэропорта Большое Савино сразу после взлета разбился «МиГ-31». Погибли оба пилота.

Истребитель-перехватчик относится к самолетам четвертого поколения. Первый полет МиГ-31М состоялся 21 декабря 1985 г. Самолет имеет несколько модификаций, различие - в выборе силовой установки, вооружения, бортового оборудования. Конструкция самолета дает возможность осуществлять модернизацию.

Экипаж состоит из двух человек - летчика и оператора.

Силовая установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажной камерой ТРДДФ Д-30Ф-6, тяга каждого 9500 кг без форсажа и 15 500 кг на форсаже.

История создания

Создание нового перехватчика-истребителя МиГ-31 началось в конце 60-х годов в ОКБ им. Микояна. Главным конструктором на первых этапах проектирования самолета был А. А. Чумаченко. Позже его заменил на должности Г. Е. Лозинский. Получив должность в разработке «Бурана», Глеба Евгеньевича сменил Васильченко Константин Константинович.

В ходе разработки планировалось существенно увеличить боевые возможности самолета, используя новейшее электронное оборудование, такое как РЛС с фазированной пассивной антенной решеткой. Строение МиГ-31 проводилось на базе самолета МиГ-25, но предполагало вместимость экипажа из двух человек – штурмана и летчика, места для которых в истребителе размещались по схеме «тандем». Первый пробный полет нового МиГ-31 был совершен летчиком-испытателем А. В. Федотовым 16 сентября 1975 г. Полноценные испытания ходовых и боевых способностей истребителя начались 22.05. 1976 года и завершились в конце 1980 г.

На вооружение МиГ-31 с ракетами класса Р-33 был принят 6.05.1981 г.

В основе системы управления вооружения самолета МиГ-31 находится импульсно-доплеровский радиолокационный аппарат с пассивной фазированной антенной решеткой. Данный самолет стал первым на планете истребителем, оснащенным ПФАР, и оставался единственной серийной моделью с 1981 по 2000 г. до поступления на вооружения Rafal. МиГ-31 – единственный перехватчик, способный самостоятельно запускать дальнобойные ракеты. Также истребитель способен перехватывать объекты, движущие со скоростью свыше 700 км/час.

В химическом составе корпуса летательного аппарата 50% стали, 33% алюминиевых сплавов и 16% титана.

Двигатели МиГ-31

Самолет комплектуется модульными двигателями Д-30Ф6, разработанными на базе гражданского Д-30, который комплектовался в Ту-134 (1967 г.) с соплом и форсажной камерой. В форсажной камере двигателя применяется метод впрыскивания топлива «огневая дорожка». При тестировании двигателей было замечено виброгорение внутри форсажной камеры. Для устранения проблемы установили пятый объединенный коллектор. Двигатель изготовлен из сплавов никеля, железа и титана. Сухая масса двигателя – 2416 кг.

Бортовая радиолокационная система МиГ-31

Истребитель МиГ-31оснащается приборами радиоэлектронной борьбы инфракрасного и радиолокационного диапазонов. Самолет готов выполнять боевые задачи при поддержке автоматизированной наземной цифровой системы управления (АСУ «Рубеж). Система может совершать координаторскую поддержку с наведением цели и предоставление координат одновременно с 4 самолетами, при этом расстояние между истребителями может достигать до 200 км. МиГ-31 – единый в своем роде самолет, который легко перехватывает низколетящие малоразмерные крылатые ракеты. Такие способности делают МиГ-31 не рядовым перехватчиком, а постоянной боевой единицей на вооружении в штабах ВВС и ПВО.

Дальность полета

МиГ-31 укомплектован четырьмя ракетами и двумя подвесными баками, сбросом ракет на полпути и подвесных баков по окончании их выработки, способен пролететь расстояние в 3000 км за 3 часа 38 мин.

Продолжительность и дальность полета с убранной ПМК, без подвесных баков и ракет:

    не включая ракеты, 2480 км – дальность, 2 часа 44 мин. – продолжительность;

    4 ракеты, спущенные на полпути, 2400 км – дальность, 2 часа 35 мин. – продолжительность;

    4 ракеты, 2240 км – дальность, 2 часа 26 мин. – продолжительность.

Модификации МиГ-31

После выпуска первого МиГ-31 были произведены различные модификации истребителя:

    МиГ-31 Б – серийный самолет, оснащенный системой подзаправки в воздухе, на вооружение стал в 1990 году;

    Миг-31 БС – модернизированный до МиГ-31Б, не включая штангу подзаправки в воздухе;

    МиГ-31БМ – модернизированная модель 1998 года, современный истребитель, спроектирован специально для ВВС России. До 2020 года планируется усовершенствование радиолокации в плане обнаружения дальности цели до 320 км и одновременного сопровождения до 10 воздушных судов;

    МиГ-31Д – экспериментальная модель, может нести на себе противоспутниковые ракеты 79М6 «Контакт»;

    МиГ-31И – истребитель, который может запускать небольшие космические аппараты;

    МиГ-31М – модернизация самолета 1993 г. с усиленными РЛС, БРЭО и вооружением;

    МиГ-31Ф – универсальный фронтовой истребитель-перехватчик, предназначенный для уничтожения наземных целей (кардинально новая комплектация);

    МиГ-31 ФЭ – экспортная модель истребителя МиГ-31БМ;

    МиГ-31Э – экспортный самолет с облегченным БРЭО;

    МиГ-31ДЗ – серийный самолет, который комплектуется системой подзаправки в полете (отличается от МиГ-31Б местом расположения штанги дозаправки и некоторыми различиями в строении кабины);

    МиГ-31БСМ – модернизированный истребитель 2014 г. на базе МиГ-31БС без штанги подзаправки в воздухе.

Эксплуатация МиГ-31

Впервые самолеты были приняты на вооружение ПВО в 1980 г. А в 1981 г. началось их серийное изготовление в Горьком. В первой серии было выпущено 2 самолета, во второй – 3, в третьей – 6. Предназначались все для осуществления летных испытаний. Новые истребители-перехватчики на вооружение ПВО поступили в 1983 г. Эти модели размещались на военных базах в Правдинске и Савалейске. МиГ-31 заменили устаревшие Ту-128 и Су-15.

Новые перехватчики в сентябре 1984 г. поступили на военные базы на Дальнем Востоке – о. Сахалин (аэродром «Сокол»).

Серийное производство МиГ-31 прекратилось в 1994 г. За это время было выпущено более 500 боевых единиц.

Самолеты МиГ-31 использовались во время второй чеченской войны над воздушным пространством Чеченской республики.

В настоящее время происходит модернизация истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ, которые находятся на вооружении, первые два сошли с конвейера в 2008 г. В этом же году закончились государственные летные испытания модернизированных самолетов. Согласно словам руководства Вооруженных Сил страны, 60 Миг-31 планируется модернизировать до версии БМ, 40 – до модификаций ДЗ и БС, 150 шт. спишут с вооружения.

В августе 2014 г. после посещения авиастроительного завода в г. Нижний Новгород вице-премьер-министром России Дмитрием Рогозиным поступило предложение возобновить изготовление легендарного истребителя.

Аварии и катастрофы МиГ-31

    20.09.1979, аэродром Ахтубинск − возникновение пожара двигателей по причине утечки топлива. Самолет полностью разрушен. Экипаж в составе пилота и штурмана катапультировался.

    1984 г, аэродром «Сокол» (Сахалин) – две аварии. Первая вызвала гибель экипажа, во время второй – удачное катапультирование на территории аэродрома.

    20.12. 1988 г., аэродром Семипалатинск – пожар в левом двигателе и неудачная посадка в сложных метеоусловиях. Гибель всего экипажа.

    26.09.1990 г., Мончегорск – катастрофа после взлета с гибелью экипажа.

    12.07.1996 г, аэродром Комсомольский – во время посадки самолета с отключенным двигателем произошло столкновение с наземной системой навигации. Пилот при катапультировании погиб.

    15.06.1996 г., аэродром Комсомольский – гибель летчика из-за потери контроля над высотой.

    05.05.2000 г. – крушение МиГ-31 в Архангельской области.

    01.05.2005 г., Тверская область – МиГ-31 сошел с полосы и сгорел в результате пожара. Пилот и штурман уцелели.

    16.02.2007 г., Казахстан – крушение истребителя с летальным исходом для его экипажа.

    10.03.2010 г., аэродром Котлас (Архангельская обл.) – во время приземления на полосу МиГ-31 перевернулся. Ущерб оценен в 86 млн. рублей. Пилот и штурман получили многочисленные травмы.

    19.10.2010 г., Пермский край – попадание самолета в штопорное состояние из-за технических неисправностей. Место крушения – 60 км на северо-восток от аэродрома. Экипаж успешно катапультировался.

    06.09.2011 г., аэродром Б. Савино (Пермский край) – катастрофа спустя несколько минут после взлета. Экипажу спасти жизни не удалось.

    23.05.2013 г., Карагандинская обл. – катастрофа во время учебных полетов, причиной которой считают отказ двигателей. Экипаж смог катапультироваться.

    14.12.2013 г. в 26 км от Владивостока разбился МиГ-31Д3. Обошлось без жертв.

    04.09.2014 г. – в ходе тренировок не сработала система выпуска шасси. Пилот и штурман получили серьезные травмы, но остались живы.


Тактико-технические характеристики дальнего истребителя-перехватчика МиГ-31:

    Размах крыла, м 13,46

    Длина самолета, м 22,69

    Высота самолета, м 6,15

    Площадь крыла, м2 61,60

    Взлетная масса, максимальная: без подвесных топливных баков, кг 41 000

    Взлетная масса, максимальная: с двумя подвесными баками, кг 45 500

    Масса нормальная взлетная, кг 36 800

    Масса пустого самолета, кг 21 820

    Масса топлива во внутренних баках, кг 15 500

    Скорость, максимальная, км/ч 3000 (2,83М)

    Скорость на малой высоте, км/ч 1500

    Крейсерская скорость М=2,35

    Практический потолок, м 20 600

    Дальность полета с подвесными топливными баками, км 3020

    Дальность полета перегоночная с подвесными топливными баками, но без вооружения, км 3300

    Боевой радиус действия с четырьмя управляемыми ракетами типа Р-33 (0,85М), км 1200


Вооружение МиГ-31:

    четыре ракеты Р-33;

    до шести корректируемых авиабомб КАБ-1500

    до восьми КАБ-500

    Пушечная установка с шестиствольной пушкой ГШ-6-23М (23 мм).

    Возможно использование другого вооружения. Боевая нагрузка составляет 9000 кг.

Даже спустя 40 лет после своего первого полёта, МиГ-31 в обновлённом варианте остаётся в числе лучших боевых машин в мире.

Долгая дорога в небо

МиГ-31 – героический солдат «холодной войны». Создание всепогодного дальнего истребителя-перехватчика началось в далёком 1968 году. В нём принимали участие лучшие силы ОКБ Микояна. В разное время разработкой руководили ведущие конструкторы А. Чумаченко, Г. Е. Лозино-Лозинский (впоследствии возглавивший проект «Буран-Энергия») и К. К. Васильченко.

Один из создателей МиГ-31 Г. Е. Лозино-Лозинский

Опытный прототип будущего перехватчика впервые подняли в небо в сентябре 1975 года лётчики А. В. Федотов и В. С. Зайцев. Прошло долгих 16 лет прежде чем началось серийное производство МиГ-31, а в 1983 году началась их служба в войсках ПВО.

На дальних рубежах

Коллективу конструкторов и инженеров КБ МиГ понадобилось полтора десятка лет для воплощения в металл идеи первого советского истребителя 4-го поколения, потенциал которого не иссякает до сих пор.

Его полное название – авиационный ракетный комплекс перехвата МиГ-31, которым оснащались части истребительной авиации ПВО. Он способен перехватывать и уничтожать на дальних подступах всё, что представляет опасность для страны — от крылатых ракет и маловысотных спутников до гонимых ветром аэростатов.

Ни высота, ни скорость нарушителя границы, ни погодные условия, ни время суток не являются для него препятствием при выполнении задачи. Части, оснащённые перехватчиками МиГ-31, прикрывали наиболее важные участки воздушных границ СССР. Показательный факт: с появлением МиГ-31 американцы навсегда отказались от попыток проникновения на нашу территорию с помощью .

Тактико-технические характеристики МиГ-31
Максимальная взлетная масса 46200 кг
Максимальная скорость полета 3000 км/ч
Практический потолок 20600 м
Дальность полета 3300 км
Продолжительность полета:
с подвесными баками
с дозаправкой

3,6 ч
7 ч
Размах крыла 13,46 м
Длина самолета 22,69 м
Высота самолета 5,15 м
Площадь крыла 61,60 м2
Масса:
пустого самолета
нормальная взлетная
максимальная взлетная

21820 кг
41000 кг
46200 кг
Тип двигателя 2 ТРДДФ Д-30Ф-6
Максимальная тяга:
бесфорсажная
форсажная

2 x 91,00 кН
2 х 152.00 кН
Макс. эксплуатационная перегрузка 5
Экипаж 2 чел
Вооружение одна 23-мм пушка ГШ-6-23М,
боевая нагрузка — 3000 кг,
4 УР большой дальности Р-33,
2 УР средней дальности Р-40Т и
4 УР малой дальности Р-60, Р-60М

Боевой потенциал

До сих пор МиГ-31 поражает своей мощью и красотой. Он вобрал в себя всё лучшее от своего легендарного предшественника – МиГ-25. Разработчики остались привержены традиционной аэродинамической схеме, трапециевидному крылу и двухкилевому оперению с цельноповоротными стабилизаторами. Повышенную устойчивость истребителю добавляли дополнительные подфюзеляжные кили.

Корпус из титановых сплавов и жаропрочных сталей полностью адаптирован к высоким температурам на сверхзвуковых скоростях. Самолёт легко взлетал и мягко садился, опираясь на надёжное трёхстоечное шасси.

Из ворот авиастроительного предприятия Миг-31 выходил, имея вес чуть более 20 тонн. Чтобы превратиться в грозного воздушного бойца, ему необходимо облачиться в «доспехи», имеющие почти такой же вес. Это около 20 тонн топлива и около 5 тонн боевой нагрузки. В том, что МиГ-31, способный разогнаться до 3000 км/ч, сможет разобраться с любым противником, не может быть сомнений.

Бортовая РЛС может обнаружить и сопровождать до 24 целей на дальности свыше 300 км. После обработки данных бортовой компьютер выберет шесть наиболее важных целей, подлежащих первоочередному уничтожению. Остальное довершат 8 ракет «воздух-воздух» или мощная 6-ствольная пушка калибра 23 мм.

Ещё одна важная особенность МиГ-31 – работа в группе. Звено из 4-х перехватчиков может контролировать воздушное пространство на 900-километровом участке, чётко взаимодействуя между собой.

Второе дыхание

Командование ВВС возлагает большие надежды на МиГ-31БМ – наиболее перспективную обновленную версию. Самолету по силам взаимодействие с наземными зенитно-ракетными комплексами, осуществление функций воздушного контрольного пункта, командующего несколькими типами истребителей. На данный момент он единственный, кто может перехватывать и уничтожать малозаметные крылатые ракеты, летящие на предельно малой высоте.

В сентябре прошлого года в районе Аляски средства ПВО США засекли российские стратегические бомбардировщики ТУ-95, приближающиеся к так называемой 200-мильной зоне опознавания. Пилоты поднятых перехватчиков F-22 к своему немалому удивлению обнаружили вместо них... заправщик Ил-78М в сопровождении пары МиГ-31БМ.

Как оказалось, российские лётчики отрабатывали вариант их использования в качестве прикрытия ударных бомбардировщиков, которым они будут при необходимости «расчищать дорогу» для нанесения ядерного удара.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Верность и преданность - аргументы Верность родителям и своим принципам Верность и преданность - аргументы Верность родителям и своим принципам Как использовать шеллак в домашних условиях Как использовать шеллак в домашних условиях Как точно распознать грибок ногтей на ногах и когда начинать лечение? Как точно распознать грибок ногтей на ногах и когда начинать лечение?