История кукол кратко. От Руси до России: история кукол

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

  1. Паспорт проекта__________________________________ 3 стр.
  2. Цель проекта _____________________________________ 3 стр.
  3. Актуальность проекта _____________________________ 3 стр.
  4. Этапы реализации проекта _________________________ 4 стр.
  5. История кукол ___________________________________ 4 – 8 стр.
  6. Разнообразие кукол ______________________________ 8 – 9 стр.
  7. Создание куклы __________________________________ 9 – 10 стр.
  8. Заключение ______________________________________ 10 стр.
  9. Список литературы _______________________________ 10 стр.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

Наименование проекта «История кукол».

Разработчик проекта: Бондаренко Данила, ученик 4 «А» класса МБОУ «НОШ» с. Хову-Аксы.

Руководитель проекта: Канторшина Ольга Валерьевна, классный руководитель.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА.

Формирование интереса к истории как науки, истории возникновения кукол.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.

Изучить историю возникновения кукол.

Изучить виды кукол.

Рассмотреть разные способы изготовления кукол.

Изготовить свою куклу, используя изученные приемы и способы изготовления кукол.

Воспитывать интерес к возникновению кукол.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.

Какую игрушку вы любите больше всего?

На этот вопрос отвечают по -разному. Кто-то любит плюшевого медведя, кто-то гоночную машинку или даже компьютер. Но, чаще всего мы слышим – куклу. У каждого в детстве была кукла, своя собственная или кукла сестренки, мамы и даже бабушки.

В наше время интерес к народной игрушке возрастает. Сейчас можно увидеть в магазинах куклы разных народов, люди коллекционируют кукол. Создание кукол своими руками – настоящее искусство, которое заинтересовывает все больше и больше людей. Знать историю кукол – это не только интерес к кукле как игрушке, это и интерес к своим корням, своей истории. Узнавая историю возникновения куклы, мы узнаем свое прошлое, узнаëм во что и как играли наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

  1. Поиск информации по теме.
  2. Изучение истории возникновения кукол.
  3. Изучение разных видов кукол.
  4. Изучение технологии изготовления кукол.
  5. Изготовление куклы.
  6. Разработка презентации к проекту.
  7. Защита проекта.

ИСТОРИЯ КУКОЛ.

Кукла-первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где селится и живет человек, кукла - неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Кукла не рождается сама. Ее создает человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Игрушка всегда была элементом народного быта. Попутно с посудным лубочным, веретенным производством мастера развивали и игрушечное искусство. Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. Верили, что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким, не умеющим различать добро и любовь, игры в куклы дают навыки для жизни и формируют умение общаться с людьми и очень важно делать игрушки своими руками, вкладывая в них усердие и душу.

Игрушки, сделанные мастерами, называли «потешными», то есть сделанными на потеху, на забаву- «потешные лошадки», оружие, коровы, олени, солдаты, деревянные куклы «в полном тогдашнем наряде». Но такие куклы появились 100-150 лет назад.

А гораздо раньше куклой могло стать и березовое полено, белая кора которого становилась личиком куклы. Повязала девочка кукле-полешку платок, надела юбку - и кукла-модница готова отправиться в гости или на ярмарку.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одного великого мастера - природы. И в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. Только игрушки эти были разными. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпицу, у других - дорогостоящие затейливые, сделанные на заказ механические куклы.

В Древней Греции и Риме кукол делали из самых разнообразных материалов: кожи, дерева, тряпок, глины, из драгоценных металлов и слоновой кости.

А древнейшие на земле куклы обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их - более 4 тысяч лет! Вырезаны они из деревянных дощечек, прямоугольные узоры, изображавшие одежду, украшали их. На голове - парики-прически из глиняных или деревянных бусинок.

Итак, игрушка, кукла имеет многовековую историю. Археологи на раскопках находят игрушки наряду с утварью, предметами быта, что доказывает: древние мастера понимали назначение детской игрушки - забавлять ребенка, помогая ему познавать мир.

Самые ранние игрушки были примитивны и представляли собой уменьшенные изображения окружающих вещей. Это были игрушечные инструменты и миниатюрная посуда, погремушки, свистульки, лошадки, рыбки, птички. Оружие - луки и мечи, кинжальчики, фигурки людей. И сегодня эти находки нас удивляют. Из чего же их делали? Из веток, сучков дерева, плодов и цветов, хлебного мякиша, соломы, глины, то есть из того, что давала щедрая окружающая природа. Эти игрушки жили недолго, они быстро ломались, исчезали.

Чтобы сделать их более занимательными, предки наши заставляли их действовать: совершать несложные движения, издавать звуки и шумы, - ярко и красиво их расписывали.
Кукла участвовала и во взрослых обрядах . В старину на свадьбе она, нарядно одетая, с алой лентой в косе, украшала свадебный стол. Возможно, отголоском той традиции стало украшение машины жениха и невесты куклой в свадебном наряде.

История тряпичной куклы

Самые ранние игрушки, обнаруженные в нашей стране, относятся ко второму тысячелетию до н. э. Это глиняные погремушки, посуда, топорики, фигурки людей. Согласно культу предков, умершие обладают магической силой и могут оказать покровительство и помощь. Для привлечения духов умерших изготавливались фигурки, в которых они должны вселиться, - прообразы будущих кукол. Древние типы кукол или человеческих фигурок, представляли собой идолоподобные изображения с ярко выраженными признаками пола. Самой распространенной среди игрушек всегда была кукла. Глиняная, деревянная, тряпичная кукла бытовала в крестьянской среде несколько веков и имела различные значения. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников.

А в 1918 году был издан указ о создании в Москве Музея игрушки, и куклы заняли в нём достойное место. Рукотворная русская игрушка в первые годы советской власти переживала глубокий кризис. Тяжелые времена революционных потрясений и гражданской войны отнюдь не способствовали ее развитию. С другой стороны, рукотворная игрушка начала активно вытесняться фабричными куклами, штампованными металлическими игрушками. Однако с течением времени интерес к игрушке, особенно крестьянской, стал постепенно расти. Традиционная матерчатая кукла - это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый «в скалку», лицо из льняного лоскутка, грудь из туго набитых шариков, коса волосяная либо кудельная, то есть сделанная ив льна или пеньки, наряд из пестрых лоскутков - вот такая была кукла. И не случайно. В тряпичной куколке причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Для тяжелой крестьянской жизни здоровье и красота - почти одно и то же. Недаром кукла такая устойчивая, что подчеркнуто широким подолом: сразу видно, как прочно она стоит на земле! Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклы были не только девичьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры быстро разделялись. Пока дети были маленькими, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку могла делать любая девочка. Чтобы стать хорошей матерью, полагали, что нужно играть в куклы. Первые куклы изображали высших и могущественных существ - Богов. Люди создали скульптуры богов (Сварог, Даждьбог, Макошь и др.), дали им имена, поклонялись и просили помощи и защиты. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей. Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая «безликая кукла» служила «оберегом». Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

РАЗНООБРАЗИЕ КУКОЛ.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые.

Обереговые куклы:

Куватка, Ангелочек, Лихоманки, День и ночь, Параскева, Вепсская, Бабушкина кукла, Колокольчик.

Обрядовые куклы:

Неразлучники, Мировое дерево, Масленица и «Домашняя Масленица» , Коляда, Кострома, «Кукушечка» и кукла Кукушечка, Покосница, Купавка, Коза, Зольная кукла, «Козьма и Демьян» , Капуста.

Игровые куклы:

Столбушки,Малышок - голышек, Барыня,Кукла «на выхвалку» , «Кукла с косой».

СВЯЩЕННЫЕ ПТИЦЫ И ЖИВОТНЫЕ В РУССКИХ ИГРУШКАХ.

ГОЛУБЬ - священная птица, воплощение Духа Святого, олицетворение доброты и красоты. Голубь может быть и вещей птицей. Если он влетит в избу ∙ - быть смерти или пожару.

ПЕТУХ - апотропей ~ уничтожает нечистую силу. Поутру, после первого крика петуха у русских принято креститься со словами: "Слава богу! Свят дух по земле, а дьявол сквозь земли".

КУРОЧКА - символ плодовитости, многодетности.

УТОЧКА - чистая птица, так как плавает по воде, а все, что на воде, считается чистым.

ЖАВОРОНОК - символ жары и ясного неба.

СИРИН - посланница властелина подземного царства. При христианстве стала райской птицей, поющей и зовущей в рай. Чаще изображается неулыбчивой, даже лукавой, таинственной. Может человека убаюкать.

АЛКОНОСТ - солнечная птица. Часто изображается с Сирином. Птицы с женским ликом. В отличие от Сирина, от нее вреда нет, даже при сладком пении. Изображают улыбающейся.

МЕДВЕДЬ - пращур, тотемическое существо. Главного бога Белеса представляли в виде медведя. Называют дедом, хозяином, владыкой. В игрушках -символ богатства, духовного и материального.

КОНЬ - символ самой земли, пахарь, но одновременно символ света, пространства, устремления. Конь - атрибут высших славянских богов - символ белого света. Его образ связан также с культом плодородия, смерти, загробным миром.

БЫК - воплощение земной силы, жертвенное животное. Бык - опора земли, надежность.

КОРОВА - символ небесной воды. Облака в народном представлении- небесные коровы. Корова ≈ кормилица, ассоциируется с женщиной, невестой, несущей в дом счастье и благополучие.

КОЗЕЛ - апотропей, уничтожает нечистую силу. Одно из древнейших животных. Его шкура, шерсть считаются лечебными.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РУССКОЙ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол.

Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. Во -первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.

Весьма значительную их часть составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.

Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут.

Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

ВИДЫ КУКОЛ

Куклы были и есть незаменимыми помощниками в повседневной жизни. Их изготавливали с разной целью. В связи с этим можно выделить несколько видов кукол.

Игровые куклы

К ним относят кукол, которыми непосредственно играли дети на Руси.

«Перевертыш»

Кукла «Перевёртыш» - это особая народная кукла. В народе её ещё называют «Девка-баба», «Вертушка», «Девушка - Женщина». Про неё можно сказать, что это кукла кукол, потому что она содержит в себе сразу две куклы: у неё две головы, четыре руки и две сшитые между собой юбки.

Секрет состоит в том, что когда видна одна кукла, например, Девка, то Баба скрыта под её юбкой, а если куклу перевернуть, то появится Баба, а Девка спрячется. Поэтому сразу две куклы увидеть не получится.

«Зайчик на пальчик»

Такого зайчика-на-пальчик много веков делали русские мамушки и нянюшки своим малышам. Как и все тряпичные куклы-закрутки был он не просто игрушкой, а оберегом. Поэтому делали его из старой одежды мамы или папы. Ребенку одевали игрушку на пальчик – и зайка всегда с ним. Не убежит, не потеряется, всегда готов развлечь и выслушать самое важное и сокровенное – не зря же такие ушки длинные. Кстати, в психотерапевтических целях его и сегодня можно использовать.

Как и у всех русских национальных тряпичных кукол, у зайки нет «лица». Считалось, что делать куколке лицо нельзя, опасно. Но и в наш век, далекий от суеверий, можно точно сказать, что современным детям такие «безликие» куклы будут полезны. Ведь ребенку ничто не мешает «заставить» зайку смеяться или плакать и сделать это он может лишь силой своего воображения.

Целительские куклы

«Её волосы – символ неба, её сарафан – символ земли, её правая рука символизирует воду, а левая – огонь…». На целительские куклы переводили дух болезни с больного человека. Затем куклу сжигали или выбрасывали в определенных местах, отправляя злой дух в тот мир, откуда он пришел. Куклами лечили как взрослых, так и детей. Кроме того, изготовление куклы уже само по себе является исцеляющим обрядом, который помогает мастерице собрать свою целостность. Мотая куклу, она как бы мотает свою судьбу или судьбу того человека, для которого предназначается кукла.

«Кубышка – травница»

Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Подвешивали её там, где воздух застаивался, а также над колыбелью ребёнка. Внутри куколки - душистая трава. Куколку мяли в руках - шевелили, и по избе разносился травяной дух, который отгонял духов болезни. Через два года траву в куколке меняют– наполняют свежей душистой травой. Именно так поступали наши предки.

Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.

Кубышку-Травницу можно наполнять одной травой или смесью разных, вот несколько примеров:

Составы Кубышки-Травницы для хорошего сна и укрепления нервной системы: - опилки, кора, иглы сосны, зерно гречихи;

Трава пустырника, листья мелиссы, соцветия ромашки аптечной.

Составы Кубышки-Травницы для профилактики болезней:

Зверобой обыкновенный, соцветия ромашки аптечной, трава бессмертника песчаного;

Травы шалфея, тысячелистника и полыни;

Сосновые почки или иглы, веточки туи, несколько зерен абрикосовых косточек, семянки из чеснока;

Соцветия ромашки аптечной, трава череды трехраздельной.

Во время эпидемий вирусных заболеваний лучше всего сделать куклу Травницу-Кубышку в основе которой будут заложены сосновые почки или семянки чеснока. При воспалении верхних дыхательный путей и гриппе - куклу набить чабрецом.

Действие Кубышки-Травницы, набитой одной травой:

МЯТА – улучшает умственную деятельность. Согласно легенде свое название мята получила в честь римской богини Менты, которая олицетворяет память, разум и здравый смысл. Венки из мяты предписывалось носить студентам во время экзаменов, а также тем, кто хочет постичь трудную науку – философию. МЯТА содержит большое количество фитонцидов – веществ обладающих противовоспалительным и антимикробным действием.

ЛАВАНДА – помимо приятного аромата лаванда обладает достаточно высокими антимикробными свойствами. Лаванда очень эффективное средство, снимающее сильную головную боль, высокое давление, внутричерепное давление.

МЕЛИССА – обладает легким снотворным свойством. Мелисса проявляет антиаритмическую активность и может успешно применяться при различных видах нарушений сердечного ритма, а также при нервной дрожи, которая наблюдается в ночной период. Мелисса замедляет дыхание, уменьшает частоту сердечных сокращений, снижает артериальное давление

ЗВЕРОБОЙ – великолепное средство, от бессонницы, неврастении.

ЧАБРЕЦ – считается очень сильным антисептическим средством.

ДУШИЦА – действует как успокоительное средство. Имеет свойство подавлять микробную флору при ангине.

Кукла «На здоровье»

Древняя славянская кукла изготавливалась из грубых льняных ниток или льняной кудели. Ее использовали для излечения больных. Куклу клали в постель к заболевшему человеку (можно под подушку) и кукла впитывала в себя плохие энергии болезни. После выздоровления человека куколку благодарили за ее работу и сжигали.

Целительная кукла "Здоровье" делается только из льняных ниток, так как считается, что лён своими природными свойствами очень экологичен и, забирая болезнь на себя, помогает человеку поправиться. Эта кукла ничем не украшается и не терпит суеты, а напротив, делать её надо, стараясь максимально пребывать в состоянии благости, сконцентрировавшись помыслами о больном человеке, для которого это делается. Можно зажечь свечу и читать молитвы или заговоры. Захворавшему ребёнку кукла кладётся в кроватку, он может с ней играться, а как только хворь уйдёт, кукла сжигается. Заплетая косу у куклы надо приговаривать: "На здоровье, на здоровье". По окончании изготовления и при передаче больному повторять: "На здоровье". Есть варианты, когда коса делается длинней раза в два.

Главное, что коса должна быть не обрезана, а сходить на нет, заканчиваться "мышиным хвостиком".

От макушки до пят - такая, чтобы ложилась в ладошку. А коса в два раза длиннее туловища.

Обережные куклы

Это особые куклы-помощницы, задача которых оберегать мир людей от тех злых духов, что могут в него проникнуть и навредить, а также помогать в исполнении праведных желаний. Обережные куклы делаются для дома, семьи, для гармонизации отношений, для детей, достатка, хорошего урожая, успешной дороги и пр. Куклы делались и для того, чтобы пошел дождь или же чтобы прекратился. Женщина, которая не могла забеременеть, делала куклу и играла с ней. В этом случае изготовление куклы является магическим способом вызвать появление на свет ребенка, элементом симпатической магии (подобное вызывает подобное). Сюда относятся куклы Желанница, Зольная кукла, Берегиня рода.

Столбушка

Славянский оберег Столбушка. Это кукла, которая изготавливается вручную и именуется, как Берегиня Дома. Такая кукла обладает способностью беречь дом, хозяйство, призывать добрых и светлых духов для того что бы защищать жилище хозяина от тёмных сил, различных наветов, дурного глаза и др.

В основе изготовления такой куклы лежит «закрутка» из бересты. Размер куклы около 12 – 30 см. Такой способ изготовления позволяет кукле устойчиво стоять на поверхности. Кукла изготавливается из старых, ненужных платьев, тряпок, платков, рубашек и т.д., которые уже не надевают, но и не выкидывают. Зачастую такой вещью может быть какая-либо одежда, которая уже поистёрлась, порвалась, но имеет большое для вас значение. Что бы не выкидывать памятную вещь, можно сделать из неё обережную куклу, что бы она и дальше вам служила в новом образе. Из старых тряпок кукла изготавливается лишь в том случае, если вы делаете Берегиню для своего дома или для очень близких родственников. Если же оберег вяжется в подарок, тогда целесообразней делать её из новых тряпок.

Столбушкой эту куклу называют потому, что выглядит она как столбик. Однако, славяне приписывают ей огромную силу. Кроме того, что она отводит тёмные чары и дурной глаз, она может помочь во время родов. Столбушка использовалась в различных обрядах (на свадьбе или перед ней), для гадания и т.п.

Куклы-Берегини в нашем прошлом были в каждом доме. Иногда их насчитывалось до нескольких десятков. Берегини-Столбушки передавались по наследству и считались своего рода охранителями дома.

Берегиня

Берегини – это традиционные славянские куклы-обереги. Тряпичную куклу, сделанную беременной женщиной, клали в люльку, чтобы она «согрела» место для будущего малыша. Когда ребенок появлялся на свет, берегиня оставалась в кроватке и отвлекала злых духов от младенца, а после становилась для него первой игрушкой. Девочки начинали сами делать кукол-берегинь в возрасте двенадцати лет. Красивый и аккуратный оберег свидетельствовал о готовности к замужеству. Самые лучшие экземпляры складывались в сундук и становились частью приданого девушки. Отдавая дочь замуж, мать обязательно дарила ей берегиню, сделанную своими руками, таким образом благословляя ее на брак. Такие же обереги получали сыновья, которые отправлялись в армию или в дальнюю дорогу. Тряпичные куклы бережно хранились и передавались из поколения в поколение.

Вы можете попробовать сделать берегиню своими руками так, как это когда-то делали наши предки. Она изготавливается без использования острых инструментов, таких как ножницы и игла, поэтому часть работы можно доверить даже ребенку. Малышу будет интересно играть с куклой, которую он сделал сам. При изготовлении берегини используются разноцветные лоскуты от старой одежды, наволочек или простыней. Наши предки считали, что кукла, сделанная из старой ткани, имеет большие защитные свойства и лучше оберегает своего владельца. Возможно, это также связано с тем, что ткань в то время была достаточно дорогой, и использовать ее для изготовления игрушки было непрактично. Вы тоже можете пустить в ход обрезки от своих старых платьев и рубашек. Для скрепления лоскутов ткани между собой всегда использовались только красные нитки. Издревле на Руси красный цвет считался обережным. Нити наматываются по часовой стрелке, обязательно делается нечетное количество оборотов. Предпочтительно не резать, а отрывать лоскутки ткани. Игла также не используется. Традиционная берегиня безлика. Наши предки делали так не случайно: считалось, что никакой злой дух не сможет вселиться в куклу без лица и причинить вред хозяину оберега. Однако даже при отсутствии основных черт лица, таких как глаза, нос, рот, каждая тряпичная берегиня имела свой характер. Она была безлика и многолика одновременно. Во время работы нужно думать о человеке, которому предназначается берегиня, желать ему здоровья и благополучия. Такая кукла будет обладать мощной положительной энергетикой.

Кукла День – Ночь

это оберег, берегущий дом и его обитателей, она олицетворяет собой сутки и управляет сменой дня и ночи, порядком в мире.

Оберег выглядит как 2 куклы или 2 стороны одной куклы.

Одна - отвечает за день (светлая), вторая (тёмная, синяя) - олицетворение ночи.

Ежедневно тот, кто раньше всех просыпался - выставлял вперед светлую и просил её об удачном дне. Так веселая, трудолюбивая и заботливая кукла День следила, чтобы в будни люди работали, трудились, в праздники веселились, чтобы днем светило солнышко.

Перед тем, как отправиться спать самым последним, человек менял куколку на темную, и желал доброй ночи всем домочадцам, чтобы все проснулись живыми, здоровыми и полными сил. Так мудрая, задумчивая и таинственная куколка Ночь следила, чтобы все легли спать, чтобы все отдохнули и набрались сил, она давала сон и оберегала его.

Кукла оберегала всех домочадцев – охраняла их душевный настрой.

Кукла - бессоница

Кукла Бессонница служила оберегом, защищающим малыша от темных сил, сглаза. Эта простейшая по исполнению узелковая кукла делалась из двух квадратных лоскутов ткани или же двух платков, игла и ножницы при этом не использовались.

У русского народа узел был защитой от колдовства, отголосок этого поверья сохранился и поныне. «Завязать на память узел» - означает не забыть о чем-либо, сохранить в голове. Голову куклы иногда набивали мятой или любой другой успокаивающей травой. Когда клали куклу Бессонницу рядом с ребенком в колыбель, говорили: «Сонница-бессонница играй куколкой, а не дитяткой». Также давали куклу ребенку, чтобы он перестал беспокоиться. Ведь если ребенок возьмет куклу и, прижав к себе, вдохнет аромат успокаивающих трав, то на него это подействует благотворно. И вот дитя уже перестало плакать и умиротворенно и спокойно заснуло.

"Неразлучники"

Кукла Неразлучники - символ и оберег крепкого семейного союза, поэтому делается как бы на одной руке, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и беде.

В настоящее время традиция сохранилась. Теперь, как и сотни лет назад, несмотря на технический прогресс, можно сделать кукол своими руками и подарить новой семье от чистого сердца с пожеланием никогда не разлучаться.

В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол – свадебных неразлучников. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое. После свадебного торжества эта кукольная парочка хранилась в доме как оберег семейных отношений и верности.

"Крупеничка"

Куколка "Крупеничка" (другие названия "Зернушка", "Зерновушка", "Горошинка") - это оберег на сытость и достаток в семье.

Традиционно куклу наполняли гречишным зерном. Крупеничка - главная кукла в семье. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбережённые силы Кормилицы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым, и в семье будет достаток.

Значения круп в Зерновушке:

Гречиха - сытость и богатство, традиционно кукла наполнялась именно этим зерном

Рис - самое дорогое зерно, на праздник

Перловка - на сытость

Овес - на силу.

Можно и все крупы положить. Так же на дно куклы иногда кладут монетку.

Крупеничка (или Зернушка) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность.

Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно хранили в красном углу. Традиционно тряпичную куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Славяне верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным, и что именно Крупеничка принесет в дом достаток и благополучие.

Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерно и употребляли в пищу. По внешнему виду Крупенички можно было судить о достатке и благополучие в семье – если кукла была худая, значит, в дом пришла беда, голодают люди в нем и достаток покинул семью.

Параскева Пятница

Параскева – оберег, которая является покровительницей женских ремесел и рукоделий. 10 ноября отмечается день Параскевы Пятницы. В этот день девки хвастались своими рукодельями. Так же в России было принято изготовлять куклу Параскеву. Ее одевали в народный костюм, а руки украшали ленточками, кружевами, привязывали небольшие орудия труда – игольницы, ножнички, пяльца. Кукла Параскева так же может являться своего рода игольницей и хранительницей предметов рукоделия. Она является помощницей в домашних хлопотах и обязательно должна быть у каждой хозяйки.

Кукла Мамка

Кукла-оберег Мамушка испокон веков считается семейным оберегом, нянечкой для новорожденных. Символ любви матери-прародительницы Рода к последующим поколениям. Служила своеобразным пожеланием плодовитости. Статная с полной грудью, такая мамка выкормит крепкого и здорового ребенка.

Являясь семейным оберегом, приносит в семью счастье и увеличивает количество детей в семье. Кукла Мамушка - это символ замужней женщины в руках держит ребенка, чаще всего двух - по одному в каждой руке. Детки представляют собой кукол пеленашек, цвета которых указывают на разнополость.

Кукла «Счастье»

Кукла Счастье – маааленькая куколка с бооольшоой косой. Наши предки считали, что в волосах хранится наша сила. Поэтому такая кукла является мощным оберегом, охраняющим женщину от напастей и приносящим ей счастье. Кукла Счастье предназначается только для женщин, мужчинам ее не дарили. При изготовлении куклы волосам уделяли особое внимание, и коса при этом получалась немного больше самой фигурки.

«Десятиручка»

История появления такой интересной мотанки в коллекции народных русских кукол весьма интересна. По легенде, когда-то давно покровительница ремесленников Макошь сжалилась над одной работящей женщиной, которая ну никак не успевала по хозяйству и подарила ей еще 2 руки. Но даже с четырьмя руками хозяйка все не поспевала, столько у нее было дел.

Макошь подарила еще 2, и так до тех пор, пока у той не оказалось целых 10 рук. Когда же и это не помогло, Макошь забрала у женщины «лишние» 8 рук и подарила ей куклу Десятиручку, чтобы та помогала по хозяйству. С тех пор девушки и женщины стали мастерить такой оберег своими руками, веря, что с куколкой они смогут делать свою работу быстрее и лучше.

Традиционно мотанку делали осенью, когда все работы на поле были закончены. Материал при изготовлении куклы своими руками использовали только натуральный – лыко (мочало), солому, лен. Я же решила сделать оберег не совсем традиционным способом, из ткани.

«Кувадка»

Народная славянская тряпичная кукла - кувадка – первая кукла, встречавшая только что родившегося младенца на пороге этого мира. Служила она для того, чтобы обмануть злые вредоносные силы, отвлечь их от роженицы и только появившегося на свет дитятки. А «играть» с этими куколками - кувадками, отвлекать на себя внимание нечистых духов должен был отец ребенка. А уже после рождения кувадки (конечно, вновь сделанные) становились первыми игрушками малыша. Их подвешивали над люлькой ребенка, как сейчас подвешивают разные модули и гирлянды из погремушек. Считалось, что число таких тряпичных кукол должно быть обязательно нечетным. Иначе куклы могут стать не только бесполезными, но даже и вредоносными.

Когда ребенок подрастал, то из оберега кувадка превращалась в игрушку. Ведь делать такую куклу очень просто. И она могла стать основой и для мужского и для женского образа. Сделают девочки из старых лоскутков да ниток «маму», «папу» и «деток» и играют в вечные девчачьи игры - «в гости», «в свадьбу», «в дочки-матери». Тряпичные куклы будят воображение ребенка, его «игровой инстинкт», которые позволяют детям одушевлять любую тряпочку и щепочку, делать их живыми и настоящими. А именно так и рождается настоящая творческая личность.

Эта тряпичная кукла - кувадка может стать не только игрушкой, но и замечательным подарком-сувениром, сделанным своими руками. Справиться с такой работой самостоятельно сможет ребенок с 6 лет, а с вашей активной помощью и более младшие дети. В разных частях России таких куколок делали немного по-разному. Мы приводим три варианта изготовления тряпичной куклы - кувадки.

Обрядовые куклы

Во многих обрядовых действиях славян используются куклы. Так, во время празднования календарных праздников куклы сжигаются, закапываются в землю, топятся в воде как символ, как бы отправляются в другой мир.

Рита Кантуганова

Цель:

рассказать историю возникновения куклы и показать ее роль в жизни человека.

Задачи:

1) раскрыть процесс развития и изменения куклы;

2) показать материал, из которого создавалась кукла в разные времена;

3) определить применение куклы.

Гипотеза:

доказать, что с развитием человеческого общества изменялись внешний вид, значение и использование куклы.

Проблема заключается в том, что можно дожить до глубокой старости, играя в детстве куклами, вырастить детей и внуков, не зная историю игрушек.

Кукла – это самая любимая игрушка детей. История игрушек имеет такую же летопись, как история человека. Игрушки появились одновременно с появлением человека. Самая древнейшая из всех игрушек – это кукла.

Кукла – это игрушка в виде фигурки человека (или животного).

Эволюцию куклы можно условно поделить на четыре этапа:

1) Первые куклы были обнаружены в египетских пирамидах 4 тыс. лет назад и выражали мировоззрение первобытного общества. Она была выполнена из примитивного материала: камней, дерева, простой или слоновой кости. Куклы использовались для религиозных ритуалов или в качестве «идола» для изгнания злых духов, вреда, смерти, болезни и несчастья.

2) Ремесло по изготовлению кукол возникло в Древней Греции 5 веков до нашей эры. Их делали из терракоты (обожженной глины) в городе Сордис, который был центром игрушек и выгодно расположен на торговом пути в Персию. Так как наша страна долгое время оставалась аграрной и не каждая семья могла позволить себе купить куклу, то их чаще делали вручную. Пока дети были маленькими кукол шили бабушки, мамы и старшие сестры, а с пяти лет любая девочки могла создать себе потешку.

Слово «кукла» родственно греческому «киклос», что означает круг, то есть что-то свернутое. Куклу научилась сворачивать из старых лоскуткой ткани, в которые набивали золу, вату, зерно, паклю. А также лепили из глины, воска, плели из лыка, травы, сена, соломы. Куклы использовались на праздничных обрядах и свадьбах, а также служили символом продолжения рода, плодородия, оберега людей и жилья, защиты мужчин в военной службе, уюта и благополучия в доме.

Отметим тот факт, что куклы наших прабабушек тоже выполнялись из подручного материала. Так как их детство совпало с тяжелыми послевоенными годами и многим приходилось работать на полях, помогать взрослым по хозяйству и ухаживать за младшими сестрами и братьями. (Например: пеленашка).

3) Золотым веком кукол принято считать конец 19 и начала 20 века. В период отмены крепостного права и промышленной революции в Европе из Франции (Англии и Германии) привозили фарфоровых кукол. Это красота, эстетика и целый пласт ушедшей культуры, который манит своим очарованием и таинственностью. Куклу украшали драгоценными камнями или жемчугом. Она являлась семейной ценностью в богатых дворянских и королевских семьях, передавалась из поколения в поколение. Маленькие барышни играли ими под присмотром гувернанток. Теперь такую куклу можно увидеть только в музеях.

4) Современная кукла умеет говорить, ходить, плакать, спать и даже капризничать. Раньше о таких куклах можно было только мечтать.

В настоящее время существует огромное многообразие кукол: пластмассовые, пластиковые, тряпичные, вязанные, перчаточные, теневые (проектируемые на экран как тени или силуэты, марионетки (куклы, управляемые актером кукловодом, бумажные, механические, куклы-сувениры, матрешки, неваляшки, манекены, куклы для заварочного чайника, куклы-двойники знаменитостей. По размерам куклы бывают от дюйма (например, на брелках для ключей) и до двух метров (например, манекены на витринах магазинов).

Самая молодая кукла – это кукла Барби. Она появилась в 1959 году в американской семье Рут и Эллиот Хендлеров и была названа в честь их дочери. Позднее у нее появился муж Кен, дети, сестры и подруги, в том числе темнокожие. Она имеет дом с садом и бассейном, личный автомобиль, гардероб, аксессуары и домашних животных. Она уверенно шагает в ногу со временем.

Сегодня куклы чаще всего можно встретить в детских садах. Обычно ими играют девочки. Проявляя материнский инстинг, они переодевают, кормят, заплетают косички, разговаривают с куклами, бережно и ласково относятся к ним и любят их как живых.

О куклах писатели пишут книги, композиторы сочиняют музыку и песни, режиссеры снимают мультфильмы, художники рисуют картины.

Вывод: Кукла сохраняет и передает в своем образе культуру, самобытность и характерные черты создающего ее народа.

При проведении исследовательской деятельности был собран материал, который раньше использовался для изготовления кукол.

Материал.

Кости, камни, дерево.

Зола.


Опилка.


Зерно.


Береста.


Глина.


Воск.


Сено.


Пакля.


Мир кукол полон сюрпризов и загадок. Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустыни, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.

На долю кукол выпали самые разные предназначения. Сначала человеческие фигурки из глины устанавливали в качестве стражей усопших. Позже их стали приносить в жертву богам, чтобы оградить себя от несчастий и болезней.

Вокруг первобытного человека творилось много чего необычного, необъяснимого, пугающего и непонятного. Кто всё это посылал на землю? Конечно, какие-то высшие и могущественные силы-боги. Люди стали поклоняться богам, просить о милости и защите. Так появились кумиры, идолы и истуканы – изображения богов. Обычно их делали в виде человеческих фигур. Выходит, это и были самые первые куклы.

Когда же появились куклы? Одни учёные считают, что одновременно с появлением человека. Другие, что мы сами игрушки высших сил. Третьи говорят, что игрушки-предметы сделаны самим человеком.

Исследуя историю, мы можем понять, что в древнем мире, куклы применялись не только для игр, но и для обрядов. Это были предки народных игрушек.

До сих пор искусствоведы не могут ответить на вопрос: существовала ли изначально кукла-игрушка как самостоятельное культурное явление или это вторично по сравнению с обрядовыми функциями? Большинство исследователей придерживаются мнения, что кукла стала игрушкой далеко не сразу. И вот почему. В глубочайшей древности, на ранних стадиях развития общества, между созданием предметов религиозного культа и созданием игрушки не было разницы, мир детей мало отличался от мира их родителей в том смысле, что ребёнок рано вступал во взрослую жизнь, приобщаясь к её ценностям. Именно поэтому древние куклы являлись не совсем игрушками. У них было другое предназначение: участие в ритуалах, празднествах, их клали в могилы или сжигали в качестве искупительной жертвы. Переходя в отроческий возраст, ребёнок посвящал богам игрушки своего детства, как это делали, например, юные греки и римляне.

Развитие цивилизации увеличило период детства, что усложнило конструкции игрушки, её специализации. Кукла стала детским, особым и самостоятельным культурным явлением. Постепенно игрушка превращалась в средство воспитания и обучения ребёнка.

Итак, кукла - это игрушка, сделанная в виде фигурки человека. Значит человек, старался показать схожесть куклы с человеком. И над этим стоит задуматься. В русском языке слово «кукла» - это одушевленное имя существительное. Одушевлённое, значит, имеет душу! Мастер-кукольник, вкладывая душу в свое произведение, словно творец, создает подобие человека. Он верит, что такая кукла и в горе поможет, и счастье разделит.

Типы и назначения народной куклы

Словари, как правило, дают два основных толкования слова «кукла» - как игрушка и как фигуры в театральном представлении. Иногда упоминается также кукла как фигура, выставленная в витрине. Однако реальная история куклы выходит за рамки сухих книжных определений. Вне зависимости от того, какую роль играла кукла в конкретном регионе в ту или иную историческую эпоху, очевидно, что понятие «кукла» достаточно сложно и многогранно.

Куклы отличаются: o по внешнему виду; o по степени сложности их изготовления; o по традиции и месту происхождения; o по материалу изготовления; o по функциональным особенностям

Народные куклы по своему назначению делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Кукла-оберег. Это особенная категория кукол. Сначала кукла была «игрушкой», а потом она стала защитой от болезней, несчастий и всяких злых духов. Она как бы заменяла собой человека, отвлекала на себя злые силы и тем самым берегла своего хозяина. Так её и звали: оберег или берегиня. Считалось, что при изготовлении обереговых кукол недопустимо было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.

В мифологическом сознании наших предков тело человека, как многие окружающие предметы, вбирало в себя три мира Вселенной. Это верхний, средний и нижний миры. Голова олицетворяла Небо. Не случайно русские женщины всегда покрывали голову платком. Кукольной голове тоже было что скрывать. Ее набивку валяли как мяч из очеса собственных волос и шерсти животных, из кудели, хлопьев от конопли, тряпок. Наполнителем кукол были и зола, и крупа, как жизнь отгоревшая, так и зарождающаяся. Изображение лица в кукле было запрещено, и запрет этот долго действовал. За его соблюдением строго следили старшие. Деревенские женщины считали, что лицо кукле вовсе не нужно: в доме не должно быть лишних глаз. Глаза, нос, рот, уши, даже нарисованные, - это врата, через которые проникают в наш мир и добрые и злые силы. Шаровидная голова символизировала солнце, выражая стабильность, защищенность, вечность. Туловище куклы – это связь с нижним миром – с миром предков. Отсутствие ног объясняется не тем, что наши предки не умели их делать, а тем, чтобы кукла не убежала, ведь она тоже член семьи, ею дорожат. Кукла должна была давать покой, поэтому руки не изображались. А когда стали маcтерить руки, то они были пустотелые, без кистей. Это делалось, чтобы предки не навредили. Не только детские куколки были оберегами. Жили в домах куклы-домовые. Кстати сказать, и теперь городские жители стараются приобрести или сами сделать куклу-домового или куклу – «берегиню» домашнего очага.

Игровая кукла. Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Игровые куклы предназначались для забавы детям.

Делали кукол не только из тряпок, а из глины, дерева, кости, соломы, ниток и даже из сыра. Самые старинные матерчатые куклы, что дошли до нас, сделаны во второй половине ХIХ века. В кукол из ткани играли дети во всех странах мира. Матерчатая кукла была любимой игрушкой и маленькой принцессы, и крестьянской девочки. Этих кукол мастерили своими руками с выдумкой и любовью. Пока дети были маленькими, куклы для них шили, мамы, бабушки, старшие сёстры. С пяти лет каждая девочка могла сделать себе куклу сама. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение.

Слово «узор» обозначало «призор», т. е. «присмотр». На кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: o круги, кресты, розетки – знаки солнца; o женские фигурки и оленей - символы плодородия; o волнообразные линии – знаки воды; o горизонтальные линии – знаки земли; o ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; o вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.

Но, даже когда кукла стала просто игрушкой (появилось лицо), долго еще сохранялось в обычаях простых людей трепетное, бережное и уважительное отношение к ней. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо - неприятностей не миновать. В куклы играли и девочки-малышки, и девушки-подростки, и девушки «на выданье». Они брали своих кукол на посиделки, в гости, в поле. По красоте самодельной куклы судили о вкусе и умениях ее хозяйки. Бывало, что девушка брала с собой корзину с куклами, выходя замуж, и играла ими в свободную от работы и других забот минутку, пока у нее самой не появлялась дочка. Тогда куклы переходили к девочке « по наследству».

Кукол бережно хранили и никогда не выбрасывали. Кукла на самом деле выполняла очень важную роль. С помощью неё старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше накопленный жизненный опыт.

Обрядовая кукла. Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. У наших предков был ужасный обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву им людей. Но однажды кому-то пришло в голову предложить богам вместо живого человека куклу. Взяли обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла – полено спасла человека. Появились и другие куклы – чучела, которых приносили в жертву разным богам. У каждой куклы было своё имя: Кострома, Морена, Купало, Ярило, Масленица, Покосница, и другие. Смысловое содержание обрядовых действий наших предков соединяло в себе идею возрождения жизни, плодородия, благополучия. В ритуалах и обрядах прослеживается желание призвать силы природы на нужные земледельческие действия. Обряды жертвоприношения превратились в настоящие праздники. Наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры, затем «отдавали» богам – топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья.

Многие обрядовые куклы популярны и в наше время. Например, знакомая всем, «Масленица». Кукла делается в человеческий рост из соломы или лыка. Её закрепляют на крестовине из дерева. Солома, как и дерево, олицетворяет буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. На руки её вешают тесёмки, завязывая которые, люди загадывают желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны сгореть вместе с куклой.

Итак, народные куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Изначально кукла служила и тотемом, и обрядовым символом, превратившись позднее в детскую игрушку.

Самые вдохновенные творцы кукол – дети. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Народная кукла может быть игрушкой, оберегом, или участвовать в обрядовых действах.

Куклы – обереги

С самого рождения и до смерти русского человека сопровождали куклы. В старинной русской деревне люди были лишены той элементарной медицинской помощи, как мы её понимаем сегодня. Рождение ребёнка было опасным как для него самого, так и для его матери. Крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы обмануть нечистую силу, совершались многочисленные обряды.

Крестьяне очень тщательно готовились к появлению в семье ребенка. Когда женщина рожала ребенка, то муж или вся семья садилась и делала «кувадок». Подвешивались они в бане перед входом или так, чтобы их было не видно, а они роженицу видели и все боли впитывали в себя. Вместе со свивальниками, пеленкой с уголком от дурного глаза, и одеяльцем, будущему малышу сооружали куклу «пеленашку». Игрушку сворачивали из цветных тряпок, и клали в пустую пока колыбельку: обжить, обогреть. А когда малыш появлялся на свет, куколку укладывали с ним, чтобы сбить злых духов с толку. В кроватке куколка находилась до крещения ребёнка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожающие не защищённому крестом чаду.

Делали «пеленашку» без иголки и без ножниц - нельзя было ни порезать, ни уколоть, ведь в этот талисман вкладывалась материнская сила и забота, которые должны были оберегать младенца. В этой кукле воспроизводились мироощущения русских крестьян. Считалось, что ограничение движения сделает ребёнка незаметным для злых духов, поэтому почти весь первый год жизни младенец проводил в колыбели плотно спеленатый.

Магией старались обеспечить и зачатие ребёнка. Так, во время свадьбы на колени новобрачной клали «пеленашку». Считалось, что после этого к жене приходит материнская сила.

Ребёнку делали также куклу – «бессонницу», которая охраняла сон малыша. Как правило, эти куклы были небольшого размера. Берегиню сна подвешивали над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны.

Укладывая ребёнка спать, мать приговаривала: «Не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!».

В подарок на именины делали куклу - «ангелочка». Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани и нитки.

Меня заинтересовал вопрос: а почему обереговая кукла была безлика? Оказывается, в её безликости больше души и тепла, чем в кукле - подобии человека. Смысл этого намного глубже. Считалось, что, если кукла будет уж очень походить на человека, в нее может вселиться злой дух. Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил.

На Руси, да и у многих славянских народов существовало огромное разнообразие тряпичных кукол. Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не «уходила», то есть рвалась, портилась. Это «вепсская кукла». Принадлежит она северному народу – вепсам, такую куклу еще называют «капусткой» за множество юбок. Делалась она из старых материных вещей, без использования иглы и ножниц. Это для того, чтобы жизнь ребенка не была резаная и колотая. Эта кукла была оберегом. Вепсская кукла отличается ярко выраженной социальной и половой принадлежностью – это образ замужней женщины. Эта кукла была хранительницей домашнего очага, богатства и благополучия. Детали куклы не сшиваются между собой. Её делают из обрывков изношенной одежды, из них же надёргивают нити для путанки и связывания деталей куклы.

Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук. Тряпичную берегиню дарили не только малышу. Такую куколку, сделанную своими руками, мать дарила дочке перед свадьбой, благословляя ее на замужество. В каждом доме, например, обязательно «проживали» и оберегали хозяев от различных болезней двенадцать кукол-лихоманок: Аввареуша, Глазея, Глухея, Желтея, Каркуша, Ледея, Немея, Огнея, Отпея, Пухлея, Трясея, Храпуша. Заговоренные куклы ставились рядком за печкою и хранились до церковного праздника Благовещения Пресвятой Богородицы – 7апреля (26 марта по старому стилю). Накануне Благовещения, ночью, куклы - лихоманки сжигались вместе со старыми соломенными постелями, с человеческими недугами и болезнями.

Во времена всеобщей борьбы с язычеством и невежеством, чтобы не попасть в неприятную историю, эти куклы были видоизменены и из двенадцати превратились в одну. Назвали её - кукла «веснянка».

Куколкой-оберегом пользовались, когда хотели избавиться и от какой-нибудь напасти. Ее брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись, повернись добром». Когда в доме возникали ссоры, куклой выметали «сор из избы».

В большинстве случаев кукла – это образ женщины, богини. Но и мужчина тоже «имел честь» пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил на войну или просто в дорогу собирался. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге.

У каждой хозяйки в доме в «красном углу» была куколка. В некоторых избах кукол насчитывалось не меньше сотни. « Не трудное дело, да даётся не всякому», - говорят в народе. Во-первых, для того, чтобы ваша кукла вышла крепенькой и ладной, нужна определённая сноровка. А во-вторых, главное искусство состояло в умении нарядить куклу. Тут в ход шла вся фантазия маленькой портнихи. Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. В наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. В каждой местности были свои приёмы изготовления кукол. Например, в нашей местности (финогорская группа), крестьяне одевались бедно, не ярко, поэтому и куклы были не яркими. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик: создаются кружки народной игрушки, организуются выставки народного творчества, возрождаются праздничные народные гуляния, в высокой моде находят неожиданные отражения элементы русского народного костюма.

Попробуем и мы смастерить куклу – оберег своими руками. Для детей это занятие очень полезно и увлекательно.

Глава 2. Традиционные технологии изготовления обереговых кукол

2. 1. Мои первые куклы

Изучив литературу по данной теме, побывав на городской выставке народных промыслов и познакомившись с рукотворными работами моего руководителя, появилось огромное желание изготовить обереговых кукол своими руками. По рекомендации руководителя, работу по изготовлению кукол я построила так: o заготовила несколько белых и цветных хлопчатобумажных лоскутов ткани разных размеров; o нитки простые и мулине; o «путанка» для набивки; o инструкции по изготовлению кукол.

Изготовление кукол не простое занятие. Менее сложной в изготовлении оказалась кукла-«ангелочек», но вместе с тем она весьма оригинальна. Как и у многих кукол, у неё есть своя история. Во многих губерниях Росси такую куклу делали в подарок на именины. В нашей местности эта кукла известна больше как «рождественский ангел».

Её изготавливают из простого лоскута белой ткани размером 15х15см. без помощи иглы, только перевязывая лоскут нитью. Лоскут перегибают по диагонали пополам. В центр его закладывают комок спутанных ниток. Его обтягивают в центре лоскута нитью. Два противоположных края расправляют в стороны, два других вниз. Белой нитью сложенный лоскут перетягивают посередине, накладывая пояс, затем через грудь куклы – крест-накрест. Боковые края расправляют крыльями. Кукла готова. Кукла «ангелочек» стала моей первой рукотворной куклой.

После этой куклы появились и другие – «пеленашка», «кувадки», «вепсская», «свадебная пара», «мартинички», «бессонница». Практически все куклы-обереги изготавливаются узелковым способом. Технология изготовления «кувадок» и «вепсской куклы» подробно описана в приложении.

Самой трудной в изготовлении оказалась кукла - «свадебная пара». Эта пара кукол – особенная. В русской свадебной традиции во главе тройки, везущей молодую пару в дом жениха после венчания и церкви, под дугой упряжки подвешивали пару кукол: куклу Невесту и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Такая традиция частично поддерживается и в наше время. У кукол одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку. Куклы можно свободно двигать по «руке». Это нужно для того, чтобы между куклами всегда оставалось место для будущих детишек – кукол «мартиничек» .

Работа по изготовлению обереговых кукол увлекательна и интересна. Пока ещё мои куколки не такие ладные, как хотелось бы.

Для меня эти куколки самые любимые, ведь, сделаны они своими руками. Они хранят тепло моих рук и несут большую смысловую нагрузку. Притягательная безликость кукол будет отводить от моей семьи недуги и напасти. Ведь, если верить в обережные способности куклы, то она и станет «оберегом».

В дальнейшем я планирую продолжить изготовление кукол. Возможно, в моей коллекции появятся и игровые куклы.

2. 2. Прекрасное своими руками

На втором этапе нашей работы мы предложили ученикам 3а класса ответить на вопросы анкеты. Нам было интересно, знакомы ли ребята с историей народной куклы, есть ли у них желание изготовить куклы-обереги своими руками.

В анкетировании приняли участие 24 ученика. Мы обработали анкеты и выяснили, что у нынешних третьеклассников скудные представления о народной кукле, её истории появления в жизни человека-22 чел. У некоторых детей дома есть кукла оберег - 5чел. , но её предназначение им не известно. Большинство мальчиков кукольная тема не заинтересовала. Лишь 15 учеников класса проявили интерес к изготовлению кукол-оберегов.

На уроке технологии я рассказала ребятам о народных куклах, акцентируя их внимание на обереговых. Рассказ сопровождался показом, изготовленных мной, кукол. Ребята внимательно слушали и с неподдельным интересом разглядывали обереговых куколок. Больше всех им понравилась «вепсская» кукла, или «капустка». Именно её ребята захотели изготовить своими руками. Мальчики тоже заинтересовались работой.

Порядок работы, каждое действие по изготовлению куклы я комментировала и показывала, как правильно нужно закреплять детали, чтобы куколка получилась ладной и аккуратной. Необходимый материал (цветные и белые лоскуты ткани, нитки) были приготовлены мной заранее. Последовательно, шаг за шагом, ребята связывали детали будущей куклы, используя традиционные технологии изготовления обереговых кукол. Ребята были увлечены работой, помогали друг другу, делились впечатлениями.

«Берегини» получились яркими, интересными и неповторимыми. Каждая кукла индивидуальна, как любое произведение искусства.

Для создания выставки наших рукотворных кукол мы использовали планшеты, обтянутые тканью. Каждый хотел принять участие в организации выставки. Куколок прикрепили к полотну и подписали, чтобы родители и дети знали автора–создателя куклы. По окончанию работы ребята написали отзыв.

Мы с ребятами решили постоянно пополнять выставку новыми куклами. Родители также могут принять в ней участие.

Первоначально планировалось провести мастер-класс по изготовлению кукол только для учащихся 3а класса. Но, дети других классов, после посещения нашей выставки, также изъявили желание узнать историю народной куклы и изготовить её своими руками. Мои одноклассники охотно вызвались помогать в проведении подобных уроков для учеников первых и вторых классов.

Младшим школьникам было предложено изготовить куклу «ангелочка». Она проста в изготовлении и не требует особых навыков прикладного творчества. Ребята оказались очень отзывчивыми, задавали вопросы, были внимательными и активными. От предложения организовать выставку их рукотворных кукол отказались. Каждый захотел взять куклу домой, подарить её своим близким.

В понимании современного школьника, кукла - это игрушка для девочек.

Только знание истории народной куклы, традиций и быта русского народа, помогает расширить кругозор учащихся по данной теме, привлечь внимание к изучению жизни наших предков, привить элементарные навыки прикладного творчества по изготовлению кукол.

Заключение

Полки современных магазинов радуют взор совершенством разнообразной кукольной продукции. Такими куклами любуются, украшают интерьеры квартир, ими играют дети. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. Именно народные куклы несут в себе такие черты индивидуальности.

Прикоснувшись к истории возникновения народной куклы, мы понимаем, что кукла во все времена служила средством воспитания и развития человека, несла добро и тепло человеческих рук. Она была игрушкой, оберегом, символом обрядовых действий. Многие национальные традиции наших предков забыты. С помощью нашей работы мы повысили интерес учащихся к народной культуре, обратились к истокам создания куклы-оберега. Изучили традиционные технологии изготовления обереговых кукол, овладели основными навыками прикладного творчества.

Возможно, объектом моего следующего исследования станет игровая кукла, изготовленная по традиционным технологиям, дошедшим до нас из глубины веков.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Восточный административный округ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

"Школа № 1512"

Дошкольные группы по адресу ул. Молдагуловой дом 20

«История игрушки-куклы от возникновения до наших дней»

Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями.

Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет . Паяца археологи находят в могилах маленьких египтян. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Головы украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии. Древнейшие египетские куклы несли функцию погребальных даров.

Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати.

Начиная с середины XIX века, в области археологии произошли открытия чрезвычайной важности. В пещерах Франции и Испании были обнаружены произведения эпохи палеолита. Сам ряд изображений - в живописи, графике - свидетельствует о некоей изначальной потребности человека дублировать объект. А что же такое кукла, если не дубль? Животного, человека, духа, наконец.

В Чехословакии, в захоронении "Брно-2" найдена маленькая фигурка из мамонтовой кости. Её конечности были подвижно прикреплены к туловищу. Некоторые исследователи предлагают считать эту находку началом истории куклы. Фигурке из "Брно", по самым приблизительным подсчетам, 30-35 тысяч лет.

Первые куклы, каких мы знаем, связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Это обряды культа сотворения мира и культа умерших предков. Надежды на урожай соединялись с верой в помощь умерших предков. И сейчас еще африканские племена используют в обрядах кукол, как изображения мертвых. Кукла, связанная с областью мертвых и богов, покорила все континенты. От Азии, через Европу и Африку, до Америки. Даже маленьким куклам приписывали функции богов, на что указывает средневековое название кукол - кобольды. Из обрядов рождался кукольный театр. В Индии и юго-восточной Азии главной темой кукольных представлений были деяния богов-героев Махабхараты и Рамаяны. Кукольник являлся подобием творца - Брахмы, а театр кукол - подобием мира.

Таким образом, эти представления имели философские корни. Вообще, на протяжении всей истории куклы зачастую были связаны с философией. Более поздним проявлением использования кукол в обрядах были христианские кукольные представления. Со средних веков и до наших дней они широко распространены в Европе. Куклы принимают участие в торжественных шествиях по случаю христианских праздников. В католических храмах Италии и Испании, наряду с обилием крашеной скульптуры, часто встречаются куклы, изображающие Деву Марию с младенцем и апостолов. Фигуру Богоматери называли «Марион» или «маленькая Мария», откуда и пошло слово «марионетка». Особую роль, как в жизни детей, так и взрослых играли куклы-марионетки. Платон в "Законах" сравнивал человека с игрушкой, а наши страсти с нитями, которые приводят ее в движение. И одежда, и лица поражают натуралистичностью и изяществом. Также у католиков принято устраивать около каждой церкви подобие Вифлеемских ясель. Обычно, персонажи этого библейского сюжета - куклы в человеческий рост, снабженные примитивными механизмами, позволяющими эмитировать движения. Европейская рождественская традиция через Украину и Белоруссию пришла и в Россию, воплотившись в кукольном вертепе. Вертеп - переносной маленький кукольный театр, с двумя сценами, расположенными одна под другой. Верхняя сцена - вифлеемские ясли, нижняя - дворец царя Ирода. С вертепами устраивали представления на ярмарках для простого люда, позже вертепы перекочевали в дома зажиточных горожан. Представления проходили при свете свечей и сопровождались церковным пением.

Со второй половины XVII века Франция начинает задавать всей Европе тон как в области политики, экономики, духовной жизни, так и в области моды. Модных журналов в те времена еще не издавали, а узнавать о новых тенденциях во французской моде желали все модницы Европы. Предприимчивые французы вспомнили, что в древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали раскрашенные глиняные фигурки (фигурины), высотой от 8 до 25 см. И во Франции создают потомков фигуринов - прекрасных пандор. Поистине, пандоры были настоящими произведениями искусства. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров.

Позже, в 60 годы XIX века пандоры переродились в манекен (голландское слово, означающее «мужчинка»).

Но еще раньше, в конце XVII века у пандор появились уникальные собратья - андроидные механизмы. Золотой век механических андроидов приходится на эпоху своеобразного и неповторимого синтеза новой Европейской культуры. За XVIII век было создано необыкновенное количество механических кукол. Это и знаменитая "Музыкантша" Анри-Луи Жаке Дроза, "Писец" и "Рисовальщик" Пьера Жаке Дроза, механические животные и др.

Известно, что куклы для детей начали изготавливать очень давно. Но так как это была кустарная работа и каждая кукла была по своему уникальна, можно сделать вывод, что далеко не у каждого ребенка была возможность иметь такую куклу.

В конце XIX века в России , в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” - она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять. Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена).

В середине XIX века , наряду с промышленным подъемом и экономическим расцветом в Европе , проснулся особый интерес к духовным потребностям ребенка и связи их с экономикой. Начинают открываться фабрики по изготовлению игрушек и, в частности, кукол . Коммерческий успех той или иной фирмы зависел от разнообразия выпускаемой продукции, ее качества и конечно от степени художественности изделий. В наши дни промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. Кукла стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, неким напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром, предметом интерьера. Куклы встречают нас в театре, в магазине, они смотрят на нас с экранов телевизоров или становятся частью рекламных акций.

В XX веке появляется новый жанр искусства, странный и загадочный, - авторская художественная кукла . Двадцатый век - век новых технологий и синтеза искусств. Смешение жанров порождало новые направления и виды художественной деятельности. В результате этого приблизительно в середине ХХ века появился новый вид искусства - авторская кукла. В отличие от театральной куклы, кукольной анимации, от детских кукол для "игры", эти произведения созданы исключительно для созерцания и порой поражают своей неигрушечной глубиной. К настоящему времени этот вид искусства полностью сформировался, обрел собственные направления и течения, имеет своих классиков и авангардистов. Современные авторы уже создают работы, которые можно с большим трудом отнести к куклам, несмотря на их кукольную технологию. Скорее их можно назвать фигурами, объектами. Их нельзя отнести к бутафории, скульптуре малых форм или одетой скульптуре. Они слишком подробны, отточены, ювелирны. И можно с большой степенью вероятности утверждать, что этот вид искусства получит в России интересное и неординарное развитие. Как правило, в авторской кукле каждый художник отдает предпочтение какому-то одному, своему, виду материалов. Классический материал, используемых для создания кукол - фарфор. Он дорог в изготовлении и требует высокого мастерства художника на всех стадиях работы с ним.

В 1970 г . в Советском Союзе был налажен выпуск пластмассы. И появляются куклы малыши, изготовлением которых занимались около 900 предприятий.

У производителей современных кукол главенствующая задача - приворожить маленьких покупателей и их родителей новизной, оригинальностью, технологичностью и многофункциональностью. В связи с резким техническим скачком игрушки стали более «роботизированы».

Современная тенденция - очеловечивание «малыша для малыша». Вершиной в этом направлении можно назвать куклу «My Real Baby». Она любопытна тем, что изобретена в лаборатории искусственного интеллекта и очень похожа на настоящего младенца. На ее маленьком личике может воспроизводиться около 15 различных эмоций, которые меняются в зависимости от того, что вы с ней делаете, как прикасаетесь, как с ней говорите. Но что особо поражает - ее можно научить говорить!

«Растим фотомодель», так говорят некоторые мамы, покупающие малышкам куклу Барби . Она была верным спутником не одного поколения девочек. Сейчас становится все больше и больше «гламурных» барышень, которые хотят себе розовую машинку, модные наряды, белоснежную улыбку и безукоризненного и богатого Кена.

Популярнее Барби сегодня только кукла Братц . Если Барби представляла собой куклу-женщину, то Братц - это непропорциональный подросток с утрированными чертами лица.

Полки современных магазинов радуют взор нескончаемым совершенством разно-образной кукольной продукции. Не сек-рет, что около трети покупок в магазинах игрушек взрослые делают для себя. Таки-ми куклами любуются, украшают интерье-ры квартир, их коллекционируют.

Сегодня, к сожалению, утеряны древ-ние корни возникновения куклы. Изна-чально она служила и тотемом, и обрядо-вым символом, превратившись позднее в детскую игрушку.

Самые вдохновенные творцы кукол — дети. Кукла — зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь пол-ноправными членами общества, а для взрослых — это единственная возможность вернуться в мир детства.

(К Слайду по изготовлению пеленашки) . Но са-мой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, ожив-лена собственной вдохновенной фантази-ей. Пусть в ней не будет безукоризненно симметричных линий и четко вырисован-ных черт многократно тиражированного лица, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной на-полняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы на-зываем душой.

6 век н.э. - в Японии появляются куклы-неваляшки. Наверное, это самая старая игрушка, в которой человек сознательно использовал принцип устойчивого равновесия.

19 век - появилась первая русская матрешка , она сразу снискала небывалое признание, как символ русского народного искусства. Прообразом матрешки явилась завезенная с острова Хонсю фигурка буддийского монаха Фу-ку-ру-му, в которой находилось несколько фигурок, вложенных одна в другую.

19 век-1840г. - в США производителю кукол удается получить патент - впервые кукол начинают выпускать серийно.

19 век-1884г. - начало истории шведской компании BRIO , крупнейшего производителя экологических деревянных игрушек. Сегодня игрушки BRIO продаются более чем в сорока странах мира.

19 век -1887г. - Йоханом Мезелем изобретена говорящая кукла . В 1820-м она была модернизирована Томасом Эдисоном - в куклу вмонтировали фонограф.

1915 - Джонни Грулл, газетный художник, начинает продажу кукол Энн - копий куклы, сделанной для дочери Марселлы.

1927 - изобретен особый вид пластмассы - полистрол . Хотя один из видов пластмассы, целлулоид, был изобретен в 1860-ых, полистрол стал первым достаточно прочным материалом, чтобы удовлетворить запросы производителей игрушек.

1959 - Эллиот Хандлер и его жена Рут создают куклу Барби . Сегодня каждую секунду продается по одной кукле Барби.

1965 - Стэнли Вестон создает куклу для мальчиков. Герой заимствован из телешоу и назван Лейтенантом Джо. К удивлению многих производителей игрушек, убежденных в том, что мальчики не играют с куклами, Джо становится более популярным, чем телевизионный герой. Интересен тот факт, что подругу Джо, выпущенную год спустя, ожидал полный провал.

Такая история развития игрушки-куклы дошла до нашего времени.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Задержка развития речи и массаж Массаж воротниковой зоны развития речи Задержка развития речи и массаж Массаж воротниковой зоны развития речи Рубцы на лице после прыщей — как избавиться: кремы, мази, аптечные средства, маски, косметические и медицинские методы Рубцы на лице после прыщей — как избавиться: кремы, мази, аптечные средства, маски, косметические и медицинские методы Подбираем цвет волос под цвет глаз Какой блонд идет кареглазым Подбираем цвет волос под цвет глаз Какой блонд идет кареглазым