Гигиенические требования к одежде ребенка. Гигиенические требования к детской одежде и обуви

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Одежда.

Гигиеническое значение одежды - предохранять от загрязнения, метеорологических факторов и повреждения кожи (социальное значение - скрывать стыд, украшать). Удобная, отвечающая требованиям гигиены обувь, красивая модная одежда положительно сказываются на нашем здоровье. И это не только эмоции. Одежда должна создавать благоприятный микроклимат для тела. Человек должен одеваться по погоде, избегая перегревания или переохлаждения. Для этого ткань должна удовлетворять гигиеническим требованиям.

Три показателя характеризуют гигиенические свойства одежды: теплопроводность, воздухопроницаемость и гигроскопичность.

Теплопроводность - свойство ткани проводить тепло тела в окружающую среду. Теплопроводность одежды зависит от количества воздуха, содержащегося в ткани. Поэтому одежда из рыхлых и пушистых тканей лучше сохраняет тепло. В холодное время ткань должна быть малой теплопроводности, а в жаркий период предохранять от перегревания. Просторная, свободного покроя летняя одежда отводит тепло от организма.

Гигроскопичность - способность ткани впитывать влагу.

Воздухопроницаемость - способность ткани пропускать воздух и влагу. Бельевая ткань, прилегающая к коже, должна быть гигроскопичной (впитывать пот) и обладать хорошей воздухопроницаемостью.

Белье из полимерных материалов имеет положительные свойства: меньше изнашивается и обладает большей воздухопроницаемостью, чем натуральные ткани; антимикробно, лучше пропускают УФ-лучи. Его отрицательные свойства: накапливает отрицательное электричество, обладает малыми сорбционными свойствами (не впитывают пот), теплопроводны (в холодное время в нем холодно), что ограничивает его применение для нательного или детского белья. Под влиянием солнечных лучей, повышенной температуры - полимерные материалы выделяют продукты распада, которые могут вызвать аллергию, экзему, местное воспаление.

Обувь защищает от механических повреждений и неблагоприятных метеорологических условий. Гигиенические требования: не должна нарушать кровоснабжение в нижних конечностях, не препятствовать испарению пота, не деформировать стопу, не мешать росту молодых ног; должны быть мягкой, не жать. Обувь на жесткой несгибаемой подошве (у японцев - деревянные башмаки) снижает пластичность стопы, шаг делается мелким, мышцы голени испытывают повышенную нагрузку и перенапрягаются. Лучший материал - натуральная кожа: она прочная, мягкая, с малой теплопроводностью, хорошей воздухопроводимостью.

В холодное время самые гигиеничные - валенки. Высокий каблук (выше 5 см) способстивует отечности ног, ухудшает кровоснабжение, смещает центр тяжести тела вперед: изменяется походка, смещаются позвоночник и тазовые кости, что отражается на родах.

Тесная обувь способствует отморожению, приводит к хроническим мозолям на пятке, подошве, между пальцами и над суставами. Узкая обувь в средней части стопы приводит к нейроме - сжатию нерва, что проявляется в сильных болях (надо снимать обувь и делать массаж). Узконосая обувь на высоком каблуке вредна вдвойне: тяжесть перемещается на носок, связки ног не выдерживают, развивается поперечное плоскостопие, сдавливаются сосуды и нервы, что приводит к быстрой утомляемости, расширению вен, раздражительности, болям в пояснице. Носить их рекомендуется только в торжественные дни. У 40% женщин стопы деформированы в связи с хождением на высоких каблуках и узкой обуви, что с возрастом вызывает воспаление суставов стоп.

Личная гигиена современного человека должна включать знание гигиенических правил обращения в быту с бытовой техникой и синтетическими материалами.

Бытовая техника - телевизоры, компьютеры, печи СВЧ и др. - вызывают электромагнитные волны, создают положительные аэроионы и электромагнитные поля (ЭМП), которые можно наблюдать в виде помех при работе телевизора, шум, вибрацию (стиральная машина). ЭМП вызывают три синдрома: астенический, астено-вегетативный и диэнцефальный, а также снижают в воздухе помещений количество отрицательно заряженных ионов, благотворно действующих на человека. С гигиенической точки зрения для сохранения здоровья необходимо ограничить общение с бытовой техникой, соблюдать дистанцию, выполнять элементы ЗОЖ - пребывание на свежем воздухе и т д. Рекомендации: использовать приборы, прошедшие стандартизацию; влажная уборка помещения, регулярное проветривание.

Бытовые синтетические материалы - ковролин, мебель, обивка стен и т. д. - загрязняют воздух жилища токсическими веществами (фенол, формальдегид и т.д.), накапливают статическое электричество - и в результате вызывают в организме аллергические и воспалительные реакции, снижение иммунитета. Гигиенические рекомендации: частое проветривание воздуха при новой мебели, соблюдение требований ЗОЖ, в первую очередь - пребывание на свежем воздухе.

Личная гигиена предусматривает соблюдение чистоты и гигиенического режима в жилье, поскольку предметы быта и жилье могут быть местом скопления пыли, микроорганизмов, продуктов жизнедеятельности плесневых грибков, клещей, бытовых насекомых и др. Это приводит к распространению возбудителей туберкулеза, аллергических заболеваний и др. Ежедневное использование пылесоса - показатель культуры жителей квартиры и реальная профилактика этих заболеваний.

Омская государственная медицинская академия

Кафедра гигиены с курсом гигиены детей и подростков.

Курсовая работа.

Гигиенические требования к детской одежде и обуви. Элементы личной гигиены


ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Постановление

Москва

17.04.2003 № 52

Об отмене Сан Пин 42-125-4390-876 в части одежды.

На основании Федерального закона "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации 1999, N 14, ст.1650) и "Положения о государственном санитарно- эпидемиологическом нормировании", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295)

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. С момента введения в действие санитарных правил "Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых. СанПиН 2.4.7./1.1.1286-03", с 20.06.2003 года считать утратившим силу "СанПиН 42-125-4390-87. Вложение химических волокон в материалы для детской одежды и обуви в соответствии с их гигиеническими показателями", в части, касающиеся одежды, утвержденных 13.07.1987 г.

Гигиена детей и подростков

«Гигиена детей и подростков» - это учебная дисциплина, из самого названия которой видно, что она занимается гигиеническими проблемами детей и подростков. Эти проблемы касаются огромного контингента населения Российской Федерации. По данным последней переписи населения (1989), в России проживает свыше 40 млн детей и подростков в возрасте до 17 лет (включительно) - 27,2 % населения страны. На 1 января 1999 г., по данным Отдела медицинской статистики и информатики Министерства здравоохранения России, абсолютное число детей до 15 лет (включительно) составляло 27 833 383 человека (38,3 % населения страны), но не только численность детского населения определяет большое значение тех вопросов, которые изучает предмет «гигиена детей и подростков».

По сравнению с взрослыми дети находятся в своеобразных условиях, поэтому гигиенические принципы обучения и воспитания не совпадают с принципами профессионального труда или общественного существования взрослых.

Детям свойственны такие биологические особенности, которые резко, не только количественно, но и качественно, отличают их от взрослых и требуют для них несколько иной гигиены, отличающейся от «гигиены взрослых». Об этом более 100 лет назад (1898) говорил в своей вступительной лекции студентам Военно-медицинской академии выдающийся педиатр Н.П. Гундобин: «Гигиена детского возраста, благодаря анатомо-физиологическим особенностям организма, будет иная, чем у взрослых».

Основная особенность детей и подростков заключается в том, что в отличие от взрослых их организм не достиг еще полной зрелости, а находится в процессе роста и развития.

Проблема роста и развития не встает ни перед одной другой отраслью гигиены и придает гигиене детей и подростков особую специфику. Незавершенность развития организма детей и подростков обусловливает его пластичность. Организм детей и подростков в большей степени по сравнению с взрослыми подвержен влиянию как благоприятных, так и неблагоприятных воздействий. Поэтому гигиеническое значение приобретают воздействия весьма малой интенсивности, микродозы, которые для взрослых могут оказаться (а часто и оказываются) незаметными и незначительными. В настоящее время эти проблемы усугубляются ухудшением во многих населенных местах эколого-гигиенической ситуации.

Основное же отличие организма детей и подростков от организма взрослого человека в том, что внешние воздействия сказываются не только на его функциональном состоянии в настоящий момент, но и очень сильно влияют на его развитие и дальнейшее существование.

Здоровье взрослого населения в значительной степени определяется здоровьем детей, так как многие формы патологии формируются в детстве.

Все эти проблемы изучает гигиена детей и подростков.

Если гигиена изучает влияние факторов окружающей среды (природных и социальных) на организм человека и разрабатывает научно обоснованные нормативы и рекомендации, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека, то гигиена детей и подростков, кроме этого, учитывает благоприятное развитие ребенка в данных условиях.

Таким образом, гигиена детей и подростков ~ профилактическая медицина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, а также влияние этих условий на здоровье и функциональное состояние растущего организма и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятного развития организма детей и подростков.

Задача гигиены детей и подростков, как и гигиены вообще, в конечном счете, сводится к нормированию внешней среды, т.е. к установлению норм и их последующему осуществлению Задача гигиены детей и подростков заключается в следующем: не нарушая естественного хода процессов развития организма ребенка, целенаправленно воздействовать средой и воспитанием на формирование здорового человека, совершенствовать его функциональные и физические возможности.

Гигиенические требования к предметам детского обихода:

С первых минут жизни ребенок постоянно соприкасается с вещами окружающего его нового мира. Это одежда, начиная с пеленок, подгузников, постельного белья (в последующем ее набор существенно расширяется), обувь. Взрослея, ребенок приобщается к миру игрушек и игр (в том числе электронных), детским книгам, в школьные годы - к учебникам и учебным пособиям, в это же время его окружают школьные принадлежности, включая технические средства обучения и персональные компьютеры. Мебель и различное оборудование также являются постоянными элементами окружающей ребенка среды - предметами обихода детей и подростков. Известно, что социально-гигиенические факторы, условия воспитания и обучения детей в образовательных учреждениях оказывают выраженное влияние (28-35%) на формирование здоровья подросткового поколения. От образа жизни зависит в 3-11% случаев заболеваемость детей до 11 лет. Это указывает на значимость гигиенически адекватной среды, окружающей ребенка и формирующей его как личность, здоровую в физическом и психическом плане. Условия жизнедеятельности должны быть благоприятными для обучения и воспитания и способствовать нормальному росту и развитию детей.

Это возможно, если предметы детского обихода соответствуют морфофункциональным особенностям детей различного пола и возраста и отвечают физиолого-гигиеническим требованиям.

Основным гигиеническим требованием к предметам детского обихода является их безвредность для здоровья ребенка.


ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА И ОБУВЬ

Функции одежды.

Одежда служит человеку для защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды, предохраняет поверхность кожи от механических повреждений и загрязнений. С помощью одежды вокруг тела создается искусственный пододежный микроклимат, значительно отличающийся от климата внешней среды. Температура его колеблется от 28 до 34 °С, относительная влажность составляет 20-40 %, скорость движения воздуха очень незначительна, содержание углекислоты колеблется в пределах 0,006-0,097 %. Создавая пододежный микроклимат, одежда существенно снижает теплопотери организма, способствует сохранению постоянства температуры тела, облегчает терморегуляторную функцию кожи, обеспечивает процессы газообмена через кожные покровы.

Защитные свойства одежды особенно важны для детей, так как:

В детском возрасте механизмы терморегуляции весьма несовершенны, переохлаждение и перегревание организма могут привести к нарушениям в состоянии здоровья;

Дети отличаются большой двигательной активностью, при которой уровень теплопродукции возрастает в 2-4 раза;

Кожа детей нежна и легко ранима;

Кожное дыхание имеет больший удельный вес в обменных процессах организма, чем у взрослых.

Одежда детей по своей конструкции и физико-гигиеническим показателям материалов должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям, виду деятельности и метеорологическим условиям; не препятствовать быстрому и легкому надеванию и снятию, способствовать воспитанию эстетического вкуса ребенка.

Требования, предъявляемые к материалам, используемым в производстве одежды.

При оценке детской одежды санитарно-гигиенической экспертизе подлежат ткани, используемые для ее изготовления, пакеты тканей - комплекты размером 1 м 2 , состоящие из верхнего покровного слоя, теплозащитного слоя и подкладки, а также готовые изделия.

Волокна, из которых изготавливаются ткани, могут быть натуральными (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные), искусственными или синтетическими. Нити, производимые из волокон, бывают кручеными и плотными или рыхлыми и пушистыми. По структуре ткани подразделяются на тканые и трикотажно-вязаные.

Использование тех или иных тканей для производства детской одежды связано с их физико-гигиеническими показателями: толщиной, массой, объемной массой, пористостью, воздухо- и паропроницаемостью, гигроскопичностью, влагоемкостью, гидро- и липофильностью, а также теплопроводностью. Эти свойства в значительной мере определяются структурой ткани, количеством и размером пор, заполненных воздухом.

Толщина тканей измеряется в миллиметрах и непосредственно влияет на теплозащитные свойства ткани. В материалах, имеющих большую толщину, содержится больше воздуха, который обладает очень низкой теплопроводностью. Следовательно, чем толще материал, тем он теплее (например, батист - 0,1 мм, драп - 5 мм, натуральный мех - 30-50 мм).

Масса ткани измеряется в граммах по отношению к определенной площади материала (1 м 2 или 1 см 2). Гигиенически оптимальной является ткань с минимальной массой и сохранением всех необходимых ей свойств (например, крепдешин - 25 г/м 2 , драп - 77 г/м 2 , натуральный мех - 1000,0 г/м 2).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство Здравоохранения Украины

Запорожский государственный медицинский университет

Кафедра гигиены и экологии

Реферат

на тему: «Гигиенические требования к одежде и обуви »

Подготовила студентка 3 курса,11 группы

Першина В.Д.

Преподаватель

Федорченко Р.А.

г.Запорожье 2017

План

Вступление

Классификация одежды

Гигиенические требования

Гигиеническая классификация одежды

Гигиенические требования к обуви

Гигиенические требования к натуральным искусственным материалам

Литература

Вступление

Одежда (гигиенические требования) должна обеспечивать тепловое равновесие организма в разных метеорологических условиях, а также защищать тело от механических повреждений и загрязнения. Она должна соответствовать условиям погоды с учетом интенсивности мышечной деятельности и состояния организма (болезнь, возрастные и половые особенности и пр.). Теплозащитные свойства одежды зависят от веса и качества материала, из которого сделана одежда, его толщины и подвижности в нем воздуха. Так, поролон обладает более высокими теплозащитными свойствами, чем вата. Температура воздуха пододежного пространства должна сохраняться в пределах 28--32° при относительной влажности 20--40%. Для ограничения подвижности пододежного воздуха целесообразно применять ветрозащитные покрытия из тонких плотных тканей с малой воздухопроницаемостью и максимальной герметизацией пододежного пространства. От ветра при низких температурах воздуха лучше всего защищает одежда из кожи или прорезиненной ткани. Теплозащитные свойства одежды повышаются при использовании многослойной одежды. Для обеспечения свободного удаления влаги, выделяющейся с поверхности тела, нужно использовать (особенно для белья) натуральные ткани, обладающие высокой влагоемкостью и паропроницаемостью. Синтетические ткани более пригодны для наружного слоя одежды. Чтобы теплозащитная одежда была более легкой (особенно детская), ее лучше делать из тонких синтетических тканей в сочетании с легкими утеплителями. Голову, поясницу, ноги и руки защищают от охлаждения особенно тщательно. Следует избегать избыточного утепления, чтобы не вызвать усиленного потоотделения (особенно у детей), так как увлажнение одежды ведет к резкому падению ее теплозащитных свойств, что может привести к переохлаждению тела и появлению простудных заболеваний.

Классификация одежды

В связи с различными физиологическими особенностями организма, характером выполняемой работы и условиями окружающей среды различают несколько типов одежды:

- бытовая одежда , изготавливаемая с учетом сезонных и климатических особенностей (зимняя, летняя, одежда для средних широт, севера, юга);

- детская одежда , которая при малой массе, свободном покрое и изготовлении из мягких тканей обеспечивает высокую теплозащиту в холодное время года и не приводит к перегреванию летом;

Профессиональная одежда , сконструированная с учетом условий труда, защищающая человека от воздействия профессиональных вредностей. Видов профессиональной одежды много; это обязательный элемент средств личной защиты работающего. Одежда часто имеет решающее значение в ослаблении влияния неблагоприятного профессионального фактора на организм;

- спортивная одежда , предназначенная для занятий различными видами спорта. В настоящее время конструированию спортивной одежды придается большое значение, особенно в скоростных видах спорта, где ослабление трения воздушных потоков о тело спортсмена способствует улучшению спортивных результатов. Кроме того, ткани для спортивной одежды должны быть эластичными, с хорошей гигроскопичностью и воздухопроницаемостью;

- военная одежда , особого покроя из определенного ассортимента тканей, которые должны обладать хорошей гигроскопичностью, воздухопроницаемостью, хорошо сохранять тепло, быстро высыхать при намокании, быть износоустойчивыми, пылестойкими, легко отстирываться. При носке ткань не должна обесцвечиваться и деформироваться. Различают повседневную, парадную и рабочую военную одежду. Кроме того, имеются комплекты сезонной одежды. Покрой военной одежды различен и зависит от рода войск.

- больничная одежда , состоящая преимущественно из белья, пижамы и халата. Такая одежда должна быть легкой, хорошо очищаться от загрязнений, легко дезинфицироваться, ее обычно изготавливают из х/б тканей. Покрой и внешний вид больничной одежды требуют дальнейшего совершенствования. В настоящее время возможно изготовление больничной одежды одноразового пользования из бумаги особого состава.

Гигиенические требования

Бельевые материалы не должны препятствовать выделению и испарению пота, прилипать к коже во влажном состоянии.. Наилучшие гигиенические свойства имеет белье из хлопчатобумажных волокон, особенно трикотажное. Оно обладает большой воздухопроницаемостью, мягкостью, плотно облегает тело человека, не стесняет его движений и легко стирается.

Платья, блузки и верхние сорочки лучше выбирать из хлопчатобумажных и хлопково-вискозных тканей. Они имеют высокую воздухопроницаемость и хорошо стираются. Высокие требования необходимо предъявлять не только к повседневной одежде, но и к школьной форме, которая должна выполнять помимо всех указанных выше функций - эстетическую функцию. Школьная форма должна быть удобна, не стеснять движений школьника, хорошо сохранять форму, быть малосминаемой и, что немаловажно, красивой и стильной. Для изготовления одежды, отвечающей всем этим требованиям, в наибольшей степени подходят ткани из смешанных волокон (натуральных и синтетических) в оптимальных соотношениях.

Материалы верхней одежды должны быть влагопроводными, чтобы своевременно удалялась влага из пододежного пространства. Однако вследствие большой толщины зимней одежды ее влагопроводность ограничена. При выборе для детей верхней одежды предпочтительнее изделия также из натуральных тканей.

Основным документом, устанавливающим гигиенические требования к продукции, является закон «О санитарно-эпидемиологическом благо получии населения» . Согласно этому закону государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее санитарные правила) нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиоло-гические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровья человека, а такжеугрозу возникновения или распространения заболеваний. Продукция по своим свойствам и показателям должна соответствовать санитарным правилам. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие разработку, производство, транспортировку, закупку, хранение и реализацию продукции, в случае установления ее несоответствия требованиям санитарных правил обязаны приостановить такую деятельность, изъять продукцию из оборота и принять меры по использованию продукции в целях, исключающих причинение вреда человеку, или ее уничтожить. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых устанавливаются Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03. Эти санитарные правила направлены на обеспечение населения безопасной для здоровья продукцией и предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся производством и реализацией детской и взрослой одежды, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический контроль. Соблюдение требований этих санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся производством и (или) реализацией детской и взрослой одежды, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический контроль. Соблюдение требований этих санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся производством и (или) реализацией детской и взрослой одежды. Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к органолептическим, физико-гигиеническим, санитарно-химическим и токсиколого-гигиеническим показателям изделий (одежды и материалов, используемых для ее изготовления) с целью предупреждения их неблагоприятного воздействия на здоровье человека. Санитарные правила распространяются на изделия швейные и трикотажные бельевые, платьево-блузочного и пальтово-костюмного ассортимента, чулочно-носочные, платочно-шарфовые, головные уборы, а также кожаные и меховые, изготовленные из натурального сырья, подвергшегося в процессе производства обработке (окраске, пропитке, воздействию ионизирующего излучения и т.д.), и из химических волокон и нитей. Санитарные правила не распространяются на спецодежду.

Нормативные документы в части регламентации и обеспечения гигиенических требований к детской и взрослой одежде не должны противоречить настоящим санитарным правилам. Детская и взрослая одежда допускается к реализации только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их данным санитарным правилам.

Также действуют национальные стандарты, устанавливающие требования к гигиеническим показателям. Требования к содержанию в текстильных материалах свободного формальдегида устанавливаются ГОСТ Р 50729-95 Материалы текстильные.

Гигиеническая классификация одежды

По СанПиН 2.4.7./1.1.1286-03 степень безопасности изделий определяется гигиенической классификацией, где основными классифицирующими элементами являются площадь непосредственного контакта с кожей, возраст пользователя и продолжительность непрерывной носки.

В зависимости от площади тела, контактирующего с одеждой, изделия по балльной системе подразделяются на:

· имеющие непосредственный контакт с кожей на большой поверхности (от 15% площади тела и более) . 1 балл;

· имеющие непосредственный контакт с кожей на небольшой поверхности (менее 15% площади тела) . 2 балла;

· не имеющие непосредственного контакта с кожей. 3 балла.

В зависимости от возрастных физиологических особенностей изделия по балльной системе подразделяются на изделия для:

· новорожденных. 0 баллов;

· детей до 3 лет включительно. 1 балл;

· детей от 4 до 7 лет включительно. 2 балла;

· детей от 8 до 12 лет включительно. 3 балла;

· подростков от 13 до 15 лет включительно. 4 балла;

· для девушек, юношей и взрослых от 16 лет. 5 баллов.

В зависимости от продолжительности непреры вной носки и частоты использова ния изделия по балльной системе подразделяются на:

· регулярного использования (ежедневно от 4 часов и более) . 1 балл;

· эпизодического использования (1-2 раза в неделю. не более 4 часов) . 2 балла.

В соответствии с гигиенической классификацией по балльной системе для каждого конкретного изделия следует определять классифици рующий показатель (КП), устанав ливающий степень риска воздействия изделия на здоровье детей и взрослых, по формуле :

КП=?Б 1 /(?Б max -?Б min)+1

Б - сумма баллов, присвоенных изделию в соответствии с классификацией;

Max Б - максимально возможная сумма баллов, присвоенных изделию в соответствии с классификацией;

Min Б - минимально возможная сумма баллов, присвоенных изделию в соответствии с классификацией.

Изделия в зависимости от значения классифицирующего показателя подразделяют на 4 класса:

· 1 класс. классифицирующий показатель. 0,38-0,55;

· 2 класс. классифицирующий показатель. 0,56-0,70;

· 3 класс. классифицирующий показатель. 0,71-0,92;

· 4 класс. классифицирующий показатель. 0,92-1,25.

Одежда для детей, подростков и взрослых в зависимости от класса должна соответствовать гигиеническим требованиям по органолептическим, физико-гигиеническим, санитарно-химическим и токсиколого-гигиеническим показателям, которые определены санитарными правилами.

Определение показателей проводится в установленном порядке испытательными лабораторными центрами, аккредитованными на право проведения санитарно-эпидемиологической оценки на соответствие действующей нормативной документации.

Токсиколого-гигиенические показатели оцениваются индексом токсичности, который определяет уровень миграции химических веществ. Индекс токсичности определяется в установленном порядке и должен находиться в пределах значений 70 . 120%.

Физико-гигиенические показатели в зависимости от класса должны соответствовать требованиям, представленным в табл. 1.

Таблица 1

Кроме этого устанавливаются специальные гигиенические требования к одежде для новорожденных детей (первые 28 дней жизни), согласно которым изделия для них должны изготавливаться только из натуральных тканей и полотен. Использование химических нитей и волокон допускается только для швов, не соприкасающихся с кожей ребенка. Применение отделки из синтетических материалов (кружев, шитья, вышивки, аппликаций) допускается на одежде, предназначенной для кратковременной носки. Причем отделка не должна контактировать с кожей ребенка. По физико-гигиеническим, санитарно-химическим и токсиколого-гигиеническим показателям одежда должна соответствовать вышеуказанным требованиям.

При изготовлении одежды для новорожденных все соединительные швы с обметыванием срезов должны быть выполнены на лицевую сторону. В конструкции необходимо предусмотреть отсутствие швов и узлов на изделиях в местах возможного соприкосновения головы и тела ребенка с поверхностями, а также отсутствие пуговиц, кнопок в местах, прилегающих к телу. Кроме того, недопустимо изготовление изделий, надевающихся через голову ребенка.

На этикетках готовых изделий для новорожденных следует предусматривать надпись: «Предварительная стирка обязательна».

Выполнение требований по выделению свободного формальдегида является необходимым с точки зрения экологической безопасности продукции. Основанием для разработки экологических стандартов в текстильной и легкой промышленности служит все более актуальная кампания за экологическую чистоту, которая ужесточает требования по предотвращению загрязнения среды обитания человека. Швейная продукция и соответствующие текстильные материалы являются составляющими среды обитания человека, поэтому требования к предельно допустимым нормам содержания формальдегида являются особенно важными и принимаются во внимание при их сертификации. Особенно велика концентрация свободного формальдегида у тканей, подвергшихся дополнительным заключительным отделкам препаратами на основе предконденсатов термореактивных смол. К таким отделкам относят придание формоустойчивости, несминаемости, малоусадочности, которые в свою очередь повышают качество готового швейного изделия и сохранение его товарного вида в процессе эксплуатации.

Согласно СанПиНу установлены следующие предельно допустимые концентрации свободного формальдегида для материалов бытового назначения (стандарт не распространяется на спецодежду):

Группа 1 (материалы текстильные, предназначенные для изготовления изделий

пальтово-костюмного ассортимента) . 1000 мкг/г;

Группа 2 (материалы текстильные, предназначенные для изготовления изделий

платьево-блузочного ассортимента и сорочек верхних) . 300 мкг/г;

Группа 3 (материалы текстильные, предназначенные для изготовления нательного

и постельного белья, в том числе для детей всех возрастных групп, кроме детей в возрасте до 1 года) . 75 мкг/г;

Группа 4 (материалы текстильные, предназначенные для изготовления изделий для детей в возрасте до 1 года) . без содержания формальдегида.

Кроме того, для материалов текстильных, предназначенных для изготовления изделий платьево-блузочного ассортимента и сорочек верхних из вискозных волокон (100%), содержание свободного формальдегидадопускается до 500 мкг/г.

Следует отметить, что по данному документу материалы для одежды разделены на 4 класса, но эта градация не соответствует гигиенической классификации одежды по СанПиН.

Особое место занимают национальные стандарты по нормированию физико-гигиенических показателей для трикотажных изделий.

По ФЗ «О техническом регулировании» национальные стандарты обязательны к применению в части требований, обеспечивающих достижение целей законодательства РФ о техническом регулировании.

Первоочередной целью является повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан. Следовательно, физико-гигиенические требования стандартов являются обязательными.

Кроме этого выполнение данных требований необходимо при сертификации трикотажных изделий.

ГОСТ Р 50966-96 Изделия трикотажные детские верхние. Нормы физикогигиенических показателей распространяется на трикотажные детские верхние изделия и трикотажные полотна (купоны, детали), предназначенные для изготовления детских верхних изделий, и устанавливает нормы по следующим физико-гигиеническим показателям: гигроскопичности, воздухопроницаемости, удельного поверхностного электрического сопротивления.

Показатель воздухопроницаемости должен быть не менее 100 дм3/м2/с.

Показатель гигроскопичности для ясельной, дошкольной и школьной возрастной группы: одежда ткань натуральный искусственный

Для блуз, сорочек, летних платьев. не менее 8-9%;

Показатель гигроскопичности для подростковой возрастной группы:

Для блуз, сорочек, летних платьев. не менее 6-9%;

Для других видов изделий. не менее 1-9%.

Оптимальное значение гигроскопичности. 9-25% для всех видов изделий всех возрастных групп.

Показатель удельного поверхностного электрического сопротивления должен быть не более:

Для изделий из хлопчатобумажной, хлопкосиблоновой, хлопкополиэфирной, вискозной пряжи и их сочетаний с синтетическими нитями и пряжей. 1013 Ом;

Для изделий из других видов сырья и сочетаний. 1014 Ом.

ГОСТ Р 50720-94 Изделия трикотажные детские бельевые. Нормы физикогигиенических показателей устанавливает требования к трикотажным детским бельевым изделиям и трикотажным полотнам, предназначенным для изготовления детских бельевых изделий. Номенклатура нормируемых показателей аналогична, а именно: гигроскопичность, воздухопроницаемость и удельное поверхностное электрическое сопротивление. Так как бельевые изделия имеют больший контакт с кожей ребенка, чем верхние изделия, то и нормы физико-гигиенических показателей более жесткие.

Все вышеперечисленные показатели нормируются в зависимости от вида изделия и возрастной группы. Помимо того, кроме допустимых представлены оптимальные значения показателей гигиенических свойств, позволяющие достигнуть большей эргономичности изделия.

Так, например, допустимая гигроскопичность для всех видов изделий, кроме купальных, всех возрастных групп составляет не менее 9.13 %, а оптимальная. 13.18%.

Для купальных изделий эти значения 7.10% и 2.7% соответственно. Аналогичны требования к воздухопроницаемости: допустимые значения 150.200 дм3/м2с, а оптимальные. 300.400 дм3/м2с. Допустимые значения удельного поверхностного электрического сопротивления составляют не более 1013 Ом, а оптимальные. не более 1010.12 Ом. Для купальных изделий этот показатель не определяется.

ГОСТ 31228-2004 устанавливает нормы физико-гигиенических показателей для трикотажных бельевых изделий для женщин и мужчин, а также для трикотажных полотен, используемых для изготовления бельевых изделий для женщин и мужчин.

Г игиенические требования к обуви

К обуви предъявляются такие же гигиенические требования, как и к одежде. Она обеспечивает защиту организма от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды и предохраняет стопу от механических повреждений. Складываются гигиенические требования к обуви из требований к конструкции и размеру, обусловленных особенностями строения стопы в период роста, и к материалам, из которых изготавливают обувь. Рациональная обувь, т. е. соответствующая анатомо-физиологическим особенностям детской стопы, обеспечивает ее нормальное развитие, предохраняет от деформаций и заболеваний, от развития плоскостопия, потертостей, мозолей и т. п. Обувь для детей должна точно соответствовать длине и ширине стопы, не быть слишком узкой или свободной.

Важной функцией обуви является обеспечение благоприятного микроклимата вокруг стопы. Температурно-влажностный режим в обуви, как правило, зависит от материала, из которого изготавливается обувь, в том числе стелька, имеющая непосредственный контакт с кожей стопы. Для нормального функционирования стопы стелька должна обладать пластичностью, тепло- и влагозащитными свойствами, гигроскопичностью и вентиляционной способностью; ее изготавливают только из натуральной кожи.

В качестве подошвенных материалов рекомендуются материалы, обладающие хорошими теплозащитными свойствами: пористая резина «Малыш» -- для низа утепленной и спортивной обуви; пористая резина «Депора» -- для низа обуви весенне-зимнего назначения; полиуретан -- для низа утепленной обуви и подошв в комбинации с натуральной кожей в обуви осенне-весеннего ассортимента.

Наилучшим материалом для изготовления детской обуви, в том числе зимней, является натуральная кожа. Для летней обуви в качестве верха рекомендуются также различные текстильные материалы: рогожка, полудвунитка, прогулочная, джинсовая и т. п. Для верха утепленной обуви пригодны сукно, драп, шерстяные и полушерстяные материалы, фетр, войлок и др., из синтетических материалов -- фловерлак при условии применения натуральных утеплителей и подкладки. В условиях холодных зим с устойчивым снежным покровом широко применяется валяная обувь, обладающая высокими теплозащитными свойствами, но ограничивающая подвижность стопы. При возращении детей с улицы в помещение валяную обувь, как и другую утепленную, следует снимать.

В сырую погоду, особенно в осенне-весенний период, можно носить резиновую обувь, которая лучше всего защищает ноги от промокания. Надо следить за тем, чтобы дети в данной обуви находились минимальное время и обязательно надевали резиновые сапоги на толстый шерстяной носок. В помещении резиновые сапоги необходимо снимать.

Недопустимо использование для постоянной носки, особенно в помещении, спортивной обуви (кеды, полукеды, кроссовки, спортивные резиновые тапочки и пр.). Это обувь специального назначения, поэтому не может быть рекомендована в качестве сменной или домашней обуви.

В конструкции "детской обуви, за исключением обуви для детей раннего возраста (пинетки), должен быть предусмотрен каблук разной высоты: для дошкольников, а также в домашней (сменной) обуви -- 5--10 мм; для младших школьников"--не более 20 мм; для старшей группы школьников -- 20--30 мм; для выходной обуви девочек -- до 40 мм. Повседневное ношение обуви на высоком каблуке (выше 40 мм) девочками-подростками вредно и недопустимо: происходит уменьшение площади опоры стопы, смещается центр тяжести тела вперед, формируется большой поясничный изгиб, меняется положение таза, изменяется его форма. При ходьбе на высоком каблуке нет достаточной устойчивости, стопа скатывается вперед, пальцы сжимаются, увеличивается нагрузка на передний отдел стопы, что приводит к уплощению свода стопы и деформации пальцев.

Требования к чулкам и носкам зависят от сезона. Как слой, непосредственно соприкасающийся с кожей, они должны изготавливаться из материалов, обладающих достаточной гигроскопичностью, воздухо- и паропроницаемостью. Лучшими с гигиенических позиций материалами для чулок и носок являются хлопчатобумажные и трикотажные полотна. Для девочек рекомендуется в прохладную погоду надевать колготы. Чулки и носки из капрона и других синтетических Материалов не должны широко рекомендоваться для повседневной носки детьми всех возрастных групп.

Обувь, как и одежду, ежедневно проветривают, просушивают и чистят щетками. В детских учреждениях должны быть созданы условия для высушивания, хранения обуви и ухода за ней. Необходимо строго следить за тем, чтобы каждый ребенок носил только свою обувь.

Гигиеническая характеристика натур альных искусственных материалов

В производстве современной одежды и обуви широко применяются химические волокна, искусственная кожа, текстильно-вспомогательные вещества для придания изделиям водоотталкивающих, антиэлектростатических, огнезащитных и других свойств, клей и др. В воздух пододежного и внутриобувного пространства при эксплуатации могут мигрировать незаполимеризованные мономеры, компоненты вспомогательных веществ и другие соединения. Выделяющиеся вещества при ингаляционном поступлении, резорбции через кожные покровы и непосредственном влиянии на кожу могут явиться причиной неблагоприятного биологического воздействия на организм человека. Химическая стабильность полимерных материалов и изделий из них является одним из основных критериев гигиенической оценки современной одежды и обуви.

Химические волокна делятся на искусственные и синтетические. Искусственные волокна представлены целлюлозой и ее ацетатными, вискозными и триацетатными эфирами. Синтетические волокна- это лавсан, кашмилон, винил, хлорин и т.д. По физико- химическим и физико- механическим свойствам химические волокна значительно превосходят натуральные. В отличии от натуральных химические волокна устойчивы к воздействию кислот, щелочей, окислителей и др. реагентов, а также к плесени и моли. Ткани из химических волокон обладают более высокой воздухопроницаемостью, чем материалы из натуральных волокон такой же структуры. Воздухопроницаемость лавсановых, капроновых и хлориновых тканей выше, чем х/б.

Наряду с высокими гигиеническими свойствами ткани из синтетических волокон следует отметить некоторые отрицательные их качества. В первую очередь это относится к способности тканей из полимерных материалов накапливать синтетическое электричество. Низкие сорбционные свойства ограничивают применение большинства синтетических волокон для изготовления белья. Липофильные свойства капроновых волокон предопределяют способность таких тканей удерживать запахи и плохо отстирываться. Полимерные материалы могут выделять некоторые вредные вещества (исходные продукты синтеза).

В настоящее время изготовляют ткани смешенных волокон, что позволяет сочетать достоинства натуральных и синтетических материалов. Смеси волокон различной природы повышают теплозащитные свойства одежды, уменьшают гидрофобность и электростатичность, улучшают сорбционные свойства, т.е. позволяют получить ткани с благоприятными гигиеническими свойствами.

Литература

1.Википедия

2. СанПиН 2.4.7/1.1.1286 . 03. Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых.

3. Номенклатура продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии. . М.: Изд-во стандартов, 2002.

4. Е.А. Можаев. Содержание синтетических поверхностно-активных веществ в различных водах. Ж. "Гигиена и санитария", 1970, 4, 105.

5.Интернет

6.Медицинская энциклопедия

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теплообмен между человеком и окружающей средой как основа гигиены одежды, основное уравнение теплового баланса. Свойства текстильных материалов, обеспечивающих соответствие одежды окружающей среде. Требования к одежде различного назначения.

    реферат , добавлен 20.01.2010

    Способы поддержки здоровья и выработки иммунитета для защиты организма от болезней. Гигиеническое значение одежды и обуви: регулирование отдачи тепла телом человека, предохранения от переохлаждения, защита тела от грязи и механических повреждений.

    презентация , добавлен 22.12.2014

    Изучение материалов и конструкции специальной одежды, ее классификация по нормативной документации. Особенности технологии обработки отдельных узлов одежды. Показатели теплового обмена человека с окружающей средой. Показатели теплового сопротивления.

    реферат , добавлен 20.03.2014

    Необходимость установки автоматического пожаротушения. Выбор огнетушащего вещества и метода тушения. Трассировка сети пожарной сигнализации. Установки автоматической пожарной сигнализации в цеху по производству горючих натуральных и искусственных смол.

    контрольная работа , добавлен 29.11.2010

    Пожарно-технические характеристики строительных материалов, методы их оценки. Основные способы испытания на горючесть для отнесения материалов к негорючим или к горючим. Классификация строительных, текстильных и кожевенных материалов по горючести.

    презентация , добавлен 22.03.2015

    Инструментальные методы и средства, применяемые для исследования после пожара неорганических строительных материалов. Преимущества и недостатки ультразвукового метода изучения бетонных изделий. Дистанционные методы анализа остаточных температурных полей.

    презентация , добавлен 26.09.2014

    Понятие и классификация пыли. Гигиеническое значение физико-химических свойств пыли, характер воздействия на организм. Мероприятия по борьбе с пылью, их эффективность. Защита временем при воздействии аэрозолей преимущественно фиброгенного действия.

    контрольная работа , добавлен 02.04.2011

    Классификация строительных материалов по пожарной опасности. Общие сведения о горении. Показатели пожарной опасности твердых строительных материалов. Температура воспламенения древесины разных пород. Процесс выпотевания антипиренов на поверхность.

    тест , добавлен 13.08.2013

    Виды шумов, их влияние на центральную нервную систему человека. Выбор способа борьбы с шумом в зависимости от пути его распространения. Коэффициент звукопоглощения изолирующих материалов. Свойства звукоизоляционных преград, материалы для их изготовления.

    лабораторная работа , добавлен 27.09.2009

    Виды складов взрывчатых материалов. Изготовление боевиков с детонирующим шнуром. Хранилище взрывчатых материалов. План прирельсовой погрузочно-разгрузочной контейнерной площадки. Схема разгрузки контейнеров. Электроустановка складов взрывчатых материалов.

Омская государственная медицинская академия

Кафедра гигиены с курсом гигиены детей и подростков.

Курсовая работа.

Гигиенические требования к детской одежде и обуви. Элементы личной гигиены

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Постановление

Москва

17.04.2003 № 52

Об отмене Сан Пин 42-125-4390-876 в части одежды.

На основании Федерального закона "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации 1999, N 14, ст.1650) и "Положения о государственном санитарно- эпидемиологическом нормировании", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295)

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. С момента введения в действие санитарных правил "Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых. СанПиН 2.4.7./1.1.1286-03", с 20.06.2003 года считать утратившим силу "СанПиН 42-125-4390-87. Вложение химических волокон в материалы для детской одежды и обуви в соответствии с их гигиеническими показателями", в части, касающиеся одежды, утвержденных 13.07.1987 г.

Гигиена детей и подростков

«Гигиена детей и подростков» - это учебная дисциплина, из самого названия которой видно, что она занимается гигиеническими проблемами детей и подростков. Эти проблемы касаются огромного контингента населения Российской Федерации. По данным последней переписи населения (1989), в России проживает свыше 40 млн детей и подростков в возрасте до 17 лет (включительно) — 27,2 % населения страны. На 1 января 1999 г., по данным Отдела медицинской статистики и информатики Министерства здравоохранения России, абсолютное число детей до 15 лет (включительно) составляло 27 833 383 человека (38,3 % населения страны), но не только численность детского населения определяет большое значение тех вопросов, которые изучает предмет «гигиена детей и подростков».

По сравнению с взрослыми дети находятся в своеобразных условиях, поэтому гигиенические принципы обучения и воспитания не совпадают с принципами профессионального труда или общественного существования взрослых.

Детям свойственны такие биологические особенности, которые резко, не только количественно, но и качественно, отличают их от взрослых и требуют для них несколько иной гигиены, отличающейся от «гигиены взрослых». Об этом более 100 лет назад (1898) говорил в своей вступительной лекции студентам Военно-медицинской академии выдающийся педиатр Н.П. Гундобин: «Гигиена детского возраста, благодаря анатомо-физиологическим особенностям организма, будет иная, чем у взрослых».

Основная особенность детей и подростков заключается в том, что в отличие от взрослых их организм не достиг еще полной зрелости, а находится в процессе роста и развития.

Проблема роста и развития не встает ни перед одной другой отраслью гигиены и придает гигиене детей и подростков особую специфику. Незавершенность развития организма детей и подростков обусловливает его пластичность. Организм детей и подростков в большей степени по сравнению с взрослыми подвержен влиянию как благоприятных, так и неблагоприятных воздействий. Поэтому гигиеническое значение приобретают воздействия весьма малой интенсивности, микродозы, которые для взрослых могут оказаться (а часто и оказываются) незаметными и незначительными. В настоящее время эти проблемы усугубляются ухудшением во многих населенных местах эколого-гигиенической ситуации.

Основное же отличие организма детей и подростков от организма взрослого человека в том, что внешние воздействия сказываются не только на его функциональном состоянии в настоящий момент, но и очень сильно влияют на его развитие и дальнейшее существование.

Здоровье взрослого населения в значительной степени определяется здоровьем детей, так как многие формы патологии формируются в детстве.

Все эти проблемы изучает гигиена детей и подростков.

Если гигиена изучает влияние факторов окружающей среды (природных и социальных) на организм человека и разрабатывает научно обоснованные нормативы и рекомендации, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека, то гигиена детей и подростков, кроме этого, учитывает благоприятное развитие ребенка в данных условиях.

Таким образом, гигиена детей и подростков ~ профилактическая медицина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, а также влияние этих условий на здоровье и функциональное состояние растущего организма и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятного развития организма детей и подростков.

Задача гигиены детей и подростков, как и гигиены вообще, в конечном счете, сводится к нормированию внешней среды, т.е. к установлению норм и их последующему осуществлению Задача гигиены детей и подростков заключается в следующем: не нарушая естественного хода процессов развития организма ребенка, целенаправленно воздействовать средой и воспитанием на формирование здорового человека, совершенствовать его функциональные и физические возможности.

Гигиенические требования к предметам детского обихода:

С первых минут жизни ребенок постоянно соприкасается с вещами окружающего его нового мира. Это одежда, начиная с пеленок, подгузников, постельного белья (в последующем ее набор существенно расширяется), обувь. Взрослея, ребенок приобщается к миру игрушек и игр (в том числе электронных), детским книгам, в школьные годы — к учебникам и учебным пособиям, в это же время его окружают школьные принадлежности, включая технические средства обучения и персональные компьютеры. Мебель и различное оборудование также являются постоянными элементами окружающей ребенка среды — предметами обихода детей и подростков. Известно, что социально-гигиенические факторы, условия воспитания и обучения детей в образовательных учреждениях оказывают выраженное влияние (28-35%) на формирование здоровья подросткового поколения. От образа жизни зависит в 3-11% случаев заболеваемость детей до 11 лет. Это указывает на значимость гигиенически адекватной среды, окружающей ребенка и формирующей его как личность, здоровую в физическом и психическом плане. Условия жизнедеятельности должны быть благоприятными для обучения и воспитания и способствовать нормальному росту и развитию детей.

Это возможно, если предметы детского обихода соответствуют морфофункциональным особенностям детей различного пола и возраста и отвечают физиолого-гигиеническим требованиям.

Основным гигиеническим требованием к предметам детского обихода является их безвредность для здоровья ребенка.

ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА И ОБУВЬ

Функции одежды.

Одежда служит человеку для защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды, предохраняет поверхность кожи от механических повреждений и загрязнений. С помощью одежды вокруг тела создается искусственный пододежный микроклимат, значительно отличающийся от климата внешней среды. Температура его колеблется от 28 до 34 °С, относительная влажность составляет 20—40 %, скорость движения воздуха очень незначительна, содержание углекислоты колеблется в пределах 0,006—0,097 %. Создавая пододежный микроклимат, одежда существенно снижает теплопотери организма, способствует сохранению постоянства температуры тела, облегчает терморегуляторную функцию кожи, обеспечивает процессы газообмена через кожные покровы.

Защитные свойства одежды особенно важны для детей, так как:

В детском возрасте механизмы терморегуляции весьма несовершенны, переохлаждение и перегревание организма могут привести к нарушениям в состоянии здоровья;

Дети отличаются большой двигательной активностью, при которой уровень теплопродукции возрастает в 2—4 раза;

Кожа детей нежна и легко ранима;

Кожное дыхание имеет больший удельный вес в обменных процессах организма, чем у взрослых.

Одежда детей по своей конструкции и физико-гигиеническим показателям материалов должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям, виду деятельности и метеорологическим условиям; не препятствовать быстрому и легкому надеванию и снятию, способствовать воспитанию эстетического вкуса ребенка.

Требования, предъявляемые к материалам, используемым в производстве одежды.

При оценке детской одежды санитарно-гигиенической экспертизе подлежат ткани, используемые для ее изготовления, пакеты тканей — комплекты размером 1 м 2 , состоящие из верхнего покровного слоя, теплозащитного слоя и подкладки, а также готовые изделия.

Волокна, из которых изготавливаются ткани, могут быть натуральными (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные), искусственными или синтетическими. Нити, производимые из волокон, бывают кручеными и плотными или рыхлыми и пушистыми. По структуре ткани подразделяются на тканые и трикотажно-вязаные.

Использование тех или иных тканей для производства детской одежды связано с их физико-гигиеническими показателями: толщиной, массой, объемной массой, пористостью, воздухо- и паропроницаемостью, гигроскопичностью, влагоемкостью, гидро- и липофильностью, а также теплопроводностью. Эти свойства в значительной мере определяются структурой ткани, количеством и размером пор, заполненных воздухом.

Толщина тканей измеряется в миллиметрах и непосредственно влияет на теплозащитные свойства ткани. В материалах, имеющих большую толщину, содержится больше воздуха, который обладает очень низкой теплопроводностью. Следовательно, чем толще материал, тем он теплее (например, батист — 0,1 мм, драп — 5 мм, натуральный мех — 30—50 мм).

Масса ткани измеряется в граммах по отношению к определенной площади материала (1 м 2 или 1 см 2). Гигиенически оптимальной является ткань с минимальной массой и сохранением всех необходимых ей свойств (например, крепдешин — 25 г/м 2 , драп — 77 г/м 2 , натуральный мех — 1000,0 г/м 2).

Объемная масса — масса 1 см 3 ткани в граммах, которая определяет соотношение плотных веществ и воздуха в ткани. Чем этот показатель меньше, тем легче ткань, даже если она имеет значительную толщину. Объемная масса является также критерием теплозащитных свойств ткани при одной и той же толщине. Материал с меньшей объемной массой более теплый (например, шерстяной трикотаж — 0,07 г/см 3 , брезент — 0,6— 0,7 г/см 3).

Пористость определяется отношением объема пор к общему объему данного материала, выраженным в процентах, и непосредственно связана с объемной массой. Пористость материала определяет тепловые его свойства (например, драп, диагональ — 50 %, шерстяной трикотаж — 93—95 %, ватин полушерстяной — 97 %, вата хлопчатобумажная — 99 %, ва-тилин хлопчатобумажный — 99 %).

Воздухопроницаемость измеряется в кубических дециметрах (дм 3) и означает способность материалов пропускать воздух через 1 м 2 в секунду путем фильтрации через поры. Ткань, используемая для разной одежды, должна обладать различной воздухопроницаемостью. Так, например, поверхностный слой зимней и осенней одежды должен иметь низкую воздухопроницаемость в целях защиты от холодного воздуха. Летняя одежда должна обладать максимальной вентилируемостью, т.е. большой воздухопроницаемостью (например, мадаполам хлопчатобумажный — 111 дм 3 /м 2 в секунду, шелк натуральный — 341 дм 3 /м 2 в секунду, капрон — 125 дм 3 /м 2 в секунду).

Паропроницаемость измеряется в граммах водяного пара, проходящего за 1 ч через 1 м 2 ткани, и определяет способность материалов пропускать через себя водяные пары, постоянно образующиеся в пододежном пространстве, путем диффузии их через волокна. Наибольшую паропроницаемость должна иметь одежда, используемая в местностях жаркого климата, когда теплоотдача осуществляется в значительной мере за счет испарения (например, мадаполам хлопчатобумажный — 16,2 г/м 2 в час, шелк натуральный — 4,62 г/м 2 в час, капрон — 1,09 г/м 2 в час).

Гигроскопичность характеризует способность тканей поглощать водяные пары, выражается в процентах. Хорошая гигроскопичность является положительным свойством материалов, используемых для внутренних слоев одежды; способствует удалению пота с поверхности кожи. Гигроскопичность тканей, применяемых для верхних слоев зимней и демисезонной одежды, должна быть минимальной, что предотвращает ее промокание при атмосферных осадках и снижение теплозащитных свойств (например, батист, вольта, ситец >90 %, мадаполам хлопчатобумажный — 18 %, драп облегченный — 17,2 %, шелк натуральный — 16,5 %, шерсть — 14 %, репс — 7—8 %, репс с водоотталкивающей пропиткой — 1,2 %, капрон — 5,7 %, лавсан — 0,5 %).

Влагоемкость определяет способность ткани впитывать воду при погружении в нее, выражается в процентах. Свойство ткани сохранять значительную часть пор свободными после увлажнения имеет большое значение, так как при этом достигается определенный уровень воздухопроницаемости и меньше изменяются тепловые свойства данного материала.

Гидрофильность отражает способность ткани быстро и полно впитывать влагу, выражается в процентах. Высокая гидрофильность должна быть у тканей, непосредственно соприкасающихся с кожными покровами и поглощающих водяные пары с поверхности кожи (например, батист, вольта, ситец >90 %, репс с водоотталкивающей пропиткой — около 0 %).

Гидрофобность («несмачиваемость») — свойство, противоположное гидрофильности. Высокая гидрофобность должна быть у тканей, образующих верхний слой одежды и защищающих ее от снега, дождя, тумана.

Липофильность характеризует способность тканей впитывать в себя жир с поверхности кожи, выражается в процентах. Высокие ее показатели являются отрицательным свойством, присущим в основном синтетическим тканям, так как капельки жира заполняют воздушное пространство между волокнами и ухудшают тем самым физико-гигиенические свойства материалов.

Теплопроводность характеризует теплозащитные свойства материалов: чем она ниже, тем теплее материал.

Тепловое сопротивление — свойство, противоположное теплопроводности, оно определяется временем (в часах), в течение которого 1 ккал тепла пройдет через 1 м 2 ткани при перепаде температуры в 1°С, и является обратной величиной теплопроводности.

Для детской одежды разрешается использование тканей, произведенных из натуральных волокон, а также тканей с добавкой химических волокон, но в строгом соответствии с требованиями санитарных норм и правил Для изготовления других детских изделий могут быть использованы искусственный мех и синтетические утеплители (клееный, объемный и иглопробивной) для детской одежды (кроме детей ясельной группы Не допускаются ацетатные ткани с вложением ПАН (нитрон), ПА (капрон) и ПЭ (лавсан) волокон. Запрещается использование аппретов и пропиток в материалах бельевого ассортимента для детей раннего, ясельного и дошкольного возраста. При изготовлении одежды для детей ясельного, дошкольного и младшего школьного возраста (до 40-го размера) не допускается использование синтетических швейных ниток.

Белье

Бельевые ткани прилегают непосредственно к коже и покрывают около 80% ее. Основным назначением бельевых тканей является освобождение кожи от жидких (пот, содержащий большое количество минеральных и органических веществ), твердых (кожное сало, чешуйки эпидермиса) и газообразных (углекислота) выделений кожи. Важно, чтобы белье было чистым, выглаженным и подобранным по размеру. Способность ткани к очищению кожи снижается в процессе загрязнения, прекращаясь через 5-7 дней. Бельевые ткани нуждаются в легкой, регулярной и тщательной очистке. Чему должна способствовать их структура. Разряженные, пористые ткани облегчают стирку. Чтобы не раздражать и не ранить кожные покровы, бельевые ткани должны быть мягкими, гибкими, эластичными; для впитывания пота- гигроскопичными и влагоемкими. Для вентилирования воздуха, непосредственно прилегающего к коже, удаления газообразных продуктов и испаряющегося пота бельевые ткани должны обладать высокой воздухо- и паропроницаемостью как в сухом, так и во влажном состоянии. Лучшими тканями для изготовления детского белья, в т. ч. ночных рубашек и пижам, следует признать хлопчатобумажные ткани и хлопчатобумажный трикотаж. Ткани из натурального шелка, в некоторых случаях шерсти, также могут быть рекомендованы для детских бельевых изделий. Из синтетических тканей для изготовления белья может использоваться вискозный трикотаж. Бельевые изделия из нейлона, капрона и подобных тканей должны исключаться из детского ассортимента.

Одежда новорожденного состоит из тонкой и мягкой распашонки, фланелевой распашонки и пеленки.

С 2-х месяцев заметно удлиняется период бодрствования.С этого момента целесообразно пеленки заменять ползунками. Одежда для детей раннего возраста изготавливается из мягких, эластичных тканей, обладающих малой теплопроводностью и большой влагоемкостью. Этим требованиям такие сорта х/б ткани, как фланель и бумазея.

С 9 месяцев ребенок учится ходить, и пол становится основным местом его игр. Чтобы предупредить охлаждение. На ребенка надевают фланелевую рубашку с длинными рукавами и шерстяную кофточку, длинные штанишки, чулки, обувь.

Летняя одежда детей дошкольного возраста состоит из двух слоев: 1- рубашка, майка, трусы; 2- платье, юбка с кофточкой у девочек или рубашка с короткими штанишками на бретельках у мальчиков. Покрой одежды должен исключать пояса, стягивающую резинку, глухие воротники. Открытый ворот, широкая пройма, короткий рукав или его отсутствие обеспечивают хорошую вентиляцию одежды.

Ткани, употребляемые для изготовления летней одежды, должны обладать высокой воздухо- и паропроницаемостью. Они должны быть проницаемы для ультрафиолетовых лучей, по возможности отражать тепловые лучи и хорошо сохранять свойства при многократной стирке. Такие свойства имеют батист, ситец, натуральные шелковые ткани.

Зимняя домашняя одежда дошкольников включает: белье и платье или рубашку и штанишки для мальчиков. Для их изготовления могут быть использованы х/б, более толстые или ворсовые ткани, что усиливает их теплозащитные свойства (фланель, бумазея, вельвет, полушерстяные и шерстяные ткани). Допускается изготовление детского платья из шерстяных тканей с примесью нитроволокон не более 30% и вискозолавсановой пряжи (не более 40% лавсана). Эти добавки незначительно меняют гигиенические качества тканей и в то же время увеличивают их носкость и несминаемость. В комплект домашнего платья дошкольников должны быть включены трикотажные шерстяные кофточки и жилеты, которые надевают на детей при значительных колебаниях микроклимата помещений. Покрой одежды не должен сковывать движений ребенка. Следует избегать излишней многослойности одежды, так как она препятствует движению и нарушает вентиляцию слоев воздуха, прилегающих к коже.

Верхняя теплая одежда должна выполнять свою основную задачу — тепловой изоляции, а также защиты от атмосферной влаги и ветра. Она должна состоять из 3 слоев. Верхний, покровный слой изготавливается из тканей, имеющих низкие показатели воздухопроницаемости, паропроницаемости, гигроскопичности и влагоемкости, что препятствует намоканию одежды от снега и дождя, повышая тем самым ее теплозащитные свойства. Для верхнего слоя зимней детской одежды могут быть использованы тканые материалы из натуральных волокон с водоотталкивающей пропиткой или синтетические ткани. Второй — теплозащитный слой — должен состоять из материалов, имеющих структуру с большим количеством пор, содержащих воздух (вата, ватин, ватилин, синдипон и др.), изготовленных из натуральных, искусственных или синтетических волокон. Применение синтетических волокон допустимо, так как эти материалы не имеют непосредственного соприкосновения с кожными покровами и должны обеспечивать только высокие теплоизолирующие свойства данного слоя одежды. Внутренний слой — подкладка — изгопроницаемости, паропроницаемости, влагоемкости и гигроскопичности, так как должен обеспечивать оптимальные гигиенические условия в пододежном пространстве.

Конструкция детской зимней одежды должна обеспечивать минимальную циркуляцию воздуха в пододежном пространстве и минимальный воздухообмен с окружающей средой. Это обеспечивается созданием большого количества замкнутых пространств в пододежном пространстве — наличием капюшона, манжет, поясов. Наилучшей зимней одеждой является комплект, состоящий из брюк с высоким поясом на бретелях и удлиненной куртки с капюшоном и стягивающей резинкой внизу. Такая конструкция одежды обеспечивает высокий и равномерный теплозащитный эффект и не стесняет движений ребенка.

Теплозащитные свойства одежды подлежат физиолого-гигиенической оценке. Наиболее полное представление о теплоизоляционных свойствах одежды дает определение энерготрат, изменения величин кожных температур и определения плотности теплового потока — количества тепла, теряемого путем радиации и конвекции в единицу времени с единицы поверхности тела.

Теплозащитная способность одежды — это ее способность к снижению плотности теплового потока. Тепловой поток реагирует на изменения температуры окружающей среды и теплозащитных свойств одежды.

Одежда должна быть чистой - это важный вопрос гигиенического и эстетического воспитания ребенка. Домашнюю одежду необходимо менять по мере загрязнения. Использованные пеленки, распашонки тщательно стирают детским мылом и затем хорошо выполаскивают в теплой воде. Недопустимо использование синтетических порошков, так как они могут стать причиной аллергических реакций у детей. Сушить детскую одежду лучше всего на воздухе. После сушки одежду необходимо тщательно прогладить, причем в первые месяцы жизни пеленки лучше гладить с двух сторон. Одежду ребенка нужно хранить отдельно от одежды взрослых. Грязное белье малыша складывают в отдельные закрытые корзины для белья и стирают в отдельном тазике. Сильно загрязненные вещи лучше сразу замочить.

Детское белье, включая постельное, нельзя крахмалить, так как оно делается более жестким, менее воздухопроницаемым и гигроскопичным.

Головные уборы. Шапочки, косынки, панамы должны отвечать климатическим условиям и времени года. В летние солнечные дни голову ребенка покрывают панамой, девочкам можно повязать на голову тонкую хлопчатобумажную косыночку. Весной и осенью девочкам надевают береты и полушерстяные шапочки, Мальчикам - береты или кепки. Зимой, при отсутствии сильных морозов, детям подойдут теплые вязаные шапочки, в сильные морозы - шапки-ушанки, меховые шапки или вязаные шапочки поверх косынок. Нужно следить, чтобы шапка обязательно закрывала уши, так как дети очень подвержены воспалению среднего уха - отиту. Лучше всего шапочки на завязках. Удобны в холодную погоду капюшоны верхней одежды, которые утепляются мехом. Лучше приобретать шапку, шарф и варежки в комплекте, вязка должна быть прочной, двойной.

Носки, гольфы, колготы для детей должны быть хлопчатобумажными, что обеспечивает их гигроскопичность. Изделия из синтетических волокон вредны: летом в них очень жарко, а зимой ноги переохлаждаются, кроме того, у многих детей они вызывают кожный зуд.

Обувь является составной частью комплекта одежды. Она защищает организм от охлаждения и перегревания, предохраняет стопу от механических повреждений, содействует мышцам и связкам в удержании свода стопы в нормальном положении, тем самым способствуя сохранению рессорной, амортизационной функции. Обувь определяет удобство передвижения, влияет на двигательную активность детей, является причиной большого количества деформаций и заболеваний стоп.

Для детей выпускаются различные виды обуви: крутлосезонная, летняя, зимняя и весенне-осенняя; наряду с этим — повседневная, модельная, домашняя, дорожная, национальная, спортивная и др.

Ноги у ребенка растут быстро, поэтому нужно постоянно следить, не жмут ли ботинки или туфли. Тесная и узкая обувь - это причина плоскостопия у детей. При покупке обувь следует примерять на обе ноги в положении стоя, когда на стопу приходится нагрузка всей массы тела, при этом расстояние от пальцев стопы до носка должно быть 0,5-1 см - для свободного движения пальцев ног и возможности дальнейшего роста стопы.

С гигиенических позиций обувь должна:

Охранять организм ребенка от неблагоприятных метеорологических воздействий и механических повреждений;

Соответствовать анатомо-физиологическим особенностям организма ребенка, в первую очередь его стопы;

Обеспечивать благоприятный микроклимат вокруг стопы, способствовать поддержанию необходимого температурно-влажностного режима при любых микроклиматических условиях внешней среды.

Гигиенические требования к обуви для детей и подростков складываются из требований к конструкции обуви, которые определяются особенностями строения стопы в период роста, а также требований и к материалам, из которых изготавливается обувь.

Детская стопа характеризуется радиальной формой с наибольшей шириной на концах пальцев веерообразной формы. У взрослых наибольшая ширина отмечается в области I— V плюсневых суставов. Для детской стопы характерны иное, чем у взрослых, соотношение пяточной и передней частей стопы, относительно более длинная ее задняя часть, что должно учитываться при конструировании обуви (особенно колодки). Скелет стопы в детском возрасте образован хрящами. Окостенение завершается лишь с окончанием роста, поэтому под влиянием механических воздействий стопа ребенка может легко деформироваться. В связи с этим такие качества, как гибкость, толщина, масса обуви, а также теплозащитные свойства подлежат гигиеническому нормированию.

Обувь для детей подбирается в соответствии с размерами, определяемыми по длине стопы: расстояние между наиболее выступающей точкой пятки и концом самого длинного пальца. За единицу измерения принят миллиметр, разница между номерами составляет 5 мм.

Основными элементами обуви являются верх (носочная часть, задник, союзка, берца и голенище) и низ (подошва, стелька, каблук).

Носочная часть обуви должна быть шире пучковой (часть стопы на уровне плюснефаланговых суставов).

Низ обуви (стелька, подошва, каблук) должен иметь оптимальные показатели жесткости — сопротивление (выраженное в килограммах) изгибу по линии, соединяющей головки I и V плюсневых костей, до угла 25°.

Стелька — внутренняя деталь обуви, имеющая тесный контакт с кожей стопы и способствующая созданию комфортного температурно-влажностного режима во внугриобувном пространстве. Она должна обладать пластичностью, тепло- и влагозащитными свойствами, гигроскопичностью и вентиляционной способностью и должна изготавливаться только из натуральной кожи.

Подошва — основной элемент низа обуви. Подошва должна иметь оптимальные гибкость, толщину, массу и теплозащитные свойства. Гибкость обуви регламентируется и должна со-

Н/см, для мальчиковой школьной обуви — 9— 13 Н/см, для девичьей школьной обуви — 8—10 Н/см.

Толщина подошвы нормируется в зависимости от использованных материалов и типа обуви.

Для детской обуви допускаются ниточные и комбинированные методы крепления, обеспечивающие большую гибкость в пучковой области, легкость, лучшие показатели воздухопроницаемости и вентилируемости внутриобувного пространства.

При применении пористой резины, полиуретана и других материалов возможно использование клеевого и литьевого методов крепления, обеспечивающих водонепроницаемость обуви.

Теплозащитные свойства обуви зависят от их теплопроводности. Чем ниже теплопроводность материалов, тем выше их теплозащитные свойства. Из применяемых в настоящее время материалов пористая резина по теплозащитным свойствам значительно превосходит натуральную кожу и резину монолитной структуры. При этом с увеличением влажности окружающей среды теплопотери натуральной кожи и шерсти (валенок) увеличиваются, а теплозащитные свойства пористой резины не изменяются. Это создает преимущество применения в детской обуви пористых резин для подошв, которые могут обеспечивать не только теплозащитные свойства, но и необходимую толщину, гибкость и противоскользящие свойства теплопроводность материалов, тем выше их теплозащитные свойства.

Каблук искусственно повышает свод стопы, увеличивая его рессорность, защищает пятку от ушибов о почву, а также повышает износоустойчивость обуви. Отсутствие каблука допускается только в обуви для детей раннего возраста (пинетки). Высота каблука: для дошкольников — 5—10 мм, для школьников 8—10 лет — не более 20 мм, для мальчиков 13—17 лет — 30 мм, для девочек 13—17 лет — до 40 мм. Повседневное ношение обуви на высоком (выше 4 см) каблуке девочками-подростками вредно, так как затрудняет ходьбу, смещая центр тяжести вперед. При этом формируется большой поясничный изгиб, меняется положение таза, что может привести к уменьшению его продольного размера. При ходьбе на высоком каблуке нет достаточной устойчивости, стопа скатывается вперед, пальцы сжимаются в узком носке, нагрузка на передний отдел стопы увеличивается, в результате чего развиваются уплощение свода стопы и деформация пальцев. На рис.1 показано распределение нагрузки на различные отделы стопы в зависимости от высоты каблука.

Высота обуви нормируется в зависимости от ее вида и рода.

Задник — деталь верха обуви, расположенная в пяточной части для сохранения ее формы. Задник должен охранять пятку, предупреждать ее деформацию, не допускать скольжения стопы кзади. Для изготовления задника используется более толстая натуральная кожа. Производство обуви без задника допускается для детей старше 11 лет.

Носок — наружная деталь верха обуви, закрывающая тыльную поверхность пальцев стопы до уровня плюснефаланговых суставов.

Подносок — деталь верха, расположенная между подкладкой и верхом в носочной части для сохранения ее формы. Он предохраняет пальцы стопы от травмирования, и его длина не должна превышать области плюснефаланговых суставов подошвенных.

Обувь не должна сжимать стопу, нарушать крово- и лимфообращение, препятствовать естественному развитию ноги.

Детская обувь должна иметь надежное и удобное закрепление на ноге, не препятствующее движениям. Для этого используются различные виды крепления: шнуровка, ремни, застежка типа «молния», «липучка» и др. Открытые туфли без застежек (типа «лодочек») недопустимы в дошкольной обуви.

Масса обуви зависит от вида крепления, конструкции и используемых материалов. Нормы массы ботинок увеличиваются по сравнению с таковой полуботинок на 10 г — для гусариковой; на 15 г — для младшей детской; на 20 г — для детской; на 25 г — для школьной; на 30 г — для мальчиковой.

Для верха детской обуви круглосезонного назначения рекомендована натуральная кожа. Для летней обуви наряду с кожей используются различные текстильные материалы целиком

или в комбинации с кожей (рогожка, полудвунитка, прогулочная, джинсовая и др.)- В утепленной обуви для верха рекомендуются сукно, драп, полушерстяные, шерстяные материалы, фетр, войлок и др. Для подкладки рекомендуются натуральная кожа и хлопчатобумажные материалы.

Для изготовления детской обуви могут использоваться полимерные материалы или натуральные материалы с вложением химических волокон. Последнее регламентируется санитарными нормами и правилами.

Обувь после возвращения с улицы очищают специальной щеткой и просушивают. Нельзя сушить обувь возле нагревательных приборов. Стельки от обуви сушат отдельно. После просушки обувь натирают кремом.

Список использованной литературы

  1. Гигиена детей и подростков под редакцией В.Н. Кардашенко - М.: Медицина, 1988 год.
  2. Гигиена детей и подростков: Учебник для студентов старших курсов, интернов, клинических ординаторов медицинских ВУЗов, автор В.В.Кучма - М.: Медицина, 2000 год.
  3. Гигиена и педиатрия.
  4. Молодым родителям: Сборник под редакцией М.Я. Студиникина, издание 3-е переработанное и дополненное - М.: Медицина, 1976 год.
  5. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов « Педагогика и психология дошкольников» ВУЗов. Ред. М.П. Дорошкевич, М.П. Кравцов - Минск « Университетское» 2002.
  6. www.crc.ru.

Одежда должна защищать ребенка от излишней потери тепла и не препятствовать теплоотдаче в соответствующее время года. Лучше сохраняют тепло ткани, состоящие из большого числа волокон и пор, между которыми находится воздух. Для обеспечения теплоотдачи нужна воздухопроницаемая ткань. Ткани для нижнего белья должны хорошо впитывать пот и газы.

Этим гигиеническим требованиям лучше всего соответствуют шерстяные и хлопчатобумажные ткани (трикотаж, фланель), а также вискоза.

Гигиенические требования к покрою одежды: не слишком длинная или короткая, не слишком широкая или узкая. Повседневная одежда не должна иметь излишних складок и оборок, затрудняющих ежедневную чистку от пыли.

В жаркое время года необходима максимально открытая одежда для увеличения возможности теплоотдачи. Голова должна быть закрыта легким головным убором для защиты от прямых солнечных лучей. В холодное время года в помещении рекомендуется двухслойная (белье и платье) одежда, а на улице – трехслойная одежда (белье, платье и пальто). Такая одежда защищает ребенка от перегрева и возникновения простудных заболеваний, а также и от переохлаждения.

2. Гигиенические требования к обуви

Обувь не должна препятствовать развитию стопы, затруднять походку, не должна провоцировать избыточное потоотделение и переохлаждение ног, что способствует простудным заболеваниям и кожным болезням, например, дерматомикозам (грибковым поражениям кожи). Поэтому к обуви детей предъявляются следующие гигиенические требования:

    Обувь необходимо подбирать по размеру;

    Обувь должна иметь достаточно гибкую подошву;

    Обувь должна иметь жесткий высокий задник. Маленьким детям лучше всего носить ботинки, охватывающие голеностопный сустав;

    Обувь должна иметь невысокий каблук (2 см) для профилактики плоскостопия;

В помещении дети не должны находиться в резиновой обуви (сапоги, кеды, резиновые тапочки), валенках и обуви, утепленной мехом.

    Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А.Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.

    Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М.: Высш. шк., 1985. – 384 с.

    Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 376 с.

    Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А.Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Свинья из носка Для вязания карандашницы нам понадобятся Свинья из носка Для вязания карандашницы нам понадобятся Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Детская поделка: петух своими руками Детская поделка: петух своими руками