Долговременное развитие. Развитие долговременной памяти у

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

16.04.2013

В заголовок я вынес буквальный перевод расшифровки английской аббревиатуры LTE (Long Term Evolution). Это название того самого стандарта передачи данных, который потихоньку заменяет у нас уже ставший привычным 3G. Международный союз электросвязи на конференции в Женеве, состоявшейся в 2012 г., присвоил технологии LTE Advanced официальный статус сетей четвертого поколения.

В заголовок я вынес буквальный перевод расшифровки английской аббревиатуры LTE (Long Term Evolution). Это название того самого стандарта передачи данных, который потихоньку заменяет у нас уже ставший привычным 3G.

Если подходить только формально, то LTE - это все же не 4G. Не дотягивает по скоростям. Однако Международный союз электросвязи на конференции в Женеве, состоявшейся в 2012 г., признал-таки официально (вместе с WiMAX 2) как 4G более совершенный LTE-вариант - LTE Advanced, который, собственно, у нас потихоньку и вводится, и присвоил технологии официальный статус сетей четвертого поколения.

Максимально LTE Advanced может выдавать скорость около100 Мбит/с (и даже чуть выше) в мобильном (в движении) варианте и до 1 Гбит/с в стационарном. Реально же я довольно устойчиво получал (и получаю) в Москве скорость между 20 и 30 Мбит/с, а на удачных пятачках - так и до 50 Мбит/с! Она вполне сравнима с «кабельной», составляющей, скажем, у меня дома всего 30 Мбит/с, и должен заметить, что на мои нужды ее вполне хватает.

По заявлениям наших мобильных операторов, сейчас LTE работает не менее чем в 80 городах России (среди которых, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, есть Казань, Хабаровск и, кстати, Балабаново), но с каким покрытием и с какой реально скоростью, мне, увы, неизвестно: не ездил, не тестировал. Поэтому все мои наблюдения над LTE распространяются только на Москву и, пожалуй, на недалекое Подмосковье.

Кроме того, практически все мои LTE-упражнения и LTE-впечатления я получил через оператора «МегаФон» (и только одно - через Yota). Однако на самом деле практически вся московская LTE-сеть (за крохотными исключениями, точнее, дополнениями или даже дублированиями) принадлежит как раз «Скартелу» с его торговой маркой Yota. «МегаФон» же просто арендует у него эти самые частоты (а МТС, кроме Казани, где также арендует, использует свои) и совсем понемногу строит собственные станции.

До самого последнего времени в Москве можно было пользоваться LTE-сетями с помощью сначала исключительно специальных модемов, что сильно их применение ограничивало. Ведь надо же было либо брать с собой ноутбук, либо сидеть дома за стационарным компьютером, а еще был необходим мобильный маршрутизатор. Он уже сильно развязывал LTE руки, так что я и по сей день, выезжая из дома, кладу в набрюшную сумку такой роутер, которым и пользуюсь там, куда приезжаю. Он поддерживает до пяти устройств, но у меня обычно с собой бывают только два коммуникатора и коммуникатор-фотоаппарат Galaxy Camera.

В подобных случаях требуются модемы «МегаФон E392» () и «МегаФон M100-1» ( . Они вставляются в USB-гнездо, где и обживаются с помощью встроенного ПО. Разница между ними крайне невелика. Просто второй из них чуть поменьше, и кроме того, что для меня главное, снабжен откладывающейся USB-пластинкой, благодаря чему после установки в ноутбук его можно немного повращать, чтобы поймать сигнал получше. Кстати, стоят они также одинаково - по 1990 руб.

Увы, с планшетами и коммуникаторами, имеющими USB-хост, они у меня не совместились, зато хорошо работали с некоторыми роутерами, например с ZyXEL Keenetic. Когда я поставил на него «правильную» прошивку, то получил возможность переключаться на получение LTE-модемного Интернета, если основной, проводной, вдруг неожиданно отказывал. Я проверял это и выяснил, что у меня дома LTE-покрытие сильное, уверенное, так что при подобном переключении я даже не замечал, что у меня «другой» Интернет. Все происходит достаточно быстро, и скорость остается практически та же.

Мобильный маршрутизатор «МегаФон MR100-1» ( совершеннее и, понятно, стоит уже подороже - 4900 руб. Он замечательно ловит сеть, раздает никак не хуже двух упомянутых выше и имеет, в сущности, еще один недостаток наряду с довольно высокой ценой: довольно слабую батарею. Так что нужно не забывать его своевременно то и дело отключать, иначе он не проработает даже 3 ч кряду. Поэтому, садясь в автомобиль, я едва ли не первым делом подсоединяю к нему зарядку от прикуривателя. В остальном же…

Но еще до появления в Москве такого маршрутизатора, я протестировал LTE-планшет компании Samsung’а: Galaxy Tab 8.9 P7320 (). Он также прекрасно - через Wi-Fi - раздавал LTE-интернет и заметно дольше работал от батареи. Однако его приходилось возить с собой, и если он работал исключительно в качестве LTE-роутера, то это получалось слишком уж громоздко. Впрочем, сам по себе этот планшет мне очень понравился, я не нашел, к чему придраться, разве что экран у него не на базе технологии AMOLED. Полагаю, что если кто-то тогда искал для себя новый планшет, то этот был в то время весьма недурным выбором. Хотя и…дороговатым.


Сейчас - другое дело. Появившийся на нашем рынке где-то с год назад Galaxy Tab 8.9 P7320 был едва ли не единственным универсальным устройством, поддерживающим LTE. В наши дни только ленивый не встраивает поддержку LTE в свои планшеты и коммуникаторы, в частности в тот же iPhone. Однако тут есть одна загвоздка: у LTE имеется несколько стандартов и частот, на которых он реализуется, и потому сам факт поддержки LTE отнюдь не означает (вот, например, с тем же iPone!), что он будет и у нас работать с LTE. Впрочем, устройств, способных работать и с нашими LTE-сетями, становится все больше, вследствие чего проблем «через что» делается все меньше.

Например, я уже почти месяц тестирую (с наслаждением) Sony Xperia Z, который умеет поддерживать. Однако поначалу подключиться с его помощью к Интернету через LTE у меня никак не получалось - не соединялось. Я уже и весь «МегаФон» измучил, и наше представительство Sony - а никак. Однако ларчик довольно просто открывался.

Вы, наверное, уже забыли ранние времена мобильной передачи данных. И я тоже. А для нее непременно надо записывать адрес так называемой «точки доступа». Но мобильный Интернет стал так распространен и доступен по умолчанию, что сотовые операторы заложили скрипт записывания этой самой точки чуть ли не в SIM-карты. Поэтому, когда вы вставляете их в аппараты, все, что нужно, записывается автоматоматически, без вашего участия. И только, например, катаясь в Крым в отпуск и приобретая там SIM-карту для Интернета, мне приходилось вспоминать о необходимости таких «записей». В Москве же до тех пор, пока «МегаФон» не раскрутил услугу LTE (кстати, и SIM-карта у меня тестовая) на полную, адрес точки приходилось записывать вручную. После чего все сразу же залетало.

Приближаясь к финалу, хочу познакомить вас с одной маленькой (но важной, на мой взгляд,) тонкостью. Yota также выпускает (и продает) под LTE и модемы, и роутеры. Но между модемами компании Yota и оператора «МегаФон» есть разница. Модели, предоставляемые Yota, ловят только LTE, и если сигнал вдруг где-то пропадает (а связь необходима в поездках), вы от Интернета отрубаетесь напрочь. «МегаФон» же в своих устройствах (или, точнее, предлагаемых под своей маркой) и на своих SIM-картах дает возможность при пропадании сигнала LTE автоматом переключаться вниз - на 3G или EDGE. В результате скорость соединения будет падать, причем порой резко, а порой почти незаметно (ну, например, при чтении Twitter или получении почты вы на это и внимания не обратите), но в Интернете вы остаетесь беспрерывно, естественно, с легким прерыванием. Но при первой же возможности она перескакивает назад, наверх.

И последнее - про область покрытия. Где она есть, там она есть. Где ее нет, там она со временем либо появится, либо ее так никогда и не будет. Так вот, упомянутый выше ZyXEL выпустил совершенно замечательный (правда, громоздкий и дорогой - ценой около 400 долл.) модем LTE6100 (http://zyxel.ru/lte6100). В нем установлены специальные антенны, благодаря чему он способен ловить ничем другим не обнаруживаемый LTE-сигнал в довольно «глухих» (в этом смысле) местах - тот самый единственный случай общения с Yota. Потом его можно будет передать на точку доступа (в версии LTE6101 она уже встроена) или по Ethernet-кабелю. Конечно, чудеса свершаются не всегда, даже с помощью ZyXEL, поэтому, экспериментируя, я «провел» Интернет только в одно из двух известных мне «глухих» мест. Но там он получился устойчивый и достаточно мощный: 20 Мбит/с к себе и 10 Мбит/с от себя.

Вообще-то, и у Yota, и у «МегаФона» на соответствующих сайтах лежат карты покрытия, которые, по моему опыту, довольно близки к реальности. Но главное, что радует, - их площадь постоянно расширяется.

Сейчас бы только дождаться заметного снижения цен на LTE-услуги. Поскольку покуда они, на мой взгляд, несколько высоковаты.

Память человека играет неотъемлемую часть в жизни человека в целом и состоит из воспоминаний. Существуют научные разработки анализа памяти человека для дальнейшего предвидения (антиципации) будущего человека. Но проблема состоит в том, что большинство современных людей забывают о сохранении ценных для них воспоминаний.

Самым легким в плане затрат времени, являются фотографии. Фотоальбом купить и разместить в нем свои сокровенные воспоминания может позволить себе каждый. В современном мире, фотографии пользуются кратковременной значимостью и стали «предметными воспоминаниями», вытесняя воображение и долговременную память. Л. Выготский в одной из своих психологических концепций изложил данный вид сохранения воспоминаний в памяти достаточно длительный срок – «узелки на память». Каждая вещь в вашем доме, без исключений, хранит ваше воспоминание. Мне кажется, все знают о людях барахольщиках, в жилищах которых можно обнаружить массу не нужных вещей, но каждая из них в отдельности это частичка воспоминаний.

О предметной памяти можно вести обсуждение не измеримо долго, но зацикливаться не следует. Связывание большого количества воспоминаний с предметами имеет и отрицательный фактор, а именно ухудшение долговременной памяти. Мы адаптируемся к сохранению информации в предметах и проводим некую архивацию. Воспоминания перестают существовать в нашей памяти в свободном доступе, а вызываются связующей цепочкой: предмет — воспоминание. Это крайне негативно влияет на долговременную память.

Для полноценного использования ресурсов своего мозга следует их развивать, а не адаптировать. Техник развития долговременной памяти невероятное множество, но самым легким и практичным был, остается и будет – «тренировка стихами ». Все что от вас требуется, это регулярно заучивать стихотворения по определенной временной шкале. Заучивать следует для начала по одному стихотворению в неделю (в течение месяца), затем одно стихотворение раз в три дня. Выученное стихотворение обязательно нужно повторять по схеме:

  1. Через два часа после заучивания;
  2. Каждый сутки после заучивания в течение недели;
  3. Раз в неделю в течение месяца;
  4. Один раз в месяц в течение полугода;
  5. Один раз в год.

Стихотворения, заученные таким способом, вы будете помнить всю жизнь. Доказано, что данная тренировка способна развить долговременную память более чем на 1000%. Интересно отметить, что существует лишь одна техника запоминания с коэффициентом результата и затрат времени выше «тренировки стихами» — это гипноз, но к сожалению он не способен тренировать долговременную память .

ВЛИЯНИЕ ПОДАВЛЕНИЯ СИНТЕЗА БЕЛКА НА ФОРМИРОВАНИЕ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ: КЛЕТОЧНАЯ ГИБЕЛЬ КАК ОДИН ИЗ ВОЗМОЖНЫХ МЕХАНИЗМОВ НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ ПРИ

ДЕЙСТВИИ ЦИКЛОГЕКСИМИДА

И.В. Щеглов

Институт теор етической и экспериментальной биофизики РАН, Пущино-на-Оке, Россия

Формирование долговременной памяти – это переход информации из лабильной кратковременной памяти в стабильную долговременную, длящуюся дни, месяцы, годы, а иногда всю жизнь [ McGaugh , 2000; Anokhin et al ., 2002]. Общепринятая теор ия молекулярных механизмов формирования долговременной памяти предполагает, что ключевую роль в этом процессе играет специфическая активация экспрессии генов и синтез белков de novo , участвующих в модификации существующих и/или образовании новых синаптических связей [ Milner et al ., 1998; Clayton , 2000].

Ингибиторы синтеза белка являются одними из наиболее широко применяемых амнестических агентов для изучения механизмов формирования различных видов долговременной памяти. Постулируется, что для нарушения этого процесса необходимо вводить ингибиторы в дозах, вызывающих подавление синтеза белка в мозге как минимум на 80-90% в течение небольшого периода времени после научения. Кроме того, на некоторых экспериментальных моделях показано существование второго периода чувствительности к действию ингибиторов синтеза белка – через 4-6 ч или даже 13-14 ч после научения [ Bourtchouladze et al ., 1998; Davis , Squire , 1984].

В нашей работе мы исследовали действие максимально высоких доз (200 мкг/полушарие) циклогексимида, ингибитора трансляци и, на формирование долговременной памяти в тесте выученного выпрыгивания из воды [Подольский, 1996, 1997] и в водном лабиринте Морриса при двусторонних введениях в боковые желудочки мозга. Подавление синтеза белка на 96% во всех отделах ЦНС в течение 1 ч после научения грубо нарушало формирование долговременной памяти при научении в лабиринте Морриса, но не влияло на долговременную двигательную память в тесте выученного выпрыгивания из воды. Исходя из возможности существования второго периода чувствительности формирования долговременной памяти к ингибиторам, мы использовали двукратное введение циклогексимида, что значительно продлевало подавление синтеза белка в ЦНС (более 95% в течение первого часа и не менее 75% в течение последующих 9 ч после научения). Тем не менее, даже такая крайне жесткая процедура не вызывала нарушений сохранения долговременной двигательной памяти в тесте выученного выпрыгивания из воды при проверке через 48 ч или 14 суток после научения [Щеглов и соавт., 2001; Подольский, Щеглов, 2003].

Ранее в ряде работ было показано, что формирование некоторых видов долговременной памяти у позвоночных не нарушается глубоким подавлением синтеза белка [ Laudein et al ., 1986; Shoel , Agranoff , 1972; Staubli et al ., 1985]. К сожалению, этим фактам уделяется мало внимания. Результаты наших систематических исследований показали, что механизмы формирования различных видов долговременной памяти могут существенно различаться. Существуют такие формы долговременной памяти, формирование которых в течение многих часов не зависит от активации трансляци онного аппарата нейрон ов.

Недавно нами начата проверка предположения о том, что введение ингибиторов синтеза белка в высоких дозах, применяемых для нарушения формирования долговременной памяти, может приводить к сильному нейротоксическиму эффекту. Следует отметить, что в небольших дозах ингибиторы синтеза белка широко применяются в качестве препаратов, предотвращающих процесс гибели клеток. Тем не менее, появляется все больше работ, в которых показано, что в бóльших дозах ингибиторы синтеза белка могут вызывать апоптоз и/или некроз в различных типах тканей in vivo и in vitro [ Higami et al ., 2000; Squier et al ., 1999]. Однако вопрос о роли нейротоксичности ингибиторов синтеза белка в механизмах нарушения формирование памяти до сих пор не исследован.

Гибель клеток головного мозга определяли по деградации хромосомной ДНК методом электрофореза ДНК в агарозе. Было показано, что двустороннее введение циклогексимида в боковые желудочки мозга в дозе 200 мкг/полушарие, вызывавшей в наших предыдущих экспериментах нарушение формирования долговременной памяти в водном лабиринте Морриса, через 4 ч после инъекции приводит к гибели клеток мозжечка. Предварительные данные позволяют предположить, что аналогичные эффекты ингибитора наблюдаются также в гиппокампе и неокортексе.

Эти данные показывают, что эффекты высоких доз ингибиторов синтеза белка могут быть в определенной степени связаны с гибелью нейрон ов и глии в структурах мозга, принимающих участие в записи информации. Возможно, именно поэтому большинство авторов вынуждены применять максимальные дозы ингибиторов синтеза белка.

Результаты работы позволяют предположить, что общепринятая концепция ключевой роли синтеза белков de novo в молекулярных механизмах формирования памяти не является универсальной.

Изучение механизмов, обеспечивающих передачу импульса через уже эффективную (наученную) синаптическую щель показывают, что они основаны именно на белковых молекулах-передатчиках (< a href =" memory / mem 5. htm " target ="_ blanck "> >). Это значит, что такие молекулы - передатчики должны образовываться тем или иным образом при долговременном научени. Об этом же говорят и положительные результаты опытов автора при научении в лабиринте Морриса. Предположение о том, что повышенные концентрации ингибитора могут препятствовать научению из-за органических поражений противоречат результатам по научению в тесте выученного выпрыгивания из воды. Т.о. автору следовало бы сопоставить эти данные, говорящие о большой вероятности некорректности опытов в попытках ингибировать синтез белков.

Долговременная память существенно улучшается в одном из своих проявлений и незначительно - в другом. Данное заявление может показаться противоречивым, пока мы не проанализируем то, какие требования к долговременной памяти предъявляет решение разных задач.

В любом возрасте узнавать («Какие из этих предметов вы видели прежде?») проще, чем воспроизводить («Опишите, какие предметы вы видели»), однако у маленьких детей эта разница достигает максимума. Иными словами, с возрастом способность к воспроизведению улучшается в большей степени, чем способность к узнаванию. Десятилетний ребенок после предъявления 12 картинок скорее всего сможет описать 8 из них и узнать все 12. Четырехлетний ребенок также узнает все 12 картинок, однако описать может только 2 или 3.

Существует несколько причин, по которым с возрастом улучшается способность актуализировать информацию, хранящуюся в долговременной памяти . Одна из них заключается в том, что происходит совершенствование базы знаний, используемых для кодирования и актуализации информации. Дети расширяют свой кругозор, приобретают систематизированные знания, усваивают более сложные понятия. Но в некоторых областях познания ребенка могут оказаться более глубокими, чем у взрослого. В этом случае можно было бы ожидать, что в данной области память ребенка будет функционировать лучше, чем у взрослого. По-видимому, это утверждение справедливо. Было обнаружено, что дети, участвовавшие в турнире по шахматам, лучше воспроизводили положение фигур на шахматной доске, чем взрослые, поверхностно знакомые с этой игрой (Chi, 1978).

Вторая причина улучшения способности к воспроизведению заключается в развитии стратегий запоминания. Предположим, воспитательница детского сада говорит, обращаясь к группе 4-летних детей: «Я прочитаю вам рассказ. Я хочу, чтобы вы внимательно его послушали, потому что потом я задам о нем вопросы». По всей вероятности, эти дети запомнят рассказ ничуть не лучше, чем те, кому не давали указания запоминать. Но к 8-10-летнему возрасту выполнение задания значительно улучшается при наличии предварительной инструкции. Одна из причин заключается в том, что дети старшего возраста овладевают стратегиями запоминания, т. е. более эффективными стратегиями перекодирования, повторения и удержания в памяти.

Давайте более тщательно проанализируем одну из этих стратегий. Она заключается в том, чтобы основное время отводить на кодирование и анализ наиболее важной информации. С возрастом у детей все лучше получается выделять для запоминания существенную информацию, т. е. «отделять зерна от плевел». Например, в одном из исследований, посвященном этому вопросу, детям показывали два ряда небольших дверок по 6 в каждом ряду (см. рис. 9.4).

Рис. 9.4. Тест на оценку мнемонических стратегий детей. За дверцами скрыты изображения животных (за дверцами с клеткой) и предметов домашнего обихода (за дверцами с домиками). Дети использовали разные стратегии, если их просили сравнить два ряда или запомнить все предметы домашнего обихода. Источник: Р. Н. Miller, V. F. Haynes, D. DeMa-rie-Dreblow, & Woody-Ramsey, 1986, Child Development, 57, p. 1429-1439.

На половине из них были нарисованы клетки, а за ними скрывались изображения животных; на других 6 дверцах были дома, а за ними скрывались картинки с изображениями предметов домашнего обихода. Детям давали одно из двух заданий:

1) решить, совпадают или не совпадают картинки верхнего и нижнего рядов;

2) запомнить всех животных (предметы домашнего обихода).

Перед каждым испытанием дети получали инструкцию открывать дверцы по одной и рассматривать картинки. Наиболее эффективная стратегия сопоставления - открывать одну дверцу наверху, а затем - одну внизу, сравнивая пары картинок. Для задания на воспроизведение более эффективным являлось открывание дверцы только той категории, которую нужно запомнить. Дети лет 8-10 использовали эти стратегии более последовательно, чем 6-летние. Младшие дети были склонны беспорядочно открывать все дверцы, несмотря на то что их просили запомнить картинки только одной категории (Р. Н. Miller, Haynes, DeMarie-Dreblow, & Woody-Ramsey, 1986).

В использовании стратегий существуют и индивидуальные различия между детьми одной возрастной группы. Например, когда детям 5,6 и 7-х классов давали дополнительное время для подготовки к контрольной работе, большинство из них просто перелистывали свои учебники. Тем не менее были и такие, кто подчеркивал и выписывал существенные моменты. Эти дети не только отбирали для кодирования наиболее важную информацию, но и активно ее реструктурировали и группировали удобным для себя образом. Неудивительно, что они получили более высокие оценки за контрольную работу (A. L. Brown, Bransford, Ferrara, & Campione,1983).

Важный практический вопрос, касающийся детской памяти, заключается в том, можно ли доверять свидетельствам детей, данным в суде. Сегодня этот вопрос особо волнует широкую общественность в связи с делами, в которых предъявляются обвинения в сексуальном насилии над детьми. Вывод, сделанный на основе обзора литературы по данному вопросу (Ceci & Bruck, 1993), состоит в том, что хотя дошкольники и могут помнить гораздо больше, чем принято думать, они более подвержены эффектам внушения, чем старшие дети и взрослые. (Во вставке 9.2 представлен рассказ о воспоминаниях раннего детства и оценка их точности.)

Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка . - СПб.: Питер, 2003. - 640 с. С. 29 5-297.

В 21 веке на память жалуются совсем молодые люди. Это неудивительно, ведь мозгу каждый день приходится обрабатывать огромные потоки информации. В итоге, список покупок, номер телефона детской поликлиники, день рождения подруги буквально «вылетают из головы». Хуже всего, что производители высокотехнологичных гаджетов поощряют такой порядок вещей. Людям много чего можно не запоминать: номера телефонов и дни рождения записаны в смартфонах, для списков покупок и повседневных дел есть специальные приложения, а вспомнить, кем был, к примеру, Цицерон, в считанные минуты поможет интернет.

Ученые постоянно доказывают, что возможности человеческого мозга практически безграничны. И это касается не только всемирно известных гениев, но и обычных людей. Объем памяти у каждого человека индивидуален, но ежедневно используется не весь его потенциал. Развитие памяти важно не только для школьников и студентов, которым предстоит сдавать экзамены. Совершенствование процессов запоминания является своеобразной тренировкой для мозга, которая с большой долей вероятности поможет сохранить ясный ум даже в глубокой старости.

О видах памяти и методах ее развития пойдет речь в данной статье.

Процессы памяти

Памятью в психологии называют форму психического отражения, заключающуюся в запоминании, сохранении и воспроизведении приобретенного опыта в будущем. Она является одной из особенностей психики человека, чертой его индивидуальности, ведь воспоминания у каждого уникальны. Утрата памяти (амнезия) обозначает потерю собственного «я».

На сегодняшний день существуют различные способы развития памяти, но эффективность методик зависит от наличия элементарных знаний о видах и закономерностях ее основных процессов.

Различают четыре главных процесса:

  • Запоминание – это основа памяти. В моменты высокого эмоционального напряжения возникает состояние импринтинга – мгновенного запоминания. К примеру, человек помнит, как в детстве, сорок лет назад, на Новый год он нашел под елкой игрушку, о которой очень мечтал. Всплеск позитивных эмоций позволил запечатлеть картинку из прошлого с фотографической точностью на всю жизнь.

Запоминание может быть непроизвольным и произвольным (происходит с намерением сохранить информацию).

  • Сохранение, с точки зрения психологии, описывается не только количеством забытого/сохраненного материала. Существует доказанная зависимость между сохранением и установкой личности (выучить на экзамен), условиями заучивания, характером последующей информации.

Возможность вспомнить переживания из глубокого детства под влиянием гипноза может свидетельствовать о том, что в человеческой памяти всегда хранятся следы прошлого опыта, недоступные для расшифровки в сознательном состоянии.

  • Забывание проявляется отдельными ошибками в припоминании и полной невозможностью узнать воспринятое в прошлом.
  • Воспроизведением называются процессы извлечения из памяти ранее сохраненной информации. Оно может быть непроизвольным, когда какой-либо образ появляется без желания человека. Узнавание – это произвольное воспроизведение, которое опирается на установление сходства между воспринимаемым образом и сохраненным в памяти. Припоминание – следующая ступень воспроизведения, требующая от индивида некоторых усилий, для воссоздания нужной информации.

Опора на сходные идеи и образы – лучшее вспомогательное средство припоминания.

Виды

Человеческая память классифицируется по двум основным показателям: по сроку хранения информации и преобладающему анализатору.

  • Мгновенная – длится до 0,5 секунды, а ее суть – в отражении данных органами чувств без какой-либо обработки.
  • Кратковременная – существует для непродолжительного хранения главных элементов воспринятого. Ее продолжительность равна приблизительно 20-ти секундам.

Считается, что объем кратковременной памяти в среднем – 5-9 единиц информации. Именно столько слов, цифр, образов способен воспроизвести человек через несколько десятков секунд после однократного знакомства с ними.

  • Оперативная – разновидность, рассчитанная на хранение материала в течение заданного периода. После решения поставленной задачи информация может стираться из оперативной памяти.
  • Долговременная – способность хранить информацию практически неограниченное количество времени и воспроизводить в любой момент.

Генетическая память – передача информации, хранящейся в генотипе, по наследству. Таким образом, у представителей последующих поколений с рождения есть комплекс бессознательных действий, к примеру, безусловные рефлексы. Это единственный вид памяти, на который человек не может повлиять посредством обучения и воспитания.

В зависимости от главного анализатора данных, поступающих из внешней среды, выделяют такие виды:

  • Зрительная – сохранение и воспроизведение зрительных образов, возможность видеть «перед глазами» (в воображении) детальную картину воспринятого, даже когда оно уже не действует на органы чувств. Без развития этого вида памяти нельзя стать инженером или художником.
  • Слуховая – способность запоминать и воспроизводить разнообразные звуки. Она особенно присуща музыкантам, филологам, людям, которые изучают иностранные языки. Любой ученый, лектор, учитель в школе должен уметь быстро воспринимать смысл услышанного и прочитанного текста, выделять порядок логических цепочек в рассуждении и пересказывать достаточно точно своими словами.
  • Эмоциональная – ее еще называют памятью на переживания. Имеет практическое значение для хорошего запоминания материала, ведь более прочно в мозгу закрепляется то, что связано с эмоциональными переживаниями индивида.
  • Двигательная – особенно нужна спортсменам и танцорам, чтобы сформировать сложные двигательные навыки.

Тренировка

Люди рождаются, имея равные возможности развития памяти и огромный потенциал, заложенный природой. Их задача – раскрыть его, что очень важно для успешной трудовой деятельности и просто повседневной жизни.

Не все типы памяти человек может использовать сразу после появления на свет. С первых дней жизни преобладает эмоциональная, далее подключается двигательная, за ней следует образная, а к 3-4 годам начинает проявляться логическая память.

Для того чтобы улучшить память, существует мнемотехника. Это комплекс методов развития памяти у человека, основанных на главных принципах запоминания информации, ее хранения и воспроизведения. Приемы мнемотехники связаны с образованием искусственных ассоциаций.

  • Образование фразы из начальных букв информации, которую нужно запомнить. Яркий пример эффективности этого способа – известная фраза для запоминания последовательности цветов в спектре: «Каждый охотник желает знать…»

  • Запоминание научных терминов и иностранных слов методом подбора созвучных слов русского языка. К примеру, английское Sleep [сли:’п] – «спать» можно запомнить с помощью звуковой ассоциации «слип-аются глаза».
  • Метод связывания ярких образов с запоминаемой информацией. К примеру, внести в память группу слов — «собака», «дождь», «дом», «очки», «звонок» — можно, составив своеобразный мультфильм с их участием.
  • Метод Цицерона. Нужно представить прогулку по хорошо знакомому месту или маршруту (собственная комната, путь на работу), а материал, который следует запомнить, расположить мысленно по ходу прогулки. Когда потребуется вспомнить нужную информацию, она будет находиться в тех местах, куда ее поместили во время виртуального обхода.
  • Цепочка образов. Тренировка образного мышления может быть затруднительной для людей, руководствующихся в повседневной жизни только логикой. Но это упражнение помогает понять множество приемов мнемотехники. Суть его такова: между двумя любыми словами нужно создать цепочку слов-ассоциаций, между которыми имеется что-либо общее или же противоположное. Для примера: яблоко – котенок. Яблоко – яблоня – ветка – котенок.
  • Для развития долговременной памяти на числа можно использовать следующие приемы.
    • Выделение знакомых чисел. Например, число для запоминания – 8931412. 89 – год рождения жены, 314 – начало числа Пи, 12 – день рождения сына;
    • Цифровые образы – связывание цифр с предметами, имеющими похожую форму. Ассоциации могут быть следующими: 1 – кол, 2 – утка, 3 – усы, 4 – стул, 5 – звезда, 6 – замок, 7 – нос, 8 – очки, 9 – воздушный шарик, 10 – глобус. Для активизации зрительных образов желательно сделать на обычном листике бумаги небольшие картинки напротив каждого числа.

  • Методики развития зрительной памяти пригодятся каждому человеку. Народная мудрость гласит, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, ведь в одно ухо залетает, а во второе вылетает. Для формирования способности запоминать мельчайшие детали существуют несложные упражнения.
    • Сконцентрируйте на минуту внимание на каком-либо предмете (картина, рекламный буклет, ваза с цветами), потом уберите его с поля зрения и попробуйте записать все, что вы о нем запомнили. Сравните записанное с реальным. Удалось ли вам зафиксировать все детали, цвета, последовательность расположения предметов?



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок