Развитие 9 месяцев ребенку. Развитие ребенка в девятый месяц жизни

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Девятый месяц жизни несет для грудничка много открытий. Ребенок становится с каждым днем все активней и мобильней, он постоянно ползает и изучает окружающее его пространство. Малыш уже вполне освоился в квартире, но в незнакомых местах чувствует себя не совсем уверенно.
Вам нужно помогать младенцу совершенствовать старые и осваивать новые навыки, а для этого важно знать, как проходит развитие ребенка в 9 месяцев.

  • грудничок в девять месяцев жизни должен уметь садиться самостоятельно из положения лежа и сидеть долгое время;
  • младенец умеет хорошо ползать по-пластунски или уже передвигаться на четвереньках;
  • может уметь подниматься на ноги, опираясь на руки взрослых, делать с поддержкой несколько шагов, некоторые дети могут передвигаться самостоятельно приставным шагом, придерживаясь за кровать;
  • в девять месяцев ребенок должен уметь выполнять простые просьбы – давать или брать в руки определенные предметы, показывать названные игрушки или части тела на картинках;
  • речь младенца в 9 месяцев жизни все больше начинает походить на осмысленную; малыш уже должен освоить произношение большинства звуков и звукосочетаний с вашей помощью;
  • понимает назначение предметов и игрушек, исходя из их формы и материала, круглые предметы катит, квадратные и прямоугольные ставит друг на друга в башенку, мягкое сжимает, емкости пытается вложить друг в друга;
  • ребенок в девять месяцев должен уметь пить из чашки и постепенно обретает навыки самостоятельного питания;
  • малыш умеет повторять движения за взрослыми – хлопать в ладоши, поднимать руки, махать ими;
  • ребенок продолжает развивать «пинцетный» захват пальцев;
  • младенец в девять месяцев может складывать в емкость мелкие предметы.

Все ваши действия на девятом месяце жизни малыша должны быть направлены на помощь в освоении им процесса вставания на ноги . Для этого нужно укреплять его мышцы с помощью массажа и стимулировать его к активным движениям.

Эмоции и психологическое развитие

Эмоциональное и психическое развитие 9-месячного ребенка также не стоит на месте. Грудничок активно исследует окружающий его мир и доступные ему предметы. Он ищет источник звука в музыкальных игрушках, умеет доставать мелкие предметы из емкостей и искренне не понимает, почему туда не помещаются крупные.

Внимание младенца теперь привлекают не только лица окружающих его людей, но и другие части тела. Он с интересом наблюдает, как движутся ваши руки и ноги, и хочет уметь делать так же. Малыш пытается перенять эти навыки – стремится самостоятельно пить из чашки, надевает на голову в качестве головного убора совершенно не предназначенные для этого вещи.

Боязнь незнакомых людей у одних детей полностью исчезает, и они приветливо встречают гостей, а у других все еще сохраняется. Присматриваясь к новым людям, груднички постепенно налаживают с ними контакт.

Ребенок в девять месяцев жизни начинает очень эмоционально реагировать на результаты своих действий. Если грудничку удалось открыть коробочку или найти какую-то игрушку, он будет бурно радоваться своему успеху, а в случае неудачи — зальется слезами. Вам не нужно пугаться таких проявлений эмоций, это вполне нормальное психическое реагирование детей этого возраста.

Девятимесячные дети привязываются к определенным вещам, – малышу может полюбиться какая-то игрушка, одеяльце или предмет гардероба, и расставание с ними может привести к обиде или даже истерике младенца. Ребенок становится самостоятельным и подсознательно стремится немного отдалиться от матери. Чтобы компенсировать утрату этой связи, он заменяет ее привязанностью к определенным предметам . Если ваш малыш просит класть рядом с ним любимую игрушку – не переживайте, это нормальное явление.

Уход

В девять месяцев ребенок становится с каждым днем все самостоятельней. Купая его в ванной, вы можете предложить малышу намыленную губку, чтобы он сам себя помыл, поверьте, этот процесс доставит ему огромное удовольствие. Если уход грудничка за своей кожей оказался недостаточным, мягко предложите свою помощь. Также вы можете позволить младенцу самому вытираться полотенцем.

Продолжайте на протяжении 9 месяца приучать малыша к горшку, хвалите за успехи и огорчайтесь из-за неудач. Нельзя заставлять грудничка против воли сидеть на горшке, кричать и ругаться, если он не захотел или не успел на горшок, это может напугать младенца и вызвать у него эмоциональное отторжение этого предмета .

Рост и вес

За девятый месяц жизни ребенок подрастает на 1,5-2 см, его вес увеличивается примерно на 400 грамм. Окружности головы и грудной клетки практически равны и в среднем составляют 45 см. Согласно статистическим данным девочка будет иметь меньший вес и рост, чем мальчик.

Питание

Взрослая диетическая пища занимает все больше места в рационе ребенка девяти месяцев. Грудные дети продолжают кушать материнское молоко или смесь 1-2 раза в день, в зависимости от рекомендаций педиатра и потребностей малыша.

Активный рост зубов и развитие челюсти требуют от младенца постоянной нагрузки, поэтому малышу нужно постоянно что-то жевать. Предлагайте грудничку твердые кусочки яблок, груш, моркови, а также печенья и сушки, но не оставляйте ребенка с пищей наедине, поскольку он может подавиться.

Речь

Поскольку младенец уже должен освоить к девяти месяцам практически все звуки языка, вам остается только регулярно заниматься с ним и поддерживать его в стремлении произносить слова. Для стимулирования проведения дальнейших артикуляционных экспериментов, повторяйте за ребенком произнесенные им слова и фразы, подтверждайте, что вы его прекрасно понимаете.

Для общения с грудничком выбирайте знакомые для него выражения, постоянно комментируйте происходящее вокруг и те действия, что вы совершаете. Ребенку нравятся речевые игры, когда нужно то громко, то тихо произносить звуки .

Девятимесячные дети любят подражать звукам, издаваемым животными: мяучат, гавкают, чирикают и мычат. И пусть малыш может иногда не совсем правильно произносить слоги и слова, побуждайте его стараться и повторять за вами.

Игры и занятия с малышом

Ребенок в девять месяцев активно познает окружающий его мир и свойства предметов через занятия с игрушками. Для грудных детей этого возраста будут полезны развивающие центры активности, имеющие в себе звенящие, шуршащие и проигрывающие мелодии элементы. Различные коробочки с интересным содержимым помогут малышу познавать мир, мешочки с крупами разовьют мелкую моторику младенца.

Занятия с мячом, пирамидкой и игрушками, имеющими прорези для вставления деталей разных форм, обеспечат развитие координации у младенца девятого месяца жизни. Некоторые дети уже могут самостоятельно делать башенки из кубиков, а затем с хохотом разрушать их.

Малыша приведут в восторг «ожившие» с вашей помощью игрушки, танцующие и скачущие по кровати, кивающие головой, двигающие конечностями и разговаривающие незнакомыми голосами. Ребенок может пытаться повторять эти манипуляции за вами, – и это положит началу его обучения ролевым играм. Чтобы младенец знал, как нужно пользоваться игрушками, обращайте его внимание на прогулках на то, как едут машины, автобусы и мотоциклы, как бегают собачки и кошечки, как летят самолеты, вертолеты и птички .

В девять месяцев дети начинают понимать, что спрятанный предмет не исчезает, а находится под платочком, что из бутылочки может высыпаться ее содержимое, если емкость перевернуть. Помогайте малышу развивать себя, изучать свойства и взаимодействие объектов посредством игр. Прячьте игрушки и просите ребенка найти их, насыпьте в пластиковую бутылку с широким горлышком крупу и покажите, что содержимое можно высыпать, – малыш обязательно повторит за вами.

Развивайте в своем младенце аккуратность – просите его поставить правильно перевернутые игрушки, а если есть пластмассовый детский набор посуды – сервировать импровизированный стол для мягких любимцев.

Девять месяцев – этот возраст можно назвать этапом развития подвижности и в целом двигательной активности ребенка. Малыш осознает физическую независимость, самостоятельно перемещаясь с одного места на другое и исследуя недоступные ранее уголки. Сегодня мы расскажем о нормах развития детей данного возраста и о том, что необходимо для освоения и совершенствования дальнейших навыков младенца.

Рост и развитие ребенка в 9 месяцев

На девятом месяце жизни грудничок набирает 500 г веса, показатель роста увеличивается на 1,5 см. Расчеты окружности головы и груди в среднем становятся больше на 0,5-1 см.

Каждый ребенок развивается по индивидуальному графику – это знают и родители, и педиатры. Но ориентироваться на средние данные физических показателей детей одного возраста все же необходимо, ведь именно так можно узнать, нет ли у малыша погрешностей в росте и каков темп развития ребенка в целом.

В таблице ниже указаны основные параметры физического развития 9-месячных детей.

Основные навыки: что умеет 9-месячный малыш

Ребенок на девятом месяце жизни уверенно стоит, опираясь на борт кроватки, стену или руку взрослого. Если младенец чувствует достаточную поддержку, то он делает несколько шагов. Самостоятельную ходьбу малыш еще не практикует и предпочитает добираться до нужного места ползком. Навык ползания ребенок к этому возрасту осваивает «на ура» – за крохой бывает трудно угнаться.

Важно! В 9 месяцев начинается период влечения к предметам, находящимся на высоте, поэтому родителям следует проявлять особую бдительность и убирать опасные вещи, находящиеся чуть выше роста малыша.

Итак, что должен уметь ребенок в 9 месяцев:

  • Самостоятельно садиться из любого положения. Сидя ребенок может провести 10-15 минут без труда, при этом дотягиваясь до предметов и притягивая к себе нужную игрушку.
  • Маленький непоседа пытается забраться на невысокие поверхности – диваны, стулья, кресла и т.д.
  • Находясь возле опоры, самостоятельно встает и делает маленькие шажки. В детских ходунках приседает, пытается подпрыгивать, без устали передвигается в них до 10 минут.
  • Активно использует в играх «щипковый» захват. Пытается подобрать двумя пальцами мелкие предметы с пола.
  • Физическое развитие ребенка также претерпевает изменения, у крохи начинают появляться первые молочные зубки (или продолжают расти), иногда одновременно прорезываются сразу несколько зубов.
  • Происходит активное развитие речи. Малыш произносит заветные слоги «ма», «па», «ба». Постепенно в речь ребенка входят новые звуки и даже короткие слова («на», «где» и т.д.).
  • Предметы в ручках держит крепко и уверенно, но и разжать пальчики младенцу в 9 месяцев еще трудно – он до конца осознает весь «механизм» процесса. Поэтому отобрать у малыша предмет, который он схватил, бывает крайне непросто.

Различия в развитии мальчиков и девочек

Несмотря на то, что развитие у детей обоих полов проходит практически одинаково, можно заметить некоторые особенности в восприятии мира, играх, поведении у девочек и мальчиков даже в столь раннем возрасте.

  • Девочки вне зависимости от темперамента проявляют больше интереса к общению и эмоциям, чем мальчики. Сильному полу с младенчества больше интересны неодушевленные предметы, нежели люди.
  • Мальчики часто равнодушны ко звукам и голосам, нежели девочки. Именно поэтому словарный запас у женского пола пополняется быстрее, что благоприятствует раннему развитию речи.
  • Рассматривать предметы, активно играть и развивать пространственное зрение лучше получается у малышей мужского пола. У девочек более развито периферийное зрение, и они предпочтут игрушкам внимание и ласку.

Нейро-психомоторное развитие на девятом месяце жизни

Интеллектуальное и двигательное развитие ребенка в 9 месяцев также преподносит родителям много приятных поводов для гордости за своего малыша. Что же нового можно заметить в данный период?

  • Кроха уже успел запомнить свое имя, и если слышит его, то реагирует на него улыбкой, поворачивается в сторону взрослого, проявляет заинтересованность.
  • Младенец способен более ярко выражать свои эмоции – когда ему весело, он радуется и смеется; когда злится – проявляет обиду и даже гнев.
  • Постоянно показывает пальчиком на разные предметы: на те, которые бы хотел потрогать (просьба достать что-то), и на те, куда хотел бы забраться (просьба поднять к высокой полке, шкафчику).
  • Осваивает простые жесты «да» и «нет». Реагирует на просьбы взрослых –«иди к маме», «подними мячик» и т.д.
  • Делает попытки помочь маме при одевании – протягивает ручки, пытается просунуть ножки в штанину. Самостоятельно стягивает с себя головной убор.
  • Играет со взрослым в «прятки», при этом по голосу или шагам может понять, где находится прячущийся родитель.
Речь Кроха ежедневно тренируется в произношении целых цепочек слогов. Многие из них напоминают знакомые слова «мама», «баба». Ребенок стремится подражать взрослому, повторяя те слоги, которые уже появились в его лепете – «па-па-па», «ма-ма-ма» и др.
Слух При помощи слуховой памяти запоминает и выполняет просьбы и словесные «инструкции» – «поцелуй папу», «покажи маме ручку» и т.д. Под звуковую мелодию может изображать танцевальные движения.
Зрение Наблюдает за происходящим вокруг, обращает внимание на мимику и жесты взрослых. Реагирует на улыбку, понимает, когда мама сердится.
Эмоции Бурно (радостно) реагирует на появление мамы в комнате. Общается со взрослыми при помощь простых жестов, показывая ручкой на интересующую вещь или проявляя недовольство (машет головой).
Моторика Активно ползает, поочередно передвигая правую и левую пару конечностей. У опоры старается сразу принять вертикальное положение, встав на ножки. Вдоль опоры уверенно стоит и передвигается, придерживаясь одной рукой. Мелкие предметы в игре ребенок старается захватить двумя-тремя пальцами.
Игра Малыш с удовольствием играет одновременно с несколькими игрушками (предметами). Во время игры постукивает одним кубиком о другой. Отдает предпочтение игрушкам с музыкальным сопровождением. Если взрослый спрячет вещь, ребенок будет делать попытки её найти.

Навыки и умения ребенка в 9 месяцев (видео):

Режим дня девятимесячного ребенка

  • Средняя суточная потребность во сне у девятимесячных детей – около 14 часов. Количество периодов дневного сна не должно быть меньше двух, при этом дневной сон (в целом) составляет 4-4,5 часа, а на ночной приходится 9-10 часов в сутки.
  • Дети, находящиеся на грудном вскармливании, могут также продолжать просыпаться ночью и требовать грудь. Но эта потребность у малышей обусловлена не голодом, а потребностью быть рядом с мамой.
  • Часто младенцы в этом возрасте имеют проблемы со сном. Причиной этому служит переутомление днем, сбой в налаженном режиме. Приучайте ребенка вставать и ложиться спать в одно и то же время, и кроха начнет спокойно спать и набираться сил по ночам.

У грудного ребенка 9 месяцев режим дня мало чем отличается от содержания режима прошлого месяца жизни. Небольшие изменения можно понаблюдать в таблице ниже, где представлен вариант рационального режима дня девятимесячного малыша.

Время (в часах) Элемент режима
7.00 Пробуждение ребенка, гигиенические процедуры, гимнастика
7.30 Завтрак
8.00 Бодрствование, активные игры
9.00 Развивающие занятия, чтение с мамой, прослушивание музыки
11.00 Перекус
12.00 Прогулка на свежем воздухе, первый дневной сон
14.30 Обед
15.00 Бодрствование, игры, развивающие занятия, массаж
16.00 Прогулка на свежем воздухе, второй дневной сон
18.30 Перекус
19.00 Бодрствование, чтение с мамой, спокойные игры
20.00 Ужин
21.30 Вечернее купание, подготовка ко сну
22.00 Перекус, укладывание на ночной сон

Уход за малышом в 9 месяцев

За девятимесячным крохой уход основывается на тех же приёмах, что проводились взрослыми во все предыдущие месяцы, начиная с момента рождения. Это три основных компонента:

  1. гигиенические процедуры (умывание, подмывание, вечернее купание);
  2. легкая гимнастика;
  3. массаж.

На заметку! Проведение всех манипуляций по уходу должно по возможности осуществляться в одни и те же часы – именно так ребенка можно постепенно приучить к распорядку дня и наладить его режим.

Купание ребенка в 9 месяцев

Процедура принятия ванны в этом возрасте обычно уже налажена родителями, и малыш с удовольствием проводит время в воде. Если ребенок любит купаться, то можно позволить ему «плескаться» 20-30 минут, заинтересовывая кроху водными забавами: мыльными пузырями, корабликами, мячиками, резиновыми зверятами с брызгалками и чашками для переливания жидкости.

Совет! Дети, как правило, уже хорошо сидят к девяти месяцам, поэтому можно приобрести специальный стульчик или круг для ванны. Такие предметы обеспечат устойчивое положение и предотвратят случайное падение. .

Массаж в 9 месяцев

Укрепление мышц на данном этапе развития просто необходимо – малыш благодаря массажным процедурам совершенствует навык ползания и готовится к освоению ходьбы. Массаж может проводить мама самостоятельно. Достаточно лишь запомнить несколько основных моментов и приемов:

  • первые сеансы массажа длятся не более 10 минут. Ребенок должен быть спокоен, в хорошем настроении. Для расслабления можно включить спокойную мелодичную музыку;
  • начинать процедуру нужно с мягких поглаживаний ладонями частей тела малыша – рук, ног, спинки и животика. Руки массируются от ладони до плеча, ноги также от ступни до бедер;
  • животик легкими движениями массируется по часовой стрелке. Массируя спину, стоит запомнить, что позвоночник массажем затрагивать не нужно. Спинка малыша массируется вверх/вниз вдоль него, а также по направлению к бокам;
  • особенно важно уделить время ладоням и ступням крохи, массируя каждый пальчик отдельно, это благоприятствует развитию мелкой моторики;
  • завершается массаж нежными, почти невесомыми похлопываниями.

Гимнастика в 9 месяцев

Зарядка для девятимесячного младенца – неотъемлемая часть утренних процедур. Выполняется она до завтрака, в первые 10 минут после пробуждения и носит общеукрепляющий характер для здоровья ребенка.

Вот как выглядит комплекс гимнастических упражнений для «начинающих»:

  1. разминаем мышцы рук, предплечья: ребенок лежит на спине, взрослый сгибает и разгибает руки малыша в локтевых суставах, чередует со скрещиванием, затем делает круговые движения;
  2. разминаем мышцы ног: взрослый попеременно сгибает ножки ребенка в коленях, имитируя езду на велосипеде, затем сгибает и разгибает ножки одновременно;
  3. выполняются повороты в обе стороны со спинки на животик и обратно;
  4. присаживание и приподнимание тела ребенка за выпрямленные руки;
  5. ползания за предметом/игрушкой;
  6. покачивающиеся движения на фитболе в разных положениях тела – лежа на животе и лежа на спине.

Примерное меню младенца в 9 месяцев

К девяти месяцам пищеварительная система ребенка уже достаточно окрепла. Первый прикорм позади, кроха дорос до момента, когда впору оценить разнообразие новых вкусов и их сочетаний в продуктах питания. Объем и количество вырабатываемых ферментов для расщепления пищи увеличиваются с каждой неделей жизни, а вместе с ними лучше работают механизмы иммунной защиты организма.

Вот как выглядит примерное меню ребенка в девятый месяц жизни:

Прием пищи Что едим
Завтрак 90 г каши, 60 г измельченных фруктов, 100-120 мл грудного молока/смеси
Перекус 100-150 мл фруктового сока, 50 г пюре из отварных овощей или нарезанного кубиками сыра
Обед 60-90 г мясного пюре, либо йогурта или нежирного творога, 100 г овощного пюре, 100-150 мл грудного молока/ смеси
Перекус 100 г мелко нарезанного фрукта или детского йогурта, 1 детское печенье
Ужин 60-70 г отварного мяса в пюре, 60 г овощного пюре или риса, половина измельченного фрукта, 100-150 мл грудного молока/смеси
Перекус (перед сном) 150-200 мл кефира либо грудного молока/ смеси

Важно! Постепенно сокращается количество «молочных» кормлений. В 9-ый месяц жизни дети на грудном вскармливании получают материнское молоко 3-4 раза в сутки, а малышам-искусственникам становится достаточно 2-3 порций смеси в день.

Что едим?

В таблице перечислены основные продукты, которые составляют рацион ребенка в данный период жизни.

Продукт Размер порции
Кефир, детский йогурт, молоко (для варки каш) 150-200 мл в день
Мясные пюре (говядина, свинина, индейка, кролик) до 50 г в день
Рыба (треска, хек, пикша, лосось, минтай, форель) Начинаем давать с 1 ч.л., за 2-3 приема пищи доводим до порции в 50 г/день. До года давать рыбу не чаще 1-2 раз в неделю.
Овощи (брокколи, цветная капуста, кабачок, картофель, морковь, свекла, тыква) и каши (рисовая, гречневая, кукурузная, пшеничная, ячневая) до 180 мл в день
Фруктовые соки и пюре (яблоко, груша, персик, абрикос, слива) 80-90 мл в день
Нежирный творог (не более 3 %) не более 40 г в день
Желток 20-30 г в день
Детское печенье, сухарик 5 г

Вкусные и полезные рецепты для малыша

Режим питания девятимесячного ребенка предусматривает до 5-6 кормлений в день, включая перекусы. Старайтесь разнообразить повседневное меню своего чада. Помните, что правильно приготовленный прикорм – это источник питательных веществ для маленьких детей. Не знаете, что приготовить крохотному гурману? Предлагаем вам несколько рецептов для полноценной детской трапезы.

Картофельно-кабачковый салат

Вымойте и почистите 2 картофелины среднего размера. Нарежьте овощ на мелкие кубики, поместите в небольшую кастрюлю и налейте в неё воды на половину объема. Половину кабачка очистите, порежьте кусочками и добавьте к картофелю. Поставьте кастрюлю на средний огонь, доведите до кипения. После 5-7 минут кипения слейте воду, овощи разомните и остудите до комнатной температуры. Добавьте 1 ч.л. растительного масла (желательно – оливкового).

Филе трески с рисом

Вскипятите в кастрюле 1 л воды. В кипящую воду добавьте 1,5 ст.л. риса и маленькую часть (не более 4-5 см) очищенного стебля лука порея. Варите на медленном огне. Спустя 15 минут добавьте в кастрюлю 30 г охлажденного филе трески. Варите еще 7 минут, затем снимите с огня и слейте в отдельную емкость бульон. Смешайте рис с луком-пореем и треской, добавьте 2-3 ст.л. бульона и заправьте блюдо парой капель оливкового масла.

Овсяная каша на молоке с персиком

1 спелый персик вымойте, очистите от кожуры и измельчите с помощью крупной терки. Вскипятите 100 мл молока (жирностью не более 2,5%). В закипевшее молоко всыпьте тонкой струйкой 1 ст.л. овсяной крупы, предназначенной для варки. Добавьте натертый персик. Томите на слабом огне 3-5 минут, затем снимите с плиты и охладите до комфортного состояния (каша должна подаваться теплой).

Помогаем развиваться 9-месячному малышу

Младенцы в девять месяцев много времени проводят у мамы на руках. Непросто носить грудничка помногу часов в день, но до начала ходьбы ребенку необходимо быть «ручным» – как ни странно, это один из этапов правильного психического развития.

Мы предлагаем обратить внимание на несколько важных советов, которые помогут в игровой форме всесторонне развивать девятимесячного ребенка.

Развивайте речь

Чтобы малыш накапливал пассивный словарный запас, с ним необходимо ежедневно и помногу разговаривать. Не знаете, о чем беседовать с крохой? Начать можно с комментирования происходящего. «Машенька сейчас будет одеваться и идти с мамой на прогулку», «сегодня Машенька будет кушать кашку» и т.д. Читайте ребенку книжки с потешками, запоминающиеся сказки, стишки, в которых повторяются слова.

Учите малыша ползать

Бывают груднички, которые по тем или иным причинам не проявляют желания ползать, хотя полностью здоровы. Родители должны прилагать все усилия, чтобы научить ребенка ползать, это важный шаг к последующему освоению хождения. При попытках ползания создавайте его ножкам попеременную опору – так кроха с вашей помощью научится технике «перекрестного» ползания.

Стимулируйте мелкую моторику

Ежедневно делайте разминку для пальчиков. Давайте ребенку мять и рвать бумагу, показывайте, как можно её комкать. Заведите сенсорную коробочку с кусочками предметов разной фактуры и материалов (только чтобы были безопасными!). Пусть малыш познакомится с новыми тактильными ощущениями (губка – мягкая, пробка от бутылки – твердая и т.д.).

Поощряйте двигательную активность

Ребенку нравится передвигаться ползком и изучать все вокруг? Не сажайте его надолго в манеж. Отличным решением может стать раскладной домик с тоннелем. Малыш с удовольствием будет переползать в домик по тоннелю и обратно. Воплотить в жизнь такое развлечение можно и без траты лишних средств, смастерив крохе домик из картонных коробок.

Развивающие занятия для ребенка 9 месяцев:

Выбираем игрушки для крохи 9 месяцев

В девять месяцев малыш начинает осознанно получать удовольствие от первых игр, выражать свои эмоции и осваивать навыки общения. Развивать ловкость и моторные навыки ребенку помогут правильно подобранные игрушки. Итак, что желательно иметь в «арсенале» девятимесячному малышу?

Игрушки

Ребенок в девятимесячном возрасте все впитывает, как губка, поэтому важно окружать его полезными и нужными предметами. Приобретите фигурки домашних и диких животных. В игре называйте животное, и вкратце упоминайте, какие звуки оно произносит, чем отличается от других зверей. Пусть в вашем игрушечном мире будут несколько кукол, которых можно переодевать, укладывать спать, купать их. Постоянно проговаривая простейшие действия в игре, малыш запомнит их и в скором времени начнет воспроизводить сам.

Каталка

С каждым днем малыш, опираясь на опору, делает шаги и совершенствуется в ходьбе. Самое время приобрести игрушечную каталку на колесах, с возможностью опереться на неё. Дети в этом возрасте с удовольствием облокачиваются на такой предмет, позволяющий перемещаться по всей комнате. Будьте уверены, у крохи подобная игрушка вызовет большой восторг!

Книжки-игрушки

Издания с разноплановыми игровыми элементами развивают у ребенка зрение, слух, мышление и тактильные ощущения. Малыш учится вместе с такой книжкой осваивать множество действий – открывать и закрывать её, тянуть и дергать за вкладыши, прикасаться к разным фактурам, шуршать, звенеть и т.д.

Выбрать для изучения есть из чего, игровые книжки представлены сразу в нескольких категориях, например, картонные (с объемными фигурками, глазами, игрушками), резиновые (непромокаемые, с пищалками – брызгалками для ванной), текстильные (страницы с разной набивкой, блестящими и звуковыми вставками).

Развивающий центр

Этот предмет направлен на вовлечение в игру всех органов чувств младенца. Такой центр позволит родителям заметить, что умеет малыш на конкретный момент и чему научился спустя неделю. С тянущимися – выпадающими элементами тренируется координация движений, развивается мелкая моторика рук. Остановиться при покупке стоит на развивающих центрах с несколькими видами деятельности (не менее 5), позволяющими крутить предметы, мять, дергать, стучать, менять цвет. Такая игрушка потребует от ребенка в игре умственных и физических усилий, что положительно скажется на его развитии.

Правильное развитие ребенка до года обременено множеством сложностей. И если в первые месяцы малыш является своего рода «беспомощным» маленьким человечком, то ближе к году он становится более самостоятельным. Девять месяцев – подготовительный период к первым шагам, вступлению в новый жизненный этап. Потому родители, дабы определиться, правильно ли развивается их чадо, задаются вопросом: «Что должен уметь ребенок в 9 месяцев?»

Этому периоду характерен резкий скачок активной деятельности. Каждый организм индивидуален, потому не существует строгих понятий, умений, которыми должен владеть малыш к 9 месяцам. Все навыки обусловлены не только физиологическими особенностями малыша, они зависят от того, занимаются ли со своим чадом родители, как они это делают.

Развитие малыша отражается в поведении. Он уже умеет сидеть, не опираясь, пробует ползти. Делать ребенок это может не только на четвереньках, но и по-пластунски, а некоторые малыши пятятся назад, опираясь на ручки.

Что умеет ребенок в 9 месяцев? В таком возрасте наступает особый этап подготовки к ходьбе. Происходят физиологические изменения в теле. Активно развиваются, укрепляются опорно-двигательный аппарат, связки, нервно-мышечная система. Это проявляется, когда из положения лежа на животике кроха пытается подползти к игрушке, дотянуться до нее. В положении сидя он умеет делать полуобороты и даже достать вещь сбоку или позади себя.

У него активно развивается хватательный щипковый рефлекс. Он пытается взять игрушку не всей ладошкой, а пальчиками. Как правило, малыш может задействовать сразу три пальчика.

Определить эмоциональное развитие можно следующим образом. Если попытаться забрать у ребенка любимую игрушку, он должен выразить свое недовольство. Например, ребенок крепко хватает ее, старается не отпускать, при этом выражает свое недовольство мимикой, звуками.

У ребенка в 9-месячном возрасте речь уже более осмысленная. Он пытается повторять слоги за взрослыми, подражая им. Повторяет он не только слоги, но и движения. В этот период необходимо учить его новым движениям: имитируя бой барабанными палочками, в играх «ладушки», прятки. Прячась, обычно малыш закрывает лицо ручками. Он также должен пытаться найти спрятавшихся папу или маму. Ребенок должен откликаться на свое имя, узнавать близких ему людей.

Кроме того, он уже умеет перелистывать страницы детских книжек, которые для самых маленьких сделаны из плотного картона, нанизывать кольца на пирамидку в любом порядке, рвать бумагу на клочки, отрывать небольшие кусочки от пластилина.

Игра у детей данного возраста больше носит разрушительный характер. Они с радостью ломают построенную башню из кубиков, а собрать ее заново, пусть даже в хаотичном порядке, им пока не под силу.

Это маленькие любознайки, активно познающие мир. В этот период активно развиваются все органы чувств: именно на 9 месяцев приходится момент, когда в доме можно встретить дверцы шкафчиков с перевязанными ручками.

Физические показатели

Физические нормативы усреднены Всемирной организацией здравоохранения. В среднем, из-за своей активности малыш набирает от 350 до 500 граммов веса, а рост его увеличивается на 2 с половиной сантиметра.

Мальчик имеет больший вес и рост, чем девочка. Связано это с природой человека. Вес мальчика варьируется в пределах от 7 до 11 килограммов при росте от 67,5 до 76,5 сантиметров. Усредненной нормой считается вес от 6,5 до 10,5 килограмма при росте 65-75 сантиметров. Окружность головы увеличивается на один сантиметр, а груди — на два.

Если имеются отклонения от указанной нормы, это может быть связано с генетической предрасположенностью. По данным заметно, что маленький человечек замедляется в наборе веса, но продолжает расти. Главное, чтобы эти показатели увеличивались в сравнении с предыдущими данными. Потому дети до годовалого возраста проходят мониторинг у педиатра ежемесячно.

Питание малыша

Ребенку очень важно получать полноценное питание, соответствующее его возрасту. Если здоровье мамы позволяет, то крайне необходимо продолжать грудное вскармливание. Мамино молоко составляет примерно четверть рациона малыша в сутки.

Далее приведены усредненные нормы рациона питания в день. Каши составляют примерно 180-200 граммов. Фруктовые, овощные пюре – 250 граммов. При этом основная часть приходится именно на овощи. Масло растительного происхождения и сливочное – 5 граммов в день. Кисломолочные продукты в виде детского кефира, творожка – 40 граммов.

Хлеб или сухарики – не более пяти граммов. Ребенку необходимо раз в неделю давать половину отварного куриного желтка, так как он содержит железо, что благотворно влияет на уровень гемоглобина. Некоторые дети отказываются от него: можно пойти на хитрость — перемешать желток с теплым молоком.

Для малыша в 9 месяцев — идеальное время, чтобы добавить в его основной рацион мясо, рыбу в отварном виде, нежирных сортов. Ребенок должен получать эти продукты примерно по 50 граммов каждого вида раз в неделю.

Режим дня

Ребенку в этом возрасте важно соблюдать режим. Ему также необходимо спать 11 часов ночью и примерно 4 часа днем. Однако именно сейчас нередко можно заметить за маленьким, что у него нарушается режим сна. Дело в том, что ребенок уже понимает разницу между днем и ночью. Он знает, что в ночное время все спят, а днем играют, занимаются другими делами.

  • При первом пробуждении, обычно оно бывает в 6-7 утра, малыш пьет молоко или смесь. Далее проводят утренние процедуры, делают с малышом зарядку.
  • Второе кормление с применением каш или фруктовых пюре, а после этого можно выводить ребенка на прогулку. Если погода позволяет, желательно, чтобы первый дневной сон прошел на открытом воздухе.
  • Примерно в час дня – обед, состоящий из овощного пюре, мяса, некрепкого диетического бульона. Можно дать ему банан на десерт.
  • Затем следуют занятия, игры, а потом снова прогулка, второй дневной сон.
  • Ужин рекомендуется давать ребенку не позднее шести часов вечера, чтобы его неокрепший желудочек смог переварить и усвоить пищу. Ужин может состоять из творожка или безмолочной каши с рыбой.

Общение в кругу семьи – важный этап для гармоничного развития малыша.

  • Кормление грудью или молочной смесью должно быть не позднее девяти часов вечера. Многие дети просят грудь в ночное время. Правда, данный аспект больше носит психологический характер.
  • Вечерние процедуры. Кормление молоком можно провести и после умывания. На девятый месяц, ребенка можно купать через день. Малыша следует укладывать не позднее 10 часов вечера. Режим дня в каждой семье свой.

Поводы для беспокойства

Несмотря на индивидуальное развитие и определение усредненных навыков ребенка в 9 месяцев, существует несколько признаков, которые должны насторожить родителей. При их обнаружении малыша нужно показать педиатру:

  1. Ребенок не может удержать равновесие в положении сидя.
  2. Он не может переворачиваться, не пробует передвигаться.
  3. Не проявляет эмоций в виде недовольства, когда у него пытаются забрать игрушку.
  4. Не пытается повторять слоги.
  5. Дети в этом возрасте часто пытаются самостоятельно снять с себя шапочку, выпить из бокальчика, кружки. Если ребенок не делает этого, следует обратиться к врачу.
  6. Не стучит своими игрушками.
  7. Не может определить, где родные люди, а где — чужие. Проявляется момент, когда ребенок не боится посторонних, с легкостью идет к ним на ручки.

Игры – главные помощники

Родителям необходимо знать, что существуют множество игр, занятий, способствующих обретению новых навыков в психологически-эмоциональном, в физическом плане. Все занятия должны быть направлены на то, чтобы развивать сенсорное восприятие ребенка. Это могут быть детские самые простые музыкальные инструменты, машинки со звуком, куклы для девочек. Домики с тоннелями подойдут малышам, которые уже умеют ползать. Необходимо включить в ежедневные игры пирамидки, кубики, показывать ребенку, как они собираются, что можно из них сделать.

Игры с крупой, в которой спрятаны небольшие игрушки, являются началом развития мелкой моторики, напрямую влияющей на формирование речи. В этом возрасте можно познакомить ребенка с гимнастическими снарядами, мячиком, кольцами и прочими атрибутами подвижных игр.

При выборе всех элементов внимание следует обращать на качество материалов, способы их изготовления, обработки. В 9 месяцев у малыша режутся зубки, позаботьтесь об этом.

Развитие ребенка в 9 месяцев, родившегося раньше предполагаемого срока, отличается от доношенных детей. Для них существует свой календарь развития, отличающийся от общепринятых нормативов. Его правильно составить поможет врач, учитывая все нюансы здоровья малыша.

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Написано статей

Девять месяцев – очень интересное время в жизни малыша. Сходит на нет кризисный период, маленький человечек становится спокойнее, взрослеет с каждым днем и постоянно радует вас чем-нибудь новеньким. Поговорим сегодня, что должен уметь ребенок в 9 месяцев, чтобы обратить внимание на все стороны развития крохи.

Что умеет делать девятимесячный малыш

Не существует никаких нормативов, что должен делать ребенок и чего он достиг в своем развитии, так как в 9 месяцев все детишки довольно разные.

Вас не должно беспокоить, если малыш немного отстает от сверстников: очень скоро он их догонит и перегонит!

Физическое развитие ребенка в девять месяцев, как правило, включает следующие навыки:

  1. Кроха хорошо ползает , причем не обязательно на четвереньках. Малыш вполне может перемещаться по-пластунски, и это не является патологией;
  2. Детки уверенно садятся и сидят без опоры продолжительное время;
  3. Кроха встает у опоры;
  4. В девять месяцев многие малыши делают первые шаги. Это могут быть передвижения вдоль дивана или решетки кровати, или хождение с мамой, когда она поддерживает крошку за обе ручки или подмышки. Читайте статью, чтобы узнать, когда ребенок начинает ходить >>>

В это время еще не все дети умеют самостоятельно выходить из положения «стоя», чаще всего им требуется помощь взрослого.

Игровые навыки малыша

Психомоторное развитие ребенка в 9 месяцев позволяет ему обзавестись новыми умениями и потренировать ранее приобретенные навыки. К концу девятого месяца жизни малыш может:

  • сминать и рвать кусочек бумаги или пластилина;
  • играть с двумя игрушками одновременно: стучать ими друг об дружку или пытаться соединить;
  • играть в «ладушки» (хлопать);
  • приподнимать и рассматривать мелкие вещицы, пользуясь большим и указательным пальцами;
  • самостоятельно выбирать игрушку, которая нужна ему в данный момент;
  • листать толстые картонные страницы детских книжек;
  • по просьбе показывать пальчиком на знакомые предметы, в том числе на картинках;
  • играть в «ку-ку» и прятки (прятаться под покрывалом, искать взрослого, спрятавшегося под покрывалом);
  • собирать пирамидку (нанизывая кольца в любой последовательности);
  • кидать различные предметы;

В развитии ребенка девятого месяца жизни появляется и кое-что новенькое:

  • малыш в этом возрасте должен запомнить некоторые части тела, обычно детки учат, где находятся ручки, ножки, глазки, носик. Кроха показывает на них по просьбе взрослого человека.

Для развития малыша очень полезны прогулки. В этом возрасте можно выходить на улицу во время бодрствования крохи.

  • в девять месяцев маленькому человечку интересно смотреть, как летают птички, как играют другие малыши. Наблюдение за старшими детьми – одно из занятий, помогающих развитию вашего крохи.

Важно! В 9 месяцев много внимания уделяется безопасности малыша. Следите, чтобы он не оставался один на диване или стуле, уберите из его зоны досягаемости мелкие и острые предметы, спрячьте провода.

Эмоции, которые испытывает малыш

В девять месяцев крошка становится спокойнее, он вполне способен несколько минут поиграть самостоятельно, пока вы моете посуду или завтракаете. В это время уже можно судить о развитии будущего характера вашего малыша. Воспитательные приемы из курса «Мой Любимый Малыш», будут вам отличным подспорьем и сберегут миллионы нервных клеток. >>>

Есть детки, все время пребывающие в движении, есть те, кто больше предпочитает сидеть за игрушками и книжками. Малыш может быть разрушителем порядка и разорителем шкафов, а может больше интересоваться кубиками и погремушками.

В девять месяцев ребенку приходится впервые ощутить разницу в развитии и воспитании маленьких леди и джентльменов: намечаются различия между тем, что должна уметь девочка, и тем, что умеет мальчик:

  • Девочки быстрее развиваются в эмоциональном плане, они более привязаны ко взрослым, но уж если и играют самостоятельно, то в «осмысленные» игры: перекладывают предметы, катают машинки, листают книжки.
  • Мальчики, как правило, более самостоятельны и любознательны. Они хотят ползать по всей квартире, выкидывать вещи из шкафов, забираться на стулья, падать оттуда, что-то швырять и ломать. Эти, с первого взгляда варварские действия необходимы для развития будущих мужчин. Подробнее о том, как объяснить ребенку что нельзя >>>
  • Часто мальчики хотят, чтобы их водили за ручки, иногда ничем другим не хотят заниматься на протяжении всего времени бодрствования. Узнайте, что делать, если ребенок боится ходить самостоятельно >>>
  • Девочки часто более ласковы, льнут ко взрослым;
  • Мальчики уже в этом возрасте пытаются ударить, ущипнуть. Не стоит переживать из-за такой особенности развития ребенка, ведь в 9 месяцев детишки поступают так не из-за злобного характера, просто им интересен результат их действий. Это один из этапов развития малыша. Подробнее об этом: почему ребенок не слушается ?>>>

Не бойтесь останавливать руку драчуна и спокойным равнодушным тоном объяснять, что так делать нельзя.

Важно! Если взрослые не будут выдавать эмоциональную реакцию на действия малыша, ему скоро надоест предпринимать попытки драться. Точно так же следует пресекать желание крохи кого-нибудь укусить.

Психическое развитие ребенка в девять месяцев позволяет ему улавливать настроение других людей и реагировать на него. Например, малыш может смеяться вместе с родителями или хныкать, если маме грустно.

В этом возрасте детки активно выражают свое мнение по поводу различных событий. Малыш бурно радуется, встречая папу с работы, и горько плачет, если не хочет переодеваться или у него что-то не получается.

Речь крошки в девятимесячном возрасте

К девяти месяцам малыш четко произносит различные слоги, комбинирует их. Иногда взрослым кажется, что их чадо разговаривает на каком-то «своем» языке.

Речевое развитие ребенка доходит до такого уровня, что в 9 месяцев жизни малыш вполне способен повторять за родителями простые слова. Пусть сначала это будет один слог из слова, или даже один звук. Немного практики, и у вашего малыша будет получаться все лучше и лучше.

Продолжайте читать крошке короткие стишки и потешки, петь песенки, это покажет ему хорошие речевые примеры, поможет развитию чувства ритма и впоследствии побудит самого рассказывать стихи. В 9 месяцев ребенку интересны напевные строчки, он способен повторить за вами простые движения; если вы не знаете, что он должен уметь, видео с записью потешек для малышей поможет вам сориентироваться.

Девять месяцев ребенку – самое время для расширения пассивного словарного запаса; показывать предметы по просьбе взрослого – это то, что должен уметь и мальчик, и девочка в этом возрасте. Чаще рассказывайте крохе обо всем, что его окружает, комментируйте все его занятия.

Смотрите также мой видеоурок про развитие ребенка в 9 месяцев:

Если малыш появился на свет раньше срока

Развитие недоношенного ребенка в 9 месяцев практически не отличается от развития его рожденных в срок сверстников. Детки умеют садиться и сидеть, вставать у опоры. Малыши могут выражать свои эмоции и пытаются произносить первые слова.

Однако развитие поторопившихся деток зависит и от срока гестации, на котором случились роды, и от последующего выхаживания. Глубоко недоношенные малыши могут достаточно сильно отставать от сверстников.

На что следует обратить внимание

Все детишки индивидуальны, и родителям не стоит беспокоиться, если их чадо не ходит и не пытается произносить первые слова. Однако мамы и папы отслеживают, что умеет ребенок, и должны насторожиться, если в 9 месяцев:

  • малыш не умеет садиться или сидеть;
  • апатичен, мало и неохотно двигается;
  • не интересуется ни игрушками, ни книжками, ни бытовыми предметами.

В этом случае состояние крохи нужно обсудить с педиатром и детским неврологом. Чаще всего отклонения в развитии ребенка девятого месяца жизни могут быть легко скорректированы самими родителями при участии специалистов.

Девятый месяц жизни малыша – это период, когда организм крохи начинает подготовку к прямохождению. В это время основное внимание и развитие ребенка должно быть направлено на укрепление костного аппарата. Большое значение имеет физическая активность и психологическая готовность.

В этом возрасте малыш много двигается, мамины руки интересуют его все меньше. Он реализует свое любопытство, передвигаясь по полу и беря в руки различные предметы.

Особенности физического развития ребенка

По мере роста ребенка происходит постепенное снижение ежемесячной прибавки в весе. Так, если в первые месяцы ребенок мог набирать до 1 кг ежемесячно, а в период с 4 по 6 месяц – от 650 до 750 грамм, то за девятый месяц вес ребенка может увеличиться на 300-500 грамм.

Причина такого снижения ежемесячной прибавки в весе кроется в повышении двигательной активности ребенка. Чем больше ребенок двигается, тем больше затрачивается энергии. Она же в свою очередь сказывается на весе малыша.

Средний вес ребенка в этом возрасте составляет 9 кг. В росте за этот месяц ребенок прибавляет 1-2 см. С момента рождения его рост увеличился на 20-21 см. На конец 9-ого месяца жизни средний рост ребенка составляет 71 см. при этом допустимы отклонения на 3 см, как выше, так и ниже.

Умения и навыки малыша в 9 месяцев

  • Ребенок уверенно чувствует себя в положении сидя. При этом он самостоятельно садится, может из этого положения наклоняться и дотягиваться до игрушек. Просидеть без опоры ребенок может примерно 10 минут.
  • При наличии опоры ребенок может принимать вертикальное положение. Может делать робкие шаги. Если есть подвижная опора в виде стула, то ребенок может двигать его, держась за спинку и пробовать идти за ним.
  • При использовании ходунков, малыш может передвигаться, приседать и прыгать в среднем 10 минут.
  • Активные попытки ползать. В этот период некоторые дети уже встают на четвереньки и ползают в правильной позиции на ладонях и коленях. Другие же предпочитают передвигаться на животе. И тот и другой способ – вариант нормы для 9-ти месячного возраста.
  • Активное развитие мелкой моторики отражается в том, что ребенок начинает использовать пинцетообразный (два пальца) или щипковый (три пальца) захват. Он может поднимать таким образом мелкие предметы и даже крошки. Последовательность действий: подобрать-потрогать-засунуть в рот – вот то, чем предпочитает заниматься ребенок в этот возрасте. Рвать бумагу на клочки – еще одно полезное и любимое занятие крохи.
  • На 9-ом месяце жизни ребенок отличается довольно крепким хватом. Взяв что-то в свою руку, он не отпустит предмет, пока не потеряет к нему интерес. Забрать что-то силой из детской ладошки довольно сложно. Связано это с тем, что разжимать пальцы ребенку физически сложнее.
  • Ребенок умеет активно проявлять свои желание и нежелания. При попытках забрать нужную ему вещь, он будет отталкивать руку родителя, отворачиваться или даже совсем уходить в сторону.
  • К 9-му месяцу у детей уже есть 4-6 зубов, и процесс их дальнейшего роста идет весьма активно. Однако все дети не похожи друг на друга, и их физическое развитие может отличаться. Поэтому если у вашего ребенка зубов нет, не паникуйте и ждите.

  • Активно развивающаяся мелкая моторика дает толчок и развитию речи. В этот период ребенок постоянно говорит простые слоги, пробует складывать из них слова (мама, папа). Произнося их, он умеет правильно ассоциировать слова с объектами. В разговоре активно используются интонации.
  • Ребенок знает, как его зовут. При обращении к нему он поворачивает голову или проявляет другую двигательную активность.
  • Эмоциональные проявления становятся более яркими: бурная радость, громкий смех или гнев – вот лишь небольшой спектр эмоций, демонстрируемых ребенком.
  • Умеет четко жестами формулировать свои желания. Точно показывает на желаемый объект или направление.
  • Понимает и реагирует на простые просьбы, вроде «иди ко мне», может выражать согласие или несогласие соответствующим кивком головы.
  • Ребенок пытается принимать участие в простых процессах, вытягивает ручки, помогая себя одевать. Сам может стянуть шапку.
  • Во время еды держит обеими руками чашку, уверенно держит ложку. Но ест преимущественно руками.
  • Точно реагирует на звук или голос, понимает, откуда он идет. В процессе игры в прятки легко найдет Вас, откликаясь на «ку-ку».
  • Игрушки и различные бытовые предметы, такие как кастрюли, обычно не использует по прямому назначению. Любимое занятие: постучать по ним или покидать.

Чтобы определить соответствие развития вашего крохи установленным стандартам, можно провести небольшой тест, который включает в себя следующие проверки:

  • Лежа на животе, ребенок ползет в направлении игрушки или тянется к ней.
  • Сидя, может удерживать спинку в течение 10 минут, может брать предметы, лежащие сбоку, а значит, может разворачивать корпус.
  • Малыш пытается вставать и пробует делать шаги, держась за опору.
  • За столом умеет держать кружку двумя руками.
  • Подражание жестам. Простой способ показать ребенку, как барабанить по поверхности. Обычно малыши это повторяют.
  • Ребенок должен узнавать близких, называть их, используя простые слоги.
  • Ребенок должен суметь крепко удержать предмет в руке при попытке забрать его.

Если отсутствие каких-то навыков в поведении ребенка вас беспокоит, то стоит проконсультироваться с педиатром или неврологом.

В этот период основную долю полезных веществ ребенок получает из продуктов прикорма. Однако грудное вскармливание при снижении его доли в общем рационе еще остается.

К этому возрасту из пяти кормлений в день три – это приемы пищи, полностью состоящие из продуктов прикорма.

Грудь или смесь предлагаются ребенку в момент пробуждения и в последнее кормление перед ночным сном.

В рационе малыша участвуют все основные продукты в пределах рекомендованной суточной нормы:

  • Овощи – до 200 гр.
  • Каши – до 200 гр.
  • Фрукты – до 100 гр.
  • Желток – ½ (дается два раза в неделю).
  • Творог (кефир) – до 50 гр.
  • Сок – до 90 гр.

Обязательно в рационе должен присутствовать хлеб и масло, растительное и сливочное.

В этот период в прикорм начинают вводить рыбу. Для начала прикорма используются нежирные сорта белой рыбы. Максимальная суточная доза – 30 грамм. Стоит учитывать повышенную аллергенность рыбы и тщательно следить за реакцией детского организма на ее введение. Рыбные блюда в меню должны быть не чаще 2-3 раз в неделю.

Мясо может подаваться в виде фрикаделек или мелко рубленным, в составе супов.

Овощные пюре могут содержать несколько видов овощей и зелень.

Более разнообразны становятся и каши. Можно пробовать готовить многокомпонентные каши из нескольких видов злаков. А добавление к каше фруктов и ягод – улучшат ее вкус и придадут питательную ценность. Не рекомендуется давать ребенку лишь манную кашу, ввиду того, что переваривание ее в детском организме идет очень медленно.

Режим – сон и бодрствование

Большинство малышей в возрасте 9 месяцев спят ночью по 8-10 часов, а дневной сон представляет собой 2 периода по 2 часа.

Некоторые дети днем придерживаются трехразового сна: два 40-минутных отрезка утром и вечером и 2-х часовой послеобеденный сон. Это говорит о том, что ребенок еще не готов к длительному бодрствованию. Но это — вариант нормы.

9-ти месячный ребенок уже может спать всю ночь без кормлений. Однако, дети, находящиеся на грудном вскармливании, продолжают просыпаться по ночам с требованием маминой груди. Это не говорит о том, что ребенку не хватило еды на последнем кормлении. Такие пробуждения связаны с психологической необходимостью быть рядом с мамой. Проблема ночных пробуждений будет решена после отмены грудного вскармливания.

В этом возрасте нередки нарушения сна, вызванные, как правило, наличием внешних раздражителей и некомфортным температурным режимом в спальне.

Правильно построенный распорядок дня с минимизацией активных игр и лишних контактов непосредственно перед сном, а также создание благоприятного микроклимата в комнате позволят нормализовать сон ребенка.

  • Для гармоничного психического развития ребенку важно ощущать близость матери. Поэтому, сколько бы ни весил ваш малыш, старайтесь чаще брать его на руки.
  • Развивайте речь. Для этого чаще читайте книжки с яркими картинками, показывайте и называйте предметы. Предпочтения отдавайте стихам и недлинным сказкам.
  • Учите малыша ползать. Для этого есть ряд физических упражнений. А также хорошо работает мотивирующий фактор – игрушка, до которой можно дотянуться.
  • Стройте вместе пирамиды и башни. Ребенок в основном будет их разрушать, но может и попробовать поставить кубики друг на друга. После совместных игр просите ребенка собирать детали в коробку.
  • Дайте возможность ребенку мять, рвать, разматывать и сматывать бумагу. Идеальным средством для этих целей является рулон туалетной бумаги.
  • Изучайте части тела. Для этого в арсенале игрушек ребенка независимо от пола должна быть кукла или пупс. Посадив его рядом с малышом можно вместе показывать глазки, нос и прочие части тела. Куклу можно кормить, укладывать спать. В дальнейшем такая игрушка станет полноправным участником ролевых и ситуационных игр.
  • Игры с водой, переливание из емкости в емкость, поливание на руку, мытье игрушек. Помимо приятного времяпрепровождения, это еще и прекрасное развитие тактильных ощущений.
  • Знакомьте ребенка с новыми текстурами. Неплохой вариант, объединить в одной коробке кусочки разных материалов, разные мелкие предметы. Только не забывайте о желании малыша засунуть все в рот.
  • Используйте крупу для творчества. Можно устроить раскопки разных игрушек, предварительно спрятанных в тарелку с крупой.

Занимаясь с ребенком и придумывая новые игры, берите во внимание его подвижность. Танцуйте, делайте гимнастику. В процессе игр обязательно общайтесь с ребенком и следите за его реакцией. Ваш 9-ти месячный малыш уже может сам подсказать подходящий ему путь развития!



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Татуировка с терновым венцом Татуировка с терновым венцом Активность ребенка в 1 месяц Активность ребенка в 1 месяц Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю