Консультация для родителей "речевые игры дома".

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Деловая игра с родителями «Развитие речи дошкольников через творческие виды деятельности»

Цель: Совершенствование работы по речевому развитию дошкольников через работу с родителями.
Задачи:

1. Повышать знания, педагогическое мастерство родителей в осуществлении задач речевого развития.
2. Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания. Развивать творческую активность участников.
Атрибуты игры : Эмблемы команд, значки капитанов, кроссворды, черный ящик, репродукции картин (В.М. Васнецов «Аленушка», А.К. Саврасов «Грачи прилетели»), карточки для работы с пословицами и поговорками, бланки-протоколы у жюри.
Правила игры:

1. Уметь слушать других.

2. Вырабатывать общее решение вопроса.

3. Принимать активное участие в игре.

4. Не оспаривать оценку жюри.

5. Соблюдать культуру речи и тактичность.

Ход

Распределение по командам. Выбор капитанов. Представление жюри, ведущего.

Под речевой творческой деятельностью мы понимаем речевую деятельность направленную на создание нового, что обеспечивается способностью человеческого мозга создавать новые образы посредством необычного сочетания, комбинирования уже известных.

Поскольку наибольшую мотивацию к общению вызывают интересы самих детей и их повседневные переживания, это нужно учитывать в работе с детьми. По мнению исследователей детской речи самый расцвет творческих талантов (поэтических, писательских, просто словотворческих)приходится на дошкольное детство. Сам процесс освоения речи ребенком протекает по законам творчества.

Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче своих мыслей, чувств, переживаний. Творческие способности формируются в связи с общим развитием ребенка и благодаря специальному обучению.

1задание

Название команд, девиз.

2 задание «Чудесный конвертик»

Ведущий: Велика роль работы с произведениями изобразительного искусства в развитии такого качества связной речи, как образность. Так как формирование эстетического восприятия произведений живописи оказывает влияние на использование средств художественной выразительности в разных видах высказывания – описании, повествовании, рассуждении. Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей содержание картины является необходимым качеством речи педагога.
В черном ящике находятся репродукции картин, по которым составляется описательный рассказ. Команде надо отгадать название картины и ее автора.
Примерные рассказы логопеда
1. На полотне изображен характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Художник изобразил лес, «точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…», и нашел выразительное многоцветье красок для описания прелестной осенней поры. Золото листвы красиво оттеняет прозрачную воду реки и синеву неба. Гладкую поверхность медленно текущей реки еще не беспокоит порывистый холодный ветер. В реке, словно в зеркале, отражаются прибрежные деревья, кусты и высокое небо. На картине запечатлен теплый, безветренный день. Все дышит тишиной и осенним покоем.
2.Сюжет картины навеян темой сиротства, страдания детей, русской народной сказкой. Перед нами девочка, убежавшая из дома в лесную чащу к глубокому омуту, чтобы выплакать обиду, нанесенную злыми людьми, попечалиться о своей тяжелой жизни. Вечер. Гаснет заря. Сумерки спускаются на молодые сосенки, на потемневшую воду. На камне одиноко сидит девочка. В ее поникшей фигуре, в смуглом печальном лице выражено горе и страдание. Темные, широко раскрытые глаза застилают слезы, взгляд неподвижен, шелковистые каштановые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам, крепко сжаты пальцы рук, обхватившие колени. Одета она бедно. На ней старенький, порванный кафтан, выцветшая голубая кофта, ноги босые, а на дворе уже осень. Природа созвучна настроению девочки. Печально притихнув, застыли вокруг молодые березки, осины. Ранняя осень. Первая пора увядания природы. Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Над головой девочки тихо щебечут ласточки, как бы стараясь успокоить, рассеять ее грусть. Островерхие молодые сосенки, острые стебли осоки как бы охраняют девочку, защищают ее от злых людей. Общий тон картины неяркий, в нем преобладают темно-зеленый и красно-коричневые цвета. Картина очень поэтична.

3.Картина производит особое, задушевное впечатление. Веет от нее чем-то близким и родным. Перед нами скромный сельский пейзаж. На переднем плане, на покрытом тающим ноздреватым снегом берегу пруда, выстроились в ряд старые кривые березы. На их голых ветвях расположились грачиные гнезда, а вокруг суетятся сами хозяева этих птичьих домишек. На втором плане виден освещенный весенним солнцем бревенчатый забор, а за ним возвышается колоколенка сельской церкви. А дальше, до самого леса, раскинулись побуревшие поля со сладами не растаявшего снега. Этот скромный пейзаж напоен прозрачным, звенящим от грачиного гомона весенним воздухом. Он чувствуется и в высоких, нежно голубеющих облаках, и в неярком свете солнца. В воздухе пахнет весной.
4.Перед нами дощатый, чисто выскобленный чьей-то заботливой рукой розовый стол. Он источает едва уловимый запах древесины. На столе – небольшой самовар, стакан на блюдце, яйца, букет полевых цветов, фонарик и коробок спичек. Предметы лежат перед нами как на ладони. Весело сверкают грани начищенного до блеска самовара. В его зеркальной поверхности видно отражение стола. Солнечные блики играют на стакане с чаем, на яйцах, на фонарике, на вазе. В прозрачной стеклянной вазе – букет полевых цветов: голубые, как бы склонившиеся перед нами в поклоне, колокольчики и желтые ромашки, похожие на маленькие солнца. В верхнем углу художник поместил большого, рыжего, вислоухого пса. Умная собака терпеливо ждет своего хозяина, который незримо присутствует на картине. Кажется, что он где-то рядом. Картина вся сияет, словно прозрачное солнечное утро. Она полна яркого света, покоя и чистоты. Отчего ощущение радости становиться еще сильнее.
Ответы

2.В.М. Васнецов «Аленушка»

3.А.К. Саврасов «Грачи прилетели»

3 задание. Инсценировка

Ведущий: Сказка является мощным средством для речевого, познавательного художественно-эстетического развития ребенка. Сказка помогает детям понять, что такое добро и зло, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Дети легко узнают сказки по персонажам, отрывкам, иллюстрациям. Вам будет задание сложнее. Одной команде надо показать инсценировку какой-нибудь сказки при помощи невербальных средств общения (жестов, пантомимики, мимики); другой надо отгадать ее название. Потом команды меняются местами.
Такие задания развивают у детей творчество, воображение. Дети становятся более свободными, раскрепощенными.

4 задание. Кроссворды на тему «Речевое развитие дошкольников»

Кроссворд № 1
1.Речь, рассказ одного человека.
2.По горизонтали. Создание нового слова на базе другого однокоренного слова при помощи приставки, суффикса.
2.По вертикали. Часть речи, обозначающая предмет, объект, явление.
3.Вид рассказа, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта, затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, завершается итоговой фразой, дающей оценку предмету или высказывающей отношение к нему.
4.Небольшое литературное произведение в прозе, описание, повествование, история.
5.Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором используются вопросы, объяснение, беседа, рассказ воспитателя.
6.Слова, различные по своему звучанию, но близкие по значению.


Ответы: 1.Монолог. 2 по горизонтали. Словообразование. 2 по вертикали. Существительное. 3.Описание. 4.Рассказ. 5.Словесный. 6.Синонимы.

Кроссворд № 2
1.Слова, противоположные по смыслу.
2.Вид рассказа, в котором дети должны развить сюжет, развертывающийся во времени и логической последовательности.
3.Человек, который пишет книги, создает какие-нибудь произведения.
4.Часть речи, которая обозначает действие предмета.
5.Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором детям демонстрируются игрушки, предметы, картинки, фотографии, рисунки, слайды и др.
6.Разговор между двумя людьми.
7.Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения.



Ответы: 1.Антонимы. 2.Повествование. 3.Автор. 4.Глагол. 5.Наглядный. 6.Диалог. 7.Загадка.

5 задание. Игра

Капитанам команд предлагается провести словесную игру, пальчиковую гимнастику.
Варианты игр
Словесная игра «Закончи слово»
Дети располагаются по кругу. Ведущий бросает кому-либо мячик и говорит первый слог какого-нибудь слова, например: «Ма...». Ребенок, которому бросили мяч, ловит его и прибавляет к слогу такое окончание, которое в совокупности составило бы целое слово. Например: ведущий говорит: «Ма...», поймавший отвечает: «...ма» (Мама) - и бросает мячик ведущему. Слова надо подбирать короткие и знакомые детям, вначале игры ведущий может сказать, что это будут имена тех, кто стоит в круге. Ди-ма, Ми-ша, Све-та, Ле-на и т. д. Постепенно, раз за разом, игру можно усложнять, вводя слова из трех слогов. Например: ведущий говорит: «Ма...» и бросает мяч ребенку, поймавший отвечает: «ши» и бросает мячик другому игроку. Тот заканчивает слово: «на» (Ма-ши-на) и бросает мяч ведущему и т.д.
Пальчиковая гимнастика «Гроза»
Капли дождика упали, (слегка постучать двумя пальцами руки по столу)
Насекомых испугали. (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбегаются насекомые)
Дождик зашумел сильней, (постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей. (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе)
Дождь полил как из ведра, (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора. (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони)
В небе молния сверкает, (нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает. (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А затем из тучи солнце (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!

6 задание. Работа с пословицами, поговорками

Ведущий: В речевом развитии детей большое место отводится пословицам и поговоркам. Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к различным ситуациям. Именно в пословицах и поговорках заложен огромный нравственный и эстетический потенциал. Они не велики по объему, но емкие по смыслу. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и красноречиво выражать свои мысли и чувства.
Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки с заданиями
Карточка № 1

1.Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)
2.Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)
3.Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)

1.Сын леопарда – тоже леопард (Африка) – Яблоко от яблони недалеко падает
2.Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) – Шила в мешке не утаишь
3.Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – В тихом омуте черти водятся

Карточка № 2
Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
1.Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка)
2.В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка)
3.Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)
«Переведите» пословицы на русский язык.
1.Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – Слово серебро – молчанье золото
2.Тот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) – Язык до Киева доведет
3.Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) – Обжегшийся на молоке, дует на воду

7 задание. Банк идей

Всем участникам предлагается пополнить Банк идей, ответив на вопрос: Как построить партнерские отношения с родителями воспитанников по речевому развитию детей, какие мероприятия вы можете предложить? (Обсуждение)
Подведение итогов деловой игры
Жюри обсуждает ответы и оценивает их. Учитывается не только их правильность, но и поведение членов команд во время обсуждения, корректность, четкость, грамотность и выразительность речи.
Ведущий объявляет общий результат (по оценкам жюри), вручает небольшие сувениры, благодарит за участие.


РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДОМА

Уважаемые родители!

Предлагаем Вашему вниманию игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, они не требуют много времени, в них можно играть в выходные дни, в будние дни по вечерам, по дороге домой из школы, на прогулках.

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.

Игры на активизацию словаря:

    Игра «Кто или что может это делать?»

Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,…

    «Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

    Игра «Что для чего»

Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.

хлеб – в хлебнице,

сахар – в сахарнице,

конфеты – в конфетнице,

мыло – в мыльнице,

перец - в перечнице,

салат – в салатнице, суп – в супнице,

соус - в соуснице и т. д.

    Игра «Как можно…»

Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…» Другие вопросы: - Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…) - Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…) - Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно…) - Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно…) - Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно…)

    «Угощаю»

Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в

«кислые», «соленые», «горькие» слова. 6. «Ищем слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр. 7. «Опиши предмет»

Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое?) красное, кислое, круглое, твердое и т.д.

Игры на речевые обобщения:

    «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

- «Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

зима, апрель, весна, осень, лето;

мама, подруга, папа, сын, бабушка.

- «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

крепкий, далекий, прочный, надежный;

смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

- «Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал;

пришел, явился, смотрел;

выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

    Игра «Найди дерево» (выделение признаков деревьев: общая форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры)

Рассмотреть и научиться рассказывать о деревьях и кустарниках, которые встречаются по дороге в детский сад.

Игры на развитие звукового анализа и синтеза:

    Игра «Цепочка слов»

Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова

Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста - ...

    «Придумай слово»

Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук Ж: жук, жилет, джинсы, желудь, уж и т. д.

Игры на развитие грамматического строя речи:

    Игра «Веселый счет»

Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна..) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…)

    Игра «Подружи слова»

Листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос,

    Игра «Все сделал»

Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала). мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает - постирал рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал, чинит – починил, красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил

    Игра « Ты идешь, и я иду»

Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь, и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить…) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.

    «Приготовим сок»

«Из яблок сок (какой?) - яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)» и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?» и т. д.

    «Один - много»

«Яблоко – много чего? (яблок); Помидор – много чего? (помидоров)» и т. д.

    «Чей, чья, чьё»

Образование притяжательных прилагательных. «Уши собаки - (чьи уши?) собачьи уши; хвост кошки – кошачий» и т. д. 8. «Упрямые слова»

Расскажите, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются: кофе, платье, какао, кино, пианино, метро. «Я надеваю пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто» и т. д.

Игры на развитие связной речи:

    Игра «Что на что похоже»

Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на…(что?)
Синий лед похож на…

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на…

Блестящая на солнце паутина похожа на…

День похож на…

    Потому что…
    Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Развивайте эту способность у ребёнка, рассуждая и отвечая на вопросы:

Я мою руки потому, что…
Почему ты идёшь спать? и т. д.

    Кем (чем) был?

Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и т. д., а ребёнок должен сказать, кем (чем) они были раньше.
Корова была телёнком
Бабочка была гусеницей
Курица была цыплёнком, а цыплёнок – яйцом
Лёд был водой и т. д.

    Игра "Что мы видим во дворе?"

Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях. Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки".

Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам! Желаем удачи!

Ольга Артемьева
Семинар-практикум для родителей «Грамматические игры по развитию речи детей»

Дорогие коллеги! Предлагаю Вам конспект очередного семинара по развитию речи с родителями . Надеюсь, что кому-то из Вас он будет полезен.

Семинар-практикум для родителей

Тема : «Грамматические игры по развитию речи детей » .

Цель :

Помочь родителям создать все необходимые условия для формирования у ребенка .

Задачи :

1. Познакомить родителей с играми , направленными на речевое развитие детей -дошкольников в домашних условиях.

2. Побуждать родителей к активному взаимодействию с педагогами в жизни детей в ДДТ .

3. Формировать у родителей культуру общения с детьми.

Материалы для семинара :

Картинки с изображением разного количества предметов,

Ход семинара:

Педагог : «Здравствуйте, дорогие родители . Рада приветствовать на нашем очередном семинаре-практикуме , который будет посвящён грамматическим играм по развитию речи детей . Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей . Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие , а значит и происходит полноценная подготовка ребенка к обучению в школе. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей , о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения в детской речи , как в дошкольном учреждении, так и в семье. Ребенок, не усвоивший грамматического строя родного языка до школы, плохо учится, потому что оказывается неспособным понять связи и отношения между изучаемыми в школе явлениями действительности. Поэтому задача взрослого - создать все необходимые условия для формирования у ребенка грамматически правильной речи .

Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем в развитии речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. А сами правила грамматики довольно сложно воспринимаются детьми дошкольного возраста

Неисправленная грамматическая ошибка - лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей , слышащих его в данный момент.

Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т. е. различать, как надо говорить правильно.

Морфологические ошибки в речи детей :

1. Неправильные окончания имен существительных :

Сведение всего их многообразия к окончанию -ов (-ев) по типу столов : карандашов, дверёв, ежов, этажов, куклов, девочков, руков, "дверев", лошадев;

-родительный падеж , единственное число : у кукле, у маме, у сестре, без ложке;

Неразличение окончаний винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных : видели поросенок, поймали олень, посадили дуба;

Предложный падеж неодушевленных имен существительных мужского рода : в лесе, в носе, в саде;

2. Склонение несклоняемых имен существительных : на пальте, кофий, кофию, на пианине, в кине.

3. Ошибки при образовании множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных : ягнёнки, котёнки, жеребёнка, свинёнка.

4. Смешение продуктивной и непродуктивной форм множественного числа существительных : вместо окончания -а (-я) дети произносят -ы (-и) по типу столы : домы, поезды, окны, человеки;

5. Изменение рода существительных : большой яблок, купи мороженую, папа ушла, теплая молоко, платье зеленая, одеяла разорвалась.

6. Неправильное образование глагольных форм.

- повелительное наклонение : искай (ищи,exaй (езжай, спей (спой,склады (сложи) ; скакай (скани,

- изменение основы глагола : искать - искаю (ищу, плескать - плескаю (плещу, плакать - плакаю (плачу, рисовать - рисоваю (рисую) ; мочь - можу (могу,

-спряжение глаголов : хотеть - хотишь (хочешь, давать - дадишъ (дашь, есть - едишь (ешь, спать - сплют (спят) .

7. Образование неправильной формы причастий : сломатая, оборватая, сошитая;

8. Отсутствие чередований согласных в корнях прилагательных при образовании сравнительной степени : ярчее, чистее, хужее, красивше, плохее,

9. Неправильные окончания местоимений в косвенных падежах : у мене болят уши, у тебе новая платья, в этим кармане;

10. Склонение числительных : двое домов, с двумями, идите по двоим; или несклонение числительных : собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка.

У детей наблюдаются , особенно в повседневном общении, и другие ошибки, вызванные особенностями местных говоров, диалектной речью окружающих. Встречаются такие диалектные ошибки детей , как употребление ими в родительном падеже существительных жен. рода окончания -е (-и) : "у маме", "у мами", "от сестре", "у кукле", "у кукли", "с горе", "без ложке" или употребление существительных среднего рода в женском роде : "моя платья", "теплая молоко", "твоя ружье", употребление слов "одень" вместо надень, "раздень" вместо сними; а также и другие ошибки, зависящие от того, в какой области живет ребенок. Надо отметить то, что диалектные ошибки в речи детей устранить несравненно труднее, поскольку ребенок постоянно слышит диалектную речь взрослых дома, а возможно, и в детском саду.

Морфологические и синтаксические стороны речи развиваются параллельно . В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя педагогами замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. Они менее заметны окружающим, так как дошкольники, пользуясь устной формой речи , в основном употребляют предложения с несложной конструкцией.

Синтаксические ошибки в речи детей дошкольного возраста наблюдаются :

1. В нарушении порядка слов в предложении :

На первое место ставится наиболее важное для ребенка слово : "Куклу мама принесла?";

Вопросительное предложение начинается с того, что для ребенка важнее : "Заплакала Маша почему?";

Дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос "почему?" отвечают : "Почему что".

Вашему вниманию сегодня будет предоставлены игры , которые Вы можете легко применять на практике со своими детьми дома, не затрачивая на это, максимум времени. Итак, начнём.

Педагог : Дорогие родители , поиграем немного с вами.

Наша первая игра называется «А что у вас?»

Цель этой игры : упражнять детей в образовании существительных множественного числа, а также родительного падежа существительных во множественном числе.

Дидактический материал : предметные картинки с изображением предметов в единственном числе и во множественном числе : флажок - флажки, кукла - куклы, мишка - мишки, машинка - машинки, глаз - глаза, ухо - уши, рука - руки, нога - ноги, книга - книги, окно - окна, дверь - двери, курица - куры, утка - утки, гусь - гуси, ботинок - ботинки, дом - дома, стол - столы, стул - стулья, костер - костры, перо -перья, поезд - поезда, дерево - деревья, куст - кусты, цветок - цветы, комар - комары, пчела - пчелы, воробей - воробьи, кресло - кресла.

Игровые правила : образовать форму множественного числа названного существительного (или родительного падежа существительного во множественном числе).

Игровые действия : поиск нужной картинки, элемент поиска и находки слова в нужной форме.

Ход игры:

Педагог : Я вам раздала предметные картинки, на которых изображены предметы во множественном числе. Когда я вам покажу картинку с изображением какого-нибудь предмета в единственном числе, вы находите у себя картинку с таким же предметом, но во множественном числе и называете, что у вас изображено.

Педагог раздает родителям картинки с изображением предметов во множественном числе. Показывает предметную картинку с изображением предмета в единственном числе и говорит : «У меня кукла. А у вас?» Взрослый, у которого находится соответствующая картинка, показывает ее и отвечает : «А у меня куклы» или «А у меня много кукол» . И т. д.

Педагог : А теперь я хочу познакомить Вас ещё с одной интересной игрой.

Игра «Какой, какая, какое?»

Цель игры : учить детей слушать партнера , дополнять его высказывания; правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе.

Дидактический материал : любые предметные картинки; фишки.

Игровые правила : уже сказанное не повторять.

Игровые действия : провести соревнование, кто больше : подбирать к слову как можно больше определений.

Ход игры:

Педагог предлагает родителям поиграть со словами : «Я назову предмет, а вы его опишите, скажите, какой он. Например, яблоки. (Демонстрируется картинка.) Какие они?

Родители подбирают определения. За каждый ответ получают фишку. Когда иссякает запас определений, педагог подсказывает слова, которые не назвали родители . Например :

Яблоки. (круглые, румяные, сочные, душистые, спелые, большие, наливные) .

Ежик. (колючий, запасливый, пугливый, маленький, ушастый) .

Дома вы со своим ребёнком во время игры , задаете наводящие вопросы : например : «Как сказать о ежике, чтобы стало понятно, что его тело покрыто иголками?», «Что он делает со съестными припасами?» , «Боится ли он лисы?» , «Он быстро бегает?» , «У него большие ушки И т. д.

В конце игры педагог объединяет вместе все фишки, поощряет родителей : «Вот сколько разных слов вы назвали» .

Когда Ваши дети смогут называть достаточно большое количество слов, можно устроить между остальными членами семьи соревнование «Кто назовет больше слов?» .

Педагог : Игра направлена на формирование правильной речи .

Игра называется «Киоск открыток» .

Цель : учить соотносить наименования действий и названия спортивных специальностей.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением спортсменов, их можно взять из спортивных журналов, раскрасок, скачать несколько картинок из интернета….

Дидактический материал : карточки с изображением спортсменов : хоккеисты, футболисты, бегуны, прыгуны, пловцы, борцы, наездники, лучники, фехтовальщики, конькобежцы, лыжники, гимнастки. А также нам понадобится любая игрушка ребёнка, лучше его любимая.

Игровые правила : образование слов - названий спортивных специальностей.

Игровые действия : поздравления медвежонка; отгадывание спортсменов по характерным движениям.

Ход игры:

На время вы, дорогие родители , превращаетесь в детей .

Педагог сообщает, что у медвежонка Миши день рождения. Родители могут его поздравить и сделать ему подарки.

Родители по очереди выбирают открытки, называют изображенных спортсменов и что они делают. Например : «Это футболисты, они играют в футбол» . После этого «делается покупка» , родитель поздравляет медвежонка, дарит ему открытку.

После того как все открытки куплены и подарены медвежонку, педагог с медвежонком загадывают загадки, изображая движения спортсменов. Дети отгадывают.

Педагог : В этой игре задача взрослого дать детям возможность перебрать разные варианты слов. Так, пловца дошкольники могут назвать плавщиком, плывуном, плавильщиком и т. п. Если ваш ребёнок не назовет слово правильно, вы, родители , подсказываете или называете его.

Для родителей отдельно распечатала памятки с играми .

Развитие связной речи детей дошкольного возраста дома
Большое внимание приобретает связная речь среди навыков, необходимых дошкольникам для дальнейшего развития ребенка и получения им знаний в учебе в школе. Поскольку речь является средством общения, формирования мысли и, взаимодействия с окружающими.
Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.
Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями. Однако в современных условиях, при напряженном ритме жизни, в семье речевому развитию ребёнка уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате "вопрос - ответ". Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление - связность, словарный запас, грамматические ошибки.
В результате к моменту поступления в школу самостоятельная связная речь детей оказывается недостаточно сформированной, они не умеют связно и последовательно излагать содержание своих мыслей, правильно сформулировать вопрос, дать развернутый ответ.
Как же могут родители помочь своему ребёнку овладеть умениями и навыками связной речи?
Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Это и дома, и на прогулке, и в детском саду. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы: "Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?" Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Также ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов "ширина", "высота", "длина", "высокий", "низкий". Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Например, предложить для сравнения две куклы и две машины. Сначала ребенку необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга. Для некоторых детей проще дается описание различий, чем сходные признаки.
Таким образом, называя самые разные признаки предметов, вы побуждаете развитию связной речи у детей.
Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагаются игры и упражнения по развитию связной речи, которые Вы можете использовать в домашних условиях.

Упражнение "Диалог"
Исследование коммуникативной функции, возможностей использовании речи, как средства общения.
Старайтесь стимулировать ребенка вступать с вами в диалог. Для этого, задав вопрос, делайте длинные паузы до 5-10 секунд в расчете на то, что ребенок ответит. Например, возможен такой диалог:
Взрослый: Принеси, пожалуйста, кубик. Что ты принес?
Ребенок: Кубик.
Взрослый: Дай кубик. Что ты дал?
Ребенок: Кубик.
Взрослый: Лови кубик! Что ты поймал?
Ребенок: Кубик.
Взрослый: Молодец!
Игра "Что мы видим во дворе?"
Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.
Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки". Если ребенку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. "Ты увидел дом? Он низкий или высокий?". Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы видели вчера?
Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы будем делать завтра?
Игра "Профессии"
С помощью этой игры у ребенка будут формироваться элементы ролевой игры, вырабатываться речевая активность.
Покажите ребенку, как с помощью разнообразных сюжетных игрушек можно играть в доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр.
Пусть ребенок самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите его: "Кто ты?"
Ребенок назовет свою роль в соответствии с выполняемым действием, например: "Я врач". Уточните у ребенка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны.
Чтобы помочь ребенку с рассказом о профессиях необходимо задавать наводящие вопросы об этих профессиях, например такие как:
Как называется человек этой профессии на картинке?
Как одет человек на этой работе? Носит ли он специальную форму?
Чем занимается человек на этой работе?
Где он работает?
Какие инструменты ему необходимы в этой профессии?
Зачем нужна эта профессия? Приносит ли она пользу людям?
Например, можно рассказать о нужной профессии врач. Что врач одет в белый халат – это его врачебная форма. Врач работает в больнице и лечит детей и взрослых от болезней. Для его работы ему нужны специальные инструменты, такие как шприц, градусник. Профессия врач нужна для того, чтобы защищать и лечить людей от различных болезней.
Игра "Коллекция"
Действенным способом в процессе усвоения детьми слов, обогащающих качества предметов (конфигурацию, цвет величину), считаются игры по классификации предметов, изображений, геометрических фигур в согласовании с данным качеством.
Начинаем работу с классификации игрушек. Для таких игр удобно применять коллекции маленьких игрушек, к примеру:
- подбери все машины;
- подбери всех кукол.
Разрешено систематизировать геометрические тела:
- подбери все шарики;
- принеси все кружки.
Геометрические фигуры по цвету (принеси все синие фигуры) и по размеру (принеси все большие фигуры).
Упражнение "Давай поговорим"
Является обычной беседой на бытовые темы.
Инструкция. Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?
В зависимости от активности ребенка его участие может быть квалифицировано как ини¬циативное или пассивное, а речевые ответы как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса. Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, внеконтекстные, не связанные с общей темой.
Упражнение "Назови действие"
Ребёнок называет слова, обозначающие действия.
Вам понадобится картинный материал и вопросы.
Ребёнку задают вопросы:
- Что делает ветерок? (Ласкает, напевает, дует, шумит).
Какими словами можно сказать о том, что делает кошка? (Царапается, играет, мурлычет, мяукает).
Что делает щенок?
Что делает птичка?

Упражнение "Повтори скороговорку"
Скороговорки являются эффективным средством раз¬вития речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенство¬вать плавность и темп речи.

Упражнение " Выучи стихотворение"
Разучивание стихов является средством закрепления правильного звукопроизношения, расширения словарного запаса, развития речи.
Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая стихотворения нужно учитывать речевые возможности ребенка. Сначала нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можно разучивать стихотворение с опорой на наглядные картинки, тем самым развивать и зрительную память.
Упражнение "Загадки"
Отгадывание загадок активизирует словарь детей. Ребенок учится выделять существенные признаки предметов. Загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление. В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть.
Упражнение "Посмотри, что увидел, расскажи"
Упражнение направлено на развитие связной речи.
Ребенку показывается картинка, которую ему нужно внимательно рассмотреть. Через некоторое время картинку убирают. Затем ребенку предлагается ответить на вопросы: "Кто изображен на картинке?", "Во что одета, например, девочка?"
Затем ребенка следует попросить рассказать, что он понял по картинке. Конечно, сначала ребенок дает краткие ответы: "Видел девочку". Далее ребенку следует предложить описать увиденное более подробно. Если не удается получить более развернутого ответа, можно предложить ребенку снова посмотреть на картинку. Если и при непосредственном просматривании картинки ребенок затрудняется с описанием, следует предложить ему перерисовать картинку в альбом. При перерисовывании их следует раскрасить, что позволит ребенку отдельно воспринимать детали. Когда ребенок раскрасил картинку следует задать ему ряд дополнительных вопросов, используя его рисунок.
Например, какого цвета у мальчика брюки? Во что еще он одет? Какого цвета платье, туфли? Во что одета девочка? Что держит девочка? Зачем ей мяч? Чем больше вопросов будет задано, тем лучше будет подготовлен следующий этап работы: формирование сюжетной целостности рисунка.

Игра "Угадай по описанию"
Для начала следует предложить ребёнку послушать описание и отгадать, что именно мы описываем. Например, лимон: "Этот фрукт желтого цвета. По форме он слегка продолговатый, на ощупь - шершавый. На вкус он кислый. От него чай становится вкуснее и полезнее".
Затем можно предложить ребёнку описать его любимую игрушку, животное в зоопарке, рыбку в аквариуме. И уже наступит ваша очередь угадывать, что или кого именно описывает ребёнок.

Упражнение "Рисуем словами"
Мы должны рассказать ребёнку, что любое описание строится по определенному плану: сначала нужно назвать предмет, затем следует описать его самые главные, наиболее очевидные, признаки (вид, материал, форму, цвет, предназначение), затем можно описать признаки второстепенные, не очень важные; и наконец, дать оценку описываемого предмета.
Объясните ребенку, что таким образом, с помощью слов, мы словно "рисуем" этот предмет. И предложите "нарисовать" словесный портрет какого-нибудь предмета.

Игра "А что было дальше?"
В условиях семьи нужно как можно больше внимания уделять формированию самостоятельной связной речи. Например, можно предложить ребёнку придумать продолжение рассказа, или сочинять рассказ вместе с ним, по очереди:
- Жила-была девочка Маша. Летом Маша отдыхала у бабушки на даче.
- Как-то раз пошла Маша в лес за ягодами. Набрала Маша полную корзину малины. Устала, села на пенек отдохнуть, смотрит по сторонам.
- Вдруг слышит - за кустами что-то шуршит и топает!
- Маша спросила "Кто тут?" (Что было дальше?)
Ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, - и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.

Консультация для родителей. Тема: Речевое развитие детей 4 - 5 лет

Автор работы: Казакова Ольга Викторовна
Описание: Обобщенная информация на тему речевого развития детей 4 – 5 летнего возраста, будет полезна родителям, воспитателям, учителям-логопедам.
Цель: Познакомить родителей с характерными особенностями развития речи детей 4 – 5 лет; нормами речевого развития детей данной возрастной группы; отклонениями в речевом развитии; методами развития речевых навыков; речевыми играми для детей данной возрастной категории.
Характерные особенности развития речи детей 4 – 5 лет
1. Фразовая речь ребенка усложняется, становится разнообразней, правильнее, богаче.
2. Активный и пассивный словарный запас непрерывно увеличивается.
3. Предложения усложняются, состоят уже из 5-6 слов.
4. В речи ребенок использует предлоги и союзы, сложноподчененные и сложносочиненные предложения.
5. Звуковая сторона речи развивается, совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных; многие звуки произносятся более правильно и четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков.
6. Уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии.
7. Дети довольно легко запоминают и рассказывают сказки, стихи, передают содержание картинок, могут отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, передавать своими словами личные впечатления. В этом возрасте начинается оречевление игровых действий, что свидетельствует о формировании регулятивной стороны речи.
8. Речь становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

Нормы речевого развития детей 4 – 5 лет
Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 4 - 5 лет.
1. Словарный запас 2000 слов и более.
2. Бурно развивается «словотворчество».
3. Проговаривает действия, когда играет один с игрушкой.
4. Активно использует в речи обобщающие слова, наречия, прилагательные, множественную форму существительных, антонимы, синонимы.
5. Называет животных и их детенышей, времена года.
6. Читает наизусть небольшие стихотворения, пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых.
7. Понимает значение предлогов (в, на, за, по, до, вместо, после и т.д.), союзы (куда, что, когда, сколько и т.д.).
8. Ребенок проговаривает свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж) звуки, иногда наблюдается их смешение в связной речи.
9. Выговаривает слова из 4 слогов; составляет предложения из 5-8 слов.
10. Появляется монологическая речь.

Отклонения в речевом развитии ребёнка 4 – 5 лет
Вас должны насторожить следующие показатели:
1. Лексические нарушения: бедность словарного запаса, неправильное понимание смысла и значения слова.
2. Нарушения структуры слов: перестановки или пропуски слогов при произношении.
3. Ритмические отклонения: послоговое произношение слов, слишком быстрый или наоборот слишком медленный темп речи, запинки и необоснованные паузы, заикание.
4. Проблемы с произношением: пропуск и замена звуков («Р» на «Л» или «Й»; «Л» на «ЛЬ»), нечеткое произношение.
5. Неправильное построение предложений.
6. Сложности с составлением кратких рассказов и пересказами маленьких текстов.

Методы развития
При нарушении речевого развития у ребенка следует обязательно обратиться к логопеду, который поможет быстро и эффективно разрешить возникшую проблему.
Однако очень важно помогать ребенку развивать речь самостоятельно. Начиная с четырех лет словарный запас у детей быстро увеличивается. Поэтому для того чтобы ребенок научился правильно разговаривать, родителям следует обратить внимание на следующие рекомендации:
1. В разговоре со своим ребенком говорите правильно, не коверкая слова, четко и внятно (без лепета и «детских слов»).
2. Развивайте у ребенка мышцы челюсти и языка (для этого есть нехитрые упражнения, например: нужно надувать щеки, полоскать рот, перекатывать воздух из одной щеки в другую и т.д.).
3. Как можно больше читайте ребенку. Небольшие стихи и сказки – лучший вариант.
4. Не плохо было бы выполнять артикуляционную гимнастику.
5. Разговаривайте со своим ребенком, отвечайте на его вопросы, просите рассказывать о тех или иных событиях, составлять маленькие рассказы (по картинкам, описание предмета).
6. Развивайте мелкую моторику, речевое дыхание, темп и ритм произношения с помощью музыкальных занятий.
7. Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками.
8. Старайтесь облекать занятия в игровую форму, не стоит принуждать ребенка.
9. Увеличивайте занятие постепенно, доделывайте начатое до конца, если ребенок не справляется с заданием, переключитесь на более легкое.
10. Создавайте у ребенка ситуацию успеха, он должен верить в свои силы.
11. Ни в коем случае не ругайте ребенка за то, что он неправильно разговаривает, относитесь к этому недостатку с терпением, а к ребенку с любовью.

Артикуляционная гимнастика
Упражнения выполняются напротив зеркала, в котором ребенок видит свое отражение и отражение родителя, который с ним занимается.
1. «Вкусное варенье» - рот открыт, тонким языком проводим по верхней губе вправо, затем влево. Подбородок неподвижен, рот не закрываем. До 10 раз.
2. «Иголочка» - рот широко открыт, высунуть тонкий язык, тянуться языком к своему отражению в зеркале (только языком). Счет до 10.
3. «Качели» - рот широко открыт, язык лежит на нижней губе, затем поднимаем его к верхней губе, потом опять опускаем вниз. Счет до 10.
4. «Лопата» - рот широко открыт, расслабленный язык лежит на нижней губе. Следить за тем, чтобы язык не двигался. Задержаться в такой позе на 5-10 секунд.
5. «Часики» - рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке, острый язычок дотрагивается поочередно до уголков губ. Подбородок неподвижен, рот не закрываем. До 10 раз.
6. «Горка» - рот широко открыт, язык упирается в нижние зубы (изнутри). Фиксируем позицию и медленно закрываем рот, язык не расслабляем. До 10 раз.
7. «Птенчик» - рот открываем, затем закрываем. Следить за тем, чтобы язык лежал неподвижно. Рот удерживаем открытым 5-10 секунд.
8. «Конфетка» - не открывая рта, поочередно упираемся языком в стенки щек (катаем конфетку). До 10 раз.
9. «Улыбка» - растянуть уголки губ, так, чтобы стали видны зубы, затем расслабить. До 10 раз.
10. «Хоботок» - губы вытягиваем вперед (как будто произносим звук «У»), задерживаем в такой позе 5-10 секунд, затем расслабляем губы.
11. «Хомячок» - закрыв рот, надуваем щеки и задерживаемся в такой позиции 5-10 секунд.

Речевые игры
«Подскажи словечко»

Ход игры: родитель начинает предложение, а ребенок его заканчивает, подобрав нужное слово.
Голубь летает, а кошка? (бегает, ходит)
Лошадь ест сено, а собака? (мясо, косточки)
Мышь роет норку, а синица? (строит гнездо)
Кукушка кукует, а петух? (кукарекает)
Змея шипит, а еж? (фыркает)
У зайчонка мама зайчиха, а у волчонка? (волчица)
Придумывайте самые разнообразные предложения.

«Кто где живет?»
Цель: расширение словарного запаса.
Ход игры: родитель задает вопросы, ребенок на них отвечает. Затем можно поменяться: ребенок задает вопросы, а взрослый на них отвечает.
-– Кто живёт в дупле? – Белка.
Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.
Кто живёт в гнезде? – Птицы.
Кто живёт в будке? – Собака.
Кто живёт в улье? – Пчёлы
Кто живёт в норе? – Лиса.
Кто живёт в логове? – Волк.
Кто живёт в берлоге? – Медведь.
Можно попробовать и наоборот:
– Где живут скворцы?
– Где живут медведи? и.д.

«Скажи наоборот»
Цель: расширение словарного запаса ребенка словами – антонимами.
Ход игры: родитель говорит слова, а ребенок говорит слово противоположное по значению.
Например:
Высоки – низкий
Темный – светлый
Тонкий – толстый
Маленький – большой и т.д.

«Каждый знает…»
Цель: расширение словарного запаса, закрепление правильного употребления прилагательных с существительными, развитие воображения.
Ход игры: родитель говорит «Каждый знает что красным (синим, зеленым и т.д.) бывает». Ребенок называет существительные подходящие к прилагательному.

Каждый знает, что синим бывает – море, небо.
Каждый знает, что желтым бывает – лимон, солнце.
Каждый знает, что красным бывает – огонь, мак.
Каждый знает, что зеленым бывает – трава, огурец.

«Весёлый счет»
Цель: закрепление правильного употребления множественного числа существительных.
Ход игры: взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок – во множественном числе.
Дом – дома,
Стол – столы,
Стул – стулья,
Цветок – цветы,
Лист – листья,
Носок – носки,
Глаз – глаза,
Сон – сны,
Гусёнок – гусята,
Лоб – лбы,
Тигрёнок – тигрята

«Что каким бывает?»
Цель: расширение словаря, развитие воображения.
Ход игры: взрослый задает вопрос, ребенок отвечает
Что бывает мягким? (подушка, облако, одеяло)
Что бывает твердым? (камень, дерево, пол)
Что бывает круглым? (солнце, колесо, колечко) и т.д.

«Назови ласково»
Цель: расширение словаря, закрепление правильного употребления слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом
Ход игры: взрослый говорит слово, ребенок называет его ласково.
Арбуз - арбузик
Бант - бантик
Гвоздь - гвоздик
Голубь - голубок
Костер - костерок
Локоть - локоток
Кисель - киселек
Ручей - ручеек
Стебель - стебелек и т.д.

«Отгадай-ка»
Цель: развитие словаря, речевого внимания, воображения.
Ход игры: взрослый перечисляет части задуманного предмета, ребенок должен отгадать задуманный предмет. Потом можно поменяться ролями.
кабина, руль, фары (машина)
крылья, кабина, хвост, мотор (самолёт)
руки, ноги, тело, голова (человек)
ствол, ветки, корни, листья (дерево)
пол, стены, потолок, окна, дверь (комната)
палуба, каюта, парус, якорь (корабль)

«Кто – откуда и куда?»
Цель: расширение словаря, закрепление правильного употребления различных предлогов.
Ход игры: идя по дороге домой, взрослый может задавать ребенку разные вопросы, используя в вопросах различные предлоги.
Откуда вышел мальчик? (мальчик вышел из дома)
Откуда выехала машина? (машина выехала из-за магазина)
Куда зашел мужчина? (мужчина зашел в подъезд)
Куда села синицу? (синица села на ветку)
Откуда слетел голубь? (голубь слетел с окна)



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Задержка развития речи и массаж Массаж воротниковой зоны развития речи Задержка развития речи и массаж Массаж воротниковой зоны развития речи Рубцы на лице после прыщей — как избавиться: кремы, мази, аптечные средства, маски, косметические и медицинские методы Рубцы на лице после прыщей — как избавиться: кремы, мази, аптечные средства, маски, косметические и медицинские методы Подбираем цвет волос под цвет глаз Какой блонд идет кареглазым Подбираем цвет волос под цвет глаз Какой блонд идет кареглазым