Какие нужны поощрения наказания детей. Воспитание ребенка — поощрение и наказание

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?


Соколова Елена Юрьевна.

Учитель психологии, педагог-психолог.

КОУ «Школа № 18», г. Омск, Омская область
Родительское собрание на тему:

«Поощрение и наказание как метод воспитания ребенка в семье»

Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей , посмотреть по-новому на использование различных видов наказаний и поощрений, переосмыслить их.

Задачи:

1. Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу воспитания детей в семье;

2. Содействие сплочению педагогического и родительского коллектива;

3. Выработка коллективных решений и единых требований по воспитанию детей;

4. Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей.

Предварительная работа:

1. Разработать анкеты для родителей и проведение анкетирования за неделю до собрания. (Приложение 1.)

2. Обработать данные анкеты и подготовить сообщение по ее результатам.

3. Провести воспитателям групп беседы с детьми «Что такое хорошо и что такое плохо?»

4. Провести педагогу-психологу анкетирование учащихся на тему «Поощрения и наказания в моей семье» (Приложение 2).

5. Обработать данные анкеты и подготовить сообщение по ее результатам.

6. Подготовить памятки для родителей на тему поощрения и наказания детей. (Приложение 3).

7. Оформить зал цитатами (Приложение 4).

Тема нашего родительского собрания «Поощрение и наказание как метод воспитания ребёнка в семье».

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами. Непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшее детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю его жизнь.

Дети – первые, кто пострадал, глубоко и трагически от дефицита времени у взрослых. Возникла проблема для детей как обузы в семье, к сожалению, но это факты, шире стали применятся физические воздействия.

Атмосфера семьи определяется ее прочностью, ее нравственными идеалами, дальними и близкими целями, эмоциональным складом. И, чем больше положительных эмоций получает в семье ребенок, тем лучше. Семья, при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость.

Дети по своей природе чрезвычайно жадны до впечатлений. Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам. Дети как губка, впитывают все, что происходит вокруг них. Они не умеют хитрить и приспосабливаться.

С помощью родителей у детей должно закладываться представление о том, какой должна быть семья, ее быт, взаимоотношения между членами семьи. Зачастую семья, в которой человек вырос, становится моделью его будущей семьи.

Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный, но также и напряженный труд. И, выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытывая сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания.

Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Когда и как это делать? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка?

Очень часто ребёнок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения.

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка.

«Я очень довольна твоими успехами», - говорит мама дочке. «Мне нравиться твоя сила воли», - замечает отец в беседе с сыном. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребёнка.

Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения , а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство.

В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование его характера. Важно «вызвать» чувство удовлетворения, чтобы всё, что связано с использованием норм и правил высоконравственного поведения, сопровождалось положительными переживаниями.

Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный, легкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок…

Поощрение ребенка, за что-то хорошее, примерное поведение укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.

Особенно важно поощрять ребёнка за умение находить и выполнять дела, нужные и полезные для семьи. Например, ребёнок, не дожидаясь указания родителей, по своей инициативе оказал помощь семье. Эти факты положительного поведения ребёнка следует одобрить, используя следующие высказывания – «Ты стал совсем взрослым, или же, какой ты молодец, я так обрадовалась, когда пришла с работы увидела…. и т. д.»

Не всегда и не всё нужно поощрять. То, что вошло в жизнь и быт, превратилось в привычку, стало традицией, не требует поощрения. Поощрять надо лишь за действительные, а не за мнимые заслуги. Поощрение следует применять с учетом индивидуальных особенностей ребёнка.

Многообразие форм и методов поощрения позволяет родителям не повторяться при их выборе. Это очень важно, так как адаптационные механизмы привыкания к часто повторяющимся воспитательным приёмам и методам снижают эффективность их влияния на процесс развития личности ребёнка. Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают к ним и перестают ценить поощрения.

Позвольте дать вам, уважаемые родители, несколько полезных советов, о том, как поощрять ребёнка в семье:


  • Поощряйте ребенка улыбкой, словом, ласковым прикосновением руки, когда он старательно моет посуду, готовит уроки, с радостью играет с младшей сестрой;

  • Дарите ребёнку подарки, но при этом учите его, как их принимать, быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему;

  • Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядится, обсудите это с ним;

  • Поощрение дает более эффективный результат, чем наказание. Вызывая положительные эмоции, оно способствует формированию позитивных качеств личности, таких как: чувство собственного достоинства, доброжелательности, чуткости, дисциплинированности, ответственности и т. д.;

  • Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. Чрезмерное заласкивание, захваливание порождают самодовольство , тщеславие, эгоизм. При частых необоснованных поощрениях дети привыкают к ним и не ценят.
Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности.

Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д. «Не ожидала от тебя», - говорит грустно мама, и для ребёнка это уже является наказанием. Ибо из уст самого родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения.

Но надо помнить, чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияние на поведение их детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ожидать положительного результата.

Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то, же время нельзя снисходительно, примиренчески относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность. А.С. Макаренко правильно указывал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство. Умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».

Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребёнка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Наказание не достигнет цели, если налагается в состоянии раздражения. Сознательную дисциплину невозможно установить путём грубых окриков. Порицание нужно делать кратко, ясно, твёрдо и требовательно, но без запальчивости и раздражения.

Наказание не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать. Но в, то, же время нельзя снисходительно относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность.

Особого подхода требуют дети, которые легко возбуждаются, дети с теми или иными проблемами в здоровье. Процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Поэтому нередко в отношениях с другими детьми, а иногда и взрослыми они проявляют резкость, грубость, развязность. Запрещения и замечания взрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы, совета.

Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребёнок очень чувствителен к справедливости наказания. Если родители уверены в целесообразности наказания , то всё равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность. Пожалуйста, помните следующее:


  • Вы можете ошибаться;

  • Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно;

  • Контролируйте поведение ребёнка всегда, старайтесь предупредить его возможные отрицательные поступки.
В процессе воспитания дисциплинированности приходиться прибегать и к наказаниям .

Но и конечно есть небольшие советы по поводу того, как сделать наказание эффективным, если соблюдать следующее условия:


  • Наказание действенно, когда оно понятно ребёнку, и он считает его справедливым. После наказания о нём не вспоминают, а с ребенком сохраняются нормальные отношения;

  • Если ребенок провинился, его можно наказать только один раз. Даже если поступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу;

  • Употребляя наказание, нельзя оскорблять ребенка. Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости;

  • Не наказывайте, если нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания;

  • Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что ребенка наказывают для его же пользы;

  • Наказание не должно вредить здоровью ребенка – ни физическому, ни моральному. Если ребенок болен – воздержитесь от наказания;

  • Каким бы то не было наказание, ребенок не должен его бояться. Он должен знать, что в определенных случаях оно неотвратимо. Не наказания он должен бояться не гнева, а вашего огорчения.
Л.Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев и В.Л. Леви
Аллан Фромм сформулировал некоторые опасности, таящиеся при наказании:

1. Шлёпая ребенка, вы учите его бояться вас;

2. Поведение ребенка будет строиться на непредсказуемой основе, а не на понимании и принятии законов морали;

3. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример;

4. Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
Наказывая детей, мы должны помнить, что:


  • При любом наказании ребенок должен быть уверен, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным , он не остается без родительской любви;

  • Наказание должно быть соразмерно проступку;

  • Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме, чтобы у ребенка не было путаницы из-за непоследовательного поведения взрослых;

  • При любом наказании детей они не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.

Главным методом воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребёнком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.
Родители, помните!


  • Наказывайте ребенка только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.

  • Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

  • Важно подчеркнуть, что наказывается поступок, а не личность.

  • После наказания проступок должен быть «предан забвению».

  • Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребёнок обещает в будущем исправить своё поведение, не повторять своих ошибок.

Любите своих детей!!!

Считается, что ежедневные объятия необходимы:

- 5 объятий – для выживания;

-10 – для психологической поддержки;

-15 – для нормального роста и развития ребёнка.
В книге «Непослушный ребенок» американский психолог Д. Добсон формулирует шесть основных принципов , опираясь на которые, родители должны решать для себя вопрос о наказании ребенка.

Сначала установите границы – затем требуйте их соблюдения.

Вы должны сами для себя определить, чего вы хотите и чего не хотите. Ребенок, в свою очередь, тоже должен знать, что приемлемо в его поведении, а что – не дозволено. Только при таком условии наказание будет восприниматься им как акт справедливости. Иными словами, если вы не установили правила – не требуйте их исполнения.

На вызывающее поведение отвечайте уверенно и решительно.

Если ребенок демонстрирует явное неповиновение, если он идет на открытый конфликт, вы должны решительно и уверенно «принять бой». Беспомощность взрослого лишает его авторитета в глазах детей.

Отличайте своеволие от детской безответственности.

Это означает, что ребенка нельзя наказывать за непреднамеренный поступок. Если он забыл выполнить вашу просьбу или просто не понял вашего требования, не наказывайте его. Нельзя предъявлять к детской памяти и интеллекту такие же требования, как к взрослым. Детская безответственность – совсем не то же самое, что злостное непослушание, она требует более терпеливого отношения.

Когда конфликт исчерпан – утешьте и объясните.

Ребенок почти всегда тяжело переносит наказание. Он чувствует одновременно свою вину , растерянность, покинутость. После того как срок наказания истек, помиритесь с малышом. Обнимите его, погладьте, скажите, как вы его любите и как вам неприятно наказывать его. Еще раз объясните ему, почему он наказан и как в следующий раз следует поступать.

Не требуйте невозможного.

Родители должны быть уверены в том, что ребенок в действительности может исполнить то, что от него требуется. Нельзя наказывать его за то, что намочил постель или сломал часы, которые вы сами ему дали поиграть. Наказание в данном случае может стать источником неразрешенного внутреннего конфликта ребенка.

Руководствуйтесь любовью. В любом воспитательном процессе неизбежны промахи, ошибки и конфликты. Мерилом здоровых отношений с детьми являются любовь, теплота, искренняя забота. Только они могут оправдать необходимость строгости и дисциплины.

Как видите, описанные принципы сужают область применения наказания, закладывают в его основу любовь и ответственность родителей за будущее детей.

Самое дорогое для нас - это наши дети! И наша задача быть терпеливее с ними. Необходимо читать им интересные книжки, вместе с ними играть. Ведь игра – это ведущий вид деятельности ребёнка. В игре он познаёт окружающий мир, природу, учится общаться с нами, развивается его речь, память…

Дополнительные советы, которые следует обдумать, если вы хотите, чтобы ваши наставления достигали цели :


  • Относитесь к ребёнку, как к умному и любимому человеку, даже когда воспитываете его. Если вы выразите уверенность в его способностях хорошо себя вести, ребёнок сам поверит в себя;

  • Наказывая ребёнка, не забывайте повторять ему, что по-прежнему любите его;

  • Заверения в любви бессмысленны, если они не подкреплены действиями - такими, как внимание, объятия, похвалы в адрес ребёнка или удержание его от опасных поступков;

  • Не обсуждайте новые планы воспитания с друзьями, супругом или родственниками при ребёнке. Поговорите об этих планах с глазу на глаз;

  • Не говорите ребёнку, что его проступки больно ранят вас. Можно сказать, что вам обидно или, что вы разочарованы;

  • Если один из родителей строже другого, не грозите: «Подожди, вот я скажу папе (или маме)!». Вместо того чтобы задуматься о своём поведении, ваш ребёнок пожелает, чтобы папа или мама вдруг исчезли;

  • Читайте детям книги, содержащие нравственные наставления.

Несколько советов о том, как следует слушать ребёнка:


  • Не стоит с ходу делать вывод о том , что проступок был беспричинным. Спросите малыша, почему он вёл себя таким образом. Возможно, окажется, что у него была весомая причина для подобных действий. Расскажите, как иначе можно было справиться с такой ситуацией;

  • Дайте ребёнку выговориться. Не перебивайте его;

  • Пока ребёнок говорит, смотрите ему в глаза, чтобы он понял: вы внимательно слушаете его;

  • Обратите внимание, какими жестами ребёнок сопровождает свою речь. Жесты помогут вам уяснить, трудно ли ему даётся рассказ, а также укажут на необходимость задать уточняющие вопросы;

  • Спросите у ребёнка: "Как думаешь, что ты почувствуешь, если Паша ударит тебя?" Такие вопросы учат ребёнка понимать чужие эмоции;

  • Выслушав ребёнка, предложите другие решения. Направляйте ребёнка, подсказывайте ему возможные выходы, а не называйте готовые ответы.
Китайская притча «Ладная семья».

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Семья была особая - мир и лад царили в той семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

И в заключении цитата Дороти Лоу Нолт из книги «Революция в обучении».
Дети учатся тому, что они видят вокруг себя:
Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать.

Если ребенок живет в обстановке враждебности, он учится воевать.

Если ребенок живет в атмосфере страха, он учится бояться.

Если ребенок окружен жалостью, он учится жалеть самого себя.

Если ребенок окружен насмешками, он учится робеть.

Если ребенок окружен ревностью, он учится завидовать.

Если ребенок живет с чувством стыда, он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе.

Если ребенок живет в атмосфере терпимости , он учится быть терпимым.

Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить.

Если ребенок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя.

Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости.

Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость.

Если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить в себя и в окружающих».

Приложение 1

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Как Вы считаете, целесообразно ли применять наказания в воспитании Вашего ребенка Да, Нет (подчеркнуть).

Если «Да», то ответе, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Наказание происходит потому, что ___

2. Мне приходится наказывать ребенка, когда ___

3. Какие наказания применяли к Вам родители в детстве (нужное подчеркнуть). Пощечина, ремень, шлепок, били кулаками, ставили в угол, не разговаривали, лишали удовольствий, другое ___

4. Какие наказания Вы считаете возможным применять по отношению к ребенку? ___

5. Какие наказания Вы реально применяете по отношению к ребенку?

6. Можете ли Вы в публичном месте ударить своего ребенка? ___

8. За что, в какое ситуации Вы можете ударить своего ребенка? ___

9. Что раздражает Вас в вашем ребенке? ___

10. Что раздражает Вас в самом себе? ___

11. Кто из родителей заполнил анкету? Мама, Папа, Бабушка. (Подчеркнуть)
Приложение 2

Анкета для учащихся

«Поощрения и наказание ребенка в семье»

1. Как ты понимаешь, что такое наказание?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как ты понимаешь, что такое поощрение?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как бы ты хотел (ла), чтобы тебя поощряли?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как ты думаешь, нужно ли человека наказывать? «ДА» или «НЕТ» (Нужное подчеркнуть).

5. Если да, то за что и как?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Приложение 3
Памятка родителям


  1. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте. Подбадривайте, а не подмечайте неудачи. Вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.

  2. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это, прежде всего, должны поверить взрослые.

  3. Наказывать легче, воспитывать труднее.

  4. Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.

  5. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.

  6. Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.

  7. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.

  8. Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой поступок.

  9. Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте!

  10. Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:

  11. Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;

  12. Проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;

  13. Упрямство – свидетельство желания быть независимым;

  14. Агрессия - ребенок ищет способ самозащиты;

  15. Суета, беготня – ребенок дает выход энергии.

«Памятка родителям от ребенка»


  • Не балуйте меня, вы меня этим портите, я очень хорошо знаю, что не обязательно мне предоставлять все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

  • Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

  • Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.

  • Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить; это ослабить мою веру в вас.

  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше , чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

  • Не делайте за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

  • Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Если вы будете это делать, то я буду защищаться, притворяясь глухим.

  • Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

  • Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько много внимания.

  • Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас большого беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

  • Не забывайте, что я не могу развиваться без внимания и ободрения.

  • И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же.
Помните:

  1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным, Наказать – это, скорее, лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое.

  1. Если есть сомнение, наказывать или нет, не наказывайте, даже если уже поняли про себя, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой профилактики, ни каких наказаний «на всякий случай».

  1. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание – только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый поступок. «Салат» из наказаний – блюдо не для детской души.

  1. Срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало, например, за проступки, обнаруженные спустя неделю, месяц, а то и год, - это чревато риском задержки психического развития.

  2. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем, ни бывало. О старых грехах – ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

  1. Без унижения. Что бы ни было, какой бы ни была вина ребенка, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение его чувства собственного достоинства. Если ребенок считает, что с ним обошлись несправедливо, наказание воздействует на него только со знаком «минус», оно больно ранит его чувство самоценности!

  1. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

  1. Роли «карающего» и «милующего» не должны жестко закрепляться за членами семьи, так как это может приводить к тому, что «милующий» начинает самоутверждаться за счет «карающего», что вносит смятение в восприятие ребенком семейной иерархии.

  1. Наказание – не за счет лишения любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка необходимой заботы и похвалы. Наказание не должно посеять сомнение в родительской любви , а, наоборот, усилить переживания ребенка, его любовь к родителям и ощущение того, как сильно его любят.

Памятка для родителей и педагогов

«Словесные способы поощрения и поддержки ребенка»


  • Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично!

  • Замечательно! Превосходно! Чудно!

  • Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво! Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Хорошая работа! Еще немного времени, и у тебя это получиться. С каждым днем у тебя получается лучше. Я знал (а), что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.

  • Это лучше всего! Еще лучше! Это лучше, чем всегда. Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее, умнее, сильнее!

  • Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой. Это уже успех! Это твоя победа. Сердечно рад (а) за тебя.

  • Ты настоящий мастер. Я верю в тебя, у тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас. Хорошо запомнил! Ты сейчас на правильном пути!

  • Молодец! Умница! Ты быстро учишься. Это то, что надо! Ты прав!

  • Большое тебе спасибо! Ты хороший (ая)! Ты – чудо!

Приложение 4


«… Всякое наказание, безоговорочное требование, идущее вразрез с потребностями и желаниями самого ребенка, принуждение, которое мы применяем к детям, пользуясь своим правом сильного и взрослого. Все эти меры воспитания могут применяться в крайних случаях, очень осторожно, с учетом всех жизненных обстоятельств и индивидуальных особенностей ребенка. В противном случае перечисленные меры воздействия приносят не пользу в воспитании детей, а вред…»

(Л.И. Божович)


«Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью»

(А. П. Чехов)


«Побои и брань подобны опию: чувствительность к ним быстро притупляется, и дозы приходится удваивать»

(Г. Бичер-Стоу)


«Как лекарство не достигает цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика - когда они переходят меру справедливости»

(А. Шопенгауэр)


«Лучший способ воспитать хороших детей - это сделать их счастливыми»

(О. Уайльд)


«Взыскивать с детей за проступки, которых они не совершили, или хотя бы строго наказывать их за мелкие провинности - значит, лишиться всякого их доверия и уважении».

(Ж. Лабрюйер)


«Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой»
(Эзоп)

«Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний»

(Я.Корчак);


«Каждый ребенок имеет право на внимание, на ласку, на поощрение» (Е.А.Аркин)

«Детей наказывай стыдом, а не кнутом»
(Пословица)

«Дети ненавидят учителей, от которых никогда не дождешься, одобрения или признания того, что хорошо сделано... Это убивает стремление к совершенству».

(К. Д. Ушинский)

Список использованной литературы


  1. Алексеева Е. Е. О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста /Дошкольная педагогика. - 2006.

  2. Бурмистрова Е. Воспитание подростков в многодетной семье / М- 2010.

  3. Дель О. Хвала похвале? / М -2006.

  4. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком как?»

  5. Гиппенрейтер Ю.Б. «Продолжаем общаться с ребенком так?»

  6. Гордин Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. - М: 1971.

  7. Дементьева Л. Ты против? / М - 2008.

  8. Дьяченко О. М. Что такое хорошо и что такое плохо / О. М. Дьяченко,.

  9. Лаврентьева Т.В. // Психологические особенности развития дошкольников / М - 2009.

  10. Как воспитать ребёнка без физического наказания / Журнал «Защити меня – Protect me! – 99». - М -1999.


  11. Помощь родителям в воспитании детей / Общая ред. и предисл. В. Я. Пиллиповского. – М - 1992.

  12. Шишова Т. Не бросайте слов на ветер… или Как воспитать ответственность / М - 2006.

Вряд ли найдется много семей, в которых воспитание детей не основывается на системе поощрений и наказаний. Хочешь смотреть мультики — убери игрушки; получил двойку за контрольную — ни о какой новой машинке не может быть и речи. И, наверное, это не так уж и плохо. По крайней мере, во взрос-лой жизни эти принципы встречаются также часто. Вышел в выходной на работу — получил премию; опоздал, и это замети-ли — придется писать объяснительную и т. п.

Вот только как-то не хочется все время быть для ребенка строгим контролером и оценщиком. Хочется, чтобы он сам по-нимал, что можно и нужно делать, а чего не стоит, даже если об этом никто не узнает. И конечно, в идеале ребенок сам торопится сесть за уроки, чтобы узнать что-то новое и интересное; всеми фибрами души стремится помочь маме, чтобы увидеть улыбку на ее уставшем лице; с радостью наводит порядок в своей комнате, чтобы вдохнуть свежий воздух и быть свободным от лишних вещей. Но достичь этого довольно-таки сложно, и уж точно это возможно не при оценочной системе воспитания.

Какими же должны быть поощрения и наказания, чтобы они производили максимальный эффект, оказывая при этом минимальный вред?

Начнем с наказаний

На мой взгляд, если не забывать о праве личности на самоопределение и в том числе на выбор способа времяпрепровождения, то самое правильное наказание — лишить ребенка плодов вашего труда. Проще говоря: «Ты не захотел помыть посуду после завтрака — я не захотела приготовить тебе обед», «Ты не нашел времени на подготовку к экзаменам — у меня нет желания зарабатывать деньги для твоих развлечений». Естественно, такой подход разумен только с достаточно взрослыми детьми, которые могут осознать справедливость выдвигаемых требований и последствий их несоблюдения.

С маленькими детьми наказаний за нежелание что-то делать лучше вообще избегать. С одной стороны, малыш может до конца не осознать причинно-следственную связь между разбросанными игрушками и криком мамы или, еще хуже, наказанием, отсроченным во времени, например не купленной на следующей день машинкой. С другой стороны, вероятность того, что через некоторое время не повторится то же самое, очень маленькая. С третьей же стороны, не забывайте, что озвученные угрозы по идее нужно выполнять. Так что если вы обещали выкинуть доро-гой конструктор, если он не будет убран, то по большому счету это нужно сделать. Иначе вы не только не добьетесь любви к тру-ду и порядку, но и потеряете доверие ребенка к вашим словам.

Вариантов приучения маленьких детей к выполнению своих обязанностей достаточно много, и реализовать их на практике не так уж и сложно.

✏ Во-первых, маленький ребенок с удовольствием откликается на предложение поиграть. И тогда, например, уборку своих вещей и игрушек легко можно превратить в увлекательное занятие: уложить всех спать, найти домик для каждого предмета, помочь зайке разложить все по местам, поиграть в подъемный кран, который собирает и переносит игрушки на нужное место. Все зависит от вашей фантазии и умения чувствовать интересы ребенка.

✏ Во-вторы х, малыши обожают подражать родителям. И если вы с увлечением начнете собирать игрушки, то, вероятнее всего, ваш ребенок, пусть и ненадолго, присоединится к вам.

✏ В-третьих, с маленькими детьми очень хорошо вводить разные ритуалы. Они легко принимают на веру, что так и должно быть, и привыкают к определенным обязанностям. Например, я знаю трехлетнюю девочку, которая вечером обязательно идет убирать игрушки, когда видит, что стрелки на часах подходят к 9. Важно стараться самим не нарушать эти правила. Хотя иногда так хочется побыстрее сделать все самой, а вот уж завтра дать ребенку вовсю насладиться выполнением своих обязанностей.

Говоря о наказаниях, нужно обратить внимание на то, что дети, особенно старше 7 лет, зачастую боятся физических наказаний ничуть не больше, чем криков и долгих занудных нравоучений. Вряд ли после таких «воздействий» ребенку захочется что-то делать или найдутся силы для преодоления своей лени. Обидеть словом можно гораздо сильнее, чем применением силы. Мы часто безоговорочно соглашаемся с неприемлемостью телесных наказаний, но при этом можем так «отругать», что ребенку было бы легче получить ремнем по мягкому месту.

Пытаясь наказать ребенка «словом» или просто эмоцио-нально реагируя на его неправильное поведение, мы в запале ча-сто говорим то, что не только не улучшает ситуацию, но и ведет к дальнейшему нарастанию конфликта и усугублению проблем. Вот несколько типов высказываний, которых нужно обязательно избегать в общении с ребенком:

Обличение личности провинившегося, указание на недостатки в целом, а не на конкретные ошибки в поведении («Ты бессовестный» вместо «Ты вел себя так, как будто тебе не стыдно за свое поведение»);

Навешивание «ярлыков» вместо объяснения своих чувств и реакций («Ты лентяй!» вместо «Я очень переживаю, что вчера ты не захотел хорошенько подготовиться к контрольной»);

Негативные сравнения со значимым человеком («Весь в отца — такой же бездельник»);

Использование всевозможных пророчеств («Вот помяни мое слово: твоя лень тебя погубит»);

Частые апелляции к прошлому («Ты, как и раньше, не помогаешь мне по дому»);

Обобщения («Ты ничего не делаешь»).

Теперь перейдем к поощрениям детей. Как и за что поощрять детей?

Здесь тоже не все так просто, как кажется. Помыл посуду — получи конфетку! А если конфетки закончатся, то можно есть из грязной? У ребенка обязательно должны быть дела, которые он делает ради своих близких или ради семьи в целом. Не должно быть других поощрений, кроме выражения одобрения и уважения, например, за приготовленный маме чай или за генеральную уборку в бабушкиной квартире. Сострадание, забота — это то, что отодвигает лень далеко на задний план, и задача родителей — воспитывать эти качества в ребенке.

С одной стороны, формально награждая за какое-то выполненное дело, мы не всегда способствуем развитию трудолюбия. С другой стороны, если ребенок не видит никаких реакций со стороны родителей после того, как он долго и усердно занимался полезным трудом, то в следующий раз его пыл может слегка угаснуть. Но это противоречие легко преодолимо: награда за работу непременно должна быть, только она должна быть правильной и стимулирующей к дальнейшей деятельности в данном русле.

Что же может быть такой наградой?

Если между ребенком и родителям не потерян контакт, то одним из самых значимых для ребенка видов поощрений будет Демонстрация старшими своего уважения, восхищения, благо-дарности и т. д. Заметьте, что здесь речь идет не о проявлениях любви, которую нужно показывать как можно чаще и независимо от достижений или промахов ребенка, а именно об уважении, о признании его «взрослости и полезности», о гордости за него.

Хорошей наградой за долгий упорный труд может быть непривычный для ребенка отдых. Здесь тоже все зависит от вашей фантазии и возможностей. Кто-то отправится с ребенком на ло-дочную прогулку после пыльной генеральной уборки квартиры, кто-то позволит ребенку вволю побегать и попрыгать, снять на-пряжение на подходящих аттракционах после утомительной монотонной подготовки к годовой контрольной.

Будет замечательно, если поощрение за проделанную работу не только даст ребенку положительные эмоции и удовлетворение, но и усилит его интерес к данному делу, подтолкнет к дальнейшим занятиям. Здесь в первую очередь напрашивается пример с получением знаний. Сдал, например, ребенок экзамен по биологии на пятерку, почему бы не организовать ему поход в ботанический сад? Причем и самому к походу подготовиться, чтобы у ребенка не сложилось впечатления, что мир ботаники чрезвычайно далек от мира интересов его родителей. Естественно, не нужно дарить ребенку энциклопедию юного физика после того, как он еле отделался от набившего оскомину предмета, но предложить что-то, что может заинтересовать, будет очень даже кстати.

Ольга Юрченко, детский психолог

Путем поощрения и наказания родители оказывают влияние на своего ребенка. Таким образом они показывают свое отношение к поступкам, которые малыш совершил. Поощрение детей – довольно действенный метод воспитания, в результате которого у ребенка появляется стимул вести себя хорошо. Если он совершил хороший поступок, не забудьте его похвалить. Однако, прибегать к поощрениям надо в меру, иначе его избыток может оказать пагубное влияние на формирование ребенка, как личности. Зачем поощрять и как хвалить ребенка?

Ребенок сделал что-то хорошее? Значит необходимо его поощрить. Но как сделать это правильно?

Похвала и наказание

По совету психологов, часто хвалить ребенка не стоит, иначе это может привести к развитию негативных черт характера, малыш может стать капризным, эгоистичным и инфантильным. Есть мамы и папы, для которых поощрение и материальная награда - схожие понятия. Они стремятся заполучить детское послушание при помощи денег. Поощрение оказывает сильное влияние на поведение и способствует быстрому приобретению хороших навыков малыша. Однако не любое поощрение приведет к пользе, как и не всякое наказание нанесет вред.

В воспитании приемы не делятся на плохие и хорошие, а бывают уместные и неуместные. Существует два вида поощрения и наказания: материальное и психологическое. В настоящее время предпочтение отдается материальной форме поощрения и наказания, т. е. «куплю игрушку – не куплю игрушку».

Это распространено и в семье, и в школе. К психологическим методам прибегают не часто. Они характеризуются взаимодействием и взаимоотношением людей, для которых свойственно проявление одобрения (внимания малышу, сопереживания ему, поддержки, веры и прочее) и наказания (огорчения, обиды, равнодушия, сердитости, в некоторых случаях гнева). При применении психологических приемов потребуется затратить намного больше душевных сил, а также прибегнуть к актерскому мастерству. Как писал А. С. Макаренко, для того, чтобы стать учителем, необходимо уметь говорить фразу «Подойди сюда» с 20 различными интонациями в голосе. Если использовать лишь материальные методы поощрения и наказания, человек вырастет зависимым, с низким самоконтролем, действующий по ситуации: «Накажут – не накажут». Для человека, воспитанного на психологических методах воздействия, главным фактором, контролирующим поведение, будет совесть.



Психологический метод наказания наиболее сложен, так как благодаря ему ребенок должен понять, что он сделал проступок. А родителям в этом случае необходимы актерские навыки

Отсюда можно сделать вывод, что похвала может оказаться как полезной, так и вредной в процессе воспитания. Во избежание многих ошибок, необходимо усвоить некоторые простые правила, благодаря которым вы научитесь правильно применять методы поощрения.

Чем можно поощрять ребенка?

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Для различных ситуаций есть много эффективных методов одобрения крохи. Как поощрять ребенка в семье? Психологи рекомендуют следующие формы поощрения:

  1. Обычная похвала. Это наиболее известный широко применяемый способ, при котором влияние оказывается с помощью слов. Это означает, если малыш повел себя хорошо, родителям нужно поддержать его, похвалить, одобрить действия. Похвала сопоставима с действием наркотика, так как ребенок, который привык, что его хвалят, постоянно будет ощущать в этом потребность. Слишком частая похвала может нанести вред. Необходимо соблюдать следующие ограничения:
    • не хвалите кроху ни за его собственные достижения (например, за красоту, здоровье, ум, силу и тому подобное);
    • поощряйте за одно конкретное достижение только один раз;
    • не хвалите ребенка из жалости;
    • не поощряйте, чтобы понравиться.
  2. Ласка. Это тоже достаточно эффективный метод, для которого характерны поцелуи, объятия, ласковые поглаживания по спине и голове. Иногда они более действенные, чем простые слова. Данные меры обычно используют в воспитании маленьких детей.
  3. Совместные игры и развлечения. Это довольно интересный метод, к которому обычно прибегают, если хотят заставить малыша что-то сделать. Например, «мы пойдем гулять, если ты приберешь в комнате».
  4. Снятие ограничений. Когда более взрослые дети совершают добрые поступки, оказывают помощь взрослым, в качестве награды можно расширить их права или убрать запреты на некоторые действия. Например, если малыш в школе получает отличные оценки, ему можно разрешить ложиться спать на часок позже.
  5. Получение вознаграждения. Помочь заставить детей совершать нужные поступки могут различные игрушки, сладости или другие поощрения. Недостаток этого метода состоит в том, что часто дети начинают требовать такие вознаграждения за каждый совершенный поступок.


Вознаграждение, выдаваемое деньгами или конфетами могут испортить ребенка. В дальнейшем ему не захочется делать свои обязанности просто так. А сладкое в большом количестве вообще вредно

Для достижения большего результата, нужно применять разные формы поощрений. При этом необходимо учитывать возраст малыша и его психологические особенности.

Родительские ошибки при поощрении детей

Ранее было уже сказано, что слишком частое использование похвалы может негативно сказаться как на ребенке, так и на ваших с ним отношениях. Убедитесь, что вы не допускаете следующих ошибок во время общения с малышом:

  1. Случается так, что из-за желания оставить приятное впечатление или получить вознаграждение, дети отличаются хорошим поведением только в присутствии других людей. Чаще всего это является последствием чрезмерной похвалы родителями или бабушками: «Ты у нас самая красивая на свете!».
  2. Бывает, что некоторые дети начинают манипулировать взрослыми. Это происходит по вине родителей из-за частого «подкупа» малышей разными вознаграждениями за каждый совершенный поступок. Например, когда ребенок дал поиграть свою игрушку братику или сестренке, родители спешат наградить его, купив ему новую.
  3. Родители совершают ошибку, когда расхваливают свое дитя и принижают достоинства других деток. Например: «Ты нарисовал машинку намного лучше, чем Ваня». Не стоит этого делать, будет правильнее, если вы скажите малышу, что с каждым достижением он становится все умнее и опытнее.


Хвалить ребенка надо только за его поступки, при этом нельзя сравнивать с другими детьми. Даже если у малыша не очень получилось, но он очень старался, найдите маленький повод похвалить, может в этот раз он написал упражнение (хоть и с ошибками), но более ровным почерком?

Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

Поощрения должны быть грамотно применены, и выглядеть искренне, иначе кроха может не правильно их понять. Как же необходимо хвалить ребенка? Приведем некоторые рекомендации, которых желательно придерживаться при воспитании детей:

  1. Каждую похвалу малыш должен заслужить справедливо. Не надо его хвалить за обычные поступки, свойственные в его возрасте: малыш не в первый раз сам надел кофту или завязал ботинки. Наоборот, необходимо отметить его значительные достижения: малыш донес маме сумку или красиво нарисовал рисунок.
  2. Будет лучше, если вы похвалите не самого дитя, а его правильный поступок. Например, если малыш убрал игрушки в комнате, не нужно ему говорить: «Какой ты у меня умница». Здесь предпочтительнее сказать: «После твоей уборки в комнате стало намного чище. В ней так приятно находиться». Общая фраза тоже не подойдет, к примеру: «Какой прекрасный рисунок». Лучше заострите внимание на деталях, которые вам пришлись по душе больше всего: красивых цветах, веселых медвежатах и т. д.
  3. Чаще всего дети не нуждаются в похвале или награде, им важнее достичь удовлетворения от самой проделанной работы. В таком случае родителям надо выразить чувства малыша и оказать ему поддержку в стремлении к совершенствованию. «Я так рада, что ты смог научиться кататься на велосипеде. И ты очень доволен. Теперь можно попробовать покататься вместе».

Наверняка, каждая семья создает свои индивидуальные правила поощрения и похвалы. Важно помнить, чтобы они способствовали крепким взаимоотношениям между членами семьи и не мешали воспитанию ребенка.

Доска поощрений

В магазине сейчас можно найти интересный набор в виде доски с клеточками и звездочками в комплекте. Туда надо вписать имя малыша и обязанности, которые он должен выполнить (заправить постель, вымыть посуду, убрать комнату и т. д.). За каждое выполненное задание необходимо клеить одну звездочку и в результате выполненной работы ребенок должен получить какое-либо вознаграждение (оговаривается заранее).



Некоторые родители организовывают список дел для ребенка. В случае выполнения всех пунктов в конце недели (дня, месяца) ребенка ждет награда

Этот метод характеризуется следующими особенностями:

  • Способ хорошо подойдет детям в возрасте от 3-10 лет, но не забывайте учитывать индивидуальные особенности ребенка.
  • На доске не пишите больше 5 пунктов.
  • В каждом пункте прописывайте конкретное действие! Не стоит писать: «хорошо себя вести». Пишите конкретно: «сходить в детский садик», «лечь спать в свою кроватку», «убрать игрушки».
  • У метода должна быть положительная мотивация. Если вы приклеили наклейку, забрать ее уже нельзя.
  • Благодаря этому способу у малыша не только появится мотивация, но и возможность научиться считать и изучить дни недели.
  • За выполнение обязанности в конце каждого дня ребенок должен получить свое вознаграждение – звездочку.
  • В конце недели придумайте дополнительную награду, например, прогулка в парк, любимый торт или что-то другое. Эмоции намного лучше материального. Если такой возможности нет, можете купить киндер.
  • Такая доска, для детей старше пяти лет, может превратиться в семейную. Подобная игра поможет наладить отношения с детьми 7 лет и старше. К примеру, малышу интересно будет наблюдать за папиным чтением или готовкой мамы (эти пункты не особо значимые), но для ребенка это имеет важное психологическое значение. Приз соответственно тоже должен быть семейный.
  • Лучше заниматься такой игрой 5 дней в неделю, а в выходные немного побаловать малыша и все равно преподнести награду.

Можно ли поощрять ребенка деньгами?



Вознаграждение деньгами, например, за учебу может навредить ребенку. Он будет стараться получать побольше отметок, но качество учебы по трудным предметам может снизиться

Насчет денежного метода имеется неоднозначное мнение. Сторонники данного способа говорят о том, что если выплачивать каждую неделю ребенку небольшие суммы за хорошие отметки или за другой поступок, то это побуждает его к дисциплине. Противники, напротив считают, что получение малышом денег за повседневные дела, приводит к тому, что он оценивает лишь внешний результат.

Некоторые психологи сомневаются в пользе денежных вознаграждений. Как считают специалисты, домашнюю работу дети должны выполнять просто так. Если вы хотите научить малыша распоряжаться финансами, лучше подождать, пока он немного вырастет. Школьнику в младших классах можно уже давать немного денег на карманные расходы.

Если метод денежного вознаграждения вам не подходит, родители с большим опытом советуют заменить его альтернативным способом. Например, вместо монет, можно выдавать цветные бусинки, красивые пуговицы. Можете разработать с малышом свою систему оплаты, где, например, вымытая посуда будет приравниваться к двум пуговицам.

Чтобы у крохи появилось желание продолжать двигаться, за неделю он должен получить весьма стоящее вознаграждение. Наградой может послужить совместное посещение кинотеатра, цирка или детского развлекательного центра.

Зачем, за что и как хвалить ребенка? В любом случае, выбор всегда остается только за родителям. При выборе не забывайте учитывать индивидуальные качества вашего дитя. Какой способ вы ни выбрали, не увлекайтесь излишней похвалой и наградой, иначе это может превратиться в родительскую обязанность.

В семье растет ребенок. Большое искусство – правильно использовать море своей любви, разумно растить своего малыша, сделать его здоровым и веселым, а жизнь в семье – счастливой и дружной. Пожалуй, ни в чем человечество не имеет такого огромного опыта, как в воспитании детей. И в то же время ничто так не таит в себе столько трудностей, как воспитание…

Можно ли наказывать ребенка ? В некоторых ситуациях, как ни жаль, приходиться. Но чем реже вы будете это делать, тем эффективнее результат. Чтобы ребенок не чувствовал часто себя провинившимся, предъявляйте ему требования, да посильнее. Старайтесь не требовать от него, чтобы он слишком долго занимался одним делом, тем более спокойно сидел или стоял. Он не устает прыгать и бегать, зато утомляется, если ему приходиться долго идти за руку со взрослым.

Поймите, чем меньше «нельзя», окриков, одергиваний без нужды, тем послушнее дети!

«Но если ребенок действительно провинился, как его наказать ?» – спросите вы. Отвечу вам цитатой классика В. Г. Белинского:

«Надо так воспитывать ребенка, чтобы один суровый взгляд обычно ласковой матери уже становился для него наказанием. И будет прекрасно, если вам не потребуется других мер воздействия».

Но если одного взгляда мало, вы можете сказать: «Ты нехорошо сделал, мне это неприятно и не хочется с тобой разговаривать!» – и некоторое время не говорите с ребенком. За порванную книгу, нарочно разбитую чашку, за нарочно сломанную машину иногда лишают его книг на некоторое время, взамен разбитой кружки дают менее красивую, за сломанную машину можно отменить также какое то предполагавшееся развлечение. Старайтесь, даже наказывать мягко, без криков, обсуждая и спокойно объясняя ребенку, что он сделал неправильно и договоритесь с ним, что в следующий раз он так делать не будет, потому что он хороший мальчик или девочка. Ни в коем случае не обзывайте ребенка, что он неуклюжий, плохой, растяпа, не следует также применять наказания, причиняющие ущерб здоровью, например, лишать малыша прогулки, тем более не допускайте физические наказания, даже если вам кажется, что совсем безобидный с вашей точки зрения, шлепок или подзатыльник.

Как правильно поощрять ребенка ? Хорошо если словесная похвала будет для него так же много значить, как и суровый взгляд. Если ваш малыш обычно ест неаккуратно, разбрасывает хлеб, роняет кашу с ложки, а сегодня особенно старается, обязательно похвалите его: «Какой ты умница, молодец». Хвалить, так же как и бранить, не надо без особого к тому повода. Поощряйте ребенка за то, что он действительно сделал с усилием, для чего трудился.

Например: «Вот как ты хорошо сегодня сам убрал игрушки, сложил одежду! Теперь у меня есть время рассказать тебе сказку (почитать книжку или пойти в зоопарк)».

Но всякий раз хорошенько обдумайте ваше обещание, потому как оно должно быть обязательно исполнено. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой. Дети, конечно очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше!

И еще один совет, поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.

Предлагаю вам с вашим чадом заглянуть на сайт make-self.net а особенно в раздел Поделки, где вы сможете научить ребенка интересному, увлекательному и развивающему процессу.

Поощрение и наказание ребенка - это звенья одной цепи. Задача родителя - нащупать ту разумную грань между количеством "пряников" и "кнутов", которая позволит воспитать маленького человека, дать все необходимое для полноценного развития его личности, направить в нужное русло.

Психология ребенка обладает рядом особенностей. Но советы, о которых пойдет речь в нашей статье, применимы и к взрослым. Недаром говорят, что в каждом человеке живет внутренний ребенок. Научившись применять на практике некоторые законы, хитрости, приемы, вы сможете построить гармоничные отношения с ребенком.

Знаменитый детский психолог и психотерапевт Владимир Леви упоминает в своих трудах, что родители его маленьких пациентов нередко жалуются на нерезультативность наказаний. Как бы ни старался родитель, интуитивно пытающийся нащупать нужный путь, ребенок продолжает демонстрировать непослушание, регулярно попадая в неприятные и даже опасные ситуации. По мнению Леви, все дело в том, что взрослые забывают, как сами были детьми, и нередко пытаются говорить с отпрысками на равных. А ведь детская психика намного более уязвима. Страх, неуверенность в себе, комплексы - все это очень характерно для детей.

Непродуманные методы наказания могут иметь негативных последствий больше, чем пользы. Поэтому стоит руководствоваться некоторыми рекомендациями.

Психологи советуют не забывать о том, что цель наказания - отвадить ребенка от вредного и опасного, а вовсе не покарать его. Ни в коем случае нельзя применять методы, способные навредить здоровью! Нельзя унижать личность, угнетать маленького человека. А в том случае, когда возможен выбор: наказывать или нет, лучше предпочесть второй вариант.

У родителей часто возникают вопросы о том, можно ли ставить ребенка в угол, лишать просмотра любимых телепередач, отказывать ему в небольших просьбах. Ведь подобные методы не опасны для здоровья, да и назвать их унизительными нельзя. Чтобы подробно разобраться в данном вопросе, желательно рассмотреть несколько частных примеров.

Наказан - значит, прощен

Одной из самых главных родительских ошибок можно назвать стремление бесконечно возвращаться к одной теме. Насколько ни был бы ужасен проступок ребенка, нельзя приговаривать его к пожизненному наказанию.

Можно ли ругать ребенка дважды, трижды, четырежды за один и тот же случай? Задумайтесь об этом, и вы наверняка ответите отрицательно. После того как наказание произошло, побеседуйте по душам. Убедитесь, что малыш понял причины недопустимости подобного поведения. Выслушайте его. И полностью закройте тему.

Если произошедшее будет всплывать в памяти и упоминаться в разговорах, осуждающий и обвиняющий тон недопустим.

Маленький Герострат

Здесь стоит упомянуть об обратной стороне медали. Обделенный вниманием, недолюбленный нередко совершает предосудительные поступки намеренно. Возникает ощущение, что он не просто не боится наказания, а действует демонстративно.

Подобное иногда случается. Если вы застали отпрыска за этим делом неоднократно, есть смысл пересмотреть отношение к нему, а иногда и обратиться за помощью к детскому психологу.

Причины подобного поведения могут быть разными. Иногда ребенок идет на подобные меры, когда чувствует вину. Сделал что-то запретное и нехорошее, в момент ссоры допустил страшные мысли в адрес родителя, испытывает зависть, страх, ненависть к кому-то из знакомых… Все это может сильно всколыхнуть нежную детскую душу. Подсознательно малыш стремится к некоторому самобичеванию и ищет наказания. Он стремится ощутить действие вышеописанного негласного закона, согласно которому наказание подразумевает прощение.

Другое дело - когда маленький человек не может придумать лучшего способа привлечь внимание взрослого или мстит за равнодушие. Лучше злость, чем безразличие, - так думает ребенок, облекая эту страшную мысль в намного более простые словесные формы.

Поэтому прежде, чем избрать наказание, хорошо подумайте: не испытывает ли ваш бунтарь дефицит внимания? Не сомневается ли в вашей любви? Может, пресечь такое поведение с помощью объятий и задушевных разговоров проще, чем с помощью угроз и висящего на видном месте ремня?

Физические методы

Кстати, о ремне. Когда-то считалось, что заботливый педагог и родитель просто обязан «не жалеть розог» для любимого чада.

Сегодня нерезультативность и опасность подобных методов неоспоримы. Более того, подобная тактика унижает и взрослого. Что может быть более позорным, чем поднять руку на того, кто слабее?

Бить ребенка может только тот, кто не находит слов и не умеет справляться с эмоциями. Относите ли вы себя к такой категории людей или все же считаете цивилизованным человеком?

А можно ли шлепать ребенка по попе? Можно. Если в вашей руке газета, мухобойка, полотенце, а на губах улыбка. Поверьте, в шутку погоняться друг за другом по квартире, шуточным тоном выкрикивая угрозы и осуждения, - это довольно действенно. Ребенок надолго запомнит подобное «наказание» и сделает выводы.

А вот если ему будет казаться, что физическая кара несопоставима с тяжестью проступка, эффект будет обратным. В душе маленького человека затаится обида. А повторит ли он деяние или будет бояться повторения - большой вопрос.

Наказание бездействием и трудом: допустимо ли это?

Если уж выбирать из этих двух вариантов, то стояние в углу куда лучше, нежели принуждение к труду, хотя, откровенно говоря, оба варианта не так уж хороши.

Психологи не приходят к единому мнению в вопросе о том, можно ли ставить ребенка в угол. Но, объективно говоря, вреда это не приносит. Насколько действенен такой метод, во многом зависит от ребенка.

Принудительное усаживание в кресло и запрет заниматься какими-либо делами может помочь некоторым слишком активным детям перевести дух и успокоиться. Но ни в коем случае не стоит злоупотреблять подобными мерами. Заставлять ребенка проводить в бездействии долгое время - жестоко.

А что же насчет "исправительных работ"? У ребенка в любом случае должны быть обязанности по дому. Ребенок должен понимать, что то, что он делает, важно. Нельзя забывать о похвале. Многие дети с радостью исполняют обязанности. Поэтому ни в коем случае не стоит наказывать провинившегося работой. Это только отвадит маленького упрямца от домашних дел, сформирует негативное отношение к ним, а в некоторых случаях может и выработать отвращение к труду. Нередко дети, которых в детстве регулярно заставляли заниматься уборкой за какие-то проступки, во взрослой жизни просто ненавидят быт.

Когда наказывать нельзя

Стоит запомнить несколько правил, которые, по мнению психологов, являются безоговорочными.

Мудрый родитель наверняка интуитивно понимает, что относительно наказаний существуют некоторые ограничения. Важен не только метод, но и время. Давайте перечислим и проанализируем главное. Итак, ругать ребенка нельзя в следующих ситуациях:

  • когда он болен;
  • сразу после пробуждения;
  • непосредственно перед сном;
  • во время еды;
  • если у ребенка неприятности с учебой, друзьями, родственниками;
  • если неприятности и серьезные эмоциональные потрясения у вас;
  • когда малыш старается, прикладывает усилия, но результат ему не дается.

Во время болезни, после физических и эмоциональных травм ребенок наиболее уязвим. Наказывать в то время, когда ему нужна ваша поддержка, - это как бить лежачего.

Не стоит заниматься воспитанием, когда вы раздражены и злы. Велик риск сорваться на ребенке. А это уж точно не возымеет должного эффекта, породив обиду за несправедливость. Как ни разозлил бы вас отпрыск, в ваших бедах и проблемах он не виноват. Справьтесь с трудностями, возьмите себя в руки, и лишь после этого можно приступать к серьезному разговору.

Еще несколько табу

Существуют и другие ограничения. Задумайтесь, можно ли наказывать ребенка накануне важного для него мероприятия? Стоит ли портить его праздник, сменяя негативом минуты торжества и триумфа?

Если сын или дочь готовятся к экзамену, выступлению, важной поездке, отложите серьезный разговор. А лучше вообще закройте глаза на проступок (конечно, если речь идет не о вопиющем случае). Во-первых, ваши зерна упадут в неблагоприятную почву, ведь голова наказуемого забита совсем другим. А во-вторых, велик риск сбить ребенка с толку, расстроить его планы, помешать ему добиться успеха.

Проявлять осторожность стоит и тогда, когда ребенок вернулся с важного для него мероприятия, особенно если он вернулся с победой. Не губите ее вкус, позвольте насладиться моментом!

«Останешься без сладкого!»

Эту фразу нередко можно услышать в кинофильмах или прочитать в книгах. Допустимо ли произносить ее в собственном доме? По большому счету, лишение десерта для детского здоровья даже пойдет на пользу. Учитывая любовь детей к сладостям, можно назвать меру довольно жесткой, однако ничего предосудительного в таком наказании для ребенка нет.

Особенно полезен подобный шаг может быть, если наказание связано с плохим поведением за столом, намеренным несоблюдением базовых норм этикета, отказом от нормальной еды. А вот ограничивать ребенка в доступе к здоровым продуктам и тем более к воде - недопустимо.

Еще психологи советуют очень внимательно отнестись к теме подарков. Запомните: подаренное (тем более не вами) - священно. Никогда не отнимайте подарки в виде наказания! Не злоупотребляйте отказом от ранее обещанного. Отложите поездку, покупку или поход, но не отменяйте окончательно.

Щадящий режим

Добрые любящие родители нередко используют шуточные формы наказания детей. Поверьте, это очень действенно! Ведь главное - показать ребенку, что он был неправ, и сделать так, чтоб он это запомнил, а не подвергнуть его жестокой расплате за проступок.

Как этого добиться? Сохраняйте позитивный настрой, шутите. В качестве примера можно привести описанный в книге «Нестандартный ребенок» случай.

Разбил чашку? Великолепно. Бей и остальные, и чайник тоже, будем из ведра пить.

Насколько злее и жестче звучит более распространенное: «Безрукий, всю посуду перепортил, одни убытки от тебя!»

Но здесь тоже важно не пережать. Не превращайте воспитательный процесс в поток насмешек.

Еще один действенный метод - косвенное осуждение. Расскажите о мифическом мальчике, который поступает скверно, порассуждайте о том, как его поведение расстраивает его родных. Поверьте, даже если ваш ребенок смолчит, он сделает нужные выводы.

Слова, которые нужно забыть

Допустимо ли использовать слова, разрушающие его уверенность в себе? Психологи здесь единодушны. Бранные слова вообще недопустимы в общении между родными людьми, а уж когда речь идет о ребенке, двух мнений просто быть не может. Ругань может нанести намного больший вред, чем физическое наказание детей.

Называя ребенка глупым, злым, неприспособленным к жизни, безвольным, вы даете установку на формирование именно этих качеств.

Никогда не судите ребенка. Давайте оценку его поступкам: не «ты плохой», а «ты плохо поступил». Это разные вещи.

Оскорбления, особенно регулярные, - это непомерно жестокое наказание для ребенка. К тому же ваши слова могут пополнить и его лексикон. У родителя, оскорбляющего ребенка, просто нет права обижаться, однажды услышав нечто подобное в ответ.

Чрезвычайное

Может показаться, что любая ситуация разрешима с помощью шуток и откровенных разговоров. К сожалению, это далеко не так. Проявить строгость необходимо в случаях, если:

  • ребенок издевается над слабым, больным;
  • мучает животное;
  • участвует в групповом нападении;
  • не раз уличен в воровстве или разбое;
  • патологически склонен к вранью;
  • «балуется» алкоголем или наркотиками;
  • открыто проявляет неуважение, особенно к старшим членам семьи;
  • склонен к самоистязанию, наносит себе увечья.

Необходимо учитывать темперамент ребенка и понимать, насколько серьезна ситуация. Мальчик может хвалиться опытом распития спиртных напитков просто ради погони за популярностью или желания пооригинальничать, при этом вовсе необязательно наличие склонности к зависимости. В этом случае можно ограничиться серьезным разговором и объяснением мнимости "крутизны" подобного поведения.

Очень серьезно стоит разбираться в ситуациях с детскими потасовками. Не спешите наказывать, выслушайте версии всех сторон. Важно выслушать и других домочадцев. Наказание детей в семье - дело коллективное, когда за него берется несколько человек, это приносит результат. Правда, это касается лишь этапа планирования. Исполнять наказание втроем-впятером нельзя.

Но если худшее подтверждается, наказание неизбежно. Более того, оно необходимо. Отсутствие последствий быстро формирует иллюзию безнаказанности, а это губительно для любого человека.

Как быть с "пряниками"?

Важна и вторая сторона медали. Как соблюсти баланс между поощрением и наказанием детей? Похвала и поощрения - не менее действенные способы, помогающие воспитать человека. Как ни странно, "пряник" может быть столь же губительным, поэтому здесь тоже есть ряд рекомендаций.

Оценочная наркотизация

Главная ошибка родителей - чрезмерные дозы похвалы. Захваливать ребенка нельзя. Есть риск добиться противоположного результата.

Жажду похвалы недаром часто сравнивают с наркотической зависимостью. Ребенок начинает хитрить, подлизываться, совершать добрые дела только ради похвалы. Отсутствие комплиментов ведет к слезным обидам и воспринимается как наказание. Ребенок нуждается все в больших дозах.

За что хвалить нельзя

Дабы не допустить подобного, стоит запомнить перечень ситуаций, в которых не уместна похвала. Не стоит хвалить за следующее:

  1. Природные данные. Это не заслуга ребенка.
  2. Обновки и любые материальные ценности. Похвала за нарядное платье - первый путь к воспитанию шмоточницы. Исключение составляют вещи, сделанные собственноручно (хвалим за усидчивость, фантазию, хороший вкус, аккуратность).
  3. Естественные вещи. Если семилетняя девочка сама оделась и завязала шнурки, это не повод для восторгов. Более того, подобная похвала может быть обидной, ведь взрослый словно воспринимает абсолютно нормальное поведение как нечто невероятное, будто сомневаясь, что ребенок способен справляться с самыми простыми задачами.

Не нужно проявлять восторг, когда ваш обычно непослушный ребенок вдруг перестал шуметь и ведет себя тихо.

Еще одно золотое правило похвалы - искренность. Дети лучше взрослых чувствуют фальшь. Неискренняя и необъективная похвала унижает и обижает.

Инвестиции в самооценку

Впрочем, случаи, когда необъективная похвала допустима, существуют. Психологи называют это установкой на добро. Когда ваш малыш старается, но добиться результатов не может, очень аккуратно внушайте ему, что небольшой прогресс есть. Заикающемуся можно вскользь заметить, что он говорит ровнее и чище. Стеснительного можно убедит, что вскоре у него обязательно получится спокойнее общаться с людьми.

Похвала авансом - сильнодействующее средство от детской неуверенности в себе. Но искренность необходима и здесь. Верьте в будущие успехи от всей души, и ваша вера непременно передастся ребенку.

Разумная грань

Отказ от унижающих формулировок, чувство юмора, разумная строгость, объективная искренняя похвала - все это поможет сохранить мир в семье и воспитать хорошего человека. Если вы задумываетесь, как воспитывать ребенка без наказания, придется научиться говорить и слушать. У ребенка, который отстранен от родителей, скрытен, обидчив, намного больше шансов попасть в плохую компанию и совершить немало ошибок. Но если у вас получится выстроить гармоничные отношения, необходимости в наказаниях будет меньше.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок