Гендерное воспитание в семье. Гендерное воспитание в семье консультация на тему

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В отечественной психологии термину "гендерное воспитание" частично близко по смыслу понятие "воспитание семейного поведения". О первом этапе воспитания . Главная задача второго этапа воспитания семейного поведения (гендерное воспитание ) - формирование полоролевого поведения.

Он начинается в среднем где-то с трёх лет. Некоторые дети переходят на второй этап раньше. Это может быть

1. ребёнок, которому досталось много внимания, мама носила на руках, много с ним разговаривала,
2. или младший ребёнок в большой семье.

Мальчики переходят на второй этап чётко, начиная предпочитать общение с мужской половиной населения. Девочки остаются с мамами.

На втором этапе воспитания семейного поведения (гендерного воспитания) отлично видно, что девочки и мальчики - противоположный пол. Они совершенно по-разному формируют свою роль.

Первый признак того, что ребёнок перешёл на второй этап, интеллектуально созрел для этого, - он начинает играть в ролевые игры, выдумывать сюжет, фантазировать и выдумывать игры. Мальчишечьи игры всегда прогрессивны, откликаются на международные события, сюжеты кинофильмов, сюжеты про войну и приключения.

Весь первый период проходит под влиянием мамы. Если она сказала "этого делать нельзя", ребёнок никогда не сделает. Это то, что называется "впитал с молоком матери". Это мать должна показывать курящего человека и говорить: "Так делать нельзя никогда. Это плохо". А если мать сама курит? Ребёнок воспринимает до 3 лет всё, что делает мать, без критики как правильное. И это остаётся на всю жизнь. Однажды, видя как восьмилетний мальчишка рисует монстров с сигаретой, я стала рассказывать ему о вреде курения. На что он мне ответил: "А моя мама курит, и она здорова".

Второй этап воспитания семейного поведения (гендерного воспитания) идёт под воздействием сверстников и предметной среды. Он тоже проходит в 2 стадии.

Первая стадия формирования полоролевого поведения

Первая стадия, которую порой называют как-то безжалостно - "детсадовский период". Он длится до 7 лет и представляет собой игровую стадию второго периода воспитания семейного поведения (гендерного воспитания). Всё проигрывается, любая роль примеряется в играх. Усваивается очень много в играх.

Итак, ребёнок придумывает игру и играет в неё. Сюжет игры постоянно меняется. Формируется макросоциальная роль - ребёнок примеряет на себя разные профессии. Если он говорит, что кем-то решил стать, когда станет взрослым, никогда нельзя высмеивать это решение, особенно зло и пренебрежительно. Ребёнок перестанет верить взрослым и делиться своими мыслями. Лучше спросите, почему он изменил решение. Узнаете много интересного.

Ролевая игра достаточно часто оценивается родителями как пустая забава, свободное время, которое надо занять чем-то полезным, например, обучением. Особенно часто такую позицию занимают состоятельные родители. А педагоги идут на поводу. Но ребёнок ничего не потеряет, если не научится читать в 3 года. А вот невозможность играть может нанести невосполнимый урон его личности: он не учится играть, общаться, управлять своими желаниями, подчиняться.

У мальчиков игры практически всегда носят соревновательный характер, девочки предпочитают игры малой подвижности: классики, скакалки и др. Мальчики постоянно меняют сюжет игры. Игры девочек отличаются регламентацией, четкими правилами. В игре дети учатся лидировать, и нет другой деятельности, так хорошо подходящей для этого. Кстати сказать, только к 4 годам дети по-настоящему учатся бегать. У физиологов есть понятие "полётность" бега. До этого они переваливаются с ноги на ногу, как утята. С развитием полётности бега быстро развивается ловкость. Вот тогда мальчишки могут побороться за лидерство.

Интересно, что мальчикам природа дала дополнительные шансы для выживания. Анализы их крови отличаются от анализа крови у девочек. Когда мальчики начинают подвижные игры, у них резко подскакивают тромбоциты, увеличивается количество эритроцитов в крови. Для чего? Если мальчик упадет и ушибётся, чтобы он не пострадал. Девочки не рассчитаны на такие действия, и у них не повышаются тромбоциты во время активных игр. Безопасность в девчоночьих играх обеспечивается очень строгой регламентацией, жёсткими правилами.

Игра - взаимодействие со сверстниками

Игра - это взаимодействие со сверстниками. В дошкольном возрасте дети учатся не только лидировать, но и подчиняться социальным нормам. Взрослый не научит этому так, как учит детский коллектив. Обратите внимание, что перед любой игрой дети договариваются, чего нельзя делать. Если кто-то правила нарушает, то второй, третий раз он не сможет этого сделать. Детский коллектив накажет.

Правилам, принятым в данном сообществе, надо подчиняться, или последует исключение из игры. Не подчиняются чаще дети, которые в раннем возрасте были не нужны своим мамам и проявляют излишнюю жестокость. Игнорирующих правила детский коллектив выбрасывает. Только взрослый может помочь такому ребёнку адаптироваться в этой игре, зная его ошибку. По-настоящему с каждым таким малышом нужно работать дополнительно, чтобы его не выбрасывали из игр.

В игре дети обучают друг друга, корректируют недостатки семейного воспитания. Кстати, воспитатели по играм детей с высокой степенью достоверности определяют взаимоотношения в семьях воспитанников, потому что дети в играх в точности копируют их. Но иногда бывает и не так. Наблюдая скандалы и ругань в доме, ребёнок начинает брать за образец не свою семью, а ту, например, куда он приходит в гости, где его приветливо принимают. Именно по этой причине в семьях алкоголиков вырастают нормальные хорошие дети.

Кто такая Барби?

Девочки играют в куклы, принимая на себя роль мамы. Куклы могут быть любые, кроме Барби. Во всём мире психологи признают вред этой игрушки. Она не даёт поиграть в собственную семью, в ребёнка-куклу. Ведь Барби не может быть "ребёнком" девочки 4-5 лет. Она и не взрослая, потому что ребёнок играет и представляет себя взрослым. Если играют несколько девочек, то каждой достаётся какая-то роль: подруги, сестры, тёти и т. д. Но кто такая в этом смысле кукла Барби? Многие психологи заявляют, что эта кукла невротизирует детей, делает их злыми и неспособными играть в куклы.

Дети могут не играть по вине родителей, детского сада. Много девочек, идущих в школу с куклами и не желающих с ними расстаться. Виноваты родители. Они не дали как следует поиграть, а ребёнок чувствует, что ему это необходимо.

Гендерное воспитание в неполных семьях

Как влияет на воспитание семейного поведения детей (гендерное воспитание) воспитание в неполных семьях? Сифилидолог О.К. Лосева пришла к выводу, что если в период ролевой игры ребёнок жил в неполной семье, и взрослые не прилагали усилий для воспитания нормального семейного поведения, то у выросших детей гораздо больше добрачных контактов, а потом внебрачных. И они менее разборчивы в выборе партнёров.

Вторая стадия формирования полоролевого поведения

В 7-8 лет ребёнок переходит на вторую стадию формирования полоролевого поведения. Ужесточаются требования к фемининности и маскулинности. Мальчишки всячески показывают негативное отношение к девчонкам: дергают за косички, толкают, пренебрежительно обзывают плаксами и ябедами. Девчонки про мальчишек говорят, что они хулиганы. И все друг с другом не дружат.

У девочек нет резкого перехода на вторую стадию формирования полоролевого поведения. Девочка по-прежнему остаётся с мамой. У неё формируется материнское поведение. Девочки учатся (если есть такая возможность) жалеть обиженного. Если эта черта у девочки появилась, то нет сомнения в том, что она пожалеет и собственного плачущего малыша. Женская нормальная черта.

Трансформация роли

Женское и мужское поведение усваивается и тем, и другим полом. Кто-то усваивает его правильно, кто-то с ошибками, а кто-то (в силу разных причин) с искажениями. В этом возрасте может произойти трансформация роли. В современном мире мы часто видим девочек, которые активно занимаются спортом, доминирующих деловых женщин. В древние времена, говорят, были амазонки.

Трансформация роли может быть

1. врождённая,
2. наследственная.

Врожденная трансформация происходит во время беременности и чаще всего обусловлена приёмом каких-то препаратов. В ролевый период такие дети начинают играть в не свои игры. Но детский коллектив их поправляет. Каким образом? Когда девочка играет с мальчишками в войну, то мальчишки принимают её. Но никогда девочка не "дослужится" до "главнокомандующего". Она в лучшем случае бывает в игре или санитаркой, или разведчицей. Трансфомация роли бывает не только вызванная чем-то, но и наследственная.

Можно исказить роль ребёнка, только если родители сами с искажением роли. Дети чётко копируют семейное поведение родителей. Если мама - глава семьи, доминирует, а папа загнан в экологическую нишу и делает всю женскую работу по дому, как бы ни хотела мама, чтобы её сын вырос доминирующим, главой семьи, и как бы она этому его не учила, всё равно он вырастает "зайчиком". Он обязательно выберет доминирующую жену, как бы мать ни была против.

Легко ломается роль ребёнка, если ему не с кем играть. Например, мальчика окружают только девочки, и он начинает играть в куклы. Ситуация: трёхлетний мальчик надевает платьице сестры и требует, чтобы его называли Людочкой (Людочек в обозримом пространстве нет). Кстати, многие мальчишки играют в куклы, как бы примеряя на себя эту роль, но быстро бросают.

Можно ли выровнять трансформацию роли?

Роль можно изменить. Родителям надо постоянно демонстрировать детям примеры мужского и женского поведения, специально создавать ситуации для проявления детьми мужественности или женственности.

Кстати, предпочитаемую роль видно уже тогда, когда у малыша нет ролевой игры. Достаточно дать в руки кубики и показать, как из кубиков что-то складывать. Сперва ребёнок не складывает картинку из кубиков, в 1,5 года он может построить башенку. Девочка с женской ролью кубики по собственному желанию складывать не будет. Но если есть трансформация по мужскому типу, то будет. Мальчик с женской ролью тоже не будет складывать, его надо учить складывать кубики. Нужно прилагать усилия, чтобы ему было интересно как эти кубики складываются, как эта башня падает. Такому мальчику необходимо, чтобы с ним играли сперва мама, а потом окружающие.

Есть народы, у которых полоролевое воспитание проводится с самого раннего детства. В России тоже всегда было понятие полового воспитания (не просвещения!). Например, с 3 лет русских князей забирали у нянек и отдавали "дядькам". Это было полностью мужское воспитание, потому что они должны были стать воинами.

Интересно воспитывают девочек в Индии. Воспитание индивидуальное с 4 лет. Занимается воспитанием семейного поведения (гендерным воспитанием?) либо бабушка, либо тётя, но обязательно старше мамы, потому что мама может поддаться моде. Девочку целенаправленно готовят к браку. Невеста должна уметь всё. Девочке внушают, что она обязательно выйдет замуж, потому что она красивая, как мама. Мама красиво танцует, и она будет также красиво танцевать. Девочку учат применять традиционную косметику, она никогда не раскрасится как индеец, встающий на тропу войны. Муж - единственный мужчина, который должен быть в её жизни. Не читаются лекции и нотации, все внушается потихонечку.

Заметим, нет ни одной религии, поощряющей добрачные контакты, только секты. В нашей стране подобное воспитание девочек можно встретить у народов Кавказа.
На аудио психолог Ирина Болтнева о полоролевом воспитании у разных народов, первой влюблённости и другом.

Итак, формирование полоролевого поведения происходит в возрасте от 3 до 9-11 лет. Воспитание семейного поведения (гендерное воспитание ) здесь особенно важно.

Тема: «Особенности гендерного воспитания в семье»

Подготовила: Воспитатель 1 категории Дубинина С.А.

«Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей.
Главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери»
Сухомлинский В. А.

(Василий Александрович - выдающийся советский педагог -новатор)

Цитата: Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин.

Различие понятий «пол» и «гендер».

Пол – это биологическое различия между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Гендер - социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами(девочками).

Функции семьи в процессе социализации ребенка- дошкольника

  • семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие ребенка;
  • семья влияет на формирование психологического пола ребенка;
  • семья играет ведущую роль в умственном развитии дошкольника;
  • семья имеет важное значение в овладении социальными нормами (функция первичной социализации);
  • в семье происходит формирование ценностных ориентаций;
  • семья выполняет функцию социально-психологической поддержки.

Гендерное воспитание в семье

  • Семья – место, в котором у ребенка складывается первое представление о взаимоотношениях между людьми, о месте каждого человека в этом мире.
  • На модель поведения ребенка и его последующий жизненный сценарий серьезное влияние оказывают сложившиеся в семье взаимоотношения.
  • Воспитание детей должно способствовать формированию у них представления о роли женщины и мужчины в семье и в обществе.
  • Под влиянием родителей у ребенка формируется определенная модель поведения, которой он будет придерживаться в обществе.

Роль семьи в гендерном воспитании детей

  • Мать: Формирует гуманистические черты характера (сострадание, забота о близких) Действует лаской, добротой. Воспитывает глубокую привязанность, терпимость. Раскрывает красоту окружающего мира. Дает готовые ответы на вопросы. Является образцом для поведения дочери.
  • Отец: Формирует целеустремленность, настойчивость, смелость. Является генератором идей, доводит дело до конца, развивает коллективизм и рыцарство у ребенка. Отец – ролевая модель для ребенка на дальнейшую жизнь. Способствует формированию самооценки, статусной позиции. Учит анализировать, обобщать и делать правильные выводы

Признаки несформированности гендерной идентичности

  • Предпочтение игрушек и игровых ролей противоположного пола
  • Стремление быть со взрослым противоположного пола, подражать его поведению
  • Активно выраженное желание изменить свой пол и имя
  • Рассказы ребенка, в которых он выступает, как представитель другого пола
  • Стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола

Психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит:

  • От отношения родителей к ребенку
  • От характера родительских установок
  • От привязанности матери к ребенку
  • От привязанности ребенка к матери
  • От роли отца в воспитании ребенка

Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье. Доказано, что у девочек и мальчиков разные потребности и особенности развития.

Следовательно, воспитывать мальчиков и девочек, руководствуясь одинаковыми принципами воспитания, нельзя.

Различия в психике и поведении детей:

  • Девочки
  • Играют в ограниченном пространстве
  • Мышление детальное, конкретное. Манипулируют с цифрами и формулами
  • Быстрее утомляется правое полушарие(образное мышление, эмоциональное самочувствие)
  • Ориентированы на отношения между людьми. Во время общения смотрят в лицо взрослого. Ждут одобрения
  • Готовы в любую секунду отреагировать на эмоциональный фактор.
  • Мальчики
  • Используют все пространство
  • Мышление обобщенное, абстрактное. Манипулируют с геометрическими формами
  • Быстрее утомляется левое полушарие (речевое мышление, логические операции)
  • Ориентированы на информацию. Во время общения смотрят в сторону или перед собой
  • Кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный фактор

Что нужно знать родителям о девочке :

Девочки требуют спокойной обстановки, последовательно выстроенной деятельности. Любят утвердиться в правильности своих знаний и решений путем повторения. Лучше адаптируются. Нацелены на общение. Стараются получить качественный результат, который может быть положительно оценен другими людьми.

Пространство, представляющее интерес для девочек, невелико, однако оно тщательно, до мелочей, проработано, отражено в сознании. Девочек чаще привлекают домашние дела. Девочка больше склонна к попечительской деятельности: ухаживать, нянчить, проявлять заботу, поучать, наставлять, критиковать младших братьев или сверстников, порой утрачивая чувство меры.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: дети раскладывают перед собой «богатства» кукол, украшения и играют в ограниченном пространстве, в уголке. Меньше интересуются внутренним устройством игрушек, используют обычно по прямому назначению. В дошкольном возрасте охотно осваивают различные социальные роли, очень привлекательна для них роль мамы.

В конструктивных играх девочки чаще действуют по образцу: строят не города, замки или вокзалы, а дом, но зато с мебелью, предметами быта, различными украшениями.

Период включения в деятельность на занятиях у девочек короче, чем у мальчиков. Поднимают руку девочки реже, хотя отвечают правильно. Отвечая на занятиях в детском саду, девочка смотрит в лицо воспитателю, ожидая подтверждения правильности ответа, и после кивка взрослого.

Девочки чаще задают вопросы типа: «А вы к нам еще придете?», т.е. более ориентированы на установление контакта с взрослым, отношения между людьми. Девочки Склонны к предметно-оценочной речи, в ней преобладают имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения.

Девочки чаще рисуют людей, принцесс, в том числе и себя. Себя часто рисуют с особо выделенными ресницами и ртом, любят пририсовывать «взрослые» атрибуты - украшения, каблуки, часто рядом рисуют кошку, деревья и т.п.

Девочки более внушаемы, менее решительны в действиях. У них нет целостного восприятия предмета. Девочки лучше выполняют задания уже не новые, типовые, шаблонные. Девочки настороженно относятся к незнакомой обстановке, быстрее теряются, с трудом находят себе занятие. Отправляясь куда-либо, они имеют определенную цель.

Для того чтобы девочка достигла здоровой гендерной идентичности, необходимы теплые и близкие отношения с матерью и такие же отношения с отцом, а родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.

Задача родителей - проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.

Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.

Уважая личность дочери, демонстрируя удовлетворённость её поступками, родители формируют её позитивную самооценку.

У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": Мама должна находить время для уединения с дочерью, сделать эти беседы ритуальными и традиционными.

Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.

Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

Что нужно знать родителям о мальчике:

Мальчики способны на кратковременное усилие. Предпочитают поисковую деятельность. Не любят повторения. Предпочитают сделать быстро, но «кое-как». Труднее адаптируются к неподходящим для них условиям деятельности, пытаются от них избавиться

У мальчиков восприятие пространства, в котором находятся интересующие их объекты, практически не ограничено. Мальчики в целом проявляют меньше интереса к домашним делам, хуже приучаются к самообслуживанию. У мальчиков, как правило, нет склонности опекать, обучать и наставлять младших, в особенности сестер

Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя при этом все предоставленное им пространство. Если горизонтальной плоскости недостаточно, они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на деревья и другие предметы. Когда с куклой играет мальчик, он заставляет игрушку прыгать и маршировать, проделывать разные трюки, сажает ее в качестве пассажира в тележку или машину, катает верхом на игрушечных животных и т.д. и вскоре бросает. Лишь в исключительных случаях в игре наблюдается трогательное заботливое ухаживание. и девочек вообще.

В конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание главным образом самим сооружениям. Мальчики «раскачиваются» дольше, на педагога смотрят редко. Мальчики более подвижны и непоседливы, смелее ведут себя на занятиях. Они чаще поднимают руку, не боятся ошибиться. Отвечая, мальчик смотрит в сторону и, если знает ответ, говорит уверенно. Мальчики чаще задают вопросы типа: «А что мы сейчас будем делать?», т.е. более ориентированы на получение информации. Словарный запас мальчиков включает больше слов, обозначающих предметы, не используемые в быту, и общие понятия; в их речи преобладают глаголы и междометия, помогающие передать действия.

У мальчиков раньше развивается способность вычленять главное. Ум мальчика больше склонен к обобщениям, менее конкретен. Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, предлагают новые идеи, нестандартные способы решения. Мальчики легче ориентируются в непривычной обстановке и воспринимают ее положительно, быстро находя себе занятие.

Папам в общении с сыновьями следует сдерживать эмоции, которые могут подавить его мужское начало (разговаривать не повышая тона, спокойно).

Мальчикам часто не хватает положительной мотивации: нужно не запрещать, а разрешать что-то дополнительное за хороший поступок.

Нужно разрешать мальчикам проявлять свою эмоциональность - разрешать плакать, например (т.е. разрешать быть естественными).

Мамам мальчиков нужно доверять мужской интуиции пап: они чувствуют, как нужно воспитывать мужчину.

Мальчикам нужно организовывать режим и дисциплину: это формирует его ответственность!

Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!

Учить доверять, формируя тем самым опыт его социального доверия.

Использовать юмор в общении - для снижения агрессивности и страха перед ответственностью.

Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика.

Мальчик - это посыл в будущее: его нужно иметь ввиду не только как сына, но и как будущего мужа, защитника и т.п.

Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.

П А М Я Т К А

1. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас.

2. Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

3. Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней, – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка.

4. Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т.к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать.

Родители должны помогать ребенку и направлять его.

Осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста не происходит само по себе.

Понятие принадлежности к тому или иному полу у ребенка формируется благодаря воспитанию, которое он получает в семье и детском саду.
Правильное гендерное воспитание помогает ребенку понять свою роль, овладеть ею и вырасти полноценной личностью.

Мальчик и Девочка – это два разных мира .

Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа.

Зависит только от нас с вами.

Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей.

Первое время после рождения ребенка все силы окружающих его людей направлены в первую очередь на обеспечение его безопасности и комфорта. Забота о здоровье и питании малыша становится для них главной. Однако по мере роста и развития ребенка родителям и педагогам требуется все больше времени уделять его воспитанию, в том числе и гендерному. В общепринятом смысле гендер - это совокупность различных проявлений поведения человека, соответствующих понятиям женственности или мужественности, а также реакция окружающих людей на такие проявления. От того, насколько полным будет гендерное воспитание ребенка, во многом зависит его успешность и умение взаимодействовать с окружающими во взрослой жизни.

Девочка или мальчик?

Дети довольно рано начинают понимать, что и они сами, и те, кто их окружает, являются либо девочками, либо мальчиками. Происходит это, как правило, уже к 2-3 годам. Затем начинается процесс осознания того, что принадлежность к тому или иному полу не изменится. К 7 годам дети уже должны понимать, что так и останутся девочкой или мальчиком. Причем от их желания это обстоятельство не зависит, а тот или иной пол определяется природой. У каждого ребенка существуют свои представления о том, кого можно считать мальчиком, а кого девочкой. Самые маленькие обычно ориентируются по наличию у деток косичек и бантиков, платья или пистолета. Таким образом, гендерное воспитание нужно начинать уже с двухлетнего возраста, тогда ребенку проще будет найти свое место в окружающем мире.

Физическое развитие мальчиков

Детки разного пола отличаются как своим физическим, так и психологическим развитием. Гендерное воспитание детей должно основываться на этих различиях. Мальчики более сильны физически, при этом отличаются более слабым здоровьем, чем девочки. Они плохо переносят многочисленные вирусные инфекции, с которыми приходится сталкиваться подрастающему организму. При этом дети мужского пола очень активны, их потребность в передвижении выше, чем у девочек, почти в 6 раз. Именно поэтому у мальчиков чаще встречаются различные травмы. Специалистами также были отмечены еще несколько интересных особенностей физического развития представителей сильной половины человечества, влияющих на гендерное воспитание:

  • Дыхание с участием мышц брюшного пресса.
  • Легкие больше по размеру, чем у девочек.
  • Выраженное развитие правого полушария, ответственного за обработку зрительных, музыкальных образов, физических параметров предметов, пространственной ориентации.
  • Сложность в обработке информации, полученной разными полушариями головного мозга.
  • Объем крови на 0,5 л больше, чем у девочек.

Физическое развитие девочек

Девочки также имеют особенности физического развития, не характерные для будущих мужчин:

  • Дыхание с участием грудной клетки.
  • Быстрая, по сравнению с мальчиками, утомляемость.
  • Меньшая подвижность, сочетающаяся с явной суетливостью. Это объясняется более частым биением сердца.
  • Чувствительность к шуму.

Девочки не так сильны физически, как мальчишки, но при этом более выносливы. Они лучше сопротивляются заболеваниям, не так подвержены негативным влияниям окружающей среды. У девочек более активно левое полушарие головного мозга, которое регулирует речевые функции, способность к письму, логическому мышлению, счету.

Психическое развитие девочек

Девочки гораздо лучше мальчиков способны выразить свои мысли словами. Их словарный запас богаче, они в мельчайших подробностях описывают предметы, составляют сложные речевые обороты. Гендерное воспитание в детском саду часто отражает эту особенность. На утренниках девочкам чаще мальчиков доверяют рассказывать длинные стихи со сложными словами. Для девочек большое значение имеют эмоции. В слышимой речи не так важен ее смысл, как интонация. Девочки быстро запоминают полученную информацию, но с трудом соотносят ее с уже имеющейся. При этом более легким для восприятия будет эмоционально окрашенный материал. Рисунки девочек отличаются большим разнообразием цветов и оттенков, деталей и фигур. Себя обычно изображают с хорошо прочерченными ресницами, волосами, губами.

Психическое развитие мальчиков

Существуют различные программы, на которых базируется воспитание дошкольников, гендерное в том числе. Они учитывают особенности психического развития малышей. Мальчики, например, отличаются своей смелостью. Они более самостоятельны, чем девочки, в своих суждениях и представлениях о чем-либо. Особое внимание уделяют действиям, независимо от того, чем занимаются - подвижной игрой или составлением рассказа. Мальчикам сложно выдумать длинную невероятную историю. Их рассказы отличаются простотой и традиционным сюжетом. Описаниям предметов мальчики предпочитают упоминания о всевозможных действиях. Стремление к движению проявляется и в рисунках. Маленькие представители сильного пола часто изображают себя рядом с машинами. Рисунки при этом отличаются небольшим количеством цветов.

Особенности воспитания

Особенности физического и психического развития детей обоих полов учитывает гендерное воспитание. Игры, которые педагоги предлагают малышам, должны также учитывать все эти различия. Мальчикам будет полезно развивать мелкую моторику, при этом будет улучшаться качество речи, повышаться усидчивость. Девочкам будут полезны игры, направленные на освоение трехмерного пространства. Конструирование, эксперименты с изменением форм различных предметов и прочие занятия помогут им лучше понять математические законы и устройство окружающего мира. Такая игра - это своеобразное занятие по гендерному воспитанию. Мальчиков не нужно ругать за их чрезмерную активность, ведь она обусловлена самой природой. Лучше постараться направить их деятельность на пользу окружающим, например, уборку игрушек, помощь другим малышам. При этом для мальчиков важно получить четкие и понятные указания. На объяснение малышу того, что предстоит сделать, нужно потратить не менее минуты.

Не женское это дело…

Гендерное воспитание основывается на физических и психических особенностях развития детей разных полов. При этом родителям стоит помнить, что у малышей часто представления о женственности или мужественности складываются на основании поведения мамы и папы, их советов и предложений. В этой ситуации важно сохранять чувство меры и не пытаться манипулировать на гендерных различиях. Мальчики, например, часто слышат о том, что мужчины не плачут. Ребенка укоряют за малейшее проявление слабости. Это не делает его устойчивым к стрессам, а, наоборот, приводит к пугливости, необъяснимой агрессии, неспособности принимать решения во взрослой жизни. Нужно понять причину слез малыша, попытаться ее устранить. Важно объяснить ребенку, как стоит реагировать на ту или иную сложную ситуацию. Тогда он научится без ущерба для собственного здоровья спокойно и сдержанно справляться со стрессом. Не стоит чрезмерно навязывать детям и собственные представления о мужских и женских обязанностях. Если мальчик с детства слышит о том, что мытье посуды и приготовление пищи - не мужское занятие, трудно будет ждать от него помощи маме по дому. При этом у ребенка могут возникнуть сложности и во взрослой жизни, ведь он будет абсолютно несамостоятелен в бытовых вопросах.

Чрезмерное внимание женственности часто уделяют мамы в воспитании девочек. Красивые наряды, прически, долгие часы перед зеркалом отвлекают ребенка от учебы, которая постепенно уходит на второй план. Девочка начинает думать, что единственно главным для женщины является быть красивой. При этом родители потом сами же ругают дочь за плохие оценки в школе. Таким образом, не стоит полностью переносить на ребенка свои представления о том, как должны вести себя мужчина и женщина, и спекулировать в своих интересах гендерными различиями.

Гендерное воспитание мальчиков и девочек. Замечали ли вы, что маленькие детки различают, где мальчик, а где девочка в основном по внешним признакам пола? Мой сын никак не мог понять, что длинные волосы есть и у мужчин, а крупная и высокая тетя в брюках - это все-таки тетя, а не дядя. Однако мужчины и женщины различаются не только физиологически, а гендером, который детишки начинают осваивать немного позже.

Что такое гендер?

Термин «гендер» пришел к нам сравнительно недавно, поэтому мало кто четко понимает, что это такое. Слово «гендер» взято из латыни - genus переводится, как «род». Гендер определяет поведение женщин и мужчин с учетом их социальной роли. Если пол относится больше к биологическим особенностям, то гендер основан на совокупности задач, функций и ролей, которые общество ожидает от женщины и мужчины, как в их общественной, так и в личной жизни.

Когда начинать гендерное воспитание?

В принципе, многие родители понимают необходимость гендерного воспитания и проводят его почти с самого рождения крошки. Каким образом?

  1. Своим отношением к ребенку. К мальчикам всегда более строгое отношение, к девочкам - более мягкое, ласковое, им разрешается плакать и капризничать, их больше опекают и оберегают и т.д.
  2. Обучением детей определенному поведению. «Ты же мужчина, перестань плакать.» «Ты же девочка, ты должна быть аккуратной».
  3. Своим примером. Сыновья идентифицируют себя с папой и смотрят, как ведут себя женщины, ориентируясь на поведение мамы. А дочки, соответственно, наоборот.

Конечно, гендерное воспитание, как и любое , в основном проводится в семье. Однако в современном мире грани мужского и женского поведения стали неоправданно стираться. Многие представительницы слабого пола вынуждены вести себя, как им «не положено», а некоторые мужчины расслабляются настолько, что перестают быть настоящим «сильным полом». К тому же количество неполных семей катастрофически растет. А как мальчику можно разобраться в своем гендере, если его мама рвется на два фронта, совмещая «я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик »?

К четырем годам кроха может уже сориентироваться в своем гендере, он осознает, чем он отличается от противоположного пола и немного ориентируется в поведении, которого от него ожидают. Если же к этому возрасту в поведении малыша не проскальзывает его осознание гендера, то стоит задуматься, что не так, и направить свои усилия в эту сторону.

Что включает в себя гендерное воспитание?

В общем, все просто - дочку надо воспитать девочкой, а сыночка - мальчиком. Ошибка некоторых родителей в том, что они считают проявление женских качеств - слабостью, и навязывают дочерям вульгарность, жестокость, эмоциональную нечувствительность, думая, что так им легче будет жить. Но ведь можно просто учить самостоятельности, а не жестокости, умению постоять за себя, а не вульгарности, взращивать высокую самооценку. Ведь все-таки мы — существа разнополые не зря, и исполнять функции, социальные роли другого пола - это как наступать на горло собственной песне. Здесь, конечно, для начала нужно проводить гендерное воспитание родителей.

Как проводить гендерное воспитание?

  • показывать нужную социальную роль и поведение на своем примере;
  • в действиях других людей или героев сказок и адекватных мультфильмов находить необходимые для мужского или женского пола поступки и навыки;
  • направлять кроху к необходимому поведению и закреплять его похвалой;
  • не переусердствовать, не путать гендерные роли и заблуждения или предрассудки: мальчики не плачут, девочки должны уметь стирать, мальчики должны не боятся собак, девочки не играют в футбол и т.д.

Учителям и воспитателям можно применять

В чем суть гендерного воспитания современного подрастающего поколения? Какие проблемы встречаются? Как справляются со своей задачей в ДОУ, школе и в семье? На такие вопросы стоит знать ответ каждому родителю и педагогу.

С первых лет жизни малыша каждый родитель начинает воспитывать сильного защитника, который не плачет, из мальчика, и нежную аккуратную маленькую принцессу из девочки.

Хотя многие не задумываются, что такое гендерное воспитание, все же прививают с младенчества черты, которые должны быть у того или иного полового рода.

История западной цивилизации и гендерное воспитание детей

Гендер, то есть род – это воспитание детей согласно общепринятым в социуме представлениям о ролях мужчин и женщин.

Еще недавно ребенок воспитывался согласно строгим законам. Функции мужчины и женщины в экономическом, социальном, религиозном плане были различными. Весь упор делался именно на то, чтобы роды вникали в суть своего предназначения как можно раньше.

Религиозные взгляды были непрекословными, невозможно было даже подумать о том, чтобы воспитывать детей без четкого распределения на полы.

На основе христианских ценностей диктовались каноны для разных полов, нарушение которых жестоко каралось, вплоть до сожжения на костре. Люди неординарного мировоззрения встречались и тогда, но касалось это, скорее, представителей, причастных к чему-то божественному.

В 20 веке традиционные взгляды полностью разрушились, и представление о мужчине и женщине в корне изменилось. Появились работы этнографов, в которых рассматривается жизнь дальних стран, Где считается нормой возведение дома представительницей прекрасного пола, а воспитание ребенка – мужчиной.

На фоне нового подхода к гендерному воспитанию выросло новое поколение. Оказалось, слабый пол может вполне справиться с обязанностями, которые всегда считались истинно мужскими, и наоборот.

Современная актуальность

Проблема гендерного воспитания все так же важна, как и раньше, но уже с учетом современных взглядов. Программа, как дошкольная, так и школьная, против строгого разделения по ролям.

В воспитательном процессе ориентация идет на прививание представителю мужского пола не только силы воли. Важно, чтобы в конкретной ситуации мужчина был добрым, мягким, чутким, заботливым, уважал окружающих.

Женщина также уже не должна быть исключительно покорной хранительницей домашнего очага. Начиная с сада, ее учат быть сильной духом, иметь свое мнение, чтобы достичь успехов в карьере. Но не стоит забывать, что женственность – не менее важная черта.

Развитием гендера должны заниматься родители, а также педагоги в ДОУ, затем в школе.

Цели и задачи

Основной целью разделения по гендеру является создание тех условий, при которых человек сможет себя идентифицировать как представителя конкретного пола. Важно:

  • закрепить половую роль;
  • сформировать культуру личности;
  • сформировать понимание и готовность исполнить свою роль в разных ситуациях;
  • вызвать стремление к пониманию в отношениях между полами;

Важный момент – опереться на личностные особенности, а не на сложившиеся стереотипы.

От педагогов и родителей зависит, справится ли с проблемой социализации ребенок, ведь идентификация себя как мужчины и женщины является неотъемлемой частью общего определения роли.

Вырастая, человек столкнется с множеством гендерных стереотипов, преодолеть которые ему придется самостоятельно. Поэтому важно подготовить ребенка к этому.

Задача такого воспитания сводится к тому, чтобы не создавать ограничений в выборе игр, в проявлении чувств, но при этом не забывать про необходимость прививать главные черты настоящего мужчины и женщины-матери.

Ваше чадо желает играть на пианино или танцевать? – Прекрасно. Не стоит твердить, что это не мужское занятие. Но и не ломайте девочку, смысл жизни которой – платья принцессы и косметика.

Особенности полового разделения

В каждом возрасте должен быть особенный подход к развитию женского и мужского начала. На каждом жизненном этапе у ребенка свои потребности и вопросы, ответы на которые ему будут интересны.

Дошкольников

К двум годам ребенок начинает понимать, что есть разделение по родам. Он может обозначить себя как мальчика или девочку. В 7 лет малыш понимает, что его гендер – на всю жизнь, и он не изменится ни при желании, ни при возникновении определенной ситуации.

В условиях детского сада проводится воспитательная работа гендерного начала с помощью:

  • организации игр;
  • чтения сказок;
  • пословиц;
  • изучения колыбельных песен и т. д.

Каждый день должен быть распланирован с учетом родовой принадлежности. Это возможно при использовании таких методов:

  • схем-действий;
  • познавательно-развивающих бесед;
  • при создании проблемных ситуаций;

Вот основные способы мотивировать малышей к деятельности:

  • привлечь к игре;
  • вызвать желание помочь кому-то из взрослых;
  • призвать к действиям за вознаграждение.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста возлагается на плечи женщины, поэтому большее количество занятий ориентировано на представительниц своего пола. Важно обеспечить разный подход к мальчикам и девочкам.

Основные направления:

  1. При обучении девочки лучше усваивают информацию на слух, мальчики же – визуально. Им просто необходимо провести тактильный осмотр, только тогда есть высокие шансы, что материал будет воспринят.
  2. Необходимо проводить дидактические игры : «Кем я хочу стать», «Одень куклу Таню», «Одень куклу Ваню», «Профессии», «Чем занимается папа, мама» и т. д.
  3. При планировании музыкального занятия также стоит учитывать особенности разных полов.
  4. На театральном занятии – при правильном распределении ролей.
  5. На занятиях по физкультуре в ДОУ должны применяться упражнения и игры согласно гендеру. Мальчики предпочитают подвижные игры, на выносливость.

В группе стоит обустроить зоны для игр отдельно для девочек (парикмахерская, прачечная) и для мальчиков (гараж, уголок для строителя). При этом нужно научить распределять роли в сюжетно-ролевой игре согласно своему полу.

В младшей школе

Исследования показали, что девочки быстрее схватывают:

  • математические алгоритмы, разбираются лучше в схемах;
  • запоминают правила;
  • могут разделить без усилий целое на части.

Девочки предпочитают задания, в которых необходимо опираться на фантазию (придумать сказку, историю). Действует слуховая память. Обращают внимание на мелочи, могут лучше сосредоточиться при шуме.

Мальчикам легче усвоить материал:

  • используя в качестве примера конкретные жизненные ситуации;
  • тренируясь на практике складывать алгоритм;
  • на занятиях русского языка мальчики не пользуются правилами, а опираются на практические знания.

Мальчишки – юные исследователи, которым нужно во всем докопаться до истины путем проб и ошибок. Чаще добиваются успехов в математике, имеют хорошую зрительную память. В отличие от представительниц противоположного пола с легкостью представляют мысленно объемную фигуру.

При построении вопроса стоит учесть, что главное – конкретика. Необходимо сделать упор при организации учебного процесса на повторение и закрепление, тогда когда девочки запоминают услышанное сразу.

Школьники младших классов по-разному относятся и к соревнованиям. Мальчики всегда готовы доказать свое совершенство, а вот при выборе игры для девочек, в которой стоит соперничать, необходимо быть аккуратным. Есть риски, что все участницы между собой перессорятся.

Подростков-старшеклассников

Темы гендерной принадлежности затрагиваются и в старших классах школы. Педагоги должны поднимать вопросы, которые помогут определить свою социальную роль согласно полу.

Для реализации задач школьной программы вводятся факультативы, проводится классный час, рассматриваются ситуации на примерах литературных произведений.

На этом этапе важно посвятить много времени таким темам:

  • воспитание;
  • сексуальное просвещение;
  • супружеская жизнь и распределение ролей мужа/жены, матери/отца.

Используются такие методы, как:

  • беседа;
  • открытые разговоры;
  • ролевые игры;
  • поиск ответа на проблемный вопрос;
  • анализ сочинения с акцентом на гендер героя;
  • разделенный физический труд и т. д.

Чтобы заинтересовать ученика, внеклассное мероприятие стоит разнообразить показом фильмов, иллюстративного материала, журналов. Чтобы занятие было успешным, необходимо позволить школьнику принимать участие.

В семье

Отец и мать – пример для своего ребенка. Мальчик будет копировать модель поведения папы, а дочь – матери. В дальнейшем дети создают свои семьи и повторяют все увиденное.

От родителей зависит, какую роль в будущем мальчик или девочка будет играть в собственной семье. Главное – мужчина не должен перевоплотиться из охотника и кормильца в потребителя, но при этом, не должен и забывать о том, что воспитание детей возлагается на плечи не только женщины.

Представительница слабого пола также не должна становиться главой семьи, на которой держится весь дом.

Не стоит долго оберегать ребенка от тематики интимной жизни. Если затянуть с этой информацией, то подросток узнает обо всем на улице. Важно сформировать правильные взгляды на отношение между представителями разных полов, подготовить к семейной жизни.

Стоит отвечать на вопросы, которые возникают у малыша с дошкольного возраста об отличиях гендеров. Если он не услышит ответ, пойдет интересоваться к другим, а это уже трудно проконтролировать.

Главное – говорите правду, но согласно возрасту. Истории об аистах и капусте пусть останутся вне вашей беседы.

Родители должны также участвовать в ролевых играх, отображая реальную жизнь: магазин, больницу, семью и т. д.

Нужно создать крепкие отношения со своим чадом, проявлять любовь. Это залог того, что ребенок не будет искать ласки в интимных отношениях с противоположным полом в подростковом возрасте. Задача, которую стоит выполнить взрослому – взять ответственность за сексуальное просвещение молодежи.

Проблемы реализации

Современная система образования более подстроена под особенности девочек, поскольку требует усидчивости и внимания, которого от мальчишек добиться тяжело. Ее необходимо усовершенствовать, а это возможно при общих усилиях и педагогов, и родителей.

У сегодняшних мальчиков и девочек восприятие своей родовой принадлежности искажено. Юная леди становится грубой, прямолинейной, нетерпеливой, а защитник дублирует поведение воспитательниц, учительниц, медсестер, общаться с которыми ему приходится довольно часто. Культура поведения как доблестного рыцаря по отношению к даме не знакома мужчинам.

Часто и игры не соответствуют полу малыша. Из-за этого появляется проблема при разделении ролей, договориться участникам игрового процесса трудно.

Мальчишка далеко не всегда поспешит на помощь девочке, когда нужно применить физическую силу, а девчонка не стремится проявить заботу и аккуратность.

Многие педагоги считают целью гендерного воспитания возвращение к традиционным ценностям. По их мнению, необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы воспитать из мальчика активного, решительного, смелого, инициативного мужчину, а из девочки – добрую, отзывчивую, сострадательную женщину.

Другие выступают оппонентами такого мнения, и утверждают, что традиционный подход не отвечает требованиям современного общества. Сегодня можно встретить мастера педикюра – мужчину, а директора ремонтной компании – женщину. А следование стереотипам не позволяет добиться равенства полов, о котором так много говорят.

Согласно такой точке зрения цель гендерного воспитания – в формировании толерантности, уважения к противоположному полу, равенство.

Представители разных полов не имеют четких чувств, свойственных их роду. Растет число нетрадиционного поведения молодых людей. Вина – это отсутствие правильного гендерного воспитания.

У юноши и девушки могут возникать проблемы в построении прочных отношений с противоположным полом, если нет четкого понимания своего гендера.

Таких проблем можно избежать, уделяя внимание гендерному образованию с юного возраста. Это общая задача педагогов и родителей, реализация которой приведет к развитию полноценной счастливой личности.

Видео: Введение в понятие



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок