Диагностика депрессивных состояний у подростков. Диагностика депрессивных состояний у подростков - онлайн тест

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Психологическая безопасность: учебное пособие Соломин Валерий Павлович

Методика «Шкала дифференциальной диагностики депрессивных состояний»

Применяется для обследования подростков и взрослых с целью дифференциальной диагностики депрессивных состояний, состояний, близких к депрессии, и в целях предварительной, доврачебной диагностики.

Цель: определение уровня депрессии.

Описание. Полное тестирование с обработкой занимает 20–50 мин. Испытуемый отмечает ответы на бланке.

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Опросник

Продолжение таблицы

Интерпретация данных. Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:

УД = ? пр. + ? обр. ,

где? пр. – сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываням № 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19;

Обр. – сумма цифр «обратных», зачеркнутыми высказываниям № 2, 5, 6, 11, 12, 14, 16,17,18, 20.

Например: у высказывания № 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2, мы ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 – ставим в сумму 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 – ставим в сумму 1 балл и т. д. В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.

Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии. Если УД более 50 баллов и менее 59, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. При показателе УД от 60 до 69 баллов диагностируется субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более чем 70 баллов.

автора Соломин Валерий Павлович

Методика «Шкала самооценки тревожности» Данный тест – надежный и информативный способ самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Применяется для

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Применяется для обследования испытуемых старше 16 лет. Цель: определение степени депрессивного состояния.Инструкция. Читайте каждую группу показаний и выбирайте подходящий вариант ответа, каждый из

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

Методика диагностики психических состояний С помощью этой методики можно определить уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности. Применяется для обследования подростков и взрослых. Инструкция. Предлагаем вам описание различных психических

Из книги Психологические технологии управления состоянием человека автора Кузнецова Алла Спартаковна

Приложение 2 Методика «Шкала состояний» (русскоязычная адаптация А.Б. Леоновой, 1984) Инструкция: «Прочтите каждую из представленных ниже пар полярных утверждений и на оценочной шкале отметьте, в какой степени ваши ощущения в данный момент времени ближе к тому или иному

автора Копытин Александр Иванович

4.1. Рисуночные тесты Сильвер как средство диагностики депрессивных состояний и агрессивности среди детей и подростков Американский арт-терапевт Р. Сильвер разработала несколько диагностических, коррекционных и развивающих методик, в том числе: Рисуночный тест Сильвер

Из книги Арт-терапия детей и подростков автора Копытин Александр Иванович

4.3. Методы арт-терапевтической коррекции депрессивных состояний и агрессивности у детей и подростков При наличии в рисунках детей и подростков признаков депрессивного состояния и агрессивности применению методов арт-терапевтической профилактики и коррекции должно

Из книги Развитие личности [Психология и психотерапия] автора Курпатов Андрей Владимирович

Критерии дифференциальной диагностики кризисов развития личности и пограничной психопатологии Практически все психотерапевтические направления можно условно разделить на две группы: представители первой уверены (нас интересует только практическая сторона вопроса)

Из книги Акцентуированные личности автора Леонгард Карл

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ К сожалению, у нас нет пока перечня обязательных вопросов, с помощью которых можно было бы определить акцентуированные черты личности. Это объясняется тем, что, задавая вопросы, мы всякий раз должны применять индивидуальный подход,

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Шкала совестливости» Приводимая ниже шкала взята из «Психодиагностического теста», разработанного В. М. Мельниковым и Л. Т. Ямпольским на основании зарубежных методик (MMPI и 16-факторный опросник Р. Кеттелла)."Шкала совестливости" предназначена для измерения

Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Шкала: робость, стеснительность» Инструкция. Прочитайте утверждения вопросника и в случае согласия с ними поставьте рядом знак «+», при несогласии - знак «-».Текст опросника:1. Когда я нахожусь в компании, я мучаюсь выбором темы для разговора.2. В компании я

Из книги Техники психотерапии при ПТСР автора Дзеружинская Наталия Александровна

Шкала для клинической диагностики ПТСР (Clinical-Administered PTSD Scale – Caps) Пациент____________________Дата______________Интервьюер____________A. ТРАВМАТИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ____________________B. ПОСТОЯННО ПОВТОРЯЮЩЕЕСЯ ПЕРЕЖИВАНИЕ ТРАВМАТИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ(1) Повторяющиеся навязчивые воспоминания о событии,

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

3.5.3. Шкалы для диагностики депрессивных расстройств Для изучения психического состояния больных с депрессивными нарушениями разработаны многочисленные оценочные шкалы, позволяющие констатировать не только сам факт наличия депрессии, но и ее выраженность. При

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

Из книги Измени свой биологический возраст. Back to 25 автора Лавриненко Семен Валерьевич

Приложение 2. Опросник Бека. Диагностика депрессивных состояний Несмотря на простоту выполнения, опросник Бека показал высокую клиническую эффективность при предварительных обследованиях.Инструкция: Перед вами находится опросник, содержащий 13 групп (А-Н) из 4-х

автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

Подростковый возраст – один из самых трудных этапов в жизни каждого человека. Кардинальная перестройка организма, изменение гормонального фона и социальных ролей нередко тяжело переносится подростками. У ребенка в период пубертата резко изменяется характер, привычки и манеры, он часто становится неуправляемым и конфликтным. Все эти проявления вполне нормальны, но есть случаи, когда родителям стоит обратить пристальное внимание на здоровье своего отпрыска – под непривычным поведением школьника может скрываться психическое расстройство.

Как определить депрессию рассказывает Нетрусова Светлана Григорьевна – кандидат медицинских наук, доцент, врач психиатр высшей категории, психотерапевт. Другие видео на эту тему Вы можете посмотреть на нашем ютуб канале.

Подростковая депрессия

Нередко родители и близкие принимают плохую учебу, необычную вспыльчивость и капризы за обычные проблемы, связанные с гормональной перестройкой, которые в той или иной форме проявляются у каждого подростка. Но по данным, которые приводят различные источники, от 5% до 11% детей старшего школьного возраста страдают депрессией – серьезным психическим заболеванием, которое требует своевременной коррекции.

В группе риска по развитию подростковой депрессии находятся дети в т.н. стрессовом состоянии, те, кто испытывает недостаток внимания со стороны родителей, переживающие смерть близких и неуспевающие ученики. Отдельно необходимо отметить повышенный риск возникновения подростковой депрессии у школьников, которые чем-то отличаются от большинства сверстников – например, представители национальных меньшинств или слишком полные дети. Депрессии чаще встречаются у девочек-подростков, чем у мальчиков, поскольку девочки в этом возрасте более эмоциональны и зависимы от позитивного отношения к себе со стороны окружающих.

Биологические механизмы возникновения депрессивных состояний у подростков и взрослых аналогичны. Но из-за нестабильного гормонального фона и особенностей незрелой психики, протекание заболевания может кардинально отличаться, что существенно усложняет диагностику.

Симптомы депрессии подростков

Для диагностики депрессивного расстройства психиатр проводит проверку на наличие характерных симптомов . Главные признаки депрессии, которая развивается именно в подростковом возрасте, такие:

  • Длительные периоды угнетенного настроения, усталости и подавленности. Как правило, подростки, страдающие от депрессии, чувствуют себя одинокими, покинутыми и убеждены в том, что их никто не хочет и не может понять.
  • Замкнутость, стремление отгородиться от социальных контактов, нежелание общаться со сверстниками и близкими. Такие подростки нередко отказываются от прежних дружеских связей, стараются как можно больше времени проводить в одиночестве, не идут на контакт.
  • Утрата интереса к занятиям, которыми подросток раньше увлекался. Школьник, который страдает от депрессии, перестает заниматься хобби, не посещает вечеринок и отказывается от развлечений.
  • Чрезмерная критичность по отношению к собственной внешности. Подростки видят себя неприглядными, уродливыми, не соответствующими принятым канонам красоты. Впоследствии такое негативное отношение к самому себе приводит к проявлениям неряшливости, неаккуратности, пренебрежению правилами гигиены.
  • Разочарование в результатах своей деятельности, завышенная критичность, постоянная неудовлетворенность результатами влияют на то, что подросток отказывается что-либо делать.
  • Появление чувства вины. Разбалансированность ферментного и гормонального обмена, что обуславливает депрессию, проявляется у подростка в том, что он воспринимает мнение окружающих о себе, как осуждение.
  • При наличии депрессии у школьника резко ухудшается успеваемость. Это связано с тем, что ребенок теряет способность концентрироваться, падает внимание. Болезнь лишает школьника мотивации на учебу и интереса к получению хороших отметок, вплоть до категорического отказа ходить на уроки.
  • Повышенная привязанность к кому-то из родителей. Зачастую даже старшие школьники начинают стремиться постоянно быть рядом с отцом или матерью или держаться за них. Это – один из серьезных признаков наличия подростковой депрессии – дети боятся остаться без родительской заботы из-за того, что взрослые бросят их или умрут.
  • Изменение пищевых привычек. При депрессивных расстройствах эти изменения могут проявляться по-разному даже у одного и того же ребенка: от полного отказа от пищи до эпизодов обжорства.
  • Возникают проблемы с циклом «сон-бодрствование». Подросток в состоянии депрессии может страдать от бессонницы, ранних мучительных пробуждений, неспокойного и неглубокого сна. Организм подростка недостаточно отдыхает, и вследствие этого общее состояние ухудшается.
  • Наблюдается избыточная раздражительность, которая переходит в агрессивность по незначительным поводам, необоснованные страхи, повышенная тревожность,
  • Ощущение болезненности в мышцах спины или в животе, головные боли, чувство тяжести и потеря равновесия, которые не обусловлены никакими органическими заболеваниями и не проходят при приеме соответствующих лекарств. Девушки могут испытывать дискомфорт и боли во время месячных, страдать от нарушений цикла.
  • Наблюдается увлечение меланхоличной музыкой, написание тоскливых стихотворений, Такие дети чувствуют собственную обреченность, выбирают гардероб мрачных тонов, отказываются от всего, что ранее обычно доставляло им удовольствие.
  • Юношеское бунтарство, делинквентное (хулиганское) поведение может быть одним из выраженных признаков подростковой депрессии, поскольку в этом возрасте болезнь проявляется повышенной агрессивностью. Это является отличительной чертой депрессии у подростков от депрессии у взрослых. Бунтарское поведение часто заключается в разрыве социальных или семейных связей, участием в сомнительных компаниях, примыканием к радикальным молодежным течениям, хулиганством или беспорядочными сексуальными связями.
  • Попытки самостоятельно улучшить состояние за счет употребления алкоголя, табака или наркотиков.
  • Появление идей (или попытки) ухода из семьи. Подростки в состоянии депрессии таким образом пытаются отторгнуть семью раньше, чем семья откажется от них.

Близким, плохо знакомым с симптоматикой подростковой депрессии, как правило, трудно распознать возникшее заболевание, поскольку дети умалчивают о своих переживаниях, не делятся и отказываются обсуждать свои чувства и отвергают любую помощь. А большинство проявлений болезни воспринимается родителями, как неизбежные изменения, связанные с пубертатным периодом и социализацией ребенка.


Депрессия у подростка и опасность суицида

Негативное мышление в депрессивном состоянии у подростков приводит в радикальных случаях к обесцениванию жизни и попыткам суицида . Это явление чрезвычайно опасно и может быть одним из факторов смертности в юном возрасте. Следует обратить пристальное внимание на психическое здоровье подростка, если он часто и подолгу говорит о смерти, самоубийствах и бесполезности существования. Родителям не следует избегать обсуждения этих вопросов с ребенком, поскольку подросток в депрессивном состоянии не в силах справиться с отрицательными эмоциями самостоятельно и нуждается в посторонней помощи.

Диагностика депрессии подростка и ее лечение

Квалифицированный психиатр, знакомый с особенностями протекания депрессии в юном возрасте, диагностирует заболевание на основе жалоб самого подростка или его родителей и учителей, анализируя также гормональное состояние организма. По результатам комплексного обследования подростку с диагностированной депрессией могут быть тоже назначены антидепрессанты, которые помогут значительно улучшить состояние, повысить настроение, убрать повышенную тревогу, урегулировать проблемы со сном и аппетитом, снять соматические проявления болезни.

Для полного выздоровления зачастую необходима помощь психолога или психотерапевта, но вылечить выраженную депрессию без применения лекарственных средств практически невозможно.

При малейших подозрениях на подростковую депрессию родителям ребенка необходимо немедленно обратиться к психологу или психотерапевту, который направит при необходимости к квалифицированному врачу психиатру. Депрессия может также являться одним из первых проявлений тяжелых психических расстройств, таких как биполярное расстройство, шизофрения и др.

Диагностика подростковой депрессии на ее ранней стадии, адекватное медикаментозное лечение и квалифицированная помощь психолога, психотерапевта и психиатра гарантируют полное излечение от заболевания при практически полном отсутствии побочных эффектов. Не оставляйте своего ребенка наедине с его проблемами – помогите ему вернуть яркие краски в жизненную палитру!

2.1 Диагностика депрессивных состояний у подростков

Исследование наличия депрессивных состояний у подростков проводилось в МОУ СОШ №7 города Тюмени. Испытуемыми были учащиеся 8-9 классов, в количестве 62 человек, в возрасте 13-15 лет.

Этапы исследования:

1. Изучение депрессивных состояний у подростков с применением опросников CDI и СПА.

2. Проведение индивидуальной стандартизированной беседы среди подростков с высокими показателями депрессии и дезадаптации.

3. Применение теста Люшера, с целью уточнения психологического диагноза.

Опросник CDI ("Описание детской депрессии") в изучении депрессивных состояний у подростков.

Данная методика была выбрана, поскольку позволяет выявить состояние депрессии у подростков.

Цель: выявить депрессию у подростков и детей в возрасте от 13 до 15 лет.

Данный опросник специально разработан М. Ковач для диагностики депрессии у детей и подростков. Охватывает основные характеристики депрессии и учитывает психологические особенности данной возрастной группы. Опросник CDI предназначен для самостоятельного заполнения подростками и детьми, его использование не требует медицинской квалификации, т.к выявляет функциональное состояние депрессии у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования.

Данный опросник состоит из 27 триад высказываний. Испытуемому предлагается выбрать одно высказывание в каждой группе, в зависимости от того, как он себя чувствует себя в последнее время. Бланк опросника представлен в Приложении 1.

При обработке данных по каждому пункту в зависимости от пометки, сделанной испытуемым, выставляется балл от 0 до 2.

1,3,4,6,9,12,14,17, 19, 20,22,23,26,27

2,5,7,8,10,11,13,15,16,18,21,24,25

Интерпретация:

0-10 - состояние без депрессии;

11-16 - легкое снижение настроения;

17-19 - субдепрессия, или маскированная депрессия;

20 - критическое число, рассматривается в качестве показателя для углубленного изучения ребенка или подростка на предмет идентификации депрессивного заболевания.

В таблице №1 представлены результаты по методике CDI М. Ковач. Данные свидетельствуют о том, что депрессивное состояние присутствует у трех испытуемых, что соответствует пяти процентам от общей группы испытуемых. Это подтверждает данные ученых о том, что в подростковом возрасте встречаемость депрессивных состояний составляет пять-семь процентов.

На диаграмме № 1 в процентном соотношении представлены результаты данного диагностического исследования. Это свидетельствует о том, что почти половине подростков не свойственно состояние депрессии, она выражена лишь у 5% испытуемых, но при этом 15% маскируют свое истинное состояние или не желают признавать у себя его наличие. Легкое снижение настроения у трети подростков свидетельствует о начинающемся неблагополучии.

Таким образом, неблагополучие эмоциональной сферы, маскированная депрессия и наличие депрессии у некоторых подростков, что в совокупности составляет более 50% испытуемых, требует со стороны психолога пристального внимания.

Таблица 1. Данные по опроснику CDI

Для наглядности представим данные опросника на рисунке 1.

Рис.1 Данные опросника CDI

Диагностика и развитие творческих способностей подростков

Основными методами исследования творческих способностей являлись: метод психометрического тестирования, метод корреляционного анализа. Метод психометрического тестирования - стандартизированные методики психодиагностики...

Коррекция депрессивных состояний у подростков

Подростковый период - такой период в жизни человека, во время которого происходит превращение ребенка во взрослого человека. На протяжении относительно короткого периода времени происходят радикальные физические и психические изменения...

Коррекция депрессивных состояний у подростков

Трудности диагностики депрессивных явлений привели к осознанию специалистами необходимости учета психологических аспектов возникновения и развития данных явлений у подростков...

Коррекция депрессивных состояний у подростков

Когнитивная модель депрессии основывается на том положении, что ведущие симптомы депрессии, такие как печаль, слабость или полная утрата мотивации, суицидальные желания, находятся в зависимости от нарушения познавательных процессов...

Коррекция депрессивных состояний у подростков

Задача семейной психокоррекции - ознакомить членов семьи подростка с его проблемой и показать им, как они могут помочь. Семья служит мощным источником сил для подростка с депрессивным расстройством. Разногласия членов семьи...

Коррекция депрессивных состояний у подростков

Особенности взаимосвязей агрессивности и психического состояния подростков

О переходном периоде обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений и т.п...

Особенности психических состояний студентов в период сессии

Исследование проходило на базе ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишима. В эксперименте участвовали 20 студентов 3 курса, 901 группы, педагогического факультета специальности «Педагогика и психология», из них 1 юноша и 19 девушек...

Особенности психических состояний студентов в процессе обучения в вузе

Цель исследования: выявить особенности психических состояний студентов в процессе обучения в вузе Объект исследования: психические состояния студентов Предмет исследования: особенности психического состояния Гипотеза исследования:...

Подходы к изучению и классификации депрессивных расстройств

Этапу диагностики депрессивных состояний предшествует период распознавания заболевания, что связано с большим количеством затруднений...

Профилактика суицидального поведения у подростков в групповых формах внеурочного взаимодействия

Речь при депрессии

депрессивный эмоциональный психология речь Депрессия - это синдром, характеризующийся пониженным настроением (гипотимией), торможением интеллектуальной и моторной деятельности, снижением витальных побуждений...

Работа по стимулированию самовоспитания учащихся начинается с диагностирования готовности к самовоспитанию. Это позволяет выяснить, знаком ли подросток со способами самопознания и саморегулирования. Хочет ли он больше знать о себе...

Средства и пути оптимизации самовоспитания подростков и юношей

Работая над курсовой, я подумала, что без рассмотрения вопроса об акцентуации характера подростков и педагогической помощи им в самовоспитании, моя тема не будет раскрыта достаточно полно...

Диагностика депрессивности по методике Бека позволяет при помощи проведения опроса выяснить, что преобладает у подростка депрессивность, как акцентуация характера или депрессия, как патологический психический процесс.

Опросник содержит 13 вариантов вопросов , по четыре вопроса в каждом (только восьмой вопрос содержит три варианта ответа). Подростку предлагается ответить, выбрав наиболее подходящий вариант на все 13 вопросов. Варианты ответов адаптированы для подросткового возраста. Психология подростка от 11 до 18 лет. Методики и тесты. Под обш. ред. А.А. Реана. - М.: АСТ, 2007. - 128 с.

После, при обработке опросников за каждый ответ ставятся баллы : за каждый ответ А насчитывается 0 баллов, ответ Б -- 1 балл, В -- 2 балла, Г -- 3 балла. После подсчитывается суммарный балл. Если он не превышает 10, то у ребенка нет склонности к депрессиям , если от 10 до 19, то возможно имеет место депрессивность . Если же он от 19 до 24 баллов, то подросток возможно страдает от начинающейся депрессии . Если же он превышает 24 балла, то ребенка необходимо андтидепрессивная терапия , так как он страдает от средне или сильновыраженной депрессии.

Перед началом диагностики депрессивности подростков по методу Бека всем подростка раздают бланки-опросники и объясняют, как их нужно заполнять. Когда группа исследуемых детей готова, они приступают по команде к заполнению опросника (приложение 1). На заполнение отводится 40 минут. Если кто-то из тестируемых заканчивает заполнение ранние, ему позволяют тихо удалиться из аудитории.

Пример подсчета баллов приведен в заполненном опроснике Андрея Авдеева (приложение 2).

Шкала депрессии Бэка (BDI) позволяет выявить не только депрессивность и степень депрессии у подростков, но также исследовать когнитивно-аффективные и соматические проявления депрессии . Познавательно-аффективную, то есть интеллектуально-эмоциональную сферу детей характеризуют утверждения под номерами 1-5, 7, 9, 11, 13. Соматические проявления можно определить по утверждениям 6, 8, 10 и 12.

После прохождения диагностики депрессивности по методике Бека, подростки проходят дифференциальную диагностику депрессивных состояний по методике В.А. Жмурова . Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика, Методики и тесты. - М.: Бахрах-М, 2004. - 672 с. Методика адаптированная для подростков, представляет собой, подобно предыдущей, тест-опросник, состоящий из 39 утверждений (приложение 3) с четырьмя вариантами ответов. Эти утверждения определяют наличие и степень депрессивного состояние (главным образом тоскливой или меланхолической депрессии). Также дает возможность установить тяжесть депрессивного состояния на момент тестирования и отличить депрессивность от депрессии. Каждое утверждение оценивается по 3-балльной шкале. При этом ответы, обозначенные буквой а - получают 0 баллов, буквой b - 1 балл, с - 2 балла, d - 3 балла. Чем больше, количество баллов, тем соответственно сильнее выражено депрессивное состояние:

1-9 - депрессии нет;

10-24 - имеет место депрессивная акцентуация характера;

25-44 - начальная степень депрессии;

45-67 - средняя степень депрессии;

68-87 - значительная депрессия;

88 и более - депрессия, требующая экстренной терапии.

Пример подсчета баллов приведен в анкете того же Андрея Авдеева (приложение 4)

Обе методики во многом сходны, поэтому первая применяется как формирующий эксперимент, а вторая как контролирующий. После проведения обоих опросов и подсчета баллов по каждой анкете составляются сводные ведомость по всей группе исследуемых подростков с двигательными тиками (приложения 5). Схожая сводная ведомость предусмотрена и для детей здоровых (приложение 6).

Методика Жмурова позволяет также рассматривать отдельно познавательные и соматические проявления депрессии , так как нахождения одного только общего бала бывает недостаточно для классификации депрессивного состояния и понимания его природы. Подольский А., Идобаева О., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности. Теория и практика. - СПб.: Питер, 2004. - 208 с.

У многих подростков в период с 12 по 19 лет происходит важный период жизни сопровождающийся рядом физических, эмоциональных, психологических и социальных изменений.

Сильное давление и постоянная несправедливость суровой реальности всегда приводят к глубоким разочарованиям, т.к. тинейджеры по-особенному чувствительно реагируют на жизненные изменения и стрессы, которые зачастую перерастают в такой диагноз, как подростковая депрессия.

По статистике Всемирной ассоциации здравоохранения, депрессиям подвергнуты 20% от всего количества подростков, причем девочки страдают от депрессии чаще, чем мальчики.

Согласно официальным данным, первопричиной многих случаев инвалидности и смертности среди подростков является именно депрессия.

Итак, из общего количества подростков, которые страдают депрессией, 10-15% регулярно имеют отдельные симптомы депрессии, 6% мучаются от клинически выраженной депрессии и целых 30% из них испытывают затяжные депрессивные расстройства продолжительностью более года.

Подростковая депрессия симптомы

Подростки зачастую испытывают при обострениях депрессии:

  • головную боль;
  • колики в животе;
  • вялость;
  • сонливость;
  • частую плаксивость.

В этот период дети могут особенно часто болеть простудными заболеваниями.

Признаки депрессии у подростков​​​​​​

  1. Раздражение и мгновенная вспыльчивость.
  2. Постоянное беспокойство.
  3. Чувство вины не по делу и самобичевание.
  4. Разбитость и полное игнорирование.
  5. Низкая самооценка.
  6. В зависимости от индивидуальных особенностей организма — резкая потеря веса.
  7. Неопрятный внешний вид.
  8. Бессмысленность существования.
  9. Потеря интереса и мотивации.
  10. Желание остаться наедине с самим собой.
  11. Рассеянность.
  12. Мысли о самоубийстве.
  13. Сложности с коммуникациями.
  14. Печаль и грусть.
  15. Энергетическая опустошенность.

Разница между подростковой и взрослой депрессией

Тинейджеры испытывают депрессию более эмоционально и с сильно выраженными внешними проявлениями, в отличие от взрослых.

В силу того, что в юношеском возрасте люди чаще всего пытаются не показывать слабости, то в конечном счете скапливают боль внутри себя и не обращаются за помощью к профессионалам (или хотя бы к близким людям).

Подростки сильнее, чем взрослые подвержены критике и при первых же словах в свой адрес, сразу же чувствуют угнетенность и потерю настроения.

Дети зачастую страдают от отсутствия друзей, расизма, нежелания ходить в школу или от продолжительного отсутствия родителей рядом.

Подростки постарше страдают от недопонимания окружающих, обостренного социального неравенства, зачастую из-за отношений с противоположным полом, а также депрессия возникает в связи с экзаменами и выбором дальнейшей профессии и т.д.

Негативное влияние депрессии

Депрессия разрушительно влияет на психику тинейджера, они подавлены и сущность их личности ломается.

Депрессии подвластны абсолютно все подростки, в том числе представители из благополучных, полных и обеспеченных семей.

В попытке уйти от сложной реальности, некоторые подростки погружаются с головой в лучшем случае — в виртуальный мир, в худшем случае — пытаются уйти от проблем с помощью алкоголя, курения и наркотиков. Естественно, при этом проблемы только усугубляются.

У детей часто развиваются дистимии, продолжительность которых в среднем составляет 4 года. В данном случае дети трактуют такое подавленное состояние как норму и даже не могут жаловаться на колебания своего настроения.
Часто постоянные издевательства сверстников за лишний вес влекут за собой помимо глубокой депрессии еще и анорексию и булимию. Постоянные стрессы ведут к злокачественным опухолям, сахарному диабету или астме.

Из-за нескончаемых негативных мыслей, недостатка энергии, отсутствия концентрации внимания и плохого настроения, падает работоспособность и пропадает интерес к учебе. Все это напрямую оказывает влияние на успеваемость в школе, иногда к прогулам и срыванию уроков.

Подросток и самоубийство

Россия занимает 4 место в мировом рейтинге по количеству самоубийств среди подростков.

Суицид, как правило, является тщательно продуманным планом, который созревает долгое время в уме подростка и воплощается при «точке кипения», когда все наболевшее доходит до пика и наступает полнейшая безысходность.

Подростки думают, что в смерти есть смысл, т.к. только в этом случае они могут достучаться до мира со своими протестными убеждениями, либо доказать кому-то как же много они потеряют при исчезновении этого человека. Поэтому если говорить с точки зрения случаев самоубийств, то причины подростковой депрессии заключаются в том, что окружающие довели своими издевательствами подростка до состояния никчемности и он решил таким способом прекратить мучения.

Подростки нередко дают понять о скором уходе из жизни неоднозначными намеками, двусмысленными прощаниями и опрометчивыми поступками. Третья часть тинейджеров, которые уже пытались покончить жизнь самоубийством однажды, не останавливаются и доводят свои попытки до конца.

Очень важно вовремя обратиться к специалисту за помощью, не упустив момент, пока проблема еще не сильно запущена.

Методы диагностики

Распространенность подростковых депрессий возросла за последнее десятилетие и диагностируется во все более раннем возрасте. Правильно поставленный диагноз и подходящий метод лечения имеют решающую роль при диагностике депрессии.

В развитых странах уже давно принято посещать психолога для решения такого рода проблем, тем более на начальном этапе любая проблема легко устраняется.

Рассмотрим несколько методов диагностики депрессии у подростков:

  1. Тестирование.
    Существует около 20 различных методик по тестированию пациентов, по результатам которых назначается лечение. Необходимо ответить на ряд вопросов о своих беспокойствах.
  2. Осмотр.
    Если врач предполагает, что первопричиной может выступать иное заболевание, то он дополнительно проводит физикальное обследование, чтобы подтвердить или исключить физическое происхождение депрессии.
  3. Лабораторные тесты.
    Врач выписывает направление на прохождение анализа крови, цитохром Р450, либо анализ крови на гормоны щитовидной железы.
  4. Психологическая оценка.
    В результате личной беседы обсуждаются мысли, чувства и переживания подростка. Определяется степень, характер развивающейся депрессии, а также риск суицида.
    Полное заключение психолог составляет на основе критериев «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM)», запатентованной методике, подтвердившей свою эффективность на практике.

Подростковая депрессия: как бороться и методы лечения

  1. Лекарственные препараты.
    Согласно решению FDA, было одобрено два препарата в целях борьбы с депрессией в подростковом возрасте: Флуоксетин и Эсциталопрам.
    Психиатр может выписать и иные препараты, в случае, если так сложится клиническая ситуация.
  2. Когнитивно-поведенческая терапия.
    Основана на работе с комплексами, самооценкой и робостью. Цель такой методики — это полная социальная адаптация подростка.
  3. Индивидуальная психотерапия.
    Нацелена на выработку у тинейджера способности давать отпор, высказывать свое мнение
  4. Семейная психотерапия.
    Если причина осложнений кроется в семейных конфликтах, недопонимании и рукоприкладствах, то необходима работа не только с ребенком, но и с родителями. Семейная психотерапия поможет сбалансировать отношения между членами семьи и прийти к компромиссам.
  5. Госпитализация.
    В некоторых случаях, когда есть риск того, что подросток может как-нибудь навредить себе, либо своим близким, то на помощь приходит психиатрическое лечение в специализированном учреждении.

Антидепрессанты и подростковый мозг

Мнения специалистов о положительном и негативном влияниях на мозг подростков очень разнятся, однако обе стороны признают эффективность этих препаратов.

Доказано, что существует прямая зависимость приема некоторых препаратов, которые меняют нейронные сети мозга при повышении уровня активности серотонина. Антидепрессанты при проведенных опытах, активируют нейрогенез (процесс образования новых нейронных клеток).

Зачастую подросткам выписывают антидепрессанты, которые относятся к группе СИОЗС (селективные ингибиторы обратного захвата серотонина), которые заставляют быстрее работать левое полушарие мозга, а правое — медленнее.

Поддержка подростка в качестве лечения депрессии

Подросток очень нуждается в поддержке, поднятии самооценки и искреннем интересе близких людей.

Круг общения должен быть по максимуму комфортным для тинейджера и тогда у него появится доверие к социуму.

Т.е. если он нуждается в смене школы, то так и нужно поступить, ведь формирование здоровой личности намного важнее на данном этапе. Необходимо в общении с подростком соблюдать деликатность, принимать всерьез реально существующие проблемы и при любых осложнениях обращаться к специалисту. Подростковая депрессия — явление устранимое при правильном подходе к лечению и надлежащей моральной поддержке. Эмоциональные сдвиги бывают у всех и каждого человека. Подростковая психика только формируется и ей свойственны перепады в зависимости от тех или иных внешних и внутренних факторов. Т.к. фундамент определенных поведенческих характеристик закладывается именно в переходном возрасте, важно вовремя отреагировать на негативные изменения в поведении подростка, чтобы в конечном счете его жизнь стала полноценной и свободной от проявлений депрессии.

Видео на тему



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделка звезда – варианты и инструкции по изготовлению объемных и новогодних звезд (75 фото) Поделка звезда – варианты и инструкции по изготовлению объемных и новогодних звезд (75 фото) Квиллинг картины цветов, букетов: мастер-класс с фото и видео Квиллинг картины цветов, букетов: мастер-класс с фото и видео