Что такое отношения в психологии определение. Какие бывают отношения между людьми? Психология отношений между детьми и подростками

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Прежде, чем рассматривать понятие взаимоотношений в психологии нам хотелось бы рассмотреть такие понятия как личность и индивид в психологии.

Личность - одна из базовых категорий психологической науки. Для того чтобы понять, что такое личность, и выделить основные свойства, позволяющие описать психический склад личности, нужно рассмотреть это понятие так: «индивид - субъект деятельности - личность - индивидуальность» в предложенной Б.Г.Ананьевым классической тетради понятий, описывающих человека в целом.

В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Отношения связывают человека не столько с внешними сторонами вещей, сколько с самим предметом в целом, хотя в отношении к предмету или лицу могут выявляться разные стороны в связи с разными сторонами, например отрицательными и положительными свойствами объекта. Так как свойства объекта существуют для всех, а действия и переживания, вызываемые объектом у разных людей, избирательны и различны, то очевидно, что источник особенностей переживания и действия лежит в индивиде, в человеке как субъекте отношений, в связи с особенностью его индивидуального опыта.

Изучая человека с позиции его отношений, мы устанавливаем его содержательные связи с окружающей объективной действительностью. Нельзя относиться вообще. Отношения обязывают к рассмотрению их объектов. Соответственно только что сказанному, одной из важных проблем психологии вообще, и психологии отношений в частности, является дальнейшая разработка системы понятий и вопросов структуры в области психических образований, в частности в области отношений.

Являясь продуктом природного и общественно-исторического развития человека, его отношения к действительности требуют не только психологической характеристики, но физиологического и общественно-исторического объяснения. Природная основа этих отношений объясняется сравнительной биологией, физиологией и особенно учением И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Основой общественно-исторического понимания отношений человека являются исторический материализм и освещаемые им факты и положения общей истории развития человечества, истории культуры и научной антропологии.

Ряд отношений выступает у человека как относительно самостоятельные образования. Сюда, прежде всего, следует отнести интересы, оценки и убеждения.

Рассматривая человека в совокупности его отношений и взаимосвязей с окружающим миром, мы рассматриваем его как личность. В.Н.Мясищев по этому поводу говорил, что психология безличных процессов должна быть заменена психологией деятельности личности.

Чтобы понять человека в многообразии его отношений к окружающему миру и самому себе, чтобы найти истоки и понять направленность его активности, необходимо определить место, позицию, которую этот человек в мире занимает. Подход к человеку как личности связан, прежде всего, с взглядом на человека как единицу общества (общественный индивид), определяемую ее местом в социальной структуре. Фундаментальным признаком, отличающим человека от животного как биологической особи, единицы вида, является социальность, принадлежность к социуму, обществу.

Таким образом, исходным моментом в рассмотрении личности является ее социальный статус, включение в систему социальных отношений.

Взаимоотношение играет существенную роль в характере процесса взаимодействия и в свою очередь представляет результат взаимодействия. Те переживания, которые возникают в процессе взаимодействия, укрепляют, разрушают или реорганизуют отношения. Критический перелом в отношениях представляет «взрыв», который столь ярко описал и сделал существенным звеном в перевоспитании личности А. С. Макаренко.

В условиях свободного взаимодействия могут проявляться истинные отношения, но в условиях, тормозящих или подавляющих, в условиях несвободы и зависимости одного человека от другого отношения во взаимодействии не проявляются, а скрываются и маскируются.

Предметом отношений могут являться самые различные виды деятельности человека. От отвращения до страстного увлечения деятельностью существует множество переходов, причем наряду с непосредственным отношением может быть и опосредствованное. Непосредственное отношение определяется отношением к процессу, к цели и обстановке деятельности; оно также определяется тем психофизиологическим состоянием, которое характеризуется как состояние активное или пассивное. Из всего этого складывается непосредственное активно-положительное отношение потребности в деятельности.

Проблема мотивации, как известно, привлекала и привлекает к себе внимание своей связью не только с проблемой воли, но и с изучением всей деятельности человека. Основными мотивами, характерными для этого отношения, являются мотивы долга или вообще нравственные -- мотивы чести, отношения к лицу, ради которого осуществляется та или иная деятельность, мотивы общественной пользы, объективной необходимости или личной пользы. Сложное сочетание моментов, формирующих отношение, может быть определено как структура отношения.

Иногда рассматривают отношения как стереотип. Однако, как известно, динамический стереотип, или иначе установка, полностью определяется прошлым опытом. Сознательное отношение, вырастая из прошлого, ориентируется на перспективы будущего. Поэтому ни со стереотипом, ни с установкой его отождествлять нельзя.

Некоторые психологи понимают отношения односторонне, как только социально-этические, между тем, эти последние представляют собой, хотя важную, но, разумеется, все же не единственную часть отношений. Исследование соотношений психики и соматики показывает, что нарушение отношений человека может повлечь за собой серьезные нарушения всей жизнедеятельности организма. Конечно, при этом учитываются особенности типа высшей нервной деятельности человека, понимая его не только в физиологическом, но и в психологическом смысле, его темперамент и характер (см. также Р. Л. Зачепицкий и Е. К. Я ковлева, Е. Е. Плотникова).

Итак, общество порождает личность. Личность и общество не противостоят друг другу, как две взаимодействующие силы. Личность - это член общества и его продукт.

Отношение "индивид-общество" есть отношение порождения, формирования личности обществом. И вместе с тем порождение, формирование и развитие личностей (исторически определенных типов личности) является необходимой "составляющей" самого процесса развития общества.

Общественные отношения существуют (развиваются и закрепляются) в форме определенной организации процессов производства, обмена и потребления, определенных социальных институтов, законов, норм и правил.

Для конкретной личности организация процессов производства, обмена, потребления, социальные институты, нормы существуют в действиях других людей по отношению к ней и в ее собственных действиях по отношению к другим людям.

Общественные отношения проявляются на индивидуальном уровне социального бытия человека не как некоторые абстракции или силы, стоящие над людьми, а как действия носителей этих отношений - живых конкретных людей. Для индивида другие люди выступают как олицетворение общественных отношений. Так индивид А не может относится к индивиду В как носителю определенных общественных отношений без того, чтобы для А некоторая (любая) социальная функция не приняла телесного вида В, его действий, поступков, поведения в целом.

С другой стороны, в действиях и поступках индивида раскрывается его положение, его роль и место в системе общественных отношений.

Проблема отношений была впервые поставлена в отечественной психологии А. Ф. Лазурским в связи с изучением характера, а позднее В. Н. Мясищев разработал психологическую концепцию, дающую теоретическую трактовку основных форм и видов этих отношений. Отметим, что направление Лазурского-Мясищева в психологическом последовании личности, начало формироваться несколько раньше (1917) аналогичного в некоторых аспектах направления западной психологии, поставившего проблему аттитюдов (aiiitude) -понятия, близкого к понятию "отношение" (R. Likert, R. L. Shank, La Piere).

Сложнейшие и наиболее динамические отношения человека к окружающему миру выражаются в его психической деятельности.

Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

Подходя к анализу психической деятельности и встречаясь с разными свойствами психики человека, мы сталкиваемся, прежде всего, с вопросом об их относительной роли, их связях друг с другом, а также о том единстве, которое, скрываясь за многообразием, предостерегает нас от взглядов на личность, как мозаику отдельных свойств. Разрабатывая этот вопрос, мы давно выдвигаем понятие психических отношений, решающее значение которых доказывается повседневной практикой во всех областях, но недостаточно отражено в психологической литературе.

Отношения связывают человека со всеми сторонами действительности, но при всем их многообразии можно установить три ее основные категории: 1) явления природы или мир вещей, 2) люди и общественные явления, 3) сам субъект-личность. Нельзя не подчеркнуть, что восприятие природы опосредовано общественным опытом, а отношение человека к себе самому связано с его отношениями к другим людям и их отношением к нему. Поэтому для типологии характеров первостепенное значение имеют особенности взаимоотношения с людьми, односторонне понимаемого как антагонизм личного и общественного такими авторами, как Адлер, Кюнкель и другие.

Темперамент, или, по И. П. Павлову, общий тип высшей нервной деятельности, отражается на всех сторонах личности, ее поведения и деятельности. Темперамент -- это не только динамика реакций, но и динамика отношений. Равнодушие и страстность, устойчивость и неустойчивость проявляются и в реакциях, и в отношениях. Мысль о том, что отношения превращаются в черты характера (см.: В. Н. Мясищев, 1930; Б. Г. Ананьев, 1947), обозначает, что отношения, приобретая устойчивость, выраженность, большую значимость, становятся характерными для личности. В этом смысле они становятся и чертами характера, оставаясь отношениями.

Проблема характера, как известно, тесно связана с проблемой темперамента, а темперамент проявляется больше всего в динамике реакций, т.е. в возбудимости, темпе, силе реакций, в общем психологическом тонусе, который сказывается настроением.

Однако и здесь проявления силы, возбудимости, темпа реакций сказываются не одинаково в различных направлениях и определяются отношением к предмету или обстоятельству, явившемуся поводом к реакции.

Учитывая, что динамическая характеристика различна на полюсах активного и индифферентного отношений, мы должны, конечно, не забывать и того, что реакции человека уже рано утрачивают непосредственно аффективно-динамический характер и интеллектуально опосредованы.

Динамические индивидуально-психологические свойства темперамента являются на уровне развитого характера «снятой» формой, движущие силы которой определяются сознательным отношением.

Таким образом, правильное понимание структуры характера, его уровня, динамики и функциональных особенностей возможно лишь с позиций психологии отношений.

Человек неразрывно связан с обществом, с другими людьми. Эти связи, выступая в качестве условий и обстановки его жизнедеятельности, формируют его духовный мир, поведение. Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения.

Межличностное общение является одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения человек приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила человеческих взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности. Внутрисемейные отношения, таким образом, - важнейший фактор превращения человека в активного участника общественной и культурной жизни, они становятся моделью в его дальнейших контактах с окружающими.

Шпаргалка по социальной психологии Челдышова Надежда Борисовна

37. Формы межличностных отношений

Позитивные межличностные отношения («на встречу людям»):

1) любовь – наиболее сложный тип межличностных отношений, выражающийся в высокой степени эмоционального положительного отношения к объекту, который выделяется среди других и помещается в центр жизненных интересов субъекта. Любовь может проявляться по отношению к другому человеку как объекту сексуальных потребностей (гомо– и гетеросексуальные партнеры) и несексуальных потребностей (любовь к родителям, к членам семьи, к детям), к домашние животным, к неодушевленным объектам и понятиям (город, Родина, искусство и т. д.);

2) близость – тип межличностных отношений двух людей, выражающийся во взаимно приспособительном поведении, направленном на достижение взаимного удовлетворения и чувства безопасности своего положения;

3) дружба – это устойчивые, индивидуально-избирательные межличностные отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью участников, стремления быть в обществе других людей, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Она строится на взаимопонимании, доверии, активной взаимопомощи, взаимного интереса, искренности и бескорыстии чувств;

4) приятельские отношения – малоустойчивые, неглубокие, но доброжелательные, отношения;

5) влечение – скоротечные межличностные отношения, в основе которых лежит инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания. Выделяют следующие виды влечений:

а) половое влечение, в основе которого лежит сексуальность;

б) платоническое влечение;

6) альтруизм – форма межличностных отношений проявляющаяся в виде социально-психологической гуманности, коллективистской идентификации в повседневном общении и деятельности людей;

Нейтральные межличностные отношения («от людей»)

1) аутизм – уход индивида от контактов с окружающей действительностью и погружение в мир собственных переживаний. Наблюдается при психических нарушениях (шизофрении) и в случае сильных психологических травм при нормальной психике;

2) безразличие – форма межличностного отношения, проявляющаяся в неоказании помощи пострадавшим и нуждающимся. Зависит от таких факторов, как:

а) «эффект очевидца» – помощь оказывается реже при наличии очевидцев;

б) неопределенность ситуации;

в) давление времени – помощь оказывается реже при нехватке времени;

г) личное незнакомство с пострадавшим;

д) личностные, прежде всего статусные, характеристики пострадавшего – люди с высоким статусом быстрее получают помощь;

е) эмоциональные состояния, такие как гнев, ярость, злость, страх, депрессия, глубокая печаль, «усталость от сочувствия» или «сенсорная перегрузка» – препятствуют сопереживанию и оказанию помощи;

ж) личностные черты;

3) конформизм – форма межличностных отношений, проявляющаяся в соглашательстве и примиренчестве;

4) эгоизм – форма межличностных отношений, проявляющаяся в стремлении удовлетворить свои потребности за счет других.

Негативные межличностные отношения («против людей»):

1) негативизм – это своеобразная форма межличностных отношений, проявляющаяся в немотивированном поведении, противоположном требованиям и ожиданиям;

2) неприязнь к другим – форма негативного отношения к людям, которая может проявляться в дискриминации, расизме, сексизме;

3) ненависть – стойкая форма межличностного отношения, проявляющаяся в активном негативном чувстве субъекта, направленном на явления, противоречащие его потребностям, убеждениям, ценностям;

4) агрессия – форма межличностного отношения, проявляющаяся в поведении, направленном на нанесение физического или психологического вреда, ущерба людям или на их уничтожение.

Из книги Социальная психология автора Мельникова Надежда Анатольевна

26. Методы оценки межличностных отношений в малой группе Выделяют три основных направления в исследовании малых групп:1) социометрическое;2) социологическое;3) школа «групповой динамики». Американский психолог Д. Морено, рассматриваясовокупность эмоциональных

Из книги Социальная психология автора Почебут Людмила Георгиевна

Глава 12 Реализация межличностных и социальных отношений в общении Самая большая роскошь – человеческое общение. Антуан де Сент-Экзюпери Вся совокупность отношений реализуется в общении, то есть в акте коммуникации, причем слово «коммуникация» в английском языке

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

22. Понятия общения и межличностных отношений Среди факторов, формирующих личность, в психологии выделяют труд, общение и познание. Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии,

Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна

36. Психология межличностных отношений Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.Межличностные отношения включают:1) восприятие и понимание людьми друг друга;2) межличностная

Из книги Психология этнического общения автора Резников Евгений Николаевич

4.2. Динамика межличностных отношений в различных этносах В США получила широкое распространение социальная «теория проникновения», базирующаяся на теории обмена, включающая четыре стадии развития межличностных отношений (ориентация, пробный аффективный обмен,

Из книги СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.ВЗГЛЯД НА ПСИХОТЕРАПИЮ автора Роджерс Карл Р.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ФОРМУЛИРОВКА ОБЩЕГО ЗАКОНА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Прошлым летом я размышлял над теоретической проблемой, которая давно меня мучила: возможно ли сформулировать в одной гипотезе все элементы отношений, которые способствуют или, наоборот, не

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Нестабильность межличностных отношений Для отношений характерно чередование крайностей – от идеализации до полного обесценивания. В подобных ситуациях такие люди чрезвычайно быстро разочаровываются в своих избранниках, которые, как им кажется, не оправдывают их

автора

Глава 4 ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Из книги Психологические основы педагогической практики: учебное пособие автора Корнева Людмила Валентиновна

Изучение межличностных отношений в классе Для дополнения психологических данных о классе как интегральной общности («единый социальный организм») надо выяснить структуру межличностных отношений по симпатиям в нем, воспользовавшись классическим социометрическим

Из книги Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день автора Козлов Николай Иванович

Часть 3. ТЫ ДА Я, ДА МЫ С ТОБОЙ (психология межличностных

автора Ялом Ирвин

Из книги Экзистенциальная психотерапия автора Ялом Ирвин

ОРИЕНТИРВ ПОНИМАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Свой страх изоляции индивид обычно пытается ослабить с помощью межличностных контактов: он нуждается в присутствии других, чтобы утвердить свое существование; стремится быть поглощенным другими, представляющими собой в его

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

§ 5. Психология общения и межличностных отношений Общение - социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности.«Человек - это узел связи», -

Из книги Почему я чувствую, что чувствуешь ты. Интуитивная коммуникация и секрет зеркальных нейронов автора Бауэр Иоахим

Значение межличностных отношений

Из книги Перевал в середине пути [Как преодолеть кризис среднего возраста и найти новый смысл жизни] автора Холлис Джеймс

On Relationship (Психология межличностных отношений) Bertine, Eleanor. Close Relationships: Family, Friendship, Marriage. Toronto: Inner City Books, 1992.Sanford, John. The Invisible Partners: How the Male and Female in Each of Us Affects Our Relationships. New York: Paulist Press, 1980.Sharp, Daryl. Getting to Know You: The Inside Out of Relationship. Toronto: Inner City Books,

Из книги Секс в семье и на работе автора Литвак Михаил Ефимович

3.3. Методы коррекции межличностных и сексуальных отношений Формирование их шло постепенно. Вначале я работал только с больными неврозами традиционными способами: лекарства, гипноз, аутогенная тренировка и пр. Больным становилось легче, но через 2–3 месяца они

Отношение Набор ценностей и убеждений, связанных с определенным предметом. Наши отношения - это выборы, которые мы сделали.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Отношение

(в психологии) - в самом общем виде - фиксированное по какому-либо признаку взаиморасположение субъектов , объектов и их свойств. О. может иметь место как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон как сущностное О. между явлениями), так и в ситуации выделенного, неизменного объекта в его О. к другим объектам, явлениям, свойствам (например, О. субъекта к политической системе). Термин «О.» использовался как базовая категория в «теории отношений» В. Н. Мясищева (см. ).


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Отношение

Субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В психологии - в самом общем виде - взаиморасположение объектов и их свойств. Отношение может наличествовать как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон как сущностное отношение между явлениями), так и в случае выделенного неизменного объекта в его связях с другими объектами, явлениями и свойствами (например, отношение субъекта к политической системе).

Формирование сознательного отношения к объекту познания и действия связано с развитием всех компонент системы стимуляции. Осознание своих отношений к окружающему рождает соответственные чувства и эмоции, кои, в свою очередь, стимулируют деятельность и влияют на развитие направленности личности.

Отношения бесконечно разнообразны. Можно выделить отношения пространственные, временные, причинно-следственные, внешние, внутренние, логические, математические, отношения формы и содержания, отношения части и целого, единичного и всеобщего, и пр.

Особый тип отношений составляют отношения общественные как взаимосвязи между социальными общностями и их свойствами, возникающими в ходе деятельности совместной. Их можно классифицировать согласно сфере рассмотрения; так, различаются:

1 ) на уровне социальных общностей - отношения классовые, национальные, групповые, семейные;

2 ) на уровне занятых некоей деятельностью групп - отношения производственные, учебные, театральные;

3 ) на уровне взаимосвязей между людьми в группах - отношения межличностные;

4 ) отношения внутриличностные - например, эмоционально-волевые установки субъекта по отношению к себе, и пр.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Синонимы :

Смотреть что такое "отношение" в других словарях:

    ОТНОШЕНИЕ - в логике то, что в отличие от свойства характеризует не отдельный предмет, а пару, тройку и т.д. предметов. Традиционная логика не рассматривала О.; в современной логике О. пропозициональная функция от двух или большего числа переменных. Бинарным … Философская энциклопедия

    ОТНОШЕНИЕ - отношения, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по глаг. отнестись в 1 знач. относиться. Невнимательное отношение к делу. Хорошее отношение к детям. 2. Связь, касательство, участие. Я имею нек рое отношение к этому предприятию. 3. только мн.… … Толковый словарь Ушакова

    Отношение - двумерная таблица, содержащую некоторые данные. Строки таких таблиц соответствуют записям, а столбцы атрибутам. По английски: Relation См. также: Реляционная модель данных Финансовый словарь Финам. Отношение Отношение двумерная таблица,… … Финансовый словарь

    отношение - См. известие, положение, приказ в отношении, имеющий отношение, натянутые отношения... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. отношение касательство, касательство, связь; аспект … Словарь синонимов

    отношение - ОТНОШЕНИЕ множество упорядоченных п ок индивидов (где п > 1), т.е. двоек, троек и т.д. Число п называется «местностью», или «арностью», О. и, соответственно, говорят о n местном (п арном) О. Так, например, двуместное О. называют… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    ОТНОШЕНИЕ - ОТНОШЕНИЕ, см. относить. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    отношение - ОТНОШЕНИЕ, касательство, причастность, книжн. прикосновенность, книжн. сопричастие, книжн. сопричастность … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    отношение Eb/N0 - Показатель помехоустойчивости канала связи, равный отношению энергии сигнала, приходящейся на один бит Eb (Дж/бит) к спектральной плотности шума N0 (Вт/Гц). Отношение Eb/N0 является безразмерной величиной, в чем нетрудно убедиться, если заменить… …

    отношение Y - Отношение между эффективностью передачи и приема пассивной цепи телефона (МСЭ Т P.10/ G.100). Тематики электросвязь, основные понятия EN Y ratio … Справочник технического переводчика

    ОТНОШЕНИЕ - ОТНОШЕНИЕ, я, ср. 1. см. отнестись и относиться. 2. Взаимная связь разных предметов, действий, явлений, касательство между кем чем н. Между двумя событиями обнаруживается определённое о. Не иметь отношения к чему н. (никак не относится). О. между … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Отношение к здоровью индивида и общества , Журавлева Ирина Владимировна. В монографии рассмотрено социальное явление отношение к здоровью - его историческая трансформация, особенности теоретического изучения, эмпирические показатели, факторы и социальные…

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Отношение является значимой категорией для развития психологии. С начала ХХ века данная категория использовалась в контексте общепсихологической проблематики как методологический принцип описания взаимодействия организма со средой. В. Н. Мясищев раскрывал сущность понятия «отношение» как форму отражения человеком окружающей его действительности.

Однако, как справедливо указывают Петровский и Ярошевский в «Основах теоретической психологии», отношение является собирательным понятием, а посему ставится под сомнение целесообразность считать его обособленной категорией и невозможность его редуцируемости к другим категориям. Почему же данное понятие все-таки выделяется в отдельный категориальный аппарат?

Известно, что человек развивается в тесной взаимосвязи с окружающей его действительностью, куда относится, в первую очередь, социум. Личность - не некое однажды сформированное и не изменяющееся с определенного возраста психическое образование, а динамичное, подверженное многочисленным внешним и, прежде всего, социальным воздействиям изменяющееся формирование. В дальнейшем это понятие можно дробить на бесчисленное количество более мелких отношений личности к различным предметам, но суть не изменится - отношение в любом случае остается личностным. Идет ли речь о переживаниях человека, мотиве, побуждающем его на определенные действия и т.д. - во всех этих самых разнообразных обстоятельствах индивид отталкивается от проявления психической организации, на которое и указывает понятие «отношение». И на этом этапе В.Н. Мясищев склонен полагать, что уже все характерные свойства личности, ее интересы, склонности, мировоззрения, вкусы, мотивы и многое другое являются производными от системы отношений.

В первую очередь, главной отличительной чертой вышеупомянутой категории является направленность субъекта на объект, а последний, в свою очередь, может являться чем угодно, хоть даже самим субъектом. Мы относимся определенным образом к самим себе, окружающим нас людям, искусству, политике, религии. И здесь речь идет о самой сути отношения, векторизованности психического акта, выступающего в особой психической форме, отличной от иных категорий (того же мотива). Хорошим примером является ситуация на политических выборах. Рейтинги кандидата не позволяют судить о мотивах того лица, отношение которого к событию в данном рейтинге запечатлено.

Во всех случаях перед нами базисная психологическая категория, имеющая свой статус. Попытки стянуть к ней богатство других категорий столь же бесперспективны, как универсализация категории образа в гештальттеории и категории действия в бихевиоризме.

Еще одной важной чертой отношения как категории является его оценочная составляющая. Отношения человека представляют сознательную и бессознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях. В свою очередь, они образуются и формируются в процессах деятельности. И здесь я считаю необходимым перейти к важнейшему понятию «чувства», как человеческому отношению и как понятию, пускающему корни непосредственно в несколько категориальных аппаратов.

Чувства - это устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, связанные с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Чувства формируются в процессе общественного развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий, по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства. В формировании личности чувства организуются в иерархическую систему, в которой одни из них занимают ведущее положение, другие же являются потенциальными. В содержании доминирующих чувств человека выражаются его мировоззренческие установки, то есть важнейшая характеристика его личности. То есть можно заключить, что самое главное и определяющее личность - ее отношение к окружению.

Психологи неоднократно отмечали, что у личности могут преобладать органические, личные или сверхличные (общественные) цели, мотивы и потребности. В сущности, речь идет о доминирующих отношениях, то есть о большей или меньшей активности, реактивности, эффективности в отношении к тем или иным объектам. Подобно тому, как объекты окружающей действительности имеют разную важность для человека, в системе его отношений имеется иерархия господствующих и подчиненных отношений. Эта система постоянно меняется, развивается, но всегда определяющую роль играют отношения между людьми, в целом обусловленные структурой общества.

В отношении человека к различным сторонам действительности различают объективный и субъективный аспекты. Объективные отношения, в которые люди вступают в процессе своей жизнедеятельности, и субъективное отражение этих отношений в виде мыслей, чувств и оценок, составляют два генетически связанных слоя отношений. При этом субъективный аспект отношений находится внутри реальных жизненных отношений человека, а не выступает их оценкой, а реальные (объективные) отношения, в свою очередь, определяют содержательный контекст формирования субъективных отношений. Субъективная реальность человека выступает не только отражением, но и внутренним содержанием его реальных отношений.

Говоря об объективной и субъективной составляющей отношения невозможно обойтись без понятия установки. Установки помогают нам сформировать отношение в зависимости от свойств объекта. Дэвид Статт считает, что установка - это приобретенная предрасположенность реагировать на определенные явления определенным образом. Она включает в себя три активных компонента: рациональный, эмоциональный, поведенческий. Установка может быть приобретена как бессознательно, так и вполне осознанно.

Рациональный компонент представляет собой наше мнение об объекте, эмоциональный - наши чувства по отношению к объекту, а поведенческий - фактическое поведение по отношению к объекту. Не имея определенных установок, мы больше полагаемся на эмоциональный компонент и выказываем свое отношение в простых терминах типа «нравится» или «не нравится».

Установки выполняют несколько мотивационных функций:

Защитная функция - установки, защищающие нас от негативных чувств по отношению к самим себе, когда мы проецируем негативные чувства на других людей;

Оценочно-экспрессивные функции - установки являются способом выразить отношение к тем предметам и явлениям, которые для нас важны;

Инструментальные функции - мы принимаем определенные установки и выражаем их как свое отношение, если они помогают добиться признания или избежать неодобрения окружающих;

Функции познания - установки помогают нам упорядочивать окружающий мир в сравнительных терминах (например, «нравится» или «не нравится») и позволяют предсказывать некоторые события.

Еще один исследователь Гордон Олпорт рассматривает социальные установки как бессознательные, но определенным образом регулирующие взаимодействие людей. Основной установкой он считает установку сдерживания - присутствие других людей подключает целый комплекс установок для взаимоотношений с ними. Причем это касается не только реального присутствия посторонних, но и присутствия воображаемого лица. Эта установка не осознается человеком. «Мы имеем готовый комплекс реакций для ответа в присутствии людей, - пишет Олпорт. - Простое присутствие другого человека заставляет нас в большей степени контролировать наши реакции, чем когда мы находимся одни. Мы должны сдерживать себя, чтобы не занять всю дорогу, должны соблюдать правила вежливости, быть воздержанными на язык или на эмоциональное выражение, подавлять примитивные сексуальные наклонности, вести себя с достоинством». отношение личность психический

Исследование отношений представляет тот необходимый для психологии подход, в котором объединяется объективное с субъективным, внешнее с внутренним. Отношения существуют между личностью человека - субъектом и объектом его отношений. Отношение реализуется или проявляется во внешнем факторе, но вместе с тем отношение выражает внутренний «субъективный» мир личности. Личность - это субъект отношений так же, как субъект внешней деятельности.

Подводя итог сказанному об отношениях человека, можно рассматривать их как потенциал избирательной активности человека в связи с различными сторонами действительности. Они содержательно характеризуют деятельность человека, проявляются не какой-либо одной стороной психики, а выражают всю личность в ее связи с той или иной стороной деятельности. Они характеризуются тем большей активностью психических процессов, чем более значим для личности объект отношений, отличаясь положительным или отрицательным знаком. Чем выше уровень развития личности, тем сложнее и процессы психической деятельности и тем дифференцированнее и богаче ее отношения.

Список литературы

1. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. «Большой психологический словарь»;

2. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский «Основы теоретической психологии»;

3. В.Н. Мясищев «Психология отношений»;

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения. Совокупность душевных и эмоциональных свойств человеческой личности, характеризующих степень возбудимости и отношение к окружающей действительности.

    презентация , добавлен 12.03.2015

    Категория "отношение" в психологии личности. Психологические концепции отношения личности к себе. Гендерная самоидентификация в контексте отношения личности к себе. Анализ отношения к собственному телу женщин, страдающих алиментарным ожирением.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2013

    Характер как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности. Подсистемы (свойства) черт характера, выражающих различное отношение личности к отдельным сторонам действительности. Сущность понятия "акцентуация". Черты личности по Кеттелу.

    доклад , добавлен 05.07.2011

    "Ценностное отношение" и "ценность" (благо) - базовые понятия в психологии. Взаимодействие объекта как носителя ценности, и субъекта как носителя оценки. Ценностное отношение человека к миру, восприятие его с точки зрения социально-культурного значения.

    реферат , добавлен 29.01.2010

    Побудительные механизмы активности человека. Исторический экскурс в историю изучения детерминации активности человека. Иерархия потребностей. Направленность и мотивы деятельности личности. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2010

    Проявление идентификации, ее виды, положительные стороны для пожилого человека. Виды приспособления личности к условиям старости: конструктивное отношение, отношение зависимости. Проблемы зрелости Эриксона. Анализ эмпирического исследования идентификации.

    дипломная работа , добавлен 14.03.2012

    Характеристика понятия общения. Развитие общения у детей. Роль общения в психическом развитии человека. Роль диалога в развитии личности. Развитие межличностных отношений и организация совместной деятельности. Отношение взрослых к ребенку как к личности.

    контрольная работа , добавлен 22.06.2011

    Психодинамическое направление в социальной психологии личности. Рассмотрение механизмов психической защиты. Основное положение теории индивидуальной психологии А. Адлера. Комплексный, системный, субъектный и деятельностный подходы к изучению личности.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2012

    контрольная работа , добавлен 05.10.2010

    Раскрытие понятия и сущности игры как наиболее доступного вида деятельности для детей. Теории игровой деятельности в отечественной педагогике и психологии. Психолого-педагогические особенности игры и её значение в формировании личности дошкольника.

Под словом «отношения» большинство людей подразумевает социальные контакты , часто — только романтические, любовные.

Однако значение этого слова гораздо шире. Важно знать, какие бывают отношения, чтобы лучше понимать людей, осознавать собственные приоритеты в определенных социальных ситуациях и эффективнее решать задачи.

Определение понятий

Отношения — это некая поведенческая программа, определяющая, как человек или другое существо будет взаимодействовать с чем-либо.

Виды отношений:

  1. Природные. Их определяют законы, существующие в природе: физические (я вешу больше, а он меньше), биологические (кролик для льва и растения для травоядных — пища) и другие.
  2. Социальные. Взаимодействия между индивидами, проходящие по законам и нормам, которые установлены в этом обществе. Делятся на административные (директор и подчиненные), правовые, национальные, межнациональные, армейские и гражданские.
  3. Личностные. Каждый человек имеет субъективный опыт, на основе которого выстраивает отношения с другими людьми. Субъективное отношение человека, сформированное под влиянием множества факторов, к кому-то либо чему-то относится к .

Взаимоотношения — взаимная поведенческая программа. То есть, к примеру, отношения между двумя людьми, каждый из которых имеет определенную поведенческую программу насчет другого, являются взаимоотношениями.

Классификация взаимоотношений между людьми

В психологии выделяют три основных типа отношений, в зависимости от:


Также огромное значение имеет степень близости между людьми. Различают следующие уровни:


Особняком стоит : человек не может выбрать, у каких родителей родиться, но между ребенком, матерью и отцом (а в особенности между матерью и ребенком) всегда формируется тесная связь, которая далеко не всегда бывает здоровой.

В первые годы жизни ребенок отчаянно нуждается в родителях, они для него — идеал, и наиболее он привязан к матери. Позднее, по мере взросления, он сепарируется и начинает собственную жизнь, а общение с родителями становится менее тесным .

Виды отношений в коллективах

На протяжении взросления человек сталкивается со множеством коллективов, которые работают по сходным моделям и имеют похожие форматы отношений. Это школьные коллективы (класс), коллективы в средних специальных и высших заведениях (группа), взаимоотношения на работе.

Основные типы отношений в коллективах:

В рабочих коллективах также выделяют отношения:

  • между отделами;
  • с партнерами организации, компании и с организациями в целом;
  • с государством;
  • международные.

Также, как уже было упомянуто, отношения, включая те, что существуют в коллективах, делятся на вертикальные и горизонтальные.

Виды деловых связей

Деловые отношения, в зависимости от последствий, подразделяются на:

  1. Конструктивные. Они помогают деловым взаимодействиям развиваться в благоприятную сторону, положительно влияют на продуктивность.
  2. Деструктивные. Воздействуют разрушительно на деловые взаимодействия.

Также деловые взаимодействия делятся по содержанию на:

Политических

Основные формы политических отношений наблюдаются между:


От того, насколько совпадают цели и приоритеты этих объединений, зависит, насколько продуктивными они будут и сколько продлятся.

Между полами

Как и в случае с отношениями в целом, у взаимоотношений между мужчиной и женщиной есть уровни:

  • знакомство;
  • приятельство;
  • товарищество;
  • любовь.

Чтобы стать другом , нужно пройти последовательно три первых уровня общения.

Но в случае с любовью все сложнее: нередко, если взаимные чувства возникли внезапно, возлюбленный может автоматически переместиться с первого-второго уровня на пятый и стать едва ли не центром мира.

Вопреки распространенному стереотипу, дружеские отношения между мужчиной и женщиной возможны, но лишь в том случае, если никто из них не испытывает друг к другу романтических чувств , таких как влечение, страсть, влюбленность, любовь.

В отдельных случаях бывает дружба, при которой кто-то из друзей (или сразу оба) скрывают свои истинные чувства. Если никто из них не решится открыться, отношения так и останутся в рамках дружеских .

Также в некоторых дружеских отношениях между мужчиной и женщиной присутствует секс, приятный для них и ни к чему не обязывающий. Такие дружеские отношения называются дружбой с привилегиями .

Романтические отношения между парнем и девушкой можно разделить на следующие типы:

  1. Взаимное развитие. В основе таких отношений — стремление к совместному развитию. Мужчина и женщина занимаются совместной деятельностью, много общаются, имеют массу общих интересов, могут вести совместные дела, поддерживают друг друга в процессе совершенствования. Такие отношения — частый выбор рационалистов, прагматиков.
  2. Полное взаимопонимание. Это одухотворенный союз, в котором каждому из партнеров комфортно настолько, что они получают наслаждение лишь от факта нахождения друг рядом с другом.
  3. Расчет. В таких отношениях как минимум один из партнеров ищет прямую выгоду.

    Такой союз далеко не всегда плохой, особенно если мужчина и женщина умеют договариваться между собой.

  4. Эксперимент. Мужчина и женщина, находящиеся в таких взаимоотношениях, стремятся переделать партнера под себя, чтобы он был максимально удобным. Эти отношения едва ли стоят продолжения.
  5. Затянутость. Один из самых неприятных типов взаимоотношений. Мужчина и женщина, состоящие в союзе, часто ссорятся, могут расходиться и сходиться вновь. Им следовало бы расстаться, но по каким-то личным причинам они продолжают быть вместе.

Между мужем и женой

Основные разновидности супружеских отношений:


Отношения — важный элемент жизни, подталкивающий человека к развитию, помогающий чувствовать себя лучше, увереннее и значимее.

Важно внимательно относиться к чувствам близких людей, учиться находить компромиссы и выказывать готовность оказать поддержку — и тогда отношения с ними продлятся долго и будут дарить массу положительных эмоций.

О типах взаимоотношений между людьми в этом видео:



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Верность и преданность - аргументы Верность родителям и своим принципам Верность и преданность - аргументы Верность родителям и своим принципам Как использовать шеллак в домашних условиях Как использовать шеллак в домашних условиях Как точно распознать грибок ногтей на ногах и когда начинать лечение? Как точно распознать грибок ногтей на ногах и когда начинать лечение?