Что должен уметь мальчик в 4 года. Что нужно от Вас

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Что ребёнок в 4 года должен уметь? Эта статья дает ориентировочные нормы степени сформированности процессов психических вашего чада в возрасте 4 года и предназначена для вашего ознакомления. Вы можете проверить его вероятные возможности в различных сферах знаний и понять, в каких сферах знаний Ваше чадо преуспевает, а в каких нуждается в дополнительном внимании и времени.

В этом разделе «Дети от четырех до пяти лет» мы сконцентрировали весь материал, напечатанный на нашем сайте, что может помочь Вам и Вашему малышу готовиться к следующему, более глубокому этапу занятий.

Материалы для Ваших упражнений вы можете использовать в своем доме, в начальных классах школы либо в детском саде.

Окружающий мир

  • Ребёнок в 4 года должен уметь отличать между собой фрукты, ягоды и овощи, знать какими они бывают, и когда они зреют.
  • Малыш должен знать все наименования насекомых, уметь говорить о том, как они ползают (кузнечик прыгает, улитка ползет, бабочка летает).
  • Малыш должен знать животных домашних и их детей, уметь называть их.
  • Малыш должен уметь угадывать времена года по картинкам, знать приметы каждого времени года.

Развитие речи ребенка 4 лет

Ребёнок в 4 года должен уметь:

  • Малыш должен пользоваться тысячью слов, строить фразы из шести – восьми слов. Понимать малыша должны не только родители, а и посторонние люди.
  • Малыш должен понимать, чем разнится строение тела человека от строения тела животных, называть правильно их части тела (волосы – шерсть, ногти – когти, руки – лапы).
  • Малыш должен уметь верно ставить имена существительные в множественное число (мальчик – мальчики, бабочка – бабочки).
  • Малыш должен уметь искать предмет по его описанию (апельсин – круглый, сладкий, оранжевый).

    Уметь независимо составлять описание этого предмета.

  • Малыш должен знать значение предлогов (за, на, в, под, около, между и так далее).
  • Малыш должен знать названия профессий, чем эти люди занимаются на работе.
  • Малыш должен уметь поддержать беседу: знать, как отвечать на вопросы и уметь их верно задавать.
  • Малыш должен уметь пересказать содержание услышанного рассказа, сказки, знать наизусть пару стихов, считалок.
  • Малыш должен правильно называть свой адрес, свою фамилию, свой возраст.
  • Ребёнок в 4 года должен уметь верно отвечать на вопросы относительно недавно случившихся событий: Где ты гулял сегодня? Кого встретил? Что тебе купила мама? Что было одето на тебе?
  • Логическое мышление

    Развитие Внимания, Памяти, Мышления

    Ребёнок в 4 года должен уметь:

    • Малыш должен уметь отыскивать явные отличия между 2-я картинками (либо между 2-я игрушками).
    • Малыш должен уметь сложить по образцу постройки из своего конструктора.
    • Малыш обязан уметь складывать картинку, разрезанную из двух-четырех частей.
    • Малыш должен уметь выполнять задание на протяжении пяти минут не отвлекаясь.
    • Малыш должен уметь сложить пирамиду (чашечки, складывая их друг в друга) без чей-либо помощи.
    • Малыш должен уметь вкладывать недостающие фрагменты картин в отверстия.
    • Малыш должен уметь называть группу предметов обобщающим словом (кот, собака, корова – домашние животные; весна, лето, осень – времена года). Малыш должен уметь отыскивать в каждой группе лишний предмет, разыскивать пару каждому из предметов.
    • Малыш должен знать, как правильно отвечать на такие вопросы как: Можно ли весной кататься на лыжах? Почему? Зачем зимой нужно одевать перчатки? Зачем нужны двери и окна в доме? И так далее.
    • Ребёнок в 4 года умеет выбирать противоположные слова: пояс узкий – пояс широкий, забор высокий – забор низкий, холодный кофе – горячий кофе, длинная перемена – короткая перемена и так далее.
    • Малыш должен уметь запоминать так называемые пары слов, которые прочли взрослые: кружка-вода, мальчик-девочка, кошка-собака и так далее.
    • Малыш должен уметь увидеть на картинке неверно изображенные предметы, объяснять, что с ними не так и отчего.

    Математика

    Малыш в возрасте от четырех до пяти лет должен уметь:

    • Малыш должен знать правильное расположение предметов: слева, справа, сзади, спереди, вверху, внизу, посередине.
    • Малыш должен знать главные геометрические фигуры: круг, прямоугольник, квадрат, треугольник.
    • Малыш должен знать все цифры от нуля до десяти, должен считать предметы в пределах 10-ти, соотносить число предметов с необходимой цифрой.
    • Малыш должен уметь расставить цифры от 1 до 5 в обратном порядке и в правильной последовательности.
    • Ребёнок в 4 года умеет уже понимать значение: меньше – больше, поровну.
    • Малыш учится верно писать цифры, знакомиться с графическим образом числа.

Дети четырехлетнего возраста уже относятся к дошкольникам: ребёнок приобретает первые представления о мире, которые расширятся с возрастом.

Четыре года ‒ этап, полный открытий для родителей и крохи. А чтобы открытия увенчались успехом, вам стоит опираться на возрастные особенности ребенка, помогая ему развиваться.

Психологическое состояние ребенка 4-х лет

Психологической особенностью четырёхлетнего ребенка является яркое проявление «чувств и чувствительности». Как отмечает советский психолог и педагог Мухина В.С., «в дошкольном возрасте, особенно в возрасте трех-четырех лет, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им особую окраску и выразительность. Маленький ребенок еще не умеет управлять переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства» (Мухина В. С. «Возрастная психология. Феноменология развития», 1999 г.).

Также учёный акцентирует внимание на том, что «чувства дошкольников трех-четырех лет хотя и ярки, но еще очень ситуативны и неустойчивы». Поэтому родителям не стоит принимать всерьёз сверхэмоциональную реакцию на события. Иногда дети специально шалят, чтобы посмотреть на реакцию окружающих и понять, какие эмоции у них вызывают проказы. Так ребёнок учится различать положительные и отрицательные стороны.

Теперь дети начинают осознавать происходящее более остро. У них появляются новые эмоции: стыд, обида, разочарование, грусть. Дети в 4 года становятся чуткими: они улавливают настроение близкого человека и сопереживают. Формируются нравственные качества: понимание, проницательность, доброта, отзывчивость.

Интеллектуальные особенности в 4 года

Интеллектуальные особенности ребенка в 4 года объясняются уровнем его анатомического развития. Мозг уже почти соразмерен мозгу взрослого человека. Но правое и левое полушария развиты в разной степени: правое полушарие, отвечающее за проявление эмоций и чувств, преобладает.

Четвёртый год ‒ время повышенного интереса к изучению мира, проявления познавательной активности. Ребенок познает мир не только через книги и игрушки. Наступает пора осознанного знакомства с миром во время прогулки или посещения детского мероприятия.

Сына или дочку пора познакомить с алфавитом и простыми числами. Научите ребёнка выполнять простые арифметические вычисления и составлять из букв слова. Еще можно обучать ребенка иностранному языку. Существует много школ, предлагающих программы освоения иностранного для дошкольников. Или проводите занятия на дому.

Важно регулярно тренировать память. Например, разложите карточки с простыми изображениями и попросите запомнить последовательность. Перемешайте и предложите ребёнку восстановить по памяти порядок картинок. Чаще читайте небольшие детские сказки и стихотворения, предлагайте их заучить и рассказать по памяти.

Полноценное физическое развитие ребенка в 4 года подразумевает формирование мелкой моторики рук. Для тренировки ловкости пальцев и подготовки руки к письму лепите из пластилина или глины, вырезайте ножницами крупные и средние элементы разной формы. Ещё рисуйте разными художественными инструментами (кисточками, фломатсерами, карандашами, мелками, пальчиковыми красками). Помощниками юного художника станут альбомы и раскраски. Продолжайте собирать пазлы и конструкторы.

Как воспитывать детей 4-х лет

От родительского воспитания зависит то, каким станут ваш сын или дочь. Поэтому ключевое правило для родителей ‒ быть внимательными к ребенку. Совместное времяпрепровождение сближает и устанавливает эмоциональную связь. Ребёнок, ощущающий любовь и заботу близких, имеет правильных пример семейных отношений.

  • Культурный досуг . Посещайте культурные мероприятия для приобщения ребенка к миру искусства. Походы в кино, кукольный театр, цирк, зоопарк, на праздничные городские гуляния социализируют и развивают воображение.
  • Похвала по маленьким и большим поводам . Хвалите даже за маленькие победы ‒ это даст уверенность и понимание того, что ребенком гордятся.
  • Навыки самообслуживания . Обучите соблюдать правила личной гигиены, пользоваться столовыми приборами, одеваться и раздеваться, выкидывать мусор в ведра, убирать игрушки на место.
  • Наблюдение у врача . Приводите ребёнка на плановые осмотры и тем более, если заподозрите какое-то заболевание. Ребёнок должен регулярно обследоваться у педиатра, окулиста, хирурга, ЛОРа, кардиолога и эндокринолога.
  • Здоровая пища . Обеспечьте сбалансированное питание, в котором будут белки, жиры и углеводы. Частота приёмов пищи для ребенка 4 лет ‒ 4-6 раз в сутки.
  • Режим . Установите распорядок дня: так вам легче контролировать его деятельность, а ему – привыкнуть к режиму.
  • Полезные игры . Обучайте в игровой форме: так занятия проходят веселее и легче.
  • Живая энциклопедия. Не игнорируйте и не злитесь на ребёнка, который задаёт вопросы. Четыре года ‒ возраст «почемучки», который хочет всё знать. Объясняйте явления, оставаясь терпеливыми и понимающими.
  • Поиск друзей . Помогайте налаживать контакты с детьми: давайте подсказки как подойти познакомиться, приглашайте в гости родителей и друзей крохи, проводите досуг вместе.
  • Правила без исключений . Заведите в семье правила и обязанности, которым нужно следовать всем членам семьи. Если ребёнок нарушает правила, наказывайте, но без унижения. Договоритесь с родственниками, что в случае наказания вы все будете действовать по одной схеме, без исключений из жалости или непонимания. Малыш должен научиться нести ответственность.

Ребёнок, которому исполнилось четыре года – это уже не малыш, а вполне развитая и во многом уже самостоятельная личность. Детки в таком возрасте уже умеют самостоятельно кушать, одеваться, разговаривать и выполнять несложные задания по дому. К четырем годам родители уже становятся спокойнее и не отслеживают педантично осваивание малышом каждого навыка. Но знать, что должен уметь ребенок в 4 года, хотят все же большинство родителей.

Очень важно понимать, что каждый ребенок уникален, и его развитие идет своим чередом. Не следует категорично воспринимать данные рекомендации по развитию ребенка. Если ваш сын или ваша дочь пока не умеют чего-либо, это не значит, что с ними что-то не так. Скорее всего, они развиваются в своем темпе и со временем догонят, а то и обгонят своих сверстников. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, наблюдайте за прогрессом именно вашего малыша.

Психологическое развитие

Развитие ребенка в 4 года – это многогранное понятие. Оно включает в себя несколько аспектов: психологическое развитие, умственное, физическое и социальное. Можно выделить и другие стороны развития, но перечисленные достаточно полно описывают уровень развития ребенка.

Одним из важнейших аспектов развития ребенка является его психологическое состояние. От умения справляться с негативными эмоциями, умения концентрироваться напрямую зависят и умственное развитие, и социальное, и даже физическое.

В таком возрасте состояние психики ребёнка напрямую зависит от родителей. Детки в 4 года начинают испытывать новые эмоции: грустить, обижаться, стыдиться. Им становятся нужны похвала, оценка их действий. Они начинают остро реагировать на равнодушие и невнимательность со стороны взрослых. Дети могут стать чувствительными и ранимыми. Это нормальное развитие для такого возраста, это не очередной кризис, а просто виток в психологическом развитии. От родителей требуются поддержка, похвала, объяснение ребенку — откуда берутся его новые эмоции, и что они означают.

Еще один психологический аспект, который должен уже проявиться в 4 года, – это стремление к самостоятельности. Ребёнок хочет что-то делать сам, и самое главное – он многое уже может. Не лишайте его этой возможности, не бросайтесь делать все за него.

Развитие эмоций, в том числе и негативных приводит к появлению страхов, ночных кошмаров. Для ребёнка четырех-пяти лет – это нормально. Ваша задача – помочь справиться с этими страхами и просто быть рядом, когда ваш малыш чего-то боится.

Умственное развитие

Существуют определенные нормативы, составленные специалистами по детскому развитию и психологами. Этот список вы можете взять за основу, для того чтобы проверить умственное развитие вашего малыша. Итак, что же умеет четырехлетка:

  • Логично отвечает на несложные вопросы, используя длинные предложения.
  • Знает значения используемых слов и общих понятий.
  • Знает названия животных, предметов обихода, профессий.
  • Знает названия геометрических фигур и цвета.
  • Считает до 10.
  • Отличает, где правая сторона, а где левая.
  • Оперирует понятиями «один», «много», «немного», «несколько».
  • Знает свое имя, имена родственников, домашний адрес.
  • Определяет время суток: утро, день, вечер, ночь.
  • Знает времена года и порядок их смены.
  • Умеет описать увиденное, пересказать услышанную историю.
  • Знает некоторые буквы и цифры.
  • Собирает паззлы минимум из 5 деталей.

Если какие-то из пунктов вызывают у ребёнка сложности – это не повод для беспокойства. Просто уделите этому моменту больше внимания при обучении. Старайтесь, чтобы занятия были комфортны и для вас, и для малыша. Если он не в настроении или болеет – не стоит заставлять его заниматься, это только может отбить охоту у малыша к обучению. Если устали вы – тоже отложите занятия на время.

Физическое развитие

Физическая активность ребёнка к 4 годам снижается (бывают исключения в виде гиперактивных детей). Он уже может посидеть на месте какое-то время. Ребёнок, овладев основными навыками – ходьбы и бега, начинает их уже совершенствовать. Кроме того, появляются навыки спортивных игр (например, с мячом)

Также нужно помнить, что девочка отличается от мальчика своей физической активностью. Мальчики более подвижные, более быстрые и ловкие.

Что же должен уметь делать ребенок к четырем годам:

  • Бегать, ходить быстро или медленно (менять темп).
  • Ходить задом наперед.
  • Прыгать на месте, отрывая обе ноги от земли.
  • Удерживать равновесие.
  • Подниматься по лестнице, чередуя ноги.
  • Ловить мяч двумя руками.
  • Ходить на носочках и пяточках.
  • Уметь крутить педали велосипеда (необязательно ездить на нем).

Деток в 4 года уже можно отдать в какую-либо спортивную секцию: на плавание, футбол, гимнастику. Выбор за вами, только при выборе секции для ребенка думайте прежде всего о том, к чему есть способности, и что нравится ребенку.

Поощряйте физическую активность ребенка, пусть он лазит, бегает, карабкается по разным препятствиям. Придумывайте для него занятия и испытания. Больше проводите времени на свежем воздухе, играйте в активные игры.

Социальные и прочие навыки

В 4 года ребенок уже осознает важность общения, нахождения своего места в социуме. В этот период детки активно начинают дружить, налаживать контакты. Малышу уже становится интереснее играть с другими детьми, чем одному.

Что же должен уметь в социальном плане ваш малыш к этому возрасту:

  • Следовать правилам, установленным в обществе.
  • Заводить знакомства – здороваться, представляться.
  • Извиняться, если что-то сделал не так.
  • Просить что-либо сделать или что-то дать.
  • Благодарить за подарок или помощь.
  • Делиться своими вещами.
  • Поддерживать человека, у которого случилось что-то неприятное.
  • Высказывать свои чувства, эмоции и желания другому человеку.

Помимо развития социальных навыков, ребёнка следует обучить и бытовым навыкам. Многое ваш ребёнок в силу своего возраста уже должен уметь, например:

  • Самостоятельно одеваться, застегивать молнию и пуговицы.
  • Умываться, мыться и чистить зубы.
  • Наливать воду в стакан, не проливая.
  • Мыть посуду и вытирать пыль.
  • Подметать пол.
  • Контролировать свои естественные потребности (походы в туалет).

Развитие речи

Общее развитие ребенка в 4 годика во многом связано с развитием речи. Ребёнок, у которого нет проблем с озвучиванием своих мыслей, и в других аспектах жизни развивается быстрее. Речь – своего рода показатель интеллектуального развития.

В арсенале 4 летнего ребенка должно быть не менее тысячи слов. Он должен уже запоминать короткие стихотворения, песенки и поговорки. Фразы, которыми изъясняется ваше чадо, не должны быть простыми. В речи уже должны появляться эпитеты, сравнения. Часто детки начинают в этом возрасте сочинять стишки, песенки, подбирать рифму, выдумывать свои собственные слова. Это хороший показатель того, что ваш ребенок учится управлять языком, словами. Это как упражнения, которые ваша кроха сам для себя выдумывает.

Если у вашего сына или дочки в 4 годика проблемы с проговариванием звуков или же какие-то другие проблемы с речью – самое время обратиться к логопеду. Ребёнок уже в состоянии в таком возрасте выполнять задания логопеда, делать упражнения и концентрировать внимание на занятиях.

Что должно насторожить

Несмотря на то, что все перечисленные нормы развития ребенка в четырехлетнем возрасте достаточно условны, есть такие моменты, на которые следует обратить внимание. Можно выделить минимум навыков и умений, которыми должен обладать ваш малыш. А именно, ребенок четырех лет должен:

  • Идти на контакт с другими людьми (самостоятельно и в ответ на обращение).
  • Смотреть на людей, которые к нему обращаются.
  • Играть в игры и проявлять интерес к игрушкам.
  • Обладать минимальными бытовыми навыками (самостоятельно кушать, ходить в туалет, мыть руки).
  • Говорить хотя бы простые фразы.
  • Помнить свое имя и фамилию.

Если ваш ребенок не в состоянии делать что-либо из перечисленного – лучше обратиться к специалисту. Лишним это не будет. Если все в порядке, и это особенности развития вашего малыша – врач вам так и скажет. Если выявятся какие-либо нарушения в развитии – то чем раньше вы начнете над ними работать – тем проще будет с ними справиться.

В ваших силах помочь ребенку в его развитии. Для этого сейчас масса возможностей. Физическое развитие можно отдать под контроль папы или дедушки или же записать ребенка в секцию. Психологические аспекты развития во многом зависят от эмоциональной обстановки в семье, это также зависит от вас как от родителей. Чтобы ребёнок формировал социальные навыки – не стоит его изолировать от коллектива. Если малыш не ходит в садик или на развивающие занятия – старайтесь сформировать самостоятельно круг из деток, с которыми смог бы общаться постоянно ваш ребенок. К бытовым моментам нужно просто методично приучать, показывая на своем примере.

Интеллектуальное развитие – это отдельная тема. Тут вам в помощь и книжки по развитию детей, и пособия, и разные методики, и развивающие игрушки и конструкторы. Уже можно начинать в этом возрасте готовить руку к письму и учить ребёнка читать. Не забывайте о творчестве: рисование, раскрашивание, лепка, аппликация — все это тоже развивает ребенка умственно.

Воспитание ребенка 4 лет – дело непростое, но очень интересное. Самое главное – вкладывая свои силы и время в развитие ребенка сегодня, вы уже совсем скоро увидите отдачу. Все мы знаем, что дети очень пластичны и впитывают в себя все, как губки. Важно не пускать все на самотек, а развивать и воспитывать ребёнка, пока это еще легко сделать.

Согласно психологическим и социальным исследованиям, на протяжении всей жизни, каждый человек переживает несколько переходных периодов, первый из которых происходит приблизительно в четырехлетнем возрасте. Именно на этом этапе, ребенок начинать ощущать себя самостоятельной личностью, испытывать некоторые ранее не знакомые ему эмоции, осознавать свою роль в семье и понимать отношение окружающих к себе.

Физиология ребенка четырех лет

К началу 4-го года, подавляющее большинство здоровых малышей, с физиологической точки зрения, можно считать полностью подготовленными к взрослой жизни. У деток в таком возрасте уже хорошо развита координация движений, мелкая и крупная моторика, речь. Малыш без особых усилий преодолевает любые препятствия на своем пути (ступеньки, ухабы, перегородки и пр.), повторяет за взрослыми многие движения, самостоятельно одевается, раздевается, кушает и пр. Если все пред идущие годы жизни каждый день ребенка был наполнен физической активностью, то теперь наступает период психологического и умственного развития и, как следствие, некоторое уменьшение подвижности. Для родителей, в этот период времени, очень важно наиболее рационально распределить проводимое малышом время. Нужно, что бы настольные игры, рисование, лепка и прочие спокойные занятия не занимали все время ребенка, а чередовались с подвижными играми.

Согласно советам специалистов, существует несколько способов для поддержания наиболее оптимального баланса физической активности ребенка в течении дня. Во-первых, очень желательно, что бы малыш посещал детский сад. Во-вторых, в 4 года вполне можно начинать заниматься какими-либо видами спорта. Родителям стоит предложить ребенку самостоятельно выбрать то, что ему нравится. Возможен вариант, когда ребенка записывают сразу в несколько секций, что бы в последствии, он мог выбрать какую-то одну. В-третьих, родителям стоит хотя бы по 2 часа в день, при условии что малыш ходит в детский сад, гулять с ним на улице. Соблюдение всех этих указаний поможет вырастить всесторонне развитую личность.

Психология ребенка

Разнообразные капризы, иногда истерики - все это молодым родителям знакомо достаточно давно, однако, в 4 года такое поведение ребенка выходит на качественно новый уровень. Если раньше, плохое поведение диктовалось исключительно инстинктами (чувство голода, болезненные ощущения, чувство усталости и пр.), то теперь, раздражительность и непослушание - это форма поведения, выбранная сознанием ребенка, как наиболее уместная в конкретной ситуации. Именно в 4 года начинает формировать характер малыша, манера его общения с окружающими, привычки и прочие личностные качества, которые могут быть ему присущи на протяжении всей жизни.

Современные психологи выделяют несколько правил, которым стоит придерживаться, что бы вырастить психологически здорового, адекватного и сильного духом человека:

  1. Родителям надо с должным вниманием относиться к своему ребенку. Нужно замечать все чем он занимается. Постоянно вступать с ним в диалог, высказывать свое и интересоваться его мнением по любым вопросам. Нельзя забывать хвалить малыша. Дети, испытывающие нехватку в похвале, как правило, ни к чему не стремятся, чувствуют себя неуверенно. Если ребенок совершил какой-либо нехороший проступок, с малышом стоит спокойно поговорить, объяснить в чем он не прав. Когда у ребенка что-то не получается, допустим, завязать шнурки, следует спокойно и терпеливо показать, как это нужно делать и потренироваться с ним вместе;
  2. С ребенком нужно считаться. С самых ранних лет малыш должен ощущать, что он полноценный член семьи, и с его мнением считаются. Только в таком случае, у него есть шанс вырасти уверенным в себе человеком, который сможет за себя постоять;
  3. Детей никогда нельзя обманывать. Если малышу была обещана вечером вкусная конфета, значит эта конфета у него должна быть. Если мама пообещала, что за пять дней посещения дет. сада без слез и истерик купит куклу, то она обязательно должна ее купить. Если выполнить обещанное не получилось, ребенку нужно объяснить какова тому причина. Дети уже в таком возрасте понимают абсолютно все. Если мама, или папа обманывают свое чадо без особых на то причин, то, за достаточно короткое время, ребенок перестанет им верить и при этом сам будет врать;
  4. Важно следить за манерой своего собственного поведения. Ребенок в 4 года, как губка, впитывает все, что видит вокруг себя. Если родители могут себе позволить хамское поведение, не цензурные выражения и пр., то и их дитя со временем будет вести себя так же. Более того, такое поведение ребенка будет наблюдаться не только по отношению к посторонним людям, но и к самим родителям;
  5. Для ребенка нужно быть другом. Старайтесь проводить вместе как можно больше времени, периодически устраивайте семейные праздники, ходите вместе на природу, старайтесь брать его с собой на отдых. В 4-х летнем возрасте уже можно посещать разнообразные культурные места отдыха: детские театры, кукольные театры, елки, кинотеатры, спектакли и пр.

Навыки и умения в 4 года

Если сравнить умения и навыки малышей 4-х летнего возраста, то станет ясно, что у каждого они свои и могут значительно отличаться. Кто-то знает все буквы алфавита и умеет читать, а кто-то считает до 20-ти. Один ребенок может самостоятельно прибрать свою постель, а другой включить игру на компьютере. В этом возрасте ребенок умеет делать то, чему его научили.

Первый и самый основной совет родителям 4-х летнего малыша - это запастись терпением. Именно с этого периода слова зачем, почему и как будут звучать в вашем доме помногу раз в день. Подрастающий малыш интенсивно развивается и, с каждым днем, все больше вопросов, относительно устройства окружающего мира, возникает в его голове. Нужно всегда спокойно и уравновешенно общаться с ребенком, доступно отвечать на все поставленные вопросы. Ни в коем случае нельзя отнекиваться от малыша, или переносить разговор, на интересующую его тему, на потом.

Очень желательно уже с 4-х летнего возраста начинать потихоньку подготавливать ребенка к школе. Вполне уместно будет учить с ним цифры, буквы, пробовать читать. Такие занятия лучше всего проводить в игровой форме, что бы малыш интересно проводил время и при этом получал новые знания. Посещение подготовительных кружков и спортивных секций так же пойдет только на пользу подрастающему поколению.

Как развивать мелкую и крупную моторику ребенка в 4 года

Для развития крупной моторики наилучшим вариантом будет посещение малышом какого-либо спортивного кружка. Когда по каким то причинам у родителей нет такой возможности, с ребенком стоит проводить ежедневную зарядку дома. Можно каждое утро включать веселую, динамичную музыку и всей семьей выполнять комплекс простых упражнений. Во время прогулки провоцировать его на подвижные игры. Для развития мелкой моторики, как и в 2-х и 3-х летнем возрасте нужно приобщать ребенка к рисованию, лепке, перебиранию семечек и прочим занятиям такого же типа.

Как играет ребенок в четыре года

Этот период для малыша, по истине, можно назвать очень ответственным и в то же время увлекательным. В 4 года дети потихоньку вливаются в социум, начинают становиться его частичкой, а так же учатся отвоевывать свое место в нем. У малышей появляются первые друзья, с которыми они участвуют в совместных играх. Для такого возраста наиболее характерны ролевые игры, которые копируют жизнь взрослых людей. Большинство девочек играют в дочки-матери, больницу, детский сад. При этом, юные дамы выполняют в этих играх роли мам, врачей, воспитателей. Среди мальчиков самыми популярными считаются игры в полицейского, водителя, военного.

Чему учится ребенок в четыре года

В этом возрасте каждый малыш продолжает совершенствовать уже приобретенные навыки. В первую очередь это касается способности обслужить самого себя. Улучшается его речь. Ребенок интересуется буквально всем, что его окружает и, как следствие, значительно углубляет свои знания во всем. Опытные педагоги советуют именно в этот период начинать изучение иностранных языков, учить с малышом стишки, песенки. От того на сколько активно будет развиваться память ребенка начиная с 4-х летнего возраста, в значительной степени зависит его обучаемость в дальнейшем.

Как ведет себя ребенок

В 4 года происходит формирование характера малыша, он начинает потихоньку осознавать, что такое хорошо, а что такое плохо. У него возникает масса вопросов. По-этому родителям в этом возрасте стоит быть достаточно терпимыми и с пониманием относится к потребностям ребенка в получении все новой и новой информации.

Как развивается речь

Примерно 95 - 98 % детей к этому возрасту уже в состоянии вполне внятно изъясняться. Теперь происходит процесс усовершенствования речи. Малыш начинает выговаривать такие сложные звуки, как: р, ш, щ. Словарный запас все время пополняется новыми словами, однако, смысл далеко не каждого слова ребенок понимает. Не одиноки случаи, когда дети в таком возрасте употребляют матерные слова. Такая ситуация возникает в том случае, когда кто-то из их окружения регулярно матерится.

В чем основная задача воспитания

С самого рождения родители являются самыми близкими людьми для своего малыша. Основная их задача состоит в том, что бы обеспечить своему чаду полноценное физическое и психологическое воспитание, научить его находить общий язык с другими детьми, достойно вести себя в окружении взрослых. Родители должны помочь своему ребенку по максимуму раскрыть свои возможности, предоставить ему право выбрать для себя увлечение по душе.

Видео: как научить ребенка рисовать в 4 года.

В 4 года девочки и мальчики примерно одинаковы в физическом развитии. Их показатели роста и веса почти не различаются. Разница будет заметна ближе к 5 годам, когда мальчики начинают «перегонять» девочек в росте и весе.

В 4 года активно развиваются коммуникативные навыки, ребёнок общается с другими детьми, выражает эмоции, показывает характер, проявляет симпатии или антипатии к людям. Потребность в постоянном движении активно появляется на улице, когда ребёнок играет во дворе со сверстниками. Процесс общения настолько интересный, что может увлечь ребенка на весь день. Детская площадка для него – любимое место для досуга: здесь он осваивает горки и качели, бегает и прыгает. В такие моменты за ним нужен глаз да глаз, ведь дети, заигравшись, могут забыть про безопасность.

Ребёнок познаёт мир

Что касается умственного развития, то в этом плане всё зависит от среды, в которой растёт и воспитывается малыш. Одни родители уделяют внимание занятиям с ребёнком, играют, читают им книги, а другие пускают этот процесс на самотёк, особенно если их чадо посещает детский сад. Поэтому уровень знаний у разных детей различный, но, как правило, в школу все приходят примерно с одинаковым уровнем развития.

Четыре года – это пик познавательной и любознательной активности. Если в три года ребенок изучал мир по картинкам в детских книжках, то теперь он вполне готов к знакомству с окружающей средой в реальности. Смело ходите с малышом в зоопарк или в цирк, после посещения которых обязательно обсуждайте с ребёнком увиденное. Так он научится быстрее формулировать свои мысли. А на улице попутно поиграйте с ним в профессии: покажите ему продавца, водителя трамвая, строителя и т.д.

Чтобы поддержать правильное развитие вашего ребёнка, начинайте знакомить его с буквами, цифрами, основами арифметики. Если малыш охотно впитывает новые знания, то не ленитесь поощрять это стремление.

Игры для развития, тренировки памяти, мелкой моторики

Речь четырёхлетнего малыша становится более чёткой и правильной. Этот период прекрасен для того, чтобы тренировать память ребёнка: заучивайте с ним маленькие детские стихотворения или песенки, помогайте выделять интонацией некоторые слова, а телом и жестами движения героев стиха. Таким образом ребёнок понимает, о чем идёт речь в стихотворении, и включает собственное воображение.

Также выученные стишки можно использовать для игры в «неоконченное предложение». К примеру, вы называете первое предложение из стихотворения, делаете паузу, а ребёнок заканчивает его.

Вообще, игровая форма – лучший вариант для изучения всего. Буквы и цифры можно лепить из пластилина, а геометрические фигуры не только рисовать на бумаге, но и выкладывать из карандашей или кухонных ложек.

Обычно в 4 года дети обожают рисовать, лепить, клеить, что важно для развития мелкой моторики. Ваша задача – создать не только творческий процесс, но и сделать его максимально полезным. Если ребёнок научился более-менее ровно рисовать фигуры и крепко держать в руке кисточку, купите ему альбомы для раскрашивания с образцами рисунков, которые нужно дорисовать самостоятельно.

Игры в ассоциации – отличное и традиционное занятие для тренировки памяти и мышления. Задайте ему пример какого-то объекта и спрашивайте об ассоциациях.

Ребёнок и спорт


Если родители посчитают нужным развивать ребёнка в спортивном направлении, то четыре года – оптимальный возраст, когда можно начать заниматься спортом. Как плавание, так и гимнастика будут полезны для развития мускулов и общего повышения иммунитета. По утрам выполняйте с малышом зарядку. Несколько простых движений вроде поворотов и приседаний – и ваш ребёнок получит заряд бодрости на весь день. Кстати, так вы приучите к дисциплине и тяге к физическим упражнениям не только ребёнка, но и себя.

Маленького спортсмена можно определить в какую-либо секцию, чтобы с ним занимался профессионал. Но прежде постарайтесь выявить потребности самого ребёнка. Возможно, для этого некоторое время вам придётся позаниматься с ним дома. Спортивными упражнениями начните заниматься, оборудовав в комнате у ребёнка детский спортивный уголок. Как правило, «шведская стенка» оборудована лестницей и турником. Со временем её можно дополнять кольцами и другими снарядами.

Если летом вы всей семьей выбрались на морское побережье, то у вас есть прекрасная возможность научить ребёнка плавать. Конечно, у него не сразу получится держаться на воде, и он может несколько раз «захлебнуть» в рот воды. Поэтому для начала важно научить ребенка делать вдох и выдох в воде, а также задерживать дыхание.

Психологическое развитие: эмоциональный бум

Очень важно в этот период обращать внимание на психологическое состояние вашего малыша. В 4 года у ребёнка развивается психика. Практически каждый день он испытывает множество разных эмоций: радость, грусть, стыд, страх, обида и другие. Всё это новые состояния для малыша, которые раньше были вызваны инстинктом, а теперь – сознанием и началом формирующегося характера.

Сейчас родители не должны упустить момента в воспитании у ребёнка норм и правил поведения в обществе. К примеру, если разговаривают взрослые, нельзя их перебивать. Или что нельзя обращаться к взрослому человеку на «ты», брать без разрешения чужие вещи и т.д. Но важно не только учить тем или иным вещам на словах, но и показывать собственным примером, чтобы у ребёнка в голове не возникало противоречия. Папа не должен держать в руке сигарету, и при этом внушать сыну рассказ о вреде курения.

Часто дети подражают родителям, поэтому придумывайте с ребёнком какие-то совместные дела, с которыми ему будет не трудно справиться. Можно элементарно предложить малышу собрать вместе игрушки и расставить их каким-то необычным образом. Обязательно похвалите вашего маленького помощника, даже если у него что-то не получилось, ведь он так старался! Главное, не будьте равнодушными к попыткам ребёнка наладить с вами контакт.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок