Архат в буддизме. Обзор пройденного; кто такой архат

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Мы обсуждали ламрим: эта схема, упорядочивающая основные наставления сутры. В нём говорится о различных уровнях мотивации, которые играют роль путеводных состояний ума, ведущих к благоприятным рождениям, к освобождению от неуправляемого круговорота перерождений и к просветлению. Под просветлением понимается получение способности помогать всем существам выйти из неуправляемого круговорота перерождений. Уровни ламрима последовательны, но они подобны не ступенькам лестницы, а этажам здания: каждый последующий этаж располагается на предыдущем.

Ламрим основан на перерождении – на том, что у личного потока ума нет ни начала, ни конца. Многие из нас, западных людей, следуют ламриму в варианте Дхармы-лайт, стремясь повысить качество этой жизни. Хотя Дхарма-лайт не может привести к просветлению, это важный первый шаг. В конечном счёте мы будем готовы практиковать, проходя по трём уровням мотивации, и прилагать усилия ради просветления. Отсюда не следует, что практиковать только Дхарму-лайт бессмысленно: это, без сомнения, полезно. Но с точки зрения подлинных методов буддизма её имеет смысл рассматривать как этап на пути к высшим стадиям.

Кроме того, мы говорили, что материал ламрима необходимо изучать снова и снова. Узнавая новые наставления Дхармы, нужно возвращаться и соотносить изученное с разными темами ламрима, поскольку все они взаимосвязаны и поддерживают друг друга. Такой подход будет способствовать нашему развитию и росту понимания. Кроме того, вся наша практика становится махаянской, если мы стараемся практиковать мотивирующие эмоции продвинутого уровня – любовь и сострадание, – делая их движущей силой на всех последовательных стадиях, то есть дополняя ими мотивирующую эмоцию каждого уровня.

Но я бы не назвал это «великим состраданием». Сострадание в целом – это пожелание, чтобы все освободились от страданий и их причин. Для начала этого достаточно. Великое сострадание – это пожелание, чтобы все освободились от глубочайшего типа страдания – страдания всепроникающего воздействия, вызванного воспроизводящими себя совокупностями. Оно «великое» в том смысле, что распространяется одинаково на каждое ограниченное существо без исключения и по силе не отличается от сострадания матери к своему единственному ребёнку. Работая с ламримом, нереалистично требовать от себя такое сострадание.

Развитие мотивации начального уровня Arrow down Arrow up

Мы рассмотрели, как стать человеком с начальным уровнем мотивации. Для этого недостаточно изучать наставления этого уровня или даже запоминать списки. Речь идёт о полной трансформации в такого человека. Это можно увидеть в первой главе текста Шантидевы «Вступая на путь поведения бодхисаттвы». Шантидева говорит, что, как только мы развили намерение бодхичитты, положительная сила будет возрастать днём, ночью и даже в состоянии опьянения.

Это относится к моменту, когда мы развили не просто бодхичитту, а так называемую бодхичитту без усилий : нам больше не нужно стараться её развивать, она возникает естественным образом. Конечно, вначале нужно проходить все стадии развития бодхичитты, занимаясь семичастной медитацией на основе причин и следствий либо практикой уравнивания себя и других и замены себя на других. Это требует больших усилий. Когда у нас появляется бодхичитта без усилий, применять эти методы больше не нужно, потому что бодхичитта присутствует в нашем уме всё время.

Точно так же можно сказать, что мы стали личностью начального уровня, когда мы стремимся к более благоприятным перерождениям и это не требует усилий. Нам больше не нужно проходить все стадии медитаций о драгоценном человеческом рождении, смерти и непостоянстве, низших мирах, надёжном направлении и карме. Намерение начального уровня просто присутствует всё время без усилий, даже когда мы его не осознаём.

Интегрировать в свою жизнь мотивацию начального уровня – немалое достижение. Это не исключает заботу о делах нынешней жизни, но они не должны быть в центре нашего внимания. Чтобы достичь начального уровня мотивации, в первую очередь нужна совершенная, без тени сомнения, убеждённость в перерождении: что последуют будущие рождения, на которые повлияет карма, и поэтому нам нужно что-то делать. Конечно, нужна твёрдая уверенность в том, что мы можем что-то сделать, чтобы обеспечить себе лучшие рождения.

Это не значит, что нельзя работать над остальными уровнями мотивации, пока мы в полной мере не развили мотивацию начального уровня. Если мы достигли определённой ступени начального уровня и нам всё ещё нужно развивать его с помощью медитации – этого достаточно, можно двигаться дальше, даже если у нас нет полной убеждённости в перерождении. У нас нет стопроцентной убеждённости, но в своём нерешительном колебании мы больше склоняемся к тому, что перерождение существует. Мы оставляем за собой право сомневаться и идём дальше.

Однако если мы переходим на следующие ступени, не достигнув полной интеграции предыдущих уровней мотивации, это означает, что на начальном уровне у нас осталось много работы. Поэтому нужно работать над разными стадиями снова и снова.

Непривязанность к постоянным драгоценным человеческим рождениям Arrow down Arrow up

Средний уровень ещё более сложный и глубокий, чем начальный. Здесь мы стремимся полностью освободиться от неуправляемого круговорота перерождений. Если наша мотивация начального уровня искренняя, то чрезвычайно легко и естественно возникает привязанность к драгоценной человеческой жизни. На этом уровне мы постоянно молимся: «Пусть я снова получу драгоценное человеческое рождение. Пусть снова встречусь со своими гуру и попутчиками в Дхарме, пусть у меня будут благоприятные обстоятельства», и так далее. Преодолеть эту привязанность и понять, что такое отречение – решимость быть свободным – непросто.

Когда мы думаем, что у нас будет хорошее здоровье, красивое молодое тело и так далее, наше стремление к человеческому перерождению смешивается с привязанностью. Означает ли это, что на среднем уровне мотивации мы ничего этого не хотим? На среднем уровне мы хотим стать освобождёнными существами, архатами. Что это вообще означает? Что мы никогда больше не увидим друзей? Очень сложно даже представить, что значит быть освобождённым существом.

Таким образом, трудно выйти за пределы желания получать благоприятные рождения – драгоценные человеческие рождения с друзьями, богатством, благоприятными обстоятельствами и так далее. Особенно когда мы стареем, нас манит мысль снова стать молодыми, снова влюбиться и испытать соответствующие удовольствия. Мы сможем лучше видеть, слышать, у нас будет больше сил, мы будем привлекательнее. Поэтому желание иметь драгоценную человеческую жизнь сильно смешивается со стремлением снова быть молодыми. Шаг на средний уровень очень непростой. А с бодхичиттой ещё труднее: вы можете представить, что искренне желаете освободить каждое насекомое?

Что значит быть архатом? Arrow down Arrow up

Хорошо иметь ясное понимание, что с нами произойдёт, когда мы станем архатами. Есть много представлений о том, кто такой архат, но, если мы следуем пути махаяны, мы не согласны с представлениями хинаяны о том, что после смерти архата его поток ума заканчивается. У нас другое понимание архатства.

Два типа архатов в зависимости от времени развития бодхичитты

Есть два типа освобождённых существ, или архатов. Первый тип – архат, который сначала стремился к архатству, а после освобождения зарождает бодхичитту и вступает на путь бодхисаттвы. И другой тип – архаты, которых называют «архатами определённой линии». Это означает, что задолго до достижения архатства они развивают бодхичитту и устремляются к просветлению, достигая архатства на пути к состоянию будды. Давайте назовём первый тип хинаянскими архатами. После смерти их поток ума переходит в чистый мир. Архаты определённой линии могут либо отправиться в чистый мир, либо проявиться на обычных уровнях существования. В отличие от «нечистых» сансарных миров, чистые миры лишены страданий. Но они не похожи на рай, как он описывается в других религиях. Это места, где обстоятельства наиболее благоприятны для дальнейшего изучения и практики Дхармы.

Оба типа архатов превзошли существование в сансаре – неуправляемое перерождение. Но это не означает, что они управляют своими перерождениями. Проблема в том, что слово «управлять» может ассоциироваться с властью или силой. Смысл в том, что они больше не переродятся под влиянием беспокоящих эмоций и кармы.

Архаты в чистых мирах

У освобождённых существ в чистых мирах больше нет так называемых «получающих совокупностей», то есть совокупностей, которые мы получаем, находясь под властью беспокоящих эмоций и кармы по принципу 12 звеньев зависимого возникновения. У них есть совокупности – тело и ум, – но не обретённые в силу кармических беспокоящих эмоций.

Тело архата состоит из тонких элементов. В буддизме «элементы» (стихии) – это земля, вода, огонь и ветер, то есть, в западном понимании, твёрдое, жидкое и газообразное состояния, а также энергия. В чистом мире эти тонкие элементы видимы для других архатов, но обычные люди их не воспринимают. Такое тело также называют «ментальным телом», но оно не похоже на то, что мы видим во сне. Скорее, оно напоминает тела существ уровня нематериальных форм («мира форм»). У них нет болезней, старости и смерти: жизнь может длиться там бесконечно, и они могут пребывать в состоянии, которое называют «крайностью удовлетворённости», продолжая медитировать на пустотность или другие темы, связанные с четырьмя благородными истинами. Либо они зарождают бодхичитту и продолжают изучать и практиковать махаяну в чистом мире. Кроме этого, они могут проявиться в обычных мирах, таких как наш.

Следуя ламриму, последовательным стадиям пути махаяны, мы не хотим болтаться в чистой земле. Конечно, в тантре есть практики для переноса сознания в чистый мир. Там нет отвлечений и бодхисаттва не живёт в своё удовольствие, а непрерывно изучает и практикует Дхарму, 24 часа в сутки. Став архатом или бодхисаттвой-архатом, можно или оставаться там, или проявиться в нашем мире и продолжить помогать другим. Скорее всего, это связано с личными склонностями или характером.

Тело архатов в обычном мире

Когда тонкие элементы тела архата проявляются в обычном мире, они соединяются с грубыми элементами спермы и яйцеклетки родителей, подобно тому как когда в этот мир приходит будда. Это не «душа» и не материальное тонкое тело, которое входит в грубые элементы спермы и яйцеклетки, и не отдельная вещь, которая использует более грубое тело или владеет им.

Здесь мы применяем такой же анализ пустотности, как и при исследовании отношения между «я» и совокупностями. Точно так же как «я» может быть приписано на основе грубых элементов тела и ума, тонкие элементы тела архата или будды можно приписать на основе грубых элементов спермы и яйцеклетки родителей. То, что приписано, и основа для приписывания – не одно и то же. Грубые элементы тела (основа приписывания) подвержены рождению, болезни, старению и смерти, но тонкие элементы тела архата или будды от этого освобождены.

В каком-то смысле, став освобождённым существом, мы не уходим, оставляя духовных учителей и друзей: мы не собираемся отдыхать в чистой земле, наслаждаясь так называемым покоем нирваны. Мы по-прежнему можем быть вместе с гуру и друзьями, но без привязанности. Это небольшое пояснение к тому, о чём идёт речь.

Испорченные и неиспорченные совокупности

Согласно определению прасангики гелуг, испорченные совокупности создают видимость истинно обоснованного существования, а неиспорченные такой видимости не создают. Пока архат полностью поглощён пустотностью, его ум не создаёт видимости истинно обоснованного существования и его совокупности – неиспорченные. В периоды последующего достижения , когда архат не находится в полной поглощённости пустотностью, его ум создаёт видимость истинно обоснованного существования. В это время совокупности архата относятся к испорченным.

Таким образом, иногда совокупности архатов испорченные, а иногда нет. С другой стороны, совокупности будды всегда неиспорченные, потому что будда всё время пребывает в полной поглощённости пустотностью. Следовательно, между тонкими элементами тела будды и архата есть разница, хотя оба, проявляясь в мире, приписываются на основе грубых элементов тел своих родителей – спермы и яйцеклетки.

Информации очень много, но давайте попробуем начать с ней работать и попытаемся понять, что здесь имеется в виду. Мы хотим стать освобождённым существом. Достигнув архатства, мы хотим встать на путь бодхисаттвы, чтобы помогать другим. Поэтому мы продолжаем проявляться в этом мире. Речь не о том, что перед нами окажется список кандидатов, из которого мы сможем выбрать новых родителей. Но вследствие многочисленных зависимо возникающих факторов будет установлена связь между нашими тонкими элементами архата и грубыми элементами спермы и яйцеклетки двух людей.

Архаты не страдают

Разумеется, грубые элементы подвержены законам непостоянства, поэтому будут возникать проблемы и болезни. Они изнашиваются и однажды больше не смогут служить основой для ума освобождённого существа. На них распространяются законы физики, но на происходящее с ними не влияют беспокоящие эмоции и карма. Однако тонкое тело не подвергнется болезни, старению и смерти.

Также в состоянии архатства мы будем переживать происходящее с грубыми элементами тела, не испытывая ни одного из трёх видов страданий: страдания несчастья, страдания обычного счастья и всепроникающего страдания. Все наши переживания будут сопровождаться либо счастьем, либо беспристрастием, которые не смешаны ни с цеплянием за истинное существование, ни с привязанностью. Будучи архатами, мы можем пребывать в состоянии поглощённости на одном из высших уровней умственной устойчивости, в которых есть только беспристрастие. Но в состоянии будды мы бы не испытывали ничего, кроме счастья, свободного от всех беспокоящих эмоций. В тантре это называют блаженным осознаванием.

Эта тема заняла у нас какое-то время, но нам нужно знать, что будет после освобождения, если мы хотим выбраться из сансары. Без ясного понимания этого нам будет сложно сказать: «Да, я хочу освободиться от перерождений в сансаре!»

Тонкое тело архата отличается от тела форм будды Arrow down Arrow up

Далее нужно пояснить, что тонкое тело архата и тонкие физические тела будды отличаются, важно их не путать. Тонкие тела будды, которые называют нирманакая и самбхогакая , намного тоньше тонкого тела архата, так называемого ментального тела. Но они одинаковым образом приписаны на основе грубых элементов отца и матери.

Сострадание и молитвы вместо кармы

Происходящее в нашем сансарном существовании, до того как мы стали освобождёнными существами, – результат огромного количества разнообразных факторов, включая кармические факторы в нашем потоке ума и в потоках ума других существ. Например, мы ведём машину и сбиваем выбежавшего на проезжую часть человека. Случившееся – результат не только моей, но и его кармы. Тогда как всё происходящее с нами после того, как мы стали архатами-бодхисаттвами или буддами, например разные люди, которых мы встречаем и которым пытаемся помочь, – это результат нашего сострадания и молитв о том, чтобы быть способными приносить всем пользу. Для других это результат их кармы. Но это не последствие нашей кармы, а результат нашего пожелания приносить пользу всем существам. Поэтому, чтобы установить связь с бесчисленными существами, мы выполняем практики махаяны, представляя вокруг себя бесчисленных живых существ.

Став архатом-бодхисаттвой или буддой, мы будем общаться с людьми, не испытывая к ним никаких беспокоящих эмоций: ни привязанности, ни враждебности, ничего подобного. В то время как другие люди в силу своей кармы и других факторов могут чувствовать к нам привязанность и враждебность. Мы будем чувствовать только совершенное сострадание и беспристрастие ко всем, хотя на внешнем уровне наше взаимодействие с другими может принимать самые разные формы.

Резюме Arrow down Arrow up

К идее о том, чтобы снова и снова получать драгоценное человеческое перерождение, легко привязаться, особенно когда мы думаем, что снова сможем стать молодыми, умными и красивыми! На промежуточном уровне мотивации ламрима мы устремляемся к более высокой цели, желая освободиться от неуправляемого круговорота перерождений. Однако большинство из нас вряд ли смогут представить, на что это похоже. Но правильно поняв, что такое освобождение, мы сможем сделать его своей целью.

Миряне согласно Типитаке (Каттхаваттху 4:1) также могут стать архатами, хотя обычно их убеждают Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] [ ] улучшать свою карму путём совершения хороших действий с тем, чтобы в одной из следующих жизней стать монахом . Российский буддолог А. В. Парибок в своём Послесловии к Милиндапаньхе (с. 423) пишет, что из Канона (Каттхаватху 4:1) известно, что архатами становились не только члены Сангхи (буддийской общины, монахи), но и миряне, а также подвижники-небуддисты, услышавшие хоть краткую буддийскую проповедь. Парибок ссылается на Каттхаватху 4:1 где описаны такие случаи. Милиндапаньха, классический текст Тхеравады, в книге 3, гл. 7 также упоминает о таких случаях . В представлении многих пишущих о буддизме наивысшим достижением мирянина без становления монахом может быть лишь «попадание на небеса» . Хотя мирянам труднее достичь просветления, своими желаниями и намерениями, своей жизнью на благо всех живых существ они могут улучшать свою карму[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] .

  1. У архата могут быть ночные поллюции .
  2. У архата может быть незнание чего-либо.
  3. У архата могут быть сомнения.
  4. Архатство может быть определено другим.
  5. Практиковать просветление можно через произнесение слов.

См. также

Напишите отзыв о статье "Архат (буддизм)"

Примечания

Литература

  • Лысенко В. Г. . - М .: ИФ РАН , 2003. - 246 с. - ISBN 5-201-02123-9.
  • Торчинов Е. А. Буддизм: Карманный словарь. - СПб. : Амфора, 2002. - 187 с. - ISBN 5-94278-286-5.
  • Чебунин А. В. История проникновения и становления буддизма в Китае: [монография]. - Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ , 2009. - 278 с. - ISBN 978-5-89610-144-4.
  • Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц ;. - М .: Вост. лит.,ИФ РАН , 2011. - 1045 с. - ISBN 978-5-02-036492-9.
  • Типитака (см., напр., на сайте Тхеравада.ру)
  • Дхаммапада. (Гл. об Архатах.) Пер. В. Топорова. М. 1960.
  • Суттанипата. Пер. Н.И. Герасимова. \\ В сб.:Стержень жизни. М. 1997.
  • Джатаки. Пер. Б. Захарьина. М.1979.
  • Милиндапаньха. Пер. А. Парибка. "Наука". 1989.
[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]

Отрывок, характеризующий Архат (буддизм)

Полыхнуло яркое синее пламя – все мы дружно ахнули... То, что минуту назад было Светилом, за одно лишь коротенькое мгновение превратилось в «ничто», даже не начав сопротивляться... Вспыхнув прозрачным голубым дымком, он ушёл в далёкую вечность, не оставив в этом мире даже следа...
Мы не успели испугаться, как сразу же за происшедшим, в проходе появился жуткий человек. Он был очень высоким и на удивление... красивым. Но всю его красоту портило мерзкое выражение жестокости и смерти на его утончённом лице, и ещё было в нём какое-то ужасающее «вырождение», если можно как-то такое определить... И тут, я вдруг вспомнила слова Марии про её «ужастика» Дина. Она была абсолютно права – красота может быть на удивление страшной... а вот доброе «страшное» можно глубоко и сильно полюбить...
Жуткий человек опять дико захохотал...
Его хохот болезненным эхом повторялся в моём мозгу, впиваясь в него тысячами тончайших игл, а моё немеющее тело слабело, постепенно становясь почти что «деревянным», как под сильнейшим чужеродным воздействием... Звук сумасшедшего хохота фейерверком рассыпался на миллионы незнакомых оттенков, тут же острыми осколками возвращаясь обратно в мозг. И тут я наконец-то поняла – это и правда было нечто наподобие мощнейшего «гипноза», что своим необычным звучанием постоянно наращивало страх, заставляя нас панически бояться этого человека.
– Ну и что – долго вы собираетесь хохотать?! Или говорить боитесь? А то нам надоело вас слушать, глупости всё это! – неожиданно для самой себя, грубо закричала я.
Я понятия не имела, что на меня нашло, и откуда у меня вдруг взялось столько смелости?! Потому, что от страха уже кружилась голова, а ноги подкашивались, как будто я собиралась сомлеть прямо сейчас, на полу этой же самой пещеры... Но недаром ведь говорят, что иногда от страха люди способны совершать подвиги... Вот и я, наверное, уже до того «запредельно» боялась, что каким-то образом сумела забыть про тот же самый страх... К счастью, страшный человек ничего не заметил – видимо его вышиб тот факт, что я посмела вдруг с ним так нагло заговорить. А я продолжала, чувствуя, что надо во что бы то ни стало быстрее разорвать этот «заговор»...
– Ну, как, чуточку побеседуем, или вы и можете всего только хохотать? Говорить-то вас научили?..
Я, как могла, умышленно его злила, пытаясь выбить из колеи, но в то же время дико боялась, что он нам таки покажет, что умеет не только говорить... Быстро глянув на Стеллу, я попыталась передать ей картинку, всегда спасавшего нас, зелёного луча (этот «зелёный луч» означал просто очень плотный, сконцентрированный энергетический поток, исходящий от зелёного кристалла, который когда-то подарили мне мои далёкие «звёздные друзья», и энергия коего видимо сильно отличалась качеством от «земной», поэтому срабатывало оно почти всегда безотказно). Подружка кивнула, и пока страшный человек не успел опомниться, мы дружно ударили его прямо в сердце... если оно, конечно, там вообще находилось... Существо взвыло (я уже поняла, что это не человек), и начало корчиться, как бы «срывая» с себя, так мешавшее ему, чужое «земное» тело... Мы ударили ещё. И тут вдруг увидели уже две разные сущности, которые плотно сцепившись, вспыхивая голубыми молниями, катались на полу, как бы пытаясь друг друга испепелить... Одна из них была той же красивой человеческой, а вторая... такого ужаса невозможно было нормальным мозгом ни представить, ни вообразить... По полу, яро сцепившись с человеком, каталось что-то невероятно страшное и злое, похожее на двухголовое чудище, истекающее зелёной слюной и «улыбающееся» оскаленными ножеобразными клыками... Зелёное, чешуйчато-змеевидное тело ужасающего существа поражало гибкостью и было ясно, что человек долго не выдержит, и что, если ему не помочь, то жить осталось этому бедняге всего ничего, даже и в этом ужасном мире...
Я видела, что Стелла изо всех сил пытается ударить, но боится повредить человека, которому сильно хотела помочь. И тут вдруг из своего укрытия выскочила Мария, и... каким-то образом схватив за шею жуткое существо, на секунду вспыхнула ярким факелом и... навсегда перестала жить... Мы не успели даже вскрикнуть, и уж, тем более, что-то понять, а хрупкая, отважная девчушка без колебаний пожертвовала собой, чтобы какой-то другой хороший человек мог победить, оставаясь жить вместо неё... У меня от боли буквально остановилось сердце. Стелла зарыдала... А на полу пещеры лежал необыкновенно красивый и мощный по своему сложению человек. Только вот сильным на данный момент он никак не выглядел, скорее наоборот – казался умирающим и очень уязвимым... Чудовище исчезло. И, к нашему удивлению, сразу же снялось давление, которое всего лишь минуту назад грозилось полностью размозжить наши мозги.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Многие люди, интересующиеся буддизмом и тем, каких состояний последовательно достигает буддист в поисках просветления, задаются вопросом: «Архат - кто это такой?»

Дорога к пробуждению нелегка, она сравнивается с переходом через бурные воды реки. Обычному человеку не под силу вырваться из круговорота перерождений, пока он не поставит себе чёткую цель и не научится контролировать своё сознание при помощи специальных упражнений и медитации.

В зависимости от того, добрые поступки он совершает или дурные, он обеспечивает себе всего лишь очередное перерождение, более высокое или более низкое.

Но всё меняется, когда верующий становится «благородной личностью», то есть вступает на добродетельный , ведущий к заветной цели.

В , старейшей ветви буддийского учения, такой целью является сама нирвана, а в , другом его ответвлении, – обретение пробуждения для принесения блага всем живым существам.

Вступивший на эту благородную стезю уже точно станет архатом, то есть полностью просветлённым человеком, освободившимся от омрачений сознания, которому больше не суждено родиться ни в одном из миров сансары после ухода в паринирвану.

Но случится ли это в текущем перерождении, зависит оттого, на какой стадии продвижения по пути верующий находится в данный момент.

Давайте рассмотрим, кто такой этот святой в разных направлениях учения.

В школах раннего буддийского течения

В добуддистской Индии термин «архат», обозначавший святого человека, тесно ассоциировался с волшебной силой энергетики и аскетизмом.

Буддисты чётко разграничивают понятия буддийского и индийского святого – архата. В буддизме волшебная божественная мощь этого святого не служит более решающей при определении его отличительных черт или миссии.

В ранних буддистских школах существовали взгляды об относительном совершенстве архатов. В общем, в школах проповедовали, что будды и имеют трансцендентную и сверхъестественную природу, а архаты подвержены отклонениям от пути и ошибкам.

Некоторые из школ утверждали, что бодхисаттва превосходит архата, в силу того что последний может ошибаться и пребывать в неведении.

Например, в сутре «Нагадатта» школы Сарвастивада говорится о том, что демон Мара воплотился в отца бхикшуни Нагадатты и попытался убедить её, что лучше достичьболее низкой степени архатства, чем стараться стать полностью просветлённой (самьяксамбуддой).

Он сказал: «Ты задумала слишком серьёзное дело. Буддовости очень трудно достичь. Нужно сотни тысяч кальп, чтобы стать буддой.Так как очень мало людей становятся пробуждёнными, почему бы тебе не стремиться к архатству? Полученный опыт равносилен нирване, кроме того, его легко достичь».

На что Нагадатта ответила: «Мудрость Будды может помочь достичь пробуждения бессчётному количеству людей. А архаты уступают ему в этом».

В этот период полагалось также, что архаты не освободились полностью от всех желаний, что они не достигли полного совершенства и могут вернуться к образу жизни обычного человека.

В буддизме Тхеравады

По мнению тхеравадинов, архат – это человек, достигший , который избавился от всех нездоровых корней, из которых возникаютоковы сансары.


После смерти он не рождается ни в каком мире, поскольку нити (оковы), привязывающие человека к круговороту перерождений, окончательно исчезают.

В Палийском каноне иногда используется слово «татхагата», как синоним «архату», хотя обычно им называют самого Шакьямуни.

После погружения в нирвану пять совокупностей –

  • физическая форма,
  • чувства и ощущения,
  • восприятие,
  • ментальные формирования,
  • сознание

продолжат функционировать, поддерживаемые жизненной силой тела. Этот этап называется нирваной с остаточными явлениями.

Но как только святой умирает, пять совокупностей дезинтегрируютсяс физическим телом и прекращают действовать, таким образом уничтожая все его следы в материальном мире и полностью освобождая от убогости сансары.


Теперь это называется нирвана без остаточных явлений. Со смертью к просветлённому приходит паринирвана .

В буддизме Тхеравады сам Шакьямуни вначале идентифицируется как архат, так же как и его просветлённые последователи. Они свободны от всех загрязнений:

  • жадности,
  • ненависти,
  • заблуждений,
  • невежества,
  • страстных желаний.

Лишаясь такого «наследия», которое неминуемо привело бы к будущему перерождению, эти святые знают и понимают реальность здесь и сейчас.

Это достоинство демонстрирует их безупречную чистоту, подлинную ценность и достижение конечной цели – нирваны.

В школах Тхеравады имелась тенденция отрицать возможность обретения архатства мирянами. Хотя в соответствии с Питакой оно открыто для всех, в более поздний период среди тхеравадинов – членов монашеской сангхи – бытовало мнение, что эта ступень доступна только тем, кто носит рясу.


Если же случись так, что мирянин стал святым, то в течение одного дня он должен был или вступить в сангху, или умереть.

В Палийском каноне Ананда утверждает, что монаху можно достичь нирваны одним из четырёх способов:

  • он развивает сначала душевное равновесие, а затем познание глубинных причин и взаимосвязей;
  • он развивает сначала познание глубинных причин и взаимосвязей, а затем душевное равновесие;
  • и то, и другое развивается поэтапно;
  • ум монаха охватывает возбуждение, связанное с дхармой, и он развивает душевное равновесие иизбавляется от оков сансарического мира.

Послушник, только вступивший на дорожку, ведущую к просветлению, называется сотапанна . Он узнаёт учение, совершенствует свои моральные качества, укрепляет уважение к трём буддийским драгоценностям. Просветление охватит его не позже, чем через семь перерождений.


На следующую ступень поднялись сакадагами . Они ещё раз родятся в человеческом мире, затем уже станут архатами.

Те, кто избавился от жадности и ненависти (больше их не ощущает), но имеют остатки заблуждений, называются анагами , или невозвращающиеся.

Анагами после смерти родятся вновь нев человеческом мире, а на небе, в Чистом Прибежище, где живут только они. Там они обретут полное пробуждение.

Архатство завершает эту тропу освобождения.

В буддизме Махаяны

Махаянские буддисты считают самого идеалом, к которому нужно стремиться в духовных исканиях.


Иерархия этапов достижения просветления такова:

  • архат,
  • пратьекабудда,
  • самьяксамбудда,
  • татхагата.

В сравнении с целью стать полностью просветлённым бодхисаттвой, путь шравака , ищущего личного освобождения из сансарического мира, считается эгоистичным и нежелательным. Есть даже несколько махаянских текстов, которые утверждают, что стремление к архатству и личному освобождению не соответствуют целям Махаяны.

Вместо того чтобы стремиться стать архатом, адептам махаянского направления предлагается вступить на тропу бодхисаттвы и не возвращаться к уровню архата или шравака. Таким образом, с этой точки зрения архат должен продвигаться вперёд, чтобы постепенно стать бодхисаттвой.

Если архату не удастся сделать это в течение той жизни, в которой он достиг архатства, то он погружается в состояние глубокого самадхи – пустоты, чтобы оттуда перейти на тропу бодхисаттвы, когда будет готов.

В соответствии с сутрой Лотоса, любой истинный архат со временем примет Махаяну.

В махаянском учении считается, что шравака направляет в его стремлениях боязнь остаться в колесе перевоплощений, что делает его неспособным стремиться к обретению буддовости. Ему не хватает мужества и мудрости бодхисаттвы.

Новоявленные бодхисаттвы иногда сравниваются со шраваками и архатами. В Праджняпарамита сутре перечисляется шестьдесят таких бодхисаттв, которые стали архатами, вопреки предпринятым усилиям на тропе бодхисаттвы.

Им не хватило понимания праджняпарамиты и умения прогрессировать, как бодхисаттва, по дороге к полному просветлению. Этому препятствовали возникающие в уме привязанность и боязнь перерождения.

В Праджняпарамита сутре эти люди сравниваются с гигантской птицей без крыльев, которая стремительно падает на землю с вершины Сумеру.


В махаянском течении обретение шраваком архатства рассматривается как меньшее достижение, чем полное просветление. Но эти просветлённые пользуются уважением за их относительные достижения.

Поэтому царство будд изображается населённым как шраваками, так и бодхисаттвами. Достижения архатов считаются впечатляющими, потому что они выходят за рамки земного мира.

Такую точку зрения приняли и другие восточно-азиатские буддийские направления. Среди особых групп архатов почитаются Шестнадцать, Восемнадцать и Пятьсот Архатов.


Шестнадцать Великих Архатов

Первые знаменитые портреты этих святых принадлежат кисти китайского монаха Гуаньсюя и написаны в 891 году нашей эры. Он подарил их храму Шеньчина, который находится в современном Ханчжоу, где они и хранятся заботливо и уважительно.

Заключение

В некотором отношении два пути – архатства и полного просветления – имеют общую основу. Однако их отличительной особенностью является то, что махаянская доктрина настаивает на эмоциональной и когнитивной непривязанности к их логическому завершению.

Архат= [санскр.; пали Архант, тиб. Драчомпа] - тот, кто "победил врага", т.е. устранил мешающие эмоции и неведение и достиг прекращения собственного страдания, Освобождения от омрачений-клеш и вышел из шести обусловленных миров сансары , «колеса рождения и смерти», но не обладает всеведением Будды . Архат представляет идеал Малого Пути. В Малой Колеснице - Хинаяне - состояние архата считается целью буддийского пути.
Cогласно учению Тхеравады , архат - тот, кто достиг, по их мнению, "полного пробуждения, ниббаны", к архатам тхераваддины причисляют Будду. Архат уничтожил неведение, зависимость и гнев, то есть три корня сансарического восприятия. Он более не родится ни в одном из шести миров страдания, обрубив все путы, привязывающие к сансаре. В Палийском Каноне слово «архант» иногда используется как синоним «татхагаты».
После достижения освобождения пять совокупностей - скандхи (тело, ощущения, восприятие, умственные формации и сознание) продолжают функционировать, поддерживаемые телесной жизненной силой. Это прижизненное состояние называется "нирваной с остатком". После смерти (паринирваны) архата, пять совокупностей распадаются и так прекращаются всяческие следы существования в обусловленном мире - сансаре, то есть происходит полное освобождение от сансары. Это называется "нирваной без остатка".Архат не создает никакой новой кармы , но прежняя карма может оказывать на него влияние до момента паринирваны.
Архатами считаются:
1. Самма-самбудда (или просто Будда). Это тот, кто открыл истину самостоятельно и обучил других. 2. Пратьека-будда - тот, кто открыл истину самостоятельно, но не обучил других. 3. Шравака-будда - тот, кто услышал истину прямо или косвенно от Самма-самбудды. Согласно сутрам, архат по своей природе не может:
1. Намеренно лишить жизни живое существо. 2. Взять, подобно вору, то, что ему не было дано. 3. Быть сексуально активным. 4. Сказать намеренную ложь. 5. Накапливать имущество, подобно тому, когда он был домохозяином. 6. Действовать, исходя из жажды. 7. Действовать, исходя из отвращения. 8. Действовать, исходя из невежества. 9. Испытывать страх.

Архат обладает совершенной нравственностью, совершенным сосредоточением, совершенной мудростью. Он уже не считается учеником Будды, поскольку уже выполнил все, что должен был сделать на уровне Учения Малой Колесницы - Тхеравады. Поэтому словом "архат" называют практикующего, достигшего высшей ступени в Колеснице Индивидуального Освобождения.
В общине Будды монахи приходили к достижению архатства, много слушая и обдумывая закон, а затем применяя его в жизни и в медитации. Такие ученики до достижения уровня архата назывались шраваками, то есть теми, кто слушает. Кроме этого, в древней Индии так называли монаха самого высокого ранга.
На пути к достижению состояния архата выделяют четыре ступени:
1. Вошедший в Поток Истины. Этим термином называют тех, кто освободился от первых трёх из Десяти Уз. Вошедший в Поток открывает свои глаза дхарме , имеет твёрдую решимость никогда более не создавать причин для страданий, он живёт стремлением к пробуждению, стремится развить "правильное воззрение", соблюдает обеты и заповеди почитает Три Драгоценности (Будду, Дхарму, Сангху). На этом уровне практикующий возвращается в мир обусловленного существования 7 раз и после достигает уровня архата. 2.Возвращающийся Один Раз – это тот, кто освободился от первых трёх из Десяти Уз, а также ослабил три корня сансарического восприятия: неведения, зависимость и гнев. Вернувшись в следующей жизни лишь один раз в этот мир, он встанет на путь духовной практики и достигнет уровня невозвращения в Мир Страстей, или уровня Архата. Такой практикующий возвращается на землю один раз и обретает плод архата. 3. Невозвращающийся – это тот, кто полностью освободился от первых Пяти Уз. В следующей жизни он родится в одном из миров, превосходящих Мир Страстей, там, где он будет полностью свободен от возвращения в Мир Страстей, и где сможет совершенствоваться на Пути к Окончательному Освобождению. Невозвращающиеся после смерти попадают в рай 19 небес, после чего являют плод архата" 4.Архат – это тот, кто освободился от Десяти Уз. Он пресёк утечки, разрушив Десять Уз, он освободился от становления, остановил поток воплощений, достижение Нирваны стало для него возможным. Согласно сутре, "архат способен летать и менять форму, продлять по желанию срок жизни, жить в Небесных обителях" .
Когда в мире появляется Будда, то резко возрастает число людей, достигших архатства. О Будде говорят, что он – Бхагаван (Наивысший из Почитаемых), Познавший все Миры, Учитель богов и людей, Непревзойдённый, Архат. Во времена Будды огромное количество мирян и монахов последовали его Учению, известно, что, как минимум, две с половиной тысячи учеников Будды Шакьямуни пришли к достижению архатства.
В буддийской иконографии из учеников Будды чаще представлены пять архатов.

КНИГА ВТОРАЯ

АРХАТЫ БУДДИЗМА

Введение

В буддизме традиция Адептов завуалирована лишь слегка. Столетиями приверженцы Доктрины стремились к достижению внутреннего спокойствия, являющегося неотъемлемым атрибутом достигшего совершенства человеческого существа. Сразу после учреждения Братства, последователей буддийской философии учили, что религию можно принять в буквальном смысле или познать путем мистического переживания. Те, кто довольствуются лишь тем, чтобы подтверждать верность, вправе рассчитывать только на некоторое личное утешение. Даже если бы они обладали достаточно глубокими знаниями, чтобы исследовать структуру системы, они не смогли бы познать путем личного переживания живую силу Дхармы. Адептство для них маловероятно, так как стимул к достижению просветления недостаточно силен.

Величайшие мистерии буддизма предназначались для более искренних, повиновавшихся побуждению соблюдать дисциплину и посвятить свои жизни и сердца претворению в жизнь Закона. В южной школе такая преданность требовала монашеской жизни, необходимым условием которой был отказ от всех личных обязательств и привязанностей. В северной школе все было не так сурово и победа над собой оказывалась доступна всем, невзирая на место пребывания, род занятий или профессию. Система махаяны дошла до признания того, что адептство может быть достигнуто и без принятия буддизма и без обучения у какого-нибудь учителя. Свет может исходить исключительно изнутри, а некоторых из великих мудрецов особо почитали за то, что они достигли просветленности в одиночку.

Буддийского Адепта обычно называют архатом или рахатом. Западная и восточная концепции адептства в некоторых отношениях не совпадают. Европейский Адепт интересовался проблемами политики, образования и науки материального мира гораздо больше, чем восточный посвященный. Однако, необходимо внести ясность еще в один вопрос: вопреки сложившемуся на Западе мнению, буддизм отнюдь не является доктриной недеяния. Он не воздает должное отдельной личности, занятой исключительно собственным совершенствованием. Его позиция заключается в том, что внешнее улучшение общества должно проистекать из внутреннего просветления человеческого существа. Следовательно, архат выполняет свое назначение, используя заключенные в нем йогические силы, и его сфера деятельности не выявляется бурными проявлениями его объективной личности. Более того, буддизм не представляет архата сверхчеловеком. Цель, к которой стремятся мудрые, состоит в отождествлении с мировой истиной. Даже мудрость должна согласоваться с Законом.

Как следует из общей концепции, восточные архаты не становились правителями наций, завоевателями или блестящими мыслителями. Они оставались в сангхе и редко пользовались каким-либо влиянием за пределами круга своих учеников с их стихийным восторгом. Их кодекс законов запрещал им жить в богатстве и роскоши, но они ни в коей мере не считали эти ограничения несчастьем. Некоторые архаты, конечно, достигали славы и почета, но всегда как учителя и люди исключительной доброты и скромности. Если же кто-нибудь из них и принимал на мгновение угрожающий вид, то только затем, чтобы наглядно объяснить запутавшемуся или капризному последователю какое-нибудь конкретное наставление. Они, подобно морю, могли допустить, чтобы на поверхности появилась рябь, но глубины всегда пребывали в спокойствии и тишине.

Буддийскому архату, как и западному Адепту, приписываются способности творить чудеса. В ламаизме особое ударение делалось именно на этой стороне общей идеи. На самом же деле большинство чудес, приписываемых буддийским мудрецам, представляло собой всего лишь описание внутренних сил в символической форме и не было рассчитано на понимание в буквальном смысле. Чудеса творились не людьми, а через людей, и чудесное фактически бывало естественным результатом продолжения внутренней реализации. Это всегда был Закон, исполняющий сам себя, а тем, кто этого не понимал, это казалось поразительным.

Среди современных буддистов существует расхождение во мнениях относительно размеров Иерархии Адептов. Северная школа безоговорочно считала, что великие учителя мира, включая небуддистов, составляют часть высшего правительства. Это невидимое Братство просвещенных и есть настоящая Сангха, а ассамблея материального мира является всего лишь ее слабым подобием. Буддизм, однако, не учит, что Иерархия Адептов активно влияет на человеческую деятельность или направляет ее. Это противоречило бы исходным учениям Будды. Человек растет благодаря собственным заслугам, а не вследствие оказываемого на него давления. Деятельность Иерархии ограничена теми вселенскими вопросами, которые выходят за пределы нынешнего уровня просветления человечества. Напротив, архаты дожидаются в безмолвной медитации, когда их найдут те, кто жаждут наставлений и готовы заслужить право развиваться путем полной самоотдачи и личного старания.

В некоторых буддийских школах Адепта, или архата, считают персонификацией «сверх-я». Каждый учитель человечества представляет собой средоточие реальности, из которой поддерживается иллюзорная личность. Поиск трансцендентного «я» есть поиск Иерархии. Об этом следует помнить при изучении некоторых преданий и легенд, касающихся этих благородных учителей. Истина - это высшая реальность, или Ади-будда. Великая Иерархия являет собой раскрытие истины через все миры, планы и условия бытия. Погружаясь в неизвестность мрака формы, истина растворяется, пока не остается только луч или частица. Каждый из этих лучей - это нить сознания, и искатель истины может подниматься по этой нити, пока в конце концов не постигнет источник.

В Китае архатов называют лоханами, или «поющими священные мантры». Эти лоханы, в свою очередь, являются олицетворениями фрагментарных истин, повсюду обнаруживающих себя и побуждающих к вдумчивому исследованию. Закон никогда не бывает совершенно лишенным формы, а создает внешние проявления, которые, будучи понятыми, помогут ученику во время его долгого путешествия по Срединному Пути. Внимательные же, и в первую очередь к мелочам, постепенно обогащая свой духовный мир, расширяют трансцендентальные возможности и тихо, но неизбежно продвигаются вперед по пути освобождения. Архат, однако, останавливается у ворот и повторяет обет бодхисаттвы Авалокитешвары, который отказывается погрузиться в глубокий покой до тех пор, пока все создания не воспримут Учение сердцем. Решение о самопожертвовании принимается не по приказу или требованию, это добровольное принятие на себя ответственности. Ученик возвращается в этот мир смиренным монахом не потому, что этого требует Бог, а потому, что в глубине души его побуждает к этому решению глубокое и необычайное сострадание. Поэтому архаты и архаты-бодхисаттвы являются «самыми достойными». Они отдали не что-то из того, что у них есть, а все, чем они являются.

Мэнли Палмер Холл Лос-Анджелес, Калифорния.

Сентябрь 1953 г.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок