Зимбардо застенчивый ребенок. Филипп зимбардо, ширли рэдл, застенчивый ребенок

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

«Как преодолеть детскую застенчивость и предупредить ее развитие Филипп Зимбардо Ширли Рэдл Филипп Зимбардо Ширли Рэдл...»

-- [ Страница 1 ] --

ЗАСТЕНЧИВЫЙ

РЕБЕНОК

Как преодолеть детскую застенчивость

и предупредить ее развитие

Филипп Зимбардо

Ширли Рэдл

Филипп Зимбардо

Ширли Рэдл

ЗАСТЕНЧИВЫЙ

РЕБЕНОК

Апрель» ACT

Оформление

Дизайн-студия «Дикобраз»

Перевод с английского

Долинской Е.

Все права защищены

Данная книга представляет собой перевод издания The Shy Child Philip G. Zimbardo and Shirley Radl Впервые опубликовано в издательстве McGraw Hill Book Company, 1981 Подписано в печать 01.02.2005. Формат 84x108 "/32 Гарнитура «Ньютон» Бумага газетная. Усл. печ. л. 15.9 Тираж 5000 экз. Заказ № 51 75 Общероссийский к кодификатор продукции ОК-005-93, том 2, 953000 - книги, брошюры Санитарно-эпидемиологическое заключение №77.99.02 953Д.000577.02.04 от 03.02.2004 г.

Зимбардо, Ф.

3-62 Застенчивый ребенок/Филипп Зимбардо, Ширли Рэдл;пер.

с англ. Е. Долинской. - М.: ACT Астрель, 2005. - 294, с.

I S B N 5-17-029531 -6 (ООО «Издательство ACT») I S B N 5-271-11214-4 (ООО «Издательство Астрель») ISBN 1-883536-21-9 (англ.) Так много людей в современном мире считают себя застенчивыми.



Однако застенчивость поддается лечению, утверждает Филипп Зимбардо, главный специалист в этой области. Эта книга расскажет вам о том, как воспитать ребенка, чтобы он вырос успешным и уверенным в себе человеком. Книга поможет вам разрешить многие проблемы, так или иначе связанные с застенчивостью, а также развить в ребенке доверие к окружающим и высокую самооценку.

УДК 159.9 ББК 88.37 ISBN 5-17-029531-6 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5-271- 11214-4 (ООО «Издательство Астрель») © 1981,1999 by Philip G. Zimbardo, Inc.

ISBN 1-883536-21-9 (англ.) © ООО «Издательство Астрель», 2005

ГЛАВА ПЕРВАЯ

В чем загадка застенчивости? 4

ГЛАВА ВТОРАЯ

Чем родители могут помочь своим застенчивым детям? 40

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Преодоление застенчивости 68

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Ребенок как социальный объект 104

ГЛАВА ПЯТАЯ

Дошкольный возраст (от 2 до 6) 138

ГЛАВА ШЕСТАЯ

Младший школьный возраст (от 6 до 12) 169

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

Лучшие годы жизни (от 12 до 17) 216

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

Студенческие годы (от 17 и далее) 248

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

Настольная книга застенчивого студента 267

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

Конец застенчивости

–  –  –

В ЧЕМ ЗАГАДКА ЗАСТЕНЧИВОСТИ?

Наверное, в самую последнюю очередь люди, ожидающие рождения ребенка, думают о том, будет ли их ребенок робким и застенчивым. Обычно нас волнует только здоровье новорожденного. Когда ребенок, наконец, появляется на свет, мы пересчитываем крошечные пальчики на его ручках и ножках и, становясь родителями, отправляемся в увлекательное путешествие. Мы ведем статистику изменения роста и веса нашего малыша, записываем его первые слова и фиксируем первые самостоятельно сделанные шаги, покупаем и читаем своему чаду книжки, чтобы привить ему с младых ногтей любовь к чтению, а теперь даже приобретаем компьютеры, чтобы ребенок со временем непременно стал математическим гением.

Концентрируя все свое внимание на развитии моторно-двигательных и языковых навыков ребенка и его образовании, родители, воспитатели, учителя и даже детские психологи забывают о его социальном и эмоциональном росте. Совсем недавно профессиональные детские воспитатели осознали, насколько серьезными могут быть последствия пренебрежения и невнимательного отношения к эмоциональному здоровью детей. Как точно подметил автор одной статьи, опубликованной в «Sage Foundation Report», «несмотря на огромное количество научных исследований на тему детского развития, проведенных за последние двадцать лет, изучение эмоционального развития детей до сих пор значительно отстает от других аспектов этой науки».

Обычно мы замечаем, что с ребенком не все в порядке, слишком поздно, когда он уже запуган целым миром.

Некоторые родители и учителя вообще не уделяют эмоциональному здоровью ребенка никакого внимания, если он хорошо себя ведет и не создает своим поведением никаких проблем. А другие даже хотели бы, чтобы их дети были застенчивыми и робкими. Такие люди в воспитании детей обычно руководствуются следующими принципами: «молчание - золото», «детей должно быть видно, но не должно быть слышно» и «главное - послушание». К счастью (для наших детей), не все родители и вообще взрослые люди, Которым дети привыкли доверять, решают вопрос детского воспитания таким образом. Некоторые испытывают неловкость, когда их любимое чадо в ответ на внимание, проявленное со стороны постороннего человека, убегает либо прячется за маму или папу.

Кроме того, я думаю, многие родители согласятся с точкой зрения мамы шестилетнего ребенка, написавшей нам письмо следующего содержания:

Моей дочери шесть лет. Она безумно застенчивый ребенок и страдает от очень низкой самооценки. Ее переходящая всякие границы робость стала причиной множества проблем в общении как с ровесниками, так и со взрослыми. Она даже была зачислена в подготовительный класс вместо первого из-за неумения общаться с детьми ее возраста. Она с большим трудом приспосабливается к новым ситуациям. Я боюсь, что моя дочь постоянно будет отставать в учебе из-за эмоциональных проблем.

Она не умеет контактировать с окружающими ее людьми. У нее такой богатый внутренний мир, но он не находит выхода вовне. Я знаю, она может быть нежным, восприимчивым ребенком. Однако окружающий мир кажется ей враждебным. Ей нужно помочь.

Отрывок из письма, адресованного доктору Зимбардо.

Эта женщина, подобно многим другим родителям, очень обеспокоена застенчивостью своего ребенка и считает, что робость и пугливость могут испортить жизнь ее дочери. Она пытается найти ответы на свои вопросы, пока еще не слишком поздно.

Совершенно очевидно: все, что угнетает или удручает вашего ребенка - например, неумение общаться со сверстниками или выражать свои собственные чувства и мысли - это угроза его здоровью. Позже мы сможем убедиться в том, что именно такими бывают порой последствия излишней застенчивости, разрушающей человеческие отношения.

А теперь - хорошие новости. Вот уже на протяжении девяти лет мы работаем с тысячами людей-американцами и представителями других культур - проводим работу с застенчивыми подростками, их родителями и учителями, ведем наблюдение за поведением школьников всех возрастов в классе, проводим исследования, основанные на сравнительном анализе стеснительных людей и людей, напрочь лишенных застенчивости. Благодаря всем этим многочисленным исследованиям мы установили не только последствия патологической застенчивости, но и ее причины, а также способы ее преодоления и предотвращения. Целью этого поистине новаторского исследования, проведенного в рамках Проекта по изучению застенчивости, который был организован Стэнфордским университетом, является изучение причин многоликой человеческой застенчивости и неуверенности в себе. В стенах Стэнфордской клиники застенчивости (вместе с Мэг Марнелл и Рошель Крамер) мы разработали различные методики - стратегического и тактического характера, - направленные на то, чтобы помочь застенчивым людям совладать со своей робостью и решить связанные с ней проблемы.

С точки зрения исследователя и профессионала, синдром застенчивости - очень интересный феномен. Застенчивость социальна по своей природе: она возникает только там, где два человека вступают в контакт, или скорее там, где два человека не могут наладить контакт друг с другом. Чарльз Дарвин еще в 1890 году отметил, что застенчивость чаще всего проявляется румянцем - «наиболее специфичной человеческой особенностью». Если подвергнуть эту проблему более глубокому анализу, то становится очевидным тот факт, что робость и застенчивость заставляют человека наиболее остро чувствовать свободу и ее отсутствие. Действительно, застенчивость можно понимать как добровольное лишение себя свободы. Во многом эта ситуация похожа на тюремное заключение, когда узников лишают их прав на свободу слова, свободу вступать в отношения и т.д. Чем дольше мы изучаем динамику развития застенчивости, тем большее количество мифов теряют свою актуальность и тем больше всплывает любопытных парадоксов. Например, чего стоит история добропорядочного, «застенчивого» пай-мальчика, который в итоге прославился как серийный убийца.

Однако даже бесстрастный взгляд специалиста не поможет справиться с болью, которую мы, как родители, испытываем при виде страданий ребенка, когда он пытается найти общий язык со своими ровесниками и теряется, не зная, что нужно сделать, чтобы снискать их одобрение.

Вот что пишет об этом Анна:

В юности я была настолько застенчива, что к девятнадцати годам у меня начались серьезные проблемы с эмоциональным здоровьем и мне понадобилась профессиональная помощь. Взросление - вообще довольно болезненный процесс, а застенчивость делает его просто мучительным. Окружающие меня люди не могли понять, почему я веду такую скучную жизнь, лишенную всяких эмоций, ноя-то прекрасно знала, что всему виной моя гипертрофированная застенчивость.

Я всегда жутко завидовала людям, умеющим быстро находить общий язык с другими, а также тем, кто умеет выражать свои мысли и чувства... Не только я, но и окружающие меня близкие люди безмерно страдали от моей «болезни», которая длилась 64 года!

Застенчивость может стать настоящей тюрьмой и кошмаром для робких студентов, которых в свое время не научили «работать в коллективе» и выступать перед аудиторией. Представьте себе, студентка первого курса юридического факультета (при том, что на вступительных экзаменах она набрала 3,94 балла, а высшим баллом является 4) не смогла закончить даже первой четверти учебного года, поскольку, по ее собственному выражению, «была настолько стеснительной, что на занятиях сгорала от страха и молилась всем богам одновременно, чтобы меня, не дай бог, ни о чем не спросили». Эта девушка показывала прекрасные результаты на общих экзаменах, но как только ей приходилось делать доклад перед всей группой, земля уходила у нее из-под ног.

Однако нет ничего удивительного в ее страхе. На самом деле, согласно не так давно проведенному опросу, в котором приняли участие 3000 человек, подобный страх - самое обычное явление. В ответ на вопрос «Чего вы боитесь больше всего на свете?», люди называли темноту (двенадцатое место), самолеты (восьмое место), смерти и болезни, которые разделили между собой шестое место. По 22% набрали и разделили третье место ответы «боязнь финансовых проблем» и «боязнь насекомых», второе место и 32% набрал ответ «боязнь высоты», и, наконец, первое место и 41 % достались ответу «выступление перед аудиторией».

Согласно результатам наших исследований, в среднем 42 процента опрошенных людей заявили, что они считают себя стеснительными людьми. Другими словами, два человека из пяти признают себя застенчивыми людьми.

Кроме того, многие из тех, кто в настоящий момент не считают себя застенчивыми, признали, что они были такими в прошлом. Т.е. в целом восемьдесят процентов опрошенных ответили, что они страдают излишней застенчивостью в данный момент или страдали ею в прошлом.

Большинство из тех, кто признал себя застенчивым, полагают, что застенчивость - это «серьезная проблема», причиняющая массу неудобств и неприятностей.

Вполне возможно, что вы не считаете себя застенчивым человеком, однако время от времени испытываете это неприятное чувство. Существует определенная разница между «хронически» неуверенными в себе людьми, застенчивость которых носит постоянный характер, является практически неотъемлемой чертой их характера, и людьми, испытывающими временные затруднения в общении с другими людьми. Для последних причина такого поведения заключается в самой коммуникативной ситуации, заставляющей человека испытывать определенную неуверенность и вести себя неестественно. Чтобы помочь таким людям, в первую очередь мы рекомендуем им поновому взглянуть на свою застенчивость, как на вполне нормальную реакцию в отдельных случаях.

В 1977 году в своих исследованиях мы обращали особое внимание на определенные возрастные категории и обнаружили, что процент студентов, страдающих от застенчивости, совпадает с процентом застенчивых людей более зрелого возраста - около 40 %. Когда же мы отдельно исследовали студентов младших курсов, эта цифра подскочила более чем до 50%, со значительным «преимуществом»

в пользу женского пола. Зачастую застенчивость - симптом множества проблем, сопровождающих нас в юном возрасте. Особенно часто такие проблемы возникают у представительниц женского пола в период, когда девочка становится женщиной. Мы провели ряд индивидуальных консультаций с представителями этой категории, для того чтобы лучше изучить феномен юношеской застенчивости.

(Позже, в седьмой главе, мы поподробнее остановимся на причинах того, почему большая часть юношей и девушек в той или иной степени страдают от застенчивости.) В случае с детьми младшего возраста мы не обнаружили столь значительной разницы между поведением на людях и их истинной сущностью, которую они доверяют только личному дневнику и самым близким друзьям.

Обычно дети ведут себя достаточно естественно и в общении с посторонними людьми обходятся без масок.

Исследование по изучению поведения учеников начальной школы, проведенное представительницей нашей исследовательской группы, Труди Соломон, показало, что в этой возрастной категории так же, как и во взрослой категории, широко распространено мнение о себе, как о застенчивом человеке - такими считают себя 42% опрошенных учеников. Однако в данном случае (были опрошены ученики школ в Окленде, Ричмонде и Калифорнии, 204 из которых, в возрасте от девяти до тринадцати лет, признали себя чрезмерно стеснительными) не было установлено особых различий между ответами девочек и мальчиков. Но среди учеников была замечена явная тенденция бурного роста застенчивости в момент перехода из пятого в шестой класс.

Эти данные в общем-то подтверждают данные исследования, проведенного среди студентов младших курсов высших учебных заведений, которое доказало, что с наступлением юности степень застенчивости обычно возрастает.

Мы предложили этим школьникам список качеств характера (например, активность-пассивность, сухостьстрастность и т.д.) и попросили их ответить, в какой степени то или иное качество присуще им. Ответы застенчивых ребят очень сильно отличались от ответов их более уверенных в себе товарищей; как правило, застенчивые ученики считают себя не очень дружелюбными, пугливыми, необщительными, пассивными, у них занижена самооценка, и они менее терпимо относятся к другим людям.

Последнее свойство выявляет очень важную для понимания феномена застенчивости тенденцию. Одним из парадоксов этого феномена является то, что люди, страдающие мнительностью и считающие, что другие к ним относятся критически, точно так же и сами критически относятся к окружающим. Несмотря на то, что робкие и застенчивые дети сами очень чувствительны к давлению со стороны, они отрицательно относятся к себе подобным-детям, испытывающим затруднения в общении. Эта тенденция подтвердилась результатами исследования, которое мы провели среди девушек-студенток. Застенчивые студентки относятся к психологическим проблемам своих однокурсниц с меньшим пониманием, нежели их более уверенные в себе подруги: они предлагают решать такие проблемы с помощью медицинского вмешательства, а не психологических консультаций и терапевтической помощи.

Изучая отношение учителей, родителей и учеников начальной школы (в возрасте 7-8 лет) к феномену застенчивости, исследователи доказали, что некоторые поведенческие модели свойственны застенчивым детям только в определенных, конкретных ситуациях (например, только дома или только в школе), другие же могут проявляться повсеместно, независимо от обстоятельств и окружения. По нашей просьбе учителя и родители 135 школьников из штата Айовы составили список черт, свидетельствующих о застенчивости или о ее отсутствии, относительно каждого конкретного ребенка. Дети в свою очередь дали характеристики своим одноклассникам.

Согласие было достигнуто относительно восьми проявлений застенчивости (в домашнем и школьном окружении). Рядом с каждой характеристикой в данном списке указаны те люди, кто согласен, что данная черта является проявлением застенчивости:

–  –  –

8. Робость в общении с Мама/Ровесники незнакомыми людьми Интересно отметить, что отцам свойственна непоследовательность в суждениях о застенчивости. Их мнение, как правило, отличалось от мнений других респондентов-учителей, детей и их матерей. Либо они имеют совсем другие представления о застенчивости как таковой, либо же плохо знают своих детей.

Проводя исследование среди детей дошкольного возраста, мы не могли полностью положиться на данные анкет и результаты интервью с детьми. Вместо этого мы использовали четыре источника информации о том, как четырех-, пяти- и шестилетние дети представляют себе застенчивость и застенчивых людей. Мы (и наши помощники) провели наблюдение за поведением детей в детских садах и школах, а затем попросили их учителей и родителей заполнить наши анкеты на предмет застенчивости их детей и учеников. Кроме того, мы придумали игровой тест, который помог нам опосредованно получить информацию о том, как дети сами понимают застенчивость.

Родители, учителя и наши наблюдатели достигли согласия относительно того, кого из детей нужно считать застенчивыми. Может быть, согласие было достигнуто потому, что застенчивость в этом возрасте - явление в каком-то смысле публичное. Маленькие дети еще не умеют скрывать свою неуверенность и социальные страхи в отличие от взрослых людей, которые делают это порой с огромным мастерством. Треть всех опрошенных детей были признаны застенчивыми, хотя некоторые из них проявляли большую застенчивость в школе, чем дома, а кто-то испытывал робость только вне привычных школьных или домашних стен.

Мы придумали игру под названием «Найди застенчивую куклу». Детям показывали двух кукол, одну из которых представляли как робкую и застенчивую, а другую - как более смелую и уверенную в себе. Затем мы задавали вопросы, в качестве ответа на которые дети должны были указать на одну из кукол, которая, на их взгляд, больше соответствует предложенной поведенческой модели. Среди вопросов были, например, такие: «Кто из кукол чаще играет в одиночестве?», «Кто из них не любит разговаривать с другими людьми?» и т.д. О деталях данного исследования я расскажу несколько позже, когда разговор пойдет о том, как помочь маленьким детям преодолеть робость. Но ряд важных выводов я считаю нужным привести уже сейчас. К четырем годам дети, воспитанные в рамках нашей культуры, уже успевают получить некоторое представление о застенчивости, о том, что застенчивость - это негативное явление, препятствующее социальному общению и мешающее, а то и исключающее веселье. В этом возрасте дети уже умеют определять, кто из знакомых им людей застенчив «так же, как эта кукла», и при этом себя они предпочитают отождествлять с сильной и уверенной куклой.

Этот тест на наличие у детей застенчивости дополняет другие более ранние и проводимые в настоящий момент исследования по изучению феномена застенчивости среди взрослых. Одной из целей данного исследования является изучение застенчивости в процессе ее развития, форм, которые она принимает, и последствий, которыми она чревата. Другая цель - научиться использовать эти знания, для того чтобы помочь родителям, учителям застенчивых детей да и самим взрослым, страдающим излишней застенчивостью, избежать всех тех жертв и потерь, которые влекут за собой робость и застенчивость. Кроме того, существует множество путей предотвращения негативного воздействия застенчивости, а также избавления от самой застенчивости. Преодоление застенчивости еще будет обсуждаться в этой книге, в рамках программы по развитию личности, разработанной специально для того, чтобы вы смогли помочь своему ребенку стать более общительным, научить его контактировать с людьми, идти на определенный риск, проще относиться к потерям и неудачам, а также избавиться от заниженной самооценки.

Прежде чем переходить к обсуждению того, как мы можем помочь детям всех четырех упомянутых выше возрастных категорий - дошкольного возраста, учеников начальной школы, средних и старших классов, а также студентов - избавиться от излишней застенчивости, давайте для начала определим, что такое застенчивость, какие формы она может принимать, какие переживания она провоцирует и какие последствия для самих детей и их родителей она влечет за собой.

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ - ЭТО...

Застенчивость - это внутренняя позиция человека, которая предполагает слишком большое внимание к тому, что о нем думают окружающие. Другими словами, человек становиться чрезмерно чувствительным к неприятию его окружающими людьми. Отсюда - желание избежать людей или ситуаций, несущих в себе потенциальную угрозу любой критики в адрес его внешнего вида или поведения. Как следствие, человек предпочитает оставаться в тени, избегая общения с людьми, которое потенциально может привлечь слишком активное внимание к его персоне. В «Словаре английского языка» Сэмюэла Джонсона за 1804 год понятие застенчивости объясняется с помощью трех слов: «замкнутость», «осторожность», «подозрительность».



Большинство из нас в той или иной степени испытывают это чувство. Оно служит неким естественным защитным устройством, позволяющим человеку оценить возможные последствия того или иного своего поступка, прежде чем совершать его. За короткий промежуток времени мы успеваем прикинуть результаты того или иного совершаемого нами действия, выбрать наиболее подходящий вариант, решить, что лучше всего сказать в данной ситуации и как лучше всего поступить. Такой осторожный подход к собственному поведению становится наиболее заметным при встрече с новыми, незнакомыми людьми (особенно, если они очень отличаются от нас) или же в новых условия, когда правила игры нам не до конца ясны или известны.

Даже самый общительный ребенок станет с испугом жаться к своим родителям, когда толпа приехавших в гости родственников с громкими восклицаниями начнет обнимать и целовать его. («Что такое? Ты что, язык проглотил? А нука подойди к дяде Луи и расскажи, кем ты хочешь стать, когда вырастешь. Не бойся, я же не съем тебя!») Совет: не допускайте, чтобы за вашим сыном или дочерью закрепилась репутация робкого ребенка, и сами никогда не говорите о его застенчивости. Говоря о ребенке, выражайтесь так, как будто вы защищаете права ребенка, например: «Ему нужно время, чтобы получше вас узнать, ведь когда вы приезжали к нам в последний раз, ему было всего несколько месяцев от роду».

Застенчивость, эта «природная сдержанность», так явно и полно проявляется в детях потому, что практически любая ситуация еще воспринимается ребенком как новая и необычная и вокруг столько незнакомых людей!

По мере взросления у детей развивается память на лица, места и появляется знание о том, как вести себя, так чтобы не попасть впросак и избежать неприятностей. И, как правило, с возрастом люди учатся вести светские беседы, а также прибегать к другим способам преодоления страха неизвестности. Очень важно научиться смотреть на создавшуюся ситуацию глазами ребенка. А когда вы научитесь это делать, вы тут же поймете, что в каждой ситуации существует кто-то или что-то, спровоцировавшее именно такую реакцию ребенка. Представьте, что подумали бы инопланетяне о застенчивости земных жителей, если бы они судили о ней по тому факту, что мы почти не разговариваем с незнакомцами в лифтах.

Застенчивость - это добродетель, «качество, характеризующее человека с хорошей стороны» - считают некоторые философы, художники и другие люди, предпочитающие одиночество компании. Одиночество необходимо таким людям для того, чтобы писать, думать, создавать или общаться с природой. Если человек сознательно выбирает застенчивость, если застенчивость не мешает достижению его жизненных целей - в таком случае застенчивость - не помеха, а просто образ жизни с минимальным количеством социальных контактов. Кроме того, есть люди, по своей натуре незастенчивые, но предпочитающие встречать застенчивость в других, полагая, что это качество предполагает сдержанность, непритязательность и сговорчивость. Однако важно понимать, что застенчивые люди в очень большой степени подвержены влиянию и даже манипулированию со стороны окружающих. В общем-то вряд ли на земле существует человек, будь ему четыре или восемьдесят четыре года, который бы считал застенчивость огромным богатством. Гораздо чаще к ней относятся как к несчастью или нежелательному внутреннему состоянию, вынуждающему человека прятаться от жизни во многих ее проявлениях, а иногда даже чреватому одиночеством и полной изоляцией.

В психиатрии же застенчивость считается социальной фобией, основными проявлениями которой являются постоянный иррациональный страх и желание любым способом избежать ситуаций, в которых человек подвергается пристальному вниманию со стороны окружающих. Иногда же робкое и застенчивое поведение продиктовано боязнью причинить неудобство другим, повести себя так, что собеседник может почувствовать себя униженным или обиженным.

Одни боятся пауков или змей, других страшат высота и самолеты. В присутствии «опасного объекта», беспокойство поднимается волной внутри человека и грозит захлестнуть его с головой, если он не найдет потайной выход и не выбежит через него. Но те, кто боится змей, легко решают проблему, поселившись в городе. Люди же, страдающие боязнью высоты, могут жить в одноэтажных домах. А вот что делать тем, кто боится людей? Избегая людей, вызывающих у них беспокойство, они замыкаются в себе и отворачиваются от окружающих. Таким образом они зацикливаются на себе и развивают эгоцентризм. Кроме того, испытывая беспокойство, человек становится очень уязвимым и испытывает естественное желание скрыть это от окружающих. Первое, что хочется сделать в подобной ситуации - спрятаться ото всех и дождаться, когда беспокойство утихнет. Однако подобная самоизоляция только усиливает застенчивость и лишает человека возможности потренироваться в общении с другими людьми.

Обычно застенчивость идет рука об руку с низкой самооценкой. Несмотря на то, что застенчивые люди умеют ценить некоторые свои качества или способности, в большинстве случаев они - самые строгие самокритики.

Как это не парадоксально, одна из причин заниженной самооценки - слишком высокие требования, которые застенчивые люди, как правило, предъявляют самим себе.

Они все время немного не дотягиваются до планки, которую сами же и устанавливают. Вот, что рассказал нам о себе Стив, студент колледжа, обратившийся к нам со своей проблемой: «У меня рост - 192 см, вес - 75 кг, я достаточно силен, красив и умен. Можно было бы ожидать, что при этом я чувствую себя уверенным в любой ситуации и в любой компании. Но это не так. Я постоянно испытываю комплекс неполноценности - физической и умственной, неуютно чувствую себя среди людей».

Таким людям, как Стив, нужно повышать свою самооценку, чего вполне можно добиться, приложив к этому некоторые усилия. Гораздо сложнее справиться с другой причиной низкой самооценки - чувством неуверенности.

Идеальные отношения между родителями и ребенком должны развивать в ребенке индивидуальность, которая основывается прежде всего на твердом убеждении в собственной ценности. Если любовь не дарится безвозмездно, то ее предлагают в обмен на что-то, например, в обмен на «правильное» поведение. При таком условии каждый раз, когда ребенок, а позже - взрослый, предпринимает какоелибо действие, он подавляет свое внутреннее «я» и самоуважение. Посыл такого обращения с ребенком абсолютно ясен: ты хорош ровно настолько, насколько значительно твое последнее достижение, и ты никогда не сможешь прыгнуть выше своей головы. Таким образом, любовь, одобрение и признание становятся товарами потребления, которые можно обменять на «примерное поведение». И что самое ужасное - при малейшем проступке можно легко лишиться их. А печальнее всего то, что неуверенный, застенчивый человек воспринимает такое положение вещей как абсолютно нормальное: ведь он якобы не заслужил прибавки к зарплате, приглашения на танец или повышения по должности. Что же касается человека, которому дарят абсолютно безусловную любовь; то даже после нескольких неудач он не теряет веры в свою изначальную ценность.

Подобно неудачно сыгравшему игроку бейсбольной команды или успешному менеджеру по продажам, которого последнее время преследуют провальные сделки, такой человек воспринимает неудачу или отказ как неизбежное последствие политики риска в условиях конкуренции.

Следующие две главы посвящены этой центральной теме в рамках обсуждения феномена застенчивости. Мы рассмотрим некоторые поведенческие модели родителей, которые могут стать причиной появления неуверенности у ребенка, а также расскажем, как нужно себя вести, чтобы заложить в ребенке прочный фундамент веры в себя и свои силы, которая поможет ему противостоять нападкам ровесников и взрослых за стенами дома.

КАКОВО ЭТО - БЫТЬ ЗАСТЕНЧИВЫМ?

Что чувствует человек, которого принято считать застенчивым? Этот вопрос, наверное, интересует всех людей, не склонных считать себя застенчивыми. Да и застенчивым людям интересно, испытывают ли они то же, что и другие или же такие переживания есть только у них.

Наши исследования и опросы, которые мы проводили среди людей застенчивых и не очень, показали, что существует целый ряд различных реакций и чувств, которые испытывают робкие и неуверенные в себе люди.

Некоторые ощущают лишь легкую неуверенность в общении с другими людьми, их легко смутить. Другие откровенно робеют. Но гораздо хуже, когда человек начинает испытывать самый настоящий страх перед общением с людьми и совсем избегает социальных контактов.

Страх!!! Слово, которое появляется снова и снова в процессе обсуждения застенчивости - «страх». Чаще всего люди боятся: 1) негативной оценки со стороны окружающих; 2) в нужный момент растеряться и не знать, что сказать или сделать в данной ситуации; 3) получить отказ; 4) близости (необходимости открывать другим свои чувства и переживания).

Все эти страхи сопровождаются физическим напряжением, повышением адреналина в крови, учащением пульса, повышением кровяного давления, неприятными ощущениями в животе, усиленным потоотделением и выступавшим румянцем. Все эти симптомы проявились в 40 % изученных нами случаев.

Но не только тело ощущает на себе последствия застенчивости, разум человека тоже страдает в подобных ситуациях. Его просто обуревают неприятные мысли и ощущения. Человек начинает слишком преувеличивать, оценивая реальность, и все ему видится в черных тонах.

«Я живу в постоянном, мучительном беспокойстве и очень устал от этого. Где-то глубоко внутри меня живет уверенность, что можно жить свободно, смеяться и любить (даже саму себя)... У меня есть все, что делает человека счастливым -муж, который меня любит, двое способных, одаренных детей, дом за городом. Казалось бы, я должна быть счастлива, однако я почти все время чувствую себя несчастной. Я прячусь. Я ухожу в себя. Я боюсь людей. Я ненавижу свою профессию (я работаю медсестрой). Я любой ценой стараюсь избежать неприятных столкновений».

Многие застенчивые люди не только осознают свои страхи, но и прекрасно понимают, что им не хватает навыков социального общения. Они не умеют выражать мысли словами, и из-за этого неуверенно чувствуют себя во время беседы. Следовательно, они не умеют решать межличностные конфликты и действовать в своих собственных интересах. В конце концов, они не знают некоторых нюансов межличностного общения (например, как привлечь чье-либо внимание, как вежливо перебить собеседника, как реагировать на комплименты, как выбрать правильный момент для того или иного заявления).

Родители, учителя и друзья могут оказать существенную помощь в преодолении излишней застенчивости. Это можно сделать, применяя на практике определенные поведенческие модели, предоставляя человеку возможность тренировать свои коммуникативные способности, обеспечивая конструктивную, спокойную реакцию на его поведение и, прежде всего, поощряя его попытки находить контакт с другими людьми.

Мы выяснили, что существуют «явно» стеснительные люди и те, кто научился скрывать свои внутренние мучения от посторонних глаз. Эти два основных типа застенчивых людей, застенчивые интроверты и застенчивые экстраверты, и их переживания и являются тем самым обобщенным материалом, на котором мы основывали большинство своих выводов. Именно по результатам исследования психологии этих людей мы описали и классифицировали чувства и ощущения, которые свойственны застенчивому человеку вообще. Нужно отметить, что представители обоих вышеупомянутых типов застенчивых людей испытывают практически одни и те же чувства, несмотря на столь явную разницу в том, как они выражаются.

К интровертам в данном случае относятся люди, чью застенчивость, подобно накрахмаленному белью, просто невозможно скрыть от окружающих. Наиболее точно описал чувства и симптомы застенчивости данного типа один застенчивый студент, специализирующийся на патологии речи.

«Изучая феномен заикания, читая специальную литературу на эту тему, описывающую эмоциональные травмы, спровоцировавшие заикание, и противоречивые чувства заикающихся людей (желание говорить и боязнь говорить), я увидел определенные аналогии между ними и чувствами, которые испытывает застенчивый человек, в частности, я сам.

Помню, я обратил внимание на то, что заики стремятся к уклонению от определенных ситуаций точно так же, как просто застенчивые люди, и был потрясен, насколько их страхи и беспокойство похожи на мои собственные.

Например, мне кажется, что во время предстоящего разговора, я обязательно покраснею, поэтому, начиная разговор, я уже испытываю определенное беспокойство.

Во время разговора мое беспокойство проявляется на физическом уровне - учащенное сердцебиение, усиленное потоотделение. Меня мучает мысль о том, что я, наверное, уже покраснел, и тогда я на самом деле начинаю краснеть - даже если до этого я не был красным, либо же краснею с удвоенной силой!

Это так похоже на поведение заики, когда имеет место та же цепочка «предчувствие-беспокойство-заикание*.

Испытывая все усиливающееся смущение от проявившегося румянца, я начинаю мучить себя мыслью о том, что я кажусь очень неловким собеседнику. В результате, и сам собеседник начинает испытывать определенную неловкость. В итоге вся ситуация выливается в следующее: 1) замешательство с моей стороны, поскольку я не могу сконцентрироваться на сути беседы и думаю только о своем (ненавистном) румянце; 2) замешательство со стороны собеседника и либо раздражительность и пренебрежение к тому, что я говорю (или уже просто-напросто бубню себе под нос), либо жалость, которую я отчетливо вижу в его глазах точно так же, как заика видит в глазах собеседника жалость, ужас или изумление. Все эти эмоции собеседник испытывает, поскольку он или она не может не заметить, что я чувствую себя неуютно в данной ситуации и не могу выразить свои собственные мысли (ведь к этому моменту мне хочется только одного - провалиться сквозь землю!)».

Помимо унижения, застенчивый человек испытывает в данной ситуации сложные чувства, которые вынуждают его (в ответ на отказ и неприятие) и самому отказывать и отвергать. Когда его в конце концов отвергают, такой человек замыкается в себе и начинает сам отвергать всех и вся, кто бы ни пытался найти с ним общий язык. Поэтому нет абсолютно ничего удивительного в том, что такие люди не любят новизны и не желают рисковать. Боязнь неудачи (будь то сложные отношения с человеком или же просто занятия новым видом спорта) настолько велика, что многие застенчивые дети предпочитают оказаться в полной изоляции, лишая себя возможности развиваться в социальном, образовательном и творческом смысле. Т.е. они полностью лишены возможности научиться чему бы то ни было на собственной практике, путем проб и ошибок.

Застенчивые экстраверты же, напротив, смогут найти подходящие слова в любой ситуации, они всегда вовремя улыбнутся, засмеются, во время разговора они не боятся смотреть вам в глаза, делать комплименты - они умеют скрывать свою застенчивость от окружающих. Они настолько преуспели в своем мастерстве, что порой даже лучшие друзья таких людей не подозревают, что в душе они испытывают те же самые чувства, что и застенчивые интроверты. Большую часть времени им все же удается преодолевать застенчивость и создавать видимость абсолютно уверенного в себе человека.

Одна довольно-таки жизнерадостная девушка восемнадцати лет - застенчивый экстраверт - так описала свои чувства:

«Когда я оказываюсь в новой для меня ситуации, в компании незнакомых людей, мое сердце начинает так сильно биться, что мне кажется, окружающие даже видят и слышат, как оно стучит у меня в груди. У меня пересыхает во рту, руки потеют, но при этом я умудряюсь спокойно говорить и даже улыбаться, поскольку мне совсем не хочется, чтобы люди знали, насколько я застенчива. Я прилагаю для этого все усилия, и обычно мне удается сохранять хорошую мину при плохой игре, ведь я по-настоящему люблю людей и ценю общение с ними, хоть и чувствую себя при этом очень неуютно.

Иногда, заходя в переполненную людьми комнату, я не просто испытываю мандраж, а меня начинает по-настоящему трясти. Порой даже мне приходится отказываться от чашечки кофе, чтобы люди не увидели моих дрожащих рук.

Больше всего меня смущает то, что во время знакомства с новыми людьми я моментально забываю их имена, поскольку в это время мои мысли заняты исключительно тем, какое впечатление я произвожу на окружающих».

Лучше всего застенчивые экстраверты чувствуют себя, когда им приходится играть хорошо заученные роли в знакомых ситуациях, а особенно, если их роль в этом спектакле - главная. Как ни странно, большинство актеров, политиков, лекторов, репортеров и телеведущих относятся именно к этому типу людей. Они только создают видимость естественности, а это требует богатого опыта и высокой концентрации усилий (а может быть, и рюмочки-другой). Их застенчивость начинает проявляться, когда гаснет свет прожекторов и они уходят со сцены. Вот тогда им приходится сталкиваться с неожиданными ситуациями и незапланированными встречами.

Застенчивые экстраверты на практике демонстрируют принцип разделения личности на публичную и реальную, тщательно скрываемую от посторонних людей. Кэрол Барнет с большим мастерством исполняет различные роли и делает это настолько успешно, что ей вручают высшие кинематографические награды. А попробуйте заставить ее вернуть в магазин некачественный товар или посетить многолюдную вечеринку и увидите, какой застенчивой и неловкой она станет. Бывший президент США Картер и Розалин Картер неоднократно признавались, что не любят участвовать в различных кампаниях, поскольку оба считают себя застенчивыми людьми. Список застенчивых знаменитостей можно продолжать бесконечно: Джон Траволта, Джимми Хендрикс, Чарльтон Хестон, Лони Андерсон и Майкл Джексон, который утверждает, что он застенчив в приватном общении, но чувствует себя раскрепощенным на сцене. В интервью с Джонни Карсоном, Майк Вэллэнс затронул тему застенчивости в приватном общении, которой страдают многие известные люди.

MB: Вы же знаете, существует стереотипное представление о Карсоне...

ДК: Ну и что?

MB: Например о том, что в ваших венах якобы течет не кровь, а ледяная вода...

ДК: Я знаю, но это дело прошлых лет, теперь с этим покончено.

MB: Или о том, что вы очень застенчивы и неуверены в себе...

ДК: В этом есть доля правды. Особенно заметно это было в годы студенчества. Поскольку часто в присутствии других я доставал книгу и начинал читать, меня считали надменным и самодовольным. На самом деле все дело было в моей жуткой застенчивости. Когда же я выступаю перед зрителями - это совсем другое дело. Перед аудиторией я чувствую себя уверенно.

MB: Почему?

ДК: Я контролирую ситуацию.

MB: (громко) Так вот ключ к Карсону! Контроль. Когда речь идет о профессии, он требует, чтобы у него был контроль над ситуацией. Что же касается повседневной жизни, он не может контролировать все и поэтому вынужден отступать. Он чувствует себя неуютно. А все дело в застенчивости.

ДК: Существует Карсон публичный и Карсон как личность и индивидуальность, я четко разделяю этих двух людей.

исткиЗАСТЕНЧИВОСТИ Некоторые психологи указывают на генетическую предрасположенность к застенчивости. Уже в течение первых недель жизни дети отличаются друг от друга в эмоциональном плане. Некоторые из них все время плачут, у них очень быстро портится настроение. К тому же дети изначально отличаются по темпераменту и потребности в общении. Позднее эти особенности могут укорениться и превратиться в устойчивые поведенческие модели. Дети со слишком «чувствительной» нервной системой, слишком интенсивно реагируют на угрозы и все принимают близко к сердцу. Осторожный подход и постоянная готовность отступить в случае опасных социальных ситуаций впоследствии могут стать основной моделью поведения.

Однако это свидетельство врожденного происхождения застенчивости - косвенное и в общем-то не очень убедительное. Дети действительно отличаются друг от друга по своим эмоциональным и коммуникационным качествам.

Однако не было доказано, что именно более «чувствительные» дети становятся со временем застенчивыми, в то время как их «толстокожие», вечно улыбающиеся ровесники становятся напористыми и самоуверенными людьми.

Приобретенный социальный опыт позволяет дооформить генетически обусловленные поведенческие модели. Улыбчивым детям больше улыбаются, их чаще берут на руки, тормошат, чем это делают с угрюмыми или спокойными и безмятежными детьми. Общение с коммуникабельным ребенком доставляет большее удовольствие, потому что он более отзывчив на внимание со стороны окружающих.

Гипотеза о генетическом происхождении застенчивости породила широко распространенное мнение о том, что застенчивость передается по наследству. И действительно, это мнение, как правило, подтверждается на практике; по крайней мере, один из родителей робкого и стеснительного ребенка тоже является застенчивым человеком. Однако совсем необязательно, что другие дети в этой семье тоже будут застенчивыми. Проблема заключается в том, что порой бывает очень сложно отличить наследственную предрасположенность к застенчивости и другие факторы, которые сами по себе могли повлиять на возникновение застенчивости у ребенка, такие как семья, школа, работа, а также культурные традиции и нормы.

Результаты нашего исследования показали, что существует целый ряд причин возникновения застенчивости, которые берут свое начало в детстве и детских переживаниях, а также в том, как эти переживания воспринимаются и трактуются каждым конкретным индивидом. Кто-то из застенчивых детей не может наладить общение с окружающими людьми, другие страдают от проблем на работе, третьи не выдерживают сравнения со старшими сестрами и братьями, другими родственниками или же ровесниками. Многие дети страдают от утраты привычного социального окружения, когда, например, семья постоянно переезжает с места на место или же в связи с разводом родителей, смертью кого-то из близких, просто переводом в новую школу и т.д.

Если родители не умеют собственным примером научить детей быть общительными и успешно контактировать с другими людьми, скорее всего их дети вырастут застенчивыми людьми. Так происходит в США, например, с детьми представителей тех культур, в которых принято воздерживаться от публичных проявлений своих чувств и эмоций, а также от горячих обсуждений и дебатов между родителями и детьми.

Также застенчивость провоцирует просто отсутствие опыта социального общения. Жизнь в изоляции и воспитание в ограниченном кругу людей делает детей неловкими в социальных контактах и прививает им боязнь новизны. Например, общение наедине с представителем противоположного пола особенно точно выявляет застенчивость в людях любого возраста, кроме как у маленьких детей. А объясняется это просто: представителей противоположных полов в нашей культуре принято воспитывать отдельно друг от друга. Таким образом противоположный пол становится для нас не только «противоположным», но и «чужеродным» и малознакомым. Некоторые родители, пытающиеся удерживать своих детей от представителей противоположного пола на должном расстоянии как можно дольше (иногда до самой свадьбы), часто руководствуются следующим принципом: «Лучше сейчас быть застенчивым, чем потом пожалеть о своих поступках».

Нас всегда поражает, как часто люди запоминают день, место или человека, из-за которых их стали считать застенчивыми. Иногда дети безропотно соглашаются с такой характеристикой, если этот ярлык на них вешают авторитетный папа или учитель, который конечно же все знает лучше других. А иногда гораздо удобнее быть, а точнее считаться застенчивым, а не ленивым, тупым или равнодушным, если речь идет, например, о «неправильном»

ответе на заданный вопрос.

Другим фактором, который достаточно часто свидетельствует о низкой самооценке и застенчивости, является стыд. Список причин, по которым люди обычно испытывают стыд, бесконечен: неудовлетворение собственными внешними данными, вредные привычки, чудаковатые родственники - это лишь немногие из них. Стыд делает людей неуверенными и заставляет их все время что-то скрывать от окружающих. Что возникает раньше: стыд или стеснительность? Возможно, они появляются одновременно. Одна женщина рассказала нам, что она всю жизнь испытывает застенчивость, ведь ее бабушка по любому поводу и без него пыталась пристыдить ее словами: «Как тебе не стыдно!» или «Тебе должно быть стыдно!».

Так или иначе наше исследование показало, что в стране с самым широким распространением застенчивости - в Японии, где шестьдесят процентов опрошенных признали себя людьми стеснительными, - чувство стыда принято использовать для коррекции поведения отдельных людей, согласно общепринятым нормам поведения.

Обычно японцы вырастают с глубоко укоренившимся в них убеждением в том, что они не имеют права хоть както дискредитировать свою семью. А дискредитация может заключаться в плохой учебе, неудачно сыгранном футбольном матче, да вообще в любой житейской неудаче. В этом смысле полезно сравнить культурные ценности японцев и жителей Израиля. В Японии вся ответственность за неудачу ложится исключительно на плечи оступившегося человека, а вот за успех благодарят в первую очередь его родителей, других родственников, учителей, тренеров или Будду. Такая система ценностей, естественно, подавляет в человеке предприимчивость и инициативность.

Израильских же детей воспитывают абсолютно противоположным образом. Любое достижение приписывается исключительно способностям ребенка, в то время как неудачи валят на неправильное воспитание, неэффективное обучение, несправедливость и предвзятость и т.д. и т.п.

Другими словами, любые побуждения к действию поощряются и стимулируются различными наградами, тем более что неудачи не караются строго. Израильским детям просто нечего терять в случае поражения, а в случае успеха они могут получить все. В таком случае - почему же не попробовать? Японские же дети, наоборот, ничего не выигрывают, а вот потерять могут многое, поэтому они всегда сомневаются, на риск предпочитают не идти и, таким образом, упускают свои шансы один за другим.

В нашем обществе дети воспитываются в соответствии с родительскими установками, которые, как правило, не сильно отличаются от традиционной японской системы ценностей. Как следствие, наши дети избегают неопределенности и новизны и нередко упускают шансы и возможности. Это, как мы уже отмечали и будем обсуждать позже, - признаки робости и застенчивости.

Мы полагаем таким образом, что застенчивость определяется низкой самооценкой, чувством стыда и навешиванием ярлыков. Когда все эти факторы наличествуют и достигают высшей степени своего выражения, последствия этого могут быть по-настоящему разрушительными. Отличным примером может послужить история Сары, студентки, переехавшей из штата Орегон в Пало Альто, чтобы поступить в Стэнфордский университет, с тем чтобы быть поближе к Клинике застенчивости - ее последней надежде.

Когда мы впервые увидели Сару, она сидела в офисе с опущенными плечами, склоненной головой, свисающие волосы закрывали ее лицо, и она не просто избегала смотреть собеседнику в глаза - она сидела с закрытыми глазами. В ответ на нашу просьбу рассказать нам о своей застенчивости Сара пробормотала, что она не может этого сделать. Мы пытались разговорить ее, но она только бормотала что-то в ответ, иногда - абсолютно бессвязно. В конце концов, так ничего и не добившись, мы предложили ей записать на пленку рассказ о своих проблемах и оставили ее в комнате наедине с диктофоном. У нее ушел почти час на то, чтобы, запинаясь, записать свой рассказ.

11–17 апреля 2012 г. © Всемирная организация здравоохранения, 2013 г. Все права сохраняются. Данный информационный материал предназначен лишь для ограниченной аудитории. Его нельзя рецензировать, реферировать, цитировать, воспроизводить, передавать, распространять, переводить или адаптировать частично или полностью ни в какой форме или...»

«ANNUAL REPORT HUMAN RIGHTS COMMISSION OF MALAYSIA First Printing, 2011 © Copyright Human Rights Commission of Malaysia (SUHAKAM) The copyright of this report belongs to the Commission. All or any part of this report may be reproduced provided acknowledgement of source is made or with the Commission’s permission. The Commission assumes no responsibility, warranty and liability, expressed or implied by the reproduction of this publication done without the Commission’s permission. Notification of...»

«ОАО «КЗТА» МТ22 ТАХОГРАФ КАСБИ DT-20М РУКОВОДСТВО ПО МОНТАЖУ И ЭКСПЛУАТАЦИИ УЯИД.453619.002 РЭ г. Калуга Содержание 1 Описание и работа 1.1 Назначение тахографа 1.2 Состав системы 1.3 Внешний вид тахографа 2 Ввод в эксплуатацию, установка 2.1 Установка 2.2 Подключение 2.3 Извлечение тахографа 3 Заправка бумаги 4 Режимы работы 5 Меню тахографа 6 Вставка и извлечение карты 7 Режим энергосбережения 8 Блокировка считывающего устройства 9 Рабочий режим (управление) 9.1 Начало работы 9.2 Страницы...»

«Тема: Поражение слизистой оболочки полости рта при вирусных заболеваниях у детей. Роль врача-стоматолога в диагностике, лечении и профилактике. Количество занятий: 2 Общее время занятий: 10 часов. Мотивационная характеристика темы: Ведущее место в структуре инфекционных заболеваний принадлежит вирусным инфекциям. Многие респираторные вирусные инфекции имеют проявления на слизистой оболочке полости рта, распознав которые, врачстоматолог может первым диагностировать заболевание. Важной задачей...»

« ВНЕДРЕНИЯ ИПДО В КАЗАХСТАНЕ СОДЕРЖАНИЕ 1. ВВЕДЕНИЕ 1.1 ПРЕДИСЛОВИЕ 1.2 Принцип и мероприятия валидации 1.3 Процесс валидации ИПДО 1.4 Ключевые факты о добывающих отраслях в Казахстане 1.5 Прогресс в выполнении рабочего плана 2. ОТЧЕТ О ПРОГРЕССЕ ПО СООТВЕТСТВИЮ ТРЕБОВАНИЯМ ИПДО 2.1. ТРЕБОВАНИЕ ИПДО 1 2.2. ТРЕБОВАНИЕ ИПДО 2 2.3....»

«Управление и развитие персонала в ВИЧ-сервисных организациях Управление и развитие персонала в ВИЧ-сервисных организациях е е и я ен ни о ци ие тв ч е ва рс ле н вл че ор –  –  – This book is made possible by the generous support of the American people through the United States Agency for International Development (USAID). The contents are the responsibility of the ICF International HIV/AIDS Alliance in Ukraine and do not necessarily reflect the views of USAID or the United States...»

«ОПЕРАТИВНА ПРОГРАМА „ОКОЛНА СРЕДА 2007 – 2013 г.“ Договор № ОПОС-03-145/10.12.14 г. с предмет: „Актуализация на Плана за управление на Природен парк „Витоша“ за периода 2015 – 2024 г. включително разработване на геобази данни и карти, и развитие на ГИС на Природен парк „Витоша“ Проект № DIR–5113326-4-98 „Дейности по устойчиво управление на Природен парк Витоша“, Договор № DIR-5113326-C-010 от ОП „Околна среда 2007-2013 г.“ ПРОЕКТ ЗА „АКТУАЛИЗАЦИЯ НА ПЛАНА ЗА УПРАВЛЕНИЕ НА ПРИРОДЕН ПАРК „ВИТОША“...»

«Скачать реферат Решебник по английскому языку 5 класс верещагина афанасьева 2 часть Решебник по английскому языку 5 класс верещагина афанасьева 2 часть Решебник по английскому языку 5 класс верещагина афанасьева 2 часть: Проблемы управления экологической ситуацией на горных территориях Кыргызстан Эл аралык Университети International University of Kyrgyzstan Международный Университет Кыргызстана Высшая школа Экологии и Биотехнологии. Кафедра Экологии и Биотехнологии. МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ по...»

«The Marginal Cost of Public Funds Theory and Applications by Bev Dahlby The MIT Press Cambridge, Massachusetts London, England 6 2008 Massachusetts Institute of Technology All rights reserved. No part of this book may be reproduced in any form by any electronic or mechanical means (including photocopying, recording, or information storage and retrieval) without permission in writing from the publisher. MIT Press books may be purchased at special quantity discounts for business or sales...»

«IPCC Expert Meeting on Economic Analysis, Costing Methods, and Ethics Lima, Peru 23-25 June 2011 Meeting Report Edited by: Christopher B. Field, Vicente Barros, Ottmar Edenhofer, Ramn Pichs-Madruga, Youba Sokona, Michael D. Mastrandrea, Katharine J. Mach, Christoph von Stechow This meeting was agreed in advance as part of the IPCC workplan, but this does not imply working group or panel endorsement or approval of the proceedings or any recommendations or conclusions contained herein. Supporting...»

«Положение о Турнире. VI Международный турнир естественных наук 11-16 ноября 2015, Санкт-Петербург, Россия Оглавление VI Международный турнир естественных наук Правила Турнира и Положение о Турнире. Определения Турнирная таблица: Распределение команд по секциям Турнирные таблицы на 16 команд. Турнирные таблицы на 12 команд Турнирные таблицы на 10 команд Жюри Выставление оценок. Критерии оценивания задач Апелляция Победители турнира (командный зачет) Персональный рейтинг VI Международный турнир...»

«Документ предоставлен КонсультантПлюс 29 декабря 2015 года N 391-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 23 декабря 2015 года Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2015 года Статья 1 Внести в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10,...»

«Управление дошкольных подразделений филиал ООО «Газпром добыча Уренгой» детский сад «Родничок» Сотрудничество детского сада и молодой семьи (система работы детского сада) Автор: Стебунова Лариса Геннадьевна, заведующий детским садом «Родничок» 2015 г.Содержание: Опыт работы стр. 3–8 Приложения стр. 9–20 Литература стр. 21 СОТРУДНИЧЕСТВО ДЕТСКОГО САДА И МОЛОДОЙ СЕМЬИ. «. Надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их от детей, а соединял их друг с другом, давал...»

«УДК 620.2 Русанова Л.А., к.т.н., доцент кафедры товароведения и экспертизы товаров КФ РГТЭУ СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ХРАНЕНИЯ ПЛОДОВ, ОВОЩЕЙ, ЯГОД И ВИНОГРАДА MODERN WAY TO STORE FRUITS, VEGETABLES, BERRIES AND GRAPES АННОТАЦИЯ: В статье рассматриваются современные способы хранения плодов, овощей и винограда. Показано оборудование для хранения и обработки перед закладкой на хранение. Даны рекомендации по срокам хранения основных видов плодов, овощей и винограда. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: конвективная,...»

Филипп Зимбардо

Застенчивость

Эта книга посвящается Маргарет - моей матери, Кристине - моей жене, Адаму - моему сыну и Саре Марии - моей дочери - всем тем, кто одарил меня доверием, любовью и нежностью и научил всё это ценить.

Введение


За прошедшие четыре года я провёл психологическое исследование целью расширить наше понимание одного из удивительных аспектов человеческой натуры - застенчивости. Как педагог и как отец я давно почувствовал, какое сковывающее действие застенчивость оказывает на детей и подростков. Но потребовалось несколько любопытных событий, дабы побудить меня как учёного заняться систематическим анализом застенчивости.

Однажды перед большой аудиторией в Стэнфордском университете я читал лекцию о том, как под влиянием определённой социальной ситуации резко меняются наши мысли, чувства и поведение. В качестве иллюстрации я описал недавно проведённый эксперимент, в котором испытуемые-студенты играли роли надзирателей и заключённых в инсценированных тюремных условиях. Для участия в эксперименте были отобраны люди с нормальными показателями по всем предъявленным им психологическим тестам, однако, проведя всего несколько дней «в тюрьме», они начали вести себя странным, ненормальным образом.

«Надзиратели», поначалу просто властные, стали относиться к своим «заключённым» жестоко, порой садистски. «Заключённые» реагировали на эту демонстрацию власти дезорганизацией поведения, ощущением беспомощности и в конце концов - тупой покорностью всем требованиям. Эксперимент, рассчитанный на 2 недели, пришлось прервать уже через 6 дней из-за происшедшей в «тюремных» условиях драматической перемены в личности и моральных ценностях испытуемых.

Как же стало возможным, что эти люди, распределив роли «надзирателей» и «заключённых» подбрасыванием монетки, так легко вжились в них? Их к этому никто не готовил. Но что значит быть надзирателем или заключённым - они уже в какой-то мере знали, основываясь на опыте разнообразных проявлений властности и несправедливости в семье, в школе, а также из средств массовой информации. Надзиратели поддерживают свою власть, требуя соблюдения правил, которые главным образом ограничивают свободу действий. Этими правилами определено всё, что можно захотеть, но не позволено сделать, а также всё, что необходимо делать вопреки желанию. На такого рода принуждение заключённые могут реагировать либо бунтом, либо покорностью. Бунт влечёт за собой наказание, так что большинство сдаётся и делает всё, что от них ожидает стража.

Обсуждая со своими студентами психический склад надзирателей и заключённых, я провёл параллели между их взаимоотношениями и подобного рода зависимостью у мужей и жён, родителей и детей, педагогов и учащихся, докторов и пациентов и т. д. Я спросил: «А можете ли вы представить эти два психологических типа уживающимися в одной голове, два способа мышления присущими одному человеку?» Яркий пример тому - очень застенчивый человек.

Я продолжал: «Встречаются люди, которые имеют некоторую потребность и знают, как её удовлетворить, однако воздерживаются от того, чтобы предпринять действие. Они отправляются на танцы, умея танцевать, но что-то внутри мешает им пригласить кого-нибудь на танец или принять такое приглашение. Аналогично встречаются учащиеся, которые знают нужный ответ и хотели бы произвести хорошее впечатление на учителя, но что-то мешает им поднять руку и заставляет прикусить язык. Они воздерживаются от действий, потому что слышат голос внутреннего надзирателя: «Здесь не место так себя вести; ты неуклюж; над тобой будут смеяться; я не позволяю тебе быть самим собой, приказываю не поднимать руку, не танцевать, не петь, вообще никак не проявлять себя; ты будешь в безопасности, только если тебя никто не увидит и не услышит». И внутренний заключённый отказывается от риска, с которым связано спонтанное поведение, и тихо подчиняется».

После занятия ко мне подошли двое студентов, чтобы получить дополнительную информацию в связи с их «проблемой». Проблема заключалась в их столь болезненной застенчивости, что оба большую часть своей жизни проводили, стараясь избегать неловких ситуаций. Мы вместе задумались, насколько необычно было их поведение и вообще в какой степени застенчивость распространена среди молодёжи. Я мог быть заинтересованным слушателем, но увы, не был искушён по части примеров, последствий и «лечения» застенчивости. Следуя лучшим академическим традициям, я порекомендовал им пойти в библиотеку и выяснить, что же известно о застенчивости.

Тем временем распространился слух, что я веду неформальные обсуждения проблемы застенчивости, и вскоре набралась уже дюжина студентов, образовавших регулярный семинар по психологии застенчивости. Поначалу, правда, это был самый необычный семинар, который мне когда-либо доводилось вести. Двенадцать застенчивых людей не склонны к живой дискуссии, за исключением тех случаев, когда разговор переносится на главную для них тему - тему, в которой они специалисты, - их собственную застенчивость.

Покончив с обсуждением личного опыта, мы стали выяснять, что же известно науке о застенчивости, и, к общему удивлению, обнаружили, что исследований такого рода очень мало. Имелось несколько работ, в которых застенчивость рассматривалась как личностная черта, а также изучались различные проявления застенчивости - смущение, прятанье лица, страх публичных выступлений, речевые затруднения и т. д., однако отсутствовали систематические исследования, непосредственно направленные на изучение динамики застенчивости. Нам требовалось исследование того, что застенчивость значит для самого застенчивого человека, для тех, кто с ним сталкивается, для общества в целом. Имея эту цель, наша группа подготовила опросник, который требовал от людей ответа, считают они себя застенчивыми или нет. Другие вопросы касались мыслей, чувств, действий и физических симптомов, связанных с застенчивостью. Мы также старались выявить типы людей и ситуаций, которые повергают в застенчивость тех, кто отвечал на наши вопросы. Первоначальный вариант опросника был опробован примерно на 400 студентах, а затем тщательно переработан с целью повышения его эффективности.

К настоящему времени опросник застенчивости заполнили уже около 5000 человек, и мы таким образом накопили значительный объем информации. Наша исследовательская группа провела также сотни интервью и наблюдений над застенчивыми и незастенчивыми людьми в различной обстановке. Дабы изучить определённые специфические взаимосвязи застенчивости с другими реакциями, были проведены эксперименты в контролируемых лабораторных условиях. Дискуссии с родителями и учителями позволили восполнить недостающие звенья в нашем понимании застенчивости во всей её сложности.

Филипп Зимбардо

Застенчивость

Эта книга посвящается Маргарет - моей матери, Кристине - моей жене, Адаму - моему сыну и Саре Марии - моей дочери - всем тем, кто одарил меня доверием, любовью и нежностью и научил всё это ценить.

Введение


За прошедшие четыре года я провёл психологическое исследование целью расширить наше понимание одного из удивительных аспектов человеческой натуры - застенчивости. Как педагог и как отец я давно почувствовал, какое сковывающее действие застенчивость оказывает на детей и подростков. Но потребовалось несколько любопытных событий, дабы побудить меня как учёного заняться систематическим анализом застенчивости.

Однажды перед большой аудиторией в Стэнфордском университете я читал лекцию о том, как под влиянием определённой социальной ситуации резко меняются наши мысли, чувства и поведение. В качестве иллюстрации я описал недавно проведённый эксперимент, в котором испытуемые-студенты играли роли надзирателей и заключённых в инсценированных тюремных условиях. Для участия в эксперименте были отобраны люди с нормальными показателями по всем предъявленным им психологическим тестам, однако, проведя всего несколько дней «в тюрьме», они начали вести себя странным, ненормальным образом.

«Надзиратели», поначалу просто властные, стали относиться к своим «заключённым» жестоко, порой садистски. «Заключённые» реагировали на эту демонстрацию власти дезорганизацией поведения, ощущением беспомощности и в конце концов - тупой покорностью всем требованиям. Эксперимент, рассчитанный на 2 недели, пришлось прервать уже через 6 дней из-за происшедшей в «тюремных» условиях драматической перемены в личности и моральных ценностях испытуемых.

Как же стало возможным, что эти люди, распределив роли «надзирателей» и «заключённых» подбрасыванием монетки, так легко вжились в них? Их к этому никто не готовил. Но что значит быть надзирателем или заключённым - они уже в какой-то мере знали, основываясь на опыте разнообразных проявлений властности и несправедливости в семье, в школе, а также из средств массовой информации. Надзиратели поддерживают свою власть, требуя соблюдения правил, которые главным образом ограничивают свободу действий. Этими правилами определено всё, что можно захотеть, но не позволено сделать, а также всё, что необходимо делать вопреки желанию. На такого рода принуждение заключённые могут реагировать либо бунтом, либо покорностью. Бунт влечёт за собой наказание, так что большинство сдаётся и делает всё, что от них ожидает стража.

Обсуждая со своими студентами психический склад надзирателей и заключённых, я провёл параллели между их взаимоотношениями и подобного рода зависимостью у мужей и жён, родителей и детей, педагогов и учащихся, докторов и пациентов и т. д. Я спросил: «А можете ли вы представить эти два психологических типа уживающимися в одной голове, два способа мышления присущими одному человеку?» Яркий пример тому - очень застенчивый человек.

Я продолжал: «Встречаются люди, которые имеют некоторую потребность и знают, как её удовлетворить, однако воздерживаются от того, чтобы предпринять действие. Они отправляются на танцы, умея танцевать, но что-то внутри мешает им пригласить кого-нибудь на танец или принять такое приглашение. Аналогично встречаются учащиеся, которые знают нужный ответ и хотели бы произвести хорошее впечатление на учителя, но что-то мешает им поднять руку и заставляет прикусить язык. Они воздерживаются от действий, потому что слышат голос внутреннего надзирателя: «Здесь не место так себя вести; ты неуклюж; над тобой будут смеяться; я не позволяю тебе быть самим собой, приказываю не поднимать руку, не танцевать, не петь, вообще никак не проявлять себя; ты будешь в безопасности, только если тебя никто не увидит и не услышит». И внутренний заключённый отказывается от риска, с которым связано спонтанное поведение, и тихо подчиняется».

После занятия ко мне подошли двое студентов, чтобы получить дополнительную информацию в связи с их «проблемой». Проблема заключалась в их столь болезненной застенчивости, что оба большую часть своей жизни проводили, стараясь избегать неловких ситуаций. Мы вместе задумались, насколько необычно было их поведение и вообще в какой степени застенчивость распространена среди молодёжи. Я мог быть заинтересованным слушателем, но увы, не был искушён по части примеров, последствий и «лечения» застенчивости. Следуя лучшим академическим традициям, я порекомендовал им пойти в библиотеку и выяснить, что же известно о застенчивости.

Тем временем распространился слух, что я веду неформальные обсуждения проблемы застенчивости, и вскоре набралась уже дюжина студентов, образовавших регулярный семинар по психологии застенчивости. Поначалу, правда, это был самый необычный семинар, который мне когда-либо доводилось вести. Двенадцать застенчивых людей не склонны к живой дискуссии, за исключением тех случаев, когда разговор переносится на главную для них тему - тему, в которой они специалисты, - их собственную застенчивость.

Покончив с обсуждением личного опыта, мы стали выяснять, что же известно науке о застенчивости, и, к общему удивлению, обнаружили, что исследований такого рода очень мало. Имелось несколько работ, в которых застенчивость рассматривалась как личностная черта, а также изучались различные проявления застенчивости - смущение, прятанье лица, страх публичных выступлений, речевые затруднения и т. д., однако отсутствовали систематические исследования, непосредственно направленные на изучение динамики застенчивости. Нам требовалось исследование того, что застенчивость значит для самого застенчивого человека, для тех, кто с ним сталкивается, для общества в целом. Имея эту цель, наша группа подготовила опросник, который требовал от людей ответа, считают они себя застенчивыми или нет. Другие вопросы касались мыслей, чувств, действий и физических симптомов, связанных с застенчивостью. Мы также старались выявить типы людей и ситуаций, которые повергают в застенчивость тех, кто отвечал на наши вопросы. Первоначальный вариант опросника был опробован примерно на 400 студентах, а затем тщательно переработан с целью повышения его эффективности.

К настоящему времени опросник застенчивости заполнили уже около 5000 человек, и мы таким образом накопили значительный объем информации. Наша исследовательская группа провела также сотни интервью и наблюдений над застенчивыми и незастенчивыми людьми в различной обстановке. Дабы изучить определённые специфические взаимосвязи застенчивости с другими реакциями, были проведены эксперименты в контролируемых лабораторных условиях. Дискуссии с родителями и учителями позволили восполнить недостающие звенья в нашем понимании застенчивости во всей её сложности.

Хотя большую часть информации мы получили, работая с учащимися американских колледжей, мы несколько расширили сферу исследования, чтобы охватить не только студенческую популяцию, а также представителей других культур. Данные опросника собирались среди новобранцев военно-морского флота, бизнесменов, пациентов клиники питания, участников психотерапевтических групп, а также учащихся из разных типов школ. Предоставили нам ценную информацию о природе застенчивости коллеги из Японии, Тайваня, Китайской Народной Республики, Гавайев, Мексики, Индии, Германии и Израиля.

Многие из заполнявших опросник хотели знать, как им преодолеть свою застенчивость. Чтобы создать для этого эффективные методики, нами была открыта в Стэнфордском университете клиника застенчивости. Там мы разрабатываем разнообразные упражнения, которые могут помочь застенчивым людям. В этой клинике мы надеемся помочь людям побороть свою застенчивость, а также больше узнать о природе этой широко распространённой проблемы.

Сегодня мы знаем немножко больше, чем когда мы задали первые «отчего?» и «почему?» по поводу застенчивости. Однако многие вопросы пока остаются без ответа. Наша исследовательская программа предполагает длительное изучение многих граней этого трудноуловимого и порой загадочного феномена. Обычно исследователи, прежде чем писать книгу вроде этой, стараются накопить побольше информации. Однако такая предусмотрительность уступила место настоятельным требованиям посоветовать, проконсультировать, информировать немедленно. Эти просьбы содержатся в сотнях писем, телефонных звонков и личных обращений людей, которые испытывают каждодневные страдания от непереносимого бремени застенчивости. Надеюсь, эта книга предоставит им полезную информацию и практические советы, как начать бороться с застенчивостью.

Книга состоит из двух частей. I часть преимущественно посвящена тому, что такое застенчивость. Вы узнаете, что значит испытывать различные виды застенчивости, узнаете о необычных проблемах, встающих перед застенчивыми людьми, о происхождении застенчивости и путях её изучения. Вы познакомитесь с той ролью, которую играют семья, школа и общество, программируя формирование застенчивого человека. Вы узнаете, как застенчивость затрудняет интимное общение и подчас делает невозможными полноценные сексуальные контакты. Застенчивость - часть личного опыта, но её влияние ощущает на себе все общество. I часть книги заканчивается рассмотрением того, как застенчивость создаёт социальные проблемы, будучи связана, хотя и не прямо, с насилием, алкоголизмом, общественными движениями, обезличенным сексом и вандализмом.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как сплести фенечку с арбузами из бисера Как сплести фенечку с арбузами из бисера Вязание женской жилетки сетка крючком Вязание женской жилетки сетка крючком Выкройка женского пальто: построение Выкройка женского пальто: построение