Развитие долговременной памяти у. Эффективные методики развития памяти Долговременное развитие

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

16.04.2013

В заголовок я вынес буквальный перевод расшифровки английской аббревиатуры LTE (Long Term Evolution). Это название того самого стандарта передачи данных, который потихоньку заменяет у нас уже ставший привычным 3G. Международный союз электросвязи на конференции в Женеве, состоявшейся в 2012 г., присвоил технологии LTE Advanced официальный статус сетей четвертого поколения.

В заголовок я вынес буквальный перевод расшифровки английской аббревиатуры LTE (Long Term Evolution). Это название того самого стандарта передачи данных, который потихоньку заменяет у нас уже ставший привычным 3G.

Если подходить только формально, то LTE - это все же не 4G. Не дотягивает по скоростям. Однако Международный союз электросвязи на конференции в Женеве, состоявшейся в 2012 г., признал-таки официально (вместе с WiMAX 2) как 4G более совершенный LTE-вариант - LTE Advanced, который, собственно, у нас потихоньку и вводится, и присвоил технологии официальный статус сетей четвертого поколения.

Максимально LTE Advanced может выдавать скорость около100 Мбит/с (и даже чуть выше) в мобильном (в движении) варианте и до 1 Гбит/с в стационарном. Реально же я довольно устойчиво получал (и получаю) в Москве скорость между 20 и 30 Мбит/с, а на удачных пятачках - так и до 50 Мбит/с! Она вполне сравнима с «кабельной», составляющей, скажем, у меня дома всего 30 Мбит/с, и должен заметить, что на мои нужды ее вполне хватает.

По заявлениям наших мобильных операторов, сейчас LTE работает не менее чем в 80 городах России (среди которых, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, есть Казань, Хабаровск и, кстати, Балабаново), но с каким покрытием и с какой реально скоростью, мне, увы, неизвестно: не ездил, не тестировал. Поэтому все мои наблюдения над LTE распространяются только на Москву и, пожалуй, на недалекое Подмосковье.

Кроме того, практически все мои LTE-упражнения и LTE-впечатления я получил через оператора «МегаФон» (и только одно - через Yota). Однако на самом деле практически вся московская LTE-сеть (за крохотными исключениями, точнее, дополнениями или даже дублированиями) принадлежит как раз «Скартелу» с его торговой маркой Yota. «МегаФон» же просто арендует у него эти самые частоты (а МТС, кроме Казани, где также арендует, использует свои) и совсем понемногу строит собственные станции.

До самого последнего времени в Москве можно было пользоваться LTE-сетями с помощью сначала исключительно специальных модемов, что сильно их применение ограничивало. Ведь надо же было либо брать с собой ноутбук, либо сидеть дома за стационарным компьютером, а еще был необходим мобильный маршрутизатор. Он уже сильно развязывал LTE руки, так что я и по сей день, выезжая из дома, кладу в набрюшную сумку такой роутер, которым и пользуюсь там, куда приезжаю. Он поддерживает до пяти устройств, но у меня обычно с собой бывают только два коммуникатора и коммуникатор-фотоаппарат Galaxy Camera.

В подобных случаях требуются модемы «МегаФон E392» () и «МегаФон M100-1» ( . Они вставляются в USB-гнездо, где и обживаются с помощью встроенного ПО. Разница между ними крайне невелика. Просто второй из них чуть поменьше, и кроме того, что для меня главное, снабжен откладывающейся USB-пластинкой, благодаря чему после установки в ноутбук его можно немного повращать, чтобы поймать сигнал получше. Кстати, стоят они также одинаково - по 1990 руб.

Увы, с планшетами и коммуникаторами, имеющими USB-хост, они у меня не совместились, зато хорошо работали с некоторыми роутерами, например с ZyXEL Keenetic. Когда я поставил на него «правильную» прошивку, то получил возможность переключаться на получение LTE-модемного Интернета, если основной, проводной, вдруг неожиданно отказывал. Я проверял это и выяснил, что у меня дома LTE-покрытие сильное, уверенное, так что при подобном переключении я даже не замечал, что у меня «другой» Интернет. Все происходит достаточно быстро, и скорость остается практически та же.

Мобильный маршрутизатор «МегаФон MR100-1» ( совершеннее и, понятно, стоит уже подороже - 4900 руб. Он замечательно ловит сеть, раздает никак не хуже двух упомянутых выше и имеет, в сущности, еще один недостаток наряду с довольно высокой ценой: довольно слабую батарею. Так что нужно не забывать его своевременно то и дело отключать, иначе он не проработает даже 3 ч кряду. Поэтому, садясь в автомобиль, я едва ли не первым делом подсоединяю к нему зарядку от прикуривателя. В остальном же…

Но еще до появления в Москве такого маршрутизатора, я протестировал LTE-планшет компании Samsung’а: Galaxy Tab 8.9 P7320 (). Он также прекрасно - через Wi-Fi - раздавал LTE-интернет и заметно дольше работал от батареи. Однако его приходилось возить с собой, и если он работал исключительно в качестве LTE-роутера, то это получалось слишком уж громоздко. Впрочем, сам по себе этот планшет мне очень понравился, я не нашел, к чему придраться, разве что экран у него не на базе технологии AMOLED. Полагаю, что если кто-то тогда искал для себя новый планшет, то этот был в то время весьма недурным выбором. Хотя и…дороговатым.


Сейчас - другое дело. Появившийся на нашем рынке где-то с год назад Galaxy Tab 8.9 P7320 был едва ли не единственным универсальным устройством, поддерживающим LTE. В наши дни только ленивый не встраивает поддержку LTE в свои планшеты и коммуникаторы, в частности в тот же iPhone. Однако тут есть одна загвоздка: у LTE имеется несколько стандартов и частот, на которых он реализуется, и потому сам факт поддержки LTE отнюдь не означает (вот, например, с тем же iPone!), что он будет и у нас работать с LTE. Впрочем, устройств, способных работать и с нашими LTE-сетями, становится все больше, вследствие чего проблем «через что» делается все меньше.

Например, я уже почти месяц тестирую (с наслаждением) Sony Xperia Z, который умеет поддерживать. Однако поначалу подключиться с его помощью к Интернету через LTE у меня никак не получалось - не соединялось. Я уже и весь «МегаФон» измучил, и наше представительство Sony - а никак. Однако ларчик довольно просто открывался.

Вы, наверное, уже забыли ранние времена мобильной передачи данных. И я тоже. А для нее непременно надо записывать адрес так называемой «точки доступа». Но мобильный Интернет стал так распространен и доступен по умолчанию, что сотовые операторы заложили скрипт записывания этой самой точки чуть ли не в SIM-карты. Поэтому, когда вы вставляете их в аппараты, все, что нужно, записывается автоматоматически, без вашего участия. И только, например, катаясь в Крым в отпуск и приобретая там SIM-карту для Интернета, мне приходилось вспоминать о необходимости таких «записей». В Москве же до тех пор, пока «МегаФон» не раскрутил услугу LTE (кстати, и SIM-карта у меня тестовая) на полную, адрес точки приходилось записывать вручную. После чего все сразу же залетало.

Приближаясь к финалу, хочу познакомить вас с одной маленькой (но важной, на мой взгляд,) тонкостью. Yota также выпускает (и продает) под LTE и модемы, и роутеры. Но между модемами компании Yota и оператора «МегаФон» есть разница. Модели, предоставляемые Yota, ловят только LTE, и если сигнал вдруг где-то пропадает (а связь необходима в поездках), вы от Интернета отрубаетесь напрочь. «МегаФон» же в своих устройствах (или, точнее, предлагаемых под своей маркой) и на своих SIM-картах дает возможность при пропадании сигнала LTE автоматом переключаться вниз - на 3G или EDGE. В результате скорость соединения будет падать, причем порой резко, а порой почти незаметно (ну, например, при чтении Twitter или получении почты вы на это и внимания не обратите), но в Интернете вы остаетесь беспрерывно, естественно, с легким прерыванием. Но при первой же возможности она перескакивает назад, наверх.

И последнее - про область покрытия. Где она есть, там она есть. Где ее нет, там она со временем либо появится, либо ее так никогда и не будет. Так вот, упомянутый выше ZyXEL выпустил совершенно замечательный (правда, громоздкий и дорогой - ценой около 400 долл.) модем LTE6100 (http://zyxel.ru/lte6100). В нем установлены специальные антенны, благодаря чему он способен ловить ничем другим не обнаруживаемый LTE-сигнал в довольно «глухих» (в этом смысле) местах - тот самый единственный случай общения с Yota. Потом его можно будет передать на точку доступа (в версии LTE6101 она уже встроена) или по Ethernet-кабелю. Конечно, чудеса свершаются не всегда, даже с помощью ZyXEL, поэтому, экспериментируя, я «провел» Интернет только в одно из двух известных мне «глухих» мест. Но там он получился устойчивый и достаточно мощный: 20 Мбит/с к себе и 10 Мбит/с от себя.

Вообще-то, и у Yota, и у «МегаФона» на соответствующих сайтах лежат карты покрытия, которые, по моему опыту, довольно близки к реальности. Но главное, что радует, - их площадь постоянно расширяется.

Сейчас бы только дождаться заметного снижения цен на LTE-услуги. Поскольку покуда они, на мой взгляд, несколько высоковаты.

Долговременная память существенно улучшается в одном из своих проявлений и незначительно - в другом. Данное заявление может показаться противоречивым, пока мы не проанализируем то, какие требования к долговременной памяти предъявляет решение разных задач.

В любом возрасте узнавать («Какие из этих предметов вы видели прежде?») проще, чем воспроизводить («Опишите, какие предметы вы видели»), однако у маленьких детей эта разница достигает максимума. Иными словами, с возрастом способность к воспроизведению улучшается в большей степени, чем способность к узнаванию. Десятилетний ребенок после предъявления 12 картинок скорее всего сможет описать 8 из них и узнать все 12. Четырехлетний ребенок также узнает все 12 картинок, однако описать может только 2 или 3.

Существует несколько причин, по которым с возрастом улучшается способность актуализировать информацию, хранящуюся в долговременной памяти . Одна из них заключается в том, что происходит совершенствование базы знаний, используемых для кодирования и актуализации информации. Дети расширяют свой кругозор, приобретают систематизированные знания, усваивают более сложные понятия. Но в некоторых областях познания ребенка могут оказаться более глубокими, чем у взрослого. В этом случае можно было бы ожидать, что в данной области память ребенка будет функционировать лучше, чем у взрослого. По-видимому, это утверждение справедливо. Было обнаружено, что дети, участвовавшие в турнире по шахматам, лучше воспроизводили положение фигур на шахматной доске, чем взрослые, поверхностно знакомые с этой игрой (Chi, 1978).

Вторая причина улучшения способности к воспроизведению заключается в развитии стратегий запоминания. Предположим, воспитательница детского сада говорит, обращаясь к группе 4-летних детей: «Я прочитаю вам рассказ. Я хочу, чтобы вы внимательно его послушали, потому что потом я задам о нем вопросы». По всей вероятности, эти дети запомнят рассказ ничуть не лучше, чем те, кому не давали указания запоминать. Но к 8-10-летнему возрасту выполнение задания значительно улучшается при наличии предварительной инструкции. Одна из причин заключается в том, что дети старшего возраста овладевают стратегиями запоминания, т. е. более эффективными стратегиями перекодирования, повторения и удержания в памяти.

Давайте более тщательно проанализируем одну из этих стратегий. Она заключается в том, чтобы основное время отводить на кодирование и анализ наиболее важной информации. С возрастом у детей все лучше получается выделять для запоминания существенную информацию, т. е. «отделять зерна от плевел». Например, в одном из исследований, посвященном этому вопросу, детям показывали два ряда небольших дверок по 6 в каждом ряду (см. рис. 9.4).

Рис. 9.4. Тест на оценку мнемонических стратегий детей. За дверцами скрыты изображения животных (за дверцами с клеткой) и предметов домашнего обихода (за дверцами с домиками). Дети использовали разные стратегии, если их просили сравнить два ряда или запомнить все предметы домашнего обихода. Источник: Р. Н. Miller, V. F. Haynes, D. DeMa-rie-Dreblow, & Woody-Ramsey, 1986, Child Development, 57, p. 1429-1439.

На половине из них были нарисованы клетки, а за ними скрывались изображения животных; на других 6 дверцах были дома, а за ними скрывались картинки с изображениями предметов домашнего обихода. Детям давали одно из двух заданий:

1) решить, совпадают или не совпадают картинки верхнего и нижнего рядов;

2) запомнить всех животных (предметы домашнего обихода).

Перед каждым испытанием дети получали инструкцию открывать дверцы по одной и рассматривать картинки. Наиболее эффективная стратегия сопоставления - открывать одну дверцу наверху, а затем - одну внизу, сравнивая пары картинок. Для задания на воспроизведение более эффективным являлось открывание дверцы только той категории, которую нужно запомнить. Дети лет 8-10 использовали эти стратегии более последовательно, чем 6-летние. Младшие дети были склонны беспорядочно открывать все дверцы, несмотря на то что их просили запомнить картинки только одной категории (Р. Н. Miller, Haynes, DeMarie-Dreblow, & Woody-Ramsey, 1986).

В использовании стратегий существуют и индивидуальные различия между детьми одной возрастной группы. Например, когда детям 5,6 и 7-х классов давали дополнительное время для подготовки к контрольной работе, большинство из них просто перелистывали свои учебники. Тем не менее были и такие, кто подчеркивал и выписывал существенные моменты. Эти дети не только отбирали для кодирования наиболее важную информацию, но и активно ее реструктурировали и группировали удобным для себя образом. Неудивительно, что они получили более высокие оценки за контрольную работу (A. L. Brown, Bransford, Ferrara, & Campione,1983).

Важный практический вопрос, касающийся детской памяти, заключается в том, можно ли доверять свидетельствам детей, данным в суде. Сегодня этот вопрос особо волнует широкую общественность в связи с делами, в которых предъявляются обвинения в сексуальном насилии над детьми. Вывод, сделанный на основе обзора литературы по данному вопросу (Ceci & Bruck, 1993), состоит в том, что хотя дошкольники и могут помнить гораздо больше, чем принято думать, они более подвержены эффектам внушения, чем старшие дети и взрослые. (Во вставке 9.2 представлен рассказ о воспоминаниях раннего детства и оценка их точности.)

Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка . - СПб.: Питер, 2003. - 640 с. С. 29 5-297.

В психологии под долговременной памятью понимают один из главных познавательных психических процессов.

Благодаря долговременной памяти мы способны обращаться к своему прошлому, отыскивать в нём информацию, которая необходима для понимания настоящего. В долговременной памяти содержатся знания, придающие смысл нашему опыту, нашей жизни. Долговременная память соединяет прошлое и настоящее и собирает информацию для будущего. От развития этого вида памяти зависит процесс обучения, накопление профессионального опыта, становление профессионального мастерства.

Согласно концепции Р. Аткинсона, предлагающей наиболее разработанную модель структуры памяти, последняя представляет собой три согласованно работающих блока: сенсорных регистров (с хранением информации около 1 секунды), кратковременного хранилища (с небольшим объемом и длительностью хранения около 30 секунд) и блоком долговременного хранения (с неограниченным объёмом и временем сохранения информации). Долговременная память как раз и является третьей частью этой трёхкомпонентной модели памяти.

Долговременную память отличают устойчивость, емкость, богатство и разнообразие абстрактных форм, структур, кодов. Исследователи нейрокогнитологии давно задаются вопросом, где память локализована и как мозг осуществляет хранение информации в долговременной памяти. В конце XX века были сделаны важнейшие открытия, позволяющие приблизиться к пониманию этих процессов. Так, выяснилось, что память локализована и в специальных областях, и по всему мозгу. Сложность исследований заключается в том, что сенсорные переживания в мозге сложны и многообразны.

Особенности хранения информации в долговременной памяти

В процессе запоминания задействовано множество разных структур анализаторов и центральной нервной системы. Таламус занят отфильтровыванием лишнего, в сенсорной коре структурируется поступающая информация и формируется кратковременная память. В ассоциативной коре путём анализа оперативных задач организма и его биологической программы определяется, какие данные будут важны в течение суток и какая информация должна быть переведена в долговременную память.

Процесс длительного сохранения информации в долговременной памяти происходит при участии нуклеиновых кислот и специфических белков памяти. Учёные предполагают, что функционирование механизма запоминания информации, хранящейся в долговременной памяти, связано с изменением структуры нервных клеток и связей между ними.

В процессах памяти важная роль отводится гиппокампу: благодаря ему избирательно улучшается фиксирование отдельных событий, имеющих особо важное биологическое значение.

Что влияет на эффективность запоминания?

Эффективность запоминания зависит как от объективных, так и от субъективных факторов. Объективные отражают особенности материала, который Вы хотите запомнить:

Наглядность информации;

Её количество и структурированность;

Осмысленность;

Степень известности.

Субъективные особенности отражают специфические особенности самого человека, запоминающего информацию. Они включают:

Ведущий тип памяти (используя его, Вы добьётесь наибольшей эффективности);

Установки;

Мотивированность;

Активность;

Функциональное состояние;

Степень знакомства с материалом.

Что важно для прочности запоминания информации, подлежащей сохранению в долговременной памяти?

В ходе исследований учёные выяснили, что два фактора оказывают наиболее сильное влияние на прочность запоминания: это его активность и осмысленность.

Показатели активности:

— Наличие осознанной цели и достаточной мотивации.

— Связь запоминания материала с эмоциями.

— Включение запоминания в процесс деятельности.

Показатели осмысленности:

— Структурирование запоминаемой информации.

— Установление логических связей между частями материала.

— Самоконтроль в процессе запоминания.

— Неоднократное повторение.

Осмысление информации – важный момент, от которого зависит прочность запоминания. Алгоритм осмысления может быть таким:

1.Понимание цели запоминания и прикрепление новых знаний к актуальным потребностям.

2.Понимание смысла изучаемого материала.

3.Анализ информации.

4.Поиск главного, выделение наиболее важных мыслей.

5.Обобщение.

6.Запоминание обобщенного материала.

Как развить долговременную память?

Память, как одна из когнитивных функций мозга, благодаря его свойству пластичности, развивается и тренируется. Существует немало рекомендаций, подсказывающих, как развить долговременную память, и ниже мы рассмотрим некоторые из них:

— Учитывайте, что лучше всего запоминаются начало и конец материала («эффект края», выявленный Эббингаузом).

— Повторяйте материал правильно: сначала – через несколько часов после запоминания, а потом – ещё раз, через несколько дней. Это даёт наилучший результат.

— Объёмную информацию делите на части, блоки. Структурируйте её. Это заметно расширит ёмкость памяти.

— Используйте при запоминании мнемонические приёмы.

— Если есть возможность, не оставайтесь сторонним наблюдателем: активное участие при работе с информацией даёт возможность лучше понять и запомнить материал, подключив, к тому же, эмоциональную составляющую.

— Тренируйте когнитивные функции мозга на .

Инструкция

Повторяйте

Обыкновенная зубрежка отлично тренирует память – начните заучивать стихи, такой текст легче для восприятия, затем переходите к . Заучивайте тексты последовательно – потратьте несколько часов на запоминание одного отрывка, затем пару дней не повторяйте его. Сделав перерыв, приступайте вновь к повторению первого текста – вы обнаружите, что воспринимаете информацию по-другому, находите в строчках иной смысл.

Повторяйте текст вслух

Доказано, что когда текст сопровождается слуховым восприятием, то он запоминается лучше, поэтому заучивая что-либо, всегда произносите информацию вслух. Желательно в это время закрывать глаза, так вы будете слышать слова лучше.

Учитесь концентрировать внимание

Запишите на листке бумаги короткое предложение, и во время прочтения подсчитайте, сколько букв «о» в нем. Затем отвернитесь и попробуйте сказать, сколько в предложении букв «в». Такой прием хорошо тренирует зрительную память, которая тоже может быть долговременной.

Учитесь с помощью составления ассоциаций

Если вы плохо запоминаете числа, то постарайтесь каждое из них сопоставить с каким-либо предметом, животным или человеком. То же самое проделывайте с – подумайте, может быть, человек по имени Геннадий высокий и худощавый, его фигура напоминает букву «г» и т.д. Тренируйтесь ежедневно – специально или произвольно.

Описывайте картины

Выберите несколько репродукций и описывайте одну из них, дополняя каждый раз новыми подробностями и деталями. Постепенно добавляйте внешние отвлекающие факторы – шум, крики, общение с другим человеком и пр.

Создавайте мысленные образы и визуализации

Пытаясь вспомнить что-то, старайтесь создавать в памяти полную картинку – выясняйте, что нарисовано на обложке книжки, которая лежит в соседней комнате, попутно представляя стол, на котором она находится, со всеми остальными предметами. Представляйте, как вы входите в комнату, подходите к столу и берете книгу в руки.

Составляйте списки необходимых дел

Меняйте в списках дела местами, ранжируя их по значимости, маршруту или удобству осуществления действий. Выходя из дома, мысленно проговаривайте все пункты, попутно создавая ассоциации. Сверьтесь со списком, когда придете домой.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок