Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
Пожалуй, большинству семей свойственны ссоры. Психологам давно известно, чем чаще ругань между родителями, тем больше вероятность проблем, затрагивающих детской физическое здоровье, психику. Также ссоры в семье негативно сказываются на будущей взрослой жизни ребенка. К сожалению, многие родители не думают, что их ругань не может навредить их чаду. Это они объясняют тем, что ребенок не участвует в ссорах. В реальности это не так. Это подтвердит любой детский психолог.
Реакция ребенка на ругань родителей
Нарастающий конфликт между родителями в определенное время приводит к принятию ребенком одной из поведенческих моделей, которые мы рассмотрим ниже.
Следует отметить, что особенности ответной реакции на ссоры зависят от возраста, личностных качеств и прочих факторов.
В семье, в которых часты ссоры между супругами, ребенок может выбрать 3 модели поведения:
стать миротворцем,
быть защитником слабой стороны,
может замкнуться.
В первом случае ребенок-миротворец делает все для примирения родителей. При этом его действия могут быть сознательными или неосознанными. Основное орудие маленького миротворца - привлечение внимания. Поэтому ребенок начинает чаще жаловаться на какие-то проблемы со здоровьем. Доходит до того, что ребенок из-за самовнушения действительно заболевает. Часто дети при такой модели поведения, не зная причин ссор, видят их в себе и винят себя в этом. Часто это чувство преследует малыша всю будущую жизнь. А это заниженная самооценка, тревожность, замкнутость.
Ребенок-защитник легко определяет участников семейных конфликтов - нападающую сильную сторону и обораняющуюся более слабую. Ребенком принимается второй участник ссор. Такая детская реакция характерна для мальчиков, отцы которых являются относительно мам тиранами. Нередки случаи, когда повзрослевший ребенок вовсе прекращает общаться с родителем-агрессором.
У многих девочек с такой моделью в будущем не складывается личная жизнь, так как они испытывают сложности в плане построения отношений с представителями противоположного пола.
Ребенок, ушедший в себя , характеризуется следующими особенностями поведения: замкнутость, отсутствие общительности, скрытность. Такому ребенку во взрослой жизни сложно адаптироваться к социуму.
Существует еще масса других негативных последствий для будущей взрослой жизни малыша. Рассмотрим самые частые из них.
Постоянный внутренний конфликт
При таком состоянии человек не может принять себя таким, какой он есть, не любит себя и не уважает. Следствие этого - заниженная самооценка, которая часто становится причиной неуверенности в себе, депрессий, а также различных неврозов. Такой вот «букет» проблем может получить малыш во взрослой жизни, будучи постоянным свидетелем родительских ссор.
Формирование специфических нежелательных черт характера
Детям, в чьих семьях часто возникают конфликтные ситуации, обычно присущ набор определенных личностных черт таких, как агрессивность, сильная тревожность, чрезмерная замкнутость, некоторая жестокость, озлобленность и нелюдимость. Согласитесь, полезными для жизни эти качества точно назвать нельзя.
Закрепление неправильной модели семейного поведения
Хорошо известно, что ребенок практически всегда заимствует родительское поведение, в том числе и семейные. Иными словами, ребенок еще в детстве учится, как нужно вести себя со своим будущим мужем или женой. А если мама и папа постоянно ссорятся, придираются и проявляют неуважение друг к другу, то какие же семейные отношения в будущем может построить малыш? Правильно, аналогичные. И эта модель поведения будет передоваться последующим поколениям.
Пессимистичное восприятие всего
Редко из детей, чьи родители постоянно ругаются, вырастают оптимисты с позитивным взглядом на мир. Обычно у них формируется крайне пессимистичное мировоззрение. Жизнь для них становится мрачной, скучной, окрашенной лишь в темные краски. Они сами мешают себе стать счастливыми и радоваться каждому прожитому дню.
Профилактика семейных ссор
1. Надо сократить количество конфликтов. Полностью их избежать, безусловно, не получится, ведь идеальных отношений не бывает. Зато можно выяснить самую частую причину ссор, и принять меры по ее исключению из жизни. Это поможет не только избежать нежелательного влияния конфликтов на малыша, но и укрепить супружеские отношения.
2. Если ссоры все-таки не получается избежать, ни в коем случае нельзя выяснять отношения при ребенке. Постарайтесь хотя бы отложить это на время, когда малыш ляжет спать.
3. Установите категорический запрет на угрозы в адрес друг друга. Учтите, угрозы родителей во время ссоры становятся причиной возникновения детских страхов, депрессий, повышают степень личностной тревожности.
4. Ни в коем случае нельзя критиковать при ребенке другого родителя, стараться склонить малыша встать на вашу сторону. Это внесет разлад не только в ваши супружеские отношения, но и в отношения ребенка со вторым родителем.
5. Если ссора все-таки произошла, после того, как страсти улягутся, обязательно объясните малышу, что мама и папа его любят, хотя иногда и ругаются. Также скажите, что кроха никак не причастен к конфликту, и ни в коем случае не является его причиной.
Так, конфликты, которые происходят между родителями, оказывают сильнейшее негативное влияние на еще неокрепшую психику ребенка и могут приводить к серьезным психоэмоциональным проблемам в его будущей взрослой жизни. Поэтому родителям, во что бы то ни стало необходимо постараться оградить малыша от семейных ссор и жить дружно.
«Ребенок в семье. Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие ребенка»
1. ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Вопросы влияния на взаимодействия взрослого с ребенком, на формирование личности последнего широко обсуждаются в отечественной литературе. К настоящему времени сформировалось убеждение , что тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка.
В частности, рядом авторов подчеркивается, что нарушение системы семейного воспитания, дисгармония отношений “мать-дитя” является основным патогенетическим фактором, обусловливающим возникновение неврозов у детей. Так, например, А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделили шесть типов семейного воспитания детей с акцентуированными чертами характера и с психопатиями.
Гunоnротекция (гиnооnека) характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке (“руки не доходят до ребенка”). При таком типе отношений ребенок практически предоставлен самому себе, чувствуя себя брошенным.
Д омuuuрующая гunерnротекция предполагает окружение ребенка излишней, навязчивой заботой, полностью блокирующей его самостоятельность и инициативу. Гиперпротекция может проявляться в виде доминирования родителя над ребенком, проявляющемся в игнорировании его реальных потребностей и жестком контроле над поведением ребенка. (Например, мать будет провожать подростка до школы, несмотря на его протесты.) Такой вариант отношений называется доминирующей гиперпротекцией. Одним из вариантов гиперпротекции является потворствующая гunерnротекция , которая проявляется в желании родителей удовлетворять все потребности и капризы ребенка , определив ему роль кумира семьи.
Эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ребенка во всех его проявлениях. Отвержение может проявляться явно (например, ребенок часто слышит от родителей фразы, типа: “Ты мне надоел, уйди, не лезь ко мне”) и скрытое виде издевок, иронии, высмеивания.
Жестокие взаимоотношения могут проявляться явно: в виде побоев - или скрыто: в виде эмоциональной враждебности и холодности. Повышенная моральная ответственность обнаруживается в требовании от ребенка проявления высоких моральных качеств с надеждой на его особое будущее. Родители, придерживающие такого типа воспитания, поручают ребенку заботу и опеку над другими членами семьи.
Неправильное воспитание может рассматриваться как фактор, усиливающий потенциальные характерологические расстройства ребенка. Под акцентуацией характера традиционно понимается чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы. Акцентуированным характерам свойственна повышенная уязвимость к отдельным психотравмирующим воздействиям.
Специалистами в области семейной психологии за последнее десятилетие выделены различные варианты типов отношений “ребенок-взрослый”. Так, например, в работе А.Я. Варга описаны три неблагоприятных для ребенка типа родительских отношений: симбиотический, авторитарный, эмоционально отвергающий. Эмоционально-отвергающий тип (в отличие от описаний Э. Эйдемиллера и А. Личко) характеризуется исследователем как тенденция родителя приписывать ребенку болезненность, слабость, личностную несостоятельность. Данный тип назван автором “ воспитанием с отношением к ребенку как к маленькому неудачнику”.
В исследовании Е.Т. Соколовой основные стили детско-родительских отношений были выделены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач:
сотрудничество;
псевдосотрудничество;
изоляция;
соперничество.
Псевдосотрудничество может осуществляться в разных вариантах, таких, как доминирование взрослого, доминирование ребенка. Для псевдосотрудничества характерно формальное взаимодействие, сопровождающееся откровенной лестью. Псевдосовместные решения достигаются за счет поспешного согласия одного из партнеров, испытывающего страх перед возможной агрессией другого.
При изоляции полностью отсутствует кооперация и объединение усилий, инициативы друг друга отклоняются и игнорируются, участники взаимодействия не слышат и не чувствуют друг друга.
Для стиля соперничества характерна конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициативы партнера.
Автор подчеркивает, что лишь при сотрудничестве, когда при выработке совместного решения принимаются как предложения взрослого, так и самого ребенка, отсутствует игнорирование партнера. Поэтому данный тип взаимодействия побуждает ребенка к творческой активности, формирует готовность к взаимопринятию, дает ощущение психологической безопасности.
По мнению В.И. Гарбузова, существует три патогенных типа воспитания.
Тип А. Непринятие (эмоциональное отвержение). Суть этого типа в чрезмерной требовательности , жесткой регламентации и контроле. Ребенок не принимается таким, какой он есть, его начинают переделывать. Это делают с помощью либо очень жесткого контроля, либо бесконтрольностью, полным попустительством. Непринятие формирует у ребенка невротический конфликт. У самих родителей наблюдается неврастения. Диктуется: “Стань таким, каким я не стал”. Отцы очень часто порицают других. У матери очень высокая напряженность, она стремится занять высокое положение в социуме. Такие родители не любят в ребенке “ребенка”, он раздражает их своей “детскостью”.
Тип Б. Гиперсоциализирующее воспитание . Возникает на почве тревожной мнительности в отношении здоровья, социального статуса ребенка и других членов семьи. В результате могут сформироваться страхи, фобии социального плана, могут быть навязчивые идеи. Возникает конфликт между желаемым и должным. Родители приписывают ребенку, что он должен хотеть. В результате у него возникает страх перед родителями. Родители стремятся подавить проявление природных основ темперамента. При таком типе воспитания дети холерики становятся педантичными, дети-сангвиники и дети-флегматики - тревожными, а дети-меланхолики становятся чувствительными.
Тип В. Эгоцентрическое воспитание. Наблюдается в семьях, где ребенок находится на положении кумира. Ребенку навязывается представление о том, что он имеет самодовлеющую ценность для других. В результате у ребенка появляется много претензий к семье и к миру в целом. Такое воспитание может спровоцировать истероидный тип акцентуации личности.
Английский психотерапевт Д. Боулби, исследующий особенности детей , выросших без родительского попечения, выделил следующие типы патогенного воспитания.
Один, оба родителя не удовлетворяют потребности ребенка в любви либо полностью отвергают его.
Ребенок является средством для разрешения супружеских конфликтов.
В качестве дисциплинарных мер используются угроза “разлюбить” ребенка и угроза “уйти” из семьи.
Ребенку внушается мысль, что именно он будет причиной (либо уже является) возможных болезней, разводов или смертей членов семьи.
В окружении ребенка отсутствует человек, способный понять его переживания, могущий заменить отсутствующего или “плохого” родителя.
2. РОДИТЕЛЬСКИЕ ДИРЕКТИВЫ.
Помимо типа отношения родителей и типа воспитания, формирование личности ребенка в семье во многом определяется родительскими директивами. Они могут являться источником многих эмоциональных проблем ребенка как в настоящем, так и будущем. Директива как косвенное родительское учение (программирование) впервые было описано американскими специалистами по трансактному анализу Робертом и Мэри Гоулдингами.
Под директивой понимают скрытое, косвенное приказание, не явно сформулированное словами или обозначенное действиями родителя, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно (чувством вины перед родителями). При этом истинных причин своей вины ребенок осознать не может, они скрыты. Только исполняя директивы, ребенок чувствует себя “хорошим”. Директива-это своеобразное “скрытое послание” родителя ребенку, поучение. Сами родители могут не осознавать до конца глубинное содержание , которое заключено в их директиве. Можно выделить ряд директив, негативно влияющих на формирование личности ребенка. Приведенные ниже виды родительских директив и их содержание раскрыты и проинтерпретированы отечественными психологами В. Лосевой и А. Луньковым. В названии директивы отражен скрытый глубинный смысл послания ребенку.
“Не живи ”. В бытовой речи это послание может передаваться частыми причитаниями и высказываниями следующего типа: “Глаза мои на тебя бы не смотрели”, “Чтоб ты сквозь землю провалился”. Расширенный вариант директивы проявляется в “воспитательных” беседах родителей на следующие темы: “Сколько бед и сложностей принес ребенок своим появлением на свет”, “Как тяжелы и ужасны были роды”, “Воспоминания о желании прервать беременность”. Поскольку в каждой директиве есть скрытый смысл, смысл этой директивы состоит в желании управлять ребенком через возбуждение в нем постоянного чувства вины. Ребенок может бессознательно принять решение, что он источник всех возможных бед в жизни родителей, что он их вечный должник. С годами это иррациональное чувство возрастает. Негативное влияние этой директивы состоит в том, что невротическая вина разрушительна. Семья как бы перекладывает на ребенка ответственность за все жизненные проблемы. В результате у ребенка возникают серьезные эмоциональные проблемы. Он может выполнять эту директиву следующим способом - демонстрировать хулиганское, провокационное поведение вне дома.
“Не будь ребенком”. В бытовой речи это может проявляться, например, следующим образом: “Тебе уже три года, а ты ведешь себя как маленький”, “Скорее бы ты вырос” и т. п. Родители часто употребляют высказывания, обесценивающие любые проявления детскости, подчеркивая желательность взрослого поведения ребенка. Дети, принимающие данную директиву, в будущем испытывают трудности в общении с собственными детьми, так как не способны к раскованному, игровому поведению. Скрытый смысл такой директивы связан с несформированной готовностью родителей принять на себя ответственность за воспитание ребенка. Это бывает характерно для инфантильных родителей.
“Не расти”. Такая директива часто обращена к младшим или единственным детям в семье. В бытовом языке она проявляется в следующих высказываниях: “Не торопись взрослеть”, “Ты еще мала, чтобы краситься”. Подчеркивается прелесть раннего детства. Такую директиву дают родители , которые панически боятся сексуальной зрелости своих детей (это может быть и боязнь “пустого гнезда”, в которое неизбежно превращается семья при уходе взрослых детей). Скрытый смысл этой директивы состоит в следующем: “Только в случае, если ты останешься маленьким, ты сможешь получать мою поддержку”. Во взрослой жизни эти дети затрудняются создавать собственную семью, а если и создают ее, то живут вместе с родителями. Такая директива, безусловно принятая ребенком, может влиять и на формирование его физического облика. Ребенок начинает отставать в росте от сверстников, демонстрируя поведение, не соответствующее его возрасту.
“Не думай”. В обыденной жизни эта директива проявляется в следующих фразах, обращенных к ребенку: “Не бери в голову”, “Не умничай”, “Не рассуждай, а делай”. В данной директиве содержится запрет на рассуждения, на интеллектуальную деятельность. Дети, выполняющие такую директиву, во взрослом состоянии либо начинают чувствовать “пустоту в голове” при решении проблем, либо у них начинает болеть голова, либо появляется стремление “размыть” эти проблемы при помощи развлечений , алкоголя и наркотиков. Скрытый смысл такой директивы состоит в том, что родители сами боятся решать какие-то конкретные проблемы и передают детям свой страх.
“Не чувствуй”. Эта директива предполагает запрет на проявление эмоций в целом либо запрет на какие-либо конкретные чувства (например агрессию, страх). Заблокированные эмоции не исчезают, а проецируются на объекты, которые доступны. Взрослые, которые получали в детстве такую директиву, испытывают затруднения в проявлении чувств по отношению к сексуальному партнеру в семейной жизни. Ребенка как бы приучают не доверять своим ощущениям, сигналам тела. Во взрослой жизни такие люди часто страдают психосоматическими заболеваниями (например ожирением, так как утрачивают контакт с чувством насыщения).
“Не достигай успеха”. Такая директива передается в ходе воспитательных рассказов по типу: “Сами мы университетов не кончали”, “У тебя ничего не получится”. Родители высмеивают планы и идеи ребенка. В итоге у него снижается самооценка (“У меня ничего не получится”). Скрытый смысл директивы связан с наличием у родителей бессознательной зависти к успехам детей. Во взрослой жизни эти дети могут стать трудолюбивыми и старательными людьми, но их будто преследует злой рок. “Честно” выполняя полученную директиву, такой человек, пугаясь успеха, бессознательно “находит” многочисленные способы навредить делу, опаздывает на важную встречу, случайно проливает чернила на чертежи, попадает в больницу и т. п.
“Не будь лидером”. Получал такую директиву , ребенок часто слышит подобные слова: “не высовывайся”, “не выделяйся”, “будь как все”. Родители обеспокоены чувством зависти других людей по отношению к их ребенку. Исходя из таких побуждений, они и охраняют детей. Став взрослыми, эти дети всегда ходят в подчинении, отказываются от карьеры, не стремясь доминировать в семье.
“Не принадлежи никому, кроме меня”. Такую директиву передают родители, имеющие проблемы в общении. Они видят в ребенке единственного друга. Родители всячески подчеркивают исключительность их взаимоотношений, непохожесть их семьи на другие семьи. С возрастом самооценка такого ребенка может быть адекватной, но он в любой группе будет чувствовать себя одиночкой, испытывая большие затруднения в ситуациях, предполагающих слияние с группой.
“Не будь близким”. Скрытый смысл данной директивы, передаваемой матерью ребенку, состоит в следующем посыле: “Любая близость опасна, если это близость не со мной”. В отличие от предыдущей директивы , она касается запрета на контакт с близким человеком, а не с группой.
“Не делай” . Взрослый передает ребенку послание, смысл которого сводится к следующему: “Ничего не делай сам, это опасно. 3а тебя все буду делать я”. При такой директиве активность и инициатива ребенка практически полностью блокируются. Став взрослым, человек начинает испытывать мучительные трудности в начале каждого дела.
“Не будь собой”. Такая директива может, например, базироваться на непринятии родителями пола ребенка. В высказываниях, обращенных к ребенку, и способах общения с ним, подчеркивается значимость черт, которые не свойственны этому полу. Поскольку соответствующие его полу черты отрицаются, ребенок начинает вести себя в соответствии с ожиданиями. В итоге у него могут быть проблемы с формированием половой идентичности, а также трудности в контактах с противоположным полом.
“Не чувствуй себя хорошо”. В этой директиве передается запрет на хорошее здоровье. Мать может говорить другим в присутствии ребенка: “Он у меня хоть и слабенький, но сделал...”. Ребенок приучает себя к мысли , что болезнь привлекает к себе внимание, плохое самочувствие повышает ценность самого действия, то есть болезнь добавляет уважение и вызывает большее одобрение. Таким образом, ребенок в будущем получает разрешение на то, чтобы иметь выгоды от своего заболевания. Поэтому в будущем этот ребенок либо уходит в болезнь, чтобы получать внимание от окружающих, либо симулирует болезнь для манипулирования другими людьми. Оставаясь здоровым, такой человек будет страдать ипохондрией.
Вероятнее всего, когда-то эти директивы имели положительное назначение, являясь концентрированным опытом выживания нескольких поколений семьи в реальных исторических условиях. Историческая ситуация изменилась, но директивы как некое инертное знание все еще передаются следующему поколению.
3. РОЛИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ.
Одним из главных вопросов при рассмотрении детско-родительских отношений в семье является понятие “роли”. Роль ребенка в системе семейных отношений может быть различной. Ее содержание определяется, главным образом, той потребностью родителей, которую ребенок, удовлетворяет, а именно:
ребенок может быть компенсацией неудовлетворительных супружеских отношений. При этом ребенок выступает в роли средства, с помощью которого один из родителей может усилить свою позицию в семье. Если данная потребность компенсации и усиления позиции удовлетворяется, то ребенок занимает место кумира ;
ребенок может быть знаком социального статуса семьи, символизируя ее социальное благополучие. (“У нас все как у людей”.) При этом ребенок выполняет роль объекта для социальной презентации; ребенок может быть элементом, который связывает семью, не давая ей разрушиться. (“Мы не разводимся только ради тебя”), в этом случае на ребенка ложится большая психологическая нагрузка, вызывая эмоциональное напряжение. Он начинает считать, что именно его поведение является причиной развода родителей, если такое событие действительно произойдет.
“Кумир” (“мамино сокровище”, “папино сокровище”). формируемые черты характера:· эгоцентризм, инфантилизм, зависимость, комплекс превосходства. В будущем у такого ребенка может проявляться агрессивное поведение в результате того, что он не понимают, почему мир не принимает его так , как собственная семья.
“Козел отпущения”. Ребенок используется членами семьи для отреагирования негативных эмоций. У такого ребенка первоначально возникает комплекс неполноценности, сочетающийся с чувством ненависти к миру, формируется личность тирана и агрессора.
“Делегат”. Через данного ребенка семья контактирует внешним миром, предъявляя себя социуму как успешную социальную группу. От такого ребенка родители часто ожидают воплощения своих несбывшихся надежд. Данная роль способствует формированию черт характера классического психастеника (чрезмерная ответственность, постоянная тревога за возможные ошибки и т. д.).
4. МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ.
Разрушительное воздействие на психическое развитие ребенка оказывает депривация . Депривация возникает в том случае, когда родители (главным образом мать) не обеспечивают должного ухода и игнорируют базовые потребности ребенка либо бросают ребенка, оставляя его на попечение других. Традиционно выделяют следующие виды депривации: сенсорная, двигательная, эмоциональная. Под сенсорной депривацией понимается ограничение стимулов, воздействующих на сенсорные системы (тактильную, зрительную, слуховую и др.). Поскольку ребенок познает мир посредством органов чувств, дефицит сенсорных стимулов приводит к необратимому психическому недоразвитию, так как во время поступления в мозг разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение структур мозга. Сенсорная депривация может привести к задержке и нарушению психического развития ребенка. Двигательная депривация возникает при резком ограничении движений ребенка (из-за болезни, травмы, плохого ухода и т. п.). Вследствие длительной двигательной депривации у ребенка возникает депрессивное состояние с приступом ярости и агрессии. Под эмоциональной депривацией понимают длительное отсутствие эмоциональных контактов с матерью “холодная мать” или лицом , ее заменяющим. Это приводит к блокированию потребности в эмоциональной близости (любви).
В случае полного лишения ребенка контакта с матерью наблюдается феномен
материнской депривации
. Материнская депривация оказывает самое разрушительное воздействие на психическое развитие ребенка. Характерологические особенности и поведение детей-сирот, воспитывающихся в детских домах и: школах·интернатах, представляют собой яркую иллюстрацию “ребенка с депривацией”. Многочисленными исследованиями установлено, что существование детей в условиях массированной материнской депривации (когда дети растут в полной разлуке с матерью) приводит к возникновению психопатий, депрессиям и фобиям. Дети, лишенные родительской опеки, обнаруживают заметное отставание от социально-возрастных нормативов на протяжении всей жизни. Для них характерно следующее:
эмоциональная поверхностность;
низкая способность к фантазированию;
“прилипчивость”;
высокая агрессивность;
жестокость;
инфантильная безответственность и др.
5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕБЕНКА-НЕВРОТИКА .
Существование ребенка в пространстве проблемной , дисфункциональной семьи с достаточно большой долей вероятности предопределяет его превращение в невротическую личность, лишая возможности стать личностью зрелой и самоактуализирующейся. Самоактуализирующаяся личность - это личность, которая способна к самореализации. Критерии самоактуализации выделены известными психологами экзистенциально-гуманистического направления:
А. Маслоу. Э. Фромом, К. Роджерсом. Данные критерии позволяют выделить базовые характеристики зрелой личности.
Способность к полному переживанию эмоций. Самоактуализирующаяся личность живет своими подлинными чувствами и заявляет об этих чувствах без подростковой застенчивости.
Способность делать ответственный выбор между движением вперед и отступлением. У такого человека отсутствует страх проигрыша, он не боится пережить негативный опыт.
Развитая ответственность перед своей совестью.
Базисные черты невротической личности выделены известным психоаналитиком К. Хорни.
Сензитивность . Сензитивность проявляется в повышенной восприимчивости к сигналам внешнего мира.
Тревожность . Невротик склонен воспринимать мир как угрожающий. У него много страхов (страх оценки, толпы, публичного выступления и т. п.).
Гиперсоциальность . Невротик постоянно сводит счеты с социумом, стремится повысить свою значимость. Для невротика характерны чрезмерное чувство ответственности и чувство долга, отсутствие гибкости в социальных отношениях. Например, у “гиперсоциальных” женщин бывают самые “трудные” дети, так как все свое время они уделяют собственной карьере и общественной жизни. Невротик выстраивает отношения с миром так же, как он выстраивает отношения с собственным отцом.
К. Хорни выделила и описала основные характерные невротические потребности следующим образом.
Потребность в любви и одобрении . Отличительной особенностью этой потребности у невротика является своеобразная “всеядность” В отношении объекта любви. Для невротика характерно желание быть любимым всеми и каждым.
Потребность в поддержке . Характерно стремление иметь сильного и опекающего партнера, который может избавить от страха “быть покинутым” и страха одиночества. Невротик никогда не уверен, что его действительно любят , и всегда стремится “заслужить” любовь. Именно эта его особенность обусловливает повышенную зависимость от объекта любви и превентивное бегство в независимость.
Потребность властвования, доминирования, лидерства может распространяться на все сферы жизни, независимо от того, обладает ли человек достаточной компетентностью для достижения первенства. Поэтому желание невротика властвовать сопровождается отказом от принятия на себя ответственности за бремя власти.
Потребность в публичном восхищении, признании . Знаки признания и социального восхищения становятся для невротика мерилами самоценности личности.
К. Хорни подчеркивает, что невротические потребности ненасыщаемы, т. е. они не имеют пределов удовлетворения. Сколько бы такой человек ни получал любви и поддержки ему этого будет недостаточно. Давая обобщенную характеристику невротической личности, автор отмечает, что у невротиков имеется заметное противоречие между их желаниями получать любовь от других и их собственными способностями питать это чувство. Правда, невротик может быть и сверхзаботливым, но в этом случае он будет действовать под влиянием навязчивых побуждений, вместо того чтобы излучать теплоту.
Ребенок рождается с огромными способностями к адаптации. Если воспитание идет без учета природных составляющих, то это обстоятельство может создать условия для формирования невротической личности. С. Чесс и А. Томас в 50-е годы провели знаменитое ньюйоркское лонгитюдное исследование. Они наблюдали за 133 детьми во время еды, игры, одевания; опрашивали родителей , учителей. В результате С. Чесс и А. Томас выявили определенные различия в реакциях детей на окружающий мир, назвав эти различия темпераментом.
В своем исследовании “Знайте своего ребенка” (авторитетное руководство для современных родителей) они обобщили полученные результаты, подчеркивая, что в целях эффективного воспитания ребенка в семье необходимо учитывать его энергетический уровень и скорость приспособления к новым ситуациям.
Они выделили следующие, генотипически обусловленные характеристики темперамента.
1. Степень моторной активности . Ребенок может родиться активным, тогда такому ребенку нужно позволять много двигаться. В том случае, если ребенок родился пассивным, то навязанное ему требование повысить двигательную активность следует рассматривать как невротизирующий фактор.
2. Ритмичность. (Темп выделений.) Эта характеристика определяет темп чередования потребностей ребенка (ассимилятивных и диссимилятивных). Существуют дети-ритмики, у которых ритм жизнедеятельности четко задан, и дети-дизритмики, не имеющие явно выраженного ритма потребностных состояний.
3. Приближение - удаление. Эта характеристика определяет способ реагирования ребенка на новую ситуацию и его отношение к новым объектам.
4. Интенсивность. Под интенсивностью понимается количество энергии, которое используется ребенком для выражения эмоций.
5. Скорость приспособления к новой ситуации. Эта характеристика определяет следующее: быстро или медленно наступает адаптация ребенка в новой, непривычной для него среде.
6. Порог чувствительности . Порог определяется величиной стимула, вызывающего эмоциональную реакцию ребенка.
7. Качество настроения. Качество настроения характеризуется общим эмоциональным настроем ребенка, в котором он пребывает чаще всего - “мажорным” или “минорным”.
8. Способность к сосредоточению . Данная характеристика определяет особенности внимания ребенка , степень его “отвлекаемости”
9. Интервал времени, в котором поддерживается активность . Эта характеристика определяет то, как долго ребенок может находиться в состоянии активности.
В том случае, когда родители игнорируют перечисленные выше характеристики темперамента ребенка, навязывая ему чуждый ритм и интенсивность контактов со средой при удовлетворении потребностей, они создают условия для формирования невротической личности. Наибольшие трудности в воспитании обычно связываются со следующими типами детей.
“Синички ” - дети с высокой эмоциональной чувствительностью.
“Улитки
” - дети, которые не проявляются сразу, они замкнуты, мотивы их поведения в новой ситуации часто не понятны, они “не пускают в душу”, не обозначают явно свои потребности.
“Черепахи ” - дети, которые долго адаптируются к новым ситуациям, медлительные.
“Нытики ” - дети, для которых характерен “минорный”, плаксивый фон настроения. Именно этим детям меньше всего достается родительской любви.
Обобщая сказанное , можно заключить, что детско-родительские взаимоотношения включают в себя достаточно сложное содержание и могут быть проанализированы по ряду параметров. А.Н. Захаров выделяет пять параметров, определяющих содержание воспитательного процесса.
1. Интенсивность эмоционального контакта по отношению к детям. В зависимости от интенсивности эмоционального контакта выделяются такие типы отношений, как гиперопека, гипоопека, опека, принятие, непринятие.
2. Параметр контроля . Выделяются следующие типы контроля: разрешительный контроль, допускающий, ситуативный, ограничительный.
3. Последовательность - непоследовательность в предъявлении требований .
4. Степень эмоциональной устойчивости родителя в переживании совместных с ребенком аффективно окрашенных ситуаций .
5. Степень тревожности родителя во взаимодействии с ребенком .
Сочетание этих параметров может определять разные типы неврозов. Например, ограничительная, аффективная неустойчивость может вызвать у ребенка невроз страха ; сверхпринятие, разрешительство и непоследовательность вызывают истерический невроз; выраженное одиночество - невроз навязчивых состояний.
Наиболее характерные черты патогенной системы воспитания по А. Захарову:
низкая сплоченность и разногласия членов семьи в воспитании;
высокая степень противоречивости, непоследовательности и неадекватности;
ярко выраженная степень опеки, ограничительство в каких-либо сферах жизнедеятельности;
повышенная стимуляция возможностей детей и в связи с этим частое применение угроз и осуждений.
Неразвитость эмоциональных отношений с ближайшим семейным окружением лежит в основе психопатического варианта аномалии личности ребенка. Нарушение этих отношений может рассматриваться в качестве механизма развития аномалии невротического варианта. Оба типа аномалий, несмотря на ряд феноменологических различий, могут вызывать искажение самооценки и нарушения межличностных отношений.
Лекторий: «Этика поведения детей и взрослых в семье»
Уважаемые родители!
Вам доводилось встречать детей, закативших истерику в магазине, шумящих и бегающих по театру во время спектакля? Наверняка, вы тогда задавались вопросом, неужто родители не могут объяснить правила поведения в общественных местах, научить хорошим манерам.
Что же такое этикет? Этикет – своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения людей дома, на работе, в транспорте, принятых в данном обществе. А правила этикета предназначены для того, чтобы показать наличие внутренней этики и красоты человека.
Когда у вас появится свой малыш, со всей ответственностью подойдите к эмоциональной стороне воспитания и развития. Придется искать правильный стиль, подходящий вашему чаду. Разработано много теорий, рассказывающих как вырастить ответственного и нравственно здорового человека. Новорожденный, как чистый лист. Не зря их часто сравнивают с губкой, впитывающей знания и поведение окружающих с огромной скоростью. Процесс воспитания детей является одной из самых трудоемких задач.
Молодые родители не до конца понимают принципы свободного от стресса обучения, позволяя делать все, что захочется. Взрослые, как правило, для ребенка «друзья», когда сорванец ведет себя плохо - не реагируют. Объясняют свою позицию, что кроха еще мал, многие вещи поймет с возрастом. Они также полагают, что таким образом дети будут иметь высокую самооценку и без лишних трудностей вольются в мир. Произойдет ли это?
В 70-80-х годах прошлого века в скандинавских странах получила популярность идея свободного от стрессов образования. Для отечественных школ ее начали внедрять ориентировочно с конца 90-х. С тех пор пролетело почти двадцать лет. Эта концепция характеризуется полным отказом от наказаний. Требования к поведению детей минимальны. По мнению современных специалистов отсутствие границ между разрешенным и запрещенным стимулировало появление целого поколения эгоистичной, беспомощной и ориентированной на потребление молодежи.
Уроки хороших манер и правила социального поведения формируются с пеленок, копируются именно у вас - родителей. Не обманывайте себя, что они просто маленькие дети. Не успеете оглянуться, как они вырастут, а поведение глобально не изменится. Процесс перевоспитания всегда протекает тяжело, сопровождаясь семейными конфликтами и даже проблемами со здоровьем членов семьи. Чтобы не испытывать мучительную неловкость за свое чадо, прививайте ему правила поведения в семье, с другими детьми в школе, детском саду, дома и на улице.
Хочу предостеречь от применения телесных наказаний в отношении малышей (физических), это неэффективный метод воспитания. Родители, которые практикуют подобное, разгружают свой собственный стресс и эмоции, показывая свою беспомощность и некомпетентность. Телесные наказания оказывают негативное и непосредственное влияние на психологическое развитие. Последствием "штрафов" становятся заниженная самооценка, чувство стыда и вины, чрезмерный уровень агрессии (даже членовредительство), отторжение, тревожность и гиперактивность.
Нормы общественного поведения детей попали под пристальный интерес, потому что учат быть внимательными к близким. Помогают переключиться от собственных потребностей и желаний на окружающих. Приучая к этому с рождения, вы облегчите будущую жизнь. Станет проще адаптироваться в коллективе сверстников, социуме в целом. Ведь эгоизм нигде не приветствуется.
Правила не внедряются в одночасье, они достигаются со временем. Развитие социальных навыков ребенка - это процесс, длиною в жизнь, начинающийся с младенчества. Благодаря простому обмену игрушками мальчики учатся быть заботливыми мужьями, а девочки женами. Развивается сострадание, верность и дружба. Если каждый родитель задумается над этим вопросом, то совокупность правил поведения для детей и хорошие манеры станут понятиями, присущими всему обществу, а не только классу под названием "элита".
Раньше воспитанием у детей хороших манер и поведения занимались в кадетских корпусах, в институтах благородных девиц. Теперь эти функции почти полностью (если у вас нет гувернанток) перешли на родителей.
Какие основные правила этикета необходимо соблюдать в семье с детьми?
1. «Надо вести себя так, чтобы не создавать окружающим неудобства, и относиться к ним так, как хотели бы, чтобы относились к вам» – знакомая фраза? Да, именно так нужно вести себя и взрослым, и детям не только с чужими людьми, но и с домашними.
2. Не нужно пытаться выяснять семейные отношения публично, тем более в присутствии детей и на повышенных тонах. А лучше всего не доводить ситуацию до выяснения этих самых отношений.
3. Не заходите в комнату детей без стука. Ребенок – тоже личность. Нужно уважать его право на личное пространство и возможность побыть одному. Естественно, это не касается совсем маленьких детишек, которых ни в коем случае одних оставлять нельзя.
4. Не ройтесь в личных вещах ребенка без его согласия. Некоторые родители считают вполне нормальным проверить портфель ребенка, заглянуть в его карманы. Все, вроде бы, любя, в целях профилактики, но результат может быть только один. Ребенок потеряет к вам доверие, начнет что-то от вас скрывать.
5. Не читайте письма, адресованные не вам. Даже если вы точно знаете, что ничего личного в письме нет, не открывайте его. Не ройтесь в электронной почте детей, если они не просят вас это делать.
6. Учите детей вести себя за столом. Совместные ужины или воскресные обеды в кругу семьи – прекрасный повод для привития таких навыков. Научите пользоваться столовыми приборами, не говорить с набитым ртом, не размахивать руками. Существует целый свод правил поведения за столом, ознакомьтесь с ними – литературы на эту тему предостаточно.
Умение детей правильно вести себя за столом – большой плюс. Родители будут уверены, что в любом обществе и в любой ситуации им не придется за них краснеть. Тем более, что в больших городах становятся все популярнее семейные обеды в кафе, или просто посещение их с детьми во время прогулок.
7. Внушайте уважение к чужому труду, научите ценить повседневный труд домашних.
8.Ребенок должен уметь слушать и слышать. Казалось бы, что тут сложного? Но понаблюдайте, как ведут себя некоторые дети: без конца перебивают, когда взрослые с кем-то разговаривают, требуют внимания к себе. Это касается, прежде всего, малышей. Если их переполняют эмоции, они слышат и воспринимают только себя, считая себя центром вселенной.
9. Не критикуйте детей при посторонних. Это сильно задевает их самолюбие, особенно подростков.
10. Если ребенок куда-то уходит один, он должен сказать, куда идет и во сколько вернется.
Рамками одной публикации все правила этикета расписать невозможно, но начало положено. Осваивайте, дорогие родители, тему дальше, претворяйте в жизнь и делитесь опытом.
1) Дети всегда копируют поведение своих родителей.
* Каким был родитель таким примерно будет и ребенок,
* главное в воспитании детей - воспитывать себя.
* для мальчика - образ, каким должен быть настоящий мужчина.
* для девочки - каким должен быть ее будущий муж.
* Отец учит сына Ответственности, Порядочности, Смелости, Трудолюбию, Твердости, Уважению к Женщине.
3) Мать - олицетворение Любви и Чистоты.
* Для мальчика - какой должна быть жена,
* для девочки - какой должна быть женщина.
* Мать учит дочку как вести хозяйство, как создавать атмосферу уюта и любви, учит отношению к Мужчине.
4) Если дети начинают наглеть их можно наказывать.
* самое страшное наказание для детей это отстраненность, безучастность родителей.
* Если требуется физическое наказание мальчика это делает только отец - строго, но с добрым сердцем.
* Мать не должна наказывать и ругать сына, ей нужно отстраниться от него, показать свою душевную боль и призывать мужскую силу.
* Девочку наказывает мать, бить ее нельзя не при каких условиях, ей достаточно строгости и отстраненности матери.
5) Дети - отдельные личности, а не продолжение тела родителей.
* нужно понять их предназначение, определить их склонности и помочь реализоваться в этой сфере.
* Не наслаждайтесь детьми, не заставляйте их жить так как хочется вам, это не ваша собственность.
* Уделяйте больше внимания своим детям
* Воспитывать детей правильно - значит растить их для Бога, для людей, для них самих, но не для себя.
* Дети воспитанные эгоистами, повзрослев бросают совоих родителей и не помогают им.
* Дети воспитанные правильно, вырастают талантливыми людьми, благодарными своим родителям.
Отношения Дети - Родители
1) Нужно чтить и уважать своих родителей, какие бы они не были
2) Уважение детей - самая большая радость родителей.
3) Недопустимо хамское, грубое общение.
4) Нельзя заниматься откровенным поучением родителей, советы нужно давать смиренно.
5) Внимание - чаще звоните, пишите, рассказывайте о своей жизни, спрашивайте совета.
6) Заботиться о родителях, обеспечить безбедную старость, вы в неоплатном долгу перед ними.
Типичные детские реакции нарушения поведения
Реакция отказа (от игр, пищи, от контакта) возникает в ответ на резкое изменение привычного образа жизни, например когда «домашний ребенок» начинает посещать детский сад, когда семья лишается кого-то из близких и т. д.
Реакция оппозиции заключается в том, что ребенок противодействует попыткам заставить его заниматься нелюбимым делом (убегает из дома, со школьных занятий и т. п.).
Реакция непомерного подражания кому-либо (реальному человеку, персонажу кино, книги) проявляется в копировании одежды, манеры, речи, суждений, поступков. К плачевным результатам приводит ситуация, когда кумиром оказывается отрицательный субъект.
Реакция компенсации проявляется в том, что ребенок всеми силами пытается затушевать или устранить какие-либо свои слабости. Так, неудачи в учебе восполняются достижениями в спорте, а учеба под объективным предлогом «занятости» отодвигается на задний план. Или физически слабый мальчик, стремясь не уступить более крепким сверстникам, с поразительным упорством занимается боксом; чтобы доказать свою храбрость, ныряет с высокого моста в реку.
Особенно часто возникают конфликты родителей с подростками . Им присуща эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, перепады настроения, сочетание противоречивых свойств и стремлений (застенчивость – развязность, самостоятельность – нерешительность, мягкосердечность – черствость, зависимость от авторитетов – борьба с ними, излишняя самоуверенность – острая потребность в одобрении).
В подростковом возрасте проявляются следующие поведенческие реакции :
1) реакция эмансипации (освобождения) проявляется в желании вырваться из-под опеки родителей, учителей, взрослых с их порядком, законами, стандартами и ценностями; стремление поступить по-своему, наперекор родителям и даже здравому смыслу; не воспринимают даже справедливую критику в свой адрес со стороны других;
2) реакция группирования со сверстниками (смешанные неустойчивые группы в зависимости от увлечения, обстоятельств; стабильные группы с постоянным лидером, иерархией; такие группы обладают «своей территорией», свободное время проводят в стычках с подобными объединениями);
3) реакция увлечения – хобби – реакция может быть столь сильной, что целиком захватывает подростка, снижает интерес к учебе; увлечение может быть интеллектуальным (музыка, рисование, стихотворчество, радиотехника), телесным (спорт, культуризм, вождение мотоцикла, рукоделие), лидерским (поиск ситуаций, компаний, где можно предводительствовать), накопительским (коллекционирование), эгоцентрическим (выделиться модной одеждой, внешностью; увлечение литературным или философским течением), азартным (пари, карты, ситуация риска), коммуникативным;
4) реакция гиперсексуальности – повышенный интерес к другому полу, сексуальной литературе и т. д.
Если родители не были готовы к закономерным подростковым реакциям эмансипации, группирования, сексуальным и др., с негодованием их воспринимают, то конфликт неизбежен . Перестройка отношения к повзрослевшим детям на основе большой тактичности и терпимости – путь к ликвидации конфликта .
Если в родительской семье преобладали уважение, вежливость, забота о детях, бережное отношение друг к другу, то именно эту модель и воспроизведут в собственной семье молодой человек или девушка.
Культуре поведения с противоположным полом молодые люди учатся в первую очередь в родительской семье. Здесь они приобретают свой первый опыт будущих мужей, жен, отцов и матерей.
Семейные психологи подтвердят, что еще одна проблема - это вопрос психологической культуры, психологической грамотности. Когда-то классик говорил: « » Кто-то вполне может иметь детей по состоянию своего ума и здоровья. Но каждый ли может правильно воспитать этих детей, дать им такую личностную основу, которая правильно бы работала потом на протяжении всей их жизни? Почему именно на это стоит обратить внимание? Потому что есть периоды возрастной сензитивности.
Например, если мне, да и вам, вдруг захочется профессионально заняться балетом или фигурным катанием, то любой тренер скажет: поздно, слишком поздно. Великий психолог Лев Выготский говорил, что существуют сензитивные периоды в жизни человека, то есть периоды, когда он особенно легко овладевает информацией, умениями и навыками в какой-то определенной области. А прошло время - и все. Дальше мы уже с трудом овладеваем теми или иными навыками и знаниями.
!
И не надо удивляться, что у грубых родителей вырастают такие же грубые дети, они этому научились. Есть такая дилемма: что определяет развитие человека - наследственность или воспитание? И кто-то говорит: конечно, гены! Вот те родители сами вечно обманывают, и дети у них такие же. Так это не потому, что существуют гены лживости, а потому, что ребенок усвоил это поведение с малолетства.
Теперь посмотрим на средства массовой информации. Что ребенок, подросток видит сегодня с экрана? Грубость, насилие, жертвы, разводы. Иными словами, мы сегодня видим на экранах модель несчастной, ужасной, жестокой семейной жизни. И даже если на сознательном уровне подросток такое осуждает, то в подсознании это все же остается. Есть такое понятие - «допуски»: ребенок допускает нечто подобное в отношениях между женщиной и мужчиной, а отнюдь не романтическую любовь и нежные отношения.
А что же случилось с авторитетом мужчин в нашем достаточно патриархальном обществе?
Все дело опять-таки в том, как сегодня изображается и пропагандируется роль мужчины. Создается такое представление о мужчине: это человек, который должен только зарабатывать деньги для семьи, а ответственность за нравственное развитие несет мать, которая является в ней эмоциональным лидером. Это неверно. Как нет жесткой дифференциации ума и сердца у личности, так нет ее и в семье. И формировать надо образ мужчины, который бы сочетал в себе и эмоциональное отношение к окружающему миру, и брал на себя ответственность за будущее своих детей.
Так кто же должен воспитать мужчину? Мужчину должна воспитать семья.
Должна воспитать женщина - ведь короля играет свита, так и мужчина становится мужчиной только во взаимоотношениях с женщиной, и его достоинство как мужчины определяется тем, как он относится к женщине. . Он должен понять, что является образцом для своего сына, что его жизнь - это модель жизни его сына. Конечно, бывают ситуации, когда сын или дочь отвергают семейный опыт - «я таким не буду». Но даже в этом случае такая модель поведения уже засела в ребенке, и никуда от этого не денешься. Поэтому людей надо готовить к семейной жизни уже с дошкольного возраста.
У нас появились две крайности: чересчур активно борющиеся за свое равноправие женщины и мужчины, мечтающие уйти в декретный отпуск, хотя это трудно представить в чисто физиологическом плане.
Возьмем, к примеру, женщину-феминистку, считающую, что женщины ничуть не хуже мужчин и могут исполнять традиционно мужские функции, в том числе лидерские функции в семье. Она хочет играть в семье роль лидера, подавить мужчину, доказать то, что она лучше мужчины. Как может поступить в таком случае мужчина? Ах, так, прекрасно, действуй! А я буду играть в шахматы, смотреть телевизор, готов даже покачать ребенка - лишь бы меня не трогали и не надо было вкалывать на работе. Если мы лишаем человека одной роли, он немедленно компенсирует это другой.
Иногда нужно посмотреть на ситуацию с другой стороны, со стороны каких-то положительных качеств. А если все время говорить «плохо, плохо, плохо…», то человек и будет плохим. Должна присутствовать психогигиена взаимных оценок. Мы ведь всегда ждем, чтобы нас оценили - взглядом, словом, жестом. Есть одно золотое правило: никогда не оценивай личность в целом. Оценивай конкретный поступок.
Несколько лет назад психологи забили тревогу. Огромное количество детей на тестах определяли маму как нечто трудящееся, сильное, ответственное, а папу как что-то абстрактно бесполое и жалующееся на жизнь. Подрастая, ребенок всегда пытается идентифицироваться с наиболее успешным родителем, так что у мальчиков появилась опасность искать собственную идентичность через сильную маму, через образ женщины». Неужели это действительно так?
Ребенок ищет образец поведения в собственной семье и пытается идентифицироваться с наиболее успешным родителем, это верно.
Но умная женщина создает у мужчины ощущение успешности. Пусть у него что-то не выходит, но это не значит, что она должна постоянно его критиковать, унижать, особенно перед ребенком. И умный мужчина должен формировать перед ребенком позитивный образ своей жены и матери. Я надеюсь, что женщина будущего останется прекрасной, доброй, заботливой, а мужчина будет сильным, заботливым, любящим, и тогда все будет хорошо!