Почему масленица без лица. Масленица скоро! Мои масленичные куклы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

  • Общие правила
  • Бумажная куколка
  • Тканевая кукла
  • Соломенный оберег

Задумывались ли вы о том, почему кукла масленица не продаётся в магазинах? Ведь для того, чтобы украсить свой дом к другим традиционным праздникам, достаточно пройтись до ближайшего супермаркета. Всё дело в древних традициях славянского празднования окончания зимы и привлечения весеннего солнца. Речь не о сжигании соломенного чучела или вкусных блинах, а о домашнем обереге, который каждая хозяйка мастерила собственноручно. Вот о том, как сделать масленицу своими руками, вы и узнаете сейчас.

Общие правила

Для начала определитесь с приоритетами. Что вы хотите - создать актуальный интерьер в древнеславянском стиле, удивить гостей модным аксессуаром и через неделю отправить чучело в мусорное ведро? Тогда можно не особо напрягаться, но даже в этом варианте кукла должна быть аутентичной, иначе тщательно продуманный план украшения жилища будет выглядеть как минимум несолидно. А может, вы желаете смастерить оберег для дома, который должен храниться весь год?

В любом случае необходимо знать условия того, как сделать домашнюю масленицу по всем правилам:


Большое значение имеет и расположение этого оберега в доме. Раньше его было принято размещать в красном углу, сейчас же лучше всего поместить прямо напротив входной двери. Хранится такой оберег до следующего праздника, накануне его сжигают или бросают в реку и делают новый. Итак, с основными правилами вы ознакомились. Теперь перейдём к частностям, а именно - расскажем, как сделать домашнюю куклу масленицу своими руками из того или иного материала.

Бумажная куколка

Проще всего сделать чучело масленицы из бумаги разных цветов. Особенно подходит такой способ тем, кто мастерит её вместе с маленькими детьми.

Для этого вам понадобятся:

  • Три листа бумаги красного, оранжевого и жёлтого цвета.
  • Небольшой кусочек белой бумаги и линейка.
  • Канцелярский клей и ножницы.

Сначала изготовьте платье будущей куклы:

Платье готово, теперь сделайте голову:

  1. От угла красной бумаги нарисуйте завязанный платок и вырежьте его.
  2. От другого угла можно вырезать ромб со сторонами, равными краям косынки.
  3. В центр платочка наклейте белый круг и прикрепите голову к платью. Со «спины» по краям косынки приклейте заднюю её часть, оставив нижние края свободными.

Как видим, сделать такую масленицу своими руками совсем несложно. Конечно, есть более трудоёмкие способы, зато и результат более впечатляющий.

Тканевая кукла

Есть несколько способов изготовления из ткани масленичной куклы. Рассмотрим самый нарядный вариант.

Вам понадобятся:

  • Квадрат льняной или хлопчатобумажной белой ткани.
  • Кусочек ваты и вязальные нитки.
  • Три квадрата яркого, лучше с мелким цветочным принтом, ситца.
  • Всевозможные лоскутки, ленточки или тесьма.

Пошаговая инструкция:


Как сделать куклу-оберег своими руками - видео

Если у вас нет времени особо мудрить с домашней масленицей, но украсить дом к празднику всё-таки хочется, обратите внимание на предельно простой способ. Для этого возьмите:

  • Штук 5-6 полос ткани шириной 3–5 см и длиной 10 см.
  • Такое же количество в два раза более длинных полосок.
  • Нитки и пару кусков цветной ткани.
  • Тонкую прямую палочку.

Простой способ:


Соломенный оберег

Жителям больших городов смастерить масленицу одновременно просто и сложно. Простота заключается в несложной технике изготовления. Сложность же обусловлена поиском подходящего материала: ну, очень сложно в мегаполисе найти солому. Поэтому, при желании, её допустимо заменить мочалом. Если же у вас есть время поискать в магазинах для рукоделия соломку, используйте именно этот материал. Итак, чем вам необходимо запастись:

  • Два пучка соломы длиной 15 и 20 сантиметров.
  • Белые и красные шерстяные толстые нитки.
  • Треугольный кусок холста, тесьма и разноцветная ткань.
  • Квадратный лоскут белого цвета и вата.
  • Ровная веточка длиной примерно 20 сантиметров.

На последнем пункте следует заострить внимание. Не используйте для оберега древесину ольхи и осины: согласно древним поверьям, эти деревья способны ослабить защитные свойства амулета. Теперь перейдём к вопросу о том, как делается соломенная кукла своими руками:

Итак, наиболее популярные варианты того, как сделать весенний домашний оберег, вы знаете. Теперь рассмотрим ещё один архиважный атрибут этого праздника.

Традиционное изготовление чучела на масленицу не предусматривает использования дорогостоящих материалов и особых усилий. Испокон веков славяне мастерили символ прошедшей зимы из всякого уже ненужного в хозяйстве хлама, который в конце праздничной недели радостно сжигался, символизируя тем самым избавление от неприятностей. Так что, размышляя о том, как сделать чучело на масленицу своими руками и не разорить при этом свой бюджет, составьте примерно такой список:

  • Два сухих деревянных бруска разной длины.
  • Молоток, гвозди и верёвка.
  • Бумага, солома, веники или другие хорошо горящие материалы.
  • Белая старая наволочка, платье или халат с длинным рукавом.
  • Косынка или подходящий по размеру кусок ткани.

Как сделать чучело:


Если вы хотите полностью соблюсти старинные обряды, в первый день поставьте чучело на санки, поскольку по традиции его положено катать по двору и только потом сжигать. Кстати, жечь символ зимы можно уже в субботу вечером, а в прощённое воскресенье заканчивать веселье и готовиться к посту. Впрочем, последний вариант интересен только для религиозных людей. Масленичные же гуляния с общепринятой современной религией никак не связаны.

Сжигать чучело Масленицы - обычай, который восходит к народному обряду начала нового годового цикла. Сейчас чучела сжигают на городских празднованиях Масленицы, это становится почти таким же привычным ее атрибутом, как стопки блинов на уличных лотках. Безусловно, к христианству эта традиция не имеет никакого отношения. Это элемент языческой культуры. Сжигание чучела символизировало проводы зимы и встречу весны, прощание со всем старым, ветхим. Как должен христианин относиться к этой традиции?

С этим вопросом “Фома” обратился к протоиерею Андрею Ефанову :

В провождении масленичной недели – то есть недели перед постом – важно различать два плана: один – языческий, который был актуален на Руси давным-давно, до принятия христианства, когда вся жизнь человека строилась на основе языческих представлений. В этом смысле масленичная неделя – так называемые проводы зимы, которые включают в себя множество языческих обрядов, один из которых – сжигание чучел а маслениц ы – символа зимы и ритуального объекта, который воплощает собой все плохое, что случилось в прошлом году. Сжигание маслениц ы – это прямое и реальное участие в языческих обрядах, никакой игры и «понарошку» тут нет.

А об участии в языческих обрядах, думаю, вам и без моего ответа ясно, что для христианина это недопустимо. И если именно об этих обрядах вы спрашиваете, говоря о праздновании «по всем правилам», то, естественно, этого нельзя делать категорически. Другой план – то, что со времен принятия христианства та неделя, которая прежде была посвящена обрядам проводов зимы и встречи весны, по церковному календарю является последней из трех – временем серьезной внутренней работы над собой. Это особый период в жизни христианина, смена ритма богослужебной и молитвенной жизни, и к этому тоже надо как-то подойти и подготовиться, чтобы эта смена произошла с пользой для души. Для этого и существуют подготовительные недели. Третья из них, маслениц а, – неделя, в которую мы уже не едим мяса, но зато можно есть молочные продукты и печь традиционные для этой недели и без мяса.

А если отойти от гастрономии, то эта седмица идет после . В этот день за Божественной литургией читаются стихи 35 – 46 из 25 главы Евангелия от Матфея, в которых говорится о том, как будет происходить Страшный Суд и по каким критериям Господь будет судить человека. Сам Христос рассказывает об этом своим ученикам, а через них и каждому из нас. Это очень серьезный текст, о котором полезно подумать в преддверии Великого поста, во время которого Вы и будете заниматься той самой внутренней работой, которая приблизиться к тому, чего от каждого из нас ждет Господь. В этом отрывке из Евангелия каждому из нас даются ориентиры, следуя которым, можно стать еще ближе к тому, чтобы быть наследником вечной жизни. И я бы сказал, что радость одновременно с внутренней подготовкой к посту и будут самым правильным проведением масленичной недели.

Главным персонажем и незаменимым атрибутом для обрядовых действий на празднике является масленик, масленичная кукла, чучело Масленица или как его еще называют современники Масленичное чучело. Практически во всех уголках России знали, что без него Масленичная неделя невозможна. Народ в деревнях свято верил, что Масленичное чучело, каким бы его не сделали, наделено невообразимым магическим даром. Поэтому с помощью обрядов старались продемонстрировать его преувеличенные показатели как наружные, так и внутренние. По традиции многих поколений Масленица была широкая, разгульная, обжористая, пьяница. На уличных гуляниях все присутствующие дружно скандировали: «Толстуха Масленица вина напилась и блинов обожралась!». Одеждой, рваной, нелепой, санями старыми, ветхостью и необычностью «выезда» подчеркивали отживание этого персонажа. В славянской мифологии этот атрибутный персонаж олицетворял смерть и зиму. И заливистый смех, громкий крик и повальное веселье, присутствующие во всех обрядах, расценивались как защитные свойства.

На празднике она воссоздавалась огромной человекоподобной (соломенной или деревянной) фигурой. Могла иметь как женский, так и мужской облик. Зачастую ее роль исполнял реальный человек.

Популярна была не только Масленица, но и Масленик. Их могли задействовать как вместе, так и поодиночке. В самом начале сыропустной недели поручали делать их молодым замужним женщинам, имеющим ребенка, под руководством пожилой крестьянки. Основой для туловища Масленицы служил сноп соломы, на который крепили веревками голову и руки. Большую грудь делали из жгутов соломы. Когда тело было готово, его наряжали в праздничную вышитую рубаху, поверх которой надевали красивейший сарафан с аппликациями, бахромой и узорчатый фартук. На голове завязывали, концами назад, непременно красный платок.

Как делали чучело Масленицы в древности?

Изображаемые куклы в древности не только походили формой на человеческое тело, но и обязательно имели особенные признаки присущие к тому или иному полу. Масленица изображалась с большой грудью, а Масленик имел явные мужские особенности. Важнейшее обрядовое действие при создании таких персонажей было их одевание — «наряжение». Костюмы у масленичных чучел должны были быть старыми, ветхими, рваными, а иногда на них надевали еще шубы, с вывороченным наружу мехом. При всем этом, как солому для снопа (туловища) Масленицы, так и все предметы для одежды обязательно отбирали в разных крестьянских домах. Могли даже купить в складчину, считая чучело обрядовым символом всех членов деревни. В большинстве случаев, персонажу еще и присваивали личное имя Гаранька, Авдотья, Дуня, и т.д.

В некоторых Сибирских районах не только женщинами изготовлялось масленичное чучело, но и молодыми парнями.

А население центральных губерний Москвы, Калуги, Владимира изготавливали наряду с главным общим обрядовым персонажем «семейные» миниатюрные куклы, уподобленные обще деревенской Масленице. Не более того домашние образы обладали привлекательной внешностью. Брови, глаза, нос разрисовывали им углем, губы — свеклой. Старались наряжать в яркий нарядный костюм, все также подчеркивая признаки пола. Как для домашнего, так и общественного Чучела подбирали соответствующие аксессуары, характеризующие выпекание блинов. Так дома могли Масленицу снабжать сковородками, половниками, мисками, пристраивали на лавку, имитируя выпечку блинов. Такое изображение не имело какого-то серьезного значения. А жители в Калужской губернии изготовляли до 7 различных фигур, соответствующих каждому дню Масленичной недели, которые у окна на лавке занимали почетном место. Девицы, брали их с собой, собираясь на посиделки, игрища, гуляя с ними по деревне, катаясь на санях, распевая страдальческие любовные песни. В основном такой персонаж создавали там, где была девушка на выданье. Довольно часто ряженая кукла после празднования становилась простой игрушкой, и она была, как и кукла-мотанка, своеобразным оберегом.

У крестьян из Пермской губернии главным символом праздника была не соломенная кукла, а деревянная статуя. Они наряжали или деревянный толкач, или скатывали из снега снежную бабу, усаживали на санки катали ее с горки и по улицам деревни.

Но в пятидесятых годах ХIХ в. традиции во многих местах России изменились.

Теперь для обряда на роль Масленицы общественность подбирала какого-либо эксцентричного крестьянина. Его всем селом, хохоча и веселясь, наряжали в разношерстную одежонку. Она обязательно должна была быть женской, ветхой, смешной и рваной. Многочисленными нелепыми аксессуарами и средствами передвижения дополнялся персонаж Масленицы.

Крестьянин, фантастически и нелепо одетый разъезжал по всему селению. Лошадь, была запряжена в сани старые и разваливающиеся. Их застилали выцветшими половиками, рваными рогожами, вешали мочалу, лапти. Он громко пел, паясничал, жеманничал и собирал вокруг себя толпу шумных односельчан. Масленицу провожали за околицу села, на поля или в лес, где он переодевался в обычную одежду. После обряда «Проводы Масленицы» все возвращались по домам.

В Вологодских деревнях по современным традициям на эту роль выбирался молодой парень, который катался на детских салазках, запряженных маленьким жеребенком с соломенной сбруей.

А в деревнях Пензенской губернии в перевернутые бороны запрягали телят и жеребят, усаживали легкого молодого парня, давали в руки ему помело и кочергу и, под дикий хохот односельчан возили его по деревне. Во Владимирских деревнях на роль Масленицы подбирали мужика, усаживали его в огромные сани на колесо, прикрепленное к высокому шесту. Ездил он с бутылем вина и огромным калачом.

Интересные традиции русского народа на Масленницу имели одно общее свойство: они все начинались и заканчивались карнавальным шествием. Популярный обряд сжигания чучела Масленицы символизировал «проводы, похороны» отжившей зимы.


Обряд сжигания чучела Масленицы выражает идею векового и ежегодного обновления. В древности на этот костер подбрасывали старые ненужные вещи, чтобы предать огню все грешное, печальное и плохое. От того как все горело, зависел приход ранней весны. Ведь правильно проводить надоевшую Зиму (быстрое сжигание Чучела), значит помочь Весне. Пеплом удобряли поля для обилия будущего урожая.

Как сделать Масленичное чучело?

1. Современное масленичное чучело сильно отличается от того, которое делали наши древние предки. Все чаще и чаще его создают, взяв за основу огородное пугало. Его делают из двух сухих, разных по длине брусков. Длинный — это основа для туловища, тот, что короче — для рук. Бруски прикладываю накрест и сбивают.

2. Для формирования тела берут сено, бумагу, солому — самые горящие материалы. Их привязывают веревками, шпагатом, создавая фигуру чучела. Если нет в наличии соломы или сухой травы, замените их на 2-3 веника.

3. Голову комплектуют из светлого полотняного мешка, который заполняют соломой, сеном и внизу сшивают. Вместо мешка можно взять белую бумагу, обернув ее соломой. Ярким платком, завязанным кончиками сзади, покрывают голову.

4. Для наряда масленичному чучелу выберите старый или сарафан, или платье, зашив его подол. Тогда трава, солома из чучела сыпаться не будут.

Если есть желание творить сделайте гламурную Масленицу — последний писк моды!

Оденьте ее в шокирующий укороченный жакет с рукавами — фонарик, на голову — берет, на шею — огромный шарф. Низ — юбка контрастного цвета. Для кистей рук возьми старые рукавички, и тоже набейте их сеном. Укрепите их на концах меньшей палки веревками.

5. Разрисуйте лицо. Глаза — обязательно закрытые — тонким косметическим карандашом. Для алых щечек и губок подойдут румяна и яркая помада. Такой персонаж отчетливо будет контрастировать с белым снегом.

6. Для двух кос переплетите белую ткань или оттенки желтой ткани. На кончиках кос завяжите ленточки. Закрепите косы под платком. Теперь куклу осталось поставить в сугроб или закрепить на снегу.

В Хабаровске в разгаре Сырная седмица или Масленица. Традиционные праздничные гуляния в честь проводов зимы и встречи весны пройдут во всех районах краевой столицы уже в эту субботу. Главным атрибутом праздника остается сжигание Масляного чучела. Однако в последнее время многие горожане выступают против этой традиции, считая варварством поджигать соломенную фигуру, особенно если на ней нарисовано человеческое лицо.

В древности, изображаемые куклы не только походили формой на человеческое тело, но и обязательно имели особенные признаки присущие тому или иному полу. Масленица изображалась с большой грудью, а Масленик имел явные мужские особенности. Особенно тщательно прорисовывалось лицо.

Важнейшее обрядовое действие при создании таких персонажей было их одевание — “наряжение”. Костюмы у масленичных чучел должны были быть старыми, ветхими, рваными, а иногда на них надевали еще шубы, с вывороченным наружу мехом. При всем этом, как солому для снопа (туловища) Масленицы, так и все предметы для одежды обязательно отбирали в разных крестьянских домах. Могли даже купить в складчину, считая чучело обрядовым символом всех членов деревни. В большинстве случаев, персонажу еще и присваивали личное имя — Гаранька, Авдотья, Дуня, и т.п.

Спустя какое-то время в некоторых районов России - эту роль начал выполнять живой человек. Он одевался в старые вещи, пугал людей, после чего уезжал в лес и возвращался уже в своем привычном облике.

На сегодняшний день мнения горожан на счет того, «очеловечивать» чучело или нет разделились. Некоторые уверены, что это пережитки варварского прошлого.

— Я не против того, что сжигать чучело из соломы, которые только очертаниями напоминает настоящего человека. Но когда это улыбающаяся счастливая фигура - выглядит жутко, как будто она на костре инквизиции. И если раньше в это вкладывали глубокий смысл, то теперь это просто развлечение. Поэтому я не считаю нужным рисовать на ней лицо, — рассказала Елена, хабаровчанка.

— Я вижу, что многие учителя, воспитатели детских садов и другие люди, которые работают детьми, выступают категорически против «варварского обычая». С их точки зрения факт сожжения чучела, в наше время, ни о чём не говорит подрастающему поколению, и лишь нанеся детям психологическую травму подтолкнет их к подобным негативным поступкам в будущем. Но я с этим не согласен. Наоборот, нужно разъяснить детям истинную суть этого и других русских обрядов, обычаев и традиций, и подготовить своих воспитанников к их правильному восприятию. Но рисовать лицо все же не стоит, — рассказал Антон, хабаровчанин.

Другие не видят в этом ничего плохого.

— Насколько я знаю, сжигание чучела и проводы зимы в ее лице — чуть ли не единственный языческий обряд, который негласно получил одобрение христианской церкви. Так что полезное это дело — масленицу сжигать и веселиться, — поделился мнением Николай, хабаровчанин.

Несмотря на то, что сразу после окончания масленичной недели начинается Великий пост, официально эти два события никак друг с другом не связаны. Поэтому православная церковь также не поддерживает сжигание «человеческого чучела», так как это языческая традиция.

— Это народная традиция - сжигание чучела. Христиане подобное не поддерживают. Конечно, каждый сам решает для себя как ему изображать чучело, но все-таки неправильно поджигать что-то с человеческим лицом - это как-то кощунственно, — рассказала пресс-секретарь хабаровской епархии Наталья Гараева.

— Сжигание чучела масленицы, залезание на столб - это чисто языческие пережитки. На эти народные гулянья лучше не ходить православному человеку. Они к христианству никакого отношения не имеют, — поделился мнением Юрий, прихожанин.

Напомним, в Хабаровске Масленицу в этом году будут отмечать во всех округах города . Гуляния пройдут 21 февраля. Во всех местах празднования пройдут спортивные состязания, собравшихся будут угощать блинами, развлекать хабаровчан будут творческие коллективы краевой столицы.

В Южном округе праздник начнется в 12 часов на территории зоны отдыха «Дельфин». Тем, кто отважится добраться до вершины столба, могут достаться ценные подарки. В ходе проведения мероприятия будет организована работа полевой кухни, где всех желающих будут бесплатно угощать солдатской кашей и горячим чаем. Также будут развернуты торговые точки с блинами, шашлыками и пловом.

В Центральном округе на территории нижнего городского пруда широкая Масленица пройдет с 13.00 до 15.00. В программе - народные гуляния, выступление профессиональных и самодеятельных творческих коллективов, спортивные состязания, веселые конкурсы и розыгрыши призов от компаний-спонсоров. Зрители увидят представление веселых скоморохов, ряженых, примут участие в веселых эстафетах. В конце праздника традиционно пройдет обряд сжигания чучела зимы.

В Железнодорожном районе для широкой Масленицы определена площадка на территории кафе «Оазис» на улице Авиационной, 45а. Здесь праздничные мероприятия начнутся в 12 часов. Организаторы предоставят всем желающим возможность покататься на пони и снегоходах, а также дать в аренду беседку с мангалом и древесным углем для веселого зимнего пикника.

В Северном округе гуляния начнутся в парке «Северный» в 12 часов. Здесь будут организованы игровые зоны, гостей угостят солдатской кашей и горячим чаем, и весь день они смогут развлекаться на горках и различных аттракционах.

Великий Пост начнется 23 февраля. Он венчает праздник Воскресения Христова — Пасхи. В этом году главный христианский праздник отмечается 12 апреля.

Источник - новости Хабаровска на DVHab.ru

В старину на Руси дети играли тряпичными куклами, у которых, как правило, отсутствовали лица. Почему? Неужели мастерицам было просто лень нарисовать куколке глаза, нос и рот? Нет, на то были совсем другие причины.

Магическое значение

Согласно православной вере, человек был создан по образу и подобию Божьему. Кукла же – неодушевленный предмет. Однако, если бы она была похожа на человека, то она также воплощала бы в себе образ Бога. Поэтому делать её похожей на человека было недопустимо.

Напротив, наши предки верили, что в человекоподобную куклу может вселиться нечистая сила, например, бес или домовой. В результате ребенок, который играет с куколкой, может пострадать: он будет болеть или его постигнут другие неприятности. Не зря в наше время куклы с человеческими лицами, в которых вселяются злые духи, фигурируют во многих фильмах ужасов.

Куклы на Руси служили не только игрушками, они играли роль оберегов. При этом и для детей, и для взрослых. В древности куклы охраняли людей от болезней, злых духов, разнообразных несчастий. Считалось, что наибольшей магической силой обладали куклы, выполненные без использования иглы и ножниц. Ткань при их изготовлении не резали, а рвали. Так и называли этих кукол – «рванки». Часто у них не было не только лиц, но и рук, и ног.

Куклы-обереги

Ещё до рождения ребенка делали куклу-«сонницу», которую клали в колыбель, чтобы малыш спал крепко и спокойно. До крещения младенца в люльку клали куклу-«пеленашку» в виде запеленутого ребеночка. Изготавливали её обычно из кусков старой одежды. После крещения куколку хранили вместе с крестильной рубахой ребенка.

В северных регионах России была популярна кукла-«берёстушка». Делали ее из свернутой в трубочку бересты. Внутрь вкладывали листок с защитной молитвой или заговором. «Берестушек» называли также «бабушкиными куклами», поскольку обычно их дарили своим внукам родные бабушки.

На свадьбу дарили новобрачным кукол-«неразлучников»: у мужской и женской фигурок была одна общая рука, символизирующая крепость брачного союза. Изготавливали их из трех красных лоскутов одинакового размера. Куколки закрепляли на полотенце. Когда в молодой семье появлялся первенец, «неразлучников» снимали с полотенца, которое затем использовали в хозяйстве. Самих же куколок отдавали играть ребенку, либо просто хранили в доме.

Куклу-«десятиручку» дарили на свадьбу невесте или женщине, недавно вышедшей замуж. По поверью, куколка должна была помочь молодой хозяйке все успевать, а также способствовала ладу в семейной жизни.

Оберегом всей семьи считалась кукла-«крупеничка». Делали её после сбора урожая. Туловище куколки представляло собой мешочек с зерном. Считалось, что такая кукла принесет в дом достаток и благополучие. Кроме того, «крупеничка» символизировала плодородие, поэтому была популярна у женщин, которые хотели иметь детей.

На юге России бытовала традиция изготавливать обереги для жилища в виде кукол, которых звали «день и ночь». Изготавливать такую куколку было положено под Новый год из тканей темного и светлого тонов, символизировавших соответственно ночь и день. По утрам куклу поворачивали к себе светлой стороной, а по вечерам – темной. Это нужно было для того, чтобы день или ночь прошли спокойно.

Кукла-«веник» спасала от ссор и разлада в доме. Изготавливали ее из травы, лыка или соломы, надевая на нее платочек и сарафанчик в соответствии с местными традициями.

Еще делали двенадцать куколок, пеленали их как младенцев и скрепляли вместе, а потом помещали в укромном месте за печкой. Эти куклы звались «лихорадками». Считалось, что они защищают хозяев от болезней.

Куклы для праздников

Существовали и специальные обрядовые куклы, которых использовали в различных магических ритуалах, в том числе связанных с праздниками. Так, кукла-«стригушка», изготовленная из первого сжатого снопа, «отвечала» за богатый урожай. Куклу-«козу» использовали в рождественских колядках. Куклу-«крестец» ставили на Крещение у ведра с освященной водой.

В Масленичную неделю за окно вывешивали куклу под названием «домашняя масленица». К Вербному воскресенью делали красноликих пасхальных кукол, которых принято было отдавать странникам и паломникам. На Ивана Купалу обряжали куклу-«купавку», на руки которой вешали ленточки, обозначавшие девичьи желания. Затем ленты снимали и пускали плыть по реке. Считалось, что они не только способствуют исполнению желаний, но и забирают с собой все невзгоды.

Кстати, и в наши дни можно купить или заказать безликую куклу-оберег, которая служит тем или иным магическим целям. При желании такими куклами могут играть и дети, но вряд ли современного ребенка сильно заинтересует игрушка, сделанная в соответствии со старинными традициями. Сегодня мало кто помнит об изначальном сакральном предназначении подобных вещей.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Ювелирные украшения и бижутерия в стиле ар-деко Украшения в стиле арт деко бусы Ювелирные украшения и бижутерия в стиле ар-деко Украшения в стиле арт деко бусы Ажурное платье спицами, подборка интересных моделей Ажурное платье спицами, подборка интересных моделей Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица