Сигналы истинной любви. «Как рождается любовь между мужчиной и женщиной

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Любовь дарована людям в противовес страданию. Каждый связывает смысл своего существования во встрече с идеальным партнером, который поможет обрести гармонию. Настоящая любовь утолит все печали, приведет к созданию семьи. Но не все попытки в этих поисках заканчиваются браком. Люди ошибаются, принимая мимолетные радости за источник счастья. Советы от других людей не приносят большой пользы и поиски продолжаются, но далеко не у всех они приносят ожидаемый результат.

Есть Telegram? Зарабатывай без вложений на просмотре Telegram каналов... Подробнее в группе >>

Позиции восприятия

В психологии нет четкого и одностороннего определения любви. Ее проявление в человеке тесно связано с его позицией восприятия:

  • Нулевая – просто любовь – возникает из-за физиологического влечения или срабатывает как механизм социального шаблона. Страсть быстро охладевает, а игра рано или поздно заходит в тупик.
  • Первая – я и любовь – живет интересами любящего, его нуждами. Если возникает желание одаривать партнера, то только целесообразным для любящего.
  • Вторая – ты и любовь – на первом месте интересы, нужды, потребности любимого. Обретает формы отзывчивости, опеки, принятия. Происходит растворение одной личности в другой.
  • Третья – мы и любовь – более качественная и насыщенная форма любви, отражающая, насколько партнеры похожи в любви и готовы к разногласиям и различиям.
  • Четвертая – жизнь и любовь – глубока и мудра. В ней есть место для прошлого и будущего, окружающих людей и осознание необходимости развития.
  • Пятая – ангел – выражается мудрой заботой и самоотдачей. Человек становится источником любви, ее живым проявлением. Мудрая любовь увеличивает количество добра в мире.

Мужчина и женщина страсть

Механизмы возникновения

В настоящее время выделяют несколько механизмов возникновения любви между мужчиной и женщиной. Они редко встречаются в чистом виде, часто смешиваются в индивидуальных пропорциях:

  1. 1. Химический. Эффект влюбленности наступает от запаха другого человека, который воспринимается органом обоняния. Он реагирует на феромоны, выделяемые человеком противоположного пола, и трактует как приятные те, которые исходят от человека, генофонд которого наиболее подходит для жизнеспособного потомства. За счет биохимического резонанса возникает симпатия, притяжение, секс.
  2. 2. Эффект единения. Эффект притяжения двух людей происходит от того, что им есть о чем разговаривать. Это объясняется детством, проведенным в одинаковой социальной среде, схожими семейными сценариями. Бывает даже, что люди находят продолжение и дополнение друг в друге себя. В таких отношениях немаловажную роль играет присутствие таланта врожденного психолога, интуитивно использующего методики активного слушания:
    1. Парафраз - повторение главной мысли собеседника в чуть-чуть измененном виде.
    2. 3. Вопрос-эхо - повторение последней фразы в форме вопроса слово в слово.
    3. 4. Слова-связки - «ну да», «конечно», «естественно», «понимаю» - достаточно иногда вставлять в беседе, и вас сочтут единомышленником.
  3. Эффект переноса чувств. Если человек с вниманием слушает о чувствах другого, то эти чувства переносятся на слушающего. Примером может послужить ситуация, когда мужчина хочет развестись и признается жене, что влюблен в другую женщину. Если она внимательно выслушает его монолог о чувствах, возникает вероятность 7 из 10, что он останется с женой и перенесет чувства, которые испытывал к любовнице, на нее. Человек, которого понимают, счастлив.
  4. Юмор. Человек, умеющий пошутить, вызывает симпатию. Мужчина с чувством юмора создает впечатление, что ему легко удается преодолевать жизненные трудности, а женщине комфортно быть защищенной. Улыбающаяся девушка – сексуальный сигнал.
  5. Импринтинг. Психологический термин, означающий отпечатывание определенного образа идеального партнера в подсознании человека и последующее восприятие его за эталон. Этот механизм срабатывает в момент кризиса переходного периода и оказывает влияние на последующий выбор любимого.

Психология любви

Проявления чувства

Для того чтобы понимать друг друга, супругам нужно проявлять свои чувства в форме, понятной для партнера. В теории существует пять способов любви, называемых языками:

  1. 1. Слова похвалы. Ощущение, что человека любят, приходит через комплименты, похвалу, признания, благодарность. Критика, требования, осуждения, упреки неприемлемы. Этот язык в большей мере присущ мужчинам. Слова похвалы помогают им справляться с жизненными трудностями.
  2. 2. Совместное времяпровождение. Этот язык любви комфортен для большинства женщин. Проводить вместе время, отдыхать, откровенно общаться, делиться переживаниями – проявления духовного единства для них.
  3. 3. Получение подарков. Проявление любви знаками внимания: цветы, сувенир, письмо дают уверенность в том что любимый человек заботится, помнит. Подарок подтверждает, что любят и приносит счастье. Этот язык любви не оставляет равнодушными женщин.
  4. 4. Служение делами. Такой язык любви проявляется будничными делами: уборка, готовка, мытье посуды. Неучастие в этих процессах кого-либо из партнеров может нанести другому травму. Выполнение семейных ритуалов дарит счастье обоим партнерам. К такому способу проявления чувств могут быть склонны как мужчины, так и женщины.
  5. 5. Физические прикосновения. Язык, необходимый мужчинам чаще, чем женщинам. Физическое ощущение партнера, проявленное прикосновением, объятием очень важно, не допускается проявления недовольства, раздражения или гнева прикосновением.

Мужская любовь

Религиозные взгляды на любовь

Православие рассматривает понятие любовь неразрывно со свободой. Истинное чувство доставляет радость от любого взаимодействия, заботы. Страдание возникает от непонимания, чувство ревности связано с жаждой власти над другим человеком. Эти чувства противоположны. Люди испытывают их от несамодостаточности, а не имея наполненности, нечем и делиться с другими.

Влюбленность, или «романтическая любовь» – это совсем не та любовь, о которой как о высшей добродетели говорит христианство. Однако именно эта любовь-влюбленность воспринимается молодыми людьми как очень важное, яркое, неповторимое, пронзительное чувство, смешанная и непонятная эмоция.

Проблема любви как «романтических отношений между мужчиной и женщиной», которые непременно предшествуют созданию семьи и продолжают существовать уже в рамках семейного союза, почти не поднималась христианскими философами. Святые отцы к этому вопросу подходят крайне целомудренно. В их понимании любовь, даже любовь между мужчиной и женщиной – это в первую очередь духовная христианская любовь, это жертвенность, милосердие, терпение, прощение. Однако молодой человек или девушка (даже из христианских семей), впервые открывая в себе интерес к противоположному полу (испытывая то, что по традиции именуется «первой любовью»), данные ощущения и эмоции вряд ли могут конструктивно напрямую увязать с теми сложными, хотя и правильными благочестивыми терминами, которыми говорит о любви христианское предание.

Для молодых людей (а очень часто и для взрослых) романтическая любовь – это непрерывное движение души, сопряжение великой радости и страха, ибо любовь призывает человека, как никогда ранее, открыться другому, а значит – стать уязвимым. Когда человек влюблен, он готов все то, что находится в глубине его души, разделить с объектом своего обожания. Это чувство (на момент его «активной фазы») как «двигатель» жизни, его нельзя отвергнуть, так же как нельзя отказаться от пищи. Такая любовь-влюбленность – мощное эмоциональное и психологическое влечение одного человека к другому. Любовь есть некая сила, которая действует в человеке независимо от его воли и желания. Человеческая природа по-своему жестока, она требует к себе очень серьезного отношения. В данной ситуации человек впервые узнает в себе совсем иного человека, уже не ребенка. А главное, с этого момента любовь (влюбленность) становится нужна, необходима, человек сознательно или подсознательно ищет ее. Именно это чувство с удивительной силой генерируют творческую энергию человека, при этом значительно снижает его аналитический (рассудочный) потенциал в отношении происходящих событий.

Итак, что же это такое – любовь-чувство, любовь-влюбленность, любовь-влечение, эмоциональное и психологическое, с точки зрения христианства? Это чувство божественное или человеческое? Счастье человека может состояться с его одной единственной любимой (любимым) или платоновский миф об андрогинах не находит подтверждения в христианской традиции? Браки заключаются на небесах или в государственных структурах? «Настоящая любовь» навсегда или ее продолжительность определяется биологическими сроками зачатия, беременности и вскармливания ребенка, т.е. 3-5 годами? Любовь – это всегда радость и счастье или она может причинять боль и трагедию? Это все чрезвычайно важные вопросы, они особенно актуальны, а самое главное – интересны для молодых людей, т.к. эта сфера впервые постигается ими и требует определенной личностной реакции, интеллектуального и нравственного осмысления.

«Нередко за неимением четкой мировоззренческой позиции, нравственных категорий в сознании взрослые люди суть дети в вопросах межличностных отношений»

К сожалению, далеко не всегда взрослые способны в данной ситуации привести исчерпывающие ответы на жизненные запросы молодого человека. Нередко за неимением четкой мировоззренческой позиции, нравственных категорий в сознании (что характеризует подавляющее большинство представителей нашего постатеистического общества) эти взрослые суть дети в вопросах межличностных отношений, правда те дети, о которых апостол Павел предупреждает: «не будьте дети умом» (1 Кор. 14, 20). Ровесники могут быть хорошими друзьями (в смысле сопереживателями) и даже советчиками, но вряд ли их советы будут характеризоваться благоразумием. Те же современные психологи, к которым приводят своих взрослеющих чад родители или учителя, могут стоять на позициях, далеких от христианства, на позициях грубого материализма, воспринимающего человека как животное и, соответственно, предоставляя преференции его вполне животным инстинктам, или, что еще хуже – оккультизма. Такого рода «врачи человеческих душ», с точки зрения христианской нравственности, могут дать, скажем, девушке не просто плохие, а убийственные советы в духе: «Да тебе давно пора переспать с ним, и все образуется!»

Поэтому для православного миссионера тема «первой любви», которая неразрывно сопрягается с вопросами отношений между мужчиной и женщиной, правильного виденья, правильного поведения и, соответственно, построения этих отношений – создания семьи, является благодатной почвой для сеяния семян христианского благовестия. Один мудрец сказал: «Безумие отвечать на вопрос, который не задан». И очень часто наши просветительские старания терпят неудачу именно по той причине, что тема наших выступлений неинтересна для школьников и студентов. Она неактуальна для пространства их насущной жизни, она не трогает их. В этом контексте вопросы о влюбленности, любви, построении отношений, семьи являются хорошей основой для проповеди христианского вероучения. И к ответам на некоторые из этих вопросов я предлагаю перейти.

Что такое христианская любовь?

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Никакое слово не достаточно для того, чтобы по достоинству изобразить любовь, так как она не земного, но небесного происхождения… даже язык ангелов не в состоянии в совершенстве исследовать ее, так как она беспрерывно исходит из великого разума Божия». Однако все же, чтобы дать некое понимание этой Божественной реалии, мы вынуждены прибегнуть к катафатике и, пусть нашими несовершенными словами и понятиями, все же показать различие между христианской любовью и любовью чувственной, плотской, романтической.

Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть».

Итак, христианская любовь – это не просто чувство! Христианская любовь – это сама жизнь, это вектор бытия, направленный к Небу, к Богу. Поскольку же «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге» (1 Ин. 4, 7), то эта жизнь (образ жизни) пронизана любовью, делами любви. Дела любви человека по отношению к окружающему миру есть подобие любви Божественной по отношению ко всему Им созданному.

Говоря языком человеческим, христианская любовь есть проявление высшей благожелательности по отношению к каждому человеку, который волею Божией встречается на пути его жизни. С одной стороны, это проявление благожелательности есть не просто исключительно внешнее поведение, ибо место пребывания этой благожелательности – сам дух, высшая фракция устроения человека, устремленная к Богу. С другой стороны, эта благожелательность должна проявляться в делах любви по отношению к окружающим и уж как минимум – в отсутствии злых измышлений и намерений касательно их. Святитель Игнатий Брянчанинов строго предупреждает: «Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя к одному человеку, то ты в горестном самообольщении». И действительно, с некоторой долей условности можно утверждать, что в наши дни христианская любовь является синонимом «благожелательности» и «милосердия» (в то время как просто «любовь» понимается в лучшем случае как романтическое увлечение, а в худшем – как нечто плотское и пошлое). Святитель Иоанн Златоуст так и пишет: «Если уничтожится милосердие на земле, то все погибнет и истребится». Все мы помним, какие характеристики дает любви апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится » (1 Кор. 13, 4-8).

Как выше было сказано, христианская любовь – это совсем не романтическое переживание, не чувство влюбленности и тем более не половое влечение. И в подлинном смысле любовью может быть названа именно христианская любовь как прямое проявление божественного в человеке, как инструмент восприятия нового, восстановленного, бессмертного Человека – Иисуса Христа. При этом следует оговориться, что романтическая любовь, равно как половое влечение, не есть нечто чуждое божественному устроению человеческого естества. Бог создает человека холостичным (от др.-греч. ὅλος - целый, цельный): и дух, и душа, и тело, разум и сердце – всё создается Единым Богом, всё создается прекрасным и совершенным («добро зело»), всё создается как единая, неделимая реалия, как единая природа.В результате великой катастрофы – грехопадения человека – его природа претерпевает повреждение, изменение, искажение, извращение. Некогда единое человеческое естество распадается на самостоятельно действующие фракции: ум, сердце и тело (иногда это деление представляется как дух, душа и тело), – каждая из которых обладает автономным волевым началом. Отныне эти начала действуют не в согласии друг с другом, они могут быть направлены не к добру, а ко злу, не к созиданию, а к разрушению – и самой личности, и окружающего мира. Но Господь Иисус Христос Своей крестной жертвой исцеляет эту поврежденную человеческую природу, приводит ее в совершенство, и разрозненные свойства человеческого естества (ум, сердце и тело) приводятся к гармонии, к единству в Богочеловеке Иисусе Христе.

Что такое влюбленность, или романтическая любовь?

Если пользоваться делением человеческой природы на дух, душу и тело, то влюбленность – это, безусловно, сфера души. Если вспомнить о святоотеческом делении на ум, сердце и тело, то романтическая любовь – это, безусловно, сфера сердца.

«Романтическая любовь – это служебное чувство, источником которого является Божественная любовь»

Здесь следует отметить, что мы используем понятия «романтическая любовь» и «влюбленность» как синонимы, в то время как последний термин чаще используется для характеристики поверхностных, несерьезных отношений (как говорят в светском обществе, флирта) в противовес «настоящей любви», «любви на всю жизнь», верности. Но в нашем контексте романтическая любовь, или влюбленность – это прежде всего чувство, эмоция. И для нас важно подчеркнуть, что эта «любовь» не та жертвенная христианская любовь, не движение к Богу. Романтическая любовь – это служебное чувство, но оно совсем не низменное, напротив – источником этого служебного чувства является как раз Божественная любовь. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что это чувство, ввиду необычайной яркости и силы переживаний, поэты разных времен и культур ошибочно называли «божественным». Блаженный Августин в своей знаменитой «Исповеди» говорил, обращаясь к Богу: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Именно «потеря покоя» очень часто отражает как внешнее поведение, так и внутреннее состояние влюбленного, поскольку сразу развивается зависимость, характеризующаяся частичной утратой свободы и именуемая в святоотеческой традиции пристрастием. В более высоком смысле все человечество лишено покоя в поисках Бога Истинного.

Господь от начала создает человека ради вечного блаженства. Что является непременным условием этого блаженства? Любовь к Богу. Но Господь в плане онтологическом много выше, совершенней человека, а потому любить Его непросто, любовь к Господу должна предваряться (воспитываться, осмысливаться) любовью к равному. Поэтому Господь создает малую церковь – семью. Цель семьи – спасение ее участников (мужа, жены, детей) через взаимную жертвенную любовь, которая, в свою очередь, взращивает, воспитывает в участниках этой семьи любовь к Богу. Богословские термины «обожение» или «боговселение» в практическом осуществлении означает – спасти свою душу, т.е. научиться любить, прийти к тому, чтобы любовь стала господствующей в человеке. Именно в семье, можно даже сказать, в быту повседневной жизни, где каждая ситуация, каждое событие – это, с одной стороны, урок, а с другой, в то же время и экзамен, происходит настоящая проверка того, насколько человек научился любить, насколько он способен жертвовать и терпеть. Человеку может казаться, что он уже научился любить, а на самом деле это не так. По этому поводу Антоний, митрополит Сурожский, говорил: «Мы все думаем, будто знаем, что такое любовь, и умеем любить. На самом деле очень часто мы умеем только лакомиться человеческими отношениями». Грех живет в природе человека и искажает настоящее чувство.

Крайне сложно говорить о данных категориях в отношении неповрежденного мира и человека. Можно предположить, что той реалией, которую сегодня, в условиях падшего мира и падшего человека, мы именуем «романтической любовью», был как раз одним из аспектов того человеческого единства, той «единой плотью», которую создал Бог в Адаме и Еве: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2, 24). После грехопадения это «единство» осталось в человеке, но, как и все остальное, было повреждено. Теперь это «единство» есть обоюдное чувственное влечение друг к другу мужчины и женщины, которые, быть может, случайно встретились в океане этой жизни. Это чувство невозможно свести исключительно к половому влечению, ибо последнее неспособно стать основой для серьезных отношений между мужчиной и женщиной. Семья создается на основе взаимной симпатии, взаимного стремления, рвения и взаимной привязанности друг к другу, верности двух будущих спутников жизни. Безусловно, эта сфера взаимного влечения не сфера тела, не сфера физиологии, это именно романтическая любовь, сфера души, т.е. чувственного, эмоционального начала в человеке, хотя и сфера телесной близости соприсутствует с ней в виде инстинкта.

«В христианском браке гармонично и нераздельно соприсутствуют и духовное, и душевное, и телесное»

Можно предположить, что до грехопадения любовь жертвенная, любовь романтическая и сфера телесной близости (вспомним Божественное повеление людям плодиться и размножаться – Быт. 1, 28) – были чертами единой любви. Но для описания человека поврежденного, онтологически разделенного, мы вынуждены в описании различных реалий употреблять различные термины. Одновременно с этим следует подчеркнуть, что в рамках христианского брака, когда его участники имеют по-настоящему христианское сознание (образ мыслей) и ведут по-настоящему христианский образ жизни, благодатью Божией эта гармония, это единство восстанавливается. И в христианском браке гармонично и нераздельно соприсутствуют и духовное, и душевное, и телесное, и любовь жертвенная, и любовь романтическая, и та, следствием которой является рождение детей.

Вне всякого сомнения, романтической любви или влюбленности, сколько бы прекрасным это чувство ни было и сколько бы поэты ни воспевали amor, недостаточно для создания по-настоящему счастливой и крепкой семьи. Господь говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5), и там, где нет христианской любви, там, где любовь человеческая не облагодатствована любовью Божественной, там любому начинанию человеческому, любому его союзу уготована участь дома, построенного на песке – «и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7, 27). И, собственно, вне любви Божественной обоюдная симпатия может пройти или «наскучить», и тогда брак вполне может превратиться в «животный» союз, и биологические животные сроки (зачатие, беременность и вскармливание ребенка), исчерпав себя, приведут его к неминуемому распаду. В то время как именно присутствие Бога в семье, наличие христианской жертвенной любви (т.е. христианского сознания мужа и жены) делает любовь романтическую «настоящей, единственной любовью» – той, которая «до гроба», той, которая «не перестает»! Христианский святой V века Блаженный Диадох говорил: «Когда человек ощущает Божию любовь, тогда он начинает любить и ближнего своего, а начав – не перестает… В то время, как плотская любовь по малейшему поводу испаряется, духовная – остается. В боголюбивой душе, находящейся под Божиим действием, союз любви не пресекается, даже когда ее кто-нибудь огорчает. Это потому, что боголюбивая душа, согретая любовью к Богу, хотя и потерпела от ближнего какую-то скорбь, быстро возвращается к своему прежнему благому настроению и охотно восстанавливает в себе чувство любви к ближнему. В ней горечь разлада совершенно поглощается Божией сладостью». Марк Твен говорил более прозаично: «Ни один человек не способен понять, что такое настоящая любовь, пока не проживет в браке четверть века ».

Мои оппоненты могут возразить мне, сказав, что в атеистические годы (эпоха СССР) люди в Бога не верили, в Церковь не ходили, однако семьи были крепкими. Это так, и здесь я бы обратил внимание на имеющий чрезвычайную важность фактор воспитания. Как бы там ни было, Советский Союз создавался людьми, воспитанными в парадигме христианских нравственных ценностей, и этот благочестивый опыт, как и правильное воспитание, давали соответствующий нравственный стержень на несколько поколений вперед. Люди забывали Бога, но инерционно помнили, «что такое хорошо и что такое плохо». Тяжелые годы становления СССР, Великая Отечественная война слишком много отняли у людей, и было не до того, чтобы «разбрасываться любовью». Не надо забывать, что и Русская Православная Церковь была крепка, как Церковь мучеников и исповедников Христовых. Однако в более спокойные и сытые 70-е измена или развод уже были делами обыденными настолько, что в той или иной степени упоминания об этом стали достоянием шедевров советского кино («Москва слезам не верит», «Служебный роман» и др.). Конечно, дело не только и не столько в спокойствии и сытости, сколько в том, что инерция благочестия постепенно исчезала, умирали те, кто знал Источник настоящей христианской жертвенной любви. В настоящее время любовь испытывается через потребительское отношение – люди ищут наслаждений, вечного праздника и не принимают трудностей, избегают ответственности.

Именно христианская любовь воспитывает подлинную ответственность и чувство долга, ибо именно они способны преодолеть очень многие проблемы взаимоотношений между двумя близкими людьми, которые неминуемо возникают в процессе становления любого семейного союза. Семейные отношения – это не сплошные «розовые облака», бывают и скандалы, и охлаждения, и задача по-настоящему любящих людей – преодолеть, пережить эти «грозовые тучи», оставаясь при этом верными самым прекрасным минутам их взаимоотношений. Семья включает в себя такое сочетание обстоятельств, при которых личность проявляет себя в полной мере своего содержания, как положительного, так и отрицательного. И необходима христианская жертвенная любовь, чтобы научиться любить свою вторую половину иначе . Так появляется любовь не к иллюзорному человеку (которого зачастую еще до брака создает наше воображение или сама вторая половина, порой неосознанно, пускает в ход свои актерские таланты), а к настоящему, к подлинному! И вот как раз семья – это и есть тот организм, в котором две личности, которые были изначально чужими друг другу, должны стать единым целым с единым сердцем, едиными мыслями, по образу Святой Троицы, при этом не утрачивая своей личной неповторимости, но обогащая и дополняя друг друга.

Священник Александр Ельчанинов писал: «Мы думаем о себе, что все мы причастны этой любви: каждый из нас любит что-либо, кого-либо… Но та ли это любовь, которой ожидает от нас Христос?.. Из бесконечного количества явлений и лиц мы выбираем родственные нам, включаем их в свое расширенное «я» и любим их. Но стоит им отойти немного от того, за что мы их избрали, как мы изольем на них полную меру ненависти, презрения, в лучшем случае – равнодушия. Это человеческое, плотское, природное чувство, часто очень ценное в этом мире, но теряющее свой смысл в свете жизни вечной. Оно непрочно, легко переходит в свое противоположение, принимает демонический характер». В последние десятилетия мы все являемся свидетелями того, что разводящиеся супруги сетуют на то, что, мол, «не сошлись характерами». А ведь за этой пресловутой формулировкой скрывается то, что люди не способны решать элементарные межчеловеческие проблемы, не способны справиться с самым простейшим конфликтом, эти люди не умеют ничего: ни терпеть, ни прощать, ни жертвовать, ни слушать, ни говорить. Эти люди не умеют любить, не умеют жить!

Начиная с эпохи Возрождения, с реставрации языческого мировоззрения, и далее с конца XVIII века - первой половины XIX века, с вхождением в сознание европейцев антропоцентрических и атеистических идей, все более и более забывается та любовь, о которой мы говорили в самом начале – любовь христианская, любовь жертвенная, любовь-уподобление Богу. Именно этим главным образом характеризуется эпоха Возрождения, эпоха романтизма, когда посредством популярной литературы, театра (на тот момент чрезвычайно модного), разного рода светских мероприятий (балов, приемов) романтическая любовь культивировалась как нечто абсолютное, самодостаточное и самоценное. Такая гиперболизация чувственной, человеческой любви с ее интригами, иллюзиями, страданиями, экспериментами, «треугольниками» привела к выхолащиванию духовного и нравственного содержания этого великого чувства. Любовь превращается в игру, в увлечение, в приключение, а иногда в психологическую патологию – в болезнь. Недаром Федор Михайлович Достоевский не без иронии замечал: «Влюбиться – не значит любить… Влюбиться можно и ненавидя». Вторая половина XX века – начало XXI века ознаменовали себя еще большей деградацией: на сегодняшний день под любовью между мужчиной и женщиной понимается иной раз чистая физиология, чисто животное сожительство, пошлое, утилитарное отношение к человеческой личности. Христианская вера уводит человека от утилитарного отношения к своему ближнему (когда человек оценивает другого исходя из того, как можно его использовать), а ведет его к жертвенному отношению.

Подлинная любовь – это в том числе и способность терпеть отсутствие ее у других.

Если разум человека по своей природе бесстрастен, то сердце преимущественно является носителем страстей (не обязательно страстей в смысле греховных проявлений, но и чувств, эмоций). А поскольку романтическая любовь – это сфера именно сердца (или души), соответственно, это богоданное чувство единства мужчины и женщины в особой степени подвержено разного рода искажениям, извращениям. Кстати, в Библии уже описаны разного рода модули этого чувства: так, на примере Захарии и Елисаветы показана любовь самоотверженная. Но отношения Самсона и Далилы – любовь коварная, любовь-манипуляция. Отношения Давида и Вирсавии – любовь порочная и греховная, любовь-болезнь. Последняя в наши дни широко распространена: многие наши современники глубоко несчастны, будучи неспособны устроить свою личную жизнь или хотя бы заиметь хоть сколько-нибудь продолжительные отношения. И это при том, что они бесконечно «до безумия» влюбляются, но их состояние очень напоминает болезнь.

Православному человеку известно название этой болезни – непомерная гордыня и, как ее следствие, – гиперболизированный эгоцентризм. Митрополит Антоний Сурожский говорил: «Любовь только тогда может давать, когда она забывает о себе». А вот что пишет по этому поводу православный психолог, доктор психологических наук Тамара Александровна Флоренская: «Пока человек ждет любви и внимания от других, живет этим, он никогда не удовлетворится, будет требовать все большего, и все ему будет мало. В конце концов, он окажется у разбитого корыта, как та старуха, которая захотела, чтоб служила ей рыбка золотая. Такой человек всегда внутренне несвободен, зависим от того, как к нему относятся. Этот свой источник любви и добра нужно открыть в себе самом. И открытие должно совершиться не в уме, а в сердце человека, не теоретически, а внутренним опытом». Один американский психолог Леланд Фостер Вуд как-то сказал: «Удачливый брак – это нечто гораздо большее, чем умение найти подходящего человека; это и способность самому быть таким человеком». И вот это очень важный момент – любить, а не ждать любви и всегда помнить: не я терплю, меня терпят!

О платоновском мифе

В наши дни бытует представление о том, что настоящую семью получится создать только со своей единственной и уникальной «второй половинкой». Иной раз некоторые романтичные мечтатели всю жизнь ищут эту вторую половинку, терпя неудачу за неудачей. Насколько такое представление о семье как союзе мужчины и женщины соответствует христианским воззрениям? В данном случае мы имеем дело со стихийно цитируемым платоновским мифом об андрогинах. Согласно ему, некие мифические перволюди, соединявшие в себе мужское и женское начала, возгордились своей силой и красотой и попытались напасть на богов. Те же в ответ произвели разделение в каждом из андрогинов на мужскую и женскую персону и рассеяли их по миру. И с тех пор люди обречены на поиски своей половины. Эта легенда, безусловно, красивая, романтическая, а самое главное – она отражает тот факт, что поиск спутника жизни действительно присутствует и порой этот поиск сопряжен скорее с разочарованиями, чем с удовлетворением. Однако, конечно, идея Платона не соответствует библейской картине устроения мира, в Священном Писании подобных идей мы не встречаем. Но все же надо отметить, что древнегреческий философ, хотя и был лишен Откровения, однако прочувствовал очень верные моменты. В частности, в его мифе мы слышим некий отголосок библейской истории первородного греха. И наконец, правда Платона в том, что действительно существует фактор психологической совместимости. Перед тем, как двух космонавтов отправить в совместный полет, соответствующие специалисты очень тщательно проверяют, насколько эти два человека способны бесконфликтно сосуществовать в рабочем пространстве. Подобные проверки проходят представители и других ответственных и опасных профессий.

И действительно, если мы посмотрим на себя, на свою жизнь, то наверняка заметим, что есть люди (и прекрасные, казалось бы), которые остаются для нас просто знакомыми, а есть те, которые становятся друзьями. Это не объяснить исключительно факторами нравственного или рационального выбора. Бывает так, что красавец-студент вдруг выбирает в качестве своей невесты не «Мисс университет», а какую-нибудь неприметную девчонку. «И что он в ней нашел?» – ворчат недовольные однокурсницы. А ему все ясно: «Нет в мире прекрасней Матильды моей». Все мы знаем, что существуют люди, нам симпатичные и не симпатичные (речь идет, в том числе, и о психологическом факторе). И это вне нравственных или эстетических категорий, это – нечто внутреннее. Разумеется, с точки зрения христианской нравственности, и к первым и ко вторым мы должны относиться с любовью, т.е. быть преисполнены благожелания к ним. Но наличие симпатии, аспекты психологической совместимости – это факт. Именно этим, кстати, объяснятся тот момент, что Бесстрастный Бог Иисус Христос имел любимого ученика Иоанна Богослова. Мы часто забываем, что Христос не только Совершенный Бог, но и Совершенный Человек. И, возможно, что Его человеческой природе в психологическом отношении был ближе именно апостол Иоанн как ученик, последователь, друг. И в нашей жизни мы наблюдаем то же самое. Поэтому конечно, Господь для Паши С. не творит специально Машу Н., подразумевая, что сии два индивидуума могут создать семью только в случае уникальной встречи друг с другом и не с кем иным. Конечно, таких «назначений» Господь не делает, хотя Своим Промыслом и направляет человека в правильную сторону. И решение, как и с кем создать семью – это решение в первую очередь самого человека, а не каких-то (пусть и Божественных) мистических перипетий. Конечно, семья не может быть создана людьми, которые не испытывают обоюдной симпатии или постоянно ругаются и спорят друг с другом. Люди встречаются, люди влюбляются, женятся, т.е. создают семьи с теми, к кому, во-первых, испытывают симпатию и, во-вторых, с теми, с кем чувствуют психологический комфорт – с кем легко говорить и легко молчать. Это сложно объяснить словами, но это всегда чувствуется.

О «самом низшем»

В наши дни стихийно распространено языческое мнение о том, что исцеления заслуживает только маленькая «аристократическая» частичка человека («душа» или «дух»), все же остальное выбрасывается на «свалку» (в I-III вв. эту идею широко декларировали т.н. гностические секты). Христос же исцелил всего человека, не только душу, ум или совесть, а всего человека, в том числе и телесность. Даже то, что в светском обществе называли «самым низшим» – человеческую плоть – Христос вводит в Царствие Божие. Во Христе происходит преображение и духа, и плоти, в отличие от плотоненавистнических, космоненавистнических гностических идей.

В этом отношении имеется потребность сказать слово об интимных отношениях. В Церкви (по причине, возможно, и невостребованности) не существует единого выверенного мнения касательно этого вопроса во всех его аспектах. Многочисленные церковные писатели современности высказывают различные суждения по этому вопросу. В частности, можно прочитать, что для христианина секс вообще неприемлем, что это принадлежность нашей греховной сущности, и супружеские обязанности существуют исключительно для деторождения и что такие желания (в лоне супружеской жизни) следует, по-возможности, подавлять. Однако Священное Писание не дает никаких оснований полагать, что сами по себе интимные отношения есть нечто грязное или нечистое. Апостол Павел говорит: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1, 15). 51-е Апостольское правило гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». Так же и правила 1, 4, 13 Гангрского Собора (IV в.) предполагают строгие прещения по отношению к тем, кто гнушается браком, то есть отказывается от брачной жизни не ради подвига, а потому, что считает брак (в частности, и в аспекте интимных отношений) недостойным христианина.

«Именно любовь позволяет человеку оставаться целомудренным»

Нигде в Священном Писании мы не можем прочитать каких бы то ни было суждений, из которых следовало бы, что Церковь в интимных отношениях видит что-то грязное, нехорошее, нечистое. В этих отношениях может происходить разное: и удовлетворение похоти, и проявления любви. Интимная близость мужа и жены является частью сотворенной Богом человеческой природы, замыслом Божиим о человеческой жизни. Именно поэтому такое общение не может осуществляться случайно, с кем угодно, ради собственного удовольствия или страсти, но всегда должно быть связано с полной отдачей себя и полной верностью другому, только тогда оно становится источником духовного удовлетворения и радости для любящих. И, вместе с тем, не стоит сводить эти отношения исключительно к цели деторождения, ибо в таком случае человек становится подобным животному, ибо у них все точно так, а вот любовь есть только у людей. Полагаю, что супругов влечет друг к другу все-таки не желание, чтобы в результате этого влечения появились дети, а именно любовь и стремление быть совершенно едиными друг с другом. Но при этом, конечно же, высшим даром любви становится и радость деторождения. Именно любовь освящает интимные отношения, именно она позволяет человеку оставаться целомудренным. Святитель Иоанн Златоуст прямо пишет, что «разврат происходит не от чего иного, как от недостатка любви». Борьба за целомудрие - самая тяжелая борьба. Церковь устами святых отцов и даже устами Священного Писания пользуется этими отношениями как неким образом для изображения более возвышенной любви, любви между человеком и Богом. Одна из самых прекрасных и удивительных книг Библии - это Песнь Песней.

Известный педагог протопресвитер Василий Зеньковский оставил нам такие слова: «Тонкость и чистота взаимной любви не только не стоят вне телесного сближения, но наоборот, им питаются, и нет ничего добрее той глубокой нежности, которая расцветает лишь в браке и смысл которой заключается в живом чувстве взаимного восполнения друг друга. Исчезает чувство своего «я» как отдельного человека… и муж, и жена чувствуют себя лишь частью какого-то общего целого – один без другого не хочет ничего переживать, хочется все вместе видеть, все вместе делать, быть во всем всегда вместе».

Зачем нужна гражданская регистрация, если можно засвидетельствовать свои отношения перед Богом?

Многих молодых людей несколько смущает тот факт, что таинство Венчания в Церкви может произойти только в случае наличия документа, подтверждающего гражданскую регистрацию семейного союза. Спрашивается, неужели Богу нужны какие-то штампы? И если мы даем обет верности друг другу перед Богом, то на что нам какие-то печати? На самом деле этот вопрос не такой сложный, как кажется. Просто нужно понять одну простую вещь. Человек в этом мире ответствен не только перед Богом, но и перед окружающими его людьми, и первое невозможно без второго. Семья состоит минимум из двух персон, а в перспективе состав семьи может увеличиться и до трех, четырех, пяти, шести, семи и т.д. человек. И в данном случае семья – это часть общества, и общество должно знать, что это его часть, что это именно семья (в смысле «мама-папа-я»). Ведь общество предоставляет семье определенный статус, определенные гарантии (в аспектах распоряжения и наследования имущества, образование, медицинское обслуживание детей, материнский капитал), а, соответственно, данные люди должны засвидетельствовать перед обществом: «Да, мы хотим быть семьей». В случае если эти два человека утверждают, что не чувствуют своей взаимосвязи с обществом и отрицают вышеназванные обоюдные обязательства (по типу «да нам плевать»), то в таком случае они должны полностью и бескомпромиссно отказаться от всех видов общественных связей и социальных услуг (грубо говоря, уйти отшельниками в глухие леса). Но они же этого не делают. А значит, в самой основе их позиции лежит лукавство. Будучи неспособны ответствовать перед людьми, лукаво относясь к общественным обязательствам, смогут ли эти люди ответствовать перед Богом? Очевидно, что нет. Во что же тогда превращается для них таинство Венчания? В театральную постановку? До 1917 года именно Церковь юридически регистрировала брак (браки инославных и иноверных регистрировали их религиозные общины), но в советскую эпоху эту обязанность выполняли Органы записи актов гражданского состояния (ЗАГСы). И Церковь не противопоставляет себя государственному устройству и, соответственно, церковное венчание – браку государственному, и первое является закреплением второго, его венцом. Если же «домостроители» не способны возвести фундамент, то не рано ли им возводить купол?

Говоря о семье, хотелось бы закончить вот чем. Церковь в своей литургической традиции совсем не говорит, что семья – это легко. Скорее наоборот. Таинство, в котором Господь благословляет мужчину и женщину, называется «Венчание». Слово «венчание» и «венец» — однокоренные. О каких венцах идет речь? О венцах мученических. Когда священник во время таинства Венчания второй раз обводит молодоженов вокруг аналоя, то возглашает: «Святые мученики!» А в одной из молитв священник, обращаясь к Господу, просит Его сохранить супругов, как «Ноя в Ковчеге,.. как Иону в чреве кита,.. как трех отроков в огне, послав им росу с неба» и т.д. Требования в отношении семейных обязательств (в частности, запрещающие разводиться) Самого Иисуса Христа показались апостолам настолько строгими, что некоторые из них в сердцах воскликнули: «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться». И тем не менее, христианский опыт свидетельствует, что настоящую радость человеку дает не то, что просто, а то, что сложно! Известный французский католический писатель Франсуа Мориак как то заметил: «Супружеская любовь, которая проходит через тысячу случайностей, самое прекрасное чудо, хотя и самое обыденное». Да, семья – это сложно, да, это путь, состоящий из испытаний и даже соблазнов, но своим венцом этот путь имеет неописуемую благодать. И все мы это знаем, вспоминая еще те, крепкие, настоящие семьи наших предков, которые преодолевали все трудности и препятствия и являли собой образец по-настоящему любящих, счастливых людей.

Вконтакте

«Как рождается любовь между мужчиной и женщиной?»
Любовь ищут, ждут. И она приходит. Но кто знает, как рождается любовь? И как ее не пропустить? По каким же внутренним критериям мы выбираем себе спутника жизни? Давайте поговорим о том, как появляется взаимность в любви.

Чувство симпатии является определяющим при любом Это Ваше внутреннее ощущение, что вот с этим человеком Вы бы продолжили общение. А дальше уже идет конкретизация целей знакомства: деловое партнерство, сексуальные отношения, и т.д. Но симпатия сама по себе не определяет, почему нам нравится именно тот или иной человек: привлекла, скажем, напористость потенциального делового партнера или «родство душ» возможного супруга или чувственность сексуального партнера? Не стоит смешивать цели общения. Например, если мужчина привлек Вас в сексуальном плане, не сразу бежать с ним в ЗАГС и выбирать . Это физиология, которой Вы насытитесь, а дальше что?

Сравнение партнера (будущего супруга) с собой.

В процессе выбора пары подавляющее большинство мужчин в первую очередь обращает внимание на внешность женщины - это факт, который едва ли кто-то станет оспаривать. Французские исследователи из Института наук об эволюции сделали вывод, что мужчины склонны выбирать себе женщин, похожих на себя внешне. Добровольцам предлагалось выбирать женщин по фотографиям. В результате двое из пяти респондентов выбирали женщин с таким же цветом глаз, волос и другими чертами лица, как у них. Интересным представляется и то, что женщины выбирают мужчин вовсе не исходя из этих требований. Для женщин гораздо важнее личные качества и положение в обществе избранника.

Родительский сценарий.

Говорят, что дети повторяют судьбу родителей, а взрослая дочь выбирает избранника, похожего на отца. Скажем, девушка может обращать внимание только на бородатых мужчин, потому что бороду носит отец. А парень может не обращать внимание на девушек с маникюром, потому что мама с детства внушила, что красят ногти только девицы легкого поведения.


Первые эротические впечатления. Какой-то человек вызвал у Вас первые сильные чувства, первый оргазм - похожий на него человек спустя годы может внушить Вам доверие и душевный трепет, может, даже любовь. Тех генетических признаков, которые тот, кто выбирает, считает положительными, часто не хватает у него самого.

Притяжение противоположностей.

Природа так устроила, что все направлено на улучшение рода. Часто пары, где один внешне выглядит неказистым, а другой – привлекательно, бывают на удивление гармоничными. Низенький полный мужчина выбирает и его жена, стройная высокая девушка. Молодой человек, страдающий ранним выпадением волос и облысевший к двадцати годам, приходил в сильнейший экстаз от девушек с пышными волосами.

Астрология в любви.

Многие выбирают супруга, руководствуясь знаками зодиака: мол, такой-то мне подходит, а такой-то нет. Но взаимосвязь гороскопа и семейного счастья есть лишь для тех людей, кто в это верит. И если не забивать себе голову подобными вещами, то вполне можно построить счастливую семью с тем, кто Вам по гороскопу «якобы» вовсе не подходит. Кстати, раз уж для Вас так важно, чтобы Вы подходили друг другу астрологически, не забудьте заглянуть и сравнить несколько гороскопов, потому что в каждом написано свое, порой совершенно противоположное. И если уж вообще пользуетесь гороскопами, то убеждайте себя в хорошем, а не в плохом.

Вообще, лучший способ найти спутника жизни по душе - активное социальное общение. Статистика говорит, что будущие супруги чаще находят друг друга в школе, институте, на работе, среди общих друзей, в кружках, где их связывает еще и общее увлечение. Познакомиться, конечно, можно случайно на улице или в транспорте, хотя семейные пары после такого знакомства возникают достаточно редко.


Надежнее всего встретить будущего спутника жизни в своем кругу общения. Но для этого нужно иметь такой круг! Знакомьтесь, формируете свой круг общения, и, может, именно в этом кругу отыщется Ваш суженый. Поэтому, прежде чем начать искать супруга, научитесь общаться, ведь отношения только с внешне привлекательным человеком могут забуксовать на самой ранней стадии, когда Вам станет скучно друг с другом. Любовь возможна и с первого взгляда, но лучше все же посмотреть второй раз!


Как видите, существует масса вариантов зарождения любви и развития отношений. Любовь между женщиной и мужчиной состоит из множества граней: дружба, уважение, влечение, верность, страсть, забота, понимание, способность слышать и чувствовать свою половинку. Каждый человек добавит в этот список свои грани. Чем выше культура отношений, тем крепче будет союз мужчины и женщины, и тем дольше будет длиться любовь.
Сообщить об ошибке

Что это значит, встретить Бога?
Да нет, не за земным порогом,
А прямо здесь, на этом свете
Его необходимо встретить.
Виденье? Нет, оставь надежду
Увидеть лик. Он где-то между
Всех лиц. Меж мною и тобой,
Меж этой высью голубой
И всем, чему отпущен срок.
Он между слов. Он между строк.
Его не может видеть глаз.
Он то, что связывает нас.
И если с Ним не будет встречи,
То и дышать нам будет нечем.

Зинаида Миркина

Сознание в панике от Любви. Оно просто не знает, что с ней делать. Она его жжёт. Оно кричит, что этого не может быть. Оно вопрошает, почему именно Он, именно этот Мужчина. Оно предлагает заменить Его другим человеком ("Бог ведь в каждом. Какая разница, кого любить?"). Оно пытается вызвать сомнение, чувство ли это. Оно... ничего не может сделать, ибо Любовь больше и выше сознания, она непостижима им, и оно никогда не сможет её коснуться.


Любовь истинная не знает ни преград, ни расстояний

Он всегда близко. Стоит лишь почувствовать, как родник внутри усиливается, и границы материи растворяются.


Любовь истинная не знает привязки

В ней не может быть претензий или ограничений. Мне не важно, где и с кем Его тело, даже Его мысли. Связь неразрывна, и она настолько слита с Любовью к Отцу, что при всём желании я не могу потерять Его, не теряя Бога. Он всегда рядом. Прозрачно чистым родником струится внутри, размывая контуры материального мира, делая Источник самым важным, важнее всего на свете. Любовь учит нас Жить и быть.


Любовь истинная не знает желания тела, желания обладать

Она дарит, не требуя ничего взамен, ничего — себе. Сознание смолкает перед этим открытием. Это полное принятие. Это глубина. Это Близость. Любимый — не личный тренер, который только и делает, что проводит волю Животного Разума. Любимый — близкий помощник и соратник.


Любовь истинная — это честность, чистота и доверие

Открываясь Ему, я открываюсь Богу, ибо в Нём люблю и вижу лишь Отца, Его проявление здесь, в этом мире. Это негасимое чувство благодарности Отцу Небесному, который дарит щедрою рукою то сокровенное, чему названия нет, сколько бы слов мы ни использовали.
Любовь истинная — это Путь двоих, слитых в одно, к Источнику Вод, куда входят все реки этого мира.


Любовь истинная — это и есть Окончательный Выбор

После которого уже нет пути назад. Она срывает покровы тайны с Системы, обнажая её смертоносность, ибо суть материи — прах. А суть Любви — Жизнь. Я столкнулась лицом к лицу со Смертью. Я пригубила из Источника Жизни. После этого выбора быть уже не может.

"Настоящая Любовь — это щедрый внутренний дар, который преподносит один человек другому от избытка глубинных чувств. Такую Любовь можно дать, когда забываешь о себе. Именно о такой Любви говорят, что она долго терпит, прощает, не завидует, не гордится, не ищет своего и не мыслит зла.
Настоящая Любовь является восстановлением единства Душ.
...Дело в самой сути: таинстве Души."

Таня

Эмоции человека, как и его чувства, связаны между собой. Рождаясь, младенец впервые испытывает сильное чувство – стресс рождения. Но значимым является дальнейшая судьба младенца – успокоение в материнских объятиях или лишение этого бесспорного права.

Для определения рассмотрим варианты любовных отношений. Чтобы понять, что такое любовь с точки зрения психологии, выделим основные типы, отражающие отношения людей.

Человеческие взаимоотношения разносторонние и многогранные. Глубина их зависит от человеческих качеств, воспитания. Социально-культурная среда накладывает отпечаток на понимание и проявление традиций народов одного региона. Несмотря на языковые и культурные различия, базовые чувства и эмоции людей остаются неизменны. Страх, радость, волнение, счастье и любовь – всегда выражаются одинаково. Эмоции отражаются на лице сразу, однако недолговечны. Чувства по лицу прочесть трудно, но они меняют самосознание.

Безусловная

Эмоциональные проявления для новорожденного — единственно возможные. Не имея возможности выражать потребности подобно взрослому, связь младенца с внешним миром происходит через плач, крик, сосательные движения рта. После стресса рождения младенец успокаивается в объятьях матери. Безусловная материнская любовь — наивысшее проявление любви. На нее нельзя повлиять, вызвать извне, уничтожить – она просто существует, подразумевая заботу, внимание.

Рассматривается вариант нормальных материнских привязанностей.

Обусловленная

Чувство, обусловленное внешними, внутренними факторами отдельного индивидуума, при наступлении пикового момента, называют любовью обусловленной. Это — взвешенное отношение к объекту любви, возникающее со временем. Желание обладать объектом, имеющим конкретные признаки, проявляющим определенные удовлетворяющие действия, имеющим оптимальную внешнюю оболочку. Такой тип привязанности долгий, но не глубокий.

Подростковая

В пубертатном периоде сексуальный подтекст явственный, но это платоническая пора жизни. Подросток исследует свои чувства, эмоции, желания, сопоставляя их с желаниями других. Этап требует терпения, доброжелательности, участия в жизни ребенка со стороны родителей.

Юношеская

Период окончания половой зрелости — время юношеской влюбленности, определенное внешними, внутренними обстоятельствами.

Внешние факторы:

  1. Частота встреч.
  2. Скорость наступления физической близости.
  3. Социальную активность отдельно взятого индивидуума.
Внутренние факторы:
  1. Жизненная установка.
  2. Личностное самоопределение.

Зрелая

Отдающая, благодарящая, дающая взамен. Отношения двух зрелых индивидуумов, принимающие личности друг друга, ее разности.

Мало зависит от внешних факторов, состоит из обоюдного полового влечения, общности жизненных позиций. Может длиться годами.

Страсть

Любовное притяжение, вызванное архаическим инстинктом размножения, двух людей, зачастую отличающихся друг от друга в жизненных установках, социально. Недолговечное, яркое проявление любви.

Истинная

Отношения, стремящиеся к самопожертвованию во имя любимого, принципа. Отдача собственного Я, времени, сил на алтарь любви. Встречается в религиозных группах или у одиночек, фанатично относящихся к объекту. Самопожертвование, предполагается наличие альтруизма у групп людей с просоциальным поведением, не являет собой закономерное развитие отношений. Природа идентификации высшего уровня, которая составляет развитие, до конца не понятна.

Что есть зрелые объектные отношения

Что такое любовь с точки зрения психологии – привязанность, стремление близости, потребность обладания. Желание, возникающее из первичной потребности. Возникнувшее состояние недостаточности служит сигналом начала действия, направленного к получению недостающего, служащего удовлетворением. Для индивидуума важна позитивная оценка, безопасность, близость, познание, принадлежность, самоактуализация.

Ребенок испытывает потребность любить самого себя, и объекты, доставляющие удовольствие до тех пор, пока они могут его удовлетворить. О подлинном чувстве между людьми можно говорить тогда, когда интересы любовного объекта учитываются настолько, что собственное удовлетворение потребностей становится невозможным без удовлетворения нужд любимого. Уважение интересов чужой личности как показатель полного развития объектных отношений Ференци назвал “эротическим чувством реальности”. Любовь предполагает полное осознание другого человека как личности.

Женщины склонны проявлять пассивную сексуальность, мужчины – активную. Архаически, у женщин больше выражена потребность получать любовь, нежели любить самой. Объектные отношения женщины предполагает момент идентификации любовного объекта, поэтому реальное понимание объекта любви затруднено.

Качество, количество испытываемых эмоций зависит от воспитания индивидуума. Дети, выросшие в атмосфере любви, заботы способны испытывать искренние выражения эмоций. Они могут дать определение ощущениям, выражают привязанность, другие эмоции вне зависимости от внешних факторов. Дети, у которых детство прошло в атмосфере отчуждения — выражать эмоции не умеют. Ребенок, лишенный материнской любви, не может построить объектные отношения с противоположным полом. Вместо этого происходит замещение объектных отношений на удовлетворение потребностей, когда один будет — отдавать, второй — получать.

Закисленность на предварительных фазах взаимоотношений делают невозможным достаточное понимание личности, не позволяют реально воспринимать действительность. Выражение этого чувства невозможно для незрелых личностей, теряющих границы между своим Я и личностью партнера, поэтому влюбленные оценивают достоинства своих партнеров не реалистично, продуцируя на них свои иллюзии, ожидания.

Заключение

Понимание любви есть не точным выражением действия. Правильнее сказать понимание как часть ощущения, потому как, не смотря на четкое определение, любовные отношения остаются на грани чувств, а не логики. Женщины охотнее подхватывают эмоциональную составляющую, в то время как мужчины более склонны к анализу и реализации. Различия восприятия эмоций и чувств заложены на генетическом уровне мужчин и женщин, и любые погрешности будут результатом исключения из общих правил.

Любовные переживания – есть намеренное или спонтанное желание объекта, вызванное химическими и физическими изменениями организма, психологическая потребность удовлетворения, степень которой всецело зависит от интеллекта и развитости индивидуума как зрелой личности.

Share:

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Поздравления с днём святого Валентина любимой девушке Поздравить любимую девочку с днем влюбленных Поздравления с днём святого Валентина любимой девушке Поздравить любимую девочку с днем влюбленных Как научиться плести фенечки для начинающих: способы плетения Как научиться плести фенечки для начинающих: способы плетения Сапожок деда мороза из пластиковых бутылок Сапожок из бутылки своими руками Сапожок деда мороза из пластиковых бутылок Сапожок из бутылки своими руками