Сговор, рукобитие и запой. Сватовство, смотрины, рукобитие - свадьба на Руси…

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Перед сговором отступало даже само торжество венчания. Только при Екатерине II, в 1755 г., Святейший Синод сумел соединить обряд обмена колец (обручение) с венчанием, но помолвка (по определению древнеримского юриста, это предварительный договор о заключении брака - футурарум) продолжала жить в народной традиции как оповещение о намерении двух любящих сердец вступить в брак. Незаключение брака после помолвки считалось немыслимым. Происходил сговор следующим образом.

Брачный контракт по-старинке

Жених, родители, близкие родственники приезжали в дом невесты. Писалась рядная запись , в которой говорилось о том, к чему пришли обе стороны, оговаривались обязанности, имена, приданое, неустойки, попятное . Иногда оговаривалось, что муж не должен бить жену; в случае нарушения с обидчика взыскивался штраф. Помолвка сопровождалась празднеством, в богатых семьях иногда снимали целые особняки, специально для этого предназначенные. У всех сословий жених дарил невесте кольцо с камнем. Он же заказывал обручальные кольца, в которых была гравировка: в кольце невесты - инициалы жениха и дата обручения, в кольце жениха - инициалы невесты и тоже дата обручения.

Приданое, здравствуй и прощай!

На второй день после помолвки совершался обряд вручения невесте икон , которые вместе с приданым ввозили в дом жениха. Жених привозил гостинцы и подарки для невесты, ее подруг и домочадцев. Приданое перевозили в дом жениха до венчания. В купеческой среде приданое везли на пяти подводах :

первая - иконы и самовар;

вторая - посуда;

третья - постель с принадлежностями;

четвертая - мебель;

пятая - мать или тетка невесты с переписью приданого, а также сваха, держащая в руках индюшку в чепчике.

Сначала - поплакать, потом - повеселиться

Встречала приданое мать жениха или старшая замужняя сестра. У дворян перевоз приданого не сопровождался обрядовыми действиями. Существовал единственный сугубо православный обряд - совместные моления невесты и ее матери . Выполнялся он сразу после отъезда поезда с приданым от дома невесты. Брачный контракт не представлял собой такого официального документа, как в Европе.

После этого устраивались девичник и мальчишник . Девичник имел место в среде населения, более близкой к крестьянским традициям, мальчишник - во всех сословиях.

А у церкви Вы спросили?..

Затем происходило церковное оглашение. Письменно или устно уведомлялся священник прихода о намерении молодых людей вступить в брак, происходило оглашение "имени, чина или состояния" жениха и невесты. Три ближайших воскресенья после литургии батюшка объявлял имена желающих вступить в брак.
Обычай позволял установить, имеются ли препятствия к браку. После трех оглашений выдавался билет, на основании которого на жениха и невесту в день венчания составлялся "обыск" , заносившийся в специальную "обыскную" книгу. С 1802 по 1917 гг. она была в каждой церкви. "Обыск" подписывали жених, невеста, 2-3 поручителя и причет церкви.

– становились настоящими ритуальными действами.

На Руси свадьбу играли, словно выполняли магический обряд. Каждый шаг был выверен, любая мелочь что-то означала, на что-то указывала, могла предсказать будущее…

Свадебный обряд полностью сформировался в 13-14 веках. По крайней мере, так говорят историки. И суть свадебного обряда не менялась потом на протяжении многих лет, хотя и некоторые моменты все же в разных местностях трактовались по-разному.

Итак, традиционная свадьба на Руси 13-14 века начиналась со сватовства.

Сватовство – это первое, что случалось перед свадьбой. Потом проходили смотрины, рукобитие, вытие, девичник, выкуп. И, наконец, венчание, гулянья и свадебный пир.

Все обряды призваны напоминать: девушка переходит из рода своего отца в род мужа. Поэтому во все время свадебных церемоний восхвалялись духи мужнего рода, чтобы переход молодой под их покровительство прошел благополучно.

Переход от одного к другому – это смерть в одном и рождение в другом. Поэтому символика говорит именно об этом: смерть и рождение вновь. Вот, к примеру, девичник перед свадьбой. Во время него принято было ходить в баню . Поход в баню символизировал обмывание покойника. Вытие (плач о невесте, которая покидает отчий дом) – то же, что и плач о покойнике. А на венчание в церковь невесту ведут под руки, словно она безжизненное тело… А после венчания жених вносит невесту в дом на руках (традиция жива до сих пор), не потому что он сильный и может поднять хрупкую барышню, так жених якобы обманывает домового: вносит невесту, словно она новорожденная – новый член семьи. И она в доме оказалась, а в дом и не входила – вот и домовой принимает ее.

Сватовство. Сватами по традиции были родственники жениха. Чаще всего мужчины.

Когда сват заходил в дом предполагаемой невесты, то делал некое обрядовое действо: садился в определенное место, стучал печной заслонкой и так далее. Потом произносил текст. Не напрямую просил он руки дочери для жениха. Все было завуалировано: «У вас товар, у нас купец», «Наш гусачок ищет себе гусочку». Родители девушки отвечали в таком же духе. И в первый раз непременно отказывали. Этого требовал обычай. Только после уговоров свата папа и мама невесты соглашались выдать свою доченьку за их «купца» или «гусочка»…

Смотрины проходили после сватовства. Родители невесты приходили в дом жениха, чтобы «оценить обстановку». То есть посмотреть, бедно или богато живут в доме, хватает ли зерна, хлеба и прочих припасов. Сколько чего водится в хлеву… Не обрекать же родную доченьку на жизнь впроголодь?

Если родители невесты оставались довольны домом жениха, то далее следовал обряд рукобитие (сговор, запой, пропой, заручины, запоруки, просватанье, своды и так далее) – церемония, которая нужна только для того, чтобы назначить дату свадьбы.

На сговор, который обычно проходил через две недели после сватовства, в дом невесты приходили не только родственники, но и почти все жители деревни. Угощения-то всем предлагали…

После сговора начиналось вытие – период перед свадьбой. Называется так, потому что в это время невесте полагалось плакать и причитать, сетуя на свою долю-долюшку. По крайней мере, так было у северных народов. Южане делали наоборот – все это время жених приезжал в дом невесты, и там устраивали пляски, пели песни.

А еще в этот период невеста должна была готовить приданое: одеяло, перину, подушки, вышитые полотенца, рубахи для будущего мужа.

Накануне свадьбы невеста непременно ходила в баню и устраивала девичник . На девичнике девушка прощалась с подругами. И со своей девичьей жизнью. Основное действо – расплетение невестиной косы.

В день свадьбы к невесте обычно приезжал дружка – брат или другой родственник жениха. Невеста к его приезду уже должна быть готова: одета, причесана. Она сидит в красном углу и дожидается. Дружка проверял, готова ли невеста встретить жениха. Если готова, то к дому ее отправлялся свадебный поезд , «пассажирами» которого были жених, дружка, а также родственники и друзья.

В доме невесты проходил выкуп . Между прочим, его проводят в наши дни почти точно так же, как и много веков назад.

Как только невеста выкуплена, поезд движется к церкви, где пройдет венчание . Затем невесту привозят в дом мужа. Наступает самая приятная часть свадебной церемониизастолье . Все веселятся, поют . Одним словом, от нашей современной свадьбы в этот момент свадьба на Руси мало чем отличается.

Традиционно цикл образования новой семьи делится на несколько этапов:

Досвадебные обряды (знакомства, смотры невест, девичьи гадания);

Предсвадебные обряды (сватовство, смотрины, сговор, девичник и жениховы посиделки);

Свадебные обряды (отъезд, свадебный поезд, венчание, свадебный пир);

Послесвадебные обряды (второй день, визиты).

Сватовство

В роли сватов обычно выступали родственники жениха, пользовавшиеся особым уважением, иногда - его родители или даже специально приглашенные люди, известные своим красноречием и обаянием. Иногда пользовались услугами свах, которые должны были вначале подобрать невесту: разузнать о том, какое приданое дается за ней и в чем оно состоит - в одежде, деньгах или вотчинах. Кроме того, через сваху жених узнавал подробности о красоте и нраве невесты, которую в некоторых случаях мог видеть открыто только в день свадьбы. В случае успеха сваха получала от заинтересованной стороны определенное вознаграждение и обязательно кашемировую шаль. Входя на крыльцо дома невесты, сваха ступала на первую ступень правой ногой и при этом говорила: «Как нога моя стоит твердо и крепко, так слово мое будет твердо и крепко, тверже камня, лепче клею и серы сосновой, острее булатного ножа; что задумаю, да исполнится».

Дату сватовства выбирали особо. Прежде всего это должно было быть нечетное число, но ни в коем случае не тринадцатое, идеальный вариант - третье, пятое, седьмое или девятое числа месяца.

Сватать, как правило, отправлялись после захода солнца. После ухода сватов кто- либо из домашних связывал все кочерги и ухваты вместе - для удачи в деле. По дороге желательно было не встретить никого из знакомых и ни в коем случае ни с кем не разговаривать. Перед тем как постучать в дверь, надо было непременно прикоснуться плечом или рукой к дверному косяку. После приглашения в дом вначале полагалось перекреститься и только затем начинать разговор о будущем браке. И самая верная примета успеха дела - прикоснуться перед началом переговоров к ножке стола, за которым чаще всего велась беседа.

В разговоре не полагалось называть вещи своими именами: разговор начинали с посторонних тем и непосредственно к переговорам приступали в иносказательной форме: «Ищем телочку, не заблудилась ли» или «Хотим купить телочку», «У вас товар, у нас купец», «У вас куничка, у нас охотник» и т. д. Если ответ был положительным, родители невесты и сваты должны были трижды обойти вокруг стола, а если нет - сваты удалялись, стараясь закрыть дверь спиной, что должно было помешать девушке выйти замуж.

Сватовство проходило в два этапа - на первом принимали принципиальное реше-ние о том, состоится ли брак, а на следующий день договаривались о смотринах, которые, по обычаю, проходили через неделю в доме невесты.

Смотрины

Это событие состояло из двух частей - знакомства жениха и невесты и торга за приданое. Главное действующее лицо этого события - невеста, которая стремилась предстать перед родителями жениха в лучшем виде. По обычаю, она должна была переодеться не меньше трех раз, показать свое умение рукодель-ницы и собственноручно приготовить угощение.

Затем родители будущих супругов удалялись для переговоров о размере приданого. Если договориться удавалось, жених и его родители выходили в сени или на крыльцо, где обменивались мнениями о невесте, даже если они хорошо знали ее. Когда они возвращались, жениху подавали стакан медового питья. Если он согласен был взять девушку в жены, он выпивал его целиком, если нет - возвращал его полным. После этого договаривались о дне сговора, который устраивали обычно через две-три недели после смотрин.

Сговор

Это событие происходило в доме невесты, на него собиралась ближайшая родня жениха и невесты. По сути это была помолвка, объявление о решении молодых людей вступить в брак, на которой оговаривались условия заключения брака, планировали свадьбу, подарки, которые должны были сделать жених, невеста и ближайшие родственники, назначался день венчания. Со дня сговора видеться жениху и невесте не полагалось, общались они только с помощью записок, могли передавать друг другу подарки. Именно со сговора положено было невесте плакать, даже если жених ей нравился и шла она замуж по любви. Завершался сговор молитвой, жених, невеста и родственники трижды обходили вокруг стола.

Сваха была главным действующим лицом сговора, устраивая брак, она должна была соблюдать множество условностей: она не должна была садиться во все время свадебного сговора (иначе у молодых дети будут долго «сидеть» - поздно встанут на ноги), она не должна была есть и пить, оберегая будущих детей от обжорства и пьянства. Войдя в сени, сваха тайком похищала веник и прятала его в оборках широкой юбки во все время сговора: тогда, по поверью, сватовство должно было быть удачным. С той же целью перед началом сговора сваха грела руки у печи - считалось, что в печи обитают духи умерших родственников, поэтому, грея руки, сваха оказывала им уважение и просила совета. Как только сваха входила в дом, двери немедленно запирали на крючок, чтобы случайный гость, зашедший в дом, не сглазил будущих жениха и невесту. С той же целью до окончания сговора запрещалось открывать дверь кому бы то ни было.

На второй день после сговора совершался обряд вручения невесте Божьего мило-сердия - икон, которые позднее вместе с ее приданым отвозили в дом жениха. В их число входила и икона родительского благословения. В этом обряде участвовали крестная мать и крестный отец, которые также благословляли иконой. С этого дня невесту освобождали от всех работ по дому, она должна была заниматься только приданым и подготовкой к свадьбе.

Приметы и обычаи сговора

Тот платок, над которым новобрачная, будучи еще сговоренной, плакала, оста-вался навсегда в доме родителей, чтобы жить замужем - не плакаться.

Свадебный сговор не устраивали в среду и в пятницу - постные дни (пост в эти дни связан с тем, что в среду Иуда предал Христа, а в пятницу Христос был распят).

Рукобитье

Это событие происходило за несколько дней до венчания. Сваты с отцом и матерью жениха в сопровождении родственников ехали к отцу и матери невесты. Приглашенные садились за стол, покрытый скатертью, на котором стояли пирог и соль. Отец невесты зажигал перед образом свечу, и все в избе вставали, а двери запирали - чтобы посторонний не мог сглазить. С молитвой родители молодых через стол скрепляли правые руки сватов, и, взяв со стола пирог, обводили им вокруг рук, трижды приговаривая: «Дело-то сделано, хлебом-солью укреплено, навеки и навеки, аминь». Над руками пирог разламывали, одну половину отдавали отцу жениха, а другую - отцу невесты (чья половина окажется больше - у того больше силы, счастья, здоровья, долголетия и богатства). Пирог должен был храниться у жениха и невесты до свадьбы, а после венчания новобрачные должны были съесть его прежде всего; причем жених - невестину половину, а невеста - женихову. При этом приговаривали: «Ешьте, милые, во славу Божию, во любовь вечную, бесконечную, яко же идно тесто в пироге, такожде и ваша плоть воедине до скончания века, неба и земли, аминь».

Накануне свадьбы. Девичник

Жених присылал подарки невесте - иголки, нитки, шелк, холст, ножницы и другие принадлежности для рукоделия. По традиции, в сундучок с подарками непременно надо было положить кнут и изюм и другие сухофрукты и сладости. Этот дар означал, что если будущая супруга оскорбит или обидит мужа, то бу-дет бита кнутом, а если будет хорошо себя вести, то изюмом и сладостями он обещает, что у нее не будет недостатка в дорогих вещах. Жених должен был также передать невесте драгоценности к свадебному платью, гребенку, зеркало, румяна, духи и мыло. Невеста в ответ посылала жениху рубашки или другую одежду, платки собственной работы.

На девичнике невеста прощалась с «красотой» - повязкой из парчи с позументами и лентами, которую девушка носила на гуляньях и хороводах, которую уносила ее сестра или подруга. Это был грустный день - невеста прощалась с девичеством и готовила себя к тяжелым испытаниям семейной жизни. Накануне свадьбы для невесты топили баню, которую охраняли друзья жениха или родственники невесты - караульщики. Обычно топил баню брат невесты, а воду носила сестра. В бане невеста мылась мылом, присланным женихом, угощала подруг, которые ее сопровождали, сладостями, присланными женихом.

В завершение невеста через плечо, не глядя, бросала мыло, веник, ленту из косы; подружка, которой удавалось поймать что-нибудь из этих предметов, по поверью, должна была в скором времени выйти замуж.

Смотрины

Спустя несколько дней после сватовства, жених вновь со своими родственниками наведывался в гости к невесте. На «смотринах» девушка обязана была показать себя во всей красе и продемонстрировать все, чему ее научили родители. Затем мама жениха рассматривала и оценивала все приданое невесты. Каждое действо сопровождалось песнями и причитаниями. В случае отказа от женитьбы девушка могла просто не выходить к жениху.

Сговор

Одним из важнейших исчезнувших обрядов считается «сговор». Через неделю или немного больше после смотрин семья жениха опять шла в гости к невесте. На сговор накрывали гораздо богаче и праздничнее стол, где проходили последние переговоры и составлялся договор, что в определенный день молодой человек обязан жениться на девушке. По-современному это можно назвать помолвкой. После подписания договора обеими сторонами, свадьба была неизбежна. Во время подписания бумаги девушке запрещалось присутствовать за столом. Она лишь могла передать от своего имени через сестру или родственницу подарки жениху и его родным. Молодожены не виделись до свадьбы.

Рукобитие

Еще один обряд, который закреплял безотказную договоренность о свадьбе, был известен, как «рукобитие» или «запой». Этот обряд чем-то схож со «сговором», только на «рукобитии» молодожены могли видеться. Их, как правило, усаживали за стол и подруги невесты величали молодых в песнях. Сама невеста только сидела и причитала, если не вызывали «выльницу», девушку, которая исполняла причеты за невесту. Несмотря на активное передвижение жениха, он был пассивный, т.к. за него все говорили и делали его родные, друзья или сваты.

Продолжение.

Когда дети достигали совершеннолетия, отец и мать начинали присматривать им достойную пару для женитьбы. Для юношей подходящий для женитьбы возраст составлял 18-20 лет, для девушек – 16-18 лет, но «возрастной ценз» мог несущественно меняться в зависимости от губернии, в которой проживали молодые, принятых в данной местности традиций, количества совершеннолетней молодежи в ближайших селах и политической обстановки в стране. Так, если в селе большое количество годных по возрасту к семейным отношениям неженатых парней уходило рекрутами на войну, средний возраст выходив-ших замуж девушек мог повышаться до 20-22 лет.

Родители строго смотрели за очередностью выхода дочерей замуж. Считалось, что если младшая дочь выйдет замуж раньше старшей, то старшую уже никто не возьмет после этого, это было для нее большим позором. Поэтому вплоть до выхода старшей дочери замуж младшую сознательно держали в тени: старшая постоянно одевалась в лучшие наряды, а младшая носила ее обноски. Старшая работала только в будни, а в праздники наряжалась, белилась и румянилась; всю домашнюю работу в это время делали мать и младшая сестра. Во время престольных праздников, когда семью навещало наибольшее количество гостей и притом не только родственников, угощать их выходила только старшая сестра.

Ну и, безусловно, младшая сестра не должна была показываться на глаза сватам, приехавшим свататься к старшей. Она могла выйти лишь тогда, когда за старшей приезжали, чтоб вести ее к венцу. Как и в наше время, между девушками была некоторая конкуренция, и той из них, которая вовремя не успела выйти замуж, через несколько лет было очень сложно найти достойного мужа. «Засидевшиеся в девках» могли рассчитывать либо на вдовца, либо на ненадежного парня, за которого не отдавали более «выигрышных» невест.

Но не все девушки стремились замуж. Бывало, что девушка, не вступившая в брак, выражала желание отойти от мирской жизни и стать келейницей или черничкой . О таком намерении полагалось заявить смолоду, пока еще сватались женихи. В противном случае в глазах односельчан девушка была вековухой – оставшейся в девичестве не по обету (собственному или родителей), а случайно. Однако и вековухам черничество давало определенное положение в обществе, уважение сельчан, если девушка, живя в миру, посвящала свою жизнь служению богу. Чернички держались обособленно, не занимались сельскохозяйственным трудом. Как правило, основным занятием черничек было обучение девочек грамоте, вязание, вышивка, сбор трав и лечение ими, зачастую ими совершался весь обряд похоронно-поминального цикла – от одевания и обмывания покойника до чтения над ним Псалтыри.

Но такие случаи не были массовыми. Как правило, молодые люди находили себе девушек по душе еще до предполагаемой женитьбы. Должно было пройти определенное время, чтобы родственники присмотрелись к выбору своих детей, дали им вволю пообщаться, «поженихаться», проверить свои чувства. Родители обращали внимание на поведение будущего зятя или невестки: работящи ли они, уважают ли старших, ведут ли себя прилично или слишком вольно, не злоупотребляют ли водкой, как относятся друг к другу. Большое внимание уделялось здоровью, а неуменье, неудачливость, леность считались пороком как мужчин, так и женщин. Но не только личные качества будущего члена семьи подвергались строгой оценке, наводили справки также и обо всем его (ее) роде, близких и дальних родственниках.

Насильственная выдача или женитьба, вопреки распространенному мнению, встречались достаточно редко. Для этого должны были быть весьма веские причины: или будущий избранник был слишком не по душе родителям, или зарекомендовал себя в обществе слишком плохо, или девушка уж слишком долго засиделась в девках. Так или иначе, родители в первую очередь смотрели, чтобы избранник был по душе их ребенку. Выйти замуж без согласия родителей («уйти ногами») считалось позором. Такую самовольницу другие женщины во время ссоры упрекали: «Я не ногами, как ты ушла, а с тятиного благословения».

Для девушки свадьба – это переход из семьи родителей к семье мужа. Этот переход был максимально ритуализированным, и целью этого ритуала была символическая смерть невесты в качестве дочери с последующим рождением в качестве жены и хозяйки. Этот ритуал начинался со сватовства, после которого молодая считалась просватанной, и начинались приготовления к свадьбе.

В качестве свата посылали наиболее уважаемого человека, иногда кого-либо из родни. В зависимости от местной традиции в роли сватов могли выступать и сами родители, и крестные жениха. Явившись в дом невесты, сваты заводили с родителями разговоры о посторонних делах, а затем уже переходили непосредственно к сватовству. Улучив момент, главный сват или сваха обращались к хозяевам: «Мы пришли к вам не пировать, не столовать, а с добрым делом, со сватовством. У вас есть товар, у нас есть купец – станем родство заводить».

Сваты наперебой нахваливали как жениха, так и невесту, и делали заключение, что это подходящая пара. Если родители были не согласны, они отвечали: «Молода еще, надо в девках побывать, отцу-матери помогать». Спрашивали согласия невесты. Если она была согласна, отец говорил: «Волей выбрала молодца – не взыскивай с отца». Признаком отказа невесты являлось возвращение подаренного ей сватом пирога. Про жениха, получившего отказ, говорили «калитку съел». У сватов существовали свои секреты, чтобы сватовство прошло удачно: заходя в избу, они начинали шуметь-греметь, через порог переступали правой ногой, садились обязательно под матицу – балку, связывающую стены дома; перед тем, как спросить согласия у невесты, хлопали ее по левому плечу – считалось, что после этого девушка не сможет отказать; перед тем, как отправиться в дом невесты, опутывали веревками стол.

Завершалось сватовство тем, что свату выдавали платок невесты в качестве залога, что означало, что предложение принято. Этот платок сваты передавали жениху. Если предложение было принято, сваты довольные уезжали домой, ехали открыто по улице, а уж если предложение родители или невеста отклонили… что ж, тогда сваты возвращались домой украдкой, огородами.

Если сваты приезжали из другой деревни, после сватовства устраивали смотрины хозяйства жениха («домоглядство»), после чего назначали день рукобития. Рукобитие (сговор, запой, пропой, просватанье, заручины, своды) происходило через несколько дней после удачного сватовства (реже – в этот же день). Родители жениха вместе со сватами приезжали в дом невесты для окончательного закрепления договора и личного «удара по рукам». После того, как были обговорены все хозяйственные вопросы приготовления к свадьбе (что войдет в приданое невесты, где будут жить молодые, на какое число назначать свадьбу, как распределить расходы), оба отца надевали на себя шубы, подавали друг другу руки через полу шубы , присутствующие приговаривали: «На счастье! Господи, благослови!». Старший сват или кто-нибудь из уважаемых людей разнимал руки отцов. В этот момент отец жениха вручал невесте и ее отцу какой-либо недорогой символический подарок.

Затем невеста подходила к отцу, он снимал с полки самую ценную икону, поднимал ее над головой, целовал дочь и благословлял ее на брак. Благословение молодых родителями происходило также непосредственно перед венчанием.

После сговора невеста считалась просватанной, и начинались приготовления к свадьбе. Спустя несколько дней после рукобития происходило обручение, на котором жених с невестой официально встречались при людях и менялись кольцами. Начиная с этого времени невеста уже полностью себе не принадлежала, и все действия, которые ей необходимо было совершать, предписывались ритуалом, который в разных местностях мог незначительно отличаться в деталях, но сохранял свои основные черты.

В некоторых губерниях с момента обручения вплоть до венчания невеста не виделась со своим женихом. Чем ближе к венчанию – кульминационному моменту всего свадебного действия - тем более ритуализированным становилось поведение всех его участников: молодых, их родителей, родственников, друзей и подруг. Считалось, что во время подготовки к венчанию молодые наиболее уязвимы, и любое, вольное или невольное, действие, направленное против них, может испортить будущую семейную жизнь, навлечь «порчу» на жениха или невесту и даже привести к гибели одного из них. Это накладывало жесткие ограничения на поведение как жениха, так и невесты.

Анна Тереб


Престольный (храмовый, съезжий) праздник в каждой деревне был свой. Он относился к конкретной дате и посвящался памяти святого или события, во имя которого была построена местная церковь. Престольным также мог быть один из больших праздников церковного календаря, отмечаемый в данном селении по установленной в приходе очереди. На престольный праздник съезжались жители ближайших селений, таким образом, в течение года жители прихода поочередно гостили во всех селениях прихода. Поговорка «Будет и на нашей улице праздник» свидетельствует именно о престольных торжествах.

Келейница – девушка, отошедшая от мирской жизни и живущая отдельно от семьи, в отдельной хатке-келье.

Черничка – девушка, оставшаяся в безбрачии по обету, но оставшаяся жить в родительской семье.

Калитка – ватрушка.

Шуба, мех являлись символом богатства, обеспеченной, сытой жизни. Так, например, существовало святочное гадание на жениха, которое происходило в бане: девушки выставляли оголенную часть тела из бани в предбанник: если баенник (дух бани) погладит мохнатой лапой, то это сулило богатого жениха, если гладкой – бедного. Таким образом, использование шубы в обряде рукобития должно было обеспечить молодым безбедное существование.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как сплести фенечку с арбузами из бисера Как сплести фенечку с арбузами из бисера Вязание женской жилетки сетка крючком Вязание женской жилетки сетка крючком Выкройка женского пальто: построение Выкройка женского пальто: построение