Профилактика заикания у детей. Консультация для родителей «Предупреждение заикания у детей

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Профилактика заикания у детей дошкольного возраста

Нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растягивание слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением (судорогами речевого аппарата) называют заиканием.

Невроз (особое состояние нервной системы), который проявляется в виде расстройства речи, получил название логоневроза.

Заикание может возникнуть внезапно, сразу после психологической травмы (испуг, конфликт, неожиданное изменение образа жизни) или нарастать постепенно, иногда в течение нескольких месяцев. Запинки в речи ребенка могут то уменьшаться, то усиливаться. Постепенно у заикающегося появляются определенные психологические особенности: стеснительность, замкнутость, речебоязнь, различные уловки.

Причины появления заикания

1. Перенесенные повреждения центральной нервной системы, такие как родовая травма, угроза выкидыша, асфиксия (удушье).

2. Раннее речевое развитие или, наоборот, отставание.

3. Тревога, страх, психическая перегрузка, колебания настроения, чрезмерная впечатлительность и ранимость.

4. Психологическая травма: рождение младшего ребенка, переезд, развод родителей, конфликт, испуг.

5. Генетическая предрасположенность.

6. Дети, воспитывающиеся в семье с двуязычием (т.е. в семье в качестве разговорного используют одновременно 2 языка).

Для детей в возрасте от 1-го до 6-7-ми лет речь родителей является образцом.

Общие правила речевого поведения родителей

    речь взрослого должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу, чёткой;

    избегайте говорить с детьми их лепетным языком, не искажайте свое произношение;

    не перегружайте разговор с ребенком сложными для него словами;

    фразы по конструкции должны быть достаточно простыми и понятными;

    ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно исправлять его.

У детей дошкольного возраста, особенно у детей с тревожными чертами характера, легко возникают страхи. Эти страхи могут возникнуть в результате запугивания, чтения книг, просмотра фильмов устрашающего содержания. Нередко дети боятся остаться одни в комнате, пройти по темному коридору.

Не следует «приучать» детей быть храбрыми, настаивать на том, чтобы ребенок обязательно был в темноте перед засыпанием, т.к. это может усилить страхи и зафиксировать их.

Раннее речевое развитие и задержка речевого развития

Для ребенка с ранним речевым развитием речь взрослых играет особо важную роль в организации их речедвигательных автоматизмов. Речь взрослых должна быть спокойной и неторопливой, с четким проговариванием слов и предложений. Для таких детей полезны игры с ритмическим проговариваем отдельных слов и коротких фраз. Очень важно обратить на процесс становления у них речевого дыхания.

Внимание!

Случаи раннего речевого развития не следует оценивать только как положительное явление, нужно знать, что:

Такого ребенка опасно «перегружать» речевым общением: вводить новые слова и речевые обороты в обиходную речь, поощрять речевую активность, демонстрировать «речевые успехи» ребенка окружающим и пр. Напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации.

Выбор книг должен быть ограничен и строго соответствовать возрасту.

Таким детям противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.

Дети с задержкой речевого развития нередко при тщательном обследовании их психоневрологом обнаруживают те или иные симптомы церебрастенического синдрома (повышение внутричерепного давления, двигательная расторможенность, снижение внимания).

Лечение заикания

Заикание является расстройством, затрагивающим не только речь, но и личность ребенка, моторику, нервную систему, организм в целом. Эффективное лечение возможно при участии нескольких специалистов: невролога, психолога, логопеда.

Принципы лечения заикания таковы:

1. Консультация врача невролога. В случае необходимости назначается медикаментозная терапия.

2. Консультация психолога для определения путей решения психологических проблем.

3. Консультация логопеда. После тщательного обследования логопед определяет основные направления работы с Вашим ребенком для преодоления заикания.

Заиканием принято называть нарушение темпа, плавности и ритма речи. Обусловлено заикание у детей судорогами , возникающими в частях речевого аппарата. В нашей стране проводится разноплановое лечение заикания у детей .

Сегодня науке известны несколько способов и методов лечения заикания у детей . Но, все-таки, в отношении заикания, как и в отношении любой болезни, актуальным остается утверждение о том, что болезнь легче предупредить, чем после проводить долговременное лечение заикания у детей .

Профилактика заикания у детей

Взрослые должны помнить: речь ребенка развивается по подражанию. Если в своем окружении малыш будет слышать отчетливую, плавную речь, он начнет также правильно и четко говорить. Ускоренная торопливая, с быстрой захлебывающейся интонацией речь ребенка должна восприниматься как нежелательная и настораживать родителей. Такая речь свидетельствует о повышенной возбудимости ребенка. Нужно стараться всячески предупредить ее появление (вполне возможным является использование с этой целью медикаментозных средств).

Большая речевая нагрузка или, наоборот, отсутствие тренировки речи очень вредны для ребенка. Нагрузка должна быть разумной. Трудные по произношению, малопонятные слова для ребенка трех-четырех лет, с его не окрепшими речевым аппаратом и нервной системой, крайне нежелательны. Но, в то же время, и отсутствие общения с ребенком, заучивания с ним стихотворений, чтения рассказов тоже плохо влияет на процесс формирования речи, он замедляется. Говоря коротко, должна быть «золотая середина» в содействии взрослых процессу формирования речи ребенка.

Такие крайности как дефицит внимания и чрезмерная опека - одинаково вредны.

Очень важно отметить первые признаки заикания у детей и вовремя принять меры по его предупреждению. Если Ваш ребенок вдруг внезапно замолчал и отказывается говорить на протяжении 2-24 часов, это Вас должно крайне насторожить. После такого перерыва, вызванного чаще всего психоэмоциональным воздействием, ребенок может начать говорить уже заикаясь. Обратившись к специалисту до момента появления заикания, его возникновение можно предупредить. Если же все-таки проблема возникла, нужно постараться, как можно раньше ее разрешить.

Методы лечения заикания у детей

На сегодня известно много комплексных подходов, в согласии с которыми проводится лечение заикания у детей , в условиях медицинского учреждения.

Один из таких курсов лечения разработан В. И. Селивестровым. Курс включает 32-36 занятий на протяжении 3-4 месяцев и делится на три этапа: подготовительный, тренировочный, закрепительный.

На подготовительном этапе обеспечивается щадящий режим для ребенка, включающий спокойную обстановку, ограничение речевого общения и твердый режим. Работа логопеда на этом этапе заключается в стимулировании активной работы ребенка над своей речью: дети в соответствии со своим возрастом заучивают психотерапевтические тексты для проговаривания, выполняют речевые «зарядки» в сочетании с физическими упражнениями, проговаривают автоматизированные ряды (дни недели, месяцы, счет и т.д.). Используются те виды речи, в которых не проявляются речевые судороги заикающегося.

Во время тренировочного этапа занятия усложняются. От ответов на вопросы дети постепенно переходят к спонтанной речи, от спокойных видов деятельности - к эмоциональным, от тихой речи - к громкой. Вводятся подвижные, речевые, творческие игры. Закрепляются полученные навыки при активной помощи родителей в различных жизненных ситуациях.

На закрепительном этапе происходит закрепление плавной речи ребенка в более сложных условиях: в беседе, при рассказывании и т.д. Активнее и чаще используются творческие и ролевые игры.

Хотелось бы заметить, что наиболее благоприятным возрастом, чтобы проводить лечение заикания у детей является возраст 2-4 лет, менее благоприятен возраст - от 10 до 16 лет. Обостренность психики, легкая ранимость, стремление к свободе, нелюдимость, свойственные подростковому возрасту, негативно влияют на процессы лечения.

  • Соблюдение режима дня . Соблюдение режима дня является одним из важнейших условий обеспечения успешного лечения заикания у детей. Особое внимание родители должны уделить соблюдению режима сна. Сон ребенка должен составлять не менее 8-9 часов и быть по возможности крепким. Обеспечению крепости сна способствуют релаксирующие ванны, теплый душ, ванны с добавлением эфирных масел, успокаивающих нервную систему, расслабляющий массаж. Необходимо также исключить вечерние активные занятия, просмотр телевизора и компьютерные игры.
  • Соблюдение режима питания. В рационе должна преобладать молочная, растительная пища. Ограничить необходимо употребление мясного белка, жирной, острой, соленой пищи, исключить шоколад, крепкий чай и кофе.
  • Соблюдение щадящего охранительного режима . С целью предупреждения усугубления заикания необходимо по возможности максимально исключить жизненные ситуации, побуждающие к волнениям и длительному говорению, ограничить просмотр телевизионных передач, мультфильмов, несущих эмоциональную нагрузку, избегать утомляющих нервную систему громких звуков. Допускается просмотр телевизионных программ, не вызывающих сильные эмоции. По возможности необходимо предупредить нахождение ребенка в местах с большим скоплением людей (в ресторанах, больших магазинах, на рынках), избегать посещения шумных массовых мероприятий (кинотеатров, массовых праздников). Коротко говоря, всего того, что действует на ребенка чрезмерно стимулируя и возбуждая его, и, тем самым, усугубляя заикание.

В окружении ребенка нужно создать доброжелательную, спокойную атмосферу. В обращении с заикающимся ребенком взрослым необходимо проявлять максимум выдержки: не потакать капризам ребенка, но и не доводить требовательность до резкости.

  • Соблюдать охранительный речевой режим. Этого можно достичь, снизив речевую нагрузку ребенка и ограничив его речевое общение. Неправильным будет требование к ребенку рассказать об увиденном и услышанном, пересказать рассказ, сказку, прочесть стихи. Вопросы задавать лучше те, что требуют однословных, простых ответов. Свободное время ребенка организовать создав обстановку занятости, исключив возможность участия в шумных и подвижных играх, которые провоцируют заикание. Ребенок может играть в спокойные игры (собирать конструктор, рисовать, лепить и т.д.), помогать взрослым по дому. Самостоятельные игры, без вмешательства взрослых, при которых малыш комментирует свои действия, значительно снижают заикание.
  • Организация правильного общения со взрослыми. В окружении ребенка речь взрослых должна быть неторопливой, плавной, на пониженных тонах. Речь нараспев или по слогам негативно влияет на речь заикающегося ребенка. Неспешный темп речи, спокойная интонация речи взрослого, демонстрируемая ребенку, может сочетаться с неспешными движениями. Резкость, грубые окрики в общении с ребенком не допустимы! В случае, если заикающемуся ребенку трудно дается начало той или иной фразы, необходимо помочь ему произнести ее вместе.
  • Организация прогулок. Ежедневные прогулки на свежем воздухе - желательные процедуры для заикающегося ребенка. Необходимыми условиями остаются - исключение активных спортивных игр, бега, азартных спортивных игр, командных и соревновательных игр.

Предупреждение заикания у детей связано главным образом с просветительской работой среди родителей и работников дошколь­ных учреждений.

Поскольку в появлении заикания значительную роль играют особенности речевого развития ребенка, его характерологические качества, внутрисемейные отношения и многое другое, необходи­мо, чтобы родители, воспитатели и окружающие ребенка близкие люди были осведомлены о закономерностях речевого развития и об условиях, которые могут способствовать возникновению рече­вой патологии.

Профилактика заикания включает в себя три основных направ­ления:

1) предупреждение возникновения заикания у детей;

2) предупреждение хронификации и рецидивов заикания;

3) предупреждение нарушений социальной адаптации. Можно выделить несколько групп детей, подверженных риску заикания.

1. Дети с тревожными чертами характера. Обычно они очень привязаны к матери, реагируют на изменения ее настроения. Рез­кое изменение окружающей обстановки (помещение в ясли, дет­ский сад, длительное отсутствие матери и т.п.) приводит к нару­шению сна, аппетита, раздражительности, плаксивости.

2. Дети с ранним речевым развитием. Первые слова появляются до года, в 1,5 года формируется фразовая речь. В 2 -2,5 года начи­нают говорить развернутыми фразами, речевая активность высо­кая. В этот период в речи появляются множественные итерации. Речь протекает часто в инспираторную фазу дыхания.

3. Дети с некоторой задержкой речевого развития. Слова появ­ляются после года, чаще всего к 1,3-1,5 года. Фразовая речь фор­мируется после 3 лет, фаза ее интенсивного развития приходится на возраст 3,5 года. Речь таких детей зачастую невнятна, существенно нарушена звукопроизносительная сторона речи.

4. Дети с генетическими факторами риска, т. е. признаками левшества, а также имеющие родственников с заиканием или левшеством (обнаруживается генетическая обусловленность речевой па­тологии).

5. Дети, имеющие в ближайшем речевом окружении лиц, страдающих заиканием, подвержены этой речевой патологии чаще, чем другие.

6.Дети, воспитывающиеся в двуязычных семьях, также находятся в ситуации риска заикания (см. подробнее раздел 2.2). Возникновению заикания в этих группах детей способствует снижение адаптивных возможностей их центральной нервной системы.

В просветительской деятельности логопеда большое место дол­жна занимать работа с родителями. В семье, имеющей факторы риска заикания, важно создать условия для нормального сомати­ческого и нервно-психического развития ребенка: соблюдение ре­жима, соответствующего возрасту, правильное питание, избега­ние соматических и психических перегрузок, благоприятный эмо­циональный климат в семье, согласованные единообразные вос­питательные воздействия.

У детей дошкольного возраста, особенно имеющих тревож­ные черты характера, легко возникают страхи. Они могут возни­кать в результате запугивания, чтения книг или просмотра филь­мов устрашающего содержания и т.п. Нередко дети боятся ос­таться в темноте и просят не гасить свет перед засыпанием, боят­ся остаться одни в комнате, пройти по темному коридору и т. п. Не следует «приучать» детей быть храбрыми, настаивать на том, чтобы ребенок обязательно был в темноте перед засыпанием, так как это может усилить страхи и зафиксировать их. Можно оста­вить приглушенный свет в комнате засыпающего ребенка, поси­деть с ним рядом, пока он не уснет. При разумном поведении родителей страхи ребенка постепенно проходят. Если возникшие страхи наблюдаются длительное время, следует обратиться к пси­хоневрологу.

Необходимо обратить внимание родителей на то, что для детей в возрасте от года до 6-7 лет речь родителей является образцом.

Общие правила речевого поведения родителей:

Речь должна быть достаточно плавной, эмоционально-выра­зительной, умеренной по темпу;

Желательно, чтобы речь родителей была четкой;

Нельзя говорить с детьми их лепетным языком или искажать звукопроизношение;

Речь взрослых не должна быть перегружена труднопроизноси­мыми для детей словами;

Не следует использовать сложные лексико-грамматические обороты;

Нужно задавать ребенку только конкретные вопросы и не то­ропить его с ответом;

Нельзя наказывать ребенка за погрешности в речи, передраз­нивать или раздраженно поправлять.

Раннее речевое развитие не следует оценивать как положитель­ное явление. Такого ребенка опасно «перегружать» речевым обще­нием: вводить новые слова и речевые обороты в обиходную речь, поощрять речевую активность, демонстрировать «речевые успехи» окружающим и пр. Напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации. Выбор книг должен быть ограничен в соответствии с возрастом. Противопоказаны массо­вые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психи­ческой перегрузке.

Речевые образцы взрослых играют особую роль в организации речедвигательных автоматизмов таких детей. Речь взрослых должна быть спокойной и неторопливой, с четким проговариванием слов и предложений. Для таких детей полезны игры с ритмическими движениями, ритмическим проговариванием отдельных слов и коротких фраз. Очень важно обратить внимание на процесс ста­новления речевого дыхания.

Таким образом, для детей с ранним речевым развитием профи­лактические мероприятия прежде всего связаны с охранительным речевым режимом, ритмизацией речи и формированием речевого дыхания.

В тех случаях, когда итерации и речь на вдохе наблюдаются бо­лее полугода без тенденции к «сглаживанию» и далее к исчезнове­нию этих феноменов, необходимо начинать коррекционную педа­гогическую работу в целях предупреждения заикания.

У детей с некоторой задержкой речевого развития при тщатель­ном обследовании психоневрологом нередко обнаруживаются те или иные симптомы церебрастенического синдрома (повышение внутричерепного давления, двигательная расторможенность, сни­жение внимания и т.д.). Такие дети нуждаются в стимуляции рече­вого развития, однако она должна быть очень осторожной и уме­ренной. В первую очередь надо формировать звукопроизноситель-ную сторону речи и речевое дыхание (базовые уровни речедвига-тельного акта).

В период интенсивного накопления словаря и развития фразо­вой речи нужно быть предельно внимательными к появлению ите­раций. Если на протяжении 3 - 4 месяцев количество итераций не снижается, необходимо переходить к коррекционным воздействи­ям, направленным на выработку плавности речи.

У детей с семейным левшеством полезно своевременно выяв­лять симптомы нарушения формирования нормальных межполушарных отношений. В дошкольном возрасте у части детей не сразу устанавливается доминантность одной из рук. Дети могут одинако­во свободно использовать то правую, то левую руку в своих дей­ствиях. В этих случаях рекомендуется организовывать деятельность ребенка так, чтобы максимально активизировать правую руку. Не­обходимо последовательно, но в то же время ненасильственно вкладывать ложку перед едой (карандаш перед рисованием и пр.) в правую руку. Во время прогулок стараться держать ребенка за его правую руку и т.д. Если несмотря на эти мероприятия он настой­чиво продолжает пользоваться левой рукой, не следует этого зап­рещать.

Известно, что дети-левши эмоционально неустойчивы, тревож­ны, имеют низкий уровень адаптационных возможностей цент­ральной нервной системы. Для них особенно важна эмоциональ­ная стабильность в семейных отношениях и вредна резкая смена окружающей обстановки (например, помещение в детский сад без периода адаптации).

Наличие заикающихся в семье может иметь патогенное значе­ние для развивающейся речи ребенка. В первую очередь должно быть рекомендовано значительное ограничение речевого общения заикающегося с маленьким ребенком, особенно в период форми­рования у того фразовой речи. Общение может протекать только при использовании таких видов речи, в которых у взрослого заи­кающегося не проявляется заикание (например, чтение стихов, односложная вопросно-ответная речь и пр.).

Для детей, речь которых формируется в семье с двуязычием (т. е. родственники говорят на двух или более языках), должны быть созданы особые условия. Нервная система детей в период развития речи испытывает значительное напряжение. Оно возрастает в тех случаях, когда формируются одновременно две языковые системы. Нередко в этой ситуации появляются те или иные симптомы рече­вой патологии или возникают отклонения от нормы. В одних слу­чаях это задержка развития одной из языковых систем, которыми ребенок овладевает одновременно, не соответствующий возрасту малый словарный запас, задержка формирования грамматических структур, использование разных языков при построении одной фразы и т. д. В других случаях может развиться заикание.

Для того чтобы избежать развития патологии речи, необходимо создать условия для формирования лексико-грамматической базы сначала одной языковой системы. Это происходит в норме, как правило, к 4 годам. После этого овладение другой языковой систе­мой не приводит к отклонениям в речевом развитии или речевой патологии, и ребенок свободно овладевает вторым языком.

Аппель Юлия Владимировна, МКДОУ детский сад №158 г. Новосибирска

Нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растягивание слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением (судорогами речевого аппарата) называют заиканием .

Невроз (особое состояние нервной системы), который проявляется в виде расстройства речи, получил название логоневроза.

Заикание может возникнуть внезапно, сразу после психологической травмы (испуг, конфликт, неожиданное изменение образа жизни) или нарастать постепенно, иногда в течение нескольких месяцев. Запинки в речи ребенка могут то уменьшаться, то усиливаться. Постепенно у заикающегося появляются определенные психологические особенности: стеснительность, замкнутость, речебоязнь, различные уловки .

Причины появления заикания

Обычно мы обнаруживаем сочетание нескольких из перечисленных причин появления заикания:

1. Перенесенные повреждения центральной нервной системы, такие как родовая травма, угроза выкидыша, асфиксия (удушье).

2. Раннее речевое развитие или, наоборот, отставание.

3. Тревога, страх, психическая перегрузка, колебания настроения, чрезмерная впечатлительность и ранимость.

4. Психологическая травма: рождение младшего ребенка, переезд, развод родителей, конфликт, испуг.

5.Генетическая предрасположенность.

6. Дети, воспитывающиеся в семье с двуязычием (т.е. в семье в качестве разговорного используют одновременно 2 языка, например: русский и английский).

Для детей в возрасте от 1-го до 6-7-ми лет речь родителей является образцом.

Общие правила речевого поведения родителей

  • речь взрослого должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу, чёткой;
  • избегайте говорить с детьми их лепетным языком, не искажайте свое произношение;
  • не перегружайте разговор с ребенком сложными для него словами;
  • фразы по конструкции должны быть достаточно простыми и понятными;
  • ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно исправлять его.
  • Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту.

У детей дошкольного возраста, особенно у детей с тревожными чертами характера , легко возникают страхи. Эти страхи могут возникнуть в результате запугивания, чтения книг, просмотра фильмов устрашающего содержания. Нередко дети боятся остаться одни в комнате, пройти по темному коридору.

Не следует «приучать» детей быть храбрыми, настаивать на том, чтобы ребенок обязательно был в темноте перед засыпанием, т.к. это может усилить страхи и зафиксировать их.

Раннее речевое развитие и задержка речевого развития

Для ребенка с ранним речевым развитием речь взрослых играет особо важную роль в организации их речедвигательных автоматизмов. Речь взрослых должна быть спокойной и неторопливой, с четким проговариванием слов и предложений. Для таких детей полезны игры с ритмическим проговариваем отдельных слов и коротких фраз. Очень важно обратить на процесс становления у них речевого дыхания.

Внимание!

Случаи раннего речевого развития не следует оценивать только как положительное явление, нужно знать, что:

  • Такого ребенка опасно «перегружать» речевым общением: вводить новые слова и речевые обороты в обиходную речь, поощрять речевую активность, демонстрировать «речевые успехи» ребенка окружающим и пр. Напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации.
  • Выбор книг должен быть ограничен и строго соответствовать возрасту.
  • Таким детям противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.

Дети с задержкой речевого развития нередко при тщательном обследовании их психоневрологом обнаруживают те или иные симптомы церебрастенического синдрома (повышение внутричерепного давления, двигательная расторможенность, снижение внимания).

Лечение заикания

Заикание является расстройством, затрагивающим не только речь, но и личность ребенка, моторику, нервную систему, организм в целом. Эффективное лечение возможно при участии нескольких специалистов: невролога, психолога, логопеда.

Принципы лечения заикания таковы:

1. Консультация врача невролога. В случае необходимости назначается медикаментозная терапия.

2. Консультация психолога для определения путей решения психологических проблем.

3. Консультация логопеда. После тщательного обследования логопед определяет основные направления работы с Вашим ребенком для преодоления заикания.

Всем привет! Сегодня я к вам с плохой новостью. От 3% до 7% первоклассников страдают проблемой заикания. И возникает она, как правило, в возрасте от 2-х до 5-ти лет. Поэтому профилактика заикания у детей сегодня является крайне важным моментом.

Конечно, чтобы побороть болезнь, нужно искоренить причину её возникновения. Как вы считаете? А причин этих может быть несколько:

  • Генетическая предрасположенность. От этого избавиться сложно, ведь генами заложено. Но все шансы на выздоровление есть! Поэтому, если в семье имеются родственники с подобными проблемами, профилактика заикания у дошкольника крайне важна.
  • Стрессовый фактор. К сожалению, даже в благополучных семьях есть заикающиеся детки. Ведь стрессов может быть множество! Детишки — народ впечатлительный! Увидел страшный боевик одним глазком, и вот тебе. А уж если на пути собака встретилась, и зубы показала... это, вообще, ни в какие ворота не лезет!
  • Состояние нервной системы крохи.
  • Особенности развития мозга.

А ещё детки любят повторять. И если в их окружении есть заикающийся, карапуз начинает его копировать. Такое поведение может перерасти в привычку.

Видите, опасность подстерегает где угодно. Поэтому необходимо предупреждение подобных случаев. Вообще специалисты установили, что есть несколько категорий дошкольников, входящих в зону риска.

Группы риска

  • Детки слишком впечатлительные. Например, те, кто привязан сильно к матери. Любое отлучение, будь то детский сад или отъезд к бабушке, способны вызвать стресс. Знаете, в последнее время я часто встречаю таких деток. Их сложно отвлечь, если мама куда-то отлучилась. Поэтому, хорошо, если вы с пелёнок приучали карапуза оставаться с кем-то другим.
  • Малыши, начавшие рано разговаривать. Если к 2,5 годам дитя говорит полные фразы и большие предложения, это вызывает у него спешку. Он хочет произнести всё и сразу. Такое поведение вызовет сбой речи. Как следствие — заикание.
  • Детишки, научившиеся говорить поздно. Тут противоположная ситуация. Звукопроизношение у таких малышей невнятное. Вследствие чего и появляется недуг.
  • Если среди родственников есть люди с подобным нарушением речи.
  • Когда дитя растёт в двуязычной семье.

Но, хочу вас успокоить. Даже если ваш карапуз входит хотя бы в одну группу риска, это ещё не говорит о том, что он заболеет. Просто необходимо вовремя уделить внимание профилактике.

Меры профилактики

Изучая материал, узнала любопытную вещь. Оказывается, в 80% случаев появление недуга берётся из семьи. Я не говорю сейчас про генетическую предрасположенность. Это может быть из-за частых сор родителей, да просто их переживаний, которые приносят домой с работы.

А сколько мам и пап увлечены карьерой, оставив деток на попечение бабушек или нянек? Это всё играет весомую роль в речевом развитии малышей. А всего-то нужно уделять должное внимание своему чаду и пользоваться мерами профилактики:

  1. Соблюдать благоприятный эмоциональный климат в семье. Никаких ссор и бурных переживаний.
  2. Обязательно соблюдать режим дня.
  3. Обращать внимание на детские страхи. Не кидайте кроху в омут с головой. Найдите компромисс. Например, он боится спать один в тёмной комнате. Покажите, что там никого нет. А ночью пользуйтесь ночником. Сейчас огромный выбор детских ламп. Мы, кстати, недавно приобрели такую. Выбирали вместе с дочкой. Правда, она и до этого спала сама. Но ночником мы пользовались всегда. Просто совместные покупки всегда нравятся деткам. Это, скорее всего, убедит кроху засыпать в одиночестве.
  4. Если в вашей семье говорят на двух языках, остановитесь на каком-то одном. Не создавайте проблем для детской речи.
  5. Не перегружайте дитя информацией. В меру и по делу.
  6. Обязательно пойте песенки, и учите стихи! Только не большие. А ещё здорово играть на музыкальных инструментах — детских духовых.

А что делать, если у крохи только начались неприятности с речью? Может ли родитель сделать так, чтобы заикание не укоренилось?

А если болезнь появилась?

Ваш малыш говорил в соответствии с возрастом. Но вдруг замолчал. А после молчания заговорил прерывисто, начал тянуть слоги. Это первый звонок. Причём тревожный. Вспомните, возможно, был перенесён некий стресс? И первым делом исключите этот стресс из жизни крохи. А кроме того, соблюдайте такие правила:

  1. Обязательно покажите дитя врачу. Пока заикание не укоренилось, недуг будет легче победить.
  2. Соблюдайте собственный речевой тембр. Говорите медленно и чётко.
  3. В процессе лечения избегайте эмоциональных перегрузок. Не предъявляйте к дитю сильных требований. Он не может кушать самостоятельно, а вы его учите? Помогите ему. Если он отказывается наотрез брать ложку, не насилуйте. Докормите чадо. Поверьте, до 18 лет с тарелкой за ним бегать не будете.
  4. Не показывайте крохе, что вы сильно обеспокоены его речью. Ведите себя обычно. И ни в коем случае не передразнивайте малютку.
  5. Следите за правильным дыханием малыша: глубокий вдох и медленный выдох.
  6. Специалисты советуют ограничить общение с людьми, страдающими подобной проблемой.
  7. Игры должны быть тихими (по возможности) и спокойными. Хорошо лепить, собирать пазлы, рисовать.

Да, коррекция этой проблемы не всегда происходит быстро. Но, поверьте, лучше предупредить, чем потом лечить запущенную стадию. Согласны?

А теперь мне интересны ваши комментарии. Возможно, вы знаете дополнительные меры профилактики? Или у вас есть личный опыт по преодолению проблемы? Расскажите! А ещё предлагаю стать подписчиком блога, чтобы быть в курсе всего нового и интересного. Пока. До новых встреч!



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделка звезда – варианты и инструкции по изготовлению объемных и новогодних звезд (75 фото) Поделка звезда – варианты и инструкции по изготовлению объемных и новогодних звезд (75 фото) Квиллинг картины цветов, букетов: мастер-класс с фото и видео Квиллинг картины цветов, букетов: мастер-класс с фото и видео