Пальчиковые игры для детей 3 4 лет в детском саду. Пальчиковая гимнастика для детей двух, трех лет

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Пальчиковая гимнастика для дошколят играет огромную роль. Положительные моменты гимнастики - это стимуляция моторных и речевых зон мозга, способствующие более быстрому формированию речи. Пальчиковая гимнастика подходит детям в любом возрасте.

Связь руки с мозгом перекрестная: левая рука связана с правым полушарием, а правая -с левым полушарием. Во время гимнастики работают обе руки. Первое время следует помогать ребенку поставить пальчики правильно. Также возможна работа одной руки, а в процессе начнет работать и другая, повторяя полностью все движения первой руки. В будущем педагог использует только словесные инструкции.

Дети в этом возрасте учатся сгибать и разгибать пальцы поочерёдно каждой рукой. Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
Как правило, дети не сразу выполняют упражнение и повторяют слова за педагогом, т.к., внимание у детей достаточно быстро истощается. При повторном проведении игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз).

Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Воспитанники данной возрастной группы учат стихотворения, потешки или считалки. Они читают произведение до игры 3-4 раза, рассматриваются иллюстрации, отвечают на вопросы.

Рассмотрев животных, дети показывают их с помощью пальцев, руки. Во время движений дети сохраняют пальцы в определенном положении. Педагог показывает положения пальцев во время пальчиковой игры.

Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое. Стараться выполнять упражнения с детьми легко, без чрезмерного напряжения, а движения должны приносить ребенку радость.

Каждое упражнение имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 - 3 раза.

Для работы нужно выбирать два или три упражнения, постепенно заменяя их новыми. Любимые игры оставлять в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.

Машина

Би - би - би - гудит машина.

(дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)

Тук - тук - тук - мотор стучит.

(ритмично хлопают руками)

Едем, едем, едем, едем, -

Он так громко говорит.

(ритмично потопывают ногами)

Шины трутся о дорогу.

Шу - шу - шу - они шуршат.

(потирают ладони)

Быстро катятся колеса.

Та - та - та - вперед спешат.

(делают ритмичную «вертушку» руками)

Какая у кого песенка?

У ходиков песня такая:

Тик. Тик. Тик.

(руки - «стрелочки»)

У птички - синички - такая:

Пик. Пик. Пик.

У поросенка - такая:

Рюх. Рюх. Рюх.

(ладошки - «пятачки»)

У ежика песня такая:

Плюх. Плюх. Плюх.

(пальчики - «колючки»)

У кисоньки песня такая:

Мяу. Мяу.

(ладошки гладят шерстку) .

А у рыбешки - какая?

Пы. Пы. Пы.

(руки движутся сверху вниз) .

Слова

Раз и два, раз и два!

(сжимают и разжимают пальцы)

Сложим мы из букв слова.

Солнце - слово лучистое.

(раздвигают пальцы и кладут тыльную сторону ладони одной руки на ладонь другой так, чтобы пальцы образовали лучики)

Кошка - слово пушистое.

(придерживают большим пальцем ср. и безым. ; слегка приподнимая согнутые указ. и мизинец - «ушки»)

Корова - слово рогатое.

(выпрямляют указ. палец и мизинец - «рога»)

А слово «арбуз» - полосатое.

(соединяют подушечки пальцев, округляя свод кисти - «арбуз»)

«Мышка и кошка»

Пи - пи - пи, - пищала мышка

(ритмично щелкают пальцами рук)

Кошка на охоту вышла!

Мне так страшно, трепещу.

Щу - щу - щу, щу - щу - щу.

(ритмично постукивают по плечам скрещенными на груди руками)

Норку я свою ищу.

Щу - щу, щу - щу, щу - щу - щу.

Кошка притворилась доброй:

Мур - мур - мур, - она поет.

(ритмично поглаживают одной рукой другую)

Нет - нет - нет, - пищит мышонок.

(ритмично покачивают головой)

К кошке в лапы не пойдет.

«Котенок - шалун»

Котенок мамочку зовет:

Мяу - мяу, мяу - мяу!

(дети ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук)

Он не напился молока:

Мало - мало, мало - мало.

(скрещив. пальцы рук, ритмично опсукают и поднимают пальцы)

Покормит мама молочком:

Мур - мур - мур (2 раза)

(ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой)

Свернется маленьким клубком:

Ур - ур - ур, ур - ур - ур.

(ритмично потирают кулачок о кулачок)

Потом с клубочком поиграет:

Цап - цап - цап, цап - цап - цап.

(ритмично сжимают и разжимают пальцы рук)

И нитку быстро размотает:

Ап - ап - ап, ап - ап - ап.

(Делают ритмичные круговые движения указательными пальцами вокруг друг друга)

«Утята»

Раз - два - шли утята.

Три - четыре - за водой.

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался -

Громко - громко запищал:

Пи - пи - пи - не пищи!

Мы тут рядом, поищи!

(поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого, а со звуков: «Пи - пи - пи… » - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)

«Кошки - мышки »

Кошка мышку цап - царап

(пальцы обеих рук сжимаются в кулаки)

Подержала, подержала - отпустила

(кулаки одновременно разжимаются)

Мышка побежала, побежала

(одновременно двигаются по плоскости стола пальцы обеих рук)

Хвостиком завиляла, завиляла

(указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону)

До свидания, мышка, до свидания!

(одновременные наклоны кистей рук вперед и вниз)

«Лодочка »

Две ладони я прижму

И по речке поплыву

(ладони соединить лодочкой)

Две ладони, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса я подниму,

Синим морем поплыву.

(поднять выпрямленные ладони вверх, над головой)

А со мною по волнам

Плывут рыбки тут и там.

(волнообразные движения двумя ладонями одновременно, имитируя движения рыбок и волн)

«Игрушки »

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

(загибают поочередно все пальчики)

(разгибают поочередно пальчики)

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

«На качелях»

Кач - кач - кач - летят качели,

Так захватывает дух!

(дети ритмично покачивают руками из стороны в сторону)

Все сильнее бьется сердце:

Тук - тук - тук, тук - тук - тук!

Вверх и вниз, и снова к солнцу

Словно птица ты летишь.

(ритмично постукивают кулачками друг о друга)

Выше, выше, выше, выше! -

Вновь товарищам кричишь.

(ритмично поднимают перед собой руки вверх)

«Насекомые над лугом»

Жу - жу - жу, - жужжит пчела:

Я лечу издалека.

(дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как «крылышками»)

Зу - зу - зу, - комар пищит.

(ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед)

Уф - уф - уф, - как паровоз

Шмель пыхтит, пыльцу повез.

(ритмично притоптывают ногами)

Жук гудит: «Гу - жу, гу - жу,

Я любого разбужу»

(ритмично хлопают в ладоши)

«Ежик »

Ежик топал по дорожке

И грибочки нес в лукошке.

(растопыренными пальцами рук совершаем шагающие движения)

Нужно пальцы загибать.

(дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке;в конце упражнения руки должны быть сжаты в кулаки)

«Грибы »

(массаж пальцев)

Топ - топ - пять шагов,

(идут на месте)

В туесочке пять грибов.

(переплетают пальцы «корзиночкой», показывают 5 пальцев; поочередно массируют каждый палец, начиная с большого)

Мухомор красный -

Гриб опасный.

А второй - лисичка -

рыжая косичка.

Третий гриб - волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб - сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб - белый,

Ешь его смело.

«Умывание »

(массаж пальцев)

Знаем, знаем - да - да - да,

Где ты прячешься, вода!

(поочередно массируют каждый палец)

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По - нем - нож - ку.

Нет, не понемножку -

Посмелей!

Будет умываться веселей!

(энергично растирают ладони и кисти рук)

«Ласточка »

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну - красну.

(на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, потом на левой руке)

«Покажите пальцем »

Покажите пальцем

(дети сжимают правую руку в кулак)

(вытягивают средний и указательный пальцы)

(две раскрытые ладони складывают рядом)

(ладони прикладывают к макушке)

(сжимают кулак)

Указательному пальцу

Все известно лучше всех.

(вытягиваем вверх указательный палец, сгибают и разгибают его)

«Мышки - шалунишки »

В комнате часы висели

И стучали: бом - бом - бом.

(дети ритмично хлопают в ладошки)

Мышки каждый раз пугались,

Слушая ужасный звон.

Потянулись гири вниз -

Так - так - так (2 раза)

(поднимают руки и ритмично хлопают, опуская руки вниз)

Быстро стрелки завелись -

Тик - тик - так (2 раза)

(ритмично отклоняют в сторону указательные пальцы)

Стрелки мышек испугали,

В норку мышки убежали.

«Компот »

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

(левую ладошку держат «ковшиком», указат. пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить,

Будем грушу мы рубить;

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(опять «варят» и «мешают»)

«Помощники »

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

(одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили,

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть - чуть - сломали,

Так мы маме помогали.

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)

«Смелые гуси »

Шли на речку важно гуси:

Говорили: «Га - га - га».

(дети тесно смыкают 4 - ре пальца одной руки и ритмично соединяют их с большим пальцем «клюв»)

Кто захочет нас обидеть,

Не забудет никогда.

Ш - ш - ш, - шипим мы грозно, -

(ритмично вытягиваем шею)

Больно щиплемся. Беги!

(ритмично прищипывать пальцами одной руки каждый палец другой)

Крыльями захлопать можем.

(ритмично похлопывают руками по бокам)

Мимо нас ты не ходи!

(ритмично потопывают)

«Пироги »

Мы печем отличные

Пироги пшеничные.

(«пекут» пироги - одна ладошка сверху, другая - снизу)

Кто придет к нам покупать

Пироги отличные?

(трут ладони друг о друга)

Папа, мама, брат, сестра,

Пес лохматый со двора.

И другие все, кто может,

(сжимают и разжимают пальцы)

Пусть приходят с ними тоже.

(при повторении массируют пальцы на другой руке)

«Бутончик »

К ночи бутончик собрал лепестки

(пальцы правой и левой рук собраны в «горстку»)

Солнце свои посылает лучи.

Утром под солнцем

Цветы раскрываются

(одновременно медленно развести пальцы обеих рук)

Солнышко село, и

сумрак сгустился,

И до утра мой цветочек закрылся.

(одновременно соединяются пальцы правой и левой рук)

«Осенние листья »

Раз, два, три, четыре, пять

Будем листья собирать.

(сжимать и разжимать кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

(загибать пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

(«шагают» по столу средним и указательным пальчиками)

"Заботливое солнышко »

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик.

(дети ритмично скрещивают руки над головой)

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи.

(плавно покачивают руки вверху)

Летом нежно согревает

Щечки, щечки, щечки.

(ритмично потирают щеки)

А весной на носик ставит

Точки - точки - точки.

Золотят веснушки деток.

Очень нравится им это!

(ритмично постукивают пальцем по носу)

«Есть игрушки у меня »

Есть игрушки у меня:

(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

Паровоз и два коня,

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран -

Настоящий великан.

(загибают пальчики на обеих руках)

Сколько вместе? Как узнать?

(хлопают попеременно в ладоши и ударяют кулачками друг о друга)

«У Лариски - две редиски »

У Лариски - две редиски.

У Алешки - две картошки.

У Сережки - сорванца -

два зеленых огурца.

А у Вовки - две морковки.

Да еще у Петьки - две хвостатых редьки.

(по очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого; на одной или обеих руках)

«За ягодами »

(пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)

В лес идем мы погулять.

(обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу)

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

(загибают пальчики, начиная с большого)

«Кораблик »

По реке плывет кораблик,

(ладони соединить лодочкой)

Он плывет издалека.

(выполнять волнообразные движения руками)

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

(показать одновременно по 4 - ре пальца на каждой руке)

У них ушки на макушке

(сложить обе ладони к макушке)

У них длинные хвосты.

(пальцы рук сложить в щепотку и развести в стороны)

И страшны им только кошки,

Только кошки и коты.

(растопыренными пальцами обеих рук совершать царапающие движения)

«Кормушка »

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках

(на каждое название птицы загибают по одному пальчику)

Всем хватило зернышек.

(опять сжимают и разжимают кулачки)

«Что принес нам почтальон ? »

Что принес нам почтальон?

(сжимают и разжимают кулачки)

С толстой сумкой ходит он.

(«шагают» пальчиками по столу)

Перевод, журнал, газету,

в бандероли - две кассеты

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

(на каждое название загибают по одному пальчику, начиная с большого)

« День Победы »

Здравствуй.

Здравствуй, Солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю -

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с

пальцами левой руки, похлопывая друг друга

кончиками.Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

«Международный женский день»

Много мам на белом свете,

Все их любят очень дети!

(хлопок, кулачок)

Журналист и инженер,

Повар и милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель -

(поочерёдно загибать пальчики)

Мамы разные нужны,

Мамы разные важны!

(сжимать, разжимать кулачки)

«День защитника Отечества»

Эти пальцы - все бойцы

Удалые молодцы

(растопырить пальцы, потом сжать их в кулак)

Два больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых.

(приподнять 2 больших пальца, другие прижать)

Два гвардейца - храбреца

(приподнять 2 указательных пальца)

Два сметливых молодца

(приподнять 2 средних пальца)

Два героя безымянных

Но в работе очень славных

(приподнять 2 безымянных пальца)

Два мизинца - коротышки

Очень славные мальчишки.

(приподнять 2 мизинца)

Два – три года - самое важный возраст для развития детской речи. Взрослым нужно помочь малышам освоить этот полезный навык в полной мере. Один из способов активизировать речевые способности ребенка - регулярно проводить с ним гимнастику для пальчиков.

Что это такое

Существует множество специальных упражнений для младших дошкольников, которые позволяют стимулировать речевые центры через мелкую моторику. Растирания, проглаживание, разминание пальчиков позитивно сказывается на том, насколько быстро и хорошо малыш заговорит. Детям до 2 лет такую зарядку помогает делает взрослый, массируя ручки и играя в специальные , а у ребят постарше уже получается запоминать и выполнять простые упражнения самостоятельно.

Большой плюс, что почти вся пальчиковая гимнастика для малышей существует в форме коротких забавных стишков, сказок с ритмичными повторами. Такой материал не только «подсказывает» очередность действий, но также создает позитивный настрой.

Если вы решили начать делать пальчиковую гимнастику со своим ребенком, то стоит учесть несколько простых правил. Они помогут сделать упражнения максимально полезными:

  • Начните учить отдельные комплексы упражнений постепенно, от более простых к сложным. Главная цель - сформировать боле простые навыки, выучить отдельные элементы, а затем уже можно переходить к более сложным упражнениям.
  • Каждое занятие должно быть увлекательным и интересным. Малыш должен думать, что это особая игра, тогда он с удовольствием будет повторять ее снова и снова.
  • Проводите гимнастику регулярно, но не слишком долго по времени. Дети этого возраста довольно быстро устают и теряют к занятиям интерес.
  • Каждое упражнение желательно повторять несколько раз, четыре или пять за одно занятие.
  • Уделяйте внимание каждому пальчику, от большого до мизинчика.
  • Старайтесь рассказывать стихи, сопровождающие упражнения, наизусть, а не читать их из книги.
  • Делайте каждое упражнение сами, показывайте ребенку пример.

Сказки для пальчиков

Дети очень любят слушать интересные истории, поэтому короткие сказки можно и нужно использовать для , вот пример такого комплекса:

Побежали пальчики гулять («топаем» по столу). Бегут-бегут и вдруг слышать мяуканье. Кто же это? Неужели кошка? Конечно, так и есть. Крадется рыжая кошечка по тропинке, коготки свои прячет и показывает (открываем и закрываем пальчики в кулачки). Дадим кошечке молочка.

А увидел зайка собачку (ладошка открыта, все пальчики вместе, большой - поднят). Вот какая собачка, она добрая. Познакомилась с зайчишкой и убежала.

Бежали-бежали пальчики и козочку повстречали. Ух, она рогатая! Ух, она бодатая! (Показываем «рожки», наклоняем их из стороны в сторону, «бодаемся»).

Следующим повстречался пальчикам петушок (складываем вместе указательный и большой пальцы, остальные поднимаем). Угостим петушка зернышками («насыпаем» зернышки). Петушок рад, клюет угощение (стучим «клювиком» из пальчиков по столу). А теперь к петушку и курочка с цыплятками прибежала (делаем клювик на кулачке). Ищет курочка зернышки, роет землю лапками («роем» тоже), угощает своих малышей (снова «клюем»).

А вот и еще какая птичка прилетела на угощение. Это сорока, сорока-белобока. Давай расскажем про нее стишок! «Сорока-белобока кашу варила, деток кормила». (Малыш водит пальчиком по ладошке, потом загибает пальчики). Побежали пальчики дальше.

Ой, а это кто? Это поросенок! Розовый бочок, носик - пятачок (покажем «пятачок» крепко сжатым кулачком). Поздоровались пальчики с поросенком и побежали домой, отдыхать.

Упражнения

Вариантов упражнений для пальчиков существует очень много, они не обязательно являются частью законченной истории. Их можно подобрать не только по возрасту ребенка, но и разным темам. Например, овощи или домашние животные, перелетные птицы или транспорт. Вот несколько таких зарядок:

Одна из самых простых - это пальчиковая гимнастика про цветы:

Рост цветочек на полянке, (ставим руку на локоть)
Распускался спозаранку. (открываем пальчики на ладошке)
Днем стоял и красовался (наклоняем кисть в разные стороны)
Ну а на ночь закрывался (закрываем пальчики).

Собирали мы цветочки, (раскрытые ладошки складываем «чашечкой»)
Чтоб сплести их них веночки. (водим пальчиком по ладошке)
Получился вот какой, (складываем большой круг из пальцев)
Яркий, пышный и большой!(раскрываем все пальчики на ладошках, разводим их в стороны)

Очень простая и полезная пальчиковая гимнастика Деревья качаются:

Вот два дерева в лесочке (руки на локоть, пальчики открыты)
Наверху у них листочки (собрали пальчики, шевелим ладошками)
Ветер начал задувать (руки с раскрытыми пальчикам качаются)
И листочки обрывать. (ладошки «собрали» и медленно опустили на стол)

Малышам очень нравится пальчиковая гимнастика про апельсин, веселая и несложная:

Вот у Саши апельсин (сжимаем пальцы в кулачок)
Чистил он его один. (открываем пальчики по одному)
Сочный фрукт сам разломил, (изображаем обеими руками это действие)
И друзей всех угостил! (открываем ладошки перед собой).

Можно выполнять этот комплекс упражнений и под стихотворение «Мы делили апельсин», если ваш малыш уже немного подрос и хорошо знает этот мультфильм.

Для детей 3 лет может быть использована пальчиковая гимнастика про животных жарких стран или Крайнего Севера. Постепенно упражнения и стихи к ним становятся все сложнее и интереснее.

Очень популярна у педагогов пальчиковая гимнастика про засолку капусты:

Вот большой кочан капусты (изображаем руками большой шар)
Но без соли он не вкусный.
Будем мы его рубить (ставим ладошки на ребра и стучим ими по столу)
И солить-солить-солить (складываем пальцы вместе и имитируем посыпание солью)
Хорошенько все пожмем (активно сжимаем и разжимаем пальчики)
И морковочки натрем. (проводим сжатым кулачком по открытой ладошке)

Маленькие дети очень любознательны, и мамы, зная это, изучают методики всестороннего развития ребенка.

Пальчиковая разминка – отличный способ проводить с ребенком свободное время, а также в игровой форме обучать его новым и полезным навыкам, развивать его способность к запоминанию и концентрации внимания.

Вы узнаете о пользе пальчиковых игр для детей 3-4 лет, а также прочитаете несколько интересных упражнений.

Польза пальчиковых игр для детей

  • Развивает речь. В ходе игры малыши стараются подражать взрослым, повторять слова и движения. Этот процесс активизирует речевые центры в головном мозгу. Ребенок слышит взрослую речь, пополняет словарный запас. Как правило, дети, с которыми проводили пальчиковые игры, быстрее начинают говорить.
  • Способствует усидчивости и концентрации внимания. Трехлетнему малышу очень сложно усидеть на месте и концентрировать внимание. Пальчиковая гимнастика для ребенка в возрасте 3 лет способствует заинтересованности малыша в игре и концентрации внимания на движениях и словах мамы.

Полностью управлять своим внимание ребенок научится к первому классу, но такая тренировка позволит облегчить этот процесс.

  • Развивает способность запоминать. Пальчиковые игры сопровождаются веселыми стишками, которые точно понравятся вашему ребенку. Кроме того, в ходе игры малыш будет запоминать движения руками и слова, что благотворно скажется на развитии памяти.
  • Тренирует мелкую моторику. Пальчиковая гимнастика для малышей 3-4 лет подразумевает выполнение сложных движений, при которых ребенок задействует мелкую моторику. Частые повторы подобных упражнений позволят вашему малышу быстрее овладеть навыком. Гимнастика способствует гибкости и подвижности кистей и пальцев рук.
  • Развивает хорошее воображение. Пальчиковая гимнастика – это творческий процесс, способствующий развитию фантазии у ребенка. В дальнейшем, когда вы , малыш сможет создавать нечто уникальное и необычное.

Обзор пальчиковых игр для детей

«Рыбы»

Посмотри скорей вокруг!
Приложите ладошку ко лбу, как будто глядите вдаль .
Что ты видишь, лучший друг?
Сомкните большой и указательный пальцы в кольцо и приставьте к глазам.
Здесь прозрачная вода.
Рыбки все плывут сюда.
Сожмите кулачек, затем разгибайте пальчики, начиная с мизинца.
И медуза, и кальмар.
Ну, а это рыба-шар.
И расправив восемь ног,
Нас встречает осьминог.

Вкусные торт

Тесто ручками помнем,
Сжимайте и разжимайте кулачки.
Вкусный тортик испечем.
Серединку смажем джемом,
Ладошкой рисуйте круги на столе.
А верхушку – сладким кремом.
Потрите ладоши.
И кокосовою крошкой.
Мы присыплем корж немножко
Посыпьте «крошку» пальчиками.
А потом заваpим чай –
Ну-ка к чаю приглашай!
Одной рукой пожмите другую.

В гости

К Маше гости прибежали,
Пальчиками рук «пробегите» по столу .
Ручки всем они пожали,
Одной рукой пожмите другую.
Здравствуй, Миша!
Соедините подушечками большой и указательный пальцы, образуя кольцо.
Здравствуй, Вера!
Повторяйте тоже самое, только со средним и большим пальцем.
Рад, Гриша!
Соедините безымянный и большой пальчики.
Рад, Лера!
Большой пальчик и мизинец.
Хотите пирожок?
Сложите ладошки в виде пирожка.
А может, коржик?
Покажите раскрытые ладошки.
Или же рожок?
Сожмите кулачки.
Вот горох вам на дорожку.
Ребенок должен раскрыть ладошки, слегка постучите по ним.
Вы берите понемножку!
Малыш пощипывает ладони – собирает горох.
С ручек все стряхните крошки.
Потрясите кистями рук и хлопните в ладоши.

Новогодний стишок

Скоро будет Новый год!
Хлопайте ладонями.
Ну-ка, встаньте в хоровод.
Сцепите пальцы кистей между собой, вытяните руки вперед и разверните кисти изнутри наружу.
Висят на елке шарики,
Покажите руками новогоднюю игрушку.
Светятся фонарики.
Покажите руками фонарики.
Вот сверкают льдинки,
Сжимайте и разжимайте кулачки по очереди,
Кружатся снежинки.
Плавно двигайте руками.
В гости дед Мороз идет,
«Шагайте» пальцами,
Всем подарки принесет.
Потрите ладошки.
Чтоб гостинцы посчитать,
Легонько хлопните в ладоши.
Будем пальцы загибать:
Пошевелите пальчиками и посчитайте до десяти, загибая пальцы.
Много подарков!

Вкусная каша

Кукле кашу я сварю:
Вращайте кистями рук.
В миску молока налью,
Сожмите кулачек и сделайте движение, как будто наливайте из стакана.
Положу туда крупу
Сделайте сыпучие движения.
И поставлю на плиту.
Раскройте ладони.
Будет каша хороша!
Похлопайте в ладошки.
Кушай, кукла, не спеша.
Пригрозите пальчиком.

Милый зайчонок

Заяц по лесу скакал,
«Прыгайте» пальчиками.
И морковку он искал.
Перебирайте поочередно пальчиками.
Вдруг у зайца на макушке
Навострились ушки.
Поднимите руки и изобразите ушки ладошками.
Тихий шорох раздается:
Где-то волк в лесу крадется.
Медленно «шагайте» пальчиками.
Спутал заяц волку след,
Не догнать его вовек.
Пальчиками быстро «бегайте» по кругу.

Лепим вместе

Займитесь с ребенком Вы можете создать несложные поделки, а также декорации для других пальчиковых игр. Вместо пластилина можно попробовать занять ребенка . Это не только полезно, но и вкусно.

Краски

Существуют специальные безопасные краски для рисования пальцами. Предложите вашему малышу окунуть пальчик в краску и нарисовать что-нибудь на ватмане. Это позволит не только разминать пальцы, но и стимулирует воображение.Рисование для детей 4-6 лет предполагает использование кисточек и акварельных красок. В процессе созидания малыш также разминает запястье и учится удерживать кисточку, что пригодится для письма.

  • Вводите пальчиковые игры для детей начиная с раннего возраста. более простые и не требуют сложных движений. Ребенок учится подражать вам, контролировать мышцы рук, а также это отличное начало для более сложных игр.
  • Залог успеха – регулярность. Проводите гимнастику для малыша ежедневно не менее пяти минут.
  • Со временем усложняйте стишки и движения.
  • Старайтесь заинтересовать ребенка. Если малыш противится, лучше занятие отложить.

Пальчиковые игры для детей – видео

Из видео вы узнаете, какие еще бывают пальчиковые разминки для малышей. Чтобы заинтересовать ребенка, проводите пальчиковые игры под музыкальное сопровождение. Таким образом вы отвлечетесь от стихов и уделите больше внимания непосредственно движениям.

Пальчиковая гимнастика – очень полезное и веселое занятие, которое точно понравится вашему малышу. Упражнения способствуют улучшению мелкой моторики, развитию памяти и воображения, усидчивости и концентрации внимания. Кроме того, вы можете использовать музыкальное сопровождение, пальчиковые краски или, например, пластилин.

Расскажите нам в комментариях, какие игры пальчиками понравились вам и вашему ребенку больше всего?

Пальчиковая гимнастика для детей 1,5-3 лет (упражнения)

Бура Ольга Александровна, педагог-психолог.
Место работы: МАДОУ детский сад №18, город Челябинск.
Описание материала: Предлагаю Вам пальчиковую гимнастику для детей 1,5-3 лет. Данный материал будет полезен как педагогам-психологам, так и воспитателям ранних групп развития или родителям. Данный материал направлен не только на развитие мелкой моторики, координации движений, памяти, внимания, но и как прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры - детская потешка или стихотворение. А если в семье много детей, пальчиковая гимнастика часто становится любимой игрой старших с младшими.

В возрасте 1,5-2 лет все движения в пальчиковых играх за ребёнка делаете вы, а он является пассивным участником игры. Для пальчиковых игр нужно «ловить» момент, когда ребёнок не слишком возбуждён, но и не слишком расслаблен. Для игр с пальцами рук и верхней частью тела надо посадить ребёнка на колени к себе, спину ребёнка прижав к своему животу.
При первых играх ребёнок, если не имеет опыта, может отбиваться и пытаться уйти. Держать силой не надо, ликвидируйте, если можно, в причину отказа (неудобно сидеть, хочет в туалет и т.п.) или поменяйте игру. Подождите момент, когда ребёнок будет более расслаблен, например, после кормления или купания. Лучше всего – выделить определённое время ежедневно для пальчиковых игр, в результате чего такие игры станут для ребёнка такой же привычной процедурой, как и купание или чистка зубов.
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:
- Перед игрой с ребёнком немножко разотрите и погладьте его ручки, чтобы создать необходимый эмоциональный настрой.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
- При многочисленных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
- Лет до 2,5 ребёнок ещё не может воспроизводить движения сам без многочисленных тренировок.
- Если ребёнок настойчиво требует одну и ту же игру, уступите ему. Детям свойственно повторять одно и то же действие для его закрепления.
Игры-подготовки.
Если с ребёнком не занимались регулярно пальчиковыми играми с рождения, часто ребёнок сначала не даётся играть в пальчиковые игры. Это объяснимо, так как у ребёнка недоразвиты мышцы руки, и при воздействии на активные точки ладони, ребёнок испытывает непривычные ощущения, от которых пытается уклониться. Поэтому первые игры ориентированы на приучение к легкому поглаживанию, растиранию и разминанию кисти. Подходите к этим упражнениям, как к весёлой игре. Не используйте для успокоения ребёнка в истерике – тогда может закрепиться устойчивое неприятие пальчиковых игр.
Пальчики просыпаются
Утром встали пальчики - маленькие мальчики,
Друг другу обрадовались, Здороваться начали.
Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….
(поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)
Мышки спрятались
(Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке. На слова «гулять» - отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку)
Вышли мышки погулять!
Испугались кошки, спрятались опять.
Ерши
(Упражнение может выполняться на любой стороне ладони – внутри или на тыльной, если ребёнок пока ещё не даёт ладошку)
(на каждый ударный слог первой фразы трогаем-покачиваем пальчики от большого – к мизинцу и обратно).
На реке камыши, расплескались там ерши
Круг постарше, (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке
круг помладше, рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке
круг совсем малыши. (ставим - щекочем точечкой в серединке)
Первичные игры:
Первичные игры ориентированы на простое соприкосновение пальцев, поглаживание взрослым пальцев и рук, простые круговые движения внутри ладони по часовой и против часовой стрелки. Таким образом мы активизируем точки, связанные с речевыми зонами мозга. Всё выполняет мама, управляя руками ребёнка.
Постепенно чуть усложняем игры, не просто дотрагиваясь и оперируя с пальцами ребёнка, а быстрым движением массажируя палец от основания пальца до подушечки.
Непоседа
(аналог всем известной сорок-вороны)
(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)
Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила.
(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому - не дала.
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.
(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)
Белочка
(по мотивам народной песенки)
(поглаживаем руку, расправляя кулачок)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
Фрукты-овощи
Как у нашей Зинки
Овощи в корзинке:
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец,
Наша Зина-молодец.

Как у нашей Зины
Фрукты есть в корзине:
Яблочко, груша,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы,
До чего ж красивы!
Посмотрите на ранет,
Вкуснее наших фруктов нет!
Антошка:
Посуду моет наш Антошка:
Моет вилку, чашку, ложку,
Вымыл блюдце и стакан,
И закрыл покрепче кран (тут мама ловит-сжимает ручку ребёнка своей рукой)
Игрушки
У Антошки есть игрушки:
Вот весёлая лягушка,
Вот железная машина.
Это мяч, он из резины.
Разноцветная матрёшка
И с хвостом пушистым кошка.
Транспорт
Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть:
Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
Посчитаем
(сжимаются и разжимаются пальчики обеих рук поочерёдно)
Один-два-три-четыре-пять,
Буду транспорт я считать:
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолёт,
Корабль, поезд, вертолёт.
Дикие животные
(с мизинца- к большому пальцу)
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
Домашние животные
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я так довольная своими ребятами!
(по аналогии составьте сами игры-перебиралки пальцев, закрепляя лексическую тему, которую проходите – посуду, мебель, транспорт и т.д. например:
Здравствуй, котёнок!,
Здравствуй, козлёнок,
Здравствуй, щенок!
Здравствуй, утёнок!
Здравствуй, забавный смешной поросёнок!
Или:
Кто у нас в лесу живёт?
вот-лисичка, вот, вот
Вот зайчик, вот, вот…..вот мишка…..
Будем пальчики сгибать, будем цветочки называть: Это – роза, это – мак, это гвоздика….. и т.д.
Ещё вариант: Вот коза – с козлятами, вот мышка- с мышатами и т.д.
По грибы
Один, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
Гости
Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка - ну, пожалуйста.
Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.
Кто приехал?
Кто приехал? Мы, мы, мы.
Хлопать кончиками пальцев.
Мама, мама, это ты? Да, да, да.
Хлопать кончиками больших и указательных пальцев.
Папа, папа, это ты? Да, да, да.
Большие и средние пальцы.
Братец, братец, это ты? Да, да, да.
Большие и безымянные пальцы.
Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.
Большие пальцы и мизинцы.
Семья
Этот пальчик - дедушка (большой),
Этот пальчик - бабушка (указательный),
Этот пальчик - папочка (средний),
Этот пальчик - мамочка (безымянный),
Этот пальчик - я (мизинец).
Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).
Пальчики
У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой - парень с душой,
Палец указательный - господин влиятельный,
Палец средний - тоже не последний.
Палец безымянный - с колечком ходит чванный,
Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.
Усложнённые игры:
Дождик
Дождик капает, Дождик капает.
Кап -кап-кап. Кап-кап-кап.
Пальчики обеих рук постукивают по столу.
Новогодняя елочка
Праздник приближается, ёлка наряжается:
Шарики висят (упражение-фонарики, кисти рук крутятся в воздухе)
Звёздочки горят,
А хлопушка – бом (хлопок в ладоши)
Конфетти кругом!

Одновременно с пальчиковыми играми используйте игры со всем телом.
Приведённые ниже примеры игр относятся к приёмам телесотерапии, их эффект аналогичен массажу, но большой плюс в том, что идёт сочетание физического воздействия и расширение словарного запаса.
Учтите, игры для всего тела нельзя проводить сразу после еды!

(игра-обучайка, хороша для познания названий частей тела, а также как мини-массаж. Лучше, если ребёнок лежит на спине или животе).

Разукрашенные животные
У жирафа пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.
На лбу, на носу, на ушах, на шее, на животе, на коленях и носках. Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела, называем любые части тела сверху вниз.
У слонов есть складки, складочки везде.
Щипаем, как бы собирая складки.
У котяток шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, на носу, на ушах и т.д.
и дальше, покуда есть фантазия: у рыбки- чешуйки, у тигра полоски, у собачки шёрстка у курочки – перья и т.д.)
Часы
(эту игры, как правило, дети быстро запоминают, начинают делать сами. Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки. С ребёнком ближе к 1,5 годам можно делать все его ручками.
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом!”, рука шлёпает легонько по макушке.
Мышь скатилась кувырком.
Руки "скатываются" на по телу вниз..
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” Два хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” Три хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
Пожарники
(игра-пробуждение, активизация)
Пожарники побежали (бежите по животу снизу вверх к лицу)
и на кнопочки нажали Пи-Пи! (нажимаете дважды на кончик носа)
Мяу-Мяу
(игра-расслабление, для снятия возбуждения. Ребёнок лежит на животике, вы поглаживаете его по спинке)
Придёт кошка не спеша и погладит малыша.
-МЯУ-МЯУ! - скажет кошка, - наша детка хороша!
Домик
Стенка, стенка (потрогать щечки),
Потолок (потрогать лобик),
Две ступеньки (прошагать пальцами по губам),
Дзинь - звонок! (нажать на носик)
Паучок
Бежит-бежит паучок, бежит по стенке (рукой-паучком мама бежит по предметам, называя их)
Бежит по…. И к (имя ребёнка, ребёнка щекочут)
Важно в этой игре – чтобы ребёнок следил глазами за движениями руки.

Список используемой литературы:
1. Гордеева Т.В.. Пальчиковая гимнастика с предметами. 2015 – 48 стр.
2. Елена Тимофеева: Пальчиковая гимнастика: Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста. Издательство: Корона-Принт, 2008 г.
3. Лазаренко Ольга Ивановна. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс-упражнений. Год: 2014
4. Лариса Иванова. Пальчиковые игры для детей 1,5-3 лет (карточки). Год: 2012.
5. Нищева Н.В.. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Год: 2014
6. Нищева Наталия Валентиновна. Весёлая пальчиковая гимнастика. ФГОС. Год: 2015
7. Овчинникова Т.. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. Год: 2010
8. Пальчиковая гимнастика. Автор: Узорова О. В., Нефедова Е. А.. Издательство: Астрель. 2007-42 стр.
9. Светлана Олеговна Ермакова. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. Год: 2011.

Маланья

Дети собираются в кружок, выбирают Маланыо (можно посчитаться). Ей повязывают большой яркий платок и провожают за дверь. Оставшиеся загадывают какое-нибудь действие, которое можно показать руками (например, вязание). Затем хором зовут: «Маланья!» Та, входя: «Что, детушки?» Дети отвечают: «Заходи, Маланьюшка, посиди, Маланьюшка, да погляди, что покажем. Ни за что не разгадаешь!» Далее дети приговаривают с характерными движениями.

У Маланьи, у старушки Дети хлопают в ладоши, то правая, то левая рука сверху.

Жили в маленькой избушке Складывают руки углом, показывая «избушку».

Семь сыновей, Показывают пальцы.

Все без бровей, Очерчивают брови пальцами.

Вот с такими ушами, Растопыренные ладони подносят к ушам.

Вот с такими носами, Показывают длинный нос двумя ладонями с растопыренными пальцами.

Вот с такими усами, Очерчивают пальцами длинные «гусарские» усы.

Вот с такой головой, Очерчивают большой круг вокруг головы.

Вот с такой бородой! Показывают руками большую окладистую бороду.

Они не пили, не ели, Одной рукой подносят ко рту «чашку», другой — «ложку».

На Маланью все глядели Держа руки у глаз, похлопывают пальцами, как ресницами.

И все делали вот так... Показывают загаданное действие.

У бабы Фроси

У бабы Фроси пяток внучат. Выставляют вперед правую руку. Растопыривают пальцы правой руки. Подносят руки рупором ко рту, громко кричат: «А-а-а!»

Все каши просят.

Все криком кричат.

Акулька в люльке,

Аленка в пеленке,

Аринка на перинке,

Степан на печке,

Иван на крылечке. По очереди сгибают пальцы правой руки к ладони, начиная с мизинца. Отводят большой палец в сторону.

Баба тесто месила, Руки «месят тесто».

Кашу варила, Левая рука «помешивает кашу».

Молоко топила, Руки «ставят корчагу в печь».

Внучат кормила. Руки «раздают миски».

Как каши наелись, молока напились,

Бабе поклонились, угомонились. Пальцы правой руки легко сгибаются, кланяясь левой руке. Расслабленные руки ложатся на стол.

На постой

Ладони сомкнуты. Мизинцы — дети (говорят тоненьким голосом), безымянные пальцы — мама (говорит обычным голосом), средние пальцы — папа (говорит низким голосом), указательные пальцы — солдаты (говорят басом). Скрещенные большие пальцы — порог избы. Ночь, в избе все спят.

Солдаты. Тук-тук! Указательные пальцы постукивают друг о друга.

Дети . Кто там? Мизинцы постукивают друг о друга.

Солдаты Постукивают указательные пальцы.

Дети. Спросим у мамы, Мама! Постукивают мизинцы.

Мама . Что, дети? Постукивают безымянные пальцы.

Дети. Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы.

Мама . Спросите у папы! Постукивают безымянные.

Дети. Папа! Постукивают мизинцы

Папа . Что дети? Постукивают средние.

Дети . Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы.

Папа . Впустите! Постукивают средние.

Дети . Входите! Постукивают мизинцы.

Солдаты . Ах, какая благодать, что впустили переночевать! Войдем! (Указательные пальцы «пляшут», совершая перекрестные движения. Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней. Руки вытягиваются вперед.)

Гости

Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу.

Мама, мама! Мизинцы 4 раза постукивают друг о друга.

Что, что, что? 3 раза постукивают указательные пальцы.

Гости едут! Постукивают мизинцы.

Ну и что? Постукивают указательные.

Здрасьте, здрасьте! Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.

Чмок-чмок-чмок! Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.

Последние слова и движения (Здрасьте, здрасьте! Чмок-чмок- чмок!) повторяются дважды.

Воздушный шарик

Шарик, шарик мой воздушный, Дети правой рукой, затем левой имитируют плавное подбрасывание шарика.

Непоседа непослушный.

Шарик круглый, «Обрисовывают» руками круг.

Шарик гладкий, Имитируют поглаживание шарика.

Шарик легкий,

Шарик мягкий. Ладонями имитируют легкое сдавливание.

Из-под рук он улетает, Поднимают руки вверх.

Но я его поймала, Опускают вниз.

Нитку к пальцу привязала. Имитируют натягивание нитки на палец.

Вправо шарик, влево шарик - Плавно поднимают руки вправо, затем влево.

Мой светящийся фонарик.

Дай тебя я обниму

И к щеке своей прижму. Прижимают воображаемый шарик к щеке.

Ты меня не покидай, Поглаживают воображаемый шар.

Будь со мной, не улетай!

Дождик

Капля раз, капля два, Дети хлопают в ладоши в медленном темпе.

Капли медленно сперва,

Кап, кап, кап, кап, Хлопки ускоряются.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять.

Кап, кап, кап, кап, Хлопки в быстром темпе.

Зонтик поскорей раскроем, Соединяют кончики пальцев обеих рук и поднимают воображаемый «зонтик» над головой.

От дождя себя укроем.

Петушок

Петушок, петушок. Дети выполняют шаги с высоко поднятыми коленями, руки-крылья выполняют махи.

Золотой гребешок,

Масляна головушка, Приставляют к голове правую ладонь с расставленными пальцами, левой рукой гладят себя по голове.

Шелкова бородушка, Правой рукой гладят воображаемую бородку.

Что так рано встаешь, Грозят пальчиком.

Деткам спать не даешь? Складывают две ладони вместе и приставляют к щеке.

На полянке у реки

На полянке у реки петушки гуляли, Дети выполняют шаги с высоко поднятыми коленями и плавными взмахами рук-крыльев.

На полянке петушки зернышки клевали. Приседают на корточки, указательными пальчиками ритмично касаются пола.

Цып-цып-цып-цып-цып,

Зернышки клевали.

И водицей ключевой Наклоняются вперед с отведенными назад руками, затем выпрямляются.

Горло полоскали. Подбородок поднимают вверх.

Нагулялись петушки, Обхватывают щеки руками, качают головой.

Крылышки устали, ах-ах, Опускают расслабленные руки, Ох-ох, слегка покачивают ими.

Крылышки устали.

Ночь настала, спать пора, Приседают на корточки.

Баю-баю-баю.

Спать ложатся петушки, Ладошки под щечку.

Глазки закрывают. Закрывают глазки.

Гуси-гусенята

Гуси-гусенята — Дети ходят на пятках с наклоненным корпусом и отведенными назад руками, шея вытянута.

Дружные ребята.

Ходят весело гуськом Топают ножками.

Без сапожек, босиком.

Лапками затопали,

Топ-топ-топ,

Крыльями захлопали, Хлопают ладошками за спиной.

Хлоп-хлоп-хлоп.

Дети ходят ножками, Выпрямляются, шагают, маршируя.

Топ-топ-топ,

Хлопают ладошками, Хлопают в ладоши перед собой.

Хлоп-хлоп-хлоп.

Утка

На своих коротких ножках Дети ставят ноги на ширину плеч, ходят вразвалочку, руки опущены, кисти обращены вверх.

Ходит утка по дорожке,

Вперевалочку похаживает,

Куцым хвостиком помахивает. Имитируют помахивание хвостиком.

Утка плавать мастерица, Имитируют плавательные движения руками.

Доберется до водицы,

Ловко лапками гребет,

По воде легко плывет.

Зайка по лесу скакал

Зайка по лесу скакал, Дети прыгают на месте, руками имитируют лапки зайчика

Зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке Ладони-«ушки» приставляют к голове.

Поднялись, как стрелки, ушки.

Шорох тихий раздается, Прислушиваются, поворачивая голову влево и вправо, прикладывая поочередно ладони то к одному уху, то к другому.

Кто-то по лесу крадется.

Заяц путает следы, Выполняют прыжки с движением вперед.

Убегает от беды.

Прыгнул вбок и обернулся, Прыжок в сторону, оборачиваются назад, приседают и сгруппировываются.

И под кустиком свернулся,

Словно беленький клубок,

Чтоб никто найти не смог.

Игра со снегом

Под релаксационную музыку (фонограмма) дети представляют, закрыв глаза, как падают снежинки, подставляют ладошки, ловят их, затем имитируют лепку снежков и игру в снежки.

Мышки

Маленькие мышки Дети встают в круг.

Собрались возле норки.

Маленькие мышки

Доели сыра корку.

Стали мышки бегать, Двигаются мелкими и мягкими шагами, руки согнуты в локтях, пальцы собраны в горстку.

Резвиться, играть,

Маленькими лапками

Тихо шуршать.

Мишки

Мишка косолапый Дети имитируют шаг медведя, руки на поясе.

По лесу идет,

Шишки собирает Имитируют собирание шишек.

И... в карман кладет. Выполняют соответствующие движения.

Вдруг упала шишка Кулачком дотрагиваются до лба.

Прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился Делают рассерженное выражение лица.

И ногою — топ! Топают ногами.

Котята

Гуляют котятки, мягкие лапки, Дети ходят мягким шагом,

руками имитируют лапки.

Тихонько ступают, мышек не пугают.

Котятки погуляли, немножко устали, Останавливаются, ложатся на пол, расслабляются.

Спать легли котятки, спрятали царапки,

Лошадка

Дети выполняют прямой галоп, руки на поясе.

Вдруг наша лошадка подкову потеряла. Останавливаются, удивленно разводят руками, опускают голову.

Грустной стала лошадка —

Ей подкову очень жалко. Делают грустное выражение лица.

Подкуем лошадку снова, Стучат кулачком по пятке.

Хороша теперь подкова.

Веселая лошадка по полю гуляла, Выполняют прямой галоп, руки на поясе.

По полю гуляла, весело скакала.

Лиса

У лисицы острый нос, Дети показывают рукой острый нос.

У нее пушистый хвост, Движением руки показывают хвост.

Шуба рыжая лисы Проводят ладонями по телу.

Несказанной красоты.

Я — охотница за птицей, Грозят пальчиком, резко сжимают кулачки.

Кур ловить я мастерица, Смотрят «под козырек».

Как увижу — подкрадусь Идут мягким шагом, крадучись, затем приседают.

И тихонько затаюсь,

После прыгну и схвачу, Прыгают, руками выполняют хватательное движение.

К деткам в норку унесу! Быстро идут мягким шагом.

Медведь по лесу бродит

Медведь по лесу бродит, Дети ходят на внешней стороне стопы, руки согнуты перед собой.

От дуба к дубу ходит,

Находит в дуплах мед Выполняют зачерпывающее движение правой рукой.

И в рот к себе кладет,

Облизывает лапу Имитируют облизывание лапы.

Сластена косолапый,

А пчелы налетают, Отгоняют от себя руками воображаемых пчел.

Медведя прогоняют.

Обезьянки

Рано утром на полянке Дети прыгают с одной ноги на другую.

Так резвятся обезьянки:

Левой ножкой топ-топ! Притопывают левой ногой.

Правой ножкой топ-топ! Притопывают правой ногой.

Руки вверх, вверх, вверх, Поднимают руки вверх.

Кто поднимет выше всех?

Руки вниз — и наклонись, Опускают руки, наклоняются вперед.

На пол руки положили, Встают на четвереньки.

А теперь на четвереньках,

Погуляли хорошенько, Ходят на четвереньках.

А потом мы отдохнем, Садятся по-турецки.

Посидим, играть пойдем.

Волк

Серый волк — зубами щелк, Дети изображают грозное выражение лица, оскал зубов.

По лесу рыщет, добычу ищет. Двигаются крадущимся шагом, руками имитируют лапы.

Рыбка

Плавают рыбешки Дети делают извивающееся движение рукой.

В нашей речке чистой, Имитируют плавающую рыбку сначала правой, затем левой рукой.

Плавают рыбешки

Быстро, быстро, быстро! Соединяют ладонь с ладонью и проделывают это движение двумя руками одновременно.

Рыбки-рыбешки,

Все хороши:

Папы, и мамы, и малыши.

Ежик

Мы — маленькие ежики, Дети ходят на четвереньках.

Идем мы по тропинке, Поворачивают головы влево и вправо.

Нас провожают ягодки,

Грибочки и травинки.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Ювелирные украшения и бижутерия в стиле ар-деко Украшения в стиле арт деко бусы Ювелирные украшения и бижутерия в стиле ар-деко Украшения в стиле арт деко бусы Ажурное платье спицами, подборка интересных моделей Ажурное платье спицами, подборка интересных моделей Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица