Оформление уголка психолога в детском саду. Презентация на тему "психологический уголок в группе детского сада"

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Психоэмоциональное состояние ребёнка дошкольного возраста отличается нестабильностью: малыши ещё не умеют адекватно выражать свои чувства, срываются на агрессию, закрываются в негативных переживаниях. Это отражается не только на психическом, но и на физическом здоровье детей. Для того чтобы научить детей самоконтролю, самопринятию, в каждой группе организуется уголок (центр) психологической разгрузки.

Роль центра психологической разгрузки

Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в:

  • неумении контролировать свой гнев, выражая его открытой агрессией;
  • неуважении своих товарищей;
  • неспособности руководить своими эмоциями, настроением, чувствами.

В связи с этим перед педагогом встаёт задача создания условий для формирования эмоционального благополучия ребят. Решить эту проблему помогает модель предметно-развивающей среды - центр психологической разгрузки.

Центр психологической разгрузки помогает детям научиться успокаивать свои негативные эмоции

Цели и задачи уголка

  • создание атмосферы психологического комфорта и обстановки положительной эмоциональности для активной, творческой личности (дети могут не только побыть наедине с собой, но и почитать, порисовать и т.д.);
  • обеспечение условий для развития произвольной саморегуляции двигательной активности малышей, а также их психофизического, эмоционального состояния (с помощью игр, тренажёров);
  • организация работы по развитию коммуникативной компетентности ребят, то есть умения договариваться, находить компромисс, учиться отстаивать своё мнение (через игровую, познавательную деятельность).

Задачи организации уголка психологической разрядки являются универсальными для всех групп детского дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), однако некоторые нюансы, связанные с возрастом воспитанников всё же есть.

  1. Обучение саморегуляции, общению, решению конфликтов. Эта задача особенно актуальна для детей младшего дошкольного возраста, которые пережили или только вступили в кризис трёх лет, когда характерное «Я сам, моё» сталкивается с таким же посылом у сверстников, отчего возникают неизбежные конфликты относительно того, кто будет играть с той или иной игрушкой, кто будет «водой» в игре и т.д.
  2. Повышение самооценки детей. Повышенное внимание к этой задаче центра уделяется в средней и старшей группах, когда малыши оказываются очень зависимы от оценки авторитетных взрослых, то есть родителей и воспитателя.
  3. Обучение социально приемлемым способам поведения, то есть как ответить на просьбу, как отказать, если она неприемлема и пр. Если в младшем дошкольном возрасте (особенно в 1,5–3 года) у малышей оценочная шкала приемлемости состоит только из «хочу» и «не хочу», то с возрастом она расширяется до «надо, потому что так делают все», «так сказал взрослый». Ребёнка необходимо научить ориентироваться в этой системе.
  4. Воспитание навыка сотрудничества, чувства эмоционального единения с коллективом. Особую значимость этот аспект приобретает в старшей и подготовительной группах, так как дети готовятся к переходу на новый жизненный этап - обучение в школе, где на принципе сотрудничества построена вся образовательная система.

Очень важно научить девочек сотрудничать, мириться с мальчиками и наоборот, так как с возрастом малыши начинают стесняться друг друга, и от этого избегать совместных заданий, увеличивая число взаимных обид

Оформление центра психологической разгрузки

Масштабность задач, стоящих перед организацией уголка психологической разрядки, определяет требования, которые должен учитывать педагог при содержательном наполнении этого блока предметно-развивающей среды.


Это интересно. Чтобы сделать уголок неповторимым, многие педагоги предпочитают наполнять его не только готовыми купленными стендами, плакатами и игрушками, но и материалами, изготовленными своими руками или силами родителей (например, фетровые аппликации грустного смайлика на «подушечке-плакушечке»).

Центр психологической разгрузки может быть составлен из двух зон:

  • места для уединения (палатки или шатра, раскинутого над стулом), где малыши могут посекретничать, помечтать, посмотреть картинки, фотографии;
  • стола (полки, открытого шкафчика) с материалами.

На последней стоит остановиться детально, так как именно средства, используемые для организации работы по психологической разрядке, определяют успешность реализации поставленных задач этого центра предметно-развивающей среды.

Материалы и их назначение - таблица

Назначение Средства
Релаксация Мягкий стул или небольшое кресло для чтения, просмотра фотографий.
«Стул для размышлений» (для того чтобы малыш смог вспомнить забытые им правила поведения, если обидел кого-то). Важный элемент центра для любого возраста.
«Волшебный стул» (для поднятия настроения к грустному ребёнку, сидящему на стуле, подходят товарищи, поглаживают его по плечу, говорят ласковые слова). Дошкольники младшего и среднего возраста так ещё и развивают активный словарный запас.
Фотоальбомы, мягкие игрушки, «Мамины ладошки» (сшитые мамой варежки), ракушки, морские камешки, чтобы перебирать эти предметы в руках. В младших группах такая работа - это ещё и отличный вариант развития мелкой моторики.
Обучение способам приемлемого выражения агрессии Боксёрская груша, «подушка-кусачка», «баночки-кричалочки», мишени для сублимации негативной энергии. Эти материалы подходят больше для старших групп, в младших лучше использовать «агрессивный коврик».
«Копилка плохого настроения» (плохие слова, поступки «складываем» в копилку/банку/коробку).
«Агрессивный коврик» (колючий коврик, чтобы, положив на него руку, малыш почувствовал, как может быть неприятно от чьей-то злости).
Обучение самообладанию, приёмам регулировать своё настроение Аудиозаписи со звуками природы (шум моря, шорохи леса и т.д.) для отдыха.
Цветные клубочки для сматывания ниток и успокоения.
Волшебные предметы (шляпа, башмачки, накидка), чтобы почувствовать себя магом и поднять настроение.
Игры с песком (лучше, если это будет небольшая готовая песочница с формочками), водой, пуговицами (для заполнения сюжета рисунка по контуру), крупой (для сортировки).
«Мешочки с настроением» (в «плохой» выдуваем плохое, из «хорошего» берём хорошее).
«Коробка добрых дел» (чтобы отвлечься от негативных эмоций, вспоминаем, что было сделано сегодня хорошего и «кладём» этот поступок в коробку). Работа с этими материалами будет понятна старшим дошкольникам, которые уже вполне осознанно могут дать оценку чужим и своим поступкам.
Эмоционально-развивающие игры для обучения навыку бесконфликтного общения «Коробка-мирилка» (поссорившиеся жмут руки, продев их в коробку с вырезанными отверстиями), «Подушечка примирения» с пришитыми к ней на резинке перчатками (дети садятся на подушку вдвоём и продевают по одной руке в перчатку), «Остров примирения» (принцип тот же, что и подушечки, но только в качестве острова используется покрывало).
Игры «Азбука настроений», «Что такое хорошо, что такое плохо?».
«Доска настроений» (например, в виде светофора с кармашками-эмотиконами, выражающими разные настроения - веселье, грусть, нейтральное, ребёнок берёт свою фотографию, прикреплённую на палочку, и ставит в подходящий кармашек).
Снижение уровня тревожности, повышение самооценки Подиум, куда приглашаются дети, отличившиеся в том или ином виде деятельности. Например, самый быстрый бегун в соревнованиях на прогулке.
Стенд «Герой дня», куда определяются 1–2 фотографии детей, отличившихся чем-то положительным сегодня (в учёбе, на прогулке и пр.). В младших и средней группе менять «героев» стоит дважды в день, чтобы у детей создавалась правильная мотивация для стараний.
«Почётный стул» - альтернатива подиуму (при нехватке пространства), для которого используется «волшебный стул» - достаточно набросить покрывало.
Обучение навыкам сотрудничества в коллективе Игры «Твистер», «Гусеница», «Весёлый коврик».
Воспитание эстетических чувств, возможность продемонстрировать своё настроение «Выставка рисунков» (дети выражают на бумаге свои чувства и крепят зарисовки магнитом на небольшую магнитную доску).

Фотогалерея: практическое применение некоторых материалов

Подув в мешочек злости, малыш выплёскивает свои негативные эмоции, обиды Одним из вариантов работы с Азбукой настроения является подборка картинок, изображающих одинаковые настроения Коробка-мирилка помогает быстро помириться самым отъявленным спорщикам

Средства для оформления уголка

Организация материалов в центре психологической разгрузки происходит по стандартной модели:

  • стенд с рисунками (о правилах поведения, в старших группах - с иллюстрированными вредными советами Г.Остера), а также свободным пространством для экспозиции рисунков (если для этой цели не предполагается магнитная доска);
  • стол, комод или открытые полки для размещения материалов;
  • коробки для хранения мелких предметов (пуговиц, камешков и пр.);
  • книги (либо так или иначе связанные с вопросами дружбы, добра, правил поведения - стихотворения С. Михалкова, сказки В. Сутеева и т.д., либо те, что интересны детям в конкретном возрасте, например, волшебные сказки про муми-троллей Т. Янссон для подготовительной группы).

Что можно сделать своими руками

В принципе, любые средства для организации уголка психологической разгрузки можно купить. Однако такой подход лишит элемент предметно-развивающей среды индивидуальности. Для эстетического воспитания дошколят очень важно видеть вокруг себя предметы, созданные руками человека, особенно, мам, пап, бабушек. Поэтому в оформление центра можно (и нужно) добавить элементы, выполненные самим взрослыми, а в старшей и подготовительной группе - и самими детьми.


Как назвать

Поскольку суть понятия «психологическая разгрузка» сложна для детского понимания, уголок обычно называют так, чтобы малышам стало ясно его назначение:

  • «Моё настроение»;
  • «Маленькая страна хороших людей»;
  • «Страна эмоций»;
  • «Остров счастья»;
  • «Страна дружбы»;
  • «Уголок уединения».

Видео: экскурсия по уголку психологической разгрузки

Фотогалерея: эскизы оформления центра психологической разгрузки

Обычно центр психологической разгрузки устраивают в углу комнаты В центре психологической разрядки обязательно должна быть мягкая мебель, чтобы ребёнок мог расслабиться Если пространство группы ограничено, то центр психологической разгрузки можно организовать прямо в одной из его зон - палатке уединения В центре психологической разгрузки детям предлагаются разные виды эмоционально-развивающих и дидактических игр

Работа в уголке психологической разгрузки

Целями и задачами организации центра психологической разрядки игровая деятельность определяется ведущим способом активности в этой предметно-развивающей зоне. Для создания ситуации успеха - реализации основного принципа в работе с детьми - используются индивидуальные, парные и групповые формы работы. А также элементы театрализации, когда малыши играют роли и положительных, и отрицательных персонажей, стараются дать оценку и тем, и другим.

Таблица: виды игр в центре психологической разгрузки

Вид игры Возраст детей Название Цель и ход
Дидактические Младший дошкольный возраст «Птицы» Для развития эмоциональной симпатии друг к другу, тренировки мимических мышц.
Воспитатель взмахивает волшебной палочкой, и дети, «превращаются» в птиц. После слов: «Солнце встало, птицы глазки открыли, крыльями взмахнули и полетели приветствовать друг друга».
Средний «Хорошо-плохо» Для развития умения оценивать свои и чужие хорошие и плохие поступки.
Педагог раздаёт детям карточки с изображением плохого поступка (например, мальчик льёт воду с балкона на голову прохожим), малыш должен самостоятельно подобрать из «банка» карточек адекватный ситуации хороший поступок (мальчик поливает цветы на балконе). Как вариант: воспитатель распределяет карточки по двум группам, намеренно перепутав «хорошо-плохо». Дети должны по очереди правильно рассортировать картинки.
Старший дошкольный возраст «Ласковое имя» Для формирования правильного отношения к товарищам, развития интонационной стороны речи.
Дети садятся по кругу и передают из рук в руки мяч, ласково произнося имя соседа.
Эмоционально-развивающие Младший «Связующая нить» с клубочками Для освоения навыка работать в группе, воспитания чувства товарищества.
Дети садятся по кругу, первый малыш берёт хвостик нитки, отдаёт моточек следующему, который передаёт клубок дальше, держась за свою часть ниточки.
Средний «Коробочка секретов» Для релаксации.
Малыш закрывает глаза. Воспитатель проводит по его руке любым предметом и спрашивает: «Что это?» Как вариант, ребёнок может просто доставать предметы и рассматривать их. Игра проводится в индивидуальной форме.
Старший «Полянка настроения» Для определения своего эмоционального состояния, тренировки навыка саморегуляции.
Ребёнок заходит на «полянку» в виде покрывала или цветного коврика и рассказывает о своём настроении. Игра проводится для всей группы.

Это интересно. В большинстве своём игры в уголке психологической разгрузки универсальны для любого возраста. Некоторые из эмоционально-развивающих забав носят характер традиционный характер. Например, использование «доски настроений» или «подушки-мирилки» для примирения ссорящихся.

МДОАУ «Детский сад № 1 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников г. Орска»

Консультация для воспитателей

«Создание уголка психологической разгрузки в группе детского сада»

Выполнили: воспитатель высшей категории Болдырева О.В.

учитель-дефектолог 1 категории Кулагина Е.А.

2016 г.

Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Экономическая и ценностная нестабильность общества оказывают негативное влияние на наших дошкольников. Подтверждением тому являются дети с нарушениями психоэмоционального развития, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе, не уважающие своего товарища, его чувства, настроения и эмоции.

Поэтому особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей дошкольного возраста, формирования их эмоционального благополучия. Очень важно научить дошкольников принимать себя такими, какими они являются в действительности.

Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. С этой целью нами была разработана модель предметно – развивающей среды в группе детского сада “Уголок психологической разгрузки “Маленькая страна””.

Цель: создание соответствующих условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей и обеспечение специально организованных воздействий на дошкольников в условиях дошкольного учреждения.

Мы обозначили следующие задачи:

    создать атмосферу психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной творческой и активной личности;

    создать условия способствующие развитию произвольной саморегуляции психофизического состояния и двигательной активности детей;

    создать условия способствующие развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей;

    способствовать развитию коммуникативной компетентности детей.

Ожидаемый результат:

    умение детей с повышенной активностью владеть приёмами саморегуляции;

    снижение проявления у агрессивных детей ссор и драк;

    благодаря материалам психологического уголка раскроются тревожные и застенчивые дети;

    умение дошкольников сотрудничать друг с другом, согласованно действовать в командных играх.

Основу разработки составили следующие принципы:

    гибкость и управляемость среды. Беря во внимание ограниченность пространства групповой комнаты, все материалы распределены в зависимости от удобства использования в групповой комнате.

    активность, самостоятельность. Предоставлена возможность свободного доступа к материалам, инициирование и поощрение потребности дошкольников самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций;

    индивидуальный подход к каждому ребёнку. Учёт особенностей личности (темперамента, настроения, интеллектуальных возможностей) в формировании положительных представлений о себе.

Уголок психологической разгрузки “Маленькая страна” применяется для достижения релаксации и отдыха. Он способствует умственному развитию детей, гармонизирует эмоциональный фон, возбуждает интерес к исследованию.

Умение полноценно и правильно расслабиться – важная составляющая в формировании психологического здоровья. Поэтому материал для уголка подбирался с учётом его основного назначения , а именно:

    для психологической разгрузки воспитанников;

    обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;

    обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;

    обучение детей бесконфликтному общению;

    повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;

    обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Так, например, в первую очередь, мы организовали для детей “Полянку настроения”, которая каждое утро встречает их в приёмной: солнышко и тучка. У каждого ребенка фото на петельке, приходя в группу, дети вешают свою фотографию к соответствующему их настроению: солнышку или тучке. Если настроение меняется, дети перевешивают свою фотографию. “Полянка настроения” привлекает детей и помогает им понимать собственные эмоции, эмоциональные состояния других, способствует овладению средствами эмоциональной выразительности. Эту же задачу выполняет и зеркало эмоций. Ребёнок видит себя и рассказывает о себе всё хорошее, с помощью мимики учится понимать состояние товарищей. Остальные дети подсказывают, учатся говорить друг другу комплименты, создают свой положительный образ. “Полянку настроения” можно использовать в начале дня, чтобы контролировать, с каким настроением приходят дети в детский сад, или в течение дня, что дает возможность отследить комфортность режимных моментов.

Для обучения детей бесконфликтному общению используются дидактические игры “Азбука настроений”, “Что такое хорошо, и что такое плохо”, «Театр эмоций», и др.

В качестве оборудования для психологического уголка представлены “Мешочки настроений”: Мешочек радости» и “Мешочек грусти”. Мешочки завязаны шнурками. Если у ребёнка плохое настроение, он может взять мешочек, развязать шнурок и “сложить” в него своё плохое настроение, обиды, злость, а потом тщательно завязать. Потом из другого мешочка берёт хорошее настроение, смех, улыбку, радость.

Наличие в группе модулей даёт возможность расслабиться, рассмотреть фотоальбом с групповыми и семейными фотографиями, что способствует снятию напряжения, поднятию настроения.

В нашей группе имеется игровой модуль- мини сухой бассейн. Его наполнитель оказывает благотворный массажный эффект и способствует общему улучшению психофизического состояния, а также он обладает целым рядом уникальных сенсорных свойств, которые снимают напряжение и усталость, поднимают настроение, укрепляют мышечную систему, улучшают координацию движений.

Палатка для детей служит уголком уединения, где ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко играть. Иногда ему это нужно, иногда нет. Такой домик позволяет детям "спрятаться" от внешнего мира, посекретничать, посмотреть альбом с семейными или групповыми фотографиями, побыть в тишине, надев мягкие наушники.

В зоне психологической разгрузки имеется «Сухой дождь», который служит для создания и сохранения позитивной установки, а для повышения самооценки тревожных и неуверенных в себе детей - яркий подиум, медали.

Разнообразные волшебные предметы: шляпа, колпачки, палочка, плащ и т. д. помогают педагогам вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с детьми сказочным, насыщенным приятными сюрпризами, причем не только во время занятий, но и в свободной игровой деятельности.

Для снятия эмоционального напряжения и умения выразить такую негативную эмоцию как гнев в приемлемой для окружающих форме, используются “Коврик злости”, «Мишень злости», мягкая подушка, стаканчики для крика, боксерская груша.

В уголке размещена корзинка с клубочками разноцветных ниток.

Их цель: успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции. Сматывая яркую пряжу в клубки, ребёнок успокаивается.

Немаловажный атрибут психологического уголка, целью которого является научить детей разнообразным способам примирения после ссоры –

Остров примирения”, «Коробочка примирения», «Коврик примирения». Поссорившиеся дети берутся за руки, произнося разные стихи – мирилки. Многие из них, нам, взрослым, знакомы с детства.

В дополнение в группе имеется спортивный уголок, где добавлены игры с мячом, разноцветными ленточками, верёвочками на сплочение детей, увеличение внутренней доброжелательности и формирование самопринятия.

Для снятия стресса, мышечного зажима применяется мышечная релаксация. Умение расслабиться даёт возможность снизить уровень переживаний путём воздействия на состояние тела. Это помогает ребёнку снять напряжение, успокоиться, ведь полное расслабление мышц несовместимо с негативными эмоциями и как следствие приводит к спокойному и позитивному эмоциональному состоянию. Используется музыкальный центр с аудиотекой релаксационной направленности и большим набором текстов для релаксаций и визуализаций, также в своей работе применяем методику М.Чистяковой «Психогимнастика».

Дети, играя в уголке психологической разгрузки, чувствуют себя намного лучше, и, кроме того, это весело, забавно и полезно. Это не только помогает снимать напряжение и усталость, но для детей еще полезно тем, что благотворно влияет на развитие вестибулярного аппарата ребенка.

Для воспитания эстетических чувств и возможности показать свои чувства на бумаге организован уголок для рисования. Все работы детей вывешиваются на стенде творчества для родителей.

А для родителей в приёмной располагаются консультации, рекомендации и “Шкатулка добрых посланий”, в которой они оставляют своим детям добрые послания и пожелания. Педагоги зачитывают их ребенку в течение дня по мере необходимости, таким образом, успокаивая ребенка.

Таким образом, созданная нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы.

Благодарим родителей нашей группы за помощь в создании и оформление уголка психологической разгрузки «Маленькая страна».

Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Экономическая и ценностная нестабильность общества оказывают негативное влияние на наших дошкольников. Подтверждением тому являются дети с нарушениями психоэмоционального развития, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе, не уважающие своего товарища, его чувств, настроения и эмоций.

Исходя из вышесказанного, особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей дошкольного возраста, формирования их эмоционального благополучия. Очень важно научить дошкольников принимать себя такими, какими они являются в действительности, - признак душевного здоровья и показатель личностного роста. Ведь самопринятие во многом определяет характер взаимодействия с другими людьми.

Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. С этой целью вноябре в нашем детском саду проходил конкурс "Уголков психологической разгрузки".

Цели и задачи конкурса:

  • создание условий в группах дошкольного учреждения для сохранения психологического здоровья каждого ребенка;
  • активизация деятельности педагогического коллектива по оформлению и грамотному использованию материалов уголка психологической разгрузки для полноценного психофизического развития дошкольников;
  • привлечение родителей к оказанию всесторонней помощи группам в проведении конкурса.

Уголок психологической разгрузки применяется для достижения релаксации и отдыха. Он способствует умственному развитию детей, гармонизирует эмоциональный фон, возбуждает интерес к исследованию.

Умение полноценно и правильно расслабиться - важная составляющая в формировании психологического здоровья. Поэтому материал для уголка подбирался с учётом его основного назначения, а именно:

  • для психологической разгрузки воспитанников;
  • обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
  • обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;
  • обучение детей бесконфликтному общению;
  • повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
  • обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным

Так, например, педагоги 2 младшей группы № 7 Стяжкина Л.В., Шашова Т.В. и старшей группы № 9 Цыганова Н.В. и Дмитриенко С.Е. в первую очередь организовали для детей "Полянку настроения”, которая каждое утро встречает их в приёмной. У каждого ребенка фото на петельке, приходя в группу, дети вешают свою фотографию к соответствующему их настроению. Если настроение меняется, дети перевешивают свою фотографию. “Полянка настроения” привлекает детей и помогает им понимать собственные эмоции, эмоциональные состояния других, способствует овладению средствами эмоциональной выразительности .

Эту же задачу выполняет и зеркало эмоций, маски эмоций. Ребёнок видит себя и рассказывает о себе всё хорошее, с помощью мимики учится понимать состояние товарищей. Остальные дети подсказывают, учатся говорить друг другу комплименты, создают свой положительный образ. Для обучения детей бесконфликтному общению используются дидактические игры “Азбука настроений”, “Что такое хорошо, и что такое плохо” и др.

Наличие в группах мягкой мебели даёт возможность расслабиться, рассмотреть фотоальбом с групповыми и семейными фотографиями, что способствует снятию напряжения, поднятию настроения .

Разнообразные волшебные предметы: шляпа, колпачки, палочка, плащ и т. д. помогают воспитателю вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с детьми сказочным, насыщенным приятными сюрпризами, причем не только во время занятий, но и в свободной игровой деятельности.

Для снятия эмоционального напряжения и умения выразить такую негативную эмоцию как гнев в приемлемой для окружающих форме, используются мягкие подушки, куклы Би-ба-бо.

В уголке размещены корзинка с клубочками разноцветных ниток (подготовительная группа № 5, воспитатели Наймушина Н.В., Коростелева И.В.). Их цель: успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции. Сматывая яркую пряжу в клубки, ребёнок успокаивается. Ещё один вариант использования клубков - воспитание чувства принадлежности к группе, безопасности в коллективе. В этом случае в игре участвует и педагог. Наматывая нитку на большой палец правой руки, педагог начинает петь песенку (например, “Колобок”, “Теремок”). Затем передаёт клубок ребёнку, назвав его по имени, и тот продолжает песенку. К концу песенки все соединены одной ниточкой. Все снимают нитку с пальца и кладут на стол. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась, и ребята в группе будут также дружить и помогать друг другу.

Немаловажный атрибут психологического уголка, целью которого является научить детей разнообразным способам примирения после ссоры - кубик "Мирилка”.Поссорившиеся дети берут с разных сторон руки, произнося разные стихи - мирилки. Многие из них, нам, взрослым, знакомы с детства. (подготовительная группа № 6, воспитатели Шавочкина В.А., Фархуллина И.В. 2 младшая группа № 7, воспитатели Стяжкина Л.В., Шашова Т.В.)

В дополнение в группах имеются спортивные уголоки, где добавлены игры с мячом, разноцветными ленточками, верёвочками на сплочение детей, увеличение внутренней доброжелательности и формирование самопринятия .

Широко применяются упражнения на дыхание. Ровное, спокойное дыхание - ум находится в покое, частое - ум встревожен. Упражнения на дыхание направлены на успокоение ума, развивают гибкость и плавность движений, поэтому выполняя их можно снять очаги напряжения в теле, расслабиться. Выполнение упражнений любого комплекса развивает способность к концентрации.

Дети, играя в уголке психологической разгрузки, чувствуют себя намного лучше, и, кроме того, это весело, забавно и полезно. Это не только помогает снимать напряжение и усталость, но для детей еще полезно тем, что благотворно влияет на развитие вестибулярного аппарата ребенка.

Для воспитания эстетических чувств и возможности показать свои чувства на бумаге организован уголок для рисования. Все работы детей вывешиваются на стенде творчества для родителей.

А для родителей в приёмной располагаются консультации, рекомендации и “Шкатулка добрых посланий”, в которой они оставляют своим детям добрые послания и пожелания. Воспитатель зачитывает их ребенку в течение дня по мере необходимости, таким образом, успокаивая ребенка.

Таким образом, созданная нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы.

Итак, администрация ДОУ поздравляет победителей конкурса.

Грамотой за 1 место награждены воспитатели 2 младшей группы № 7, воспитатели Стяжкина Л.В., Шашова Т.В.

Благодарность за подготовку разнообразных психологических игр, пособий объявлена

старшая группа № 9 - воспитатели Цыганова Н.В., Дмитриенко С.Е.

группа р\в № 2 - воспитатели Молчанова В.В., Талипова Е.А.

подготовительная группа № 5 - воспитатели Наймушина Н.В., Коростелева И.В.

подготовительная группеа№ 6 - воспитатели Шавочкина В.А., Фархуллина И.В.

группа раннего возраста № 3 - воспитатели Береснева Н.П., Власова Н.А.

группа раннего возраста № 4 - воспитатели Осколкова Т.С., Конева Т.Н.

За эстетичность оформления психологического уголка

Средней группе № 10 - воспитатели Хабриева Г.А., Реутова М.Н.

За творческий подход и своевременность подготовки материала

старшей группе № 12, воспитатели Молчанова Е.М., Чернецова Н.В.

Объявлена благодарность педагогу - психологу Мужиковой С.А., старшему воспитателю Новоселовой И.В., Черепановой И.В., Солохиной Л.В. за организацию и жюри конкурса.

Организация психологических уголков в группе детского сада

В наше неспокойное время кризисов и социальных перемен появляется все больше детей, нуждающихся в психологической поддержке. Это дети с нарушениями поведения, различными неврологическими отклонениями.

Все мы знаем, что исправлять проблемы, лечить неврологические нарушения очень сложно, иногда на это уходят годы, а то и вся жизнь. Поэтому в своей работе большое внимание мы уделяем именно профилактике психологических нарушений.

На практике все психологи сталкиваются с тем, что их старания, какими бы они усердными ни были, без поддержки воспитателей и в первую очередь родителей, к сожалению, не достигают положительного результата. Поэтому мы уделяем большое внимание повышению психологической грамотности родителей и воспитателей.

Для родителей помимо традиционной наглядной информации, различных выступлений на родительских собраниях, многочисленных индивидуальных консультаций, мы проводим совместные детско-родительские тренинги, на которых родители учатся общаться со своими детьми и не просто общаться, а лучше понимать и любить их и себя.

Чтобы расширить возможность профилактической работы с детьми, мы решили организовать психологические уголки в каждой возрастной группе. Психологический уголок - реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение дня.

При подборе материала для психологических уголков мы учитывали потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива , подумать о маме, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе. Ведь сдерживание агрессии, эмоционального напряжения приводит к различным расстройствам ЦНС. Поэтому перед нами стояла задача - обучить детей приемлемым формам выражения агрессии и создать для этого все условия. Таким образом, в уголке получилась зона для релаксации и саморегуляции, куда вошли следующие материалы:

Уголок для уединения

Кресло-капелька или мягкая мебель. Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;

Телефон «Позвони маме». Ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней;

Груша для битья, биты, поролоновые подушки. Когда ребенок дерется, мы объясняем ему, что бить детей - это плохо, им больно и обидно, а вот побить грушу для битья или подушку очень даже можно;

Мишени, мешочки с крупой для метания, что является одним из приемов выражения агрессии;

Набор бумаги для разрывания;

Коврик злости. Наши дети знают, что если они злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет;

Стаканчики для крика. Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче;

Стул для размышлений служит для того, чтобы, сидя на нем не более 5 мин, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок ее положит на место после того, как поиграет, и т. д. Самое главное - стул не должен быть наказанием для детей;

Волшебный пластилинчик. Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться;

Шарики-«болики» помогут детям упражняться в регулировании дыхания. Держа шарики в ладошках, мы дышим на них, согреваем их своим теплым дыханием;

Дидактическая игра «Собери бусы»;

Цветные клубочки пряжи разного размера. Разматывая и сматывая клубочки, дети овладевают приемом саморегуляции;

Массажные мячи-«ежики». Мы обучаем детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться;

Мешочки настроений. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение. И с помощью приемов самомассажа - растирания ладонью грудной клетки ребенок улучшает свое настроение.

В каждой группе есть дети с заниженной самооценкой. Поэтому у нас в уголках есть коробочки добрых дел, куда дети складывают «зерна добра», полученные от воспитателя за свершенное доброе дело, будь то поднесенный стул для девочки или помощь товарищу при одевании и другие хорошие поступки. Воспитатели вместе с детьми в конце недели подводят итоги, и фотографии детей, у которых больше всех «зерен добра», попадают на «Дерево добра» - своеобразную доску почета. Это помогает повысить уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитывает такие нравственные качества, как взаимовыручка, доброта, отзывчивость.

Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь и др. Поэтому в зоне коммуникативного развития у нас есть игры, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие:

Игры «Эмоциональный цветок» и «Кубик настроения» учат детей распознавать свое эмоциональное состояние и отражать его в мимике и жестах;

- «Коврик дружбы» и «Коробочка для примирения» помогают поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже;

Стенд «Мое настроение». Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку;

Парные наклейки помогут детям разделиться на пары, если с этим возникла проблема.

Так, в психологическом уголке получились три зоны:

Саморегуляции и релаксации;

Для повышения самооценки;

Развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.

А чтобы заинтересовать воспитателей, мы с администрацией решили провести смотр-конкурс психологических уголков и простимулировать его не только благодарностями, но и материально.

Было разработано положение смотра-конкурса с прописанными в нем условиями его проведения, указаны члены жюри и критерии, по которым будут оцениваться уголки. Среди критериев выделены следующие:

Наличие материала по зонам;

Эстетичность и оригинальность оформления;

Целесообразность использования;

Хочется отметить, что эта идея привлекла внимание воспитателей и все приняли самое активное участие.

В жюри вошли: заведующий, педагог-психолог, старший воспитатель и два воспитателя.

Во время организации конкурса мы столкнулись с рядом проблем. Во-первых, где взять место для этого уголка. Как его расположить. Решали индивидуально по каждой группе.

Воспитатели проявили свое творчество, отнеслись с пониманием. В некоторых группах уголки расположили в спальне, в одной группе сделали складной уголок, где-то зоны разнесли в разные места.

Во-вторых, где взять средства? Воспитатели многое делали сами. Большую помощь оказали родители. Что-то делали своими руками, что-то приносили из дома.

Во время конкурса самой трудной задачей для жюри стало определение победителей. В каждой группе имелась какая-то своя изюминка. Поэтому первое место было одно, а вторых и третьих по два.

Победители награждались денежной премией и грамотами. Всех остальных участников конкурса поименно мы отметили благодарственными листами, подчеркнув индивидуальность каждого уголка.

Прошло только несколько месяцев с тех пор, как заработали наши психологические уголки, но положительный результат налицо. Теперь у детей есть возможность по мере необходимости снять агрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение, усталость, успокоиться, повысить настроение. Кроме того, игры из психологического уголка помогают детям распознавать свое эмоциональное состояние, анализировать его. Дети обучаются приемам саморегуляции, приемлемым формам выражения агрессии, навыкам коммуникативного взаимодействия.

У многих детей повысилась самооценка, снизились агрессивность , раздражительность. Они стали более дружелюбными, помогают друг другу.

А у воспитателей теперь есть возможность грамотно и вовремя помочь детям и предоставить альтернативу «плохому поведению

https://pandia.ru/text/79/219/images/image002_20.jpg" width="229" height="304 src="> https://pandia.ru/text/79/219/images/image004_7.jpg" width="236" height="292">

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Оснащение для уголков подбираются с учетом их основного назначения, а именно: для психологической разгрузки дошкольников: обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме; обучения дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции; обучения детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр; повышения самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей; обучения воспитанников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде. Задачи: Создать максимальные условия в группах детского сада для сохранения психологического здоровья каждого ребенка. Активизировать деятельность педагогического коллектива по оформлению и грамотному использованию материалов уголков психологической разгрузки для полноценного психофизического развития дошкольников

2 слайд

Описание слайда:

Если верить психологам, уголок уединения должен больше всего напоминать норку. Там желательно должно быть полутемно, тесно и мягко. Это место для фантазий, а не для развернутых ролевых игр: отлежался, отсиделся, успокоился - можно вылезать и снова включаться в общую суету. Назначение Материалы Зона для психологической разгрузки Уголок для уединения (шатер, палатка и т. д.), мягкая мебель, фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, мягкие игрушки

3 слайд

Описание слайда:

Назначение Материалы Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции Аудио-, видеозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации), цветные клубочки, волшебные предметы (шляпа, плащ, палочка, башмачки и т. д.), свечи, фонтаны, игры с песком, водой, крупами, пуговицами, "Мешочки настроений", "Коробочки добрых дел"

4 слайд

Описание слайда:

Варианты названий и оформления календарей настроения. При определении названия должно присутствовать одно из основных определений – «настроение» или «эмоции» Календарь настроения Эмоциональная расческа Часики настроения Календарь эмоций (эмоциональный календарь) Эмоциональная корзина и т. д. веселый коврик из остатков пряжи Подушка - обнимушка Назначение Материалы Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр "Азбука настроений", "Коврик дружбы", настольные, дидактические игры: "Что такое хорошо? Что такое плохо?" и т. д., шкатулка с маленькими человечками, "Подушка примирения", "Коробочка примирения", "Доска настроений"

5 слайд

Описание слайда:

Назначение Материалы Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей Подиум, медали, "сонные игрушки«, разные виды театров, мягкие игрушки, маски, медальки

6 слайд

Описание слайда:

«ГУСЕНИЦА». Все участники выстраиваются паровозиком и, держа друг друга за талии, садятся на корточки. Ведущий объявляет, что они изображают гусеницу и должны показать, как гусеница спит, потягивается, встает, умывается, делает зарядку, танцует. При этом хвостик специально мешает голове делать свои дела. Назначение Материалы Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде "Твистер", "Гусеница", "Веселый коврик"

7 слайд

Описание слайда:

Шатер из разноцветных атласных лент, закрепленных на подвесной горизонтальной платформе. Ленты спускаются вниз словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом. Разноцветные струи стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. (можно на дверь в спальную комнату) Назначение Материалы Снятие напряжения Атласные ленты разного цвета

8 слайд

Описание слайда:

ЗАДАЧИ смотра-конкурса Создать условий для сохранения психологического здоровья каждого ребенка; Активизировать деятельность педагогического коллектива по оформлению и грамотному использованию ма­териалов психологических уголков для полноценного психофизического развития дошкольников; Привлечь родителей к оказанию всесторонней помощи группам в проведении смотра-конкурса. КРИТЕРИИ оценки (примерные) Наличие в группе зоны для психологической разгрузки; Материал для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме; Материал для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции; на повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей; Эмоционально-развивающие игры, направленных на обучение детей бесконфликтному общению; Материал для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям; Эстетичность оформления психологического уголка; Творчество, фантазия, оригинальность; Целесообразное использование материалов психологического уголка; Презентация психологического уголка воспитателями группы.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Свинья из носка Для вязания карандашницы нам понадобятся Свинья из носка Для вязания карандашницы нам понадобятся Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Детская поделка: петух своими руками Детская поделка: петух своими руками