Проект приобщения дошкольников к художественной литературе. Литературный проект «Год литературы в детском саду "по творчеству В.Г

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 «Ладушки»

городского округа г. Бор Нижегородской области

Творческий проект

«Приобщение дошкольников к художественной литературе через чтение сказок»

г.о.г. Бор

2016-2017 учебный год

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта:

Приобщение дошкольников к художественной литературе через чтение сказок

Вид проекта:

Исследовательски-творческий, долгосрочный

Продолжительность проекта:

01.09.2016 – 31.05.2017

Проблемная ситуация:

Проявление интереса дошкольников к чтению сказок.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Руководитель проекта:

Рябинина Т.Е., воспитатель.

Творческая группа:

Петрова С.Н., воспитатель, Бугрова И.А. воспитатель, Снедкова Н .А., родитель

Участники проекта:

педагоги, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников, библиотекарь.

Оборудование, средства и материалы:

Русские народные сказки, литературные сказки, фланелеграф, кукольный театр, настольный театр, пальчиковый театр, компьютер, магнитофон, проектор.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Чтение книги - особый вид деятельности, относящийся к одному из средств формирования Человека в человеке. Взрослые должны удерживать позиции книги в духовном мире детей. Забота о детском чтении - это забота о будущем России и поэтому надо осознать проблему чтения, как общегосударственную проблему развития культуры, науки, благосостояния нации.


В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребёнка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений.
Интерес к книге надо формировать у дошкольника с ранних лет, приобщая его к фольклору: потешкам, прибауткам, колыбельным песням, сказкам. На примере такого репертуара с первых лет жизни малыш знакомится с доступными ему образцами художественной литературы.


Дети дошкольного возраста отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за пределы той среды, которая их окружает. Главный их помощник в этом - книга. К общению с ней они готовы: эмоционально реагируют на услышанное произведение, улавливают и различают разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им.


Дошкольник и книга, как сделать их встречи яркими, запоминающимися? Как влюбить ребёнка - дошкольника в художественную литературу? Как удержать в них радостное увлечение? Необходимо выбрать книгу, увлечь ею, научить понимать и чувствовать авторскую тональность, красоту, поэтичность, вызвать эмоциональную отзывчивость - ответственная задача родителей и педагогов, имеющая большое значение на отбор художественных произведений и формирование литературного вкуса. А главное не принуждать, не заставлять, а заинтересовать, приглашая ребёнка к сотрудничеству, взаимопониманию, для этого существуют интересные формы приобщения детей к книге:

Выразительное чтение вслух - воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребёнка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение к книге.


- иллюстрирование дошкольниками художественных произведений детской литературы - предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет, что способствует развитию не только литературного вкуса, но и развитию творческих способностей, фантазии, воображения.

Литературные викторины - их организацию следует продумать досконально, придавая особое значение подготовительному этапу: чтению книг, организации книжной выставки, предварительному ознакомлению с вопросами.

Кукольные драматизации - дошкольники под руководством взрослого занимаются изготовлением кукол, могут быть не только слушателями, но и полноценными участниками спектакля. Кукольный театр помогает ребёнку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, следить за развитием действия.


- литературная игра - оказывает огромное значение на развитие интереса к книге у дошкольников, является одним из эффективных приёмов, проверки и корректировки знаний по художественной литературе; тренирует память, способствует развитию речи, чувства юмора.


Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей. Возможности семьи в воспитании любви к книге, культуры чтения безграничны. Если в доме есть небольшая библиотека, где у ребёнка своя полка и покупка книги - это праздник, то почва подготовлена.


АКТУАЛЬНОСТЬ

Педагогический проект «Приобщение дошкольников к художественной литературе через чтение сказок» предназначен для воспитанников МБДОУ д/с №21 «Ладушки». Данный материал будет полезен воспитателям, родителям, логопедам. Проект направлен на приобщение дошкольников к художественной литературе через чтение сказок

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни современного общества.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребёнку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать как свои, радости и горечи героев.

Детский сад знакомит с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Процесс развития у детей эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Художественное произведение привлекает ребёнка не только смысловым содержанием, но и манерой общения персонажей. У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, давать мотивированную оценку действиям героев.

Предлагаемый проект позволяет ребёнку ближе познакомиться с миром художественной литературы. Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Проявление интереса дошкольников к чтению сказок. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Развивать устойчивый интерес к художественной литературе через чтение сказок.

Этап

Участники

Цель

Работа с педагогами

  • вызвать у педагогов интерес к проекту;
  • познакомить с его целями и задачами;
  • подвести к видению своего места в проекте;

Взаимодействие с родителями

  • заинтересованность родителей проектом;
  • дать представление о том, как можно участвовать в нем;
  • направить на совместную игровую деятельность с детьми;
  • направить на совместное чтение сказок.
  • расширить представления дошкольников о сказках и их видах.

Работа с педагогами

  • повышение теоретического и практического уровня профессионализма педагогов;
  • повышение компетентности педагогов ДОУ в организации игровой и коммуникативной деятельности.

Взаимодействие с родителями

  • повышение уровня педагогической культуры родителей в области развития речи детей дошкольного возраста.
  • заинтересованность родителей проблемой чтение и слушание сказок через игровую деятельность

Образовательная деятельность с воспитанниками

  • формировать у детей представления о русской народной и литературной

сказке через различные виды деятельности;

  • воспитывать интерес к сказкам;
  • закрепить знание содержания сказок;
  • сформировать желание быть похожими на положительных героев;
  • развивать умения передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой;
  • прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок;
  • формировать бережное отношение к книгам
    развивать у детей умение слушать.
  • развитие у дошкольников познавательного интереса, развитие мышления и воображения, обогащение эмоций детей через чтение сказок.
  • воспитание уважительного и бережного отношения к близким людям, сочувствия, сопереживания.

3 этап:

итоговый

Работа с педагогами

  • повышение качества игровой и коммуникативной деятельности, а через неё, развитие интереса к познавательной деятельности;
  • систематизация накопленного педагогического опыта;

Взаимодействие с родителями

  • совместные семейные чтения сказок, просматривание спектаклей, мультфильмов с детьми, обогащение детской домашней библиотеки;
  • привлечение к работе родителей по подготовке костюмов и декораций для театрализованных игр.

Образовательная деятельность с воспитанниками

  • развитие творческих способностей детей, закреплять у них желание выразить в игровой деятельности (театрализованные игры по сказке), продуктивной (выставка творческих работ воспитанников), полученные знания, умения, навыки, расширять нравственные представления о проявлении добра и зла;
  • развивать творческое и познавательное мышление дошкольника (литературная викторина, театрализованная деятельность).

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  • Использование сказок в активной речи детей.
  • Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей приобщению детей к сказке
  • Формирование познавательного интереса у детей, расширение представлений о художественной литературе.
  • Готовность воспринимать произведения художественной литературы, эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения.
  • Вовлечение дошкольников в творческую деятельность.
  • Привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе.

ОХВАТЫВАЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ

Социально-коммуникативное развитие,

Познавательное развитие,

Речевое развитие,

Художественно-эстетическое развитие,

Физическое развитие.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Этап проекта

Совместная деятельность

1 этап: информационно-подготовительный

Формулируется проблема, цель и задачи проекта.

Подбор и изучение методической литературы.

Предварительная работа с детьми по теме.

Ознакомление родителей воспитанников с проектом.

Анкетирование родителей

Родительское собрание

2 этап: организационно - практический

Проведение запланированных мероприятий для реализации проекта.

Организация непосредственно-организованной образовательной деятельности воспитанников в ходе реализации проекта.

Оформление дидактического материала.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в рамках проекта.

Просмотр видео, фотоматериалов.

Чтение сказок

Изготовление книжек-малышек

Рисование и аппликация по теме проекта.

Конструирование с крупным строительным материалом по теме.

Драматизация сказок.

Посещение библиотеки

Выставки книг.

Проведение развлечений.

Консультации с родителями.

3 этап:

итоговый

Подведение итогов.

Оформление проектной папки.

Выставка продуктов детской деятельности: рисунки, лепка, поделки.

Итоговое мероприятие.

Презентация проекта.

I ЭТАП – ИНФОРМАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Сроки

Ответственные

2016 г.

Опрос детей по темам « Моя любимая сказка».

Беседа «Бережное отношение к книгам».

Просмотр с воспитанниками книг со сказками.

Оформление книжного уголка.

Опрос детей по темам « Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой».

Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома».

Родительское собрание «Сказка в жизни ребенка»

Беседа «Почему книжка заболела?»

Сюжетно-ролевая игра «Книжкина больница».

Оформление книжного уголка.

Утренняя гимнастика со сказочными героями

2 ЭТАП - ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАКТИЧЕСКИЙ

Сроки

Ответственные

Младший и средний дошкольный возраст (2-4 года)

Старший и подготовительный к школе дошкольный возраст (5-7 лет)

ОКТЯБРЬ

2016 г.

Тема «Сказки о животных»

  • Беседа «Кто передаёт сказки из поколения в поколение?»
  • Ежедневное чтение русских народных сказок о животных.
  • Утренняя гимнастика со сказочными героями-животными
  • Настольный театр «Волк и семеро козлят»
  • Игра-драматизация «Теремок»
  • Дид. игра «Собери сказку»
  • Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребенка»
  • Беседа «Кто пишет сказки?»
  • Ежедневное чтение литературных сказок о животных.
  • Выставка книг «Сказки о животных»
  • Настольный театр по сказкам о животных
  • Собираем пазлы по сказкам.
  • Игры-драматизации по сказкам.
  • Дид. игра «Собери сказку»
  • Консультация для родителей «Роль художественной литературы в жизни ребенка»
  • Выставка поделок из природного материала «Сказочные герои – животные»

Воспитатели групп совместно с творческой группой

Творческая группа

Сроки

Ответственные

Младший и средний дошкольный возраст (2-4 года)

Старший и подготовительный к школе дошкольный возраст (5-7 лет)

НОЯБРЬ

2016 г.

Тема «Сказки К.И. Чуковского»

Тема «Волшебные сказки»

  • Ежедневное чтение сказок К.И. Ч уковского.
  • Утренняя гимнастика со сказочными героями.
  • Выставка книг «Сказки К.И. Ч уковского»
  • Дид. упр. «Расскажи сказку по картинкам»
  • Выставка рисунков «Герои сказок К.И. Ч уковского»
  • Составление буклета для родителей «Художественная литература для домашнего чтения»
  • Изготовление масок и атрибутов к сказкам (родители совместно с детьми)
  • Беседа «Кто рисует иллюстрации к сказкам?»
  • Ежедневное чтение волшебных сказок Утренняя гимнастика со сказочными героями.
  • Слушание аудио-сказок (создание аудиотеки сказок)
  • Выставка книг «Волшебные сказки»
  • Настольный театр «Василиса Прекрасная»
  • Драматизация волшебных сказок (по выбору)
  • Выставка рисунков «Рисуем волшебную сказку»

Творческая группа

Воспитатели

Сроки

Ответственные

Младший и средний дошкольный возраст (2-4 года)

Старший и подготовительный к школе дошкольный возраст (5-7 лет)

ДЕКАБРЬ

2016 г.

Тема «Зимняя сказка»

  • Утренняя гимнастика со сказочными героями.
  • Слушание аудио-сказок
  • Выставка книг «Снежные сказки»
  • Настольный театр «Морозко»
  • Кукольный театр «Снегурочка»
  • Составление презентации «Зимняя сказка»
  • Конструирование из бумаги «Зима и сказка»
  • Праздник Новогодняя сказка
  • Украшение группы «Зимняя сказка» (совместно с родителями)
  • Изготовление игрушек и поделок (родители совместно с детьми
  • Просмотр иллюстаций к сказкам
  • Ежедневное чтение сказок на зимнюю тему
  • Утренняя гимнастика со сказочными героями.
  • Слушание аудио-сказок Г.Х. Андерсена
  • Выставка книг Г.Х. Андерсена
  • Настольный театр «Гадкий утенок»
  • Составление презентации «Волшебство зимней сказки»
  • Конструирование из бумаги «Зима в сказках Андерсена»
  • Праздник Новогодняя сказка

Воспитатели групп совместно с творческой группой

Сроки

Ответственные

Младший и средний дошкольный возраст (2-4 года)

Старший и подготовительный к школе дошкольный возраст (5-7 лет)

ЯНВАРЬ

2017 г.

Тема «Сказочный домик»

Тема «Сказки А.С.Пушкина»

  • Ежедневное чтение сказок на по теме («Теремок», «Рукавичка», «Три поросенка», «Под грибом» и т.п.)
  • Слушание аудио-сказок
  • Выставка книг «Сказочный домик»
  • Настольный театр «Теремок»
  • Кукольный театр «Три поросенка»
  • Составление презентации «Кто в тереме живет?»
  • Конструирование из бумаги «Сказочная избушка»
  • Выставка работ «Сказочные домики»
  • Просмотр иллюстраций к сказкам
  • Ежедневное чтение сказок на зимнюю тему
  • Слушание отрывков из сказок А.С.Пушкина
  • Выставка книг «Сказки Пушкина»
  • Посещение библиотеки.
  • Кукольный театр «Снежная королева»
  • Виртуальная экскурсия «В гостях у сказки»
  • Викторина по сказкам А.С.Пушкина

Воспитатели групп совместно с творческой группой

Сроки

Ответственные

Младший и средний дошкольный возраст (2-4 года)

Старший и подготовительный к школе дошкольный возраст (5-7 лет)

ФЕВРАЛЬ

2017 г.

Тема «Сказочные герои – все такие разные»

  • Беседа «Сказочные герои – животные и люди»
  • Изготовление масок и атрибутов к сказкам (родители совместно с детьми)
  • Ежедневное чтение русских народных сказок
  • Слушание аудио-сказок (создание аудиотеки сказок)
  • Настольный театр «Маша и медведь», «Коза-дереза»
  • Кукольный театр «Три медведя»
  • Дид. упражнения «Расскажи сказку по картинкам»
  • Беседа «Необычные сказочные герои»
  • Изготовление масок и атрибутов к сказкам (родители совместно с детьми)
  • Ежедневное чтение сказок
  • Слушание аудио-сказок (создание аудиотеки сказок)
  • Выставка книг «Необычные сказочные герои»
  • Настольный театр (по выбору детей)
  • Дид. упражнения «Расскажи сказку по сюжетной картинке»
  • Развлечение «Как на масленой неделе»

Воспитатели групп совместно с творческой группой

Сроки

Ответственные

Младший и средний дошкольный возраст (2-4 года)

Старший и подготовительный к школе дошкольный возраст (5-7 лет)

Тема «Сказки о домашних животных»

Тема «Сказки Ш.Перро и братьев Гримм»

МАРТ

2017 г.

  • Составление буклета для родителей «Художественная литература для домашнего чтения»
  • Изготовление масок и атрибутов к сказкам (родители совместно с детьми)
  • Беседа «Кто рисует иллюстрации к сказкам?»
  • Ежедневное чтение сказок
  • Слушание аудио-сказок (создание аудиотеки сказок)
  • Выставка книг «Сказки о животных»
  • Настольный театр «Кот и лиса»
  • Кукольный театр «Кот, петух и лиса»
  • Лото «Сказочные животные»
  • Беседа «Литературная сказка»
  • Изготовление книжек-малышек к сказкам (родители совместно с детьми)
  • Викторина по сказкам
  • Ежедневное чтение сказок
  • Слушание аудио-сказок (создание аудиотеки сказок)
  • Выставка книг «Сказки Ш.Перро»
  • Настольный театр «Бременские музыканты»
  • Драматизация сказок (по выбору)
  • Дид. упражнения «Расскажи сказку по сюжетной картинке»

Выставка детских работ «Мой любимый сказочный герой»

Воспитатели групп совместно с творческой группой

Сроки

Ответственные

Младший и средний дошкольный возраст (2-4 года)

Старший и подготовительный к школе дошкольный возраст (5-7 лет)

Тема «Что такое хорошо, а что такое плохо (поучительные сказки)»

АПРЕЛЬ

2017 г.

  • Беседа «Что такое хорошо, а что такое плохо»
  • Ежедневное чтение сказок поучительного характера («Вершки и корешки», «Заяц-хваста и т.п.)
  • Слушание аудио-сказок (создание аудиотеки сказок)
  • Выставка книг «Добрые сказки»
  • Настольный театр по сказкам
  • Кукольный театр (по выбору)
  • Ложковый театр по сказкам
  • Дид. упражнения «Назови сказку по картинке»

Коллективная творческая работа «Что такое хорошо, а что такое плохо»

  • Беседа «Какой смысл таят сказки»
  • Беседа «Добро и зло в сказках»
  • Ежедневное чтение сказок поучительного характера

    МАЙ

    2017 г.

Ответственные

Воспитатели групп совместно с творческой группой и родителями

Младший и средний дошкольный возраст (2-4 года)

Старший и подготовительный к школе дошкольный возраст (5-7 лет)

Подведение итогов.

Оформление проектной папки.

Оценка этапов реализации проекта воспитанников.

Презентация проекта.

Итоговое мероприятие - выставка продуктов детской деятельности «Сказка – ложь, да в ней намек»

Итоговое мероприятие – театрализованное представление детей старшего возраста для воспитанников младшего дошкольного возраста

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проектная деятельность – это эффективный метод для развития речи, коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста. Данная деятельность интересна, доступна, эмоционально привлекательна детям, педагогам, родителям, что доказывается положительной динамикой в развитии детей. Четко и грамотно спланированная работа педагогов и взаимодействие с семьей помогли детям с проблемами в развитии речи.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе занимает одно из центральных мест в современной педагогике и психологии. Приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, русского богатого образного языка. Из-за недостаточного внимания к художественной литературе, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства.

Сказка как художественное произведение является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. - М., 2010.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие творческого мышления через сказку. - М., 2015.
  4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. от рождения до школы.// Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М., Просвещение, 2016.
  5. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  6. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. - М.: Просвещение, 2005.
  7. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: Сфера, 2005.
  8. Ивянская И. Мир жилища. - М: Дограф, 2000.
  9. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: Арти, 2005.
  10. Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2013.
  11. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Сфера, 2007.
  12. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  13. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей: Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения. - М.: Вентана-Граф, 2008.


Описание презентации проекта «Книга в детский сад»

1 слайд

Данный проект осуществляется на протяжении нескольких лет в Муниципальном Дошкольном Образовательном Учреждении Центре Развития Ребёнка детском саду № 4 «Золотой ключик».
Вашему вниманию представлен проект по «Приобщение детей к художественной литературе с использованием детской книжной графики».
Данный проект разработан, с цель помочь малышу полюбить книгу, чтобы он стал ее пленником на всю жизнь.

2 слайд

Для реализации проекта, прежде всего, в своём детском саду мы начали работу с того, что определили основные цели и задачи:

  • прививать интерес и любовь к книге, чтению;
  • развивать творческие способности детей, воображение;
  • развивать интерес к книжной графике;
  • воспитывать интерес к коллективной работе в процессе создания книги.

В своей работе мы опираемся на опыт педагогов Ростовской области, использую региональные технологии.

3 слайд

Для реализации данных направлений необходимо было создать предметно-развивающую среду:
Мини детские библиотеки, где имеются дидактические игры и наглядный материал (работы художников-иллюстраторов И.Я. Билибина, В.В. Лебедева, В.М. Конашевич, Е.И. Чарушина, Е.М. Рачева). Подобраны художественные произведения с учетом возраста и программы, реализуемой в ДОУ.

4 слайд

В нашем саду ежедневно проводятся чтения в свободной форме. Так же на специально организованных занятиях, начиная со второй младшей группы.

5-7 слайд

Систематически в рамках детского сада проводятся литературные досуги, праздники, развлечения, конкурсы чтецов и детских рисунков и поделок. Так же дети и педагоги нашего детского сада участвуют в региональных и всероссийских конкурсах.

8 слайд

По прочитаны книгам, организовываются театральные постановки, кукольные театры, и просто обыгрывание сюжета с участием, как детей, так и педагогов.

9 слайд

Детский сад тесно сотрудничает с городской библиотекой. Сотрудники библиотеки устраивают для детей литературные встречи, театральные представления и праздники книг.

10 слайд

Приобщить ребенка к книге – невозможно без участия семьи. Мы используем различные формы работы с родителями:

  • тематические родительские собрания («Ребенок в информационном пространстве», «Ребенок и книга» и т.д.);
  • выставка детских рисунков «Иллюстрация к моей любимой книге» оформлена в сотворчестве с родителями;
  • созданы папки-передвижки «Организация детского чтения в семейных условиях», «Что читают детям в группе», «Поучите вместе с нами» и т.д.
  • совместно с воспитателями, родителями дети «выпускают в свет» книжки-самоделки.

11 слайд

В поддержку у малышей желание творить, был разработан проект «Создание новой книги»: по созданным детьми иллюстрациям мы сочиняем совместно новую сказку.

12 слайд

Среди родителей систематически проводится анкетирование на темы « Книга – это возможность общения со взрослым» и «Роль книги в семье». Анкеты разработаны сотрудниками детского сада.

13 слайд

Так же совместно с родителями и детьми в саду проводится «День здоровой книги». Дети младшего возраста принимают участие в таких акциях совместно со своими родителями. Дети же старшего возраста производят «лечение» книг самостоятельно и под руководством педагога.

Иващенко Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №10 "Улыбка"
Населённый пункт: х.Александровка
Наименование материала: проект
Тема: Проект для детей средней группы по чтению художественной литературы в семье и ДОУ.
Дата публикации: 25.05.2017
Раздел: дополнительное образование

Проект для детей средней группы по чтению художественной

литературы в семье и ДОУ.

Воспитатель: Иващенко В.Н.

Вид проекта: краткосрочный, творческий педагогический, художественно –

Тема: «Неделя детской книги».

Длительность проекта: 1 неделя (с 23.01по 27.01.2017)

Возраст детей: средняя группа (дети 4-5 лет).

Цель и задачи проекта:

Введение в практику разнообразных форм и методов работы с

литературными произведениями, способствующих приобщению детей

к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной

активности детей;

Выявить знание детских сказок через различные виды игр;

Привлечь родителей к совместному творчеству, показать необходимость

чтения художественной литературы в семье.

Воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному

отношению к ней.

Предварительная работа с

детьми:

Анкетирование родителей с целью выявления уровня приобщения детей к

худ. литературе в семье.

Тематическое оформление групповой комнаты,

Выставка книг для чтения детям 4-5 лет

Рисование совместно с родителями героев любимых сказок,

Чтение детских сказок, рассказов, стихов,

Выбор стихотворений и подготовка выразительного чтения для заучивания,

Подбор портретов поэтов и писателей.

Атрибуты и инвентарь:

Портреты детских писателей,

Портреты писателей – сказочников,

Разрезные картинки, «Мои любимые сказки»,

Иллюстрации с героями любимых сказок, рассказов, стихов.

Этапы реализации

проекта

Перед проведением проекта в группе была создана развивающая среда.

Оформлены выставки книг по следующим темам: «Умные

книжки», «Книжки – малышки»,«Волшебные сказки», «Моя любимая книга»,

Детям и родителям было дано домашнее

Нарисовать любимых героев,

Собрать дома и у знакомых книги, требующие ремонта.

Реализация проекта

Дни недели

Виды деятельности в течение

1 половина

2 половина дня

День первый

бом, тили –

загорелся

кошкин дом»

(День С. Я.

Знакомство

творчеством

произведения

путешествие

по выставке

* подвижная

игра «Мыши

водят хоровод».

стихотворения С.

Маршака «Пожар

* ОБЖ «Пожар.

предметы»;

1. Познакомить детей с

творчеством С. Я.

Маршака, вызвать

интерес к творчеству,

желание заучивать тексты

и анализировать поступки

героев. 2. В различных

видах деятельности

предложить детям

применить литературный

материал по творчеству С.

«Веселые

стихи» (по

стихам С. Я.

Маршака);

дидактическа

игра «Найди

* дидактическая

игра «Можно –

* рассматривание

книг С. Я.

Я. Маршака.

второй «Заба

картинки для

(День В. Г.

половина

половина

Знакомство с

творчеством

рассматриван

иллюстраций

В. Г. Сутеева

к сказкам;

сказки «Под

* лепка «Мой

сказки «Под

дидактическа

игра «Узнай

описанию» (з

агадки про

животных);

* подвижная

игра «Кто

быстрее под

сказки «Палочка

– выручалочка»;

* дидактическая

игра «Доскажи

словечко»;

* подвижная

игра «Зайка

умывается»;

* «Книжкина

больница» (ремон

детской книги В. Г.

Сутеевым.

2. В дидактических и

подвижных играх, в

творческих видах

деятельности закрепить

знание детей сюжетов и

героев сказок В. Г.

3. Показать детям приёмы

ремонта книг.

третий «Док

Айболит»

(День К. И.

Знакомство с

творчеством

Чуковского;

* дидактическая

игра «Как вести

больным?»;

* подвижная

1. Познакомить детей с

творчеством писателя,

вызвать интерес к

литературному слову, к

общению с книгой.

Чуковского)

стихотворени

я «Доктор

Айболит»;

рисование «Б

ольница для

игра «Путаница».

драматизация «М

уха – цокотуха»;

2. Учить высказывать свое

мнение о прочитанном,

давать оценку героям,

способствовать акти5.

Вызывать интерес детей к

творчеству К. Чуковского

при помощи

изобразительныхсредств;

выражать свое отношение

к сказочным персонажам.

визации связной речи.

четвертый «

Незнайка в

математическ

игра «Помог

и Незнайке»;

* «Незнайка

Луне» (спорт

развлечение);

* «Дом для

Незнайки и

друзей» (конс

труирование)

* подвижная

игра «Найди себе

* Беседа на

тему «Что такое

библиотека?»;

* дидактическая

игра «Сложи

картинку»

1. Познакомить детей с

творчеством Н. Носова. 3.

Развивать творческое

воображение, мышление,

2. Учить детей создавать

творческие работы на

основе прочитанного

произведения.

3. Учить детей выполнять

правила подвижных,

настольных, спортивных,

дидактических игр.

Путешествие

выставке «Во

сказки» -

рассматриван

отличающихс

оформлению,

направленно

Итоговое

мероприятие.

Инсценировка

сказки «Теремок»

для родителей.

Обсуждение

дальнейших

планов по

ознакомлению

буклетов.

1. Знакомить с

различными видами

сказочных произведений.

2. Учить узнавать

персонажи сказок, знать

пересказывать

свое отношение к героям

3. Закреплять умения

использовать средства

дидактическа

игра «Доска

словечко» (за

Дидактическ

ая игра «Из

какой сказки

выразительности (позы,

жесты, мимику,

интонации, движения)

Мероприятия с родителями:

1. Рисование любимых литературных героев.

2. Индивидуальная беседа «Какие книжки читают дома»

3. Выставка книг.

4. Пополнение библиотеки группы.

5. Печатная информация для родителей

(«Как научить ребёнка любить книги», «Как научить ребёнка

6. Изготовление книжек-малышек.

Результат реализации проекта:

1. В результате проекта дети познакомились с творчеством детских

писателей.

2. Дети научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и

3. Дети познакомились с иллюстраторами детской книги.

4. Были организованы для детей тематические выставки.

5. Дети научились ремонтировать книги.

6. Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям.

7.. Родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию

любви к чтению, приняли активное творческое участие в проекте.

Детский литературный проект «Золотой ключик»

Проект представлен : детьми подготовительной к школе группы №6 , воспитателем Часовских С.О.
Познавательный. Творческий. Краткосрочный.

Актуальность:
Сила искусства в воспитании детей огромна, в частности художественной литературы, которая открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые. Они вводят ребенка в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Как маленький ребенок может постигнуть высоту благодарного поступка и низость коварства, злобы и предательства, испытать радость любви и силу ненависти? Конечно, из произведений искусства. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах. Впечатления, полученные в детские годы, самые яркие, устойчивые и запоминающиеся.

Задачи:
1 Знакомить детей с явлениями окружающей действительности через искусство (художественную литературу).
2 Формировать умение активно использовать свои знания и умения в различных видах деятельности, развивать фантазию, умение формировать замысел и находить форму для его воплощения.
3 Развивать диалогическую и монологическую форму речи, культуру речевого общения в различных ситуациях общения.
4 Воспитывать эмоциональную отзывчивость, нравственные чувства (сопереживания, сострадания, справедливости).
5 Развитие интереса к художественной литературе, книге.
6 Развивать творческие способности.
7 Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга

План проекта.
1. Чтение сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»
2. Самостоятельная художественная деятельность по прочитанным главам сказки.
3. Изготовление альбомов «Буратино»
4. Беседа с родителями на тему «Образовательный проект» (помощь, сотрудничество, участие).
5. Пересказ сказки рисункам детей.
6. Консультация для родителей «Путь в страну книг. От слушателя к читателю.»
7. Изготовление папки «Викторина в стихах по сказке А.Н.Толстого. Рисуем сказку. Литература и прикладное творчество»

Достигнутые результаты.
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: у детей вырос интерес к художественной литературе, желание самостоятельно рассматривать книги, передавать знания, полученные из книг в самостоятельной художественной деятельности. Родители выслушали пересказ сказки по рисункам детей.

Нельсон Кристина Эрвиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МГОУ детский сад№5 "Золотой ключик"
Населённый пункт: г. Люберцы
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"
Дата публикации: 20.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Тема моего опыта работы: "Приобщение детей к художественной литературе"

Всем известно, что действенным средством умственного, нравственного и

эстетического воспитания ребёнка в детском саду служит художественная литература.

Чтение художественных произведений играет важную роль в процессе всестороннего

детей и их родителей к книге в условиях детского сада

Актуальность приобщения дошкольников к миру художественной литературы

определяется тем, что у детей снижается интерес к чтению. Уже в дошкольном возрасте

дети предпочитают книге просмотр телевизора или компьютерные игры, а также

всевозможные гаджеты: планшеты, телефоны и т.д. Как результат, уже младшие

проблемой, поэтому для меня она особо актуальна.

Целью моей работы стало формирование интереса к чтению и потребности ребенка

в художественной литературой.

И чтобы достичь этой цели, я выделила для себя главные задачи в данном

направлении:

1.Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям

художественной литературы.

2. Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров,

выражать эмоции.

3. Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах

деятельности (игровой, продуктивной, в общении).

4. Дать информацию родителям о важности чтения художественных книг в

развитии ребенка.

Для своей работы я использую следующую методическую литературу:

1. В.В.Гербова “Приобщение детей к художественной литературе”

2.З.А. Гриценко “Пришли мне чтение доброго”

3. Л.М.Гуревич “Ребенок и книга”

4. О.С.Ушакова “Знакомим дошкольников с художественной литературой”

родителей”

6. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Свою работу я вела в двух направлениях: в детском саду, это работа с детьми и с

педагогами; и работа с семьей.

Приобщая детей к художественной литературе, я использую разнообразные методы,

приемы и средства такие как: чтение произведений, обсуждение с детьми содержания

прочитанного, пересказ произведения, заучивание наизусть стихотворения, потешек, игры-

драматизации, дидактические игры, театрализованные игры, элементы инсценировки.

Более эффективным, на мой взгляд, является практический метод, а именно

театрализованная деятельность по прочитанному, т. к. она способствует пониманию и

усвоению детьми смысла художественного произведения, позволяет раскрыть их

актерские таланты, заставляет сопереживать своим героям и просто помогает детям

находить общий язык друг с другом.

Помимо этого, с целью ознакомления детей с художественной литературой и

формирования любви и интереса к книге я использую следующие формы работы:

Оформление книжного уголка в группе;

– оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей.

Занятия по ознакомлению с биографиями писателей.

Создание «Книжкиной больницы» в группах, что помогло привить детям бережное

отношение к книге.

Выставки детского творчества по мотивам прочитанных произведений.

– экскурсии в библиотеку

В целях повышения своей квалификации я проводила различные консультации, семниры-

практикумы, мастер классы для педагогов для

повышения

профессионального

педагогов,

активизирования

применения

художественной

литературы

развития

коммуникативных

качествв

педагогов, умение работать в коллективе; раскрытия творческого потенциала каждого

педагога. Итогом нашей совместной работы был поставлен спектакль для детей.

Свою работу с детьми я веду регулярно и систематически. Но она не была бы такой

полной и эффективной без привлечения родителей, потому что решающую роль в

развитии ребенка на любом возрастном этапе играет семья.

Работу с родителями по приобщению детей к художественной литературе я начала на

первом же родительском собрании с анкетирования. Родителям было предложено ответить

на несколько вопросов, с целью определить роль родителей в развитии интереса к

семейному чтению с детьми и выявить проявляют ли интерес сами родители к

художественной литературе.

По результатам анкетирования мною был сделан вывод -

важно привлечь внимание родителей к семейному чтению.Для этого было необходимо

расширить работу с родителями по данной теме. И мною был разработан и реализован

проект "Читающая семья".

Цель проекта – помочь родителям осознать ценность семейного чтения как эффективного

средства образования и воспитания дошкольников, возродить традиции семейного чтения.

На начальном этапе проекта я составила памятки для родителей о важности ежедневного

домашнего чтения, о правильном подборе литературы для детей, о воспитании бережного

отношения к книге и многие другие.

Для реализации проекта в группе был создан уголок “Читающая семья”. В этом уголке два

художественного произведения, не входящие в программу детского сада. Далее родителям

предлагалось ответить на ряд вопросов по прочитанному произведению, которые я

готовила заранее. На вопросы родители отвечали вместе с детьми и свои ответы они

опускали в специальный почтовый ящик. И в конце каждого месяца подводился итог –

какая семья была самой активной и правильно ответила на все вопросы. А в конце года я

подвела общий итог, и самая читающая семья была награждена почетной грамотой.

На завершающем этапе реализации проекта я предложила родителям с детьми побыть не

только читателями, но и издателями. Для этого необходимо было выбрать наиболее

понравившееся произведение из прочитанного и сделать по мотивам этого произведения

семейную книгу своими руками. Многие семьи проявили невероятные творческие

способности. Теперь наш уголок в группе пополнился книгами совместного творчества

ребенка и родителя.

По завершению проекта я провела повторное анкетирования родителей, задавая им те же

вопросы, что и в начале года, и увидела положительную динамику. Родители стали чаще

них большую значимость, появились традиции семейного чтения.

Подводя итоги работы над приобщением детей к художественной литературе, я сделала

вывод: моя целенаправленная, систематическая работа дала высокие результаты. У детей

повысился интерес к книге, обогатились знания о произведениях художественной

литературы, дети стали более активными на занятиях, расширился их словарный запас,

речь детей стала более грамотной, насыщенной, сформировалась монологическая речь,

обогатилось их воображение, фантазия. Дети стали проявлять больше сочувствия к

героям, стали переживать вместе с ними их невзгоды, приключения, победы. У многих



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как сплести фенечку с арбузами из бисера Как сплести фенечку с арбузами из бисера Вязание женской жилетки сетка крючком Вязание женской жилетки сетка крючком Выкройка женского пальто: построение Выкройка женского пальто: построение