Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с онр. Система логопедических занятий по формированию лексико-грамматических компонентов речи Конспект занятия по формированию лексико грамматических кат

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Конспект логопедического занятия

Тема «Осень»

(фронтальное логопедическое занятие

по формированию лексико-грамматических средств языка для учащихся 1 класса, имеющих системное недоразвитие речи )

Руденко Эльвира Владимировна,

учитель-логопед ГБОУ школы-интерната №2 г. Сочи

Образовательные цели:

Закреплять и уточнять знания детей об осени, осенних изменениях в природе;

Расширять и активизировать словарь;

Совершенствовать грамматический строй речи (образовывать прилагательные от существительных, образовывать существительные в уменьшительно - ласкательной форме).

Коррекционно-развивающие цели:

Развивать координацию движений с речью;

Развивать связную речь;

Развивать зрительное восприятие;

Развивать память, внимание, мышление, смысловую догадливость при отгадывании загадок.

Воспитательные цели:

Формировать навыки самостоятельности, активности;

Формировать навыки сотрудничества.

Оборудование:

Раздаточный материал - картинки с осенними приметами;

Магнитная доска;

Рисунки с изображением листьев по количеству детей;

Карандаши по количеству детей;

Презентация;

Мешочек с овощами и фруктами;

Мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед. Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь! Сегодня у нас хорошее настроение! Наше занятие мы начнем с загадок. Слушайте внимательно.

Время года отгадай

Собирают урожай,

Грибники в леса спешат,

Листья жёлтые летят,

Тучи по небу гуляют.

Птицы к югу улетают.

(Осень)

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так,

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто... (Листопад)

Гнёт к земле деревья,

Тучи нагоняет,

Пыль с дороги тёмной

Нам в лицо бросает.

И в реке, и в море

Волны поднимает.

Кто о нем загадку,

Дети, отгадает? (Ветер)

Что это за птица?

Черная, большая.

Над землёй повисла,

Солнце закрывая.

Как она примчится,

Всё вокруг темнеет,

Чтобы не промокнуть,

Убегу скорее. (Туча)

Крупно, дробно зачастил,

И всю землю намочил.

( Дождь )

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует - оно задрожит.

( Лужа )

Молодцы. Все загадки отгадали. А кто запомнил все отгадки и может их назвать?

(Листопад, ветер, туча, дождь, лужа, осень).

Как вы думаете, о чем сегодня на занятии мы будем говорить? (Мы будем говорить об осени).

2. Введение в тему занятия. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей.

Назовите осенние месяцы? Какой первый месяц осени?

Какой месяц наступит после него?

Какой месяц завершает осень?

Игра «Приметы осени»

А какие приметы осени вы знаете? Мы проверим, поиграем в игру «Приметы осени».

У меня в шкатулке лежат картинки – приметы. Возьмите картинку, и узнает, какая примета осени изображена на ней.

Дети берут из шкатулки картинки с нарисованными приметами осени и называют их. Каждый ребёнок прикрепляет картинку – примету к магнитной доске.

(Осенью становится холоднее. Часто идут дожди. На дорогах лужи.

Листья желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад. Люди одеваются.

С полей и огородов убирают урожай овощей и фруктов.

Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края).

На магнитной доске получается картинная схема рассказа об осени.

Игра «Какая погода»

Осенью погода изменчивая. Подумайте, какая она бывает, поиграем в игру «Какая погода?» .

Если пошел дождь, значит погода какая? (Погода дождливая)

Если светит солнце. (Погода солнечная)

Если на улице холодно. (Погода холодная)

Если дует ветер. (Погода ветреная)

Когда дует ветер что происходит с листьями? (Падают с деревьев, кружатся).

Как это называется? (Листопад).

Сейчас мы будем собирать листья.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять – будем листья собирать (соединяем поочерёдно пальцы рук)

Лист берёзы, лист осины, листик дуба и рябины, листик клёна соберём и домой мы отнесём. (разжимаем собранные в кулак пальцы)

В это время логопед раздаёт картинки с листьями.

Работа по картинке – загадке «Что ты видишь?».

Логопед раздает каждому картинку-загадку с з изображениями листьев.

Мы поиграем в игру «Что ты видишь?». У каждого из вас на столе есть картинка, на которой изображены листья.

Определите и скажите, какие вы видите листья?

1-й ребенок. Я вижу кленовый лист.

2-й ребенок. Я вижу березовый лист.

Обводит изображение карандашом.

3-й ребенок. Я вижу дубовый лист.

Обводит изображение карандашом.

4-й ребенок. Я вижу рябиновый лист.

Обводит изображение карандашом.

Молодцы. Это было трудное задание. Вы отлично справились с ним.

Логопед. Сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игры. Я буду бросать мяч, и называть большой предмет, а вы будете называть маленький.

Дети выходят и встают в круг.

«Большой – маленький» .

Лист – листочек, листик, гриб - грибок, грибочек, ягода – ягодка

Дерево – деревце, куст – кустик, ветка - веточка

Солнце – солнышко, дождь – дождик, ветер – ветерок, туча - тучка

Поиграли, молодцы.

Игра «Дары осени»

Осень очень щедра. В волшебном мешочке дары осени. Угадай что это?

(Дети по очереди наощупь отгадывают овощи и фрукты).

3. Итог занятия.

- Что мы сегодня с вами делали на занятии? О каком времени года мы говорили? Что вам запомнилось? Как вы работали?

- Молодцы! Вы хорошо работали. Спасибо за работу.

Чтение стихотворения об осени

Паутинки в воздухе летают.

До чего же осень ты красива!

Поём песенку об осени с движениями

Здравствуй, здравствуй осень золотая!

Паутинки в воздухе летают.

Покраснели клёны всем на диво.

До чего же осень ты красива!

сентябрь

октябрь

ноябрь

листопад

ветер туча дождь лужа осень

учитель-логопед Колесникова А.Е.

МДОУ комбинированного вида

д/с №399 городского округа Самары

Тема: «Домашние птицы» (итоговое занятие).

Цель:

  • Коррекционно-образовательная : уточнение, закрепление предметного словаря по лексической теме (названия взрослых птиц и их детёнышей) ; закрепление навыка согласования числительного и существительного; совершенствование навыков слогового анализа слов и составления схемы предложения из 5-6 слов со включением предлога;
  • Коррекционно-развивающая: расширение объёма внимания; развитие слухового внимания; развитие логического мышления;
  • Коррекционно-воспитательная: умение сосредоточенно выполнять задания на занятии; воспитание умения радоваться за успехи товарища; воспитание умения работать в коллективе;

Оборудование:

Демонстрационный : предметные картинки с взрослыми птицами и их птенцами (Курица – петух – цыплята, гусь – гусыня – гусята, утка – селезень – утята, индюк – индюшка – индюшата);

Раздаточный: предметная картинка со взрослой птицей (мама или папа) или птенцом; картинка с цифрой (от1 до 10); разноцветные полоски из плотного картона, для составления схемы предложения;

Ход занятия.

I . Вступительная часть.

1. Организационный момент:

Сядет тот, кто правильно назовёт домашнюю птицу. Внимательно слушайте, какую я прошу назвать птицу.

– назови птенца индюка;

– назови его «маму»;

– его «папу»;

– «Мама» – гусыня, а «папа»…?

– назови его птенца;

2. Объявление темы занятия.

Мы сегодня продолжим говорить о домашних птицах и, надеюсь, узнаем о них кое-что интересное.

II . Основная часть.

1. Прослушивание стихотворения с инструкцией выделения главного героя (читает логопед).

Курица – красавица у меня жила.

Ах, какая умная курица была.

Шила мне кафтаны, шила сапоги,

Вкусные, румяные пекла мне пироги.

А когда управится, сядет у ворот,

Сказочку расскажет, песенку споёт.

Назовите, а кто будет парочкой для моей курочки? (Петух)

2. Прослушивание стихотворения с инструкцией поиска слов с заданным звуком (читает ребёнок).

Л.: Дашенька Иванова знает стихотворение о петушке. Даша научилась очень хорошо проговаривать звук (Ш) и сейчас вам это покажет. Внимательно слушайте и запоминайте слова со звуком «Ш»

Ребёнок декламирует стихотворение.

Назовите слова со звуком «Ш».

А теперь давайте поздравим Дашеньку (похлопаем) с и порадуемся её успехам.

3. Упражнение «Кто как кричит?» (уточнение глагольной лексики).

Л.: Ребята, мама у нас есть – курица, папа – петух, а птенец у них кто?

Петух…? – кукарекает, курица… – кудахчет, цыплёнок – пищит, и т.д.

4. Игра «Догадайся, назови» (развитие логического мышления, слухового внимания, активизация в речи названий взрослых птиц женского пола)

Л.: Петушок и курица очень заботятся о своих цыплятах, следят, чтобы они не потерялись. Но не только они такие заботливые родители. Догадайтесь и назовите маму – птицу, которая так обращается к своим малышам.

  • Крякушки – детушки, мои непоседушки… (утка);
  • Балабочет, балабочет, всех собрать их в кучу хочет…(индюшка);
  • Гогочу, гогочу, всех собрать к себе хочу… (гусыня);
  • Куд-куда, куд-куда?

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?… (курица)

Называние взрослой птицы, с последующим уточнением слова – подсказки (крякушки, балабочет, гогочу, куд-куда).

5. Упражнение «Кто живёт в птичнике» (уточнение названий птенцов домашних птиц, составление предложений с использование м навыка словоизменения существительных по падежам – Винительный падеж).

Л.: А кого же не могут мамы – птицы собрать около себя? Давайте отправимся в птичник, где живёт много птиц и расскажем, кто там живёт.

Дети, показывая на картинку, составляют предложения по образцу:

ОБРАЗЕЦ (даёт логопед): Гусыня не может собрать своих гусят. Курица не может собрать своих цыплят. И т.д.

Один ребёнок составляет предложение по одной картинке, которую выбирает сам.

6. «Слоговая задачка» (синтез слова из отдельных слогов, деление слова на слоги)

Вспомните, кто всё время пугал наших птиц в птичнике? (Кот). За кем гоняется наш кот – проказник? Как вы думаете? (за мышкой) А вы хотите узнать, кого он поймал?

На доске стоят отдельные слоги слова, постав те их в нужном порядке и вы узнаете, кого поймал кот. ШО – НОК – МЫ (Мы- шо-нок).

7. Динамическая пауза (логоритмическое упражнение «Уточка»).

Утром с шуткой – прибауткой

(пружинистые приседания с полуоборотами туловища в стороны)

Прихорашивалась утка:

(показывание перед лицом «зеркала» – две ладони вместе)

«Я пригожа и стройна

(проведение руками по лицу, затем по телу)

И умом наделена!

(наклоны головы вправо – влево, с ладошками на голове)

Плавная походочка –

(руки на пояс, переход с одной прямой в колене ноги на другую)

Славная молодочка!» (руки вниз, в стороны)

8. Игра «Есть и нет» (работа с раздаточным материалом, совершенствование навыка согласования существительных с числительными в Р.п.).

Л.: Пока мы гуляли на как уточки, к каждому из вас прибежали гости. Посмотрите, какие животные к вам прибежали.

– Поднимите карточки, у кого в гостях домашние животные. Назови, кто к тебе прибежал (спрашиваются все дети).

– Поднимите те, у кого в гостях домашние птицы. Назови, кто к тебе прибежал (спрашиваются все дети).

А сколько таких гостей прибежало к вам подскажут цифры. Которые есть у каждого из вас. Играем в игру «Есть и нет» (дети знакомы с правилами игры)

Один ребёнок говорит: «У меня 3 цыплёнка». Другой ребёнок ему отвечает: «У меня нет трёх цыплят, но зато есть 5 гусят». Дети говорят по цепочке.

9. Коллективное составление предложения с последующим составлением схемы предложения.

Л.: Ребята составьте схему предложения. А вот какого? Я сама не знаю? (провокационное поведение) Давайте составим предложение вместе.

– О ком мы слушали сегодня стихи? (о курице, о петухе – уточнение окончаний слов).

– Как называется их птенец? (цыплёнок)

– Где они живут? (в птичнике)

– Как вы думаете, в птичнике живёт одни петух, один цыплёнок, одна курица?

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий у детей старшей группы, имеющих общее недоразвитие 3 уровня.

Нестеренко Ирина Анатольевна , учитель – логопед КГОКУ «Камчатская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Цель: формирование лексико – грамматической стороны речи на основе лексической темы «Мебель».

Задачи:

Образовательные:

Актуализировать и активизировать предметный словарь по теме «Мебель»;

Закрепить знания о предметах, относящихся к мебели (названия, отдельные части) и само обобщающее слово «мебель»;

Совершенствовать грамматический строй речи: закреплять предложно – падежные конструкции; закреплять окончания существительных родительного падежа единственного и множественного числа; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образовывать прилагательные от имен существительных; согласовывать числительные с существительными.

Коррекционно – развивающие:

Развивать мелкую моторику;

Развивать фонематический слух;

Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память;

Развивать связную речь.

Воспитательные:

Воспитывать умение вслушиваться в свою речь и в речь окружающих;

Воспитывать интерес к занятиям, положительный эмоциональный отклик на занятие.

Словарный материал:

активный : - предметный - мебель, стол, стул, диван, кресло, шкаф, кровать, ножки, спинка, сиденье, крышка, дверцы, ручки, подлокотники;

-признаков - мебельный, письменный, обеденный, кухонный, платяной, книжный, навесной, деревянная, стеклянный;

-глагольный - сидеть, лежать, спать;

пассивный: шифоньер.

Предварительная работа:

Экскурсия в мебельный магазин.

Оборудование: предметные картинки для выполнения самомассажа лица; предметные картинки с изображением мебели, кукольная мебель; игрушка – солнце; наборное полотно; лото; мяч; макет комнаты.

Ход занятия.

1. Организационный момент . Самомассаж лица.

Логопед: «К нам в гости заглянуло солнышко, которое хочет с вами поиграть». На наборном полотне логопед выставляет картинки с изображением солнца с разными движениями, сопровождая текстом, дети выполняют в соответствии с ним определенные движения.

«- Солнышко проснулось, лобика коснулось, лучиками провело и погладило. - Солнышко проснулось, к щечкам прикоснулось, лучиками провело и погладило.

Солнышко проснулось, подбородка коснулось, лучиками провело и погладило.

Солнышко проснулось, носика коснулось, лучиками провело и погладило».

Логопед: «Солнышку понравилось, как вы с ним поиграли. Оно улыбается. И вы улыбнитесь друг другу».

2. Основная часть.

а) Игра « Четвертый лишний».

Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть карточки, которые находятся перед каждым ребенком, назвать лишний предмет и объяснить, почему он лишний.

На карточках изображены:

Яблоко, груша, банан, стол. Собака, кошка, лошадь, стул.

Платье, юбка, брюки, диван. Капуста, морковка, лук, кресло.

Корова, свинья, лошадь, кровать.

Логопед просит вспомнить и назвать предметы, которые оказались лишними.

Логопед: «Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Мебель) Сегодня мы с вами будем говорить о мебели».

б) Игра «Волшебный мешочек».

Логопед: «Наше солнышко принесло «Волшебный» мешочек, в котором лежит кукольная мебель. Каждый из вас должен, не заглядывая в него, на ощупь, найти и достать тот предмет мебели, который был лишним у него на карточке».

Логопед: «Лена, назови свой предмет». (Это стул). Что есть у стула? (У стула есть: спинка, сиденье, ножки.) Для чего нужен стул? (Стул нужен для того, чтобы сидеть).

(Такими же полными предложениями должны отвечать остальные дети, говоря о своем предмете).

в) Игра в лото «Что из чего сделано?»

Детям раздаются карточки лото с изображением предметов мебели. Логопед называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например: «Стол из стекла». Дети ищут изображение на карточках. Тот, у кого на карточке есть этот предмет, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, т.е. ответить на вопрос «Какой?» Ответы детей: «Стеклянный стол, деревянный шкаф, кожаный диван, железный стул и т.п.»

г) Динамическая пауза. «Назови ласково» (с мячом).

У меня шкаф, а у тебя? (Шкафчик.) У меня стул, а у тебя? (Стульчик.)

У меня диван, а у тебя? (Диванчик.) У меня кресло, а у тебя? (Креслице.)

У меня стол, а у тебя? (Столик.) и т. д.

д) Игра «Какие бывают столы и шкафы?».

Логопед: «Как называется стол, за которым пишут, какой? (Письменный.) Как называется стол, за которым обедают? (Обеденный.) Как называется стол, на котором лежат журналы, газеты? (Журнальный.) Как называется стол, на котором готовят пищу? (Кухонный.) Как называется шкаф, в котором хранят одежду? (Платяной.) Как называется шкаф, в котором хранят книги? (Книжный.) Как называется шкаф, который висит на стене? (Навесной.)

е) Игра «Два и пять».

Логопед: «Солнышко хочет с вами еще поиграть». Раздает детям карточки с изображением двух и пяти предметов мебели: два стула, пять стульев; два дивана, пять диванов (столы, кровати, кресла). Затем называет предмет. Дети находят на карточке его изображение, определяют количество предметов, называют словосочетание числительного с существительным.

ж) Игра «Расположим красиво мебель в нашей комнате».

Логопед выставляет на наборное полотно картинку, изображающую комнату. Задает вопросы о расположении в ней различных предметов мебели и просит детей в ответах использовать слова: справа, слева, спереди, позади, между. Затем дети расставляют игрушечную мебель на макете так же, как на изображении. При этом комментируют свои действия: «Поставлю стул слева от стола» и т.д.

3. Итог занятия.

Логопед: «О чем мы сегодня говорили? Что нового узнали? Что больше всего понравилось? Попрощайтесь с солнышком, оно к нам в гости еще раз обязательно заглянет».

Тема: «Предметы посуды».

Цели занятия: 1. Активизация, закрепление лексического материала по теме «Посуда»; обогащение словарного запаса детей за счет новых слов и речевых выражений.

2. Упражнения на узнавание предмета по его описанию.

3. Развитие навыков звукового анализа слов.

4. Развитие вербальной памяти.

5. Формирование навыков грамматически правильной диалогической речи.

Оборудование: предметные картинки по теме, наборы детской посуды.

Ход занятия:

1. Организационная часть. Сообщение темы занятия. Вопросы- задания: назвать место в квартире, в детском саду, где хранится посуда, сказать, где она размещается (шкаф, буфет, полки и т.д.).

2. Упражнение на узнавание предмета по его описанию. Отгадывание загадок о предметах посуды:

Толстый, пузатый, сопит, шипит, а все потому, что вода в нем кипит.

(Чайник, в котором кипит вода).

Из горячего колодца через нос водица льется.

(Чайник).

Логопед: -А если льется кофе, то это уже не чайник, а….

Шеренга молодцов стеклянных на полке выстроилась в ряд.

В них молоко, кефир и сливки, фруктовый сок и лимонад.

(Бутылки).

Деревянная темница, а в ней хлеб хранится.

(Хлебница).

Круглая, как блин, а сбоку- ручка длинная.

(Сковорода).

Примечание: на демонстрационной доске помещаются картинки с изображением предметов посуды, о которых говорится в загадках, и «лишних» предметов-
кастрюля, тарелка, сахарница и т.д.

3. Чтение и разбор рассказа по теме «Предметы посуды»: «Как Вася один дома остался».

Логопед: Сейчас я прочитаю вам отрывок из рассказа о том, как мальчик Вася один дома остался.

Было это в субботу, случилось так, что папа и мама у Васи в этот день работали. Мама у Васи- врач, и у нее в этот день было дежурство в больнице. А папа- строитель. И он в этот день тоже работал: строители новый дом строить заканчивали. И Вася один дома остался. Он уже не совсем маленький- скоро в школу ему идти, в первый класс. Пора и к самостоятельности приучаться.

Встал наш Вася утром. Как полагается, зарядку сделал, умылся, зубы почистил, оделся. А после зарядки Васе сразу захотелось есть, и он отправился на кухню. Тут и случилась с ним неприятная история.



На кухонном столе, под чашкой с блюдцем, лежала мамина записка. Но Вася не обратил на нее внимания. Он увидел на плитке узконосый кофейник. «Выпью сначала кофе,- подумал Вася. – Правда, кофе или чай мама мне всегда дает на третье… Но ведь мамы – то нет».Вася взял с плиты еще теплый кофейник и подошел к столу. Наклонил кофейник над чашкой, и коричнево- кремовая струя брызнула из длинного носика прямо на лежащую под чашкой бумагу. «Ничего страшного,- решил Вася, - Бумажка- то все –равно исписанная. А стол я сейчас вытру.»

После кофе Вася почувствовал, что он очень хочет есть. Но на столе было пусто. Тут он и обратил внимание на лежащую под чашкой бумагу. «Да ведь это, наверное, мамина записка,- догадался Вася. – А я ее кофе залил… Ну ничего, как- нибудь разберусь». Бумага была покрыта жирными желтыми пятнами, и некоторые слова так расплылись, что их нельзя было разобрать.

«Молочный суп- это хорошо, я люблю молочный суп,- подумал Вася. – Только вот что это за пл… и что это за ка…? Ну ка…- это каша, конечно… А может быть и не каша? Как это так- молочный суп в « каше». Чепуха какая- то… А супа так хочется».

Логопед: Прервем на минутку наш рассказ. А как вы думаете ребята, что это были за слова? Где был молочный суп? Он был в кас… А кастрюля стояла на п… (плите). Все верно. Да и Вася вспомнил эти слова и предметы, которые они обозначают, нашел быстро.

«Возьми по… на крю… - над мой… и та… из сушки. Налей суп в та… возьми большую л… из буф… хлеб возьми в хл… и ешь.»

«И ешь,- повторил вслух Вася. –А что это за слова такие? И где у нас хлеб лежит? Яи забыл! Одни загадки какие- то… Что же я наделал!»

Прочитал Вася письмо внимательно еще раз и все понял.

Логопед: А вы, ребята, догадались, что это за слова? Повторяю, как было в письме. Возьми по… (Чем наливают суп?) на крю… над мой… (Где моют посуду?) и та… (во что наливают суп?) из сушилки… Возьми большую л… (Что это за большая л…?)

Верно. А как по- другому называют большую ложку?- Столовая ложка. А откуда Васе нужно было взять хлеб? Из хл… (Кто вспомнил?)

Съел Вася суп и стал дочитывать письмо. А дальше в письме было:

«Вася, когда съешь первое блюдо, посмотри на пл… Там… на ск… - яичница…»- «Что это за ск…?...»- старался вспомнить Вася, да ничего не получалось. Впрочем, яичницу он нашел быстро, а вот название посуды, где, была яичница, он так и не мог вспомнить.- «Ну круглая такая, с длинной ручкой…»

«На третье, Вася, выпей чаю или кофе. Кофе в ко… («Нашел уже»,- пробурчал Вася)… А чай в буф… в маленьком чай… Налей из него чай в чашку, а горячую воду возьми из тер… Потом возьми сахар в сахар… и чайную л… в верхнем ящ… бу… Пей на здоровье!»

«Ну и ребус: чай в чае и сахар в сахаре. Как тут разобраться?»

Разобрался Вася, конечно. А вы, ребята, разобрались? Тогда скажите мне:

В чем заваривают чай?

Где хранилась горячая вода?

Где лежит сахар?

Где хранится хлеб?

Как называется большая ложка и как называется маленькая?

Вот какая история приключилась с Васей. А все потому, что он два раза поступил неправильно. Во- первых, сразу стал пить кофе. А во- вторых, поторопился, когда наливал кофе. Когда наливаешь кофе из кофейника или чай из чайника, это надо делать не торопясь, аккуратно. Вопрос к тексту: Вспомните, ребята, какие предметы посуды упоминаются в этом рассказе?

4. Упражнение на дополнение предложений нужным по смыслу словом. Отработка ряда падежных форм существительных женского и мужского рода.

Суп варят в … - В кастрюле.

Едят суп из тарелки.

Наливают суп в тарелку половником.

Котлеты, яичницу жарят на сковородке.

Хлеб хранят в хлебнице.

Хлеб кладут в хлебницу.

Еду разогревают на плите.

Чай заваривают в чайнике. А кофе- в кофейнике.

Чай пьют из чашки. Чай наливают в чашку.

Суп едят столовой ложкой.

Хлеб режут ножом.

Сахар лежит в сахарнице. Сахар кладут в сахарницу.

Посуду ставят в буфет. Тарелки лежат в буфете.

Второе блюдо едят вилкой.

Примечание: после того как предложение составлено, другой ребенок повторяет его целиком.

5. Итог занятия. Оценка работы детей. , повторение обобщающего слова «посуда», слов- названий предметов посуды.

Номинация:

Должность: учитель-логопед

Конспект по формированию лексико-грамматических категорий:
«Природа – наше богатство»
(дети старшего дошкольного возраста)

Задачи:

— Обогащать представления детей о многообразии природы сибирского края, о лесе как о сообществе растений, животных и птиц;

— Обогащать и систематизировать представления детей о животных, птицах и деревьях (особенность внешнего вида, строение, видовые признаки);

— Стимулировать познавательный интерес детей к природному миру, способности к самостоятельным умозаключениям и обобщениям;

— Устанавливать связи между природными объектами и условиями их среды обитания;

— Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир;

— Способствовать совершенствованию связной и диалогической речи;

— Развивать память, произвольное внимание, быстроту реакции, логическое мышление, связную речь;

— Содействовать воспитания командного духа, уважения к партнерам по игре;

— Развивать умения договариваться между собой, оказывать помощь другим.

Активизация словаря:

— названия: лось, сохатый, волк, лиса, рысь, глухарь, скворец, утка, ласточка, кедр, береза, осина, яблоня, названия частей тела животных и птиц, строение кедра;

— признаки: хищные, травоядные, перелетные, зимующие, хвойные, лиственные, сибирский.

Предварительная работа:

— наблюдение за изменениями в природе осенью, чтение рассказов и стихов о лесных обитателях, беседы о животные, птицах и деревьях родного края, рассматривание репродукций картин, иллюстраций по теме;

— дидактические игры: «Четвертый лишний», «Логическая цепочка», «Чей хвост?», «Назови меня», «Найди хозяина» (следы).

Методы и приемы:

— педагогическая ситуация «письмо от Лесовичка»;

— социоигровой метод;

— ИКТ: видеоролик «Пожар в лесу»; мультимедийные игры «Четвертый лишний», «Подбери части»;

— игра-эстафета «Спасатели»;

— динамическое упражнение «Прогулка по осеннему лесу» с использованием слов антонимов;

— игра-имитация «Как вести себя на природе»;

— игровая ситуация «Экологический плакат».

Моделирование предметно-пространственной среды : мультимедийная установка, презентации «Осенние зарисовки», «Животные и растения Прибайкалья», видеоролик «Пожар в лесу», конверт с письмом от Лесовичка, медали для деления на компании (цвет) по количеству детей, разрезные и целые картинки (лось, глухарь, кедр), схемы к игре «Подбери части», простые карандаши по количеству детей, предметные картинки (животные, птицы, насекомые, растения, грибы, посуда, игрушки), обруч, 3 ориентира, сюжетные картинки «Как вести себя на природе», 3 листа формата А 4, карточки с экологическими символами, клей, салфетки, 3 детских стола, стульчики по количеству детей, музыкальное сопровождение.

Дети входят в зал под музыку и встают в круг.

Ведущая: Здравствуйте, ребята, я Вас всех очень рада видеть. Скажите, какое сейчас время года? (Осень)

В.: Давайте послушаем стихотворения про осень, которые написали братские поэты. Слайдовая презентация «Осенние зарисовки».

Ведущая зачитывает письмо.

«Ребята, мне нужно напомнить людям, как вести себя на природе. Помогите мне, пожалуйста, сделайте плакаты. А про кого вы будете делать плакаты узнаете, посмотрев на картинки. Желаю Вам удачи!»

В.: Поможем Сибирячку? (ответы детей). Сибирячок отправил еще медали, которые помогут нам выполнить это задание. Каждый из Вас возьмите по одной медали и оденьте. Давайте присядем на осеннею полянку и посмотрим на экран, где узнаем про кого и про что будем составлять плакаты.

Презентация «Животные и растения Прибайкалья»

Игра с использование ИКТ: «Четвертый лишний»


В.: Какие, давайте перечислим? (Яблоня, осина, кедр, береза)

В.: Как вы думаете, какое дерево лишнее? (Кедр) Почему кедр лишний? Варианты ответов нескольких детей (Потому что все лиственные деревья, а кедр – хвойное).



В.: Давайте посмотрим на следующий слайд. Кто это? (слайд 4)

(Птицы). Назовите изображенных птиц? (Глухарь, скворец, утка, ласточка).


Почему глухарь лишний? (Потому что все перелетные, а глухарь у нас зимует не улетает в теплые края).



Почему лось лишний? (Потому что это травоядное животное, а остальные – хищные).

В.: Посмотрите на свои медальки и найдите свое место за столом по цвету кружочка на медальки. У нас получилось три команды, теперь нужно выбрать капитана каждой команды.



Игра «Разрезные картинки»

В.: Подойдите капитаны ко мне и возьмите конверты. В конвертах разрезанная картинка. Ваша задача, узнать про кого вы будете делать плакат.

Проверка задания. Ваша команда про кого будет готовить плакат?

В.: Наши плакаты будут про кедр, глухаря и лося. А где мы можем их всех встретить, увидеть? (В лесу).

В.: Я предлагаю Вам отправиться в осенний лес. Для этого встанем в круг. А чтобы нам не было скучно по дороге будем играть в игру «Далеко-близко»

В осенний лес всех на прогулку приглашаю я пойти

Интересней приключенья нам, ребята, не найти

Друг за дружкой становитесь, крепко за руки беритесь.

Вижу кедр далеко. А вы?

А мы видим близко.

Сидит глухарь высоко. А вы?

А мы видим низко.

Вижу лося большого, а вы?

А мы видим лосенка-маленького.

Вижу ствол у кедра тонкий, а вы?

А мы видим ствол у кедра толстый.

Думаю лосю в лесу тепло, а вы?

А мы думаем, что лосю в лесу холодно.

Слышу глухарь токует тихо, а вы?

А мы слышим глухарь токует громко.

В.: Давайте сядем за столы и посмотрим следующее задание.

В.: Капитаны получите задание на листочке. Ваша задача внимательно посмотреть на картинку и простым карандашом обвести только то, что подходит к вашему герою.

В.: Команда кедра выполняет задание про кедр, команда глухарей – глухаря, команда лосей – лося.



Слайд 10 Слайд 11


ВИДЕОРОЛИК «ПОЖАР В ЛЕСУ»

Игра-эстафета «Спасатели»

В.: Ой, ребята, какая беда в лесу случилась? (Пожар)

Нужно спасти всех живых существ. Будем спасать? Команды стройтесь за своими капитанами. В другом конце зала обруч, в котором картинки Вы должны будете добежать до обруча и взять картинку, которую нужно спасти. Пока играет музыка надо спасти жителей леса.

В.: Давайте проверим кого вы спасли, кого спасла команда глухарей, кого команда кедра, кого лося. Надо отвечать так, полным предложением: Я спас…..

В.: Ребята мы спасли лесных обитателей от огня.

Игра-имитация «Как вести себя на природе»

В.: Садитесь на коврике командами, образовав три кружочка. А от чего бывает пожар в лесу? Какие еще действия человека могут угрожать природе? Предлагаю поиграть, друг другу загадки загадать. А загадки не простые, покажем картинки живые. Для этого мы выполним следующее задание, капитаны команд выйдите и возьмите конверт. В конверте сюжетная картинка из серии «Как вести себя на природе», каждая команда тихонько совещается кто и что будет показывать. Когда все готовы, одна команда выходит и показывает свой сюжет, остальные отгадывают.

Ведущий подводит итог.

В.: Я думаю, вы теперь будете бережно относиться к природе.

Игровая ситуация «Экологический плакат»

В.: Ребята, нам пора приступить к изготовлению плакатов, о которых просил Лесовичок. Садитесь за столы. У Вас листочки и знаки. Ваша задача отобрать только те знаки, на которых изображены символы представляющие угрозу вашему герою и приклеить их на свой листок. Вам, которые угрожают деревьям, вам птицам, вам животным. Знаки нужно перечеркнуть, что так делать нельзя.

Выступление капитанов по защите плакатов.

В.: Ой, какие вы молодцы! Я Ваши плакаты отправлю по почте Лесовичку. Я думаю, что Лесовичок вам будет очень благодарен за помощь. А еще я надеюсь, что вы сами будете соблюдать правила поведения в лесу и не нарушать их.

Список литературы

  1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. СПб.: Детство – Пресс, 2010.
  2. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по темам: «Домашние животные и «Дикие животные средней полосы России». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
  3. Букатов В. М. Шишел-мышел, взял да вышел. Настольная книжка воспитателя по социально-игровым технологиям в старших и подготовительных группах детского сада с методическими разъяснениями… — СПб: Образовательные проекты, 2008. – 144 с.
  4. Горбунова В. А., Мишарина Л. А. Ориентировочная региональная программа знаний о растениях. – Иркутск, 2002.

Интернет-ресурсы

http://sibiryachok.net/

Номинация: конспект логопедического занятия по формированию связной речи для детей 5-7 лет

Должность: учитель-логопед
Место работы: МБДОУ «ДСКВ № 37»
Месторасположение: Иркутская область, город Братск



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок