Игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики. Формирование артикуляционной моторики

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Развитие речевой моторики у детей шестого года жизни средствами артикуляционной гимнастики

Речь играет важную функцию в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовывать совместную деятельность, добиваться взаимного понимания.

Воспитание речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и связное высказывание, является необходимым условием полноценного развития личности.

Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижение соотнесено с соответствующими слуховыми ощущениями. Физиологи И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.А.Бернштейн придавали большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции.В настоящее время возрастает число людей, имеющих то или иное речевое нарушение. Основным средством для развития речевой моторики является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика - это система упражнений, направленных на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Воспитание «чистой» речи у детей - это серьезная задача, стоящая перед родителями, логопедами, воспитателями и учителями.

На основании анализа психолого-педагогической литературы и опыта работы в системе дошкольного образования была сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречиями между потребностью общества в правильном звукопроизношении с одной стороны и существующими традициями в дошкольной педагогике по развитию речевой моторики с другой стороны.

Актуальность проблемы послужила основанием для выбора темы исследования «Развитие речевой моторики у детей шестого года жизни средствами артикуляционной гимнастики»

Цель исследования состоит в определении влияния комплекса артикуляционной гимнастики, направленного на развитие

Объектом исследования является процесс ра звития речевой моторики у детей шестого года жизни.

Предмет исследовани я - артикуляционная гимнастика как средство развития речевой моторики у детей шестого года жизни.

Гипотеза исследования состоит в предположении того, что развитие речевой моторики у детей шестого года жизни средствами артикуляционной гимнастики, в условиях дошкольного образовательного учреждения, станет более эффективной, если:

· Систематически реализовывать комплекс артикуляционной гимнастики, направленный на развитие речевой моторики включающий введение индивидуальных занятий и обеспечение развития артикуляционной моторики дошкольников на всех этапах образовательного процесса в дошкольном учреждении;

· Сформировать убежденность всех субъектов образовательно-воспитательного процесса в необходимости использовать комплекс артикуляционной гимнастики по развитию речевой моторики.

В соответствии с целью и гипотезой в работе поставлены следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы, развития сложнокоординированных артикуляционных движений, в условиях дошкольного образовательного учреждения, в теории и практике педагогики.

2. Конкретизировать базовые понятия исследования: «речевая моторика», «артикуляционная гимнастика», «артикуляция».

3. Создать, обосновать и экспериментально проверить эффективность комплекса артикуляционной гимнастики по развитию речевой моторики у детей шестого года жизни.

4. Определить взаимодействие в работе всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Для решения проблемы исследования и проверки правильности выдвинутой гипотезы использовались следующие методы педагогического исследования: наблюдение, беседа, эксперимент.

Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа:

На первом этапе , который проходил с ноября 2009 по январь 2010 года, было определено состояние проблемы в теории и практике педагогики, разработаны и изучены диагностические методики для определения уровня сформированности речевой моторики у старших дошкольников.

На втором этапе, который осуществлялся с января по 10 апреля 2010 года, выявлен уровень сформированности речевой моторики у детей шестого года жизни экспериментальной и контрольной группы из числа детей МДОУ детский сад II категории № 28 г. Коркино, и реализован разработанный комплекс артикуляционной гимнастики.

Цель третьего этапа опытно-экспериментальной работы, который осуществлялся в апреле 2010 года, состояла в том, чтобы провести контрольный этапэксперимента; собрать, систематизировать, проанализировать и обобщить результаты опытно-экспериментальной работы.

Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по развитию речевой моторики средствами артикуляционной гимнастики, которое адресовано воспитателям и родителя детей старшего дошкольного возраста.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава I. Теоретические основы развития речевой моторики у детей шестого года жизни средствами артикуляционной гимнастики

1.1 Состояние проблемы развития речевой моторики у детей шестого года жизни в теории и практике педагогики

Полноценное развитие речи является необходимым условием гармоничного развития личности.

Речь - это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы.

Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижения соотнесены с соответ ствующими слуховыми ощущениями.

Н.А. Бернштейн разработал теорию организации движений и отнес речь к высшему уровню организации движений. Н.А. Бернштейном определены этапы выполнения произвольного движения, которые необходимо учитывать при коррекционной работе с различными формами речевой патологии, характеризующейся нарушением произвольных моторных актов. На начальном этапе осуществляется восприятие и оценка ситуации самим индивидом, включенным в данную ситуацию. На втором этапе намечается двигательная задача и образ того, что должно быть. Двигательная задача постепенно усложняется. По ходу выполнения движения ЦНС осуществляет коррекцию с тем, чтобы поставленная двигательная задача и модель (эталон) будущего движения совпали. На третьем этапе происходит программирование решения определившейся задачи, т.е. индивид сам намечает цель и содержание и адекватные средства, с помощью которых он может решить двигательную задачу. На четвертом этапе осуществляется фактическое выполнение движений: человек преодолевает все избыточные степени движения, превращает его управляемую систему и выполняет нужное целенаправленное движение. Это возможно в том случае, если индивид овладел координацией движений. Нарушение одного из компонентов координации (точность, соразмерность, плавность) ведет к нарушению движения в периферическом отделе речевого аппарата .

Ребенок усваивает речь в определенной последовательности по мере созревания нервно-мышечного аппарата. Он рождается с готовыми к функционированию органами артикуляции, но проходит достаточно длительный период, прежде чем он сможет освоить фонетику родного языка.

Для развития звуковой стороны речи имеет огромное значение развитие подвижных мышц артикуляционной моторики: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба.

Артикуляция [лат. articulare членораздельно разговаривать] - деятельность органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых складок), необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов .

Артикуляционный комплекс - совокупность речедвижений, необходимых для данного звука или данной сложной единицы выражения .

Проблемой развития артикуляционной моторики с целью развития речи, профилактики нарушений звукопроизношения занимались: М.Ф. Фомичева, Н.Л. Крылова, Т.А. Ткаченко, Е.Ф. Рау, О.В. Правдина, Р.Е. Левина, Г.А. Каше и другие.

Артикуляционный отдел состоит из языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба, увули, зубов, альвеол и твердого неба. Наиболее подвижным речевым органом является язык. Он состоит из корня языка и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части.

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься , изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.

Когда мягкое небо опущено, то вдыхаемая струя воздуха проходит через нос; так образуются носовые звуки. Если мягкое небо поднять, то оно прижимается к задней стенке глотки и образует качественный небноглоточный затвор, то есть закрывает проход в нос; тогда вдыхаемая струя воздуха идет только через рот, и образует ротовые звуки.

Развитие артикуляционной моторики у дошкольников - это сложный педагогический процесс, так как он осуществляется за счет специальных многократно повторяемых упражнений. Для точного восприятия, понимания и усвоение каждого упражнения необходима достаточность, сформированность зрительного и слухового восприятия, внимание, память, способность концентрации воли, усидчивость, хорошо развитая работоспособность.

Таким образом, в нашем исследовании развитие речевой моторики у старших дошкольников - это процесс, направленный на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

1.2 Особенности развития речевой моторики у старших дошкольников

Развитие артикуляционного аппарата начинается с самого рождения, но находится на рефлекторном уровне. У ребенка возникает рефлекторный крик, звуки и за счет этого круговая мышца рта напрягается и растягивается, мягкое небо поднимается и опускается. При появлении гуления и смеха становятся активными задняя и средняя части спинки языка. Таким образом, к первому году жизни у ребенка появляются смычки органов артикуляции.

К полутора годам появляется возможность чередовать позиции (смычка - щель). Ребенок способен произносить губно-губные звуки, язычно-задненебные и язычно-зубные. К концу второго года жизни артикуляционный аппарат ребенка готов к простым движениям.

После трех лет ребенок может поднимать кончик языка вверх и напрягать спинку языка, это позволяет появляться свистящим и шипящим.

К 4 -4.5 годам в речи ребенка появляется сонорный вибрант - звук «р». Это звук позднего онтогенеза, для него необходимо чёткое выделение кончика языка, его способность становиться тонким. К пяти годам появляется возможность вибрации кончика языка.

Таким образом, артикуляционная база в онтогенезе постепенно формируется к пяти годам.

У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание главным образом на основных деталях, а второстепенные менее важные часто опускает.

В процессе богатой речевой практики ребенок к моменту поступления в школу овладевает также основными грамматическими закономерностями языка. Он правильно строит предложения, грамотно выражает свои мысли в объеме доступных для него понятий. Первые предложения ребенка-дошкольника отличаются упрощенностью грамматических конструкций. Это простые нераспространенные предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого, а иногда лишь из одного слова, которым он выражает, целую ситуацию. Наиболее часто он употребляет слова, обозначающие предметы и действия. Несколько позже в его речи появляются и распространенные предложения, содержащие, кроме подлежащего и сказуемого, определения, обстоятельства. Наряду с формами прямых падежей ребенок употребляет и формы косвенных падежей. Усложняются также грамматические конструкции предложений, появляются придаточные конструкции с союзами потому что, если, когда и т. д. Все это говорит об усложняющихся процессах мышления у ребенка, что находит свое выражение в речи. В этот период у него появляется диалогическая речь, которая часто выражается в разговоре с самим собой в процессе игры.

Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.

В школьном возрасте недостатки речи часто мешают успешному обучению. Дети 6-летнего возраста, а тем более 7-летнего, поступающие в школу, обычно правильно произносят все звуки. Однако у некоторых детей этого возраста, а подчас даже более старших, произношение оказывается еще несформированным, и тогда родители должны на это обратить специальное внимание, не дожидаясь естественного преодоления речевого недостатка самим ребенком. Правильное и четкое произношение слов ребенком нужно для того, чтобы его речь была понятной для окружающих людей. Вместе с тем неправильное произношение может мешать пониманию самим ребенком речи других. У соматически ослабленных детей наблюдаются трудности переключения с одной артикуляции на другую, снижение и ухудшение качества артикуляционного движения, снижение времени фиксации артикуляционной формы, снижение качества выполненных движений.

Наиболее ярко моторная недостаточность органов артикуляции и моторики рук проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движения.

Любое нарушение речи, в той или иной степени, может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Задача педагогов заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть нарушение. И чем раньше будет выявлен дефект, тем эффективнее и успешнее будет работа по его преодолению.

Цель мероприятия:

Повышать эффективность коррекционной работы с помощью активного привлечения родителей к процессу преодоления речевых нарушений у детей.

Задачи:

— повышать уровень педагогической компетенции родителей в вопросах

речевого развития детей;

— познакомить с понятием артикуляционная моторика, гимнастика;

— проинформировать родителей о том, что постановка звуков у детей во

многом зависит от правильного выполнения тех или иных комплексов

артикуляционных гимнастик;

— научить выполнять специальные упражнения для артикуляционного

аппарата, необходимые для произношения шипящих звуков;

— обучить игровым приемам выполнения артикуляционной гимнастики.

Оборудование:

Компьютер, проектор, мультимедийные презентации РowerPoint: «Формирование артикуляционной моторики на логопедических занятиях», «Прогулка для язычка»; бейджики для родителей, индивидуальные зеркала, вата, диски с записью артикуляционных сказок.

Программа логотренинга.

Учитель-логопед: Добрый вечер, уважаемые родители!

Сегодня мы с вами поговорим о значении артикуляционной гимнастики при коррекции звукопроизношения. Разучим некоторые специальные упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Кроме того, я продемонстрирую вам некоторые приемы работы по формированию артикуляционной моторики на логопедических занятиях.

Сообщение сопровождается показом презентации «Формирование артикуляционной моторики на логопедических занятиях».

Учитель-логопед: Произношение звуков речи это сложный двигательный навык, которому необходимо целенаправленно учить детей.

Коррекция звукопроизношения проводится по следующей схеме:

  • Подготовительный этап, направленный на формирование правильного артикуляционного уклада в процессе выполнения артикуляционных упражнений; этап постановки звука; этап автоматизации звука в различных фонетических условиях произношения и дифференциация звуков, близких по акустико-артикуляционным свойствам.
  • Точность, сила и дифференцированность тонких артикуляционных движений развивается у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки. Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М.Е.Хватцев, О.В. Правдина, М.В.Фомичева и др).
  • Артикуляционная моторика, гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
  • Цель артикуляционной гимнастики выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные.

Принципом отбора артикуляционных упражнений служит характер дефекта произношения. Для каждого ребенка комплекс упражнений я составляю индивидуально, исходя из задачи, добиться правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка. Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, важно научить каждого ребенка правильно применять соответствующие движения. То есть, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому. Раскроем эти понятия.

  • Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.
  • Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах.
  • Темп – это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, логопед регулирует темп при помощи отстукивания рукой или счета вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.
  • Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.

Переход (переключение) к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль.

После того как дети научились выполнять движения, зеркало убрали, функции контроля взяли на себя собственные кинестетические ощущения ребенка (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата).

Любое упражнение не должно доводить орган до переутомления.

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенный усилий и терпения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно.

Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Я стараюсь вовлечь детей в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения.

Для этого кроме игры, как основной деятельности детей, и занятий, я применяю компьютерные технологии 2 раза в неделю. Электронное пособие помогает значительно повысит интерес к коррекционному процессу.

Таким образом, при формировании правильных артикуляционных укладов у детей активизируются новые устойчивые произносительные условно ассоциативне связи, способствующие развитию обратной афферентации и двигательного звена речевой системы в целом.

Кроме этого, для формирования артикуляционной моторики, использую комплексы упражнений, способствующие подготовке органов артикуляции к постановке звука.

Для примера приведу комплекс упражнений для шипящих звуков.

К каждому упражнению подобрана картика-образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики. (Упражнения: блинчик, месим тесто, чашечка, вкусное варенье, парашютик, лошадка, маляр)

Еще одна интересная подача артикуляционной гимнастики – это сказка.

Итак, предлагаю вам побывать в сказке вместе с вашими детьми.

Просмотр компьютерной презентации «Прогулка для язычка» и выполнение соответствующих упражнений перед индивидуальными зеркалами вместе с детьми.

Родители сидят за столами, на которых лежат зеркала, пособия для упражнений на дыхание. Логопед показывая через проектор авторскую сказку — презентацию «Прогулка для язычка» демонстрирует правильное выполнение артикуляционных упражнений. Родители вместе с детьми, взяв в руки зеркала, выполняют все инструкции логопеда, задают вопросы если что-то непонятно.

В заключении логотренинга родители делятся своими впечатлениями.

Учитель-логопед: Уважаемые родители! Благодарим вас за сотрудничество. На память о нашей встрече мы вручаем вам диск с артикуляционными сказками, для занятий с детьми дома. На этой позитивной ноте наш логотренинг завершается. Желаю вам успехов и радости общения с вашими детьми.

МБДОУ Центра развития ребенка – детского сада «Родничок»

г. Томмот, Алданский район, Республика Саха (Якутия)


СООБЩЕНИЕ

из опыта работы учителя-логопеда

Надымовой Людмилы Ивановны

по теме «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения»

с. Менщиково, 2015

ТЕМА: Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения

Любой из нас пришел на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить,

Смеяться, плакать, но при всем при этом

Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.

Е. Ахальцева

Нарушения звукопроизношения у детей является достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана. Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.

Работа с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФНР, ФНР) я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Данная проблема возникает по разным причинам, одна из причин является недостаточное развитие артикуляционной моторики.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут являться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Цель: развитие артикуляционной моторики дошкольников, способствующее устранению недостатков произношения.

Задачи:

    Совершенствование развития артикуляционной моторики через артикуляционные упражнения.

    Подобрать эффективные методы формирования произносительных возможностей дошкольников.

    Повысить компетентность родителей в значимости артикуляционных упражнений.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Расстройство подвижности артикуляционных органов является одной из ключевых проблем возникновения нарушений в произношении звуков. Без восстановления нарушенных функций мы не можем надеяться на исправление речевого дефекта. Поэтому специалисты много времени и внимания уделяют артикуляционной моторике.

Вопросами развития артикуляционной моторики занимались теоретики и практики, специализирующиеся по расстройствам речи (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.Ф. Фомичева, Л.С. Волкова, Т.Б.Филичева и др.). В специальной логопедической литературе достаточно полно раскрыта значимость работы по развитию моторики артикуляционных органов для формирования правильного звукопроизношения, даны описания и методические указания по выполнению комплексов специальных упражнений.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности и переключения органов, отработки определенных положений губ, языка, необходимых для правильного произношения всех звуков.

Вся система артикуляционной гимнастики делится на два вида упражнений:

    Статические, направленные на удержание определенной артикуляционной позы;

    Динамические, требующие многократного повторения одного и того же вида движений.

При выполнении упражнения, дети постепенно вырабатывают уклады, необходимые для закрепления определенных групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных).

Одно из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики, является ежедневное многократное выполнение артикуляционных упражнений. Но быстрая утомляемость, неустойчивость и кратковременность внимая, недостаток интереса к организованной деятельности, низкая мотивация, снижают детский интерес к ежедневным занятиям, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому крайне важно создать условия для организации динамичной, эмоциональной приятной, неутомительной и разнообразной деятельности, способствующей воспитанию игровой мотивации, интереса у детей к работе, что особенно актуально в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Разработка и внедрение вариативных моделей и форм логопедической помощи обеспечивают ее доступность и высокое качество для детей.

Использование игровых методов и приемов позволяет сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению упражнений артикуляционной гимнастики и значительно повышает результат коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей. М.Ф. Фомичева в книге «Воспитание у детей правильного произношения» отмечала, что проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в игровой форме, потому что это основная деятельность детей дошкольного возраста. Она предложила сопровождать каждое упражнение предметной или сюжетной картинкой. Это позволяет ребенку быстрее и успешнее овладеть артикуляционной гимнастикой. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, преодоление трудностей проходит легче.

С целью информирование родителей о формах и методах подготовки органов артикуляций детей к правильному произношению, был организован семинар – практикум для родителей: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях», открытые занятия с дошкольниками, беседы (индивидуальные, подгрупповые), консультации «Фитнес для язычка», «Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой», «Для чего нужна артикуляционная гимнастика», изготовлены фото-презентации, памятки и буклеты с упражнениями.

Совершенно очевидно, что реализовать поставленные задачи можно только, четко скоординировав работу учителя-логопеда и педагогов.

Коррекция звукопроизносительной стороны речи – процесс длительный; и чтобы его сделать интересным, для педагогов были проведены консультации: «На зарядку с язычком: упражнения для детей подготовительного возраста», «Язычок путешественник», «Артикуляционная гимнастика для малышей», семинар-практикум «Артикуляционная гимнастика эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи», изготовлены памятки и буклеты с упражнениями.

В настоящие время существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик. «Артикуляционная гимнастика для девочек» и «Артикуляционная гимнастика для мальчиков» Н.В. Нищевой, О.А. Новиковская «Веселая зарядка для язычка» и многих других. Авторы данных пособий предлагают оптимизировать логопедическую работу по формированию правильного звукопроизношения. Интересные истории, сказки и обыгрывание их с помощью артикуляционной гимнастики воспринимаются детьми с большим интересом.

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, мною изготовлено и апробировано игровое пособие «Артикуляционная гимнастика с Веселым Язычком». Пособие изготовлено на основе содержания книги «Уроки логопеда» Е.М. Косиновой, оно состоит из стенда и картинок символов для всех артикуляционных управлений. Имеется картотека с описанием всех упражнений и методическими рекомендациями по их выполнению.

На стенде изображена лесная тропинка, по которой «путешествует» Язычок. Картинки изготовлены из магнитного винила. Стенд и картинки заламинированы, что позволяет проводить санитарную обработку пособия. Изготовленное таким способом пособие выглядит ярко и эстетично, практично в работе, устойчиво к износу и повреждениям. Возможность манипулирования картинки-символы вызывает у детей живой, неугасимый интерес к артикуляционным упражнениям.

Магнитный способ крепления очень интересен детям, они с удовольствием прикрепляют и снимают со стенда картинки. Это занятие способствует развитию мелкой моторики рук.

С помощью данного пособия можно обыграть комплекс артикуляционной гимнастики на любую группу звуков, подчинив его сказочному или игровому сюжету. Дети с радостью приходят на помощь Язычку и помогают ему выполнить какое-то задание, отправляются с ним на прогулку, спасают его от беды.

Работа с пособием начинается с самых первых занятий подготовительного этапа работы по исправлению неправильного произношения. С помощью главного героя Язычка дети знакомятся со строением артикуляционного аппарата, узнают о пользе упражнений для язычка и других органов артикуляции, учатся выполнять эти упражнения.

Так как упражнения должны выполняться перед зеркалом, то считаю целесообразным размещения пособия возле зеркала в зоне индивидуальной работы. Пособие очень органично вписалось в интерьер логопедического кабинета и стало функциональным элементом предметно-развивающей среды.

Занятия артикуляционной гимнастикой проходят по определенной схеме. На столе перед ребенком лежат картинки – символы. Следуя сюжету сказки, выбираются нужные картинки, выполняются упражнение и картинка прикрепляется к стенду-тропинке. После выполнения артикуляционной гимнастики проводится беседа по сказке – вспоминаем, куда отправился Язычок, что он делал, с кем познакомился и т.д. На первых занятиях упражнения выполняются в последовательности, предложенной логопедом. На последующих занятиях дети самостоятельно выбирают последовательность выполнения упражнений, самостоятельно придумывают сюжет. Это способствует развитию у детей воображения и фантазии.

Также с помощью данного пособия можно проводить работу по развитию лексико-грамматической стороны речи – учить употреблять в речи пространственные предлоги (за, на, в, под, над, из-под и др.). Детям очень нравится обыгрывать картинки, и после окончания занятия они еще несколько минут играют, озвучивая все свои действия, что способствует развитию связной речи.

Использование игрового пособия позволяет сделать занятия интерактивными, интересными, увлекательными, эмоционально комфортными. Ребенок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее.

Выполнив упражнения артикуляционной гимнастики на занятии, ребенок, вернувшись в группу, рассказывает новую сказку своим друзьям, а дома – родителям. Это способствует многократному ненавязчивому повторению комплекса артикуляционных упражнений.

Оценка эффективности проводимой работы по развитию артикуляционной моторики проводится на основе диагностики, проводимой в начале и в конце учебного года. Обследование артикуляционной моторики проводиться в виде диагностических проб при использовании словесных инструкций, образца, показа. К концу учебного года у детей с речевыми нарушениями значительно улучшается подвижность, выносливость, точность движений активных мышц артикуляционного аппарата.

Успешное использование игрового пособия при выполнении артикуляционной гимнастики позволяет достигнуть высоких результатов в развитии речи детей.

Надеюсь, что представленное пособие вызовет интерес логопедов, а главное – принесет пользу в их работе, направленной на профилактику и коррекцию дефектов звукопроизношения у детей.

Литература

1. Косинова Е.М. «Уроки логопеда»: игры для развития речи. – М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011.

2. Журавлева А.Е. «Домашняя логопедия». – М.: Эксмо, 2012.

3. Ткаченко Т.А. «Логопедические упражнения». – М.: Эксмо, 2013.

4. Крупенчук О.И. Воробьева Т.А. «Исправляем произношение»: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013.

5. ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 №1155.

6. Интернет-ресурсы.

7. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

8. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» - М.: Просвещение, 1989.

Показ речевых гимнастик в группах дошкольного возраста. Гимнастики, проводились педагогами детского сада.

Цель показа:

Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики.

Задачи:

1. Ознакомление воспитателей с методами и приёмами работы при проведении речевых (артикуляционных) гимнастик.

2. Дать представление о разно плановости речевых гимнастик, в зависимости от возрастных и речевых возможностей детей.

3. Показать возможность использования речевых гимнастик в развитии познавательно – речевой деятельности детей.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, презентация «Пальчиковая гимнастика «Дикие животные». Картинный материал: силуэты диких животных, ранняя и поздняя осень, детёныши диких животных, звуковая дорожка «Помоги стрекозе долететь до озера»; игрушки диких животных.

Вступительное слово.

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согласно ФГОС речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылке к обучению грамоте.

Развитие речи – это очень сложный, длительный процесс.

Сегодня мы будем говорить о звуковой культуре речи. Есть логопед в детском саду или нет, педагоги группы обязаны работать над звуковой культурой речи, в соответствии с программой ОУ.

В норме все звуки речи дети должны произносить к 5 годам. Не даром, логопед по положению о «Дошкольном логопункте» работает с детьми с 5 лет. На практике нарушение звукопроизношения (разной степени сложности) к 5 годам у детей от 65% до 95% в зависимости от набора детей в группе.

К сожалению, работа по звуковой культуре речи среди педагогов не популярна. Воспитатели предпочитают выполнять работу, которая им более понятна и быстро результативна. Это не относится к звукопроизношению. Часто от педагогов слышишь:

«Раньше было хуже. Это особенности ребёнка. Да, что с ним делать, исправляешь, исправляешь, а он так же говорит. Я не успеваю».

Сегодня мы покажем практические, действенные приёмы работы с детьми по развитию звуковой культуры речи.

Звуковая культура речи берётся как часть НОД, работая, вы стараетесь принести детям добро. Но если Вы в НОД повторяете чистоговорки, учите выделять звуки, а большинство детей в группе, их не проговаривает, это не только бесполезная работа, это работа со знаком минус, вы прикладываете силы к закреплению дефектного произношения звуков. Это не добро, это зло.

Самая первая, самая простая, действенная, приносящая видимый результат – речевая гимнастика.

Мы привыкли к утренней физкультурной гимнастике, где закрепляются знания, полученные на НОД, например построение, перестроение, умение маршировать, выполнять движения по команде.

Ту же функцию будет нести и артикуляционная гимнастика. Сколько раз в неделю Вы планируете звуковую культуру речи?..

Здесь вы с ребятками будете работать над ней ежедневно.

Основная часть.

Структура гимнастики может быть разной. Воспитатели детского сада покажут вам несколько речевых гимнастик, которые регулярно, в данный момент, проводятся в ДОУ.

2 младшая группа.

Тема «Животные»

Развитие речевой моторики /упражнения на развитие подвижности губ, нижней челюсти, языка/, упражнение на дыхание и упражнение на развитие логического мышления, знания диких животных.

Пальчиковая гимнастика + словарная работа, знание детёнышей животных.

Ход гимнастики.

1. Развитие речевой артикуляции

- «Зайчик» Губку верхнюю подняв,

замер зайчик, зубки сжав.

(Поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы, опустить обратно – 5-7 раз.)

- «Волк» Зубастый волк

Зубами щёлк да щёлк

(Открыть губки, показать зубки, пощёлкать зубами сильно откидывая нижнюю челюсть.)

- «Белка и лиса» Сверху белка прискакала,

лиса здравствуй, ей сказала.

(Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу, держать 3-5 секунд, убрать язык в рот – 5 раз.)

- «Белка и еж» Осмотрелась белка,

а потом поздоровалась с ежом.

(Широким языком тянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот.)

- «Лиса» Как будто колобок лежит на губе,

слижу его «чашечкой» в ротик себе.

(Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз.)

2. Упражнение на дыхание.

Подул ветерок (лёгкий вдох, продолжительный выдох), пошёл снежок (волнистые движения руками) засыпал животных.

Это зайчонок, это бельчонок, сгибают пальцы в кулак, начиная с

Это лисёнок, это волчонок, мизинца

А это спешит, ковыляет спросонок вращают большим пальцем

Бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок.

4. Упражнение на развитие мышления, внимания.

Помогите, ребятки отгадайте, что это за животные.

Средняя группа.

Тема «Осень»

Мимическое упражнение /выразительность восприятия, знание различия ранней и поздней осени/,

Развитие артикуляционной моторики, упражнение на дыхание,

Пальчиковая гимнастика + словарная работа – детёныши животных,

Словообразование – детёныши животных /усложнение/.

Ход гимнастики

1. Мимические упражнения

Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень.

Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.

2. Развитие артикуляционной моторики.

Хомячок-толстячок. Втянуть щеки.

Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.

3. Пальчиковая гимнастика «Детёныши диких животных»

Применение ИКТ. Гимнастика с использованием презентации Лутовой Е.Ю. «Дикие животные»

4. Работа со словарём.

У зайчихи - … У ежихи - …

У белки - … У лосихи - …

У волчицы - …

У лисы - …

У медведицы …

Старшая группа.

Работа над дикцией, упражнения на дыхание,

Развитие мелкой моторики, подготовка к обучению элементам грамоты,

Развитие артикуляционной моторики /упражнения такие же, как в средней группе, т.е. одинаковые упражнения можно брать в разные комплексы речевой гимнастики/. Гимнастику вы формируете под нужды группы.

Ход гимнастики:

Поём слитно на одном выдохе. Короткий вдох через нос.

Пропевание гласных сопровождаем движением правой руки.

На одну гимнастику 2 звука.

Звуки бывают короткими и длинными. Короткие звуки надо петь упруго, отрывисто, звонко. Помогаем жестом: «стряхиваем с кисти капельки».

Короткий вдох через нос.

2. Развитие артикуляционной моторики, мимических мышц «Как животные готовятся к зиме»

Шли-шли, к мишкиной берлоге подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.

Хомячок-толстячок. Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.

Делает белочка запасы на зиму. Мелькает беличий хвостик.

Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.

Белочка накалывает грибы и ягодки на веточку. Рот закрыт, поочередно надавливаем кончиком языка в щёку.

/После разучивания комплекса поощрять детей на передачу настроения животных./

Подготовительная группа.

Тема «Насекомые».

Дыхательная гимнастика + различение звуков З и Ж,

Развитие артикуляционной моторики,

Элементы обучение грамоте.

Ход гимнастики

1. Дыхательная гимнастика:

- «Комарик» Встать прямо, выполнить полный вдох, на выдохе тихо, с повышением голоса, длительно произнести «з-з-з-З-З-З».

- «Жук» Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить «ж-ж-ж».

Я - жук, я - жук, я здесь живу. (Плавно размахивать руками.)

Я все жужжу, жужжу, жужжу: (Ритмично переступать ногами. )

2 . Развитие артикуляционной моторики:

- «Хоботок». Сомкнутые губы вытянуть вперед.

- «Шмель». Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», «джжж».

- «Комарик кусает». Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта.

- «Бабочка летает вокруг цветка». Приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки.

-«Кузнечик». Широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно касаться основания (бугорков) то верхних, то нижних зубов.

- «Пчела». Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх к бугоркам (альвеолам). Пытаться произнести «джжж», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд.

3. «Помоги стрекозе долететь до озера»

Чтение слогов. По возможности подбор слов к слогам.

Заключительная часть.

Речевую гимнастику мы формируем под нужды группы, в данном конкретном случае это:

  • Младшая и средняя группа – развитие подвижности органов артикуляции + развитие мышления, речевого внимания.
  • Старшая группа – развитие подвижности органов артикуляции, дикция /что бы чётко говорить не обязательно кричать, надо чётко произносить звуки, т.е. работать губами, языком/, развитие познавательных процессов – введение творческих работ.
  • Подготовительная группа – развитие инициативности, речевого внимания, обучение элементам грамоты: различение звуков, выделение звуков из слов, умение составлять слова с определённым звуком или слогом, обучение элементам чтения. Работа над дикцией.

И всё это от 3-5 до 8 минут, но каждый день. Кроме речевых, Вы будете решать познавательные, организационные и другие задачи. И всё за 5 – 8 минут.

Использованная литература:

1. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения».- М: Из – во «Просвещение», 1998 г.

2. Овчинникова Т.С. «Логопедические распевки». – СПб: КАРО, 2010 г.


«Весёлый язычок»

Развитие артикуляционной моторики

Правильное произнесение звуков обеспечивается бла­годаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мяг­кое нёбо. Точность, сила и дифференцированность дви­жений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. У ребенка, имеющего общее недоразвитие речи вследствие недоразвития или мозгового поражения, нарушается подвижность органов артикуляционного аппарата.

Работа по развитию подвижности органов артику­ляционного аппарата проходит по следующим направ­лениям:

· проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры;

· проведение работы по борьбе с солевацией;

· проведение артикуляционной гимнастики .

Артикуляционная гимнастика

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артику­ляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и опреде­ленных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки за­креплялись.

При отборе упражнений для артикуляционной гим­настики надо соблюдать определенную последователь­ность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для по­вторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать пра­вильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим руч­ным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом:

1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2.Показывает его выполнение.

3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контроли­рует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнасти­ку, должен следить за качеством выполняемых ребен­ком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движе­ния к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрич­но по отношению к правой и левой стороне лица. В про­тивном случае артикуляционная гимнастика не дости­гает своей цели.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражне­ние неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), под­бодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).Если у ребенка при выполнении упражнений на­блюдается саливация, то перед артикуляционной гим­настикой рекомендуется проведение следующих уп­ражнений:

1.Ребенку объясняют необходимость проглатывания слюны.

2.Проведение массажа жевательных мышц, которые мешают проглатыванию слюны.

3.Вызывая пассивно и активно жевательные движе­ния, попросить ребенка откинуть голову назад, так возникает непроизвольное желание проглотить слю­ну; можно подкрепить просьбой.

4.Ребенку перед зеркалом предлагается жевать твер­дую пищу (можно печенье), это стимулирует движе­ния жевательной мускулатуры и приводит к необ­ходимости делать глотательные движения, можно подкрепить просьбой (таким образом, непроизволь­ные движения переходят в произвольные).

5.Произвольное закрытие рта за счет пассивно-ак­тивных движений нижних челюстей. Сначала пас­сивно: одна рука логопеда — под подбородком ре­бенка, другая — на его голове, путем надавливания и сближения руками челюсти ребенка смыкаются — движение «сплющивание». Потом это движение проделывается при помощи рук самого ребенка, затем активно без помощи рук, с помощью счета, команды.

Артикуляционная гимнастика для развития подвижности губ

Работа по развитию подвижности губ начинается с подготовительных упражнений:

· рассмешить ребенка (непроизвольное растягивание губ);

· намазать губы сладким («слизывание» — поднятие кончика языка вверх или вниз);

· поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребенка вперед).

После вызывания непроизвольных движений они закрепляются в произвольном плане, в активной гим­настике. На первых порах движения будут выполнять­ся не в полном, не в точном объеме, затем закрепляют­ся в специальных упражнениях для губ («улыбка, «хо­боток», чередование их).

Далее вводятся следующие упражнения:

1.« Непослушные губки». Покусывание и почесыва­ние сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2.«Улыбка -трубочка». Вытянуть вперед губы тру­бочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3.« Хоботок». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4.« Рыбка »:

· хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук);

· сжать большим и указательным пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя паль­цами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз;

· щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения раздавался характерный звук «по­целуя».

5.« Уточка». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все осталь­ные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как мож­но сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

6 .«Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воз­духа легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук,похожийна фырканье лошади.

7. «Львенок сердится». Поднимать верхнюю губу так, чтобы были видны верхние зубы.Опускатьнижнюю губу, обнажая нижниезубы.

8.« Губки спрятались». Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

9.« Воздушный шарик» (если губы совсем слабые). Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.

10.«Сильные губки»:

· удерживать губами карандаш, пластмассовую тру­бочку. Карандашом нарисовать круг (квадрат);

· удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.

Артикуляционная гимнастика для губ и щек

1.« Щечки замерзли». Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2.« Толстушка». Надуть обе щеки, потом наду­вать щеки поочередно.

3. «Худышка». Втянуть щеки.

4.« Кулачки». Рот закрыт. Бить кулачком по наду­тым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Артикуляционная гимнастика для мышц языка

Работа по развитию подвижности языка начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям. В случае выраженной дизартрии для артикуляционной гимнас­тики рекомендуются следующие упражнения:

· помещение кончика языка к внутренней поверхнос­ти нижних резцов;

· вытягивание языка вперед и убирание его назад;

· стимуляция мышц корня языка. Сначала произволь­но, путем рефлекторных сокращений, в результате раздражения корня языка шпателем. Затем движе­ния закрепляются в безусловных рефлексах, а затем и произвольных «кашлевых» движениях.

Далее проводится выполнение тонких, дифференци­рованных движений языка. С этой целью целенаправ­ленно подбираются движения, направленные на выра­ботку нужного артикуляционного уклада, с учетом нор­мальной артикуляции звука и характера дефекта. Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игр, которые подбираются с учетом возраста ре­бенка, характера и степени органического поражения. Рекомендуются следующие упражнения:

1.« Блинчик». Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном, спо­койном состоянии под счет до 5-10. Следить, чтобы язык не сужался, а кончик касался нижних зубов.

2. «Лопаточка». Рот открыт, губы в улыбке, поло­жить кончик языка на нижнюю губу «лопаткой», боко­вые края языка касаются углов рта. В спокойном, рас­слабленном состоянии удерживать язык под счет до 5- 10. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, не выходя за ее пределы. Если язык не получается сделать широким, можно пошлепать по нему губами, произнося пя-пя-пя, или нараспев тянуть звук [и].

3. «Накажем язычок». Губы в улыбке, легко поку­сывая, промассировать зубами всю поверхность языка, медленно высовывая и втягивая его в рот. Потом чесать язык зубами.

4. «Иголочка». Рот открыт, губы в улыбке, высу­нуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигае­мому от языка пальцу, карандашу, конфетке. Следить, чтобы губы и челюсти былинеподвижны.

5. «Качели». Рот открыт, губы в улыбке, двигать язык к уголкам рта вправо-влево. Следить, чтобы че­люсть и губы были неподвижны, язык не скользил по нижней губе.

6. «Вкусное варенье». Рот открыт, губы в улыбке. Облизнуть кончиком языка верхнюю губу от одного угол­ка рта до другого. Следить, чтобы язык доходил до угол­ков рта, движение было плавным, без скачков, челюсть не двигалась. Так же облизать нижнюю губу. Потом облизать губы по кругу.

7.« Почистим зубки-1». Рот закрыт. Облизывать зубы под нижней, потом под верхней губой. Следить, чтобычелюсть и губы не двигались.

8.« Почистим зубки-2». Рот закрыт. Облизывать зубы под губами круговыми движениями языка. То же по­вторять с открытым ртом.

9.Рот открыт, губы в улыбке. Плавно провести язы­ком по верхним зубам, прикасаясь к каждому зубу, пе­ресчитывая их. Следить, чтобы челюсть не двигалась. То же движение — по нижним зубам.

10.Рот закрыт. Напряженный кончик языка упира­ется то в одну, то в другую щеку. То же, но рот открыт.

11.« Почистим зубки-3». Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку и делает языком движения вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.

12.« Фасолька». При паретичном, вялом языке пе­ремещать во рту фасоль, горох и т. п.

13.« Качели». Рот открыт, губы в улыбке. Подни­мать широкий язык к носу и опускать к подбородку. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

14.« Качели-1». Рот открыт, губы в улыбке. Подни­мать широкий язык к верхним и опускать к нижним зубам. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

15.« Качели-2». Рот открыт, губы в улыбке. Широ­кий кончик языка положить на альвеолы за нижними зубами с внутренней стороны, потом поднять на бугор­ки за верхними зубами тоже с внутренней стороны. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

16.« Фокус». Рот открыт, губы в улыбке. Язык вы­сунуть «чашечкой», «ковшиком». Сдуть ватку с кон­чика носа, воздух выходит по середине языка, ватка летит строго вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а нижняя губа не натягивалась на нижние зубы.

17. «Барабанщик». Рот открыт, губы в улыбке. Бо­ковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить напряженным широким кон­чиком языка по верхней десне: д-д-д, постепенно убыст­ряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двига­лась, губы оставались в улыбке, звук носил характер четкого удара, чтобы отчетливо ощущалась выдыхае­мая струя воздуха.

18. «Дождик». То же, но произносить ды-ды-ды. Как и в упражнении 17, работает только язык. Для контро­ля можно поднести ко рту полоску бумаги. При пра­вильном выполнении она будет отклоняться.

19.« Индюк». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и двигать им вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы по­глаживая ее. Темп убыстряется постепенно, добавляет­ся звук голоса, пока не услышатся звуки, похожие на бл-бл (индюк разговаривает). Следить, чтобы язык был широким, он должен облизывать верхнюю губу. Нижняячелюстьне двигается.

20. «Лошадка-1». Рот открыт, губы в улыбке. Широ­кий кончик языка прижать к нёбу за верхними зубами и оторвать со щелчком (пощелкать кончиком языка). Темп постепенно убыстряется. Следить, чтобы губы улыбались, нижняя челюсть не двигалась.

21 .«Лошадка-2». То же, но беззвучно.

22. «Катушечка». Рот открыт, губы в улыбке. Ши­рокий кончик языка упирается в нижнюю десну, спин­ка языка выгибается. Следить, чтобы язык не сужался, кончик языка оставался у нижних зубов и не оттяги­вался назад, челюсть и губы были неподвижны.

23.« Приклей конфетку-1». Присасывание спинки языка к нёбу, сначала при сомкнутых челюстях, а за­тем при разомкнутых. Если присасывание не удается, то на спинку языка можно положить липкую конфе­ту — ребенок старается, прижимая спинку языка к нёбу, сосать конфету.

24.« Приклей конфетку-2». Рот открыт, губы в улыб­ке. Широкий язык присосать к твердому нёбу, удержи­вать под счет до 10, потом оторвать со щелчком. Сле­дить, чтобы губы и нижняя челюсть не двигались, бо­ковые края языка были одинаково плотно прижаты (ни одна половинка не должна провисать). При повторении упражнения открывать рот шире.

25.« Гармошка». Присосать спинку языка всей плос­костью к твердому нёбу. Не отпуская языка, закры­вать и открывать рот, растягивая подъязычную уздеч­ку. При повторении упражнения надо стараться откры­вать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны, не провисала одна из сто­рон языка.

26 .«Дразнилка». Кончик языка высовывается на­ружу и двигается между губами сначала по вертикали, а затем по горизонтали, при этом чувствуется напряже­ние в уздечке языка. При включении голоса получаетсязвук, похожийна детское«поддразнивание».

27. «Ветерок». Рот открыт, губы в улыбке. Поло­жить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти

Необходимым условием четкой речи является уме­ние правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

Комплекс упражнений для развития мышц нижней челюсти:

1. «Трусливый птенчик». Широко открывать и зак­рывать рот так, чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух паль­цев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высо­вывается. Упражнение выполняется ритмично.

2. «Акулы». На счет «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» — челюсть опущена на место, на «четыре» — че­люсть двигается влево, на «пять» — челюсть опущена, на «шесть» — челюсть выдвигается вперед, на «семь» — подбородок в обычном удобном положении, губы сомк­нуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

3. «Верблюд». Имитация жевания с закрытым и от­крытым ртом.

4. «Обезьяна». Челюсть опускается вниз с макси­мальным вытягиванием языка к подбородку.

5. «Сердитый лев». Челюсть опускается вниз с мак­симальным вытягиванием языка к подбородку и мыс­ленным произнесением звуков [а] или [э] на твердой ата­ке, сложнее — с шепотным произнесением этих звуков.

6. «Силач-1». Рот открыт. Представить, что на под­бородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

7. «Силач-2». Поставить руки на стол, сложить ла­дони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони.Расслабиться.

8. «Силач-3». Опустить челюсть вниз с преодолени­ем сопротивления (взрослый держит руку под челюс­тью ребенка).

9. «Силач-4». Открывать рот с откидыванием голо­вы назад с преодолением сопротивления руки взросло­го, лежащей на затылке ребенка.

10. «Дразнилки». Широко, часто открывать рот и произносить па-па-па.

Артикуляционная гимнастика для мышц глотки и мягкого нёба

1.« Спатьхочется»:

· позевывать с открытым и закрытым ртом;

· позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2 .«Горлышкоболит»:

· произвольнопокашливать;

· хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки;

· покашливать с высунутым языком;

· имитировать полоскание горла с запрокинутой го­ловой;

· полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, со­ком с мякотью, кефиром);

· глотать воду маленькими порциями (20-30 глотков);

· глотать капли воды, сока.

3. «Шарик». Надувать щеки с зажатым носом.

4.Медленно произносить звуки [к], [г], [т], [д].

5.Подражать:

· стону;

· мычанию;

· свисту.

6. «Силач»:

· запрокидывать голову с преодолением сопротивле­ния. Взрослый держит руку на затылке ребенка;

· опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка;

· запрокидывать и опускать голову при сильном на­жатии подбородком на кулаки обеих рук;



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок