Дошкольный возраст: основная характеристика. Возрастная психология - дошкольный возраст Возрастная психология - дошкольный возраст

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Социальная и возрастная педагогика на первое место ставит изучение процесса перехода с одной возрастной ступени на другую. Именно на данном этапе ребенок учится социально адаптироваться, интеллектуально развивается и формируется как личность. Особенности психического развития детей дошкольного возраста – это критерии, которые нужно знать.

Дошкольный возраст 0 комментариев

Период дошкольного возраста является достаточно важным для правильного воспитания и развития детей. Данный этап разделяется на несколько возрастных групп, каждая из которых имеет определенные особенности. Методы воспитания детей, эффективные программы и технологии.

Дошкольный возраст 0 комментариев

Воспитание детей дошкольного возраста – самая ответственная работа в мире. Педагоги, занимающиеся организацией и проведением воспитательно-образовательного процесса, должны быть профессионалами своего дела. В последнее время таких профессионалов становится все меньше. Какой же он, идеальный воспитатель дошкольного учреждения?

Дошкольный возраст 0 комментариев

Развитие мышления у детей дошкольного возраста – это важный этап их становления как личности и правильного восприятия мира вокруг них. Изменение мировоззрения, умение отличать реальность от выдумки, размышления и их практическое применение – все это этапы развития детского мышления. Каковы его особенности, с какими трудностями сопряжен процесс?

Дошкольный возраст 0 комментариев

К дошкольному возрасту относится период жизни ребенка от трех до семи лет. За это время малыш проходит долгий путь от младенчества до почти взрослости, и задача родителей и воспитателей – помочь ему. Развивая ребенка дошкольного возраста, стоит соблюдать ряд правил, которые помогут найти контакт с малышом и действовать максимально эффективно.

Дошкольный возраст 0 комментариев

Дошкольный возраст разделяется на несколько периодов, каждый из которых имеет определенные характерные черты. В любом случае данный момент является очень важным, так как осуществляется активное развитие детей. Особенности формирования различных качеств и мышления у детей.

Дошкольный возраст 0 комментариев

Детское дошкольное учреждение – учреждение разной направленности общеобразовательной программы дошкольного образования. В данных заведениях дети проводят практически каждый день. Возраст малышей, которые посещают данные заведения, варьируется от 2 до 7 лет.

Дошкольный возраст 0 комментариев

Полоролевое воспитание мальчиков и девочек – одна из основных задач, которая ставится перед родителями и воспитателями детских садов. Гендерное самоопределение ребенка повлияет на всю его дальнейшую жизнь, и от правильности его будут зависеть психологическое и социальное становление человека.

Характеризуя термин «дошкольный возраст», ученые понимают определенный возрастной отрезок, примерно с 4 до 6-7 лет. Этот промежуток в развитии дошколенка отличается иными формами деятельности, участием в новых ситуациях развития и общественной жизни.

Несмотря на ранний возраст, ребенок начинает мыслить, и, при этом, включается во вновь открывающиеся для него условия социальной сферы деятельности. Важно учить его нести ответственность за любое свое действие, предлагать осмысливать поступки. Известно, что совместные действия в группе старших или сверстников, вытесняются самостоятельным воплощением в жизнь заданий, которые ставят перед воспитанником педагоги или родители. Кроме того, в этом возрасте происходят другие заметные изменения:

  • Недавний малыш остро осознает обособленность, свое «Я».
  • Мир старших вызывает очень большой интерес.
  • Изучаются отношения старшего поколения, деятельность этой категории знакомых.
  • Действия малыша начинают напоминать поведение взрослого человека.
  • Нормы поведения, которые похожи на сюжетно-ролевую игру, очень узнаваемы в поведении малыша, подражающего старшим.

Существует схема, наилучшим образом характеризующая разные стороны развития детей. В это время наиболее приемлемой формой передачи знаний подопечным остается сюжетно-ролевая игра с применением предметов или без них. На детей психолог возлагает роли взрослых вместе с их обязанностями и занятиями. Для малышей специально создаются ситуации, когда они осознанно воспроизводят приемлемые, в предлагаемых обстоятельствах, действия. В большинстве случаев дети реагируют на вопрос о том, как нужно поступить и что предпринять в сложившейся ситуации адекватно, и конкретно описывают порядок действий. Иногда это происходит произвольно. Но им сложно освоить систему человеческих отношений без примера и эмоционального воздействия, по крайней мере, на начальном этапе.

У сюжетно-ролевых игр, созданных по профессиональным методикам и рекомендациям, специально для детей дошкольного возраста, просматривается своя структура. Личность преподносится как главный источник формирующихся жизненных потребностей. Чтобы ситуация в процессе развития, не привела к замкнутости и эгоистическим проявлениям, малышу в старшем возрасте нужно объяснить, что в обществе он живет по определенным правилам, применимым в процессе изучения. Пока личность еще не в состоянии осуществить всю последовательность адекватных действий, чтобы быть полноценной частью общества, ее не будут воспринимать как равную.

В данной возрастной категории психика ребенка вырабатывает нестандартные шаблоны действий. Но часто наступает удачный момент для выявления творческих способностей. Ученые рекомендуют не упускать это время. Возможно, именно в такой промежуток времени ребенку удастся развить свои креативные способности. В нем порой открываются своеобразные взгляды на действительность, желание сделать то, чего не существовало раньше. Проявления соответствующего интереса возможны в той же игровой форме, что осваивается детскими группами в иных сферах деятельности, либо исконно художественном творчестве.

Особенности психических процессов

Дошкольный возраст – этот время, когда особым образом развиваются основные компоненты психики. Важно изучить природу их образования.

Личностям приходится осваивать новые виды действий. В этом процессе часто наступает переломный момент. Ребенок испытывает давление со стороны старших, ему предъявляются новые требования. Он вынужден искать способы сосредоточения, удержания внимания в новых ситуациях. Чадо становится взрослее. Ему необходимо не только запомнить материал, но и воспроизвести его, поддержать замысел игры. Он стремится получить высокую оценку старших. При этом для педагогов важно учесть следующие особенности:

  • Внимание ребенка на начальном этапе познания мира интенсивно активируется.
  • Основы, предшествующие новым знаниям позволяют отражать интересы детей к окружающему миру.
  • Старшим часто приходится прибегать к определенным действиям радикального характера, дабы привести поведение ребенка в норму и рамки корректности. При этом воспитателям важно самим помнить об основах воспитания детей.
  • Детям требуется сосредоточиться еще до выполнения поставленных задач, но психика малышей устроена по-другому. Они сосредотачиваются ровно в то время, пока имеется интерес к работе.
  • Есть данные о том, что еще до окончания дошкольного возрастного этапа, обучающая деятельность усложняется.

Но пока школьный возраст еще не наступил, продолжает развиваться память. В это время дошкольник обучается не только запоминанию, но и воспроизведению. Память, в большинстве случаев, непроизвольна. В таком возрасте трудно поставить себе задачу самостоятельно и осознанно, достичь цели в запоминании. Но известно, что когда чадо проявляет какую-либо активность по отношению к запоминаемому, он может запечатлеть картинку, целый фильм, эпизод или книгу. После 4-5 лет воспитатели напоминают о том, что пора развивать произвольную память.

Познание превращается в осознанный инструмент, которым оперирует психика ребенка. При этом, вырабатываются образы функционирования человеческого сознания в режиме единой интеллектуальной деятельности. Педагогам необходимо грамотно воздействовать на психику малыша, поскольку в это время происходят важные личностные изменения.

Примечательны следующие особенности

  • Внутренняя речь детей преобладает над внешней, она начинает активно развиваться, успешно функционировать.
  • Речь ребенка превращается в инструмент мышления.
  • Поведение малыша поддается определенным ограничениям, принятым в обществе.

Ребенок постепенно понимает, как действовать, чтобы его похвалили, каким способом придерживаться существующих правил и принятых норм. Он понимает, что свое поведение нужно контролировать. При этом, ему удается получить определенный результат. Его маневры перестают быть непроизвольными, а поступки регулируются моралью. Чадо осознанно осваивает такое понятие, как мораль. Он знает, чем отличается плохое от хорошего.

Известно, что до этого времени дети способны действовать в беспорядке. У них порой проявляется своеобразное стремление навести порядок, но истинные знания о том, что такое идеальный порядок, приходят только во время старшего дошкольного возраста. Так появляются склонности к систематизации, упорядочению.

В старшем возрасте речь развивается, но особая интенсивность в данном процессе приходится на дошкольный этап. Дети быстро осваивают новое в языке. Родителям нужно проверять, как ребенок обучается, запоминает ли он новые слова, применяет ли все способности своей памяти.

В период старшего возраста, наступает новый этап в развитии звуковой речи. Важно использовать его и открывающиеся при этом «двери» познания. Дошкольники получают возможность осознавать особенности своего произношения. Пора обучать ребенка разным специальным понятиям, таким, как тембр. Нужно знакомить его с другими словесными инструментами дикции. Иначе речь останется невыразительной.

В отличие от старшего, в более раннее время дети образуют слова на эмоционально-логическом уровне. Терминология – это часто их собственное изобретение. Но смысл слов остается понятным. Люди принимают это явление, как неординарность ребенка. Но на самом деле, это черта свойственна всем детям, находящимся на раннем этапе дошкольного возраста.

У детей проявляются новые интересы. Они строят логически связные предложения. У них получаются рассказы с сюжетами, персонажами и др. Раскрываются способности самостоятельно придумывать сказки.

Ребенок обучается использованию разнообразных выразительных средств, а в восприятии проявляются признаки объективности, способности к логике.

Практическая часть воспитания

У ребенка столько особенностей функционирования психики, что специалисты посвятили им целый раздел. Но главные характеристики типов сознания и восприятия малышей – виды темпераментов. Это сложное явление, состоящее не из одного психологического фактора, а из целого ряда свойств и деятельности. В их числе и наиболее яркие черты личности. Немаловажную роль здесь играют и физиологические данные.

Несмотря на то, что темперамент не изменяется в течение всей жизни, его сложно определить в детском возрасте. Но бывают прямо противоположные ситуации, когда именно у этой категории малышей темперамент определяется особенно легко. Так, в отношении детей дошкольного возраста хорошо зарекомендовала себя техника Б.И.Цуканова. Ученый взял на вооружение известный факт, ставший инструментом для психологов-практиков. Он смог описать процесс достаточно точной, профессиональной передачи сведений о типе темперамента через количественные показатели. Здесь важны производные психофизиологических характеристик, формирующих индивида.

Идея методики Цуканова

Специалист- психолог Б.И.Цуканов нашел неординарное применение известной психологической методике, позволяющей воспроизвести во времени небольшие промежутки (в 2-3 сек.) в слуховом, моторном и зрительном анализаторах. Человек попадает в определенную ситуацию, при этом воспроизводит приемлемые шаги, но - стандартные, тестовые. В результате, благодаря выявлению совершенных ошибок, он достигает поставленной цели. В большинстве случаев ученому удается обосновать теорию зависимости допущенных человеком ошибок воспроизведения ситуации от типа темперамента. Метод Цукнова ценится за то, что темперамент им выявляется объективно, с учетом множества правил.

Ролевое восприятие активно используется педагогами и специалистами, занимающимися с детьми. Все осуществляется по ряду правил. Для воспитанника это очень важно. Ему нравится осознавать, что он выдержал множество основ своих действий. Для него такой вид удовлетворения потребности нов, он открывает невиданную форму удовольствия – сделать все по правилам.

Используя ролевую игру как аккумулятор элементов труда в деятельности дошкольника, можно добиться применения им определенных усилий. В этот момент ему уже на ранних стадиях понятно, что делать, чтобы действие было закончено.

Предлагаемая методика ценна тем, что она имеет важнейший смысл в развитии ребенка. В этом возрасте любознательность повышена. Иной такой возможности обучить ребенка необходимому, не представится. Он совершенствует ощущения, восприятие, наглядные представления, учится ряду правил. Сначала мышление дошкольника является наглядно-действенным, но только в самом младшем возрасте. Затем оно преобразуется в наглядно-образное.

Именно в этом возрасте у дошкольников формируется личностное сознание. Они ищут свое место в мире старших, который пока что для них чужд. Но, его труд обязательно должен высоко оцениваться старшими. Важно и осознание места, которое ребенок занимает в детском микромире и во взрослом мироощущении. Он ценит мнение тех, кто нашел средства повлиять на него и наладил с ним контакт. И конечно, в старшем дошкольном возрасте маленький человек пытается осуществить работу настолько качественно, чтобы заслужить положительную оценку старших. Это помогает ему понять, как поступать в дальнейшем.

      Социальная ситуация развития.

      Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности.

      Новообразования.

      Кризис 7-и лет.

Социальная ситуация развития

Дошкольный возраст (3-6/7 лет) - это период активного освое­ния социального пространства. Ребёнок постигает особенности чело­веческих отношений через общение с близкими взрослыми, через иг­ровые отношения и обшение со сверстниками.

Во взаимоотношениях с другими людьми - взрослыми и сверст­никами находится теперь источник переживаний ребенка. Дошколь­ник чрезвычайно зависит от отношения окружающих к нему. Если они относятся к ребенку ласково, проявляют к нему внимание, он ис­пытывает чувство уверенности, защищенности. Это имеет опреде­ляющее значение для нормального психического и личностного раз­вития ребенка, выработке у него положительных качеств и доброже­лательного отношения к окружающим. По Э. Эриксону психосоци­альный кризис будет разворачиваться через противоречия инициатив­ность - вина (сильная сторона - цель).

Изменения в социальной ситуации развития существенно отли­чают ее от условий предыдущего этапа по двум основаниям:

    появляется ориентация на совместную деятельность со свер­стником;

    увеличивается количество и усложняется качество требований со стороны взрослых, предъявляемых к поведению дошкольника: со­блюдение правил и норм общественной морали.

Притязание на признание со стороны взрослого проявляется в том, что ребенок начинает бдительно следить за взрослым: какое вни­мание он оказывает ему, а какое его сверстнику или братишке. Ребе­нок в возрасте от трех лет осмысливает свое место в системе отноше­ний внутри семьи и социуме и переживает сильное потрясение от сво­его открытия: он не является центром мироздания, не он является да­же центром своей семьи. Особенно его потрясает открытие, что папа любит маму, а мама - папу. До этого он бессознательно ошущал себя центром семьи, ошущал, что именно вокруг Него, по его поводу про­исходили эмоциональные всплески в семье. А теперь он видит и слы­шит, что родители могут общаться друг с другом и без его участия. Разочарованный малыш начинает капризничать, проявлять агрессию, недовольство (В.С.Мухина).

Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте становится сю­жетно-ролевая игра. Структуру игры составляют:

    роли , которые берут на себя дети (например, машинист, про­давец, пассажир, доктор, мама, дочка и т. д.);

    игровые действия, посредством которых дети реализуют взя­тые на себя роли взрослых и отношения между ними;

    игровое употребление предметов, при котором реальные предметы замещены игровыми (например, стул - поезд, куклы - дети, бумажки - деньги и т.д.);

    реальные отношения между играющими детьми, выражаю­щиеся в разнообразных репликах, замечаниях, которыми регулируется весь ход игры.

Центральным моментом (и единицей) игры является роль, кото­рую берет на себя ребенок. Все остальные стороны игры определены ролью и связанными с ней действиями. Для самих играющих детей главным является правильное выполнение взятой на себя роли. Они тщательно относятся к выполнению действий, в которой находит свое воплощение роль, взятая каждым из детей (Д.Б. Эльконин).

Сюжетность становится характерной чертой игр детей после трех лет. Сюжеты младших дошкольников отрывочны, нелогичны, неустойчивы. В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) сюжет игры представляет логическое развитие какой-либо темы в образах, дейст­виях и отношениях.

Сюжетом в детских играх является та действительность, с кото­рой они сталкиваются.

Наряду с сюжетом надо различать содержание ролевой игры. Содержанием игры является то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых. Дня младших дошкольников главным в игре является воспроизведение реальных действий взрослых, для среднего - отношения между людьми, для старшего - подчинение правилам, вытекающим из роли.

В игре существуют два вида отношений - игровые и реальные. Игровые отражают отношения детей по роли и сюжету. Реальные - это взаимоотношения детей как партнеров, выполняющих общее дело, что требует определенной формы общения и специальных умений (согласовывать действия, создавать сюжетный замысел, соразмерять свои желания и возможности). Дети договариваются о сюжете, рас­пределяют роли, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и не­доразумения.

Игрушка - мощное средство воздействия на различные стороны личности, ребенка. Особое место среди игрушек занимают куклы и мягкие игрушки: изображения зайца, обезьяны, собаки и др. Первона­чально ребенок выполняет с куклой только те действия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит ее в коляске, кладет в кро­ватку. Это, прежде всего, подражательные действия, а не изображение отношений взрослых. В дальнейшем ребенок учится покровительст­вовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех перипетиях ее кукольной жизни, которые ребенок сам создает и своем воображе­нии на основе собственного опыта. Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития ребенка.

Продуктивные виды деятельности ребенка - рисование, конст­руирование - на разных этапах дошкольного детства тесно связаны с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг дру­га, люди идут в гости и возвращаются домой и т. д.

Новообразования

Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного воз­раста оказывает следующее воздействие на развитие.

    Начинает формироваться произвольность психических про­цессов. Прежде всего, развиваются произвольное внимание и память. Потребность в общении со сверстником вынуждает ребенка точно выполнять правила игры, а это требует специальных усилий и целена­правленности.

    Развитие мышления - осуществляется переход от мысли в действии к мысли в плане представлений. Действуя с предметом- заместителем, ребенок учится мыслить о реальном предмете.

    Ддя развития воображения игра имеет определяющее значе­ние, поскольку в игровой деятельности ребенок, учится замещать один предмет другим и "примерять" на себя различные роли, их обра­зы и действия.

    Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней ребенок осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых, приобретая, таким образом, навыки общения и способы волевой регуляции своего поведения.

    В игре развивается знаковая функция речи (предмет-знак-его наименование).

    Игра способствует развитию рефлексии как способности соот­носить свои действия, мотивы, поступки с общечеловеческими ценно­стями. В игре эта возможность открывается потому, что ребенок на­ходится в двойной позиции- исполняющего роль и контролирующего качество (правильность) ее исполнения.

    В игре продолжают развиваться продуктивные виды деятель­ности, появляются элементы учебной и трудовой деятельности.

Дошкольный возраст - это период, в течение которого происхо­дят колоссальное обогащение и упорядочение чувственного опыта ре­бенка, овладение специфически человеческими формами восприятия и мышления, бурное развитие воображения, формирование, начатков произвольного внимания и смысловой памяти.

Формирование детской личности тесно связано с формировани­ем эмоционально-волевой сферы, с формированием сферы интересов и мотивов поведения. А это, в свою очередь, определяется социаль­ным окружением и прежде всего реализацией типичных для данной ступени развития отношений ребенка со взрослыми.

Уже в самом начале дошкольного возраста между ребенком и взрослым возникают принципиально новые взаимоотношения. Ребе­нок начинает отделять себя от взрослого. «Я хочу» - осознает он свое желание. «Вот я» - указывает он на свой фотографический портрет. Отделяясь от взрослого, дифференцируя себя как некое самостоятель­ное человеческое существо, ребенок начинает выделять свою деятель­ность и деятельность взрослого как нечто различное. Ребенок как бы от­ходит от взрослого и выделяет его как образец для подражания, он стре­мится действовать, «как большой». Ориентирование своего поведения по образцу взрослого формирует произвольность поступков, так как здесь постоянно сталкиваются минимум два желания: действовать непо­средственно, как выйдет, и действовать по образцу, согласно требовани­ям взрослого. Усвоение образцов поведения ведет к действиям в соот­ветствии с общественными нормами. В дошкольном возрасте появляет­ся новый тип поведения, который называется личностным поведением.

Самооценка наиболее сложный продукт развития сознательной деятельности ребенка. Дети стремятся общаться со взрослыми не только по поводу своих внешних действий, но и по поводу внутрен­них состояний и переживаний. Понимание собственных переживаний возникает через высказывание вслух и осмысливание их значения для себя. Ребенок теперь не просто радуется, стесняется, обижается, но и констатирует: «Я рад», «Мне стыдно», «Мне обидно». Он осознает, какие переживания он испытывает.

Развитие самооценки и самосознания составляет одно из основ­ных новообразований дошкольного возраста. Самосознание превра­щает индивида в самостоятельную личность.

Центральными новообразованиями дошкольного возраста яв­ляются соподчинение мотивов (преобладание мотива "Я должен" над "Я хочу"), развитие самооценки; усвоение этических норм поведения.

Мотивы поведения изменяются на всем протяжении дошкольно­го детства: меняется их содержание, появляются новые виды, склады­вается их иерархия - одни мотивы приобретают более важное значе­ние, чем другие.

Соподчинение мотивов является самым главным новообразова­нием возраста потому, что возникающая иерархия мотивов ложится в основу всего поведения ребенка, позволяет ему самостоятельно вы­страивать свое поведение в соответствии с задачами и управлять им.

Нравственное развитие дошкольника определяется формировани­ем следующих компонентов: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней по­зицией самого ребенка. Усвоение моральных норм предполагает, что:

    во-первых, ребенок постепенно начинает понимать и осмыс­ливать их значение;

    во-вторых, у ребенка в практике общения с друтими людьми вырабатываются привычки поведения (если ребенок выходит за рамки привычного поведения, у него возникает дискомфорт);

    в-третьих, ребенок проникается определенным эмоциональ­ным отношением к этим нормам.

Часто ребенок эмоционально идентифицирует себя с образом, который произвел на него большое впечатление своей художествен­ной выразительностью независимо от нравственной позиции героя.

К трем годам у ребенка возникают предпосылки развития само­оценки: он более ясно начинает представлять себе последствия своих поступков, различать, как относятся к нему другие люди, и оценивать свои качества и возможности. То есть ребенок привыкает оценивать свои достижения или неудачи.

Кризис 7-и лет

Кризис имеет место всегда, во всяком нормально протекающем детском развитии. Когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл, переход к следующему циклу будет обязательно пере­ломным. Такой момент наступает у каждого ребенка в возрасте при­близительно семи лет.

Ребенок начинает манерничать, капризничать; появляется наро­читость, искусственность, вертлявость, паясничание, клоунада, в про­тивовес непосредственности и наивности, которые были присуши до­школьнику. Утрату непосредственности ребенком JI.C. Выготский связывает с вмешиванием в поступки интеллектуального момента, ко­торый вклинивается между переживанием и поступком, что является противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку.

Для кризиса семи лет в сфере переживаний характерны сле­дующие изменения:

    семилетка открывает сам факт своих переживаний,

    у ребенка семи лет возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях;

5) переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок пони­мает, что он сердится).

Таким образом, сам характер переживаний перестраивается. Как следствие у ребенка возникают:

    новое отношение к себе;

    новые связи между переживаниями;

    борьба переживаний;

    противоречие переживаний;

Когда ребенок понимает свои переживания, когда возникает внутреннее отношение к тому, что переживается и как, тогда и совер­шается изменение переживаний. Следовательно, возникает новое единство средовых и личностных моментов, которые делают возмож­ным новый этап развития - школьный возраст.

Обобщение переживаний. Впервые появляется феномен обобще­ния переживаний, который становится основой логики чувств. Пример: умственно отсталые дети, каждый раз проигрывая, оказываясь в неуда­че, тем не менее не испытывают чувства собственной малоценносги. Тысяча отдельных неудач, а общего чувства малоценносги нет. У нор­мального ребенка младшего школьного возраста возникает обобщение чувств, т.е., если с ним много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективная реакция, связанная с переживанием неудачи.

Перестройка потребностей, побуждений, переоценка ценностей. Новое отношение ребенка к среде. Для ребенка изменение отношения к среде означает, что и сама среда изменилась. А значит, изменился и весь ход развития ребенка. Наступила новая эпоха в развитии, изме­няются интересы и цели деятельности.

Обобщенное отношение к самому себе. Появляется понимание своей человеческой ценности и уважение к себе. Возрастает уровень требований самому себе, к собственному успеху, положению. Проис­ходит активное формирование самооценки.

Обобщенное отношение к окружающим. Перестраивается социаль­ная позиция по отношению к окружающим людям, авторитету матери, отца.

Вся совокупность изменений приводит к явлению, называемому кризисом личности, когда ребенок совершает ряд поступков, мотив которых связан с проявлением его личности, а не с мгновенным жела­нием, т.е. мотив дифференцирован от ситуации.

Возраст детей, как и возраст всех людей, исчисляется в соответствии с календарными значениями от рождения до момента исчисления, а также может быть биологическим, характеризующим физиологическую зрелость организма, юридическим и психологическим, оценивающим соответствие психических процессов различным возрастным нормам. Детский возраст ребенка различается в зависимости от страны, культуры, общественных и временных норм. В России принято считать детским возрастом период от рождения до начала пубертата (полового созревания, 12-13 лет), после чего ребенок вступает в подростковый возраст.

У каждого периода детского возраста ребенка есть свои особенности развития, физического, психического, социального, свои типы ведущей деятельности и специфические потребности. О развитии детей разных возрастов, воспитании ребенка и необходимых для данного возраста видов занятий с детьми по возрастам рассказывает MedAboutMe.

Ребенком считается человек от рождения до окончания периода полового созревания. В данный отрезок входят периоды «детский возраст ребенка» и «подростковый возраст» детей старшего возраста.

Возраст детей также подразделяют на несколько дополнительных периодов. Говоря о хронологическом, или календарном, паспортном возрасте, подразумевают временной отрезок от рождения ребенка до даты определения возраста.

Для выделения отдельных периодов в жизни принято ориентироваться на этапы развития функциональных систем и/или жизненно важных органов человека.

В процессе зарождения и становления детского организма выделяют два основных этапа: внутриутробного и внеутробного развития. Внутриутробное развитие исчисляется от момента зачатия до появления на свет, подразделяясь, на эмбриональный период и период развития плода (до 3-х месяцев беременности и с 3-х до рождения).

После появления ребенка на свет в возрасте детей выделяют следующие периоды:

  • новорожденности – от даты рождения до 4-х недель;
  • грудной период, возраст грудничка, по устаревшей системе, когда в ясли принимали грудных детей, именовавшийся ранний ясельный: от окончания новорожденности до 1 года;
  • преддошкольный, старший ясельный или младший дошкольный период – от 1 года до 3-х лет;
  • дошкольный, от 3-х лет до поступления в школу (6-7 лет);
  • младший школьный возраст – от начала учебы до вступления в пубертат;
  • непосредственно подростковый возраст.

Детский возраст ребенка характеризуется непрерывностью процессов роста и его развития, в связи с чем границы возрастных периодов установлены условно на основании средних данных этапов функционирования организма и психики ребенка. Эти возрастные границы могут изменяться под влиянием генетических, социальных, индивидуальных физиологических особенностей детей и их окружения.

В соответствии с календарным методом исчисления окончанием младшего школьного возраста принято считать 12-13 лет, этап появления первых признаков полового созревания, отсутствующий у детей младшего возраста. Однако тенденция к акселерации, раннему началу полового развития в последние десятилетия позволяет говорить о снижении возрастных границ начала пубертата. Все чаще вторичные половые признаки начинают появляться у детей в возрасте 10-11 лет и ранее. В связи с этим окончание детского возраста и начало подросткового для конкретного ребенка рассматривается индивидуально. Статистически на данный момент нижней границей начала подросткового периода считается возраст в 12 лет.

К раннему возрасту относят новорожденных и грудничковый период, от момента рождения до года.

Дети раннего возраста характеризуются интенсивностью роста и развития организма, потребностью в организованном высококалорийном питании. Они беспомощны и требуют постоянного ухода, внимания, кормления, соблюдения правил гигиены. Слабость иммунной системы в этом периоде сказывается на подверженности детей раннего возраста риску развития септических процессов.

Период новорожденности – это период незаконченности развития органов и функциональных систем, начала адаптационных процессов к условиям внеутробного существования. Недостаточная функциональная зрелость органов может вызывать ряд расстройств, что осложняет диагностику в период новорожденности. Не всегда возможно определить, является ли расстройство физиологическим, как, например, физиологическая желтуха или потеря веса в первые дни после рождения, или патологическим (альбуминурия).

Относительная функциональная слабость органов пищеварения диктует выбор рациона детей раннего возраста. В него входят преимущественно молочные продукты (грудное молоко или его заменители), по достижении готовности ребенка в питание начинают вводить зерновой или овощной прикорм, постепенно внося разнообразие в список продуктов. При несоблюдении требований к качеству и количеству пищи возможны нарушения деятельности пищеварительной системы, расстройства питания, роста и т. п.

Центральная нервная система характеризуется на данном этапе быстрой истощаемостью, для восстановления и правильного развития необходимо значительное количество отдыха, отсутствие излишних впечатлений и нагрузок, негативно влияющих на нервную систему и организм ребенка в целом. Родителям надо следить за режимом сна и бодрствования. Дети раннего возраста много спят, до 20-22 часов в сутки при рождении, постепенно увеличивая периоды бодрствования по мере взросления. В течение дня к году сохраняет один-два дневных сна.

Данный период жизни примечателен формированием первой сигнальной системы. Дети раннего возраста обучаются распознаванию лиц, предметов, ориентированию в окружающей среде, первичной коммуникации. Начинает формироваться речь.

Преддошкольный или ясельный возраст детей от 1 до 3-х лет характеризуется снижением темпов физического роста и развития. Основные физиологические системы достигают зрелости позднее, однако дети младшего возраста уже могут употреблять в пищу твердые продукты, осваивают навыки крупной и мелкой моторики, активно учатся речевой коммуникации.

В этом периоде отмечается интенсивный рост мышечных тканей, в среднем к двухлетнему возрасту у детей прорезается весь комплект молочных зубов.

Повышенная физическая активность в сочетании с несовершенным контролем тела и адекватности решений приводят к высокому травматизму. Еще один опасный фактор данного периода – высокая познавательная активность, вовлекающая использование всех возможных рецепторов. Это приводит к аспирации мелких предметов, отравлениям бытовыми химикатами.

Бурное развитие речи в данном возрасте проходит несколько этапов. Нормой считается освоение простых фраз из двух-трех слов к полутора годам, сложносочиненных предложений – к трем.

До трех лет ребенок имеет право не использовать местоимение «я» в речи, говорить о себе в третьем лице («дай Мише», «сыночек хочет гулять»).

Самоопределение как личности, осознание себя в качестве отдельного от родителей человека приводит к периоду проверки границ. У детей младшего возраста выделяют осознание возможностей сепарации в год, кризис двух лет, обусловленный первыми попытками настоять на своих желаниях, осложненный недостаточной развитостью речевой функции.

Дети младшего возраста наиболее чувствительны к приемам воспитания. Именно в этом периоде нужно начинать закладывать понятия о приемлемом и неприемлемом поведении, привычку к труду, распорядке дня, понимание допустимых форм выражения эмоций. Главные методы – пример взрослых и разъяснения в доступной малышу форме. Таким образом, воспитание становится основным элементом ежедневного ухода за ребенком.

Средний или дошкольный детский возраст ребенка – это временной период с 3 до 6-7 лет (в среднем 7). В свою очередь, он подразделяется на средний и старший дошкольный возраст детей, 3-5 и 5-7 лет, в соответствии с физическим, психическим и интеллектуальным темпом развития ребенка.

В этом возрасте у детей начинается углубление рельефа лица. Вытягиваются конечности, замедляется набор массы тела, отмечается физиологическое вытяжение: прибавка в росте значительно преобладает над прибавкой в весе. Начинается смена зубов: выпадают молочные зубы, начинается рост постоянных. Достигает основной зрелости иммунная система, заканчивается дифференциация развития, формирования внутренних органов, в частности, начинает активно функционировать поджелудочная железа (именно ее поздним началом активной выработки инсулина объясняется необходимость ограничения пищи с высоким гликемическим индексом до в питании детей среднего возраста до 5-6 лет).

Крупная моторика достаточно хорошо развита, идет процесс совершенствования мелкой моторики, координации тонких движений, подготовка к рисованию и письму.

С трех лет дети среднего возраста начинают осознавать себя, как личность, отделять «мы» от «я». Основное внимание смещается с мира предметов и манипуляций ими на людей, их взаимоотношения. Начинается период социализации в среде сверстников.

В норме к 5 годам дети среднего возраста свободно разговаривают на родном языке. Развивается интеллект, память, с трех лет начинается полоролевая идентификация, влияющая на предпочтения в занятиях, играх, выражении личного отношения к окружению.

Дети старшего возраста – как правило, ученики школ 1-5-х классов, от 7 до 11-12 лет. В младшем школьном возрасте по анатомо-физиологическим параметрам органов и систем детский организм приближается к взрослому. Центральная нервная, репродуктивная и эндокринная системы завершат процесс формирования уже в следующем периоде.

Заканчивается смена зубов, к началу пубертата, как правило, все молочные зубы заменяются постоянными.

На физическое и нервно-психическое развитие детей старшего возраста в основном влияет окружение: родители, друзья, одноклассники, педагоги, значимые взрослые, а также средства массовой информации. Социальное развитие детей старшего возраста обогащается навыками общения и взаимодействия не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми.

Таблица возраста детей

Классическая таблица возраста детей описывает общепринятые стандарты наименования этапа развития в соответствии с биологическим возрастом ребенка и используется обычно для определения среднего возраста ребенка при зачислении в дошкольные и общеобразовательные детские учреждения. В педиатрических таблицах возраста детей ориентируются на достижение возрастного этапа (0-1 месяц как период новорожденности, 1-12 месяцев – возраст грудничка), как для ориентации соответствия физиологическим показателям малышей средним нормам, так и в юридических целях, например, для выделения «дня грудничка» в поликлиниках, а также при составлении национального и индивидуального календаря вакцинации.

Таблицы возраста детей наиболее востребованы для оценки физиологических параметров и связаны с динамикой набора массы, характеристикам прироста в сантиметрах длины тела, объемов головы, груди.

Детский возраст ребенка – это период от рождения до начала пубертата, от 0 до 12 лет. Внутренние градации детского возраста ребенка основываются на этапах его биологического и психического взросления. Однако при поступлении в школу можно точно провести границу – воспитанник детского сада, ребенок старшего дошкольного возраста становится учеником.

Как правило, средний возраст поступления в школу – 7 лет. Рекомендованный специалистами и стандартный для российских школ возраст первоклассника находится в пределах 6,5 – 8 лет. В зависимости от зрелости психических процессов и готовности дошкольника возраст может быть как снижен (но не ранее 6 для первого класса), так и повышен.

Начало обучения в школе – важный этап для детей, символизирующий смену ведущей деятельности. Готовность к этому этапу формируется в течение всего преддошкольного периода развития и определяется психологами и педагогами перед зачислением в учебное заведение.

Дети дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста – малыши от 3-4 лет до выпускников подготовительной группы детского сада. Это возраст детей наиболее чувствителен к развивающим и воспитательным методикам благодаря активному формированию психики, личностных особенностей и процессу социализации в обществе. Родители для детей дошкольного возраста являются наиболее значимыми фигурами (в отличие от школьников, где их место занимает сначала педагог, а потом – сверстники), и могут оказывать как максимально положительное, так и ярко отрицательное влияние на растущую личность в зависимости от стиля воспитания и примера, демонстрируемого ребенку.

Первое, что отмечают родители в особенностях детей дошкольного возраста, – становление самостоятельности, стремление отделить свое Я от Мы (чаще всего «мы с мамой»). Его начало в возрасте около трех лет описывается, как кризис трехлетия, когда ребенок начинает пытаться изменить свою позицию и прикладывает усилия, чтобы сделать все возможное самому и испытать гордость за свои достижения.

Из этой позиции формируется и новое социальное восприятие ребенком своего окружения. Оно развивается в двух направлениях: социальная вертикаль, выражающая восприятие малышом мира старших, и социальная горизонталь, ориентированная на мир сверстников.

В особенности детей дошкольного возраста также входят активная коммуникативная деятельность в речевой и невербальной форме, развитие чувственного познания, зачатки аналитического и формирование наглядно-образного мышления.

Ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте

Ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте трансформируется в зависимости от личностной зрелости, партнера по совместному времяпрепровождению и социального восприятия. Начиная с предметных манипуляций, к школьному возрасту малыш проходит стадию игровой как ведущей деятельности детей дошкольного возраста и готовится к смене ее на учебную.

Мотивирующая деятельность ребенка в дошкольном возрасте сила во взаимодействии со взрослыми сначала, в 3 года, имеет деловую направленность: стремление выявить и понять, что и каким образом делают взрослые, подражать им, чтобы стать взрослее и иметь возможность также управлять реальностью. В среднем к 4-м годам приоритетная деловая мотивация сменяется игровой деятельностью, с взаимодействием на предметно-игровой основе.

Начинают развиваться отношения с ровесниками, ребенок «открывает» для себя других детей в качестве субъекта с самостоятельными мотивами к действию. Сначала понемногу, в эпизодических предметно-игровых действиях, дети дошкольного возраста постепенно выделяют своих сверстников и к концу дошкольного периода предпочитают их в качестве партнеров по ведущей в данном периоде игровой деятельности.

Ролевая игра, как яркое выражение социальных устремлений ребенка, помогает ему удовлетворять свои социальные потребности. Она же способствует развитию различных техник замещения: одного предмета другим, своей социальной роли на иную, учит представлению и моделированию различных воображаемых ситуаций. Дети «примеряют» на себя роли других людей, фантазируют и воспроизводят условия, в которых в силу возраста не могут пока попасть и совершенствуют реакцию психики на нестандартные происшествия, это также особенности детей дошкольного возраста.

Средний возраст детей при поступлении в школу составляет 7 лет. О готовности к школе судят по физиологической зрелости головного мозга, сформированности его структур и функций.

В некоторых странах, например, в США, начало учебного процесса стартует в 4 года, что смущает часть родителей. Однако данное обучение хотя и проводится чаще всего в школьном комплексе, но по направленности и организации процесса больше соответствует программе наших подготовительных групп детского сада и именуется preschool – «дошкольное», «перед школой».

Средний возраст детей для погружения в учебный процесс основывается на так называемой школьной зрелости, аспектах психофизиологической готовности ребенка. Они не включают в себя умение читать и писать, это определенные стадии сенсорного развития, произвольной памяти, внимания, мышления. Оценивают при тестировании готовности к школе также эмоционально-волевую сферу детей, фонематический слух, мелкую моторику, познавательный интерес и базовые знания, рассматривают, какая ведущая деятельность превалирует у дошкольника, готов ли он к смене игровой деятельности на учебную. Также немаловажный фактор – способность ребенка к отделению от значимого взрослого, самостоятельной деятельности и к восприятию педагога как авторитетной личности.

Дети, не достигнувшие необходимого уровня развития, не рекомендуются к началу обучения, это не просто скажется на отметках и усвоении знаний, но может значительно снизить мотивацию ребенка, повлиять на его психоневрологическое и физическое здоровье. Средним возрастом детей при поступлении в учебное заведение руководствуются для начала тестирования готовности, решение о приеме ребенка или рекомендации по отсрочке, необходимости дополнительных развивающих, коррекционных занятий принимают на основании психологического тестирования.

Дети школьного возраста

Дети школьного возраста отличаются от дошкольников пониманием иерархических отношений, умением выделять части и целое, более развитым образным мышлением, способностью, например, мысленно расположить предметы по размеру и иным характеристикам. Анализ, синтез, понимание принципов переноса качеств предмета, особенностей событий, способность учитывать две и более переменных при оценке отличают детей школьного возраста.

В начальной школе мышление детей школьного возраста все еще плотно связано с эмпирической реальностью (Жан Пиаже), они могут размышлять и рассуждать только о знакомых вещах, хотя и способны расширять умозаключения от конкретных к возможному сценарию. По окончании начальной школы у детей школьного возраста начинает активно развиваться стадия формальных операций мышления, знаменуя переход от конкретного, наглядно-образного типа к абстрактному, словесно-логическому.

Ведущая деятельность младших школьников – учебная. Она характеризуется следующими параметрами: результативности, обязательности, произвольности. Основы данного вида деятельности закладываются в первые годы обучения. Мотивация, ученая задача, контроль и оценка – основные компоненты, в соответствии с теорией Д.Б. Эльконина, учебной деятельности.

Нередко путают оценку деятельности и отметку за выполнение действий. Показательно экспериментальное обучение Ш.Б. Амонашвили: дети могут обучаться без оценок, и делать это охотно и успешно, однако отсутствие системы отметок за выполнение заданий не означает отсутствие оценок. Оценивать, насколько прогресс ребенка соответствует его темпу и общепринятым нормам, возможно без применения отметок, что и используется в данное время в первых классах средних образовательных школ России.

Развитие и воспитание ребенка по возрастам

Развитие и воспитание ребенка – процессы, организуемые в соответствии с особенностями возрастных групп. Методы воспитания ребенка обуславливаются его физическими и умственными возможностями, особенностями мышления, характерными для возрастного этапа.

В выборе целей и средство развивающих методик и воспитания ребенка принято ориентироваться на зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский), разницу между имеющимся уровнем развития и потенциальным, достижимым при помощи родителя или педагога. Для разных возрастных групп и для детей внутри этих групп зоны ближайшего развития различаются, поэтому общий процесс воспитания ребенка строится на основании статистических знаний, умений и навыков детей, а работа с конкретным малышом проводится, исходя из особенностей его личности.

Занятия с детьми по возрастам также ориентированы на специфику возрастной группы и этапа развития ребенка. В детских дошкольных и общеобразовательных учреждениях занятия с детьми по возрастам базируются на выбранной учреждением и педагогом программе и могут быть направлены как на общее развитие ребенка, так и разделяться по направлениям (эстетическое, физическое, интеллектуальное и т. п.).

При выборе типа занятий с детьми по возрастам обязательно должен учитываться ведущий вид деятельности в конкретной возрастной группе, особенности внимания, памяти, мышления, их степень произвольности.

Развитие детей раннего возраста

Развитие детей раннего возраста привлекает многих родителей своими многообещающими последствиями: раннее чтение «с пеленок», прогнозы феноменальной памяти, удивительное интеллектуальное развитие и т. п. В выборе методики надо ориентироваться на то, насколько долго она существует, одобрена ли специалистами различных групп, подходит ли ребенку.

Так, например, методика М. Монтессори для развития детей раннего возраста не предусматривалась самим автором, однако активно применяется для детей с 1 года. В этом возрасте малыши, согласно естественному развитию, должны расширять свои знания об окружающем мире, развивать коммуникативные навыки, крупную моторику. Методика Монтессори, используемая для малышей, предполагает более активное развитие логического мышления, мелких моторных навыков, без подключения коммуникации. Это может быть сбалансировано другими занятиями и играми малыша с родителями, а может и отдалить формирование нужных на данном возрастном этапе навыков, создав ситуацию неравномерного развития ребенка.

Развитие детей раннего возраста не должно быть однонаправленным, углубленным только в одну сферу деятельности, это приводит к невротизации личности ребенка, осложнениям в воспитательном процессе.

Основная сила, движущая развитие детей дошкольного возраста, – познавательный интерес. Это возраст «почемучек», любопытства, попыток понять, как устроено все – от предметов до взаимоотношений и природных явлений. Задача процесса развития детей дошкольного возраста – поддержание интереса ребенка.

Стоит помнить, что малыши ориентированы в этом периоде больше на сам процесс, а не на результат. Они пытаются понять, как и что происходит, вне особенной зависимости от исхода действия, поэтому ориентировать их на соревновательный момент, попытки выиграть не приносят ожидаемого эффекта.

Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игровая. Именно в формате игры и должны организовываться занятия, направленные на развитие детей дошкольного возраста.

Развитие детей младшего дошкольного возраста

В соответствии с особенностями возрастного периода при составлении программы развития детей младшего дошкольного возраста необходимо помнить, что ребенок в 3-4 года – это активный исследователь. Проходя через кризис отделения от мамы и самоопределения, он пытается самостоятельно понять, какие процессы происходят каким образом. Аккуратно направляя детскую любознательность в нужное русло, можно успешно развивать детей младшего дошкольного возраста как физически, так и интеллектуально и социально.

Интеллектуальное развитие детей младшего дошкольного возраста основывается исключительно на практике, на манипуляциях с предметами или наблюдениях. Для полноценного, всеохватывающего процесса развития необходимо сочетать разные виды деятельности, чередовать спокойные, активные, групповые и индивидуальные занятия и игры на улице и дома.

Стоит помнить, что на данном возрастном этапе склонны копировать поведение взрослого более, чем когда-либо. Воспитание ребенка сейчас базируется на собственном примере и разъяснениях нравственных норм, подкрепляемых поведением значимого взрослого.

Если ребенок младшего дошкольного возраста – активный исследователь, то детей старшего возраста можно назвать изобретательными созидателями. Развитие детей старшего возраста до зачисления в школу строится на ведущей деятельности – игровой. Однако первое сентября не означает резкой смены ведущей деятельности ребенка на учебную. Поэтому включение игровых техник развития детей старшего возраста приветствуется как для младших, так и для старших школьников с учетом возрастных особенностей. А вот включение ученической деятельности в программы дошкольников возможно лишь в игровой форме.

По-прежнему превалирует игровая деятельность, обогащаемая первыми попытками мыслить абстрактно, представляемыми пока фантазией. Социальные, полоролевые игры, связанные с различными ролями, профессиями, ситуациями, способствуют развитию детей старшего возраста, помогая осознавать связи между происходящим, учиться анализировать, прогнозировать события и реакции.

Развитие речи детей дошкольного возраста

Если в три года при нормальном темпе развития речи детей дошкольного возраста ребенок умеет говорить фразами и начинает использовать местоимение Я, то к моменту зачисления в школу (7 лет) в словаре детей находится уже до 7 000 слов.

Развитие речи детей дошкольного возраста проходит несколько этапов – от слоговых слов в раннем детском возрасте ребенка до сложносочиненных предложений к школьному периоду. Становление и освоение грамматической части речи приходится на возраст 3-5 лет. Дети копируют словообразование из речи взрослых и пытаются освоить речь по этим правилам интуитивно.

На этом этапе важно использовать правильную речь, детям дошкольного возраста нужно предоставлять примеры использования словосочетаний и конструкций, а также отслеживать возможные отклонения в развитии речи у детей разных возрастов.

Отклонения в развитии речи у детей разных возрастов встречаются в 30% случаев. Чаще всего нарушения речи той или иной степени тяжести диагностируются у мальчиков (в 2-5 раз чаще девочек).

Основная часть отклонений речевого развития, которыми страдают дети разных возрастов, приходится на нарушения звукопроизношения. В зависимости от причины, силы нарушения и возраста ребенка это может быть как незначительное расстройство, так и речевая патология, обусловленная повреждением мозговых центров.

Среди заболеваний, приводящих к нарушениям звукопроизношения у детей разных возрастов, выделяют дислалию, дизартрию, артикуляционную диспраксию, моторную, сенсорную алалию, дислексию и ринолалию.

В развитии малышей дошкольного возраста обязательно нужно учитывать огромное количество разнообразных аспектов. Однако специалисты выделяют пять основных элементов, на которые родителям нужно обратить наиболее пристальное внимание и гармонично развивать их как на протяжении всего этапа подготовки ребенка к школе, так и по мере его вхождения во взрослую жизнь. Что это за элементы? Об этом мы сегодня и поговорим.

Детство любого ребенка состоит из определенных периодов, в процессе которых дети едва ли не ежедневно открывают для себя все новые возможности и горизонты. Каждый из таких периодов отличается своими особенностями. В том числе и промежуток времени, к которому относится дошкольного возраста (3-7 лет), когда ребенок наиболее активно расширяет границы своего мировоззрения: перед ним открывается мир человеческих отношений и различных видов деятельности людей. В этот период его мир перестает существовать только в рамках семьи и малыш постепенно "вливается" в жизнь общества.

Да, ребенок дошкольного возраста еще не может принимать непосредственного и активного участия в жизни взрослых. Но ему очень хочется. Отсюда первые стремления к самостоятельности (пресловутое "Я сам"), неуемное любопытство (хорошо знакомое каждому родителю "почему") и активные проявления инициативы (в том числе, подражание взрослым и попытки помочь родителям по дому: порезать хлеб, помыть посуду, натереть морковку и т.д.). В развитии малышей дошкольного возраста обязательно нужно учитывать огромное количество разнообразных аспектов. Однако специалисты выделяют пять основных элементов, на которые родителям нужно обратить наиболее пристальное внимание и гармонично развивать их как на протяжении всего этапа подготовки ребенка к школе , так и по мере его вхождения во взрослую жизнь. Что это за элементы? Об этом мы сегодня и поговорим.

Особенности дошкольного развития детей


В дошкольном возрасте у детей особенно интенсивно развиваются основы самосознания: они учатся оценивать себя с разных точек зрения: как доброго и внимательного друга, старательного, талантливого, способного человека, послушного ребенка и т.д. Процесс восприятия информации перестает быть эмоциональным и становится более осмысленным: ребенок целенаправленно ищет информацию и подвергает ее анализу.

На протяжении всего периода дошкольного возраста у малышей не только продолжает совершенствоваться наглядно-действенное мышление, но и зарождается фундамент наглядно-образного и логического мышления, а также формируется воображение. Отметим, что первые проявления воображения наблюдаются еще в самом раннем дошкольном возрасте, поскольку как раз к трехлетнему возрасту у ребенка накапливается уже достаточный жизненный опыт, способный дать материал для воображения.

С развитием воображения и мышления неразрывно связано и развитие речи. Если к трем годам более или менее грамотная устная речь только начинает формироваться, то уже к семилетнему возрасту ребенок владеет разговорной речью более чем хорошо. В свою очередь, развитие речи оказывает прямое влияние на развитие произвольного внимания. Благодаря занятиям, требующим сознательного запоминания предметов, действий или слов (игры, посильный домашний труд, выполнение поручений и т.д.), дети в 3-4 года начинают запоминать осознанно.

Теперь давайте более подробно остановимся на упомянутых выше аспектах развития детей в дошкольном возрасте .

Основные аспекты развития в дошкольном возрасте

Психическое развитие

Одной из главных характеристик развития детей в дошкольном возрасте является формирование произвольности ведущих психических процессов:

  • восприятия – дети все рассматривают и за всем наблюдают, чтобы затем проанализировать полученную информацию. Они умеют описывать предмет по форме и размеру, знают основные цвета и их оттенки, успешно усваивают систему сенсорных признаков (например, круглый как мяч);
  • памяти – в три года у ребенка память непроизвольна, а потому он запоминает только то, что вызвало у него эмоции. Однако уже к четырем-пяти годам у дошкольника начинает формироваться произвольная память – сознательное запоминание, например, элементов и правил игры;
  • мышления – для дошколят характерен постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению и развитие начальных форм рассуждений и логического мышления: в 4-е года мышление основано на предметных действиях, в 5 лет мышление предвосхищает действие, в 6-7 лет – действие переносится на схожие ситуации.


На психическое развитие детей влияние оказывает, в первую очередь, близкое окружение ребенка и наследственность. Поэтому родителям очень важно научиться принимать и понимать своего ребенка и максимально эффективно взаимодействовать с ним. Во многом этому помогают специальные тренинги, которые организовывают на базе развивающих центров .

Эмоциональное развитие

В дошкольном возрасте активно развиваются нравственные чувства и социальные эмоции, основанные на появлении новых интересов, потребностей и мотивов. Если раньше ребенок сам был объектом эмоций со стороны взрослых, то дошкольник становится субъектом эмоциональных отношений, поскольку начинает сопереживать другим. Эмоции помогают ребенку не только осозновать действительность, но и реагировать на нее. В этот период жизни базовый набор эмоций ребенка (радость или страх) существенно расширяется: он может сердиться, ревновать, грустить и т.д. В его арсенале появляется язык передачи эмоций посредством жестов, движений, взглядов или интонаций голоса.

Поскольку гармоничное развитие эмоций у ребенка дошкольного возраста зависит, в первую очередь, от его окружения, очень важно заполнить его мир яркими событиями и эмоциональными переживаниями: общением со сверстниками, специально организованной деятельностью (музыкальные занятия, театрализованные постановки, чтение сказок и т.д.), играми (в том числе и сюжетно-ролевыми) или трудовой деятельностью.

Познавательное развитие

Каждый ребенок рождается с уже развитой познавательной направленностью, которая позволяет ему легко адаптироваться к жизни. В дошкольном возрасте врожденная познавательная направленность перерастает в познавательную активность, благодаря которой у ребенка зарождается первичный образ мира. Познавательная активность проявляется в виде:

  • психических процессов (воображение, мышление, внимание, восприятие, память);
  • получения и анализа информации;
  • отношения к окружающему (эмоциональная реакция на явления, людей, предметы или события).

Так как все эти компоненты познавательной активности тесно взаимосвязаны, работа по познавательному развитию дошкольника должна подразумевать под собой работу с каждым из них. Взрослые должны следить, чтобы ребенок получал информацию, соответствующую его познавательным способностям, из достоверных источников, а также направлять процесс познания на содержательное упорядочивание полученной информации и установление осмысленных взаимосвязей.


Речевое развитие

Развитие речи у ребенка – это индивидуально выраженный процесс, который зависит от огромного количества самых разных факторов (в том числе, от психологических особенностей ребенка и его окружения). Однако, как правило, к семи годам язык становится для дошкольника средством не только общения, но и мышления. Его словарный запас плавно увеличивается с 1000 слов (в три года) до 3000-3500 слов (в 6 лет). Он владеет всеми формами грамотной устной речи и способен общаться посредством развернутых сообщений (рассказы, монологи) и диалогической речи.

Родной язык дети усваивают, подражая разговорной речи окружающих. Поэтому залогом успеха развития речи дошкольников является общение с родственниками, сверстниками и окружающими людьми. Причем, взрослые должны общаться с детьми "взрослым" языком (то есть, не "сюсюкая" и не "коверкая" слова, подстраиваясь под детское произношение). Важно не просто слушать малыша, а задавать ему наводящие вопросы, терпеливо и подробно отвечать на все "почему" и всячески поощрять его желание "поболтать".

Физическое развитие

Дошкольный возраст – это важный этап в физическом развитии ребенка, поскольку именно в этот промежуток времени интенсивно формируются важнейшие системы организма: увеличивается масса мышц, окостеневает скелет, развиваются органы дыхания и кровообращения, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий и т.д. Отсюда можно сделать однозначный вывод: физическое воспитание дошкольника не менее важно, чем его психо-эмоциональное развитие. Тем более, что специалисты уверяют – двигательная активность и умеренные спортивные нагрузки стимулируют как умственное, так и эмоциональное развитие ребенка.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Мастер-класс поделки ко Дню Космонавтики Мастер-класс поделки ко Дню Космонавтики Магические свойства золота — Храм Истины Магические свойства золота — Храм Истины Как забыть прошлое и жить настоящим? Как забыть прошлое и жить настоящим?