Виды самостоятельной двигательной деятельности дошкольников. «Организация самостоятельной двигательной деятельности детей в ДОУ

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Консультация для педагогов

«Двигательная деятельность дошкольников

в соответствии ФГОС ДО»

подготовила заместитель заведующего по ВОР

Кулак Светлана Александровна

Двигательная деятельность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья.

Наверное, никто не сомневается в том, что движение имеет огромное значение в жизни ребенка. Действительно, когда он движется - ходит, бегает, прыгает, бросает мяч, катается на велосипеде и т.д., дыхание его ускоряется, сердце бьется чаще, а это значит, что и организм лучше работает, активизируются процессы роста и развития.

Двигательная активность дошкольника должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию.

Задача воспитателя - активизировать интерес к движению, научить управлять движениями, обогащать состав движений и содержание двигательной деятельности в целом, развивать двигательное творчество.

Двигательная активность способствует:

Повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;

Росту физической работоспособности;

Нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;

Появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

Двигательная деятельность является видом деятельности образовательной области «Физическое развитие» и представляет формы организации двигательной активности (на слайде).

Проводя разные формы двигательной деятельности, воспитатель обязан:

Наблюдать за состоянием детей, регулировать нагрузку (увеличивать или уменьшать время игры),

Изменять при необходимости некоторые правила игры, регулировать длительность пауз в игре,

Выбирать место для проведения игр,

Изменять сложность препятствий, преодолеваемых в игре,

Определять дистанцию для пробежек, количество прыжков.

Во всех формах двигательной деятельности решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных. Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности. Вместе с тем отличительной особенностью в старших возрастных группах является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием оптимальной двигательной активности.

Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности происходит: в ходе режимных моментов, в организованной детской деятельности, в самостоятельной детской деятельности, при взаимодействии с семьями.

Повышение двигательной активности в течение дня способствует удовлетворению потребностей ребенка в движении. Это условие требует от педагога детальной продуманности, четкой организации режима детей:

Чередование активной и пассивной деятельности;

Использование организованных, индивидуальных, самостоятельных занятий по двигательной деятельности.

Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю двигательную деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит общеизвестным видам двигательной активности: утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, динамические паузы и т.д.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака, на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий). Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах:

Традиционный комплекс утренней гимнастики

Утренняя гимнастика в игровой форме

С использованием полосы препятствий

С включением оздоровительных пробежек

С использованием простейших тренажеров.

Гимнастика после дневного сна.

Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:

Разминка в постели и самомассаж;

Гимнастика игрового характера;

С использованием тренажеров или спортивного комплекса;

Пробежки по массажным дорожкам.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

При правильной организации и содержании подвижных игр у детей воспитывается внимание и наблюдательность, дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а следовательно развивается воля и вырабатывается характер. Поэтому важно подбирать упражнения, соответствующие возрасту и развитию ребенка.

При проведении подвижных организованных игр очень важна роль воспитателя, которому необходимо не только знать правила игры, но и умело руководить ее процессом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре. Очень важно пользоваться так называемыми сигнальными словами, диктующими то или иное действие. Их надо произносить четко, требовательно, несколько громче остальных и выделять предварительно паузой.

Руководство организованной двигательной деятельностью на прогулке обеспечивает воспитатель группы. В любую минуту она обязана оказать детям помощь - при уточнении правил игры, распределении ролей, команд; подготовки мест для проведения эстафет, соревнований. Некоторые упражнения (езда на самокате, велосипеде, ходьба по узкой дорожке) требуют непосредственного внимания и помощи взрослого - страховка, поддержка, совместное выполнение движений.

С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок важно использовать разные приемы:

Рациональное использование физкультурного оборудования (минимум оборудования максимально обыграть);

Включение разных способов организации детей (фронтальный, поточный, групповой, индивидуальный);

Лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений;

Создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость;

Вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.

При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное объяснение её содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети.

Самостоятельная двигательная деятельность детей дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.

С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику дошкольных учреждений необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся:

Оздоровительный бег на воздухе;

Двигательная разминка во время перерыва между занятиями;

Индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на вечерней прогулке;

Прогулки-походы в парк;

Наряду с перечисленными формами двигательной активности немаловажное значение имеет активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия. К таким мероприятиям относится день здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады.

Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.

Физкультурные праздники и досуги могут быть организованы не только в помещении, но и на участке детского сада. В течение года с детьми старшего дошкольного возраста следует проводить 2-3 праздника на воздухе и в зале.

Дни здоровья проводятся с детьми всех возрастов один раз в квартал.

Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) также происходит в ходе режимных моментов, в организованной детской деятельности, в самостоятельной детской деятельности, при взаимодействии с семьями.

Поощряя активность каждого ребёнка, нужно развивать его стремление заниматься ещё и ещё. В этом помогают упражнения, основанные на игровых приёмах. Окрашенные эмоционально, они делают движения для ребёнка желанными и доступными. Играя, ребёнок «незаметно» осваивает основные движения. При этом необходимо давать детям возможность учиться разнообразным способам действия, не требуя от них глубокой технической отработки (это задача последующих лет). И самое главное, каждому малышу следует дать почувствовать, что у него не только всё получается, но каждый раз - всё лучше и лучше.

Второе место в двигательном режиме детей занимают занятия по физической культуре - как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Рекомендовано проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю первой половине дня (одно на воздухе). Основные типы физкультурных занятий:

Традиционное

Игровое

Сюжетное

По интересам

Тематическое

Комплексное

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельная двигательная деятельность детей, организованная без явного вмешательства педагога. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность. Физкультурный уголок с набором спортивного инвентаря (мячи, обручи, мешочки, шнуры, канаты, ленты, платочки, ребристая доска и т.д.), шапочки для подвижных игр, коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья.

Необходимо целесообразное оснащение групповых участков оборудованием и выносным оборудованием (cкакалки, футбольные и баскетбольные мячи, самокаты, мешочки для метания на дальность). Размещение его должно способствовать двигательной активности детей, а его подбор — поддерживать у детей интерес к разным видам движений. В повседневной жизни следует предоставлять детям больше самостоятельности, не стеснять инициативу, стремление к двигательному творчеству. Желательно участие воспитателя в играх: личный пример взрослого повышает у детей интерес к двигательной деятельности, позволяет педагогу ненавязчиво следить за всей группой детей и направлять деятельность каждого ребёнка.

В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций, при тесном взаимодействии с семьёй.

Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим — рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности, в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60 % от всего времени бодрствования.

При правильной организации двигательной активности в семье и в детском саду ребёнок растёт и развивается в соответствии со своим возрастом. У него хороший аппетит, сон, уравновешенное поведение, положительные формы общения со взрослыми и сверстниками. Его деятельность разнообразна и соответствует возрастным возможностям.

Татьяна Александровна Косолапова

детский сад №149 «»Ёлочка

г.о. Тольятти, Самарской области

Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях ДОУ.

«Ребенку доставляет большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других».

П.Ф. Лесгафт

Гармоничное развитие ребенка невозможно без правильно организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на здоровье и физическое развитие ребенка. Однако, согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Интеллектуальные перегрузки, снижение двигательной активности как по объёму, так и по интенсивности, однообразное её содержание – вот основные причины нервно-психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста. Всё это порождает изменения в эмоциональной сфере. Самостоятельная двигательная деятельность детей, о пользе которой написано немало, является прекрасным средством физического и эмоционального развития личности.

Самостоятельная двигательная деятельность – это деятельность, которая возникает по инициативе ребенка. По данным физиологов, дети в этом виде деятельности в большей степени удовлетворяют свою потребность в движении, чем в организованной деятельности. Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются разнообразные движения. Преимущество её заключается в том, что ребенок сам выбирает вид движения, темп, делает паузы, чередует их. Эта форма работы требует особого, опосредованного руководства.

Двигательный режим в детском саду складывается из организованной и самостоятельной двигательной деятельности. Процентное соотношение их разное в группах раннего, младшего и старшего дошкольного возраста. Однако, самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее 2/3 объема их общей двигательной активности. Руководство самостоятельной двигательной деятельностью предусматривает следующие обязательные моменты:

Организацию физкультурно-игровой среды: достаточное количество пространства для движений; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий;

Закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности детей в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время;

Владение воспитателями специальными (опосредованными) методами активизации движений детей.

Все руководство строится только на основе индивидуального подхода. Необходимо:

Наблюдать за детьми, уметь видеть всех и при необходимости оказывать помощь;

Предусматривать каждому ребенку место для движений, чтобы никто не мешал, оберегать это пространство;

Привлекать детей к размещению физкультурных пособий в группе, на участке, стимулируя этим желание выполнять те или иные движения;

Снимать напряжение, скованность отдельных детей улыбкой, поощрением; если ребенок затрудняется, помочь выбрать пособие для движений вопросом, загадкой, советом;

Пытаться без навязывания объединять в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, обруч, скакалку и т.д.) и показав варианты действий, если это необходимо;

При знакомстве с новым предметом показывать его в первую очередь малоподвижным детям, сопровождая показ несложными активными движениями и перемещениями в пространстве, детям большой подвижности - движениями, требующими точности, сдержанности, осторожности (ходьба, бег, прокатывание мяча по ограниченной плоскости; все виды лазанья и т. п.);

Отдавать предпочтение пособиям, требующим активных действий, чаще менять их расположение, обеспечивать сменяемость не только в течение недели, но и дня;

Никогда насильно не усаживать на место подвижного ребенка, наоборот, с помощью сюжета внести в его бесцельные действия целесообразность;

Иногда включаться в совместную игру с кем-нибудь из детей, чтобы показать новые движения или действия, вызвать интерес к ним;

Обыгрывать новые пособия, показывая, как по-разному можно с ними действовать. Например: по доске - ходить, бегать, прыгать, ползать, прокатывать мяч; скакалку можно крутить вдвоем, делать из нее дорожку, круг, а затем выполнять разные движения; мяч - вращать на месте, прокатывать, подкидывать, бросать, отбивать, играть вдвоем и т. д.;

Периодически вместе с детьми строить «полосы препятствий» из имеющихся пособий и побуждать преодолевать их «по-разному»;

Обогащать сюжетно-ролевые игры детей разнообразными видами и способами всех основных движений.

Значение этой формы физического воспитания детей дошкольного возраста неоспоримо. Самостоятельная деятельность, формируя у детей умение выбирать и выполнять (без помощи взрослых) физические упражнения, воспитывает в то же время инициативу, активность, организаторские способности, творческую деятельность. Например, младшие дошкольники уже в середине учебного года (вследствие систематической работы в данном направлении) способны самостоятельно придумывать новые движения, упражнения с известными пособиями; старшие дошкольники – обогащать знакомые подвижные игры большим количеством вариантов, а также создавать новые.

Самостоятельно заниматься физическими упражнениями могут все воспитанники детского сада, независимо от возраста, индивидуально и объединяясь в небольшие группы. Материалом служат те упражнения, которые, не требуя сложной организации и страховки, наиболее эффективно влияют на организм ребенка: ползание, упражнения с мячом, прыжки через длинную и короткую скакалку, метание в цель, бег; катание на велосипеде, качелях, каруселях и самокате, бадминтон, теннис, серсо, кольцеброс, подвижные и другие игры.

Руководить самостоятельной двигательной деятельностью необходимо осторожно, тактично, ненавязчиво: подбадривать, поощрять, предлагать. Не стесняя инициативы детей направлять деятельность каждого ребенка и следить одновременно за всей группой. Например, детям, долго прыгающим через скакалку, предложить поиграть в кегли, серсо или другие спокойные игры; поддержать детей при неудачных попытках и попросить помощи у тех, кто в этом виде движений более успешен.

Таким образом, правильная организация самостоятельной двигательной деятельности будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками, развитию творчества.

Список литературы

1. Демидова Е. Организация самостоятельной двигательной активности детей // Дошкольное воспитание, 2004, №1

2. Медведева, Т. Активная деятельность старших дошкольников / Т. Медведева //Дошкольное воспитание, 2006, №8

3. Никитина М.А. Инновационные технологии организации двигательной активности старших дошкольников / Никитина М.А., Храмцов П.И. - М., 2009

4. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / Москва: Мозаика – Синтез. 2000.

5. Хвастунова, Т.А. Организация предметно-развивающей среды в соотвествии с современными требованиями / Т.А, Хвастунова //Воспитатель ДОУ,2009, №2

АНО ДО «Планета детства «Лада»

Д/С № 149 «Ёлочка»

г. о. Тольятти

Консультация для педагогов на тему:

«Организация самостоятельной двигательной деятельности детей»

Подготовил:

инструктор по физической культуре

Косолапова Т. А.

2012-2013 учебный год


Физическое развитие ребенка, состояние его здоровья, двигательная подготовленность зависят от тех условий, в которых он живет, и предложенного общего режима, неотъемлемой частью которого является двигательный режим. В его содержание входят комплекс организационных форм физической культуры (занятие, утренняя гимнастика, физкультминутки и др.), который используется в педагогическом процессе дошкольного заведения, и самостоятельная двигательная деятельность детей.

Ребенку свойственная потребность в движениях. В раннем возрасте она происходит в связи с предметной деятельностью, а позже реализуется в многообразных играх, выполнении физических упражнений и посильном труде.

Самостоятельная двигательная активность занимает у малышей половину времени от общей их деятельности на протяжении пребывания в детском саду. Кроме того, она менее всего утомляет детей по отношению ко всем формам двигательной деятельности.

На повышение двигательной активности малышей в самостоятельных играх и упражнениях влияет правильное размещение оборудования, игрушек и пособий, новизна игрового материала, достаточная площадь для игр. Желательно, чтобы в групповой комнате для детей двух-трёх лет была гимнастическая стенка (один-два пролета), лесенка- стремянка, гимнастическая лава, кубы, мячи, обручи, разные игрушки (автомобили, тележки), которые стимулируют многообразную двигательную деятельность детей. Они размещаются с таким расчетом, чтобы способствовать возникновению двигательного творчества малышей, закреплению приобретенных умений и навыков.

Руководство самостоятельной двигательной деятельностью предусматривает постоянное наблюдение воспитателя за детьми и своевременное переключение их на другой вид деятельности. Необходимо побуждать детей делать самим все то, что им по силам, приучать их к правильному выполнению движений в бытовой деятельности, во время игр и на прогулке. Учитывая быструю утомляемость малышей от однообразных движений и поз, их неумение целесообразно регулировать свою деятельность, необходимо следить за изменением движений в чередовании с кратковременным отдыхом.

Начиная со второй младшей группы, вызывать двигательную активность у детей помогает создание благоприятных окружающих условий. Если в групповой комнате или на площадке есть интересные двигательные игрушки, мелкий физкультурный инвентарь (мячи, обручи, скакалки и др.) и установленные соответствующее оборудование, все это стимулирует активность дошкольников. В групповых комнатах оборудуют физкультурный уголок, в котором устанавливают детские тренажеры, лесенку, канат или шест. Они дают возможность закреплять умения и навыки в лазании, равновесии, развивать физические качества (ловкость, силу, выносливость и др.).

Повышение двигательной активности дошкольников достигается, прежде всего, поощрением их к индивидуальным играм с мячами, игрушками, а также повышение подвижности детей в сюжетно-ролевых играх. Однако самое существенное значение для создания полноценного двигательного режима имеют подвижные игры, которые организуются воспитателем, и многообразные самостоятельные игры, а также упражнения и игры спортивного характера, которые выполняются детьми во время прогулок.

Успешная организация самостоятельной двигательной деятельности детей зависит от их физической подготовленности и имеющегося двигательного опыта. Потому во время прогулок ее целесообразно направлять на усовершенствование движений и повторения игр, которые уже знакомы детям. Повышение двигательной активности во время игр способствует и общение детей.

Игры, в которых они принимают участие подгруппой, более длительные и подвижные, чем индивидуальные игры.

Основные условия повышения двигательной активности детей в играх (по мнению Е.А. Тимофеевой) такие:

1) правильный подбор игрушек, достаточное количество двигательных игрушек, удобное их размещение для игр, новизна игрового материала;

2) своевременная помощь ребенку в выборе игрушки, сюжета и содержания игры, особенно при переходе от одного режимного момента к другому;

3) обогащение двигательных навыков детей в процессе игры с разными игрушками и предметами;

4) организация активного общения детей в играх.

Прогулка - наиболее благоприятное время для проведения многообразных физических упражнений и подвижных игр. Средства физического воспитания подбираются с учетом периода года и погодных условий; рационального использования оборудования и физкультурного инвентаря на площадке; активизации самостоятельности детей, создания у них позитивных эмоций, стимулирования индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Во всех возрастных группах на протяжении дня проводится 4-5 подвижных игр, а летом - 5-6. Одна из них планируется на площадке утром во время утреннего приема детей. В основном это игра средней подвижности, которая была раньше разучена с детьми. В это время также можно предложить отдельным детям тренировку с мячом, попрыгать со скакалкой (старшие дети). Следует поощрять тех детей, которые проявляют самостоятельность, по собственной инициативе повторить упражнения, которые им нравятся. Общая длительность выполнения упражнений и участия в играх во время приема для дошкольников разных возрастных групп от 15 до 20 минут.

Каждую неделю с детьми разучивают одну подвижную игру, которая повторяется на протяжении месяца четыре-шесть раз в зависимости от сложности ее содержания. Кроме того, каждый месяц проводится по 8-10 подвижных игр, которые были разучены раньше.

Со старшими детьми следует чаще проводить игры спортивного характера и эстафеты. Кроме подвижных игр, необходимо широко применять многообразные упражнения в основных движениях: бег в разном темпе, прыжки, метания предметов в цель и на дальность, лазание по гимнастической стенке, упражнения в равновесии и др.

При подборе игр и физических упражнений на протяжении дня следует учитывать соотношение программного материала, который планируется на занятии по физической культуре (как в зале, так и на площадке), с ежедневными упражнениями и играми, которые выполняются детьми во время утренней и вечерней прогулок. Применяя эти средства, учитывают период года и погодные условия. В теплый период (летом, май и сентябрь) реальные для выполнения практически все основные движения, а также игры, где преобладает бег и метание, игры-эстафеты.

Осенью и ранней весной в содержание прогулок вводят многообразные упражнения на равновесие, с мячами, обручами, скакалками, подвижными игрушками. Их можно организовывать в ненастную погоду на веранде или под навесом.

Зимой планируют ходьбу по бревну, снежным валам, метание в цель и др., катание на санях, лыжах и коньках. В любое время года во время прогулок широко применяются подвижные игры.

Если позволяют погодные условия, с целью закрепления и усовершенствования навыков в основных движениях, развитии ловкости и скорости, начиная со средней группы, детям предлагают выполнение упражнений в определенной последовательности, используя полосу «препятствий» (бревно, дуги, обруч для пролезания, ходьба по закопанным в землю автомобильным покрышкам и др.). Поскольку названные упражнения уже изучались детьми во время занятий, то выполнение их на полосе «препятствий» не вызывает особенных сложностей у детей.

Значительное место на прогулке отводится упражнениям спортивного характера, которые планируют в зависимости от периода года (зимой - катание на санях, скольжение на ледовых дорожках; ходьба на лыжах; весной и летом - катание на велосипеде или самокате, роликовых коньках). Регулярно внедряя их во время прогулок, можно существенно активизировать двигательную деятельность детей, особенно в неблагоприятных погодных условиях (низкая температура, снег).

На ряду с упражнениями спортивного характера, старшим детям предлагают игры с элементами спорта: баскетбол, футбол, городки, бадминтон, настольный теннис, хоккей с мячом (в теплый период года) и хоккей с шайбой без коньков (зимой). Обучение упражнениям спортивного характера и элементам большинства спортивных игр проводится во время занятий физической культурой, а закрепляются они в процессе прогулок.

Важным моментом в подборе игр и упражнений во время прогулок является чередование физической нагрузки с отдыхом, более интенсивных физических упражнений с менее подвижными. Например, если дети средней группы упражнялись в метании мешочков с песком в цель или прокатывали мяч друг другу, им после этого упражнения предлагают игру с бегом «У медведя во бору» или «Найди себе пару».

При проведении игр и упражнений следует применять разные способы организации детей. Так, подвижные игры воспитатель проводит со всей группой. Каждая игра повторяется 3-5 раз. В упражнениях спортивного характера принимают участие также все дети. В некоторых играх (городки, настольный теннис, серсо) и упражнениях (катание на велосипеде, прыжки со скакалкой и др.) принимают участие несколько детей, которые имеют желание поупражняться в них.

Пытаясь обогатить прогулки подвижными играми и физическими упражнениями, нужно помнить, что двигательную активность детей в конце прогулки следует снижать. Поэтому независимо от содержания утренней прогулки за 10-15 минут до ее окончания подвижность детей ограничивается. Этим обеспечивается спокойный переход их к обеду и дневному сну.

Необходимо целесообразно распределять двигательную активность детей на протяжении пребывания их в дошкольном заведении. В особенном внимании нуждается вторая половина дня, когда часто проводятся малоподвижные и спокойные виды деятельности у дошкольников. Потому на вечерней прогулке следует применить более динамические средства физической культуры (основные движения, упражнения спортивного характера, игры, эстафеты).

В руководстве двигательной деятельностью детей во время прогулки (по рекомендации М.О. Руновой) можно выделить два этапа.

Сначала воспитатель выясняет у ребенка интересы к играм и упражнениям, взаимоотношения со сверстниками, обнаруживает его двигательную подготовленность. Для развития самостоятельной деятельности детей создаются необходимые условия: своевременная помощь каждому ребенку в выборе игры и упражнений, физкультурных пособий. На этом этапе применяются такие методы и приемы: общее выполнение упражнений ребенка со своими сверстниками, объяснение и показ более сложных элементов движений, поощрения. Основным направлением в руководстве двигательной активностью детей в процессе самостоятельной деятельности является обогащение их многообразными движениями.

На втором этапе осуществляется более интенсивное влияние воспитателя на двигательную активность детей. Малоподвижные дети вовлекаются в деятельность, которая содействует развитию интереса к играм и физическим упражнениям. Очень подвижных и возбудимых детей направляют на выполнение упражнений, которые требуют от них точности движений (метание в цель, упражнения в равновесии), они сдерживают их от значительной подвижности и способствуют формированию внимания. Индивидуальный подход к детям разных возрастных групп должен применяться с учетом интереса ребенка к играм и разным видам физических упражнений.

Воспитателю нужно хорошо знать состояние здоровья, физическое развитие, двигательную подготовленность, особенности поведения и другие показатели индивидуального развития ребенка. В процессе самостоятельной двигательной деятельности дети в основном сами регулируют физическую нагрузку, заменяя более интенсивные движения менее интенсивными и при необходимости делают паузы. Однако следует наблюдать за состоянием самочувствия детей, осуществляя индивидуальное руководство их деятельностью.

Индивидуальная работа должна также направляться на активизацию малоподвижных детей, улучшения физической и двигательной подготовленности более слабых дошкольников. Учитывая индивидуальные особенности детей, воспитатель одним из них оказывает помощь в исполнении упражнений, а другим напоминает, как их делать, подбадривает и оценивает двигательные действия. Некоторым детям предлагает отдохнуть, предупреждая их усталость и слишком большой перегрев от двигательной деятельности.

В особенном подходе нуждаются дети, двигательная активность которых ограничивается после перенесенных болезней. Следует посоветоваться с врачом, какие упражнения им можно выполнять и в каких играх активно участвовать. Постепенно этим детям предлагают более интенсивные движения и динамические игры.

Нужно следить, чтобы дети чаще упражнялись в тех способах выполнения движений, которыми они владеют хуже. Поддерживать желание ребенка помогать своим сверстникам овладеть тяжелым для них упражнением. Например, в старших группах - прыжки со скакалкой, броски баскетбольного мяча в корзину и др.

Таким образом, самостоятельная двигательная деятельность имеет исключительное; значение для формирования у ребенка привычки и потребности в систематическом выполнении физических упражнений и влияет на всестороннее его развитие. Наряду с закреплением и усовершенствованием разных двигательных действий у детей формируется чувство коллективизма, воспитывается общительность, доброжелательность к своим товарищам, уверенность в своих силах.

  • 7. Методика обучения общеразвивающим упражнениям младших и старших дошкольников.
  • 8. Характеристика психологического здоровья ребёнка.
  • 9. Формы организации физического воспитания в детском саду.
  • 10. Принципы обучения дошкольников физическим упражнениям.
  • 12. Содержание и методика работы по обучению дошкольников плаванию.
  • 13. Создание теории и методики подвижных игр.
  • 14. Техника и методика обучения детей прыжкам в длину и высоту (с места и с разбега).
  • 15. Цели и задачи физического воспитания детей.
  • 16. Техника и методика обучения дошкольников ползанию, лазанию.
  • 17. Индивидуальный подход к детям на физкультурном занятии с учетом уровня физической подготовленности и двигательной активности.
  • 18. Основные понятия теории и методики физического воспитания дошкольников.
  • 19. Классификация общеразвивающих упражнений. Требования к составлению комплексов.
  • 20. Закаливающие мероприятия в системе работы детского сада.
  • 21. Физкультурные досуги и праздники в детском саду. Специфика их организации и проведения в разных возрастных группах.
  • 22. Теория и методика обучения детей метанию (в цель и вдаль).
  • 23. Характеристика методов обучения дошкольников физическим упражнениям.
  • 24. Гигиенические факторы, способствующие осуществлению задач физического воспитания детей.
  • 25. Понятие о двигательных умениях и навыках. Закономерности формирования двигательных навыков у дошкол.
  • 27. Техника и методика обучения детей ходьбе и бегу.
  • 28. Методы исследования, используемые в теории и методике физического воспитания для детей дошкольного возраста.
  • 29. Современные технологии физического воспитания детей.
  • 30. Приемы регулирования физической нагрузки на физкультурном занятии. Субъективные показатели физической нагрузки.
  • 31. Общая характеристика современных программ физического воспитания детей дошкольного возраста.
  • 32. Способы организации детей при выполнении физических упражнений.
  • 33. Организация кружковой работы по физическому воспитанию в д/у.
  • 34. Содержание физкультурных занятий дошкольников.
  • 35. Развитие творчества дошкольников в двигательной деятельности.
  • 37. Двигательный режим детского сада, критерии его оценки.
  • 38. Средства и методы развития физических качеств у детей дошкольного возраста.
  • 39. Занятия физическими упражнениями с детьми после перенесенных заболеваний.
  • 40. Организация туристических прогулок и походов с детьми дошкольного возраста.
  • 41. Методика организации и проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах детского сада.
  • 42. Построение физиологической (пульсовой) кривой нагрузки.
  • 43. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьями воспитанников по проблеме физического воспитания детей.
  • 44. Физкультурное оборудование и инвентарь в детском саду.
  • 45. Этапы обучения детей двигательному действию.
  • 46. Организация самостоятельной двигательной деятельности в дошкольном учреждении.
  • 47. Оценка динамики здоровья, физического и двигательного развития детей (диагностическая карта).
  • 48. Этапы и методика обучения старших дошкольников игре в бадминтон, городки.
  • 49. Задачи и содержание двигательного развития ребёнка в программе дошкольного образования «Пралеска».
  • 50. Индивидуальный подход к ослабленным детям на физкультурном занятий.
  • 51. Общая и моторная плотность физкультурного занятия. Критерии оценки эффективности физкультурного занятия.
  • 52. Этапы и методика обучения детей игре в футбол, хоккей.
  • 53. Формирование основ здорового образа жизни дошкольников (анализ программы «Пралеска»).
  • 54. Физическое воспитание детей, имеющих признаки психомоторной одаренности.
  • 55. Планирование физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
  • 56. Техника и методика обучения детей ходьбе на лыжах.
  • 57. Двигательно-оздоровительный режим программы: « Физкульт- Ура».
  • 58. Техника и методика обучения детей катанию на коньках.
  • 59. Методика обучения детей езде на велосипеде.
  • 60. Строевые упражнения и спортивный танец в детском саду.
  • 46. Организация самостоятельной двигательной деятельности в дошкольном учреждении.

    Известно, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная актив­ность. Однако в ДОУ её значение как фактора, стимулирующего резервные возможности физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитыва­ется недостаточно. Согласно современным данным, дети двигаются в 2 раза меньше, чем это предусмот­рено возрастной нормой. Недостаточно внимания уделяется самостоятель­ной двига­тельной деятельности реб-ка. Особую роль для укрепления здоровья реб-ка, его психического и физи­ч-го развития, а т.ж. для реализации потенциаль­ных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и твор­ческой активности играет постро­ение такой развивающей предметной и двигательной среды, которая, по Выготскому, должна соответствовать "зоне актуального развития" са­мого слабого и "зоне ближайшего развития" самого сильного реб-ка в группе. Наряду с заводскими пособиями целесообразно использовать оборудование из бросового материала (разные массажёры, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития лов­кости, координации и др.). Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физ. культуре.

    Основным видом деятельности в дошк-м возрасте, является игра . Поэтому двига­тельная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвента­рём, спо­собствующим развитию игры.

      Для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в группе, на веранде необходимо создавать полосы препятствий, для выполнения раз­личных двигательных заданий (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.)

      В дверных проёмах можно укрепить тренажёр "Попади в кольцо", на полу яркой изолен­той сделать разметку для игры в "Классики".

      Желательно организовать пространство для многовариативных игр.

      В группе хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений, состоя­щую из карточек, на которых схематически изображены обще развивающие игры, ос­новные виды движений, элементы гимнастики, фрагменты эстафет и подвижных игр.

    Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга яв­ляется их умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на карточках. Соединяя карточки, дети составляют вариант игры-эстафеты и проигрывают её сначала мысленно, психологически готовя себя к предстоящему соревнованию.

    47. Оценка динамики здоровья, физического и двигательного развития детей (диагностическая карта).

    В физ-ком воспитании диагностика используется для оценки исходного со­стояния орга­низма реб-ка, чтобы определить для него «ближайшую зону» здоровья, формирования си­стем и функций, развития жизненно важных дви­гательных умений. Знания о физ-ком со­стоянии реб-ка необходимы педагогу т.ж. для того, чтобы соответствующим образом ор­ганизовать процесс физического воспитания: построить рациональный распорядок дня, подо­брать закалива­ющие средства, дифференцировать условия жизни и воспитания, опреде­лить оптимальность физических и умственных нагрузок в двигательно – игровой и учебной деятельности. Организм реб-ка в этом возрасте находится в состоя­нии формирования, по­этому нуждается в особо бережном обращении. Нельзя пропустить какие – либо отклоне­ния в развитии, ибо от этого во многом за­висит его будущее дефинитивное состояние.

    При педагогической оценке здоровья выделяют 3 группы детей :

    - здоровые (не болевшие в течении года);

    - часто болевшие (4 раза в году и более – группа ЧБ);

    - эпизодически бо­левшие (1-3 р. в году – ЭБ).

    Сведения о здоро­вье детей педагог получает от родителей, медсестры ДУ. Совместно с роди­телями прогнозируется возможное улучшение здоровья каждого реб-ка на конец года. В группе выводятся общие результаты, определяемые ин­дексом здоровья и кол-вом часто болеющих детей.

    Оценка физ-го развития проводится старшей медсестрой в присутствии пе­дагогов группы по общепринятым методикам. Важно определить гармонич­ность физ-го развития по росто-весовому показателю и установить отклоне­ния в физ-ком развитии. К ним относ-ся: завышенная масса тела, её дефицит, низкий рост, заниженный показатель окружности груди, низкое общее физ-кое развитие. Очень важна осанка реб-ка и его стопа.

    Двигательное развитие детей оценивается по 3-м направлениям : уровню двигат-ой ак­тивности, составу движений в самостоятельной деятельности, физич-кой подготовленно­сти. Продолжительность двигат-ной активности должна составлять не менее 50-60 % от периода бодрствования детей (4-5 часов в сутки в ДУ). Важно полностью удовлетворить потребность в движе­нии, чтобы дети не были вялыми, пассивными.Гиперподвижные дети должны быть отнесены к группе риска, т.к. это может быть признаком заболевания. Особого внимания требуют и малоподвижные дети. Они вялы, пассив­ны, быстро утомляются. Опти­мально подвижные дети отличаются ров­ным и спокойным поведением, равномерной по­движностью. Их движения достаточно развиты, уверены, четки.Одним из объективных показателей двигательного развития детей является состав движе­ний во время самостоятельной деятельности. Именно в ней ребенок проявляется в наиболь­шей степени уровня своих двигательных и игровых умений.

    ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА.

    Ф.И. реб-ка ______________________________________________________

    Возраст реб-ка к моменту поступления в ДУ__________________________

    Дата поступления______________________

    Общее состояние здоровья (заболевания в днях за год). Профили заболевания______________________________________________________

    Группа здоровья (1-4)

    Обследуемые характеристики

    Норма

    Выше нормы

    Ниже нормы

    Уровень физ-го развития__________________________

    Уровень развития моторики __________________________

    Степень освоенности основных движений___________________________

    Уровень развития мелкой моторики___________________________

    Уровень развития координации движений ___________________________

    Качества____________________________

    Быстрота____________________________

    Выносливость________________________

    Сила________________________________

    Ловкость____________________________

    Гибкость____________________________

    Культурно-гигиенические навыки_____________________________

    Результаты обследования ________________________

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида №6 «Солнышко»

    Консультация

    для воспитателей:

    «Самостоятельная двигательная активность детей в условиях ограниченного пространства».

    Подготовила: Подольская Е.А

    инструктор по физической культуре

    « Если ограничить двигательную активность

    детей, то недостаточно развитая

    двигательная память может атрофироваться,

    что приведёт к нарушению условных связей

    и снижению психической активности».

    П. Ф. Лесгафт.

    Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. одна из важнейших задач в этой работе – удовлетворение естественной потребности детей в движении.

    Свой внутренний мир (удовольствие, удивление, сосредоточение, радость и т.д.) ребенок может выразить движением. Недостаточная двигательная активность ведёт к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.

    В нашем детском саду большое внимание уделяется физкультурно - оздоровительной работе, в т.ч. и организации двигательного режима. Для этого создаются все условия: спортивный, музыкальный залы, игротека, зоны двигательной активности в групповых комнатах, которые пополняются необходимым оборудованием, в т.ч. и нестандартным. Однако важно отметить, что дети часто не имеют возможности для проявления достаточной самостоятельной двигательной активности. Она всё больше ограничивается созданными условиями:

      замкнутым, перенасыщенным пространством групп в детском саду;

      ограничением двигательной активности на прогулках;

      требованиями (запретами) взрослых: не лезь, не беги и т.д.;

      увеличением продолжительности познавательных занятий с преобладанием статических поз;

      преобладанием статичного времяпрепровождения (просмотр телепрограмм, компьютерные и настольные игры, конструктор, занятия изобразительной деятельностью и т.д.);

      генетической наследственностью (по статистическим данным только 10 % детей являются условно здоровыми).

    Но самая главная проблема – несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства. В группе, где много детей, мебели, игрушек, невозможно бегать, бросать мяч, прыгать через скакалку. Таким образом, одной из задач педагогов является научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях малой площади.

    Дети старшего дошкольного возраста, часто очень активные, не могут соотносить свои желания с возможностями группы. Традиционные подвижные игры трудно проводить в групповой комнате, где много мебели, и, кроме того, для таких игр требуется участие нескольких игроков. А если хочется по

    играть одному или с двумя друзьями? Надо сделать самостоятельное активное движение интересным и доступным для детей.

    Наблюдая за самостоятельной деятельностью дошкольников, можно определить их индивидуальные предпочтения. Это: постройки из крупного и мелкого строительного материала, сюжетно – ролевые игры «Семья», «Магазин», «Больница».., настольные игры, рисование и раскрашивание.

    Очень незначительное время уделяется играм с оборудованием спортивного уголка и подвижным играм, что приводит к тому, что двигательная активность в помещении значительно ниже нормы.

    Для решения этого вопроса предлагается серия игр, учитывающих индивидуальные потребности детей (игровые интересы, необходимость тренировки отдельных групп мышц, задачи развития данного возраста) и позволяющих активно двигаться в условиях группы. Игры вводятся в самостоятельную деятельность детей постепенно. Следует изготовить следующие атрибуты для игр:

    - квадраты из ленолиума , дерматина 25 х 25 см с разноцветными геометрическими фигурами в центре;

    - «тихий тренажёр» - наклеенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях, разного цвета от пола и до 1,5 м; силуэты детских ножек от пола и до 70 см; разноцветные полоски (5-10 шт.) длиной 1 – 1,5 м. для подпрыгивания.

    Атрибуты и игры с ними можно использовать на физминутках, в совместной деятельности. Простота игр, разнообразные варианты применения привычных предметов дают возможность дозировать физическую нагрузку и стимулируют детей и взрослых к придумыванию новых вариантов.

    Подвижные игры в условиях группы с новым оборудованием спортивного уголка.

    1. « Классики».

    Цель :

    Оборудование : коврики 25х25, разложенные на полу с чередованием: 1ряд – два коврика рядом, 2 ряд – один коврик, 3 ряд – два и т.д.

    Ход : Дети прыгают по коврикам, как по классикам.

    1 вариант: ноги вместе – ноги врозь.

    2 вариант: две ноги врозь, на одной ноге, две врозь…

    3 вариант: ноги скрестно, ноги вместе, ноги скрестно.

    2. «Гигантские шаги».

    Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрёстных движений.

    Оборудование: коврики 25х25 раскладываются по кругу на расстоянии большого шага ребёнка.

    Ход: Дети по очереди различными способами перешагивают с коврика на коврик(прямые, боковые шаги, на носках, на пятках, спиной вперёд)

    3. «Весёлая дорожка».

    Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации, внимания; формирование перекрёстных движений, оречевление пространственных отношений, закрепление цвета, формы, упражнение в прыжках и беге.

    Оборудование: коврики располагаются по полу хаотично, на расстоянии небольшого прыжка.

    Ход: Выбирается водящий, который первым прыгает с коврика на коврик, дети следуют за ним, стараясь не ошибиться и прыгать по тем же коврикам.

    4. «Займи своё место».

    Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации, внимания; формирование перекрёстных движений, оречевление пространственных отношений, закрепление цвета, формы,

    Оборудование: Коврики 25х25 располагаются по большому кругу.

    Ход: Воспитатель даёт словесное указание игроку:- «встань на коврик с зелёным овалом». После того, как ребёнок выполнил команду, он сам даёт указание следующему игроку, так игра продолжается пока все играющие не займут свои места. по сигналу воспитателя дети разбегаются или бегают по кругу; по следующему сигналу занимают: 1 – свои коврики; 2 – любой коврик. Каждый игрок должен рассказать на каком коврике он стоит.

    5. «Достань ягодку».

    Цель:

    Оборудование: силуэты ладошек на стене, выше их изображение ягодки.

    Ход: По команде пара детей должна подняться по ладошкам от пола до ягодки. Можно отрывать от стены только одну руку. Руки ставятся на силуэты, соблюдая право-лево. Побеждает тот, кто первым сорвал ягодку.

    6. «Пройди по стенке».

    Цель: развитие координации, тренировка мышц спины и ног, релаксация.

    Оборудование: наклеенные на стене разноцветные полоски от 1до 1,5м, на полу мягкий коврик.

    Ход: Дети по очереди ложатся на пол и стараются пройти по дорожке на стене. Начиная от пола постепенно поднимают ноги всё выше, переходя в положение «Свечка».

    7. «Допрыгни до полосочки».

    Цель: развитие координации, пространственных отношений (право-лево); тренировка мышц плечевого пояса и рук.

    Оборудование: Дети строятся в колонну около полосок, наклеенных на высоте вытянутой руки ребёнка.

    Ход: Дети по очереди подпрыгивают у стены, стараясь дотянуться как можно выше до разноцветных полосок.

    8. «Путаница».

    Цель: развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимания пространственных отношений (право-лево); тренировка мышц плечевого пояса и рук.

    Оборудование : На стене наклеены силуэты ладошек в произвольном порядке.

    Ход: Дети проходят ладошками по силуэтам снизу доверху, руки можно ставить только на парные силуэты (право-лево), при этом кисти рук приходится поворачивать в разные стороны.

    1 вариант: ребёнок играет один и «ходит» руками по стене.

    2 вариант: игра в паре «Кто быстрее доберётся до условной метки?» При этом руки могут перекрещиваться, дети меняться местами не отрывая рук от стены.

    3 вариант: один ребёнок ведущий, он даёт команды другому ребёнку куда идти (правая – красная, левая – зелёная).

    В групповых комнатах имеется перечень спортивного оборудования. Для увеличения двигательной активности детей разработаны методические рекомендации по обучению основным видам движений в условиях ограниченного пространства.

    Основные виды движений

    В результате применения данного оборудования и игр возрастёт интерес детей к подвижным играм, снизится хаотичная спонтанная деятельность, возрастёт продолжительность и интенсивность движений, снизится количество нарушений поведения и число травмоопасных ситуации.



    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Задержка развития речи и массаж Массаж воротниковой зоны развития речи Задержка развития речи и массаж Массаж воротниковой зоны развития речи Рубцы на лице после прыщей — как избавиться: кремы, мази, аптечные средства, маски, косметические и медицинские методы Рубцы на лице после прыщей — как избавиться: кремы, мази, аптечные средства, маски, косметические и медицинские методы Подбираем цвет волос под цвет глаз Какой блонд идет кареглазым Подбираем цвет волос под цвет глаз Какой блонд идет кареглазым