Углублять и конкретизировать представления о животном мире края (тундры). Углублять и конкретизировать представления о животном мире края (тундры) Подготовка к усвоению нового материала

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Мастер–класс по изготовлению макета «Арктика».

Иванова Елена Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №34» г.Иваново
Описание: мастер-класс будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования, заботливым родителям.
Макет «Арктика» представляет собой коробку с материалами. Все составляющие макета мобильны. Дети по своему желанию наполняют его содержимым. Игра с ним способствует развитию творческого мышления и развитию задатков ландшафтного дизайнера.
Назначение: оформление природного центра (образовательная область - познавательное развитие), использование в качестве наглядного и дидактического пособия, для самостоятельных игр.
Цель:
Изготовление макета «Арктика»
Задачи:
- расширять представление детей о различных материках;
- формировать интерес к животному миру и особенностям климатических условий Арктики;
- создать условия для развития познавательно – исследовательской деятельности детей.

Арктика (от греч. - «медведица», «находящийся под созвездием Большой Медведицы», «северный») - единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов.
Арктика - место обитания целого ряда уникальных животных: овцебык, дикий северный олень, снежный баран, белый медведь, песец и волк. Полярный медведь является хищником, он предпочитает охотиться на морских животных со льда. В холодных регионах водятся многие виды птиц и морских обитателей. В морях Арктики обитают тюлени, моржи, а также несколько видов китообразных: усатые киты, нарвалы, косатки и белухи. Кроме того, в Арктике обитают росомахи, горностаи и длиннохвостые суслики. (Из интернета)

Материалы для работы:
Крышка от коробки из-под бумаги для ксерокса, остатки рельефных обоев светло – голубого цвета, цветная бумага, картон, 2 картинки с изображением природы Арктики, 2 файла, ножницы, клей, карандаш простой, линейка, скотч двусторонний, белый поролон, фигурки животных.



Техника безопасности при работе с ножницами:

1) Работайте с хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
2) Ножницы кладите кольцами к себе, а сомкнутыми лезвиями от себя.
3) Не оставляйте режущие инструменты раскрытыми.
4) Не оставляйте инструменты на краю стола.
5) Следите за движениями лезвий во время резания, берегите пальцы левой руки.
6) Передавайте ножницы только в закрытом виде, кольцами вперед;
7) Не играйте режущими инструментами, не подносите к лицу.
8) Работайте ножницами только за столом.

Процесс работы:

1. Отмерить полоски обоев, равной боковым сторонам крышки по ширине, длине, высоте. Вырезать прямоугольник, равный дну коробки.


2. Обклеить боковые стороны коробки, наклеить прямоугольник на дно.


3. Вырезать по трафарету буквы А, Р, К, Т, И. (Трафарет больше формата А4, пришлось сканировать 2 раза, иначе края не входили).



4. Обвести по контуру на синей бумаге, вырезать.


5. Наклеить буквы на коробку там, где будет передняя часть. Можно украсить картинкой или наклейкой по теме.


6. Распечатать картинки или фотографии с пейзажами Арктики. Я предлагаю эти:



7. Уплотнить их картоном, вложить в файл для сохранения внешнего вида. Если есть возможность, можно заламинировать.


8. С двух сторон по длине и ширине наклеить кусочки двустороннего скотча.


9. Приклеить картинки по этим сторонам.


10. Из поролона отрезать два кусочка произвольного размера и формы. «Общипать» их ножницами для рельефности. Это будут льдины и льдинки.


11. Выложить их в коробке в произвольной форме.


12. Поселить животных.




Дети с большим удовольствием играют с подобными макетами, рассматривают животных, рисуют и лепят новых «жителей». А если в ходе игры возникают вопросы, ищем ответы в энциклопедиях.

Тундра - это холодная безлесная равнина, расположенная южнеезоны арктических пустынь. Природные условия в тундре менее суровы, чем в арктических пустынях. Поэтому здесь богаче растительный и животный мир.


Используя карту в учебнике, закрась на контурной карте (Окружающий мир 4 класс, с. 36-37) зону тундры. Для подбора цвета можешь воспользоваться, как и на прошлом уроке, приведённым ниже «ключом».

2. Знаешь ли ты живой мир тундры? Вырежи картинки из Приложения и правильно расположи их. Проверь себя по рисунку в учебнике.

Тундра

Устрой мини-экзамен соседу по парте. Расположи картинки так, чтобы были 2-3 ошибки. Пусть сосед найдёт их и исправит (положит картинки правильно).

Попроси соседа по парте устроить такой же экзамен для тебя. Когда вы будете уверены в своих знаниях, наклейте картинки в тетрадь.

Муравей Вопросик мечтает полакомиться тундровыми ягодами, но не знает, как они выглядят. Рассмотри рисунки. Сравни по внешнему виду морошку, голубику и бруснику. Объясни Муравьишке, по каким признакам эти растения можно узнать в природе.

Дополнительные сведения о голубике и бруснике ты можешь найти в атласе-определителе «От земли до неба» (с. 90-91).

Составь схему цепи питания, характерной для тундры. Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в зоне тундры.

Веточки карликовой берёзы - Лемминг - Белая Сова
Ягель - Северный олень - Волк
Морошка - Белая куропатка - Кречет
Почки полярной ивы - Лемминг - Песец - Волк

Подумайте, какие экологические проблемы в зоне тундры выражены этими знаками . Сформулируйте и запишите.

От вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения погибают

Во время добычи нефти окружающая местность нередко подвергается сильному загрязнению.

На многих оленьих пастбищах ягель исчезает, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют с одного пастбища на другое. Ценнейшие пастбища нередко погибают.
Большой вред животному миру тундры наносит незаконная охота - браконьерство.

Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.

Продолжи заполнение плаката «Красная книга России», который нарисовал папа Серёжи и Нади. Найди на плакате редких животных тундры и подпиши их названия.

Белый журавль (стерх), тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет

7. Здесь ты можешь выполнить рисунок по заданию учебника (с. 93).

Нарисуй, как ты представляешь себе тундру


По заданию учебника (с. 93) подготовь сообщение об одном из растений или животных тундры.

Тема сообщения: Полярная мышь (Лемминг)

Важная информация для сообщения: Едва ли не самые многочисленные обитатели тундры - это лемминги, или полярные мыши. Летом они живут в неглубоких норках (и рады бы спрятаться понадежнее, да вечная мерзлота не пускает) или под покрытыми лишайниками скалами. Зимой лемминги устраивают себе гнезда из травы и мха под слоем снега, но даже и не думают погружаться в спячку, а деловито снуют туда - сюда по настоящему лабиринту туннелей, старательно проложенных в снегу, лишь изредка вылезая наружу, чтобы полакомиться почками, веточками и корой карликовых тундровых растений. Тут-то их поджидают белые совы, сидящие в засаде на вершине сугробов. Не брезгуют полярными мышками и полярные лисички - песцы.
Самое поразительное, что в долгую и холодную полярную ночь лемминги успешно размножаются в своих подснежных гнездах. Самки могут вырастить от трех до пяти выводков. В это время основными врагами леммингов становятся не совы и песцы, а юркие горностаи, легко проникающие в запутанную сеть прорытых грызунами ходов и даже нахально использующие для отдыха и размножения их гнёзда.

Источник (источники) информации: Энциклопедия. Интересно о неизвестном

Продолжаем публиковать интересные наработки преподавателей, недавно мы получили мастер-класс по изготовлению макета тундры своими руками , который подготовила Амина Бахлул.

Мастер – класс по изготовлению диорамы «Тундра»

Изготавливаем диораму тундры.

Для этого нам нужно подготовить основу для нашей будущей диорамы. У меня будет основа изготовленная из фанеры, размер должен соответствовать тому месту, где она будет располагаться.

Для начала мы подготовим березки для нашей диорамы. Для этого я взяла две веточки березки, которые ближе по сходству к стволам дерева.

Берем белую акриловую краску (можно обычную гуашевую), и закрашиваем веточки.

С помощью черной краски наносим рисунок на наши веточки, и вот у нас получился ствол березки.

Для изготовления кроны березки я применила поролон (обычная губка для мытья посуды, у меня ушло 5 средних губок). Берем зеленую, желтую краску и наносим на наш поролон (для того, чтобы наша крона выглядела более реалистичной, наносим поочередно зеленую и желтую краску), обильно пропитывая. Затем крашеный поролон ставим высыхать, приблизительно на 3-4 часа (я сушила на батарее).

После высыхания, поролон станет твердым и его можно легко натереть на мелкой терке.
У нас получилась отличная основа для нашей березки.

Берем клей ПВА, наносим на готовые веточки (обильно).

Затем приклеиваем изготовленную крону. И у нас получилась красивая березка. Так нам нужно изготовить несколько березок. Оставшийся поролон не выбрасываем, оно нам пригодится для изготовления травы.

Приступаем к изготовлению земли . Для этого нам понадобится:

  • клей ПВА,
  • бумага или ткань,
  • песок,
  • гипс (я использовала гипсовые бинты, очень удобно),
  • вода.

Бумагу или ткань нужно намочить в воде и сформировать на основе рельеф.

Для закрепления нашего рельефа нам и понадобится гипсовый бинт. Отрезаем небольшой кусочек, замачиваем его в воде и прикладываем на изготовленный нами рельеф из бумаги. Постепенно покрываем наш рельеф. Через несколько минут наш рельеф подсохнет.


Когда все подсохнет, можно приступать к работе с песком. Наносим на нашу основу клей ПВА (обильно) и начинаем засыпать песком. Вот у нас и получилась рельефная основа.


Приступаем к изготовлению чума . Для этого нам понадобится 7-8 палочек (я взяла палочки для суши). Фиксируем наши палочки проволокой на верху и у нас получается каркас для нашего чума.

Берем бинт гипсовый, обмакиваем его в воде и прикладываем на наш каркас, формируя чум. После высыхания он станет твердым, и мы сможем его поставить на нашу диораму.

Закрепляем чум с помощью гипсового бинта (каждую палочку смоченным кусочком).

Таким же способом закрепляем наши березки.


Из оставшегося натертого поролона делаем травку. Наносим на выбранное место для травы клей ПВА и посыпаем наш поролон. И вот у нас получился фрагмент нашей диорамы.

Приступим к изготовлению речки . Для этого нам понадобится кусочек голубого полиэтилена, клей силиконовый. Полиэтилен приклеиваем на основу для речки силиконовым клеем. Затем заливаем нашу речку поверх полиэтилена клей силиконовый, он придаст нашей речке более реалистичный вид.

Для оживления нашей диорамы можно применить готовые игрушки животных севера .

Я уверена, что у вас все получится.
Желаю удачи!»

Большое спасибо Амине за подробный рассказ с пошаговыми фотографиями.

Если вы тоже делаете обучающие , присылайте нам, с удовольствием опубликуем.

Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам .

Еще интересно:

Посмотрите также:

Колокольчик с конфетами - подарок учителю на 1 сентября
До Дня знаний осталось совсем немного времени. Еще один вариант подарка учителю на 1 сентября - коло...

Модельная студия "Вдохновение" Елены Стешенко
Дорогие читатели! Многие из вас уже знают постоянную участницу и неоднократную победительницу наших...

Прыжки через резиночку 🙂
Помнится, выкладывая тут ролик про игру в веревочку, я посетовала, что все позабыли прыжки через рез...

Мастер-класс «Открытка «День Победы»
Мастер-класс «Открытка «День Победы» Руководитель: Шестакова Ольга Фёдоровна, воспитатель МДОУ № 19...

Игрушка "Обезьянка на прищепке"
Яремчук Оксана Владимировна, педагог дополнительного образования, КГКУ "Детский дом 20", поселок Хур...

«Ожившие образы русской вышивки. Панно: образ Богини Макоши»
Дорогие читатели! Многие из вас интересуются темой народных кукол, культуры, обычаев, традиций и миф...

Проект по экологии

«Тундра и её обитатели »


Вид проекта : информационно- познавательный, краткосрочный. Продукт : Выставка рисунков на тему «ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО КРАЯ» Интеграция образовательных областей : ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, РИСОВАНИЕ.


Участники проекта : дети старшего возраста, воспитатели, родители. «»


Участники проекта : дети старшего возраста, воспитатели, родители.

  • Проблема : чем питаются зимой животные тундры?
  • Гипотеза : животные тундры добывают себе корм из под снега.

  • Формирование конкретных представлений о жизни и выживании животных в условиях крайнего севера.

  • Формировать представления о многообразии северной природы и животных тундры.
  • Совершенствовать диалогическую речь.
  • Закрепить знания основных правил поведения в природе, воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания ко всему живому.
  • Развивать познавательный интерес.

Проблемно – деятельностный подход

Организованная образовательная деятельность, осуществляемаяв разных видах детской деятельности

образовательная деятельность в режимных моментах

НОД « Знакомство детей с климатом тундры».

Самостоятельная деятельность

Цель: расширять первоначальное представление детей о тундре и её обитателей.

Рассматривание картин, иллюстраций животных тундры.

Взаимодействие с родителями

Проблемное обсуждение « Чем питаются животные тундры зимой?»

Дидактическая игра « четвертый лишний».

П/и «У оленя дом большой».

Посещение краеведческого музея.

Оформление выставки рисунков с целью создания альбома о животных тундры.


  • Вечная мерзлота - никогда не тающий слой земли, часто содержащий лед. Это характерная особенность тундровой зоны. Почвы там холодные и бактерии, которые разрушают древесину, размножаются медленно. Ветки, сучки сохраняются годами, словно бы в холодильнике, постоянно накапливаясь.
  • Летом поверхностный слой почвы, как правило, оттаивает, что приводит к заболачиванию равнинных участков.
  • Многолетней мерзлотой занято 53 тыс. км, в том числе сплошной мерзлотой 10 тыс. км 2 .
  • В Воркуте вечная мерзлота сплошная и достигает 130 м. Наибольшей мощности многолетняя мерзлотная толщина достигает в районе Хальмер-Ю - 200 м.

растительный мир тундры.

  • В течение долгой и холодной зимы растения находятся как бы в состоянии спячки.
  • Быстро пробуждается от зимнего сна полярная флора. И в этом особенность растений, растущих в условиях тундры:
  • во-первых, немало видов, которые в течение всего года остаются зелеными;
  • во-вторых, почти все растения многолетники, им требуется значительно меньше времени для развития;
  • в-третьих, многие растения еще с осени образовали зимующие почки.
  • Характерная особенность тундрового разнотравья - крупные, ярко окрашенные цветки.
  • На защищенных от ветра участках произрастают карликовые ивы и березы, преобладают кустарнички (багульник, брусничник), мхи и лишайники образуют сплошной ковровый покров.
  • Корни растений не уходят вглубь почвы из-за близости к поверхности вечной мерзлоты, из-за этого листья растений мелкие и жесткие для сокращения поверхностного испарения. Для защиты они опушены или покрыты восковым налетом.
  • Многие травянистые растения тундры зацветают только через 10-20 лет после появления их из семян, кустарники еще позже. Например, голубика может давать зрелые плоды только в 60-80-летнем возрасте, ежегодный прирост побегов составляет 2-3 мм. Брусника - растение - долгожитель, достигает возраста 300 лет, она не прихотлива к условиям - растет на бедных сухих почвах, торфяника. У карликовой березки прирост 2-6 см и плодоносить начинает только в возрасте 30-35 лет. У полярной ивы побеги удлиняются за год всего на 1-5 мм и дают по 2-3 листочка.
  • Лишайники нарастают всего 1-3 мм в год, а ведь на 1 га может пастись всего 5 оленей и затем пастбище должно «отдыхать» 10 лет. Там, где лишайник подвергается выжиганию, требуется 50 лет, чтобы восстановить его. А ведь лишайники - индикаторы состояний воздушной среды. Там, где они живут, можете дышать полной грудью - воздух, наверняка, чист, если же они стали исчезать с обычного места обитания - насторожитесь. Роль чистого воздуха трудно переоценить. Человек без пищи может прожить 3-5 недель, без воды - 3-5 суток, а без воздуха - не более 3-5 минут. Пищи человеку требуется около 1 кг в сутки, воды -1,5 кг, воздуха - 25 кг.

Ягоды тундры .


  • Есть данные, что в суровой тундре обитают более 300 видов животных и птиц.
  • Главные животные тундры - лемминг, песец, северный олень.
  • Лемминг служит основной пищей многим животным тундры, а также он влияет на развитие почв и растительности. С северным оленем связана вся жизнь коренных народов севера, идет ли речь о жилище, транспорте, одежде или пище.
  • Животных, полностью приспособившихся к суровым условиям существования немного и ни один вид обитающих в наших тундрах зверей не впадает зимой в спячку. Они с осени запасаются толстым слоем подкожного жира, приобретают покровительственную белую или светлую окраску меха и перьев. Мех во много раз зимой удлиняется. А вот выступающие части тела (морды, уши, лапы, хвосты, клювы), наоборот, уменьшены.
  • Большая часть животных на зиму покидает тундру. Почти все птицы улетают на юг. Остается лишь куропатка - единственное существо, которое не пугают ни зимние бури, ни жестокий мороз.
  • Весной птицы, не теряя времени, начинают гнездиться, ведь лето короткое. Птенцам надлежит вылупиться к тому моменту, когда нахлынет первая волна насекомых, а до первых снегов они должны быть готовы к дальнейшему перелету. Чтобы успеть, птицы намного удлиняют свой «рабочий день» за счет светового времени. Основная масса птиц прилетает и отлетает почти в те же сроки, когда сходит и появляется снег.

ЗАЯЦ – БЕЛЯК

Милые зверушки, герои народных сказок и детских песенок – славные, добрые зайчишки. От голодных врагов – лисиц, волков, рысей и филинов – беляка выручает зимой белый мех, огромные чуткие уши, быстрые лапы и умение хитро запутывать следы. Днем затаившийся заяц долго неподвижно лежит в глубоком снегу под кустом. Заметить зверька невозможно: еще осенью он сменил серовато-белый наряд на чисто-белый. Недаром говорят: «Бел, потому и цел». Перед тем как залечь в снег, косой запутывает цепочку своих следов. У зайца длинные задние лапы, и набегу заяц выкидывает их вперед. В гору зайцу бежать легче, чем под гору. Под гору он не бежит, а катится кубарем.

Зимой подошвы на лапах обрастают густой и мягкой шерстью. Одетые такой войлочной подушкой, пальцы лап сильно раздвигаются. Вот и получаются у зайца своеобразные, собственные лыжи, и зверек лучше скачет по снегу, чем его враги.

Из-за того, что заяц убегает от опасности, он не только прослыл трусом, но получил еще прозвище «косой». Глаза у зайца большие, бархатисто-темные, красивые, не косят. Шея у него малоподвижная, оглянуться он не может, а посмотреть, где преследователь, надо. Вот и скашивает заяц глаза, а людям кажется, что он косой. Но случается, не помогают зайцу ни хитрость, ни быстрота, и тогда заяц падает на спину и обороняется сильными задними лапами.

Хотя и считается заяц-беляк типичным лесным зверьком, однако он проник далеко в тундру; его можно встретить вплоть до Северного Ледовитого океана. В тундре зайцы роют норы, которые используют в качестве укрытия от хищников. Летом заяц-беляк питается исключительно травянистой растительностью, а зимой – побегами кустарников. Живут зайцы-беляки 7- 8 лет.


  • В тундре живут очень занятные зверьки - лемминги, похожие на крупных и толстых мышей с короткими хвостиками. Русское название – пеструшка. Эти зверьки десять месяцев в году проводят под снегом. Удивительно разноцветно окрашены зверьки в рыжеватые, ржавые, коричневые, черные пятна. Глаза маленькие, ушей почти не видно. Едят лемминги траву, грибы, лишайники. У этих зверьков много врагов, поэтому они хитры и осторожны. Живут в норках, которые имеют запасные выходы. Зимой лемминги собираются в тех местах, где много снега. Под снегом зверек устраивает шаровидное гнездо из сухих стеблей и листьев. Шубка у них теплая, чтобы не замерзнуть под сугробом.
  • Лемминг – загадка для ученых. Раз в четыре-пять лет у тундрового зверька наблюдается «пик» численности, наступает «год лемминга».
  • В этот год тундра пирует. Едва сойдет снег, на пеструшку набрасываются и чайки, и сапсан, и кречет, и мохноногий канюк, Даже северный олень не прочь полакомиться леммингом. Лемминг - основная пища и для песца, и белой совы. В «год лемминга» увеличиваются выводки у зверей. Хорошо и птицам: никто их птенцов не трогает.
  • Колебания численности леммингов воздействует на всю экологическую систему тундры.
  • Когда леммингов много, они настолько выедают растительность, что в многих местах для ее полного восстановления требуются годы.
  • Когда леммингов рождается мало, и жизнь в тундре резко меняется. Растительность восстанавливается, а для хищных птиц и животных наступает голодная пора.

  • Северные олени – кочевники. Зимой и летом кочуют они в поисках корма. Пощиплют в тундре ягель, олений мох, а у ручьев и на болотах поедят травы и осоки. К океану спустятся соленой воды попить. И снова в путь.
  • Ни одно копытное нашей фауны, кроме северного оленя, не использует в пищу ягель (лишайник). Это его основная пища в бесснежное время. Но ягель беден белком и минеральными солями. Поэтому, питаясь зимой в основном лишайником, олень обязательно добавляет к нему зеленый корм, особенно те растения, которые в зиму уходят зелёными. Олень охотно ест выброшенную на берег рыбу.
  • Оленята рождаются весной, маленькие и хрупкие, но уже через несколько часов они стоят на ногах, а через сутки вовсю бегают.
  • Ноги у оленей сильные, высокие, чтобы быстро бегать, от врагов спасаться. А копыта широкие, чтобы в снегу не проваливаться. Также с помощью копыт олени корм зимой добывают: пробивают лунку в снегу и достают ягель.
  • Олени хорошо плавают.
  • Холода олени не боятся, - шерсть у них теплая. Летом она становится реже, чтобы не жарко было. А к зиме отрастает, становится густой.
  • Красавец северный олень – удивительное животное! Когда-то олень был единственным транспортом в тундре. Олень не требует от людей ни корма – олени сами добывают его, ни теплых сараев или стойл – олени в этом не нуждаются.

1 этап подготовительный

  • Изучение представления детей о тундре и её обитателях.

3 этап

2. Подбор наглядного материала, методической и художеств. литературы.

  • Познание « Природа тундры»

итоговый

3. Составления конспектов организации взаимодействия детей и родителей.

Цель: формирование представлений о тундре

Викторина «вопросы оленевода»

2. Познание « животные тундры»

Цель: систематизировать знания детей о животных крайнего севера, развивать познавательный интерес.

Цель: формирование представления о животных северных районов.


  • Этот житель круглый год Лишь на Севере живет. Он с ветвистыми рогами И со стройными ногами. А на ножках тех копыта, Зверь хороший, не сердитый. Мох жует он целый день. Это северный … (олень).
  • Солнца яркого боится. Ночью - хищник эта птица. Ловко мышь найдет в траве. Говорим мы о (Сове).

  • С ним играть опасно в прятки. Мчит бедняжка без оглядки. След запутал и прилег: Обмануть лисицу смог (Заяц).

Хвост поджав, во льдах ночует, Вынося мороз любой, И по северу кочует В тёплой ш убе голубой. (Песец)






Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Шьем джинсовый рюкзак своими руками – фото и выкройки Плюшевый рюкзак своими руками Шьем джинсовый рюкзак своими руками – фото и выкройки Плюшевый рюкзак своими руками Как крахмалить вязанные крючком салфетки Как крахмалить вязанные крючком салфетки Модный свадебный маникюр с видео и фото Модный свадебный маникюр с видео и фото