Предупреждение заикания у детей. Профилактика развития заикания у детей дошкольного возраста

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Ирина Гурова
Консультация для родителей «Предупреждение заикания у детей»

Вряд ли кто из взрослых не знает, что такое заикание, так как это нарушение всегда обращает на себя внимание. Кроме этого, в настоящее время заикание – очень распространённое явление (примерно 3 % всех детей страдают заиканием).

Это сложное речевое нарушение является в большинстве случаев мучительным, потому что речь постоянно прерывается внезапными, не зависящими от говорящего паузами, растяжениями, повторениями звуков, слогов, а иногда и слов. Говорящий с трудом передаёт сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь.

Причин появления заикания много, но остановимся лишь на тех, случаях, когда вольно или невольно виноваты сами родители.

Заикание возникает у детей чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет, и на родителей падает ответственность за своевременное устранение этого нарушения, а иногда и за его появление.

Одной из самых распространённых причин возникновения заикания у детей является . Конечно, родители должны заботиться о речевом развитии ребёнка, но при этом никогда не следует забывать о его возможностях и возрасте. К сожалению, часто взрослые, желая ускорить речевое развитие ребёнка, читают детям очень много стихов, рассказов, заучивают с ними прочитанное. При этом стихи и рассказы выбирают иногда сложные, порой недоступные для понимания и произнесения. Вот один пример из статьи Н. А. Чевелёвой «Родителям о заикании детей».

Молодые родители привели на консультацию трёхлетнего малыша, который, по их словам, без видимых причин начал вдруг заикаться. И мать, и отец наперебой убеждали, что дома у них прекрасная, спокойная обстановка, ребёнок всем обеспечен, никто его никогда не пугает, обращаются с ним ласково, мягко. Мальчик растет весёлым, жизнерадостным, здоровым. Но вот беда – вдруг начал заикаться и очень переживает это сам. Из беседы с малышом выяснилось, что у него имеются недостатки произношения: не может ещё правильно выговаривать все звуки речи. После просьбы рассказать какое-нибудь стихотворение, ребёнок вдруг начинает, захлёбываясь, бормотать что-то невразумительное. Сначала даже было непонятно, на каком языке лепечет малыш. Оказывается, это были искажённые до неузнаваемости слова «Анчара» А. С. Пушкина. Понятно, что, как бы ни был развит ребёнок, ему, трёхлетнему малышу, очень трудно произнести и тем более понять: «Природа жаждущих степей его в день гнева породила…», «И мчится прочь, уже тлетворный», «К соседям в чуждые пределы» и т. д. А родители малыша гордо, счастливо улыбались, не подозревая того, что сами стали причиной появления заикания у своего сына. Они и вправду из самых добрых побуждений старались развивать речь ребёнка, стремились воспитывать его на русской классической литературе. Но разве мало в нашей детской литературе доступных для его возраста стихотворений?

Необходимо помнить, что в раннем детском возрасте речевые возможности ребёнка ограничены: не сформировано в достаточной степени звукопроизношение, словарный запас ещё не богат, он недостаточно владеет грамматическими средствами языка. А взрослые требуют от ребёнка слишком многого, перегружая его речь, заставляя произносить сложные фразы, незнакомые и непонятные слова, требуя бесконечного запоминания.

Не менее опасна для детей и перегрузка впечатлениями , которые вызывают эмоциональное перенапряжение ребёнка. Родителям нужно иметь в виду, что часто заикание возникает после посещения цирка, кино, театра, длительного просмотра телевизора. Почему такое происходит? После посещения утомительных зрелищных мероприятий, которые длятся не менее полутора-двух часов, ребёнок возбуждается. У него появляется очень много впечатлений, возникает много вопросов. Рассказывая о своих впечатлениях, расспрашивая взрослых, он, не владея в достаточной мере речью, захлёбывается, глотает звуки, с трудом подбирает многие слова и выражения, перескакивает с одной мысли на другую, останавливается, снова начинает торопливо говорить. В таких случаях в речи малыша появляются запинки, которые могут закрепиться и перейти в стойкое заикание.

Всё сказанное отнюдь не означает, что совсем не нужно развивать ребёнка или полностью исключить всякие посещения театра, цирка. Но делать это нужно осторожно, постоянно помня о возрастных возможностях малыша, впечатлительности и лёгкой ранимости его нервной системы.

Причиной возникновения заикания может явиться и другая крайность по отношению к ребёнку. Некоторые родители практически не развивают речь ребёнка или уделяют её развитию недостаточно внимания. Они очень мало разговаривают с ребёнком, не читают ему сказок, не заучивают стихов, не обращают внимания на его произношение. В таких случаях родители считают, что речь ребёнка должна развиваться сама собой. Такая точка зрения встречается очень часто («Вот вырастет – заговорит как следует»). Но на самом деле, если не развивать речь ребёнка специально, не способствовать её формированию, то у него не появятся вовремя первые слова, а затем первые фразы; он не сможет задавать вам вопросы. Отставание в речевом развитии проявляется не только в позднем появлении слов и фраз, но и в очень бедном запасе слов, нарушении грамматического строя речи, неправильном произношении звуков. При этом мыслительные способности ребёнка могут превышать его речевые возможности. У ребёнка не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения собственных мыслей. Поэтому в момент высказывания у малыша появляются продолжительные паузы, остановки, запинки, которые в дальнейшем переходят в стойкое заикание.

Чтобы избежать этого, родителям нужно позаботиться о своевременном речевом развитии ребёнка. Необходимо читать ему книги (конечно, детские, соответствующие его возрасту, потом беседовать по их содержанию: задавать вопросы, помогать в случае затруднений на них отвечать, рассматривать вместе с ребёнком иллюстрации. Полезно просить детей пересказывать сказки и небольшие рассказы. При этом необходимо подсказывать слова, задавать наводящие вопросы. Хорошо развивают речь детей различные настольные игры: лото, домино с картинками, которые позволяют им в игровой форме запоминать новые слова и произносить их. Полезно учить малыша рассказывать о том, что он делает в данный момент, что изображено на картинках, что он видит на улице и т. п.

Отрицательно сказывается на состоянии речи детей и неблагоприятная обстановка в семье . Скандалы и конфликты, частые строгие наказания, в том числе и физические, постоянные одёргивания у нервных и впечатлительных детей вызывают заикание. Запугивания ребёнка, например, недобрыми сказочными персонажами («Вот будешь плохо себя вести – отдам Бабе Яге», заставляют его находиться в состоянии постоянного нервного напряжения, и беспокойного ожидания – ведь ребёнок верит взрослому. Всё это является благоприятной почвой для появления заикания. К неблагоприятным факторам можно отнести и нарушения режима сна и питания по вине взрослых, недостаточная осведомлённость членов семьи о том, что малыш должен жить и воспитываться, по возможности, в спокойных условиях.

Причиной заикания, конечно же, может явиться и психотравма. Но психотравмированию подвергаются многие, а заикание развивается только у определённой части детей. Вот пример из книги Л. Я. Миссуловина «Заикание и его устранение», который показывает нам индивидуальную значимость психотравматизации.

У Гены Т. в результате истощающих заболеваний раннего детства (диспепсия в 9 мес.) речь развивалась с задержкой: фразы мальчик начал говорить на 3-м году жизни. К 5 годам у него наблюдались нарушение произношения и ускоренный темп речи. Гена был легковозбудимым, впечатлительным, непоседливым ребёнком, боялся темноты, страдал ночным недержанием мочи. У его брата Вовы, который был младше на 2 года, психофизическое и речевое развитие протекало без отклонений от нормы, он был спокойным.

В 5-летнем возрасте Гена вместе с родителями и братом отдыхал летом на даче. Хозяйка дома, в котором они снимали комнату, держала козу. Родители, зная характер старшего сына, предупредили мальчика, чтобы он близко к козе не подходил, т. к. она была «бодучей». А хозяйка, видя, что Гена побаивается козы, как- то ему сказала: «Вот не будешь маму слушаться, напущу на тебя Машку, она тебя забодает».

Через несколько дней, когда Гена и Вова вместе с отцом играли во дворе, коза вышла из незапертого сарая и, нагнув голову, побежала к детям. Гена увидел козу, побледнел и молча схватил отца за руку. Вова также видел козу, но признаков страха не обнаружил, а, наблюдая, как отец её отгоняет ногой, весело засмеялся.

Этот случай на младшего брата никакого впечатления не произвёл, а для Гены он явился источником тяжёлой психотравмы, в результате которой у ребёнка после кратковременной потери речи развилось заикание.

В приведённом примере у старшего мальчика заикание возникло вследствие психической травматизации (производящая причина) , имевшей для него выраженную индивидуальную значимость, обусловленную предварительной фиксацией внимания мальчика на объекте возможных для него неприятностей. Кроме того, в анамнезе мальчика имелись предрасполагающие факторы – задержка речевого развития, нарушенное звукопроизношение, ускоренный темп речи и указанные особенности характера.

Многим родителям следует подумать, не фиксируют ли они внимание на некоторых объектах, как на объектах возможных неприятностей, хотя на самом деле они таковыми не являются. В случае такой дополнительной неоправданной фиксации у детей появляются дополнительные поводы для беспокойства, а может быть, и страхи («Не подходи к пылесосу – засосёт», «Не подходи к окну – Снежная королева заберёт» и др.)

Заикание может возникнуть и в результате подражания. Общаясь с заикающимися детьми и взрослыми, ребёнок может начать и в собственной речи воспроизводить те же нарушения. В этом случае, конечно, появившиеся особенности в речи ребёнка нельзя сначала назвать настоящим заиканием. Но надо иметь в виду, что заикание по подражанию может стойко закрепиться в речи. В основе заикания, возникшего по подражанию, лежат любовь, восхищение, уважение к тому человеку, которому ребёнок подражает. Обычно такими людьми в семье бывают родители, старшие братья и сёстры.

Обычно считают, что заикание появляется в результате испуга. Однако испуг часто лишь провоцирует заикание, которое вследствие перечисленных факторов может возникнуть и без него.

Итак, мы перечислили и раскрыли наиболее распространённые причины возникновения заикания, знание которых может помочь многим из вас предотвратить появление этого нарушения речи у детей.

1. Миссуловин Л. Я. Заикание и его устранение. – СПб. : ООО «СЛП», 1997.

2. Резниченко Т. С. Чтобы ребёнок не заикался. Книга для родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

3. Хрестоматия. Логопедия. Заикание. – М. : В. Секачёв, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

4. Цвынтарный В. В. Радость правильно говорить. – М. : ЗАО Изд-во ЦЕНТР-полиграф, 2002. – 111 с.

Предупреждение появления заикания у детей связано главным образом с просветительской работой среди родителей и работников дошкольных учреждений.

Поскольку в появлении заикания значительную роль играют особенности речевого развития ребенка, его характерологические качества, внутрисемейные отношения и многое другое, необходимо, чтобы родители, воспитатели и окружающие ребенка близкие люди были осведомлены о закономерностях речевого развития и об условиях, которые могут способствовать возникновению речевой патологии.

В профилактике заикания выделяются три основных направления:

1) предупреждение возникновения заикания у детей;

2) предупреждение хронификации и рецидивов заикания;

3) предупреждение нарушений социальной адаптации.

Можно выделить несколько групп детей с фактором риска по заиканию.

Во-первых, это дети с тревожными чертами характера. Обычно они очень привязаны к матери, реагируют на изменения ее настроения. Такие дети нередко дают реакцию в виде нарушения сна, аппетита, раздражительности, плаксивости в ответ на резкое изменение окружающей среды (помещение в ясли, детский сад, длительное отсутствие матери и т.п.).

Во-вторых, это группа детей с ранним речевым развитием. У таких детей первые слова появляются до 1-го года. В 1,6-1,8 года у них формируется фразовая речь. В 2-2,5 года они начинают говорить развернутыми фразами. Их речевая активность высокая. В этот период в речи у них появляются множественные итерации. Речь протекает часто в период инспираторной фазы дыхания.

В-третьих, это дети с некоторой задержкой речевого развития. Слова у таких детей появляются после 1-го года, чаще всего к 1,3-1,5 годам. Фразовая речь формируется после 3-х лет, фаза ее интенсивного развития падает на возраст 3,6 года. Речь таких детей зачастую невнятна с существенным нарушением звукопроизносительной стороны речи.

В-четвертых, это дети с генетическими факторами риска, т.е. дети с признаками левшества, а также имеющие родственников с заиканием или левшеством (обнаруживается генетическая обусловленность речевой патологии).

Дети, имеющие в ближайшем речевом окружении лиц, страдающих заиканием, подвержены этой речевой патологии чаще, чем другие.

Дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычьем также находятся в ситуации риска заикания (см. подробнее в главе 2.2.).

Возникновению заикания у этих групп детей способствует снижение адаптационных возможностей их центральной нервной системы.

В просветительской деятельности логопеда большое внимание должно уделяться работе с родителями. В семье детей с факторами риска заикания должны быть созданы условия для нормального соматического и нервно-психического развития ребенка. Сюда относятся: соблюдение режимных моментов, соответствующих возрасту ребенка, правильное питание, избегание соматических и психических перегрузок, создание благоприятного эмоционального климата в семье, согласованные единообразные воспитательные воздействия.

У детей дошкольного возраста, особенно у детей с тревожными чертами характера, легко возникают страхи. Эти страхи могут возникать в результате запугивания, чтения книг или просмотра фильмов устрашающего содержания и т.п. Нередко дети боятся остаться в темноте и просят не гасить свет перед засыпанием, боятся остаться одни в комнате, пройти по темному коридору и т.п.

Не следует "приучать" детей быть храбрыми, настаивать на том, чтобы ребенок обязательно был в темноте перед засыпанием, так как это может усилить страхи и зафиксировать их. Можно оставить приглушенный свет в комнате засыпающего ребенка, посидеть с ним рядом, пока он не уснет. При разумном поведении родителей страхи ребенка постепенно проходят. Если возникшие страхи наблюдаются длительное время, следует обратиться к психоневрологу.

Следует обратить внимание родителей на то, что для детей в возрасте от 1-го до 6-7-ми лет речь родителей является образцом. Общими правилами речевого поведения родителей являются следующие:

Речь должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу;

Желательно, чтобы речь родителей была четкой;

Нельзя говорить с детьми их лепетным языком или искажать звукопроизношение;

Речь взрослых не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами;

Взрослые не должны включать в речь при общении с ребенком сложные лексико-грамматические обороты, фразы по конструкции должны быть достаточно простыми;

При общении с ребенком следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;

Ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Дети легко запоминают их, а ритмизованная речь способствует выработке правильных речедвигательных автоматизмов.

Случаи раннего речевого развития не следует оценивать как положительное явление. Такого ребенка опасно "перегружать" речевым общением: вводить новые слова,

речевые обороты в обиходную речь, поощрять речевую активность, демонстрировать "речевые успехи" ребенка окружающим и пр. Напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации. Выбор книг должен быть ограничен и строго соответствовать

возрасту. Таким детям противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.

Речевые образцы взрослых играют особо важную рольв организации речедвигательных автоматизмовтаких детей. Речь взрослых должна быть спокойной и неторопливой, с четким проговариванием слов и предложений. Для таких детей полезны игры с ритмическими движениями, ритмическим проговариванием отдельных слов и коротких фраз. Очень важно обратить внимание на процесс становления у них речевого дыхания.

Таким образом, для детей с ранним речевым развитием профилактические мероприятия, прежде всего, связаны с охранительным речевым режимом, ритмизацией речи и формированием речевого дыхания.

В тех случаях, когда итерации и речь на вдохе наблюдаются более полугода без тенденции к "сглаживанию" и далее к исчезновению этих феноменов, необходимо начинать коррекционную педагогическую работу в целях предупреждения заикания.

Дети с некоторой задержкой речевого развития нередко при тщательном обследовании их психоневрологом обнаруживают те или иные симптомы церебрастенического синдрома (повышение внутричерепного давления, двигательная расторможенность, снижение внимания и т.д.).

Такие дети нуждаются в стимуляции речевого развития, однако эта стимуляция должна быть очень осторожной и умеренной. В первую очередь, таким детям надо формировать звукопроизносительную сторону речи и речевое дыхание (базовые уровни речедвигательного акта).

В период интенсивного накопления словаря и развития фразовой речи у этих детей необходимо быть предельно внимательным к появлению итераций. Если на протяжении 3-4-х месяцев количество итераций не снижается, необходимо переходить к коррекционным воздействиям, направленным на выработку плавности речи.

У детей с семейным левшеством полезно своевременно выявлять симптомы нарушения формирования нормальных межполушарных отношений. В дошкольном возрасте у части детей не сразу устанавливается доминантность одной из рук. Дети могут одинаково свободно использовать то правую, то левую руку в своих действиях. В этих случаях рекомендуется организовать деятельность ребенка так, чтобы максимально активизировать Правую руку. Необходимо последовательно, но в то же время не насильственно, вкладывать ложку перед едой (карандаш перед рисованием и пр.) в правую руку. Во время прогулок стараться держать ребенка за его правую руку и т.д. Если же ребенок, несмотря на эти мероприятия, настойчиво продолжает пользоваться левой рукой, не следует этого запрещать ребенку.

Известно, что дети-левши эмоционально неустойчивы, тревожны, имеют низкий уровень адаптационных возможностей центральной нервной системы. Для таких детей особенно важна эмоциональная стабильность в семейных отношениях и вредна резкая смена окружающей обстановки (например, помещение в детский сад без периода адаптации).

Наличие заикающихся в семье может иметь патогенное значение для развивающейся речи ребенка. В первую очередь, должно быть рекомендовано значительное ограничение речевого общения заикающегося с маленьким ребенком, особенно в период формирования у того фразовой речи. Их общение может протекать только при использовании таких видов речи, в которых у взрослого заикающегося не проявляется заикания (например, чтение стихов, односложная вопросно-ответная речь и пр.).

Для детей, речь которых формируется в условиях семьи с двуязычием (т.е. где говорят на двух или более языках), должны быть созданы особые условия. Нервная система детей в период развития речи испытывает значительное напряжение. Оно возрастает в тех случаях, когда формируются одновременно две языковые системы. Нередко в этой ситуации появляются те или иные симптомы речевой патологии или возникают отклонения от нормы. В одних случаях это задержка развития каждой из языковых систем, которыми ребенок овладевает одновременно, несоответствующий возрасту малый словарный запас, задержка формирования грамматических структур, использование разных языков при построении одной фразы и т.д. В других случаях может развиться и заикание.

Для того чтобы избежать развития патологии речи, необходимо создать условия для формирования лексико-грамматической базы сначала одной языковой системы. Это происходит в норме, как правило, к 4-м годам. После этого овладение другой языковой системой не приводит к отклонениям в речевом развитии или речевой патологии, и ребенок свободно овладевает вторым языком.

Профилактика хронификации заикания

При "остром" начале заикания, что бывает, как правило, после испуга, необходимо срочно создать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка, особенно в тех случаях, если после испуга наблюдался мутизм.

Такими условиями может быть смена обстановки, в которой произошла психическая травма, на нейтральную;

создание специального охранительного режима с пролонгированным сном и снижением уровня поступающей информации. Желательна консультация логопеда и психоневролога.

При появлении судорожных запинок родители не должны внешне проявлять своего беспокойства, тем более не должны делать замечаний по поводу речи ребенка, требовать от него плавной речи, правильного произношения звуков, слов и т.п. Недопустимы передразнивания и насмешки. В инициальный период заикания следует ограничить речевое общение с ребенком и разговаривать с ним лишь в необходимых случаях. Речь окружающих при этом должна быть негромкой и спокойной. Так как в процессе игры наедине с собой заикающиеся дети оречевляют свои действия без запинок, то следует поощрять разнообразные

виды игровой деятельности ребенка наедине: рисование, мозаика, строительные игры и пр.

Нельзя запретить ребенку говорить, если у него возникает такая потребность. Следует в этих случаях переводить форму речевой активности ребенка из монологической в диалогическую, с тем чтобы упростить как форму общения, так и лексико-грамматическое оформление высказываний ребенка.

Логопед может рекомендовать родителям использовать как ритмизированную речь, так и пение в общении с ребенком, разучивать с ним стихи, имеющие короткую строку, четкий ритм и соответствующие возрасту ребенка содержание. Полезно ребенку выполнять ритмические движения под музыку (маршировать, хлопать в ладоши, и пр.). При этом ритм выполнения движений должен быть выбран так, чтобы ребенок выполнял это без напряжения, с удовольствием.

Все дисциплинарные требования должны предъявляться спокойным тоном, не носить характера безапелляционных приказов. Если ребенок сопротивляется выполнению требований, следует переключить его внимание на другую деятельность.

Логопед должен объяснить родителям, что заикание у ребенка можно устранить, правильно выполняя рекомендации.

Предупреждение рецидивов заикания

Несмотря на эффективность коррекционно-педагогической работы с заикающимися детьми в дошкольном возрасте, в школьном возрасте у таких детей могут быть рецидивы заикания.

Следует учесть, что несмотря на избавление от судорожных запинок, у таких детей остается низкий уровень адаптивных возможностей центральной нервной системы. В связи с этим усиление эмоциональной, психической и физической нагрузок может вызвать рецидив заикания.

Наиболее часто первый рецидив наступает при поступлении ребенка в школу.

Для того чтобы предупредить рецидив заикания, необходимо особым образом готовить такого ребенка к школе.

Еще до 1 сентября ребенок должен посетить школу и класс, в котором он будет учиться. Он может походить по классу, посидеть за партой, узнать, где находится туалет. Кроме этого, необходимо заранее познакомить ребенка с педагогом. Педагог должен знать о том, что ребенок в прошлом заикался и потому требует к себе особого отношения.

Такого ребенка нельзя спрашивать первым, настаивать на ответе, если ребенок молчит, требовать от него развернутых устных ответов. При этом необходимо максимально поощрять активность ребенка. Рекомендуется в первое время вызывать маленького школьника к ответам перед классом только с чтением стихов.

Если у учащегося будут судорожные речевые запинки, не следует торопить его с ответом. В случаях возникновения рецидива заикания не следует отстранять заикающегося от устных ответов перед классом. Можно рекомендовать родителям, чтобы ребенок готовил все домашние задания вслух.

При ослаблении ребенка после соматических или инфекционных заболеваний необходимо проведение щадящего общего и речевого режима.

Желательно, чтобы ребенок, в прошлом страдавший заиканием, наблюдался логопедом и психоневрологом в течение 1-1,5 лет.

Следующим "опасным" для рецидива заикания возрастом является пре- и пубертатный возраст. В этот период психосоматического развития усложняются формы общения, возрастают требования к собственной речи, у подростка нарастает эмоциональное напряжение, связанное с эндокринной перестройкой организма. Нередко наблюдаются переживания подростка, связанные с его социальным статусом среди сверстников. В этот период могут быть рецидивы заикания. Необходимо сразу же обратиться за лечебно-педагогической помощью.

Для того чтобы избежать возможных рецидивов заикания, рекомендуется длительное диспансерное наблюдение логопедом и психоневрологом (психологом), а также периодическая психолого-педагогическая поддержка в виде логопедических занятий и психотерапии.

Для взрослых практикуются поддерживающие психолого-педагогические курсы типа "группы поддержки" или долечивания, или "группы открытых дверей". Такие группы организуются обычно при крупных консультативных и реабилитационных центрах.

Предупреждение нарушений социальной адаптации заикающихся начинается в дошкольном возрасте. Неуверенные, тревожные по характеру дети (такими чертами характеризуются, как правило, заикающиеся с невротической формой речевой патологии) нуждаются в психологической поддержке родителей, воспитателей и учителей.

Специальные воспитательные мероприятия направляются на выработку таких черт характера, как уверенность в себе, активность, самостоятельность в выборе решений и действиях (см. Главу 3 "Воспитание личности заикающегося"). Заикание не должно влиять на выбор профессии, тем не менее, при хроническом течении заикания не рекомендуются профессии с большой речевой и психической нагрузкой

Заиканием принято называть нарушение темпа, плавности и ритма речи. Обусловлено заикание у детей судорогами , возникающими в частях речевого аппарата. В нашей стране проводится разноплановое лечение заикания у детей .

Сегодня науке известны несколько способов и методов лечения заикания у детей . Но, все-таки, в отношении заикания, как и в отношении любой болезни, актуальным остается утверждение о том, что болезнь легче предупредить, чем после проводить долговременное лечение заикания у детей .

Профилактика заикания у детей

Взрослые должны помнить: речь ребенка развивается по подражанию. Если в своем окружении малыш будет слышать отчетливую, плавную речь, он начнет также правильно и четко говорить. Ускоренная торопливая, с быстрой захлебывающейся интонацией речь ребенка должна восприниматься как нежелательная и настораживать родителей. Такая речь свидетельствует о повышенной возбудимости ребенка. Нужно стараться всячески предупредить ее появление (вполне возможным является использование с этой целью медикаментозных средств).

Большая речевая нагрузка или, наоборот, отсутствие тренировки речи очень вредны для ребенка. Нагрузка должна быть разумной. Трудные по произношению, малопонятные слова для ребенка трех-четырех лет, с его не окрепшими речевым аппаратом и нервной системой, крайне нежелательны. Но, в то же время, и отсутствие общения с ребенком, заучивания с ним стихотворений, чтения рассказов тоже плохо влияет на процесс формирования речи, он замедляется. Говоря коротко, должна быть «золотая середина» в содействии взрослых процессу формирования речи ребенка.

Такие крайности как дефицит внимания и чрезмерная опека - одинаково вредны.

Очень важно отметить первые признаки заикания у детей и вовремя принять меры по его предупреждению. Если Ваш ребенок вдруг внезапно замолчал и отказывается говорить на протяжении 2-24 часов, это Вас должно крайне насторожить. После такого перерыва, вызванного чаще всего психоэмоциональным воздействием, ребенок может начать говорить уже заикаясь. Обратившись к специалисту до момента появления заикания, его возникновение можно предупредить. Если же все-таки проблема возникла, нужно постараться, как можно раньше ее разрешить.

Методы лечения заикания у детей

На сегодня известно много комплексных подходов, в согласии с которыми проводится лечение заикания у детей , в условиях медицинского учреждения.

Один из таких курсов лечения разработан В. И. Селивестровым. Курс включает 32-36 занятий на протяжении 3-4 месяцев и делится на три этапа: подготовительный, тренировочный, закрепительный.

На подготовительном этапе обеспечивается щадящий режим для ребенка, включающий спокойную обстановку, ограничение речевого общения и твердый режим. Работа логопеда на этом этапе заключается в стимулировании активной работы ребенка над своей речью: дети в соответствии со своим возрастом заучивают психотерапевтические тексты для проговаривания, выполняют речевые «зарядки» в сочетании с физическими упражнениями, проговаривают автоматизированные ряды (дни недели, месяцы, счет и т.д.). Используются те виды речи, в которых не проявляются речевые судороги заикающегося.

Во время тренировочного этапа занятия усложняются. От ответов на вопросы дети постепенно переходят к спонтанной речи, от спокойных видов деятельности - к эмоциональным, от тихой речи - к громкой. Вводятся подвижные, речевые, творческие игры. Закрепляются полученные навыки при активной помощи родителей в различных жизненных ситуациях.

На закрепительном этапе происходит закрепление плавной речи ребенка в более сложных условиях: в беседе, при рассказывании и т.д. Активнее и чаще используются творческие и ролевые игры.

Хотелось бы заметить, что наиболее благоприятным возрастом, чтобы проводить лечение заикания у детей является возраст 2-4 лет, менее благоприятен возраст - от 10 до 16 лет. Обостренность психики, легкая ранимость, стремление к свободе, нелюдимость, свойственные подростковому возрасту, негативно влияют на процессы лечения.

  • Соблюдение режима дня . Соблюдение режима дня является одним из важнейших условий обеспечения успешного лечения заикания у детей. Особое внимание родители должны уделить соблюдению режима сна. Сон ребенка должен составлять не менее 8-9 часов и быть по возможности крепким. Обеспечению крепости сна способствуют релаксирующие ванны, теплый душ, ванны с добавлением эфирных масел, успокаивающих нервную систему, расслабляющий массаж. Необходимо также исключить вечерние активные занятия, просмотр телевизора и компьютерные игры.
  • Соблюдение режима питания. В рационе должна преобладать молочная, растительная пища. Ограничить необходимо употребление мясного белка, жирной, острой, соленой пищи, исключить шоколад, крепкий чай и кофе.
  • Соблюдение щадящего охранительного режима . С целью предупреждения усугубления заикания необходимо по возможности максимально исключить жизненные ситуации, побуждающие к волнениям и длительному говорению, ограничить просмотр телевизионных передач, мультфильмов, несущих эмоциональную нагрузку, избегать утомляющих нервную систему громких звуков. Допускается просмотр телевизионных программ, не вызывающих сильные эмоции. По возможности необходимо предупредить нахождение ребенка в местах с большим скоплением людей (в ресторанах, больших магазинах, на рынках), избегать посещения шумных массовых мероприятий (кинотеатров, массовых праздников). Коротко говоря, всего того, что действует на ребенка чрезмерно стимулируя и возбуждая его, и, тем самым, усугубляя заикание.

В окружении ребенка нужно создать доброжелательную, спокойную атмосферу. В обращении с заикающимся ребенком взрослым необходимо проявлять максимум выдержки: не потакать капризам ребенка, но и не доводить требовательность до резкости.

  • Соблюдать охранительный речевой режим. Этого можно достичь, снизив речевую нагрузку ребенка и ограничив его речевое общение. Неправильным будет требование к ребенку рассказать об увиденном и услышанном, пересказать рассказ, сказку, прочесть стихи. Вопросы задавать лучше те, что требуют однословных, простых ответов. Свободное время ребенка организовать создав обстановку занятости, исключив возможность участия в шумных и подвижных играх, которые провоцируют заикание. Ребенок может играть в спокойные игры (собирать конструктор, рисовать, лепить и т.д.), помогать взрослым по дому. Самостоятельные игры, без вмешательства взрослых, при которых малыш комментирует свои действия, значительно снижают заикание.
  • Организация правильного общения со взрослыми. В окружении ребенка речь взрослых должна быть неторопливой, плавной, на пониженных тонах. Речь нараспев или по слогам негативно влияет на речь заикающегося ребенка. Неспешный темп речи, спокойная интонация речи взрослого, демонстрируемая ребенку, может сочетаться с неспешными движениями. Резкость, грубые окрики в общении с ребенком не допустимы! В случае, если заикающемуся ребенку трудно дается начало той или иной фразы, необходимо помочь ему произнести ее вместе.
  • Организация прогулок. Ежедневные прогулки на свежем воздухе - желательные процедуры для заикающегося ребенка. Необходимыми условиями остаются - исключение активных спортивных игр, бега, азартных спортивных игр, командных и соревновательных игр.

Профилактика заикания у детей дошкольного возраста

Предупреждение появления заикания у детей связано главным образом с просветительской работой среди родителей и работников дошкольных учреждений.

Поскольку в появлении заикания значительную роль играют особенности речевого развития ребенка, его характерологические качества, внутрисемейные отношения и многое другое, необходимо, чтобы родители, воспитатели и окружающие ребенка близкие люди были осведомлены о закономерностях речевого развития и об условиях, которые могут способствовать возникновению речевой патологии.

В профилактике заикания выделяются три основных направления:

1) предупреждение возникновения заикания у детей;

2) предупреждение хронификации и рецидивов заикания;

3) предупреждение нарушений социальной адаптации.

Можно выделить несколько групп детей с фактором риска по заиканию.

Во-первых, это дети с тревожными чертами характера. Обычно они очень привязаны к матери, реагируют на изменения ее настроения. Такие дети нередко дают реакцию в виде нарушения сна, аппетита, раздражительности, плаксивости в ответ на резкое изменение окружающей среды (помещение в ясли, детский сад, длительное отсутствие матери и т.п.).

Во-вторых, это группа детей с ранним речевым развитием. У таких детей первые слова появляются до 1-го года. В 1,6-1,8 года у них формируется фразовая речь. В 2-2,5 года они начинают говорить развернутыми фразами. Их речевая активность высокая. В этот период в речи у них появляются множественные итерации. Речь протекает часто в период инспираторной фазы дыхания.

В-третьих, это дети с некоторой задержкой речевого развития. Слова у таких детей появляются после 1-го года, чаще всего к 1,3-1,5 годам. Фразовая речь формируется после 3-х лет, фаза ее интенсивного развития падает на возраст 3,6 года. Речь таких детей зачастую невнятна с существенным нарушением звукопроизносительной стороны речи.

В-четвертых, это дети с генетическими факторами риска, т.е. дети с признаками левшества, а также имеющие родственников с заиканием или левшеством (обнаруживается генетическая обусловленность речевой патологии).

Дети, имеющие в ближайшем речевом окружении лиц, страдающих заиканием, подвержены этой речевой патологии чаще, чем другие.

Дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычьем также находятся в ситуации риска заикания (см. подробнее в главе 2.2.).

Возникновению заикания у этих групп детей способствует снижение адаптационных возможностей их центральной нервной системы.

В просветительской деятельности логопеда большое внимание должно уделяться работе с родителями. В семье детей с факторами риска заикания должны быть созданы условия для нормального соматического и нервно-психического развития ребенка. Сюда относятся: соблюдение режимных моментов, соответствующих возрасту ребенка, правильное питание, избегание соматических и психических перегрузок, создание благоприятного эмоционального климата в семье, согласованные единообразные воспитательные воздействия.

У детей дошкольного возраста, особенно у детей с тревожными чертами характера, легко возникают страхи. Эти страхи могут возникать в результате запугивания, чтения книг или просмотра фильмов устрашающего содержания и т.п. Нередко дети боятся остаться в темноте и просят не гасить свет перед засыпанием, боятся остаться одни в комнате, пройти по темному коридору и т.п.

Не следует “приучать” детей быть храбрыми, настаивать на том, чтобы ребенок обязательно был в темноте перед засыпанием, так как это может усилить страхи и зафиксировать их. Можно оставить приглушенный свет в комнате засыпающего ребенка, посидеть с ним рядом, пока он не уснет. При разумном поведении родителей страхи ребенка постепенно проходят. Если возникшие страхи наблюдаются длительное время, следует обратиться к психоневрологу.

Следует обратить внимание родителей на то, что для детей в возрасте от 1-го до 6-7-ми лет речь родителей является образцом. Общими правилами речевого поведения родителей являются следующие:

Речь должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу;

Желательно, чтобы речь родителей была четкой;

Нельзя говорить с детьми их лепетным языком или искажать звукопроизношение;

Речь взрослых не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами;

Взрослые не должны включать в речь при общении с ребенком сложные лексико-грамматические обороты, фразы по конструкции должны быть достаточно простыми;

При общении с ребенком следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;

Ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Дети легко запоминают их, а ритмизованная речь способствует выработке правильных речедвигательных автоматизмов.

Случаи раннего речевого развития не следует оценивать как положительное явление. Такого ребенка опасно “перегружать” речевым общением: вводить новые слова,

речевые обороты в обиходную речь, поощрять речевую активность, демонстрировать “речевые успехи” ребенка окружающим и пр. Напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации. Выбор книг должен быть ограничен и строго соответствовать

возрасту. Таким детям противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.

Речевые образцы взрослых играют особо важную роль в организации речедвигательных автоматизмов таких детей. Речь взрослых должна быть спокойной и неторопливой, с четким проговариванием слов и предложений. Для таких детей полезны игры с ритмическими движениями, ритмическим проговариванием отдельных слов и коротких фраз. Очень важно обратить внимание на процесс становления у них речевого дыхания.

Таким образом, для детей с ранним речевым развитием профилактические мероприятия, прежде всего, связаны с охранительным речевым режимом, ритмизацией речи и формированием речевого дыхания.

В тех случаях, когда итерации и речь на вдохе наблюдаются более полугода без тенденции к “сглаживанию” и далее к исчезновению этих феноменов, необходимо начинать коррекционную педагогическую работу в целях предупреждения заикания.

Дети с некоторой задержкой речевого развития нередко при тщательном обследовании их психоневрологом обнаруживают те или иные симптомы церебрастенического синдрома (повышение внутричерепного давления, двигательная расторможенность, снижение внимания и т.д.).

Такие дети нуждаются в стимуляции речевого развития, однако эта стимуляция должна быть очень осторожной и умеренной. В первую очередь, таким детям надо формировать звукопроизносительную сторону речи и речевое дыхание (базовые уровни речедвигательного акта).

В период интенсивного накопления словаря и развития фразовой речи у этих детей необходимо быть предельно внимательным к появлению итераций. Если на протяжении 3-4-х месяцев количество итераций не снижается, необходимо переходить к коррекционным воздействиям, направленным на выработку плавности речи.

У детей с семейным левшеством полезно своевременно выявлять симптомы нарушения формирования нормальных межполушарных отношений. В дошкольном возрасте у части детей не сразу устанавливается доминантность одной из рук. Дети могут одинаково свободно использовать то правую, то левую руку в своих действиях. В этих случаях рекомендуется организовать деятельность ребенка так, чтобы максимально активизировать Правую руку. Необходимо последовательно, но в то же время не насильственно, вкладывать ложку перед едой (карандаш перед рисованием и пр.) в правую руку. Во время прогулок стараться держать ребенка за его правую руку и т.д. Если же ребенок, несмотря на эти мероприятия, настойчиво продолжает пользоваться левой рукой, не следует этого запрещать ребенку.

Известно, что дети-левши эмоционально неустойчивы, тревожны, имеют низкий уровень адаптационных возможностей центральной нервной системы. Для таких детей особенно важна эмоциональная стабильность в семейных отношениях и вредна резкая смена окружающей обстановки (например, помещение в детский сад без периода адаптации).

Наличие заикающихся в семье может иметь патогенное значение для развивающейся речи ребенка. В первую очередь, должно быть рекомендовано значительное ограничение речевого общения заикающегося с маленьким ребенком, особенно в период формирования у того фразовой речи. Их общение может протекать только при использовании таких видов речи, в которых у взрослого заикающегося не проявляется заикания (например, чтение стихов, односложная вопросно-ответная речь и пр.).

Для детей, речь которых формируется в условиях семьи с двуязычием (т.е. где говорят на двух или более языках), должны быть созданы особые условия. Нервная система детей в период развития речи испытывает значительное напряжение. Оно возрастает в тех случаях, когда формируются одновременно две языковые системы. Нередко в этой ситуации появляются те или иные симптомы речевой патологии или возникают отклонения от нормы. В одних случаях это задержка развития каждой из языковых систем, которыми ребенок овладевает одновременно, несоответствующий возрасту малый словарный запас, задержка формирования грамматических структур, использование разных языков при построении одной фразы и т.д. В других случаях может развиться и заикание.

Для того чтобы избежать развития патологии речи, необходимо создать условия для формирования лексико-грамматической базы сначала одной языковой системы. Это происходит в норме, как правило, к 4-м годам. После этого овладение другой языковой системой не приводит к отклонениям в речевом развитии или речевой патологии, и ребенок свободно овладевает вторым языком.

Советы для родителей ребенка с проблемой заикания:

1) В семье должно быть организовано чуткое и внимательное отношение к ребёнку. Необходимо создавать дома условия покоя, тишины, дружбы с уравновешенными детьми, лучше с одним товарищем, изолируя от шумных, драчливых детей.

2) Важно не фиксировать внимание ребёнка на его дефекте. Он не должен слышать слово "заикание". Постоянно поощряя и ободряя ребёнка, надо вселять в него уверенность в его речевых возможностях.

3) Необходимо организовать строгий режим дня. (своевременный и достаточный сон, здоровое питание, прогулки на свежем воздухе, ограничение просмотра мультфильмов, отказ от компьютерных игр)

4) Серьёзное внимание уделить медикаментозному лечению. Заикающегося ребёнка надо обязательно показать врачу-невропатологу, так как лечебное укрепление нервной системы является обязательным.

5) Необходимо постоянно контролировать, чтобы ребёнок соблюдал речевые правила: - Успокойся. - Подумай, о чём ты хочешь сказать. - Набери воздух ртом и сразу начинай говорить, медленно и плавно, растягивая слова. -Если воздух закончился, набери его снова. - Смотри в глаза тому, кому говоришь.

6) Очень хорошо при коррекции заикания использовать РЕЛАКСАЦИЮ. Родителям рекомендуется проводить релаксацию дома вечером, перед сном. Можно включить спокойную музыку, положить ребёнка, мягким спокойным голосом предложить ему закрыть глаза и произнести примерно такой текст: " Успокойся, отдохни, дыши спокойно, ровно, ритмично. Отдыхают ручки, отдыхают ножки, отдыхает всё тело. Ты получаешь удовольствие. И становится понятно- расслабление приятно".

Далее проводятся упражнения на релаксацию мышц, в основе которых лежит методика профессора из США Джекобса. Он предложил обучать расслаблению с помощью упражнений для напряжения определённых групп мышц. Например: релаксация мышц рук- упражнение " Кулачки"(цель: учить чередовать напряжение мышц рук с расслаблением) .Поочерёдно сжимать и разжимать ладони, сопровождая словами:" Пальчики сильней сжимаем, опускаем, разжимаем. Знайте девочки и мальчики, отдыхают наши пальчики. "

"Представь, что мы надуваем воздушный шарик. Положи руку на живот. Надувай живот так, будто это большой воздушный шар, плечи не поднимай. Вот так шарик надуваем, а рукою проверяем (вдох). Шарик лопнул- выдыхаем, наши мышцы расслабляем. (выдох)

8) И заканчиваем- аутотренингом. Его рекомендуется выполнять в позе "лотоса" с закрытыми глазами. Взрослый спокойным голосом проговаривает текст, а ребёнок повторяет: " Я спокоен. Я говорю смело и уверенно. Мне помогают речевые правила. Мне приятно разговаривать. Завтра я буду говорить ещё лучше. "

Все эти упражнения не отнимут много времени и доставят заикающимся детям большое удовольствие, а главное - пользу.

Хочется отметить, что при соблюдении этих советов речь у заикающихся детей становится медленной и плавной, реже наблюдаются запинки судорожного характера, дети становятся более спокойными, уверенными в себе, более общительными.

Литература:

1.Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” - М.: В. Секачев, 1998

2.М. И. Лохов, Ю. А. Фесенко " Если у ребёнка заикание"

3.Р. Е. Левина "Преодоление заикания у дошкольников " методическое пособие под ред.


Заикание - одно из самых распространенных и серьезных расстройств речи. Возникает оно чаще всего в раннем детстве (от 2 до 5 лет), в годы самого бурного формирования речи. При заикании нарушается темп и плавность речи.

Основные причины заикания у детей

Непосредственными причинами заикания у детей могут быть психическая травма (испуг), инфекция, интоксикация, ушиб, а также подражание речи заикающегося.

Этот речевой недостаток тяжело переживают и сами дети, и их родители. А ведь соблюдение правильного общего и речевого режима, спокойная обстановка могут предотвратить заикание. Однако не все родители понимают это, и часто именно они являются виновниками возникшего у детей недостатка.

От родителей во многом зависит формирование правильной речи ребенка. Некоторые из них долгое время разговаривают с детьми неверно: сюсюкают, лепечут, коверкают слова, говорят быстро, а ведь всем известно, что дети любят подражать, что они всегда следуют поступкам тех людей, которые их окружают. Например, стараясь говорить также быстро, как взрослые, ребенок испытывает сильное нервное напряжение, которое часто ведет к заиканию.

Запинки в речи детей возникают и при подражании речи заикающихся родителей, товарищей, сестер или братьев. Часто это происходит непроизвольно, но иногда ребенок сознательно подражает неправильной речи, и это переходит у него в стойкую привычку.

Иногда причина заикания - эмоциональная напряженность ребенка , вызванная нервозной обстановкой. Часто взрослые то н дело поучают: «Так нельзя!», «Так не делают!», «Так не надо!» Или же дети без конца слышат только одну критику, одни порицания. И в первом и во втором случае у ребенка возникает чувство виновности, подавленности, постоянной тревоги, неуверенности в себе, неудовлетворенности. Такая постоянная эмоциональная напряженность часто ведет к заиканию.

Остерегайтесь без конца одергивать детей. Лучше переключите внимание ребенка на что-нибудь интересное для него, и он даже не вспомнит о том, что «нельзя». Если ребенок сделал что-либо хорошее, не стесняйтесь похвалить его. Поощрение всегда вызывает желание быть еще более послушным и действует гораздо сильнее, чем наказание.

Очень важно ко всем детям в семье относиться ровно, чтобы не возбуждать у братьев и сестер чувства ревности, которая также может стать причиной нервных переживаний и, как следствие, заикания .

Профилактика заикания у детей

Внимательное отношение к речи ребенка часто может предотвратить заикание. Если к 4-5 годам ваш сын или дочь еще не произносят каких-нибудь звуков, обратитесь к специалисту-логопеду. Косноязычие, затрудняющее произношение слов, может также вызвать заикание.

Плохо отражается на формировании речи ребенка и заучивание большого количества различных стихов и сказок. Обычно дети произносят их очень быстро, не понимая смысла, не выговаривая правильно слова и звуки. Все это может явиться для ребенка слишком тяжелой, непосильной нагрузкой. Происходит перенапряжение нервной системы, и появляется заикание.

Очень вредно постоянно запугивать детей. Такое неправильное воспитание тоже иногда вызывает заикание. Кроме того, к заиканию может привести постоянная психическая травма вследствие неправильного воспитания. Чрезмерное баловство, грубое, неуравновешенное обращение с детьми взрослых приносят одинаково большой вред детям. В одних случаях дети становятся раздражительными, капризными, непослушными, а в других - замкнутыми, озлобленными, запуганными. Частые ссоры родителей, грубое обращение отца и слезы матери могут травмировать детей.

Велика роль семьи в правильном формировании речи ребенка и профилактики заикания . Не допускайте ничего, что могло бы травмировать психику ребенка, следите за его здоровьем, за развитием его речи, не перегружайте ребенка заучиванием большого количества стихов, сказок, рассказов. Формирование правильной речи в детском возрасте - залог полноценного развития личности ребенка в целом.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделка звезда – варианты и инструкции по изготовлению объемных и новогодних звезд (75 фото) Поделка звезда – варианты и инструкции по изготовлению объемных и новогодних звезд (75 фото) Квиллинг картины цветов, букетов: мастер-класс с фото и видео Квиллинг картины цветов, букетов: мастер-класс с фото и видео