Марковская (Московская область). И.М

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

(А.Н. Волкова) Цель методики: 1. Уточнение представлений о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнера. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ). 2. Уточнение представлений супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенных шкалой ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП). Таким образом, результаты данной методики позволяют выявить иерархии семейных ценностей супругов, а так же сделать вывод о социально-психологической совместимости супругов в семье. Описание методики Методика "Ролевые ожидания и притязания в браке" содержит по 36 утверждений в каждом варианте (мужском и женском) и состоит из 7-ми шкал. Супругам предлагается самостоятельно ознакомиться с набором утверждений, соответствующих их полу, и выразить свое отношение к каждому утверждению, используя следующие варианты ответов: "Полностью согласен", "В общем, это верно", "Это не совсем так", "Это неверно". Инструкция:"Перед Вами ряд утверждений, которые касаются брака, семьи, отношений между мужем и женой. Внимательно прочитайте утверждения текста и оцените степень своего согласия или несогласия с ними. Вам предлагается 4 варианта ответа, выражающие ту или иную степень согласия или несогласия с утверждением, а именно: "Полностью согласен", "В общем, это верно", "Это не совсем так", "Это неверно". Подбирая вариант ответа к каждому из утверждений, постарайтесь как можно точнее передать Ваше личное мнение, а не то, что принято среди Ваших близких и друзей. Свои ответы регистрируйте в специальном бланке". Текст опросника (женский вариант)
  1. Муж – это друг, который разделяет мои интересы, мнения, увлечения.
  2. Муж – это, прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах.
  3. Самая главная забота мужа – обеспечить материальный достаток и бытовой комфорт семьи.
  4. Муж должен заниматься домашним хозяйством наравне с женой.
  5. Муж должен уметь обслужить себя, а не ждать, что жена возьмет на себя все заботы о нем.
  6. Муж должен заниматься детьми не меньше, чем жена.
  7. Я хотела бы, чтобы мой муж любил детей.
  8. О мужчине я сужу по тому, хороший или плохой он отец своим детям.
  9. Мне нравятся энергичные, деловые мужчины.
  10. Я очень ценю мужчин, серьезно увлеченным своим делом.
  11. Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моего мужа.
  12. Муж должен уметь создавать в семье теплую, доверительную атмосферу.
  13. Для меня главное – чтобы мой муж хорошо понимал меня и принимал такой, какая я есть.
  14. Муж – это, прежде всего, друг, который внимателен и заботлив к моим переживаниям, настроению, состоянию.
  15. Мне нравится, когда мой муж красиво и модно одет.
  16. Мне нравятся видные, рослые мужчины.
  17. Мужчина должен выглядеть так, чтобы на него было приятно смотреть.
  18. Самая главная забота женщины, чтобы все в семье были обихожены.
  19. Я всегда знаю, что нужно купить для моей семьи.
  20. Я собираю полезные советы хозяйке: как готовить вкусные блюда, консервировать овощи, фрукты.
  21. Главную роль в воспитании ребенка всегда играет мать.
  22. Я не боюсь трудностей, связанных с рождением и воспитанием ребенка.
  23. Я люблю детей и с удовольствием занимаюсь с ними.
  24. Я люблю красивую одежду, ношу украшения, пользуюсь косметикой.
  25. Я придаю большое значение своему внешнему виду.
Текст опросника (мужской вариант)
  1. Настроение и самочувствие человека зависит от удовлетворения его сексуальных потребностей.
  2. Счастье в браке зависит от сексуальной гармонии супругов.
  3. Сексуальные отношения – главное в отношениях мужа и жены.
  4. Главное в браке – чтобы у мужа и жены было много общих интересов.
  5. Жена – это друг, который разделяет мои интересы, мнения, увлечения.
  6. Жена – это, прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах.
  7. Самая главная забота жены - чтобы в семье были накормлены и ухожены.
  8. Женщина многое теряет в моих глазах, если она плохая хозяйка.
  9. Женщина может гордиться собой, если она хорошая хозяйка своего дома.
  10. Я хотел бы, чтобы моя жена любила детей и была им хорошей матерью.
  11. Женщина, которая тяготится материнством, неполноценная женщина.
  12. Для меня главное в женщине, чтобы она была хорошей матерью моим детям.
  13. Мне нравятся деловые и энергичные женщины.
  14. Я очень ценю женщин, всерьез увлеченных своим делом.
  15. Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моей жены.
  16. Жена должна, прежде всего, создавать и поддерживать теплую, доверительную атмосферу.
  17. .Для меня главное – чтобы моя жена хорошо понимала меня и принимала таким, каков я есть.
  18. Жена – это прежде всего друг, который внимателен и заботлив к моим переживаниям, настроению, состоянию.
  19. Мне нравится, когда моя жена красиво и модно одета.
  20. Я очень ценю женщин, умеющих красиво одеваться.
  21. Женщина должна выглядеть так, чтобы на нее обращали внимание.
  22. Я всегда знаю, что надо купить для нашего дома.
  23. Я люблю заниматься домашними делами.
  24. Я могу сделать ремонт и отделку квартиры, починку бытовой техники.
  25. Дети любят играть со мной, охотно общаются, идут на руки.
  26. Я очень люблю детей и умею с ними заниматься.
  27. Я принимал бы активное участие в воспитании своего ребенка, даже если бы мы с женой решили расстаться.
  28. Я стремлюсь добиться своего места в жизни.
  29. Я хочу стать хорошим специалистом своего дела.
  30. Я горжусь, когда мне поручают трудную и ответственную работу.
  31. Близкие и друзья часто обращаются ко мне за советом, помощью и поддержкой.
  32. Окружающие часто доверяют мне свои беды.
  33. Я всегда искренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю нуждающихся в этом людей.
  34. Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу.
  35. Я стараюсь носить ту одежду, которая мне идет.
  36. Я придирчиво отношусь к покрою костюма, фасону рубашки, цвету галстука.
Бланк для регистрации ответов Дата ___________________ Ф.И.О. Пол Возраст Образование Стаж супружеской жизни Количество и возраст детей
Полностью согласен В общем, это верно Это не совсем так Это неверно

Обработка полученных результатов (для полной семьи)
После выполнения супругами задания ответы мужа и жены заносятся в таблицу "Консультационное исследование семейных ценностей" (таблица № 1).

Таблица № 1 - Консультационное исследование семейных ценностей

Шкала семейных ценностей № утверж-дения Балл № утверждения Балл Общий показатель (в баллах)
Интимно-сексуальная
=
Личностная идентификация с супругом
=
Хозяйственно-бытовая Ожидание Притязание
= =
Родительско-воспитательная
= =
Социальная активность
= =
Эмоционально-психотерапевти-ческая
= =
Внешняя привлекатель-ность
= =

Текст методики делится на 7 шкал семейных ценностей. Баллы по каждой шкале семейных ценностей суммируются отдельно. По первым двум шкалам эти результаты будут итоговыми и переносятся в последний столбец таблицы. Итоговые баллы остальных пяти шкал вычисляются как полусумма баллов по подшакалам "ожидания" и "притязания". Ролевые ожидания – это установка мужа и жены на активное выполнение партнером семейных обязанностей, а ролевые притязания – личная готовность каждого из партнеров выполнять семейные роли. Ответы оцениваются следующим образом:

  • ответ "Полностью согласен" оценивается в 3 балла.
  • ответ "В общем, это верно" - 2 балла.
  • ответ "Это не совсем так" - 1 балл.
  • ответ "Это неверно" - 0 баллов.

Таким образом, минимальный суммарный балл по шкале составляет 0 баллов, максимальный итоговый балл по шкале – 9 баллов.
Низкие оценки по шкале – 0 - 3 балла;
Средние оценки по шкале – 4 - 6 балла;
Высокие оценки по шкале – 7 - 9 баллов.

Интерпретация шкал семейных ценностей:

  1. Интимно-сексуальная шкала (утверждения № 1 – 3) – шкала значимости сексуальных отношений в супружестве. Высокие оценки по шкале означают, что супруг(а) считает сексуальную гармонию важным условием супружеского счастья, отношение к супруге(у) существенно зависит от оценки ее (его) как сексуального партнера. Низкие оценки по шкале интерпретируются как недооценка сексуальных отношений в браке.
  2. Шкала личностной идентификации с супругом(ой ) (утверждения № 4 – 6) – шкала, отражающая установку мужа (жены) на личностную идентификацию с брачным партнером: ожидание общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций, способов время препровождения. Низкие оценки по шкале предполагают установку на личную автономию.
  3. Хозяйственно-бытовая шкала измеряет установку супругов на реализацию хозяйственно-бытовой функции семьи. Эта шкала, как и все последующие, имеет две подшкалы: "ролевые ожидания" и "ролевые притязания". Подшкала "ролевые ожидания" (утверждения № 7 – 9) – оценки рассматриваются как степень ожидания от партнера активного решения бытовых вопросов. Чем выше оценки по шкале ролевых ожиданий, тем больше требований предъявляет муж (жена) к участию супруга в организации быта, тем большее значение имеет хозяйственно-бытовые умения и навыки партнера. Подшкала "ролевые притязания" (утверждения № 22 – 24) отражает установки на собственное активное участие в ведении домашнего хозяйства. Общая оценка по шкале рассматривается как оценка мужем (женой) значимости бытовой организации семьи.
  4. Родительско – воспитательская шкала позволяет судить об отношении супругов к своим родительским обязанностям. Подшкала ролевых ожиданий (утверждения № 10 – 12) показывает выраженность установки супруга(и) на активную родительскую позицию брачного партнера. Подшкала ролевых притязаний (утверждения № 25 – 27) отражает ориентации мужа (жены) на собственные обязанности в воспитании детей. Общая оценка шкалы рассматривается как показатель значимости для супруга(и) родительских функций. Чем выше оценка шкалы, тем большее значение придает муж (жена) роли отца (матери), тем более он (она) считает родительство основной ценностью, концентрирующей вокруг себя жизнь семьи.
  5. Шкала социальной активности отражает установку на значимость внешней социальной активности (профессиональной, общественной) для стабильности брачно-семейных отношений. Подшкала "ролевые ожидания" (утверждения № 13 – 15) измеряет степень ориентации мужа (жены) на то, что брачный партнер должен иметь серьезные профессиональные интересы, играть активную общественную роль. Подшкала "ролевые притязания" (утверждения № 28 – 30) иллюстрирует выраженность собственных профессиональных потребностей супруга(и). Общая оценка шкалы выражает значимость внесемейных интересов для мужа (жены), являющихся основными ценностями в процессе межличностного взаимодействия супругов.
  6. Эмоционально - психотерапевтическая шкала выражает установку на значимость эмоционально - психотерапевтической функции брака. Подшкала "ролевые ожидания" (утверждения № 16 – 17) измеряет степень ориентации мужа (жены) на то, что брачный партнер возьмет на себя роль эмоционального лидера в семье в вопросах: коррекция психологического климата в семье, оказания моральной и эмоциональной поддержки, создание "психотерапевтической атмосферы". Подшкала "ролевые притязания" (утверждения № 31 – 33) показывает стремление мужа (жены) быть семейным "психотерапевтом". Общая оценка шкалы рассматривается как показатель значимости для супруга(и) взаимной моральной и эмоциональной поддержки членов семьи, ориентации на брак как среду, способствующую психологической разрядке и стабилизации.
  7. Шкала внешней привлекательности отражает установку мужа (жены) на значимость внешнего облика, его соответствие стандартам современной моды. Подшкала "ролевые ожидания" (утверждения № 19 – 21) отражает желание супруга(и) иметь внешне привлекательного партнера. Подшкала "ролевые притязания" (утверждения № 34 – 36) иллюстрирует установку на собственную привлекательность, стремление модно и красиво одеваться. Общая оценка – показатель ориентации супруга(и) на современные образцы внешнего облика.

Обработка и анализ результатов предполагает три этапа:
1. Анализ индивидуальных показателей шкалы семейных ценностей, ролевых ожиданий и притязаний мужа (жены), значимость семейных ценностей. Проводится на основании подсчета баллов в таблице "Консультационное исследование семейных ценностей" (табл.1). В результате подсчета мы имеем данные:

  • характеризующие представление мужа (жены) об иерархии семейных ценностей. Чем больше величина балла по шкале семейных ценностей, тем значимее для супруга(и) данная среда жизнедеятельности семьи.
  • данные, отражающие ориентацию жены (мужа) на активное ролевое поведение брачного партнера (ролевые ожидания) и на собственную активную роль в семье по реализации семейных функций (ролевые притязания).
  • подсчитывается сумма показателей ценностей (показатель 1 шкалы+ показатель 2 шк +……покзатель 7 шк) которая характеризует значимость семьи для мужа (жены). Максимальный показатель - 7 шкал х 9 (max показатель по шкале)= 63 балла сравнивается с индивидуальным показателем суммы ценностей (ЗСЦ – значимость семейных ценностей)

2. Сравнительный анализ представлений о семейных ценностях и ролевых установок мужа и жены. Для этого необходимо составить таблицу, с помощью которой определяется степень согласованности семейных ценностей супругов (таблица № 2).

МЕТОДИКА: Взаимодействие родитель-ребенок (ВРР) (И.М. Марковская). Методика И.М. Марковской [Марковская И.М., 1998] является одной из немногих, в которых с самого начала предполагались два параллельных опрос- ника - для детей и для родителей, - измеряющих одни и те же параметры дет- ско-родительского взаимодействия. Психологу важно знать не только оценку отношений с одной стороны - родителей, но и видение этого взаимодействия с другой стороны - с позиции детей. Такая необходимость возникает особенно часто при психологическом консультировании подростков и их родителей. В качестве оснований для шкал опросника автором были взяты следующие параметры, выделяемые в ряде исследований по данной проблеме: автономия-контроль (Е.С. Шеффер, Р.К. Белл); отвержение-принятие (А.И. Захаров, А.Я. Варга); требовательность (О. Коннер); степень эмоциональной близости (В. Шутц, Г.Т. Хоментаускас); строгость (П. Слатер); непоследовательность-последовательность (А.И.Захаров); сотрудничество (Р.Ф. Бейлз); согласие (Р.Ф. Бейлз); авторитетность (И. Марковская); удовлетворенность (И. Марковская). Взрослый и детский варианты опросника включают по 60 вопросов и имеют аналогичную структуру. Было составлено более ста утверждений, описывающих взаимодействие в семье, в результате дальнейшего анализа были оставлены 80 утверждений, которые и были представлены экспертам для определения содержательной ва- лидности. Группу экспертов составили психологи городов Санкт-Петербурга и Челябинска, имеющие практический опыт работы с детьми и родителями не ме- нее 5 лет. Эксперты должны были оценить содержание каждого вопроса на соответст- вие его определенной шкале опросника. Вопросы, получившие менее 80% голо- сов или отнесенные большинством экспертов одновременно к нескольким шка- лам, были исключены из дальнейшей работы. Для придания опроснику хорошей формы было оставлено равное количество вопросов на каждую шкалу, кроме двух, которые выделяют большинство исследователей и которые могут считать- ся базовыми в родительско-детских отношениях. Это шкалы автономия - кон- троль и отвержение-принятие, в них вошло по 10 утверждений, а в остальные шкалы - по 5 утверждений. В окончательный вариант опросника для детей вош- ло 60 утверждений. Шкалы опросника "Взаимодействие родитель - ребенок". 1. Нетребовательность - требовательность. 2. Мягкость - строгость. 3. Автономность - контроль. 4. Эмоциональная дистанция - близость. 5. Отвержение - принятие. 6. Отсутствие сотрудничества - сотрудничество. 7. Несогласие - согласие. 8. Непоследовательность - последовательность. 9. Авторитетность родителя. 10. Удовлетворенность отношениями с ребенком (родителем). Шкалы опросника ВРР для родителей дошкольников и младших школьников. 1. Нетребовательность - требовательность. 2. Мягкость - строгость. 3. Автономность контроль. 4. Эмоциональная дистанция - близость. 5. Отвержение - принятие. 6. Отсутствие сотрудничества - сотрудничество. 7. Тревожность за ребенка. 8. Непоследовательность - последовательность. 9. Воспитательная конфронтация в семье. 10. Удовлетворенность отношениями с ребенком. 1. Нетребовательность-требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше пока- зания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от ребенка. 2. Мягкость-строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотно- шениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо. 3. Автономность-контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в ме- лочной опеке, навязчивости, ограничительности; низкий контроль может при- водить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо следствием любова- ния. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность. 4. Эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребенка к родителю. Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает пред- ставление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою бли- зость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с ро- дителем. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точ- ности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка. 5. Отвержение-принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. При- нятие ребенка как личности является важным условием благоприятного разви- тия ребенка, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ре- бенком как принимающее или отвергающее. 6. Отсутствие сотрудничества-сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше от- ражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием вклю- ченности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсут- ствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания. 7. Несогласие-согласие между ребенком и родителем. Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жиз- ненных ситуациях. Используя две формы опросника: детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют судить о различиях во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье. 8. Непоследовательность-последовательность родителя. Последовательность родителя является важным параметром взаимодей- ствия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен ро- дитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении на- казаний и поощрений и т.д. Непоследовательность родителя может быть след- ствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, от- вергающего отношения к ребенку и т.п. 9. Авторитетность родителя. Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его вли- яния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются автори- тетными для ребенка, какова их сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяют судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в целом, поэтом по- казатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности-негатив- ности отношений ребенка к родителю, как и показатели по следующей - 10-й шкале. 10. Удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным десятой шкалы можно судить об общей степени удовлетворен- ности отношениями между родителями и детьми, - как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нару- шениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией. В варианте опросника для родителей дошкольников и младших школьников были изменены некоторые вопросы, которые оказались неадекватными для детей этого возраста и заменены две шкалы опросника. Вместо шкал "несогласие-со- гласие" и "авторитетность родителя" (7 и 9 шкалы) были введены две новых шкалы: 7. "Тревожность за ребенка". 9. "Воспитательная конфронтация в семье". Многие авторы обращают внимание на родительскую тревожность за ребен- ка как на важный фактор для понимания возникновения невротических реакций у детей. А.И. Захаров выделяет также в качестве черты патогенного, типа воспитания низкую сплоченность и разногласия членов семьи по вопросам вос- питания, что может приводить к воспитательной конфронтации внутри семьи. Кроме того, замена 7-ой и 9-ой шкал вызвана отсутствием параллельной формы для детей, так как в этом возрасте детям достаточно трудно отвечать на вопросы, связанные с их отношениями к родителям, а без сравнения с детски- ми данными шкалы согласия и авторитетности утрачивают свою диагностическую ценность. Примечание к компьютерной версии. Диаграмма и интерпретация результатов тестирования основана на пока- зателях выраженных в процентилях. Процентиль - процент испытуемых из выборки стандартизации, который получили равный или более низкий балл, чем балл данного испытуемого. На- пример, значение 50-й процентили указывает, что 50% значений располагается ниже этого уровня. Процентиль - любая из 99 пронумерованных точек, которые делят упоря- доченный набор значений на 100 частей, каждая из которых содержит 1/100-ю от общего значения. Автором методики приведены процентили кратные 10, т.е. 10, 20, 30 и т.д. без промежуточных значений, что следует учитывать при анализе резуль- татов тестирования. В данной компьютерной версии приняты следующие условные критерии ав- томатической интерпретации: 1 - 20 низкий показатель; 21 - 40 пониженный показатель; 41 - 60 средний показатель; 61 - 80 повышенный показатель; 81 - 100 высокий показатель. Опросник состоит из 60 вопросов. Примерное время тестирования 15-20 минут. ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ: --- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА. Методика: Взаимодействие родитель-ребенок (ВРР). Вариант для родителей дошкольников и младших школьников: отец - сын. Ф.И.О:____________________ Доп. данные:______________ Диаграмма: * 100 ┼─────────────────────────────── 90 ┼ ▄▄ ▄▄ 80 ┼─────────────██───────██────▄▄─ 70 ┼ ██ ██ ██ 60 ┼─────────────██───────██────██─ 50 ┼ ▄▄ ██ ██ ██ 40 ┼───────██─▄▄─██───────██────██─ 30 ┼ ██ ██ ██ ▄▄ ▄▄ ██ ██ 20 ┼─▄▄────██─██─██─██─██─██─▄▄─██─ 10 ┼ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ 0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──* НТ МС АК ДБ ОП ОС ТР НП ВК УД Тестовые показатели: 01. Нетребовательность - требовательность - НТ = 12.0 20 02. Мягкость - строгость - МС = 7.0 10 03. Автономность - контроль - АК = 15.0 50 04. Эмоциональная дистанция - близость - ДБ = 19.0 40 05. Отвержение - принятие - ОП = 19.5 90 06. Отсутствие сотрудничества - сотрудничество - ОС = 17.0 30 07. Тревожность за ребенка - ТР = 15.0 30 08. Непоследовательность - последовательность - НП = 22.0 90 09. Воспитательная конфронтация в семье - ВК = 6.0 20 10. Удовлетворенность отношениями с ребенком - УД = 21.0 80 ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: 1. Нетребовательность-требовательность родителя. Низкий уровень требовательности родителя, который проявляется в слабо выраженном ожидании ответственности от ребенка. 2. Мягкость-строгость родителя. Низкий уровень строгости мер, применяемых к ребенку, мягкость правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителем и ре- бенком, низкая степень принуждения ребенка к чему-либо. 3. Автономность-контроль по отношению к ребенку. Средний уровень контролирующего поведения по отношению к ре- бенку, умеренная степень автономии-контроля ребенка. 4. Эмоциональная дистанция - близость. Пониженный показатель представления родителя об эмоциональной близости к нему ребенка, его желания делиться самым сокровенным и важным с родителем. 5. Отвержение-принятие ребенка родителем. Высокий уровень принятия личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка, который является важным условием благоприятно- го развития ребенка, его самооценки. 6. Отсутствие сотрудничества - сотрудничество. Пониженный уровень сотрудничества между родителем и ребенком, который может быть результатом нарушенных отношений, авторитарно- го, безразличного или попустительского стиля воспитания. 7. Тревожность за ребенка. Пониженный уровень тревожности за ребенка, слабо выраженное стремление оградить его от всяких опасностей. 8. Непоследовательность-последовательность родителя. Высокий уровень последовательности и постоянства родителя в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении на- казаний и поощрений. 9. Воспитательная конфронтация в семье. Низкая воспитательная конфронтация внутри семьи, которая мо- жет указывать на сплоченность и отсутствие разногласия членов семьи по вопросам воспитания. 10. Удовлетворенность отношениями с ребенком. Повышенная степень общей удовлетворенности отношениями роди- теля с ребенком, убежденность в отсутствии особых нарушений в структуре родительско-детских отношений и возможных конфликтах, тенденция к отсутсвию обеспокоенности сложившейся семейной ситуа- цией.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская) Практическая работа с родителями показала недостаточность средств, которые могут быть использованы для диагностики родительско-детских отношений и взаимодействия. Оказалось важным знать не только оценку одной стороны родителей, но и видения этого взаимодействия со стороны детей. В качестве оснований для шкал опросника автором были взяты следующие параметры, выделяемые в ряде исследований по данной проблеме: автономия-контроль (Е.С.Шеффер, Р.К.Белл); отвержениепринятие (А.И.Захаров, А.Я.Варга); требовательность (О.Коннер); степень эмоциональной близости (В.Шутц, Г.Т.Хоментаускас); строгость (П.Слатер); непоследовательность-последовательность (А.И.Захаров); сотрудничество (Р.Ф.Бейлз); согласие (Р.Ф.Бейлз); авторитетность (И.Марковская); удовлетворенность (И.Марковская). Взрослый и детский варианты опросника включают по 60 вопросов и имеют аналогичную структуру. Подростковый вариант. Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой М для матери, под буквой О для отца. 5 несомненно, да (очень сильное согласие); 4 вобщем, да; 3 и да, и нет; 2 скорее нет, чем да; 1 нет (абсолютное несогласие) 1. Если уж он (а) чего-то требует от меня, то обязательно добьется этого. 2. Он (а) всегда наказывают меня за мои плохие поступки. 3. Я редко говорю ему (ей), куда иду и когда вернусь. 4. Он (а) считает меня вполне самостоятельным человеком. 5. Могу рассказать ему (ей) обо всем, что со мной происходит.

2 6. Он (а) думает, что я ничего не добьюсь в жизни. 7. Он (а) чаще замечает во мне недостатки, чем достоинства. 8. Он (а) часто поручает мне важные и трудные дела. 9. Нам трудно достичь взаимного согласия. 10. Иногда он (а) может разрешить то, что еще вчера запрещал (а). 11. Я всегда учитываю его (ее) точку зрения. 12. Я бы хотел (а), чтобы мои будущие дети относились ко мне так же, как я к нему (к ней). 13. Я редко делаю с первого раза то, о чем он (а) меня просит. 14. Он (а) меня редко ругает. 15. Он (а) старается контролировать все мои действия и поступки. 16. Считает, что главное это слушаться его (ее). 17. Если у меня случается несчастье, в первую очередь я делюсь с ним (ней). 18. Он (а) не разделяет моих увлечений. 19. Он (а) не считает меня таким умным и способным, как ему (ей) хотелось бы. 20. Он (а) может признать свою неправоту и извиниться передо мной. 21. Он (а) часто идет у меня на поводу. 22. Никогда не скажешь наверняка, как он (а) отнесется к моим словам. 23. Могу сказать, что он (а) для меня авторитетный человек. 24. Мне нравятся наши с ней (ним) отношения. 25. Дома он (а) дает мне больше обязанностей, чем в семьях большинства моих друзей. 26. Бывает, что он (а) применяет ко мне физические наказания. 27. Даже если я не хочу, мне приходится поступать так, как желает он (а). 28. Считает, что он (а) лучше знает, что мне нужно. 29. Он (а) всегда мне сочувствует. 30. Мне кажется, он (а) меня понимает. 31. Он (а) хотела бы многое во мне изменить. 32. При принятии семейных решений он (а) всегда учитывает мое мнение.

3 33. Он (а) всегда соглашается с моими идеями и предложениями. 34. Никогда не знаешь, что от него (нее) ожидать. 35. Он (а) является для меня эталоном и примером во всем. 36. Я считаю, что он (а) правильно воспитывает меня. 37. Он (а) предъявляет ко мне много требований. 38. По характеру он (а) мягкий человек. 39. Обычно он (а) мне позволяет возвращаться домой, когда я захочу. 40. Он (а) стремится оградить меня от трудностей и неприятностей жизни. 41. Он (а) не допускает, чтобы я подмечал его (ее) слабости и недостатки. 42. Я чувствую, что ему (ей) нравится мой характер. 43. Он (а) часто критикует меня по мелочам. 44. Он (а) всегда с готовностью меня выслушивает. 45. Мы расходимся с ним (ней) по очень многим вопросам. 46. Он (а) наказывает меня за такие поступки, как совершает сам (а). 47. Я разделяю большинство его (ее) взглядов. 48. Я устаю от повседневного общения с ним (ней). 49. Он (а) часто заставляет меня делать то, что мне не хочется. 50. Он (а) прощает мне то, за что другие наказали бы. 51. Он (а) хочет знать обо мне все: о чем я думаю, как отношусь к своим друзьям и т. п. 52. Я не советуюсь с ним (ней), с кем мне дружить. 53. Могу сказать, что он (а) самый близкий мне человек. 54. Он (а) все время высказывает недовольство мной. 55. Думаю, он (а) приветствует мое поведение. 56. Он (а) принимает участие в делах, которые придумываю я. 57. Мы по-разному с ним (ней) представляем мою будущую жизнь. 58. Одинаковые мои поступки могут вызвать у него (нее) то упреки, то похвалу.

4 59. Мне хотелось бы быть похожим на него (нее). 60. Я хочу, чтобы он (а) всегда относился (лась) ко мне так же, как сейчас. Вариант для родителей подростков. Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов. 5 несомненно, да (очень сильное согласие); 4 вобщем, да; 3 и да, и нет; 2 скорее нет, чем да; 1 нет (абсолютное несогласие) 1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого. 2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки. 3. Он (а) редко говорит мне, куда идет и когда вернется. 4. Я считаю его (ее) вполне самостоятельным человеком. 5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (с ней) происходит. 6. Думаю, что он (а) ничего не добьется в жизни. 7. Я говорю ему (ей) чаще о его (ее) недостатках, чем о достоинствах. 8. Часто поручаю ему (ей) важные и трудные дела. 9. Нам трудно достичь взаимного согласия. 10. Бывает, что разрешаю ему (ей) то, что еще вчера запрещал (а). 11. Сын (дочь) всегда учитывает мою точку зрения. 12. Я бы хотел (а), чтобы он (а) относился (лась) к своим детям так же, как я к нему (к ней). 13. Он (а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу. 14. Я его (ее) очень редко ругаю. 15. Я стараюсь контролировать все его (ее) действия и поступки. 16. Считаю, что для него (нее) главное это слушаться меня.

5 17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он (а) делится со мной. 18. Я не разделяю его (ее) увлечений. 19. Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы. 20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней). 21. Я часто иду у него (нее) на поводу. 22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней). 23. Думаю, что я для него (нее) авторитетный человек. 24. Мне нравятся наши с ней (ним) отношения. 25. Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его (ее) друзей. 26. Приходится применять к нему (ней) физические наказания. 27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он (а) не хочет. 28. Думаю, я лучше знаю, что ему (ей) нужно. 29. Я всегда сочувствую своему ребенку. 30. Мне кажется, я его (ее) понимаю. 31. Я хотел (а) бы в нем (ней) многое изменить. 32. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнения. 33. Я всегда соглашаюсь с его (ее) идеями и предложениями. 34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным. 35. Я являюсь для него (нее) эталоном и примером во всем. 36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь). 37. Я предъявляю к нему (ней) много требований. 38. По характеру я мягкий человек. 39. Я позволяю ему (ей) возвращаться домой, когда он (а) хочет. 40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни. 41. Я не допускаю, чтобы он (а) подмечал (а) мои слабости и недостатки. 42. Мне нравится его (ее) характер.

6 43. Я часто критикую его (ее) по мелочам. 44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю. 45. Мы расходимся с ним (ней) по очень многим вопросам. 46. Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сама. 47. Он (а) разделяет большинство моих взглядов. 48. Я устаю от повседневного общения с ней (ним). 49. Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет. 50. Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказывали бы. 51. Мне хотелось бы знать о нем (о ней) все: о чем он (а) думает, как относится к своим друзьям и т.д. 52. Он (а) не советуется со мной, с кем ему (ей) дружить. 53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек. 54. Я приветствую его (ее) поведение. 55. Я часто выказываю свое недовольство им (ей). 56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он (а). 57. Мы по-разному представляем с ним (ней) его (ее) будущую жизнь. 58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же. 59. Думаю, ему (ей) хотелось бы походить на меня. 60. Я хочу, чтобы он (а) всегда относился (лась) ко мне так же, как сейчас. Вариант для родителей дошкольников и младших школьников. Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов. 5 несомненно, да (очень сильное согласие); 4 вобщем, да; 3 и да, и нет; 2 скорее нет, чем да; 1 нет (абсолютное несогласие)

7 1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого. 2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки. 3. Он (а) сам (а) обычно решает, какую одежду надеть. 4. Моего ребенка смело можно оставлять без присмотра. 5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит. 6. Думаю, что он (а) ничего не добьется в жизни. 7. Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем не нравится, чем о том, что нравится. 8. Часто мы совместно справляемся с домашней работой. 9. Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка. 10. Я чувствую, что непоследователен (льна) в своих требованиях. 11. В нашей семье часто бывают конфликты. 12. Я бы хотел (а), чтобы он (а) воспитал (а) своих детей так же, как я его (ее). 13. Он (а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу. 14. Я его (ее) очень редко ругаю. 15. Я стараюсь контролировать все его (ее) действия и поступки. 16. Считаю, что для него (нее) главное это слушаться меня. 17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он (а) делится со мной. 18. Я не разделяю его (ее) увлечений. 19. Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы. 20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней). 21. Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное. 22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней). 23. Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали. 24. Мне нравятся наши с ним (ней) отношения. 25. Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его (ее)

8 друзей. 26. Приходится применять к нему (ней) физические наказания. 27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он (а) не хочет. 28. Думаю, я лучше него (нее) знаю, что ему (ей) нужно. 29. Я всегда сочувствую своему ребенку. 30. Мне кажется, я его (ее) понимаю. 31. Я бы хотел (а) в нем (в ней) многое изменить. 32. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение. 33. Думаю, что я тревожная мама (тревожный папа). 34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным. 35. Бывает, что, когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка и т.п.) начинает упрекать меня в излишней строгости. 36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь). 37. Я предъявляю к нему много требований. 38. По характеру я мягкий человек. 39. Я позволяю ему (ей) гулять одному во дворе дома. 40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни. 41. Я не допускаю, чтобы он (а) подмечал (а) мои слабости и недостатки. 42. Мне нравится его (ее) характер. 43. Я часто критикую его (ее) по мелочам. 44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю. 45. Считаю, что мой долг оградить его (ее) от всяких опасностей. 46. Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сам (а). 47. Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи. 48. Я устаю от повседневного общения с ним (ней). 49. Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет. 50. Я прощаю ему (ей) то, за что других наказали бы. 51. Мне хотелось бы знать о нем (ней) все: о чем он (а) думает, как относится к своим друзьям и т.д.

9 52. Он (а) сам (а) выбирает, чем заниматься дома в свободное время. 53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек. 54. Я приветствую его (ее) поведение. 55. Я часто высказываю свое недовольство им (ею). 56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он (а). 57. Я часто думаю, что кто-то может обидеть его (ее). 58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же. 59. Случается, что если я говорю ему (ей) одно, то муж (жена, бабушка и т.п.) специально говорит наоборот. 60. Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства моих знакомых. Регистрационный бланк Ф.И.О. возраст класс М оценка матери; О оценка отца М 0 М 0 М 0 М 0 М Подсчет и обработка результатов опросника ВРР. Все три формы опросника (детская и взрослые) обрабатываются по сходной схеме. Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается, прямые это утверждения или обратные. Обратные утверждения переводятся в балы таким образом:

10 ответы баллы В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звездочками, поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по 5, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на 2. суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале (см. ключ). Например, к 1-й шкале относятся утверждения 1, 13, 25, 37, 49; к 10-й шкале 12, 24, 36, 48, 60; к 3-й шкале 3, 4, 15, 16, 27, 28, 39, 40, 51, 52 и т.д. Ключ к опросникам ВРР для подростков и их родителей Баллы Баллы Баллы Баллы Баллы 1 13 *** *** *** 50 *** 2. 3 *** *** Сумма по каждой шкале 4 *** *** / *** *** 18 *** *** 5. 7 *** 19 *** 31 *** 43 *** 55 / *** *** *** 22 *** 34 *** 46 *** 58 *** *** Шкалы опросника ВРР для подростков и их родителей 1. Нетребовательность требовательность. 2. Мягкость строгость.

11 3. Автономность контроль. 4. Эмоциональная дистанция близость. 5. Отвержение принятие. 6. Отсутствие сотрудничества сотрудничество. 7. Несогласие согласие. 8. Непоследовательность последовательность. 9. Авторитетность родителя. 10. Удовлетворительность отношениями с ребенком (родителем). Ключ к опроснику ВРР для родителей дошкольников и младших школьников Баллы Баллы Баллы Баллы Баллы 1 13 *** *** *** 50 *** 2. 3 *** *** Сумма по каждой шкале 4 *** *** / *** *** 18 *** *** 5. 7 *** 19 *** 31 *** 43 *** 55 / *** *** *** 22 *** 34 *** 46 *** 58 *** *** Шкалы опросника ВРР для родителей дошкольников и младших школьников 1. Нетребовательность требовательность Мягкость строгость. 3. Автономность контроль. 4. Эмоциональная дистанция близость. 5. Отвержение принятие.

12 6. Отсутствие сотрудничества сотрудничество. 7. Тревожность за ребенка. 8. Непоследовательность последовательность. 9. Воспитательная конфронтация в семье. 10. Удовлетворительность отношениями с ребенком. Для интерпретации данных опросника ВРР можно пользоваться результатами процентильной стандартизации, представленными в таблицах 1, 2 и 3. Процентальная стандартизация опросника ВРР на выборке старшеклассников (100 чел.) Таблица 1. Шкалы опросника Процентили, Таблица 2. Процентальная стандартизация опросника ВРР на выборке родителей старшеклассников (70 чел.) Шкалы опросника Процентили,

13 , Процентальная стандартизация опросника ВРР на выборке родителей дошкольников и младших школьников (280 чел.) Таблица 3. Шкалы опросника Процентили, Литература: 1. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. Под редакцией Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. Мн.: Унiверсiтэцкае, Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л., Смирнов С.Д. Подростковая группа риска. СПб.: Питер, с. (Серия «Практическая психология»). 3. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я: психология значимых отношений. М.: Мысль, Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: ООО Издательство «Речь», с.


Опросник «Взаимодействие родитель ребенок» (Марковская И. М.) Назначение методики. Методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только

Приложение 1 Опросник для родителей Уважаемый родитель! Ответьте на приведенные ниже вопросы. Полнота и развернутость ответа приветствуются. Знаете ли Вы какую-либо научно-методическую литературу для родителей

Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов». Читайте

Анализ семейных взаимоотношений Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса (АСВ) Текст опросника для родителей детей от 11 до 21 года Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании

Печатается по решению редакционно-издательского совета Диагностика семейных дисфункций в приемной семье: методическое пособие. Ангарск Иркутск: УМЦ РСО, 2017. 44 с. Авторы-составитель: Арбатская Е. С.

Частное учреждение социального обслуживания «Центр развития семейных форм устройства детей» Проект укрепления семьи «Вместе с мамой» (г. Мурманск) Е.Н. Кропива Программа по оптимизации детско-родительских

Опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения

Опросник детской депрессии Разработанный Maria Kovacs (1992) и адаптированный сотрудниками лаборатории клинической психологии и психиатрии НИИ психологии, позволяет определить количественные показатели

Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО. Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ УЧЕБЫ. Возникающие проблемы: очень много разных учителей; непривычное расписание; много новых кабинетов; новые дети в классе; новый классный руководитель; проблемы

МЕТОДИКА ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ (АЛЕШИНА Ю.Е., ГОЗМАН Л.Я., ДУБОВСКАЯ Е.М.) Назначение теста Методика предназначена для исследования характера общения между супругами. Инструкция к тесту Выберите ответ, который

Методический отдел Методика изучения социализированности личности ребенка (М.И.Рожков) Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности детей. Процедура

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест Альберта Эллиса. Методика диагностики иррациональных установок В тесте А. Эллиса 50 вопросов, 6 шкал, из них 4 шкалы - основные и соответствуют 4 группам иррациональных установок мышления, выделенным

ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ (ТЕСТ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ) Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское

ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА Цель исследования изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут

Тест школьной тревожности Филлипса Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам,

Опросник «Какой у вас стиль общения и воспитания?» Многое зависит от стиля общения и воспитания, который выбирают родители. Можете проверить, какой стиль характерен для вас. Для этого выполните тест (модификация

Диагностика личностной тревожности Бланк методики содержит инструкцию и задание, что позволяет проводить ее коллективно. Методика включает в себя ситуации трех типов: 1. Ситуации, связанные со школой,

Тест школьной тревожности Филлипса Тест школьной тревожности Филлипса (Альманах психологических тестов, 1995) позволяет подробно изучать уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего

ДИАГНОСТИКА ПАРЦИАЛЬНЫХ ПОЗИЦИЙ ИНТЕРНАЛЬНОСТИ- ЭКСТЕРНАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ (Е.Ф.БАЖИН, Е.А.ГОЛЫНКИНА, А.М.ЭТКИНД) Назначение: Настоящая методика направлена на исследование парциальных шкал локуса контроля.

Работа с родителями по профориентации Уважаемые родители! Ваш ребенок оканчивает школу и ему предстоит выбрать профессию. Это трудный и ответственный шаг, влияющий на всю его дальнейшую жизнь. Вашему вниманию

Родительское собрание 2. «Мы - самые близкие люди!» Форма проведения: час общения. Цели: Коррекция отношений родителей и детей подростков; воспитание ценностного отношения к семье. Ход собрания 1. Анкетирование

Формирование навыков сотрудничества «ребенок родитель» Маркова Наталья Владимировна, психолог ЗНЗ 81. Формирование навыков сотрудничества ребенок родитель. Цель: отработка навыков общения с ребенком. Задача:

Тест школьной тревожности Филипса Цель: определить уровень и характер школьной тревожности. Инструкция. Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете

Отец кормилец или воспитатель? Мать природа, Мужчина тобой приуменьшен Почему материнства мужчине не дашь ты? Если б торкнулось в нём, Там, под сердцем, Дитя беспричинно, То, наверно, жесток Так бы не

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Тестовый материал психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС для учащихся 5 классов общеобразовательных школ города Йошкар-Олы на 2015-2016 учебный год

Тестовый бланк 1 для проведения диагностических исследований по выявлению готовности школьников к обучению в интерактивном режиме (методика Е.В. Коротаевой) Инструкция для учащегося: Дорогой друг! Запиши

Воспитываем ребёнка. КАК? Вы хотите сделать своего ребенка счастливым, но в то же время образованным и воспитанным, тогда ознакомьтесь со следующими полезными советами и рекомендациями. Любите своего ребенка

Определение направленности личности (Б. Басса) Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г. Анкета состоит

ТЕСТ-ОПРОСНИК CАМООТНОШЕНИЯ (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев) Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная

Принципы использования наказания Наказание действенно, когда оно понятно ребенку и он считает его справедливым. Употребляя наказание, нельзя оскорблять ребенка. Наказание не должно вредить здоровью ребенка

Тема родительского собрания: "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы Классный руководитель 5-б класса Попкова Н.А. потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; повышенная

Анкета для отцов 1 Уважаемые папы! В целях сотрудничества с дошкольным учреждением по воспитанию и развитию ваших детей ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: 1. Выберите, пожалуйста, те образы, которые

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Ф.И.О. Возраст Место работы Состав семьи (кто совместно проживает, возраст, образование, профессия) 5. Жилищные условия (отдельная квартира, общежитие и т.д.). 6. Материальное положение

Тест для диагностики сплоченности и гибкости семейной системы Д. Олсона, Д. Портнера и И. Лави Тест создан в 98 году. Мы используем перевод методики, осуществленный А. Г. Лидерсом. Существует также форма

Опросник «Психологический портрет родителя» (Г.В.Резапкина) Шкалы: приоритетные ценности, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль воспитания, уровень субъективного контроля Назначение теста: методика

Полная версия теста на нарциссизм (NPI-40) (Раскин, Терри) Внимательно прочитайте каждое из нижеследующих утверждений, и в каждой паре выберите то, которое лучше описывает ваше восприятие себя. Авторитет:

Методика «Детский вариант шкалы явной тревожности» (CMAS, адаптированный А.М. Прихожан) Диагностические возможности Шкала представляет собой опросник, выявляющий тревожность как хроническое генерализованное

5ая Международная научная конференция «ПСИХОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ» 4-25 ноября 2011 г. СБОРНИК ТЕЗИСОВ 1 СЕМЬЯ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В.

Подростковый возраст, его особенности и первые проблемы Вот они, главные истины эти: Поздно заметили, поздно учли Нет, не рождаются трудными дети, Просто им вовремя не помогли. Этап первый 10-13 лет: «Оставьте

Анкета-опросник «Настоящий друг» (Прутченков А.С.) 1. Делится новостями о своих успехах. 2. Оказывает эмоциональную поддержку. 3. Добровольно помогает в случае нужды. 4. Стремиться, чтобы другу было приятно

У меня болел живот. В этом случае мы не рассказываем о деталях. Как вы себя сейчас чувствуете? Так себе. голос Вчера вечером у меня не было голоса. дышать над паром пар потеть пот У нас сегодня новая студентка.

SWorld 18-27 December 2012 http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/december-2012 MO DERN PROBLEMS AND WAYS O F THEIR SO LUTIO N IN

Уважаемые родители пятиклассников! У вашего ребёнка наступила ответственная пора, он перешёл на II ступень обучения, стал пятиклассником! Это очень ответственный и сложный период в жизни каждого школьника.

Шкала оценки потребности в достижении Мотивация достижения стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что

Описание методики «Психологическая безопасность образовательной среды школы» (автор И.А. Баева) // Цитируется по источнику: Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Под ред.

Шкала депрессии Бека Инструкция: «В этом опроснике содержатся группы утверждений. Внимательно прочитайте каждую группу утверждений. Затем определите в каждой группе одно утверждение, которое лучше всего

ПОРТФОЛИО воспитателя старшей группы Ивановой Марины Егоровны МДОУ 72 Иванова Марина Егоровна, 27.06.1958 года рождения. среднее-специальное образование специальность «дошкольное образование» общий педагогический

Что такое детская боль От детей родителям Особенно больно, когда родители называют тебя глупым и неудачником... Ты начинаешь сомневаться в себе. Особенно больно, когда родители называют тебя глупым и неудачником...

Слова о маме С т р а н и ц а 1 Мы говорим СПАСИБО мамам Все знают, что самым дорогим и любимым для нас человеком может быть только мама. Ведь она всегда дает своему ребенку только нежность и внимание.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ОТЦОВ Подготовила Воспитатель подготовительной группы РаеваТ.В. Родительское собрание отцов «Один отец значит больше, чем сто учителей». Д. Герберт Подготовительная работа. 1. Предложите

Опасные фразы, или Как создаются негативные жизненные сценарии «Слово не воробей вылетит, не поймаешь» Народная пословица Задумываемся ли мы о том, что именно слышит ребенок, когда мы просим его что-то

Диагностические методики Модифицированная методика 1. «Тест на выявление готовности к обучению в интерактивном режиме» Е.В. Коротаевой Цель: Выявить уровень готовности учащегося к обучению в интерактивном

В помощь молодым родителям. Подборку материала подготовила воспитатель Липа О.В. Маленькие почемучки. В жизни любой семьи наступает время, когда ребёнок задаёт всевозможные «почему». И, естественно, родители

Глод Н.В. Социально-психологические установки подростков в структуре детско-родительских отношений /А. М. Гадилия, Н. В. Глод // Психология обучения. - М, 2013. 8 96-106 с. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ За последнее десятилетие ученые выяснили, насколько огромную роль в нашей жизни играют эмоции. Они узнали, что успех и счастье во всех сферах жизни определяется

Консультация на тему: «Дружеские отношения взрослых и детей в семье основа воспитания положительных черт характера ребенка» Взаимоотношение в семье детей и родителей, на мой взгляд, очень важный момент

Подготовила: Гаврилова Валерия Сергеевна, педагог-психолог определение тревожности; признаки тревожности у детей; причины тревожности у детей; методики психологической диагностики тревожности; рекомендации

ОПРОСНИК МИНИ-МУЛЬТ Опросник Мини-мульт представляет собой сокращенный вариант MMPI, содержит 7 вопрос, шкал, из них оценочные. Первые оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверности

В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект: 1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку: - проявляйте достаточно

: 55°20′44″ с. ш. 39°49′45″ в. д.  /  55.3457000° с. ш. 39.8293944° в. д.  / 55.3457000; 39.8293944 (G) (Я)

Первое упоминание Высота центра Население Часовой пояс Автомобильный код

50, 90, 150, 190, 750

Код ОКАТО

Название

В письменных источниках деревня упоминается как Марковская .

Название, вероятно, произошло от личного имени Марк или фамилии Марков .

История

Впервые упоминается в писцовых книгах Владимирского уезда XVII века как деревня Марковская Бабинской кромины волости Муромского Сельца Владимирского уезда. Деревня принадлежала князю Ивану Кропоткину .

По X ревизии 1858 года деревня принадлежала Аграфене Михайловне Лялиной, князьям Петру и Дмитрию Николаевичам Кропоткиным, Елене Андреевне Афанасьевой, Марье Ефремовне Конивальской и Труфановским Николаю, Вере, Екатерине .

Последними владельцами деревни перед отменой крепостного права были князь Кропоткин, помещики Афонасьев, Палицин, Протопопов, Протасьев и помещица Лялина .

После отмены крепостного права деревня вошла в состав Коробовской волости .

В советское время деревня входила в Дмитровский сельсовет .

Население

Численность населения
1858 1859 1868 1885 1905 1926
156 ↘ 119 ↗ 121 ↗ 215 ↗ 280 ↘ 264
1970 1993 2002 2006 2010 2011
↘ 121 ↘ 39 → 39 → 39 ↘ 37 ↗ 52
2013
↘ 46

Напишите отзыв о статье "Марковская (Московская область)"

Примечания

  1. , Страница 157.
  2. , Страницы 366-369.
  3. , Страницы 94-95.
  4. , Страница 70.
  5. , Страницы 342-369.
  6. , Страница 108.
  7. Сборник статистических сведений по Рязанской губернии. Том V. Вып. I. Егорьевский уезд. - Рязань, 1886.
  8. Рязанская губерния. Список населённых мест по сведениям 1859 года / Под ред. И. И. Вильсона. - Центральный статистический комитет министерства внутренних дел. - СПб. , 1863. - Т. XXXV. - 170 с.
  9. Памятная книжка Рязанской губернии на 1868 год. - Рязань: Рязанский губернский статистический комитет, 1868.
  10. Населённые места Рязанской губернии / Под ред. И. И. Проходцова. - Рязанский губернский статистический комитет. - Рязань, 1906.
  11. . - Московский статистический отдел. - М ., 1929. - 2000 экз.
  12. Казаков В. М. Дозорная книга. История Шатурских деревень. Книга первая. - М .: Издательство журнала «Москва», 1995. - 244 с. - ISBN 5-89097-002-X .
  13. Данные переписи 2002 года: таблица 2С. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2004
  14. (RTF+ZIP). Развитие местного самоуправления на территории Московской области. Проверено 4 февраля 2013. .
  15. (DOC+RAR). М.: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Московской области (2013). Проверено 20 октября 2013. .
  16. base.garant.ru/36729102/ Постановление Администрации Шатурского муниципального района от 16 ноября 2011 года № 2799 «О создании условий для обеспечения продовольственными и промышленными товарами граждан, проживающих в сельских населённых пунктах Шатурского муниципального района»

Литература

  • Шатурский район Московской области. Культурное и природное наследие (Пояснительный текст к карте, указатель объектов наследия). - М .: Российский НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва, Администрация Шатурского района Московской области, 2003. - 104 с. - ISBN 5-86443-084-6 .
  • Давыдов Н.В. Шатурский край при царе Михаиле Федоровиче в письмах и мерах кн. В.П. Кропоткина. - М .: Издательство "Известия", 2010. - 480 с. - ISBN 978-5-206-00783-1 .
  • Казаков В.М. Дозорная книга. История Шатурских деревень. Книга первая. - М .: Издательство журнала "Москва", 1995. - 244 с. - ISBN 5-89097-002-X .
  • Рязанская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года. / Под ред. И. Вильсона. - Санкт-Петербург, 1862. - С. 29-43.
  • Сборник статистических сведений по Рязанской губернии. Том V. Вып. I. Егорьевский уезд.. - Рязань, 1886.
  • Сборник статистических сведений по Рязанской губернии. Том V. Вып. II. Егорьевский уезд.. - Рязань, 1887.
  • Населенные места Рязанской губернии / Под ред. И.И. Проходцова. - Рязань, 1906.

Ссылки

  • . .

Отрывок, характеризующий Марковская (Московская область)

– А, здравствуй, князь, здравствуй, голубчик, пойдем… – устало проговорил он, оглядываясь, и тяжело вошел на скрипящее под его тяжестью крыльцо. Он расстегнулся и сел на лавочку, стоявшую на крыльце.
– Ну, что отец?
– Вчера получил известие о его кончине, – коротко сказал князь Андрей.
Кутузов испуганно открытыми глазами посмотрел на князя Андрея, потом снял фуражку и перекрестился: «Царство ему небесное! Да будет воля божия над всеми нами!Он тяжело, всей грудью вздохнул и помолчал. „Я его любил и уважал и сочувствую тебе всей душой“. Он обнял князя Андрея, прижал его к своей жирной груди и долго не отпускал от себя. Когда он отпустил его, князь Андрей увидал, что расплывшие губы Кутузова дрожали и на глазах были слезы. Он вздохнул и взялся обеими руками за лавку, чтобы встать.
– Пойдем, пойдем ко мне, поговорим, – сказал он; но в это время Денисов, так же мало робевший перед начальством, как и перед неприятелем, несмотря на то, что адъютанты у крыльца сердитым шепотом останавливали его, смело, стуча шпорами по ступенькам, вошел на крыльцо. Кутузов, оставив руки упертыми на лавку, недовольно смотрел на Денисова. Денисов, назвав себя, объявил, что имеет сообщить его светлости дело большой важности для блага отечества. Кутузов усталым взглядом стал смотреть на Денисова и досадливым жестом, приняв руки и сложив их на животе, повторил: «Для блага отечества? Ну что такое? Говори». Денисов покраснел, как девушка (так странно было видеть краску на этом усатом, старом и пьяном лице), и смело начал излагать свой план разрезания операционной линии неприятеля между Смоленском и Вязьмой. Денисов жил в этих краях и знал хорошо местность. План его казался несомненно хорошим, в особенности по той силе убеждения, которая была в его словах. Кутузов смотрел себе на ноги и изредка оглядывался на двор соседней избы, как будто он ждал чего то неприятного оттуда. Из избы, на которую он смотрел, действительно во время речи Денисова показался генерал с портфелем под мышкой.
– Что? – в середине изложения Денисова проговорил Кутузов. – Уже готовы?
– Готов, ваша светлость, – сказал генерал. Кутузов покачал головой, как бы говоря: «Как это все успеть одному человеку», и продолжал слушать Денисова.
– Даю честное благородное слово гусского офицег"а, – говорил Денисов, – что я г"азог"ву сообщения Наполеона.
– Тебе Кирилл Андреевич Денисов, обер интендант, как приходится? – перебил его Кутузов.
– Дядя г"одной, ваша светлость.
– О! приятели были, – весело сказал Кутузов. – Хорошо, хорошо, голубчик, оставайся тут при штабе, завтра поговорим. – Кивнув головой Денисову, он отвернулся и протянул руку к бумагам, которые принес ему Коновницын.
– Не угодно ли вашей светлости пожаловать в комнаты, – недовольным голосом сказал дежурный генерал, – необходимо рассмотреть планы и подписать некоторые бумаги. – Вышедший из двери адъютант доложил, что в квартире все было готово. Но Кутузову, видимо, хотелось войти в комнаты уже свободным. Он поморщился…
– Нет, вели подать, голубчик, сюда столик, я тут посмотрю, – сказал он. – Ты не уходи, – прибавил он, обращаясь к князю Андрею. Князь Андрей остался на крыльце, слушая дежурного генерала.
Во время доклада за входной дверью князь Андрей слышал женское шептанье и хрустение женского шелкового платья. Несколько раз, взглянув по тому направлению, он замечал за дверью, в розовом платье и лиловом шелковом платке на голове, полную, румяную и красивую женщину с блюдом, которая, очевидно, ожидала входа влавввквмандующего. Адъютант Кутузова шепотом объяснил князю Андрею, что это была хозяйка дома, попадья, которая намеревалась подать хлеб соль его светлости. Муж ее встретил светлейшего с крестом в церкви, она дома… «Очень хорошенькая», – прибавил адъютант с улыбкой. Кутузов оглянулся на эти слова. Кутузов слушал доклад дежурного генерала (главным предметом которого была критика позиции при Цареве Займище) так же, как он слушал Денисова, так же, как он слушал семь лет тому назад прения Аустерлицкого военного совета. Он, очевидно, слушал только оттого, что у него были уши, которые, несмотря на то, что в одном из них был морской канат, не могли не слышать; но очевидно было, что ничто из того, что мог сказать ему дежурный генерал, не могло не только удивить или заинтересовать его, но что он знал вперед все, что ему скажут, и слушал все это только потому, что надо прослушать, как надо прослушать поющийся молебен. Все, что говорил Денисов, было дельно и умно. То, что говорил дежурный генерал, было еще дельнее и умнее, но очевидно было, что Кутузов презирал и знание и ум и знал что то другое, что должно было решить дело, – что то другое, независимое от ума и знания. Князь Андрей внимательно следил за выражением лица главнокомандующего, и единственное выражение, которое он мог заметить в нем, было выражение скуки, любопытства к тому, что такое означал женский шепот за дверью, и желание соблюсти приличие. Очевидно было, что Кутузов презирал ум, и знание, и даже патриотическое чувство, которое выказывал Денисов, но презирал не умом, не чувством, не знанием (потому что он и не старался выказывать их), а он презирал их чем то другим. Он презирал их своей старостью, своею опытностью жизни. Одно распоряжение, которое от себя в этот доклад сделал Кутузов, откосилось до мародерства русских войск. Дежурный редерал в конце доклада представил светлейшему к подписи бумагу о взысканий с армейских начальников по прошению помещика за скошенный зеленый овес.
Кутузов зачмокал губами и закачал головой, выслушав это дело.
– В печку… в огонь! И раз навсегда тебе говорю, голубчик, – сказал он, – все эти дела в огонь. Пуская косят хлеба и жгут дрова на здоровье. Я этого не приказываю и не позволяю, но и взыскивать не могу. Без этого нельзя. Дрова рубят – щепки летят. – Он взглянул еще раз на бумагу. – О, аккуратность немецкая! – проговорил он, качая головой.

– Ну, теперь все, – сказал Кутузов, подписывая последнюю бумагу, и, тяжело поднявшись и расправляя складки своей белой пухлой шеи, с повеселевшим лицом направился к двери.
Попадья, с бросившеюся кровью в лицо, схватилась за блюдо, которое, несмотря на то, что она так долго приготовлялась, она все таки не успела подать вовремя. И с низким поклоном она поднесла его Кутузову.
Глаза Кутузова прищурились; он улыбнулся, взял рукой ее за подбородок и сказал:
– И красавица какая! Спасибо, голубушка!
Он достал из кармана шаровар несколько золотых и положил ей на блюдо.
– Ну что, как живешь? – сказал Кутузов, направляясь к отведенной для него комнате. Попадья, улыбаясь ямочками на румяном лице, прошла за ним в горницу. Адъютант вышел к князю Андрею на крыльцо и приглашал его завтракать; через полчаса князя Андрея позвали опять к Кутузову. Кутузов лежал на кресле в том же расстегнутом сюртуке. Он держал в руке французскую книгу и при входе князя Андрея, заложив ее ножом, свернул. Это был «Les chevaliers du Cygne», сочинение madame de Genlis [«Рыцари Лебедя», мадам де Жанлис], как увидал князь Андрей по обертке.

Социометрические методы

в психологии

Учебное пособие

Челябинск

Марковская И.М. Социометрические методы в психологии. Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999.– 46 с.

Пособие содержит подробные сведения о социометрических методах, раскрываются способы и сферы их применения, излагается история возникновения социометрии, проводится анализ современного состояния метода. Обсуждение историко-методологических основ социометрии позволяет лучше понять сильные и слабые стороны социометрического подхода при изучении малых групп. Наглядное изложение способов обработки социометрических данных дает возможность успешно реализовывать социометрические методы в психологической практике, в том числе в группах различного возраста.

Пособие предназначено психологам, социологам, аспирантам и студентам.

Список литературы – 14 назв.

Одобрено учебно-методической комиссией факультета психологии.

©Издательство ЮУрГУ, 1999

Введение……………………………………………………………………...4

    Социометрия как метод и теория Я.Л. Морено…………………………....5

    Историко-методологические основания социометрии……………………8

    Процедура проведения социометрического исследования………………13

    Виды социометрического критерия……………………………………….17

    Способы обработки социометрических данных………………………….21

    Аутосоциометрические методы……………………………………………31

    Использование социометрических методов

в группах различного возраста…………………………………………….33

Приложения……………………………………………………………..….42

Введение

Социометрия является одной из наиболее часто используемых психодиагностических процедур в социально-психологическом анализе групповых отношений. Со времени своего создания этот метод пользуется неизменным успехом у специалистов, и получил свое развитие в различных модификациях, совершенствовании процедур обсчета данных и интерпретации полученных результатов. Социометрические методы предоставляют широкие возможности изучения структуры межличностных отношений в группе, их использование в сочетании с другими методами психодиагностики позволяет получать важную информацию о динамике развития отношений в группе. Социометрический подход используется также и для изучения личности, ее возможного влияния на других членов группы. Социометрия применяется как в научных, так и в прикладных исследованиях. Практикующие психологи используют ее для определения эффективности групповой тренинговой работы, для изучения психологического климата коллектива, для диагностики наблюдательности, с целью правильного распределения по командам, бригадам и так далее.

Являясь простым в проведении, этот метод требует тщательной подготовки и специальных знаний, поэтому его освоению отводится особое место в процессе обучения на психологическом факультете. Опыт показывает, что понимание происходящих в группе процессов является необходимым условием для формирования мышления специалиста-психолога. Социометрия является не единственным, но важным средством для осуществления этого процесса. Несмотря на множество вариантов использования социометрии, для всех них общим остается одно – сущность метода, который можно определить следующим образом: социометрия – 1 метод, направленный на выявление структуры межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы.

Традиционно фиксация отношений происходит во время социометрического опроса, процедуре проведения которого уделено много внимания в настоящем пособии, однако существуют и другие формы социометрического исследования. Знакомство с аутосоциометрическим вариантом изучения внутригрупповых отношений позволяет углубить знание и понимание явлений межличностного познания в коллективе. Различные способы проведения социометрии делают ее более доступной в применении, начиная с групп детского сада. В данном пособии подробно описаны способы обработки получаемых данных, однако мы уверены, что окончательное освоение метода возможно только в процессе самостоятельного его использования и обсуждения результатов со специалистом.

Любой специалист, применяющий этот метод, в первую очередь должен понимать его назначение, сильные и слабые стороны.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Ювелирные украшения и бижутерия в стиле ар-деко Украшения в стиле арт деко бусы Ювелирные украшения и бижутерия в стиле ар-деко Украшения в стиле арт деко бусы Ажурное платье спицами, подборка интересных моделей Ажурное платье спицами, подборка интересных моделей Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица