Чем вызвано утомление детей. Переутомление у детей

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Очень часто ребенок плохо спит потому, что родители не знают: что нормально для этого возраста. Неумение видеть усталость ребенка - одна из типичных проблем с детским сном.

Если ваш ребенокплохо спит , возможно вы не знаете: когда нужно уложить его спать.

Зачем нужно различать знаки усталости в ребенке?

Маленькие дети очень быстро устают.

Переутомление повышает уровень кортизола (гормона стресса), что в свою очередь влияет на сон малыша. В зависимости от степени переутомления ребенок может сопротивляться сну, не спать вообще, часто просыпаться , спать короткими снами . Признаки усталости варьируются от ребенка к ребенку и от возраста к возрасту. Но, тем не менее, если у вас первый ребенок, вы можете для начала попытаться увидеть типичное поведение усталых детей. Существует понятие так называемого «окна» - промежутка времени, когда малыш достаточно устал, чтобы уснуть, но еще не устал слишком. Если мы пропускаем окно, то входим в зону переутомления. Маленькие дети могут бодрствовать очень недолго и поэтому пропустить «окно» очень просто.

Средние нормы бодрствования по возрастам:

  • Новорожденный - 20-45 минут
  • 5-8 недель -60 минут
  • 9 - 12 недель - 1 час 20 минут
  • 4-5 месяцев- 1 час 45 минут - 2 часа
  • 6-8 месяцев - 2- 2,5 часа
  • 8-9 месяцев - 3 часа
  • 10-15 месяцев - 3- 4 часа
  • 15 месяцев - 3 года - 5 часов
  • 3-5 лет - до 12 часов (в зависимости от наличия дневного сна)

Признаки усталости у новорожденныхи детей первых месяцев жизни:

  • Резкие движения руками и ногами
  • Издает странные визжащие звуки
  • Изменение настроения: капризы, плач
  • Ищет и требует грудь
  • Дергает себя за уши
  • Сжимает кулачки
  • и трет глаза
  • Выгибается на руках
  • Сосет пальцы
  • Плохо фокусирует взгляд

Признаки усталости у детей от четырех месяцев до 1 года:

  • Становится неуклюжим, падает на ровном месте, не может скоординировать движения
  • Капризничает по любому поводу
  • Требует постоянного внимания
  • Плачет
  • Цепляется за маму, прячет лицо в грудь, плечо
  • Отказывается от еды
  • Трет глаза
  • Теряет интерес к игрушкам

Что делать, если я вижу признаки усталости?

Для детей до года очень актуально уметь распознать знаки усталости, так как это охраняет хороший дневной и ночной сон. Поэтому сразу же, как вы понимаете, что ребенок устал:

  1. Снизьте уровень активности и сенсорной стимуляции (шум, свет).
  2. Начинайте ритуал укладывания на сон.

А если я не вижу никаких индикаторов усталости?

Бывают дети, усталость которых чрезвычайно трудно распознать. Если ваш ребенок именно такой, тогда ориентируйтесь на нормы бодрствования по возрастам и начинайте готовить малыша на сон за 20-30 минут до истечения этого интервала.

Не ждите, что ребенок "уснет сам, если захочет". Очень часто дети плохо спят именно из-за переутомления. Берите ситуацию под свой личный контроль: позаботьтесь о сне вашего малыша с самого раннего возраста!

Поведенческие проблемы могут быть вызваны недосыпом?

У детей старше двух лет исчезают явные физические индикаторы усталости. Но появляются иные поведенческие проявления, по которым вы можете предположить усталость. То есть ребенок в три года вряд ли будет активно зевать или тереть глаза: это только в случае чрезвычайной усталости. Но он может начать капризничать по любому поводу, например.

Некоторые индикаторы потенциального дефицита сна в возрасте от полутора лет и старше перечислены .

Подробнее о связи между поведением и сном читайте .

В современном мире, когда требования к уровню образования и интеллектуальным возможностям детей постоянно растут, ребенок часто находится во власти родительских амбиций. Малыш еще не начал ходить и говорить, а его уже стремятся отдать в группы раннего развития. Позже добавляется изучение иностранных языков, компьютера, хореография, бассейн и многое другое. Не удивительно, что в настоящее время подавляющее большинство детей не желают идти в школу. Их жизнь уже до школы была расписана по минутам, времени для игр и детского творчества не оставалось. Бесспорно, интеллектуальный потенциал ребенка начала XXI века намного выше, чем, например, середины прошлого века. Однако какими будут цена и последствия такой образовательной гонки? Психика дошкольника еще очень слаба, поэтому вследствие перегрузок у него достаточно быстро наступает утомление, которое в свою очередь способствует появлению плохого поведения: капризов, раздражительности, повышенной возбудимости и так далее.

Утомление развивается не только вследствие интеллектуальных перегрузок, этому способствует и уменьшение продолжительности ночного сна, нарушение дневного сна, недостаточное пребывание на свежем воздухе. Приведем нормы продолжительности занятий, сна и прогулки детей дошкольного возраста.

Продолжительность занятий в дошкольном возрасте должна составлять:

в 3—4 года — 10—15 минут;

в 4—5 лет — 20 минут;

в 5—6 лет — 20—25 минут;

в 6—7 лет — 25—30 минут.

Конечно, когда ребенок чем-то увлечен, он может заниматься и намного дольше. И если это не наносит вреда его здоровью, то вмешиваться не надо.

Продолжительность сна у детей

Пребывание на открытом воздухе (прогулки) — наиболее эффективный вид отдыха. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой — не менее 4—4,5 часа, а летом — но возможности весь день.

Чем младше ребенок, тем быстрее у него развивается утомление. Например, у малыша грудного возраста бодрствование в течение 1,5—2 часов приводит к утомлению даже без активной деятельности. Быстрее всего наступает утомление в ответ на монотонную деятельность. Пятилетние дети утомляются быстрее, чем шести-семилетние.

С 5—6 лет многие малыши начинают активно осваивать компьютер. К сожалению, в последнее время появилось большое количество семей, где дети с раннего возраста проводят большую часть суток за компьютером. Естественно, у них формируется компьютерная зависимость, и если мама отказывается включить очередной мультик, ребенок становится агрессивным и неуправляемым. Безусловно, компьютерные игры для дошкольников — интересный и увлекательный вид деятельности. Он дает ребенку новый способ усвоения знаний, позволяет самостоятельно изучать различные явления, непосредственно участвовать в происходящих на экране событиях. Однако работа на компьютере вызывает сильное напряжение и довольно быстро приводит к утомлению, которое не всегда замечают взрослые. Дети, впрочем, также не замечают усталости. У ребенка уже глаза «не смотрят», спина затекла, а он в радостном возбуждении восклицает: «Я не устал!» Понятно, что родители охотно верят этому, так как ребенок занят делом и никому не мешает.

Физиологи уже доказали, что компьютерные игры требуют наибольшего напряжения внимания по сравнению с другими видами занятий на компьютере и считаются более утомительными, чем решение математических задач.

Больше того, в Японии и Англии у детей, которые с раннего возраста увлекаются компьютерными играми, был выявлен синдром «видеоигровой эпилепсии», проявляющийся головными болями, длительным спазмом мускулатуры лица, нарушением зрения, появлением негативных черт характера.

Время наступления утомления может быть различным не только у разных детей, но и у одного и того же ребенка в зависимости от его самочувствия, настроения и других причин.

Признаки, по которым можно определить наличие утомления у ребенка:

— повышенная отвлекаемость;

— частая смена позы;

— непривычные движения рук, ног (трясение, постукивание и тому подобное);

— неприятная мимика (кривляние, тики);

— неудержимые всплески эмоций (крик, плач, прыжки и так далее).

Для предупреждения переутомления необходимо:

Наладить режим дня ребенка, полностью исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно организовать смену умственных занятий и отдыха, увеличить пребывание на свежем воздухе;

Чередовать умственную работу с физическими упражнениями, после занятий предоставлять детям достаточно длительный отдых;

Исключить пассивный отдых (например, в виде сидения или лежания) для малышей первого года жизни — это вызывает еще большее утомление. Ребенок этого возраста должен постоянно быть чем-то занят, он целый день может находиться в движении и не уставать.

Частые утомления приводят к переутомлению и глубоким нарушениям поведения, поэтому важно вовремя распознать причины этого патологического состояния и помочь ребенку.

Максимальная длительность работы на компьютере не должна превышать для детей 5 лет 10 минут, для детей 6 лет — 15 минут.

Также важно знать, что зрительная система детей в период дошкольного и младшего школьного возраста интенсивно совершенствуется.

Поскольку именно занятия на компьютере вызывают наибольшее зрительное утомление, необходимо выполнять следующие упражнения.

«Метелки». Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет от 10 до 15.

«Далеко-близко». Дети свободно располагаются около окна. Ведущий называет сначала удаленный предмет и предлагает посмотреть на него, а через 2—3 секунды — расположенный близко. Повторить 6—8 раз.

«Филин». Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, и не открывать их на счет от 1 до 4; широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет от 1 до 6. Повторить 2—3 раза.

«Наряди елку». При выполнении этого упражнения ориентирами для поворотов головы и туловища являются игрушки, сказочные персонажи и так далее. Они развешиваются в разных частях комнаты. Например, игровым объектом может быть елочка, которую надо нарядить. Необходимых для этой цели игрушек и зверушек дети должны отыскивать глазами по всему помещению. Изображение елочки помещают на стене (в центре или чуть ниже). Игрушки развешивают в углах комнаты, под потолком, так, чтобы возникала необходимость поворачивать голову то в одну, то в другую сторону. Ведущий просит соблюдать следующие условия: «Стой прямо. Поворачивая только голову, отыщи в комнате игрушки, которыми можно было бы нарядить елочку, и назови их». Темп выполнения упражнения произвольный. Продолжительность — 1 минута.

«Поймай зайку». Дети располагаются на ковре. Ведущий включает фонарик и пускает «солнечного зайчика» на прогулку. Дети, «поймав» глазами «зайчика», следят за ним, не поворачивая головы. Игра длится 45 секунд.

Школа - ч­удесное время, но вместе с тем трудное. А иногда школьная нагрузка становится непосильным бременем для ребенка. Как понять, что он перегружен? "МК-Латвия" перечисляет основные симптомы переутомления.

Симптомы переутомления, которые нельзя игнорировать


Важно вовремя заметить признаки переутомления у ребенка и не списывать все на лень или плохой характер, а немедленно снизить нагрузку.

1. Ребенок стал хуже спать

Неважно, как именно испортился сон – трудно ли ваш школьник засыпает, просыпается ли по ночам, нарушен ли у него режим сна и бодрствования (вечером не может заснуть, утром с трудом просыпается, днем ходит сонный). Изменение сна – первый признак эмоционального перенапряжения как у взрослых, так и у детей.

2. Он жалуется на головную боль

Яркий и тревожный симптом, который ни в коем случае нельзя игнорировать. Дело может быть не только в перегрузках, но и в настоящих болезнях, поэтому за ребенком нужно наблюдать предельно внимательно и при необходимости обратиться к неврологу. А первым делом, конечно, умерить свои амбиции насчет его школьных успехов и разгрузить его.

3. У него часто плохое н­астроение

Одно дело – расстроиться из-за двойки, другое – постоянно расстраиваться по миллиону разных поводов. В том числе мелких, сиюминутных. Не только повышенная капризность, плаксивость и вспыльчивость должны насторожить и навести на мысль, что ребенок не справляется с предложенной ему учебной нагрузкой, но и любые изменения настроения, которых не было до учебы.

4. Кажется, что ребенок стал лениться

Вы просите убрать книги – он кивает и ничего не меняется. Вы договариваетесь, что он поможет вам на кухне – он вроде бы рад, но тут же забывает. Ребенок кажется рассеянным, не может подолгу заниматься делами, которые раньше любил, нехотя садится за уроки или вовсе «забывает» про них. Все это с большой вероятностью не имеет никакого отношения к лени, а связано с хронической перегрузкой.

Совет

Есть смысл поговорить с классным руководителем ребенка или школьным психологом. Они, как правило, знают школьную ситуацию изнутри и порой могут подсказать, когда ребенок просто ленится, а когда он действительно страдает от непосильной нагрузки.

5. Он стал чаще болеть

Если до 1-го класса ребенок был домашним, то есть не посещал сад, частые болезни скорее всего означают адаптацию, которой вы надеялись избежать: он «знакомится» с инфекциями, которыми другие дети переболели еще в детском саду. Но повышенная восприимчивость организма может быть и следствием снижения иммунитета из-за хронических перегрузок. Более того, частые болезни могут быть подсознательной реакцией на излишнее давление со стороны родителей, требующих успехов. Ребенок не может сказать «нет» открыто и делает это с помощью болезни: он заболевает - его наконец оставляют в покое.

6. Ребенок п­ерестал играть

Вообще любая резкая перемена в поведении ребенка, в его привычках, отказ от любимых занятий - тревожный симптом, на который нужно обращать внимание. Перегрузки лишают его эмоциональных и физических сил даже на приятные дела.

7. Появились вредные п­ривычки

Дети теребят волосы, грызут ногти, качаются на месте и пр. не от скуки, а чтобы успокоиться. Они не «нахватались глупостей», это психика испытывает давление, с которым организм пытается справиться, как может.

Как понять, сколько кружков – норма

Пытаясь вложить в ребенка как можно больше полезного, что пригодится потом в жизни, родители впадают в крайности: с одной стороны, говорят, что дети перегружены школой, с другой – пытаются впихнуть в их расписание еще и музыку, спорт, иностранные языки и кружок моделирования. И при этом задаются вопросом: не много ли?

Неврологи говорят, что родители, жалея ребенка, часто преувеличивают нагрузку. Понять их можно. На самом деле нет каких-то нормативов, регламентирующих количество кружков и секций. Все дети разные, и единой формулы тут быть не может. Одним много и школьных уроков, другим по силам график, когда весь день расписан буквально по минутам.

Врачи советуют ориентироваться на состояние и поведение ребенка: если он доволен, бодр, с радостью занимается тут и там, не отстает в школе, значит, все в порядке. Просто следите за ребенком, разговаривайте с ним и многое поймете сами.

8. Он не сидит на месте

Признаком перегрузки может быть не только вялость и апатия, но и физическая гиперактивность. В раннем детстве ребенок, переутомившийся сверх меры, начинал бегать по квартире кругами, вместо того чтобы упасть на кровать и заснуть. Это реакция незрелой нервной системы. В младшей школе дети могут реагировать на перегрузки так же.

9. Возникают п­роблемы с аппетитом

Насторожить должны любые – ест ли ребенок меньше обычного или, наоборот, требует больше и чаще. А также жажда, выбор каких-то определенных продуктов и вообще любая странность, которой не было раньше.

10. Ребенок стал рассеянным

Вроде бы все в норме - сон, аппетит, настроение, вроде бы ребенок не валится без сил в середине дня и утром не канючит, что не хочет в школу. Уроки выучены, кружки не пропущены, жаловаться особо не на что. Вот только ребенок какой-то рассеянный: отвечает невпопад, витает в облаках, не может сразу определиться с желаниями. Если замечаете такое не в первый раз и учителя говорят о том же, возможно, дело в излишней нагрузке, которая оказалась ребенку не по силам.

Вот некоторые признаки переутомления, которые должны насторожить родителей:
- изменение поведения ребенка: из жизнерадостного и активного существа он вдруг становится капризным нытиком, может также появиться повышенная раздражительность и даже агрессия;
- ребенок становится рассеянным, невнимательным, ему трудно сосредоточиться при подготовке домашнего задания, что обычно очень раздражает, недоумевающих в чем дело родителей. На фоне хорошей учебы в школе начинают систематически появляться плохие оценки;
- нарушается сон и аппетит. Появляются трудности с засыпанием и пробуждением. Аппетит обычно снижается, или наоборот, ребенок может постоянно что-то жевать, начинает больше употреблять сладостей;
- появляются навязчивые вредные привычки (ребенок грызет ногти, ковыряет в носу, постоянно теребит волосы)
- учащаются простудные заболевания. Ребенок становиться бледным, c синяками под глазами. Появляются жалобы на головные боли и усталость.

Если родители вовремя не заметят изменений и не примут меры, дело может закончиться истощением нервной системы, неврозом, а также значительным снижением иммунитета и появлением хронических заболеваний.

Что же делать нам, родителям, чтобы избежать переутомления своего любимого чада:
- очень вдумчиво и чутко нужно подбирать дополнительные занятия для своего ребенка. Если отпрыск, несмотря на все ваши усилия явно не «тянет» усложненную школьную программу, не стоит перегружать его репетиторами и дополнительными интеллектуальными занятиями. Может лучше перевести его на программу попроще и подобрать ему спортивную секцию. Пусть у вас не будет повода при случае похвастаться престижным образованием, зато ребенок наверняка станет спокойнее и счастливее. В случае, когда ребенок потерял интерес к занятиям, мудрое поведение родителей заключается в понимании, что руководит ребенком – банальная лень или выбранная секция действительно ему не подходит, и нужно либо отказаться от неё, либо сменить. Если ребенок большую часть времени с удовольствием ходит заниматься, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах, но периодически не проявляет желания заниматься, скорее всего, речь идет о банальной лени. Но если ребенок каждый раз посещает занятия через силу, после занятий становиться раздражительным, не хочет делиться впечатлениями, жалуется на плохое самочувствие, значит вы выбрали ему занятие не по душе и не по силам.
- у ребенка ежедневно должно быть время для прогулок на свежем воздухе. К сожалению, современные дети предпочтут провести своё свободное время не на прогулке во дворе, а сидя за компьютером или перед телевизором. Многим родителям так даже удобнее: с одной стороны чадо чем-то да занято, и в то же время не «шатается» где-то на улице. Такое «удобство» наносит огромный вред физическому и психическому здоровью наших детей, не говоря уже об утраченных ценностях дружбы и «живого общения». Поэтому призываем всех родителей - если сами не идут, «выгоняйте» своих детей на улицу! Дозируйте телевизор и компьютер, поощряйте «живое» общение с друзьями.
- у ребенка, особенно младшего школьника, должен быть распорядок дня, а это значит пробуждение, засыпание и прием пищи должны быть примерно в одно и то же время суток. Суточная продолжительность сна детей школьного возраста должна составлять 10-11 часов, поэтому чтобы ребенок высыпался, не позволяйте ему запаздывать с укладыванием спать.
- при высоких умственных и физических нагрузках особенно важное значение имеет полноценное питание. Рацион ребенка должен быть богат полноценным животным белком (мясо, рыба, творог), сложными углеводами (хлеб, различные виды цельнозерновых каш) и витаминами (овощи, фрукты, ягоды, орехи). Важно знать и включать в рацион ребенка полезные продукты при умственных нагрузках, которые улучшают работу мозга, стимулируют обмен веществ, укрепляют нервную систему. Дополнительно, посоветовавшись с врачом, можно давать ему витамины в виде аптечных препаратов.

Когда нужно обратиться к врачу:
- симптомы переутомления не проходят более двух недель;
- у ребенка выраженные и стойкие нарушения сна (бессонница, или наоборот, увеличение его длительности)
- синяки под глазами не исчезают даже после сна;
- появился неприятный запах изо рта;
- ребенок жалуется на головные боли или боли в животе.
Что делать, если ребенок переутомлен:
- отменить дополнительные нагрузки;
- следовать советам врача;
- не винить ребенка и не высказывать ему своего разочарования, что он не справился и не оправдал ваших надежд и желаний;
- не обсуждать в присутствии ребенка существующую проблему, чтобы не вызвать у него лишние тревоги или чувство вины;
- скорректировать график и режим ребенка и придерживаться правил предупреждающих переутомление, рассмотренных выше.

В первую очередь задача родителей воспитать физически и психически здорового человека, гармоничную личность без комплексов и перекосов. Именно такому человеку, а не супергениальному всезнайке будет легче найти своё место в жизни. А если эта личность в процессе воспитания не успеет выучить второй иностранный язык, не научится хорошо танцевать или играть в шахматы, то вполне сможет наверстать эти упущения во взрослом возрасте, если это потребуется.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Детская поделка: петух своими руками Детская поделка: петух своими руками Что говорить при знакомстве? Что говорить при знакомстве?