Чему обучать ребенка 4 лет. Виды развития ребенка

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Дети четырехлетнего возраста уже относятся к дошкольникам: ребёнок приобретает первые представления о мире, которые расширятся с возрастом.

Четыре года ‒ этап, полный открытий для родителей и крохи. А чтобы открытия увенчались успехом, вам стоит опираться на возрастные особенности ребенка, помогая ему развиваться.

Психологическое состояние ребенка 4-х лет

Психологической особенностью четырёхлетнего ребенка является яркое проявление «чувств и чувствительности». Как отмечает советский психолог и педагог Мухина В.С., «в дошкольном возрасте, особенно в возрасте трех-четырех лет, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им особую окраску и выразительность. Маленький ребенок еще не умеет управлять переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства» (Мухина В. С. «Возрастная психология. Феноменология развития», 1999 г.).

Также учёный акцентирует внимание на том, что «чувства дошкольников трех-четырех лет хотя и ярки, но еще очень ситуативны и неустойчивы». Поэтому родителям не стоит принимать всерьёз сверхэмоциональную реакцию на события. Иногда дети специально шалят, чтобы посмотреть на реакцию окружающих и понять, какие эмоции у них вызывают проказы. Так ребёнок учится различать положительные и отрицательные стороны.

Теперь дети начинают осознавать происходящее более остро. У них появляются новые эмоции: стыд, обида, разочарование, грусть. Дети в 4 года становятся чуткими: они улавливают настроение близкого человека и сопереживают. Формируются нравственные качества: понимание, проницательность, доброта, отзывчивость.

Интеллектуальные особенности в 4 года

Интеллектуальные особенности ребенка в 4 года объясняются уровнем его анатомического развития. Мозг уже почти соразмерен мозгу взрослого человека. Но правое и левое полушария развиты в разной степени: правое полушарие, отвечающее за проявление эмоций и чувств, преобладает.

Четвёртый год ‒ время повышенного интереса к изучению мира, проявления познавательной активности. Ребенок познает мир не только через книги и игрушки. Наступает пора осознанного знакомства с миром во время прогулки или посещения детского мероприятия.

Сына или дочку пора познакомить с алфавитом и простыми числами. Научите ребёнка выполнять простые арифметические вычисления и составлять из букв слова. Еще можно обучать ребенка иностранному языку. Существует много школ, предлагающих программы освоения иностранного для дошкольников. Или проводите занятия на дому.

Важно регулярно тренировать память. Например, разложите карточки с простыми изображениями и попросите запомнить последовательность. Перемешайте и предложите ребёнку восстановить по памяти порядок картинок. Чаще читайте небольшие детские сказки и стихотворения, предлагайте их заучить и рассказать по памяти.

Полноценное физическое развитие ребенка в 4 года подразумевает формирование мелкой моторики рук. Для тренировки ловкости пальцев и подготовки руки к письму лепите из пластилина или глины, вырезайте ножницами крупные и средние элементы разной формы. Ещё рисуйте разными художественными инструментами (кисточками, фломатсерами, карандашами, мелками, пальчиковыми красками). Помощниками юного художника станут альбомы и раскраски. Продолжайте собирать пазлы и конструкторы.

Как воспитывать детей 4-х лет

От родительского воспитания зависит то, каким станут ваш сын или дочь. Поэтому ключевое правило для родителей ‒ быть внимательными к ребенку. Совместное времяпрепровождение сближает и устанавливает эмоциональную связь. Ребёнок, ощущающий любовь и заботу близких, имеет правильных пример семейных отношений.

  • Культурный досуг . Посещайте культурные мероприятия для приобщения ребенка к миру искусства. Походы в кино, кукольный театр, цирк, зоопарк, на праздничные городские гуляния социализируют и развивают воображение.
  • Похвала по маленьким и большим поводам . Хвалите даже за маленькие победы ‒ это даст уверенность и понимание того, что ребенком гордятся.
  • Навыки самообслуживания . Обучите соблюдать правила личной гигиены, пользоваться столовыми приборами, одеваться и раздеваться, выкидывать мусор в ведра, убирать игрушки на место.
  • Наблюдение у врача . Приводите ребёнка на плановые осмотры и тем более, если заподозрите какое-то заболевание. Ребёнок должен регулярно обследоваться у педиатра, окулиста, хирурга, ЛОРа, кардиолога и эндокринолога.
  • Здоровая пища . Обеспечьте сбалансированное питание, в котором будут белки, жиры и углеводы. Частота приёмов пищи для ребенка 4 лет ‒ 4-6 раз в сутки.
  • Режим . Установите распорядок дня: так вам легче контролировать его деятельность, а ему – привыкнуть к режиму.
  • Полезные игры . Обучайте в игровой форме: так занятия проходят веселее и легче.
  • Живая энциклопедия. Не игнорируйте и не злитесь на ребёнка, который задаёт вопросы. Четыре года ‒ возраст «почемучки», который хочет всё знать. Объясняйте явления, оставаясь терпеливыми и понимающими.
  • Поиск друзей . Помогайте налаживать контакты с детьми: давайте подсказки как подойти познакомиться, приглашайте в гости родителей и друзей крохи, проводите досуг вместе.
  • Правила без исключений . Заведите в семье правила и обязанности, которым нужно следовать всем членам семьи. Если ребёнок нарушает правила, наказывайте, но без унижения. Договоритесь с родственниками, что в случае наказания вы все будете действовать по одной схеме, без исключений из жалости или непонимания. Малыш должен научиться нести ответственность.

Кажется, совсем недавно счастливые родители принесли домой маленький теплый сверток, и наперебой старались уловить первую улыбку на безмятежном младенческом личике. И вот — уже четыре года, и карапуз решительно отталкивает мамины руки, гордо провозглашая: — «Я сам!»

И действительно, он уже многое умеет и с наслаждением осваивает непознанные до сих пор действия. Вот только приоритеты слегка сместились — крайне подвижный совсем недавно, сейчас он отдает предпочтение занятиям, требующим внимания и усидчивости. Хорошо ли это, и что должен уметь ребенок в 4 года — попробуем разобраться вместе.

Физическое развитие ребенка в 4 года

Стремительно осваивая окружающий мир, карапуз совершенствует свои навыки и возможности. Он уже без труда совершает недоступные еще совсем недавно действия:

— спускается и поднимается по лестнице, чередуя в правильном порядке ножки;

— уморительно расхаживает на цыпочках, не теряя равновесия;

— твердо стоит на одной ножке в течение 10-15 секунд;

— перепрыгивает через доступные препятствия;

— кувыркается и спрыгивает с небольшого возвышения;

— с уверенностью крутит педали своего трехколесного велосипеда;

— играя с друзьями в мяч, с легкостью управляет им двумя ногами, бросает и удачно ловит.

Сейчас самое подходящее время записать малыша в спортивную секцию — регулярные занятия помогут сбросить излишнюю энергию, будут дисциплинировать и воспитывать характер. С ребенком лучше обсудить данную тему, выбрать доступный и привлекательный для него вид спорта. Если же такой возможности нет, желательно создать ему условия для занятий физкультурой дома — оборудовать спортивную стенку, приобрести гимнастические снаряды для ребячьих занятий.

В четырехлетнем возрасте крайне важно приучить ребенка к утренней зарядке, что позволит сохранить правильную осанку и развить двигательную моторику. Простые упражнения — приседания, наклоны, прыжки — доставляют немало удовольствия малышу и обеспечивают ему заряд энергии на весь день.

Язык и общение — что должен уметь ребенок в 4 года

Разговаривать с четырехлетним малышом — сплошное удовольствие. Он уже выговаривает все буквы и с удовольствием повторяет незнакомые слова. Правда, не всегда понимая их смысл.

Внимание! Дорогие папы и мамы, если не хотите краснеть перед друзьями или случайными попутчиками, исключите из лексикона нецензурные слова!

Словарный запас подрастающего малыша неуклонно и стремительно растет. Если ребенку уделяют достаточно внимания, разговаривают с ним, читают интересные книжки и рассказывают сказки, умственное развитие ребенка в 4 года значительно активизируется. Достигнув этого возраста, малыш уже многое может:

— логично и без затруднения отвечает на простые вопросы;

— выражает эмоции и чувства;

— сочиняет песенки, которые с энтузиазмом исполняет;

— использует в своей речи более длинные и сложные предложения;

— знает несколько цветов и три основные формы предметов;

— проявляет интерес к буквам и их написанию;

— определяется во временных промежутках, понимает, что такое утро и вечер, завтра и сегодня, зима и лето;

— выполняет данные мамой распоряжения в порядке очередности. Например, убрать игрушки, почистить зубки и лечь в постель.

Кроме этого, ребенок в 4 года должен уметь самостоятельно справляться с процессом одевания-раздевания, аккуратно кушать и пить, пользоваться салфеткой и носовым платком, чистить зубы и полоскать рот после принятия пищи. В 4 года малыш в состоянии запомнить свои имя и фамилию, адрес, имена родителей. Занятия математикой и знакомство с азбукой принесут значительные успехи, в этом возрасте любознательный малыш схватывает новые знания буквально на лету. Не стоит опасаться, что это слишком рано, просто понаблюдайте, с каким упоением ребенок выводит буковки или пытается посчитать мишек.

Как сделать развитие ребенка в 4 года наиболее успешным

Посещающий дошкольное учреждение ребенок получает всесторонние навыки — как физические, так и речевые, эмоциональные, социальные. Однако этого категорически недостаточно. Родители должны как можно ближе контактировать с воспитателями, чтобы внести свою лепту, гораздо более значительную, в развитие ребенка. Полученные знания и навыки следует продолжать и закреплять дома, выражая одобрение успехам карапуза.

В случае домашнего воспитания роль мам и пап еще более важна. Родители должны четко представлять, что должен уметь ребенок в 4 года, и стараться соответствовать признанным критериям. Для этого необходимо знакомиться с методической литературой, подбирать малышу соответствующие возрасту книжки и раскраски, самостоятельно разрабатывать комплекс утренней гимнастики. Но самое главное — не делать приоритетом в воспитании малыша грозные приказания и постоянные поучения, следует лишь подталкивать несмышленыша в нужном направлении, мягко предлагая помощь и хваля за успехи. Спокойные доброжелательные отношения, ласковое поощрение и одобрительная поддержка дадут великолепные результаты, и вы удивитесь, какими стремительными и результативными темпами идет развитие ребенка в 4 года.

Отношения с окружающими — что должен уметь ребенок в 4 года

Вряд ли найдутся такие родители, которым не доставляют удовольствие веселые игры и тесное общение со своим чадом. Однако в четыре года ребенку этого уже недостаточно, ему нужно иметь друзей, чтобы чувствовать себя равным среди равных. Милые детские секреты, игры по своим детским, совершенно уникальным, сценариям, первые конфликты и примирения — все это совершенно необходимые этапы становления в обществе.

Изменяются отношения и с окружающими малыша взрослыми — ребенку очень нравится чувствовать себя большим и самостоятельным. Покачать коляску с младшим братом, помочь маме донести тяжелую сумку (держась за ее ручку, малыш свято верит в свою неоценимую помощь, и мамина благодарность будет совсем не лишней), отнести на кухню пустую чашку из-под выпитого гостьей чая.

Ребенок в 4 года должен уметь:

— здороваться и выражать благодарность за подарок;

— уметь управлять своими эмоциями;

— выражать сочувствие и поддержку;

— не только задавать вопросы, но и уметь отвечать на поставленные ему;

— делиться игрушками;

— подчиняться принятым правилам в детском саду и дома.

В этом возрасте дети склонны подражать, повторять понравившиеся действия, поэтому родителям стоит внимательно следить за своими действиями. Особенно это касается обращения с опасными предметами.

Поводы для беспокойства — на что следует обратить внимание

Активный и достаточно развитый ребенок в 4 года должен уметь довольно многое, и часто внимательные мамочки мучаются вопросом — а достаточно ли развит малыш, не отстает ли он в развитии по сравнению со сверстниками? Развеять или подтвердить сомнения помогут признаки, на появление которых следует обратить внимание. Считается, что четырехлетний карапуз отстает в развитии, если он:

— отказывается от игр со сверстниками;

— не желает общения с другими людьми;

— не в силах расстаться с родителями и остаться в садике или с няней;

— не умеет самостоятельно кушать, умываться, мыть руки, чистить зубы, одеваться и обуваться;

— никак не может запомнить свои фамилию и имя;

— провести линию карандашом или построить башню из десятка кубиков — непосильная задача для малыша;

Если большинство перечисленных признаков применимо к вашему малышу, не считайте это пустяком, обратитесь к доктору. Он проверит обоснованность возникших опасений и, если потребуется, назначит соответствующее лечение.

Развитие каждого малыша — индивидуальный и уникальный процесс, нельзя ожидать совершенно одинаковых успехов и достижений ото всех детей в определенном возрасте. Однако существуют критерии, по которым опытный специалист квалифицированно определит, правильно ли развивается малыш и не нуждается ли в помощи и поддержке.

Наступило время невероятного почемучки. Теперь крохе все интересно, ведь так многое окружает его в жизни. Стоит с терпением относиться к этим вопросам и давать максимально развернутые ответы, так-таки именно от этого зависит скорость развития Вашего малыша. Теперь он играет новую роль - роль воспитанника, ведь именно эту роль ему необходимо максимально изучить до того как стать школьником.

А мы уже умеем...

  • Управление собой . Малыш полностью контролирует свои движения: он может бегать в разных направлениях с разной скоростью и темпом, умеет бросать мяч, прыгать на месте, принимать активное участие в играх или танцах.
  • Гигиенические нормы. Малыш самостоятельно контролирует выполнение основных санитарно-гигиенических норм. Уже умеет пользоваться туалетом, моет руки после него, после прогулки либо же по мере их загрязнения. Также может критически относиться к своему внешнему виду, отказываясь от одевания неглаженых штанишек или же колготок с пятнышком.
  • Стремление к самостоятельности. Карапуз все чаще пытается решить свои вопросы без помощи взрослых. Например выдергивает руку из ладони взрослого чтобы идти самостоятельно.
  • Максимальная социализация. Малыш легко находит себе друзей, общается, проявляет интерес к общим играм, демонстрирует чувства симпатии или антипатии.
  • Классификатор . Карапуз справляется с задачами по классификации предметов в соответствии с каким-либо единым признаком. Например, он может отделить кубики красного цвета от кубиков зелёного.
  • Оживление предметов. Малыш стремится повторять действия родителей, поэтому с удовольствием воспитывает, кормит, поит и укладывает спать куклу или мягкую игрушку. При этом концентрировать свое внимание на эту игру малыш может уже достаточно длительный период времени.
  • Лексикон . Ребенок знает достаточное количество слов, он отлично понимает цвета и оттенки, знает название частей тела, знает некоторые традиции и названия праздников.

Полезно знать: кроме этого речь малыша достаточно согласована. Она наполнена различными частями речи, обладает предлогами «в», «на», «под» и так далее. Ребенок осознает и использует слова многозначного типа, например ножка и ручка. Малыш может запомнить и рассказать стих или же пересказать какой-либо текст.

  • Логика. Ребенок умеет выстраивать причинно-следственные цепочки, умеет сравнивать, а также оценивать какую-либо процедуру или предмет, знает слова собирательного характера.
  • Результат не важен. В этом возрасте малышей более заинтересовывает сам процесс, а не какой-то конкретный результат. Таким образом они могут долго что-то рисовать на листе, после чего его просто выбросить или смять.
  • Всеобщее восприятие мира. Карапуз воспринимает и изучает мир с использованием различных органов чувств. То есть теперь он предпочитает прикоснуться к предмету,облизать его и понюхать, не останавливаясь на тактильном контакте.
  • Музыка . Одним из любимых занятий ребенка является музыка. Он с удовольствием танцует под различные звуки контрастного типа: как под быструю, так и под медленную. Кроме того проявляет недюжинный интерес к музыкальным инструментам, легко запоминает слова и с удовольствием подпевает взрослому.
  • Творец . Ребёнок с удовольствием самостоятельно создает конкретные предметы. Для этого он может использовать конструктор, лепнину или аппликацию.

Что нужно от Вас?

  1. Сон ребенка по-прежнему важен и его режим практически не изменяется : в течение ночи малыш должен спать не менее 10 часов и днем ложиться примерно на 2 часа для отдыха.
  2. Режим кормления также неизменен и состоит из четырех приемов пищи, которые должны быть насыщены витаминами и полезными веществами. Используйте разные блюда. Кроха может употреблять уже овощи и фрукты, мясо и рыбу, крупы и бобовые, радоваться шоколаду. В это время малыш вытягивается и становится худым - не стоит усиливать приемы пищи и заставлять малыша есть. Такое строение тела сейчас для него нормально, поэтому пичкать через силу ребенка не стоит.
  3. Как можно чаще подталкивайте малыша к физической активности , ведь сейчас он стал более усидчивым и надолго концентрирует свое внимание на игре, забывая о необходимости двигаться. Часто и подолгу гуляйте с малышом на свежем воздухе, таким образом Вы соедините свежий воздух, физическую активность и общение со сверстниками.
  4. Самое время отдать малыша в какую-либо спортивную секцию , таким образом увеличится объем мышечной массы у ребенка, что даст возможность развиваться его телу полноценно и гармонично.
  5. Не забывайте реагировать на выполнение какого-либо действия ребенком посредством похвалы либо легкого выговора. Если малышу удалось выполнить задание обязательно похвалите за успех, если не получилось, но он старался - похвалить за старания, а если не получилось - обязательно пожурите его, но исключите критики или же оскорбления.
  6. Учите ребенка думать и анализировать . Для этого достаточно с ним разговаривать. После посещения детского спектакля, просмотра мультфильмов или чтения книги обязательно поговорить с ребенком о том, что он понял или его отношение к той или иной ситуации описанной или же увиденной в произведении. Так малыш обязательно научится анализировать и высказывать свое личное мнение.
  7. Продолжайте развивать крупную и мелкую моторику. Для первой необходимо максимальная частота и активность занятий гимнастикой, бегая и прыгая с малышом на перегонки, давая ему стоять в ласточке или же двигаться в разных направлениях. Для второй почаще лепите и рисуйте с карапузом.
  8. Начинайте готовить малыша готовить к взрослой жизни , для этого достаточно . Конечно, изучать малыш будет только то, что ему интересно, поэтому буквы учить можно будет исключительно в игровой форме. Для этого их можно лепить, выкладывать из сыпучих предметов или же рисовать - главное, чтобы крохе было весело и интересно, всё остальное за него сделает его память, которая в этот период времени работает невероятно активно.
  9. Обязательно находите время для ответов на вопросы малыша. Дело в том, что именно в этом возрасте у ребенка начинается и развивается невероятный интерес к причинно-следственный цепочкам, поэтому вопрос «Почему?» становится основополагающим в его жизни. Ни в коем случае не игнорируйте или, хуже того, не нервничайте при поступлении таких вопросов от малыша. Не давайте ему закрыться в себе и не подавляйте такие вопросы - лучше отвечайте на них, находя для этого время. Так развитие крохи будет только прогрессировать.
  10. Контролируйте свою речь при ребенке. Учитывайте, что сейчас он впитывает все, что слышит. Поэтому исключите использование нецензурной брани, а свою личную речь старайтесь сделать максимально богатой и глубокой, объясняя малышу, что означает то или иное слово.
  11. Мягко корректируйте характер малыша. Напоминайте ему о необходимости благодарить за подарки или помощь, объясняйте то, что ему интересно, настаивайте на необходимости удержаться, не мешать и не перебивать взрослых при разговоре с другими.
  12. Поддерживайте артистические начинания. В этом возрасте малыш очень любит выступать на сцене: рассказывать стихи или же исполнять песни. Поддерживайте его, чтобы кроха чувствовал себя на сцене комфортно и уютно. Так Вы работаете над талантом малыша и его уверенностью в себе. Если же ребенок не интересуется этим - не стоит его заставлять.

Видео развитие ребенка в четыре года

Ребенок по-прежнему физически активен и уже достаточно хорошо владеет своим телом: отлично бегает, прыгает, ходит по бордюру, удерживая равновесие, висит на турнике, пробует подтягиваться.

Для полноценного развития ему необходимы регулярные физические упражнения . Это могут быть физкультминутки и танцы в детском саду и/или ежедневная зарядка дома.

Такие упражнения в комплексе с прогулками и закаливающими мероприятиями оказывают положительное влияние на физическое состояние малыша и его иммунную систему, повышая устойчивость организма к болезням.

В этом возрасте можно записать ребенка в спортивную секцию.

Хороша тем, что направляет энергию в нужное русло, попутно прививая новые навыки, и воспитывает характер. К тому же привычка регулярно двигаться, как, впрочем, и большинство привычек, формируется уже сейчас.

Навыки и умения

Если для ребенка раннего возраста главным познавательными процессом было восприятие, то теперь на первое место выходит память.

Мышление трехлетки – наглядно-действенное. Чтобы понять взаимосвязь предметов, малышу нужно их видеть, трогать, двигать. В 4 года у ребенка уже появляется способность устанавливать связи между явлениями, которые не даны в чувственном опыте, здесь и сейчас. Теперь ребенок может решать жизненные задачи не только в ходе практических действий с предметами, но и в уме, представляя эти предметы в виде образов. При этом он опирается на свой прошлый опыт, то есть вспоминает.

Таким образом, мышление дошкольника становится образным, а память – центральной психической функцией.

При этом сама память становится управляемой. Ребенок запоминает не только яркое или интересное, что запоминается «само по себе», но и то, что ему нужно запомнить – звуки, речь, изображения. В этот период ребенок обычно знает и воспроизводит большое количество стихотворений, песенок, сказок, движений.

Внимание также приобретает черты произвольности – ребенок может, пусть и недолго, сосредоточиться на том занятии, которое ему предлагают, даже если в этот момент ему хотелось бы заняться чем-то другим.

Словарный запас ребенка 4-х лет составляет примерно 2000-3000 слов, речь довольно понятная и чистая, большинство звуков произносятся правильно. В повседневном общении ребенок использует сложноподчинённые и сложносочинённые предложения, а также задает множество вопросов.

В этих бесконечных «почему?», «зачем?», «как?» проявляется стремление ребенка как-то объяснить и упорядочить для себя окружающую действительность.

Дошкольник пытается выстроить понятную картину мира, и взрослые, конечно, должны ему всячески помогать. При этом вовсе не обязательно устраивать специальные занятия. Рассказать обо всем, что интересует ребенка, можно и на прогулке, и по дороге в детский сад, и перед сном.

Главное – не отмахиваться от вопросов малыша и, если вдруг вы не знаете ответов, вместе искать нужную информацию.

Как играет

Игра – важнейшая часть жизни дошкольника. Для ребенка 4-х лет наиболее характерны сюжетно-ролевые и режиссерские игры.

В случае ребенок берет на себя какую-либо роль («доктор», «мама», «продавец») и совершает соответствующие действия («лечит», «кормит», «выкладывает товар»). Такая игра всегда подразумевает взаимодействие с другими людьми – сверстниками или взрослыми.

В режиссерские игры ребенок может играть один, раздавая роли игрушками. Он как бы одушевляет их: говорит за своих «актеров» и управляет их действиями.

Почему игра имеет огромное значение для гармоничного развития детей?

С одной стороны, это максимально свободная деятельность ребенка, которая доставляет ему огромное удовольствие. В игре раскрываются творческие способности и развивается эмоциональная сфера дошкольника.

Однако главная особенность детской игры состоит в другом: именно в игре ребенок учится управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с правилами, заданными ролью. «Официант» приносит чашку чая, «посетитель кафе» пьет чай – игровая ситуация воспроизводит реальность, и ребенок, принимая ту или иную роль, должен вести себя «правильно». Так закладываются основы произвольного поведения.

Помимо игры ребенок 4-х лет продолжает осваивать различные формы продуктивной деятельности: , рисование, аппликация, конструирование. Каждое из этих занятий подразумевает получение результата (по образцу или собственному замыслу) и требует определенных навыков (вырезать, приклеить, соединить детали и пр.).

Родителям следует позаботиться о том, чтобы у ребенка в свободном доступе были материалы для творчества и несколько разных конструкторов .

Психологические особенности

В возрасте 4-х лет у ребенка начинает формироваться новая потребность – потребность в уважении взрослого.

Если раньше малышу было достаточного простого внимания или совместных занятий, то теперь ему важно видеть признание его успехов со стороны взрослых. Родители должны не просто замечать его достижения, но и обязательно хвалить его, давать положительную оценку.

Ребенок становится крайне чувствителен к критике, любые замечания вызывают серьезную обиду. Если родители часто акцентируют внимание на промахах малыша, подчеркивают его несостоятельность в каком-либо деле, то ребёнок просто-напросто теряет всякий интерес к этому занятию.

Родителям четырехлеток нужно помнить: чтобы вызвать у ребёнка интерес к какому-либо занятию, нужно поощрять все его действия в нужном направлении. Даже если результат (рисунок или пластилиновая фигурка) объективно вам кажется «не очень», лучше обратить внимание на незначительные достоинства («Какой интересный оттенок!»), чем во всех подробностях описывать недочеты.

Никогда не следует сравнивать своего ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в его пользу. При этом можно и даже – нужно – сравнивать ребенка с ним же самим в прошлом (неделю, месяц или год назад) и отмечать, что он уже многому научился.

Родителям необходимо формировать и поддерживать уверенность ребенка в своих силах. Страх перед замечаниями взрослых парализует любую активность ребенка, и он оставляет любые попытки сделать лучше, а то и вовсе, стремится избегать занятий, к которым «не способен». Напротив, вдохновленный родительской верой в свои способности, малыш будет действительно стараться, и тогда успех неизбежен.

При достижении ребенком 4-летнего возраста меняются показатели его физического и психологического развития: кроха становится более подвижным и активным, стремление к познанию окружающего мира достигает максимума, речь становится более связной и осмысленной. Если ребенок посещает дошкольные заведения, родителям куда проще: в детском саду дети проходят регулярное обследование специалистами (контроль массы тела, роста, своевременное прививание), воспитатели проводят с воспитанниками различные занятия на развитие мышления, логики, а также физические упражнения. Кроме того, в детском саду ребенок может общаться со сверстниками, что оказывает положительный эффект на его развитие.

Если же четырехлетка не посещает дошкольное заведение, то родители должны уделять ему особое внимание:

  • проводить регулярное обследование у педиатра, окулиста, ЛОРа, хирурга. Полезным также будет ЭКГ, консультация у кардиолога;
  • по утрам проделывать несложный комплекс физических упражнений;
  • как можно чаще заниматься с ним лепкой, рисованием;
  • читать сказки и вместе обсуждать их;
  • обеспечивать активное общение с другими детьми.

Для того чтобы родители смогли сориентироваться в правильном воспитании, рекомендуется читать соответствующую литературу и пособия по воспитанию детей дошкольного возраста. В данной статье будут описаны особенности физического, нервно-психического развития ребенка 4 лет, а также указан тот спектр способностей, которыми он должен владеть в этом возрасте.

Физическое развитие

Для врачей главной особенностью в развитии ребенка 4-летнего возраста являются его рост, вес, окружность груди, окружность головы. В отношении этих показателей важную роль играет наследственность: то есть если родители малыша ниже среднего роста, с низкой массой тела, то и сам он не будет отличаться высокими показателями в этой области. Различают маленький (рост: 96,1-101,2 см.; вес: 11,5-14,9 кг.), средний (рост: 106,1-102,6 см.; вес: 15,4-18,6 кг.), большой (рост: 106,2-114,1 см.; вес: 15,5-19,6 кг.) тип телосложения. Если рост резко отклонен от нормы, необходимо пройти консультацию и дополнительное обследование у эндокринолога. Если масса тела значительно превышает (или же меньше) нормы, стоит регулярно наблюдаться у педиатра.

Однако причинами таких отклонений могут быть не только неправильный обмен веществ либо нарушенный гормональный фон, но и несбалансированное питание, недостаточная физическая активность и т.д. Поэтому в период активного роста и развития ребенка родители должны помнить о том, что в рационе малыша обязательно должны присутствовать белки, жиры и углеводы. Белки (говядина, бобы, злаки) лучше давать в первой половине дня. Во второй половине дня диетологи рекомендует принимать пищу, богатую углеводами (каши, фрукты, овощи). Количество приемов пищи в таком возрасте должно составлять 4-6 приемов.

Кроме того, в этом возрасте ребенок очень подвижен: он постоянно бегает, прыгает, играет со сверстниками в активные ролевые игры. Поэтому очищенная негазированная вода является очень важной для растущего организма. Не стоит злоупотреблять сладким компотом либо сладким чаем, - содержащийся в них сахар не позволит утолить жажду и не обеспечит нужной энергией.

В аспекте физических упражнений очень полезной будет утренняя зарядка. Занятия не должны быть сложными и тяжелыми: достаточно элементарных движений (наклоны, приседания, разминка рук, шеи). Продолжительность такой зарядки не должна превышать 15 минут в день. Если ребенок посещает дошкольное учреждение, то такие упражнения с ним будут проводить воспитатели. Кроме того, полезными будут упражнения на укрепление опорно-двигательного аппарата (прыжки на батуте, гимнастика, хождение по прямой линии).

В этом возрасте необходимо начинать подготавливать руку к письму, укрепляя мышцы ладони. Для этих целей лучше всего использовать глину, пластилин, тесто, раскраску. Фигурки, которые будет лепить ребенок, не только помогут развить моторику пальцев, но и фантазию.

Нервно-психическое развитие

К 4 годам словарный запас ребенка увеличивается до 1,5 тыс. слов, а размер головного мозга практически равен размеру мозга взрослого человека. Однако левое и правое полушария развиты не одинаково: правое полушарие (а оно, как известно, отвечает за эмоции и чувства) в этом возрасте преобладает. Это объясняет поведение детей в таком возрасте: они очень эмоциональные, открытые, добрые, всегда говорят правду, очень легко обижаются. Именно в 4-летнем возрасте у ребенка формируется понятие о добре и зле, поэтому так важно читать для них различные сказки, обсуждать главных героев, спрашивать у малыша, кто ему симпатичен и почему.

Читайте также

В 4 года дети пытаются помогать родителям в бытовых условиях: вылаживать постиранное белье из стиральной машинки, вырезать фигурки из теста, нести пакеты из магазина. Очень важным здесь является всяческое поощрение со стороны родителей: ребенка нужно хвалить, используя для этого различные слова (молодец, умница, потрясающе, поразительно, неподражаемо, прекрасно). Это сможет не только повысить самооценку маленького помощника, но и сделает его словарный запас более разнообразным.

В этом возрасте можно начинать учить иностранные языки. Лучше всего это делать в форме игры, т.к. дети в 4 года будут запоминать только то, что им будет по-настоящему интересно, а не то, что нужно запомнить. Педагоги не рекомендуют в таком возрасте перезагружать мозг ребенка и тем более ругать последнего за погрешности в обучении. Ведь дети в этот период очень ранимы, в случае неудачи их нужно подбадривать, и говорить, что в следующий раз обязательно все получится.

Полезным тренингом для детской памяти будет заучивание нескольких несложных стишков, которые также помогут выработать четкую речь. В целом же, усвоение материала в 4-летнем возрасте прекрасно происходит, если проводить занятие в форме игры. Если детям пообещать за высокие достижения бонусы, призы, подарки, это выработает у них стремление к лучшим результатам.

Что же касается методов наказания, то им также следует уделять внимание. Развитие ребенка 4 лет позволяет ему совершать осознанные действия. Поэтому если ребенок сделал что-то плохое, не следует это игнорировать, но и кричать на него не следует (а тем более бить). Силовые методы воспитания принесут больше вреда, нежели пользы, и вряд ли ребенок не будет повторять такие действия в будущем.

Лучшим методом воспитания в таком случае является разговор с четырехлеткой: ему необходимо объяснить, что именно было плохого в его действиях, почему эти действия вызывают у других людей недовольство. А также привести пример, какие методы наказания будут использованы к ребенку, если он повторит такие действия (к примеру, отказ от сладостей на определенный период, отказ от мультфильмов).

Что должен уметь ребенок в возрасте 4 лет

Согласно мнению специалистов, в аспекте физического развития, 4-летний ребенок должен уметь выполнять следующие действия:

  • стоять на одной ноге в течение не менее 5 сек;
  • прыгать на одной ноге;
  • прыгать на двух ногах (на месте, в длину);
  • опускаться/подниматься по лестнице, равномерно переставляя ноги. При подъеме/спуске по лестнице можно вместе с малышом считать ступеньки, - это поможет ему лучше запомнить цифры;
  • ловить мяч обеими руками, не прижимая последний к груди;
  • бегать, с минимальным количеством падений.
  • В плане психологического развития, дети 4-летнего возраста должны уметь:

    • отличать левую и правую стороны, верх и низ;
    • распознавать отличие между величинами (маленький/большой, один/много);
    • ориентироваться в цветовой гамме (распознавать 7 основных цветов);
    • уметь считать от 0 до 9;
    • знать основные геометрические фигуры, и уметь распознавать их (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
    • уметь складывать конструкторы, пазлы (для соответствующих возрастов);
    • пересказывать услышанные тексты (сказки, статьи из детских журналов);
    • описывать увиденную картинку 2-3 предложениями;
    • знать основные профессии (доктор, учитель, строитель), и что выполняют люди той или иной профессии (учитель учит, доктор лечит);
    • различать виды домашних животных, называть детенышей каждого вида;
    • знать название деревьев, которые растут в районе проживания ребенка; несколько видов цветов;
    • знать свою фамилию, имя, возраст, имена родителей, бабушки и дедушки, город, в котором он проживает.

    В бытовых условиях ребенку данного возраста необходимо уметь:

    • самостоятельно есть;
    • одеваться/раздеваться;
    • расчесываться;
    • складывать свои вещи;
    • застегивать молнию, развязывать шнурки;
    • мыть руки с мылом, вытирать их полотенцем;
    • чистить зубы.

    В этом возрасте для лучшего освоения окружающего мира и развития необходимого комплекса умений ребенка можно попробовать сводить в театр либо цирк. Не стоит выбирать в первый раз места в первых рядах, - малыш может испугаться и в дальнейшем откажется посещать мероприятия такого рода. Полезными для общего развития будут также экскурсии по достопримечательностям родного города (музеи под открытым небом, парки, скверики).



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Очистить обувь от соли и реагентов Как очистить ботинки от соли Очистить обувь от соли и реагентов Как очистить ботинки от соли Окисление и потемнение серебра Окисление и потемнение серебра Вязание топа крючком для начинающих из меланжевой пряжи Схемы вязания спицами из меланжевой пряжи Вязание топа крючком для начинающих из меланжевой пряжи Схемы вязания спицами из меланжевой пряжи