Суть аштанга виньяса йоги. Серии аштанга йоги Аштанга йога ларга

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Аштанга Виньяса Йога в Традиции Шри Паттабхи Джойса

«Не следует приспосабливать учение йоги к слабости и несовершенству практикующего, а наоборот, практикующий должен развить себя до соответствия идеалам традиции.» Шри К. Паттабхи Джойс

Большинство людей воспринимают аштанга-йогу как интенсивную, динамическую практику. Все верно, однако развитием силы и гибкости аштанга-йога не ограничивается. В нее включаются также психофизические техники, глубоко воздействующие на тело и сознание: особый вид дыхания (уджжайи), фиксация взгляда на определенных точках (дришти) и удержание энергетических замков (бандх). Шри К. Паттабхи Джойс утверждает, что аштанга-йога - это дорога к познанию своей истинной природы, к Духу, пребывающему в любом из нас.

Изучение философии йоги и чтение сакральных текстов является только частью пути. Книги указывают, что приведет к свободе и счастью, но нужно действовать, чтобы запустить процессы физического, интеллектуального и духовного обновления, на самом деле преобразовать тело и ум. Шри К. Паттабхи Джойс любил повторять, что аштанга-йога на 99% состоит из практики и на 1% — из теории.

В аштанга-йоге приемы дыхания, асаны, техника виньяс (виньяса-крама), бандхи и дришти тесно взаимосвязаны. Сочетая их, мы основательно разогреваем тело, значительно развиваем гибкость и тем самым защищаем себя от травм. Внутренний жар запускает процессы очищения, затрагивающие все оболочки человека, его внутренние органы, мышцы, нервную систему, сознание и душу.

В аштанга-йоге наряду с асанами и пранаямой применяются психофизические техники: виньясы - специальные движения, выполняемые синхронно с дыханием, бандхи - энергетические замки и дришти - концентрация взгляда на определенных участках тела или пространства. Три этих метода, помогают направлять фокус внимания вовнутрь, не позволяют отвлекаться на внешние объекты, способствуют глубокому погружению в практику и переходу в медитативное состояние (дхьяну).

Практика асан, с учетом вышеперечисленных условий, является эффективным способом накопления энергии в теле, которая способствует укреплению физического здоровья, расширяет диапазон его восприятия и создает прочную основу для более глубокого изучения последующих ступеней Аштанга Йоги: Пранаямы, Пратьяхары, Дхараны и Дхьяны.

Эта практика разработана для всех людей, вне зависимости от их изначальных данных, возраста или ограничений.

Виньяса

«О, йогин! Не делай асану без виньясы.» Ваманариши

Виньяса (vi - двигаться, nyasa - располагаться) представляет собой технику выполнения асан в аштанга-йоге. Это настоящее искусство соединения асан в последовательность с помощью дыхания и движения. Комплекс виньяс и асан основательно разогревает тело, заставляя его усиленно потеть. Бандхи разворачивают нисходящую энергию апана-ваю вверх, в область пупка (самана-ваю), в которой апана-ваю сливается с прана-ваю и разжигается внутренний огонь (агни). В результате повышенного разогрева и потоотделения мышцы, внутренние органы и нервная система очищаются от токсинов и блоков, что позволяет восполнить изначальный недостаток гибкости и в дальнейшем справиться с самыми сложными асанами.

Иными словами, виньяса является мощным средством, устраняющим загрязнение тела и сознания. Необходимость в дополнительных очистительных процедурах (крия-йоге) или посте если и возникает, то лишь в случае болезни.

Делая виньясы, мы очищаем тело, развиваем силу и гибкость, при этом ум становится ясным, спокойным и сконцентрированным.

Согласно традиции метод виньяс заучивается наизусть: последовательность и название асан, количество виньяс в каждой асане, точки фиксации взгляда и фазы дыхания. Только так можно выработать двигательные навыки, при которых не требуется сознательно контролировать свои действия и удается целиком сосредоточиться на внутренней йоге.

Уджжайи, или дыхание со звуком

От дыхания зависит наша жизнь и здоровье, а также способность контролировать ум. Поэтому неудивительно, что управление дыханием является одной из основных составляющих практики. Дыхание служит своего рода проводником между сознанием и телом: сознание регулирует дыхание, делая его ровным и глубоким, и заставляет тело двигаться в одном темпе с дыханием, а это в свою очередь воздействует на сознание и успокаивает ум.

Дыхание, используемое в аштанга-йоге, известно как уджжайи (ujjayi), что означает «победоносный». Оно характеризуется своеобразным шипящим звуком, который возникает в гортани при вдохе и выдохе и напоминает морской прибой или шум ветра в кроне дерева. Контролируемое сужение голосовой щели позволяет устанавливать такую длительность и интенсивность вдохов и выдохов, которые соответствуют асане и снабжают организм нужным количеством кислорода: тело наполняется свежей энергией и вырабатывается тепло, достаточное для хорошего потоотделения. Паттабхи Джойс предпочитал называть это дыхание дыханием со звуком (sound breathing), чтобы не путать с одним из видов пранаямы, уджжайи-пранаямой: в асанах дыхание спокойнее и полнее, а течение праны свободнее.

Бандхи, или энергетические замки

Бандхи воздействуют на энергетические токи тонкого тела - прану и ваю. Бандха (bandha), или замок, не позволяет пране рассеиваться и направляет ее в нади. Организм очищается, наполняется бодростью и энергией. В асанах бандхи служат еще и точкой опоры, которая позволяет перераспределять вес, делая одни части тела легкими, другие тяжелыми. Это помогает правильно осваивать асаны. Работа с бандхами укрепляет глубинную мускулатуру, улучшает устойчивость и гибкость. Выполнить асану становится проще. Бандхи защищают внутренние органы, а также очищают и нормализуют работу органов пищеварения.

В практике асан применяются две бандхи: мула (корневой замок) и уддияна (абдоминальный замок). Третья бандха, джаландхара (горловой замок), используется только в пранаяме при задержке дыхания (кумбхаке). В некоторых позах положение подбородка, направленного к груди или яремной ямке, напоминает джаландхара-бандху, но ее техника несколько сложнее. Эти три замка тесно взаимодействуют и дополняют друг друга. Выполняя асаны, мула-бандху подтягивают к пупку, где она объединяется с уддияна-бандхой, которую поджимают к позвоночнику и поднимают. В пранаяме к ним подключают джаландхара-бандху.

Важно, что в асанах и виньясах бандхи применяются с разной интенсивностью. Внимательно отслеживайте состояние бандх: обычно они удерживаются с умеренной силой, но в некоторых случаях их нужно слегка отпустить, в некоторых - сжать максимально.

Дришти, или точки фиксации взгляда

В аштанга-йоге принято, удерживая асану, смотреть на определенную точку - дришти. Тогда внимание не рассеивается и можно целиком сосредоточиться на асане и инструкциях преподавателя. Испускаемая из глаз праническая энергия активизирует нади и чакры, расположенные в области дришти. Прана не распыляется и наполняет тело. Дришти является также одним из средств отстройки асаны: переводя взгляд, мы корректируем положение головы.

Метод

Основные аспекты практики Аштанга виньяса йоги, описанные Гуруджи Шри К.Паттабхи Джойсом:

Виньяса

Виньяса — способ синхронизации дыхания и движения. На каждое движение приходится один цикл дыхания. Для всех асан установлено определенное количество виньяс.

Целью виньясы является внутреннее очищение. Дыхание и движения, совершаемые одновременно с асанами, заставляют кровь становится горячей, или как говорит Шри К.Паттабхи Джойс, «заставляют кровь бурлить». Застоявшаяся густая кровь является грязной и вызывает различные заболевания в теле. Жар, производимый йогой, очищает кровь и делает ее жидкой, чтобы она могла циркулировать без затруднений. Сочетание асан с движением и дыханием позволяет крови свободно достигать всех суставов, унося боль из тела. В случае недостаточной циркуляции возникает боль. Нагретая кровь также проходит через все внутренние органы, удаляя загрязнения и болезни, которые выводятся из тела через пот во время практики.

Пот — важный продукт виньясы

Пот — важный продукт виньясы, потому что только через пот болезнь покидает тело и происходит очищение. Выполнение виньясы стимулирует циркуляцию крови и выводит все токсины из организма вместе с потом. Если следовать методу виньяс, то тело становится здоровым, сильным и чистым «как само золото».

После очищения тела, становится возможным очистить нервную систему, а затем и органы чувств. Первые шаги весьма сложны и требуют многих лет практики. Органы чувств неизменно направлены вовне, а тело постоянно пребывает под властью лени. Однако благодаря твердому намерению и усердной практике их можно контролировать. Виньяса создает основу для того, чтобы контроль ума происходил автоматически.

Тристхана

Тристхана — три момента внимания: поза, способ дыхания и направление взгляда. Все три являются очень важными в практике йоги, и охватывают три уровня очищения: тело, нервную систему и ум. Они всегда взаимосвязаны друг с другом.

Асаны очищают, укрепляют и придают гибкость телу.

Дыхание — это речака и пурака (вдох и выдох). Вдох, и выдох должны быть ровными и спокойными, длительность вдоха должна быть равна длительности выдоха. Правильное дыхание способствует очищению нервной системы.

Дришти — место концентрации взгляда во время выполнения асаны. В йоге различают девять дришти: кончик носа, межбровье, пупок, большой палец, ладони, стопы, вверх, вправо и влево. Дришти очищает ум и обеспечивает устойчивость его функционирования.

Для очищения тела изнутри необходимо наличие двух факторов: воздуха и огня. В нашем теле точка огня расположена на 10 сантиметров ниже пупка — здесь и находится наша жизненная сила. Для горения нужен воздух, отсюда следует необходимость в дыхании.

Длинное ровное дыхание усиливает внутренний огонь, увеличивает жар в теле, который в свою очередь нагревает кровь для физического очищения, а также сжигает загрязнения нервной системы. Когда внутренний огонь увеличен, то и наше здоровье, все функции организма и продолжительность жизни тоже возрастают. Неровный вдох и выдох, или ускоренное дыхание, нарушают равномерность сердцебиения, сбивая ритмы физического тела и вегетативной нервной системы.

Бандхи

Важные составляющие дыхательного метода — мула и уддияна бандхи. Это замки анального сфинктра и нижней части живота, которые запечатывают энергию внутри, придают легкость, силу и здоровье телу, а также помогают создать сильный внутренний огонь. Без бандх дыхание не будет правильным и асаны не принесут пользы. Когда мула бандха освоена в совершенстве, контроль ума происходит автоматически.

Шесть ядов

Как сказано в Йога Шастрах, Бог обитает в нашем сердце в виде света, но свет этот окружен шестью ядами: кама (желание), кродха (гнев), моха (иллюзия), лобха (жадность), матсарья (зависть) и мада (лень). При регулярной практике йоги жар, производимый ею, сожжет эти яды, и засияет наш внутренний свет.

Занятия

В аштанга-йоге используются две традиционные формы обучения: лед-класс (от англ. lead — вести, направлять) , в котором преподаватель задает единый темп практики, называя имя асаны на санскрите, отсчитывая виньясы вслух, и майсор-класс , в котором каждый придерживается своего темпа и отрабатывает свою часть последовательности под наблюдением преподавателя.

Преимущества майсор-класса перед групповыми занятиями.

Майсор-класс получил своё название от города Майсур (в англоязычном варианте Майсор), где расположена школа аштанга-йоги, основанная Паттабхи Джойсом.

Только в Майсор классе можно по-настоящему научиться практике ашатанга-виньяса йоги. Все люди разные. У каждого свой ритм, свои особенности дыхания и движения. Поэтому каждый должен практиковать в своём ритме, не гонясь за группой и преподавателем. Не торопясь, вдумчиво выполняя последовательность у вас будет возможность понаблюдать за своим телом, эмоциями, состоянием ума и дыханием, и найти в себе силы и возможности преодолеть препятствия и пробудить скрытый потенциал. Это настоящая работа над собой, а не просто копирование чужих движений. Это тренировка воли, через самостоятельную мотивацию к практике.

Также могут быть какие-то ограничения по здоровью, поэтому каждый должен практиковать только те асаны, которые ему не навредят, а, наоборот, изменят тело, мягко подготавливая его к выполнению следующих асан, более сложных. Работа преподавателя состоит в том, чтобы встретить учеников в том состоянии, в котором они сейчас находятся, и помочь им обучаться практике тем способом, который им подходит.

Зачем нужны лед-классы (классы под счёт)?

Данный формат призван закрепить успех личной практики в майсор-классе, и в то же время бросает некоторый вызов занимающемуся, ибо в этом режиме он вынужден выполнять свою практику в «навязанном» ему ритме, без пауз и отдыха, которые он может позволить себе при самостоятельной практике. Это групповая форма практики, когда все присутствующие занимаются вместе, выполняя один комплекс под счет преподавателя.

Классы под счет в группе дают возможность приобрести ритм, изучить правильную последовательность, движения и счёт виньяс, научиться контролировать ум, чтобы затем применить это в практике в Майсор-стиле, которая является самостоятельной, но всегда выполняется под руководством преподавателя. Оба этих класса работают вместе, рука об руку.

На сегодняшний день существует несколько основных направлений йоги, каждое из которых характеризуется своими особенностями. Наиболее жестким направлением по праву читается аштанга йога, которая требует преодоления определенных сложностей и способствует взращиванию сильного тела и духа.

Данный стиль йоги не предназначен к массовому использованию, поскольку отличается достаточно жестким «характером» и суровостью.

Силовая йога

В традиционном переводе «аштанга йога» понимается как достижение конечной цели через восьмиступенчатый путь. Ее главным основателем является Паттабхи Джойс из Индии, впервые сформулировавший важные постулаты учения.

Йога аштанга выступает подвидом хатха йоги и представляет собой целую серию достаточно сложных физических переходов из одной позы в другую.

Это своеобразная динамическая практика, включающая целую аштанга йога последовательность поз (асан), которые между собой связаны специальными дыхательными упражнениями (виньясы). Аштанга виньяса йога полностью соответствует древнейшим индийским традициям.

И она будет весьма интересна тем, кто стремиться к самопознанию, ведет активный образ жизни и желает достичь физического совершенства.

Заниматься йогой можно непосредственно дома, но только при наличии соответствующего опыта. Новичкам практика будет малодоступна, и освоить ее самостоятельно без грамотного наставника практически невозможно. Зачастую даже с опытным наставником освоить последние уровни сложности аштанга йоги удается далеко не всем.

Именно поэтому в достижении намеченной цели необходимо проявить невероятное трудолюбие, терпение и старательность.

Важные особенности йоги

Главная особенность аштанга йоги заключается в использовании дыхательных движений в качестве связующего звена между асанами. Виньясы позволяют сохранять необходимый уровень концентрации во время плавного перехода их одной позы в другую.

Для каждой асаны существует определенное число виньяс, но оно не может быть менее пяти и более восьми. Некоторые из виньяс выполняются со своеобразным горловым звуком и носят название «уджаи».

Благодаря грамотным дыхательным упражнениям удается постепенно разогреть тело и очистить его от различных токсинов и вредоносных веществ путем ускорения тока крови. Быстрый кровоток весьма полезен и для суставов, которые с его помощью приобретают хорошую эластичность и гибкость.

Дополнительно при выполнении практики аштанга йоги используют 3 главных замка или бандхи, создающих и удерживающих внутренний огонь каждого человека.

Именно они направляют энергетические потоки тела в одно большое кольцо, и носят следующие названия: Джаландхара, Удияна и Мула. Используются в практиках и техники на концентрацию – дришти.

Они применяются прямо при выполнении асан с целью сосредоточенности внимания и находятся в отдельных точках человеческого тела: нос, стопы, ладони, лоб, межбровье и пупок.

Направленный вверх-вниз и вправо взгляд также относится к дриштам, каждая из коих предназначена для определенной виньясы. Согласно учению, достичь идеального выполнения виньясы можно лишь в случае максимального очищения, достигшего разума, нервной системы и тела.

Вы хотите похудеть и обрести гибкость тела? Вывести свое здоровье на качественно новый уровень и развиваться духовно? Тогда вам необходимо узнать об аштанга йоге!

И в данной статье как раз рассказываем о сбалансированной системе упражнений и дыхания этого вида йоги. Применяя наши советы и рекомендации, вы сможете узнать подробнее об этой динамической практике и приступить к занятиям совершенствуя дух, тело и разум.

История появления Аштанга йоги

Истоки аштанга йоги связаны с именем Шри Кришнамачарья. Он родился в 1888 г. и практиковал . Получив древние знания от просветленного гуру Брахмачари в Тибете, он открыл школу йоги в Индии. Его ученик Паттабхи Джойс позже дал начало новому учению в русле приобретенных знаний и собственных наработок. Практика, в которой он достиг совершенства, была названа аштанга йога.

Знания школы Джойса были открыты для всех. В 1975 году Паттабхи осуществил поездку в США делясь своим учением на Западе. В течение нескольких лет после этого аштанга йога стала известной во всем мире. Среди известных последователей Джойса звезды Мадонна, Стинг, Том Круз, Гвинет Пэлтроу.

Что представляет собой аштанга йога?

Аштанга йога является динамической практикой, в отличие от хатха йоги, где в основе статические упражнения. Аштанга виньяса йога – это определенная последовательность асан, связанная между собой виньясами, которые по сути являются комплексами движений. Система упражнений основывается на йоговском дыхании – пранаяме.

В процессе занятий этой йогой, необходимо пребывать в состоянии дришти или концентрации на определенных телесных точках. Благодаря пению мантр, медитативное погружение дхьяна, наполняет практикующего. Также обязательно выполнять бандхи (энергетические замки) – напряжение, сжатие определенных частей тела. Это стимулирует кровообращение и оказывает воздействие на человеческие энергетические центры.

Основные ступени аштанга йоги

Аштанга буквально переводится с санскрита как «восьмиступенчатый путь восхождения к Цели». 8 этапов аштанги йоги составляют цепь последовательностей, которую необходимо преодолеть: Йама – Нийама – Асана – Пранаяма – Пратьяхара – Дхарана – Дхьяна – Самадхи.

Йама и Нийама, соответственно, переводятся как «напряжение и расслабление». Первые две духовные ступени направлены на усвоение важных жизненных правил поведения, на гармонизацию с окружающим миром и самодисциплину. Эти уровни проходятся одновременно, очищая дух адепта и готовят его к переменам в жизни.

Асана – следующий этап, который заключается в принятии специальных поз.

Асаны совмещаются с дыхательной энергией – . Правильное дыхание является неотъемлемой частью на пути постижения аштанга йоги.

Пятый этап – Пратьяхара, учит йога покидать физическую оболочку тела, познавая духовный мир и окружающее пространство.

Дхарана – это этап концентрации и поддержка ее на должном уровне. Это помогает ученику стать на начало пути слияния с Творцом мироздания.

Дхяна, седьмая ступень аштанга йоги, предполагает медитативную практику, дающую возможность человеку получить необычные ощущения, приближаясь к единению сознания с вселенскими силами.

Последний восьмой уровень Самадхи – это наивысший уровень духовных возможностей, который заключается в просветлении. Это и есть конечная цель получения блаженства от объединения с Высшими разумом.

Мантра аштанга йоги

Прежде чем начать практику, в аштанга йоге по старой традиции Шри Паттабхи Джойса принято . Она написана на санскрите и читается так:

Ом
ВАНДЕ ГУРУНАМ ЧАРАНАРАВИНДЕ
САНДАРШИТА СВАТМАСУКХАВАБОДХЕ
НИХШРИЯСЕ ДЖАНГАЛИКАЙЯМАНЕ
САМСАРА-ХАЛАХАЛА-МОХА-ШАНТЙАЙ

АБАХУПУРУШАКАРАМ
ШАНКХА ЧАКРАСИ ДХАРИНАМ
САХАСРА ШИРАСАМ ШВЕТАМ ПРАНАМАМИ
ПАТАНДЖАЛИМ
Ом

Первые 4 строки взяты из «Йога Таравали» Шри Шанкарачарьи Вторая часть мантры представляет собой часть молитвы, посвященной основателю Патаджали. Открывающая Мантра заключает в себе благодарность мудрым учителям.

По окончании занятий читается завершающая мантра пожелания добра, мира и счастливого существования всему сущему:

СВАСТИ-ПРАДЖА БХИАХ ПАРИ ПАЛА ЯНТАМ

НЬЯ-ЙЕНА МАРГЕНА МАХИМ-МАХИШАХА

ГО-БРАМАНЕБХЬЯХА-ШУБХАМ АСТУ НИТЬЯМ

ЛОКАА-САМАСТАХА СУКХИНО-БХАВАНТУ

ОМ ШАНТИ, ШАНТИ, ШАНТИ.

Правильное произношение мантр можно освоить вместе с учителем Джойсом, скачав видео из интернета.

Аштанга йога для начинающих

Нужно признать, что человеку, который ранее уделял недостаточно времени своему физическому развитию придется нелегко. Продвигаясь по духовному пути аштанга йоги, нужно будет преодолеть динамичные и активные нагрузки, выполняемые в высоком темпе. Начинающему нужно быть готовым к не совсем обычным для йоги силовым упражнениям, сменяющимися асанами на растяжку с правильным дыханием. Для этого потребуется терпение и постоянная практика для развития тела и духа.

Начинающим подготовить тело к силовым упражнениям и растяжке можно, практикуя йоговский несложный комплекс . Очистить организм для предстоящих тренировок поможет известная йоговская практика пракшалана. Она заключается в питье соленной воды утром натощак с последующими упражнениями для выведения жидкости из тела, освобождая тело от всевозможных ядов и токсинов.

Рекомендуем новичкам приступить к занятиям под руководством мастера, который поможет быстро и эффективно продвинуться в этом учении, избегая травм. Со временем можно будет выполнять упражнения самостоятельно, применяя видео уроки из мировой сети. Заниматься лучше всего утром в свободной одежде и обязательно на голодный желудок.

Польза аштанга йоги

Аштанга йога считается практикой для продвинутых. Она прекрасно подойдет амбициозным, в том числе и молодым людям, спортсменам. Не отступив в первый месяц занятий, ваши физические и ментальные показатели начнут неуклонно расти.
Благодаря виньясам, тело сильно разогревается, кровь активно циркулирует, удаляя шлаки из организма. В процессе расслабления происходит объединение ума, духа и тела. Избыточная энергия практикующего в аштанга йоге расходуется в правильном ключе, способствуя спокойствию и умиротворению.

Интенсивные упражнения на растяжку помогают привести в тонус мышцы живота. Также вы сможете растянуть мышцы позвоночника и почувствуете себя намного лучше при болях в спине. Активная система быстрых и резких упражнений аштанга йоги очень эффективна для похудения. При должном усердии ваше тело уже в течение 1-2 месяцев обретет упругость и стройность, наполняя вас мощной энергией.

Противопоказания к антанга йоге

По причине высокой динамики некоторых упражнений данный вид йоги не рекомендуется:

  • для беременных;
  • имеющим ;
  • людям с последствиями черепно-мозговых травм;
  • при хронических заболеваниях;
  • в послеоперационный период;
  • при высокой температуре и под воздействием сильнодействующих лекарственных препаратов.

Дополнительные источники для познания учения аштанга йоги

Шри Паттабхи Джойс умер в 2009 году, оставив после себя достойных учеников во всех уголках Земли. Можно заниматься, используя видео уроки великого учителя и его последователей. Отзывы о невероятных позитивных изменениях в жизни практикующих йоги вы можете почитать на различных сайтах.

Углубленно изучать индийское учение можно и по книгам. Дипломированный ученик Паттабхи Джон Скотт изложил подробные знания в книге «Аштанга-йога. Полное пошаговое руководство». Другой преданный ученик Джойса Петри Райсянен создал не менее интересный труд «Аштанга-йога». В результате более чем 20-летней активной практики ещё один известный последователь Лино Миеле издал иллюстрирование произведение, посвященное этому виду йоге.

Все эти книги переведены на русский и помогут вам в преодолении себя на пути к самосовершенствованию и крепкому здоровью.

Что запомнить:

  1. Паттабхи Джойс считается основателем аштанга йоги.
  2. Этот вид йоги предполагает последовательность динамичных двигательных и дыхательных упражнений и состоит из 8 ступеней.
  3. До и после занятий, адепты учения произносят мантру.
  4. Начинающим нужно подготовиться к серьезным нагрузкам, плавно переходя от простого к сложному.
  5. Аштанга йога способствует похудению, укреплению всего организма и совершенствованию духа. Однако необходимо учитывать противопоказания к занятиям.
  6. В качестве дополнительных источников информации, можно использовать многочисленные видео из интернета и книги учеников Джойса.

До встречи в следующей статье!

Йогой я занимаюсь довольно давно, если учитывать занятия на первых двух курсах университета вместо привычной физкультуры. Однако, более-менее регулярно - в течение последних четырёх лет с небольшим. Мысль о том, что я когда-то, возможно, стану сам вести занятия, меня посещала крайне редко, так как я осознавал груз ответственности, чувствовал необходимость пройти обучение на йога-тичера, не говоря уже о серьёзной прокачке своего уровня практики. Прежде чем чему-то обучать, надо, в идеале, в совершенстве знать своё ремесло или сферу деятельности, либо всё равно разбираться в них на очень высоком уровне. Посетив за последние пару лет множество семинаров, прочитав кучу книг и статей, проведя много часов за разглядыванием фотографий асан и просмотром видеороликов на ютубе, я тем не менее, ощущая рост своей компетентности в практике йоги, понимал, что до преподавания, даже если я вдруг в это чудное мгновенье решу посвятить ему некоторую часть своей жизни, мне ещё далеко. Как сказано выше, учиться и практиковать. Пикантности ситуации добавило моё увлечение аштанга йогой. Чтобы стать авторизованным преподавателем, надо не только освоить не совсем простую последовательность асан, но и совершить 3-4 поездки в Майсор (Индия), обучаясь и практикуя с Гуру, хранителем традиции аштанга йоги, Шаратом Рангасвами Джойсом. Ехать к Шарату можно минимум на месяц, максимум на три, но не больше одного раза в год. Дали бы мне дополнительный месяц отпуска на работе.

Впрочем, в Питере аштангой я занимался у неавторизованных преподавателей, все авторизованные русские тичеры живут в Москве, вдобавок туда часто возят известных иностранных учителей. В общем, в столице аштанга процветает, там много упорных и уже имеющих высокий уровень практики студентов. И вот, неделю назад утром по дороге на урок аштанги я на всякий случай открываю в метро расписание центра, куда хожу с 2010го года, и вижу слово "отмена" напротив всех занятий, где стояло имя преподавательницы, у которой я последние полгода занимался. Первые мысли: "А что теперь делать? У меня ещё куча занятий на купленном годовом абонементе. Снова ходить на хатху? Продавать абонемент и идти в другой центр, где есть аштанга и меня будут править в асанах?" Потом вечером узнал, что преподавательница ушла с концами из нашего центра по неизвестным причинам. На следующий день мне пишет другая знакомая преподавательница, которая играет в управлении центром одну из главных ролей: "Саша, мы подумали, мог бы ты повести занятия? А то других фанатов аштанги у нас сейчас нет." Я? Вести занятия? Да ещё и по аштанге? Авторизации у меня нет, тичерс никакой я не проходил. А мои знакомые йожики сейчас как раз учатся в центре на тичерс-курсе. И тут я такой фанат аштанги внезапно стану вести занятия. Но ведь иначе аштанга совсем исчезнет из центра на неопределённый срок. И я согласился, только занятия в расписании попросил озаглавить "Введение в аштанга йогу", как уже бывало ранее. И следующим утром сидел в пустом зале с 7.45 и ждал, что вряд ли, но кто-нибудь может прийти заниматься. Никто не пришёл, что очевидно, так как отмены в расписании моим именем заменили накануне поздно вечером. Но в понедельник я провёл своё первое занятие, пришла одна девушка. Сегодня было второе - тоже пришла одна девушка, сказала, что увидела в расписании аштангу и пришла, даже несмотря на начало в 7.45 утра.
Теперь поговорим ещё раз о традиции. Занятие "Введение в аштанга йогу" подразумевает собой освоение Первой Серии асан, но не совсем в традиционном стиле. С одной стороны, это LED-класс: я считаю виньясы в Сурьянамаскарах, говорю про бандхи (замки) и дришти (направление внимания и взгляда), мы удерживаем асаны на 5 (а в некоторых асанах на 25 или 10) вдохов-выдохов. С другой стороны, я показываю, как выполнять незнакомые студентам асаны, облегчённые варианты; то есть как в LEDе, после проброса ног вперёд на одном выдохе войти в асану не всегда возможно. Но это и не формат майсор-классов, где студент сам выполняет последовательность до той асаны, которую ему дал учитель, а учитель при этом объясняет и правит в асанах. На "Введении в аштанга йогу" мы делаем все асаны Первой Серии в том или ином варианте, какой у студента освоен на данный момент.

Так как я хоть и делаю почти все асаны хотя бы пару секунд и делаю почти все пробросы, чтобы не стоять надсмотрщиком рядом, дышать шумно и глубоко, как полагается в аштанге, не получается - я всегда что-то объясняю, вставляю шуточки про боль и прочий специфический аштанговский фольклор. Полноценной практикой это назвать никак нельзя, надо самому делать последовательность от начала и до конца. Но самое интересное, что энергии и позитива после занятий даже больше, чем от собственной практики Первой Серии аштанги. У меня преподавательский опыт уже имелся, на работе, но одно дело рассказывать стажёрам полдня про оборудование, другое дело - вести занятия по йоге. Более благое дело, не правда ли?
То есть, фактически, традицию я не нарушаю. Направо и налево не кричу, что я преподаю аштангу. На занятиях я делюсь своим пониманием этой чудесной и мощной практики, стараюсь вдохновить студентов (пусть их было пока двое, но дальше, надеюсь, что станет больше) на практику аштанги, может быть, в них пробудится желание углубить свою практику и поехать к Шарату в Майсор. И понимаю, что моё преподавание - это скорее всего кратковременный, но безмерно полезный опыт. Если завтра мне напишут, что нашли преподавателя, я не расстроюсь, а буду также с удовольствием снова раскатывать коврик на другой стороне зала, как и это было на прошлой неделе. Если получится преподавать подольше... да я уже наслаждаюсь каждой секундой занятий!
В общем, хочется практики 6 дней в неделю (вот ремонт уже скоро закончится, и я начну над этим работать), хочется семинаров и мастер-классов (а 99% их проходят в Москве), хочется поехать в Майсор.... шанти, шанти, шанти-и-и.

P.S. В пост призывается

Ashtanga is built on repetition. What does repetition teach you? It teaches you to go from:
-hesitancy to certainty.
-unsteadiness to steadiness.
-fearfulness to fearlessness.
-imbalance to balance.
-disconnection to connection.
But in order for repetition to work you must repeat with enthusiasm and joy (с
)

Меня часто спрашивают, почему мой выбор пал на Аштанга-йогу. Если честно, мне сложно ответить на этот вопрос. Просто для меня это была любовь с первого взгляда. Мне нравится ее повторяемость, плавность, динамичность… Я думаю, она просто резонирует с чем-то внутри меня, с какими-то чертами моего характера, степенью эмоциональности и восприятием окружающей действительности. Кому-то повторение одной и той же последовательности поз может показаться скучным. А для меня каждая практика является особенной, раз за разом я получаю новые эмоции и ощущения. Наверное, это зависит от многих факторов – от настроения, состояния ума или, к примеру, продолжительности вдоха и выдоха, времени удержания позы и т.д. Ещё я могу сказать, что начав преподавать Аштангу, как будто влюбилась в нее заново. Ведь одно дело заниматься исключительно для себя и совсем другое – кому-то объяснять и показывать. Начинаешь обращать внимание на новые моменты, ставить новые акценты, искать новые решения… Да что там говорить, я уже писала, что йога для меня – это воплощение движения и бесконечного развития, что по прошествии многих лет она продолжает открываться мне с другой стороны, не перестает удивлять и учить меня чему-то новому. Как такое может наскучить? 🙂

Другой вопрос касается времени практики. «Почему утром?» — спрашивают меня раз за разом. Ну, для начала я рано просыпаюсь – почему бы и не позаниматься, пока ничего не мешает и есть на это время? Но реальная причина не в этом. Утро для меня всегда было особенным. Это время, когда всё вокруг просыпается, наполняется жизнью, предвкушением нового и неизведанного, когда всё пронизано какой-то особенной тишиной и покоем и в то же время бурлящей энергией и задором, когда вокруг еще нет суеты и спешки. Я пробовала заниматься и днём, и вечером. Но ощущения совсем не те. Днем мир вокруг как будто торопится, бежит куда-то, а вечером нет этого ощущения свежести, бодрости, начала чего-то. Понятно, когда занимаешься, отключаешься от всего внешнего. Но утром, когда всё вокруг просто пропитано вот этим ощущением пробуждения, свежестью, дремлющей мощью, отсутствием суеты…. – это дает потрясающие ощущение! Окружающая атмосфера как будто всеми силами способствует практике, наполняет ее… Я люблю утро, люблю начинать его с йоги, с некой, если можно так выразиться, настройки на волны этого мира.

Но если уйти от эмоциональной составляющей и рассмотреть всё с точки зрения нашей анатомии, то получается интересная картина. Теоретически выходит, что для занятий более предпочтительно утреннее время. Сразу оговорюсь, что доказательств этому не существует. Это лишь предположение. Для того, чтобы понять, откуда оно берется, необходимо сказать несколько слов о строении нашего позвоночника. Например, Дэвид Кейл пишет следующее: «Позвоночный диск представляет собой уникальную структуру; каждый диск – это компиляция двух отдельных составляющих – пульпозного ядра и фиброзного (хрящевого) кольца. Пульпозное ядро – это жидкость. Она не похожа на синовиальную жидкость и сформирована не оболочкой/мембраной. Это остаток эмбриологической структуры, которая называется хорда/спинная струна и является начальной стадией формирования позвоночника. Пульпозное ядро находится внутри фиброзного кольца. Эта жидкость создает гидростатическое давление на хрящ изнутри. <…> Чем больше жидкости находится внутри позвоночного диска, тем большее давление оказывается на него. Вы можете сделать вывод, что большее количество жидкости означает более сильный позвоночник с большим сопротивлением к движению и травмам. Итак, когда диск максимально наполнен? Утром. Почему? Ну, существует процесс под названием «дисковое впитывание», когда жидкость внутри диска абсорбируется окружающими костями (на протяжении дня), а затем поступает обратно в диск (во время отдыха, например, сна). Хрящевая ткань окружает пульпозное ядро по бокам, а сверху и снизу находится только кость. Как оказывается, позвоночник состоит из кости, имеющей губчатую структуру. Она пористая. В результате, когда позвоночник сдавливается в течение дня во время обычной ежедневной деятельности, например, ходьбы или сидения, на диски оказывается давление и жидкость медленно просачивается в кости. Когда мы ложимся спать, давление исчезает и жидкость просачивается обратно в диски. Чем больше жидкости в них находится, тем они сильнее, благодаря увеличивающемуся изнутри давлению на хрящевую ткань. Мне кажется, что утром у нас меньше шансов повредить диски, поскольку они максимально наполнены. У меня нет доказательств этому и нет исследований, показывающих, что утром получается меньше травм. Но это кажется логическим заключением» (David Keil “Functional Anatomy of Yoga. A Guide to Practitioners and Teachers”, 2014, стр. 181-182).

Примерно то же самое говорит и Мэл Робин: «Утром, когда мы просыпаемся, межпозвоночные диски максимально наполнены водой и, соответственно, обладают максимальной толщиной. Позвоночник «распирается» возросшей толщиной дисков и имеет максимальную длину. В этом случае многочисленные мышцы и связки, которые объединяют позвонки между собой, максимально натянуты. И спина утром кажется наименее гибкой. В конце дня, напротив, гибкость позвоночника кажется максимальной, когда диски обезвожены, связки и мышцы расслабляются и провисают и позвоночник оказывается ослаблен. Однако, натянутость околопозвоночных мышц и связок не являются единственным фактором, влияющим на гибкость спины. Когда диски расширяются и натягивают окружающие мышцы, они также поднимают позвонки и увеличивают расстояние между ними, таким образом, фасеточные суставы открываются, а это работает на увеличение гибкости позвоночника» (Mel Robin “A Physiological Handbook for Teachers of Yogasana”, 2002, стр. 89).

Интересно то, что по моим личным ощущениям утром спина действительно кажется значительно менее подвижной и гибкой. А у вас? 🙂 Тем не менее, решающим фактором все же, наверное, должны являться личные ощущения и предпочтения. Например, моя мама утверждает, что просто физически не может заниматься чем-то утром, что вечером ей легче и приятнее (хотя, надо сказать, я думаю, это лишь вопрос желания и привычки, к тому же к концу дня у человека может появиться масса отговорок и причин для того, чтобы отложить занятия). В общем, это выбор каждого. Хотя заключения людей, изучающих анатомию и хорошо знающих ее, кажутся мне вполне логичными.

Я уже упоминала где-то, что занимаюсь каждый день. И в связи с этим тоже часто слышу вопрос «почему?». Здесь могу ответить вопросом на вопрос: «А почему вы каждый день чистите зубы по утрам/завтракаете/пьете кофе и т.п.?». Просто так уж сложилось, что начало дня для меня – это йога. За редким исключением. «А как заставить себя заниматься? Почему у меня не получается делать это регулярно?» — спрашивают меня. Ну, для начала не надо себя заставлять. Полюбите то, что вы делаете, наслаждайтесь практикой. Старайтесь получить удовольствие от каждого движения, не важно, получается у вас или нет, просто старайтесь прочувствовать каждую клеточку своего тела. Ведь это так здорово – движение, дыхание, напряжение, расслабление!.. Вместе с телом мы получили потрясающие возможности и способности – так пользуйтесь ими, развивайте их и наслаждайтесь! Учитесь общаться со своим телом, слушать его, взаимодействовать с ним. Это так удивительно и прекрасно!

А следующее «почему» обычно, если честно, ставит меня в тупик. «Почему ты так много читаешь и смотришь про йогу? Ведь говорят, что йога – это 99% практики и 1% теории?» Да просто мне всё, что связано с йогой, страшно интересно. И чем больше я читаю, тем больше хочется. Для меня это какой-то безостановочный процесс. Кстати, если вспомнить про вторую ступень йоги, нияму, то пара ее предписаний – это изучение священный текстов и познание, развитие ума 😉

На пути йоги я сталкивалась и сталкиваюсь с еще множеством «почему?». Возможно, я еще вернусь к этой теме, но пока я затронула, наверное, самые частые из них. До новых встреч! 🙂



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок