Сценарий праздника русской березки для младших школьников. Сценарий мероприятия для начальных классов "русская березка"

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Праздник русской березки

Ход мероприятия.

Цель: расширить знания детей о русской березке, познакомиться с именами художников и поэтов, прославлявших красоту этого дерева, представить березу как символ России, как символ русских традиций, воспитывать эстетический вкус детей, чувства любви к природе, воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине.

I . Организационный момент.

Загадка: - Стоит Алена,

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан .

II.Сообщение темы и цели мероприятия.

Наш праздник посвящен русской березке. Сегодня мы услышим много признаний в любви к настоящей русской красавице, узнаем много интересного об этом дереве.

Сейчас мы отправимся в путешествие, и первой нашей остановкой будет

«Полянка знакомств»

Ученица в образе березы:

Люди добрые, здравствуйте! От меня вам поклон земной. Вас на этом празднике я приветствую всей душой. Я – береза, лиственное дерево с тонкими розовато – коричневатыми веточками, с гладкой корой, покрытой темными полосками. Свое название я получила по цвету коры. Корень «бер» означает ясный свет, светлый, белый. Прежде меня звали берзой, а теперь березой, березкой.

Береза я березонька,

Береза я белая,

Береза кудрявая.

Стою я, березонька.

Посредь долинушки,

На мне, березоньке,

Листья зеленные,

Подо мною, березонькой,

Трава шелковая.

-Белый ствол, чуть поникшие ветки.

Задушевный, задумчивый взор.

Тихо дремлют родные березы,

Украшая России простор.

Образ России немыслим без русской березки. Белоствольная, с развивающимися на ветру зелеными кудряшками. То немного задумчивая, то ясная, кипучая. Кто не

восхищался светло- изумрудной зеленью распускающихся листочков березы, изящностью ее белых стволов, увенчанных зеленой косынкой. А ее осенний золотой наряд украшает хмурый пейзаж. А какое великолепное зрелище представляет береза в зимнем серебристом уборе!

«Полянка изобразительного искусства»

Обратимся к знаменитой картине А. К. Соврасова «Грачи прилетели». В ней художник запечатлел березу и прилетевших с юга птиц. Их он сделал символом обновления жизни. И. И. Левитан увековечил пейзаж с задумчивыми русскими березами. Смотришь, и кажется: вот-вот из-за берез выйдут девушки с длинными косами и поплывут в дивном русском танце.

(танцуют девочки под русскую нар. песню «Во поле береза стояла»)

«Полянка русских традиций»

С глубокой древности березка почитается у русского народа как символ весны. И многие русские традиции связаны с березой.

По народному обычаю на русский праздник Семик береза была в центре праздника.

На Семик девушки шли в лес и тайно завивали венки на березах. Через венки целовались друг с другом, обменивались колечками, лентами, платками. И становились кумушками- подружками. А песни пели такие:

Березка, березка!

Завивайся, кудрява!

К тебе девушки пришли,

К тебе красные пришли,

Пироги принесли

Со яичницей.

Под тобой, березонька,

Не мак цветет,

Не огонь горит –

Красные девушки

В хороводе стоят,

Про тебя, березонька,

Все песни поют!

А какие умельцы живут на Русской земле. Какие замечательные вещи они делают из березы.

Об этом нам сейчас расскажут веселые скоморохи.

Скоморохи:

На таланты наша Родина щедра,

Всюду русские в почете мастера.

Сделать вещь красивую ловко –

Всегда нужна сноровка.

Вот к топору топорище -Товары у меня славные,

Коль сильна у вас ручища Занятные и забавные.

Раз махнешь одной рукой Есть прехитрые штуки Накидаешь дров горой. Позабавят от скуки.

Хочешь быстро пробежать,

Надо лыжи покупать.

Смотри, да любуйся

А долго не торгуйся

Веник венику не брат,

Этот жарит в бане,

Этот веник – вот чудак,

Пыль метет в чулане.

Подходи, смотри товар.

Что надо – отдам без заклада.

Трость купи и будешь рад,

Хоть она и не забава,

А придется вам по нраву.

А вот это – туесок!

Он не низок, не высок.

По грибы в лесок иди,

Полный туес принеси.

Девица, красавица!

Гляди сюда! Нравится?

Шкатулка просто диво,

Изящна и красива!

Драгоценности свои

Ты в шкатулочке храни!

«Поэтическая полянка»

Учитель: - А теперь я вас приглашаю на «Поэтическую полянку». Я хочу вам напомнить имя замечательного русского поэта:

В этом имени - слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Сень берез и синь – рассвет.

Что-то есть в нем и от весенней грусти,

Юности и чистоты.

Только скажут «Сергей Есенин»,

Всей России встают черты.

Вспомните стихотворение С.Есенина о березе. (чтение стихотворения)

А сейчас проведем конкурсное чтение стихотворение о березе и других поэтов.

Дети читают стихи.

П. Балацкий: М.Ероха:

Опять о них- кудрявых и белых. На полянке, на пригорке,

А что тут делать, если на Руси Под окном, среди полей

У всех дорог встречаются березы, Белокурая березка-

Хоть день, хоть вечность колеси. Символ Родины моей.

Ты до того, березонька, красива Белолицая, белоствольная,

И в жаркий полдень, и в часы росы, Как невеста, горда и нежна,

Что без тебя немыслима Россия, Словно русская песня раздольная

И я не мыслим без твоей красы. К небесам устремилась она.

В. Рождественский: О. Шестинский:

Чуть солнце пригрело откосы, Без березы не мыслю России.

И стало в лесу потеплей, Так светла по-славянски она,

Березка зеленые косы Что, быть может, в столетья иные

Развесила с тонких ветвей. От березы - вся Русь рождена.

Вся в белое платье одета, Под березами пели, женили,

В сережках, в листве кружевной, Выбирали коней на торгах,

Встречает горячее лето Дорогих матерей хоронили

Она на опушке лесной. Так, чтоб были березки в ногах.

Гроза ли над ней пронесется, Потому, знать, березы весною

Туманная ляжет ли мгла,- Человеческой жизнью живут:

Дождинки стряхнув, улыбнется То смеются зеленой листвою,

Березка- и вновь весела. То сережками слезы прольют.

Наряд ее легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,-

И столько задумчивых песен

Поется в народе о ней!

Он делит с ней радость и слезы,

И так уж она хороша,

Что кажется - в шуме березы

Есть русская наша душа.

Н. Рубцов: А. Прокофьев:

Русь моя! Люблю березку русскую,

Люблю твои березы, То светлую, то грустную.

С первых лет я с ними жил и рос, В светлом сарафанчике,

Потому и набегают слезы С платочками в карманчиках,

На глаза, отвыкшие от слез. С красными застежками.

С зелеными сережками.

Березка - лебедь белая, Люблю ее, нарядную,

Рядком с тобой стою, Родную, ненаглядную,

Тебе, моя, несмелая, То юную, кипучую,

Стихи я говорю. То грустную, плакучую.

Стоишь в лесу счастливая, Люблю березку русскую.

Веселым летним днем, Она всегда с подружками

Из- за тебя, красивая, Под ветром низко клонится

Светло в лесу кругом! И гнется, да не ломится!

«Полянка полезных информаций»

Из березы делают фанеру, лыжи, мебель, сувениры. Береста – готовая бумага, деготь – лекарство. Дегтем пропитывали кожу при выделке, чистили обувь. Из бересты плели лапти, туфли, а из берестяных лент – ковры для пола, шкатулки. Трости из этого дерева отличаются изяществом, гибкостью, прочностью.

Вот как еще используется береза. Веником березовым полезно в бане париться, настоем листьев лечат ожоги, потливость ног. Березовый уголь – карболен (в медицине- активированный уголь) – принимают при отравлении. Почки березы используют как мочегонное, желчегонное, противовоспалительное средство.

Полезен и приятен березовый сок. Его издавна употребляли как напиток, делали квас. Сок пьют при цинге, ангине, малокровии, для укрепления организма. Им умываются, моют волосы для укрепления и роста. Даже больная береза помогает нам: наросты гриба – чаги используют для лечения тяжелых заболеваний, из него делают мази и капли при заболевании вен.

«Природоохранная полянка»

Сейчас мы отправляемся в гости к леснику.

Ребята, вы, конечно, узнали меня. Сейчас я расскажу вам очень грустный рассказ, а вы внимательно послушайте и сделайте выводы.

(рассказ лесника)

Ребята, что вы скажите о поступке мальчика? (ответы детей)

Вспомним правила поведения в природе.

На слайде:

    Не ломай ветки деревьев.

    Не повреждай кору деревьев.

    Не повреждай ягодные кустарники.

    Не рви цветы.

    Не разоряй муравейники.

    Не трогай птичьи гнезда.

    Не шуми и не сори.

Исполнение песни «То березка, то рябина»

III. Итог мероприятия.

Сценарий праздника «Завивание Русской Берёзки» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: обогащение жизненного опыта дошкольников знакомством с традициями и обычаями русского народа, его музыкальной культурой, формирование музыкально-творческих проявлений у детей.
Оборудование: - Берёзка (атрибут) и дерево на территории ДОУ;
- 2-а короба с веточками (бумажные берёзовые листочки), вениками, коробка для сока, изделиями из бересты, корзинкой, платочками, ленточками.
-узелки с угощениями для Берёзы: пирожки, баранки, яйца, сушки и т.п.;
- разнос с угощением для детей (берёзовый сок)

Место проведения: музыкальный зал или открытая площадка.


В зале или на улице детей встречают 2 Девицы (Взрослые) в русских сарафанах.
Девицы: Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! (С поклоном.)(Ответ детей)
Мы собрались здесь петь, плясать
И Берёзку русскую прославлять!
1 Девица: Россия – как из песни слово, берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки, раздолье, русская душа.
2 Девица: Белолицая, белоствольная, как невеста горда и нежна,
Словно русская песня, раздольная, к небесам устремилась она.
1 Девица: К нам, сюда, скорее просим, подходи честной народ,

2 Девица: И для малых, и для взрослых, всем на радость каждый год,
Наши русские берёзки затевают хоровод!

Общий хоровод «Во поле берёзка стояла» р. н. м., автор текста неизвестен.
Текст песни:
1) Во поле берёза стояла, во поле кудрявая стояла.
Люли-люли, стояла, люли-люли, стояла.
2) Скучно ей, берёзоньке стояти, скучно одинёшенькой стояти.
Люли-люли, стояти, люли-люли, стояти.
3) Высадим мы рядом с берёзкой целую берёзову полоску.
Люли-люли, полоску, люли-люли, полоску.
4) Рядышком другую и третью, чтобы было весело смотреть ей.
Люли-люли, смотреть ей, люли-люли, смотреть ей.
5) Во поле пойдём, погуляем, но того мы места не узнаем.
Люли-люли, не узнаем, люли-люли, не узнаем.
6) Где одна берёзка стояла, роща там ветвями закачала.
Люли-люли, закачала, люли-люли, закачала.
7) До чего же стало красиво, всем берёзка скажет: «Спасибо!»
Люли-люли, «Спасибо», люли-люли, «Спасибо».

Под р.н.п. «Коробейники»
Девицы надевают короба, дети садятся на места.

1 Девица: Подходи честной народ, Коробейник продаёт
Берёзовые веточки для Катеньки и Светочки.
2 Девица: Есть веники для бани, для Миши и для Вани.
Свежие, пахучие, нежные и жгучие!
1 Девица: Есть и сок берёзовый, чтоб были щёчки розовы!
2 Девица: Берёзовая каша для Феди и для Маши.
1 Девица: Берёзовые почки берите на примочки!
2 Девица: Изделия из бересты бери, не пожалеешь ты!
1 Девица: В праздник Матушки – Берёзушки все подарки разложу.
2 Девица: А я ещё лучше разложу… (Раскладывают платочки в коробе.)
1 Девица: Платочки шёлковые – алые, голубые, лиловые!
Раздача детям платочков. Девицы-коробейники короба снимают.
Девица выводит 2-х детей – чтецов старшей группы в центр.
1 Ребёнок: На поляне, на пригорке, под окном, среди полей
Белокрылая берёзка – символ Родины моей.
2 Ребёнок: Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике, с платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.
Она всегда с подружками весною хороводится.
И гнётся, да не ломится!
2 Девица: Кто с платочками пляшет, тому скучно не бывает!

Хоровод с платочками песня «У берёзки» С. Насауленко группа №3

1 Девица: И наши ребятки хотят порадовать берёзку песней, передавайте им платочки.
Девица выводит ещё 2-х детей – чтецов в центр.
3 Ребёнок: Белая берёза –
Машина сестричка.
У берёзы белой
Тоже есть косичка.
Машенька к дерёзе
Белой подойдёт,
Ленточку берёзе
В косы заплетёт.
4 Ребёнок: Ты до того, берёзонька красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя не мыслима Россия,
И мы не мыслим без твоей красы.
Наряд её мягкий чудесен, нет деревца сердцу милей, -
А сколько задумчивых песен поётся в народе о ней.

Хоровод с платочками «Берёзка» Т. Архиповой группа №2
(Собрать платочки младшим воспитателям).
Выходят Девицы с узелками (подарки для Берёзы).

1 Девица: В старину в народе говорили о берёзе «как о дереве об четырёх делах»:
Первое дело – мир освещать (убогие избы лучиной освещала),
2 Девица: Второе дело – крик утешать (давала дёготь, чтобы колёса у телег смазывать),
1 Девица: Третье дело – больных исцелять (лечила больных своими почками, соком, фитонцидами листьев),
2 Девица: Четвёртое дело – чистоту соблюдать (банными вениками и мётлами обеспечивала крестьянскую санитарию и гигиену).
2 Девица: Пойдём, подружка, во луга, во лужочки,
Будем там гулять, венки завивать.
Р. н. п. «Ты не радуйся, дубник-ясенник» (исп. Девицы).
Текст песни:
1. Ты не радуйся, дубник-ясенник, ай, люли, люли, дубник-ясенник.
2. Не к тебе идут красны девицы, ай, люли, люли, красны девицы.
3. Не тебе несут блины мягкие, ай, люли, люли, блины мягкие.
4. А ты радуйся, белая берёзушка, ай, люли, люли, белая берёзушка.
Развязывают узелки с угощениями и с ленточками для завивания Берёзки.
1 Девица: А какой девичий праздник без берёзоньки – красавицы.
Пришли мы к тебе, берёзонька с угощеньицем – пирожками да крендельками.
Вместе : Угощайся.
2 Девица: Надо нам берёзоньку украсить, шёлковою лентой заплести.
На новый год мы ёлочку наряжаем, а на Троицын день – берёзку.
1 Девица: Завивайся, берёзка, завивайся, кудрявая,
К тебе девушки пришли, к тебе красные пришли.
Берёзку завивали, лентой украшали,
Лентой украшали, берёзку прославляли.
2 Девица: Белая берёзка, пойдём с нами гулять, пойдём песни петь, играть.
1 Девица: О берёзе много песен, много и загадок. Любите загадки? Так слушайте!
2 Девица: Стоят столбы белёные, на них шапочки зелёные.
Что это такое? (Ответ детей.)
1 Девица: На каком дереве две коры вместо одной?
Сверху кора белая да тонкая, снизу – чёрная да корявая?
(Дети отвечают.)
2 Девица: Кудревата, беловата, наклоняется у хаты.
Беленькие палочки, зелёные махалочки. Что это?
1 Девица: Что за дерево такое:
Клейкие почки,
Зелёные листочки,
С белой корой,
Стоит под горой! (Берёза)
2 Девица: В белом сарафане
Встала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.
Дети (хором): Береза!
1 Девица: В жару, и в ливни, и в морозы всему свидетель ты живой,
Родная, русская берёза, пусть будет весел праздник твой!
«Частушки».
Девицы: Наша встреча без частушки,
Как береза без макушки.
И поэтому сейчас
Частушки мы споем для вас.
Далее исполняют дети.
1. Ты, березонька кудрява,
Ты, березка стройная
Символ ты России нашей
Березка белоствольная.

2. Ой, подружка дорогая,
Завтра в садик не пойдем,
Соберемся под березкой
О кудрявенькой споем!

3. Я стояла под березкой
Шевелились веточки
Подошел ко мне мальчонка
Беленький, да в кепочке.

4. Ой, мальчишка – хулиган,
Не трогай ты березоньку,
А не то растреплем чуб
И выбросим кепчоночку.

5. Говорят все про березу
Стройная, кудрявая!
Я еще сказать хочу:
Ты чудо несказанное!

6. Улыбнулась мне березка,
Растрепались косыньки.
Шелестят на ней сережки
Утром горят росыньки.

Девицы: Мы частушки петь кончаем,
На березку поглядим.
Поглядим, да поскучаем
Еще частушек сочиним.

1 Девица: Берёзка просит, чтобы детки повеселились и поплясали вокруг неё!

Общий танец «Приглашение» или «Мы хотели танцевать» р.н.м.

Девицы стоят спиной к Берёзе, взявшись за руки.

1 Девица: Не губи, не тронь берёзы, обойдись с ней по – людски,
2 Девица: А иначе брызнут слёзы, сам зачахнешь от тоски.
1 Девица: Пусть берёза, как невеста, бережёт свою красу,
2 Девица: Ей не в печке жаркой место, место ей всегда в лесу.
1 Девица выносит угощение и ленточки для детей.
1 Девица: Примите от Берёзки угощение.

(Раздача «берёзовых» бумажных листиков (внутри с конфетами) детям.

2 Девица: И украсьте её ленточками, чтоб она стала ещё краше и милее.

(Раздача ленточек для украшения Берёзки)
Все девицы: До свиданьице!

Звучит русская народная мелодия «Ах ты, берёза».
Дети со взрослыми украшают Берёзу ленточками вблизи от своего места проведения.

Предварительная работа: приглашение на Праздник Берёзки или «подарки» для завивания Берёзы, заказать берёзовый сок.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хмелитская средняя общеобразовательная школа

Вяземского района Смоленской области

Праздник Русской Березки

(Сценарий открытого мероприятия)

Составители сценария

Учителя МБОУ Хмелитской СОШ

Карапка Е.С. и Смирнова Е.П.

Праздник открывается презентацией.

Звучит песня "От чего так в России березы шумят"

Вед. – Здравствуйте, гости дорогие! Мы очень рады, что вы к нам в гости пожаловали. Мы многое вам расскажем и покажем.

Издавна у нас на Руси отмечали разные праздники. А наш сегодняшний праздник мы посвящаем березке. Березу всегда любили и уважали на Руси.. Ее сажали, когда в семье рождалась девочка – дочка, и дерево становилось как бы двойником человека, его покровителем – оно оберегало, лечило, согревало, передавало часть своей силы, а при болезни человека могло и зачахнуть. Слайд

На полянке,

На пригорке,

Под окном, среди полей

Белокурая березка -

Символ Родины моей

Песня «У моей России»

Береза считается символом России. И неудивительно, что о ней сложено немало песен и написано множество стихов. И сегодня мы тоже будем славить и прославлять березу – березку.

1 девочка: / выходит на середину зала/

Девчонки! Идите сюда!

/девочки подходят, шепчутся/

Девочки /хором/:- Пошли!

1 мальчик:/выходит на середину зала,

смотрит девочкам вслед/

Мальчишки! А куда девчонки то

подевались?

Мальчишки /хором/:- Не знаем!

2 мальчик: - А я знаю! Они в лес пошли

Будут березку украшать да

хороводы водить.

3 мальчик: - Как это?

2 мальчик: - Да я сам никогда не видел,

только слышал.

3 мальчик: - Вот бы подсмотреть!

2 девочка /выбегает/: - Не надо

подсматривать! Вы с нами

3 девочка: - А вот и наша березка!

Принарядилась красавица!

Березка, будем тебя чествовать,

величать. Твою красоту

воспевать.

Ведущий: Сегодня вы услышите много признаний в любви к нашей русской красавице, узнаете много интересного об этом дереве.

Чтобы насладиться красотой белоствольных красавиц, отправимся в лес, пройдемся по лесным полянкам и сейчас я приглашаю вас на «Полянку знакомств» , Слайд

Отгадайте загадку Слайд

Стоит Аленка, платок зеленый
Тонкий стан, белый сарафан,

Дети (хором) Береза! Слайд

Встречам березу. Выходит ученица в наряде березы

Береза.

Здравствуйте, дети! Как я рада,
Быть в этот осенний день рядом
Спасибо, что березку не забыли,
Ей этот светлый праздник посвятили.

От меня вам поклон земной, вас на этом счастливом празднике я приветствую всей душой. Я – береза, лиственное дерево с тонкими розовато- коричневыми веточками, с гладкой корой, покрытой темными полосками. Свое название я получила по цвету коры. Корень «бер» - означает ясный свет. Светлый, белый. Прежде меня звали берзой (теперь березой, березонькой

В старину в народе говорили обо мне «как о дереве об четырёх делах»:

Первое дело – мир освещать (убогие избы лучиной освещала),
Второе дело – крик утешать (давала дёготь, чтобы колёса у телег смазывать),
Третье дело – больных исцелять (лечила больных своими почками, соком, фитонцидами листьев),
Четвёртое дело – чистоту соблюдать (банными вениками и мётлами обеспечивала крестьянскую санитарию и гигиену).

Ученик

Береза, моя березонька, березка моя белая,
Береза кудрявая, стоишь ты, березонька
Посередь долинушки, на тебе березонька,
Листья зеленые, под тобой березонька,
Трава шелковая…

Ведущий:

А сейчас я приглашаю вас на «Поэтическую полянку» , где вы услышите много поэтических стихов, посвященных нашей русской красавице. Слайд

Ученики Слайд

Белолицая, белоствольная
Как невеста, горда и нежна,
Словно русская песня раздольная
К небесам устремилась она. Слайд

На полянке, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокурая березка -
Символ Родины моей. Слайд

Опять о них – кудрявых и белых
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день, хоть вечность колеси. Слайд

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчике,
С красивыми застежками
С зелеными сережками.
Люблю ее заречную
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую… Слайд

Ты до того, березонька, красива
И в жаркий полдень, и в часы росы
Что без тебя немыслима Россия
И я немыслим без твоей красы.
Чуть пригрело солнце откосы
И стало в лесу потеплей.
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей. Слайд

Белая береза под моим окном,
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой,
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.

ГИМН БЕРЕЗЕ(Светлана Герасимова)

Если мне воспеть берёзу

Свыше дан наказ,

Я её святые слёзы

Воспою для Вас.

Я её печальный облик

В рифму облеку,

Шёпот листьев, птичий оклик.

Раны на веку...

Как светло-то на просторе.

Дивный свет струит;

На высоком косогоре.

Милая, стоит...

Подойду я и, любуясь,

Косоньки ветвей

Соберу-ка в прядь тугую...

Вей же, ветер, вей!

Нe сломить березу в бурю

Коль душа алмаз,

Даже средь осенней хмури

Радуешь ты глаз!

В зимнем сне, в мороз трескучий.

На краю села.

На обрыве-то, над кручей,

Как же ты мила!

А весною... Боже правый!

Красивее нет!

Молодых листочков нежен,

Изумруден цвет!

Ты в любое время года

Чудно хороша

И для русского народа

Ты его душа!

Ведущий:

Вот мы и добрались до «Полянки умельцев» Слайд

Здесь вам предложат изделия из березы.

На таланты наши родина щедра,
Всюду русские в почете мастера.
Сделать вещь красивую ловко -
Всегда нужна сноровка. Слайд

Эй, народ! Товары у меня славные,
Занятные и забавные,
Есть, прехитрые штуки, позабавят от скуки.
Дешево продам, насовсем отдам!
Мой товар забава – мужикам по нраву. Слайд
Вот к топору – топорище , коли сильна у вас ручища,
Раз махнешь одной рукой, накидаешь дров горой! Слайд
Хочешь быстро пробежать? Надо лыжи покупать.
Смотри не любуйся, а долг не торгуйся.
Веник венику не брат, этот жарит в бане, Слайд
Этот веник – вот чудак, пыль метет в чулане. Слайд

Взгляните, товар оцените! Дешево продам,
Что по сердцу все отдам. Чтобы печь быстрей зажечь,
Надо вам лучину иметь. Слайд
Коли ты рыбак отменный, цевки купишь непременно.
А они из березовой коры. Слайд Жалко денег? Делайте вы.
А вот это – туесок! Слайд Он не низок, не высок,
По грибы в лесок иди, полный туес принеси.
Девица, красавица! Гляди сюда! Нравится? Слайд
Шкатулка просто диво! Изящна и красива,
Драгоценности свои ты в шкатулочке храни.

Ведущий Русский народ давно оценил полезность этого дерева, все из берёзы идёт в дело.

Слайд

Березка. Человек научился использовать это дерево до того, как изобрел бумагу. Люди писали на бересте и получались берестяные грамоты - так в древности называли письма и документы.

Слайд

Березка . Из бересты мастерили туеса, лукошки для сбора грибов и ягод, из веток плетут корзины, делают мётлы, веники.

Ведущий:

А мы с вами пришли на «Полянку здоровья» Слайд

Березка В народной медицине используют почки, кору, сережки, листья березы, а сок моего дерева полезный и вкусный. Но собирать его надо осторожно, чтобы не навредить дереву. Раненое дерево быстро погибает. Слайд

Сценка «Берёзовое царство – хорошее лекарство»

Входит, хромая, пожилая женщина на костылях. Здоровается.)

Врач : Проходите. Садитесь. (Больная, скрипя и охая, садится.)

На что же жалобы, хорошая моя?

Больная: Ох, милый доктор, скрючило меня!

Слышь, как суставы щёлкают, скрипят.

Врач: Так… Поясница, ноженьки болят?

(Больная кивает.)

Врач: (Подаёт бутылочку.)

Принять лекарство « Сок берёзы» вы должны,

Две полных чайных ложки вам нужны.

(Больная пьёт… Выпрямляется.)

Врач: Что, полегчало, милая, немножко?

Как ваши поясница, ручки, ножки?

Больная: (С лёгкостью встаёт.)

Да, очень, очень полегчало!

Спасибо, доктор, я спешу!

Пока-пока! Я поскакала!

(Убегает, забыв про костыли.)

Врач: Следующий.

(Входит больная, задыхаясь, кашляя и чихая.)

Вас слушаю.

На что есть жалобы, больная?

Больная: (Сквозь кашель.)

Удушье, доктор, видно, доконает.

И кашель напрочь одолел!

Бронхит до смерти надоел!

Врач: Мне эти жалобы знакомы.

У вас и астмы все симптомы.

(Больная приходит в ужас.)

Врач: Да не рыдайте, дайте срок –

Болезни лечит из берёзы сок.

(Достаёт бутылочку с соком.)

Примите ложечку-другую.

(Больная принимает лекарство.)

Ну что? Я верно вам толкую?

Больная: Да, белый свет я увидала!

Не кашлю! Свободно задышала!

Спасибо, доктор, побегу.

Теперь и прыгать я могу!

(Убегает.)

Врач: Если что-то у кого-то

Вдруг внезапно заболит,

Наша русская берёзка

Непременно исцелит.

Береза А как можно представить себе русскую парную без моего березового веника, он и хворь всю выгоняет и силу телу придает. Слайд

Сценка «Дед, баба и русская баня»

Выходит старый сгорбленный старик и старуха с веником и шайкой.

Слайд

Дед. Домик на горе стоит,

Из трубы дымок валит.

Веник я сломал большой,

Буду парится с душой!

Не из клена, не из дуба,

А с березы возле клуба.

Наломал охапок пять,

Будет в бане чем махать.

Слайд

Старуха. Баня топится с обеда!

Парься лучше, дорогой,

Будешь вечно молодой!

Слайд

Дед уходит с веником за декорацию париться.

Ведущий. Долго дедушка пыхтел,

Выходить он не хотел!

Так прошел один часок,

Перестал валить дымок.

Смотрит бабка - перед ней

Королевич Елисей! Слайд

Из бани выходит помолодевший дед.

Старуха. Где мой дед? Скажи на милость!

Что со старым приключилось?

Дед. Ты, старуха, глаз раскрой,

Пред тобой твой дед родной!

Здесь во всем он виноват. (Показывает на веник)

Старуха подхватывает веник, исчезает в бане.

Слайд

Дед Покупайте веники!

Дед. Вы не пожалеете!

Хором. Лет на 20 сразу с ними

Вы помолодеете.

Слайд

8 ученик. А еще береза придает человеку силу и энергию. Подойдите к березе, прижмитесь к ней всем телом и почувствуете, как в вас вливаются силы этого дерева, проходит тоска, боль, улучшается настроение и на душе становится спокойно и радостно. Но оказывает она помощь не каждому. Завистливый, недоброжелательный, злобный человек не может на нее рассчитывать. Не даст она ему своего тепла и силы. Людей же добрых одаривает сверх нормы. Слайд

1 ученик. На Руси существует праздник - Троица. Празднуют его в июне. Люди прощаются с весной и встречают лето. Главным персонажем праздника является березка.

2 ученик. К празднику заготавливалась троицкая зелень - срубленные молодые березки, ветки березы, клена, дуба, липы, рябины, орешника, а также травы и цветы; затем из нее плели венки, носили их голове, украшали зеленью дома снаружи и внутри, затыкали во все хозяйственные постройки, ворота, колодцы.

3 ученик. Молодежь с венками на голове водила хороводы, играла в горелки давайте и мы поводим хороводы

Дети поют песню "Во поле береза стояла" и водят хоровод.

Своей красотой неброской
Во всех краях, во все года
Родные русские березы,
Сердца пленяют навсегда.
Красивы при любой погоде
А пуще – в солнечные дни,
В своем зеленом хороводе
Они лебедушкам сродни.
Белы, стройны и горделивы,
Без них, и мир не так чудесен
И не слагается мотив
Народ создал немало песен
Березкам русским посвятив.

Слайд

А теперь мы побываем еще на одной полянке «Песенной».

Песня «Березки России»»

Про нашу русскую красавицу народ сложил немало частушек

Дети исполняют частушки

Наша встреча без частушки,

Как береза без макушки.

И поэтому сейчас

Частушки мы споем для вас.

Ты, березонька кудрява,

Ты, березка стройная

Символ ты России нашей

Березка белоствольная.

Ой, подружка дорогая,

Завтра в школу не пойдем,

Соберемся под березкой

О кудрявенькой споем!

Я стояла под березкой

Шевелились веточки

Подошел ко мне мальчонка

Беленький, да в кепочке.

Я надену сарафан.
Заплету косички,
Будем рядом мы с берёзой
Девочки – сестрички!

Ой,мальчишка – хулиган,

Не трогай ты березоньку,

А не то растреплем чуб

И выбросим кепчоночку.

Говорят все про березу

Стройная, кудрявая!

Я еще сказать хочу:

Ты чудо несказанное!

Улыбнулась мне березка,

Растрепались косыньки.

Шелестят на ней сережки

Утром горят росыньки.

Я надену сарафан.
Заплету косички,
Будем рядом мы с берёзой
Девочки – сестрички!

Мне милы твои серёжки
И нарядный сарафан.
Побегу я по дорожке
Обниму твой тонкий стан.

Зелена ты и красива,
Милая берёзонька,
Я люблю тебя, родная,
За чистые слёзоньки.

Ветерок к тебе спешит,
Сарафанчик твой шуршит.
Кудри развеваются,
Девчушки развлекаются.

Летом я к тебе приду
И в тенёчке посижу.
Ты прохладой освежишь.
И в жару ты охладишь.

И зимою ты красива,
Белоснежна. Горделива.
Все любуются тобой,
Глядя на наряд чудесный твой!

Ну, а коль весна пришла –
Ты стоишь вся зелена.
Твой наряд такой красивый.
Он любому сердцу милый!

Мы частушки петь кончаем,

На березку поглядим.

Поглядим, да поскучаем

Еще частушек сочиним.

Слайд

А теперь мы отправляемся на Поляну Памяти

Слайд

Ведщий Удивительна судьба русской березки. В мирное время – она радость, подруга, советчица, а в войну – она воин. В грозные годы войны береза была символом непобедимой России.

Слайд

Я помню ранило березу осколком бомбы на заре,
Студеный сок бежал, как слезы по изувеченной коре
За лесом пушки грохотали, клубился дым пороховой,
Но мы столицу отстояли, спасли березу под Москвой.
И рано – раненько весною береза белая опять
Оделась новою листвою и стала землю украшать,
И с той поры на все угрозы мы неизменно говорим,
Родную русскую березу в обиду больше не дадим.

Слайд

Фонограмма "В лесу прифронтовом".

2 ученик. Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны, лучших свидетелей не найти.

3 ученик. В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березку, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве.

Слайд

4 ученик. За селом, вдали, на перекрестке

Полевых, едва заметных троп,

Я узнал солдатские березки,

У которых рыл себе окоп.

И невольно вспомнил, как стонали

Ветки от их взрывов и огня...

Возле тех березок подобрали

Чуть живым товарищи меня.

С той поры с любовью о березках

Говорили часто мне бойцы:

"Ты бы злую боль не пересилил,

Ты бы тяжких ран не перенес,

Если б мы тебя не напоили

Светлыми слезинками берез".

Для меня березка – часть России.
Есть она, и будет, и была...
Вот березку росы оросили,
И стоит она белым-бела.
Сколько раз осколки били в каску,
Но живым я вышел из огня:
Верил я не в присказку, не в сказку,
А в березку, ждущую меня.
Ты, березка, искренне поведай
Эту быль подснежника весны,
Как ждала меня, ждала меня с победой
Сорок с лишним месяцев войны! ...
Снова у родного перекрестка
Я стою, взволнованный, с утра –
Вот она, заветная, березка,
Теплый образ света и добра!

Ведущий:Пройдя по березовым рощам, мы добрались до «Природоохранной полянки». Слайд

Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, – ведь оно живое! Много бы жалоб поступило от березы, если бы они могли говорить. Особенно весной плачут они горькими слезами. Чтобы напиться сока, люди по-варварски разрубают топором, губят тем самым белую кору.

Здесь нас встречает лесник Иван Степанович, который поведет нам свой грустный рассказ.

Стоял летний солнечный день. Дул легкий ветерок, он качал высокие травы и волновал речную гладь, шелестел в ветвях одинокой березы. Зимой березку обдували холодные ветры, засыпали тяжелые снега. Осенью дожди сбивали желтую листву, и только летом она отдыхала. Сочные травы нежно касались ее ствола, птицы вили гнезда в мягкой листве. Береза перешептывалась с соснами и елями.

Чтец.

В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору березы –
И капли сока, точно слёзы,
Текли прозрачною струёй.
Пастух кору надрезал у березы,
Склоняясь, тянет сладковатый сок.
За каплей капля падает в песок
Березы кровь прозрачная, как слёзы.

Ведущий: Давайте вспомним правила поведения в природе.

    Не ломайте ветки деревьев.

    Не повреждай кожу деревьев.

    Не повреждай ягодные кустарники.

    Не рви цветы.

    Не разоряй муравейники.

    Не трогай птичьи гнёзда.

    Не шуми и не сори.

Белая береза, милая сестра

Ты расти не бойся злого топора

Белая береза – птицы по ветвям,

Я тебя в обиду никому не дам,

Белая береза. Дует ветерок

Он к тебе заглянет в синий вечерок

Белая береза он к тебе с высот

Из-за синя моря песню принесет

Белая береза – мой поклон тебе

Ты в судьбе России и в моей судьбе

Белая березка – русская земля,

И печаль. И радость. И любовь моя

Да, человек беспощадно уничтожает леса,. И стоит задуматься над тем, как нам сберечь красоту наших лесов.

Слайд

«Прощальная полянка» Вот мы на последней полянке. Красавицей русских лесов называют люди березку. Стройная, с длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекает внимание во все времена.

Давайте на прощание украсим березу листочками. (Дети подбирают имена прилагательные к слову береза): светлая, белоствольная, грустная, чудная, снежная, любимая, родная и т.д.

Звучит мелодия, и дети прикрепляют свои листочки.

И где бы не росла русская березка, везде она людям радость,

Везде она людям свет! Стоит она, красавица русского леса.

И будет стоять вечно!
И не найти ее красивей, на радость нам она цветет,
В ней образ матери – России неувядаемый живет!

Такой праздник я готовила впервые. Изучив большое количество сценариев в интернете,предлагаю свой сценарий мероприятия, полученный в результате их обработки. Праздник разделен на несколько частей:

1 - Береза - символ России

2 - Красота березы в поэзии и картинах русских художников

3 - Полезные свойства березы

4 - Православный праздник Троица (традиции и обряды)

5 - Солдатские березки

Каждую часть репетировала с ребятами отдельно, только на празднике они увидели выступления друг друга. А вот песни и танцы готовили все вместе, так веселее.

На праздник мы пригласили ребят второго класса. Они были не просто зрителями, но и участниками: пели песни, водили хороводы, подготовили танец с ложками. Праздник получился интересным и познавательным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Букова М.В.

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №72

Калининского района

Санкт-Петербурга

Сценарная разработка

Праздника русской березки

Праздник открывается презентацией. Звучит песня "От чего так в России березы шумят" на экране сменяют друг друга фотографии берез в разные времена года.

Ведущий. - Красавицей русских лесов называют люди березку. Стройная, с тонкими, длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Ее знают все - это символ и гордость русского народа. Россия и береза. Эти два слова слиты воедино.

1- ученик. На полянке,

На пригорке,

Под окном, среди полей

Белокурая березка -

Символ Родины моей

2 ученик. Березы русские, родные!

О вас и пишут и поют,

Разливы ваши снеговые

И мне покоя не дают.

3 ученик. Пускай зовут в дорогу дали,

Но где бы жить не довелось,

Я не могу себе представить

Мою Россию без берез.

4 ученик. Ты до того, березонька, красива

И в жаркий полдень,

И в часы росы,

Что без тебя не мыслима Россия.

И я не мыслим без твоей красы.

5 ученик. Белолицая, белоствольная,

Как невеста, горда и нежна,

Словно русская песня раздольная

К небесам устремилась она.

Исполняют песню "Березы" муз. Синельниковой сл. Сухова.

Ведущий. Прекрасна русская береза и в чистом поле, и на светлой лесной полянке. Нет дерева в России, которому так повезло бы и в музыке, и в живописи, и в литературе. Многие поэты посвятили свои стихи березке.

1 ученик.

Белая береза

С. Есенин

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

2 ученик. А вот еще несколько строк из другого стихотворения С. Есенина.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

3 ученик.

Люблю березку русскую

А. Прокофьев

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То яркую, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится,

И гнется, но не ломится.

Дети исполняют песню "Талисманы" муз. В. Плешака сл. В. Сергеевой.

Когда дети читают стихи и поют песню на экране появляются репродукции картин известных художников:

И.И. Шишкин "Березовая роща", А. Куинджи "Березовая роща",

И. Левитан "Березовая роща", "Золотая осень", "Март"

А. Саврасов "Грачи прилетели", И. Грабарь "Февральская лазурь".

III.

1 ученик. Русский народ давно оценил полезность этого дерева, все из березы идет в дело.

2 ученик. Человек научился использовать это дерево до того, как изобрел бумагу. Люди писали на бересте и получались берестяные грамоты - так в древности называли письма и документы.

3 ученик . Из бересты мастерили туеса, лукошки для сбора грибов и ягод, из веток плетут корзины, делают мётлы, веники.

4 ученик . В народной медицине используют почки, кору, сережки, листья березы, а сок этого дерева полезный и вкусный. Но собирать его надо осторожно, чтобы не навредить дереву. Раненое дерево быстро погибает.

5 ученик . Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, скипидар, древесный спирт, уксус.

6ученик. Березовые дрова - лучшее топливо в русских печах, тепла дают много, горят быстро и жарко.

7 ученик. А как можно представить себе русскую парную без березового веника, он и хворь всю выгоняет и силу телу придает.

Выходит старый сгорбленный старик и старуха с веником и шайкой.

Дед. Домик на горе стоит,

Из трубы дымок валит.

Веник я сломал большой,

Буду парится с душой!

Не из клена, не из дуба,

А с березы возле клуба.

Наломал охапок пять,

Будет в бане чем махать.

Старуха. Баня топится с обеда!

Парься лучше, дорогой,

Будешь вечно молодой!

Дед уходит с веником за декорацию париться.

Ведущий. Долго дедушка пыхтел,

Выходить он не хотел!

Так прошел один часок,

Перестал валить дымок.

Смотрит бабка - перед ней

Королевич Елисей!

Из бани выходит помолодевший дед.

Старуха. Где мой дед? Скажи на милость!

Что со старым приключилось?

Дед. Ты, старуха, глаз раскрой,

Пред тобой твой дед родной!

Здесь во всем он виноват . (Показывает на веник)

Старуха подхватывает веник, исчезает в бане.

Ведущий. Покупайте веники!

Дед. Вы не пожалеете!

Хором. Лет на 20 сразу с ними

Вы помолодеете.

8 ученик. А еще береза придает человеку силу и энергию. Подойдите к березе, прижмитесь к ней всем телом и почувствуете, как в вас вливаются силы этого дерева, проходит тоска, боль, улучшается настроение и на душе становится спокойно и радостно. Но оказывает она помощь не каждому. Завистливый, недоброжелательный, злобный человек не может на нее рассчитывать. Не даст она ему своего тепла и силы. Людей же добрых одаривает сверх нормы.

Ребята исполняют танец с ложками.

1 ученик. На Руси существует праздник - Троица. Празднуют его в июне. Люди прощаются с весной и встречают лето. Главным персонажем праздника является березка.

2 ученик. К празднику заготавливалась троицкая зелень - срубленные молодые березки, ветки березы, клена, дуба, липы, рябины, орешника, а также травы и цветы; затем из нее плели венки, носили их голове, украшали зеленью дома снаружи и внутри, затыкали во все хозяйственные постройки, ворота, колодцы.

3 ученик. Молодежь с венками на голове водила хороводы, играла в горелки.

Дети поют песню "Во поле береза стояла" под аккомпанемент баяна и водят хоровод.

Девочки садятся "вокруг озера" и рассказывают.

4 ученица . Ближе к вечеру девушки гадали у реки, бросая венки в воду.

Если венок поплывет - счастье, утонет - несчастье.

5 ученица. Если венок завертится на одном месте - расстройство свадьбы, семейные ссоры.

6 ученица. А если остановится на одном месте - год не быть замужем.

7 ученица. В какую сторону вода понесет венок, в ту сторону и замуж идти.

8 ученица . Чей венок принесет к берегу первым, та из гадающих первая выйдет замуж.

Дети исполняют веселый танец под песню И. Купалы "Брови".

Фонограмма "В лесу прифронтовом".

1 ученик. Стоит она возле ограды

Одна на погосте.

Осколки фашистских снарядов

Оставили след на бересте.

Стрелял чужеземец,

Но чудом она уцелела.

Стоит она, словно дивчина,

На месте расстрела.

2 ученик. Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны, лучших свидетелей не найти.

3 ученик. В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березку, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве.

4 ученик. За селом, вдали, на перекрестке

Полевых, едва заметных троп,

Я узнал солдатские березки,

У которых рыл себе окоп.

И невольно вспомнил, как стонали

Ветки от их взрывов и огня...

Возле тех березок подобрали

Чуть живым товарищи меня.

С той поры с любовью о березках

Говорили часто мне бойцы:

"Ты бы злую боль не пересилил,

Ты бы тяжких ран не перенес,

Если б мы тебя не напоили

Светлыми слезинками берез".

Дети исполняют песню "Березовый сок"

муз. В. Баснера сл. М. Матусовского

1 ученик . Мы с вами родились в России,
В стране, где жара и мороз,

Где небо то хмуро, то сине,
В стране тонкоствольных берез.

2 ученик . Береза - символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!

3 ученик.

Опять о них, кудрявых и белесых...

А что тут делать, если на Руси

У всех дорог встречаются березы,

Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.

4 ученик.

«Россия», - шепчут мне березки,

«Россия», - шепчут камыши,

«Россия», - ключ журчит в ложбинке,

И я им тихо вторю: Русь!

Мне не трудны твои нагрузки;

Я в поле рос, я чубом рус.

И я люблю тебя по-русски,

Моя березовая Русь!

5 ученик.

Белая береза, мой поклон тебе,

Ты – в судьбе России и в соей судьбе.

Белая береза – русская земля,

И печаль, и радость, и любовь моя.

Праздник заканчивается презентацией. Звучит песня "Русские березы"

Муз. Е Ширяева. сл. Д. Нигматулина.


Надежда Николаева

Цель : познакомить детей с весенне-летним праздником «Троица» и его символом берёзой.

Образовательные задачи :

познакомить с обрядами и обычаями, связанными с этим праздником ;

формировать реалистические представления о природе;

расширить знания и представления детей о берёзе.

Развивающие задачи :

развивать умение узнавать по описанию (загадке) ;

способствовать всестороннему развитию творческих способностей детей средствами русского фольклора .

Воспитательные задачи :

воспитывать любовь к устному народному творчеству, русским народным песням , хороводам, подвижным играм;

воспитывать любовь к природе, родному краю.

Оборудование : диски с записями музыкальных произведений, ленты, платочки.

Предварительная работа : разучивание песен, хороводов, подвижных игр.

Работа с родителями : рассказать о русском празднике «Троица» и его обрядах, помочь сшить русский сарафан .

Предполагаемые результаты : систематизация знаний о празднике , обрядах и обычаях.

Логика проведения развлечения .

Праздник проводится на полянке с берёзкой на территории детского сада.

Звучит фонограмма русской народной песни «Во поле берёзка стояла» , воспитатель с детьми, держащими в руках разноцветные ленточки, подходят к берёзе, встают в круг.

Ведущий : Здравствуйте, ребята. Сегодня мы пришли в гости к берёзе. Именно берёзу считают символом нашей страны. На Руси всегда любили белоствольную красавицу. Её называли деревом счастья, считали символом девичьей нежности и красоты. Именно на берёзе весной появляются первые листочки.

Берёзка пригласила нас на праздник , который с давних времён встречали на Руси. В старину, когда на полях заканчивалась посевная работа, наступало время весёлого русского праздника – Зелёных святок или Троицы. Это был любимый народный праздник , посвящённый Богине Весны, которая победила злых зимних демонов. В этот день берёза была в особенном почёте.

На Троицу гибкими пахучими ветками берёз украшали дома. В лесу берёзу украшали летами и цветами. Вокруг дерева устраивали хороводы, игры.

1 ребёнок : Берёзка белый

Сарафан надела,

Кудри завила,

Косы заплела.

До чего же хороша,

Словно девица-душа!

2 ребёнок : Белоствольная берёза –

Символ Родины моей.

Нету деревца другого

Сердцу русскому милей . (И. Агеева)

3 ребёнок : Разбежались по лужайке

Беззаботной, лёгкой стайкой,

Словно девочки-подростки,

Белоствольные берёзки.

За руки взялись, и вот –

Закружился хоровод!

Ведущий : Давайте, ребята, и мы поводим вокруг берёзки хоровод. (Звучит музыка)

Мы вокруг берёзки

Встанем в хоровод,

Радостно и звонко

Каждый запоёт

Ай да берёзка,

Белый ствол.

Зеленей, зеленей

Ты листвой.

Яркие платочки

В руки мы возьмём.

У берёзки стройной

Песни заведём.

Ай да берёзка,

Белый ствол.

Зеленей, зеленей

Ты листвой.

Ведущий : Ребята, давайте по старинному обычаю украсим берёзку, «заплетём ей косы» . (Ведущий достаёт корзину с лентами, полосками и вместе с детьми украшает дерево.)

Вот какая красивая берёзка у нас стала! Немало стихов, песен и загадок сложено про деревья. Есть такая загадка : «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья : от тьмы – свет, разбитому – связь, больному – здоровье и людям некопаный колодец». Что это? (Это берёза.)

Правильно, ребята, дерево это, конечно, берёза.

В старину в деревнях тёмными долгими вечерами при свете берёзовой лучины женщины занимались рукоделием : пряли, ткали, шили и вышивали. Разбитые вещи крестьяне связывали гибкой и прочной берестой . Из берёзовых почек и бересты готовили лекарства , а берёзовыми веничками парились в банях – хворь выгоняли. Некопаный колодец – это сладкий и целебный берёзовый сок, которым весной дерево угощает и людей, и лесных обитателей.

Ребята, кто знает стихотворение о берёзе?

1 ребёнок : Люблю берёзку русскую ,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую. (А. Прокофьев)

2 ребёнок : Белая берёза –

Машина сестричка.

У берёзы белой

Тоже есть косичка.

Машенька к дерёзе

Белой подойдёт,

Ленточку берёзе

В косы заплетёт.

3 ребёнок : Берёзы белоногие,

Колготки со штрихами,

Кудрявые, высокие

Серёжки с янтарями.

Сверкают, как монетками

Лощёными листочками,

И машут они ветками,

Как девушки платочками.

Их освещает вечером

Закат от солнца розовый,

Поёт им ветер песенки

Об их красе берёзовой. (Ф. Соколова)

4 ребёнок : Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Берёзка зелёные косы

Развесила с тонких ветвей .

Вся в белое платье одета,

В серёжках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Наряд её лёгкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И столько задумчивых песен

Поётся в народе о ней. (Вс. Рождественский)

Дети поют песню «Во поле берёза стояла» .

Раздаётся стук.

Ведущий : Ой, дятел, наверное, стучит, лакомится живительной влагой берёзки!

Появляется старичок-лесовичок :

Нет, это я, старичок-лесовичок. (Подходит к берёзке, разглядывает.) Какая берёзка нарядная у вас! Молодцы, ребята! Давно на поляне я не видел хороводов. Скучно мне в лесу живётся. Раньше ведь в лесу русалки собирались. Тихими лунными вечерами выходили они из-под озёрных коряг и прятались в деревьях. А с восходом солнца они пели песни, водили хороводы, качались на ветках берёз, заманивали в лес голосом своим и красотой добрых молодцев.

У вас, ребята, так интересно и весело, что мне захотелось с вами поиграть. Знаете, какая игра была самой любимой на Зелёные Святки?

Правильно, горелки. Давайте поиграем.

Участники игры строятся в две колонны парами. Водящий становится на несколько шагов впереди первой пары, спиной к играющим. Все хором произносят :

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги.

После последних слов дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны : один – слева, другой – справа, стараются соединиться, добежав до условленного места. (На расстоянии 20 шагов обозначают место флажками или веточками берёзы.) На этом месте «горящий» не может их ловить. Здесь опять становятся попарно.

Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удаётся это сделать, одного участника игры он берёт за руку и встаёт с ним в пару.

Старичок-лесовичок : Ой, утомился я с вами!

Ведущий : Сядь, дедушка, отдохни. Ребята, кто знает, какую пользу приносит людям берёза? (Берёза – щедрое и доброе дерево! С давних времён из бересты плели лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные рожки , на которых играли пастухи, уводя стадо коров с пастбища в деревню. Из внутренней части коры берёзы – лыка – плели лапти, корзины. Когда люди ещё не умели делать бумагу, на бересте писали . Берёза и в наши дни приносит пользу. Из её древесины изготавливают мебель. Берёзовые почки обладают целебными свойствами, их используют для приготовления лекарств.)

Молодцы, ребята. На Зелёные Святки девушки плели из берёзы зелёные венки. Давайте поиграем в русскую народную игру «Веночек» .

Дети – «цветы» встают в шеренгу с одной стороны площадки. Водящий находится на другой стороне на расстоянии 8-10 метров от детей, подходя к ним, он произносит :

Я иду сорвать цветок

Из цветов сплести венок.

Дети-«цветы» отвечают :

Не хотим, чтоб нас сорвали,

И венки из нас сплетали.

Мы хотим в лесу остаться,

Будут нами любоваться.

Произнося последние слова, дети бегут на другой конец площадки, а водящий старается их осалить. Пойманный становится водящим.

Ведущий : Русская берёза красива в любое время года!



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Очистить обувь от соли и реагентов Как очистить ботинки от соли Очистить обувь от соли и реагентов Как очистить ботинки от соли Окисление и потемнение серебра Окисление и потемнение серебра Вязание топа крючком для начинающих из меланжевой пряжи Схемы вязания спицами из меланжевой пряжи Вязание топа крючком для начинающих из меланжевой пряжи Схемы вязания спицами из меланжевой пряжи