С праздником! Никола зимний - народные традиции. Никола зимний - никола зимний -сценарий занятие-беседа для детей старшей и подготовительной групп - сценарий Входит Емеля и Козлик

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Воспитатель

Ермохина Любовь Владимировна

Санаторная школа – интернат

Г. Вязники

Дорогие гости! Речь сегодня пойдёт о русской старине, о том, как жили наши прабабушки и прадедушки. Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся наполнена добром, миром, теплом домашнего очага, а это очень важно сегодня, в наши тревожные дни.

Мы приглашаем вас на посиделки «Никола зимний».

В горнице за работой хозяин и хозяйка.

Хозяйка:

Ну, вот и пришёл Никола со снегами сыпучими да морозами трескучими.

Хозяин:

Да, Никола на реках мосты мостит, деревья в лесах и оврагах трещать заставляет.… Ну-ка, посмотри, Акулина, никак красны девицы к нам идут?

Хозяйка:

Ну, конечно, Митрофан, рукодельницы помочь нам спешат.

Девушки (кричат):

Тётушка Акулина! Акулина Семёновна!

1 девушка:

Тётушка Акулина! Пустишь нас в свою избу?

Хозяин:

Просим в избу. Красному гостю – красное место!

Хозяйка:

Милости просим!

Хозяин:

За хлебом и солью всякая шутка хороша…

Хозяйка:

Где потешней, там и веселее…

2 девушка:

Что ты, хозяюшка, нам прясть дашь?

Хозяйка:

Старым старушкам – шерсти клочок, а красным молодушкам – белый ленок. Ну, проходите к огню, усаживайтесь, да за работу принимайтесь. Поди, работы-то и матери всем надавали с собой немало!?

(Девушки садятся, берут пяльцы).

3 девушка:

Вышиваю светел месяц со лунами, со чистыми звёздами

4 девушка:

А я вышиваю красно солнце со слугами,

Красно солнце со лучами, с тёплыми облаками.

5 девушка:

Вышиваю чисто поле со кустами, со рыскучими зверями.

1 девушка:

Я вышиваю сине море со волнами, сине море со волнами, со белыми кораблями, середину украшаю светло-синими цветами.

(Раздаётся стук в дверь. Входят юноши.)

1 юноша:

Дома ли хозяева?

2 юноша:

Можно ли войти?

Хозяин:

Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте! У нас для каждого есть местечко и доброе словечко!

3 юноша:

Добрый вечер!

4 юноша: - Здравствуйте!

5 юноша:

Каков мороз!

1 юноша:

Мы на огонёк!

2 юноша:

Веселья всем да радости!

Хозяйка:

Уж давно вас поджидаем,

Без вас речей не начинаем.

(рассаживает юношей)

Входят 2 сударушки.

Сударушка:

Можно ли к вам, хозяева?

Хозяин:

Рады видеть вас у печки.

Без неё и дом пустой,

В ней и жарить, в ней и парить,

И зимой с ней как весной.

Даниловна:

Смех – потешки услыхали –

Сразу к вам мы побежали.

Гавриловна:

Где потешки поют –

Там и весело живут!

Правда, Даниловна?

Даниловна:

Правда, Гавриловна!

Гавриловна:

Ой, да молодцы, ребятушки,

Пора и зимушку потешить!

Даниловна:

После Николиного дня зимушку нахваливают, чтоб денёк был ясный да морозный; чтобы снега пушистого зимушка не жалела, чтобы кутала-берегла землицу-матушку к будущему урожаю.

Заклички.

  1. Зимушка-зима,

На кусок пирога,

Чтоб ты к нам пришла,

Все дороги замела.

  1. Зима-зимушка, зима!

Приходи скорей сюда!

  1. Ждём твоих метелей!

Ждём твоих морозов!

  1. Ждём твоих снежинок –

Беленьких пушинок!

  1. Будем мы в снежки играть,

Будем горки заливать!

  1. А ещё хотим кататься

На коньках и на салазках.

Гавриловна:

А сейчас споёмте-ка, ребятушки, песню русскую!

Даниловна:

Красны девицы, делу – время, но и потехе – час! Вставайте-ка, милые, в наш кружок!

Русская народная песня

«Ой, зимушка – зима».

  1. Ой, ты,зимушка-зима,

Ты холодная пришла.

Ой, люли, ой, люли,

Ты холодная пришла.

  1. Ты холодная пришла.

Все дорожки замела.

Ой, люли, ой, люли,

Все дорожки замела.

  1. Негде молодцу пройти,

Своего коня вести.

Ой, люли, ой, люли,

Своего коня вести.

  1. Я дорожку размету,

Сама к молодцу пройду.

Ой, люли, ой, люли,

Сама к молодцу пройду.

5. Ой, ты,зимушка-зима,

Ты холодная пришла.

Ой, люли, ой, люли,

Ты холодная пришла.

Гавриловна:

Спасибо вам, ребятушки! Хорошо, славно вы поёте.

Все рассаживаются по местам.

1 девушка:

Играть, петь – не устать, не ушло бы дело!

2 девушка:

Ай, нет, весело поётся - весело прядётся!

3 девушка:

С шуткой и смехом делать дело с успехом!

3 юноша:

А мы, красавицы, тоже много знаем пословиц и поговорок. Подарим их славной хозяюшке.. Пусть положит их в свою корзинку-копилку.

Пословицы и поговорки.

  1. Долог день до вечера, коли делать нечего.
  2. Поспешишь – людей насмешишь.
  3. Труд человека кормит, а лень – портит.
  4. Умелые руки не знают скуки.
  5. Была бы охота, будет ладиться и работа.
  6. Землю красит солнце, а человека труд.
  7. Кончил дело – гуляй смело.

Хозяйка:

Ах, спасибо, вам молодцы, за пословицы мудрые.

Хозяин:

Смотрите, удальцы, это красна девица Параша. Только моя, а не ваша! Хотел на ней жениться да вспомнил: всем хороша Параша, да вот беда, - часто щёки натирает, то-то на селе кирпича не хватает. Ну и раздумал.

Русская народная песня

«Лапцы».

1. Во селе то было в Ольховке,

Во селе то было в Ольховке,

2. Там жил-был парень Андриашка,

Там жил-был парень Андриашка,

Лапцы, да лапцы, да лапцы мои,

Лапцы, да лапцы, да лапцы мои.

3. Полюбил Андриашка Парашку,

Полюбил Андриашка Парашку,

Лапцы, да лапцы, да лапцы мои,

Лапцы, да лапцы, да лапцы мои.

Не велел ему тятька жениться,

Лапцы, да лапцы, да лапцы мои,

Лапцы, да лапцы, да лапцы мои.

  1. Тут заплакал парень Андриашка,

А за ним заревела Парашка…

Лапцы, да лапцы, да лапцы мои,

Лапцы, да лапцы, да лапцы мои.

  1. Эх, лапцы мои, лапцы липовые,

Вы не бойтесь-ка, ребятки,

Тятька новые сплетёт.

Эх, ну! Да тьфу!

Хозяйка:

Ай, да ребятушки, ай, да молодцы! Порадовали нас этой песней.

Даниловна:

Сядем рядышком на лавке,

Вместе с вами посидим.

Гавриловна:

Загадаем вам загадки,

Кто смышлёный – поглядим.

Загадки.

  1. На дворе горой,

А в избе водой. (Снег)

2. В огне не горит,

И в воде не тонет. (Лёд)

3. Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Метель)

4.Дом тот с горницей, сенями.

Он в деревне, знаем с вами. (Изба)

  1. В избе – изба, на избе – труба.

Зашумело в избе, загудело в трубе.

Видит пламя народ, а тушить не идёт. (Печь)

  1. Кто уходит, кто приходит,

Все её за ручку водят. (Дверь)

7. В воздухе летают,

На ладошке тают,

Легче, чем пушинки,

Звёздочки - ………. (снежинки).

8. Кто деревья белит белым,

И на окнах пишет мелом? (Мороз)

9. Всё лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры –

Помчались с горы. (Санки)

10. Две новые, кленовые

Подошвы двухметровые.

На них поставил две ноги

И по большим снегам беги. (Лыжи)

11. С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки,

Белые ……….. (снежинки).

Юноша:

Четверг, пятницу, субботу

Мы не ходим на работу.

Девушка:

Заняты частушками,

Песней с топотушками.

Хозяйка:

Кто частушки петь умеет

Выходите поскорей!

Частушки.

Вязниковская земля

Славится опушками,

А ещё она всегда

Славится частушками.

Сколько раз я зарекалась

Под гармошку песни петь.

Как гармошка заиграет,

Разве сердцу утерпеть?

Гармониста Петю я

Давно заприметила.

Играет он старательно,

Моргает завлекательно.

Гармонист до самой зорьки

Нам играть ручается.

Дайте новую гармонь,

Эта вся кончается.

И слагаются частушки

По любому поводу.

Пойте, милые подружки,

Наша жизнь певучая.

Подбирали мы частушки,

Долго-долго топали:

Изорвали все галоши,

Чтобы вы похлопали.

Гавриловна:

Лето для старания,

А зима для гуляния!

Даниловна:

Раз – два! Раз – два!

Ждёт вас русская игра!

Игра «Колечко, колечко»

1 водящий, 1 угадывающий.

Вот по кругу я иду,

Всем колечко я кладу.

Руки крепче зажимайте,

Да следите, не зевайте!

Если 2 водящий угадывает, у кого колечко, то он садится на его место.

Если нет, то все дружно произносят:

Раз, два, три,

Колечко, беги!

Тот, кто угадывал бросается вдогонку. Все кричат:

Колечко, колечко,

Катись на крылечко,

Через поле, через луг,

Возвращайся, сделав круг!

Ведущий садится на лавку, а неправильно угадавший становится ведущим.

Гавриловна:

Кто со мной пойдёт –

В интересную игру попадёт!

А в какую нее скажу,

Как соберётесь покажу!

Игра «Баба Яга»

Дети встают в круг. По считалке выбирается водящий – Баба Яга. Баба Яга становится в центр круга. В руках у неё помело. Дети прыгают вокруг Бабы Яги и дразнят её:

Бабка Ёжка,

Костяная ножка,

С печки упала,

Ножку сломала.

А потом и говорит:

«У меня живот болит».

Пошла она на улицу,

Раздавила курицу.

Пошла на базар –

Раздавила самовар.

Пошла на лужайку –

Раздавила зайку.

Баба Яга помелом (веткой) старается дотронуться до детей – заколдовать – как коснётся ребёнка, тот застывает в любой позе.

Самый последний становится Бабой Ягой.

Выступление гостей праздника – ребят из детского сада «Белочка».

Чаепитие.


- сценарий беседа для детей старшей и подготовительной групп

В зал входят дети, родители. Они рассаживаются на заранее приготовленные стулья. Часть зала отгорожена занавесом. За ним

— интерьер крестьянской избы. Входит ведущая

— воспитатель группы. Звучит фонограмма колокольного звона.

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Россия-мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла,

То многое бы рассказала.

Какие замечательные слова! Вот и мы с вами сейчас поговорим о том, как жили люди в старину, чем занимались. День становится все короче и короче, и вот, наконец, «сама идет волшебница-зима». Первые, самые сильные морозы бывают на зимнего Николу

— 19 декабря. Недаром говорили в старину: «Никола на реках мосты мостит, деревья в лесах и парках трещать заставляет». Снег все больше укрывает землю, появляются первые сугробы.

Дети очень рады снегу.

Почему дети радуются снегу?

Какую работу выполняли зимой мужчины в деревне?

Какую работу выполняли женщины?

Да, зимой торопиться некуда, погода не подгоняет. Мужчины возили с поля сено, возили дрова из леса, кололи их, носили воду, кормили животных, расчищали дорожки от снега, плели лапти, подшивали валенки, столярничали. Женщины трепали лен, пряли, вязали, вышивали, занимались рукоделием, хозяйничали у печи.

В народном календаре зима

— самое «богатое» праздниками время года. Когда урожай уже убран, наступает период развлечений. Какие же были развлечения? Играли свадьбы, устраивали вечеринки, праздновали Новый год, Рождество.

Вечерами в избах парни и девчата собирались на посиделки. Вот и мы с вами сейчас заглянем на огонек.

Занавес открывается, горят свечи, ведущая входит в избу.

Ведущая.

Зимний вечер темен, долог,

Насчитаю сорок елок,

То носочек повяжу,

То немного попряду.

Позову-ка я ребят на посиделки!

Будут песни, будут пляски

И игра в горелки.

Эй, девчонки-девчушки,

Веселушки, хохотушки!

Эй, мальчишки-молодцы,

Озорные удальцы,

Приходите поплясать,

Зимний вечер скоротать!

Входят дети с угощением.

Дети. В избу твою жаркую

Мы пришли с подарками.

Ведущая.

Проходите, гости дорогие, проходите.

Милости прошу. Проходите да усаживайтесь.

(Дети рассматривают угощение). Ой, ребята, молодцы, как подарки хороши. Пирожки и калачи прямо только из печи.

А сейчас сядем рядком да поговорим ладком. Раньше очень любили принимать гостей. И был такой старинный обычай, обычай гостеприимства. А скажите мне, детушки, что это за обычай, как принимали гостей? Если заходил запоздалый путник, его встречали с поклоном: «Милости просим!», усаживали к столу, угощали всем, что было в доме из еды. Если гость заходил во время ужина, то он, помолясь, говорил: «Хлеб, соль», а хозяин отвечал: «Добро пожаловать, хлеба-соли откушать».

А еще, детушки, был добрый обычай, когда люди помогали друг другу. Если в дом приходила беда, люди не ждали, когда их попросят о помощи, они оказывались рядом в трудную минуту. Если кто-то строил избу

— помогали все. Не забывали стариков, детей-сирот

— приносили им пищу, вместе убирали урожай.

А сейчас, детушки, давайте вспомним пословицы о гостеприимстве хозяина и доброте.

Хозяин весел

— и гости радостны.

Гость доволен

— и хозяин рад.

Гостю щей не жалей, погуще влей!

Для дорогого гостя и ворота настежь.

Что ни есть в печи, все на стол мечи!

Много гостей

— много и новостей.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Доброе дело два века живет.

С миру по нитке

— голому рубашка.

Добра желаешь, добро и делай.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Как аукнется, так и откликнется.

Когда сделаешь доброе дело, не хвались, не труби о нем всюду.

Ведущая.

Запомните, дети, эти мудрые народные пословицы. Старайтесь быть такими же добрыми и гостеприимными. Ведь недаром пословица молвится: «Как аукнется, так и откликнется».

А сейчас, мальчишки,

В круг вставайте поскорей

Да пляшите веселей.

Мальчики повязывают платочки.

Мальчики.

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться,

Тут народу очень много,

Можем растеряться.

Ой, бяда, бяда, бяда,

В огороде лебяда,

Черемуха белая,

Что любовь наделала.

Мальчики. Моя милая красива,

За рекой она жила,

Захотела повидаться,

В решете переплыла.

Я нашел себе невесту,

Говорят, богатая.

Две подружки у нее

И коза рогатая.

Я вам, дедушка Иван,

Посадил кошку в карман.

Кошка плачет и рыдает,

Громко дедушку ругает.

На болоте, на снегу,

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на березе,

Умирает со смеху.

А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А по лужам босиком

Прыгали девчушки.

Я иду, иду, иду,

Собаки лают на пруду.

Какого шута лаете?

Ведь вы меня не знаете.

Ведущая.

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Девочки.

Разрешите поплясать,

Разрешите топнуть.

Неужели в этом доме

Половицы лопнут?

Здорово, здорово

У ворот Егорова,

А у наших у ворот

Все идет наоборот.

Не ругай меня, мамаша,

За помаду и духи,

Ведь не ты же покупала,

Покупали женихи.

Я качалась на качели,

Потеряла брошку,

Не ругай меня, мамаша,

Я люблю Алешку.

Выйду, выйду я плясать

В новеньких ботинках,

Все ребята говорят,

Что я, как картинка.

Ярославские ребята

Невелики

— удалы.

Нашу курочку рябую

На веревочке вели.

Не ругай меня, мамаша,

Что я простудилася.

Я у Коли в коридоре

Танцевать училася.

Мой дружочек, ох, хороший,

Да росточком очень мал,

Проводил меня до дому,

Я чихнула, он упал.

Я девчонка боевая

И нигде не пропаду.

С самолета упаду,

Отряхнуся и пойду.

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.

Ведущая.

Ой, да молодцы, ребятушки, развеселили нас.

Звучит фонограмма.

Ведущая.

Мы гордимся стариною,

Стала нам она родною.

Вечно радуют кого-то

Наших прадедов работы.

Ну, детушки, повеселились, пора и за работу приниматься. Делу время, а потехе час.

Дети с родителями занимаются рукоделием, плетут веревочки. Звучит фонограмма.

Ведущая.

Россия, Россия, края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют.

Дети вместе с родителями поют песню «Здравствуй, гостья зима».

Ведущая.

А мы не только частушки знаем, но и шутки-прибаутки.

Разыгрывается песенка-шутка: «Кум-воробей и кума».

— Дома ли воробей?

— Дома, кумушка.

— Что же он делает?

— Болен лежит. Болят, болят пяточки.

— Сходи, кум, в огород, сорви травки-мяточки, припарь себе пяточки.

— Парил я, кумушка, парил я, голубушка. И пар меня не берет, только сердцу придает!

— Дома ли воробей?

— Дома, кумушка.

— Что же он делает?

— Болен лежит. Болят, болят плечики.

— Сходи, кум, ты в огород, сорви травки-гречки, припарь себе плечики.

— Попарил я, кумушка, парил я, голубушка. И пар меня не берет, только сердцу придает!

Ведущая.

Как у нашего соседа

Весела была беседа.

А у нас на весь двор

Еще пуще разговор.

— в гусли, утки

— в дудки,

Тараканы

— в барабаны,

— в трещотки,

— в балалайки,

— в колотушки,

А веселые скворцы заиграли в бубенцы.

Играют, играют, всех потешают.

Разыгрывается сценка «Уля и Филя». Филя и Уля в русских национальных костюмах. Они читают текст шутки и танцуют под русскую народную плясовую мелодию.

Здравствуй, Филя!

Здравствуй, Уля!

Где ты был?

У матушки.

Что мать, гостинцев прислала?

Мать прислала оладушек!

А где же они?

Я их под лавку положил!

Экий ты, Филя, чудак!

А ты бы, Уля, как?

Я бы их в печку положила, ты бы пришел и съел.

Ладно, Уля, в следующий раз так и сделаю…

Филя и Уля расходятся под русскую народную мелодию, затем вновь встречаются, здороваются.

Здравствуй, Филя!

Здравствуй, Уля!

Что мать прислала?

Мать прислала сарафан.

А где же он?

Я его в печку положил.

Экий ты, Филя, чудак.

А ты бы как?

Я бы его в шкаф повесила.

Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю…

Филя и Уля снова расходятся, пританцовывая, затем встречаются.

Здравствуй, Филя!

Здравствуй, Уля!

Что мать прислала?

Мать прислала барана.

А где же он?

Я его в шкаф повесил.

Экий ты, Филя, чудак.

А ты бы как?

Я бы его в хлев завела, сена дала, водой напоила.

Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю. Филя и Уля расходятся, затем встречаются.

Здравствуй, Филя!

Здравствуй, Уля!

Что мать прислала?

Мать прислала Настюшку.

А где же она?

Я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.

Экий ты, Филя, чудак.

А ты бы как?

Я бы ее за стол посадила да чаем напоила.

Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю.

Филя и Уля расходятся, затем встречаются.

Здравствуй, Филя!

Здравствуй, Уля!

Что мать прислала?

Мать прислала свинью.

А где же она?

Я ее за стол посадил да чаем напоил.

Экий ты, Филя, чудак. Филя-простофиля!

Свободная пляска Фили и Ули с последующим приглашением на пляску всех детей.

Ведущая.

Молодцы, детушки. Вы славно потрудились. А сейчас я вам подарю талисманчики, которые вы повесите на веревочки. А вы знаете, что в старину очень любили чаевничать.

Выпивали чаю аж по десять стаканов и говорили : «Чай пить

— не дрова рубить». Вот и мы с вами сейчас пригласим наших гостей к столу. Вспомните, дети, как гостеприимные хозяева приглашают: «Милости просим». А вот и пироги поспели. (Вынимает пироги из печи).

Как говорит народная пословица : «Что ни есть в печи, все на стол мечи».

Приглашает всех присутствующих к столу. После чаепития проводятся игры.

Ведущая.

У кого там хмурый вид,

Снова музыка звучит.

Собирайся, детвора,

Ждет вас русская игра.

Игра «Колечко, колечко».

Вместе с родителями выбирают считалкой ведущего. Дети садятся на лавку, складывают ладошки. Стоять остаются двое. У одного из них (ведущего)

— колечко. Все начинают произносить текст и в такт потряхивать ладошками, сложенными вместе. Водящий с колечком в ладошках поочередно подходит к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает колечко. Второй из стоящих должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, садится на место того, у кого было колечко.

Если нет, все дружно произносят: «Раз, два, три, колечко, беги». Ребенок с колечком убегает. Тот, кто угадывал, бросается вдогонку. Играющие произносят:

Колечко, колечко, катись на крылечко,

Через поле, через луг возвращайся, сделав круг!

Вариант игры с несколько иным названием «В перстни» предлагает Г. Науменко.

Дети садятся в ряд и складывают ладони «лодочкой». Водящий вкладывает свои ладони в ладони каждого участника игры. Одному из них он должен незаметно оставить «перстень»

— колечко, камушек, орех, который зажат у него между ладонями. При этом он приговаривает:

Я по лавочке иду,

Золот перстень хороню

В матушкин теремок,

Под батюшкин замок.

Вам не отгадать, не отгадать!

Мне вам не сказать, не сказать!

Сидящие отвечают :

Мы давно уж гадали,

Мы давно перстень искали

Все за крепкими замками,

За дубовыми дверями.

Затем один из играющих пытается отгадать, у кого спрятано кольцо. Ему приговаривают:

Покатилось колечко с красного крылечка

По овинам, по клетям, по амбарам, по сеням.

Найди золотое колечко!

Если он найдет, у кого спрятано кольцо, они одновременно с ним бегут в разные стороны, обегая лавку. Кто первым сядет на свободное место, тот водящий. Он и прячет снова кольцо. .................. Анимации, шаблоныПрограммыКлассный час Афоризмы и цитатыИгры и конкурсыВикторины СценарииПесниПесни - переделки Факты, историиТосты - сценарий Никола Зимний - сценарий Никола Зимний


Никола Зимний 2017
ХОРОВОДНИЦА:
Благослови, сударь-хозяин, У тебя ли во дому Да в высоком теремуПопеть-поплясать, Про все городы сказатьПро все Демидовые, Про все невиданные,Про сударушек румяных, Ихних деточек, малолеточек,Песня сложится, сказка скажется, Праздник сладится!
Здравствуйте, гости званные, гости желанные! Набралось гостей со всех сторон да волостей. Пришли попеть, поплясать, себя и меня забавлять…
А гостей всех поздравлять, фестиваль наш открывать, приглашаем на сцену Председателя Комитета по культуре и искусству муниципальной администрации Калачинского района Омской Области Ковалевскую Елену Александровну.
Слово Ковалевской Е.А.
Сорочинский эстетический класс
Хороводница: Гостюшки мои желанные, а вы сказочки любите? Так сегодня самый сказочный вечер – Никольский, когда сбываются все желания. Сегодня именины Святого Николы. А Никола - это Дед Мороз. И с сегодняшнего дня он начинает готовить подарки и исполнять все желания. Так сказочки-то вы любите? А хотите, я расскажу самую настоящую Никольскую сказочку?
Раз в Никольский вечерок завывает ветерок:
Домовушка домовенку, непослушному ребенку,
Колыбельную поет, сладкий сон к нему зовет.
Ну, а дом, где им живется – Домом Культуры в народе зовется.
Пока мама песню пела, постепенно захрапела,
А домовеночку не спится, хочется ему резвиться,
И ребенок в двери шмыг, в коридоры напрямик!
А на сцене, вот дела! Не велика, не мала, стоит горочка бела!
Домовенок: (вбегает на сцену через зал) Ой, сколько гостей, у нас в доме! Здравствуйте, ребятаОй, что это?! (заглядывает) Ура! Сколько подарков! И это все мне?! Вот это да! Пойду маме покажу! (увозит со сцены санки с подарками)
Выступление коллективов
Хороводница (выходит на сцену, где спит Домовушка)
Тук-тук-тук! Хозяюшка!
Домовушка: Кто там?
Хороводница Можно славить хозяюшку?
Домовушка: Прославьте, прославьте
Хороводница Как у нашей у хозяйки, дорогие ворота, золотая голова…
Сколь хозяюшка богата, Гребет денежки лопатой,Сидит на скамейке, Считает копейки,Сидит на лавке, считает булавки.
Домовушка: Постойте, а где же мой домовенок? Мой непослушный ребенок?
Хороводница Я так думаю, что ему в праздничный вечер спать не захотелось и он пошел веселиться. Ведь Гулянская неделя нынче! Вот мы собрали здесь братчину – складчину. Снесли все в одно место: муку – месить тесто,
Грибы, мясо для пельменей, для кваса – жито, все, что трудом нажито.
Принесли вязанье, вышивание, прядение, молодым показывали свое умение.
И ребятишки тут же крутились, с малолетства делу учились.
Домовушка:А я-то все проспала, да никого не видалаХороводница А ты посмотри! Мои гостеночки - не в поле кочки!
Как запоют, хоровод заведут,
Песни да пляс – вот и праздник у нас! Так, гости?!
А мы с тобой пока пойдем домовенка искать.
Выступление коллектива
Домовушка: Ну, где же мой домовенок?! Как нам найти его? Весь Дом Культуры обошли, а домовенка не нашли.
Хороводница: А давай ребят попросим о помощи!
Домовушка: Ребята, поможете?!
ОТВЕТ.
Хороводница: Только мы их сначала в деле проверим. Насколько они смекалистые! Сможете отгадать мои загадки? Ну слушайте:Сидел на заборе, пел да кричал. А как все собрались, взял да перестал. (Ответ: петух.) Сто один брат, все в один ряд Вместе связаны стоят. (Ответ: забор.) Не бык, а бодает, Не ест, а хватает. Что схватит – отдает,
Снова в угол отойдет. (Ответ: ухват.) Катался колобком, Пока не стал носком. (Ответ: клубок.)
Молодцы! Смотрю, смекалистые вы ребята! Давайте, позовем домовенка, может он услышит и придет! А я посмотрю, кто громче, девочки или мальчки!
Зовут домовенка
(Раздается стук)
Домовушка: Ой, кто это?Хороводница: «Никола-угодник спускается с небесных полей на оснеженную землю и шествует по лицу Земли Русской, обходя её - обыденкой (в один день) - из конца в конец. И убегают от него, ещё загодя, все духи тьмы». Говорят, что на Николу зима с гвоздём ходит, крыши ладит, где снегом поукроет, где снегом подоткнёт, а где и гвоздь вколотит, чтобы снеговая дранка не сорвалась, чтобы в печной трубе пело и гудело - зима ледяной смолой латает крыши, окутывает снегом поплотнее.
Видать укутывает нашу крышу поплотнее Николушка! Пойдем позовем его на праздник, может он видал Домовенка, пока крышу латал?!
А у наших у ворот – развеселый хоровод!Зазвенели струны, засвистали дудки!Хлопушки-побрякушки стучат занятно,А и сердцу приятно!
Выступление коллектива
Хороводница: Здравствуй, Николушка! С праздничком тебя!
Никола: Зима – за морозы, а мужик – за праздники?
Хороводница: Как ни зноби мороз, а праздничек веселый теплее печки пригреет! Подсоби нам в деле!
Никола: В каком-таком деле?
Хороводница: Праздничек веселый отпраздновать!
Никола: Ах, да! Старой я стал, забывчивый! (поздравляет) Ну а теперь надо в веселую игру сыграть зимнюю, чтобы веселее стало.
Игра «Заморожу»?
Никола: Постой-ка, хороводница! А где ж подарочки мои?! Я ж для ребят уже подарки приготовил, вот здесь на сцене их оставил, снежком припорошил, сугробиком принакрыл!
Хороводница: Ай-ай-ай! Никола на реках мосты мостит, деревья в лесах и парках трещать заставляет, а подарки не уберег!
Домовушка: Постойте-ка! А не мой ли домовенок, непослушный ребенок унес, пока я спала?
Хороводница: ай, ай,ай! И ты, хозяюшка, подарки не уберегла, проспала? А давайте у ребят спросим, может они видели?
Ответ.
Домовушка: Ну вот, теперь надо найти домовенка, а с ним и подарки найдутся!
Хороводница: Ну, что ж, пока мы домовенка с подарками ищем, поглядите-ка, Николушка, какие гости на праздник твой съехались! Мои гости сколь игривы – разговорчивы.
Домовушка: А что, хорошую речь хорошо и слушать. В игре да в дороге людей узнают.
Хороводница: Вона! У моих-то гостей струны поют – к песне зовут!
Выступление коллектива
Никола: Ребята, ходили мы ходили, искали-искали, но не нашли Домовенка! Без вашей помощи нам никак не обойтись! Предлагаю поехать на волшебном паровозике. Вставайте у своих мест и выполняйте все, что мы будем петь!
Игра «Новогодний паровозик»
Домовенок: (с подарками) Ой, здравствуйте! Мама! Никола! Хороводница! Ребята! А я вас искал! Я как увидел, что подарки для праздника приготовлены, я тоже на праздник захотел! И вот привез подарки на праздник!
Никола: Ну, тогда помогай мне подарки ребятам раздавать!
Награждение
Хороводница: Старый обычай грех забывать, Старые сказки не вспоминать.
Домовушка: Песни пропели, вели хоровод,Спасибо за помощь, добрый народ!
Никола: Праздник веселый, запомним его!До встречи на следующем – под Рождество!

Действующие лица:

1-й ведущий
2-й ведущий Выступающие с номерами (музыкальными, стихотворениями)
Детский хор

Участники сценки «Чудо Святителя Николая»:
Катя - девочка лет 10
Алеша – мальчик лет 11
Старичок – мужчина лет 65

Звучит музыка (классика). Входят ведущие, произносят вступительное слово.

l-й ведущий : Вот и наступил праздник в честь Угодника Божия Николая Чудотворца. Любовь к нему на Руси сильна и глубока. Народ называет его великим заступником и всегда обращается к нему в молитвах за помощью.

2-й ведущий : Много веков прошло с тех пор, как на земле жил святитель и угодник Божий Николай, великий чудотворец, которого прославляет и по сей день весь христианский мир за его ревность по вере, праведную жизнь и чудеса, творимые во славу Божию. Ублажая память Его, Святая Церковь призывает христиан к подражанию этому святителю, как «правилу веры и образу кротости, воздержания учителю». Вся жизнь святителя была исполнена высоких подвигов благочестия, дел милосердия и помощи обиженным.

l-й ведущий : Житие святителя Николая сохранило для нас множество описаний не только его чудес, совершаемых благодатной силой Божией, но и его необычайного милосердия к людям, стремления помочь им. Чудесным образом он спасал утопающих в море, избавлял невинно осужденных от смерти, помогал нуждающимся и скорбящим. И по смерти святитель Николай не оставляет своею помощью с верою прибегающих к нему, не случайно он - любимейший святой русского народа.

2-й ведущий : Этот большой праздник в нашем Храме Рождества Христова является еще и престольным - все Вы ребята, конечно же, видели в левом приделе нашего Храма - икону Николая Чудотворца.

l-й ведущий : Несомненно, лучшим подарком к празднику будут музыкальные произведения, стихотворения и песнопения, посвященные Николаю чудотворцу.

2-й ведущий : А начнем мы наш праздник с того, что послушаем Стихиру Святителю Николаю «Радуйся священное главо» в исполнении детского хора.

ХОР поет Стихиру Святителю Николаю .

l-й ведущий : На земле рождается очень много людей, но святых среди них очень и очень мало. Секрет столь редкой святости человека заключается в собственной жизни святого, безграничной доброте и любви, которую он проявляет к обычным, простым людям.

2-й ведущий : Жизнь Святителя Николая была нелегкой. В страшные времена гонений на христиан, в городе Патары, жили благородные и добродетельные Феофан и Нонна, в последующем родители Святителя Николая. Долгое время у них не было детей. Они усердно молили Бога послать им чадо и дали обет посвятить его на служение Господу. Их слезная молитва была услышана, и Господь даровал им чудесного сына, которого при крещении нарекли Николаем. Родился Святитель Николай в 3 веке по Рождестве Христовом.

l-й ведущий : Сохранилось предание о том, что все время пока свершалось таинство Святого Крещения Святитель Николай простоял в купели к благоговейному изумлению народа, не поддерживаемый никем, три часа! Так будущий великий Святитель уже при крещении своем явил себя Чудотворцем.

2-й ведущий : От самого своего рождения Святитель Николай был молчалив, кроток и смиренен. Он рос разумным и добрым мальчиком. Наставления Боголюбовых родителей глубоко укоренялись в его сердце. Когда мальчик подрос, родители стали обучать его, и ребенок быстро и легко постиг книжную мудрость. Все свое свободное время он проводил в храме в молитвах и чтении Священного Писания. Во всех окружающих отрок Николай возбуждал к себе невольное почтение и любовь.

Музыкальный номер .

2-й ведущий : Нам с Вами ребята было бы очень интересно узнать, почему все называют Николая чудотворца Святителем?

l-й ведущий : За свою добродетельную жизнь юноша Николай был посвящен в сан священника в г. Патары. Вскоре, когда умерли родители Николая, Ему досталось большое наследство. Вы ребята, наверное, думаете, что на эти деньги святитель Николай купил себе огромный дворец с персиковым садом и павлинами?

2-й ведущий : Вовсе нет! Святой все свое богатое наследство раздал нищим и нуждающимся, сам же всей своей душой отдался выполнению многотрудных обязанностей христианского пастыря. Неисчислимы были подвиги его любви и милосердия к людям.

l-й ведущий : Чудеса, творимые святителем Николаем, случаются и с каждым из нас, просто нужно уметь разглядеть и понять их. Об одном из таких чудес мы сейчас с Вами и узнаем.

«Чудо Святителя Николая».

Сцена разделена на две части: в одной мы видим интерьер уютной комнатки с иконой Святителя Николая, другая изображает улицу. В комнате мы видим детей, они заняты домашними делами.

l-й ведущий : Было это во времена, когда фашисты напали на нашу страну. Шла война. В одном городе жили брат с сестрой - девочка Катя и мальчик Алеша. Папа у них был на фронте, воевал с фашистами. Мама целыми днями пропадала в госпитале, она была медсестрой, помогала раненым. Дети часто оставались дома одни …

Катя : Алеша, А как красиво сегодня на улице!

Алеша : Да, снегу намело не пройти, не проехать!

Катя : Что-то от папы давно писем не было, - закончив уборку, говорит Катя.

Алеша : Есть ему время писать, - возражает Алеша, пару раз ударяет молотком по табуретке, - Он фрицев поганых бьет.

Катя : А все же хорошо бы он нам написал, - мечтательно говорит Катя, - Хоть какую­нибудь весточку прислал бы. А еще лучше - сам бы приехал.

Девочка вздыхает, встает, берет в руки тряпку, протирает пыль, замечает висящий на стене откидной календарь, подходит, отрывает листик.

Катя : Ой, Алеша, скоро Рождество! А у нас и елка не наряжена.

Алеша : Успеем еще! - сурово возражает брат, кивая на дверь.

Катя : А игрушки? Во что мы ее будем наряжать? У нас ведь игрушек нет.

Алеша : Тебе бы все в игрушки играться, - бурчит брат, - Война на дворе, а ты все с глупостями.

Катя : А помнишь, Алеша, мы сказку читали про одного мальчика. Там еще на картинке елка была, красивая такая, как в сказке.

Мальчик отставляет табуретку, припоминает.

Алеша: Помню, - мечтательно кивает он, -

Катя : Гирлянды, шары, бусы, она вся сияла … Вот бы нам такую!

Алеша: А где ее взять?

Катя : А давай попросим святителя Николая, он добрый, он нам поможет.

Алеша : Много ты понимаешь! - отвечает брат, - Больше у него дел нету, как всяким девчонкам игрушки таскать.

Катя : Ну, Алешенька, ну, давай попросим. А вдруг поможет? И за папочку попросим, чтобы он поскорей победил фашистов и вернулся.

Алеша : Выдумала!

Девочка подбегает к иконам, крестится, горячо молится.

Алеша неодобрительно покачивает головой, снова берется за табуретку.

Алеша : Ишь чего, - бормочет он … У нас вон дров нету. Надо в лес за хворостом идти.

Отставляет табуретку, встает, одевается. Девочка возвращается.

Катя : Ну, вот, я и попросила … А ты куда?

Алеша : В лес, за дровами.

Катя : И я с тобой! Можно?

Алеша : Пойдем …

Оба одеваются, убегают со сцены.

На сцену выходит старичок с мешком за плечами. Видно, что идти ему тяжело, мешок тяжелый. Он кряхтит и отдувается, продолжает идти - тут появляются дети.

Катя : (начинает фразу за сценой) Знаешь, - говорит девочка, - я попросила святого Николая, и так сразу легче на душе стало, так радостно!

Идет, подпрыгивая.

Алеша : Стой! - удерживает ее за руку брат, вглядывается вдаль, - Вон, гляди, идет кто-то? Или мне показалось?

Девочка приглядывается.

Катя : Точно, идет.

Катя : Ой, дедушка, давайте, мы вам поможем! - бросается к нему девочка.

Старик останавливается, опускает мешок.

Старичок : Ох, спасибо, тебе, деточка, добрая ты душа.

Катя берется за мешок, оборачивается к брату.

Катя : Алеша, давай поможем?

Мальчик с подозрением приглядывается к незнакомцу, берет Катю за руку, отводит ее от старика.

Алеша : А вы кто такой? - сурово спрашивает он, - Что-то я вас здесь раньше не видел.

Старичок: Да я сам, деточки, нездешний, - поясняет старичок. В ваших местах проездом. Внучку вот приехал навестить.

Алеша : А далеко ли идти?

Старичок : Да в избушку на околице.

Алеша : Ну, коли так, надо помочь, - решает Алеша.

Дети поднимают мешок, идут, взявшись за руки, старичок, тяжело опираясь на палку, идет за ними.

Старичок : О-хо-хо! Морозно сегодня. Господи, помилуй!

Катя : А вы, дедушка, в Бога верите?

Старичок: А как же не верить? (садится на пенек). Вот случай мне один рассказывали. Как-то раз мой знакомый гостинцы детишкам нес. Наделал зверушек разных из дерева, целый мешок, и пошел в соседнюю деревню. Глядит - речка. А тепло уже было, лед подтаял. Надо было ее краем обойти, а он боялся к празднику не поспеть, детишек не порадовать.

Катя : И прямо через речку пошел?

Старичок : Так и пошел. Ну, лед под ним и обломился. Вода студеная со всех сторон. Он за лед хватается, а тот под руками крошится. Ну, думает, дело худо. Совсем уж было отчаялся, как вдруг вспомнил, как бабка его молитвам в детстве учила, и взмолился: «Господи, помоги мне! Святой Никола, помоги!»

И не успел он это сказать даже, как глядит, старичок идет. Откуда он взялся - не ясно. Руку старичок ему подал и вытащил. Он стал его благодарить, а старичок и говорит: «Бога благодари. За доброту твою к детям он спас тебя, и впредь детей не оставляй».

Алеша : А кто же это был, дедушка?

Старичок : А старичок сказал: «Как придешь в свое село, кого первого увидишь, это я и буду». Вот вернулся он в село, вбежал в избу, и тут сразу икону святого Николая увидел. И узнал в нем старичка того. Как он возблагодарил свт. Николая! На колени упал, и долго молился. Вот так-то…

Алеша : Ну, а детишки? Ты не оставил их? - спрашивает пытливый Алеша.

Старичок : Как же можно? Еще пуще за ними смотреть стал, никому не давал их обижать. К нему со всего села детишек приводили, как в детский сад, и с окрестных деревень. А он ­кому игрушку смастерит, кому пряничек даст, кого словом добрым утешит, а кого и пожурит, если за дело. Вы же, детишки, любому вниманию рады.

Катя : Это правда, дедушка, - соглашается Катя.

Старичок встает с пенька.

Старичок : Ну, вот мы и пришли! - Вон моя избушка, прямо на краю леса.

Дети вглядываются вдаль. В это время старичок тихонечко уходит.

Катя : Где же, что-то я не вижу?

Катя и Алеша поворачиваются.

Алеша : А где старичок-то? - растерянно говорит он. Кругом только поле, Не мог же он так быстро его перебежать.

Катя : И мешок забыл, - поднимает мешок, - Ой, Алеша, а мешок-то совсем легкий стал. Я одна его могу поднять. Давай посмотрим, что в нем?

Алеша : Давай.

Дети раскрывают мешок и вынимают елочные игрушки - блестящие бусы, шары, гирлянды.

Катя : Вот так старичок! – смеется Катя, - это же он нам подарок сделал!

Алеша : Бежим скорее елку наряжать!

Катя : Бежим! - кричит Катя.

Дети убегают со сцены. Через некоторое время опять появляются, начинают наряжать елку.

Катя : Я, чур, повешу самый красивый шарик!

Алеша : Ладно!

Катя вешает шарик отходит от елки, любуясь, вдруг взгляд девочки падает на иконы, она смотрит на икону.

Катя : Алеша, - кричит она, - я же просила святителя Николая - это же он нам и помог! Алеша подходит к Кате, смотрит на икону.

Алеша : Точно, посмотри какой у него добрый взгляд!

Катя : Спасибо тебе, святой Николай.

Алеша : Ты всегда нам помогай!

Дети крестятся, кланяются иконе. После крестного знамения на елке зажигаются гирлянды.

Катя : Ой, Алеша смотри, как красиво на елке загорелись гирлянды!

Алеша : Правда, красиво!

Дети стоят, любуются елкой. Вдруг за сценой раздается стук, скрип, - открывается калитка.

Дети вместе синхронно поворачиваются в зал, Алеша выглядывает в окно.

Алеша : Кто это? Чужак какой-то с ружьем.

Катя : (подходит к окну, смотрит) Алешка, да это же папа! - кричит девочка.

Алеша : Точно, папа! Он вернулся! Бежим скорей его встречать! Папка!!! (убегает со сцены).

Катя убегает со сцены, вдруг останавливается и возвращается к иконе, благодарит святителя Николая, крестясь, произносит: Святитель Николай, ты всегда нам помогай!

Катя убегает со сцены.

Конец сценки.

Детский хор поет Величание Святителю Николаю .

2-й ведущий : А вот еще одно чудо Святителя Николая. Однажды Святитель Николай отправился на корабле в Палестину, чтобы поклониться святым местам. Путешественники уже приближались к берегам Египта. Вокруг расстилалось безмятежное море. Ярко светило солнце. Ничто не предвещало непогоды. Вдруг неожиданно поднялся сильный ветер, тучи помрачили небо и началась жестокая буря. Мореплаватели, ежеминутно ожидая погибели, умоляли Угодника Божия о помощи.

l-й ведущий : А как это происходило, мы с Вами узнаем из стихотворения «Святой помощник», его нам прочтёт…

«Святой Помощник»

Кто странствует, кто свой покинул край, Кому суровой мачехой чужбина,
Пред кем морская ли, житейская пучина -
Тем помоги, Святитель Николай!

l-й ведущий : Святой Николай пал на колени и обратился с горячей молитвой ко Господу. И тотчас ветер утих, и укротилась буря! Таким образом, молитва Святого спасла корабль и матросов от верной гибели. При попутном ветре корабль вскоре достиг берега и Святой Николай благоговейно ступил на Святую Землю Палестины.

2-й ведущий : Этому поистине замечательному чуду Святителя Николая посвящено стихотворение под названием «В бурю». Его прочтет…

«В бурю»

Драгоценным мерцая опалом,
Безмятежное море лежало,
Паруса надувал легкий бриз,
Стайки волн беззаботно неслись…
Вдруг откуда-то, брови нахмуря,
Черным демоном вырвалась буря!
Потемнели косматые тучи.
Взвился вихрь над волнами могучий.
Поднимая из бездны валы,
Он бросал их на выступ скалы -
И корабль, просмоленный и крепкий,
Шторм швырял, словно легкую щепку.
Ветер выл, и стонал, и свистел -
Смертный ужас людьми овладел!
И упали матросы с мольбой:
"Помоги нам, Угодник святой!”
Николай погрузился в молитву.
Стихла бури жестокая битва,
Стала ясной и тихой опять
Голубая бескрайняя гладь.

l-й ведущий : С тех пор святитель Николай много раз помогал спастись гибнущим в море, терпящим кораблекрушение, утопающим, потому и почитается в народе как покровитель всех путешествующих, моряков.

2-й ведущий : Весьма интересно, почему Святителя Николая называют Чудотворцем Мирликийским?

l-й ведущий : По промыслу Божию во время молитвы Николаю чудотворцу явился светозарный юноша и возвестил: «Николай! Ты должен выступить на служение народу, если желаешь получить венец от Меня». Николай Угодник понял, что чудесный голос был голосом Самого Господа Бога. И Святой отправился в город Миры - столицу Ликии, где его никто не знал. Здесь он жил как нищий, терпя всяческие лишения. В это время в Мирах скончался архиепископ всей Ликии Иоанн. Все остальные епископы собрались в Мирах для избрания нового главы Ликийской Церкви - ­архиепископа.

2-й ведущий : А как это произошло, мы с Вами узнаем из стихотворения «Избранник Божий», которое нам прочтет…

Епископы стояли и молились.
Они с мольбою к Богу обратились:
«Как нам найти достойнейшего мужа?
Архиепископ нашей Церкви нужен».

И вот явился ангел одному
И волю Божью передал ему:
«Кто первым в храм к заутрене войдет,
Того и примет с радостью народ!
Тот свет христианский принесет в ваш край,
И будет его имя - Николай!»,

Наутро первым в храм вошел святой.
«Ответь нам, кто ты? Тайну приоткрой,
Свое предназначенье не скрывай!»
Угодник тихо молвил; «Николай».

l-й ведущий : С тех пор святого называют Мирликийским чудотворцем. Приняв правление Церковью, архиепископ Николай стал всему народу Ликии милостивым и заботливым пастырем. Двери его дома были открыты для всех. Каждого он принимал с любовью и радушием.

2-й ведущий : В одно из самых жестоких гонений на христиан Архиепископ Мирликийский Николай был схвачен нечестивыми язычниками и со множеством христиан заключен в тюрьму. В долгом заточении христианские узники терпели страдания, голод и жажду. А непоколебимый служитель Христов Николай только утверждал в вере свою паству.

l-й ведущий : Являясь святым, Николай чудотворец утешал немощных и укреплял малодушных в таком страшном для простых людей ожидании верной погибели. Святитель Николай твердо стоял на том, что «Исповедующие Христа всегда пребывают в готовности пострадать, даже до смерти, за Имя Христово!»

2-й ведущий : Вскоре правосудный гнев Божий покарал гонителей. С воцарением на престоле императора Константина Великого наступил мир для Церкви Христовой.

l-й ведущий : Почему же святителя Николая все называют угодником Божьим?

2-й ведущий : В городе Никее в 325 году по Рождеству Христову император Константин Великий созвал Первый Вселенский Собор, на котором и был установлен Символ Веры. Приехал на Собор и архиепископ Мирликийский Николай. В то время нечестивый еретик Арий дерзнул отвергать учение Церкви. Святой Николай, всегда кроткий и смиренный, на этот раз не вытерпел хулений Ария на Господа. Одушевленный ревностью к Богу, он с великим дерзновением посрамил еретика не только словом, но и делом, ударив того по щеке, защищая догмат о Святой Троице.

l-й ведущий : Давайте, дорогие друзья, сейчас с Вами послушаем Трисвятое на Древний распев в исполнении детского хора.

Поет детский хор .

1-й ведущий Другие епископы осудили святителя Николая, лишили его архиерейского сана, и он был посажен в темницу. Но вскоре перед очами епископов было явлено Божественное видение: Господь подал Своему избраннику Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него омофор. Поняв, что дерзновение святителя угодно Богу, епископы Вселенского Собора почтили Николая как великого Угодника Божия.

2-й ведущий : В городе Ликии было время страшного неурожая и повсеместного голода, а Святитель Николай помог своему народу спастись от верной голодной смерти.

l-й ведущий : В то время как народ Ликии голодал, в одной из итальянских пристаней снаряжался корабль с хлебом. И вот, в чудном сновидении, к хозяину корабля приходит Божественный Посланец. А что было дальше, мы с Вами узнаем из стихотворения, которое называется «Три золотые монеты» его нам прочтет…

Неурожайным был в Ликии год,
Терпел нужду и бедствия народ -
Запасы хлеба подошли к концу.
И вот тогда богатому купцу,
Что нагрузил свои суда пшеницей,
Чудесный сон глубокой ночью снится.
Сказал, ему святитель Николай:
"Ты свой корабль в Ликию отправляй,
Получишь Божью помощь ты за это.
В залог возьми три золотых монеты!”
Купец проснулся. У него в руке
Блестели три монеты золотые,
Монеты драгоценные, святые…
Исполнил он Угодника наказ,
Народ Ликии от лишений спас.

l-й ведущий : Много чудес сотворил великий святой при жизни, много он их сотворил и после своего преставления. Вот одно из его чудес о спасении Патриарха.

В царствование Императора Леонтия жил в Константинополе благочестивый человек по имени Феофан. Однажды в чудесном сновидении слышит он голос:

2-й ведущий : Вели живописцу написать три иконы: Спасителя, Божией Матери и Угодника Божия Николая, и когда они будут готовы, отнеси их в дар патриарху Афанасию.

l-й ведущий : Феофан поспешил исполнить веление, и написанные иконы принес патриарху. С благоговением патриарх смотрел на иконы Спасителя и Божией Матери.

2-й ведущий : А зачем здесь рядом со святыми иконами изображение Николая, человека низкого рода? Вынесите его из комнаты и больше не смейте писать таких икон, - строго изрек патриарх.

l-й ведущий : Феофан сильно огорчился, но выполнил его повеление. На другой день патриарх Афанасий отправился на остров Гердалу, чтобы прочесть там молебен над больной дочерью одного вельможи. Возвращаясь обратно, он был застигнут сильной бурей, и волна смыла его с корабля. Погибая, патриарх вспомнил, как обошелся он с иконой Николая угодника Божия, и слезно стал взывать к нему о помощи. Святитель тут же явился ему и спросил:

2-й ведущий : «Зачем ты призываешь меня человека низкого рода?»

l-й ведущий : Патриарх начал ревностно просить прощения у святого Николая. Святитель, приподняв его, возвратил на корабль со словами:

2-й ведущий : «Господь через меня избавляет тебя от потопления. Ступай с миром возлюбленный брат, паси паству Христову»,

l-й ведущий: Вернувшись в город, патриарх испросил у Феофана тот образ святителя. Вскоре он выстроил храм во имя святого Николая Чудотворца и торжественно перенес туда его икону.

Музыкальный номер .

2-й ведущий Святитель Николай спасал людей от смерти, исцелял больных, посылал помощь нуждающимся, попавшим в беду. Не однажды являл святой свое покровительство Руси.

1-й ведущий : Однажды войско великого князя Дмитрия шло на битву с татаро- монгольской ордой. Неспокойно было на душе у князя: что-то сулит ему встреча с этим страшным врагом Руси?! И вдруг прямо перед собой, Дмитрий увидел икону особо почитаемого на Руси святого - Николая Чудотворца. Дивная икона сама сошла на руки благоверному князю.

2-й ведущий : Так чудесно святитель Николай возвестил о своей помощи русскому православному воинству. В память того, что сердце князя согрелось радостью от этой вести (по-древнерусски это значит «УГРЕША»), Дмитрий повелел заложить на месте явления иконы - Николо-Угрешский монастырь.

l-й ведущий : А сейчас, уважаемые зрители, давайте с вами послушаем замечательное стихотворение Протоиерея Николая Гурьянова, посвященное святителю Николаю в исполнении…

«Святителю Николаю».

Днесь память празднуя твою,
Приносим мы тебе хваленье,
И воссылаем в умиленье
Молитву теплую свою.
Воззри на нас с выси небесной
Молитве нашей ты внемли
Зажги в сердцах огонь чудесный ­-
Огонь божественной любви!
Вложи в нас истины познанье,
Дорогу к свету укажи,
Во дни скорбей и испытанья
Нас защити и поддержи!
Отчизне нашей православной
И мир, и тишину подай,
Услыши нас, великий, славный,
Святитель Божий Николай!

l-й ведущий : А сейчас, уважаемые зрители, давайте с Вами послушаем еще одну Стихиру Святителю Николаю в исполнении детского хора.

Хор поет СТИХИРУ - Священная одежда красоту .

l-й ведущий: Николаю Угоднику посвящено два праздника: 22 мая - Никола Вешний и 19 декабря - Никола Зимний. Недаром в народе говорят: «Один Никола с травой, а другой - с зимой». Весной все деревенские люди идут в храм с молитвой к Николаю Угоднику, чтобы он даровал хороший урожай. А зиму мы также начинаем молитвой святителю, считая его помощником в зимних работах, благодаря за хороший урожай хлебов, который поможет перенести суровую зиму. Давайте послушаем замечательные стихотворения в честь Николы Вешнего и Николы зимнего. Нам их прочтут…

Вешний Никола приходит с травой,
С песенкой веселой пташки луговой.
Оживает семя, что дремало тихо,
Наступает время сеять рожь, гречиху.

На Николу Зимнего первые морозы
Разукрасят инеем ветви на березах;
Заметет дорогу змейками.
К нашему порогу принесет снега.

Музыкальный номер .

1-й ведущий : Сияя добродетелями, как солнце, озаряющее Церковь, великий Угодник Божий Николай прожил много лет посреди своей паствы. Сам, бывши с детских лет образом непорочности, он во время своей жизни особенно любил детей, учил их и утверждал в истинной любви к Богу и людям. Все скорбящие ощущали успокоение и отраду, когда смотрели на святителя. Все беседовавшие с ним утверждались на пути добродетельной жизни.

2-й ведущий : Язычники, слышавшие слово его, обращались к истинной вере. Поистине смело можно утверждать, что вся жизнь Святителя Николая являет собой настоящий подвиг - подвиг любви к ближнему. Давайте послушаем стихотворение о подвиге, который совершал Святитель Николай на протяжении всей своей жизни. Его прочтет…

Подвиг есть и в сраженьи,
Подвиг есть и в борьбе
Высший подвиг в терпеньи
Любви и мольбе.
Если сердце заныло
Перед злобой людской,
Иль насилье схватило
Тебя цепью стальной;
Если скорби земные
Жалом в душу впились, -
С верой доброй и смелой
Ты за подвиг берись:
Есть у подвига крылья,
И взлетишь ты на них,
Без труда, без усилья,
Выше мраков земных, -
Выше крыши темницы,
Выше злобы слепой,
Выше воплей и криков,
Гордой черни людской.

2-й ведущий : После праведной кончины (в декабре 342 г. по Рождестве Христовом) святые мощи угодника Божия сохранились нетленными и источали чудесное миро, от которого множество людей получало исцеление. В 1087 г. в связи с угрозой нашествия мусульман мощи святителя Николая были перенесены в город Бари в Южной Италии, где они почивают и поныне.

l-й ведущий : Слава о великой святости жизни, о многих чудных благодеяниях страждущим и о целебной силе нетленных мощей святителя Николая распространилась на Востоке и на Западе. По всему миру воздвигнуто множество храмов во имя святого Угодника Божия Николая Чудотворца. И по сей день великий святитель слышит нас и избавляет от мрака скорбей и нашествия бед лучами чудес своих!

Хор вместе со зрителями поет Тропарь и Величание Святителю Николаю.

Зимние посиделки

Цель:

Приобщение учащихся к традициям русских народных праздников.

Задачи:

Создать условия для формирования интереса к русским народным ремеслам, фольклору.

Развить творческие способности воспитанников.

Создать условия для сотрудничества, общения, сотворчества: педагог — учащиеся — родители.

Добрый день, гости дорогие!

Веселья вам, да радости!


Давно мы вас ждем — пождем, праздник не начинаем!

У нас для каждого найдется и местечко и словечко.

Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус,

Кому — сказку, кому-правду, кому-песенку.

Собрались мы с вами для беседушки. Как когда-то наши прадедушки, ну а с ними и прабабушки приходили на зимние посиделки, на песни, да на пироги.

Каждому народу дороги его традиции, праздники.
Конечно, за одну встречу мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа. А ведь многим из них мы следуем и сейчас.

— Федул, что губы надул?
— Кафтан прожег.
— Можно зашить.
— Иглы нет.
— А велика ли дыра?
— Да один ворот остался

Поглядите что за диво?
Все так мило и красиво!
Кто пошил одежду вам?

Рукодельничал я сам!

Вышивала все сама,
Вот пришита бахрома.

Оторочен ворот у косоворотки.

Вышит низом сарафан.

Как влитой сидит кафтан.

Какова пряха, такова и рубаха.

У всех народов национальная одежда делится на повседневную и праздничную. Так, праздничную одежду всегда хранили в сундуках, надевали по большим праздникам. Эта одежда была нарядная, с красочными узорами.
Одежда людей, живущих в разных областях России, отличалась друг от друга по форме, цвету, орнаменту. Но основу любого костюма составляла белая длинная рубаха, которую носили и женщины, и мужчины.
Женщины поверх рубахи надевали сарафан.

По русской традиции девушки и девочки могли ходить с непокрытой головой. Они заплетали красивые косы. На голову повязывали красивую ленту.

Женщины должны были тщательно прятать свои волосы. Они носили закрытые, головные уборы: кокошники, платки.

С мужским костюмом все проще. Мужчины носили длинные, свободные рубахи косоворотки.

Рубахи подвязывали поясами.

Также носили черного цвета или в полосочку порты (штаны-брюки).

Ребята, а вы как сегодня нарядились? В повседневную одежду или праздничную А много ли вы праздников знаете с октября по январь?

14 октября – Покров. Если первый снег до Покрова выпадет, то зима не скоро наступит. Какова погода на Покров, такова и зима будет.

До Филиппова дня (27 ноября) старались завершить обработку льна. После чего начиналось прядение кудели – пряжи

21 ноября – Михайлов день . В этот день нельзя было работать. Говорили, что в Михайлов день солнце для Бога играет.

14 декабря – день Наума-Грамотника . Существовал обычай в этот день отдавать отроков в ученье к сельским грамотеям.

25 декабря – Спиридонов день . С этим днем связаны представления о начале прибавления солнечного дня (по примете, «со Спиридона-солнцеворота солнце – на лето, зима – на мороз»).

Спасибо вам, сколько вы знаете! А какое сегодня число? (Дети отвечают.) Да ведь с 14 по 19 декабря была «гулянская» неделя!

В эти дни песни пели, хороводы водили, шутили и играли. Эта неделя была репетицией к Рождеству. Завершалась она Николиным днем . Никола зимний известен тем, что с этого праздника начинались зимние девичьи гадания.

Где ты был, брат Иван?

В горнице.

Что делал?

Петру помогал.

А что Пётр делал?

Да на печи лежал!

А наш Иван мастер скороговорки говорить! А помогать ему будут Настя и Дарья

Скороговорку надо проговорить
Да ошибку не допустить.

Скороговорка – старинная забава, которая помогает развивать речь.

Ой, спасибо, молодцы!


Есть таланты на Руси,
Говорю уверенно!
Раз народ еще поет –
Знать не все потеряно!

Песня

Россия! Русь!

Слово-то какое звонкое и чистое!

Как родниковая вода!

Крепкое, как алмаз!

Нежное, как березка!

Дорогое, как мама!


Вы послушайте, ребятки,

Я скажу одну загадку.

Знаю, знаю наперед

Вы смекалистый народ.

Деревянная подружка,

Без неё мы - как без рук,

На досуге - веселушка

И накормит всех вокруг.

Дети: Ложка!

— А то, что ложка на досуге веселушка, мы сейчас с вами всем докажем.

Ну-ка, ложки разбирайте,

С ними пляску начинайте .

На Руси всегда любили плясать. В лихой пляске раскрывается душа русского народа.


Обойди хоть всю планету,
Лучше русской пляски нету.
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь.

Кадриль

Молодцы! Ни одни посиделки на Руси не обходились без игры на музыкальных инструментах. На каких же инструментах играли наши предки? Давайте отгадаем загадки.

1.Ох, звенит она звенит, всех игрою веселит.

А всего-то 3 струны ей для музыки нужны.

Кто такая, отгадай-ка? Это наша…. (балалайка)

2. Басовито я играю и людей я забавляю.

Музыкант в меня гудит, зритель – слушает, глядит.

Ты узнай меня, дружок, я пастушеский……. (рожок)

3. Приложил к губам я трубку, полилась по лесу трель…

Инструмент тот очень хрупкий, называется…(свирель)

4.Трубочка из тростника, ростом я невелика.

Песню грустно я пою задушевную свою.

Юбочка из рога, тоненькая шейка,

Ты узнай меня скорей, это я …….. (жалейка)

5. Ящик на коленях скачет, то поёт, то горько плачет (гармонь)


Кум-куманек, где же ты живешь?
Что куманек, ко мне в гости не идешь?»

«Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу.
Эх, чай, чай, чай!
Уж ты кумушка, встречай!»

Играми да плясками сыт не будешь.

Славится наш народ гостеприимством.


Чай горячий – наша сила, украшение стола!

С чая лиха не бывает!

Так в народе говорят.


Чай – здоровье, всякий знает.

Пей хоть пять часов подряд!

По русской традиции чай – это лучшее завершение любого праздника.

Сегодня Вы стали участниками веселого задорного праздника. Сколько любви вкладывали в него наши предки! Он отражает широту и щедрость души русского народа.
Вы соприкоснулись с истинно русской традицией, Надеюсь, что в душе каждого из вас загорелся огонек, а может, пока только искорка. Я хочу, чтобы они согрели ваши души, заставили задуматься о себе, о близких, о нашей родной земле.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Верность и преданность - аргументы Верность родителям и своим принципам Верность и преданность - аргументы Верность родителям и своим принципам Как использовать шеллак в домашних условиях Как использовать шеллак в домашних условиях Как точно распознать грибок ногтей на ногах и когда начинать лечение? Как точно распознать грибок ногтей на ногах и когда начинать лечение?