Новогодние персонажи. Зимние персонажи Кто не любит новый год персонаж

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Пока по России торжественной поступью шагает Дед Мороз, детвору из других стран навещают его родственники и коллеги.

В каждой стране свои новогодние герои, прихода которых очень ждут дети по всему миру.

Какие новогодние герои живут в других странах?

1. В Финляндии.

Любимым новогодним героем является – добродушный гном, путешествующий по домам в рождественскую ночь в красной шубе и колпаке, набитом подарками. Несмотря на то, что живет гном в пещере, он всегда точно знает, кто хорошо себя вел, и кто о каком подарке мечтает.

Правда, со временем, старичок стал страдать склерозом, и даже непослушным детям вместо розг приносит те подарки, которые те «заказывали».

2. В Швеции.

В Швеции проживает Юль Томтен – другой гном, обитающий в чудесном лесу. Среди его подчиненных находится снеговик Дасти, а также целая армия новогодних героев из ведьм, мышей, эльфов, троллей и других обитателей волшебного царства. На рождественские праздники он дарит детям сладости, игрушки и елочные украшения, расписанные золотом, которое денно и нощно добывают эльфы.

3. В Китае.

Совсем другая картина разворачивается в Китае, где с приближением Рождества ожидается визит Шань Дань Лаожена или самого Дедушки Рождества – Дун Че Лао Рена. Эти новогодние герои раскладывают подарки в чулки, которые предусмотрительно развесили дети. Рождественской елки у китайцев нет, зато есть Дерево Света, украшенное шариками-фонариками и гирляндами.

4. В Японии.

Японский коллега Деда Мороза – Хотейошо – весьма своеобразное божество, хотя очень добродушное. Опознать японского Морозко можно по глазам, расположенным в районе затылка.

5. В Германии.

Куда ближе нам германский Дед Мороз, он же Вайнахтсман, который ходит в паре с красавицей Кристкинд. Он приносит подарки только хорошим детям, однако у провинившихся непосед есть шанс исправиться – прочитать стихотворение, и тогда Вайнахстман подобреет. Есть у немцев и еще один праздничный дедушка – Санта-Николаус. В гости он наведывается 6 декабря, в отличие от Вайнахстмана - не столь гуманен и может преподнести в подарок розги, если ребенок плохо себя вел.

6. Во Франции.

Неразлучная французская рождественская парочка новогодних героев – Пер Ноэль и его друг Шаланд – старичок с бородой. Пер Ноэль специализируется на хороших детях – дарит им подарки, Шаланд же приходит к хулиганам, чтобы угостить их порцией розг. Впрочем, если спеть ему песенку, он сменит гнев на милость. Кстати, Папа Ноэль приходит и к испанцам.

7. В США.

Если встречать Рождество в США, вы непременно столкнетесь с американским – стариком, разъезжающим на санях, запряженных оленями, проникающим в дома через трубу и раскладывающим подарки по носкам и елкам.

8. В Италии.

У итальянцев Деда Мороза замещает Баббо Натале, который пробирается в дома через печную трубу и угощается сладостями и молоком, которые ему оставляют радушные хозяева. А в новогоднюю ночь в дома приходит старушка, до боли напоминающая нашу Бабу-Ягу, здесь ее именуют Бефана. Она разносит подарки по башмачкам, а плохишам дарит потухшие угольки, чтобы те задумались над своим поведением.

И это далеко не полный перечень многочисленной родни Деда Мороза, которая наполняет рождественские и новогодние праздники радостью и волшебством.

Новый год не может обойтись без Деда Мороза и Снегурочки – в России, Санта–Клауса и оленя Рудольфа – в англоязычных странах и Йоулупукки – в Финляндии. О том, какие еще новогодние волшебники приходят в гости к детям – в нашем материале

Дед Микулаш и дед Ежишек

Первыми свои рождественские подарки получают дети в Чехии и Словакии. Местный Дед Мороз - Святой Микулаш - приходит в гости в ночь с 5 на 6 декабря, в канун празднования дня Святого Николая. Известно, что он одет в длинную красную шубу, высокую шапку, а в руках у него посох, только вместо мешка с подарками, за спиной он носит короб. У доброго волшебника много друзей: трубочист, крестьяне, гусары, даже Смерть. Считается, что в путешествии Микулаша сопровождают белоснежный Ангел и лохматый Черт, которые подсказывают старцу, кому из малышей подарить апельсин, яблоко или конфету, а кому - кусочек уголька или картофелину. Ангел носит с собой список послушных и хороших детей, которые прилежно учились и помогали родителям, а Черт - список с фамилиями детей-проказников. Однако маленькие озорники давно научились обводить Святого Микулаша вокруг пальца - считается, что если спеть ему песенку или рассказать стишок, добрый старичок растрогается и вручит заветный подарок.

Второй дед Мороз - Ежишек - посещает дома в Рождество, 25 декабря. О нем практически ничего не известно, так как его никогда никто не видел. По одной легенде он является братом деда Микулаша, и они очень похожи, только дед Ежишек очень скромный, по другой - подарки под елку в Рождество подбрасывает сам младенец Иисус. Как бы то ни было, но Ежишек внимательно следит, чтобы его никто не увидел, пока он подбрасывает подарки в дома детей, но всегда сообщает о своем посещении нежным перезвоном колокольчиков, которыми неизменно украшаются елки и дома в Чехии и Словакии.

Баббо Натале и фея Бефана

В Италии, как и во многих других европейских странах, сразу два Деда Мороза, один из которых приходит на Рождество, а второй, а правильнее сказать, вторая - 6 января. Новый год же в Италии не принято отмечать с размахом, поэтому и персонажа, приносящего дары в этот день у них нет, зато принято ходить в гости с чистой водой, существует даже поговорка: "Если тебе нечего подарить хозяевам дома - подари новую воду с оливковой веточкой".

Итальянского Деда Мороза зовут Баббо Натале, что в переводе означает Рождественский Отец. Существует две легенды его происхождения. Первая связывает Баббо Натале со Святым Николаем, который жил в III веке нашей эры. Согласно второй версии - рождественский сказочный волшебник позаимствован у американцев. В любом случае внешне он мало чем отличается от Санта-Клауса - обычно он изображается как полноватый мужчина в красном полушубке, отороченным белым мехом, и с седой бородой, иногда он даже носит очки. Как и американский Дед Мороз Баббо Натале путешествует по воздуху в санях, запряженных оленями, а в дома проникает через дымоход. Все итальянцы знают, что Рождественский Отец - большой любитель молока, поэтому всегда оставляют на столе чашку молока и сладости. Однако посещает он лишь тех ребятишек, кто заранее написал ему письмо с просьбой исполнить их заветные желания - для этого на улицах и в магазинах даже устанавливают специальные почтовые ящики для писем итальянскому Деду Морозу.

А 6 января дети с нетерпением ждут в гости фею Бефану. Обычно она изображается как старуха на метле, с крючковатым носом и большими зубами, одетая во все черное. За спиной у нее мешок с подарками и угольками. О волшебнице ходит сразу несколько легенд: согласно одной из них, фея Бефана осталась в Италии после того, как волхвы не взяли ее в путешествие к новорожденному Иисусу. С тех пор, она заглядывает в дома к маленьким итальянцам, чтобы одарить послушных детей и наказать хулиганов. Другая рассказывает, что волшебница сама отказалась посетить Вифлеем и с тех пор ищет его колыбель в итальянских домах. Одни новогодние предания рассказывают, что Бефана отпирает двери любого дома маленьким золотым ключиком, согласно другим - волшебница проникает в дом через печную трубу. О том, как передвигает фея, также ходит немало легенд. Кто-то верит, что фею приносят звезды, а кто-то, что она передвигается на маленьком ослике, а кто-то - что с крыши на крышу она перемещается прыжками на метле. Фее Бефане принято оставлять угощение на каминной полке - бокал вина и блюдце с едой. Существует поверье: если волшебнице понравилось угощение, перед уходом она непременно подметет пол. 6 января, в день Святой Эпифании, фею Бефану символизирует кукла, ее возят на тележке по городу, после чего сжигают на главной площади. Возможно, эта традиция связана с тем, что Бефана долгое время считалась злой колдуньей.

Мельхиор, Бальтасар, Гаспар, Олентцеро и Тио Надаль

Испанские дети не верят в Деда Мороза. Вместо традиционного новогоднего волшебника к ним в гости приходят сразу трое Королей, которых мы привыкли называть волхвами - без преувеличения самые старые рождественские персонажи, о которых написано в Библии.

Накануне Дня Трех Королей, он отмечается в Испании 6 января, во всех городах и селениях проходит большое красочное шествие Королей. По окончании Мельхиор, Бальтасар и Гаспар произносят торжественную речь, которая неизменно заканчивается словами: "В этом году все дети получат подарки!". Короли занимают каждый свой трон, установленные зачастую в центре города, после чего вызывают к себе малышей и лично вручают заветный подарок.

В то же время в Стране Басков и провинции Наварра подарки послушным детям вручает Олентцеро, местный Дед Мороз. О его происхождении ходит несколько легенд - по одной из них он происходит из великанов джентилаков и был первым, кто узнал о рождении Иисуса Христа и принес это известие людям. По другой - когда Олентцеро был младенцем, его нашла фея и отдала пожилой паре. Когда приемные родители умерли, Олентцеро начал изготавливать игрушки, которыми одаривал соседских ребятишек. Он погиб при пожаре, спасая детей, но фея подарила Олентцеро вечную жизнь. Обычно Олентцеро изображается в национальной домотканой одежде. Этот добродушный чернобородый толстяк любит хорошее угощение и никогда не откажется от хорошего вина - для этого он даже носит с собой фляжку.

В Каталонии же место Деда Мороза занимает волшебное полено по имени Тио Надаль. Маленькие каталонцы бережно ухаживают за поленом - кормят днем и укрывают на ночь. В благодарность за заботу полено подкладывает им небольшие съедобные сувениры - сладости, орехи или фрукты. Вообще каталонцы верят, что если в Рождество сжечь полено и хранить пепел весь год, это защитит их от злых духов.

Йоласвейнары

Исландские Йоласвейнары не имеют ничего общего ни с русским Дедом Морозом, ни со Святым Николаем, более известным как Санта-Клаус. По легенде в семье великанши-людоедки Грилы и лентяя-лежебоки Леппалуди появилось 13 сыновей - Йоласвейнаров, в переводе с исландского рождественская братва или рождественские парни. Современные рождественские традиции представляют их в образе озорных гномов-шутников, однако до начала XX века "братва" считалась не иначе как злобными троллями, доставляющими немало хлопот обитателям "ледяной страны".

По легенде, отпрыски мамаши Грилы появлялись в селениях за две недели до Рождества, 12 декабря, и начинали всячески вредить - воровали скот и еду, били посуду, устраивали бардак в доме, а иногда похищали детей. Чтобы не быть съеденными исландские ребятишки весь год до наступления Рождества вели себя хорошо и слушались родителей.

С течением времени образы Йоласвейнаров трансформировались - теперь эти добродушные гномы оставляют в башмачках послушных детей подарки, да не один, а тринадцать, а таким же озорникам, как они сам, дарят кочек уголька, картофелину или даже камень. Считается, что гномы поочередно приходят со стороны гор и задерживаются в каждом доме на 13 дней, после чего также по одному уходят обратно в свою пещеру.

В то же время до сих пор в неподдельный ужас исландских малышей приводят мамаша Грила и домашний любимец Йоласвейнаров - огромный, величиной с быка, черный Йольский кот. В канун Рождества они иногда приходят в города и села, где подстерегают непослушных детишек или лентяев, которые не успели прикупить к Святкам шерстяную обновку. В 2010 году одно из новостных агентств заявило, что извержение вулкана Эйяфьядлайёкюдль - это дело рук коварной людоедки Грилы.

Маулана Каренга

С 60-годов прошлого столетия чернокожее население США проводит афроамериканский фестиваль Кванза, который длится с 26 декабря по 1 января. Главной целью праздника является поддержка и сохранение африканских традиций, заведенных в США в XVII-XIX веках вместе с неграми-рабами. Кванза или праздник первого плода придумал лидер борьбы за права афроамериканцев, профессор Калифорнийского университета, доктор наук Маулана Каренга. Он предложил отказаться от праздника Рождества, которую считал "религией белых" и вернуться к "корням". Однако со временем чернокожие жители США, исповедующие христианство, с удовольствием отмечают и Рождество, и Кванзу. Кроме того, праздник получил популярность и в Канаде, где его отмечают все, кому интересна афроамериканская культура.

Каренга, как идейный лидер праздника, предложил и "семь постулатов Кванза", по одному на каждый день - единство, самоопределение, совместная работы и коллективная ответственность, сотрудничество, целенаправленность, творчество и вера. Сам Маулана Каренга назвал их принципами, которыми должен руководствоваться в своей жизни черный человек, чтобы достичь прогресса.

В соответствии с традицией, взрослые и дети украшают свои дома, надевают яркую национальную одежду и участвуют в праздничных церемониях - игра на национальных музыкальных инструментах, песнопения, танцы, "бескровное" жертвоприношение, чтение молитв и, конечно, застолье.

Доктора Каренгу можно смело назвать новогодним волшебником афроамериканцев - этот человек сделал для "черного" движения в мире не меньше чем Мартин Лютер Кинг или Нельсон Мандела.

Сегацу-сан и Одзи-сан

В Японии Новый год отмечают по Григорианскому календарю, который был принят в стране восходящего солнца в 1873 году, хотя дата традиционного японского Нового года совпадает с китайской традицией и располагается обычно между 21 января и 21 февраля. Традиция отмечать этот праздник сохранилась с древних времен - о наступлении Нового года здесь неизменно возвещают 108 ударов колокола. Однако после окончания Второй мировой войны японцы позаимствовали некоторые элементы западной культуры. Например, к традиционному древнему Деду Морозу Сегацу-сану добавился более молодой, современный зимний волшебник Одзи-сан.

Сегацу-сан, в переводе с японского Господин Новый год или Господин Январь, одет в зеленое или небесно-голубое кимоно. По поверьям, за неделю до наступления Нового года он покидает свой дом в небольшом городке Шиогама на острове Хонсю и начинает обход жителей Японии. Эта неделя в народе называется "золотой". К его приходу перед домами строят ворота из бамбуковых палочек и сосновых веток, устанавливают карликовые деревца сосны, сливы или персика. Несмотря на то, что Сегацу-сан не дарит подарков, а просто поздравляет всех с Новым годом, он желанный гость в каждом доме. Существует поверье, что вместе с ним в ночь с 31 декабря на 1 января жителей Японии посещают Семь богов счастья, которые приплывают на волшебном корабле - специально для них дети оставляют на подушках изображения парусников.

Второй Дед Мороз, Одзи-сан, появился в Японии сравнительно недавно - с проникновением в страну американских традиций. "Молодой коллега" Сегацу-сана - японский вариант Санта-Клауса - справляется со своими обязанностями всего за одну ночь. Передвигается Одзи-сан, одетый в красный тулупчик и колпак, по морю, с собой он привозит подарки для всех жителей островов. В последнее время маленькие японцы переняли традицию писать своим Дедам Морозам письма с заветными желаниями, по статистике, все больше адресатом они выбирают именно Одзи-сана, который обязательно исполняет их желания.

Айос Василис

Греческий Дед Мороз не имеет ничего общего с нашими традиционными представлениями о новогоднем волшебнике. Даже зовут его не Святой Николай, а Святой Василий - Айос (Агиос) Василис, в честь православного святого, родившегося в 330 году и еще при жизни получившего прозвище Великий. Святой Василис прожил всего 49 лет, на протяжении которых он помогал бедным и нуждающимся, а сам жил очень скромно. Умер он 1 января 379 года, с тех пор Греческая Православная Церковь в этот день отмечает память святителя Василия Великого. Он был высоким и худым человеком с бледной кожей и длинной черной бородой с проседью.

Несмотря на то, что в современной Греции Айоса Василиса изображают как Санта-Клауса - в красном полушубке с седой бородой - в традиционном представлении он носит костюм, напоминающий рясу священника, а на голове у него тиара. Святой Василий приходит в дома не с Северного Полюса, а из своего родного города Кесарии Кападокийской. Еще одно важное отличие - Айос Василис не носит мешок с подарками, так как на протяжении всей жизни основными его дарами были слово и вера Христова.

С именем Великого Василиса Кесарийского связана еще одна новогодняя традиция - Василопита. Это пирог, без которого не обходится ни одно торжество в Греции и на Кипре, где святого также очень чтут. По одной из легенд, чтобы избавить свой родной город от захватчиков мудрый Айос Василис велел местным жителям принести из дома все самое ценное. Враг отступил, а все собранные ценности запекли в пироги, которыми угостили всех жителей города. Эти пироги получили название Василопиты. Их неизменно пекут на 1 января, а внутри обязательно прячется монетка "на счастье".

Шань Дань Лаожен

В Китае, как и в других странах Восточной Азии, наступление Нового года отмечается по лунному календарю и знаменует собой приход весны. Согласно древним поверьям, в первый день весны пробуждается природа и оживает земля, а на Землю приходит мифическое животное Нянь, которое пожирало скот, зерно, а также детей и сельских жителей. С тех пор, в Китае принято оставлять еду на пороге домов - считается, что зверь насытится и оставит людей в покое. Существует и другое поверье: как-то Нянь испугался ребенка в красном ханьфу, с тех пор в канун Нового года принято украшать свои жилища красными фонарями и свитками, чтобы отпугнуть зверя.

Своего Деда Мороза китайцы величают Шань Дань Лаожен, существуют и другие трактовки имени - Дун Че Лао Рен, Шо Хин и другие. Как и русский Дед Мороз, он носит красное одеяние и не любит передвигаться пешком, предпочитая объезжать свои владения на ослике. Шань Дань Лаожена смело можно назвать самым занятым в новогоднюю ночь Дедом Морозом - детей в Китае много, но он обязательно заглядывает в каждый дом и оставляет лайси - конверт с небольшой суммой денег на счастье. Китайцы верят, что их новогодний старец изучал философию Конфуция, владеет ушу и айкидо. Считается, что он также отпугивает злых духов.

Хызыр-Ильяс

В мусульманских странах отмечают сразу два Новых года. Первый из них наступает в первый день месяца Мухаррам, но так как в исламских странах используют лунный календарь, праздник сдвигается на 11 дней вперед. Второй называется Хедерлез и символизирует начало нового скотоводческого года (обычно отмечается 23 апреля по юлианскому календарю и 6 мая - по григорианскому). Дед Мороза здесь зовут Хызыр Ильяс и появляется он домах добрых и праведных людей лишь в начале мая. Обычно его изображают седовласым старцем с длинной седой бородой, он носит зеленый вышитый халат и красный тюрбан, а с собой у него мешок с подарками.

На самом деле Хызыр и Ильяс - это два пророка, имена которых давно стали восприниматься как единое целое. По татарским поверьям, Хызыр испил живую воду и получил бессмертие. Считается, что он путешествует по свету, помогает нуждающимся и наказывает алчных людей. До сих пор татары верят, что нельзя обижать встретившегося в дороге или заглянувшего в дом старика, так как это может быть сам Хызыр.

Согласно другим легендам, Хызыр и Ильяс - братья, они встречаются всего один раз в году, чтобы вернуть на землю Весну. В этот день и отмечается Хедерлез. Согласно традиции накануне праздника все дома тщательно убирают, так как новогодний волшебник не заглянет в жилище неряхи. Хозяйки также верят, что, если в праздничную ночь все шкатулки, кошельки и кастрюли с едой оставить открытыми, можно получить благословение Хызыр-Ильяса на достаток в семье.

Новый Год не мыслим без своих особенных, новогодних персонажей, которые в каждой стране разные, но цель у них одна – одарить взрослых и детей подарками. На сегодняшний день образ новогодних героев сложился полностью, хотя пару столетий назад Дед Мороз и Санта только начинали обретать свой облик. В Голландии в 19 веке было принято считать, что подарки оставляет во время чистки дымоходов стройный трубочист с трубкой в зубах.

Дед Мороз

Дед Мороз стал интернациональным героем и во многих странах Новый Год не мыслим как без христианских обычаев, так и без Деда Мороза. Да и какая же праздничная Елка без Деда Мороза. Для детей появление волшебного деда всегда радостное событие, так как это означает начало чудесных превращений и подарки.

В конце 19 века в России появились елки, которые покупались в основном для детских забав, традиция эта пришла из Германии. Сначала родители сами играли роль Деда Мороза и лишь позднее стали нанимать для этого актеров и приглашать на праздники не только родственников, но и друзей и знакомых. Так, постепенно, Дед Мороз сходит с открыток на радость детишек и превращает Новый Год из семейного праздника в светский.

Сначала это была просто елочная игрушка, потом размеры игрушек увеличились, и дед с бородой стал украшать витрины магазинов, и только в начале 20го века персонаж по-настоящему ожил. Кто-то надел красный кафтан, взял посох и мешок с подарками и у нас появился настоящий сказочный персонаж. Скорее всего, эта идея пришла в голову родителям, которые хотели навсегда рассеять сомнения ребятишек, считающих, что волшебного деда не существует или идея одного из актеров, решившего подзаработать в канун праздников. Но радости детей не было предела, они интересовались настоящая ли у деда борода и почему он не тает в теплой комнате и где живет весь год.

Уже в советской России новый Год начинают отмечать на широкую ногу – все учреждения для своих сотрудников и их детей проводят Елки и голубые огоньки. И хотя год из года сценарий торжества практически не менялся, так как должен был быть обязательно утвержден Министерством Культуры, советские граждане были рады, как елкам, так и Деду Морозу.

Снегурочка

Внучка Деда Мороза, настоящая русская красавица с косой до пояса в красивой шубке и с розовым румянцем на щеках. Именно она помогает раздавать подарки и веселить ребят на детских новогодних праздниках. Но почему только у нас есть Снегурочка, которая кроме всего прочего является символом чистоты, юности и влюбленности.

Снегурками и снегирями на Руси звали как птичек с розовыми грудками, которые, не боясь мороза, оставались с нами на всю зиму, так и снежных фигур. Идола снежной бабы начинали лепить в конце января, и во многих сказках подчеркивалось, что иногда такие идолы оживали в виде прекрасной девушки, поэтому бездетные старики старались тоже слепить себе снежную внучку в надежде на чудо. Эта девочка из снега была дочерью Весны и Мороза, но всегда покидала своих стариков, превращаясь в журчащий ручей, а свою улыбку и румянец дарит полевым цветам.

В легендах других народов говориться, что можно родить такую девочку-снегурочку, проглотив снег или же просто посмотрев на него. Но сейчас Снегурочка это спутница Деда Мороза, которая каждый Новый Год радует нас своим приходом на праздник. Многие девушки выбирают именно этот костюм в качестве новогоднего наряда, что позволяет им быть в центре новогоднего торжества.

Санта Клаус

С Сантой немного проще, ведь доподлинно известно, что имя этого персонажа связано со Святым Николаем (от искаженного голландского Sinterklaas). Этот персонаж широко распространен в американских штатах и появляется в новогоднюю ночь в санях, запряженными северными оленями. Его костюм похож на костюм нашего новогоднего деда, лишь кафтан и борода слегка короче. Но он взялся не из народных преданий и поверий, а из стихов Кларка Мура и картинок Томаса Найта, что впрочем, не делает персонаж менее сказочным.

И другие персонажи

Чуть менее распространены гномы и странствующие актеры, которые насвистывая рождественские песни, путешествуют из города в город, раздавая жителям подарки и принося Новый Год. Например, в Швеции к детям приходит добрый дедушка Юлотмтеннен вместе с карликом Юлниссаром. А в Финляндии подарки приносит человечек Иолупукки в зеленой куртке и красном колпаке, которого сопровождают гномы и ослик, и именно ослик вручает подарки каждому ребенку.

А в Италии за новогодние подарки отвечает добрая фея Бефана, которая по такому случаю пользуется метлой, чтобы успеть в новогоднюю ночь к каждому малышу. Но все персонажи неизменно добрые, желанные и любимые, поэтому не важно кто подарит сверток в блестящей бумаге, главное, чтобы ни один ребенок не остался в Новогоднюю ночь без подарка.

Конечно, каждый знает, кто такой Санта Клаус и наш родной Дед Мороз со своей Снегурочкой. Но известно ли вам, что чуть ли не в каждой стране, Санта Мороза сопровождают совершенно разные персонажи, о которых вы даже ни разу не слышали. Или слышали, но не поняли. Упоминание их имен русскому человеку может ввести в такой же ступор, как и Снегурочка – иностранцев. И, если наша Снегурочка – само очарование (и даже выпить может, если нальют), то европейские помощники Санты – личности отнюдь не всегда положительные. Рождество, которое все-таки, происходит прежде Нового Года – явление древнее, и, порою, очень страшное. Связано оно, если вы не в курсе, с кельтским праздником солнцестояния – Йюлем, которое происходит 21 декабря. С момента сотворения Земли, все населявшие ее люди считали, что на 3й день после 21 декабря, когда солнце вновь начинает подниматься по небосводу, случаются разные, в основном хорошие (но отнюдь не всегда) вещи.

ДЖЕК ФРОСТ (Jack Frost)

Этот молодой человек будет подревнее аналога Санты в лице Святого Николая, который каждый год раздавал девочкам/мальчикам золотые монетки, чтобы тех, нищие родители, не продали в рабство. И, наверное, самый близкий к нашему деду Морозу персонаж. Но появился он отнюдь не в России, а в Норвегии/Швеции. В общем, там, где жили викинги. И звали его изначально Jokul Frosti (“сосулечный мороз”). Личность он – крайне неприятная, и в данный момент сохранился, как действующее лицо, только в заокеанской Америке. Нужен же им в противовес хорошему и доброму толстому старичку в красной одежке, плохой и злой Джек, который вставляет ему палки в колеса и рисует узоры на стекле (в качестве развлечения, очевидно). На территории России трансформировался в дедушку, который носит голубое, и издевается над людьми. Не верите? Пересмотрите “Морозко”. Наш кинематограф не врет.

ЦВАРТЕ ПЬЕТ (Zwarte Piet)

Удивительное дело, в эскорте голландского Синтерклааса (местного Санты) имеется совершеннейший негр (ой, извините, афро-европеец). Каждый год он приезжает с Синтерклаасом из Испании. Укуренные в ноль голландцы искренне полагают, что Санта Клаус большую часть года загорает на курорте Марбелья. Тому, наверное, есть причины, ведь Голландия так долго провела под цивилизованным игом Испании, что голландцы на всякий случай, чтобы не раздражать власти, забыли о существовании всех других стран, кроме страны фламенко и сангрии. Как бы то ни было, нидерландский Синтерклаас, личность, судя по всему, не слишком позитивная, потому что до середины прошлого века, “Черный Пит” (Цварте Пьет) вроде как был его рабом, а теперь – просто слугой, который упаковывает нехороших детишек в свой большой мешок (и, наверное, потом съедает). Немного по-расистски, не правда ли? Но кому ж еще есть наказывать плохих детишек, как не негру (снова извините за неполиткорректность).

КРАМПУС (Krampus)

Австрийцы, как известно, суровые извращенцы (да-да, Захер-Мазох и Гитлер родились именно там). Поэтому в Австрии и прилегающих окрестностях на Рождество вместе с добреньким Сантой, направо и налево раздающим детишкам сладости, приходит совсем уж отвратная личность в лице Крампуса. Это такой далеко дохристианский аналог йюльского кошмара для детей, которые не слушали своих родителей. Крампус – когтистое и волосатое чудовище, страшно похожее на расхожее представление христиан о дьяволе, крадет их игрушки, стегает розгами, а в самых запущенных случаях, засовывает в мешок и выкидывает в реку. Так что, если австрийский ребенок находит у себя в повешенном для подарков чулке не игрушки и сладости, а кусок угля, он вздыхает с облегчением, и утирает холодный пот. Он, конечно, был не очень положительным, но, хотя бы, его не отлупасили почем зря.

БЕЛСНИКЕЛЬ (Belsnikel)

На севере Германии и в Пенсильвании нехороших детей вместо Крампуса навещает Белсникель. Он не такой истерически-страшный, вот только с ног до головы покрыт мехом. То есть – совсем. Если ребенок не обделался от ужаса, увидев Белсникеля, то особо надеяться ему тоже не на что. Если ребенок был хорошим, Белсникель оставляет ему в носке сладости и игрушки (ну, по-крайней мере, не прет их оттуда), а вот, если ребенок провинился – сладости он съедает, а вместо них оставляет уголь и камни. Спасибо, что хоть не топит несмышленышей в реке.

ДЕД С РОЗГАМИ (Le Pere Fouettard)

Помощник Сэн Николя (это Санта Клаус по-французски) – существо крайне неприятное. Во-первых, он всегда небрит и плохо вымыт, а потому возвещает свое появление устойчивым запахом козла, во-вторых, он всегда, как гот, одевается в черное, и в-третьих, что особенно неприятно, носит кнут или жезл. И если добрый дедушка Николя раздает игрушки хорошим детям, то Пер-Фьютард лупасит непослушных детей почем зря. И, хотя визуально он не так ужасен, как Крампус, некоторые истории утверждают, что он насмерть забил трех мальчиков, которые после своей смерти вынуждены рабски горбатиться на фабрике игрушек Святого Ника. Одно хорошо, грозит он своим появлением только детям восточной Франции, и приходит только в день Сэн Николя – 6 января.

ГРЫЛА (Grýla)

Ужасающая (еще бы, с таким-то имечком) великанша обитает в горах Исландии. Не знаем, как там в Исландии с Санта Клаусом, или его аналогом, но Грыла спускается с гор аккурат на Йюль (21 декабря) и жрет плохих детей аж до 6 января. Да, да, вы не ослышались, она не пугает их, не бьет, не отнимает у них игрушки и пирожные, а просто банально съедает. Сырыми. Жената тетка была трижды – и все неудачно (мужья либо сбегали, либо банально, от ужаса, кончали с собой, бросившись с обрыва), дети тоже получались уродами, не удивительно, что теперь она настолько обозлилась, что живет с черной кошкой и предпочитает человечинку.

БЕФАНА (La Befana)

Итальянские дети не ждут Санта Клауса с его оленями. Обычно, к ним 5 января (в канун Богоявления) приходит Бефана. Несмотря на то, что это – в чистом виде ведьма – с бородавкой на носу, метлой и прочими необходимыми аксессуарами неприятной личности, существо оно – доброе. Подарки достаются только добрым детям, плохим Бефана кладет в носки золу. Существует также поверье, что если в доме хороший хозяин, Бефана не только подарит подарки его детям, но и перед уходом подметет пол. Существует обычай: в ночь с 5 на 6 января оставлять на камине небольшой бокал вина и блюдце с едой для Бефаны. Сильно дохристианский персонаж, когда люди не в церковь ходили, а прятались по домам в ужасе от того, что на холодной улице могут встретить всяких неприятных мифических личностей.

ОЛЕНЦЕРО (Olentzero)

Оленцеро, по одной из версий – великан из рода великанов, проживающих в Перинеях, по другой – просто очень жирный человек, который приходит в ночь с 24 на 25 декабря к баскским детям, чтобы принести подарки. (Баски, если кто не в курсе, живут в Стране Басков – провинции на Северо-Западе Испании и говорят на своем, никому больше не понятном языке). Одевается он, как баскский крестьянин, носит берет и курит трубку. Ну да, еще у него большой мешок за спиной. Персонаж он, в принципе – положительный и добрый, но с некоторыми заскоками. Например, он, прежде, чем отвалить гору подарков, прислушивается – спят ли дети. Если нет, он нежно и ненавязчиво постукивает по печной трубе серпом, как бы намекая: либо вы прямо сейчас, маленькие сволочи, заснете, либо я приду и перережу вам горло этим самым серпом, и никаких подарков.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ЧУРБАН (Tio de Nadal)

Самый милый, но и самый спорный новогодний персонаж. Потому что его еще иногда называют “caga tio” или “сральный чурбан”. Появляется он в домах каталонцев (еще одна провинция в Испании, где очень любят отдыхать русские туристы, а да, там еще родился Сальвадор Дали) с 8 декабря – праздника Непорочного Зачатия, и представляет собой коротенькое бревно, которое устанавливают на двух палочках-ножках и пририсовывают ему (бревну) улыбающуюся мордочку. Каждый вечер семья оставляет ему несколько кусочков еды, чтобы он “насытился”, и укрывают попонкой, чтобы “не замерз”, не дай бог. На Рождество чурбанчик засыпают (или, как говорят каталонцы “засирают”) разными вкусностями – сушеными фигами, конфетами, орешками, когда “засирать”, извините, больше нечем – в ход идут лук, чеснок и соль. Если гостям и хозяевам удалось засыпать (ой, извините, “засрать”) бревно по самые улыбающиеся уши, то будущий год – удастся. И можно с чистой совестью чурбанчик сжечь. Чтобы закрепить результат.

По сю пору у меня затык в правильном написании собственного имени русского Санта Клауса. Вот специально не стала писать это имя.
Никак не могу понять почему он Дед Мороз, а не просто дед Мороз.
Вот решила разобраться в этих сказочных ЗИМНИХ персонажах.
ДЕД МОРОЗ - главный сказочный персонаж на празднике Нового года, восточнославянский вариант рождественского дарителя. Властелин зимнего периода года.
Дед Мороз изображается как старик в цветной - голубой, синей, красной или белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Часто приходит в сопровождении внучки Снегурочки, а во времена СССР, бывало, и Нового Года - мальчика в красной шубе и шапке (на одном из этих предметов одежды часто имелось цифровое обозначение наступающего/наступившего года). Мальчик Новый год выступал как своеобразный преемник Деда Мороза; наиболее часто он был изображён на новогодних открытках конца 1950-х - середины 1980-х годов, после чего популярность этого персонажа стала падать и к настоящему времени он почти забыт. Также деда Мороза иногда сопровождают различные лесные звери.


СНЕГУРОЧКА - внучка Деда Мороза, его постоянная спутница и помощница. На праздниках выступает как посредник между детьми и Дедом Морозом. Образ Снегурочки – символ застывших вод. Это вечно юная и жизнерадостная девушка, одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается, хотя с середины XX века в ее одежде иногда стали использовать и голубые тона. Её головной убор – венец, шитый серебром и жемчугом.

Если обратиться к эпохе язычества, то можно узнать, что славяне очень почитали грозного бога Мороза. Он являлся сыном Бури Яги, являвшейся самой древней богиней наших предков. Сам Мороз был очень суровым и нелюдимым, а вот его внучка Снегурочка очень любила людей.
Согласно другому преданию Снегурочка – это дочка Деда Мороза и Снежной Царицы. Эти двое полюбили друг друга, несмотря на то, что против их брака был сам Чернобог. Это божество руководило всеми темными силами и его очень боялись на Руси. А вот его дочка Снежная Царица оказалась очень душевной девушкой, способной на любовь. Куда потом делась сказочная мама Снегурочки, не рассказывается ни в одной из легенд. Известно лишь, что осталась девочка вместе с Дедом Морозом и стала его верной и единственной помощницей.

СНЕГОВИК - сын языческого Деда Мороза и Снежной Вьюги-Метелицы. Эти снежные создания изначально считались очень злыми и их боялись. Первых снеговиков изображали как свирепых огромных монстров, которые могли причинить вред человеку. Также было опасно лепить снеговика в полночь, что могло быть ознаменовано дурными снами и ночными страхами.

Со временем Снеговик гендерно изменился - стал Снежной Бабой. Наши предки верили, что зимними природными явлениями (туманами, снегами, метелями) повелевают духи женского пола. Поэтому, чтобы показать им свое почтение, лепили снежных баб и придавали им сакральное значение. В период оттепели в деревнях всегда стояли три снежных бабы. Одной в руки вручали метлу, ею она должна была гнать прочь зиму и снега. Вторая считалась покровительницей будущего осеннего урожая и около нее всегда рассыпали зерно. Третью снежную бабу делали меньше остальных и красиво наряжали - она "отвечала" за счастье под крышей дома.

Сегодня мистическое значение снеговиков и снежных баб совершенно утрачено: они давно стали просто традиционной зимней забавой, которой с равным удовольствием предаются взрослые и дети. О связи с прошлым напоминают лишь обязательные атрибуты снежных фигур:
1. Старое ведро на голове - символ достатка в доме.
2. Метла - чтобы «отгонять» сильные морозы и «пригонять» много снега: тогда земля будет лучше рожать.
3. Угольки и старый домашний хлам в качестве деталей лица - символ избавления от прошлого.
4. А нос-морковка - бессловесная просьба о хорошем урожае.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Задержка развития речи и массаж Массаж воротниковой зоны развития речи Задержка развития речи и массаж Массаж воротниковой зоны развития речи Рубцы на лице после прыщей — как избавиться: кремы, мази, аптечные средства, маски, косметические и медицинские методы Рубцы на лице после прыщей — как избавиться: кремы, мази, аптечные средства, маски, косметические и медицинские методы Подбираем цвет волос под цвет глаз Какой блонд идет кареглазым Подбираем цвет волос под цвет глаз Какой блонд идет кареглазым