Народный праздник жаворонки. В какой день принято печь «жаворонки»? На какой христианский праздник пекут жаворонков

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Печь в Великий пост «жаворонков» - красивая народная традиция, связанная с днем памяти сорока Севастийских мучеников. Это были воины, которые жили в IV веке и приняли смерть за Христа. Мы подробно расскажем об обычае печь постные булочки, которые ласково называют «жаворонками». Что такое «Жаворонки»

Жаворонки - это печеные птички из пресного теста. Их хозяйки на Руси готовили к празднику сорока мучеников Севастийских, который в Церкви отмечается 22 марта по новому стилю.

Кто такие 40 Севастийских мучеников

Сорок мучеников Севастийских - это святые первых веков христианства, воины доблестного войска, христиане. Они отказались отречься от Спасителя и приняли смерть от язычников в 313 году - замерзли в ледяном озере, охраняемые стражниками.

Когда пекут жаворонков

Жаворонков пекут в день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Этот праздник в Русской Православной Церкви отмечается 22 марта по новому стилю. Он непереходящий, то есть дата его фиксирована.

Народные традиции празднования дня памяти 40 Севастийских мучеников

На Руси церковный праздник - день памяти сорока мучеников Севастийских - называли Жаворонки или Со роки (с ударением на первый слог). Самая яркий обычай этого дня - печь постные булочки в виде птиц - «жаворонков».

День памяти сорока мучеников Севастийских был для простого люда знаком, что долгая и морозная зима подходит к концу. Близился апрель, в разгаре был Великий пост, «весна души».

Праздник совпадал с днем весеннего равнодействия, очень значимым в языческом сознании наших предков. 22 был днем, когда христианские смыслы накладывались на ветхие языческие. Люди славили мучеников, но оставались верными древним народным обычаям.

Традиция печь жаворонков

В Великий пост на Руси хозяйки пекли «жаворонков». Это булочки-птички из постного теста, иногда вылепленные вместе с гнездами и яичками. Жаворонков обычно пекли всей семьей в день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, который празднуется 22 марта по новому стилю.

Готовых птичек «сажали» на окно, а часть из них отдавали детям для их забав. Принято было, по старинной традиции, которая брала начало еще в язычестве, «заклинать весну». Печеных птичек цепляли на длинные пруты, несли на самую высоку горку и кричали что есть мочи: «Весна-красна, на чем пришла? - На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду». Или: «Солнышко-ведрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Пошли нам, Господи, теплого лета, урожайного года и побольше света!». Кликая весну, пели особые песни - веснянки.

Кроме жаворонков к празднику 40 мучеников Севастийских еще пекли постные блины - «преснушки».

Как печь жаворонков - рецепт жаворонков

Вам потребуется:

Для теста: 2 кг муки, 50 г дрожжей, 250 г растительного масла, 1 стакан сахара, 0,5 л воды, щепотка соли.
Для обмазывания жаворонков: сладкий крепкий чай.

Приготовление:

Жаворонки делаются из крепкого, упругого теста. Из куска хорошо выбродившего теста раскатать валик, нарезать на куски массой примерно 100 г, раскатать из них жгуты, завязать узлом, головке придать соответствующую форму, воткнуть изюминки-глаза, слегка примять пальцами хвостик, сделать маленьким ножичком надрезы-перышки, смазать поверхность настоем крепкого чая с сахаром, испечь.

Голубки, как и жаворонки, изготавливаются из жгута теста, который надо раскатать так, чтобы один конец был тонким и гибким - головка, а все тело потолще, удлиненное, его надо слегка примять пальцами. Хвост веерообразно надрезать ножиком. Для крылышек тесто тонко раскатать, вырезать крылышко, надрезать перышки, смазать чаем, последняя деталь - изюминки-глазки.

Колобки делаются совсем просто. Валик теста нарезать на куски, закатать из них шарики, положить на смазанный маслом металлический лист (противень), дать время для расстойки, после чего смазать с помощью кисточки чаем, тогда после выпечки колобки действительно будут иметь гладкую, блестящую, золотистую поверхность (колобаны золотые).

40 Севастийских мучеников

«Искренно ублажай претерпевшего мучение, чтобы и тебе соделаться мучеником по произволению и без гонения, без огня, без бичей оказаться удостоенным одинаковых с ними наград».

(Св. Василий Великий)
Святые севастийские мученики приняли страдание за Христа перед самой победой христианства в Римской империи. Так бывает: кончается война, и накануне победы кто-то принимает смерть.

В 313 году при Святом Константине Великом был принят знаменитый Миланский эдикт, разрешающий свободу христианского вероисповедания. Но власть во многих провинциях по-прежнему принадлежала язычникам, гонителям христиан. Так было и в провинции Армения, располагавшейся на территории современной Турции. Здесь, в городе Севастии гарнизоном командовал ревностный язычник Агриколай.

Перед военными действиями и в языческие праздники совершались тогда ритуальные жертвоприношения. В войске Агриколая находились 40 воинов-христиан, родом из Каппадокии, цвет войска – храбрецы, побеждавшие во многих сражениях, покрытые ратной славой. Из них трое: Кирион, Кандид и Домн были знатоками Священного Писания. Этих-то 40 человек решил Агриколай принудить принести жертвы языческим идолам.

Сначала Агриколай уговаривал их, обещал повышение по службе, деньги. Потом стал угрожать тюрьмой и позорной смертью. Но воины отвергли все посулы и угрозы, и тогда правитель заключил их в тюрьму. В темнице воины стали громко петь 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго». В полночь им явился Господь, и услышали они слова: «Добр есть начаток изволения вашего, но претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10:22).

Неделю спустя в город приехал знатный сановник Лисий и велел побить воинов-христиан камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный самим Лисием, попал в лицо Агриколаю. Смущенные мучители вернули узников в тюрьму, чтобы подумать, как поступить с ними. Ночью в темнице воины снова услышали утешающий голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

На следующий день воинов связанными повели к озеру близ города Севастии. В тот день был сильный мороз. Воинам приказали раздеться и поставили прямо в ледяную воду. А на берегу топилась баня, и мучители сказали, что любой из них может сразу же согреться в ней, если отречется от Христа. Всю ночь воины мужественно переносили холод, ободряя друг друга. Они пели псалмы, несмотря на боль, причиняемую обморожением. А мука эта по силе сравнима с ожогами от огня. Один из воинов после нескольких часов не выдержал, побежал на берег, к бане. Но едва он вступил на порог жарко натопленной бани, из-за резкого перепада температур кожа и плоть его стали отделяться, и он умер.

В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. По непостижимому Божественному Промыслу ему открылось, что там, где стоят эти мученики, - жизнь и слава. Там то тепло, которое невозможно обрести нигде и никогда, там Сам Господь. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я — христианин!» — и присоединился к мученикам. Стоя в воде, он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами». «По примеру стоящих в строю, которые, как скоро падет кто в первом ряду, тотчас замещают его собою, чтоб убитым не разрывался у них ряд. Подобно этому поступил и сей. Видел он Небесные чудеса, познал истину, притек ко Владыке, стал сопричислен к мученикам!

Иуда пошел прочь, а на место его введен Матфей! Подражателем стал Павловым вчерашний гонитель, а ныне благовествующий. И он имел звание свыше ни от человек, ни человеком (Гал. 1:1). Уверовал во имя Господа нашего Иисуса Христа, крещен в Него не другим кем, но собственною верою, не в воде, но в крови своей»(Св. Василий Великий).

Утром вернулись начальники мучителей и увидели, что воины еще живы, да впридачу среди них один из тюремщиков! В ярости Лисий и Агриколай велели перебить мученикам молотами голени, чтобы сделать страдания невыносимыми. Но и умирая от мучений, воины не переставали молиться и славить Истинного Бога. Среди них был один совсем юный местный уроженец по имени Мелитон. Мать его, тоже христианка, испугалась, что он не выдержит пыток. Она встала при нем неотступно и уговаривала не страшиться.

Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Святого Мелитона, еще живого, подняла его мать и понесла следом. У нее на руках он и скончался. После сожжения на костре обугленные кости святых сорока мучеников Севастийских были сброшены в реку. Но Господь сохранил их. Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и велели взять их останки со дна реки и предать погребению. Тот вместе с несколькими клириками пришел ночью к реке, и увидели они, что кости, даже малая их частица, светятся в темноте. Собрав все кости, их перенесли в подобающее место. Мученичество их о Господе началось 26 февраля, смерть же они приняли 9 марта. В этот день и празднуется их память.

Имена святых мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггий, Аетий, Флавий, Акакий, Экдит, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон, Аглаий – «Сорок мужей, у которых в раздельных телах была как бы одна душа, в согласии и единомыслии веры показали терпение в мучениях, одинаковую стойкость за истину. Все подобны один другому, все равны духом, равны подвигом; посему и удостоены равночестных венцов славы» (Св. Василий Великий).

Быстро распространившееся почитание св. Сорока мучеников уже в V веке достигло христианского Запада. Частицы мощей их были положены в основание алтаря базилики в Брешии, при ее освящении; специальная капелла была освящена в честь 40 мучеников в римской Санта Мария Антиква.

9 марта 1230 года болгарский царь Иван II Асень разбил армию Феодора Комнина и пленил его с семьей и большей частью войска. Иван II Асень отнес свою победу заступничеству Сорока Севастийских мучеников. В качестве благодарности царь построил или обновил бывший на этом месте храм (остается не до конца выясненным) и освятил в честь Сорока мучеников, а также оставил знаменательную надпись на колонне этой церкви в память о славной победе.

Подвиг, подобный Севастийскому, в 1919 году совершили сорок два русских священника, замученных палачами в снегах под Пермью. Там же претерпел кончину за Господа святитель Феофан Соликамский. Мучители раздели святого старца донага и опускали его в прорубь, пока тело не покрылось коркой льда. И таким примерам кончины наших страстотерпцев несть числа.

В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» - булочки в виде птиц. Эти булочки (печенья) обыкновенно украшались всевозможными вычурами и даже позолотой и продавались при входах в церковь и на торгу. Почему именно жаворонки? Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды - Христу.

Считается, что «На Сороки день с ночью меряются, прилетают сорок разных птиц, сорок пичуг на Русь пробирается».

Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. Св. Василий Великий, Григорий Нисский и Ефрем Сирин в этот день произносили свои поучения, а Иоанн Дамаскин и Феофан Никейский написали стихиры на праздник. В этот день облегчается строгость Великого Поста и совершается литургия Преждеосвященных даров.


Тропарь, глас 1:
Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, / умолен буди, Господи, / и вся наша болезни исцели, / Человеколюбче, молимся.

Ин тропарь, глас 1:
Страстотерпцы всечестнии, / воини Христовы четыредесяте, / твердии оружницы, / сквозе бо огнь и воду проидосте / и Ангелом сограждане бысте, / с нимиже молитеся Христу о иже верою хвалящих вас / Слава Давшему вам крепость, / слава Венчавшему вас, / слава Подавающему вами всем исцеления.

Кондак, глас 6.
Все воинство мира оставльше, / на Небесех Владыце прилепистеся, / страстотерпцы Господни четыредесять, / сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, / достойно восприясте славу с Небес / и венцев множество.

Печь милые и забавные булочки – жаворонки каждый год, в том числе и в 2017 году, полагается 22 марта. Это древняя традиция у православных христиан, корни которой уходят в далёкие языческие обряды. Жаворонок - символ наступающей весны, приносящий в дом счастье и достаток. Хозяйки в день весеннего равноденствия готовили небольших птичек и раздавали их детворе. Ребята бегали с жаворонками в руках, зазывая весну, здоровье, радость и благополучие в свои семьи. Когда пекут жаворонки? Их положено готовить ко дню поминовения сорока мучеников, воинов Севастийских, пострадавших ради Христа. Выпадает праздник на 22 марта и называется Сороки (или Жаворонки). Это время относится Великому посту, и выпечка строго готовится из постного дрожжевого теста.

Из простого и доступного постного теста жаворонки всегда получаются очень нежные и ароматные. В ингредиенты выпечки входит спелый банан и ванилин. Такой подход к традиционному рецепту оживляет булочки и дополняет их новым вкусовым оттенком. Банановое пюре положительно влияет на качество теста, добавляя сочность, воздушность и фруктовый вкус. Постные жаворонки, слегка украшенные посыпкой из тростникового сахара, выглядят волшебно и очень аппетитно.

Для теста:

  • свежие дрожжи – 45 г;
  • сахар – 170 г;
  • растительное масло (без запаха) – 10-11 ст. ложек;
  • мука – 6,5 стаканов (плюс на раскатку -5 ст. ложек);
  • вода – 470 мл;
  • банан – 1-2 шт.;
  • ванилин – по вкусу;
  • соль – по вкусу.

Для украшения:

  • изюм (мелкий) – 3-4 ч. ложки;
  • тростниковый сахар – 2 ст. ложки;
  • чёрный чай – 1 ч. ложка;
  • вода – 100 г (для чая);
  • сахар – 2 ч. ложки (для чая);
  • растительное масло – 4 ст. ложки.

Приготовление. Перетрите очищенный банан в пюре.

Нагрейте воду до температуры, терпимой для опущенной в жидкость руки. Растворите в тёплой воде дрожжи и всыпьте туда же сахар и соль. Добавьте в раствор банановую массу. Хорошо перемешайте ингредиенты и всыпьте половину просеянной муки. Размешивайте тесто 5 минут и заправьте растительным маслом. Добавьте в постное тесто остальную муку, смешанную с ванилином. Разминайте массу руками до эластичного и нетугого состояния. Тесто должно отходить от стенок посуды и легко отставать от рук. Посыпьте его небольшим количеством муки. Поставьте тесто для брожения, накрыв ёмкость крышкой или полотенцем на 60 минут.

Готовое тесто поднимется и посветлеет.

Выложите дрожжевую массу на посыпанный мукой стол и разделите на равные полоски. Раскатайте их. Длина валика должна быть около 14-15 см, а ширина-2 см.

Каждую полоску завяжите простым «узелком». Сформируйте из одного конца узла головку птички, а из другого – хвост. Разрежьте ножом хвостики жаворонков в виде веера. Прикрепите изюминки – глазки. Застелите противень бумагой, хорошо промаслив с двух сторон, и поставьте жаворонков. Дайте изделиям отстояться 15 минут.

Смажьте жаворонков растительным маслом и заваренным чёрным чаем. Посыпьте по шейке птички коричневым сахаром. Выпекайте заготовки до золотистого оттенка около 25-35 минут в нагретой до 180 градусов духовке.

В электрическую духовку добавьте небольшую сковороду с водой, чтобы выпечка не пересохла. Готовые птички не требуют выдерживания под полотенцем. Изделия остаются мягкие на протяжении нескольких дней и не теряют вкусовых качеств.

Подавайте жаворонков к чаю и порадуйте своих близких симпатичной и вкусной выпечкой.

Хотела в марте сделать весёлый лёгкий пост о печенье-«жаворонки», которое выпекается как раз в этот месяц. Думала - найду фото и к нему приложу текст из «Кулинарного словаря» Похлёбкина .

« Жаворонки - слегка сдобные (на молоке) плюшки из пшеничной муки в форме, напоминающей сидящую птичку. Выпекались как праздничное русское национальное хлебное (не кондитерское!) изделие к 1й неделе марта (обычно к 8 марта) в ознаменование поворота «с зимы на весну». В Москве, Московской области и в некоторых других городах центральных областей европейской части России выпускались хлебопекарной промышленностью в первой половине марта вплоть до конца 70-х годов по традиции» .

Потом стала читать про эту старинную славянскую народную традицию и… поняла, что о глубоком смысле этого на вид несерьёзного действия нужно рассказывать вдумчиво и распутывая по ходу путаный клубок из дат, формы и т.д. и главное - собирая воедино многочисленную разрозненную информацию.
Начинаю.

Время Весенних праздников .

Важно знать, что все славянские Весенние празднества прочно прикреплялись к солнечной фазе .
Первый Заклик Весны начинался 15 февраля (слав. Громницы /правосл. Сретенье). «Весна встречается в поединке с Зимой»
Второй - 14 марта (слав. Весновка /правосл. муч.Евдокии). «Жива-Авдотья - богиня Весны, у неё ключи от весенних вод. Захочет - спустит воду, не захочет или прогневается - задержит, а то и морозы напустит».
Третий - 22 марта (слав. Сỏроки /правосл. Сорок Мучеников Севастийских).

Вообще 21-22 марта - это особая дата . С астрономической точки зрения именно с 21 на 22 марта наступает весна (День Весеннего Равноденствия) и продолжается до 22 июня (Дня Летнего Солнцестояния).

21/22 марта - это Весенний Новый Год . И этот мартовский день издавна люди наделяли особыми магическими свойствами. Считалось, что именно в этот день пути Земли и Солнца пересекаются, создавая своеобразную «лестницу в небо».
В связи с этим 22 марта праздновали особый «Птичий» праздник - Сỏроки . «В этот день из Светлого Ирия (Страны Предков) прилетают птицы, знаменующих собой приближение девы Весны ». И «первыми возвращаются оттуда жаворонки, которые ведут за собой сорок птиц, несущих весну на своих крыльях».
Считалось, что именно жаворонку Бог вручает ключи от земли, которую он открывает, а птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну.
Верили, что «жаворонок приносит весну на поля, ласточка в дом, кукушка и соловей - в сады и рощи, горлица - в леса…».
(При этом считалось, что в полную силу весеннее тепло появится лишь через 40 дней…).

Всю неделю с 22 по 28 марта называли Масляничной.
24 марта (среда) отмечали Медвежий праздник-Комоедицу .
После Комоедицы (с четверга ) начинались масленичные игрища (забавы).

* Сейчас по православному календарю праздник Масленицы (Сырная неделя) — справляется несколько раньше, и не приурочен ко дню весеннего равноденствия. При этом о масленичных символах сохранилась разная память. Блинам повезло - они остались «при Масленице», и вообще в большом вкусовом почёте. А вот про печенье «жаворонки» почти за были.

Как отмечают Сỏроки (22 марта).

Начало Весны связывали с прилётом птиц . Поэтому этот прилёт нужно было изобразить, имитировать. Поэтому к празднику Встречи Весны всегда пеклись изображения птиц (пресные булочки, печенье) в виде летящих жаворонков, куликов, овсянок и др ., а также птичьи гнездышки из теста - с яйцами и птичками. Ими «закликали»-звали Весну, прося испеченную птичку «полететь к Богу» и «принести ключи», чтобы «отпереть весну-лето и запереть зиму».
Чаще всего птичек из теста называли «жаворонки». На юге России употребляли также название «кулики», на севере (Каргополь, Архангельск) называли «тетерки», в средней полосе в «ластовки» (ласточки) или «снегирьки» (Орел), «воробушки» (Н.Новгород). В Белоруссии пекли «аистов».
Но всё же, самое распространенное название было - «жаворонки» («жаворёнки», «жуварёнки», «жаворяточки»).

Форма печенья .

«Жаворонков» выпекали в большинстве случаев - «Летящих» - т.е. с распростертыми крылышками. Но также и «Сидящих ». На спину большого «жаворонка» могли посадить одного или несколько «детенышей» - птичек поменьше.
Форма и размеры «жаворонков» были очень разнообразны и могли различаться даже в соседних деревнях. Например, в одной деревне, чтобы сделать «птичке» тельце , хозяйка раскатывала тесто в жгут и связывала его узлом, а уже в соседней было принято раскатывать небольшие круглые лепешки, края которых загибали к середине, в виде «крыльев». Тельце птички украшали - покрывали глазурью из распущенного сахара, обмазывали медом, посыпали мелкими конопляными семечками, расписывали узором из дырочек, которые наносили гребенкой для расчесывания пряжи (ключом, дудочкой, наперстком).
Очень тщательно лепили «головку». Глаза намечали ямками и вставляли изюм, ягоды можжевельника, горох, кукурузу, гречку, конопляные семечки. Иногда делали «гребень» или «хохолок» - защипывали тесто посередине головы причем справа налево. Вместо «прически» могли украсить перышком или бумажным цветочком. На шею могли повесить импровизированное ожерелье из разноцветных бумажек. Головку или крылья иногда даже золотили сусальным золотом.


Количество печенья .

Здесь несколько версий:
1. Сорок штук;
2 . Сколько хочешь, количество неограниченно;
3. "Жаворонков" пекли повсюду по одному на каждого члена семьи - если хотели погадать. Тогда в них запекали разные предметы-«оракулы» - деньги, кольцо, хмель, зерно, щепку или уголёк, по которым потом судили какой кого ждёт год. А иногда просто под крылышко жаворонка, прятали монетку, и тот, кто её находил, считался «счастливчиком».

Что делали с «жаворонками». Песни-веснянки.

…Когда вынимали противень из печи, глядели: хорошо ли испеклись «жаворонки», не обгорели ли? А затем по качеству выпечки судили о благополучии в семье.
…Испечённых птичек раздавали детям, и те бежали «закликать/кликать/выкликать» Весну и её вестников - перелётных птиц.
…Праздник Сỏроки настолько широко отмечался, что дети (в деревнях) даже отказывались идти в школу, пока они «не закличут птичек».
...«Хлебных жаворонков» дети должны были разместить «высоко». Для этого их развешивали на рябины, березы, дубы, яблони, плетни; насаживали на длинную палочку; клали на голову; или привязывали нитками к шесту, чтобы их раскачивал ветер и они представлялись как бы «летящими».
…При этом дети пели лирические песни пробуждения природы, которые назывались «веснянками».

Ой, весна моя, ты, весняночка! Из-за тёмных лесов, из-за синих морей приходи! Солнцем, светом озари! Жаворонки, перепёлушки, птички ласточки! Прилетите к нам! Весну ясную, весну красную
Принесите нам!

Жаворонки прилетайте, Зиму белу прогоняйте. Гули - гули Зиму белу прогоняйте, Весну красну созывайте. Гули - гули Весну красну созывайте, Землю нашу одевайте.
Гули - гули Землю нашу одевайте, все поляны согревайте. Гули - гули все поляны согревайте, Солнце мило приглашайте. Гули - гули Лето, Лето, пойди сюда! А ты, Зима ступай за моря!…

Вот пришла Весна, Весна красная, ай, люли-люли, Весна красная.
Принесла Весна золотые ключи, ай, люли-люли, золотые ключи.
Ты замкни, Весна, Зиму лютую. Отомкни, Весна, тепло летечко,
Ай, люли-люли, тепло летечко.

* Интересно, что напевы «веснянок» многократно использовались в сочинениях русских композиторов, (например оперы «Ночь перед рождеством» и «Майская ночь» Римского-Корсакова, 1-й концерт Чайковского для фортепьяно с оркестром и др.).

…Весной одного сохранённого «жаворонка» клали в картофельную лунку и приговаривали: «Чтоб картошки круглые были». Или «жаворонков» клали в семена, а когда сеяли, то их вместе с семенами бросали в землю.

Тесто для «жаворонков».

Когда месили тесто, то его ставили на солнце, чтобы солнечый свет (Ярило) вошёл в него.
Рецепт 1й - «На опаре».
Нам понадобится:
ОПАРА: 1 стакан воды, 0,5 стакана муки, 3 ч. ложки сахара, 10~11г сухих дрожжей (2 столовые или 1 пакетик).
ТЕСТО: 1/4 стакана сахара, 1 ч. ложка соли, 5 ст. ложек растительного масла, 3~3,5 стакана муки (из данных продуктов получится примерно 870г теста).
В тёплой (не кипяток!) воде растворяем дрожжи и вмешиваем сахар и муку. Ставим в тёплое место, пока опара не увеличится в 2~3 раза.
В опару кладём сахар, соль, вливаем растительное масло и всыпаем 2,5 стакана муки. Перемешиваем.
Полстакана муки высыпаем на стол, на муку вываливаем тесто. Месим, понемногу подсыпая муку, пока тесто не станет гладким, однородным, влажным, но не липнущим к рукам.
Тесто накрываем пищевой плёнкой и оставляем подходить.
Когда тесто увеличится в 1,5~2 раза нарезаем его на одинаковые кусочки, которые потом скатываем в шарики.

Рецепт 2й - «Постное тесто» (из монастыря)
1 кг муки
2-3 ст.ложки сахарного песка
Пакетик сухих дрожжей
Пол стакана воды
Столовая ложка подсолнечного масла
Чайная ложка соли
Столовая ложка водки
В миску всыпать сухие дрожжи, развести их тёплой водой (градусов 30-40). Добавить соль, 2-3 столовых ложки сахара, 3 столовых ложки растительного масла. Всё хорошо перемешать. Для того чтобы тесто хорошо подошло добавить столовую ложку водки. Постепенно, просеивая через сито, добавлять муку. Месить тесто до тех пор, пока оно не перестанет приставать к рукам.
Оставить тесто, пока оно не подойдёт. Т.е. увеличится в несколько раз. Критерий готовности - тесто перестало расти или даже стало опадать.

Рецепт 3й - «Ржаные»
Такие жавронки не слишком сдобные и по-настоящему вкусными будут лишь горячими. Поэтому их следует слепить и сразу заморозить, а в печь отправить только в воскресное утро.
ТЕСТО: На стакан ржаной муки (2-го сорта, с отрубями) - две столовых ложки постного масла (нерафинированное подсолнечное) и две столовых ложки мёда (светлый липовый), щепоть соли. Воды добавляете потихоньку.
Тесто должно быть крутым. Вымешивается оно тщательно, никак не меньше 15 минут. Помните, что жаворонки должны в точности сохранить свою форму.

Способы лепки «Жаворонков».

Сидящий жаворонок .
Шарик теста раскатать в длинную колбаску. Колбаску завязать узлом.
У конца, который оказался наверху, вытянуть носик и вставить (вмять) глаза-изюминки. Второй - нижний - конец расплющить пальцами и надрезать, что будет обозначать пёрышки на хвосте.

Прямосидящий жаворонок
Раскатываем колбаску и нарезаем на более-менее ровные части. По объёму каждый кусок - средний грецкий орех. Вытягиваем нашей птичке клюв и вообще делаем голову. Потом большим пальцем расплющиваем хвост. И делаем на нём надрезы ножом. Последний штрих - глаза из маленьких изюминок или кусочков изюминок.

Летящий жаворонок (1)
От шарика теста отщипнуть маленький кусочек. Раскатать его в тонкий кружок и половину кружка нарезать бахромой. Большой шарик раскатать в валик, с одной стороны оттянуть клюв и вставить глаз. Другой конец немного расплющить и нарезать. Маленький кружочек - крыло - смочить с одной стороны водой и положить на заготовку туловища, нарезанной стороной вверх.

Летящий жаворонок (2)
Шарик теста раскатать в короткую толстую колбаску. На одном конце вытянуть клюв и вставить глаза. С другого конца 2/3 длины колбаски расплющить пальцами или раскатать. При раскатывании нужно растягивать тесто в ширину, а не в длину. Посередине раскатанной части, вдоль валика, сделать разрез. Затем обе получившиеся половинки надрезать более короткими разрезами. Одну часть поднять и уложить поверх другой, чтобы эти части были перпендикулярны друг другу.


Что же еще делали древние славяне, чтобы призвать Весну? Колобки.

…На Закличку Весны красят яички во все цвета Солнца и Весны: красный, жёлтый, рыжий, зелёный.
…Жгли чучело Зимы, что символизировало окончательную победу тепла.
…Будили вербу: украшали цветными лентами и бумажными цветами, просили скорее расцвести.
На праздник «Сỏроки» кроме «Жаворонков» пекли ещё и «Колобки». Но в том случае, если после зазывания весны продолжались заморозки.
Выпекание «колобков» это особый обряд, обращенный к Морозу. Их пекли из ржаной или овсяной муки. Всего 40 шариков - «сороки святые - колобаны золотые» и по одному шарику выбрасывали каждый день за окошко, приговаривая: «Мороз, красный нос, вот тебе хлеб и овес. А теперь убирайся подобру-поздорову!». Считалось, что Мороз, наевшись хлебных шариков, уйдет до следующего года и не станет мешать весенним посевным работам .

Сразу несколько народно-христианских праздников приходятся на время весеннего равноденствия с 21 по 25 марта. Это праздник Сороки, или Жаворонки , открытие Сварги и Благовещение . Во все эти дни главный обряд – это закликание весны и окончательные проводы зимы. Считается, что именно в это время из жарких стран начинают возвращаться птицы, неся на своих крыльях весну. Поэтому в эти дни принято призывать весну и печь булочки в форме птичек, которые называются «жаворонки». А поскольку сейчас время Великого поста, то «жаворонки» делают постными.

Праздник Сороки или Жаворонки

Праздник Сороки, или Жаворонки (другие названия Кулики, Заклички, Сорок сороков) отмечается 22 марта (9 марта по так называемому «старому» стилю) и совпадает с днем весеннего равноденствия . В православии в этот день отмечается день памяти Сорока севастийских мучеников, погибших за веру в IV веке на территории Малой Армении (современная Турция). Согласно народному календарю, именно в этот день зима кончается - весна начинается, а день с ночью меряется-равняется.

Жаворонками (куликами, тетерками) также называют печенье или булочки в виде птичек, которые выпекают к празднику. Праздник имеет древние корни и связан с земледелием – со дня весеннего равноденствия начинается подготовка к посевным работам. Поэтому часть печений-жаворонков не съедали, а скармливали птицам, скотине, а кое-где в одно из печений запекали монету: кто вытащит – тот и будет семейным засевальщиком, то есть в начале посевных работ ему доверят бросать первые пригоршни зерен. В этот день в деревнях пировали, играли в горелки и другие обрядовые игры, девушки гадали на женихов и т.д. И вообще это был законный день отдыха перед началом посевных работ.

Открытие Сварги - закликание Весны

Жаворонкам близок по духу и по обрядам и праздник Открытия Сварги, который отмечается чуть позже – 25 марта . Сварга - один из семи небесных миров в мифологии индуизма.

Благовещение по «старому стилю»

На 25 марта по юлианскому календарю приходится и один из самых важных в народно-христианском календаре праздников – Благовещение , которое еще называют Третьей (и последней) встречей весны. Этот праздник, совпадающий со временем весеннего равноденствия, связан с православным праздником Благовещение Пресвятой Богородицы , который из-за разницы календарей будет отмечаться 7 апреля .


Как закликают весну

Обряд закликания весны отличался в разных местностях, в каждом селе были свои заклички и припевки. Во многих местах на территории нынешней России Украины и Белоруссии в праздник каждый член семьи брал в руку печенье-жаворонок, выходил на поле, подбрасывал его в воздух и закликал:

  • Жаворонушки, летите! Нам зима-то надоела, много хлебушка поела! Вы летите и несите весну красную, лето жаркое!
  • Весна-красна, ты на чем пришла? Ты на сошечке, на бороночке. Весна-красна, что ты нам принесла? Принесла я вам три угодья: первое угодьюшко – животинушка в полюшке; другое угодьюшко – с сошечкой в полюшке; третье угодьице – пчелки на полете; да еще угодьице – миру на здоровьице!
  • Весна, весна красная приди, весна, с радостью, с радостью, с огромною милостью: со льном большим, с корнем глубоким, с хлебом великим.

В древности обряд закликания совершали взрослые, но со временем это стало прерогативой детей, появились даже специальные детские заклички. По окончании праздника остатки булочек прикрепляли к веткам деревьев, прятали под застрехами в сараях или избах или скармливали скоту. Если после закликания весны еще продолжались заморозки, то тогда умасливали Деда Мороза. Для него выпекали маленькие колобки или варили овсяный кисель. Угощение выставляли у изб и приговаривали:

  • Мороз Красный нос, вот тебе хлеб и овес, а теперь убирайся подобру-поздорову.
  • Мороз-мороз, не тронь мой овес, приходи кисель есть.

Обычно сразу после зазывания весны начиналась активная подготовка к весенним полевым работам.

Рецепт постных жаворонков

Ингредиенты для теста:

  • вода – 500 мл,
  • дрожжи свежие – 30 г,
  • сахар – 0,5-0,75 стакана,
  • ванильный сахар – 1 чайная ложка,
  • соль – 1 чайная ложка,
  • растительное масло – 0,5 стакана,
  • мука – 6-8 стаканов
  • изюм для украшения,
  • растительное масло или сладкий чай для смазывания.

Приготовление:

  • Приготовить дрожжевое тесто.
  • Готовое тесто раскатать в жгут и разделить его на 40 равных частей.
  • Каждый кусочек теста раскатать в жгут длиной около 15 см.
  • Завязать жгут узлом, придавая одному кончику форму головки птицы.
  • Другой кончик немного расплющить и сделать несколько надрезов в виде хвостика птицы.
  • Сделать глазки из изюма (разрезать изюминку на несколько частей).
  • На смазанный маслом противень выложить жаворонков и поставить в теплое место, чтобы тесто поднялось.
  • Когда жаворонки подойдут, смазать их растительным маслом или сладким чаем.
  • Выпекать булочки 20-25 минут при температуре 180°С.
  • Готовых жаворонков снять с противня, положить на деревянную поверхность, слегка сбрызнуть водой, накрыть полотенцем и оставить отдохнуть на 10-15 минут.

Анжелика Мосякина

Сценарий народного праздника "День Жаворонка "

Цели : Расширять кругозор , закреплять знания о птицах. Познакомить с доступными возрасту детей народными приметами , познакомить родителей с русским православным обычаем встречи прилета птиц. Расширять словарный запас с помощью фольклора. Побуждать детей к эмоциональной отзывчивости. Побуждение родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Действующие лица :

Хозяйка - родитель (мама) ;

Солнышко - воспитатель.

Хозяйка :

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Я хозяйка лесных птиц. Сегодня у меня праздник !

Ой, а где же Солнышко? Ребята, давайте позовем его.

Дети, произнося закличку «Солнышко» .

Солнышко, солнышко,

Выгляни на бревнышко,

Там детки сидят,

На тебя глядят!

Звучит музыка. Входит Солнышко.

Солнышко :

Иду! Иду! Весну веду!

Здравствуйте! Сколько много здесь гостей собралось! С праздником вас ! Сегодня необычный день - день прилета птиц . В народной традиции этот день носит название «Жаворонка » . В этот день , по народному календарю , прилетают из теплых стран 40 птиц и первая из них – жаворонок

Хозяйка :

Будем весну встречать,

Жаворонков завлекать !

Дети :

1. Жавороночек , прилети,

Студену зиму унеси!

2. Жавороночек , принеси

Весну - красну на своем хвосту!

3. Жавороночек , прилети к огням.

Принеси ты нам тепла, летечка!

4. Жавороночки , летите в поле,

Несите здоровье :

Первое - коровье,

Второе - овечье,

Третье - человечье!

Солнышко :

Жаворонок - одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка : Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку. Жаворонка .

Хозяйка :

Есть интересная игра «Накорми птенцов» . Приглашаю ребят поиграть в неё.

Девочки- птенцы, мальчики - птицы. Птицы должны накормить птенцов. Птиц должно быть больше, чем птенцов. Под музыку птицы - летают. Музыка останавливается - птицы летят кормить птенцов. Птице, которой не хватило птенца, выбывает из игры.

Солнышко :

Опустилось на землю тихое : «Ау!»

На неведомом суку вздрогнуло : «Ку-ку!»

Застучало по стволам : «Тук - тук!»

Лес встает навстречу нам : «Кто там?» .

Игра карусель из разноцветных ленточек.

Дети :

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Теплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня.

Солнце, землю нагревая,

Гонит с нашей горки лед.

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет.

1 ребёнок : Самой ранней весной запоёт певец лесной,

Это зяблик распевает про любимый край родной!

2 ребёнок : Скворушка, прилетай, себе домик выбирай,

На дереве высоком, с крылечком широким,

ты позвонче свисти да почаще щебечи.

3 ребенок : Галки, галки, принесите по палке!

Голубочки, голубочки,

Принесите по клубочку!

4 ребенок : Кукушки, кукушки, принесите по мотушке!

Синицы, синицы, принесите по спице!

5 ребенок : Канарейки, канарейки, принесите по рейке!

Чечетки, чечетки, принесите по щетке!

6 ребёнок : Идёт матушка весна - отворяй ворота,

7 ребёнок : Первым март пришел – белый снег сошел

8 ребёнок : А за ним апрель - отворил окно и дверь,

9ребёнок : А как пришёл май солнце в дом приглашай.

10 ребенок : Жаворонки , жаворонки , прилетите!

Красну весну принесите!

Зиму холодную унесите.

Солнышко :

Как красивые стихи!

А теперь для наших птиц давайте позовём попутные ветры.

Дети выполняют упражнение «Ветер» , произнося слова, выполняют соответствующие движения.

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Вытягивают вперед руки, машут ладонями.

Наклоны вправо, влево.

Приседают, руки вперед.

Встают на носки, поднимая руки.

Солнышко :

А теперь пришло время проверить ваше внимание. Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

Прилетели птицы :

Голуби, куницы.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Совы и ватрушки.

Солнышко :

Молодцы, знаете названия птиц. Тише, тише, птички. Настала ночь. Только «Совушка - сова» не спит, на охоту вылетает.

Проводится подвижная игра «Сова»

Дети ходят по кругу и поют. Сова сидит (спит) в середине круга.

В лесу темно.

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку сидит,

Во все стороны глядит,

Да как полетит!

Ребята разбегаются, а «Совушка-сова» их догоняет, кого поймала, тот становится совой.

«Сороки» , с полным основанием, можно назвать детским праздником : ещё накануне женщины месят тесто, пекут сорок шариков и «жаворонки » . Шарики по одному выбрасывают каждый день в окно . Крестьяне верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт до следующего года.

Дети :

Жаворонки , прилетите,

Весну - красну принесите!

Принесите весну

На своем хвосту,

На сохе, на бороне,

На овсяном снопе!

Жаворонки , прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите :

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Жаворонки ,

Жаворонки ,

Прилетите!

Красну вёсну

Принесите!

Зиму холодную

«Танцевать становись» . Дети танцуют парами, выполняя движения согласно текста.

Солнышко :

22 марта, когда день , становился по длине, равен ночи, в каждом доме лепили из теста птичек «жаворонков » , пекли их. У кого не было теста, лепили их из глины, мастерили из тряпок и бумаги. Дети ходили по селу, подбрасывали своих птичек вверх и кликали весну.

Солнышко : Молодцы и ребята. За ваше старание примите от меня угощение. Не забудьте, ребятушки, дома птичек тоже угостить, чтобы птички прилетели к вашему дому.

Солнышко раздает угощение, приговаривая :

Жаворонки прилетели ,

На головку деткам сели.

Хоть птицы к нам возвращаются,

А до тепла еще далеко.

Публикации по теме:

Развлечение во второй младшей группе «Валентинов день - день любви и дружбы» Развлечение во 2 мл. группе Цель: - социализация детей; - знакомство детей на доступном уровне с традицией празднования Валентинова дня;.

Всемирный день ребенка мы решили отметить днем бантиков. Без них в группу не пускали. Впрочем, если кто-то вдруг забыл бант, был дежурный.

Цель: создать положительную эмоциональную обстановку, развитие желания веселиться и доставлять радость сверстникам. Задачи:.

Цель: снижение заболеваемости, сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста. Задачи: формировать понимание.

Цель: познакомить детей с традицией выпечки птиц из теста ко дню весеннего равноденствия. Программные задачи: - познакомить детей с православным.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе «Седьмой день - день отдыха» Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе «Ладья»



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Красивые цитаты для одноклассников Красивые цитаты для одноклассников