Когда грудничок начинает сидеть самостоятельно. Точка зрения врачей

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Когда ребенок начинает сидеть самостоятельно: нормы, этапы

Оценка посетителей: (0 Голосов)

Каждый новый успех крохи доставляет неземную радость родителям. Ведь все мамы и папы с нетерпением ждут, когда их любимые чада начнут делать маленькие шажки на пути к взрослой жизни. После того как малыш научился держать головку , переворачиваться на животик и ползти, родители ожидают, когда же он начнёт сидеть. Ведь в таком положении крохе будет интереснее наблюдать за окружающим миром и лицезреть любимую мамочку. О том, когда ребёнок начинает сидеть, поговорим далее.

Приблизительные нормы

Сразу следует сказать, что все дети индивидуальны. Кто-то начинает сидеть раньше, кто-то позже, однако это не означает, что в последнем случае у крохи какие-либо отклонения в развитии.

Итак, сначала малыш учится держать головку , затем переворачиваться на спинку, животик, ползать. И только после этого приходит время, когда ребёнок начинает сидеть самостоятельно.

В возрасте 4-5 месяцев детки становятся очень любопытными и часто поднимают голову, чтобы посмотреть, что же происходит вокруг. Если протянуть крохе руки, то он тут же схватится за них и усядется. Этот процесс ему, несомненно, понравится, ведь окружающий мир так хорошо виден.

Во сколько месяцев ребёнок начинает сидеть? К первому полугодию спинные мышцы ребёнка уже достаточно хорошо развиты. Однако самостоятельно находиться в сидячем положении он ещё не может. С каждым днём его мышцы крепнут всё больше. К 7 месяцу малыш уже может сесть, однако спинка при этом быстро устаёт, и он падает. К 8-9 месяцу кроха сидит же ровно и уверенно.

Важно: ориентироваться на эти нормы нет необходимости, ведь данные показатели относительны. Сказать точно, когда ребёнок начинает сидеть, не сможет ни один педиатр.

Можно ли присаживать малыша?

Если ребёнок не стремится приподняться, то высаживать его не стоит даже в том случае, если соседский малыш того же возраста делает это самостоятельно. Не следует также выкладывать вокруг него подушки. Слишком ранняя нагрузка на спину и позвоночник грозит в будущем осложнениями в виде нарушения осанки. Поэтому нет необходимости нагружать ещё неокрепший детский организм.

Ни в коем случае не возите малыша в коляске в сидячем положении. Поднимать спинку в 4-8 месячном возрасте разрешается только на 45 ͦ . Кроме того, малыш не должен сидеть и на руках у родителей с ровной спинкой.

Важно: врачи утверждают, что пытаться посадить кроху, когда ещё не освоен процесс переворачивания на животик, не стоит.

Как помочь крохе?

Стоит отметить, что если ребёнок не сидит в 6 месячном возрасте, то это не страшно. Бить тревогу следует, когда малыш и не пытается освоить этот навык в 9 месячном возрасте. Чтобы помочь крохе сесть, рекомендуется провести с ним гимнастику и сделать несколько упражнений, которые помогут укрепить мышцы спины.

  1. Ребёнок лежит на спинке. Возьмите его ручки. Пусть малыш самостоятельно попытается приподняться, схватившись за пальцы. Когда он присядет, подержите его в таком положении несколько секунд и снова положите на спинку. Повторите упражнение несколько раз.
  2. Посадите малыша и поддерживайте его спинку руками. Чуть поодаль положите несколько ярких игрушек. Пусть малыш попытается дотянуться до них и вернётся в изначальное положение. Повторите 3 раза.
  3. Посадите кроху. Возьмите его ручки и покачайте в разные стороны 10 раз. При этом напевайте весёлую песенку. Повторите 2 раза.
  4. Положите малыша на животик. Одну руку расположите под грудной клеткой, вторую — под ногами и поднимите его. Голова при этомне должна быть опущена вниз.

Проделывайте гимнастику ежедневно. С каждым разом время и количество повторов увеличивайте.

Прекрасно будет подвесить над кроваткой ребёнка игрушечки, чтобы он пытался дотянуться до них.

Нелишние в данном случае и водные процедуры. В воде, как известно, мышцы хорошо укрепляются, а нагрузка на позвоночник минимальна. При этом температура воды должна быть 32-35 градусов. Это позволит малышу активнее двигаться.

Девочки или мальчики?

Множество споров вызывает вопрос о том, кто быстрее садится, мальчики или девочки. Преимущество, как правило, на стороне первых. Однако это не всегда так.

Родителям стоит знать, что ранее высаживание девочек может привести к заболеваниям женской половой системы и развитию тазовых аномалий. Поэтому раньше 7-месячного возраста пытаться выработать навык сидения не рекомендуется.

На вопрос о том, в каком возрасте ребёнок начинает сидеть, однозначного ответа у врачей нет. Многие детки могут приобрести этот навык в 5-месячном возрасте, а иногда и в 9 месяцев. Переживать в обоих случаях нет необходимости. Если всё же родителей тревожит нежелание ребёнка самостоятельно садиться, то лучше обратиться к врачу.

В наши дни необычайно популярно раннее развитие детей. Каждая мамочка хочет продемонстрировать подругам при встрече всё новые навыки своего малыша. Например, один уже с ползунков может отличить красный от синего, а другой с месячного возраста изучает английский или еще пару иностранных языков.

Конечно, раннее развитие никто не отменял, но в погоне за ним мамочки совершенно забывают, что малыш должен естественным путем пройти все этапы развития, в том числе такой важный, как ползание.

Ребенок начинает ползать

Почему-то к этому способу передвижения малютки родители относятся с безразличием. Они почти не фотографируют эти моменты, не запоминают дату, когда это случилось впервые. Просто они не до конца осознают, какой на самом деле важный шаг в своей жизни совершает кроха, начиная ползать.

Для того чтобы ползать, малыш должен уже осознанно передвигать поочередно руками и ногами, что значительно развивает его мышление.

Благодаря ползанию кроха учится определять себя в пространстве, ощущать собственное тело, уметь им управлять, поворачивать, понимать расстояния до объектов.

Разве это не важнейший этап осознания действительности и себя в ней? Однако мамы упорно игнорируют этот способ передвижения, стараясь не акцентировать на нем внимание родственников и друзей, которым они обычно демонстрируют навыки и умения ребенка.

Да и вся производимая продукция для детей нацелена на скорейшее становление ребенка на ноги: это манежики, ходунки и прочие модели приспособлений, опираясь на которые ребенок начинает ходить при поддержке родителей.

В чем польза ползанья

Однако молодым родителям нужно усвоить, что ползание в младенческом возрасте способствует формированию в будущем в сознании малыша понятий о сторонах света, о том, где право, а где лево, учит ориентироваться по компасу и часам, определяя расстояние, направление и время. Малыши, которые не были лишены возможности ползать по полу, быстрее развиваются, вырастая, они обычно умеют хорошо чертить, рисовать, держать равновесие.

Без этого процесса ребенок может в будущем плохо ориентироваться на местности, путать направления движения, не уметь определять расстояния до предметов, из-за чего будет натыкаться на дверные проемы и стены. В школе при изучении грамматики русского языка ребенку сложно будет разобраться в падежных формах и он будет путать значения пространственных понятий «наверх», «снизу», «позади», «к», «на», «при», «перед» и др.

Ползание развивает не только пространственно-временные представления ребенка, но и тактильные ощущения: малыш часто прикасается руками и ногами к твердым поверхностям; изучает окружающее на гладкость, шершавость, скольжение; учится сминать предметы, которые попадаются ему на пути и не дают продвинуться.

Ученые отмечают прямую связь между ползанием младенца и его спортивным будущим. Умея хорошо чувствовать свое тело в пространстве, в школьном возрасте ребенок легко сможет поймать мяч, устоять на одной ноге, перелезть через объекты; ему будет легко прыгать, скакать, бегать, вести мяч по полю ногами или забрасывать его в корзину.

Ползание важно для малыша и в психологическом плане, ведь, давая ему возможность двигаться столь сбалансированным способом, мама формирует в нем ощущение свободного пространства, благодаря чему в будущем ребенок становится более уравновешенным, смелым и физически активным.

Учим ребенка ползать

Для того чтобы стимулировать кроху к познанию мира подобным младенческим способом, чаще доставайте его из кроватки или манежа, где возможности ползать нет, и отправляйте на пол изучать окружающее пространство. При этом уберите с пола опасные и травмирующие предметы, а для того чтобы уберечь малыша от переохлаждения, расстелите на пол флисовое одеяло или теплый плед.

Если провода находятся на таком расстоянии, что кроха может до них дотянуться,уберите их, а розетки закройте специальными резиновыми накладками.

Поверьте: малышу доставит большое удовольствие путешествие по своему дому!

Если ребенок не проявляет активности, необходимо его стимулировать. Возможно, это происходит потому, что малыша окружают чрезмерной заботой и приносят всё, что ему захочется, не давая возможности самостоятельно до этого дотянуться.

Следует поставить на пол специальную корзину, ящик или тазик с игрушками и интересными, безопасными вещами для малютки, к которой он может дотянуться сам. Пусть изучает свои игрушки самостоятельно! Это принесет куда большую пользу его развитию, нежели постоянное нахождение в коляске, на руках или в кроватке.

Если ребенок не умеет ползать

Если ребенок в полгода не умеет ползать, то зачастую это означает только то, что никто ему этого не показал. Помните, ведь малыши буквально схватывают на лету и стараются подражать поведению взрослого, отдаленно осознавая его как принятую модель поведения. Дети склонны к поглощению и трансформации новой информации и обучению.

Покажите ребенку, как можно передвигаться на коленках и ручках, и все время после этого следите за его прогулками, чтобы малыш не поставил занозы, не испачкал руки, не совал их в рот. И, конечно же, следите за гигиеной в доме.

Помимо всего перечисленного, ползание полезно для развития опорно-двигательной, дыхательной и кровеносной систем. Ведь ползание для младенца - своего рода гимнастика, которая повышает тонус сосудов, формирует вестибулярный аппарат, заставляет ребенка чаще и глубже дышать, развивает суставы и связки. Обмен веществ ребенка при этом улучшается, срыгивание происходит реже, повышается аппетит, а вместе с ним и любознательность.

Исходя из этого стоит сделать однозначный вывод: пусть кроха ползает, пока не научился ходить, столько, сколько ему хочется!

Малыш, который начал сидеть выглядит забавно и как-то по-взрослому. Он искренне радуется своему успеху, и счастье делает его улыбку особенно непосредственной. Вопрос «Когда ребенок начинает сидеть?» Вызывает много споров. В нашей статье использованы советы от опытных неврологов, хирургов и педиатров.

Во сколько месяцев можно сажать ребенка принудительно: позвоночник

Полюбите позвоночник Вашего малыша, и будет ему здоровье! Во сколько месяцев можно сажать ребенка, помогая ему? — Сидеть может только тот карапуз, который достаточно окреп, чтобы стать самостоятельным — не заваливаться ни вправо, ни влево и держать спину ровно. Круглая спинка и падения на бок предупреждают родителей о том, что спинные мышцы еще не готовы. А ведь именно они, мышцы спины, отвечают за правильное положение позвоночника при сидении.

С какого возраста можно сажать ребенка, чтобы помочь ему побыстрее освоить новый навык? – ответ однозначен: не надо совсем. Частенько мамочки и бабушки хотят помочь ребенку — неваляшке и подкладывают ему подушки и одеяльца. А как же? – ведь он сидит, только «немного падает». В результате большинство взрослых людей получают проблемный позвоночник – слишком рано пришли ему «на помощь». Вот и выходит, что больная спина частенько родом из младенчества, хотя признавать это не принято – прежде, чем она заболит, проходит много лет!

Помните: во сколько ребенок начинает сидеть сам, и есть его личный, оптимальный возраст. Все остальное чревато сколиозами и прочими неприятностями.

Так когда дети начинают сидеть?

В народе придумано немало предрассудков, касающихся младенцев. Например: во сколько садятся мальчики, и можно ли сажать девочек.

Повторимся, что каждому карапузу — свое время. Это может случиться и с 4,5 по 8 месяцев (временной коридор для неврологических исследований).

Иногда случается так, что малыш нарушает порядок – первым делом ползет, потом садится. Некоторые педиатры считают такой сценарий идеальным – сначала укрепляются мышцы спины, а уж потом нагружается слабый позвоночник.

Мамочки, измотанные бессонными ночами и собственной неопытностью, впадают в крайность и склоняются к тому, что чадо отстает в развитии.

Редко какой невролог или педиатр ответит на вопрос «Когда дети начинают сидеть?» искренне и успокоит взволнованных родителей. Потому что НЕ сидеть карапуз имеет полное право до 8 или даже 9 месяцев.

Во сколько ребенок начинает сидеть: этапы развития навыка

После четырехмесячного возраста малыш готовится сидеть – он поднимает головку, лежа на спине. В сочетании с виртуозными переворотами со спины на живот, эти упражнения являются предвестниками.

  • В 6-6,5 месяцев ребенок делает первые попытки сесть – он опирается на руку и через бочок опускается на попу.
  • В 7 месяцев он уже сидит с прямой спиной.
  • В 8 месяцев – малыш полностью самостоятелен.

Так со скольки месяцев можно сажать ребенка? — с восьми, когда сядет сам. Впрочем, нормы психомоторного развития грудничка допускают и такой сценарий двигательного развития: стояние не четвереньках, стояние у стены и сидение.

Если разумного грамотного врача спросить «Во сколько дети начинают сидеть?» – он ответит: «Крепкий здоровый малыш может сесть и в год». У каждого человечка свой генетический запас и предпосылки для развития. Вы уже неоднократно проходили медосмотр у врача-педиатра, невролога и хирурга – эти специалисты не нашли отклонений? Тогда почему волнуется мама, не имеющая медицинского образования?

Но что-то же можно?

Хотя немного подыграть крохе не запрещается. Лучше чуть помочь, чем постоянно подсчитывать, с какого месяца можно сажать ребенка. Устраивайте малыша себе на колени лицом в большой мир – наклонная позиция спины и есть бережное отношение к позвоночнику. Допустимо сажать у подушки в коляске – но не прямо, в наклоне с упором на подушку. При этом и спина, и шейный отдел прямые.

Конечно, про одеяло под бока пока речи нет. Зато Вы можете поиграть в подтягивание: вкладывать большие пальцы в кулачки грудничка и давать ему возможность присаживаться, подтянувшись. Повторять несколько раз в день. Упражнение хорошо тем, что кроме мышц спины, плеч и пресса укрепляются пальчики – а это уже развитие мелкой моторики рук, которая тесно связана с речью и мышлением.

Главный вред для позвоночника – круглая спина. А вот когда малыш начинает сидеть самостоятельно несколько минут, можно и бока ему подпирать — подушками или одеялом, кому как удобно.

Массаж, гимнастика, фитбол, плаванье в большой ванне – вот профессиональная поддержка развития ребенка. И мамы, и папы могут научиться все это делать дома – массажист или специалист по ЛФК объяснят Вам тонкости занятий с младенцами.

Когда можно садить ребенка: мальчики и девочки, есть ли разница?

Любое мнение имеет свою причину. Принято считать, что у девочек – более уязвимы внутренние половые органы. И если садить малышек раньше, чем мальчиков, у нее может получиться загиб матки. Когда можно садить девочку? – ответ: девочка должна сесть сама.

В младенческом возрасте главная задача родителей – уберечь мягкие кости и хрящи детского позвоночника от деформации. Ведь не зря говорят, что все болезни идут от спины! Зажим позвонками нерва, относящегося к определенным органам, принесет гораздо больше неприятностей в дальнейшем, чем переживания по поводу призрачного ЗПР сейчас.

Теперь понятно, со скольки месяцев можно сажать мальчиков – так же, как и девочек, – никогда.

Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть: предпосылки неблагополучного развития

Даже если кроха родился здоровым, его самочувствие остается хрупким и уязвимым. Именно поэтому малыша стоит оберегать от неблагополучных ситуаций, диагностировать и лечить вовремя:

  • пороки внутренних органов (в том числе и сердечные);
  • операции (особенно неоднократные), стационарное лечение, другие тяжелые болезни (в том числе и инфекционные);
  • тяжелая аллергия;
  • нахождение в доме малютки и воспитание в неблагополучной семье кардинально влияет на то, во сколько садится ребенок.

«Со скольки месяцев можно сажать ребенка? » – вопрос, по мнению специалистов, не корректный. Правильнее спрашивать: «Во сколько ребенок садится сам?». После 9 месяцев, если попыток сесть не наблюдается, стоит навестить невролога. Если кроха все же подняться пытается – нужно еще немного подождать, ведь когда ребенок начинает ползать и сидеть одновременно, Вы получаете двойной сюрприз!

Этапы развития малыша

Очень часто к нам на сайт приходят вопросы о том, в какое время ребенок должен начать переворачиваться, делать попытки встать на ноги, когда должен научиться «гулить». Родители тревожатся, если малыш не торопится сидеть, говорить, держать голову. Что есть норма? И говорит ли задержка какого-то этапа развития о заболевании?
Сегодня мы попытаемся ответить на часто задаваемые вопросы читателей. Консультант – ВЛАСОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, к.м.н., врач-неонатолог, невролог.

Когда ребенок должен удерживать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить

В оценке психомоторного развитии ребенка важными пунктами являются 3, 6, 9, 12 мес. Для начала приводим ориентировочные сроки нервно-психического развития ребенка. Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1-го года жизни [Мазурин А.В.. Воронцов И.М., 1999].

Движение или умелость Средний срок Временные границы
Улыбка 5 нед. 3-8 нед.
Гуление 7 нед. 4-11 нед.
Удерживание головы 3 мес. 2-4 мес.
Направленные движения рук 4 мес. 2,5-5,5 мес.
Переворачивание 5 мес. 3,5-6,5 мес.
Сидение 6 мес. 4,8-8,0 мес.
Ползание 7 мес. 5-9 мес.
Произвольное хватание 8 мес. 5,5-10,5 мес.
Вставание 9 мес. 6,5-12,5 мес.
Шаги с поддержкой 9,5 мес. 6,5-12,5 мес.
Стояние самостоятельное 10,5 мес. 8-13 мес.
Ходьба самостоятельная 11,5 мес. 9-14 мес.

Удерживание головы:
В 2 месяца малыш делает первые попытки, приподнимает и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе.
В 3 месяца ребенок начинает удерживать самостоятельно голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
В 4 месяца ребенок способен в вертикальном положении держать голову и легко поворачивать ее из стороны в сторону.
В 5 месяцев начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, с приподнятой головой.
В норме ребенок удерживает голову уверенно вертикально к 4 мес., горизонтально к 5 мес., до этого кратковременно. Некоторые дети могут удерживать голову вертикально к 3 мес., что наблюдается реже.

Когда ребенок должен сидеть:
После 4 месяцев ребенок начинает присаживаться. Поднимать голову из положения лежа на спине. Этот этап появляется после уверенных поворотов со спины на живот и является фазой перехода к самостоятельному сиденью. Также ребенок может тянуться, если взрослый берет его за кисти. Некоторые дети, что считается вариантом нормального развития, сначала встают на четвереньки, потом садятся, стоят у опоры. Так что здесь возможны разные варианты. Но считается, что к 8 месяцам ребенок должен самостоятельно садиться.

Ползание:
Ползать ребенок начинает к 7-9 мес. Иногда встречается, что дети вообще не ползают, а начинают сразу ходить, что является нормой.

Ребенок встает:
Вставание развивается, в среднем, к 9,5-10 мес. Обычно дети начинают вставать у опоры, ходит вдоль нее, потом садятся на ягодицы, похоже на падение, но так и должно быть.

Ребенок ходит
После 10 месяцев ребенок может ходить с поддержкой взрослого, а самостоятельно начинает ходить – с 11,5 месяцев. Конечно, это средние показатели. Есть определенные «границы» для всех этих этапов. Необходимы 3-4 мес. после начала самостоятельной ходьбы, чтобы затем координационная система была достаточно развита для уверенной ходьбы. Обычно в этом возрасте дети уже чувствуют, что могут бегать, но координационная система недостаточно развита, они не могут оценить себя, поэтому и возможны падения.

Развитие речи у ребенка.
Развитие речи связано с возникновением детского сознания и социальными отношениями ребенка.
Ранняя вокализация – гуление (1-4 мес.). Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование, булькание воды.
1 мес. – улыбается;
2 мес. – гулит (воркует);
4 мес. – оборачивается на голос, громко смеется.
Лепет (3-15 мес.). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности.
5 мес. – оборачивается на звуки;
6 мес. – имитирует речь (лепечет);
8 мес. – понимает слово «нет», произносит «папа», «мама» неосознонно;
9 мес. – жестикулирует;
10 мес. – называет родителей «мама», «папа» осознанно;
11 мес. – произносит первое слово (помимо «мама», «папа»);
12 мес. – произносит слова осмысленно, но речь непонятная;
15 мес. – правильно называет 4-6 предметов, когда ему указывают на них.
Становление речи (18-50 мес.). Речь состоит из ограниченного числа звуков и их комбинаций.
16 мес. – речь понятная;
18 мес. – знает названия трех частей тела, называет предмет на картинке, узнает членов семьи, употребляет 7-20 слов;
21 мес. – комбинирует два слова, употребляет 50 слов. Находит нужную картинку;
24 мес. – строит предложения из двух слов.

К 2-3 годам ребенок общителен, позитивен, дружелюбен, легко вступает в контакт, понимает обращенную речь, имитирует деятельность взрослых. В годовалом возрасте речь ребенка понятна на 25%, в 2 года – на 50%, в 3 года – на 75%, в 4 года – на 100%.
(Источник: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н. П. Шабалова. - СПб.: СпецЛит, 2003. - 893 с.)

Общие принципы развития ребенка

Развитие ребенка определяется становлением определенных функций для обеспечения жизнедеятельности. Каждая функция находится при рождении на определенном этапе, многие на нулевом, и в течение первых лет жизни ребенка достигается конечный этап, при остановке развития на нулевом или промежуточном уровнях возникает заболевание.

В первый месяц жизни происходит настройка жизненно важных функций: дыхание, глотание, удерживание и усвоение пищи.

Следующие два месяца
жизни ребенка – критический период восприятия внешней среды с помощью слухового и зрительного анализаторов, появления эмоционального контакта с матерью и родными. Начиная со 2-го месяца жизни, у всех здоровых детей появляется зрительная фиксация и слежение в горизонтальном и вертикальном направлениях. Возникают слуховые навыки, ребенок в этот период реагирует на звук замиранием, вздрагиванием. Появляется крик для обращения к родным.

В три месяца угасают автоматические рефлексы, обеспечивающие прием пищи, тонус речевой мускулатуры снижается. Ребенок начинает понимать и реагировать на обращаемую речь, развиваются интеллект, крупная и мелкая моторика.

В возрасте 6-ти месяцев приоритетными являются функции мелкой моторики рук, понимаемой речи, слухового, и особенно, зрительного восприятия. «Слабыми» являются функции крупной моторики, произносимой речи и интеллектуального развития.

Возраст 9 месяцев характеризуется выраженным спадом темпов развития. Появляется практическая деятельность мозга, ребенок произвольно организует и регулирует движения, манипулирует каждой рукой отдельно, готовится к самостоятельной ходьбе. Ребенок начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых, т.е. дает адекватные поведенческие реакции на речевые высказывания, обращенные к нему. В социальном развитии формируется дифференцированное отношение к знакомым и незнакомым людям, появляется стеснение при виде незнакомого человека. Слуховое восприятие характеризуется появлением таких слуховых навыков, как узнавание (способность выбирать определенный звуковой, в том числе речевой, сигналы среди других известных звуковых сигналов) и распознавание (способность повторять или имитировать звуки, в том числе и речевые).

В 12 месяцев приоритетной функцией является интеллектуальная. Ребенок начинает узнавать предметы на картинках. Формируется слухоречевая память мозга. Параллельно развивается функция понимаемой речи. Расширяется импрессивный словарь – набор «речевых клише», наиболее часто используемых в речи окружающих, запоминаются другие компоненты речи – темп, ритм, интонация, логическое ударение, паузация. В поведении прослеживаются ситуативно-личностные формы общения. Развитие моторики в этот период характеризуется совершенствованием систем равновесия для формирования функции ходьбы, которая является важнейшей конечной целью общего статического развития. В этом возрасте ребенок делает попытки ходить самостоятельно, однако эта способность появляется только после формирования координации в руках.

В 1 год 6 месяцев ребенок начинает овладевать тонкими моторными навыками верхних конечностей: захватывает карандаш и спонтанно рисует каракули. Формирование мелкой моторики кисти на данном этапе создает важные предпосылки в социальном развитии. В этот период приоритетным является развитие понимания речи. Именно с этого возраста ребенок должен начать есть густую пищу ложкой и самостоятельно пить из чашки.

Клинически нарушения развития нервной системы характеризуются аномалией или задержкой развития основных психоневрологических функций – двигательных, перцептивных (главным образом, зрительного, слухового и тактильного восприятия), речевых, интеллектуальных, коммуникативных; а также эмоционально-волевой сферы. Указанные нарушения могут наблюдаться как в изолированном виде, так и в различных сочетаниях, носить количественный, темповый характер (задержка или опережение развития по возрастным периодам) или качественный (развитие по аномальному пути).

Так, к нарушениям двигательного развития относятся многообразные формы детского церебрального паралича, но также и варианты минимальной статико-моторной дисфункции, к нарушениям перцептивного развития – зрительные и слуховые дисгнозии, т.н. перинатальные слепота и тугоухость, к нарушениям речевого развития – дизартрии и дисфазии, задержки формирования речи. Нарушения развития интеллектуальных, коммуникативных функций и эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде минимальной психоречевой недостаточности, умственной отсталости, олигофрении, отклонений в поведении и общении с окружающими, различных аутистических и аутистикоподобных синдромов, эмоциональной сглаженности со снижением интереса к окружающим или повышенной возбудимости с эмоциональной и двигательной расторможенностью.

Группы риска детей по нарушению нервно-психического развития
У каких детей чаще всего возникают отклонения от нормы? Это генетические, наследственные факторы, тяжелое течение беременности, родов и так далее. Приведем список таких рисков.

  • мать с асоциальным статусом, зависимая от наркотиков, алкоголя, никотина;
  • мать с хроническими заболеваниями, которые требуют продолженного приема медикаментов (например, Diabetes mellitus, эпилепсия);
  • кровотечение, гестоз, тяжелые инфекционные заболевания во время беременности и неонатальные инфекции ребенка;
  • недоношенность (менее 36 недель), экстремально низкая масса тела при рождении (менее 30 недель);
  • гипотрофия при рождении (менее 3 перцентиля по гестационному возрасту);
  • многоплодная беременность;
  • тяжелая натальная/неонатальная асфиксия с гипоксически-ишемической энцефалопатией (тяжелое перинатальное поражение ЦНС);
  • тяжелые родовые, неонатальные осложнения (кардио-респираторный дистресс-синдром, сепсис, искусственная вентиляция легких, рецидивирующие апное, операции, судороги периода новорожденности);
  • сохраняющиеся патологические изменения при УЗИ- и МРТ- исследованиях головного мозга.

Основные факторы риска на 1-м году жизни:

Первый год жизни очень важен в плане развития. Заболевания, травмы в этом периоде могут послужить причиной дальнейших нарушений развития ребенка.

  • тяжелые заболевания, повторные операции, длительное нахождение в стационаре, хронические заболевания (врожденные пороки сердца, муковисцидоз и др.);
  • тяжелые аллергические заболевания;
  • социальная изоляция;
  • часто меняющиеся опекуны;
  • бедность, асоциальный статус родителей.

Записала Юлия Зиберт

Родители малышек часто интересуются, можно ли присаживать дочек, и с какого возраста это можно делать. Их запугивают бабушки, которые твердят, что сажать девочек нельзя, поскольку это чревато проблемами с деторождением. На форумах мам пугают «опущением матки у дочки» и другими последствиями раннего сидения. Интересно, можно ли верить таким утверждениям, и когда, действительно, начинают садиться маленькие девочки.

Сроки и этапы

Точно назвать сроки, в которые девочка начнет садиться, сложно, ведь навык этот очень трудоемкий для малышки. Чтобы такое умение стало возможным, у ребенка должны быть крепкими мышцы спины и живота, шеи и рук, в достаточной степени созреть суставы и позвоночник. Педиатры считают, что среднестатистический малыш может начать сидеть с 6 месяцев с поддержкой, с 7 месяцев - без нее, а с 8-9 месяцев ребенок должен уметь самостоятельно садиться из положения лежа.



Нужно отметить, что эти нормы являются усредненными, поэтому к отдельно взятой девочке до года применять их в категоричной форме не стоит. Многое будет зависеть от целого ряда факторов, оказывающих влияние на скорость освоения ребенком нового двигательного умения. Некоторые такие факторы нуждаются в пояснениях.

  1. Вес малышки. Девочки, обладающие пухлыми формами и весом, превышающим средние нормы, сядут позже обычных сроков. Дело в том, что их костной системе будет сложней удерживать собственный вес.
  2. Темперамент. Есть девчушки спокойные и невозмутимые, а есть подвижные и любознательные. Если девочка по характеру темперамента холерик или сангвиник, то у нее все шансы начать садиться раньше спокойных малышей.
  3. Состояние здоровья. Недоношенные малышки дольше готовятся к переходу к новым физическим возможностям, ослабленные и часто болеющие девочки развиваются с некоторой задержкой.
  4. Среда обитания. Если у девочки достаточно пространства для перемещений, если она не ограничена ограждением кроватки или манежа, если ее умеют заинтересовать яркими игрушками, то сидеть и ползать она станет раньше.


Некоторые подвижные и активные девочки начинают демонстрировать намерение присесть до шестимесячного возраста. Родители смогут понять, что время пришло по подготовительному этапу. К сидению малыш готовится активными переворотами с боку на бок, со спины на живот и наоборот.

Следом за подготовкой начинается стадия кратковременного сидения, в ходе которой девочка может присесть, но удержаться в таком положении еще не сумеет. Чтобы исключить травмы, нужно максимально смягчить для малышки падения - подушки и пуфики вокруг ребенка должны быть не поддержкой, а страховкой. Через полтора-два месяца после начала кратковременного сидения девочки осваивают стадию сидения с поддержкой. Уже на этом этапе проявляются яркие индивидуальные особенности - одни девочки сидят с опорой на собственную руку, другие предпочитают опираться на локоть, третьи и вовсе норовят перевернуться и встать на четвереньки.

Но эта стадия не бывает продолжительной по времени, ведь для интересного времяпрепровождения ребенку нужно обе руки, а необходимость опираться, чтобы сохранить равновесие, не дает возможности наслаждаться игрой.

В 8 месяцев большинство девочек может довольно долго играть в положении сидя, а в 9-10 месяцев ребенок начинает сидеть самостоятельно.


Когда и как присаживать девочек?

Педиатры, в том числе и известный доктор Евгений Комаровский, не рекомендуют присаживать девочек вообще до тех пор, пока они сами на начнут садиться или предпринимать активных попыток сделать это. Как минимум, до 6-7 месяцев не следует предпринимать активных попыток усадить ребенка. В этом вопросе рекомендации одинаковые для детей любого пола. И мальчики, и девочки с незрелым позвоночником и недостаточно окрепшими мышцами рискуют стать жертвами ранней вертикализации.

Для девочек это опасно не только искривлением позвоночника и деформацией ножек, но и определенными травмами костей малого таза. Матка, естественно, никуда сместиться не может, но вот проблемы с костной структурой малого таза действительно могут сказаться на последующих репродуктивных способностях малышки.


Попытки родителей помочь ребенку в освоении нового навыка, насильственное усаживание на попу, в стульчик, коляску, в возрасте до полугода опасны и для мальчиков, и для девочек.

И уже тем более следует избегать различных детских товаров, цель которых - вертикализировать ребенка. Прыгунки и ходунки считаются развивающими приспособлениями для ребенка, но на самом деле они калечат неоформившийся позвоночник. А потому использовать такие устройства до 9 месяцев нельзя. Положение, которое принимает ребенок в ходунках и прыгунках, противоестественно в определенном возрасте.

Природа задумала развитие так, чтобы кроха прошел все стадии эволюции самостоятельно - новорожденные лежат, 2-6 месяцев - возраст для укрепления мышц и костей, и только потом нужно пройти стадии сидения, ползания, чтобы однажды обрадовать маму еще более сложным навыком - хождением на ножках.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как сплести фенечку с арбузами из бисера Как сплести фенечку с арбузами из бисера Вязание женской жилетки сетка крючком Вязание женской жилетки сетка крючком Выкройка женского пальто: построение Выкройка женского пальто: построение