Французское кружево своими руками. Кружева иглой — техника плетения и примеры

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Кружевная ткань по красоте и изяществу нередко сравнивается с причудливыми морозными узорами на оконном стекле. Кружево – один из самых популярных видов тканей, способных украсить любое изделие – свадебное платье, нижнее белье, гардины или постельные принадлежности.

Кружево – это тонкая ткань, в которой сложное оригинальное переплетение нитей образует необыкновенной красоты узоры . При его изготовлении могут использоваться как натуральные – лен, хлопок, шелк, – так и синтетические нити.

Впервые кружево появилось в Италии еще в середине XVI века. Тогда его называли Punto Aria, что в переводе означает «воздушные петли». Мастера создавали потрясающей красоты плетения при помощи обычной швейной иголки. Кружево быстро распространилось по Европе и завоевало популярность не только у итальянской, но и у французской, английской, испанской и бельгийской знати. Уже в конце XVII века кружевное плетение добралось и до России. Русские мастерицы-белошвейки не только повторили сложное ажурное плетение изделий иностранных кружевниц, но и внесли в него свой особый колорит.

С тех пор уже на протяжении нескольких веков славятся во всем мире красота, воздушность и изящество вологодских, вятских, елецких и михайловских кружев. По типу изготовления все виды кружева делятся на рукодельные и машинные.

Кружево ручной работы

Кружева, производимые вручную, обычно классифицируют по технике исполнения или месту производства.

Еще царь Петр I, пытавшийся завести в патриархальной России иностранные порядки, ввел моду на кружевные воротнички и манжеты. Именно тогда коклюшечное плетение, которым издавна гордились русские кружевницы, получило широкое распространение.

Коклюшки – специальные деревянные палочки с накрученными на них нитками. Перебрасывая их с одной стороны полотна на другую, вязальщица создает причудливые воздушные узоры, которые имеют в каждой местности свои отличительные особенности.

Кружево на коклюшках изготавливают двумя способами – парным и сцепным. При парном получается длинная мерная полоса, которую потом разрезают на отрезки необходимой длины.

При сцепном методе выплетаются отдельные детали узора, которые в дальнейшем соединяются между собой при помощи крючка.

Плетение кружева на коклюшках – очень сложный вид рукоделия. Порой для создания особо причудливого узора мастерица использует одновременно до 1500 палочек.

Один из самых трудоемких методов изготовления кружева, включающий в себя несколько стадий.

Вначале придумывается узор и рисуется на тонкой бумаге. Она закрепляется на материи, толстой нитью делается контур, а затем постепенно стежок за стежком заполняют все внутреннее пространство.

Классический узор для игольного кружева – розы, хризантемы и другие цветы. Отдельно вывязанные кружевные кусочки-мотивы сшиваются в полотно необходимого размера. При этом мастера работают такой тонкой иглой, что обнаружить места соединения невооруженным глазом практически невозможно.

Эта технология ручного плетения пришла из холодной Норвегии. В качестве основы используется белое льняное полотно.

Вначале гладью вышиваются контуры рисунка, а затем специальными миниатюрными ножничками вырезаются отдельные фрагменты.

На образовавшейся сетке при помощи различных стежков формируют узоры. Чаще всего для хардангера используют белые льняные нитки. В последнее время некоторые мастерицы добавляют немного бежевых или коричневых.

Кружевом хардангер украшают не только одежду, но и домашний текстиль, в частности скатерти и постельные принадлежности.

Фриволите

Искусство вязания кружева фриволите возникло во Франции и в переводе означает «свободный», «легкомысленный». Это кружево из крученых особым способом ниток.

Плетут фриволите узелковым способом при помощи специальных челноков. При помощи этой техники вяжут салфетки, украшают им скатерти, полотенца, постельное белье.

В последнее время фриволите широко используется при создании бижутерии: колье, брошей, серег, подвесок и т. п.

Интересный факт! Весьма распространенная техника плетения макраме также относится к узелковому кружеву. Впервые плести таким образом талисманы и обереги начали моряки в древней Турции. В наши дни макраме используется при изготовлении шарфов, шалей, палантинов, различных предметов декора.

Ришелье

Этот вид ручного кружева выполняется на тончайшем полотне. В качестве основы используется батист, муслин, органза и даже сетка.

На ткани стежками различной глубины вышиваются различные узоры, а затем промежутки между ними аккуратно вырезаются.

Это создает эффект темных и светлых ниток, что придает кружеву объем. Одним из самых известных кружев ришелье является итальянская ретичелла.

Достоинства и недостатки кружев ручной работы

Какими бы техниками ни пользовались кружевницы разных стран, результат их работы отличается красотой, благородством и изысканностью.

Кроме того, кружева ручной работы, несмотря на немалую стоимость, весьма популярны благодаря следующим качествам:

  • экологичность – для их изготовления используются только натуральные материалы;
  • гигиеничность, воздухопроницаемость;
  • безопасность для здоровья: они не вызывают раздражения кожи и аллергических реакций;
  • отсутствие статического электричества.

Помимо высокой цены у рукодельных кружев есть еще один недостаток – они весьма прихотливы в уходе. Стирать эти изделия нужно только руками, сушить в расправленном состоянии, разложив на горизонтальной плоскости. Утюжить кружево следует через тонкую ткань или марлю. Изделия с выпуклыми узорами не гладят.

Кружевные полотна машинного производства

Высокая стоимость кружев ручной работы делала их недоступными для большинства ценителей красивой одежды. С приходом эры механизации производство кружев началось в промышленных масштабах.

Первые станки для изготовления кружевного полотна появились во Франции в конце XIX века. С тех пор они неоднократно совершенствовались и модернизировались. В настоящее время это многофункциональные программируемые агрегаты, способные воспроизвести кружевную ткань с любыми узорами, в том числе многоцветными, с добавлением металлизированной нити, приклеенными декоративными элементами. Наиболее яркими представителями машинных кружевных тканей являются ажур и гипюр.

Ткань с ажурной красотой

Во французском языке слово «ажур» означает «видимый насквозь». И действительно, ажурное кружево настолько прозрачно, что во многих случаях требует наличия подкладки. Ажурная ткань изготавливается из различных натуральных волокон – льна, хлопка, шелка и даже шерсти. Для придания ей прочности и эластичности добавляют искусственные или синтетические нити – эластан, лайкру, полиэстер, вискозу.

Современная ажурная кружевная ткань может быть как однотонной, так и многоцветной. Существует также «псевдоажур» – ткань для обивки мебели, имитирующая кружевной узор.

Интересно знать! В последнее время появилась мода на кружево из искусственной или натуральной кожи. Его получают путем перфорации цельного полотна специальными выемками и иголками.

Основные характеристики ажурного кружева

Ажурная ткань никогда не потеряет популярность, поскольку обладает целым рядом несомненных достоинств:

  1. Благородный вид, привлекающий внимание своей изысканностью и красотой.
  2. Тонкость и изящество, позволяющие изготавливать неповторимые наряды.
  3. Ажур отлично сочетается и с легкими, и с плотными тканями.
  4. Кружевное полотно воздухопроницаемо, вызывает приятные ощущения при соприкосновении с телом.
  5. Несмотря на легкость и воздушность, ткань хорошо держит форму, прекрасно драпируется.

В отличие от кружев ручной работы, ажурное полотно не столь требовательно в уходе и дольше сохраняет свой первоначальный вид.

Но, к сожалению, на фоне сплошных положительных качеств ажур имеет и негативные стороны:

  1. Эффект просвечивания предполагает сочетание ажурного кружева с другими тканями, что не всегда нравится покупателям.
  2. Перегородки между основными «мотивами» ткани иногда столь тонки, что при неосторожном обращении могут рваться, нанося изделию урон.

Важно знать! Изделия из ажурной ткани нельзя вешать на «плечики», поскольку материал может растянуться и потерять форму. Лучше всего одежду аккуратно сложить на полку шкафа.

Для чего применяется ажурная ткань

Ажурное полотно традиционно применяется для создания женской и детской одежды:

  • свадебные наряды и платья для торжественных случаев;
  • бальные платья, карнавальные и театральные костюмы;
  • нижнее белье, чулки, колготки, перчатки;
  • шарфы и палантины;
  • блузки для нарядных костюмов;
  • воротнички, манжеты и другие элементы повседневных нарядов.

Ажурная ткань широко используется для украшения домашнего интерьера. Из нее шьют гардины, скатерти, салфетки, украшают полотенца и постельные принадлежности.

Уход за изделиями из ажурной ткани

Для того, чтобы кружевные ажурные изделия как можно дольше сохраняли свой первоначальный вид, нужно обеспечить им правильный уход.

  • Стирать кружево лучше руками, а при использовании машинки установить самый щадящий режим.
  • Ажурные ткани несовместимы со стиральными порошками, для них подходят только жидкие средства.
  • Дорогие изделия лучше всего отдавать в специальную чистку или стирать в полотняном чехле.
  • Ткань не выкручивают, а слегка отжимают в махровом полотенце.
  • Сушат изделие в расправленном виде.
  • Гладят ажурное кружево с изнанки через влажную марлю, установив утюг на режим «шелк».

Гипюр – родом из Венеции

Хотя «гипюр» слово французское, в дословном переводе означающее «плести», «оплетать», родиной этой красивейшей ткани является Венеция. В давние времена гипюр производился только вручную мастерицами высокого класса.

В наше время для изготовления гипюровых тканей используют специальные машины, которые, действуя по заданной программе, плетут ткань из натуральных или синтетических нитей.

В первом случае гипюровое полотно получается плотным, с выраженным выпуклым рисунком. Во втором выходит тонкая бельевая ткань.

Интересный факт! Классическим способом производства гипюра является так называемый «выдерг». На ткань накладывается сетка, при помощи которой размечаются нити, подлежащие удалению. После их выдергивания для придания кружеву жесткости оставшиеся нити обвивают, делая их кручеными.

Виды гипюра и его применение

Подразделяется на несколько видов:

  1. Классический гипюр . Эта универсальный материал, подходящий как для нарядной одежды, так и для гардин. Чаще всего используются натуральные волокна с небольшим добавлением синтетики.
  2. Гипюр с полиэфирными волокнами . Благодаря добавлению люрексовой нити ткань блестит, что позволяет шить одежду для особо торжественных случаев.
  3. Гипюр на сетке . Легкое и воздушное кружево идеально для блузок, легких платьев, пеньюаров.
  4. Стрейч-гипюр . Вплетение нитей лайкры делает кружевную ткань эластичной. Одежда из этой ткани прекрасно облегает фигуру, повторяя все изгибы.
  5. Гипюр-кожа . Эта ткань получила свое название за повышенную плотность и прочность.
  6. Трикотажный гипюр . Для изготовления используются шерстяные или искусственные волокна. Из него делают свитера, блузоны, кофты и т п.

Гипюр – положительные стороны и недостатки

Достоинства гипюра, как и всех других кружевных полотен, неоспоримы:

  1. Даже небольшая гипюровая вставка сделает из повседневной одежды нарядную.
  2. Учитывая разнообразие видов, узоров и оттенков, гипюр можно подобрать для любого типа фигуры.
  3. Ткань хорошо пропускает воздух и не парит.
  4. Гипюр универсален – он подходит и для изысканных свадебных платьев, и для пошива гардин и занавесей.

Ну и, как обычно, не обойтись без минусов:

  1. Гипюр чересчур прозрачен, поэтому требует подкладки из более плотного материала.
  2. Ткань не слишком проста в пошиве. Для того, чтобы изделие выглядело эстетично, нужно тщательно подбирать рисунок при раскрое.
  3. Если материя слишком тонкая, то неосторожное обращение может вызвать затяжки или разрывы.

Если на ярлычке нет другого описания, то ухаживать за изделиями из гипюра следует так же, как и за ажурным кружевом.

Французское кружево

Франция не является родиной кружевной ткани, однако французские монархи одними из первых оценили красоту и изящество нового полотна. Екатерина Медичи, будучи уроженкой Флоренции, первой надела кружевное платье на свою свадьбу, положив тем самым начало новой моде.

Состоятельные французы украшали кружевами не только одежду, но и домашние интерьеры, постельные принадлежности и даже кареты. Именно мастерами Франции была разработана новая техника плетения кружев, известная всему миру как французское кружево.

В Алансоне, что в Нижней Нормандии, выпускаются уникальные кружева, внесенные в список наследия Юнеско. На тончайшую сетку с шестигранными ячейками наносится мелкой иглой узор из цветов и бутонов. Контуры узора укрепляются волосом от белогривых лошадей.

Плетение алансонских кружев – очень трудоемкое занятие. Для того, чтобы сделать один квадратный сантиметр кружева, мастерице требуется не менее 5 часов. В настоящее время алансонские кружева могут делать и машины. Но все равно кружево ручной работы ценится буквально на вес золота.

Мода на шантильи – кружева из черных нитей – появилась в XIX веке во времена Наполеона III. Название ткань получила от одноименного городка, где работали кружевницы. С помощью техники шантильи плетут шали, накидки, пелерины, декорируют платья. В конце XIX века самым большим шиком среди французских модниц было иметь платье из черного шантильи, посаженное на белый чехол.

Французские кружева всегда на вершине модного Олимпа. Даже представительницы английской королевской династии надевают на свадьбу наряды из французских кружевных тканей. Кружевные ткани ручной и машинной работы – прекрасный материал для пошива и декорирования одежды, нижнего белья, домашнего текстиля. Стильные, воздушные и прекрасные кружева способны превратить повседневную жизнь в яркий праздник.

Венецианское кружево - это чрезвычайно нежное, изящное и роскошное ажурное полотно. Его отличительной особенностью служит сочетание объемных линий и небольших деталей с участками, заполненными мелкой сеткой.

Название техники созвучно с местом, где ее разработали и впервые применили итальянские мастера (в Венеции на

Немного истории

Родина знаменитого на весь мир венецианского кружева представляет собой совсем маленький поселок, расположенный в отдалении от крупных населенных пунктов. Наверное, именно поэтому секрет создания удивительных живописных орнаментов был довольно долго скрыт от публики.

Техника венецианского кружева была разработана в конце XV, начале XVI веков. В те времена оно имело признаки каймы, то есть представляло собой длинную полоску с несложным узором и краем в виде зубцов. Его использовали, чтобы украшать воротники, манжеты, передники и платья.

С течением времени орнамент усложнялся и добавлялись новые элементы. Менялась и сама конфигурация кружевного полотна, оно становилось все шире, превратившись в полноценную ткань. Теперь из него изготавливают платья, белье, болеро, обувь, аксессуары и другие изделия.

Легенда о происхождении техники

Венецианцы с удовольствием рассказывают всем желающим о том, как было изобретено венецианское кружево. Эта легенда стала их достоянием.

Согласно повествованию, эта уникальная техника была придумана девушкой-мастерицей, которой ее возлюбленный, моряк, преподнес в качестве подарка необычную морскую водоросль. Тогда она носила название «кружево русалки».

Дожидаясь любимого из плавания и спасаясь от скуки, девушка принялась плести кружева, избрав примером необычные водоросли.

Особенности венецианского кружева

Внешний вид этого типа кружев очень специфичен: его лицевая сторона содержит выпуклые элементы (линии, узелки, серединки цветов и маленькие лепестки), а изнанка остается гладкой. В оригинале, работая над созданием очередного узора, мастерицы не использовали никакой основы. Контуром служила толстая нить, сложенная несколько раз. Она прокладывалась по линиям узора, намеченным на пергаменте, и фиксировалась на пересечениях.

Затем, применяя более тонкую нить и иглы, мастерицы заполняли промежутки между основными линиями сеткой и другими декоративными элементами. Чтобы получить объемные фрагменты, кружевницы прокладывали внутрь строчек конские волосы. Их затем очень плотно обшивали нитью, не позволяя основе проглядывать сквозь слой нитей. Этот метод носит название «стежок в воздухе».

Популярность кружева

Сегодня оригинальное объемное венецианское кружево чрезвычайно ценно, так как процесс его изготовления очень трудоемок. Конечно, высокая стоимость не служит препятствием для именитых модельеров. Они с удовольствием используют этот декор для украшения платьев, сумок и других творений.

Такие изделия неизменно выходят нежными и роскошными. В числе последних разработок знаменитого бренда Dolce & Gabbana можно увидеть немало моделей, содержащих элементы венецианского кружева.

Волшебная метаморфоза

Есть хорошая новость для любительниц повязать - техника создания венецианского кружева может быть воплощена в крючке. Благодаря новаторскому подходу к вязанию, введенному мадемуазелью Риего де Бланкардье, терпеливые и аккуратные мастерицы могут связать венецианское кружево своими руками.

Правда, полученное полотно только внешне напоминает работу итальянских энтузиастов и называется ирландским кружевом.

Это название знакомо многим, кто пытался создать крючком что-то посложнее пинеток. Чрезвычайно красивые, ажурные полотна ирландских кружев собирают из отдельно связанных мотивов и элементов. Промежутки заполняют нерегулярной сеткой из очень тонкой нити.

Более подробно о технике ирландского кружева

Ирландские или венецианские вяжут из пряжи совершенно разных цветов. Правда, классикой можно считать изготовление изделий из хлопка белого или пастельного цветов.

Элементы и мотивы могут иметь какую угодно форму:

  • Традиционные цветы.
  • Листья.
  • Завитки.
  • Птицы, рыбы и бабочки.
  • Геометрические орнаменты.

Выбранные фрагменты вяжут, стараясь придать им максимум жесткости. Формировать рельефные строчки не обязательно, но такой прием сделает полотно похожим на венецианское кружево. Схемы для вязания длинных ажурных полос также являются актуальными при работе с наборными кружевами.

Как собирать элементы в целое полотно

Когда все запланированные мотивы будут связаны, их следует разложить на выкройке будущего изделия, выполненной в натуральную величину. Размещенные элементы необходимо надежно закрепить.

Для этого выкройку накладывают на доску с набитым поролоном или на пенопласт. К такой основе очень удобно прикалывать размещенные элементы. Затем места соприкосновений мотивов сшивают иглой, а промежутки заполняют нерегулярной сеткой.

Существует масса тонкостей, присущих изготовлению ирландского кружева. В рамках данной статьи будут указаны только самые главные:

  • Ячейки сетки должны быть минимальных размеров, иначе полотно выйдет бесформенным.
  • Хорошо смотрятся полотна, в которых сетка связана из пряжи намного тоньше, чем материал мотивов.
  • Нижний край изделия, горловина, манжеты и открытые проймы обязательно должны быть обвязаны. В противном случае края быстро растянутся и не будут держать форму.
  • Следует позаботиться о том, чтобы надежно спрятать хвостики обрезанных нитей. Это можно сделать при помощи иглы.
  • Отпаривать готовое полотно нужно с изнанки.

Венецианское кружево: применение в декупаже

Элементы, характерные для техники венецианского кружева, часто используют для декорирования различных предметов. Узкие ленты наматывают или приклеивают к стеклянным вазам, цветы и листья вырезают и применяют в декупаже. В мире такой прием называют Pizzi Goffre, а на просторах рунета - венецианское кружево.

Мастер класс по его правильному использованию предложен далее. Эта техника позволяет создать объемный и очень красивый декор на самых разных поверхностях: на бутылках, шкатулках, рамках для фотографий.

Материалы и последовательность работы

Чтобы декорировать бутылку, потребуется:

  • Сама бутылка (стеклянная банка, ваза или другой предмет).
  • Отрезок кружева (новое полотно или фрагмент ненужной одежды).
  • Другой декор для декупажа (карты, салфетки с рисунком).
  • Прочный клей для соединения ткани со стеклом.
  • Клей ПВА для остальных работ.
  • Акриловый грунт и краски.
  • Лак на водной основе.
  • Акриловая шпатлевка и инструмент для ее нанесения (маленький шпатель, мастихин).
  • Кисти, салфетка для вытирания рук.

В первую очередь бутылку следует протереть обезжиривающим раствором (спиртом или ацетоном). Затем на ее поверхность наносят грунт, обычно это акриловая краска светлых оттенков.

На следующем этапе нужно вырезать участок кружева и приклеить его к боковой стороне бутылки. Когда ткань будет прикреплена к поверхности, следует тщательно проклеить ее кистью с лицевой стороны.

В таком положении работу следует оставить на сутки, чтобы она просохла.

Затем можно приступать к нанесению шпатлевки. Зачастую этот материал применяют, чтобы нейтрализовать дефекты деревянных поверхностей и облегчить декупаж. Венецианское кружево довольно объемное и плотное, поэтому нельзя надеяться только на клей. Следует подстраховаться и обработать выступающие края шпатлевкой.

Для получения небрежных неровностей этот материал можно в произвольном порядке распределить по остальной поверхности. Этот слой также должен хорошенько просохнуть (не менее суток).

Далее нужно всю бутылку полностью покрыть лаком. После его высыхания кружево следует подкрасить масляной краской, а остатки стереть влажной салфеткой. В результате краска остается только в углублениях, что придает изделию эффект старины.

На следующем этапе следует продолжить декорирование: нанести фоновый цвет, разместить розы, вырезанные из салфетки. Бумажные фрагменты нужно тщательно и аккуратно промазать кистью с клеем ПВА.

Завершение работы

После того как бутылка хорошо высохнет, ее необходимо покрыть несколькими слоями лака. Теперь изделие можно считать завершенным.

При желании перед этим этапом можно нанести двухфазный для образования декоративных трещин. Следует учесть, что его применение требует просушки работы на протяжении еще одного дня. Получившиеся трещины нужно будет подкрасить масляной краской, а затем покрыть лаком.

Хорошо смотрятся изделия в такой технике, украшенные краской с металлическим эффектом, бусинами, лентами и шпагатом.


Увлечение антикварными куклами повлекло за собой и изучение антик-материалов. Кружево — это само по себе красиво, на кружево я могу любоваься, как на картину!.. А так же — это материал и вдохновение для новых кукольных нарядов! Валансьен, алансон — как мурлыканье ласкает слух… Но мне захотелось разобраться в видах кружев, и систематизировать их. Рассчитываю на помощь бывалых!
Начну, пожалуй, с Шантильи .
Названо по французскому городу Шантильи - центру тонкого изящного шелкового кружевоплетения.
Шантильи является типичным кружевом времен Наполеона III. Как правило, это изделия большого размера: мантильи, шарфы, пелерины, юбки, зонтики, и т.д. Но попадаются и миниатюрные изделия — различные наколки, вуалетки и носовые платки. Стилистические особенности этих изделий вызывают в памяти кружево середины XVIII века. Рисунок всегда отличается сложностью композиционного построения и совершенством исполнения отдельных деталей. Крупный узор с замысловатыми букетами из крупных реалистически трактованных цветов (роз, тюльпанов, ирисов, маков, вьюнов, колокольчиков) заполняет почти всю поверхность кружева, оставляя немного свободного места для фона, чтобы усеять его мушками и небольшими цветочками. Край изделия обрамляет характерный для времен Второй Империи, неизменно повто-ряющийся мотив свисающих ламбрекенами лент, отороченных рюшем или бахромой и орденских лент с кистями.

Дальше — Валансьен .
Данный тип кружева зародился в городе Валансьен во второй половине ХVII века. В ХVIII веке появились различные характерные черты создания основы данного кружева. Различают 2 разновидности: «Валансьенское кружево Брюгге» и «Валансьенское кружева Ипра». Разница в форме петель сетки — основы. Первое характеризуется сеткой из круглых петель, а сетка второго имеет характерные квадратные петли. И тот и другой виды основы очень прочные и создаются при помощи переплетения четырех нитей.
Части плетеного полотна создаются из цельных петель и окружаются кольцом маленьких отверстий, которые применяются при создании узоров композиции, чтобы придать легкость самому кружеву. Вся композиция в основном состоит из узоров, навеянных природой: цветы, листья и животные.
Кружево валансьен - тончайшая работа мастериц, которая прославилась отсутствием любого рельефа благодаря тому, что узорный рисунок плетется одновременно с сеткой. Можно заметить некое сходство узора валансьенского кружева с рисунком тюлевых занавесок. В Валансьене производилось узкое и широкое мерное кружево, которое использовали для украшения беседок, каретных окон, различных элементов одежды, например, манжетов, подола платья или рукавов. Также плелось и штучное кружево: дорожки для декорирования храмов, женские и мужские воротники, невесомые шали.
Пожалуй, это самое часто встречающееся кружево в пошиве одежды антикварным куклам. Так как очень часто используются детские крестильные платья (щедро, или скромно, но обязательно украшенные куружевом валансьен)… Кружево из хлопковой нити. (Информацию о хлопке вынесла, в основном, из описаний лотов на eBay и ЯМ. Очень хотелось бы подтверждени или опровержения от мастеров долго имеющих дело с кружевом валансьен!)

Теперь очередь Брюггского кружева .
Техника данного вида кружева была придумана мастерицами бельгийского города Брюгге в 18 веке на основах фламандского кружева.
В старину кружево служило для украшения одежды и интерьера, и стоимость его была высока. Это связано с тем, что техника создания такого кружева очень сложная. Брюггское кружево плетется на коклюшках. Коклюшки — это деревянные палочки с тонкой шейкой для наматывания нити. Число коклюшек для плетения кружева может доходить до 50 шт.
Характерным отличием именно брюггского коклюшечного кружева является широкой извивающейся как бы тесьмой, из которой и создаётся орнамент. А тоненькие нити создают основу полотна.

Пожалуйста, поправьте меня, если я ошибаюсь!

Дальше самый загадочный, или загадочные вид/ы кружева: Алансон и Аленкон . Есть у меня подозрение, что это одно и тоже, только в разных транскрипциях (по французки Алансон пишется так — Alençon).
Алансонское кружево — вид классического игольного кружева или шитый иглой гипюр. Производилось в Алансоне (Франция) с середины 17в. до конца 19в. Мелкий растительный узор выполнялся иглой по сетчатому фону правильной формы. В 18в. появилось А.к. с растительным рисунком на тюлевом фоне.
Процесс работы над кружевом алансон начинался так: накалывался узор на плотный бумажный рисунок, далее следовала «трассировка» — линии узора обводили плотной нитью. Потом самые мелкие стежки разрезались, чтобы освободить готовую вещь. Эта «обводка» плотной нитью, по-моему, и является отличительной чертой алансонского кружева.


Фриволите - особенная техника кружевоплетения . Его еще называют узелковым , челночным или французским кружевом . Почему узелковым ? Потому что выполняются изделия в технике фриволите с помощью узелков , завязанных различными способами . Почему челночное ? Потому что основный инструмент фриволите - специальный челнок . Почему французское ? Потому что название этой техники пришло к нам из Франции .

Считается что фриволите - это самый простой способ изготовления кружева ручной работы , так как требует минимального количества инструментов и материальных затрат . Что представляет собой эта техника изящного рукоделия ? Где ее можно использовать и трудно ли этому научиться ? Давайте подробнее узнаем обо всем этом .

История французского кружева

Эта техника кружевоплетения очень и очень древняя . Настолько древняя , что исследователи до сих пор не могут точно назвать родину этого рукоделия . Лишь в одном у них нет разногласий - фриволите появилось на Востоке , а уже затем попало в Европу . На Востоке такое кружево называли «макук » (челнок ), в Италии - «окко » (глазок ), в Англии - «тетинг » (плетеное кружево ), дословный перевод с немецкого «шиффхен шпитцен » тоже означал «плетение челноком », а во Франции этот вид кружевоплетения получил название «фриволите » (легкомысленный ).

В нашем языке искусство плетения челночного кружева закрепилось именно под этим названием . Непринужденная и раскованная техника не стала видом народного промысла , как, например , коклюшечное кружевоплетение , но была популярным и распространенным женским рукоделием . Пик его популярности пришелся на восемнадцатый век, когда из простых грубых нитей сначала изготавливали ажурную отделку для штор и верхней одежды , а затем сумочки , шляпки , зонтики , перчатки и прочие предметы модного гардероба светских дам.

Весьма распространенным был этот вид рукоделия и в дореволюционной Росси . Но после октября семнадцатого года челночное кружевоплетение (как и многое другое ) было объявлено пережитком буржуазного прошлого и стало считаться занятием , недостойным «освобожденной » женщины . И лишь спустя полвека началось возрождение фриволите сначала в странах советской Прибалтики (все-таки они ближе к Европе !), а потом и в остальных частях СССР .

Техника челночного кружева

В основе этой техники кружевоплетения лежит узел , завязанный с помощью специального челнока . Готовые изделия , выполненные в технике фриволите - это целая система туго завязанных узелков . Сама техника достаточно проста в освоении и доступна как опытным мастерицам , так и начинающим рукодельницам .

Для начала обучения понадобится всего два челночка , а уже затем можно использовать различные челноки для нитей различной толщины и фактуры . Сами челноки для фриволите могут иметь разные размеры и разнообразные конструкции . Изготавливают их из дерева , пластика , кости , металла и оргстекла . Челноки можно приобрести в магазинах для рукоделия или даже изготовить самостоятельно , например , из обрезков пластиковой бутылки и шпульки от швейной машинки .

Помимо челноков для изготовления французского кружева понадобятся следующие инструменты :

· вязальные крючки , которым отдельные элементы соединяются между собой ;

· игла для того , чтобы распускать «бракованные » узелки ;

· ножницы для обрезания нити ;

· фурнитура в виде бусин , бисера , стразов , пайеток и застежек для украшений ;

· сами нити , из которых плетется кружево .

Для французского кружева подойдут разнообразные нити : хлопчатобумажные , льняные , шелковые , синтетические . Главные качества нити для такого кружева - это ее хорошая скрученность , прочность и высокая степень скольжения . Для выполнения кружевных салфеток и элементов одежды используют хлопковые и льняные нити , а для украшений - синтетические . Так, например , когда плетут фриволите с бисером или бусинками , то берут капроновую нить .

Все многообразие узоров и элементов челночного кружева основано лишь на одном , главном узле , который так и называется «узел фриволите » и состоит из двух симметричных частей . Этот узел может быть прямым и обратным . Именно из прямого и обратного узла выполняются основные элементы челночного кружева : кольцо , дуга , пико . Причем кольцо может быть также полукольцом , комбинированным кольцом , кольцом в кольце . В этой технике используют самые простейшие соединения отдельных элементов : прямую сцепку и обратную сцепку .

Возможности узелкового кружева

Своими умелыми ручками с минимальным набором инструментов мастерицы фриволите творят чудеса . Выполненные в этой технике изделия настолько разнообразны и изящны , что просто диву даешься . Кроме ажурных салфеток , воротничков , шляпок и перчаток в технике узелкового кружевоплетения изготавливают бижутерию , а отдельные мотивы используют в декоративных панно и картинах . Этим кружевом украшают скатерти и покрывала , эксклюзивное постельное белье , свадебные платья и дизайнерскую одежду . Французское кружево комбинируют с такими неожиданными материалами как металл , кожа и камень . На технике челночного кружевоплетения основана и новая рукодельная техника «анкарс », где помимо узелкового кружева используются техники бисероплетения и макраме .



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как подстричь челку в домашних условиях? Как подстричь челку в домашних условиях? Как сделать красивые объемные снежинки из бумаги своими руками Как сделать красивые объемные снежинки из бумаги своими руками Татуировка с терновым венцом Татуировка с терновым венцом