Основные признаки волевого действия. Воля

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Сравним два типа механизмов регуляции поведения: эмоциональный и волевой. Эмоции служат важным, но практически мало управляемым при помощи сознания механизмом регуляции моти-вационной деятельности. Функции воли во многом противоположны и заключаются в реализации целей, сознательно поставленных человеком в ходе мыслительной деятельности. Причем целей, достижение которых, как правило, требует преодоления многих желаний и стремлений данного человека. Таким образом, воля осуществляет сознательное регулирование поведения. Причем это регулирование проходит в условиях постоянного баланса между интересами человека (его жизненными целями), с одной стороны, и ограничениями, накладываемыми интеллектуальными прогнозами последствий данной деятельности, так же каки моральными, социальными нормами, с другой стороны.

Другими словами, воля представляет собой инструмент, используемый мотивациями высшего порядка, в процессе интеллектуального планирования и реализации жизненных целей человека (рис. 5.15). Исходя из этого, волевой акт всегда включает в себя борьбу разнонаправленных мотиваций, интеллектуальную оценку этих мотиваций с точки зрения их соответствия моральным и социальным нормам и с точки зрения опасных для жизни последствий реализации этих мотиваций.

В этом алане можно полагать, что волевые сигналы могут, вообще говоря, тормозить поведение, "рекомендованное" положительными эмоциями, например, если это поведение, хотя и приятно для субъекта с точки зрения удовлетворения некоторых мотиваций, противоречит моральным и социальным нормам и ценностям. Типичный пример - борьба человека с так называемыми вредными привычками, список которых, как известно, практически бесконечен - от курения до наркотиков, от алкоголя до различных форм обмана, в том числе так называемой бескорыстной лжи, приукрашивания собственных заслуг, собственных достижений, способностей и т.д.

Волевые акты необходимы также для осуществления поведения, связанного с преодолением отрицательных эмоций в случаях ощущения боли, усталости, реальной опасности для жизни. Интеллектуально сформированные цели требуют от человека действий, неизбежно влекущих отрицательные эмоции, в таких ситуациях, как необходимость перенесения операции или неприятного лечения, необходимость общения с неприятным партнером и т.д. Волевой акт при этом является инструментом мышления, инструментом, позволяющим сознательно преодолеть барьер отрицательных эмоций (рис. 5.22).

Заметим также, что, по крайней мере, потребность в чем-то аналогичных по своим функциям механизмах воли должна появляться у любых социальных, живущих в сообществах животных, другими словами, у любых животных, в поведении которых возникают противоречия между индивидуальными потребностями (например, в пище, положении в социальной иерархии) и такими же потребностями других членов сообщества.

Таким образом, существует неизбежность появления механизма волевого регулирования в процессе эволюционного развития живых организмов. В противном случае (при отсутствии волевого управления) было бы необходимо отказаться как от положительных, так и от отрицательных эмоций, так как у организма отсутствовал бы механизм преодоления этих эмоций. С другой стороны, как мы уже убедились ранее, существование организма без эмоций невозможно, так как при такой организации в условиях отсутствия

сигналов о "вредных" ситуациях организм не сможет избегать таких ситуаций или даже, возможно, будет стремиться попадать в такие "вредные" (в широком смысле этого слова) ситуации.

Что можно сказать о характеристиках процесса волевого управления поведением? Ввиду того что волевые действия личности в основном проходят на сознательном уровне, эти действия вочень сильной степени определяются не только врожденными, но и осознанно развитыми чертами характера человека. В первую очередь к таким характеристикам относится такое свойство, как сила воли, то есть максимальное значение волевого воздействия, которое может развить личность для достижения поставленной цели. Таким образом, говоря о силе воли, мы имеем ввиду оценку усилий человека по совершению неприятных для него действий - внешних действий, например, связанных с общением или физически тяжелой работой в некомфортной среде, или внутренних действий, например, связанных с преодолением трудных для понимания или просто неинтересных для него лично мест в ходе процесса обучения.

Характером человека определяются и такие качества, как настойчивость, то есть способность к длительным усилиям по преодолению трудностей в процессе достижения цели. При этом следует отметить, что "отличие 01 силы воли настойчивость не обязательно связана с преодолением "запредельных" трудностей, настойчивый человек способен просто длительное время не забывать отслеживать продвижение к цели и делать при этом хотя и небольшие, но необходимые шаги в заранее заданном им самим напраалении.

Другое качество, непосредственно связанное с настойчивостью, - выдержка, то есть умение тормозить, исключать из сферы внимания действия, чувства и мысли, мешаюшие продвижению к данной цели. Ясно, что данная характеристика напрямую связана со способностью к упорядочению мышления, с умением планировать, организовывать и вовремя переключать внимание с одних дел на другие.

Следующая группа волевых качеств еше более тесно связана со свойствами характера. В эту группу входят такие качества воли или свойства характера, как решительность, самообладание, уверенность в себе. Наличие решительности определяет способность человека без колебаний, быстро, уверенно, без бесконечных пересмотров и "топтаний на месте" совершать выбор линии поведения и также четко осуществлять принятые решения. Естественно, что качество решительности приобретает полезное значение только при условии способности человека правильно оценивать ситуацию и, следовательно, правильно формулировать цели и задачи поведения, в противном случае решительные, но неправильные действия становятся намного хуже, чем прояатение нерешительности.

Самообладание и уверенность в себе - качества, определяющие способность человека подчинять свое поведение достижению цели вне зависимости от появления различных отатекаюшихобстоя-тельств, даже в случае, если эти обстоятельства представляют собой серьезные помехи.

Сравним два типа механизмов регуляции поведения: эмоциональный и волевой. Эмоции служат важным, но практически мало управляемым с помощью сознания, механизмом регуляции мотивационной деятельности и сферы чувств. Функции воли во многом противоположны и заключаются в реализации целей, сознательно поставленных человеком в ходе мыслительной деятельности. Причем целей, достижение которых, как правило, требует преодоления многих желаний, стремлений и чувств данного человека. Таким образом, воля осуществляет сознательное регулирование поведения. Причем это регулирование проходит в условиях постоянного баланса между интересами человека, его жизненными целями, мотивациями, чувствами, с одной стороны, и ограничениями, накладываемыми интеллектуальными прогнозами последствий данной деятельности, так же как и моральными, социальными нормами, с другой стороны.

Другими словами, воля представляет собой инструмент, используемый мотивациями высшего порядка, в процессе интеллектуального планирования и реализации жизненных целей человека (см. рис. 11.24). Исходя из этого волевой акт всегда включает в себя борьбу разнонаправленных мотиваций, их интеллектуальную оценку с точки зрения соответствия моральным и социальным нормам и опасных для жизни или карьеры последствий реализации.

В этом плане можно полагать, что волевые сигналы могут, вообще говоря, тормозить поведение, «рекомендованное» положительными эмоциями, например, если это поведение, хотя и приятно для субъекта с точки зрения удовлетворения некоторых мотиваций, противоречит моральным и социальным нормам и ценностям. Типичный пример - борьба человека с так называемыми вредными привычками. Список таких привычек, как известно, практически бесконечен - от курения до наркотиков, от алкоголя до различных форм обмана, в том числе так называемой бескорыстной лжи, приукрашивания собственных заслуг, собственных достижений, способностей и т.д.

Волевые акты необходимы также для осуществления поведения, связанного с преодолением отрицательных эмоций в случаях ощущения боли, усталости, реальной опасности для жизни. Интеллектуально сформированные цели требуют от человека действий, неизбежно влекущих отрицательные эмоции, в таких ситуациях, как необходимость перенесения операции или неприятного лечения, необходимость общения с неприятным партнером и т.д. Волевой акт при этом является инструментом мышления, позволяющим сознательно преодолеть барьер отрицательных эмоций (рис. 11.33).

Заметим также, что по крайней мере потребность в механизмах, в чем-то аналогичных по своим функциям механизмам воли должна появляться у любых социальных, живущих в сообществах животных. Другими словами, волевые элементы могут появляться у тех животных, в поведении которых возникают противоречия между индивидуальными потребностями (например, в пище, положении в социальной иерархии) и такими же потребностями других членов сообщества.

Таким образом, существует неизбежность появления механизма волевого регулирования в процессе эволюционного развития живых организмов. В противном случае (при отсутствии волевого управления) было бы необходимо отказаться как от положительных, так и от отрицательных эмоций, так как у организма отсутствовал бы механизм их преодоления. С другой стороны, как мы уже убедились ранее, существование организма без эмоций невозможно. В этом случае в условиях отсутствия сигналов о «вредных» ситуациях организм не сможет их избегать или даже, возможно, будет стремиться попадать в них (в широком смысле этого слова).

Что можно сказать о характеристиках процесса волевого управления поведением (рис. 11.34)? Ввиду того что волевые действия личности в основном проходят на сознательном уровне, они в

Рис. 11.33.

Рис. 11.34.

очень сильной степени определяются не только врожденными, но и осознанно развитыми чертами характера человека. В первую очередь к этим характеристикам относится такое свойство, как сила воли, т.е. максимальное значение волевого воздействия, которое может развить личность для достижения поставленной цели. Таким образом, говоря о силе воли, мы имеем в виду оценку усилий человека по совершению неприятных для него действий. Например, действий, связанных с общением или физически тяжелой работой в некомфортной среде, или внутренних действий, например, связанных с преодолением трудных для понимания или просто не интересных для него лично мест в ходе процесса обучения.

Характером человека определяются и такие качества, как настойчивость, т.е. способность к длительным усилиям по преодолению трудностей в процессе достижения цели. При этом следует отметить, что в отличие от силы воли настойчивость не обязательно связана с преодолением «запредельных» трудностей. Настойчивый человек способен просто длительное время не забывать отслеживать продвижение к цели и делать при этом хотя и небольшие, но необходимые шаги в заранее заданном им самим направлении.

Другое качество, непосредственно связанное с настойчивостью, - выдержка, т.е. умение тормозить, исключать из сферы внимания действия, чувства и мысли, мешающие продвижению к данной цели. Ясно, что данная характеристика напрямую связана со способностью к упорядочению мышления, с умением планировать, организовывать и вовремя переключать внимание с одних дел на другие.

Следующая группа волевых качеств еще более тесно связана со свойствами характера. В нее входят такие качества воли или свойства характера, как решительность, самообладание, уверенность в себе. Наличие решительности определяет способность человека без колебаний, быстро, уверенно, без бесконечных пересмотров и «топтаний на месте» совершать выбор линии поведения и также четко осуществлять принятые решения. Естественно, что качество решительности приобретает полезное значение только при условии способности человека правильно оценивать ситуацию и, следовательно, правильно формулировать цели и задачи поведения, в противном случае решительные, но неправильные действия становятся намного хуже, чем проявление нерешительности.

Самообладание и уверенность в себе - качества, определяющие способность человека подчинять свое поведение достижению цели вне зависимости от появления различных отвлекающих обстоятельств даже в случае, если эти обстоятельства представляют собой серьезные помехи.

В виде иллюстрации к сказанному приведем строки из программного стихотворения Г. Гейне «Доктрина»:

Стучи в барабан и не бойся,

Целуй маркитантку под стук;

Вся мудрость житейская в этом,

Весь смысл глубочайших наук.

Буди барабаном уснувших,

Тревогу без устали бей;

Вперед и вперед продвигайся -

В том смысл премудрости всей.

И Гегель и тайны науки -

Все в этой доктрине одной;

Я понял ее потому что Я сам барабанщик лихой!

(перевод А. Толстого)

При объяснении, прогнозе и контроле действий работника особое значение приписывается его воле. Нередко бывает так, что принимая какое-то решение и понимая необходимость действовать, работник не спешит выполнить его. Например, получив задание и понимая, что надо начать работать, он не сразу приступает к ней и проводит в курилке хотя бы несколько минут. Психологи давно пытались объяснить, почему люди иногда ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения подчас даже остро переживаемых интересов.

Когда работники, располагающие равными знаниями и умениями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь с разной степенью решительности и интенсивности, приступают к решению стоящей перед ними задачи или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают действовать, а другие действуют с удвоенной энергией, эти явления связывают с проявлениями такой особенности психики как воля.

Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Задачей воли является управление человеческим поведением, сознательная регуляция активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия нормальной жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим в указанной выше задаче может быть выделено два основных действия - активизация и торможение. Первую иногда называют также термином «побудительная», или «стимулирующая».

Воля - один из основных показателей конкурентоспособности личности, без которого не может состояться никакая карьера. Исследования подтвердили, что она имеет психологические, управленческие, правовые, социологические, физиологические основания, т.е. волю можно проанализировать, применяя интегративно-технологический и субъектно-деятельностный подходы. Это дает возможность рассматривать волю с двух сторон: как проблему самодетерминации (подходы мотивационный, «свободного выбора») и как проблему саморегуляции (регуляционный подход) субъекта деятельности. Специфическая особенность волевого поведения заключается в том, что человек внутренне переживает состояние «Я должен», а не «Я хочу». Конечно, бывают случаи совпадения волевого и импульсивного поведения: «Я хочу исполнить свой долг». Поэтому, образно выражаясь, человеческая жизнь представляет собой постоянную борьбу волевого и привычного, обыденного поведения. В противоположность непроизвольным волевые сознательные действия, более характерные для поведения человека, всегда направлены на достижение поставленной цели (рис. 12).

Рис. 12.

Именно сознательная целеустремленность действий характеризует волевое поведение. Однако так как не всякая цель может быть достигнута сразу, для ее достижения потребуется прохождение ряда этапов. Таким образом, волевые действия могут быть достаточно сложными, состоящими из множества более простых, могут включать в себя в качестве отдельных звеньев и такие движения, которые автоматизировались и потеряли свой первоначально сознательный характер.

Некоторые волевые действия носят настолько сложный характер, что могут быть выполнены только в течение длительного времени. Так, альпинисты, решившие покорить горную вершину, начинают свою подготовку задолго до восхождения. Сюда включаются и тренировки, и осмотр амуниции, и подгонка креплений, и выбор маршрута и т.д. Но главные трудности ждут их впереди, когда они начнут свое восхождение. Нередко не менее трудной оказывается и обратная дорога. Еще одним важнейшим признаком волевого поведения считается то, что оно проявляется при преодолении препятствий, внутренних или внешних. Внутренние, субъективные, препятствия обусловлены поведением человека, выполняющего волевые действия, и могут быть вызваны усталостью, желанием развлечься, страхом, стыдом, ложным самолюбием, инертностью, просто ленью и т.д. (рис. 13).


Рис. 13.

Примером внешних препятствий могут служить различные помехи, расцениваемые как барьеры, стоящие на пути к достижению поставленной цели. Однако не любое действие, направленное на преодоление препятствия, называют волевым. Так, подросток, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложный рельеф местности и даже залезть на высокое дерево, но никто не назовет его действия волевыми.

Важнейшую роль в преодолении затруднений на пути к достижению цели играет осознание ее значения, а вместе с тем и осознание своего долга как личности. Чем более значима цель для человека, тем большее количество препятствий и лишений он готов преодолеть. В некоторых случаях достижение цели оказывается дороже жизни, и тогда волевые действия могут привести даже к смерти человека на рабочем месте.

Многообразие всех ситуаций, требующих срочной и волевой регуляции (преодоление препятствий, направленность действия в будущее, конфликт мотивов, конфликт между требованием подчинения социальным нормам и имеющимся у человека желанием и т.д.), можно свести к следующим реалиям, в основе которых лежит необходимость:

  • - восполнения дефицита побуждения к действиям при отсутствии их достаточной мотивации;
  • - выбора мотивов, целей, видов действия при их конфликте;
  • - подавления мешающих импульсов, которые, вызваны непроизвольно спровоцированными потребностями;
  • - произвольной регуляции внешних и внутренних действий и психических процессов.

Волевые действия различаются по своей сложности. В том случае, когда работник ясно видит свою цель, сразу, непосредственно переходит к действиям и ему не надо выходить за пределы сложившейся ситуации, говорят о простом волевом акте. Сложное волевое действие предполагает, что между побуждением и непосредственным действием вклиниваются дополнительные звенья. Получение образования можно считать сложным волевым действием: ведь прежде, чем получить диплом, необходимо в течение пяти-шести лет ежедневно ходить в вуз, готовиться к занятиям, писать рефераты и контрольные работы, сдавать экзамены. Основными моментами или фазами сложного волевого процесса выступают: возникновение побуждения; моделирование ситуаций; борьба мотивов; постановка цели; принятие решения; исполнение.

На первой ступени развития сложного волевого действия у человека возникает побуждение, которое ведет к пониманию им того, что он хочет, к осознанию цели. Конечно, не всякое побуждение носит сознательный характер, как, например, сказочное задание: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». В зависимости от того, насколько осознана та или иная потребность, причиной побуждения может быть влечение или желание. Если осознается лишь неудовлетворенность сложившейся ситуацией и при этом сама потребность осознается недостаточно четко, т.е. человек не представляет себе пути и средства к достижению цели, то мотивом деятельности является влечение. Влечение обычно смутно, неясно: человек понимает, что ему чего-то не хватает или что ему что-то нужно, но что именно, он не знает. Обычно люди переживают влечение как специфическое тягостное состояние в виде скуки, тоски, неопределенности. В таких случаях говорят: «Он сам не знает, что ему нужно».

Влечение - наиболее примитивная биологическая форма активизации личности, так как в данном случае потребность неосознанна. Влечение непостоянно, изменчиво. Чтобы потребность воплотилась в действие, человек должен каким-то образом ощутить, узнать ее. Это не всегда так просто. Иногда острейшая потребность остается «неузнанной», хотя и легко достижимой при желании.

Из-за своей неопределенности влечение не может перерасти в деятельность. Человек не понимает, что ему нужно и каким образом это осуществить. Поэтому же влечение - преходящее явление, и представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту и т.д.

Однако желать еще не означает действовать. Отражая содержание потребности, желание не содержит активного элемента. Желание - это скорее знание того, что побуждает к действию. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив поведения, а затем в цель, оно оценивается человеком, который взвешивает, сравнивает все условия, помогающие и мешающие его осуществлению. Для желания, как мотива деятельности, характерна четкая осознанность тех причин, которые его породили. Имея высокую побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия, заставляет строить планы его достижения. При этом также осознаются возможные пути и средства достижения цели. Сильные желания перерастают в постоянное тяготение к объекту, т.е. становятся стремлением. Это еще один осознанный компонент побуждений.

Стремление тесно связано с волевым компонентом. Оно проявляется в том, что человек способен преодолеть все препятствия, трудности, невзгоды на пути к объекту потребности. Стремление неотделимо от чувств, которые сигнализируют о том, достигнута ли цель, вызывая у человека ощущение удовольствия или неудовольствия. Тем самым присущее организму стремление (имеющее смысл мотива, который побуждает организм действовать) оказывается неразрывно связано с испытываемыми чувствами.

Однако далеко не всякие стремления и желания сразу претворяются в жизнь. У человека может возникнуть одновременно несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он окажется в затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать первым. В результате каждое желание как бы стремится подчинить себе все остальные, выйти на первое место среди всех потребностей человека. Такое состояние называют борьбой мотивов. Борьба мотивов - это широкое мысленное обсуждение человеком тех оснований, которые говорят обо всех плюсах и минусах действий в том или ином направлении; внутреннее обсуждение им того, как именно надо действовать. Человек пытается самому себе объяснить, какое из желаний надо реализовать в первую очередь. Борьба мотивов нередко сопровождается значительным внутренним напряжением и представляет собой переживание глубокого внутреннего конфликта между доводами разума и чувствами, мотивами личного порядка и общественными интересами, между «хочу» и «должен» и т.д.

В традиционной психологии борьба мотивов и последующее решение, которое принимает человек, рассматривалось как основное звено, ядро волевого акта. При этом и внутренняя борьба, и конфликт, который как бы переживает человек со своей собственной, раздвоенной душой, и выход из него в виде внутреннего решения противопоставлялись исполнению. Таким образом, сама деятельность, само достижение цели выступали как второстепенная составляющая волевого акта. Справедливости ради отметим и противоположную тенденцию, когда ученые стремятся вообще выключить из волевого действия внутреннюю работу сознания, связанную с выбором, обдумыванием и оценкой. Отрывая мотивацию от самого волевого акта, они превращают его в чистую импульсивность, лишают сознательного контроля.

Выделяют внутреннюю и внешнюю «борьбу мотивов». Внутренняя борьба мотивов включает обдуманность действий, обсуждение предстоящего поступка, хотя иногда после выбора действий люди поступают как придется, и является внутренней борьбой, или конфликтом личности: человек напряженно размышляет при трудностях принятия решения, сопоставляя разные мотивы, он борется сам с собой. Внешняя борьба мотивов может проявляться в трудовых, научных и других коллективах, когда сталкиваются различные точки зрения, научные интересы и т.д.

При «борьбе мотивов» работник может выбирать различные пути решения своих проблем: действовать или не действовать, лгать или нет, что соответствует внутреннему мотивационному конфликту, решаемому в рамках дилеммы: стремление - избегание. Когда выбор сделан, возникает стремление оправдать свой выбор (состояние когнитивного диссонанса): выделение положительного в выбранном способе удовлетворения потребности и отрицательного в отвергнутом.

В действительности борьба мотивов как звено, составляющее волевой акт, не может быть отброшено, как не может считаться и самым главным. Подлинно волевое действие является самостоятельным, избирательным актом, включающим сознательный выбор и решение. Задержка действий для того, чтобы обдумать и обсудить последствия принятого решения, так же существенна для волевого акта, как и побуждения к нему. Здесь в волевой процесс включается процесс интеллектуальный, мыслительный. Мысленное моделирование ситуаций обнаруживает, что желание, порожденное одной потребностью или определенным интересом, может осуществиться лишь за счет другого желания. Более того, иногда само по себе желательное действие может привести к нежелательным последствиям.

У. Джеймс, описывая сложности процесса принятия решения, отмечал, что задержка действия из-за нерешительности может длиться недели, даже месяцы: «Мотивы к действию, еще вчера казавшиеся столь яркими, убедительными, сегодня уже представляются бледными, лишенными живости. Но ни сегодня, ни завтра действие не совершается нами. Что-то подсказывает нам, что все это не имеет решающей роли. Это колебание между двумя возможными в будущем альтернативами напоминает колебания маятника... Пока плотина не будет прорвана и решение не будет принято».

Принятие решения является заключительным моментом борьбы мотивов: человек решается действовать в определенном направлении, отдавая предпочтение одним целям и мотивам и отвергая другие. Тут он нередко, говорит себе: «Сделаю так, а там будь что будет». Принимая решение, человек чувствует, что дальнейший ход событий зависит от него, и это порождает специфическое для волевого акта чувство ответственности. Рассматривая процесс принятия решения, У. Джеймс выделил несколько типов решимости.

  • 1. Разумная решимость проявляется тогда, когда противодействующие мотивы начинают понемногу стушевываться, оставляя место какому-то одному решению, одной альтернативе, которая воспринимается спокойно, без всякого усилия. Переход от сомнения к уверенности переживается совершенно пассивно, без переживаний, и человеку кажется, что разумные основания для действия вытекают сами собой из сути дела. Именно на этом основаны механизмы моды.
  • 2. В случаях если колебание и нерешительность слишком затянулись, может наступить момент, когда человек скорее готов принять неудачное решение, чем не принимать никакого. При этом нередко какое-нибудь случайное обстоятельство нарушает равновесие, сообщив одной из перспектив преимущество перед другими, и человек преднамеренно подчиняется судьбе. Так, работник, неточно понявший, чего от него хочет руководство, выбирает то решение, которое показалось ему самым верным из всех известных, хотя это может не соответствовать действительности.
  • 3. В некоторых случаях, при отсутствии реальных решений выхода из сложной ситуации, желая избежать неприятного ощущения нерешительности, человек начинает действовать автоматически, просто стремясь к движению вперед. То, что будет потом, в данный момент его не заботит. Этот тип решимости характерен для лиц с кипучим стремлением к деятельности, сильным эмоциональным темпераментом. Именно о таком человеке рассказывали свидетели происшествия, когда зимой одна из машин угодила в промоину реки, и водитель пытался, бросая в воду каменные глыбы и роя новое русло ручья, повернуть течение вспять. Хотя в этой ситуации более эффективно было бы оставить машину на какое-то время и попытаться найти трактор или еще какое-нибудь средство, которое вытащило бы машину из воды.
  • 4. Прекратить внутренние колебания способно и изменение внутренней ценности побуждения. К этому типу решимости относятся все случаи нравственного перерождения, пробуждения совести и т.д. У человека происходит внутренний перелом и сразу появляется решимость действовать в известном направлении. Такие перерождения достаточно подробно описаны в литературе. Вспомните хотя бы мучительные мысли Андрея Болконского из «Войны и мира».
  • 5. Иногда, не имея рациональных оснований, человек считает более предпочтительным совершенно определенный образ действий. С помощью воли он усиливает мотив, который сам по себе не мог бы подчинить остальные. В отличие от первого случая функции разума здесь выполняет воля.

Таким образом, становится ясно, что процесс принятия решения достаточно сложен, и внутреннее напряжение, сопровождающее его, может постепенно нарастать. В результате работник может целыми днями ходить погруженным в себя, думать о том, как лучше поступить, какой путь избрать. В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности, осмысливается ее основная специфика. После того как принимается какое-либо решение, он испытывает определенное облегчение. Это связано с тем, что наше мышление переключается на другое - теперь он думает о том, как выполнить задуманное, борьба мотивов прекращается и, соответственно, внутренняя напряженность, вызванная этой борьбой, начинает снижаться.

После принятия решения необходимо выбрать средства для его осуществления. Однако цели, как известно, можно достичь разными путями. Вряд ли следует придерживаться девиза, пришедшего к нам из средних веков: «Цель оправдывает средства». Есть пути легкие, но не совсем честные, а есть трудные, но достойные, гуманные. Поэтому можно сказать, что человека характеризуют не только цели сами по себе, но и средства, которые он использует для достижения цели. Представим себе, что кто-то решил стать «передовиком». И здесь можно искать как легкие пути: приписывание, причинение вреда другим, «болезнь» во время невыгодных работ и пр., так и более сложные: прочесть много специальной литературы, развивать профессиональные навыки, консультироваться с наставниками и т.д. Кроме того, принятие решения может получить двоякое выражение в жизнедеятельности человека. В одних случаях оно проявляется во внешнем действии (например, выигрыш в конкурсе профессионального мастерства), а в других - заключается в воздержании от внешнего действия. Такое проявление принято называть внутренним волевым действием (например, профессионал принимает решение, что его карьера успешна и без участия в конкурсе).

Однако принять решение не означает выполнить его. Иногда намерение не может быть реализовано, и начатое дело не доводится до конца. Сущность волевого действия заключается, конечно, не в борьбе мотивов и не в принятии решения, а в его исполнении. Только тот, кто умеет приводить свои решения в исполнение, может считаться человеком с достаточно сильной волей. Действительно, как бы ни мучался человек, принимая самое сложное решение, каким бы правильным это решение ни было, мы не будем считать его человеком с сильной волей до тех пор, пока это решение не будет выполнено. И наоборот, тех, кто, выполняя даже, может быть, чужое решение, зачастую жертвуя собой, стремится к цели, мы называем волевыми людьми.

Само исполнение волевого действия также имеет сложную внутреннюю структуру. Собственно исполнение решения обычно связано с тем или иным временным отрезком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то говорят о намерении. Намерение - это внутренняя подготовка будущего действия и представляет собой стремление к осуществлению цели. Так, например, молодой специалист может принять решение (намерение) работать с нового года без брака. Однако только намерения для исполнения волевого действия недостаточно. Это потребует и введения жесткого самоконтроля, дисциплины, повышения квалификации и пр.

Как и в любом другом действии, на этапе исполнения также можно выделить этап планирования путей достижения поставленной задачи.

Планирование представляет собой сложную умственную деятельность. Во время нее работник ищет наиболее рациональные способы и доступные средства, позволяющие быстрее достичь принятого решения. План может быть представлен с разной степенью детализации, разными подробностями. Для одних людей характерно стремление все предусмотреть, спланировать каждый шаг, в то время как другие довольствуются самой общей схемой или неясными представлениями. Обычно детальнее разрабатывается план ближайших действий, более схематично или даже неопределенно намечается исполнение действий отдаленных.

Спланированное действие не реализуется автоматически: чтобы решение перешло в действие, необходимо заставить себя это сделать, т.е. предпринять волевое усилие (рис. 14). Волевое усилие переживается как сознательное напряжение, находящее разрядку в волевом действии. В настоящее время под волевым усилием понимают форму эмоционального стресса, помогающего человеку преодолеть трудности. Задача волевого усилия - мобилизовать внутренние ресурсы человека и создать дополнительные мотивы к действию, к достижению цели.


Рис. 14.

Волевое усилие характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от нежелательных поступков. Волевое усилие пронизывает все звенья волевого акта (рис. 15), начиная от осознания цели и заканчивая исполнением решения. В исполнительном звене, когда человек преодолевает не только внутренние, но и внешние трудности, оно становится доступнее для наблюдения.

Рис. 15.

Волевое усилие качественно отличается от усилия мышечного. В волевом усилии движения часто минимальны, а внутреннее напряжение может быть огромным и даже разрушительным для организма. Конечно, нельзя утверждать, что мышечное усилие абсолютно отсутствует - человек может напрягать мышцы лица, сжимать кулаки и т.д., однако качественно оно отличается от содержания волевого усилия. В исследованиях установлено, что интенсивность волевого усилия зависит от следующих факторов:

  • 1) мировоззрения личности;
  • 2) моральной устойчивости личности;
  • 3) степени общественной значимости поставленных целей;
  • 4) установки по отношению к деятельности;
  • 5) уровня самоуправления и самоорганизации личности.

По мнению Д. Герберта и Л. Розенштиль, проблема соотношения воли и мотива давно интересовала психологов. Но затем он «впал в забвение» и к нему не возвращались на протяжении нескольких десятилетий. Эту тему вновь подняли работы X. Хекхаузена, возбудив к ней всеобщий интерес как в психологии труда, так и в организационной психологии. Особую известность здесь получила модель действий X. Хекхаузена «Рубикон» (рис. 16).


Рис. 16.

Инициирование действия в «Рубикон-модели» происходит на границе преакциональной и акциональной фаз волевого акта. Эта фаза характеризуется целеориентированным действованием. Ведущие к цели действия будут реализованы, как только представится подходящий случай. После начала действия все внимание направлено на достижение желаемого результата.

Таким образом «Рубикон-модель» включает в себя мотивационную фазу выбора вначале и оценки по окончании действий, а также волевую фазу целеполагания и выполнения действий. В фазе выбора человек «взвешивает» разные возможности для действий. В то время, когда у него формируется намерение, человек сосредотачивает все свое внимание на одной (предпочтительной) альтернативе. Волевой акт стимулирует человека «перейти Рубикон», что уже не предполагает возврата к старому. Человек, опираясь на волю, которая, например, «защищает» намеренное действие от внешних «искушений» и «отвлекающих» мыслей, ставит перед собой цель (процесс постановки целей). Затем снова следует мотивационная фаза оценки, где человек сравнивает результат действий с предполагаемыми результатами альтернативных действий, которые он, однако, не выбрал.

Эта точка зрения позволяет выделить два подхода: процессуальный и ориентированный на конфликты. Фазовая модель действий, как правило, предполагает процессуальный подход. Перед началом действий человек беспристрастно (объективно и открыто) «взвешивает» альтернативы действий. А во время выработки намерения он анализирует информацию предвзято (субъективно). Особенно это касается желательности и реализуемости выбранной цели. Напротив, подходы, ориентированные на конфликт, основаны на предположении, что мотивация и воля - это взаимодополняющие процессы регуляции. В этом смысле мотивация может быть необходима уже в фазе выбора. А в ситуации, когда требования в полной мере согласованы с компетенциями и склонностями человека, этой первичной мотивации может быть достаточно для выполнения действий (например, при так называемом /Zoiv-эффекте).

Американский психолог Кер попытался объединить эти два подхода - процессуальный и ориентированный на конфликты. Он принял в расчет хорошо проверенные феномены. А именно: в процессе формирования намерений и выполнения действий между действиями могут возникать конфликты, для преодоления которых привлекают волю. Таким образом, Кер интегрировал оба подхода и разработал свою процессуальную модель, ориентированную на конфликты (табл. 3).

Детальный анализ существующих и собственных эмпирических исследований позволил Кер показать, что в реальности существуют не только мотивация отбора и волевой акт реализации (как это предполагает фазовая модель действий), но и мотивация и волевой акт отбора и реализации. Это имеет особое значение для организационной психологии, так как подтверждает, что инициирование действий сотрудников и развитие персонала предполагает подкрепление мотивации и воли.

Таблица 3

Процессуальная модель взаимодействия мотивации и воли (по Кер)

Однако одного лишь понимания значимости выполняемого действия или его соответствия моральным принципам, чтобы заставить человека бороться с трудностями, недостаточно. Чтобы понимание породило стремление, подавляющее и подчиняющее себе многие другие желания, оно должно подкрепляться острыми переживаниями; внутренней необходимостью так поступить. Это хорошо видно на примере чувства долга. Чувство долга есть выражение того, что явления морали были усвоены, приняты и стали собственным достоянием личности. После этого чувство долга становится внутренним побуждением, внутренним компасом человека к поведению в любой ситуации, где возникает борьба между эгоистическими устремлениями и общественными интересами.

Человеку часто путем волевых усилий приходится преодолевать, ослаблять и подавлять свои непроизвольные действия, вести борьбу с закрепившимися привычками, ломать сложившиеся стереотипы.

Привычные действия или зависимости как особенности неволевого поведения Коринн Свит описывает следующим образом.

  • 1. Вы не контролируете это, скорее это контролирует вас. Вы чувствуете, что не имеете иного выбора, кроме как делать это, брать это, поступать так, как требует это. Стоит только вредной привычке сформироваться, вы сразу попадаете под ее власть.
  • 2. Эта привычка настолько укореняется в вашей жизни, что становится незаметной для вас. Окружающие люди воспринимают это как вашу защиту, раздражительность, замкнутость и т.п.
  • 3. Вы делаете это все чаще и чаще, стараясь вызвать более сильное воздействие.
  • 4. Вы начинаете регулярно делать это, когда предчувствуете неприятные ощущения, подобные скуке, одиночеству, физической боли и т.п.
  • 5. Вы чувствуете, что уже не можете справиться с вашими жизненными проблемами без помощи этого.
  • 6. Вы можете потратить значительную часть жизни, сражаясь с этим (даже если это зацепило вас несерьезно).
  • 7. Вы можете потратить драгоценную энергию души, страдая от этого и безуспешно пытаясь разделаться с этим.
  • 8. На это уходит часть ваших денег, вашего времени, вашей энергии в ущерб чему-то более полезному, в результате вы еще больше ненавидите себя за эти бессмысленные траты.
  • 9. Вы теряете самоуважение, душевные силы, возникает угроза разрушения всего вашего жизненного уклада (семья, карьера, друзья), физического и душевного здоровья.

Помочь избавиться от этого можете только вы сами, но только в том случае, если сами заинтересованы в этом. Если кто-то другой будет подталкивать вас, то, кроме сопротивления, конфликтов, желания всем отомстить, вряд ли чего-нибудь добьется. Даже если вы понимаете, что о вас заботятся, такая забота может вызвать страх потери свободы. При этом проявления непроизвольной активности нередко носят противоположную направленность по отношению к избранному волевому действию.

Особенно остро чувство усилия над собой осознается при необходимости осуществления каких-нибудь редких, идеальных мотивов, когда надо преодолеть мотивы более привычные, действия импульсивного характера.

По мнению У. Джеймса, в этих случаях человеку кажется, что действие совершается по линии наибольшего сопротивления, хотя он мог направить его и по линии наименьшего сопротивления. Поэтому нравственные люди нередко гордятся победами над своей природой. Напротив, тот, кто отдается чувственным наслаждениям или природным склонностям, никогда не говорит, что победил в себе идеальные стремления. Так, лентяи не говорят, что противодействовали своему трудолюбию, алкоголики не утверждают, что боролись с трезвостью и т.д. Здесь, вероятно, легко обнаружить и влияние личностной направленности и значимости ценностей, потому что интеллигентному человеку так же трудно оскорбить кого-нибудь, как невеже - не сделать это.

При помощи волевого усилия человек не уничтожает свои привычки или другие формы непроизвольной активности, а только изменяет их форму или подавляет внешнее проявление. Поэтому воля - это еще и власть человека над собой, своими стремлениями, чувствами, страстями. Воля - это способность человека управлять собой, сознательно регулировать свое поведение и деятельность.

Эмоционально-волевая саморегуляция широко известна под термином «самообладание». К данному уровню психической регуляции принято относить комплекс свойств, особенностей и возможностей человека, которые реализуются с участием волевых процессов. Способность человека сдерживать эмоции и владеть собой в экстремальных ситуациях традиционно рассматривается как проявление воли. Самообладание можно охарактеризовать как умение человека владеть собой, своими действиями и поступками, переживаниями и чувствами, способность сознательно поддерживать и регулировать свое самочувствие и поведение в экстремальных ситуациях. Самообладание регулирует баланс эмоционального и волевого компонентов психики при господстве воли над эмоциями, взятых независимо от фактора времени. В данном случае волевой компонент включает действия, связанные при их выполнении с выраженными внутренними психическими усилиями. Внутренняя регуляция психических процессов и состояний характеризует способность субъекта видоизменять, восстанавливать свою структуру, функции в соответствии с требованиями ситуации.

Самообладание свидетельствует о способности человека к психологической адаптации, предполагает, что он владеет техниками самоконтроля, саморегуляции, самовоздействия. В самообладании проявляется сознательно-волевая организация всех психических процессов, регулирующих деятельность посредством латентных функций психики, особенно в дезорганизующих ее ситуациях или экстремальных условиях. Самообладание не является врожденным качеством и становится личностным как результат самоорганизации и самоуправления, без которых не может быть психологически грамотной организации жизнедеятельности вообще, тем более профессиональной деятельности.

К волевым качествам обычно относят энергичность, выдержку, настойчивость, терпеливость, смелость, решительность. Отсутствие этих качеств традиционно рассматривается как показатель слабой воли. Формирование волевых качеств предполагает, что у личности развиты такие свойства, как уверенность в себе, адекватность уровня притязаний и самооценки. Демонстрация волевых качеств не всегда свидетельствует о конкурентоспособности. Например, настойчивость, с одной стороны, может быть связана с сильным и устойчивым мотивом, с уверенностью в своих силах, с другой - демонстрироваться с определенной целью избежать низкой оценки и самооценки и проявляться как механизм психологической защиты.

В ходе стремления к цели, т.е. в процессе самого волевого действия, и особенно после исполнения, следует его оценка. Оценка действий может даваться с разных точек зрения. Чаще всего встречаются социально-политические, моральные, эстетические оценки. Но нередко оценка может заключать в себя обобщенное интегрированное отношение к поступку.

В оценке отражено не только личное отношение, но и отношение к данному поступку наиболее близких, значимых, т.е. референтных для личности людей. Действительно, совершая какое-нибудь действие, мы всегда внутренне предполагаем, как к нему отнесутся близкие нам люди: друзья, родители, учителя и т.д. Именно такая оценка в наибольшей степени способна повлиять на наше поведение. Поэтому групповую оценку или отношение группы к человеку считают сильным средством для изменения его поведения. Оценка действия представляет собой суждения одобряющие, оправдывающие или же порицающие, осуждающие принятие решения и совершенные действия. Оценка сопровождается особыми эмоциональными переживаниями удовлетворения или неудовлетворения совершенным действием. Отрицательное отношение к выполненному действию часто сопровождается сожалением о совершенном действии, переживанием стыда, раскаяния.

Способность человека к сознательному выбору волевого или альтернативного действия, целевой мотивации, волевой регуляции действий, состояний, психических процессов высоко значима для многих видов профессиональной деятельности и общественно активного поведения, тем более для деятельности менеджеров.

На чтение 8 мин. Просмотров 4.1k.

Проблема воли философская проблема, но она имеет и психологические аспекты.

Наличие воли — это наличие внутренней активности личности, которую иногда называют личностной активностью. Или как говорил Джеймс, считающийся основным автором психологических концепций воли, он называл ее духовной активностью «Я».

С понятием «воля» часто связывают процесс сознательной регуляции человеком своих поступков, поведения в целом. Воля является инструментом по преодолению препятствий, как внутренних, так и внешних.

В психологии мы встречаем определение воли как проявление психической активности или волевое поведение, когда необходимо достичь определенной и конкретной цели. Благодаря воле человек управляет своим поведением, прогнозирует свою деятельность на будущее. Исключительно воля помогает человеку мотивировать, планировать и реализовать свои жизненные цели. Это и является основной задачей проявления воли у каждого из нас.

Основные волевые действия

Проявление воли или волевое поведение в действиях. Различают простые и сложные волевые действия.

Простые волевые действия позволяют идти к цели, которая была намечена. Ребенок знает, что ему необходимо сделать, как этого достичь, и он выполняет данное действие автоматически.

Сложные волевые действия предусматривают сначала осознать цель, которую нужно достичь, затем выбрать возможные пути для достижения данной цели. Далее необходимо, чтобы появились какие-то мотивы для достижения поставленной или выбранной цели.

Следующий шаг заключается в выборе, так как мотивов может быть несколько, и путей достижения цели также множество. Когда путь достижения цели выбран, осуществляется преодоление различных препятствий или трудностей на пути к цели.

Волевые действия, их проявление — все это формирует волевое поведение

Особенности волевого поведения

Воспитываем волевые качества детей

Если ребенок умеет осознанно контролировать поведение, и это осуществляется целенаправленно, при этом прилагаются усилия для осуществления конкретной цели, то такое поведение называется волевым. В таком поведении воля активна, она играет решающую роль в любой деятельности ребенка дошкольного возраста.

Главные качества волевого поведения — волевые качества

Проявление воли характеризуется рядом волевых качеств. Каждое волевое качество характеризует определенные проявления. Волевое поведение проявляется через следующие качества:

Целеустремленность — когда человек готов приложить свои силы, чтобы достичь намеченной цели. И ребенок способен осуществить цель.

Самостоятельность. Самостоятельного человека невозможно заставить выполнять что-то, чего он не хочет. Но он готов прислушаться к чужим советам и указаниям. Оценивает их, и если чужие требования не нарушают норм морали, то он готов принять их.

Следующим волевым качеством является решительность. Когда человек вовремя принимает решения, и они устойчивы и обоснованы, не раздумывая долго, выполняет их, даже если это связано с риском, то мы имеем дело с решительным человеком.
Что значит — принимать решения вовремя? Это значит, в нужный момент, когда требуется, или когда позволяют обстоятельства. Но, если понадобится, то остановиться, и принять другое, более правильное решение.

Теперь скажем несколько слов о настойчивости. Это тоже одно из волевых качеств. Проявление настойчивости позволяет человеку доводить принятое решение до завершения, до достижения цели. При этом он, возможно, будет встречать препятствия и трудности, но будет их преодолевать ради поставленной цели.

Еще одним волевым качеством считают выдержку, или самообладание. Данное качество показывает, умеет ли человек останавливать себя от выполнения ненужных действий. Способен ли он сохранять хладнокровие в сложных ситуациях. Человек, обладающий самообладанием, всегда терпелив, стойко переносит любые невзгоды, даже боль, жажду и т.д.

Последними, но от этого не менее важными волевыми качествами считаются мужество и смелость. Благодаря этим качествам человек преодолевает различные лишения, страдания, и готов выполнять даже очень опасные действия. Имея мужество, человеку свойственна и настойчивость, уверенность в свои силы. Мужественный и смелый человек всегда уверен, что поступает правильно.

Когда возникают волевые качества?

Волевые качества проявляются уже в дошкольном возрасте. Этот тот жизненный период, когда у маленького человека наблюдается проявление саморегуляции поведением. Ребенок находится под влиянием взрослого человека, родителей, воспитателей, других людей. Взрослые всегда чего-то требуют от ребенка, просят его что-то сделать. И в таких ситуациях у ребенка начинает складываться волевая сфера. От ребенка требуют не вертеться за столом, спокойно сидеть на занятии, следить за руками и т.д.

Волевые качества ребенка еще не сформированы, но он уже может принимать решения по поводу игровой роли, в другой деятельности. Ребенку дошкольного возраста это дается не легко. И сначала эту задачу ребенок решает под контролем взрослого. Постепенно дети учатся контролировать положение своего тела, следят за своими действиями. В этом проявляется их воля.

В дошкольном возрасте дети учатся управлять своими психическими процессами. Дети ставят цель, например, запомнить стихотворение, задание воспитателя, поручение родителей и т.д.

В этом возрасте начинают складываться новые отношения, новые виды детской деятельности, формируется самооценка детей. Дети соревнуются, соперничают, у них появляется мотивация на достижение успеха в деятельности.

В 7 лет начинает появляться «внутренняя позиция». Дети уже умеют переживать, осмысленно ориентируются в своих переживаниях, которые имеют определенный смысл для ребенка.

Поэтому в конце дошкольного возраста появляются предпосылки для развития волевого поведения.

И вот тут начинаются негативные проявления в волевом поведении ребенка.

Особенности негативных проявлений волевого поведения дошкольника

Сначала определим, что подразумевается под негативными проявлениями волевого поведения.

Во-первых, это стремление ребенка выполнять все по-своему, игнорируя требования и просьбы взрослого. Если его что-то попросили сделать, ребенок делает все в точности наоборот.

Следующее проявление — упрямство. Ребенок требует чего-нибудь лишь потому, что это надо ему, и он не готов изменять свое решение, не будет делать наперекор себе.

Непокорность — еще одно проявление. Его можно сравнить с непослушанием. Ребенок не желает никому подчиняться. Отказывается выполнять то, что раньше делал, а сейчас не хочет.

Негативное проявление — своеволие — наблюдается у детей дошкольного возраста, которые стремятся выполнять все самостоятельно, не принимая помощь со стороны. Из-за этого часто разрастаются конфликты, у ребенка появляется обида, он ссорится, показывает свои агрессивные наклонности.

Деспотизмом называют игнорирование интересов других. Деспотизм дети проявляют, когда взаимодействуют с родными, с родителями, бабушками и дедушками. Особенно это характерно детям, которые являются единственным ребенком у родителей.

Неусидчивые дети испытывают большие трудности на занятиях, у них наблюдается расстройство внимания. Дети дошкольного возраста с такими проявлениями волевого поведения не могут сосредоточиться на заданиях, они тревожны. Многие из таких детей страдают недостаточными умственными способностями, депрессией.

Дети с чрезмерной активностью и недостаточной сосредоточенностью внимания называются гиперактивными детьми. Это тоже негативное проявление, так как такому ребенку не просто управлять своим поведением, контролировать свои действия.

Волевое поведение — пути предупреждения негативных проявлений

Если мы заметили, что ребенок проявляет негатив в поведении, необходимо срочно бить тревогу. Ведь если у ребенка не будут сформированы положительные волевые качества до поступления в школу, ему будет сложно не только учиться, воспринимать учебную информацию, но и строить взаимоотношения с товарищами и педагогами.

Отметим, что отрицательное отношение связано с эмоциональным неблагополучием ребенка. Как только мы наблюдаем негативные проявления, необходимо отвлечь ребенка, увлечь его чем-то интересным, ласково беседовать с ребенком. Быть с ребенком спокойным, можно стимулировать его на творчество.

Когда дети дошкольного возраста выполняют творческие задания, другие виды деятельности, им необходимо принимать определенные решения, делать выбор, и это поможет им выработать важные волевые качества. Интересные занятия привлекают детей дошкольного возраста, они внимательны, сосредоточены. Даже если появляется отвлекающий фактор, но ребенок очень увлечен, он сознательно проявляет над собой волевое усилие, чтобы не отвлекаться, и продолжает заниматься интересным делом.

Влияние коллектива на формирование волевого поведения дошкольников

В процессе формирования волевого поведения дошкольников большое значение имеет организация коллективных форм деятельности. Ребенок сравнивает свои действия с действиями товарищей, он хочет выполнять задание лучше и качественнее. Поэтому ему приходится собрать волю «в кулачок» и достигнуть цель в начатом деле.

В любом коллективе есть дети с сильной и слабой волей. Именно это и является двигателем для преобразования воли. Когда ребенок участвует в коллективным делах, то учится управлять своим поведением, контролируя свои поступки, сдерживаясь от негативных проявлений.

Также и подражание другому способствует развитию у ребенка волевых качеств. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Если подавать положительный пример, то и волевые качества будут формироваться правильные. Чтобы предотвратить негативные проявления волевого поведения, важно не смотреть на них «сквозь пальцы», вовремя направлять усилия на их предотвращение. В игровой, творческой и другой увлекательной для детей дошкольного возраста деятельности будет несложно привить ребенку те волевые качества, которые в дальнейшем будут ему полезны и при обучении в школе, и на всех этапах жизненного пути.

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с умением преодолевать внешние и внутренние трудности на пути поставленной цели.

Проявление воли находит свое отражение в следующих свойствах (качествах):

Сила воли – степень необходимого волевого усилия для достижения цели;

Настойчивость – умение человека мобилизоваться для длительного преодоления трудностей;

Выдержка – умение сдерживать чувства, мысли, действия;

Решительность – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения;

Смелость – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения;

Самообладание – умение контролировать себя, подчинять свое поведение решению поставленных задач;

Дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку;

Обязательность – умение вовремя выполнять возложенные обязанности;

Организованность – рациональное планирование и упорядочение своего труда и др.

Воля присутствует во многих актах человеческого поведения, помогая преодолевать сопротивление, а также другие желания и потребности на пути к намеченной цели. Чаще всего человек проявляет свою волю в следующих типичных ситуациях:

Необходимо сделать выбор между двумя или несколькими одинаково привлекательными, но требующими противоположных действий мыслями, целями, чувствами, несовместимыми друг с другом;

Несмотря ни на что, необходимо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели;

На пути практической деятельности человека возникают внутренние (боязнь, неуверенность, сомнения) или внешние (объективные обстоятельства) препятствия, которые необходимо преодолеть.

Иными словами, воля (ее наличие или отсутствие) проявляется во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием решения.

Волевое действие. Волевое действие – это внутренняя побудительная сила, сформированная не только типологическими и биологическими задатками, но и определяемая каждодневным воспитанием, самоконтролем, самоубеждением. Поэтому психологи считают, что воля во-спитуема.

Структура волевого действия выглядит как последовательное осуществление следующих этапов:

1) постановка целевой задачи и появление стремления к ее достижению;

2) осознание путей к достижению цели;

3) возникновение мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4) борьба мотивов, итогом которой является выбор решения;

5) принятие одной из возможностей в качестве решения;

6) осуществление принятого решения.

Волевое действие может иметь как простые, так и более сложные формы.

Волевое действие, простое по форме, является побуждением, которое переходит непосредственно в действие по достижению цели. В данном случае действию практически не предшествует сколько-нибудь сложный и длительный сознательный процесс. Сама цель при этом не выходит за пределы непосредственной ситуации, ее осуществление достигается путем совершения привычных для субъекта действий, которые производятся почти автоматически, как только возникает стимул.


Для сложного волевого действия в его наиболее выраженной специфической форме характерно прежде всего то, что между стимулом и действием вклинивается опосредующий данное действие сложный сознательный процесс. Действию предшествуют расчет его последствий и осознание его мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления.

Таким образом, волевое действие становится сложным процессом, включающим целую цепь различных этапов и последовательность различных стадий или фаз, тогда как в простом волевом действии все эти моменты и фазы вовсе не обязательно должны быть представлены в развернутом виде.

Сложное волевое действие можно разделить на 9 стадий, осуществляемых поэтапно:

1) возникновение побуждения;

2) предварительная постановка цели и возникновение стремления достичь ее;

3) осознание ряда возможностей достижения цели;

4) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

5) стадия обсуждения и борьба мотивов;

6) принятие одной из возможностей в качестве решения;

7) принятие решения;

8) осуществление принятого решения;

9) преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.

Волевая регуляция поведения . Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, вьщержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.

Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.

Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это - ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются только к подростковому возрасту.

По мнению В.А.Иванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях.

Волевое действие, необходимость в нем возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.

Включение воли в состав деятельности начинается с постановки человеком перед собой вопроса: «Что случилось?» Уже сам по себе характер данного вопроса свидетельствует о том, что воля тесным образом связана с осознанием действия, хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в действие фактически заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс осуществления деятельности.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.

Энергия и источник волевых действий всегда так или иначе связаны с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.

Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.

Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.

При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, между этими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения. С.Л.Рубинштейн охарактеризовал их так: «Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя... как субъекта... который... возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними»



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок