Тренинг. Мы такие разные

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Если мы сконцентрируем свое внимание на языке тела, то сможем понять, какое настроение у другого члена группы.
1. Члены группы ходят по комнате в произвольном ритме. По Вашем сигналу "Стоп" они должны остановиться и встать перед тем участии ком, который оказался ближе всего. Пусть, не говоря ни слова, игрок попытаются почувствовать, как внешний облик другого человека - положение тела, мимика лица, частота дыхания, выражение глаз - воздействует на них. Они должны ощутить эмоциональное состояние другого участника и мгновенно оценить свое собственное.
2. Через полминуты партнеры делятся впечатлениями, которые получили друг о друге. На выполнение задания отводится 2 минуты.
3. Члены группы продолжают прогулку по комнате. Дайте им возможность попробовать себя еще в двух или трех встречах.
4. Обсудите итоги игры, дав участникам возможность ответить на следующие вопросы:
o Почему людям важно учиться понимать язык тела?
o Насколько хорошо удалось понять того или иного игрока?
o В какой мере каждый сумел без слов почувствовать внутренний мир своих партнеров?

Упражнение "Резервуар" (понимание собеседника)

Цель игры - совершенствование нерефлексивного слушания.
В беседе с учителем, родителями, старшей сестрой или братом, другом или подругой, любым человеком, находящимся в состоянии возбуждения или обиды на вас, сыграйте роль "пустой формы", "резервуара", в которые ваш собеседник "вливает", "закладывает" свои слова, мысли, чувства, эмоции. Постарайтесь достигнуть внутреннего состояния "резервуара": вы форма, вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство. Отбросьте свои личные оценки, - вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма!
Это трудно. Но проиграйте это 2-3 раза, и у вас будет легко получаться. Затем, когда вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние "резервуара", вступайте в разговор с самым конфликтным человеком и постарайтесь беспристрастно и нетенденциозно отнестись к своему собеседнику. Используйте умения, приобретённые вами в предыдущем упражнении.

Упражнение "Стыковка" (понимание друг друга)

Игра проводится в четверках. Двое участников садятся друг против друга так, чтобы их колени соприкасались, и закрывают глаза. Указательные пальцы правых рук - "космические станции" - они вытягивают навстречу друг другу. Двое других игроков становятся позади сидящих. По сигналу каждый из стоящих участников начинает с помощью словесных команд или прикосновений управлять движениями правой руки сидящего перед ним. Цель стоящих за креслами игроков - свести концы указательных пальцев своих партнеров. Возможен и конкурентный вариант игры: один из игроков стремится увести свою "мишень" - ладонь сидящего перед собой человека от преследующей его "ракеты" - от указательного пальца сидящего напротив. При этом ладонь должна, конечно, всегда оставаться в пределах досягаемости пальца, а лицо из соображений безопасности - вне ее пределов.

К ЗАНЯТИЮ № 6.

Упражнение "ДА" ЗНАЧИТ "НЕТ"

Упражнение проводится в общем кругу.
Нередко люди при общении друг с другом не умеют соблюдать правила конструктивного ведения разговора.
Цель этого упражнения - научить говорить "нет" или выражать свою точку зрения, свое мнение в приемлемой форме, без обид и злобы.
Такое упражнение можно проводить с учащимися средней школы, старшеклассниками, студентами, специалистами коммуникативных профессий.
По просьбе ведущего каждый пишет на листочке (или просто придумывает) спорное утверждение. Например: "Все дети - невыносимы", "Пожилые люди - мудрые и спокойные", "Все учителя ценят и уважают своих учеников", "Родители никогда не понимают своих детей".
После этого по мере готовности участник произносит (зачитывает) свою фразу. Остальные дают ответ в следующей форме. Сначала нужно обязательно согласиться с тем, что было сказано. После этого - продолжить разговор, выражая свое согласие или несогласие с тем, что было сказано.
Примеры первой фразы: "Да, однако...", "Да, и все же...", "Да, и если..."
При выполнении этого упражнения участники имеют возможность потренироваться в умении конструктивно вести диалог. Такое умение бывает очень полезно при общении с людьми, находящимися в состоянии гнева, агрессии, раздражения, обиды.

Упражнение "ОБВИНЕНИЕ И ЗАЩИТА"
(АВТОР В. В. Петрусинский)

Для этой игры необходимо выбрать Водящего. Он становится эащищающимся и занимает место в центре круга. Задача остальных членов группы - "обвинителей" - выделить негативную черту обвиняемого и описать, как она проявляется. Задача защищающегося - найти положительное объяснение этой черты, высказать свое мнение по поводу сделанного обвинения.
После проведения упражнения группа обсуждает, удалось ли "обвиняемому" оправдаться, насколько он был уверен в себе и что помогало ему в этом. В заключение группа предлагает свои варианты "оправдания" "обвиняемого", которые он должен изложить при повторном предъявлении обвинения. Важно, чтобы в роли "обвиняемого" поочереди побывали все участники группы.

Упражнение "Нахал" (способы отработки поведения)

Цель игры - совершенствовать умение выстраивать своё речевое поведение в экстремальной ситуации.
Ход игры. Ну бывает же так: вы стоите в очереди и вдруг перед вами кто-то "влезает". Ситуация очень жизненная, а ведь частенько и слов не находится, чтобы выразить своё возмущение и негодование. Да и не всяким словом легко отбить охоту на будущее такому нахалу. А тем не менее, как же быть? Ведь не мириться же с тем, что такие случаи должны быть неизбежны. Давайте попробуем разобрать такую ситуацию. Разбейтесь на пары. В каждой паре сидящий слева - добросовестно стоит в очереди. Нахал заходит справа. Отреагируйте экспромтом на его появление, да так, чтобы было неповадно. Затем каждая пара меняется ролями, и игра продолжается. В конце игры группа обсуждает, какой ответ был самым удачным.

Упражнение "Неожиданный звонок"

Чувства и состояния мотивируют наше поведение. Но, если поведение можно наблюдать и контролировать, с чувствами это сделать сложнее. Две или несколько фундаментальных эмоций, часто возникающие у человека, могут формировать эмоциональные черты личности:

  • тревожность;
  • депрессия;
  • любовь;
  • враждебность.

По нашим поведенческим реакциям и мыслям можно с большой долей вероятности судить о наличии эмоциональной черты личности или о ситуативном состоянии, которое оказывает влияние на жизнь.
Цель: Способствовать выявлению эмоциональных черт личности через поведенческие реакции и спонтанно возникающие мысли.
Организация: Можно во время визуализации включить тихую, спокойную музыку.
Предложите участникам сесть поудобнее, расслабиться и закрыть глаза.
"…Представь себе, что ты находишься дома в одиночестве. Тебе хорошо и комфортно. Ты занимаешься любимым делом или просто отдыхаешь. За окном идет дождь, ветер стучится в стекло, а дома уютно и тепло… Неожиданно раздается телефонный звонок! Какая мысль возникла в твоей голове? Чей голос ты ожидаешь услышать в трубке? Какую новость он тебе сообщит? Что тебе хочется сделать в этот момент?.."
Предложите участникам открыть глаза и записать ответы на вопросы, которые только что прозвучали.
Попросите 3-4 человек рассказать о своих мыслях и чувствах.
Дайте информацию о эмоциональных чертах личности и их видах:
Тревожность. Человек, с преобладанием этой черты скорее всего испугается неожиданного звонка и решит, что ему хотят сообщить неприятную новость или вообще сказать о трагедии. Депрессия. Мысли этого человека будут тоже не радужные, но основным чувством будет печаль и тоска. Любовь. Спектр чувств - радость, нежность, предвкушение удовольствия. Ожидание, что звонит кто-то родной, близкий, любимый. Враждебность. Звонок скорее всего вызовет раздражение, человек настроится на то, чтобы скорее отделаться от звонящего, или будет готов к словесной потасовке.
Вопросы к участниками:
- Ваша реакция на звонок и какое отношение это имеет к вашей личности?
- Как часто вы испытываете подобные чувства?
- Является ли это состояние проблемой?
- С чем оно связано?
Важно дать понять участникам, что их выводы о себе не оцениваются и не осуждаются. Впрочем, это важно не только в этом упражнении…

Упражнение "Тумба-Юмба"

Ни одно поведение не вызывает так много противоречивых мнений, как агрессия. Одни осуждают любое проявление агрессивности, считают его недостойным, другие - боятся и стараются избежать, третьи рады любой возможности подраться и показать свою силу. Но, поскольку чувство злости осуждается социумом, агрессивность проявляется неосознанно и неконтролируемо. Это упражнение дает возможность исследовать не только хорошо известное, но и вытесняемое поведение.
Цель: Исследовать индивидуальные стратегии агрессивного поведения.
Организация: Для работы понадобятся покрывала. В помещении должно быть достаточно места.
Предложите участникам разделиться на две группы и встать в линейку напротив друг друга. Все участники из покрывал делают скатки (скатать в валик).
Инструкция:
Жили два первобытных племени - Тумба и Юмба. Неплохие, в целом были ребята, но дикари. И время от времени выходили они на поле битвы за раздел территории… Сейчас вы будите изображать эту битву. Биться можно тем, что у вас в руках, и при этом обязательно говорить. Представители племени Тумба будут говорить: "Вот тебе Юмба!" и наоборот. Бить можно противника по нижней части туловища. Нельзя наносить удары по лицу и голове. Готовы? Начали!
"Битва" длится 1,5-2 минуты. За это время, как правило, участники забывают, где свои, где чужие, и битва перерастает в массовую потасовку. Тренеру желательно наблюдать за поведением участников и запоминать, кто как действует.
Подать сигнал "Стоп!" и задать вопросы:
- Что я чувствовал в процессе битвы?
- Как я себя вел?
- Выполнял ли инструкции? (не бить своих, бить противника по нижней части туловища, приговаривать во время удара).
Все участники спонтанно делятся на пары и отвечают друг другу на вопросы, которые прозвучали.
Вопросы к участнику:
- Стратегии моего поведения?
- Какие выводы я сделал о себе и как это отражается на моей жизни?
- Где и с кем я веду себя по жизни подобным образом?
- Является ли это для меня проблемой?
Обратите внимание участников, что в упражнении проявлялась физическая и вербальная агрессия. Проявления в жизни могут быть иными, но суть от этого меняется мало. Избегайте оценочных суждений!

Упражнение "Случай в лифте"

Это упражнение прекрасно подойдет для иллюстрации того, как проявляются наши чувства. В силу убеждений и воспитания, направленного на подавление чувств, люди либо не проявляют чувства, либо испытывают угрызения совести по поводу того, что "не сдержались". В игре они смогут выразить то, что запрещается и это станет поводом для дальнейшего разговора о роли чувств в жизни. Кроме того, известно, что нельзя сыграть то, чего в тебе нет.
Цель: Исследовать поведенческие проявления различных чувств и состояний. Организация: Восемь человек занимают центр комнаты. Вокруг них выставляются стулья, спинками внутрь - это имитирует лифт. Остальные участники становятся наблюдателями.
Предложите желающим выйти в центр (8 человек). Остальным участникам объясните, что они становятся наблюдателями.
Участникам объясняют сюжет игры:
"Вы все - жильцы одного дома. И вот однажды, утром отправляясь на работу, вы застреваете в лифте. При этом у вас возникают разные чувства. Какие именно - вы узнаете, когда вытащите карточку".
Раздайте карточки с перечисленными на них названиями чувств и состояний.
Варианты карточек:
радость, восторг, удовольствие…………………………………………………………………………………………
интерес, волнение, возбуждение…………………………………………………………………………………………
горе, страдание, печаль, депрессия……………………………………………………………………………………
злость, раздражение, негодование, возмущение…………………………………………………………………
страх, тревога опасение……………………………………………………………………………………………………………
презрение, высокомерие, пренебрежение………………………………………………………………………………
стыд, самоуничижение, неловкость…………………………………………………………………………………………
удивление, изумление…………………………………………………………………………………………………………………
Ваше поведение должно быть продиктовано тем состоянием, которое написано на карточке. Называть словом его нельзя.
Участники разыгрывают ситуацию в течение 10-15 минут.
Наблюдатели высказывают свои предположения, какие чувства кто демонстрировал.
Вопросы к участникам:
- Как удалось передать состояние?
- Как в жизни я проявляю это чувство?
- Как часто я испытываю это чувство и в каких ситуациях?

К ЗАНЯТИЮ № 7.

Упражнение "Имя и эпитет (самораскрытие)"

Каждый участник описывает себя с помощью трех прилагательных. Остальные члены группы угадывают, кто скрывается за этим описанием.
Проследите, чтобы все члены группы хорошо видели друг друга.
Объясните, что предлагаемая игра способствует развитию интуиции.
Каждый участник подбирает и записывает три эпитета, характеризующих его личность.
Соберите листы бумаги и поочередно читайте записи. Игроки пытаются угадать, кто охарактеризовал себя подобным образом. При этом высказывающий соображения участник должен обосновать свою позицию, а также выслушать мнения других членов группы, которые могут соглашаться с его доводами либо опровергать их и выдвигать собственные.
Порекомендуйте участникам не стремиться сразу быть узнанными, поскольку тогда они смогут получить больше информации о том впечатлении, которое сложилось о них в группе. Каждый сам волен решить, открыться ему в конце игры или остаться неузнанным.
Варианты
Эту игру можно упростить и предложить группе в самом начале работы, когда участники еще плохо знают друг друга. Для этого просто попросите членов группы описать себя, свое настроение, пользуясь только тремя прилагательными. Кроме того, можно предложить участникам выбрать цвет, наиболее подходящий к их настроению.

Упражнение "Коллега - образ"

Вспомните одного из своих коллег. Какое определение из предложенных здесь могло бы подойти для характеристики его личности (отметьте несколько качеств):
тревожный - спокойный
разбросанный - целеустремленный
замкнутый - общительный
легкомысленный - серьезный
возбудимый - уравновешенный
уступчивый - принципиальный
"выскочка" - скромный
вспыльчивый - сдержанный
лицемерный - искренний
пессимист - оптимист
безвольный - волевой
глупый - умный
агрессивный - миролюбивый
ранимый - невозмутимый
грубоватый - тактичный
ленивый - трудолюбивый
черствый - отзывчивый
злой - добрый
пассивный - активный
самовлюбленный - самокритичный
Если вы не можете оценить коллегу только при помощи двухфакторной оценки ("глупый - умный"), тогда напротив каждой характеристики поставьте определенный балл, исходя из шестибалльной системы. Попробуйте оценить таким образом 5-7 своих коллег.

Упражнение "Второй план" (осознание своей позиции в общении)

В общении с коллегой по работе старайтесь выработать для себя "второй план" беседы: как ваш собеседник вас воспринимает, что он о вас думает, что он говорит и что не говорит, что чувствует.
Стройте беседу с другим учителем так, чтобы представленный вами "второй план" был одним из ведущих факторов вашего общения. Не говорите того, что было бы неприятно вашему собеседнику, старайтесь оставить о себе хорошее впечатление, думайте о последствиях своих слов.
Упражнение развивает способность осознавать свою позицию в общении.

Упражнение "Учимся ценить индивидуальность"

Если бы мы умели ценить собственную индивидуальность, нам было бы легче принимать инакостъ партнера.
Члены группы рассаживаются по кругу, у каждого заготовлены бумага и карандаш.
В начале игры скажите примерно следующее: "Мы часто хотим быть точно такими же, как остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, когда мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить".
Предложите каждому игроку написать о каких-то трех признаках, которые отличают его от всех остальных членов группы. Это может быть признание своих очевидных достоинств или талантов, жизненных принципов и т. п. В любом случае информация должна носить позитивный характер.
Приведите три примера из собственной жизни, чтобы участникам стало полностью понятно, что от них требуется. Для создания игровой атмосферы используйте свою фантазию и чувство юмора.
Участники записывают свои имена и выполняют задание (3 минуты). Предупредите, что Вы соберете записи и зачитаете их, а члены группы будут отгадывать, кто является автором тех или иных утверждений.
Соберите листочки и еще раз отметьте положительные аспекты того, что люди не похожи друг на друга: мы становимся интересны друг другу, можем найти нестандартное решение проблемы, дать друг другу импульсы к изменению и обучению и т. д. Потом прочтите каждый текст, и пусть игроки угадают, кем он написан. Если автора не удается "вычислить", он должен назваться сам.

Данные упражнения, могут войти в практическое содержание тренинга по развитию и формированию педагогических способностей.

  1. Знакомство.

Формулировка и принятие правил работы группы.

Примерные правила.

    «Здесь и теперь». Все участники говорят только то, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе. Предметом их анализа являются мысли, появляющиеся в данный момент, чувства, переживания. Акцентирование на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, сосредоточению внимания на себе, своих мыслях и чувствах, развитию самоанализа.

    Дозированная искренность. Дозированная искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, т.е. той информации, которая так важна каждому участнику тренинга и которая запускает не только механизм самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия членов группы.

    Конфиденциальность. Все, что происходит и говорится в группе во время занятий, должно оставаться внутри группы и ни под каким предлогом не разглашается.

    Продуктивность и активность:

Активно решать свои задачи и проблемы;

Помогать работе группы, учитывать интересы других участников группы;

Участие во всех упражнениях;

Занимать активную позицию;

Продуктивно строить общение.

    Корректное и уважительное отношение ко всем членам группы.

    Последнее слово остается за тренером.

Упражнения традиционно используются каждый раз перед началом работы тренинговой группы.

Упражнение «Снежный ком»

Участники тренинга поочередно по кругу представляются, называя имена предыдущих.

Упражнение «Представление себя»

Назовите наиболее яркие характеристики вашей личности.

Каждый называет свои характеристики, при этом кратко повторяя характеристики других.

Упражнение «Знаки внимания». Найти положительное в другом и искренне это подчеркнуть.

  1. Разогрев.

Упражнение «Танец». Все двигаются с закрытыми глазами. По сигналу ведущего открывают глаза и находят себе пару. Танец в паре – один делает движения, другой повторяет.

Снова танцуют с закрытыми глазами и вновь выбирают пару и садятся рядом.

Встреча взглядами

Вариант I. Все участники стоят в кругу, опустив головы вниз. По команде ведущего они одновременно поднимают головы. Их задача – встретиться с кем-то взглядом. Та пара игроков, которой это удалось, покидает круг. Вариант II. Отличается противоположной постановкой задачи – ни с кем не встретиться взглядом. Помимо цели разминки, эта игра развивает навыки социальной перцепции.

ИГРА «ИМЯ»

Назначение:

узнать и запомнить имена всех участни­ков;

снять возможные затруднения при обра­щении друг к другу.

Каждый участник по кругу называет после­довательно имена всех, кто уже представился до него, последним называя свое имя. Если в группе все знакомы, то называются имена родителей (отца или матери).

1-й участник произносит свое имя (или имя одного из родите­лей); 2-й участник называет услышанное имя и свое (или одного из родителей); 3-й участник называет все услышанные имена, затем свое. И так, пока все не произнесут своего имени (или имени одного из своих родителей).

ЗНАКОМСТВО

Назначение:

формирование первого впечатления друг о друге;

определение особенностей общения каждого участника,

создание климата психологической безопасности;

формирования установки на взаимопо­нимание.

Интервью

У каждого члена группы по очереди все же­лающие берут интервью. Задают вопросы такого характера: «Любишь ли ты стихи?», «Твой любимый цвет?», «Твое любимое изречение?», «Лю­бишь ли ты видеть сны?», «Если бы тебе предло­жили роль в фильме («Овод», «Три мушкетера» и т. д.), кого бы ты захотел сыграть? (артистические данные значения не имеют) «Есть ли у тебя хоб­би? Любимо имя?», «Чего ты больше всего боишься?», «Что больше всего ценишь в людях?».

Каждому следует задавать не более 5-7 воп­росов.

Можно проводить усложненный вариант ин­тервьюирования. Участники игры задают вопро­сы «в ролях»: от имени директора школы, родителей интервьюируемого, старосты класса, марсиан. Красной Шапочки и т. д.

Проективный рисунок

Каждый член группы на листе бумаги симво­лически изображает себя реального и идеального (каким бы ему хотелось быть). Для рисования можно предоставить набор цветных карандашей или фломастеров (в этом случае необходимо обратить внимание на преобладающие цвета). Обсуж­дая рисунок, сначала предоставьте слово другим членам группы для того, чтобы выяснить, как они видят этого человека, какое настроение он пере­дает своим рисунком, чем отличается изображе­ние «реального Я» от «идеального Я», что, по мнению группы, данный участник хочет изменить в себе, чего добиться. Затем слово предоставляется самому автору рисунка. Он рассказывает о себе (через рисунок) в свободной форме. По окончании рассказа группа задает вопросы на понимание, уточнение.

игра «Мнений» - после представления кого-либо из участников все остальные по очереди называют одно привлекательное, по его мнению, качество этого человека;

игра «Метафоры» - характеризуя одного из участников. Остальные члены группы пытаются подобрать метафору (например, «колючий ежи», «вечный двигатель», «головоломка» в т. п.); предложить участникам назвать те качества одного из членов группы, которые могут спо­собствовать, и наоборот, мешать общению в группе.

РАЗМИНКА

Назначение:

снятие напряжения, усталости;

сплочение группы;

создание доброжелательной атмосферы.

Игра «Молекулы». Все игроки - «атомы», которые беспорядочно движутся, а по сигналу ведущего объединяются в «молекулы» определенной ведущим величины (по 2,3,4,5 атомов). «Моле­кулы» большей или меньшей, по сравнению с за­данной, величины должны в течение 10 секунд перестроиться. «Атомы», не вошедшие в состав «молекул», выбывают из игры.

Игра «Заросли». Один из членов группы пы­тается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу остальными участниками - «густыми зарослями».

Игра „Самокритика". У каждого человека есть свое собственное представление о том, что делает его уникальным, неповторимым, отличает от других. При этом невольно возникает вопрос, разделяют ли окружающие его мнение о самом себе, видят ли его другие таким, каким он сам видит себя. В упражнении выясняется этот вопрос. Участники берут листы бумаги, подписывают их, разделяют на три полосы по вертикали.

1-я графа. „Кто я?". 10 слов-эпитетов. Ответы записываются быстро, точно в той формулировке, в какой они приходят в голову.

2-я графа. „Как на этот вопрос ответили бы ваши родители, знакомые?" (можно выбрать одного из них).

3-я графа. На этот же вопрос отвечает кто-то из группы. Кто именно, участник определяет сам.

Затем каждый забирает свой листок, сравнивает ответы. Вы­деляет, в чем сходство характеристик. Можно выделить доминирую­щую линию поведения - она повторяется во всех трех харак­теристиках. Подсчитывается количество совпадений. По количеству совпадений можно предполагать степень открытости человека.

При обсуждении следует обратить внимание на то, что не всегда открытость человека в общении говорит о его личностной Не обязательно говорить только о положительных чертах характера. Важно отметить то, что является или может явиться точкой опоры в различные моменты жизни. Не умаляйте своих достоинств, го­ворите прямо, без обиняков, без всяких „но", „если" и т. д. Упражнение выполняется всеми по очереди.

Упражнения, направленные на развитие коммуникативных способностей.

игра „Пустое место ", используется в качестве „ледокола".

Самое сложное в знакомом и незнакомом коллективе - свободно смотреть в глаза и прика­саться друг к другу. Правила игры позволяют снять это напряжение. К концу игры осваиваются самые нерешительные. Необходимо чутко следить за тем, чтобы члены группы не торопили друг друга.

Правила игры. Одна половина участников садится по кругу на стулья, другая - встает к ним за спину и кладет руки на спинку стула (если спинки нет, то руки заводятся за спину). Перед одним участником (или перед учителем) никто на стуле не сидит - „пустое место". Его задача переманить кого-нибудь из сидящих на „пустое место". Это нужно сделать без слов, внима­тельно посмотрев на того, кого к себе зовешь.

Если кто-то из участников увидел внимательный, приглаша­ющий взгляд, он должен перебежать и занять пустое место. Тот, кто стоит за спиной, должен задержать убегающего, схватив его за плечи. Если партнер задержал убегающего, то участник с „пус­тым местом" переманивает другого, если нет, то теперь у него задача - переманить к себе какого-нибудь участника (так же - глазами), т. е. снова приобрести партнера, и т. д. Через некоторое время партнеры меняются местами: тот, кто сидел, встает за спинку стула, а тот, кто стоял, садится.

Игра продолжается столько, сколько необходимо для создания свободного, раскрепощенного настроения в группе. Обычно это занимает 10 минут.

Участникам предлагается упражнение, которое поможет вы­явить личные и общие проблемы в общении.

Броуновское движение".

Все участники стоят в кругу. Закрыв глаза, все начинают двигаться произвольно в разных направлениях; разговаривать нель­зя; по хлопку ведущего группы все останавливаются и открывают глаза.

Снова закрывают глаза и проделывают ту же процедуру, но при этом еще издают жужжание; по хлопку останавливаются и открывают глаза.

Анализ упражнения - ответы на ряд вопросов. Какие чувства возникают в первом и втором случае? Что мешало движению? Что помогало не сталкиваться?

Какие каналы восприятия наиболее привычны, какие ока­зались „новыми"? Наиболее частыми бывают такие ответы: а) „преобладает чув­ство тревоги, страха"; б) „возникают ощущения неловкости".

Педагогу-психологу следует предложить сравнить ощущения в ходе упражнения с ощущениями, когда участники попадают в новые компании, непривычные ситуации и ситуации, когда необ­ходимо проявить инициативу в общении. Такое сравнение помогает детям понять и сформулировать причину тревожности и страха в общении. Эта формулировка звучит так: „Часто общение похоже на движение с закрытыми глазами". Дальнейшее обсуждение воп­росов, „что мешало и помогало", позволяет понять, что очень часто мы недостаточно используем свои каналы восприятия - слух, прикосновение, ощущение партнера.

Цель: заострить внимание на восприятии собеседника; совмест­но сформулировать правила „хорошего слушания".

Упражнение 1.

Ведущий произносит любую фразу (о погоде, школе, политике, самочувствии и др.) и каждому участнику предлагается рассказать, что он услышал и что воспринял. В результате высказываний становятся очевидными некоторые расхождения в понимании этой фразы.

Предлагается проанализировать этот феномен посредством про­стых упражнений.

Упражнение 2. „Испорченный телефон".

Все (или несколько человек) выходят из комнаты. Заходит первый участник, ведущий говорит ему небольшую фразу (можно прочитать любое предложение из книги, газеты, учебника). Заходит второй участник, первый участник сообщает ему ту же фразу. И так каждый, входя, выслушивает фразу, которую ему сообщает предыдущий участник, и передает следующему. Последний участ­ник сообщает всем услышанную фразу. Те, кто находятся в ком­нате, не должны помогать или выражать свои эмоции по поводу услышанного.

Упражнение 3.

Та же процедура, но вместо фразы первому вошедшему пока­зывается картинка, рассмотрев которую, он словесно описывает ее следующему вошедшему участнику. И так каждый вошедший пере­дает (не видя картинки) следующему услышанное описание.

Обсуждение.

Почему искажен смысл? Как это происходило?

Цель: Вывести закономерности, повышающие вероятность того, что тебя услышат и поймут правильно.

Для того чтобы актуализировать знания участников группы, ведущий предлагает всем по очереди высказать предположения - „что именно требуется от говорящего". Затем заключается „дого­вор" на проведение тренировочных упражнений.

Упражнение 1 .

Каждому участнику предлагается произнести одну общую для всех фразу: первому - как черепаха; второму - как маленький ребенок; третьему - как робот; четвертому - как пулеметная очередь; и т. д.

Обсуждение.

Какой темп разговора в общении является самым выгодным? Как это связано с конкретной ситуацией? Какие чувства возникают при изменении темпа речи?

Упражнение 2.

а) Произнести свое имя с разными интонациями. Посмотреть, как влияет интонация на восприятие.

б) Произнести фразу: «Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса к окружающим» - с разными интонациями (назидания, жалобы, заискивания, пренебрежения и злости).

Цель: Тренировка способов улучшения взаимопонимания.

Упражнение 1 . „Место встречи".

Ведущий предлагает участникам договориться о встрече.

а) Один участник описывает место в помещении, куда нужно прийти. У второго участника глаза закрыты. Затем второй участник должен найти то место, где назначена встреча.

б) Один участник описывает место в городе, а второй - должен догадаться, где оно находится.

Обсуждение.

Что мешало и что помогало понять собеседника?

Что помогало „встать" на позицию говорящего?

Название . Коммуникативное упражнение "Что мы хотели бы знать друг о друге?"

Предназначение .

Процедура группового психологического тренинга. Участники берут интервью друг у друга и совершенствуют список вопросов.

Ведущий объясняет план упражнения участникам:

– сначала вступает в действие первый доброволец, он будет играть роль первого интервьюера,

– он сам определяет другого участника, который будет играть роль респондента (отвечать на вопросы),

– первый интервьюер-доброволец сам придумывает пять вопросов, которые задаст респонденту,

– задает,

– ход переходит к бывшему респонденту, теперь он интервьюер и выбирает любого другого участника, чтобы задать ему пять вопросов,

– вопросы он задает те же самые, но он имеет право один вопрос заменить на свой,

– каждый очередной интервьюер имеет право изменить один вопрос предшественника (то есть те вопросы, которые задавались ему самому) на свой,

– при этом интервьюер может выбрать совершенно любого участника (включая ведущего и тех, что уже отвечали) для опроса,

– упражнение заканчивается тогда, когда список вопросов стабилизировался или когда участники устанут (на усмотрение ведущего).

Разыгрывается, упражнение, в конце происходит обсуждение:

– удивились ли вы результатам этого упражнения? почему?

– как вы думаете, почему именно такие вопросы интересуют людей?

– в повседневном общении проводят ли люди подобные интервью, только скрытые? приведите примеры.

1. Коммуникативное упражнение "Что мы хотели бы знать друг о друге?" [Электронный ресурс] // А. Я.. 26.08.2015..html (26.08.2015).

Урок духовности на тему: «Как понять друг друга»

Классный руководитель: Синюгина Т.А.

Задачи: формирование у детей навыка распознавания эмоций другого человека и организации диалогового общения со сверстниками;воспитание духовно-нравственных качеств личности учащихся через эмоциональное развитие и культуры общения.

Оборудование: наглядность, листы с контуром человека, цветные карандаши, ручки, листы, притча, мусорное ведро.

Ход урока.

I . Организационный момент. Приветствие. Эмоциональный настрой на урок.

Ребята, предлагаю вам сегодня поздороваться друг с другом одним из способов: тыльной стороной ладони.

Садитесь. Сегодня тема урока духовности «Как понять друг друга».

Релаксационное упражнение «Подари улыбку другу».

Каждый из вас сейчас примет удобное положение. Глаза закрыты. Три раза вдох, выдох. Ваше дыхание становится спокойным, ровным. Приятное тепло разливается волнами по рукам, спине, ногам. Оно делает ваше тело легким и парящим, как воздушный шарик. Вы летите легко и свободно и попадаете в волшебную страну. Это страна ваших чувств.

Посмотри, вот дом радости. Загляните в окно. Вы видите за стеклом все лучшее, что когда-то происходило с вами. Вспомните, какую радость вы испытывали в то время, как тепло заполняло вас. На ваших губах появляется улыбка.

Продолжаем путешествие. Взгляните, а здесь в тени спрятался маленький серый домик. Солнечные лучи не заглядывают сюда. Это дом грусти. Здесь живут все неприятности, что встречались вам. Вспомните, что за случай может здесь жить, вспомните, что вы в то время чувствовали. А куда же делась ваша улыбка? Посмотрите на это воспоминание с улыбкой. Вот и солнечный лучик заглянул в дом. Неприятность уже меньше, от нее почти ничего не осталось. Улыбайтесь!

Возвращаемся в класс. Ваши мысли светлые, глаза открываются, на губах улыбка, ведь рядом только друзья.

А теперь вспомните, что вы чувствовали в домике грусти сначала… А что почувствовали потом, улыбнувшись…

Можно ли грустить, когда улыбаешься? Улыбка может помочь справиться с плохим настроением!

Думаю, что мы уже начали познавать себя и учиться справляться со своими эмоциями.

II. Игровые упражнения, «Какие мы»

Упражнение №1. «Контур человечка».

Представьте, что человечек радуется. Вспомните, что вы чувствовали, испытывая радость, где она? Заштрихуйте подходящим цветом то место, где в теле находиться это чувство. Затем «прочувствуйте» обиду, гнев, страх, счастье, тревогу.

Упражнение №2 «Повторяй не зевай».

Вы постарались прочувствовать несколько эмоций в своем теле. А теперь попробуем пережить некоторые эмоции только мимикой лица. Повторите выражение лиц как можно точнее и при этом потрогайте руками лицо. Где чувствуется напряжение? Я показываю на картинку, а вы изображаете эмоцию, которую видите на картинке.

Упражнение №3. « Мои качества характера».

Человек по-разному выражает свои эмоции. Все зависит от качеств его характера. Сейчас выясним, какие положительные и отрицательные качества характера вы знаете. (2 колонки в тетради)

А теперь каждый из вас выберет положительные, которые присуще лично ему и запишет их в левую колонку. А отрицательные качества в правую калонку.

Сколько положительных качеств получилось у каждого из вас?

Сколько отрицательных?

Посмотрите на наш «портрет в лучах солнца» и вспомните, сколько у каждого из нас достоинств.

Упражнение №4. Игра «Я тоже..»

Сейчас я проверю, каких качеств больше у нас в классе. Я называю качество, если вы считаете, что это качество присуще и вам, то говорите «Я тоже»

Злой, аккуратный, любознательный, щедрый, весёлый, добрый.

Посмотрите, как много у нас общих качеств, и большинство все же положительных. А что же делать с теми качествами, которые мешают нам жить?

Упражнение № 5 «Мусорное ведро».

Зачем человеку мусорное ведро? Почему необходимо освобождаться от мусора? Представьте жизнь без мусорного ведра. Так же с чувствами, накапливаются ненужные, бесполезные.

Запишите на листках те чувства, от которых хотите избавиться. Например: Злость, грусть, жадность и другие.

Сверните листы в комочек и выбросите в корзину.

Упражнение №6 «Пойми тех, кто рядом с тобой»

Мы освободились от отрицательных эмоций, чувств и я надеюсь, что теперь вы настроены только на положительное. А важно ли уметь настроить себя?

Чтение притчи «Все зависит от того, на что ты настроен».

Так важно ли уметь настроить себя?

Конечно, очень важно, как человек настроен. Если я настроен так, что чувствую напряжение в бровях, то, как меня и я буду все воспринимать?

А если напряжение в уголках губ?

Тренинг «Собеседник за спиной».

Давайте немного поиграем. Знаю, что вы любите общаться друг с другом. Мы уже рассказывали друг другу разные истории, сидя в парах и соприкасаясь коленями. А теперь предлагаю разбиться на пары, но сесть спиной друг к другу. Расскажите друг другу интересные случаи из вашей жизни.

Легко ли вам было общаться?

Хотелось что-нибудь поменять?

Почему? (Мы не видим, как человек настроен на нас).

Упражнение №7 «Волшебный фонарик».

Вы знаете, чтобы увидеть в человеке что-то хорошее, иногда нужно постараться. Если мы замечаем отрицательное (а оно само бросается в глаза), то накапливаем это отрицательное в себе. А, замечая достоинства другого, мы наполняемся ими.

А у меня есть «волшебный фонарик». Зажигая его, мы видим в других только положительные качества. Давайте посветим этим фонариком на кого-нибудь и узнаем, какие у него есть качества, достойные уважения.

III. Подведение итогов.

Ответы на вопросы. Что важно для дружбы?»

Ребята, а почему так важно уметь понимать тех, кто рядом с тобой?

Для чего нам нужна дружба?

Золотая мелодия любви

(профилактика ранних половых связей и ВИЧ-инфекции)

Цель : воспитание культуры чувств и духовно-нравственных основ полового

поведения

Задачи:

    Содействовать формированию у учащихся осмысленных представлений о последствиях ранних сексуальных связей;

    Способствовать развитию навыков прогнозирования результатов собственного поведения в ситуациях выбора;

    Создать условия для открытого, прямого диалога (общения, обмена мнениями, информацией) для учащихся по заданной теме

Форма проведения : интерактивное занятие с элементами тренинга

Оборудование: чистые листы бумаги формата А-3 и А-4, ручки (карандаши и т.п.) по числу участников, карточки с незаконченными предложениями на тему взаимоотношений полов, два списка заданий для работы в группах, живая роза, плакат и разноцветные бумажные сердечки для рефлексии , музыкальное сопровождение (романтическая музыка), мультимедийная установка, маленький мяч

ХОД ЗАНЯТИЯ

    Разминка

Правила работы:

    Правило руки. Если кто-то хочет высказаться, надо поднять руку.

    Говорить от себя. Каждый участник высказывается от своего имени, а не выражает мнение другого человека.

    Каждое мнение имеет право на существование. Не надо бояться высказываться, надо быть активным. Даже ошибочное и парадоксальное мнение имеет право на существование.

    Критиковать высказывания, а не личность. Это значит, что всё внимание надо сосредоточить на высказываниях, а не на личностном восприятии того или иного человека.

Упражнение «Пожелание + комплимент»

Участники становятся в круг. «Начнем работу с пожеланий друг другу на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким, лучше одним словом. Вы бросаете кому-то мяч и одновременно сообщаете свое пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему свое пожелание на сегодняшний день. Следите за тем, чтобы мяч побы вал у всех и постарайтесь никого не пропустить».

    Основная часть

    Определение эмоционального отношения к проблеме

Для деления на группы: из коробки каждый ученик достаёт сердечко (красное или жёлтое.

Упражнение «Алфавит»

Каждая группа получает таблицу с алфавитом. Необходимо написать ассоциации, связанные с темой занятия: 1-ая группа – без установки относительно профилактики ВИЧ-инфекции, 2-ая группа – с оговоркой на проблему ВИЧ-инфекции (Приложение 1 )

    Информационно-познавательный блок

Учащиеся делятся на группы по половому признаку. Каждая группа получает карточку (Приложение 2)

1-я часть . Ответить на предложенные вопросы с позиции противоположного пола (парни – с позиции девушек, девушки – с позиции парней).

2-я часть . Ответить на вопросы с позиции юношей (девушек).

Сравнить ответы, выделив в них общее и противоположное. Обсудить, какие проблемы из-за разности взглядов могут возникнуть. (подвести к проблеме ранних сексуальных отношений и проблеме ВИЧ-инфекции)

Информирование о ситуации с ВИЧ-инфекций в Саратовской области и России. (слайды мультимедиа)

Совместно с учащимися подводится итог:

    Ваши эмоции, чувства?

    Над чем побудила задуматься полученная информация?

    Что для своего благополучия Вы делаете уже в данный момент? (высказывания по желанию)

    Практический блок

Сейчас каждый из Вас ленту, на которой написаны афоризм или пословица о любви. Вам необходимо будет высказать своё отношение к полученному изречению: согласиться или не согласиться. (Приложение 3 )

Учащиеся распределяются на три группы (расчёт на 1 - 3).

Каждой группе предлагается ситуация, с которой участники должны либо согласиться, либо опровергнуть, приведя этому доказательства (Приложение 3 ).

Представление результатов работы группами, обсуждение.

Обобщающее слово педагога.

    Эмоционально-личностный блок

Упражнение «Роза»

Работа в кругу

Предлагается живой цветок.

Нашу встречу сегодня украшает вот этот красивый, нежный, благоухающий цветок. Сейчас я дам розу вам и пусть каждый оторвёт по одному лепестку (цветок пускается по кругу ). Посмотрите, что осталось от прежнего цветка – практически одни колючки. Розу можно сравнить с душой человека – так происходит и в жизни. Вступая с кем-то в интимную связь, мы отдаём кусочек своей души. Потом ещё, ещё… И когда мы собираемся создать семью, то оказывается, что можем предложить лишь свои колючки.

Не спешите. Будьте достойны настоящих чувств, настоящей любви. И она обязательно вас найдёт.

    Рефлексия

На оформленной в стиле странички молодёжного журнала плакат учащиеся приклеивают бумажные сердечки – в ту зону, которая соответствует их мнению и состоянию:

Занятие …

    Было полезно для ума и сердца;

    Заставило задуматься;

    Доставило удовольствие;

    Оставило при своём;

    Оставило равнодушным.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ «ЗОЛОТАЯ МЕЛОДИЯ ЛЮБВИ»

Этапы,

время

Упражнения

Цель упражнения

Необходимый материал

Разминка

5 минут

Вступительное слово.

Упражнение «Пожелание»

Актуализация цели занятия; определение правил группового общения; создание позитивного настроения

Мультимедийная установка; листы А4 с напечатанными правилами

Основная часть

5 минут

10 минут

4 минуты

5 минут

8 минут

3 минуты

Упражнение «Алфавит»

Определение эмоционального отношения участников к проблеме

Бланки, бумажные сердечки

Упражнение «Как мы видим друг друга»

Выявление стереотипов восприятия и реальных ожиданий юношей и девушек

Бланки с вопросами,

4 листа А3,

ручки (карандаши и т.п.)

Информирование о ситуации с ВИЧ-инфекцией в Беларуси

Обратить внимание на актуальность проблемы

Мультимедийная установка

Упражнение «Мудрость веков о любви»

Формулировка собственного отношения к проблеме любви на примере опыты поколей

Афоризмы и пословицы, напечатанные на полосках бумаги

Упражнение «Решение ситуаций»

Содействие осмыслению собственного отношения к ранним сексуальным связям, проблеме ВИЧ/СПИД, целомудрию и формированию представлений о последствиях своего выбора

Напечатанные ситуации, листа А3, ручки

Упражнение «Роза»

Побуждение к формированию эмоционального чувства своей неповторимости

Рефлексия

5 минут

Упражнение «Вертушка впечатлений»

Конкретизация места занятия в системе собственных взглядов ученика

Плакат, бумажные сердечки

Приложение 1

Напишите, пожалуйста, Ваши ассоциации с темой занятия.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Э

Ю

Я

Приложение 1.

Напишите, пожалуйста, ассоциации с темой занятия, помня о том. Что в нашем мире существует ВИЧ-инфекция.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Э

Ю

Я

Приложение 2

Список заданий для мальчиков

(дайте ответы):

    Назовите пять причин, почему девушки могут не вызывать симпатии (не нравиться).

    Назовите пять причин (качеств), по которым девушка всегда будет симпатична, интересна, привлекательна.

    Назовите основные причины, по которым, как вам кажется, юноши (то есть вы) нравятся или не нравятся девушкам.

    Девушки не правы, когда думают…

    Мы бы хотели пожелать девушкам…

Список заданий для девочек

Коллективно закончите следующие фразы

(дайте ответы):

    Назовите пять причин, почему юноши могут не вызывать симпатии (не нравиться девушкам).

    Назовите пять причин (качеств), по которым парень всегда будет симпатичен, интересен, привлекателен.

    Назовите основные причины, по которым, как вам кажется, девушки (то есть вы) нравятся или не нравятся юношам.

    Юноши не правы, когда думают…

    Мы никогда не согласимся с тем, что…

Мы бы хотели пожелать юношам…

Приложение 3

    Влюблённый похож на страуса: он воображает, что его никто не видит, когда он не видит других. Кармен Сильва

    Порицать молодого человека за то, что он влюблён, всё равно что упрекать кого-нибудь в том, что он болен. Ш.Дюкло

    Кто истинно любит, тот не ревнует. Главная сущность любви – доверие. Отнимите у любви доверие, и вы отнимите у неё сознание собственной силы и продолжительности, всю светлую сторону – следовательно, всё её величие. Анна Сталь

    Жизнь – цветок, любовь – мёд из него. В.Гюго

    Любить – это находить в счастье другого своё собственное счастье. Г.Лейбниц

    Ангелы зовут это небесной отрадой, черти – адской мукой, люди – любовью. Г.Гейне

    Любовь может дать в один момент то, чего труд не всегда может достигнуть за целый век. И.Гёте

    Любовь – как дерево; она вырастает сама собой, пускает глубоко корни во всё наше существо и нередко продолжает зеленеть и цвести даже на развалинах нашего сердца . В.Гюго

    Любовь есть сама жизнь; но не жизнь неразумная, страдальческая и гибнущая, а жизнь блаженная и бесконечная. Л.Толстой

    Раны от любви если не всегда убивают, то никогда не заживают. Дж.Байрон

    В мире зла, глупостей, неуверенности и сомнений, называемых существованием, есть одна вещь.6 для которой ещё стоит жить и которая, несомненно, сильна, как смерть: это – любовь. Г.Сенкевич

    Любить – это не значит смотреть друг на друга. Любить – значит смотреть вместе в одном направлении. А.де Сент-Экзюпери

    Любовь не картошка, не бросишь в окошко.

    Был бы дружок, сыщется и часок.

    Влюбился как чёрт в луковицу: ест и плачет.

    Вслед за милым не нагоняешься.

    Кольцо должно быть по пальцу, а милый – по сердцу.

    Кто любит, тот не потакает.

    Любишь кататься – люби и саночки возить.

    Тошно жить без милого, а с немилым ещё тошнее.

    Сватались к девушке тридцать с одним, а быть ей за одним.

Приложение 4

СИТУАЦИЯ 1.

Молодёжь не волнуют вопросы распространения ВИЧ-инфекции. Они слишком увлечены сексуальными переживаниями и экспериментами в различных видах рискованного поведения.

СИТУАЦИЯ 2.

Чистота, целомудрие в добрачных отношениях, верность в семье между супругами – надёжное средство в профилактике ВИЧ/СПИДа.

СИТУАЦИЯ 3.

Любовь и секс – это тождественные понятия.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Ювелирные украшения и бижутерия в стиле ар-деко Украшения в стиле арт деко бусы Ювелирные украшения и бижутерия в стиле ар-деко Украшения в стиле арт деко бусы Ажурное платье спицами, подборка интересных моделей Ажурное платье спицами, подборка интересных моделей Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица