Крещенское купание грехов не смывает! Купанием в проруби грехов не смыть.

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Окунаться в прорубь на праздник Крещения Господня - довольно старая традиция. Писатель Аполлон Коринфский в книге, посвящённой обычаям русского народа, ещё в 1901 году писал: «несмотря на стужу, с древних времён живет в народе обычай купаться в крещенской проруби-иордани».

Богоявление

Крещение – один из двенадцати праздников, установленный в честь описанного в Евангелии события: крещения Христа в реке Иордан. Иоанн Предтеча после долгого поста пришёл с проповедью к Иордану – эта река считалась у иудеев священной, в ней совершались очистительные омовения.

Именно здесь пророк стал проповедовать Царство Божие, призывать к покаянию и крестить людей, омывая их от грехов – это было прообразом того Таинства Крещения, которое существует ныне. Когда к Иордану пришёл Христос, то попросил Иоанна крестить и Его.

«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Событие это и сам праздник ещё называют Богоявлением – ведь именно тогда впервые Христос явил себя израильскому народу и тогда же, согласно евангельскому повествованию, Бог явил Себя как Троицу в видимых образах: как Бог Отец, Дух Святой, и Бог Сын.

Праздновать Богоявление стали ещё в апостольские времена, но вместе с Рождеством. Лишь с IV века этот праздник выделился как самостоятельный. В древности в этот день также принято было крестить новообращенных.

Народная традиция, а не Таинство

Религиозные традиции той или иной местности связаны в большей степени с культурными особенностями, нежели с догматикой, и чаще ближе к язычеству, чем к христианству. На Руси связь православной обрядности и языческих суеверий с древнейших времён была довольно прочной.

На Крещение обыкновенно совершалось великое водосвятие больших водоёмов: рек, озёр, колодцев. Во льду прорубалась «иордань» - как правило, в форме креста. После праздничной литургии к ней шли служить молебен, священник опускал в воду крест, испрашивая Божие благословение. После этого народ набирал оттуда освящённую воду, а многие считали обязательным условием купание в проруби, полагая, что так они очистятся от грехов и получат прощение за «святочные бесчинства».

Между Рождеством и Крещением существовал особый период – Святки. В народе считалось, что в это время можно было позволить себе некие «греховные вольности». Святочные обычаи вобрали в себя множество языческих элементов, связанных с празднованием зимнего солнцестояния.

Согласно древним поверьям, в это время исчезала граница между видимым и невидимым миром, а разнообразные «духи» начинали свободно действовать в мире людей - именно отсюда пошла традиция святочных гаданий.

На Руси в эти дни было принято колядовать - надевать «личины» (обычно - страшные маски) и вечерами ходить по домам, где за особое обрядовое угощение гости говорили добрые пожелания хозяевам, пели обрядовые песни. Считалось, что благополучие хозяев дома в будущем зависит от того, насколько щедро они угостят колядующих и угодят их прихотям.

Церковь всегда негативно относилась к подобному «разгулу» в святые дни. Святитель Филарет Дроздов писал: «Дух Христов не враг благозаконных радостей». Ни в коей мере не ограничивая проявления радости, Церковь призывала людей в эти дни не забывать о Христе и, по мере сил, проявлять особую милость – например, делами благотворительности.

Святки венчал собой праздник Богоявления, как бы «закрывая» период весёлого полуязыческого веселья, и, согласно народному поверью, купание в «иордани» якобы смывало с души и тела все «святочные» грехи.

Конечно, ничего общего с христианством эта традиция не имеет, а купание в проруби ни в коей мере не может очистить от грехов – оно не является таинством. Это лишь народный обычай, имеющий корни в языческом прошлом. Согласно учению Церкви, грехи очищаются лишь в таинстве Крещения, Покаяния и Евхаристии при сознательном и вдумчивом участии самого человека. Никаких иных способов получить прощение грехов не существует.

19 января православные христиане отмечают двунадесятый праздник Крещение Господне, когда совершается великое освящение воды. О смысле этого христианского праздника, о целебной силе крещенской воды, о купании в проруби, и о том, почему не смываются грехи после окунания в иордань, - наше интервью с клириком Брянского Петро-Павловского женского монастыря иереем Михаилом Макухиным.

Христос выходит на проповедь

- Отец Михаил, объясните, пожалуйста, что значит праздник Крещения Господня?

Крещение Господне именуется еще Богоявлением или по-другому праздник называется Просвещением, когда Божественным Светом просветилась вся вселенная при явлении в мир Спасителя. Христос, его называют Солнцем Правды и Светом Истины, вышел для своего служения, ради которого и пришел в этот мир. Если в Рождество Христово мы празднуем рождение по плоти Иисуса Христа, то здесь уже Сын Божий выходит для проповеди. И он приходит на реку Иордан к пророку Иоанну Предтече, который крестил людей, говоря такие важные слова: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Иоанн Предтеча принимал покаяние людей, приходивших к нему на Иордан. Они называли свои грехи, и при погружении пророком в воду Иордана, людям прощались их грехи. Иоанн Предтеча это делал для того, чтобы приготовить людей к встречи Господа, и говорил им, что я крещаю вас водою, но за мной идет Тот, Кто крестит вас Духом Святым. По-гречески слово крещение значит «баптизо» - погружение. И как у Иоанна Предтечи совершалось погружение людей в воду, в ознаменование покаяния человека и омовения грехов, так крещение Духом Святым означает погружение в жизнь Святого Духа, когда человек всецело предает себя в руки Божии. И Христос неоднократно говорил, что Он пришел не свою волю исполнить, а волю Отца Своего Небесного.

- Каков же смысл праздника?

Это пришествие в мир Господа нашего Иисуса Христа для того, чтобы принести Свое учение, и чтобы принести себя в жертву за грехи людей. Учение Христово - это учение о любви Бога к человеку. Настолько Бог возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного Господа нашего Иисуса Христа, чтобы никакой человек не погиб, но имел жизнь вечную. Поэтому праздник нас вразумляет, наставляя на то, чтобы мы тоже задумывались о вечности, и слова Иоанна Предтечи о покаянии адресованы не только к тем людям, которые к нему приходили, но и к нам, людям, живущим в 21 веке.

Купание в проруби - не обязательный ритуал

- Необходимо ли на Крещение купание в проруби?

Купание в проруби не является церковной традицией, это традиция народная. Поэтому вовсе не обязательно в праздник Крещения прыгать в прорубь, а вот прийти в храм желательно. Гораздо лучше, если бы человек в праздник Крещения причастился Святых Христовых Тайн. Потому что геройство окунания не совсем соответствует духу христианской веры. Мужество нужно, и мужество духовное необходимо, потому что всякий христианин - это воин Христов, а каждый воин должен быть мужественен и благоразумен. А неосознанное купание в проруби - это бахвальство, которое никак человека не красит. Да, если погружение в иордань человек рассматривает как некий подвиг и делает это с верой, то вполне можно, если нет противопоказаний по здоровью. Но ни в коем случае нельзя это делать как обязательный ритуал в праздник Крещения. Это нас не делает ни лучше, ни хуже. Если человек рискует заболеть, лучше этого не делать. Особенно стоит избегать погружения в иордань в нетрезвом виде, то есть надо все делать с благоразумием, с благочестием и с благоговением. Не стоит окунание делать обязательным атрибутом праздника и кого-то к этому побуждать. Повторюсь, купание полезно для людей, обладающих здоровьем, силами и рассуждением.

- Многие считают, что при окунании смываются грехи. Это верно?

Грехи при окунании не смываются. Это происходило до вхождения Христа в воды иорданские, когда люди приходили к пророку Иоанну Предтече на реку Иордан, и при погружении в воду называли свои грехи. Иоанн Предтеча исполнял повеление Божие, и по молитвам святого людям прощались их грехи. Вода невидимо вбирала в себя грех человеческий. Но когда в воду вошел Христос, Сын Божий, он, будучи безгрешным, взял на себя грех этих людей и грех всех людей, когда-либо живших на земле, и всех, которые еще не родились. И коль скоро Христос взял на себя этот грех, то и вода очистилась от того проклятия, которое было наложено Богом на мир за грехопадение человека. Во времена жизни крестителя Иоанна Предтечи Таинства исповеди в нашем понимании не было, и Христос еще не принес жертвы за наши грехи, но люди все равно приходили и называли свои грехи. А если сейчас мы просто нырнем в воду, пусть и иордань, то это не значит, что вода смоет наш грех. Вода омывает только тело. Надо понимать, что такое грех. Грех - это наше оскорбление Бога, нарушение Его святой воли. Думать, что ради того, что мы окунулись в купель, Господь простит нам грех, не верно. Кто это сказал? Нам Господь сказал, что, если кто покается, тому проститься. Соответственно, грех прощается только в Таинстве исповеди. И то прощается только тот грех, в котором человек кается. Почему мы не исповедуем детей до семи лет? Потому что ребенок еще не может осознать, что такое грех и что такое не грех. Для прощения грехов очень важно желание человека избавиться от того или иного греха. Господь всегда желает нашего очищения, исправления и всегда готов простить любой грех. Нет греха, который не прощается.

Ночные богослужения

- Есть традиция окунаться в полночь.

Оснований для того, чтобы окунаться в полночь, нет. Мы не можем сказать, что Христос именно в полночь пришел на Иордан креститься к Иоанну Предтече.

- Совершаются ли на Брянщине ночные богослужения в праздник Крещения?

Дело в том, что раньше Рождество и Крещение - это был единый праздник Богоявления, и сегодняшние церковные службы по этой причине очень похожи. Теперь праздником Богоявления называется только Крещение. По образцу Рождества Христова, когда совершается ночное богослужение, в некоторых храмах ночью служатся богослужения. Но вода освящается под утро, когда заканчивается литургия. Совершение ночных богослужений - это по тем или иным причинам сложившаяся традиция, но она не имеет общецерковного распространения. В основном у нас службы совершаются днем. Традиционно ночные богослужения совершаются на Рождество и на Пасху. Хотя, наверное, некоторым людям, нравится ночное богослужение своей необычностью и новизной. Но оно заставляет нас потрудиться. На следующий день многим надо идти на работу, кто-то это легко переносит, кто-то - нет.

Крещенская вода

- Святая Крещенская вода освящается два раза - 18 января, в Крещенский сочельник, и 19 января - в сам праздник Крещения Господня. Эти воды чем-то отличаются?

В ознаменование события Крещения Господня мы единожды в год на праздник Крещения Господня совершаем великое освящение воды. Это вода называется агиасма, то есть святая вода, освященная самим Богом. Различия никакого нет в той воде, которая освящается 18 числа, и той, которая освящается 19. Это особенности нашей сегодняшней литургической жизни. Сейчас освящение воды в два дня очень удобно, потому что большее количество людей может набрать воды.

- Освящение воды совершается во всех храмах?

Конечно. После праздничного богослужения от тех храмов, которые находятся недалеко от святых источников, совершаются туда крестные ходы, и там освящаются воды. Освящая воды источников, рек, озер, освящается и вся вода на земле.

- Существует поверье, что в этот день вся вода становится святой, поэтому можно никуда не ходить, дома в ванной открыть кран и погрузиться в иорданские воды. Так ли это?

Так думать не совсем благочестиво. Мы должны все равно в праздник прийти в храм и почтить Бога. В храме мы совершаем молитвы, и в этот день со смирением и с благоговением принимаем святыню - освященную воду. Что значит со смирением и благоговением? Не ругаясь, не крича, не требуя, - воды всем хватит. И если вдруг вы увидите, что какая-то ситуация вас смущает, не нужно раздражаться, гневаться, любой вопрос разрешим мирным путем. Самое главное - сохранить в себе мирное состояние духа.

- Когда можно принимать Святую воду?

Агиасму - святую воду, можно принимать натощак с благоговением, перед этим помолившись. Ею также время от времени кропят свое жилье. Бывает, что люди ругаются, либо человек впадает в тот или иной грех, и чтобы темную силу от себя отстранить, он приобщается к святыне, которой и является агиасма. Поэтому если человек разгневался, чувствует, что у него нехорошее, беспокойное состояние внутри, то хорошо бы выпить немного крещенской воды.

- Можно ли разбавлять крещенскую воду обычной водой и имеет ли она после разбавления ту же целебную силу?

У нас происходит не разбавление воды, а освещение. Мы знаем, что капля море освящает. И, добавляя крещенскую воду, в воду неосвященную, тем самым освящаем ее. То есть освященная вода освящает неосвященную воду. Так у нас происходит в храмах. Мы служим чин великого освящения воды один раз, а потом уже Святую воду добавляем в другие емкости, и эта вода раздается людям.

- Где нужно хранить крещенскую воду?

Хорошо бы, если она хранилась с благоговением в чистом месте, лучше вместе с иконами. Бывает такое, что люди будут набирать воду на каком-нибудь источнике, и она может позеленеть, тогда ее надо с благоговением вылить в чистое место. Но выливать ее в канализацию не нужно. И вообще никакую святыню нельзя выбрасывать в нечистоты.

- Когда нельзя принимать Святую воду?

Женщинам в нечистоте употреблять Святую воду не нужно, за исключением страха смертного. Когда, допустим, человек умирает, и нет возможности его причастить. У нас есть традиция напутствовать человека Святыми Дарами. Но бывает такое, что рядом нет ни храма, ни священника, тогда умирающему можно дать артос - это хлеб, освящаемый на Пасху, который также хранится в доме, и агиасму - святую воду. Чтобы человек, причастившись этой святыни, шел навстречу с Господом, подкрепляемый благодатью Божией.

- Сколько хранится святая вода?

До следующего освящения. Как правило, если остается вода с прошлого года, ее смешивают с свежей водой. Но обычно вода хранится от Крещения до Крещения. То есть накапливать и делать коллекцию вод, конечно, не надо. Крещенская вода не испортится, но и лучше не станет, это же не вино, которое чем дольше хранится, тем становится дороже. Святыня нам дается Богом для того, чтобы мы освящали себя и свою жизнь благодатью Божией. К сожалению, у нас так бывает, что человек вспоминает о Боге два-три раза за год, это на Рождество Христово, на Крещение Господне и на Пасху. Приходя в храм для каких-то действий, причем не самых важных в духовном смысле. Поставить свечу, подать записку - это все хорошо. Но самое главное для нас в этой жизни - это причащение Тела и Крови Христовых, это подготовиться к тому, чтобы наследовать жизнь вечную. Поэтому мы стараемся на каждый двунадесятый праздник и в знаковые дни для человека причащаться. Причастие соединяет нас с Богом. И причащаться нужно с рассуждением о Боге, а не думая только о себе.

- Святая крещенская вода имеет целебную силу?

Конечно, святая крещенская вода имеет большое значение. Если бы никакого действия она не оказывала, то люди бы за ней не приходили. Но, надо помнить, что прежде всего это святыня, и она напоминает нам о Боге, и Его силе. И если для человека соприкосновение с Богом бывает исцеляющее, то для бесов упоминание о Боге противно. И вот когда мы с верой и с упованием на Бога приобщаемся святыни, то сила бесовская отходит от человека, и у него может проявиться и вера, и отступят некоторые страсти, которые мучали человека. А страсти у нас бывают разные: страсть наркомании, страсть винопития, страсть гнева и многие другие. Сейчас очень многие средства массовой информации: и Интернет, и телевидение, и печатные, играют со страстями человеческими, они разжигают наши страсти. А человеку надо, наоборот, чтобы эти страсти немножечко поутихли. Но ключевое слово - это вера. Вера в Бога, молитва, участие в церковных Таинствах и приобщение к святыне, в том числе к агиасме - святой воде, - все это в совокупности благотворно действует и на душу человека, и на его разум, и необходимо нам для нашего спасения.

В крещенские дни к православным храмам выстраиваются очереди за святой водой. Во многих местах на реках, прудах и озерах устраивают "иордани" - освященные проруби для купания. Поскольку в эти дни о святой воде вспоминают те, кто обычно редко бывает в церкви, у людей возникает множество вопросов. Например, в какое именно время нужно набирать воду?

Чин великого освящения воды в эти дни совершают дважды — в Крещенский сочельник (18 января по новому стилю) и в сам праздник Крещения Господня (19 января). Священники постоянно напоминают прихожанам о том, что вода, освященная в первый или во второй день, имеет совершенно одинаковые свойства и освящается одним и тем же порядком.

Тем не менее в народе для воды, освященной в Сочельник или в сам праздник, придумывают разные названия: крещенская или богоявленская. Крещение и Богоявление — это названия одного и того же праздника, и, если вы набрали в храме святой воды в первый день, совсем не обязательно набирать такую же воду во второй.

В какое именно время суток набирать воду, тоже не имеет значения . Главное, чтобы она уже была освящена. В храмах, где не очень многолюдно, полные баки с крещенской водой можно обнаружить и 20, и 21 января, и даже через неделю после великого освящения. Так что нет смысла бежать со своим баллоном в первых рядах.

Кстати, о размерах емкостей. На Крещение часто можно наблюдать, как к церкви подъезжают машины и их владельцы выгружают из багажника штук десять пятилитровых канистр, каждую из которых они считают своим долгом наполнить.

Даже в том случае, если вы озаботились снабдить святой водой на целый год всех своих друзей, тещу, семью троюродного брата и соседку с пятого этажа, не обязательно запасать воду цистернами. Святую воду можно разбавлять водой обычной — считается, что от этого она не теряет своих благодатных свойств.

Традиционное в эти дни купание в проруби в некоторых местах превращается в спортивные соревнования "моржей". Хуже, если в них пытаются принять участие совершенно неподготовленные люди, часто разгоряченные алкоголем. Медики постоянно напоминают, что такие проявления молодецкой удали могут привести к самым тяжелым последствиям, вплоть до спазмов сосудов и остановки сердца.

Погружение в иордань на Крещение — это акт веры, а не демонстрация силы. Если купание интересно вам как религиозное действо, выбирайте для этого только специально оборудованные и освященные проруби, а перед погружением попросите благословения у священника. В купель принято погружаться трижды, при этом осеняя себя крестным знамением и произнося: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа".

Для переодевания нужна теплая палатка. Спуск в воду должен быть удобным — с деревянными настилами, поручнями и ступенями, благодаря которым не приходится идти босыми ногами по льду или карабкаться по ледяному склону. В некоторых местах не принято окунаться в иордань в купальниках и плавках — захватите с собой рубаху наподобие крестильной.

Ежегодное купание в проруби вовсе не обязательно для каждого православного христианина. Церковь не учит, что погружение в прорубь якобы смывает с человека все грехи — об этом говорит только народное суеверие. Грехи, согласно церковному учению, прощаются в таинстве исповеди, участие в котором, в отличие от купания, для православных обязательно.

Есть и такой народный обычай — в крещенскую ночь выносить во двор ведра и кринки с водой, а после этого действа считать воду освященной. Он возник среди людей, не имевших возможности в праздник Крещения добраться до православного храма, и был особенно распространен в советское время, когда в некоторых областях ни одной действующей церкви не оставалось в радиусе 500 километров.

По вере людей эта вода, подобно освященной в церкви, долго хранилась и не портилась, от нее даже совершались чудеса и исцеления. Церковь учит, что в праздник Крещения освящается все водное естество, все реки, озера, моря, океаны и даже облака. Тем не менее в наши дни, если вы живете в России, а не в какой-нибудь далекой стране, где православных храмов нет, "самостоятельное" освящение воды будет проявлением лени, а не веры.

А если вы живете в спальном районе столицы, где один храм приходится на 50-70 тысяч жителей и за крещенской водой выстраиваются многочасовые очереди, то пусть это послужит для вас поводом войти в инициативную группу за строительство новой церкви. В той же очереди можно начать собирать подписи в пользу такого строительства.

Обращаясь к стоящим в очереди за крещенской водой, раздающие ее церковнослужители часто повторяют: "Не ругайтесь, не толкайте друг друга, не стремитесь пролезть первым, относитесь к ближним с любовью, иначе святыня не пойдет вам на пользу".

Купание в проруби в день Крещения Господня является скорее околоцерковной традицией, чем церковной. Точно так же, как купание в реке в Великий (Страстной) Четверг, прозванный в народе «чистым».

От грехов человека избавляет только Таинство Исповеди перед законным священнослужителем Православной Церкви. Тогда при устном исповедании грехов – всех без утайки, исповеданием – безжалостным для себя, для своего ветхого человека, при наличии осознания греха и сокрушения-покаяния сердечного, во время произнесения священником разрешительной молитвы, являющейся формулой-кульминацией Таинства Исповеди, Бог прощает человеку грехи и исцеляет его.

Потому купание в крещенской проруби есть лишь моментом физиологическим (закаливание) и психологическим – проявлением мужества, и, может быть, еще все-таки моментом своеобразного исповедания веры типа «ради Христа в прорубь», но никак не духовным актом и уж тем более не освященным обрядом.

Грехи прорубь не смывает. Избавляет от них только исповедь, только осознание греха, лишь искреннее сокрушение – внутренний плач о них.

Скорее всего, в деле зимних купаний мы сталкиваемся, с одной стороны, с очень древней славянской традицией, которая зафиксирована еще в житии святого апостола Андрея Первозванного в изложении преподобного Нестора Летописца: «И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей – каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: “Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученьеˮ.

С другой стороны, в купании в крещенской проруби есть и своя опасность, как мне кажется. И она духовного плана. Для некоторых людей весь праздник Крещения Господня, во время которого вспоминается не только крещение Спасителя святым Иоанном Крестителем, но и великое событие Богоявления – явления миру Святой Троицы, сводится только лишь к купанию в проруби. С утра игнорируется Литургия, напротив, набираются горячительные напитки и закуски, едут к проруби, в бани. И так в праздности и увеселении проводят Светлый Праздник Крещения Господня. Проводят праздник Крещения без Христа. Вот что страшно! Для подобных людей данный праздник всего лишь добрая дедушкина традиция, предлог проявить свое мужество, собраться вместе для того, чтобы выпить и закусить.

Кроме того, на мой взгляд, есть здесь и еще один опасный момент мужской психологии типа «Ты что, трус?» Помню, как в детстве мальчики прыгали в реку с нового моста, хотя в воде были бетонные обломки старого моста, взорванного еще немцами. Страшное безрассудство и огромный риск для жизни. Но в мужской психологии есть такие точки нажима, когда общество говорит человеку «Ты что, слабак? Делай так, как все, а то не будем уважать». И мужчина подчиняется давлению большинства. То же может быть и с крещенским купанием. При этом часто не соблюдаются элементарные правила безопасности: наличие лестницы и поручей, за которые можно в проруби ухватиться, подстраховка со стороны для ныряльщика, чтобы в случае потери сознания подхватить его за руки и вытащить из воды, теплая сухая одежда. А если сердечный приступ? А если утащит под лед? А сколько людей ранятся об острые ледяные края проруби или о камни на дне?!

В заключение хочется вспомнить слова святого праведного Иоанна Кронштадтского из сочинения «Моя жизнь во Христе»: «Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые добрые нравы. А они проходят больше с грехом, как и встречаются неразумно маловерным, холодным сердцем, часто вовсе не приготовленным к чувству тех великих благодеяний Божиих, которые Бог даровал через известное празднуемое лице или событие».

Вперим ли мы свой взор вверх к Богу? Будем ли мы всматриваться в это удивительное чудо вхождения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в воды Иорданские? Увидим ли мы, подобно святому Пророку Предтече и Крестителю Господнему Иоанну, отверстые небеса и Святую Троицу? Станем ли мы наслаждаться лицезрением Бога? Поисповедуемся ли мы в этот праздник? Причастимся ли мы Тела и Крови Христовых и святой крещенской воды-Агиасмы, прогоняющих бесов и исцеляющих нас? Встретимся ли мы со Спасителем? Или останемся на примитивном телесном уровне празднования христианского праздника без Христа?

Ныряние в прорубь – это личное дело каждого: хочешь – ныряй, хочешь не ныряй. Но главное о Боге не забыть. Главное Его встретить в своей жизни…

Иерей Андрей Чиженко

Окунаться в прорубь на праздник Крещения Господня - довольно старая традиция. Писатель Аполлон Коринфский в книге, посвящённой обычаям русского народа, ещё в 1901 году писал: «несмотря на стужу, с древних времён живет в народе обычай купаться в крещенской проруби-иордани».

Богоявление

Крещение – один из двенадцати праздников, установленный в честь описанного в Евангелии события: крещения Христа в реке Иордан. Иоанн Предтеча после долгого поста пришёл с проповедью к Иордану – эта река считалась у иудеев священной, в ней совершались очистительные омовения.

Именно здесь пророк стал проповедовать Царство Божие, призывать к покаянию и крестить людей, омывая их от грехов – это было прообразом того Таинства Крещения, которое существует ныне. Когда к Иордану пришёл Христос, то попросил Иоанна крестить и Его.

«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Событие это и сам праздник ещё называют Богоявлением – ведь именно тогда впервые Христос явил себя израильскому народу и тогда же, согласно евангельскому повествованию, Бог явил Себя как Троицу в видимых образах: как Бог Отец, Дух Святой, и Бог Сын.

Праздновать Богоявление стали ещё в апостольские времена, но вместе с Рождеством. Лишь с IV века этот праздник выделился как самостоятельный. В древности в этот день также принято было крестить новообращенных.

Народная традиция, а не Таинство

Религиозные традиции той или иной местности связаны в большей степени с культурными особенностями, нежели с догматикой, и чаще ближе к язычеству, чем к христианству. На Руси связь православной обрядности и языческих суеверий с древнейших времён была довольно прочной.

На Крещение обыкновенно совершалось великое водосвятие больших водоёмов: рек, озёр, колодцев. Во льду прорубалась «иордань» - как правило, в форме креста. После праздничной литургии к ней шли служить молебен, священник опускал в воду крест, испрашивая Божие благословение. После этого народ набирал оттуда освящённую воду, а многие считали обязательным условием купание в проруби, полагая, что так они очистятся от грехов и получат прощение за «святочные бесчинства».

Между Рождеством и Крещением существовал особый период – Святки. В народе считалось, что в это время можно было позволить себе некие «греховные вольности». Святочные обычаи вобрали в себя множество языческих элементов, связанных с празднованием зимнего солнцестояния.

Согласно древним поверьям, в это время исчезала граница между видимым и невидимым миром, а разнообразные «духи» начинали свободно действовать в мире людей - именно отсюда пошла традиция святочных гаданий.

На Руси в эти дни было принято колядовать - надевать «личины» (обычно - страшные маски) и вечерами ходить по домам, где за особое обрядовое угощение гости говорили добрые пожелания хозяевам, пели обрядовые песни. Считалось, что благополучие хозяев дома в будущем зависит от того, насколько щедро они угостят колядующих и угодят их прихотям.

Церковь всегда негативно относилась к подобному «разгулу» в святые дни. Святитель Филарет Дроздов писал: «Дух Христов не враг благозаконных радостей». Ни в коей мере не ограничивая проявления радости, Церковь призывала людей в эти дни не забывать о Христе и, по мере сил, проявлять особую милость – например, делами благотворительности.

Святки венчал собой праздник Богоявления, как бы «закрывая» период весёлого полуязыческого веселья, и, согласно народному поверью, купание в «иордани» якобы смывало с души и тела все «святочные» грехи.

Конечно, ничего общего с христианством эта традиция не имеет, а купание в проруби ни в коей мере не может очистить от грехов – оно не является таинством. Это лишь народный обычай, имеющий корни в языческом прошлом. Согласно учению Церкви, грехи очищаются лишь в таинстве Крещения, Покаяния и Евхаристии при сознательном и вдумчивом участии самого человека. Никаких иных способов получить прощение грехов не существует.

Является ли вода в водопроводе 19 января святой?

Ответы протоиерея Максима Козлова на вопросы о святой воде.

- Хочется спросить – а где слышали? В какой газете прочитали, или какая кумушка по какому радио наговорила? Ведь в Церкви Вы не могли такого услышать. Это значит, сведения наши о крещенской воде исходят не от того, что мы в храме побывали, а от того, что что-то где-то кто-то сказал, и в какой-то газете что-то прочитали. Да есть такое мнение нецерковных СМИ и разных кумушек. Но мнение это восходит к более широкому пониманию современности, тому типу религиозности, который подразумевает нечто магически получаемое: - действительно, зачем идти в церковь на службу, вдруг очередь придется за святой водой стоять? Зачем Богу молиться? Зачем стараться понять, в чем смысл праздника Крещения, зачем дать себе труд задуматься, какой смысл освящения святой воды, когда можно просто включить кран в ванной и набрать ведро воды, и считать, что она святая. Думаю, ответ ясен.
- Вода, освященная 18 января, НИЧЕМ не отличается от воды, освященной 19 января. Вода, освященная в Крещенский Сочельник и в сам день Крещения Господня является освященной крещенской водой (именуемой также великой агиасмой).

Как пользоваться святой водой?

Применение святой воды в повседневной жизни православного христианина достаточно многоразлично. К примеру, ее употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры (особенно это относится к великой агиасме (воде, освященной накануне и в самый день праздника Крещения Господня), кропят свое жилище.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок